Гуманитарная отрасль всегда была привлекательной для многих людей. Она и сейчас популярна. На сегодняшний день профессии гуманитарного направления все больше конкурируют с точными науками. Ведь они разрешают человеку вникать в социальное развитие государства и общества, познавать человеческую природу и законы организационных процессов жизни общества.

Социально-гуманитарные профессии позволяют пролить свет на эти обширные темы. Людям, имеющим соответствующее мышление, особо привлекательны в жизни занятия, посвященные этим вопросам. Но гуманитарная сфера имеет разные направления. Так какую профессию выбрать? Перед тем как ответить на этот вопрос, следует изучить самые распространенные гуманитарные специальности, востребованные в нашей стране.

Гуманитарные профессии: список

Свой обзор мы начнем с одного из популярных направлений деятельности человека - психологии. Очень увлекательная, но и тяжелая профессия. Работать в этой сфере могут люди, которые любят оказывать помощь другим, умеют терпеливо выслушать ближнего и оказать мудрую поддержку своим советом (не путать с наставлением!).

В наш технологический век все больше людей, попадая в тяжелые эмоциональные ситуации, оказываются в депрессивном состоянии. Вывести их из него может высококвалифицированный специалист, а потому психологи будут всегда востребованы на трудовом рынке.

В этом направлении можно выбрать такие гуманитарные профессии, как детский психолог, психотерапевт, семейный психолог и так далее. Однако следует иметь в виду, что на этом поприще придется не только выслушивать различные неприятные истории, но и пытаться помочь человеку, который хочет поменять окружающий мир и людей, не меняя себя. К таким клиентам нужен определенный подход. Но если есть большое желание познать себя, окружающий мир и ближнего, то можно смело приступать к изучению психологии.

Философия как смысл жизни

Следующим направлением гуманитарной деятельности является работа философа. Казалось бы, что общего может быть с нашим современным миром и этой древней профессией? Но точки соприкосновения есть, ведь философы работают не с конкретными вещами или образами, не с эмоциональным состоянием, а с идеями. Люди, способные к такому образу жизнедеятельности, часто становятся работниками в области культуры, политики и религии. Некоторые, имеющие философский склад ума, предпочитают такие гуманитарные специальности и профессии, как психологический анализ или политтехнология.

Историческая наука

Профессия историка всегда была востребованной, ведь прошлое человечества так же интересно, как и его будущее. Люди, нашедшие себя в этой деятельности, обладают большими познаниями в области отечественной и зарубежной истории, международных отношений, юриспруденции. Они могут работать в архивах, музеях, преподавать историю в школах и вузах, быть журналистами в СМИ и так далее. Однако для этой профессии следует иметь хорошо развитую память и усидчивость.

Филолог

Существуют профессии социально-гуманитарного профиля, сфера деятельности которых приходится на изучение иностранных и древних языков. Некоторые специалисты изучают древние наречия родного языка. Речь ведется о профессии филолога. Чтобы стать профессионалом в этой области, необходимо изучить огромные пласты знаний и обладать талантом и усердием.

Те, кто изучает филологию, могут освоить такие гуманитарные профессии, как переводчик и преподаватель. А некоторые целиком и полностью посвящают себя науке изучения языков, становятся специалистами по мировой литературе и благодаря этому могут заняться научной или преподавательской деятельностью в школах или высших учебных заведениях. Многие люди, имеющие филологическое образование, становятся писателями.

Политик

В числе престижных профессий гуманитарного направления ‒ деятельность политика. Это направление привлекает к себе много молодежи, так как оно связано с деньгами и властью. Работа политика основывается на умении общаться с людьми, проводить разнообразные комплексные мероприятия, организовывать партии, участвовать в избирательных кампаниях, а также выступать на трибунах. Помимо этого политик должен быть хорошим дипломатом и управленцем.

Журналистика

Существуют востребованные гуманитарные профессии, относящиеся к сфере масс-медиа. Список таких профессий довольно-таки обширный. Человек может работать журналистом на телевидении, в печатных и интернет-изданиях или стать папарацци. Можно устроиться обозревателем какого-нибудь журнала.

Вся эта деятельность связана с творческим потенциалом конкретного человека и дает большие возможности для самовыражения.

Тем людям, которым не хочется мотаться по командировкам, могут быть корректора, верстальщика или редактора.

Рекламное дело

Если человек активный и имеет широкий взгляд на, казалось бы, непривлекательные вещи, он может найти себя в рекламе. Гуманитарные профессии этого направления позволяют создавать имидж различных компаний и фирм, успешно рекламировать практически любую продукцию или услугу, делая акцент на полезные качества рекламируемого товара.

Каждая компания с радостью примет в свой штат сотрудника по рекламе, который хорошо умеет проводить PR-акции.

Юрист

Рассказывая о гуманитарных науках, нельзя не обратить внимания на юридическое дело. Есть много людей, которые любят изучать законы и нормативные акты и применять их в своей работе. Человек, обучившийся на юриста, может работать юридическим консультантом, адвокатом, судьей, нотариусом или прокурором. Каждая из этих профессий призывает своего обладателя к внимательному и ответственному выполнению законов, не позволяя при этом забыть свои обязательства перед обществом. Однако в наше время на каждом шагу можно встретить юриста или нотариуса, поэтому данная профессия на сегодняшний момент наименее востребована на рынке труда.

Высокооплачиваемые гуманитарные профессии

Говоря о профессиональной деятельности в гуманитарной сфере, большинство людей хотят знать о самых престижных и хорошо оплачиваемых работах. Для примера мы выделили несколько видов профессий человека в этом направлении.

