Инвестиционная привлекательность - обобщающая характеристика преимуществ и недостатков отдельных объектов инвестирования с позиций конкретного инвестора по формируемым им критериям.

Издержки - это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной и реализационной деятельности.

Концепция (лат. conceptio ) - это система взглядов, отражающая понимание явлений и процессов, т.е. с помощью концепции выражается точка зрения на сущность и направления развития исследуемого явления или процесса.

Казначейское обязательство – вид государственных ценных бумаг, которые выпускаются Министерством финансов РФ и используется в качестве средства оплаты по текущей задолженности федерального бюджета перед предприятия.

Капитал – это стоимость, которая приносит доход.

Кредиторская задолженность – это вид обязательств, характеризующих сумму долгов, причитающихся к уплате в пользу других лиц.

Коэффициент автономии – это показатель доли собственных средств в общей сумме источников (чем больше - тем лучше).

Коэффициент финансовой устойчивости – это показатель, характеризующий стабильность финансового положения предприятия, за счет превышения собственных средств над заемными средствами.

Компаундинг – это процесс перехода от сегодняшней (т.е. текущей) стоимости капитала к его будущей стоимости

Леверидж – процесс управления активами, направленный на возрастание прибыли.

Лизинг – это долгосрочная аренда в сочетании с материально-техническим снабжением и кредитом. Формы лизинга: прямой и возвратный. Виды лизинга: финансовый и оперативный. Прямой лизинг – это взятие в аренду оборудования у лизинговой фирмы. Возвратный лизинг – это продажа оборудования лизинговой фирме, а затем взятие этого оборудования в аренду у этой фирмы. Финансовый лизинг – это взятие оборудования в аренду на весь срок его эксплуатации (пока не закончатся амортизационные отчисления) с целью его дальнейшего выкупа. По окончании срока лизинга, оборудование может быть возвращено или выкуплено по остаточной стоимости. Оперативный лизинг – это взятие оборудования на срок меньший его эксплуатации. По окончания определенного срока оборудование возвращается.

Менеджмент (от англ. management - управление) - это система экономического управления производством, которая включает в себя совокупность методов, принципов, форм и приёмов управления.

Метод финансового планирования – это способ расчетов величины финансового показателя.

Метод оптимизации плановых решений – это когда при финансовом планировании составляется много различных вариантов плана.

Метод финансового прогнозирования – это предвидение соответствующих изменений величины финансового показателя.

Несостоятельность (банкротство) организации – это неспособность должника в полной мере удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанности по уплате обязательных платежей, признанное арбитражным судом или объявленное должником.

Настоящая стоимость денег – сумма будущих денежных средств, приведенных с учетом определенной процентной ставки к настоящему периоду времени.

Наращивание стоимости (компаундинг) – процесс приведения настоящей стоимости денег к их будущей стоимости в определенном периоде путем присоединения к их первоначальной сумме начисленной суммы процентов.

Непрерывный денежный поток - поток платежей на вложенный капитал, период начисления процентов по которому не ограничен, а соответственно не определен и конечный срок возврата основной его суммы.

Нормативный метод – это использование норм и нормативов при расчете финансовых показателей.

Нормы – это установленная мера, т.е. какая-то средняя величина (нормы расхода сырья, нормы амортизационных отчислений, ставки тарифных взносов, ставки налогов и т.п.).

Норматив – это технический, экономический и другой показатель норм, в соответствии с которым выполняется какая-то программа. Норматив означает расчетную величину (норматив отчислений в ремонтный фонд, норматив потребности в оборотных средствах и т.п.).

Налог – это обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиком в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами в целях финансового обеспечения деятельности государства.

Налогообложение – это процесс установления и взимания налогов в стране, определение видов, объектов, величин налоговых ставок, носителей налогов, порядка их уплаты, круга юридических и физических лиц в соответствии с выработанной налоговой политикой.

Объект управления – это совокупность условий существования денежного оборота, финансовых отношений и движения финансовых ресурсов.

Облигация - эмиссионная ценная бумага, содержащая обязательство эмитента выплатить ее владельцу (кредитору) номинальную стоимость по окончании установленного срока и периодически выплачивать определенный процент от ее стоимости.

Опцион - это соглашение, дающее право, но не обязывающий купить или продать актив по заданной цене в оговоренный срок или раньше.

Операции РЕПО – договор о заимствовании ценных бумаг под определенную гарантию денежных средств с условием обратного выкупа.

Оценка риска инвестиционных проектов – это выявление всех причин возникновения, вероятность наступления и последствия потенциальных потерь, связанных с осуществлением инвестиционных проектов.

Оборотный капитал – это затраты на сырье, материалы, рабочую силу, которые полностью входят в цену продукции и возвращаются в денежной форме после ее реализации.

Оборотный капитал – это денежные средства, обслуживающие процесс хозяйственной деятельности, участвующие одновременно и в процессе производства, и в процессе реализации продукции.

Оценка бизнеса (business valuation) - акт или процесс подготовки заключения или определения стоимости предприятия или доли акционеров в его капитале.

Оценка финансовых активов – определяется по рыночной стоимости активов организации, фирмы компании на базе восстановительной стоимости с учетом физического и морального износа.

Оценка дебиторской задолженности - это учет финансового состояния дебитора, наличие обеспечения исполнения денежного обязательства.

Оценка ценных бумаг – это обязательный атрибут сделок купли-продажи, вложение в уставный капитал предприятий, оформления залога для получения кредита, а также определения текущей рыночной стоимости компании и ее активов.

Оборот денег – это элемент денежного потока, имеющий начальную и конечную точку отсчета.

Основные средства – это средства труда, которые непрерывно участвуют в хозяйственной деятельности и не меняют при этом своей натурально-вещественной формы (здание, земля, оборудование).

Оборотные активы – это предметы труда, которые принимают одноразовое участие в процессе производства и при этом меняют свою натурально-вещественную форму (сырье).

Принципы финансового менеджмента - это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное решение задач и достижение целей финансового менеджмента.

Предмет финансового менеджмента – это система экономических, организационных, правовых отношений, возникающих в процессе управления финансами организаций.

Процент – сумма дохода от предоставления капитала в долг или плата за пользование ссудным капиталом во всех его формах (депозитный процент, кредитный процент, процент по облигациям, процент по векселям и т.п.).

Простой процент – сумма дохода, начисляемого к основной сумме капитала в каждом интервале, по окончанию которого дальнейшие расчеты платежей не осуществляются.

Процентная ставка (ставка процента) – ставка которая характеризует соотношение суммы процента и суммы предоставленного (заимствованного) капитала (выраженное в десятичной дроби или в процентах).

Период начисления – общий период времени, в течение которого осуществляется процесс наращения или дисконтирования стоимости денежных средств.

Предварительный метод начисления процента (метод пренумерандо или антисипативный метод) - способ расчета платежей, при котором начисление процента осуществляется в начале каждого интервала.

Последующий метод начисления процента (метод постнумерандо или декурсивный метод) - способ расчета платежей, при котором начисление процента осуществляется в конце каждого интервала.

Пренумерандо - систематическое наращивание вкладов, происходящее регулярно в начале каждого расчетного периода.

Постнумерандо - систематическое наращивание вкладов, происходящее регулярно в конце каждого расчетного периода.

Предельная стоимость капитала – это затраты на производство очередной единицы продукции.

Привлечённые средства – это денежные средства, которые постоянно находятся в распоряжении хозяйствующего субъекта. Источником служит: кредиторская задолженность.

Пропорциональная зависимость – это прогнозирование отдельных показателей на основе влияния на их величину других показателей.

Производственные фонды – это основные средства и оборотные средства, которые участвуют в процессе производства.

Реструктуризация – работа по оздоровлению проблемных компаний с целью повышения их стоимости в интересах всех заинтересованных сторон.

Рентабельность – это показатель, характеризующий экономическую эффективность затрат.

Рентабельность производства – это отношение балансовой прибыли к суммарной стоимости активов.

Рентабельность продукции – это отношение общей прибыли к себестоимости продукции.

Риск – это неуверенность в возможном результате.

Риск – вероятное событие или совокупность событий, наступление которых неизбежно приведет к получению убытка, ущерба или неблагоприятного исхода.

Риски инвестиционного проекта - это отклонения от намеченных целей инвестиционного проекта.

