План

Лекция №5. Современная система международных отношений

Наш народ есть самый лучший из всех народов,

и потому он предназначен так или иначе покорить себе

все другие народы или, во всяком случае, занять первое,

высшее место между ними...

Такою формулой освящается всякое насилие, угнетение,

бесконечные войны, все злое и темное в истории мира.

B.C. Соловьев

В.1. Субъекты международных отношений.

В.2. Мировой порядок.

В.3. Международные конфликты и методы их урегулирования.

Международные отношения продолжают оставаться борьбой за богатство и власть между независимыми акторами в состоянии относительной анархии.

Систему международных отношений образуют субъекты мирового сообщества. Данная система иерархична и включает в себя подсистемы, уровни – глобальные, региональные и локальные.

Главными актором международных отношений является государство; его политика определяет характер данных отношений.

Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его целостность и осуществляющая суверенную публичную власть посредством государственного механизма. Признаки государства: территория, граница; население; публичная власть; аппарат принуждения; суверенитет; нормативно-правовая база; налоги, казна, бюджет; символика.

(В современном мире идет процесс увеличения числа государств. С начала 20 века количество государств увеличилось более чем в три раза. В 1960-е года рост численности государств было следствием крушения империй, а в 1990-х – распадом тоталитарных государств.)

Государство – единственный субъект мировой политики, обладающий суверенитетом. Категория «суверенитет» имеет два аспекта – первый определяется свободой выбора населением политического режима и пути экономического развития. Второй – обозначает независимость и равенство государств, их невмешательство в дела друг друга.

Фактор суверенитета обусловливает главную особенность международных отношений – отсутствие у них единого ядра власти и управления.

Формальные процессы мировой дезинтеграции, образование новых государств уравновешиваются реальным процессом их интеграции и ростом их взаимозависимости в ходе глобализации. С развитием информационных технологий, возникает и мировое коммуникационное сообщество, возрастает проницаемость границ, государственные структуры теряют часть властных полномочий. На мировую арену выходят новые субъекты политики: неправительственные организации, транснациональные корпорации, межгосударственные регионы и т.д.

Политика есть деятельность по поводу завоевания, удержания власти и распоряжения ею. Политика государства бывает внутренней и внешней, причем внешняя политика вторична по отношению к внутренней. Под внешней политикой понимается курс государства (цели и способы их достижения) в международных отношениях. Она призвана обеспечить благоприятные внешние условия для реализации целей и задач внутренней политики. Вместе с тем внешняя политика имеет собственные цели и обратное влияние на внутреннюю.



Некоторые геополитики разрабатывают теорию геополитических кодов государств – набора стратегических предположений, которые правительство составляет о других государствах при формировании своей внешней политики.

Внешняя политика опирается на потенциал государства – экономический, демографический, военный, научно-технический, культурный. В современных государствах руководство внешней политикой осуществляет глава государства. Для ведения внешнеполитического курса существуют специализированные органы – МИДы, парламентские комитеты по внешней политике, посольства и т.д.

Формально внешняя политика выражается в выработке и принятии внешнеполитических решений.

Определяющим фактором внешней политики является национальный интерес. Это осознание коренных потребностей общества и их отражение в деятельности органов власти.

К сфере национальных интересов любого государства относятся:

1) обеспечение внутренней и внешней безопасности государства, поддержание его суверенитета и территориальной целостности,

2) повышение материального и духовного благосостояния населения,

3) рост влияния государства на мировой арене.

Специфические интересы России:

Построение эффективной экономики;

Создание дееспособных государственных институтов;

Оптимальное сочетание интересов всей страны и ее регионов;

Достижение относительно высокого уровня жизни;

Создание гражданского общества и развитие демократии;

Сохранение благоприятной внешней среды.

Национальные интересы не являются неизменными. Они изменяются с изменением самого государства и окружающей среды. Перед властной элитой стоит задача определения содержания национальных интересов на каждом этапе развития страны. Средствами достижения национальных интересов и проведения внешней политики являются: политические, экономические, военные и культурно-идеологические средства.

Международную организацию можно определить как стабильную, структурированную форму сотрудничества ее членов, созданную на добровольной основе для совместного решения общих проблем и функционирующую в рамках устава. По характеру членства выделяют два вида международных организаций:

1) межправительственные – созданные на основе договоров;

2) неправительственные организации, объединяющие неправительственные институты и граждан разных государств.

Существуют разные типологии межправительственных международных организаций:

1. По территориальному признаку:

Глобальные;

Региональные;

Межрегиональные;

Субрегиональные.

2. По сфере деятельности:

Организации экономического характера;

Отраслевые организации;

В области культуры и спорта;

Военно-политические;

Универсальные.

Международная организация – это явление историческое и динамично развивающиеся. Повышение их активности произошло во 2 пол. 19 века, в связи с увеличением числа суверенных государств и усилением контактов между ними в 1-ю волну глобализации. Так возникли: Всемирный телеграфный союз, Всемирный почтовый союз, Международное бюро мер и весов, Международный красный крест и др.

После Второй мировой войны возникло около трех тысяч межправительственных организаций и 20 тысяч неправительственных, из которых около 2 тысяч имеют статус наблюдателей при ООН. Великобритания, США, Япония, Бразилия участвуют более чем в 100 организациях, Франция, Дания – более чем 150.

Некоторые международные организации обладают атрибутами политической власти. В первую очередь, это - ООН. Ее органы могут принимать решения (резолюции СБ), являющиеся обязательными для всех членов мирового сообщества. ООН включает в себя ряд суборганизаций, например: МАГАТЭ, ВОЗ, МВФ, МОТ, ЮНЕСКО, Международный суд.

В последнее время ООН в значительной мере утратило свое влияние, поэтому многие проблемы мировой политики решаются вне ее рамок. Например, в рамках «восьмерки», «двадцатки», ЕС, НАТО и т.д.

Неправительственные международные организации – это союзы, которые состоят из общественных групп и граждан ряда стран. Это могут быть организации: профессиональные, демографические, религиозные, правовые, экологические, гуманитарные, спортивные, в защиту мира и др.

Транснациональные корпорации – это специализированные неправительственные международные коммерческие организации. Огромные ресурсы позволяют им существенно воздействовать на мировую политику. В 2007 г. в мире насчитывалось 79 тыс. транснациональных корпораций. ТНК имели около 790 тыс. филиалов за рубежом. В 2007 г. их экспорт составлял одну треть мирового экспорта. Они контролируют 50% мирового промышленного производства, почти 2/3 внешней торговли, ¾ информуслуг и 4/5 рынка программных продуктов, 4/5 патентов и лицензий. Ядро хозяйственной системы составляют около 500 транснациональных корпораций, обладающих неограниченной экономической властью. Их потенциал сопоставим с валовым продуктом крупных государств. ТНК объединены в 50-60 финансово-промышленных блоков.