Туристический оператор

С повышением уровня благосостояния, люди все чаще обращаются в турагенства, желая отправиться для путешествия и отдыха в разные точки нашего земного шара. Для того чтобы помочь клиенту выбрать страну и место, нужны менеджеры по туризму. Они же помогают подобрать маршрут тура, оформить визу, забронировать билеты и номера в отелях. Поэтому с расцветом туристического бизнеса люди, имеющие тягу к такой работе, всегда будут востребованы. И доходы их тоже будут немаленькие.

Дизайнер

Этот вид деятельности куда шире, чем думают многие люди. Общество не стоит на месте, оно постоянно развивается и расширяется. Поэтому работа современного дизайнера состоит не только в том, как расставить мебель в квартире или подсказать, какой ремонт сделать. Сейчас таких специалистов привлекают к обустройству офисов, земельных приусадебных участков (ландшафтный дизайн), проектированию различных работ через интернет, дизайну одежды и так далее. Для того чтобы успешно работать в этой сфере гуманитарной деятельности, необходимо иметь хорошо развитую фантазию и уметь общаться с людьми.

Менеджер брендовых продукций

Многие люди удивляются тому, что, заходя в любой магазин или супермаркет, они покупают именно ту продукцию, которую часто видят на экранах своих телевизоров, слышат о ней по радио или читают в газетах. Все это дело рук бренд-менеджеров, задача которых ‒ так распиарить тот или иной товар, чтобы люди его выбирали чаще при покупках. Здесь, в принципе, нет ничего сложного, обыкновенное знание человеческой психологии, но люди, умеющие подносить правильно информацию о продукции, неизменно в цене. Такой специалист всегда имеет хорошие доходы, а компании дорожат таким сотрудником.

Итог

Существуют и другие гуманитарные профессии, список которых можно продолжать долго. Все они важны и необходимы для развития нашего общества. Если человек хочет посвятить себя гуманитарным наукам, то он должен рассмотреть все существующие варианты, представить себя в роли того или иного работника, а затем выбрать деятельность, подходящую по личным качествам, и к которой «лежит душа».

Ведь технические и гуманитарные профессии позволяют людям максимально реализовать себя в этом мире, раскрыть свой потенциал и работать на благо общества, достойно обеспечивая себя и свою семью. Нет лучших или худших профессий, есть только спрос на те или иные виды деятельности. Поэтому перед выбором профессии следует тщательно просмотреть рынок труда, какие вакансии востребованы в настоящее время. Но в любом случае работу желательно искать по душе, тогда она будет приносить удовольствие и радость, а потом и деньги.

Весьма значительной и столь же своеобразной областью научного познания являются социальные и гуманитарные науки, часто объединяемые понятием социально-гуманитарных наук, а еще шире - социально-гуманитарного знания. Содержанием такого знания является общество (социум) и человек в самых различных аспектах. Социальные науки в узком смысле - социология, экономика, наука о праве, политология. Но эти области нельзя рассматривать вне общего культурного контекста, вне мира культуры, создаваемого социумом - целыми поколениями людей, каждое из которых вносит свой вклад, и отдельными личностями. К социальным можно отнести целый ряд наук, которые принято называть гуманитарными: антропологию, науки об искусстве, историю, историю культуры, культурологию. Если проводить разделение двух этих видов наук, то важнейшими признаками будут: Предмет: социальные науки изучают структуру общества и общие социальные закономерности, гуманитарные изучают человека и его мир. Метод: социальные науки опираются на объяснение, гуманитарные - на понимание. Предмет и метод одновременно. Можно говорить и о разделении по исследовательским, программам, что включает в себя целый ряд компонентов: общую характеристику предмета, общие предпосылки научной теории, методы исследования, способы перехода от общих предпосылок (в том числе общекультурных, философских и т. д.) к научным построениям. Научная программа, в отличие от теории, претендует на всеобщий охват всех явлений и носит концептуальный характер73. В социально-гуманитарном познании наиболее отчетливо выделяются натуралистическая и культурцентристская программы. Первая, констатируя различие предметов наук об обществе и о природе, вместе с тем считает, что и общественные науки могут и должны применять методы естествознания. Вторая, делая логически и ценностно первым объектом исследования культуру, строится на индивидуализирующем подходе и специальных методах исследования. Нередко обе программы переплетаются между собой, происходит сознательная или не вполне отрефлексированная «прививка» друг к другу их методов, особенно при обсуждении практических проблем. Одна программа исследует цели и ценности субъекта, другая - закономерности и механизмы, которые могли бы привести к их реализации. Можно сказать - одна исследует явления на макроуровне, другая - на микроуровне, одна сосредоточена на «овеществлении», другая - на «очеловечивании». Есть основания утверждать, что любое познание социально, так как социокультурно обусловлено (это мы видим на примере естествознания), более того, любое знание гуманитарно, так как прямо или косвенно оно связано с человеком. Само по себе понятие социально-гуманитарного знания не вызывает возражений, серьезное расхождение мнений имеет место в вопросе, может ли эта область знания претендовать на статус научной? Можно ли говорить не только о социально-гуманитарном знании, но и социально-гуманитарных науках? Наиболее скептическое отношение проявляют здесь люди сциентистского склада мышления, представители естественных, а особенно технических наук. Они считают, что научным является только знание, построенное по классическому образцу естествознания, - максимально строгое, объективное, свободное от отпечатка познающего субъекта, хотя даже естествознание (неклассическое, а тем более постнеклассическое) было вынуждено отказаться от иллюзий такого знания. С другой стороны, нередко и представители гуманитарного знания считают, что история (будь то социально-экономическая, политическая, история культуры) является иррациональным процессом, в который вовлечены миллионы усилий, стремлений, воль, непредсказуемых случайностей. Каждое событие истории единично, каждое духовное действие индивидуально и потому недоступно обобщению. В истории невозможны эксперименты (хотя как сказать!), не могут быть повторены ни одно историческое событие или акт духовной деятельности, не существует законов, подобных законам природы, разве что можно выявить лишь закономерности. И все же это область истинного знания, так как она включает аспекты, невыразимые в сциентистских моделях, требующие вживания и сопереживания со стороны субъекта, включения его мироощущения - во всем богатстве их красок и противоречий. Эти споры «физиков» и «лириков», особенно ярко разгоревшиеся в 60-е годы прошлого века и незаметно сошедшие на нет, как видим, не новы. Противоборство гуманитарного и сциентистского знаний привело даже к своеобразному разделению «наук о природе» и «наук о культуре» в конце XIX в. (об этом ниже). Безусловно, следует иметь в виду, что социально-гуманитарное знание включает в себя не только описание и объяснение явлений с научных позиций, но и такие области, как художественная критика, публицистика, эссеистика. Оно включает в себя обыденный здравый смысл, основанный на жизненном опыте, на из веков идущих традициях культуры и общественной жизни. Таким образом, мы выходим на обширную и очень интересную проблему различия науки и ненаучного (вненаучного, донаучного) знания. Если воздействие и взаимопроникновение их наблюдается даже в естествознании, то тем более неизбежно оно и в социально-гуманитарной сфере. Выделяя то общее, что делает науку наукой, следует прежде всего назвать познавательные установки, которые лежат в основе научной деятельности, а именно - науку определяет то, что она все изучает как объект. Положение дел здесь не меняет и признание субъективной составляющей научной деятельности - ведь ее тоже можно и нужно изучать методами науки - как любой объект исследования. Далее, признавая, что знания о мире - природе, обществе, духовной деятельности - присутствуют и на уровне обыденного сознания (проникая в научное мышление, хотим мы того или нет), следует учитывать, что обыденное знание не выходит за рамки наличного исторического опыта, т. е. сегодняшней практики. Наука же, наращивая научное знание, выходит за эти рамки. Для этого ей приходится создавать теоретические конструкты, новые понятия, часто абстрактные. Присущи ли указанные установки и социально-гуманитарному знанию? Во всяком случае, нельзя отрицать, что оно имеет свой объект и свой понятийный аппарат, позволяющий создавать свои особые «миры», предсказывать или предвидеть различные явления в своей области. А эта область, так или иначе, - весь мир.