Риск упущенной выгоды – это риск наступления косвенного неполучения прибыли в результате неосуществления какого-либо мероприятия (например, страхование, инвестирование и т.п.).

Риск снижения доходности – это риск, возникающий в результате уменьшения размера процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, по вкладам и кредитам. К нему относятся процентные риски.

Риск прямых финансовых потерь – это опасность потерь и неполучения прибили в результате совершения, какого либо действия.

Расчетно-аналитический метод – это расчет плановых финансо­вых показателей на основе анализа достигнутой величины это­го показателя и темпов его изменения в будущем периоде.

Стратегия – это общее направление и способ использования средств, для достижения поставленной цели.

Субъект управления – это группа людей (менеджер, финансовая дирекция) выполняющая обязанности по руководству финансовой деятельностью организации в качестве финансовой службы.

Своп – договор между двумя субъектами по поводу обмена обязательствами или активами.

Страхование – отношения по защите имущественных интересов организаций при наступлении определенных событий за счет специальных денежных фондов.

Страхование – этосистема экономических отношений по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов.

Сравнительный анализ – это анализ в виде сравнения двух анализируемых показателей, полученных в одинаковый момент времени несколькими организациями или сравнения отчетных и плановых финансовых показателей.

Санация организации – это совокупность мер по оздоровлению финансового состояния предприятия и предотвращению банкротства.

Сложный процент – сумма дохода, начисляемого в каждом интервале, которая не выплачивается, а присоединяется к основной сумме капитала и в последующем платежном периоде сама приносит доход.

Средневзвешенная стоимость капитала – этот показатель отражает минимум возврата на вложенный в деятельность предприятия капитал.

Срок окупаемости (Payback period) – это время, которое необходимо, для того чтобы будущие денежные потоки сравнялись с сумой окупаемости первоначальных капиталовложений.

Собственные средства – это денежные средства, обеспечивающие непрерывность процесса производства и реализации произведённой продукции.

Ситуационный анализ – это прогнозирование возможных вариантов, в качестве которых предвидятся с вероятность получения определенных величин различных показателей и развития финансового состояния объекта управления на основе наблюдавшихся тенденций.

Стратегическое финансовое планирование – это определение важнейших показателей, пропорций и темпов расширенного воспроизводства, направленных на реализацию главных целей компании на период от 3-х до 5-и лет.

Тактика – это конкретные методы и приёмы для достижения поставленной цели в конкретных условиях.

Трендовый анализ –это анализ, который заключается в сравнении показателями полученных за ряд лет (3-5 лет).

Товарно-материальные запасы - товары, которые компания держит для производства и продажи: наличные запасы сырья, готовая продукция и товары на складе, незавершенное производство, товары, закупленные для перепродажи, животные на откорме.

Толлинг – означает операции на давальческом сырье и связаны с передачей компании-партнеру сырья для переработки и получения готовой продукции или полуфабрикатов из этого сырья.

Управленческое решение – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью.

Устойчивый темп роста – это максимально достижимый темп роста при сложившемся объеме и структуре капитала в рамках концепции устойчивого развития каждого предприятия.

Управление инвестиционной деятельностью – это управление, направленное на обеспечение реализации наиболее эффективных форм вложения капитала.

Финансовый менеджмент (от англ. financial management) - это специфическая система управления денежными потоками, движением финансовых ресурсов и соответствующей организацией финансовых отношений.

Финансовый инструмент – это контракт, результатом которого является одновременное увеличение финансовых активов одной организации и финансовых обязательств долгового или долевого характера другой организации

Фьючерсный контракт (фьючерс) - это заключаемый на бирже договор о фиксации условий покупки или продажи стандартного количества определенного актива в оговоренный срок в будущем по цене, установленной сегодня.

Форвардный контракт – соглашение о купле-продаже товара или финансового инструмента с обязательством поставки и расчета в будущем.

Финансовый анализ – получение параметров, дающих оценку финансового состояния организации, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, отношений с дебиторами и кредиторами.

Финансовый анализ – это комплексная оценка структуры финансовых ресурсов.

Финансовое планирование – это процесс разработки финансового плана субъекта хозяйствования.

Финансовое планирование – вид управленческой деятельности, связанный с определением возможных объёмов поступления денежных средств и направления их расходования в плановый период.

Финансовый план – это проект (документ), который используется для оценки результатов будущих финансовых операций на определенный период с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения.

Финансовое прогнозирование – это разработка на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей.

Финансовое прогнозирование – вид управленческой деятельности, связанный с определением желаемых параметров развития финансовой системы, на основе анализа его состояния в прошлом и настоящем.

Финансовое регулирование – это организуемая субъектом деятельность по использованию финансов в целях корректировки параметров связанных с затратами, доходами и расходами.

Финансовый контроль – это совокупность мероприятий с применением специфических форм и методов, проводимых субъектами контроля по проверке финансовых операций и действий государственных органов, муниципальных образований, предприятий, организаций, учреждений и граждан, направленных на получение финансового результата.

Финансовые ресурсы – это совокупность денежных фондов, находящихся в распоряжении субъекта и для направления их в последующем на какие либо цели или мероприятия.

Финансовый результат - это прирост или уменьшение капитала организации в процессе финансово-хозяйственной деятельности в форме общей прибыли или убытка. Конечный результат выражает показатели, полученные в отчетном периоде, а плакируемый результат в плановом периоде.

Финансовые активы – представляют собой финансовые ресурсы, заключенные в виде кассовой наличности, депозитов в банках, чеков, страховых полисов, вложений в ценные бумаги, обязательств других предприятий и организаций по выплате средств за поставленную продукцию (коммерческий кредит), портфельных вложений в акции и пакеты акций иных предприятий, дающие право контроля, паев или долевого участия в других предприятиях.

Финансовая стратегия – это определение долгосрочных целей финансовой деятельности компании и выбор наиболее эффективных способов и путей их достижения.

Финансирование – это совокупность форм и методов, принципов и условий финансового обеспечения компании.

Финансирование – это процесс предоставления необходимых финансовых ресурсовдля обеспечения расходов, связанных с какой либо целью.

Финансовый прогноз – это вероятное представление событий в финансовой сфере в будущем, основанное на наблюдениях и теоретических положениях.

Финансовое состояние – это совокупность показателей, характеризующих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов.

Фондоотдача – это объем выручки от реализации, который получается с 1 рубля вложенного в основные фонды

Фондоемкость – это объем основных фондов, который затрачивается на 1 рубль выручки (обычно измеряется в копейках)

Фонд накопления – это сосредоточение денежных средств используемые для развития производства

Фонд потребления – это сосредоточение денежных средств используемые на социальные нужды и на содержание объектов социальной сферы

Фонд финансовых резервов – это сосредоточение денежных средств необходимых для резервного запаса

Финансовая дисциплина – это обязательный для всех предприятий, организаций и должностных лиц порядок осуществления финансовой деятельности.

Хеджирование – это мероприятия направленные на уменьшение риска потерь в результате изменения валютного курса в будущем.

Ценная бумага - это документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов.

Чек – денежный документ, составленный в установленной форме, содержащий безусловный приказ владельца лицевого счёта в кредитном учреждении о выплате предъявителю чека указанной денежной суммы.

Чистый приведенный доход (Net present value) – это разность между приведённой стоимостью будущего притока денежных средств и стоимостью первоначальных капитальных вложений.

Чистый оборотный капитал (Чистый рабочий капитал, Net Working Capital) – это разность между величиной текущих активов и текущих обязательств.

Чистый денежный поток - это разница между совокупными объемами положительного и отрицательного денежного потока.

Штраф – это денежное взыскание, мера материального воздействия на лиц, виновных в нарушении действующего законодательства, договоров или определенных правил.

Эффект кривой обучаемости – наращивание объемов производства до определенных пределов сопровождается ростом эффективности финансово-хозяйственной деятельности, это достигается за счет влияния постоянных затрат.

Экономическая эффективность инвестиционного проекта - это категория, отражающая соответствие инвестиционного проекта целям и интересам его участников.

Эффект воздействия производственного рычага – это изменение выручки от реализации приводящее к изменению прибыли.

Эффект воздействия финансового рычага – это уровень дополнительной прибыли на собственный капитал при различной доле использования заемных средств.

