ТАСС-ДОСЬЕ. 19 августа 2016 г. президент России Владимир Путин согласился с предложением премьер-министра Дмитрия Медведева об отставке Дмитрия Ливанова с поста министра образования и науки РФ и назначением его на пост спецпредставителя главы государства по торгово- экономическим связям с Украиной.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о министрах образования в РФ с 1990 г.

Эдуард Днепров

Первым министром образования в России 14 июля 1990 г. стал Эдуард Днепров (1936-2015). Выпускник Ленинградского Нахимовского военно-морского и Высшего военно-морского училища им. М.В. Фрунзе, в 1958-1971 гг. служил на боевых кораблях Северного и Балтийских флотов. Одновременно окончил филологический факультет Ленинградского университета. После увольнения с военной службы в 1971 г. работал в НИИ Общей педагогики Академии педагогических наук СССР, был главным редактором издательства "Педагогика".

В 1988 г. возглавил временный научно-исследовательский коллектив "Школа" при Госкомитете по народному образованию СССР. В 1990 г. был избран на пост главы Минобразования Верховным советом РСФСР (первый и единственный избранный министр образования). При его участии была разработана концепция новой реформы образования, принят закон "Об образовании" 1992 г., открыты первые негосударственные образовательные учреждения.

На посту главы министерства находился 874 дня. 4 декабря 1992 г. Днепров покинул ведомство, был назначен советником президента РФ Бориса Ельцина по вопросам образования, затем перешел на научную работу. Занимал пост директора Федерального института планирования образования, был профессором Высшей школы экономики. Доктор педагогических наук, академик Российской академии образования. Скончался 6 февраля 2015 г.

Евгений Ткаченко

С 23 декабря 1992 г. по 14 августа 1996 г. министерство возглавлял Евгений Ткаченко. До назначения занимал должность ректора Свердловского инженерно-педагогического института. В годы его руководства ведомством в России был введен мораторий на приватизацию образовательных учреждений; частные издательства получили возможность выпускать учебники с грифом Минобразования РФ.

Занимал пост министра 1330 дней. После ухода из правительства занимается научной деятельностью. Входит в состав президиума Российской академии образования и экспертный совет Высшей аттестационной комиссии. Доктор химических наук, профессор, действительный член Российской академии образования.

Владимир Кинелев

14 августа 1996 г. министром общего и профессионального образования был назначен Владимир Кинелев, бывший председатель Государственного комитета РФ по высшему образованию (1993-1996) и заместитель председателя правительства РФ (январь-август 1996 г.). Под его руководством были разработаны государственные образовательные стандарты, введены новая классификация высших учебных заведений, создана единая система общего и профессионального образования.

Занимал пост 563 дня, 28 февраля 1998 г. ушел в отставку. Затем возглавлял Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (Москва). С 2008 г. - научный руководитель Российского нового университета по информационным технологиям и дистанционному образованию, заведующий кафедрой ЮНЕСКО. Академик Российской академии образования, заслуженный инженер Российской Федерации.

Александр Тихонов

Наименьший срок - 212 дней - во главе министерства общего и профессионального образования находился Александр Тихонов, бывший первый заместитель главы ведомства. Он был назначен на пост министра 2 марта 1998 г. Инициировал разработку программы переподготовки директоров школ, реформы профессионального образования, выступал за введение социального кредитования и страхования в системе образования. 30 сентября 1998 г., после отставки правительства Сергея Кириенко, покинул пост.

До 2013 г. возглавлял Государственный НИИ информационных технологий и телекоммуникаций, заведовал кафедрой "Материаловедение электронной техники" Московского института электроники и математики (МИЭМ). После того как в 2012 г. МИЭМ вошел в структуру Высшей школы экономики, Тихонов был назначен научным руководителем - директором МИЭМ НИУ ВШЭ. Доктор технических наук, профессор, академик Российской академии образования.