Деятельность транснациональных корпораций приводит к различным последствиям. В позитивном плане они способствуют развитию мировой экономики и торговли, созданию рабочих мест, внедрению процедур мирного решения конфликтов. Отрицательными сторонами являются размывание национального суверенитета, прогрессирующее расслоение мира (богатый Север – бедный Юг).

Итак, в современной системе международных отношений просматриваются следующие глобальные тенденции:

1. Расширение состава и увеличение разнообразия политических акторов.

2. Размывание государственного суверенитета вследствие прозрачности государственных границ, усиления сепаратизма, выхода регионов на международный уровень.

3. Формирующаяся многополярность. Конфигурация общемировой структуры является переходной (которую можно определить как плюралистическую однополярность).

4. Прогрессирующая проницаемость грани между внутренней и внешней политикой.

5. Демократизация как внутриполитической, так и международной жизни.

6. Усиливающееся воздействие на мировое развитие комплекса глобальных проблем (политических, экономических, экологических, гуманитарных).

Международные отношения – более сложное явление, чем внешняя политика. Это – совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, военных, информационных, дипломатических и других связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными социальными, экономическими и политическими силами, организациями и движениями на мировой арене.

Субъекты международных отношений – это такие социальные общности, которые своими практическими действиями решают вопросы, влияющие на судьбы всего человечества. Обычно выделяют две группы социальных общностей: национальные, то есть нации, этносы, классы, профессиональные, женские, молодежные, научные и другие объединения, и интернациональные, то есть группы стран, народов, международных систем, движений (экологическое “Гринпис”, Неприсоединения и т.п.). Результатами взаимодействия субъектов международных отношений являются все политические, экономические, идеологические, культурные, военные процессы и события на мировой арене, которые существуют и развиваются вне пределов территории, компетенции и юрисдикции отдельных государств, могут затрагивать интересы двух, нескольких или всех государств мира, международных и межправительственных организаций. Поэтому международные отношения между их субъектами строятся на двусторонней или многосторонней основе, носят глобальный или региональный характер.

Общепринятая классификация международных отношений предложена югославским ученым Р. Вукадиновичем, который выделяет среди них четыре типа: 1. Классический тип, опирающийся на “равновесие сил” государств с приблизительно одинаковой военной и экономической мощью. Такой тип международных отношений нестабильный, поскольку война – основное средство разрушения равновесия или установления нового равновесия сил с учетом происшедших изменений в мире. 2. ”Холодная война”, вызванная к жизни после второй мировой войны противостоянием двух антагонистических мировых общественно-политических систем: капиталистической и социалистической. Динамику отношений других государств определяли прежде всего отношения между двумя сверхдержавами: СССР-США. В этих условиях снижалась роль международных отношениях нейтральных, средних и малых стран. 3. ”Мирное сосуществование”, пришедшее на смену “холодной войне”. Этот тип характеризуется установлением паритета в военной сфере, усилением борьбы за безъядерный мир и безопасность во всем мире, повышением роли международных организаций в решении глобальных проблем, постепенным снижением уровня вооружений, сначала ракетно-ядерных, а затем и обычных. 4. Неприсоединение и сохранение свободы выбора решений и действий в международных отношениях, стремление к нормальному экономическому сотрудничеству со всеми государствами независимо от установившихся в них политических режимов.


В принципе первых три типа международных отношений уже ушли в историю и все большую роль играет четвертый тип, поскольку он лучше отвечает интересам всего человечества.

Виды международных отношений подразделяются на политические, экономические, идеологические, социальные, культурные, научно-технические, военно-стратегические и др. Из форм международных отношений выделяют политико-правовые, дипломатические, протокольные, организационные, торгово-экономические, финансовые, кооперативные, информационные, военно-стратегические (союзы, блоки, объединения). Особая роль принадлежит социальным формам международных отношений: а) международное контакты, начиная с простейших международных связей субъектов для удовлетворения их социальных потребностей – научные конференции, симпозиумы, гастроли театров, отдельных актеров, выступления писателей, музыкантов, певцов и т.п.; б) международное действие – совокупность актов одного субъекта ради изменения или поддержки взглядов, воли, поведения другого международного субъекта, то есть речь идет о митингах и демонстрациях у иностранных посольств и представительств, о резолюциях и петициях в отношении другого государства и т.д.; в) международной взаимодействие – социальная взаимосвязь двух международных субъектов, когда действия одного из них вызывают ответные действия другого; г) международная зависимость – форма связи между субъектами международных отношений, которая может быть объективной зависимостью как часть от целого и как результат преднамеренного действия одного международного субъекта на другой путем применения определенных средств и методов принуждения и давления.

Международные отношения имеют разнообразные уровни: глобальный – Организация Объединенных Наций, межрегиональный – Движение неприсоединения, Гринпис, региональный – Европа, Ближний Восток, Тихоокеанская зона и т.д., локальный – Россия-Германия, Эстония-Финляндия, Франция-Англия и др. В связи с этим особое значение в современном мире приобретают концепции регионализма и глобализма.

Основные принципы международных отношений зафиксированы в Уставе ООН и в других документах, подписанных и ратифицированных большинством стран мира. Это прежде всего невмешательство , согласно которому никакое государство или группа государств не имеют права прямо или косвенно вмешиваться во внутренние и внешние дела другого государства. Принцип невмешательства запрещает также организацию, поощрение, помощь в вооруженной подрывной, или террористической деятельности, направленной на изменение общественно-политического строя другого государства путем насилия или агрессии.

Среди других важных принципов международных отношений можно выделить принцип мирного разрешения международных споров и конфликтов , то есть любые возникающие между субъектами международных отношений разногласия должны решаться с помощью переговоров, посредничества, судебного разбирательства, международного арбитража, чтобы не подвергать угрозе мир и безопасность народов. Принципмирного сосуществования государств с различным общественным строем, то есть признание нерушимости границ, территориальной целостности, всестороннее сотрудничество, отказ от применения силы с целью нарушить политическую независимость того или иного государства. Принциправноправия и самоопределения народов , принцип суверенного равенства государств , исключающий всякую иностранную власть на территории другого государства. Суверенитет всегда является полным, исключительным, неотъемлемым свойством государства. Принцип полного соблюдения прав человека и основных свобод , под которыми понимается комплекс социально-экономических, гражданских, политических, культурных прав и свобод, характеризующих статус личности в данном государстве. Помимо Устава ООН этот принцип закреплен во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г., в Пактах о правах человека 1966 г., в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и в других международных документах. Этот принцип осуждает также любые формы расовой дискриминации из-за цвета кожи, этнического происхождения, вероисповедания, языка, пола как посягательство на достоинство личности. В современных условиях быстрого развития и распространения электронных средств массовой информации все большее значение приобретает принцип безусловного воздержания от пропаганды насилия, террора и войны как инструментов лишения народов – больших или малых – формы их национального существования. И, наконец, принцип добросовестного выполнения государствами обязательств, взятых ими в соответствии с Уставом ООН.