Еще по теме Понятие социально-гуманитарных наук и социально-гуманитарного знания:

  1. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ, ЕЁ ПРЕДМЕТ, СМЫСЛ, ФУНКЦИИ И МЕСТО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
  2. Формирование дисциплинарной структуры социально-гуманитарного знания

Надежда ИЛЬИНОВА

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ общества нового типа

В статье автор дает краткую характеристику социально-гуманитарного знания, рассматривает специфику социальногуманитарного познания, обосновывает необходимость переоценки отношения к социально-гуманитарным дисциплинам в условиях формирования российского общества нового типа.

The author of the article presents his own brief characteristic of social and humanitarian knowledge. Specificity of social and humanitarian cognition is considered; necessity of revaluation the relation to social and human sciences in conditions of forming a new type of Russian society is substantiated.

Ключевые слова:

социально-гуманитарное знание, познание, истина, ценности, социум, наука; social and humanitarian knowledge, cognition, truth, values, society, science.

Господствующая техногенная цивилизация переживает глубо -кий духовно - интеллектуальный кризис. Конец XX - начало XXI в. характеризовались серьезной переоценкой всех воз -можностей человека активно преобразовывать как природу, так и общество. В контексте смены научных парадигм, обслуживающих запросы современного техногенно - инновационного рынка, про -блемы социально - гуманитарного знания приобретают особый интерес. Новое общество требует поиска новых методов познания общества.

Без учета иерархии ценностей сегодня невозможна деятельность ни в одной научной сфере. Изменяется в новых условиях и само понимание истины, что обеспечивает правомерность существова -ния альтернативных моделей истинного знания в научном мире1.

Ценности выполняют регулятивную и нормативную функции, определяя ориентиры поведения и деятельности человека. В сфере познания социального бытия чаще всего выделяют объекты, имею -щие жизненную, практическую ценность и по этой причине представляющие познавательный интерес. В этом смысле можно гово -рить о единстве и взаимодополняемости трех основных ориентаций социально -гуманитарного познания: 1) на достижение объективно -истинного знания (когнитивная ориентация); 2) на получение прак -тически значимого результата (праксеологическая ориентация); 3) на получение знания, которое соответствует принятой в обще -стве системе социокультурных ценностей и норм (аксиологическая ориентация).

Влияние ценностей на социогуманитарное познание различа -ется в зависимости от типа познавательной деятельности. Особую роль социокультурные ценности играют во вненаучном социогу-манитарном познании, которое, в отличие от научного (теорети -ческого), иногда характеризуют как духовно - практическое позна -ние, подчеркивая его служебную роль по отношению к сферам практической жизни общества. Среди основных форм вненауч -ного знания - мифологическая и религиозная, художественная и моральная, правовая и экономико - практическая и др. формы зна -ния. Этот тип знания соотносится с соответствующими формами общественного сознания и определяется потребностями решения

1 Новолодская Т.А., Садовников В.Н. Философские проблемы социальногуманитарного знания: учебное пособие. - СПб., 2008, с. 4.

ИЛЬИНОВА Надежда Александровна - к.соц.н., доцент; и.о. заведующего кафедрой философии и социологии Адыгейского государственного университета [email protected]

задач в конкретных сферах обществен -ной жизни. В экономической или поли -тической практике при всей значимости научно-теоретических разработок все -таки предпочитают опираться на функ -циональное экономическое и полити -ческое знание, учитывающее принятую в данном обществе систему ценностей, традиции и т.д.

Для научного познания основной цен -ностной ориентацией является достиже ние истины, а его результаты обладают самоценностью. Вненаучное и обыден -ное социогуманитарное познание непо средственно включены в решение задач практической деятельности и, имея в этом смысле служебную роль, прямо соотносятся с ценностями бытия и социальными идеалами, признаваемыми обществом1.