Экономико-математическое моделирование – это составление экономико-мате­матической модели, которая представляет собой точное математическое описание экономического процесса.

Экспортная оценка – это прогнозирование в условиях большой неопределенности среды функционирования исследуемого объекта, представляющее собой привлечение экспертов, виде специалистов узкого или широкого профиля.

Экстраполяция – прогнозирование показателей на основе переноса достигнутых величин из пошлого периода в будущий (планируемый) период с учетом тенденций изменения.

ЛЕКЦИЯ 1. Современный русский литературный язык как предмет изучения

Курс СРЛЯ является основным курсом среди лингвистических дисциплин нашей специальности. Он предполагает изучение системы и структуры СРЛЯ, его единиц и правил их функционирования в речи на разных уровнях языка. В школе, в отличие от Вуза, мы встречаем лишь элементы такого изучения (разборы), но целиком все же школа направлена на практическое владение языком (развитие речи + орфография). В отличие от общего языкознания, курса дает более детальное описание всех аспектов языка вне его сопоставления с другими языками и с общетеоретическими закономерностями жизни языка вообще. В отличие от исторической грамматики курс предполагает строго синхроническое описание языковых явлений в их полноте и классифицированности, – в системе. В отличие от ЛАХТ или стилистики СРЛЯ предполагает именно системное изучение единиц языка, где индивидуальные особенности речи или текста, связанные с особым режимом его функционирования, несущественны, а интересуют именно общие, инвариантные черты языка, проявляющиеся во всех текстах и речевых актах. В отличие от орфографии и пунктуации, СРЛЯ изучает не способы передачи языка на письме, а само устройство языка, т.е. то, ч т о подвергается действию орфографии и пунктуации. И наконец, в отличие от изучения иностранного языка, СРЛЯ предполагает теоретическое овладение законами жизни языка, на котором мы все говорим, а не практическое усвоение живых навыков общения на другом языке (изучая иностранный язык, мы учимся включать магнитофон, а изучая СРЛЯ, мы разбираемся в устройстве магнитофона).

А сейчас кратко пройдем по каждому из элементов понятия СРЛЯ.

ЯЗЫК. Структура СРЛЯ как реально существующего объекта и соответственно как предмета изучения (впрочем, как и любого другого языка) нами вкратце изучалась в вводном курсе языкознания. Это уровни языка, т.е. автономные механизмы его существования и функционирования, обладающие собственным набором единиц, закономерностями их функционирования, не сводимыми к другим уровням, т.е. подсистемы, образующие целую систему. Основными уровнями языка являются ЛЕКСИКА (включая фразеологию), ФОНЕТИКА (включая фонологию), МОРФЕМИКА (включая морфонологию), СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, МОРФОЛОГИЯ и СИНТАКСИС (вместе последние два составляют ГРАММАТИКУ). Помимо основных уровней языка существуют и неструктурные области явлений, обладающие определенной целостностью и спецификой, но не создающих особого уровня (как бы «разлиты») по разным уровням. Это СТИЛИСТИКА и СЕМАНТИКА. Добавочные, не потому что не важные, а потому что внешние по отношению к системе языка подуровни – ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ, ОРФОЭПИЯ и ПУНКТУАЦИЯ. В науке о языке существует уже известная вам дублетность терминологии, которая одновременно обозначает и сам уровень, и раздел науки о языке, его изучающий. В нашем случае эта дублетность нарушается только для лексического уровня – ЛЕКСИКА и ЛЕКСИКОЛОГИЯ.

СОВРЕМЕННЫЙ. Значение слова «современный» обозначает условную хронологическую привязку во времени – что считать «современным языком». При всей условности этой привязки, все же есть весьма точный объективный критерий в «голове» носителей языка – «современным будет язык с того момента времени, с которого мы начинаем тексты понимать без словаря. В этом плане для англичанина – это эпоха Шекспира (17 век), для немца – Гете (18 век), а для нас – начало 19 века (Пушкин). Конечно же, язык со времен Пушкина претерпел изменения: но мы не будем брать изменения лексики – самой лабильной системы любого языка. В сфере грамматики и в меньшей степени – фонетики – язык в целом остался неизменным. Хотя и здесь можно дифференцировать понятия современный – в широком смысле мы локализуем его с 19 века, а в узком смысле – нельзя не учесть революционных сдвигов в языке начала 20 века: можно говорить и о том, что «современный» язык – это лишь язык, начиная с начала XX века.

РУССКИЙ. Существует два типа определения «русскости» – синхронический и диахронический. Синхронически русский язык – это некий общий язык для жителей разных территорий, которые, говоря даже на диалектных и социальных разновидностях языка, отождествляют свою речь и понимают чужую как русскую – являются русофонами (вспомним понятие психоглоссы). В этом смысле даже такие далекие диалекты, как северорусский и южнорусский, рассматриваются как принадлежащие к общему языку-основе, или, как говорилось к курсе ОРЯМ, к общерусскому языковому типу , а украинский и русский – разные языки (опять же в диахронии было не так – в 13-14 вв. русский и украинский были лишь диалектами общего древнерусского языка). В данный момент русский язык живет в двух ипостасях – русский язык метрополии и русский язык диаспоры, который характеризуется все же некой спецификой. Диахронически понятие «русский» связано с его местом в генеалогической классификации и его историческими судьбами. Русский язык принадлежит к индоевропейской семье языков, славянской ветви, восточнославянской группе (куда помимо его, входят украинский, белорусский и мертвый – древнерусский языки). Исторически же мы можем употреблять понятие «русский язык» лишь применительно к 14-15 в. в связи с началом образования государства Московского. До этого он недифференцированно входил, наряду с украинским и белорусским, в древнерусский язык в качестве его диалектов.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ. Понятие литературного языка – центральное понятие в синхроническом описании. Что такое литературный язык? Во-первых, это понятие нужно отличать от языка литературы (поэтому термин неудачен – многие предлагают говорить о нормативном языке или о кодифицированном языке). Это связано с тем, что центральное понятие литературного языка – это его нормированность. Просто в специфической ситуации именно с русским языком обработка и нормализация языка осуществлялась в истории в основном художественной литературой (но это не обязательно – в Др. Греции, в Англии – эту роль выполняла деловая речь, в Др. Риме – публичная риторика).

Итак, сначала любой язык существует в виде устных диалектов, которые во многом противостоят друг другу. Но на определенном этапе развития цивилизации, возникает потребность в унификации разноплеменных говоров в единообразную форму, – катализатором этого процесса унификации является письменность. Так назревает потребность в норме – объективно существующей в языке регулирующей функции, которая включается в момент наличия вариантно возможной формы, произнесения, написания. Норма – это совокупность устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе языковой коммуникации. Это совокупность стабильных и унифицированных правил, сознательно культивируемых обществом. Существуют орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные, словообразовательные нормы. Нормативность – есть специфическая черта литературного языка, отличающая его от нелитературных разновидностей речи. Норма носит внешний по отношению к системе языка характер, это своего рода вмешательство общества в язык – ведь возможный вариант выбирается и оценивается не по языковым закономерностям, а по экстралингвистическим (авторитетный, наиболее культурный слой общества, текст, речь общественного деятеля, политика, в наше время – СМИ). Так же норма имеет и конкретно-исторический характер – это диалектика стабильности и изменчивости. Сознательное оформление и закрепление нормы, ее классификация и описание в специальных источниках (СЛОВАРЯХ И ПР.), имеющих статус закона, называется кодификацией нормы. Итак, литературный язык – это нормативный, кодифицированный язык, отличающийся высокой степенью изощренности, обработанности, богатством возможностей. Самой простое, «бытовое» определение ЛЯ – это «речь образованных, культурных людей».

ЛЯ в диахронии . О литературном русском языке можно говорить лишь с 17 века, когда государство Московское окончательно оформилось. Основу его составили московский говор, считающийся среднерусским, переходным, т.к. совмещал в себе черты диалектов и Юга и Севера России. До этого существовало двуязычие – функцию литературного языка в сфере выполняли и церковнославянский, и древнерусский языки. В 17 веке двуязычие устраняется, а русский лит. язык, на основе влияния деловой письменности, окончательно вытесняет диалекты из значимых сфер речевого общения.

