Акт закрепил де-юре итоги Второй мировой войны и создал правовую основу того европейского порядка международных отношений, в котором мы живём. Документ был подписан представителями 35 государств: США, Канада и все страны Европы, кроме Албании.

В романе «Мальвиль», изданном в 1972 году, Роберт Мерль реалистично изобразил то, что происходило после глобальной атомный катастрофы (случившийся по воле автора без каких-либо причин в апреле 1977 года).

В годы, когда шла работа над «Мальвилем», ощущение приближающегося конца человеческой истории витало в воздухе. Арсеналы сверхоружия, накопленные в США и СССР, гарантировали мгновенное уничтожение всего живого на Земле в ходе конфликта между двумя военно-политическим блоками, нацеленными друг на друга в многолетнем враждебном противостоянии. Такой конфликт мог вспыхнуть в любой момент из-за очередного обострения отношений, в результате провокации или даже из-за элементарного технического сбоя в том или ином звене громоздких военно-политических механизмов.

Ситуация представлялась безвыходной не только пессимистично настроенным авторам антиутопий, но и политизированным обывателям по обеим сторонам железного занавеса, разделившего Европу и всю планету.

Однако сценарий будущего по Мерлю, как известно, не реализовался.

В промежутке между выходом «Мальвиля» и означенной в романе датой ядерного блиц-Армагеддона произошло то, что стали называть «разрядкой отношений между Востоком и Западом». Вероятность глобального катаклизма резко снизилась благодаря усилиям политиков, сумевших найти компромиссные решения по ряду острых проблем международной безопасности.

Разрядка казалась неожиданным даром судьбы для Советского Союза (слабейшего в глобальном противостоянии двух сверхдержав), но её побочные следствия существенно ускорили крах мировой системы социализма.

Хельсинки-75

Кульминационным моментом разрядки стало прошедшее в Хельсинки Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Следует признать, что нам, живущим в нынешней России, атомное оружие принесло немалую пользу, что позволяет в какой-то мере примириться с материальными затратами, человеческими потерями и страданиями, выпавшими на долю нашего народа по ходу многолетнего неравного состязания с Америкой в производстве средств массового уничтожения.

Государства, подписавшие 1 августа 1975 года Заключительный акт этого совещания, заявили о своей решимости уважать и применять в отношении каждого из них со всеми другими государствами-участниками, независимо от их политических, экономических и социальных систем, от их размеров, географического положения и уровня экономического развития, следующие десять принципов (которые с лёгкой руки журналистов вскоре стали называть «десятью заповедями европейской безопасности»):

1. Суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету.
2. Неприменение силы или угрозы силой.
3. Нерушимость границ.
4. Территориальная целостность государств.
5. Мирное урегулирование споров.
6. Невмешательство во внутренние дела.
7. Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений.
8. Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой.
9. Сотрудничество между государствами.
10. Добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Кроме того, государства - участники Совещания по безопасности и сотрудничеству заявили о намерении осуществлять свои отношения со всеми другими государствами в духе вышеизложенных принципов.

Принимая пункт 1 «заповедей», Соединённые Штаты Америки и их европейские союзники признали право на существование социалистической системы и отреклись от своей прежней политики «отбрасывания коммунизма».

Обязуясь не вмешиваться в чужие внутренние дела (согласно п.6), западные страны в то же время сохранили определённые рычаги давления на своих восточных партнёров в соответствии с правозащитным 7-м пунктом.

Советские руководители согласились терпеть связанные с этим пунктом неудобства ради 3-го и 4-го пунктов, с принятием которых решалась ключевая задача всей послевоенной политики СССР: окончательно признавались существующие де-факто границы и юридически закреплялись территориальные изменения, осуществлённые в Европе по итогам Потсдамской конференции 1945 года.

Прогрессивная общественность в странах Восточной и Западной Европы выражала надежды, что на принципах, отображённых в тексте Заключительного акта, будет построен справедливый и безопасный порядок в Европе - тот порядок, который следовало бы (но не удалось) создать сразу же после окончания Второй мировой войны.

Допинг успеха для обречённых

Хельсинкское совещание, организованное по инициативе СССР, стало самым значительным триумфом советской внешней политики за всё послевоенное время.

Однако триумф этот оказался для Советского Союза и всей социалистической системы чем-то подобным стакану бодрящего хмельного напитка, поднесённого безнадёжно больному. Сначала наблюдалось состояние эйфории от невиданного ранее успеха, затем резко ускорились процессы разложения и распада.

Социалистический уклад советского типа, идеально приспособленный для решения задач национального выживания в экстремальных условиях довоенного, военного и послевоенного времени, не смог конкурировать с демократическим капитализмом в период сравнительно мирного сосуществования двух систем.

Первым симптомом неблагополучия в социалистическом лагере стало нарастание диссидентской активности на пространстве от Берлина до Магадана. Внутренние противники социализма приохотились раздражать власть напоминаниями о «седьмой заповеди» Заключительного акта, требующей соблюдать права человека.

С этой напастью компартийные вожди кое-как справлялись. Но в 1980 году задиссидентствовала целая соцстрана - Польша.

В 1945 году Сталин на Потсдамской конференции продавил формулировку, в соответствии с которой западной границей Польши стала линия, проведённая по течению рек Одер и Нейсе (как бы временно, до заключения полноценного мирного договора).