Сегодня определяющими тенденциями развития международных отношений являются гуманизация и демократизация . Гуманизация означает переход к такому типу международных отношений, которые в наибольшей мере служат интересам личности, способствуют созданию максимальных возможностей для ее дальнейшего развития и совершенствования, для повышения качества самой ее жизни. Демократизация международных отношений выступает в качестве средства построения гуманного миропорядка.

Стало основным компонентом всего международного, поскольку без государства нет и международных отношений. Вестфальская модель мира и ее последующие модификации являлись государственно-центристскими: государство признавалось единственным актором международных отношений, которые собственно и понимались как межгосударственные; принцип государственного суверенитета являлся основополагающим. Создание государства - достаточно редкое событие. Нужно уникальное соединение условий и факторов объединения общественных групп в государство. Это подчеркнул еще Аристотель, определивший государство как союз свободных людей ради общего блага. Действительно, не часто можно встретить власть, действующую ради блага своих граждан и использующую свою мощь для их защиты, а не угнетения. От степени легитимности государственной власти напрямую зависела продолжительность ее существования. Гораздо чаще происходит создание не государств, а культурно-географических общностей - стран. Страны часто оказываются жертвой более мощных субъектов - государств. Тогда возникает печальный пример разделенных народов и даже наций. Так, на протяжении всего XIX в. Польша была сформировавшейся страной, но поделенной между несколькими европейскими государствами.

Возможны следующие варианты соотношения государств и стран:

  • 1) государство включает одну страну и несколько культурно-географических общностей (этнических территорий), еще не ставших странами или вообще не имеющих таких перспектив;
  • 2) государство включает в себя несколько стран. Как правило, существует лидирующая страна, объединяющая иные страны и добивающаяся от них лояльности . Пример: Речь Посполитая, образовавшаяся из союза польских и литовских территорий. Правда, как показал XX в., лояльность литовских территорий оказалась разрушенной;
  • 3) государство включает фрагменты разных стран и не привязана ни к одной из них. Некоторые мыслители полагают, что государство вообще не должно быть связано факторами «крови» и «почвы», т.е. естественной общности страны, и может быть составлено из граждан разной этнической и культурной принадлежности и даже мигрантов. Их лояльность обеспечивается высокими стандартами защиты прав человека, которые они не смогут найти на своих исторических территориях .

Нужно отметить следующие характеристики государства, позволяющие признать его главным действующим субъектом международных отношений:

  • - обладает способностью и ресурсом гражданского доверия использовать инструменты принуждения, в том числе военные средства;
  • - может мобилизовать экономические и людские ресурсы своих обществ для решения внешнеполитических задач;
  • - поддерживает и укрепляет лояльность граждан;
  • - имеет возможность не только реагировать на складывающиеся ситуации в международных отношениях, но и обладает достаточным запасом внутренней устойчивости, чтобы иметь осознанные, долгосрочные интересы и добиваться общественного консенсуса для их реализации. Для современных обществ это выражается в принятии официальных внешнеполитических доктрин, как правило, на межпартийной основе;
  • - имеет статус надежного и привлекательного партнера в международных отношениях, позволяющий участвовать в альянсах (блоках) участников международных отношений, т.е. поддерживать функционирование системы международных отношений.

Теоретические представления о ведущей роли государства в сфере международных отношений (государственном центризме) являются достоянием политического реализма и воспроизводят его основные положения. Основные тезисы государственно-центристской модели субъектов:

  • 1) главным действующим лицом международных отношений является государство, располагающее широким спектром воздействия на остальных участников;
  • 2) государственная политика базируется на соответствии внутренней и внешней политики при значительной автономии последней. Еще Д. Локк наряду с традиционными законодательной, исполнительной и судебной властью выделял «федеративную власть», ведающую внешней политикой. Механизм федеративной власти обладает существенной спецификой: гибкой конвенциональностыо международного права, слабой правовой связанностью законами собственного государства, действиями государственных агентов но усмотрению и в обстановке слабой информированности общественности, широким применением средств, сомнительных с точки зрения морали и даже законодательства;
  • 3) основа всех внешнеполитических действий государства - национальный интерес, составными элементами которого являются национальная и международная безопасность, гарантирующие его выживание и суверенитет;
  • 4) потребность в отстаивании национального интереса вызывает необходимость в мощном военном потенциале, который зависит от сложного сочетания природных, экономических и иных ресурсов государства, обычно называемых «источником государственной мощи». Государство всегда стремится за пределы «разумной оборонной достаточности» и «непровоцирующей обороны», как их определяют его соседи, полагающие себя потенциальной жертвой этого усиления. Поэтому международные отношения - это военно-силовое взаимодействие государств, баланс сил, в котором преимущества с точки зрения национальных интересов имеют наиболее мощные державы, уравновешивающие друг друга либо попарно, либо в составе коалиций. Для оценки государства важно охарактеризовать его мощь. Обычное определение государственной мощи таково: «Высокая степень вероятности того, что государство Л осуществит успешное воздействие на поведение государства Б в любой ситуации, достаточное для реализации целей А».

Выделяют следующие типы мощи: soft power, hard power, smart power.

В свою очередь, hard power подразделяется:

  • - на power to defeat - способность нанести поражение государству или ликвидировать его;
  • - power to hurt - способность нанести неприемлемый для противника ущерб его источникам мощи.

Для оценки потенциала государства важно знать источники мощи (табл. 4.1). Они подразделяются на актуальные и потенциированные. Например, экономический и научный потенциал Германии и Японии много больше, чем международное влияние и статус этих государств.

Таблица 4.1

Источники мощи государств

Источник мощи

Составляющие

Территория

  • Географическое положение
  • Климат
  • Природные ресурсы
  • Выход к океану
  • Топография

Население

  • Этнический состав
  • Половозрастной состав
  • Мобилизационные возможности
  • Продолжительность жизни
  • Уровень образования

Хозяйство

  • Технологии
  • Капитализация
  • Управление

И нфраструктура

Военно-промышленный

комплекс

  • Уровень вооружений и их массовость
  • Интегрируемость вооружений в системы
  • Военное управление
  • Наличие оружия массового поражения

Источники мощи могут быть также подразделены на группы по такому признаку, как присутствие в них овеществленного труда, человеческого капитала. В этом случае можно выделить:

  • 1) базовые источники мощи (basic) - источники естественного происхождения, «дары природы»;
  • 2) high-tech - продукты индустрии;
  • 3) high-hume - человеческий капитал.

Эти группы источников присутствуют в неодинаковом наборе и объеме у разных государств. Кроме того, они образуют иерархию: наличие источников мощи более высокого уровня может компенсировать недостатки источников базового уровня.