Всю совокупность научного знания тра -диционно разделяют на две группы:

1) науки, изучающие неорганические природные процессы и живые организмы,

Естественные науки, естествознание;

2) науки, рассматривающие условия жизни людей, общественные отношения, правовые и государственные формы орга низации деятельности людей. Данный блок объединяет гуманитарные и соци -альные науки, их содержанием выступает знание о человеке и его деятельности.

Полное разделение социальных и гума -нитарных наук представить достаточно сложно, т.к. одним из объектов этих наук выступает индивид, являющийся членом общества и в определенной степени зави сящий от него. Общество, в свою очередь, состоит из индивидов, и изучение обще -ства без учета индивидуальной специфики не приведет к построению объективной социальной картины.

Приведем специфические особенности, характеризующие социально гуманитарное познание:

Феномены, исследуемые гуманитар -ными науками, уникальны в их историко культурной неповторимости, поэтому естественнонаучные методы к ним непри менимы либо должны быть видоизме нены;

Общество, любая его подсистема, человек как член общества не являются статичными, неизменными объектами;

1 Зеленков А.И. и др. Философия и методология науки: учебное пособие для аспирантов / под ред. А.И. Зеленкова. - Минск, 2007.

Социально- гуманитарное знание всегда ценностно нагружено; очевидно влияние этого знания на решение мораль -ных, политических и идеологических про -блем;

На результатах познания социума и человека так или иначе сказываются целевые и мировоззренческие установки исследователя;

Исследователь проблем общества и человека сам является частью или предста -вителем исследуемого объекта; субъект и объект исследования совпадают или могут состоять в коммуникативном процессе;

В гуманитарном познании находят широкое применение герменевтические методы исследования, т.к. одним из веду -щих приемов приращения знания явля -ется интерпретация текстов в широком (семиотическом) смысле;

Исследование объектов, связанных с обществом и человеком, осложняется их принципиальной ненаблюдаемостью2.

В социально - гуманитарном познании в полученное знание исследователь при -вносит свое «я», оставляет свой «мировоз -зренческий портрет»3 в виде социальных ориентиров и ценностных установок. Это объясняется социокультурной детермини -рованностью социально - гуманитарного познания и тесной связью между наукой и культурой как формами человеческой дея -тельности. В широком смысле социальное и культурное совпадают по содержанию4, т.к. обозначают одну и ту же область явле -ний - общество.

Следует обозначить некоторые способы влияния социума на науку:

Прямое, открытое, непосредственное, которое выражается в социальном заказе, в определенной организации научной дея -тельности;

Имплицитное, скрытое, неявное, про -являющееся через ряд опосредующих эле -ментов: категориальный аппарат, картину мира, научный язык, стиль мышления и т.д.

Социокультурная обусловленность социально гуманитарного познания воз

2 Макарихина О.А. Анализ и моделирование понятийной структуры терминов социальногуманитарных наук: на примере термина «этнос»: дис. ... к.филос.н. - Н. Новгород, 2007, с. 39-41.

3 Филатов В.П. Научное познание и мир чело -века. - М., 1989, с. 8-9.

4 Зинченко В.П. Наука - неотъемлемая часть культуры // Вопросы философии, 1990, № 1, с. 34.

никает в связи с тем, что уровень разви -тия науки обусловлен уровнем развития общества, т.е. речь идет об экономиче -ской базе, культуре, накопленных зна -ниях, опыте, используемых технологиях и т.д. Истории известны факты неприятия обществом определенного вида знания в связи с «незрелостью», низким уров -нем развития общества, забвением этого знания и возвращением к нему через определенный временной промежуток на новом, более высоком уровне разви тия социума. Генезис всех форм социо -гуманитарного знания предполагает пре емственность, связь предшествующих и последующих этапов его развития. Социально - гуманитарное знание, подчи -няясь критериям научности, истинности, рациональности, характерным для подоб -ных форм науки, в той мере, в какой оно способно адекватно реконструировать социальную и духовную составляющие жизнедеятельности человечества, не может не зависеть от социальной среды и времени. Мировоззренческой интерпретации социально гуманитарных кон струкций способствует социокультурный опыт человечества, включение созданных в прошлом социальных представлений в ценностные и смысловые характеристики современной культуры.

Социокультурная обусловленность понимается как сложная взаимосвязь внешних социальных и внутренних ког нитивных факторов формирования зна ния как системы познавательных и миро воззренческих утверждений и принципов. В социально- гуманитарном познании в большей мере, чем в других отрас лях науки, обнаруживается социально организационное воздействие на научную деятельность. Последнее вызывает ком -плекс противоречий:

Между сегодняшними потребностями общества в социальных исследованиях, выводах и прогнозах общественных наук и сложившейся системой организа -ции науки, которая удовлетворить их не может;

Между формой организации обще -ствознания, механизмом управления наукой и содержанием, задачами социальных исследований.

Еще одной специфической чертой со -циокультурной обусловленности социально гуманитарного знания явля ется неустранимая связь с обыденными,

ненаучными формами знания. Социальное познание осуществляется не только в научной форме, не только при помощи рационально - понятийных средств иссле -дования.

Ученые, приступающие к исследова -нию, уже обладают набором каких-либо знаний об обществе, его истории, куль туре, политической и экономической жизни. Социальный объект - будь то социальное событие или духовный фено мен - вызывает всевозможные эмоции и чувства исследователя, который не может быть безучастным к наполненной драма тическими фактами человеческой дея -тельности. Поэтому процесс ее познания в немалой степени несет на себе отпеча ток жизненного мира и жизненной пози ции ученого, зависит от его воспитания, образования и даже эмоциональности. К обыденному знанию обычно относят всю совокупность несистематизирован ных, фрагментарных, частичных знаний, включающих представления о праве, морали, идеологические установки, убеждения, стихийное общественное сознание и т.д.