Получив древние польские земли, захваченные германскими князьями в XI-XIII веках, коммунистические правители Польши могли, не теряя лица в глазах подданных, отказаться от западно-белорусских и западно-украинских территорий, отошедших к Советскому Союзу в 1939 году. Старинный спор славян между собою, таким образом, был закрыт за счёт побеждённой Германии, утратившей четверть её довоенной территории.

Вскоре после Потсдама США и их союзники отказались признавать пограничные линии, прочерченные сталинскими картографами. Из-за этого отказа свободолюбивые поляки в течение нескольких десятилетий оставались надёжнейшими союзниками СССР, даже бунтуя временами против собственных коммунистических правителей.

Необходимость сохранять советско-польскую дружбу «на вечные времена» отпала после 1 августа 1975 года, когда все страны Европы вместе с Канадой и Соединёнными Штатами стали гарантами неприкосновенности польских границ и польской территориальной целостности.

Лидеры движения «Солидарность», взбаламутившего всю Польшу в 1980 году, могли, без опасений за судьбу своего любимого отечества, выступать с антикоммунистическими и антисоветскими лозунгами, вызывая бури восторга во всех стратах польского общества.

В монолитной конструкции социалистического лагеря образовалась опасная брешь. От неё потянулись трещины по всем направлениям: вслед за поляками зашевелились чехи, венгры и прочие соцлагерники, соскучившиеся по свободе.

Дальнейшее развитие таких процессов грозило обернуться чередой кровавых революций и контрреволюционных акций с непосредственным участием советских силовых структур.

На счастье восточных европейцев, система власти КПСС в самом Советском Союзе после 1985 года распадалась в ускоренно-перестроечном режиме. Деморализованные политикой Горбачёва, коммунистические лидеры Восточной Европы поспешили без борьбы сдаться на милость народных масс, охваченных стремлением к свободе и демократии.

Большая кровь пролилась только там, где компартии не зависели от Москвы, - в Румынии и Югославии.

Особенности новейшего европорядка

Согласно постисторической хронике Роберта Мерля, горстка людей, переживших атомную катастрофу, переживает новые бедствия из-за некоего самозваного претендента на власть, пытающегося обманом и силой оружия навязать свою волю всем остальным.

Шенген стал главной инновацией ЕС в преддверии нового века. Ведь Евросоюз как уникальное объединение европейских стран сочетает в себе признаки международной организации и государства. Хотя все страны - члены ЕС являются независимыми, они имеют одинаковые правила обучения, медицинского обслуживания, пенсионную, судебную систему и прочее. Законы Евросоюза, и прежде всего Шенген, действуют во всех странах Евросоюза.

В современной Европе, пережившей ужас балансирования на грани атомной катастрофы, воля державы, претендующей на мировую гегемонию, беззастенчиво навязывается в качестве высшего закона, довлеющего над безнадёжно устаревшими хельсинкскими «заповедями».

Международный суд в Гааге, как известно, решил недавно большинством голосов (принадлежащих представителям Америки и её союзников), что самопровозглашение независимости Косова не противоречит нормам международного права.

Мелкий албанский хищник оказал кое-какие услуги американскому гиганту и в качестве бонуса получил возможность терзать своих славянских соседей, лишённых права эффективно защищаться. Узаконив эту практику, гаагский вердикт вполне раскрыл суть того порядка, который формируется по соседству с Россией, но без её участия.

В подчинённом США сообществе развитых и развивающихся стран нет места хельсинкскому равенству суверенитетов. Суверенные права каждого государства признаются в объёме, соответствующем положению данного государства в неформальной иерархии, в зависимости от его собственных ресурсов влияния, а также от близости к вашингтонскому суперсуверену.

О равноправии наций не может быть и речи. Те, кто посильнее (прежде всего давние союзники США), чувствуют себя уверенно. Слабые (в том числе все недавние обитатели соцлагеря) ради комфорта и безопасности пытаются на всяческие лады подыгрывать, подпевать и подвывать Соединённым Штатам.

Вмешательство во внутренние дела тех, кто не имеет сил этому противодействовать, становится обычной практикой. Чаще всего в качестве повода для такого вмешательства используются претензии по части соблюдения прав человека.

Между тем удачный взлом сербской территориальной целостности ради защиты прав косовских албанцев может стать примером для подражания в самых неожиданных местах.

В Германии, Австрии уже поднимаются требования о восстановлении прав судетских человеков, нарушенных чехами после Второй мировой войны. А там, глядишь, дойдёт очередь и до человеков силезских, померанских, прусских, etc. Со всеми вытекающими последствиями для Чехии, Польши и некоторых других экс-социалистических стран, отдавших свои суверенитеты на попечение НАТО и Евросоюза.

Всё это как будто не затрагивает вполне суверенную Россию, с её ракетами, нефтедолларами и великодержавным статусом, унаследованным от СССР и Российской империи.

Но всё в мире взаимосвязано. И если в Европе зазвонит по кому-то колокол, он будет звонить и по нам. Примерно об этом говорил когда-то Хемингуэй, неплохо разбиравшийся в судьбах людей и народов.



Данная версия страницы не проверялась участниками с соответствующими правами. Вы можете прочитать последнюю проверенную или т. н. стабильную версию от 01.01.01, однако она может значительно отличаться от текущей версии. Проверки требует 1 правка.

    Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (англ. Final Act of the Conference on Security and Cooperation in Europe ), также известный как Хельсинкский заключительный акт (англ. Helsinki Final Act ), Хельсинкские соглашения (англ. Helsinki Accords ) или Хельсинкская декларация (англ. Helsinki Declaration ) - документ, подписанный главами 35 государств в столице Финляндии Хельсинки 30 июля - 1 августа 1975 года. Совещание было созвано по предложению (1965) социалистических государств-участников Варшавского договора.

Заключительный акт

Текст заключительного акта доступен на многих языках, и, в частности, на русском.

Межгосударственные договорённости, сгруппированные в несколько разделов:

    в международно-правовой области: закрепление политических и территориальных итогов Второй мировой войны, изложение принципов взаимоотношений между государств ами-участниками, в том числе принципа нерушимости границ; территориальная целостность государств; невмешательство во внутренние дела иностранных государств; в военно-политической области: согласование мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях и крупных передвижениях войск, присутствие наблюдателей на военных учениях); мирное урегулирование споров; в экономической области: согласование основных сфер сотрудничества в области экономики, науки и техники и защиты окружающей среды; в гуманитарной области: согласование обязательств по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования, право на труд, право на образование и медицинское обслуживание.

http://ru. wikipedia. org/wiki/Заключительный_акт_Совещания_по_безопасности_и_сотрудничеству_в_Европе

СОВЕЩАНИЕ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ АКТ

ХЕЛЬСИНКИ 1975

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, начавшееся в Хельсинки 3 июля 1973

памятуя о своей общей истории и признавая, что существование общих элементов в их

традициях и ценностях может помогать им в развитии их отношений, и исполненные желания

изыскивать, полностью принимая во внимание своеобразие и разнообразие их позиций и взглядов,

возможности объединять их усилия с тем, чтобы предолевать недоверие и укреплять доверие,

разрешать проблемы, которые их разделяют, и сотрудничать в интересах человечества;

признавая неделимость безопасности в Европе, как и свою общую заинтересованность в

развитии сотрудничества во всей Европе и между собой, и выражая свое намерение предпринимать

соответственно усилия;

признавая тесную связь между миром и безопасностью в Европе и в мире в целом и сознавая

необходимость для каждого из них вносить свой вклад в укрепление международного мира и

безопасности и в содействие основным правам, экономическому и социальному прогрессу и

благополучию всех народов;

приняли следующее:

a) Декларация принципов, которыми государства-участники будут

руководствоваться во взаимных отношениях

Государства-участники,

подтверждая свою приверженность миру, безопасности и справедливости и процессу

развития дружественных отношений и сотрудничества;

признавая , что эта приверженность, отражающая интересы и чаяния народов, воплощает для

каждого государства-участника ответственность сейчас и в будущем, повысившуюся в результате

опыта прошлого;

подтверждая , в соответствии с их членством в Организации Объединенных Наций и в

соответствии с целями и принципами Организации Объединенных Наций, свою полную и активную

поддержку Организации Объединенных Наций и повышению ее роли и эффективности в

укреплении международного мира, безопасности и справедливости и в содействии решению

международных проблем, как и развитию дружественных отношений и сотрудничества между

государствами;

выражая свою общую приверженность принципам, которые изложены ниже и которые

находятся в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, а также свою общую волю

действовать, в применении этих принципов, в соответствии с целями и принципами Устава

Организации Объединенных Наций;

заявляют о своей решимости уважать и применять в отношениях каждого из них со всеми

другими государствами-участниками, независимо от их политических, экономических и социальных

систем, а также их размера, географического положения и уровня экономического развития,

следующие принципы, которые все имеют первостепенную важность и которыми они будут

руководствоваться во взаимных отношениях:

I. Суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету

Государства-участники будут уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также

все права, присущие их суверенитету и охватываемые им, в число которых входит, в частности,

право каждого государства на юридическое равенство, на территоральную целостность, на свободу и

политическую независимость. Они будут также уважать право друг друга свободно выбирать и

развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы, равно как и право

устанавливать свои законы и административные правила .

собственной совести.

Государства-участники, на чьей территории имеются национальные меньшинства, будут

уважать право лиц, принадлежащих к таким меньшинствам, на равенство перед законом, будут

предоставлять им полную возможность фактического пользования правами человека и основными

свободами и будут таким образом защищать их законные интересы в этой области.

Государства-участники признают всеобщее значение прав человека и основных свобод,

уважение которых является существенным фактором мира, справедливости и благополучия,

необходимых для обеспечения развития дружественных отношений и сотрудничества между ними,

как и между всеми государствами.

Они будут постоянно уважать эти права и свободы в своих взаимных отношениях и будут

прилагать усилия, совместно и самостоятельно, включая сотрудничество с Организацией

Объединенных Наций, в целях содействия всеобщему и эффективному уважению их.

Они подтверждают право лиц знать свои права и обязанности в этой области и поступать в

соответствии с ними.

В области прав человека и основных свобод государства-участники будут действовать в

соответствии с целями и принципами Устава ООН и Всеобщей декларацией прав человека. Они

будут также выполнять свои обязательства, как они установлены в международных декларациях и

соглашениях в этой области, включая в том числе Международные пакты о правах человека, если

они ими связаны.

VIII. Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой

Государства-участники будут уважать равноправие и право народов распоряжаться своей

судьбой, действуя постоянно в соответствии с целями и принципами Устава ООН и

соответствующими нормами международного права, включая те, которые относятся к

территориальной целостности государств.

Исходя из принципа равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой, все народы

всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой

внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему

усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие.