На современном этапе к числу типичных международных акторов относят государства и межправительственные организации, международные неправительственные организации и движения (национально- освободительные, сепаратистские, экологические, правозащитные), транснациональные корпорации, региональные и местные органы власти, террористические организации и мафиозные группировки, глобальные средства массовой информации (СМИ) и даже отдельных политических или религиозных лидеров. Оценка значимости различных акторов в международных отношениях остается предметом дискуссий различных школ в теории международных отношений, в центре которых стоит вопрос о том, следует ли при анализе современных международных отношений отдавать предпочтение какому-либо типу акторов. Американские исследователи Д. Най-мл. и Р. Кохэн предложили наряду с «международными отношениями» признавать наличие «транснациональных отношений», в которых один из участников - негосударственный субъект .

Государства как акторы международных отношений классифицируются по юридическим и политическим признакам. В основе юридической классификации лежит объем доступного государству суверенитета. Выделяются следующие государства-акторы:

  • - империя;
  • - государство-нация;
  • - ассоциированное государство;
  • - самопровозглашенное (международно-непризнанное) государство;
  • - протекторат;
  • - оккупированное государство.

Политическая классификация государств ориентирована на доступный им объем мощи:

Держава (Power)

Возможность воздействовать на международные отношения в целом.

Глобальный масштаб интересов. Способность легитимировть / делегитимировать политические режимы других государс тв

Субдержава (региональный лидер)

Обладает региональными интересами, признаваемыми мировыми державами и государствами региона. Территория последних рассматривается как «жизненно важная» для нее, что исключает конкуренцию других государств с региональным лидером

Национальное государство:

  • - государство с активной внешней политикой;
  • - нейтральное государство;
  • - автаркическое;
  • - failed state

Суверенитет государства распространяется только на его территорию

Таблица 4.2

Крупнейшим субъектом международных отношений всегда были державы (империи). Империи как тип международного субъекта представлены в табл. 4.2 1 .

Типы империй как субъекты международных отношений

1 См.: От миропорядка империй к имперскому миропорядку. М: НОФМО, 2005. С. 9.

Тип империи

Колониальный

Континентальный

«Сверхдержава» или неформальная империя

Средства

доминирования

Прямое управление. Делегирование прав колабо- рационистам. Военное подавление

Прямое управление. Покупка лояльности. Культурная ассимиляция.

Хозяйственное

освоение.

Военное подавление

Косвенное управление. «Мягкая сила». Технологическое и экономическое лидерство. Покупка лояльности. Поддержка лояльных режимов.

Военное подавление в виде гуманитарных интервенций

Идеология

Цивилизаторская миссия («бремя белого человека»)

Наднациональная имперская идея

У н и версал истс кая имперская идея

Долгосрочные цели имперской политики

Перераспределение ресурсов. Укрепление безопасности. Укрепление национальной экономики

Укрепление безопасности. Защита «естественных границ». Подчинение национальной экономики военно-стратегическим целям («мобилизационное хозяйство»)

Перераспределение

ресурсов.

Укрепление безопасности.

Укрепление национальной экономики. Распространение образа жизни и ценностей

Выстраиваемый тип международного порядка

Равновесие сил (многополярный мир)

Однополярный мир

Последние десятилетия заставили говорить о том, что государственноцентристская модель вызывает обоснованные возражения. Это связывают с развитием глобализации, а также ростом количества и влияния негосударственных акторов. Государство становится все более ограниченным во всех сферах своей деятельности, оно вынуждено делегировать другим акторам часть своих функций и полномочий (или те сами их присваивают). Это происходит даже в традиционно «этатистских» сферах жизни: в обеспечении национальной безопасности стремительно увеличивается значимость частных военных компаний, привлекаемых для решения интернационализированных внутренних конфликтов, где участие государства создает для него большие внешне- и внутриполитические риски. Например, негосударственные акторы привлекаются при урегулировании внутриполитических конфликтов, решении экологических проблем. В результате происходит то, что иногда называется размыванием (эрозией) государственного суверенитета. Часть авторов считают, что глобализация вообще открыла эпоху отмирания национальных государств и создания глобального надгосударственного управления. Однако другие исследователи, напротив, полагают, что государственно-центристская модель сохраняет свои объясняющие возможности, а размышления об «отмирании государства» нс более чем идеологический продукт, оправдывающий диктат сверхдержавы в условиях «плюралистической однополярности», или пропагандистское оправдание беззастенчивой деятельности «новых кочевников» - транснациональных корпораций (ТНК), в лучшем случае - представление желаемого состояния международных отношений в качестве реального.

Государство не исчезнет в ближайшей и даже отдаленной перспективе, поскольку его ресурс легитимности и, следовательно, возможности мобилизации потенциала общества для внешней политики пока еще никем не может быть заменен (хотя и может быть восполнен). Однако было бы неправильным сводить все международные процессы только к деятельности государства. Государство, сохраняя за собой ведущий политический ресурс, вступает в сложное взаимодействие с негосударственными акторами. Агрессивная конкуренция международных неправительственных организаций и неправительственных организаций с государством может только помешать этому процессу. Печальным примером такой конкуренции явилась конфронтация Green Peace с правительством Франции, превратившаяся в шпионский конфликт, завершившийся операцией французских спецслужб в Новой Зеландии в начале 1980-х гг.

Негосударственные участники международных отношений подразделяются на две группы: межправительственные организации и неправительственные акторы.

Межправительственные организации (МПО ) создаются государствами на основе международных договоров для реализации общих целей и действуют согласно уставным документам. Через МПО государства стремятся воздействовать на международные процессы, реализовать свои цели посредством soft power. Однако МПО играют и самостоятельную роль: они все активнее вмешиваются в такие внутриполитические вопросы, как урегулирование внутригосударственных конфликтов, соблюдение прав человека и др.

Межправительственные организации могут быть универсальными (т.е. занимающимися всеми международными отношения в целом). Они реализуют значительный набор целей: политические, экономические, социальные, военные и др. Таковой является ООН. Существуют функциональные МПО, например Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК) или Всемирная торговая организация (ВТО). По составу участников МПО делятся на глобальные и региональные. Примером первых являлась Лига Наций, а теперь - ООН. В ее состав может вступить - при определенных условиях - любое государство планеты. Членство в других ограничено тем или иным параметром, чаще всего географическим (Африканский союз, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии), религиозными

(Организация Исламского сотрудничества), этническими (Лига арабских государств). Своеобразным вариантом МПО выступает Британское Содружество наций, объединившее доминионы и бывшие опекаемые территории по признаку официального (государственного) языка и исторической общности.

Неправительственные акторы разнородны по своим целям и интересам. Их подразделяют на международные неправительственные организации, транснациональные корпорации (далее - ТНК), внутригосударственные регионы.

Международные неправительственные организации исключительно разнообразны. Это гуманитарные (Международный Красный Крест), религиозные (Всемирный совет церквей), профессиональные (Международная организация журналистов), спортивные (Международный Олимпийский комитет) и другие организации. МИПО способны оказывать существенное влияние на общественное мнение и могут выступать как значимая политическая сила (как Международный Олимпийский комитет в 1980 г.).