СРЛЯ в синхронии . СРЛЯ представляет собой не монолитную массу, но систему вариантов – функциональных разновидностей, или стилей. Эта специализация присуща лишь развитым языкам развитого общества, когда разделение общественных функций и сфер достигает своего расцвета: СРЛЯ делится на разговорный и книжные стили: эти, в свою очередь, делятся на научный, официально-деловой и публицистический. Нужно помнить, что различия между ними - не системные (не в грамматике), они касаются лишь особенностей выбора одних или других средств из общего арсенала.

Вопрос о границах СРЛЯ . Помимо СРЛЯ, как основной части общенародного (национального) языка, в него входят и другие – нелитературные разновидности. Территориальные разновидности – диалекты. Просторечие – не привязано к месту – это речь городского малообразованного населения, не владеющего нормами литературного языка (к ним же относятся и вульгаризмы – еще более сниженная лексика, ругательства и пр.). Социальные жаргоны (арго, сленг) – молодежные, субкультурные, воровские, автолюбителей, болельщиков и пр. Арго – в отличие от жаргона, узко замкнутая речь, цель которой – скрыть, зашифровать информацию; она применяется и культивируется сознательно, в отличие от жаргона, который объективно складывается и носит лишь экспрессивную функцию. Сленг – это социальный жаргон, в отличие от профессионального (лондонский кокни). Профессиональные жаргоны – моряки, военные, шофера. Нои используются при общении на производственные темы. В отличие от них, социальные жаргоны выполняют функцию не называния, а характеризации (принадлежность к «своим», к моде и пр.).

Место ЯХЛ в этой системе . Раньше считалось, что ЯХЛ – особая функциональная разновидность ЛЯ. Реально же ЯХЛ в равной степени использует средства и ЛЯ и НЛЯ; в этом смысле он не является частью литературного языка, а выступает коррелятом всего национального языка, противопоставляясь ему по ДП эстетического, т.е. намеренного применения в некоммуникативной функции. Но, с другой стороны, он – главный источник ЛЯ, его творческая лаборатория, где язык проверяется на максимуме возможностей, отрабатываются его экспрессивный потенциал, обкатываются стилистические и грамматические ресурсы и пр. Ведь он не скован социальными предписаниями, но в то же время нуждается в не менее тщательном отборе средств – правда, для других целей.

ПИСЬМЕННАЯ И УСТНАЯ РЕЧЬ. Все нелитературные разновидности языка анормативны: кроме того, в отличие от ЛЯ, они выступают лишь в устных формах; ЛЯ имеет устную и письменную разновидности. Принципиально различаются письменная и устная разновидности языка. Основной формой бытования языка и в плане синхроническом, и в плане диахроническом является устная речь. Письменная форма появляется гораздо позднее, на уровне сравнительно высокого развития цивилизации. Но именно благодаря письменности цивилизация и получает огромный толчок в развитии, приобретая возможность фиксации и передачи опыта, сохранения информации - а значит, её обработки и совершенствования.

Письменная речь противостоит устной по параметрам: спонтанность - обдуманность, необработанность - обработанность, непосредственный адресат - опосредованный адресат. В этом смысле письменная речь использует более сложные структуры, степень вербализации внеязыкового содержания высока – ведь в устной спонтанной речи многое ясно из контекста и ситуации. Поэтому грамматические отношения в ней недифференцированы, возможно и нарушение нормы, и разного рода сокращения, выпадения звеньев и нарушения морфологии. Да и сами нормы – разные для того и другого: многое допустимо в УЯ, но недопустимо в письменном (вспомним русские причастия, деепричастные обороты – а много ли славянизмов в разговорной речи?).

как предмет научного изучения.

Структура и разделы курса

На определенных этапах развития общества и народа (особенно в период образования народности и обязательно нации) возникают и функционируют литературные языки. Учение о литературных языках является непременным компонентом современной лингвистической теории.

Современный русский литературный язык, являющийся одним из богатейших языков мира, также требует серьезного, вдумчивого осмысления. Высокие достоинства русского языка создаются его огромным словарным запасом, широкой многозначностью слов, богатством синонимов, неисчерпаемой сокровищницей словообразования , многочисленностью словоформ , особенностями звуков, подвижностью ударения, четким и стройным синтаксисом, разнообразием стилистических ресурсов.

Историей и теорией русского литературного языка занимается русистика. Русистика – это – наука о сущности, происхождении и этапах русского литературного языка. Как самостоятельная научная дисциплина, она сформировалась в первой половине ХХ в. В ее создании приняли участие крупнейшие филологи: , г. о. Винокур, .

Истоки русистики как науки относятся к середине XVIII в. До этого появлялись отдельные труды, посвященные функциональному расчленению языка, общим чер­там его грамматического строя , словесному составу (в трудах, и других). Основы на­учного знания о русском языке были заложены работами («Российская грамматика»; «Риторика»), а также первым изданием «Словаря Академии Российской» (1789-94). Этими академическими трудами первоначально определились основные направления этой науки: оописание грамматического строя русского языка и его словесного состава. В «Российской грамматике» Ломоносова в самых общих чертах были сформулированы главнейшие аспек­ты изучения грамматического строя русского языка: формальный, функциональный и стилистиче­ский – в их органическом взаимодействии.

В первые десятилетия XIX в. появляется ряд тру­дов, авторы которых сосредоточивали своё внимание на углублённом описании отдельных сторон грам­матического строя русского языка; Появляются концептуально новые и ориги­нальные грамматики: грамматика А. X. Востокова, показавше­го прежде всего синтаксический потенциал слов, правила их смысловой и грамматической сочетае­мости, исследования других филологов, обра­тившихся прежде всего к системе русского глагола, к семантике его видо-временных отношений: (например, «Опыт русской грамматики» ­кова В исследованиях русских грамматистов середины и второй половины XIX века определяются основные черты будущих русских лингвистических школ: обращение к большим массивам материала и тщательное их исследование, опора на языковую форму и утвер­ждение тезиса о невозможности изучения языко­вых значений в отрыве от их материальной обо­лочки, пристальное внимание к индивидуальным, отдельным фактам языка и определение их места в системе, отказ от схематизма, историзм .

Под влиянием различных логических, философских аспектов и психологических концепций формируются новые направления и школы, связанные с именами, Буслаева, Бодуэна де Куртенэ, в 20 в. – , и. Появляются различные школы в языкознании – Казанская лингвистическая школа, Московская фортунатовская школа, Петербургская (Ленинградская) школа.

К первым десятилетиям XIX в. относятся зачатки современной диалектологии, зародившейся в недрах этнографии. Первоначально это были любителькие записи особенностей местных говоров, делав­шиеся учителями и священниками и публиковав­шиеся в виде словариков или кратких описаний в местных периодических изданиях. Собиратель­ская работа была стимулирована трудами Обще­ства любителей российской словесности и Русского географического общества. В 1863-66 вышел в свет «Толковый словарь живого великорусского языка» , в котором были собраны, объяснены и снабжены содержательным комментарием многие тысячи слов как, областных, так и общелитературных, а также относящих­ся к языку предшествующих эпох.

Начало исторической диалектологии было положено трудами, который опреде­лил диалектологию как особый раздел русского языко­знания, тесно связанный с историей языка, и впер­вые написал курс русской диалектологии («Очерки русской диалектологии»). Шахматов, создав фундаментальные историко-диалектологические работы, главным образом по исторической фонетике , по­дошёл к пониманию и описанию говора как цело­стной языковой системы.

На протяжении XIX и в начале ХХ вв. русистика постепенно становится разветвлённой наукой, объединяющей в себе теоретические разыскания с постоянной работой по пополнению своих материальных фон­дов – с публикацией памятников письменности русского языка X – XVII вв. и созданием слова­рей.

Собственную научную школу по изучению истории русского языка создал Шахматов. Он осуществил фундаментальные исследования и издания многих древних памятников русской письмен­ности, ему принадлежат также многочисленные гипотетические построения и реконструкции как в области истории текстов (реконструкция истории текста «Повести временных лет», 1916), так и по вопросам происхождения русского народа и его языка.

Традиция создания фундаментальных граммати­ческих исследований укрепилась трудами Потебни, Буслаева, поз­днее Шахматова, Виноградо­ва. С именем связано возникновение теории рус. орфографии и осуществление орфографической реформы.