Государства-участники подтверждают всеобщее значение уважения и эффективного

осуществления равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой для развитя

дружественных отношений между ними, как и между всеми государствами; они напоминают также

о важности исключения любой формы нарушения этого принципа.

IX. Сотрудничество между государствами

Государства-участники будут развивать свое сотрудничество друг с другом, как и со всеми

государствами, во всех областях в соответствии с целями и принципами Устава ООН. Развивая свое

сотрудничество, государства-участники будут придавать особое значение областям, как они

определены в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, причем каждый из них

будет вносить свой вклад в условиях полного равенства.

Они будут стремиться, развивая свое сотрудничество как равные, содействовать

взаимопониманию и доверию, дружественным и добрососедским отношениям между собой,

международному миру, безопасности и справедливости. Они будут, равным образом, стремиться,

развивая свое сотрудничество, повышать благосостояние народов и способствовать претворению в

жизнь их чаяний, используя, в частности, выгоды, вытекающие из расширяющегося взаимного

ознакомления и их прогресса и достижений в экономической, научной, технической, социальной,

культурной и гуманитарной областях. Они будут предпринимать шаги по содействию условиям,

благоприятствующим тому, чтобы делать эти выгоды доступными для всех; они будут учитывать

интересы всех в сокращении различий в уровнях экономического развития и, в частности, интересы

развивающихся стран во всем мире.

Они подтверждают, что правительства, учреждения, организации и люди могут играть

соответствующую и положительную роль в содействии достижению этих целей их сотрудничества.

Они будут стремиться, расширяя свое сотрудничество, как это определено выше, развивать

более тесные отношения между собой на лучшей и более прочной основе на благо народов.

Х. Добросовестное выполнение обязательств по международному праву

Государства-участники будут добросовестно выполнять свои обязательства по

международному праву, как и те обязательства, которые вытекают из общепризнанных принципов и

норм международного права, так и те обязательства, которые вытекают из соответствующих

международному праву договоров или других соглашений, участниками которых они являются.

При осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и

административные правила, они будут сообразовываться со своими юридическими обязательствами

по международному праву; они будут, кроме того, учитывать должным образом и выполнять

положения Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Государства-участники подтверждают, что в том случае, когда обязательства членов

Организации Объединенных Наций по Уставу Организации Объединенных Наций окажутся в

противоречии с их обязательствами по какому-либо договору или другому международному

соглашению, преимущественную силу имеют их обязательства по Уставу, в соответствии со статьей

103 Устава ООН.

Все принципы, изложенные выше, имеют первостепенную важность, и, следовательно__________, они

будут одинаково и неукоснительно применяться при интерпретации каждого из них с учетом других.

Государства-участники выражают свою решимость полностью уважать и применять эти

принципы, как они изложены в настоящей Декларации, во всех аспектах к их взаимным отношениям

и сотрудничеству с тем, чтобы обеспечить каждому государству-участнику преимущества,

вытекающие из уважения и применения этих принципов всеми.

Государства-участники, учитывая должным образом изложенные выше принципы и, в

частности, первую фразу десятого принципа, "Добросовестное выполнение обязательств по

международному праву", отмечают, что настоящая Декларация не затрагивает их прав и

обязательств, как и соответствующих договоров и других соглашений и договоренностей.

Государства-участники выражают убеждение в том, что уважение этих принципов будет

способствовать развитию нормальных и дружественных отношений и прогрессу сотрудничества

между ними во всех областях. Они также выражают убеждение в том, что уважение этих принципов

будет способствовать развитию политических контактов между ними, которые, в свою очередь,

будут содействовать лучшему взаимному пониманию их позиций и взглядов.

Государства-участники заявляют о своем намерении осуществлять свои отношения со всеми

другими государствами в духе принципов, изложенных в настоящей Декларации.

b) Вопросы , относящиеся к претворению в жизнь некоторых

из принципов , изложенные выше

i) Государства - участники ,

подтверждая , что они будут уважать и претворять в жизнь положение о неприменении силы

или угрозы силой, и убежденные в необходимости сделать его действенным законом

международной жизни,

заявляют , что они будут уважать и выполнять в их отношениях друг с другом, в том числе

следующие положения, которые находятся в соответствии с Декларацией принципов, которыми

государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях:

– Претворять в жизнь и выражать всеми путями и во всех формах, которые они сочтут

подходящими, обязанность воздерживаться от угрозы силой или ее применения в отношениях

друг с другом.

– Воздерживаться от какого-либо применения вооруженных сил, несовместимого с целями и

принципами Устава ООН и положениями Декларации принципов, которыми государства-

участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, против другого государства-

участника, в особенности от вторжения или нападения на его территорию.

– Воздерживаться от всех проявлений силы с целью принуждения другого государства-

участника к отказу от полного осуществления его суверенных прав.

– Воздерживаться от любого акта экономического принуждения, направленного на подчинение

своим интересам осуществления другим государством-участником прав, присущих его

суверенитету, и обеспечение себе таким образом приемуществ любого рода.

– Принимать эффективные меры, которые в силу их охвата и характера являются шагами в

направлении достижения в конечном итоге всеобщего и полного разоружения под строгим и

эффективным международным контролем.

– Содействовать всеми средствами, которые каждое из них сочтет подходящими, созданию

атмосферы доверия и уважения между народами, отвечающей их обязанности воздерживаться

от пропаганды агрессивных войн или любого применения силы или угрозы силой,

несовместимыми с целями Объединенных Наций и с Деклараций принципов, которыми

государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, против другого

государства-участника.