Транснациональные корпорации , в отличие от других негосударственных акторов, имеют главной целью извлечение прибыли и поэтому их деятельность на международной арене особенно противоречива. С одной стороны, она ведет к развитию мировой торговли и экономики развивающихся стран, что объективно способствует распространению коммуникативных процессов, уменьшению разрыва между Севером и Югом. ТНК заинтересованы в стабильности и бесконфликтности международных отношений, поддерживают внедрение процедур мирного разрешения конфликтных ситуаций.

С другой стороны, стремясь к гарантированно стабильной и возрастающей прибыли, они заинтересованы в сохранении дешевой рабочей силы в развивающихся странах, а значит - в сдерживании социально- экономического развития Юга, замораживании отставания его от Севера. Ради собственных интересов ТНК готовы поддерживать деспотические и авторитарные режимы и дестабилизировать демократические. Хорошо известна роль ТНК в свержении чилийского президента С. Альенде (1973). В обобщенном виде направительственные акторы отражены на рис. 4.1.

Новый растущий субъект международных отношений - регионы и мегаполисы. Их международно-правовая институционализация находится на начальном уровне. Нелояльные регионы создавали (Ирландия, катарский, а затем гугенотский юг Франции, Баскония) и создают (Курдистан, Каталония, Квебек, Тайвань, Шотландия) не только внутренние, но и международные проблемы для «своих» государств. Все мегаполисы вызывают раздражение патриотически настроенных граждан, которые видят в них источники порока, негативного общественного влияния «заграницы» и места скопления международной преступности. «Растленным» мегаполисам (еще со времен Древней Греции) противопоставлялась морально здоровая провинция, честная, хотя и интеллектуально неподвижная. Ныо- Йорк, Москва, Париж часто включены в международное общение больше, чем во внутригосударственные связи. Эти космополитические города действуют как финансовые, информационные и инновационные центры, услуги которых просто не могут быть востребованы близлежащими территориями. Межгосударственные регионы характерны для Европейского союза (далее - ЕС). Они активно проявляют себя в экономической сфере, связанной с трансграничным региональным сотрудничеством, и тем самым вовлекаются в глобальную политику. Самостоятельность способствует их развитию, но в то же время создает опасность ослабления государственного единства, возникновения конфликтных ситуаций. Особенно чревата негативными для государства последствиями ситуация, когда связи пограничных регионов с соседней страной становятся более тесными, чем внутрирегиональные . Это может привести к «ползучей аннексии» и межгосударственным конфликтам.

Рис. 4.1.

Упорядочивание контактов государства с МНПО является сложной и трудно решаемой проблемой. Центральный офис МИПО, находящийся на территории другого государства, не подлежит юрисдикции страны пребывания, и правовое положение национальных отделений существенно различается, особенно в части получения или оказания иностранной помощи. У МНПО не всегда находится достаточно такта, чтобы учитывать разнообразие законодательств государств, иногда нет и желания.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Назовите объективные факторы, которые делают государство приоритетным субъектом международных отношений, независимо от условий места и времени действия на мировой арене.
  • 2. Выделите основные тезисы государственно-центричной концепции международных отношений.
  • 3. Проследите изменения категории «мощь государства» на протяжении всей истории развития международных отношений.
  • 4. Перечислите источники государственной мощи.
  • 5. Как классифицируются государства по объему своего суверенитета?
  • 6. Сравните между собой различные классификации государств, характерные для истории, социологии, политологии, международных исследований. Выявите сходство и различие используемых критериев.
  • 7. О существовании каких типов империй вам известно из истории международных отношений? Какие критерии державное™ предлагает современная наука международных отношений?
  • 8. Назовите базовые аргументы критиков государственно-цснтричной модели международных отношений. С какими из них вы согласны?
  • 9. Каких акторов современной системы международных отношений объединяет понятие «негосударственные участники» международных отношений?
  • 10. Назовите известные вам классификации международных неправительственных организаций.
  • Государство - легитимный, суверенный, территориальный, политический союз индивидов, обладающий публичной властью.
  • Государство может находиться в сложных отношениях с системообразующей страной.Император Николай I в разговоре со славянофилом Ю. Ф. Самариным гак аргументировалотказ от русификации Прибалтики: «Вы думаете о России, а я думаю о государстве». По прошествии времени следует, наверное, признать, что в этом споре прав был император, обеспечивший лояльность немецких баронов. Во время Первой мировой войны не было зафиксировано ни одного случая перехода немецких офицеров на сторону своей исторической родины.
  • См.: Хабермас /О. Вовлечение другого: очерки политической теории. СПб. : Наука,2001. С. 243.
  • Для более тщательного анализа иногда целесообразно разграничивать субъектыи акторы международных отношений. Различие между ними - в степени активности / реактивности внешнеполитического курса. Субъект реализует собственные цели, определяетмеждународную «повестку дня» или способен влиять на нее. Акторы подчиняются чужимвнешнеполитическим стратегиям и целям либо в силу внутренней дезинтегрированности(failed states), либо в силу военной и географической уязвимости (например, государства-лимитрофы, «приграничные» государства, расположенные в опасной близости от более мощных государственных объединений).
  • См.: Най-мл. Д. С., Кохэн Р. О. Транснациональные отношения и мировая политика //Теория международных отношений: хрестоматия / сост., науч. ред. и коммеит. П. А. Цыганкова. М.: Гардарики, 2002. С. 152.
  • Международные неправительственные организации (МНПО) по характеру присоединения делятся на открытые и закрытые. В нервом случае достаточно заявить о согласии с уставом организации. Большинство МНПО носят закрытый характер. Это означает,что для приема новых членов требуется согласие действующих участников организации.В отдельных случаях прием в члены возможен только в случае приглашения в ее состав(такова Организация Североатлантического договора - НАТО).
  • См.: Конфигурация нового мирового порядка: проекты и реальность: монография / под ред. О. И. Ивониной. Новосибирск: НГУЭУ, 2015. С. 175.