На рубеже веков формируются такие научных школ и направлений, которые определили формирование разнонаправ­ленных научных взглядов и стимулировали появ­ление важных теоретических трудов. Эти школы, обращавшиеся к разным сторонам языковой систе­мы в её историческом и современном состоянии, на разных теоретических основаниях разрабатывавшие собст­венные методы и приёмы анализа, часто связанные с различными социологическими, философскими и психологическими концепциями, сформировали русистику как широко разветвлённую, многоотрас­левую науку, концентрирующую в себе различные концепции и теории, разные исследовательские методы.

В своём современном состоянии русистика предстаёт как наука, объединяющая в себе несколько самостоятельных областей. Изучение истории русского язы­ка в ХХ в. во многом опиралось на традиции, заложенные Соболевским и – в ещё большей сте­пени – Шахматовым, идеи и методы которого оказа­ли сильное влияние на труды, Виноградо­ва, . Ныне русистика располагает обоб­щающими курсами по истории русского языка, исследованиями по исторической фонетике, морфоло­гии, акцентологии, лексикологии, словообразования, синтаксиса.

С сер. ХХ в. в русистике формируется самостоятельная наука – история русского литератур­ного языка, получившая своё воплоще­ние в трудах Виноградова, прежде всего в его книге «Очерки по истории русского литературного языка», в работах, ­кина, и других лингвистов. С этой наукой непосредственно смыкается вся область знаний, относящаяся к изучению языка художественной литературы , языка писателей, стилистики. Разные направления соответствующих ис­следований определились в работах Виноградова, Ларина, позднее, М. Н. Ко­жиной и др.

К середине ХХ в. сложилась самостоятель­ная наука – лексикология. Её станов­ление, подготовленное трудами русских учёных пред­шествующих поколений, тесно связано с развитием лексикографии. Во второй половине ХХ века вышли в свет: «Толковый словарь русского языка» (под ред. Ушакова), семнадцатитомный академический «Словарь современного русского литературного языка», «Словарь рус­ского языка» и некоторые другие словари, которые стимулировали развитие многих теоретических вопросов лексикологии и лексической семантики. Появляются работы, по­священные типологии лексических значений, се­мантической структуре слова, системности в лек­сике, внутреннему устройству лексического соста­ва языка, истории отдельных слов, групп слов и целых лексических классов. Активизируется сло­варная работа, создаются словари разных типов: толковые, грамматические, словообразователь­ные, синонимические, фразеологические, ассоциа­тивные и др. Публи­куются и фундаментальные исторические и этимологические словари, в которых отражена лексика и грамматика прошлых веков.

Результа­том большой совместной лексикологической и лек­сикографической работы можно считать утвержде­ние тезиса о системной организации лексики, о существовании разных типов её классов и подклас­сов, о наличии в слове разнохарактерных и разно­направленно действующих потенциалов, о различ­ной природе тех законов, к-рыми движется разви­тие словарного состава языка. Большое значение для исторической лексикологии и теории слова имеет посмертная публикация монографии Виног­радова «История слов». В тесной связи с лексикографией и лексикологией находится наука о русской идиоматике – фразеология. В разви­тии всех этих областей важную роль сыграли труды Виноградова, Щербы, Ожегова, и многих других исследователей. Лексикографическое воплощение получают результаты исследований о языковой норме, о культуре речи : издано много разных нормативных словарей – орфографические, орфо­эпические, акцентологические, словари трудно­стей русского языка, разнообразные учебные словари.

С середины ХХ в. получает дальнейшее развитие исследование грамматического строя русского язы­ка. Актив­но разрабатываются разные направления, связан­ные с изучением грамматического строя и законов русского словообразования. Эти разыскания были стимулированы монографическими исследованиями Виноградова, а также последовательным выходом в свет трёх академических грамматик. Становление самостоятельной науки о русском словообразовании в значительной степени свя­зано с появлением в 1946 статьи Винокура «Замет­ки по русскому словообразованию». Создаётся много монографических трудов, диссертаций, ста­тей, посвященных русской морфологии , синтак­сису и словообразованию. Наряду с трудами лингвистов Виноградовской школы (, Шведо­вой, и др.) русская грамматика и словообразование получают но­вые интерпретации в работах по общему языкозна­нию, а также в трудах лингвистов, обращающихся к семасиологическому, логическому, психологиче­скому и прагматическому аспектам описания языка (работы Арутюновой, Телия, Караулова и др.). Фун­даментальные описания видовой системы русского гла­гола принадлежат и учёным его школы.

С разных сторон и с разных теоретических позиций исследуется синтаксиче­ский строй русского языка – собственно синтаксис и его связи с лексикой и лексической семантикой, синтаксис текста. Особые направления синтаксиче­ских и лексико-синтаксических исследований, на­правленных на углублённый анализ контекстуаль­ных условий функционирования слова.

Обострился интерес к про­блеме функциональной грамматики, к описанию грамматического строя, идущему не «от формы», а от «значений», языковых смыслов. Многие грамматические, а также лексико-грамматические исследования осуществляются учеными в социолингвистическом аспекте; активные процессы в языке исследуются в связи с новейшей историей общества, с про­исходящими в нём социальными и культур­ными преобразованиями.

Развитие исследований в области фонетики и фонологии в ХХ в. связано с именами Аванесова, ­ского, Щербы, В последние десятилетия углублённо изучает­ся система русской интонации и акцентуации.

Структура курса «Современный русский язык» состоит из следующих разделов: фонетика, графика, орфография, орфоэпия , грамматика (морфология и синтаксис), словообразование, пунктуация , лексикология, фразеология, стилистика.

Рассмотрим каждый из них.

Фонетика (греч. phone – звук) – это учение о звуках русского языка. в разделе фонетики рассматриваются следующие вопросы: гласные и согласные звуки; глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные; слог, ударение.

Графика (grapho – пишу) – раздел языка, в котором изучается буквенное обозначение звуков речи. Графикой называют также сами начертания букв, их изображение на письме.

Орфография (греч. orphos – правильный, прямой, grapho – пишу) – раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов.

Орфоэпия (греч. orphoepeia, от orphos – правильный и epos – речь) – это – раздел языкознания, который изучает совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимые единиц: морфем , слов, предложений и вырабатывает произносительные рекомендации - орфоэпические правила.

Морфология (греч. morphe – форма и logos – слово) – это раздел грамматики как науки, изучающий: изменяемые слова со стороны их строения (морфемного состава), формы слов и правила образования этих форм; системы форм изменяемых слов со всеми грамматическими значениями ; части речи с принадлежащими им грамматическими категориями, а также лексико-грамматические разряды слов.

Синтаксис (греч. syntaxis – построение, порядок) – раздел грамматики, изучающий существующую в языке систему типов соединения слов в предложении и систему предложений разных типов.

Словообразование – раздел языкознания, изучающий образование слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано (т. е. выводится из него по смыслу и по форме), с помощью специальных средств, присущих языку (аффиксов , префиксов).

Пунктуация – раздел языкознания, изучающий систему внеалфавитных графических средств, главным образом знаков препинания, образующих – вместе с графикой и орфографией – основные средства письменного (печатного языка).

Лексикология (греч. lexikos – относящийся к слову и logos – учение) – раздел языкознания, в котором изучается словарный состав языка, его лексика.

Фразеология (от греч. phrases род. п. от phraseos – выражение, logos слово) – раздел языкознания, изучающий фразеологический состав языка в его современном состоянии и историческом развитии.

Стилистика – раздел языкознания, в котором исследуются закономерности использования языка в процессе речевой коммуникации, функционирование языковых единиц (и категорий) в рамках литературного языка в соответствии с его функциональным расслоением в различных условиях речевого общения, а также функционально-стилевая система, или «система стилей», литературного языка вы его современном состоянии и диахронии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Голуб язык и культура речи. – М., 2002.

2. Ковалевская русского литературного языка. М., 1978.

3. Мисири язык. – М., 1979.

4. Русский язык. Энциклопедия / Под ред. . – М., 1998.