Владимир Филиппов

30 сентября 1998 г. министром общего и профессионального образования РФ был назначен Владимир Филиппов (с 25 мая 1999 г. - министр образования), ректор Российского университета дружбы народов. Под его руководством была принята программа по модернизации российского образования до 2010 г. Среди ее основных положений - введение ЕГЭ, разработка новых стандартов общего среднего образования, введение многобалльной системы оценок учащихся, введение целевого приема в вузы, сертификация учреждений высшего образования, разработка нового поколения стандартов всех уровней профессионального образования, внедрение государственных именных финансовых обязательств и др.

Возглавлял министерство 1987 дней, 9 марта 2004 г. покинул пост. Вновь возглавил Российский университет дружбы народов. В 2013 г. назначен председателем Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки РФ. Академик Российской академии образования, доктор физико-математических наук, профессор.

Андрей Фурсенко

9 марта 2004 г. Владимира Филиппова сменил Андрей Фурсенко, бывший первый заместитель министра, врио министра промышленности, науки и технологий РФ. На посту главы Министерства образования и науки продолжил внедрение в практику общеобразовательной школы ЕГЭ, разработку новых стандартов школьного образования, проведение мер по присоединению РФ к Болонской декларации, согласно которой стандарты отечественного высшего образования должны быть приведены в соответствии с европейскими.

Фурсенко установил рекорд по пребыванию на посту главы ведомства - 2995 дней. После ухода из правительства был назначен помощником президента РФ Владимира Путина, курирует вопросы научных фондов и грантов для ученых. С 2013 г. возглавляет попечительский совет Российского научного фонда. Доктор физико-математических наук. Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса.

Дмитрий Ливанов

Новым руководителем ведомства 21 мая 2012 г. стал бывший заместитель Андрея Фурсенко, ректор Московского института стали и сплавов, доктор физико-математических наук Дмитрий Ливанов.

На посту главы ведомства инициировал проведение реформы РАН, принятие нового закона об образовании. Выступал за активное развитие среднего профессионального образования, слияние вузов, оптимизацию их работы и сокращение доли бюджетных мест, модернизацию дошкольного образования, введение электронных версий учебников, повышение зарплат работникам образования и др.

19 августа 2016 г. во главе министерства его сменила Ольга Васильева, заместитель начальника управления по общественным проекта Администрации президента РФ.

Аникеев Александр Сергеевич - министр образования и науки Калужской области.

Родился 29 марта 1963 года в д. Ильичевка Малоярославецкого района Калужской области. В 1985 году окончил Калужский государственный педагогический институт имени К.Э. Циолковского. Работал учителем истории и обществознания в школах Калуги и Калужской области, директором средней школы №14 г. Калуги, начальником управления образования г. Калуги, заместителем Городского Головы г. Калуги. В 2006 году Удостоен звания "Почетный работник общего образования Российской Федерации".

Рабочий календарь

Алексанова Наталья Васильевна - заместитель министра - начальник управления экономики образования.

Родилась 26 мая 1977 года. Образование высшее. Окончила государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Западная академия государственной службы» (2004), специальность - финансы и кредит.

Обеспечивает:

Реализацию финансовой политики министерства, разработку и осуществление мер по обеспечению ее устойчивости.

Организацию составления перспективных и текущих финансовых планов и смет министерства;

Представление в установленном порядке интересов министерства образования и науки области в организациях, органах государственной власти и местного самоуправления, по вопросам входящим в компетенцию управления;

Организацию работы по разработке показателей прогноза социально-экономического развития области по образованию и науке;

Работу по контролю за соблюдением финансовой дисциплины;

Курирует вопросы:

Финансирования муниципальных образований по отрасли «образование» и подведомственных организаций;

Состояния имущественного комплекса системы образования.

Терехина Снежана Анатольевна - заместитель министра - начальник управления общего и дополнительного образования

Родилась 30 ноября 1966 года. Образование высшее. Закончила Калужский государственный педагогический институт имени К.Э. Циолковского (1988), специальность - русский язык и литература.