– Прилагать все усилия к тому, чтобы разрешить любые споры между ними, продолжение

которых могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности в Европе,

исключительно мирными средствами, и прежде всего стараться разрешить споры при помощи

мирных средств, указанных в статье 33 Устава ООН.

– Воздерживаться от любых действий, которые могли бы затруднить мирное урегулирование

споров между государствами-участниками.

ii) Государства - участники ,

подтверждая ____________свою решимость разрешать свои споры, как это определено в принципе

мирного урегулирования споров;

убежденные в том, что мирное урегулирование споров является дополнением неприменения

силы или угрозы силой, причем оба эти фактора являются существенными, хотя не

исключительными, для поддержания и укрепления мира и безопасности;

желая укрепить и усовершенствовать имеющиеся в их распоряжении средства мирного

урегулирования споров;

1. Полны решимости продолжить рассмотрение и разработку общеприемлемого метода мирного

урегулирования споров, направленного на дополнение существующих средств, и с этой целью

работу по "Проекту конвенции о Европейской системе мирного урегулирования споров",

представленному Швейцарией на втором этапе Совещания по безопасности и сотрудничеству в

Европе, как и по другим предложениям, относящимся к нему и направленным на разработку такого

2. Принимают решение, что по приглашению Швейцарии будет созвано совещание экспертов

всех государств-участников с целью выполнения задания, изложенного в пункте 1, в рамках и при

соблюдении процедур дальнейших шагов после Совещания, определенных в разделе "Дальнейшие

шаги после Совещания".

3. Это совещание экспертов состоится после встречи представителей, назначенных министрами

иностранных дел государств-участников, запланированной в соответствии с разделом "Дальнейшие

шаги после Совещания" на 1977 год; результаты работы этого совещания экспертов будут

представлены правительствам.

Документ по мерам укрепления доверия и некоторым аспектам

безопасности и разоружения

Государства - участники

желая устранить причины напряженности, которая может существовать между ними, и тем

самым внести вклад в укрепление мира и безопасности в мире;

исполненные решимости укреплять доверие между собой и этим содействовать упрочению

стабильности и безопасности в Европе;

исполненные решимости также воздерживаться в их взаимных, как и вообще в их

международных отношениях от применения силы или угрозы силой как против территориальной

целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим

образом, несовместимым с целями Объединенных Наций и с принятой в этом Заключительном акте

Деклараций принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных

отношениях;

признавая необходимость содействовать уменьшению опасности вооруженного конфликта,

неправильного понимания или неправильной оценки военной деятельности, которая могла бы

вызвать опасения, в частности в условиях, когда у государств-участников отсутствует ясная и

своевременная информация о характере такой деятельности;

принимая во внимание соображения, относящиеся к усилиям, направленным на уменьшение

напряженности и содействие разоружению;

признава я, что обмен по приглашению наблюдателями на военных учениях будет

содействовать контактам и взаимопониманию;

изучив вопрос о предварительном уведомлении о крупных передвижениях войск

применительно к укреплению доверия;

признавая , что имеются другие средства, при помощи которых отдельные государства могут

дополнительно вносить вклад в достижение их общих целей;

убежденные в политической важности предварительного уведомления о крупных военных

учениях для содействия взаимопониманию и укреплению доверия, стабильности и безопасности;

принимая ответственность каждого из них за то, чтобы содействовать этим целям и

осуществлять эту меру в соответствии с согласованными критериями и условиями, что существенно

для достижения этих целей;

признавая , что эта мера, вытекая из политического решения, опирается на добровольную

приняли следующее :

Предварительное уведомление о крупных военных учениях

Они будут уведомлять о своих крупных военных учениях все другие государства-участники

по обычным дипломатическим каналам в соответствии со следующими положениями:

Уведомления будут даваться о крупных военных учениях сухопутных войск общей

численностью болеечеловек, проводимых самостоятельно или совместно с любыми

возможными военно-воздушными или военно-морскими компонентами (в этом контексте слово

"войска" включает амфибийные и воздушно-десантные войска). В случае самостоятельных учений

амфибийных или воздушно-десантных войск, или совместных учений, в которых они участвуют, эти

войска будут также включаться в эту численность. Уведомления могут также даваться в случае

совместных учений, которые не достигают указанной выше численности, но в которых участвуют

сухопутные войска вместе со значительным количеством амфибийных или воздушно-десантных

войск или тех и других.

Уведомления будут даваться о крупных военных учениях, которые проводятся в Европе на

территории какого-либо государства-участника, а также, если это применимо, в прилегающих

морском районе и воздушном пространстве.

В случае, если территория государства-участника простирается за пределы Европы,

предварительные уведомления должны даваться только об учениях, которые проводятся в пределах

250 км от его границы, обращенной в сторону любого другого европейского государства-участника

или общей с ним, однако, для государства-участника нет необходимости давать уведомление в

случае, когда этот район также примыкает к его границе, обращенной в сторону неевропейского

неучаствующего государства или общей с ним.

Уведомления будут направляться за 21 день или более до начала учения или при ближайшей

возможности до даты его начала, если учение будет назначено за более короткий срок.

Уведомление будет содержать информацию о наименовании, если таковое присваивается,

общей цели учения, участвующих в нем государствах, типе или типах и численности участвующих

войск, районе и предполагаемом сроке его проведения. Государства-участники будут также, если

возможно, предоставлять соответствующую дополнительную информацию, в частности такую,

которая касается компонентов участвующих сил и времени привлечения этих сил.