Язык является самым ценным наследием, которое получили современные люди от предшествующих поколений. Язык народа - это его жизнь, история, развитие, будущее. Благодаря языку формируется и оттачивается наша мысль, благодаря языку осуществляется общение внутри человеческого коллектива, благодаря языку совершенствуется сам человек. Такая важная роль языка в общественной жизни учит бережному отношению к нему, требует прочного и твердого знания его правил и законов развития. Это особенно важно для студентов-филологов, которые должны нести эти знания другим людям.
Термин современный русский литературный язык употребляется в нескольких значениях:
- как обозначение системы современного русского литературного языка, т.е. совокупности норм образования и функционирования единиц русского языка (звуков, слов, словоформ, словосочетаний и предложений) на современном этапе развития;
  • как название науки, которая изучает звуковую, лексическую, грамматическую системы современного русского литературного языка;
  • как название учебной дисциплины, которая изучает основы науки о современном русском литературном языке.
Дисциплина «Современный русский литературный язык» занимает на филологических факультетах центральное место среди других изучаемых предметов. В соответствии с этим курс «Современный русский литературный язык» ставит следующие задачи:
  1. Дать систематическое описание добытых наукой теоретических сведений по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике;
  2. Познакомить с системой графики и научными основами орфографии, пунктуации русской письменной речи;
  3. Показать слушателям курса многообразие функций русского языка, его культурную и социальную значимость, раскрыть его красоту и богатство;
  4. Помочь овладеть нормами русской литературной речи, стилями и способами речевого общения;
  5. Содействовать выработке у будущих учителей русского языка и литературы прочных умений и навыков лингвистического анализа основных единиц языка.
Курс современного русского языка включает в себя следующие разделы:
  • «Фонетика». Эта область лингвистики изучает звуковую сторону языка, законы образования звуков и других фонетических единиц.
  • «Орфоэпия». Орфоэпия устанавливает правила произношения звуков и их сочетаний.
  • «Графика и орфография». Эти науки дают представления о русском алфавите и системе правил русского письма.
  • «Лексикология и фразеология». В этих разделах рассматривается словарный состав языка, его лексический и идиоматический фонд.
  • «Лексикография». Предмет лексикографии - история, теория и практика составления словарей, а также проблемы компьютеризации деятельности по составлению словарей и ведению словарной службы.
  • «Морфемика». В этом разделе курса изучаются строевые единицы - морфемы и морфологическое строение слов;
  • «Словообразование». В разделе «Словообразование» изучаются общие законы и конкретные способы образования новых слов;
  • «Морфология». В этом разделе описывается строение форм слов, указываются особенности их изменения и функционирования в предложениях и тексте;
- «Синтаксис». Эта наука изучает законы соединения и упорядочения словоформ в словосочетании и предложении.
Хотя «Современный русский язык» - самостоятельная дисциплина, она не изолирована от других областей лингвистики.
В ходе изучения современного русского языка мы будем постоянно обращать внимание на межпредметные связи данного курса с курсом истории русского языка и на связи современного и других временных срезов бытования русского языка. Мы будем также фиксировать разнообразные связи русского языка с древними языками - старославянским, латинским, греческим. Сопоставительные и сравнительный методы анализа помогают яснее представить, а в ряде случаев восстановить отдельные явления, аспекты и состояния русского языка на всей его временной протяженности.
Глубокому пониманию формирования и функционирования единиц русского языка способствуют знания, полученные из смежных курсов, прежде всего из курса диалектологии, в котором изучаются территориально ограниченные разновидности русского языка.
В свою очередь, овладение лексическими и грамматическими ресурсами русского языка способствует формированию высокой культуры речи и речевого поведения, формированию основ ораторского и педагогического мастерства.
Многообразие русского языка находит непосредственное отражение в произведениях художественной литературы, а потому все разделы современного русского языка находятся в самых тесных отношениях с литературоведческими дисциплинами, а также с историей, философией, психологией, логикой, культурологией и еще очень многими другими науками.

Курс СРЛЯ является основным курсом среди лингвистических дисциплин нашей специальности. Он предполагает изучение системы и структуры СРЛЯ, его единиц и правил их функционирования в речи на разных уровнях языка. В школе, в отличие от Вуза, мы встречаем лишь элементы такого изучения (разборы), но целиком все же школа направлена на практическое владение языком (развитие речи + орфография). В отличие от общего языкознания, курса дает более детальное описание всех аспектов языка вне его сопоставления с другими языками и с общетеоретическими закономерностями жизни языка вообще. В отличие от исторической грамматики курс предполагает строго синхроническое описание языковых явлений в их полноте и классифицированности, – в системе. В отличие от ЛАХТ или стилистики СРЛЯ предполагает именно системное изучение единиц языка, где индивидуальные особенности речи или текста, связанные с особым режимом его функционирования, несущественны, а интересуют именно общие, инвариантные черты языка, проявляющиеся во всех текстах и речевых актах. В отличие от орфографии и пунктуации, СРЛЯ изучает не способы передачи языка на письме, а само устройство языка, т.е. то, ч т о подвергается действию орфографии и пунктуации. И наконец, в отличие от изучения иностранного языка, СРЛЯ предполагает теоретическое овладение законами жизни языка, на котором мы все говорим, а не практическое усвоение живых навыков общения на другом языке (изучая иностранный язык, мы учимся включать магнитофон, а изучая СРЛЯ, мы разбираемся в устройстве магнитофона).

А сейчас кратко пройдем по каждому из элементов понятия СРЛЯ.

ЯЗЫК. Структура СРЛЯ как реально существующего объекта и соответственно как предмета изучения (впрочем, как и любого другого языка) нами вкратце изучалась в вводном курсе языкознания. Это уровни языка, т.е. автономные механизмы его существования и функционирования, обладающие собственным набором единиц, закономерностями их функционирования, не сводимыми к другим уровням, т.е. подсистемы, образующие целую систему. Основными уровнями языка являются ЛЕКСИКА (включая фразеологию), ФОНЕТИКА (включая фонологию), МОРФЕМИКА (включая морфонологию), СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, МОРФОЛОГИЯ и СИНТАКСИС (вместе последние два составляют ГРАММАТИКУ). Помимо основных уровней языка существуют и неструктурные области явлений, обладающие определенной целостностью и спецификой, но не создающих особого уровня (как бы «разлиты») по разным уровням. Это СТИЛИСТИКА и СЕМАНТИКА. Добавочные, не потому что не важные, а потому что внешние по отношению к системе языка подуровни – ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ, ОРФОЭПИЯ и ПУНКТУАЦИЯ. В науке о языке существует уже известная вам дублетность терминологии, которая одновременно обозначает и сам уровень, и раздел науки о языке, его изучающий. В нашем случае эта дублетность нарушается только для лексического уровня – ЛЕКСИКА и ЛЕКСИКОЛОГИЯ.

СОВРЕМЕННЫЙ. Значение слова «современный» обозначает условную хронологическую привязку во времени – что считать «современным языком». При всей условности этой привязки, все же есть весьма точный объективный критерий в «голове» носителей языка – «современным будет язык с того момента времени, с которого мы начинаем тексты понимать без словаря. В этом плане для англичанина – это эпоха Шекспира (17 век), для немца – Гете (18 век), а для нас – начало 19 века (Пушкин). Конечно же, язык со времен Пушкина претерпел изменения: но мы не будем брать изменения лексики – самой лабильной системы любого языка. В сфере грамматики и в меньшей степени – фонетики – язык в целом остался неизменным. Хотя и здесь можно дифференцировать понятия современный – в широком смысле мы локализуем его с 19 века, а в узком смысле – нельзя не учесть революционных сдвигов в языке начала 20 века: можно говорить и о том, что «современный» язык – это лишь язык, начиная с начала XX века.