Обеспечивает:

Взаимодействие с Министерством образования и науки РФ и с муниципальными образованиями по вопросам общего образования;

Прогнозирование развития системы общего образования области;

Разработку и реализацию программ и проектов в сфере общего образования;

Организует проведение профессиональных конкурсов педагогических работников и Всероссийской олимпиады школьников;

Профильное обучение и вопросы профориентации обучающихся общеобразовательных организаций;

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях;

Специальное образование, в т.ч. комплектование и кураторство интернатных образовательных организаций, подготовку кадровых решений, вопросов награждения, повышения квалификации;

Взаимодействие с муниципальными органами управления образованием и руководителями негосударственных образовательных организаций по предоставлению общего образования;

Проведения государственной итоговой аттестации обучающихся общеобразовательных орагнизаций;

Развитие информатизации в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях области;

Вопросы оказания содействия муниципальным общеобразовательным организациям в проведении ремонтных работ, противоаварийных мероприятий.

Курирует вопросы, связанные с организацией перевозок детей к месту учебы и обратно школьными автобусами.



Зубов Денис Юрьевич - заместитель министра - начальник управления профессионального образования и науки




Родился в 1987 году в г. Калуге. Высшее образование получил на историческом факультете Калужского государственного педагогического университета имени К.Э. Циолковского. Окончил аспирантуру КГУ имени К.Э. Циолковского. Работал учителем истории и обществознания, директором муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 42» города Калуги, специалистом министерства образования и науки Калужской области, директором муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №23» города Калуги.

Обеспечивает:

Функционирование и развитие системы профессионального образования в Калужской области;

Вопросы взаимодействия с научными организациями;

Куратороство в сфере развития молодежной политики на территории Калужской области;

Кураторство в сфере организации отдыха и оздоровления детей и молодежи.


Тылкин Владимир Владимирович - начальник управления регламентации образовательной деятельности

Родился в 1971 году в Дрездене. Закончил Калужский государственный педагогический университет имени К.Э. Циолковского по специальности история и право. Работал учителем, заместителем директора школы, специалистом комитета государственного имущества Калужской области и министерства экономического развития Калужской области, заместителем начальника и начальником управления образования города Калуги. Прошёл профессиональную переподготовку в Российском государственном гуманитарном университете по программе «Правовое обеспечение государственной службы и муниципального управления» с правом на ведение профессиональной деятельности в сфере юриспруденции.

Обеспечивает:

Осуществление государственной функции по надзору за исполнением законодательства в сфере образования.

Участие в разработке и введении в действие административных регламентов, обеспечивающих контроль и надзор в сфере образования Калужской области;

Организацию и проведение контрольных мероприятий в соответствии с планом проведения выездных и документарных проверок, составление актов проверок;

Организацию проведения лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации образовательных учреждений (организаций).

Оказание государственной услуги по подтверждению документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях путем проставления на них апостиля.

Артамонов Михаил Александрович - начальник управления молодежной политики.

Родился 18 июля 1984 года. Образование высшее. Окончил Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (2010), специальность - организация работы с молодежью.

Обеспечивает:

- реализацию концепции развития молодежной политики в Калужской области;

Организацию конкурсных мероприятий среди молодежи Калужской области.

Список министров образования России пополнился новым именем. Этим событием ознаменовался целый ряд перемен в Минобрнауки. В августе 2016-го был назначен новый министр образования России.

Пост заняла О. Ю. Васильева, ранее работавшая зам. начальника Управления администрации президента РФ по общественным проектам. Ею на должности был сменен Дмитрий Ливанов, возглавлявший ведомство с 2012 года. Ливанову была поручена работа спецпредставителя президента РФ по торгово-экономическим связям с Украиной.

Оценка Кремля

Новый министр образования России Ольга Васильева, пребывая на прежней должности зам. начальника Управления президента, зарекомендовала себя как высококлассный эксперт в вопросах образования и науки. Ею ведется постоянный диалог с представителями профессионального сообщества. Как чиновник она отличается особо ценным качеством - высокой работоспособностью. Так было прокомментировано новое назначение в беседе с журналистами ТАСС начальником Управления президента РФ по общественным проектам Павлом Зеньковичем.