Предварительное уведомление о других военных учениях

Государства-участники признают, что они могут содействовать дальнейшему укреплению

доверия и упрочению безопасности и стабильности и с этой целью могут также уведомлять о

военных учениях меньшего масштаба другие государства-участники, особенно те, которые

расположены вблизи района проведения таких учений.

С этой же целью государства-участники признают также, что они могут уведомлять о других

военных учениях, проводимых ими.

Обмен наблюдателями

Государства-участники будут приглашать другие государства-участники, в добровольном

порядке и на двусторонней основе, в духе взаимности и доброй воли в отношении всех государств-

участников, направлять наблюдателей для присутствия на военных учениях.

Приглашающее государство будет в каждом случае определять количество наблюдателей,

порядок и условия их участия и предоставлять другую информацию, которую оно может счесть

полезной. Оно будет обеспечивать соответствующие условия и оказывать гостеприимство.

Приглашение будет направляться по обычным дипломатическим каналам настолько

заблаговременно, насколько это возможно.

Предварительное уведомление о крупных передвижениях войск

государства-участники изучили вопрос о предварительном уведомлении о крупных передвижениях

войск в качестве меры укрепления доверия.

Соответственно государства-участники признают, что они могут, по своему собственному

усмотрению и с целью содействия укреплению доверия, уведомлять о крупных передвижениях

своих войск.

В этом же духе государствами-участниками Совещания по безопасности и сотрудничеству в

Европе будет предпринято дальнейшее рассмотрение вопроса о предварительном уведомлении о

крупных передвижениях войск, имея в виду, в частности, опыт, приобретенный в ходе

осуществления мер, которые изложены в настоящем документе.

Другие меры по укреплению доверия

Государства-участники признают, что имеются другие средства, с помощью которых можно

содействовать их общим целям.

В частности, они будут с должным учетом взаимности и с целью лучшего взаимопонимания

содействовать обменам по приглашению между военным персоналом, включая визиты военных

делегаций.

С тем, чтобы сделать более полным вклад в их общую цель укрепления доверия, государства-

участники, осуществляя свою военную деятельность в районе, охватываемом положениями о

предварительном уведомлении о крупных военных учениях, будут должным образом принимать во

внимание и уважать эту цель.

Они признают также, что опыт, приобретенный в результате осуществления положений,

изложенных выше, вместе с последующими усилиями мог бы вести к развитию и расширению мер,

направленных на укрепление доверия.

Вопросы, относящиеся к разоружению

Государства-участники признают заинтересованность всех их в усилиях, направленных на

Основополагающим документом по безопасности и сотрудничеству в Европе является Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), подписанный в Хельсинки 1 августа 1975 года руководителями 33 европейских стран, США и Канады.

Хельсинкский Заключительный акт закрепил политические и территориальные итоги Второй мировой войны и утвердил десять принципов (хельсинкский декалог) взаимоотношений между государствами: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; выполнение международно-правовых обязательств.

Хельсинкский Заключительный акт лег в основу работы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и на долгое время закрепил ключевые принципы мировой безопасности. Но за прошедшие годы многое изменилось, и сейчас западные страны призывают к пересмотру документа. Ряд западных политиков в последнее время стали говорить о неспособности организации противостоять современным вызовам. Россия же не намерена отказываться от Хельсинкского акта, а предлагает модернизировать его в соответствии с современными реалиями.

В 2013 году был предложен проект концепции нового соглашения, который получил название "Хельсинки плюс 40". Однако с самого начала участники не смогли договориться по главным составляющим документа. Так, Россия выступила против пересмотра базовых принципов Хельсинского акта и настаивает лишь на их актуализации. Российский МИД подчеркивает необходимость сохранения ОБСЕ.

В декабре 2014 года дипломаты договорились о продолжении процесса "Хельсинки плюс 40". был создан специальный экспертный орган, который получил название "Группа мудрецов". Его работа должна способствовать конструктивному диалогу по вопросам безопасности, а также восстановлению доверия в евро-атлантическом и евразийском регионах и укреплению обязательств ОБСЕ.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Разрядка в отношениях между Западом и Востоком позволила созвать Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Консультации по нему состоялись в 1972--1973 гг. в столице Финляндии Хельсинки. Первый этап совещания был проведен на уровне министров иностранных дел с 3 по 7 июля 1973 г. в Хельсинки. В нем принимали участие представители 33 европейских государств, а также США и Канады - См.: Валиуллин К.Б., Зарипова Р.К. История России. XX век. Часть 2: Учебное пособие. - Уфа: РИО БашГУ, 2002. С.148..

Второй этап совещания проходил в Женеве с 18 сентября 1973 г. по 21 июля 1975 г. Он представлял туры переговоров продолжительностью от 3 до 6 месяцев на уровне делегатов и экспертов, назначенных государствами-участниками. На этом этапе вырабатывались и согласовывались договоренности по всем пунктам повестки дня совещания.

Третий этап совещания состоялся в Хельсинки 30 июля -- 1 августа 1975 г. на уровне высших политических и государственных руководителей стран-участниц совещания, возглавлявших национальные делегации - См.: История России, 1945--2008 гг. : кн. для учителя / [А.В. Филиппов, А.И. Уткин, С.В. Алексеев и др.] ; под ред. А.В. Филиппова. -- 2_е изд., дораб. и доп. -- М. : Просвещение, 2008. С.247..