Социальное познание в ненаучных фор мах осуществляется посредством опреде ленных оценочных норм, принципов, идеологических стереотипов, правил или посредством художественных образов. Познавательный момент присутствует во всех формах общественного сознания, в содержании обыденного ненаучного зна ния и тем самым подчеркивает человече ский и мировоззренческий контексты, в рамках которых реализуется познаватель -ная деятельность исследователя. Изучение взаимодействия научно теоретического и ненаучного, обыденного знания в про -цессе познания требует учитывать их раз личия по характеру отражения в них объ екта, способам его функционирования в общественной среде.

В настоящее время наблюдается воз -растающий интерес к проблематике социально - гуманитарного знания. Это явление объясняется различными при чинами теоретического, философского и социального характера. «Современная наука - на переднем крае своего поиска

Поставила в центр исследований уни -кальные, исторически развивающиеся системы, в которые в качестве особого компонента включен сам человек... Техногенная цивилизация ныне вступает

в полосу особого типа прогресса, когда гуманистические ориентиры становятся исходными в определении стратегий науч ного поиска»1. Результаты социальногуманитарного знания все в большей мере оказывают воздействие на цивилизацион ные процессы.

Однако в сфере образования отноше ние к рассматриваемой области знания сегодня неоднозначно. В начале XXI в. речь шла о гуманитаризации образова ния: «Центральной идеей философии образования является усиление гумани -тарной подготовки специалиста любого профиля... Гуманитарные науки при -общают к богатствам мировой и отече -ственной культуры, содействуют уста новлению взаимопонимания и согласия между народами. Гуманитаризация образования оберегает человека от тех нократической близорукости и прими тивного прагматизма, помогает снимать психологическое напряжение, повышает творческий потенциал и жизнестойкость

1 Рузавин Г.И. Философия науки: учебное пособие. - М., 2011.

личности»2. Сегодня в связи с переходом на двухуровневую систему образования бакалавры «недополучают» социально гуманитарную составляющую знания. Бакалавр в значительной степени дол -жен быть ориентирован на практическую деятельность. А это возможно только за счет уменьшения или гуманитарно социального, или естественнонаучного блока. Связано это, в первую очередь, с оптимизацией российского образования, результаты которой, на наш взгляд, будут неоднозначными. Цикл социально гуманитарных дисциплин формирует человека данного общества и для этого общества. Поэтому политика сокраще ния гуманитарного блока приводит к общему снижению профессионализма и профессиональной ответственности. Сбалансированное же присутствие обще ственных наук и оптимизация методов их преподавания в системе профессиональ ного обучения в вузе - залог подготовки высококлассных, конкурентоспособных, компетентных специалистов и ответ ственных членов общества.

2 Иконникова С.Н. История культурологических теорий. - СПб., 2003, с. 10-11.


Социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы. Без человека нет общества. Но и человек не может существо­вать без общества.

Особенности гуманитарного знания: понимание; обраще­ние к текстам писем и публичных выступлений, дневников и программных заявлений, художественных произведений и критических рецензий и т. д.; невозможность сведения зна­ния к однозначным, всем признанным определениям.

Гуманитарное знание призвано воздействовать на челове­ка, одухотворять, преображать его моральные, идейные, ми­ровоззренческие ориентиры, способствовать развитию его че­ловеческих качеств.

Социальное и гуманитарное знания - результат социаль­ного познания.

Социальное познание - процесс приобретения и разви­тия знаний о человеке и обществе.

Познание общества, протекающих в нем процессов имеет, наряду с общими для всей познавательной деятельности чер­тами, также и существенные отличия от познания природы.

Особенности социального познания

1. Субъект и объект познания совпадают. Общественная жизнь пронизана сознанием и волей человека, она, по сущест­ву, субъект-объектна, представляет в целом субъективную ре­альность. Получается, что субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием).

2. Получаемое социальное знание всегда связано с инте­ресами индивидов-субъектов познания. Социальное познание задевает непосредственно интересы людей.

3. Социальное знание всегда нагружено оценкой, это цен­ностное знание. Естествознание насквозь инструментально, в то время как обществознание - это служение истине как цен­ности, как правде; естествознание - «истины разума», обще­ствознание- «истины сердца».

4. Сложность объекта познания - общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии. Поэтому установление социальных за­кономерностей затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер. В отличие от естествознания в обществознании невозможны (или очень ограничены) пред­сказания.



5. Поскольку общественная жизнь изменяется очень бы­стро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.

6. Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент. Наиболее распростра­ненном методом социального исследования является научная абстракция, в социальном познании исключительно велика рольмышления.

Описать и понять социальные явления позволяет пра­вильный подход к ним. Это означает, что социальное позна­ние должно опираться на следующие принципы:

Рассматривать социальную действительность в разви­тии;

Изучать общественные явления в их многообразных связях, во взаимозависимости;

Выявлять общее (исторические закономерности) и осо­бенное в общественных явлениях.

Всякое познание общества человеком начинается с восп­риятия реальных фактов экономической, социальной, поли­тической, духовной жизни - основы знаний об обществе, де­ятельности людей.


Чтобы факт стал научным, его следует интерпретиро­вать (лат. interpretatio - истолкование, разъяснение). Прежде всего факт подводится под какое-либо научное поня­тие. Далее изучаются все существенные факты, из которых складывается событие, а также ситуация (обстановка), в кото­рой оно происходило, прослеживаются многообразные связи изучаемого факта с другими фактами.

Таким образом, интерпретация социального факта - это сложная многоступенчатая процедура его истолкования, обобщения, объяснения. Только интерпретированный факт является действительно научным фактом. Факт, представ­ленный только в описании его признаков, - всего лишь сырье

С научным объяснением факта связана и его оценка, кото­рая зависит от следующих факторов:

Свойства изучаемого объекта (события, факта);

Соотнесение изучаемого объекта с другими, однопо- рядковыми, или идеалом;

Познавательные задачи, которые поставил исследова-

Личная позиция исследователя (или просто человека);

Интересы той социальной группы, к которой исследова-

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

«Специфика познания общественных явлений, специфи­ка обществознания определяется многими факторами. И, по­жалуй, главный среди них - само общество (человек) как объект познания. Строго говоря, это и не объект (в естествен­но-научном смысле этого слова). Дело в том, что обществен­ная жизнь насквозь пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект-объектна, представляет в целом субъективную реальность. Получается, что субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием). Ес­тественно-научными методами, однако, этого делать нельзя. Естествознание охватывает и может осваивать мир лишь объ­ектным (как объект-вещь) образом. Оно действительно имеет дело с ситуациями, когда объект и субъект находятся как бы по разные стороны баррикад и потому так различимы. Ес­тествознание и субъекта превращает в объект. Но что значит превратить субъекта (человека, ведь, в конечном счете) в объ­ект? Это значит убить в нем самое главное - его душу, сде­лать из него некую безжизненную схему, бездыханную конст­рукцию. <...> Субъект не может стать объектом, не перестав быть самим собой. Познать субъекта можно только субъект­ным же образом - через понимание (а не абстрактно-общее объяспепне), чувствование, выживание, сопереживание, как бы изнутри (а не отстранение, извне, как в случае с объектом),

Специфичен в обществознании не только объект (субъект- объект), но и субъект. Везде, в любой науке кипят страсти, без страстей, эмоций и чувств нет и не может быть человеческого поиска истины. Но в обществознании их накал, пожалуй, са­мый высокий» (Гречко П. К. Обществ о знание: для поступаю­щих в вузы. Часть I. Общество. История. Цивилизация. М., 1997. С. 80-81.).

[ С1. | Опираясь на текст, укажите главный фактор, который определяет специфику познания общественных явлений. Како­вы, по мнению автора, особенности данного фактора? Ответ: Главным фактором, который определяет специфику познания общественных явлений, выступает его объект - са­мо общество. Особенности объекта познания связаны с уни­кальностью общества, которое пронизано сознанием и волей челопека, что делает его субъективной реальностью: субъект йозняет субъекта же, т. е. познание оказывается самопозна­нием.

Ответ: По мнению аптора, отличие обществознания от есте­ствознания заключается в различии объектов познания, его методов. Так, в обществознании объект и субъект познания совпадают, а в естествознании или разведены, или существен­но различаются, естествознание - это монологическая форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней, об- ществоэнание - это диалогическая форма знания: субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать без­гласным; в обществознании познание осуществляется как бы изнутри, в естествознании - извне, отстраненно, с помощью абстрактно-общих объяснений.

страстей, эмоций и чувств является самым высоким? Дайте свое объяснение и приведите с опорой на знания обществовед­ческого курса и факты общественной жизни три примера «эмоциональности» познания общественных явлений. Ответ: Автор считает, что в обществознании накал страстей, эмоций и чувств является самым высоким, поскольку здесь всегда присутствует личностное отношение субъекта к объек­ту, жизненная заинтересованность в том, что познается. В ка­честве примеров * эмоциональности» познания общественных явлений могут быть приведены: сторонники республики, изу­чая формы государства, будут искать подтверждение преиму­ществ республиканского строя перед монархическим; монар­хисты особое внимание уделят доказательствам недостатков республиканской формы правления и достоинств монархиче­ской; всемирно-исторический процесс рассматривался в на­шей стране в течение длительного времени с точки зрения классового подхода и др.

| С4. | Специфика социального познания, как отмечает ав­тор, характеризуется рядом особенностей, две из которых рас­крыты в тексте. Опираясь на знания обществоведческого кур­са, укажите любые три особенности социального познания, не отраженные во фрагменте.

Ответ: В качестве примеров особенностей социального по­знания могут быть приведены следующие: объект познания, которым является общество, сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, что затрудняет установле­ние социальных закономерностей, а открытые социальные за­коны носят вероятностный характер; в социальном познании ограничена возможность применения такого метода научного исследования, как эксперимент; в социальном познании иск­лючительно велика роль мышления, его принципов и методов (например, научная абстракция); поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социаль­ного познания можно говорить об установлении только от­носительных истин и др.

Раздел 5. Политика

Социальные науки, их классификация

Общество ¾ настолько сложный объект, что одной на­уке изучить его не по силам. Только объединяя усилия многих наук, можно полно и непротиворечиво описать и изучить самое сложное образование, какое только существует на этом свете, человеческое общество. Совокупность всех наук, изучающих общество в целом, называют обществознанием . К ним относят философию, историю, социологию, экономику, политологию, психологию и социальную психологию, антропологию и культурологию. Это фундаментальные науки, состоящие из множества поддисциплин, разделов, направлений, научных школ.

Обществознание, возникнув позже многих других наук, вбирает в себя их понятия и конкретные результаты статистику, табличные данные, графики и понятийные схемы, теоретические категории.

Всю совокупность относящихся к обществознанию наук подразделяют на две разновидности – социальных и гуманитарных .

Если социальные науки - это науки о поведении людей, то гуманитарные - это науки о духе. Можно сказать иначе, предметом социальных наук выступает общество, предметом гуманитарных дисциплин - культура. Основным предметом социальных наук выступает изучение поведения людей .

Социология, психология, социальная психология, эко­номика, политология, а также антропология и этногра­фия (наука о народах) относятся к социальным наукам . У них много общего, они тесно связаны между собой и составляют своего рода научный союз. Примыкает к не­му группа других, родственных ему, дисциплин: фило­софия, история, искусствознание, культурология, литературоведение. Их относят к гуманитарному знанию .

Поскольку представители соседних наук постоянно общаются и обогащают друг друга новыми знаниями, то границы между социальной философией, социальной психологией, экономикой, социологией и антропологией можно считать весьма условными. На их пересечении постоянно возникают междисциплинарные науки, с примеру на стыке социологии и антропологии появилась социальная антропология, на стыке экономики и психологии – экономическая психология. Помимо того существуют такие интегративные дисциплины, как юридическая антропология, социология права, экономическая социология, культурная антропология, психологическая и экономическая антропология, историческая социология.

Познакомимся более основательно со спецификой ведущих общественных наук:

Экономика – наука, изучающая принципы организации хозяйственной деятельности людей, отношения производства, обмена, распределения и потребления, формирующиеся в каждом обществе, формулирует основания рационального поведения производителя и потребителя благ.Экономика изучает также поведение больших масс людей в рыночной ситуации. В малом и большом - в общественной и частной жизни - люди и шага ступить не могут, не затрагивая экономических отношений . Договариваясь о работе, покупая товары на рынке, считая свои доходы и затраты, требуя выплаты зарплаты и даже собираясь в гости мы - прямо или косвенно - учитываем принципы экономии.



Социология –наука изучающая взаимоотношения, возникающие между группами и общностями людей, характер структуры общества, проблемы социального неравенства и принципы разрешения социальных конфликтов.

Политология – наука,изучающая феномен власти, специфику социального управления, отношения, возникающие в процессе осуществления государственно-властной деятельности.

Психология - наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков - проблема души. Психологи изучают устойчивое и повторяющееся в индивидуаль­ном поведении. В центе внимания находятся проблемы восприятия, памяти, мышления, обучения и развития человеческой личности. В современной психологии много отраслей знания, в том числе психофизиология, зоопсихология и сравнительная психология, социальная психология, детская психология и педагогическая психология, возрастная психология, психология труда, психология творчества, медицинская психология и др.

Антропология - наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Она изучает примитивные племена, которые сохранились сегодня с первобытных времен в затерянных уголках планеты: их обычаи, традиции, культуру, манеры поведения.

Социальная психология изучает малую группу (семья, компания друзей, спортивная команда). Социальная психология - это пограничная дисциплина. Она сформировалась на стыке социологии и психологии, взяв на себя те задачи, которые не в силах были решить ее родители. Оказалось, что большое общество не прямо воздействует на индивида, а через посредника - малые группы. Этот ближайший к человеку мир друзей, знакомых и родных играет исключительную роль в нашей жизни. Мы вообще живем в малых, а не в больших мирах - в конкретном доме, в конкретной семье, в конкретной фирме и т.п. Малый мир влияет на нас порой даже сильнее, чем большой. Вот почему появилась наука, которая вплотную и очень серьезно им занялась.

История - одна из важнейших наук в системе социально-гуманитарного знания. Объектом ее изучения является человек, его деятельность на протяжении существования человеческой цивилизации. Слово «история» греческого происхождения и означает «исследование», «разыскание». Некоторые ученые считали, что объектом изучения истории является прошлое. Известный французский историк М.Блок категорически возражал против этого. «Сама мысль, что прошлое как таковое способно быть объектом науки, абсурдна».

Возникновение исторической науки относится ко временам древних цивилизаций. «Отцом истории» принято считать древнегреческого историка Геродота, составившего труд, посвященный греко-персидским войнам. Однако, это вряд ли справедливо, так как Геродот использовал не столько исторические данные, сколько сказания, предания и мифы. И труд его не может считаться вполне достоверным. Значительно больше оснований считаться отцами истории у Фукидида, Полибия, Арриана, Публия Корнелия Тацита, Аммиана Марцеллина. Эти древние историки использовали для описания событий документы, собственные наблюдения, свидетельства очевидцев. Все древние народы считали себя народами-историографами и почитали историю как учительницу жизни. Полибий писал: «уроки, почерпнутые из истории, наиболее верно ведут к просвещению и подготовляют к занятию общественными делами, повесть об испытаниях других людей есть вразумительнейшая или единственная наставница, научающая нас мужественно переносить превратности судьбы.».

И хотя, с течением времени, люди стали сомневаться в том, что история может научить последующие поколения не повторять ошибки предыдущих, важность изучения истории не оспаривалась. Известнейший русский историк В.О.Ключевский в своих размышлениях об истории писал: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».

Культурологию интересует прежде всего мир искусства - живопись, архитектура, скульптура, танцы, формы развлечения и массовые зрелища, институты образования и науки. Субъектами культурного творчества выступают а) индивиды, б) малые группы, в) большие группы. В этом смысле культурология охватывает все типы объединения людей, но только в той степени, в какой это касается создания культурных ценностей.

Демография изучает население - все множество людей, составляющих человеческое общество. Демографию интересует прежде всего то, как размножаются, сколько живут, почему и в каком количестве умирают, куда передвигаются большие массы людей. Она смотрит на человека отчасти как на природное, отчасти как на общественное существо. Рождаются, умирают и размножаются все живые существа. На эти процессы воздействуют в первую очередь биологические законы. Например, наука доказала, что больше 110-115 лет человек жить не может. Таков его биологический ресурс. Однако подавляющее большинство людей проживает до 60-70 лет. Но это сегодня, а двести лет назад средняя продолжительность жизни не превышала 30-40 лет. В бедных и слаборазвитых странах и сегодня люди живут меньше, чем в богатых и очень развитых. У человека продолжительность жизни определяется как биологическими, наследственными особенностями, так и социальными условиями (быт, труд, отдых, питание).


Социальное познание - это познание общества. Познание общества - процесс очень сложный в силу ряда причин.

1. Общество является самым сложным из объектов познания. В общественной жизни все события и явления настолько сложны и многообразны, настолько непохожи друг на друга и так причудливо переплетаются, что обнаружить в ней определенные закономерности очень трудно.