РУССКИЙ. Существует два типа определения «русскости» – синхронический и диахронический. Синхронически русский язык – это некий общий язык для жителей разных территорий, которые, говоря даже на диалектных и социальных разновидностях языка, отождествляют свою речь и понимают чужую как русскую – являются русофонами (вспомним понятие психоглоссы). В этом смысле даже такие далекие диалекты, как северорусский и южнорусский, рассматриваются как принадлежащие к общему языку-основе, или, как говорилось к курсе ОРЯМ, к общерусскому языковому типу , а украинский и русский – разные языки (опять же в диахронии было не так – в 13-14 вв. русский и украинский были лишь диалектами общего древнерусского языка). В данный момент русский язык живет в двух ипостасях – русский язык метрополии и русский язык диаспоры, который характеризуется все же некой спецификой. Диахронически понятие «русский» связано с его местом в генеалогической классификации и его историческими судьбами. Русский язык принадлежит к индоевропейской семье языков, славянской ветви, восточнославянской группе (куда помимо его, входят украинский, белорусский и мертвый – древнерусский языки). Исторически же мы можем употреблять понятие «русский язык» лишь применительно к 14-15 в. в связи с началом образования государства Московского. До этого он недифференцированно входил, наряду с украинским и белорусским, в древнерусский язык в качестве его диалектов.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ. Понятие литературного языка – центральное понятие в синхроническом описании. Что такое литературный язык? Во-первых, это понятие нужно отличать от языка литературы (поэтому термин неудачен – многие предлагают говорить о нормативном языке или о кодифицированном языке). Это связано с тем, что центральное понятие литературного языка – это его нормированность. Просто в специфической ситуации именно с русским языком обработка и нормализация языка осуществлялась в истории в основном художественной литературой (но это не обязательно – в Др. Греции, в Англии – эту роль выполняла деловая речь, в Др. Риме – публичная риторика).

Итак, сначала любой язык существует в виде устных диалектов, которые во многом противостоят друг другу. Но на определенном этапе развития цивилизации, возникает потребность в унификации разноплеменных говоров в единообразную форму, – катализатором этого процесса унификации является письменность. Так назревает потребность в норме – объективно существующей в языке регулирующей функции, которая включается в момент наличия вариантно возможной формы, произнесения, написания. Норма – это совокупность устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе языковой коммуникации. Это совокупность стабильных и унифицированных правил, сознательно культивируемых обществом. Существуют орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные, словообразовательные нормы. Нормативность – есть специфическая черта литературного языка, отличающая его от нелитературных разновидностей речи. Норма носит внешний по отношению к системе языка характер, это своего рода вмешательство общества в язык – ведь возможный вариант выбирается и оценивается не по языковым закономерностям, а по экстралингвистическим (авторитетный, наиболее культурный слой общества, текст, речь общественного деятеля, политика, в наше время – СМИ). Так же норма имеет и конкретно-исторический характер – это диалектика стабильности и изменчивости. Сознательное оформление и закрепление нормы, ее классификация и описание в специальных источниках (СЛОВАРЯХ И ПР.), имеющих статус закона, называется кодификацией нормы. Итак, литературный язык – это нормативный, кодифицированный язык, отличающийся высокой степенью изощренности, обработанности, богатством возможностей. Самой простое, «бытовое» определение ЛЯ – это «речь образованных, культурных людей».

ЛЯ в диахронии . О литературном русском языке можно говорить лишь с 17 века, когда государство Московское окончательно оформилось. Основу его составили московский говор, считающийся среднерусским, переходным, т.к. совмещал в себе черты диалектов и Юга и Севера России. До этого существовало двуязычие – функцию литературного языка в сфере выполняли и церковнославянский, и древнерусский языки. В 17 веке двуязычие устраняется, а русский лит. язык, на основе влияния деловой письменности, окончательно вытесняет диалекты из значимых сфер речевого общения.

СРЛЯ в синхронии . СРЛЯ представляет собой не монолитную массу, но систему вариантов – функциональных разновидностей, или стилей. Эта специализация присуща лишь развитым языкам развитого общества, когда разделение общественных функций и сфер достигает своего расцвета: СРЛЯ делится на разговорный и книжные стили: эти, в свою очередь, делятся на научный, официально-деловой и публицистический. Нужно помнить, что различия между ними - не системные (не в грамматике), они касаются лишь особенностей выбора одних или других средств из общего арсенала.

Вопрос о границах СРЛЯ . Помимо СРЛЯ, как основной части общенародного (национального) языка, в него входят и другие – нелитературные разновидности. Территориальные разновидности – диалекты. Просторечие – не привязано к месту – это речь городского малообразованного населения, не владеющего нормами литературного языка (к ним же относятся и вульгаризмы – еще более сниженная лексика, ругательства и пр.). Социальные жаргоны (арго, сленг) – молодежные, субкультурные, воровские, автолюбителей, болельщиков и пр. Арго – в отличие от жаргона, узко замкнутая речь, цель которой – скрыть, зашифровать информацию; она применяется и культивируется сознательно, в отличие от жаргона, который объективно складывается и носит лишь экспрессивную функцию. Сленг – это социальный жаргон, в отличие от профессионального (лондонский кокни). Профессиональные жаргоны – моряки, военные, шофера. Нои используются при общении на производственные темы. В отличие от них, социальные жаргоны выполняют функцию не называния, а характеризации (принадлежность к «своим», к моде и пр.).

Место ЯХЛ в этой системе . Раньше считалось, что ЯХЛ – особая функциональная разновидность ЛЯ. Реально же ЯХЛ в равной степени использует средства и ЛЯ и НЛЯ; в этом смысле он не является частью литературного языка, а выступает коррелятом всего национального языка, противопоставляясь ему по ДП эстетического, т.е. намеренного применения в некоммуникативной функции. Но, с другой стороны, он – главный источник ЛЯ, его творческая лаборатория, где язык проверяется на максимуме возможностей, отрабатываются его экспрессивный потенциал, обкатываются стилистические и грамматические ресурсы и пр. Ведь он не скован социальными предписаниями, но в то же время нуждается в не менее тщательном отборе средств – правда, для других целей.

ПИСЬМЕННАЯ И УСТНАЯ РЕЧЬ. Все нелитературные разновидности языка анормативны: кроме того, в отличие от ЛЯ, они выступают лишь в устных формах; ЛЯ имеет устную и письменную разновидности. Принципиально различаются письменная и устная разновидности языка. Основной формой бытования языка и в плане синхроническом, и в плане диахроническом является устная речь. Письменная форма появляется гораздо позднее, на уровне сравнительно высокого развития цивилизации. Но именно благодаря письменности цивилизация и получает огромный толчок в развитии, приобретая возможность фиксации и передачи опыта, сохранения информации - а значит, её обработки и совершенствования.

Письменная речь противостоит устной по параметрам: спонтанность - обдуманность, необработанность - обработанность, непосредственный адресат - опосредованный адресат. В этом смысле письменная речь использует более сложные структуры, степень вербализации внеязыкового содержания высока – ведь в устной спонтанной речи многое ясно из контекста и ситуации. Поэтому грамматические отношения в ней недифференцированы, возможно и нарушение нормы, и разного рода сокращения, выпадения звеньев и нарушения морфологии. Да и сами нормы – разные для того и другого: многое допустимо в УЯ, но недопустимо в письменном (вспомним русские причастия, деепричастные обороты – а много ли славянизмов в разговорной речи?).


Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Современный русский литературный язык как предмет изучения

Слог звук или сочетание звуков объединенных волной сонорности то есть степенью звучности гласности это основано на специфике работы нашего.. фонетическое слово слог или группа слогов объединенных вокруг одного.. речевой такт или синтагма группа фонетических слов или одно фонетическое слово объединенные интонацией не конца..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:


План.

1. Многообразие языков мира и место русского языка в их генеалогической системе.

2. Возникновение русского национального языка (краткая историческая справка).

3. Русский язык – один из главных современных мировых языков.

4. Качества русского языка в сопоставлении с другими языками мира.

5. Литературный язык – высшая форма общенародного языка. Языковая норма.

6. Понятие «Современный русский литературный язык» (СРЛЯ).

Литература:

1. Л.Ю. Максимова – часть I, §33 – 38.

2. В.И. Кодухов. Ведение в языкознание. §48 – 51, §9 – 23.

3. Шанский Н.М., Иванов В.В. §3 – 4.

Дополнительная литература :

4. Брагина А.А. Русское слово в зыках мира. – М., 1978.

5. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., Просвещение, 1978.

6. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М., Просвещение, 1988.

7. Костомаров В.Г. Жизнь языка (от вятичей до москвичей). – М., 1994.

8. Лопатин В.В. рождение слова. – М., 1973.

9. Успенский Л.В. Слово о словах. Л., - 1982.

10. Чуковский К.И. Живой как жизнь. – М., 1982.

1. В современном мире существует множество языков. Их от 3000 до 5000. Точное количество назвать нельзя, т.к. границы между языками и диалектами нечетки, довольно расплывчаты.