Хельсинкское Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 3 июля - 1 августа 1975 г. стало итогом мирного поступательного процесса в Европе. В Хельсинки присутствовали представители 33 европейских государств, а также США и Канада. В Совещании приняли участие: генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, президент США Дж. Форд, президент Франции В. Жискар д"Эстэн, премьер-министр Великобритании Г. Вильсон, федеральный канцлер ФРГ Г. Шмидт, первый секретарь ЦК ПОРП Э. Терек; генеральный секретарь ЦК КПЧ, президент Чехословакии Г. Гусак, первый секретарь ЦК СЕПГ Э. Хонеккер; первый секретарь ЦК БКП, председатель Государственного совета НРБ T. Живков, первый секретарь ЦК ВСРП Я. Кадар; генеральный секретарь РКП, грезидент Румынии Н. Чаушеску; председатель СКЮ, президент Югославии И. Броз Тито и другие руководители государств-участников. В Декларации, принятой СБСЕ, провозглашалась незыблемость европейских границ, взаимный отказ от применения силы, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела стран-участниц, уважение прав человека и т. д.

Главы делегаций подписали Заключительный акт совещания. Этот документ действует по сей день. Он включает договоренности, которые должны выполняться в полном объеме как единое целое, по:

1) безопасности в Европе,

2) сотрудничеству в области экономики, науки и техники, охраны окружающей среды;

3) сотрудничеству в гуманитарных и других областях;

4) дальнейшим шагам после совещания - См.: Ратьковский И. С., Ходяков М. В.История Советской России - СПб.: Издательство "Лань", 2001. С.414..

Заключительный акт содержит 10 принципов, определяющих нормы взаимоотношений и сотрудничества: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; выполнение международно-правовых обязательств.

Заключительный акт гарантировал признание и неприкосновенность послевоенных границ в Европе (что было на руку СССР) и накладывал на все государства-участников обязательства по соблюдению прав человека (это стало базой для использования проблемы прав человека против СССР) - См.: Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс советской истории, 1941-1999. - М.: Высш. шк., 1999. С.195..

Подписание главами 33 европейских государств, а также США и Канады 1 августа 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) стало апогеем разрядки международной напряженности. Заключительный акт включал декларацию принципов взаимоотношений стран-участниц СБСЕ. Наибольшее значение СССР придавал признанию нерушимости послевоенных границ и территориальной целостности государств, что означало международно-правовое закрепление ситуации в Восточной Европе. Торжество советской дипломатии было результатом компромисса: в Заключительный акт также были включены статьи о защите прав человека, свободе информации и передвижения. Эти статьи послужили международно-правовой базой диссидентского движения внутри страны и кампании по защите прав человека в СССР, которая активно проводилась на Западе.

Следует сказать, что, начиная с 1973 г. шел самостоятельный переговорный процесс между представителями НАТО и ОВД о сокращении вооружений. Однако желаемого успеха здесь достигнуто не было из-за жесткой позиции стран Варшавского Договора, превосходивших НАТО по обычным видам вооружений и не желавших их сокращать.

После подписания Хельсинского Заключительного акта Советский Союз почувствовал себя хозяином в Восточной Европе и начал устанавливать в ГДР и ЧССР новые ракеты среднего радиуса действия СС-20, ограничение по которым не было предусмотрено соглашениями по ОСВ. .В условиях кампании по защите прав человека в СССР, резко активизировавшейся на Западе после Хельсинки, позиция СССР стала исключительно жесткой. Это вызвало ответные меры со стороны США, которые после отказа Конгресса ратифицировать ОСВ-2 в начале 1980-х годов разместили в Западной Европе "крылатые ракеты" и ракеты "Першинг", способные достигать территории Советского Союза. Таким образом, между блоками на территории Европы установился военно-стратегический баланс - См.: История России. 1917--2004: Учеб. пособие для студентов вузов / А. С. Барсенков, А. И. Вдовин. -- М.: Аспект Пресс, 2005. С.514..

Гонка вооружений крайне негативно сказывалась на экономике стран, военно-промышленная ориентация которых не уменьшалась. Общее экстенсивное развитие все больше сказывалось и на "оборонке". Достигнутый в начале 1970-х годов паритет с США касался прежде всего межконтинентальных баллистических ракет. Уже с конца 1970-х годов общий кризис советской экономики стал оказывать негативное воздействие на оборонные отрасли. Советский Союз начал постепенно отставать по отдельным видам вооружений. Это обнаружилось после возникновения у США «крылатых ракет» и стало еще более очевидно после начала работы США на программой «стратегической оборонной инициативы» (СОИ). Руководство СССР с середины 1980-х годов начинает отчетливо осознавать это отставание. Истощение экономических возможностей режима обнаруживается все полнее.

Ключевым событием разрядки в Европе стало совещание по вопросам безопасности и сотрудничества на континенте, которая состоялась в столице Финляндии Хельсинки в три этапа:

На первом этапе 3-7 июля1973 совещание министров иностранных дел выработала повестку дня и определила основные направления работы.

На втором (18Сентябрь 1973 - 21 июля 1975) эксперты подготовили основные документы совещания по вопросам безопасности, экономических и гуманитарных проблем.

1 августа1975 руководители 33 европейских государств, а также США и Канады подписали Заключительный акт совещания. Его сердцевиной является Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях.

Декларация включает следующие принципы:

1. Уважение суверенитета.

2. Неприменение силы или угрозы силой.

3. Нерушимость границ.

4. Территориальная целостность государств.

5. Мирное урегулирование споров.

6. Невмешательства во внутренние дела.

7. Уважение прав человека и основных свобод.

8. Равенство и право народов распоряжаться собственной судьбой.

9. Сотрудничество между государствами.

10. Добросовестное выполнение обязательств по международного права.

Помимо Декларации, были приняты следующие документы, как "Сотрудничество в области экономики, техники, окружающей среды "," Сотрудничество в гуманитарных и других областях ","Вопрос безопасности сотрудничества в Средиземноморье", "О мерах укрепления доверия и некоторые аспекты безопасности и разоружения ".

Хельсинский совещание стало переломным событием периода разрядки. Даже возвращение к конфронтации в начале 80-х годов не смогло пересилить значение хельсинского процесса.

Заключительный акт: Межгосударственные договорённости, сгруппированные в несколько разделов:

В международно-правовой области: закрепление политических и территориальных итогов Второй мировой войны, изложение принципов взаимоотношений между государствами-участниками, в том числе принципа нерушимости границ; территориальная целостность государств; невмешательство во внутренние дела иностранных государств;

В военно-политической области: согласование мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях и крупных передвижениях войск, присутствие наблюдателей на военных учениях); мирное урегулирование споров;

В экономической области: согласование основных сфер сотрудничества в области экономики, науки и техники и защиты окружающей среды;

В гуманитарной области: согласование обязательств по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования, право на труд, право на образование и медицинское обслуживание.

53. Завершение войны во Вьетнаме. «Гуамская доктрина Никсона». Парижская конференция по Вьетнаму. Основные решения.

После подписания договора о перемирии южновьетнамские войска имели численность более миллиона человек, вооружённые силы Северного Вьетнама, дислоцированные на территории Южного, насчитывали более двухсот тысяч солдат.

Соглашения о прекращении огня на территории Южного Вьетнама не выполнялись. Как коммунисты, так и южновьетнамские правительственные войска в ходе боёв делили подконтрольную территорию. Северный Вьетнам продолжал перебрасывать подкрепление своим войскам на юге по «тропе Хо Ши Мина», что было облегчено прекращением американских бомбардировок. Кризис в экономике Южного Вьетнама, как и уменьшение объёмов американской военной помощи под давлением Конгресса США в 1974 году способствовали падению боевых качеств южновьетнамских войск. Всё большее количество территорий Южного Вьетнама де-факто отходили под власть Северного Вьетнама. Правительственные войска Южного Вьетнама несли потери. В декабре 1974 - январе 1975 северовьетнамская армия провела пробную операцию по захвату провинции Фуоклонг, чтобы проверить реакцию США. Убедившись, что США не намерены возобновлять своё участие в войне, в начале марта 1975 года северовьетнамские войска развернули широкомасштабное наступление. Южновьетнамская армия была дезорганизована и в большинстве районов не сумела оказать адекватного сопротивления. В результате двухмесячной кампании северовьетнамские войска заняли большую часть Южного Вьетнама и подошли к Сайгону. 30 апреля1975 года коммунисты подняли знамя над Дворцом Независимости в Сайгоне - война закончилась.

Гуамская доктрина – доктрина, выдвинутая Ричардом Никсоном 25 июня 1969 года во время выступления перед военнослужащими на острове Гуам. Суть Гуамской доктрины заключалась в том, что США отказывались от своего обязательства защищать своих союзников от внешней агрессии силами своей армии, кроме случаев агрессии со стороны крупных держав, таких как Китай или СССР. В этом случае им гарантировалась защита от ядерных ударов и авиационная и военно-морская поддержка. С местными коммунистическими движениями или с враждебными соседями союзники США должны были разбираться своими силами.

Данный шаг США был позитивно воспринят всем остальным миром. К 1973 году США завершили вывод войск из Вьетнама, и в 1975 году война во Вьетнаме закончилась полной победой вьетнамских коммунистов.

В ходе войны погибло 56555 американских военных, 303654 американцев получили ранения, а после вывода американских войск противники США одержали полную и безоговорочную победу в войне. Всё это отрицательно сказалось на состоянии американского общества – итог Вьетнамской войны рассматривался как поражение США, всей стране была нанесена психологическая травма. Однако ещё во время войны США стали искать способы снятия международной напряжённости, а это в совокупности с новой внешнеполитической доктриной сделало возможным разрядку в международных отношениях. В результате США смогли улучшить отношения с КНР и СССР и впоследствии играть на противоречиях между ними, что укрепило позиции США на мировой арене.

Парижское соглашение 1973 о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме, подписано 27 января министрами иностранных дел ДРВ, США, Временного революционного правительства Республики Южный Вьетнам (ВРП РЮВ) и сайгонской администрацией; текст П. с. разработан в ходе парижских переговоров четырёх сторон по Вьетнаму, которые велись с января 1969. В соответствии со ст. 1 П. с. США обязались уважать независимость, суверенитет, единство и территориальную целостность Вьетнама

Последующие ст. обусловливали немедленное прекращение военных действий в Южном Вьетнаме, а также всех военных операций США против ДРВ; полный вывод из Южного Вьетнама в течение 60 дней войск и военного персонала США и др. иностранных государств, союзных США и сайгонской администрации.

Подписание П. с. явилось важной победой вьетнамского парода, миролюбивых сил всего мира в борьбе против империалистической агрессии, значительным вкладом в разрядку международной напряжённости.