Субъекты международных отношений – это образования, которые в соответствии с международным правом и договоренностями государств имеют международную правосубъектность (права и обязанности) в этой системе. Важнейшей составной частью международных отношений являются межгосударственные отношения, а соответственно, и государства как их субъекты. В результате колонизации некоторые страны и регионы в Африке, Латинской Америке, Азии, а также в Австралии долгое время не были субъектами международных отношений и превратились в объекты политики ряда стран Европы. Воздействие отдельных государств на международные отношения различно, оно в значительной мере связано с объемом материальных и людских ресурсов, которым данное государство располагает, а также с его внутренней стабильностью. Среди участников международных отношений есть страны, которые называют великими державами. Обычно это определение относилось, прежде всего, к США, СССР, Англии, Франции и Китаю, владевшим ядерным оружием и являвшимся членами Совета Безопасности ООН. В настоящее время в числе великих держав все чаще называют ФРГ, Японию и Индию. В связи с вопросом о межгосударственном аспекте международных отношений необходимо отметить и такой важный фактор, как военностратегический. Примерное равновесие сил в данной области стабилизирует эти отношения, а попытки нарушения такого равновесия оказывают заметное негативное воздействие на межгосударственные отношения и на международные отношения в целом. Другим важным элементом международных отношений являются отношения между региональными межгосударственными объединениями – военнополитическими и экономическими коалициями и союзами, интеграционными организациями. В основе создания таких объединений лежат, как правило, совпадающие интересы и цели государствучастников, стремление использовать соединенную, совокупную силу объединения для достижения своих целей. В таких объединениях обычно выделяется ведущая держава, лидер. Между членами объединения постепенно складываются особые, специфические отношения. На протяжении десятков лет наиболее влиятельными межгосударственными объединениями были Североатлантический блок (НАТО) и Организация Варшавского Договора (ОВД). Среди межгосударственных региональных объединений, играющих определенную роль в мировой политике, следует назвать Лигу арабских государств (ЛАП, Ассоциацию стран ЮгоВосточной Азии (АСЕАН), АзиатскоТихоокеанский совет (АЗПАК), Организацию Африканского Единства (ОАЕ). Субъектом международных отношений и вместе с тем фактором, воздействующим на них, являются также международные экономические объединения, такие как Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС), возникшее в 1957 г., и Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), образовавшийся в 1949 г. и функционировавший до начала девяностых годов. Подобные объединения были созданы и на других континентах. Наконец, третьим элементом международных отношений являются всемирные политические правительственные и неправительственные организации. Международная Всемирная правительственная организация выступает от имени государствчленов в качестве особого и самостоятельного субъекта международного права. Наиболее универсальной и важной организацией такого рода является Организация Объединенных Наций (ООН), которая за время своего существования (с 1945 г.) проявила себя в качестве фактора, способного содействовать стабилизации международных отношений, урегулированию конфликтов, ослаблению конфронтации между государствами. В систему международных отношений входят и неправительственные организации, например, комитеты по вопросам разоружения в Женеве и НьюЙорке, Комитет по правам человека в Женеве и др. Согласно распространенной в политической науке точке зрения, международные отношения – это, прежде всего, взаимодействия между государствами и их политическими институтами. В настоящее время набирает силу децентрализованное международное сотрудничество между регионами, входящими в состав различных государств. Имеет место и другая тенденция: все большее значение в международных отношениях начинают приобретать трансграничные связи между заинтересованными группами, отдельными лицами при ограниченном содействии и вмешательстве государства. Таким образом, современные международные отношения не сводятся только к межгосударственным связям, и их контактное поле постоянно расширяется. В формировании международных отношений участвуют и различного рода международные конгрессы и конференции, где представители правительств и ученые могут рассматривать и предлагать решения по проблемам международных отношений. Действуют международные суды, куда могут обращаться не только государства, но и отдельные юридические и даже физические лица. Важной тенденцией эволюции мировой политики является возрастание роли в ней международных организаций и институтов, под юрисдикцию которых постепенно переходят многие вопросы, находившиеся ранее исключительно в компетенции национальных государств. Международные организации начинают все активнее выполнять регулятивные функции по отношению к различным сторонам глобального развития. Они агрегируют (объединяют) различные национальные, государственные интересы и трансформируют их в общечеловеческие. Эти организации служат важным каналом для рекрутирования политических лидеров из различных стран в мировую политическую элиту, играющую первостепенную роль в мировой политике.

Еще по теме Субъекты международных отношений:

  1. Тема СУЩНОСТЬ, СУБЪЕКТЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
  2. 2.3 Договор страхования, взаимоотношения субъектов договора 2.3.1 Субъекты страховых отношений
  3. Г лава28 Особенности договорных отношений в сфере международных экономических отношений и внешнеэкономической деятельности
  4. Вопрос 1. Понятие международных экономических отношений (МЭО), | мирового рынка и международного разделения труда

1.Введение

2.Сущность, понятие, субъекты международных отношений.

3.Классификация международных отношени.

4.Виды международных отношений.

5.Формы международных отношений.

6.Уровни международных отношений.

7.Принципы.

8.Заключение.

9.Список использованных источников.

Международные отношения являются особым видом общественных отношений и сегодня рассматриваются как система межгосударственных и негосударственных взаимодействий в глобальном, региональном масштабе или на уровне двухсторонних отношений. Целью таких взаимодействий и соответственно целью международных отношений является создание благоприятных условий для функционирования и развития субъектов взаимодействия (субъектов международных отношений).

Выбранная тема, несомненно, является актуальной, т.к. международные отношения являются взаимовыгодной основой экономических, политических, культурных и других взаимосвязей между государствами, а также оказывают непосредственное влияние на развитие этих сфер.

Причинами развития международных отношений являются:

1. Неравномерность экономического развития различных стран мира

2. Различие в людских, сырьевых, финансовых ресурсах

3. Характер политических отношений

4. Различный уровень научно-технического развития

5. Особенности географического положения, природных и климатических условий

Цели и задачи данной работы: рассмотреть структуру международных отношений, изучить виды, формы, принципы таких отношений, понять их сущность.

1. Сущность, понятие, субъекты международных отношений.

Международные отношения – совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными классами, основными социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене, т.е. между народами в самом широком смысле этого слова.

Международные отношения характеризуются рядом черт, которые отличают их от других типов отношений в обществе. Такими характерными чертами можно назвать следующие:

Стихийный характер международного политического процесса, для которого характерно наличие множества тенденций и мнений, что обусловлено наличием множества субъектов международных отношений.

Усиливающееся значение субъективного фактора, что выражает возрастание роли выдающихся политических лидеров.

Охват всех сфер жизнедеятельности общества и включение в них самых разных субъектов политики.

Отсутствие единого властного центра и наличие множества равноправных и суверенных центров принятия политических решений.

Главное значение для регулирования международных отношений имеют не законы, а соглашения и договоры о сотрудничестве.

Субъекты международных отношений – это такие социальные общности, которые своими практическими действиями решают вопросы, влияющие на судьбы всего человечества. В качестве субъектов международных отношений рассматривают:

Национальные государства

Международные правительственные и неправительственные (негосударственные) организации;

Транснациональные корпорации;

Религиозные объединения;

Общественно-политические движения.

Международные отношения между их субъектами строятся на двусторонней или многосторонней основе, носят глобальный или региональный характер.

Среди субъектов международных отношений особое место принадлежит государству, так как именно государство презентует на международной арене общество в целом, а не отдельные социальные группы или организации. Государство рассматривается в качестве единственного общенационального института, который имеет легитимные полномочия осуществлять политику на международной арене: объявлять войну, заключать договоры о сотрудничестве и т.д. Поэтому важнейшей составляющей международных отношений являются межгосударственные отношения, которые испытывают на себе влияние мировой экономической ситуации. Влияние отдельных государства на международные отношения различно, оно связано с определением мощи государства, его международной конкурентоспособностью, что определяется экономическим военным потенциалом, природными и трудовыми ресурсами, уровнем развития науки и культуры, достижениями в сфере высоких технологий, уровнем социальной стабильности. Могущество государства является показателем того, какие силы государство имеет в своем распоряжении и какой мерой оно может их использовать в отношениях с другими государствами или негосударственными,отношений есть так называемые сверхдержавы, которые получили такой статус благодаря возможности влиять на условия существования всего человечества; великие державы, которые могут оказывать существенное влияние на мировое развитие; средние державы, которые оказывают серьезное влияние на свое близкое окружение, но такое влияние не выходит на пределы региона; малые державы, которые имеют достаточно сил для обеспечения своего суверенитета, территориальной целостности и независимости, но их влияние на ближайшее окружение слабое; микродержавы, которые не способны защитить свой суверенитет собственными силами.

В основе такого субъекта международных отношений как международные правительственные организации лежат совпадающие интересы и цели государств-участников, стремление использовать, совокупную силу для достижения своих целей. Важнейшей универсальной организацией является ООН, которая призвана содействовать стабилизации международных отношений, урегулированию конфликтов и ослаблению конфронтации между государствами. Среди межгосударственных региональных объединений, играющих определенную роль в мировой политике, следует выделить Организацию Африканского единства, Организация Американских государства, Совет Европы, Европейский Союз, Содружество независимых государств (СНД), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Лига арабских государств (ЛАГ) и др. Неправительственные организации, объединяют людей доброй воли различных государств в деле достижения каких-либо общих целей, наиболее распространенными являются различные правозащитные организации вроде Хельсинских групп на территории бывшего Советского Союза. Среди неправительственных ассоциаций следует выделить международные организации ученых, общественных деятелей, политиков: Римский клуб, который объединил представителей различных стран в рассмотрении проблем эффективного природопользования и перспектив мирового развития; сходные цели преследует и Комиссия Улафа Пальме.

Транснациональные корпорации в качестве субъектов международных отношений начали рассматриваться в ХХ веке, что связано с их влиянием и огромными экономическими возможностями, когда, по сути, их деятельность зачастую носит глобальный характер.

Сегодня определяющими тенденциями развития международных отношений являются гуманизация и демократизация. Гуманизация означает переход к такому типу международных отношений, которые в наибольшей мере служат интересам личности, способствуют созданию максимальных возможностей для ее дальнейшего развития и совершенствования, для повышения качества самой ее жизни. Демократизация международных отношений выступает в качестве средства построения гуманного миропорядка.

Понимание системы международных отношений только как "естественного", "предгражданского" состояния не учитывает тенденции к их социализации, игнорирует нарастающие свидетельства преодоления такого состояния и становления нового мирового порядка. С другой стороны, если исходить только из указанной тенденции, то тоже можно придти к ошибочному выводу, не учитывающему, что, несмотря на возрастающую целостность и взаимозависимость мира, на усиливающиеся процессы международной интеграции и сотрудничества различных государств и народов в экономической, политической, социальной и др. областях, международные отношения и сегодня во многом остаются сферой несовпадающих интересов, соперничества и даже противоборства и насилия. Это уже не "джунгли", не "война всех против всех", но и не единое сообщество, живущее по единым законам и в соответствии с общими, разделяемыми всеми его членами, ценностями и нормами. Это, скорее, переходное состояние, когда усиливающаяся тенденция к становлению мирового сообщества не стала необратимой, когда элементы регулирования и "плюрализм суверенитетов", расширение сотрудничества на основе взаимных интересов и совершенствование средств насилия сосуществуют друг с другом, то взаимно уравновешиваясь, то вновь вступая в противоборство

Все это говорит о том, что вышеуказанных критериев по крайней мере недостаточно для определения специфики международных отношений, что они должны быть если не заменены, то дополнены еще одним критерием. Известный французский исследователь М. Мерль, предложивший такой критерий, назвал его "критерием локализации". В соответствии с этим критерием, специфика международных отношений определяется как "совокупность соглашений или потоков, которые пересекают границы, или же имеют тенденцию к пересечению границ". Исходя из факта разделения мира на государства, сохраняющие суверенитет над своими территориальными границами, такое понимание позволяет как учитывать особенности каждого этапа в развитии международных отношений, так и не сводить их к межгосударственным взаимодействиям. В него вполне вписываются и самые различные классификации международных отношений. Обобщая высказанные в этом отношении в научной литературе позиции, можно говорить о различных типах, видах, уровнях и состояниях международных отношений

2. Классификация международных отношений.

Общепринятая классификация международных отношений предложена югославским ученым Р. Вукадиновичем, который выделяет среди них четыре типа:

1. Классический тип, опирающийся на "равновесие сил" государств с приблизительно одинаковой военной и экономической мощью. Такой тип международных отношений нестабильный, поскольку война – основное средство разрушения равновесия или установления нового равновесия сил с учетом происшедших изменений в мире.

2. "Холодная война", вызванная к жизни после второй мировой войны противостоянием двух антагонистических мировых общественно-политических систем: капиталистической и социалистической. Динамику отношений других государств определяли прежде всего отношения между двумя сверхдержавами: СССР-США. В этих условиях снижалась роль международных отношениях нейтральных, средних и малых стран.

3. "Мирное сосуществование", пришедшее на смену "холодной войне". Этот тип характеризуется установлением паритета в военной сфере, усилением борьбы за безъядерный мир и безопасность во всем мире, повышением роли международных организаций в решении глобальных проблем, постепенным снижением уровня вооружений, сначала ракетно-ядерных, а затем и обычных.

4. Неприсоединение и сохранение свободы выбора решений и действий в международных отношениях, стремление к нормальному экономическому сотрудничеству со всеми государствами независимо от установившихся в них политических режимов.

В принципе первых три типа международных отношений уже ушли в историю и все большую роль играет четвертый тип, поскольку он лучше отвечает интересам всего человечества.

3. Виды международных отношений.

Международные отношения носят объективный характер. В соответствии с этим выделяют следующие виды международных отношений, каждый из которых имеет свою структуру, функции, свой процесс развития:

Политические – играют главенствующую роль, т.к. преломляют, синтезируют, детерминируют все другие виды отношений. Политические отношения находят свое выражение в реальной политической деятельности элементов политической системы, прежде всего государства. Они гарантируют безопасность и создают условия для развития всех остальных отношений, т.к. в концентрированном виде выражают классовые интересы, что и определяет их главенствующее положение.

Экономические и научно-технические. В современных условиях эти два вида международных отношений практически неотделимы, и, кроме этого, не могут существовать в отрыве от политических отношений. Внешняя политика направлена, как правило, на защиту экономических отношений, которые влияют на формирование мирового рынка, международного разделения труда. Состояние экономических отношений во многом определяется уровнем развития производства и производительных сил государств, различными моделями экономики, наличием природных ресурсов и другими секторами.

Идеологические отношения – относительно самостоятельная часть политических отношений. Роль и значение идеологических отношений изменяется в зависимости от изменения роли идеологи в обществе. Но характерна общая тенденция – к возрастанию роли идеологии, а следовательно, и идеологических отношений.

Международно-правовые отношения – предполагают регулирование взаимоотношений участников международного общения правовыми нормами и правилами, о которых эти участники договорились. Международно-правовой механизм позволяет участникам защитить свои интересы, развивать взаимоотношения, предотвращать конфликты, решать спорные вопросы, поддерживать мир и безопасность в интересах всех народов. Международно-правовые отношения носят универсальный характер и основываются на системе общепризнанных принципов. Кроме общепризнанных норм, регулирующих все виды международных отношений, существуют и специфические нормы, которые регулируют их специальные направления (дипломатическое право, морское торговое право, международный арбитраж, суд и т.д.).

Военно-стратегические отношения, к которым относится обширная сфера специфических общественных, международных отношений, так или иначе связанных с прямым или опосредованным созданием, наращиванием, перераспределением военной силы.

Создание ядерного оружия радикально изменило характер, масштабы и интенсивность военно-политических отношений государств: союзнические, конфронтационные, кооперационно-конфронтационные.

Культурные отношения, в основе которых лежат процессы интернационализации общественной жизни, взаимопроникновения и обогащения культур, систем образования, бурное развитие средств массовой информации. В большинстве своем основное значение в их развитии имеют неправительственные организации.

4. Формы международных отношений.

Из форм международных отношений выделяют политико-правовые, дипломатические, протокольные, организационные, торгово-экономические, финансовые, кооперативные, информационные, военно-стратегические (союзы, блоки, объединения). Особая роль принадлежит социальным формам международных отношений:

а) международное контакты, начиная с простейших международных связей субъектов для удовлетворения их социальных потребностей – научные конференции, симпозиумы, гастроли театров, отдельных актеров, выступления писателей, музыкантов, певцов и т.п.;

б) международное действие – совокупность актов одного субъекта ради изменения или поддержки взглядов, воли, поведения другого международного субъекта, то есть речь идет о митингах и демонстрациях у иностранных посольств и представительств, о резолюциях и петициях в отношении другого государства и т.д.;

в) международной взаимодействие – социальная взаимосвязь двух международных субъектов, когда действия одного из них вызывают ответные действия другого;

г) международная зависимость – форма связи между субъектами международных отношений, которая может быть объективной зависимостью как часть от целого и как результат преднамеренного действия одного международного субъекта на другой путем применения определенных средств и методов принуждения и давления.

5. Уровни международных отношений.

Международные отношения развертываются и существуют на различных масштабных уровнях (по вертикали) и проявляются в различных групповых уровнях (по горизонтали).

По вертикали – масштабные уровни:

Глобальные международные отношения – это отношения между системами государств, крупнейшими державами и отражающие мировой политический процесс в целом.

Региональные (субрегиональные) отношения – это отношения между государствами определенного политического региона во всех областях жизнедеятельности общества, имеющие более конкретные проявления и носящие многосторонний характер.

Отношения конкретной международно-политической ситуации могут быть довольно разнообразными, но всегда носят конкретно-исторический характер. Они включают в себя различные типы отношений и могут втягивать в свою сферу несколько государств, заинтересованных в том или ином разрешении сложившейся ситуации. По мере преодоления данной ситуации распадаются и сложившиеся отношения.

По горизонтали – групповые уровни:

Групповые (коалиционные, межкоалиционные) отношения. Они реализуются через взаимоотношения групп государств, международных организаций и т.д.

Двусторонние отношения. Это наиболее распространенная форма международных отношений между государствами и организациями.

Для каждого из этих уровней в системе международных отношений характерно наличие общих черт и специфических различий, которые подчиняются общим и частным закономерностям. Здесь целесообразно выделить отношения внутри одного уровня и отношения между различными уровнями по вертикали и по горизонтали, накладывая их друг на друга.

6. Принципы

Современные принципы международных отношений закреплены в Уставе ООН и призваны стабилизировать международные отношения, ограничивая их определенными нормативными рамками. Они не могут быть отменены государствами в одностороннем порядке или по соглашению. Они признаны всеми государствами и на них основываются все документы, фиксирующие международные соглашения и договоренности. К основным принципам относятся:

Принцип суверенного равенства государств: каждое государство обязано уважать суверенитет других участников международных отношений, то есть их право в пределах собственной территории осуществлять государственную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику;

Принцип неприменения силы и угрозы силой, который означает, что все государства должны воздерживаться в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности и политической независимости любого государства;

Принцип нерушимости государственных границ, который сводится к трем элементам: признание уже существующих границ, отказ от каких-либо территориальных претензий сейчас и в будущем, отказ от любых других посягательств на границы;

Принцип территориальной целостности государства гласит, что государства должны воздерживаться от любых действий, направленных на нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства, территория государства не должна быть объектом приобретения другим государства в результате угрозы силой или ее применения;

Принцип самоопределения народов и наций декларирует безусловное уважение права каждого народна свободно выбирать пути и формы своего развития;

Принцип сотрудничества гласит, что государства обязаны осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, а также должны поддерживать международный мир и безопасность.

В Уставе ООН зафиксированы также: Принцип невмешательства во внутренние дела государства; принцип мирного разрешения международных споров; Принцип всеобщего уважения прав человека; Принцип добросовестного выполнения международных обязательств;

Из перечисленных принципов можно сделать вывод, что основная идея внешнеполитической деятельности государства – мирное сосуществование и обеспечение коллективной безопасности. Интенсивное взаимодействие человека с природой, его вмешательство в природную среду способствовали выдвижению на одно из первых мест в международных отношениях наряду с задачей предотвращения ядерной войны, сохранение среды обитания человека, что может быть достигнуто только совместными усилиями всех стран и народов, поэтому указанная проблема становится одним из аспектов международных отношений, который рассматривается в качестве дополнительного принципа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В качестве обобщений в теоретическом исследовании можно заметить, что сегодня для всех стран международные экономические отношения играют большую роль.

Установление и развитие таких связей способствует интеграции стран в мировое хозяйство, с тем, чтобы каждая страна ощутила значимость своего потенциала, смогла развивать свои базовые хозяйственные направления и обеспечивать ресурсные потребности национальной экономики.

Международные отношения сегодня – это целый комплекс отношений. Они развиваются в различных областях социума, эти отношения затрагивают торговлю, обмены, инвестиции, оказание услуг, сотрудничество и взаимообмен.

К результатом взаимодействия стран между собой можно отнести:

· дальнейшее углубление международного разделения труда;

· экономию общественного труда в странах, активно осуществляющих внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и участие в других формах внешнеэкономических связей;

· интенсивный и рациональный обмен результатами труда;

· дальнейшее укрепление политических, научных, технических, культурных и других связей;

· увеличение числа стран мира, создающих рыночную экономику;

· успешное функционирование транснациональных корпораций и концернов;

· расширение круга стран, достигших полной конвертируемости их валют.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Цыганков, П.А. Международные отношения/ П.А. Цыганков - М.: Новая школа, 1996. - 320 с.2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/tork/01.php

3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://ru.wikipedia.org/wiki