2. В социальном познании исследуются не только материальные (как в естествознании), но и идеальные, духовные отношения. Эти отношения значительно сложнее, многообразнее и противоречивее, чем связи в природе.

3. В социальном познании общество выступает и как объект, и как субъект познания: люди творят свою собственную историю, и они же познают ее.

Говоря о специфике социального познания, следует избегать крайностей. С одной стороны, нельзя с помощью теории относительности Эйнштейна объяснить причины исторического отставания России. С другой стороны, нельзя утверждать непригодность для обществознания всех тех методов, которыми исследуется природа.

Первичным и элементарным методом познания является наблюдение . Но оно отличается от того наблюдения, которое используют в естествознании, наблюдая звезды. В обществознании познание касается одушевленных, наделенных сознанием объектов. И если, например, звезды даже при многолетнем наблюдении за ними остаются совершенно невозмутимыми по отношению к наблюдателю и его намерениям, то в общественной жизни все иначе. Как правило, обнаруживается обратная реакция со стороны изучаемого объекта, что-либо делает наблюдение с самого начала невозможным, либо прерывает его где-то посередине, либо вносит в него такие помехи, которые существенно искажают результаты исследования. Поэтому невключенное наблюдение в обществоведении дает недостаточно достоверные результаты. Необходим другой метод, который носит название включенное наблюдение . Оно осуществляется не со стороны, не извне по отношению к изучаемому объекту (социальной группе), а изнутри его.

При всей своей значимости и необходимости наблюдение в обществознании демонстрирует те же самые принципиальные недостатки, что и в других науках. Наблюдая, мы не можем изменять объект в интересующем нас направлении, регулировать условия и ход изучаемого процесса, воспроизводить его настолько многократно, насколько это требуется для завершенности наблюдения. Существенные недостатки наблюдения в значительной степени преодолеваются в эксперименте.

Эксперимент носит активный, преобразующий характер. В эксперименте мы вмешиваемся в естественный ход событий. По В.А. Штоффу, эксперимент можно определить как вид деятельности, предпринимаемой в целях научного познания, открытия объективных закономерностей и состоящей в воздействии на изучаемый объект (процесс) посредством специальных инструментов и приборов. Благодаря эксперименту удается: 1) изолировать исследуемый объект от влияния побочных, несущественных и затемняющих его сущность явлений и изучать его в «чистом» виде; 2) многократно воспроизводить ход процесса в строго фиксированных, поддающихся контролю и учету условиях; 3) планомерно изменять, варьировать, комбинировать различные условия в целях получения искомого результата..

Социальный эксперимент обладает рядом существенных особенностей.

1. Социальный эксперимент носит конкретно-исторический характер. Эксперименты в области физики, химии, биологии могут быть повторены в различные эпохи, в различных странах, ибо законы развития природы не зависят ни от формы и типа производственных отношений, ни от национальных и исторических особенностей. Социальные же эксперименты, нацеленные на преобразование экономики, национально-государственного устройства, системы воспитания и образования и т. д., могут давать в различные исторические эпохи, в различных странах не только разные, но и прямо противоположные результаты.

2. Объект социального эксперимента обладает гораздо меньшей степенью изоляции от остающихся вне эксперимента подобных объектов и всех воздействий данного общества в целом. Здесь невозможны такие надежные изолирующие устройства, как вакуумные насосы, защитные экраны и т. п., применяемые в процессе физического эксперимента. А это значит, что социальный эксперимент не может быть осуществлен с достаточной степенью приближения к «чистым условиям».

3. Социальный эксперимент предъявляет повышенные требования к соблюдению «техники безопасности» в процессе его проведения по сравнению с естественнонаучными экспериментами, где допустимы даже эксперименты, совершаемые методом проб и ошибок. Социальный эксперимент в любой точке своего протекания постоянно оказывает непосредственное воздействие на самочувствие, благосостояние, физическое и психическое здоровье людей, вовлеченных в «экспериментальную» группу. Недооценка любой детали, любой сбой в ходе эксперимента может оказать пагубное воздействие на людей и никакими благими намерениями его организаторов оправдать это невозможно.

4. Социальный эксперимент не вправе проводиться в целях получения непосредственно теоретического знания. Ставить опыты (эксперименты) на людях антигуманно во имя любой теории. Социальный эксперимент - эксперимент констатирующий, подтверждающий.

Одним из теоретических методов познания является исторический метод исследования, т. е. такой метод, который выявляет значимые исторические факты и стадии развития, что позволяет в итоге создать теорию объекта, раскрыть логику и закономерности его развития.

Другой метод - это моделирование. Под моделированием понимают такой метод научного познания, при котором исследование осуществляется не на самом интересующем нас объекте (оригинале), а на его заместителе (аналоге), сходном с ним в определенных отношениях. Как и в других отраслях научного знания, моделирование в обществоведении применяется тогда, когда сам предмет недоступен для непосредственного изучения (скажем, вообще еще не существует, например, в прогностических исследованиях), либо это непосредственное изучение требует колоссальных затрат, либо оно невозможно в силу этических соображений.

В своей целеполагающей деятельности, из которой складывается история, человек всегда стремился постичь будущее. Особенно обострился интерес к будущему в современную эпоху в связи со становлением информационно-компьютерного общества, в связи с теми глобальными проблемами, которые ставят под вопрос само существование человечества. Предвидение вышло на первое место.

Научное предвидение представляет собой такое знание о неизвестном, которое основывается на уже известном знании о сущности интересующих нас явлений и процессов и о тенденциях их дальнейшего развития. Научное предвидение не претендует на абсолютно точное и полное знание будущего, на свою обязательную достоверность: даже тщательно выверенные и взвешенные прогнозы оправдываются лишь с определенной степенью достоверности.