Новый министр образования и науки России является «своим человеком» в научном и педагогическом и сообществе; прекрасным экспертом, осведомленным обо всех проблемах этой сферы изнутри, добавил чиновник.

По словам П. Зенковича, назначение Ольги Васильевой на должность министра является в определенном смысле потерей для Управления, но в то же время и честью, поскольку президентом принято решение именно сотруднику Управления поручить выполнение столь ответственных задач.

Чиновник напомнил журналистам, что О. Васильева начала работать в Управлении с самого момента его создания, т. е. 3 с половиной года назад. Ею было взято на себя решение вопросов, касающихся содержательной части системы образования. Ранее в правительстве О. Васильева также занималась проблемами образования. Свою трудовую деятельность она начинала школьным учителем. По мнению П. Зеньковича, Ольге Васильевой прекрасно удается находить общий язык со многими представителями научного сообщества и высшей школы.

Кандидатура Ольги Васильевой на пост министра образования и науки была предложена В. Путину председателем правительства Дмитрием Медведевым, который считал, что этим может быть достигнута интенсификация работы по приоритетным направлениям, в том числе в сфере образования. Президент с этим предложением согласился.

Знакомство

О. Ю. Васильева является российским государственным деятелем, историком, религиоведом, педагогом, доктором исторических наук, профессором, действительным государственным советником РФ 2 класса. Она стала первой в российской истории женщиной на посту министра образования и науки.

Кроме того, с 2002 года О. Васильева заведует кафедрой гос.-конфессиональных отношений ИГСУ РАНХиГС, является профессором Московского гуманитарно-экономического ун-та.

Биография министра образования России: ранние годы

Будущий министр род. 13.01.1960-го в г. Бугульме (Татарстан) в семье школьных учителей. С 1979-го (после окончания дирижёрско-хорового отделения института культуры в Москве) по 1982-й работала учителем пения в столичных школах.

В 1982-м году Ольга Васильева поступила в Московский государственный пединститут на вечернее отделение исторического факультета, помимо учебы, работала в московской школе №91 учителем истории. В 1987-м О. Васильева окончила учебу в институте и продолжила свое образование, поступив в аспирантуру Института истории СССР.

Научная деятельность

Биография министра образования России Васильевой О. Ю. содержит богатую информацию о ее научной работе. В 1990-м под научным руководством Г. Куманева (Институт истории СССР) Ольга Васильева защитила кандидатскую диссертацию. Ее работа была посвящена отношениям государства и православной церкви, а также патриотической деятельности православной церкви в годы ВОВ. В качестве официальных оппонентов выступили: канд. исторических наук Ю. Шарапов, В. Г. Овчинников. Впервые в российской историографии была описана история РПЦ и отношения церкви и государства в ХХ в.

В 1998-м О. Васильева защитила докторскую диссертацию, посвященную новейшей истории русской православной церкви. В 1991—2002 годах местом ее работы был центр истории церкви и религии (институт российской истории РАН). Здесь Васильева О. В., начав с должности мл. научного сотрудника, «доросла» до руководителя центра. В 2002-м была назначена руководителем кафедры гос.-конфессиональных отношений РАНХиГС (Российская академия нар. хозяйства и госслужбы) при президенте РФ. В 2003-м начала преподавать в духовной семинарии на Сретенке.

В 2007-м Васильевой О. В. было окончено обучение в дипломатической академии МИД России (специальность: «международные отношения»).

Публикации

Васильева О. Ю.- автор более 160 научных работ. Она является руководителем более 25 кандидатских и 3 докторских диссертаций. В сферу ее научных интересов входит история Русской православной церкви в ХХ веке, отношения государства и церкви в период СССР, проблемы международных отношений, религиозно-политический экстремизм и т. д. С 1989-го по 2008-й ею опубликовано в соавторстве более 90 статей на темы богословия.

Кроме того, Ольга Васильева - член редколлегий нескольких научных журналов, председатель диссертационного совета по философии и антропологии, зам. председателя диссертационного совета по вопросам теологии при президенте РФ.

На государственной службе

В феврале 2012-го Васильеву назначили зам. директора департамента культуры правительства. В 2013-м она приступила к исполнению обязанностей заместителя руководителя управления по общественным проектам при Администрации президента РФ.

В 2014-м выступила в качестве одного из инициаторов дискуссии о консерватизме в Общероссийском народном фронте. В последующие годы Васильева О. В. трудилась в качестве члена совета по подготовке программ курса отечественной истории при минобразовании РФ, комиссии по делам религиозных объединений, комиссии по делам инвалидов, совета по освещению религиозных тем в СМИ.

Указом президента в сентябре 2014-го ей был присвоен чин действительного государственного советника 2 класса. В августе 2016-го указом президента она назначена на пост министра образования.

Резонанс

Это назначение вызвало широкий резонанс в обществе, на него откликнулись многие известные лица, представители ученого, педагогического и религиозного сообществ.

Религиозным и общественным деятелем протодиаконом Андреем Кураевым новый министр образования охарактеризован как человек, знающий множество ещё неоткрытых страниц новейшей церковной истории. По его мнению, совершенно беспочвенными являются имеющие место опасения относительно усиления клерикальных влияний на ведомство после назначения Васильевой. Кураев назвал нового министра серьезным ученым. Аналогичная оценка дана ученым-физиком Андреем Заякиным. Научная компетенция О. В. Васильевой не повлияет на дело, которым она будет заниматься на посту министра.

Как считает директор Института государственной службы и управления доктора юридических наук Игорь Барциц, Васильеву отличает умение достойно, взвешенно и спокойно "держать" любую аудитории, будь то 17-летние подростки-бакалавры, студенты или представители государственных управленческих структур.

Министры образования России

Министерство образования в России существует с 1990 года. В марте 2004-го Указом Президента на базе данного ведомства было создано Министерство образования и науки РФ. Министры образования России назначались главой государства и занимались вопросами обеспечения доступного качественного образования для населения. Каждый из занимавших данный пост чиновников отличался высоким уровнем компетентности и стремлением, находясь на доверенной ему должности, принести максимальную пользу родине. Министры образования России, в разные годы заступая на пост, занимали его в течение различных по продолжительности сроков. Их список, начиная с 1990 года, состоит из имен:

  • Эдуарда Днепрова. Заступил на пост в 1990-м. Исполнял обязанности до декабря 1992-го, когда был назначен на должность советника президента РФ.
  • Евгения Ткаченко. Возглавлял министерство с декабря 1992-го по август 1996-го.
  • Владимира Кинелева. Руководил ведомством с августа 1996-го по февраль 1998-го.
  • Александра Тихонова. Пребывал во главе министерства минимальный срок - 212 дней, с марта по сентябрь 1998 года. Покинул пост после отставки правительства С. Кириенко.
  • Владимира Филиппова. Был назначен в сентябре 1998-го, ушел с поста в марте 2004-го.
  • Андрея Фурсенко. Сменил предшественника в марте 2004-го. Находился на посту дольше, чем другие министры образования России - целых 2995 дней, до мая 2012-го.
  • Дмитрия Ливанова. Пришел в министерство в мае 2012-го. В 2016-м был назначен специальным представителем президента РФ по экономическим и торговым связям с Украиной.

Его преемником стала Ольга Васильева, в августе прошлого года заступившая на пост.

Переформатирование

Сразу после назначения Васильевой на должность в августе в Минобрнауки начались перемены. Новым министром были сняты с должности несколько заместителей. Кроме того, произошло коллективное добровольное увольнение целой группы сотрудников департамента науки.

За сравнительно короткий период в окружении Васильевой было произведено несколько отставок. Назначение состоялось пока только одно: в декабре прошлого года по распоряжению премьера РФ был назначен новый заместитель министра образования России. Им стала Ирина Кузнецова, по профессии учитель химии и биологии, имеющая опыт работы в 2-х крупных российских издательствах.

Смену кадров в Минобрнауки политологи объясняют двояко. Одними в происходящем усматривается обычный процесс подбора новым главой ведомства подходящих сотрудников. Другие считают, что в министерстве могут произойти существенные перемены по отношению к науке.