В число наиболее распространенных мировых языков входят:

1. китайский – свыше 1,5 млрд. чел;

2. английский – ок. 450 млн. чел;

3. индийский и урду – ок. 350 млн. чел;

4. испанский – свыше 300 млн. чел;

5. русский – ок. 200 млн. чел.;

6. индонезийский – свыше 180 млн. чел (данные 20-летней давности).

По своим родственным связям все языки мира делятся на языковые семьи → группы → подгруппы → отдельные языки. Классификация условна (т.к., например, можно считать славянские языки отдельной семьей, включающей восточную, южную и западную группы, а можно – группой, входящей в одну европейскую семью).

Родственные языки , входящие в одну семью, возникают из одного языка и имеют общие корни и аффиксы (служебные морфемы); обнаруживают закономерные соответствия звуковых чередований.

Наиболее обширной является индоевропейская языковая семья, включающая 10 групп современных языков, в том числе:

ü романскую (итальянский, французский, испанский);

ü германскую (английский, немецкий);

ü славянскую, которая в свою очередь делится на подгруппы:

« южную (болгарский, македонский, сербский, словенский, ныне мертвый старославянский);

« западную (чешский, словацкий, польский, кашубский, лужицкий и ныне мертвые полабские диалекты);

« восточную (украинский, белорусский, русский).

Доказательства общности индоевропейских языков (примеры):

2. История языка неотделима от истории народа-носителя этого языка.

Индоевропейская семья окончательно распалась в III – II тысячелетиях до н.э., тогда же возникает общеславянское языковое единство, которое в свою очередь распадается в VI – VII веках на южную, западную, восточную группы. Язык той далекой эпохи нам неизвестен, т.к. не было письменности.

В VIII – IX веках на базе восточнославянских диалектов формируется древнерусский язык. В письменной форме он начинает существовать после крещения Руси в 988 году князем Владимиром («Остромирово Евангелие» – дошедший до нас наиболее древний лит.памятник – датировано серединой XI века). Об устной речи этой эпохи мы знаем мало. Одним из самых колоритных памятников является «Слово о полку Игореве», которое дает нам некоторое представление об устной народнопоэтической речи конца XII века. «Моление Даниила Заточника», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина» и др. литературно-художественные памятники в некоторой степени дополняют эту картину.

Итак, с конца X века язык начинает существовать в двух противоборствующих формах: письменной (церковный витиеватый стиль «плетения словес») и устной (живая речь народа), которые в последующих веках постепенно сближаются, унифицируются: устная речь оказывает все большее воздействие на письменную.

В XIII–XIV веках общий для восточных славян древнерусский язык распадается на три самостоятельных языка:

« русский;

« украинский;

« белорусский.

Это разделение объясняется двумя внеязыковыми факторами:

1. Монголо-татарское иго, под которым оказалась большая часть русских земель (его след в лексике: деньги, лошадь, башмак, барабан, сарай и др. слова, которых всего ≈ 300, однако они очень часто употребляются в речи);

2. Часть территории (буд. Украина, Белоруссия) находилась под влиянием Литвы и Польши (в том числе Брянские и Смоленские земли).

Как национальный язык великого народа русский язык сформировался к концу XVII века на базе двух основных говоров – южного великорусского и северного великорусского. Население московского княжества, занимавшего срединное положение, вобрало лучшее из этих двух основных говоров. В лексическом составе доминируют черты северных диалектов: волк (бирюк), петух (кочет), изба (хата) и т.п., а в фонетике – южных (аканье, иканье). Сближаются, унифицируются книжная и разговорная формы речи. Из письменного книжного языка постепенно исчезают старославянизмы, сложные синтаксические конструкции. Язык постоянно подпитывается из живой речи народа. Под влиянием художников слова, выдающихся личностей, таких как Крылов, Ломоносов, Карамзин, Фонвизин, Державин, к началу XIX века язык становится наиболее отточенным, приближается к своей высшей – литературной – форме. Благодаря Пушкину русский язык к середине XIX века становится современным литературным (в широком понимании термина).

3. Русский язык – язык политической, экономической и культурной сфер жизни русского народа. Наряду с английским, французским, испанским, китайским и арабским признан одним из 6 официальных языков ООН. В 70 – 80 гг. XX века более 20% научной литературы в мире издавалось на русском языке. Во многих странах мира (около 90) большое внимание в колледжах, школах отводится изучению русского языка. В 1967 г. была создана «Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы» (МАПРЯЛ). Цель – распространение русского языка в мире и совершенствование его преподавания. Большинство стран СНГ до сих пор считают русский язык главным, основным. Это происходит не только потому, что русский язык – язык всемирно известных деятелей науки и искусства. Он обладает рядом замечательных качеств, которых в их совокупности не хватает многим другим языкам.

4. Преимущества русского языка:

1. Алфавит состоит всего из 33 букв (ср.: китайский ≈10000 иероглифов);

2. Русская речь напевна, нежна, мелодична, когда нужно выразить лирические чувства; точна и лаконична – в научной сфере деятельности; резка и груба при сомнительной необходимости оскорбить человека, т.е. способна обеспечить любой социальный заказ;

3. Русский язык богат синонимическими возможностями, способностью выражать самые различные оттенки мыслей, чувств, качеств предмета. Например, оттенки синего цвета: небесный, светло-голубой, голубой, бирюзовый, васильковый, лазурный, лазоревый, синий, темно-синий, лиловый, фиалковый, сиреневый, фиолетовый, иссиня-черный и т.д.

4. Русский язык обладает относительно свободной системой построения предложения в отличие от языков со строгим порядком слов (например, английский):

· Мама мыла раму.

· Мама раму мыла.

· Мыла раму мама.

· Мыла мама раму.

· Раму мыла мама.

· Раму мама мыла.

5. В русском языке масса всевозможных суффиксов и приставок, способных выражать тончайшие оттенки различных значений.

6. Русский язык – язык флективного строя, т.е. основные грамматические значения (рода, числа, падежа, лица) выражаются при помощи окончаний, изменяющих форму слова.

5. Не следует смешивать понятия «русский национальный язык» и «русский литературный язык».

Русский национальный язык – понятие более широкое, включающее устаревшие слова, различные диалекты, в том числе социальные жаргоны (студенческий, воровской, морской и т.д.); просторечия, вульгаризмы, даже мат, т.е. все формы существования языка.

Русский литературный язык – высшая форма общенационального языка. Это язык, обработанный мастерами художественного слова, – язык, подвергшийся нормализации на всех его уровнях. Огромная заслуга в изучении РЛЯ принадлежит В.В. Виноградову (лингвист, литературовед). Он разработал два новых направления в лингвистике:

1. история РЛЯ;

2. наука о языке художественной литературы.

«Язык Пушкина», «Язык Гоголя», «Стиль прозы Лермонтова» - работы В.В. Виноградова.

Литературный язык – язык нормированный, т.е. регламентированный различными нормами.

Норма литературного языка – историческая, развивающаяся, возникающая в результате постепенной кристаллизации общенародных языковых элементов и отмирания того, что не имеет общенародного значения. Норма языка подчинена тем правилам (орфографическим, орфоэпическим, лексическим, грамматическим), которые существуют сегодня. => Существуют нормы правописания, произношения, склонения, построения предложений и многие другие.

6. Современный русский литературный зык в широком смысле – это язык со времен Пушкина до наших дней. Но наш современный язык и язык Пушкина – это уже далеко не одно и то же. Пример: во времена Пушкина «истукан, кумир, болван» означало «статуя», «сопутник» – спутник, «инвалид» – ветеран. Не было аббревиатур и многих современных слов. => Первая половина XIX века – нижняя граница понятия, средняя граница приходится на конец XIX – начало XX века. Верхняя грань – 30 – 40-е годы XX века и вплоть до современной эпохи.

В середине XXI века границы сместятся (с уходом из жизни поколения-носителя прежней языковой нормы).

В самом строгом значении термина, СРЛЯ – язык, на котором мы говорим и пишем сегодня, язык современной науки, официально-деловой документации, язык дикторов телевидения и радио, язык лекторов в студенческих аудиториях и учителей в школьных классах.

Высказывания выдающихся людей о русском языке:

Ломоносов: «Карл V, римский император, говаривал, что испанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким – с неприятелями, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языков». (Том 7, стр. 393)

Тургенев: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, - как не впасть отчаяние при виде всего, что совершается дома. Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу».