Организация американских государств, ОАГ (исп. Organización de los estados americanos, англ. Organization of American states, фр. Organisation des États américains, порт. Organização dos Estados Americanos) – международная организация, созданная 30 апреля 1948 г. на 9-й Межамериканской конференции в Боготе (Колумбия) на базе Панамериканского союза, существовавшего с 1889 г.

Организация американских государств была создана в целях достижения среди его государств-членов, как это предусмотрено в статье 1 Устава, «Поддерживать мир и справедливость, способствовать солидарности, укреплять сотрудничество и защищать свой суверенитет, свою территориальную целостность, и независимость».

Сегодня, Организация американских государств объединяет 35 независимых государств Северной и Южной Америки и является главной политической, юридической и социальной силой в полушарии.

Организация американских государств использует четыре направления для эффективного осуществления своей основной цели, исходя из её основных принципов: демократии, прав человека, безопасности и развития.

Государства-члены Организация американских государств: Антигуа и Барбуда, Аргентина, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гаити, Гайана, Гватемала, Гондурас, Гренада, Доминика, Доминиканская Республика, Канада, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, США, Суринам, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Чили, Эквадор, Ямайка.

Штаб-квартира расположена в Вашингтоне. Рабочие языки – испанский, английский, французский и португальский.

Высшие органы - Генеральная ассамблея, Постоянный совет, Консультативное совещание министров иностранных дел, Генеральный секретариат.

Организация американских государств является одной из стареших региональных организаций в мире, начиная с Первой международной конференции американских государств, проходившей в Вашингтоне. На этой встрече было одобрено создание Международного союза американских республик, и была подготовлена почва для создания сети положений и учреждений, которые стали известны как Всеамериканская система. Организация американских государств появилась на свет в 1948 г. в связи с подписанием в Боготе, Колумбия, Устава ОАГ, который вступил в силу в декабре 1951 г.

Страны, получившие независимость после 1948 г., обычно принимались в Организацию американских государств по мере получения независимости, за исключением Канады, вступившей в Организацию американских государств только в 1990 г., и Гайаны, вступившей в Организацию американских государств только в 1991 г. (спустя 25 лет после получения независимости).


До 1962 г. Куба как член Организации американских государств принимала участие в её работе, но после перехода Кубы на социалистический путь развития руководство Организации американских государств сочло это несовместимым с системой коллективной безопасности Америки и приостановило членство правительства Кубы в организациию Куба и страны советского блока сочли это решение незаконным. В 2000-е годы руководство Кубы неоднократно выступало с предложениями восстановления членства в Организации американских государств. Решение о приостановке участия Кубы было отменено 3 июня 2009 г., однако сама Куба отказалась вернуться в Организацию американских государств.

На Генеральной ассамблее ОАГ в апреле 1971 г. был учрежден институт постоянных наблюдателей ОАГ. На конец 2000-х годов этим статусом обладают ЕС и 62 государства, в том числе Россия.

4 июля 2009 г. пришедшее в результате военного переворота правительство Гондураса объявило о денонсации Устава ОАГ и немедленном выходе своей страны из этой организации. Ранее, 2 июля 2009 г., руководство Организации американских государств потребовало в течение 72-х часов вернуть власть в стране президенту Мануэлю Селайе, угрожая в противном случае исключить Гондурас из организации. 1 июня 2011 г., после того, как свергнутый президент Гондураса Мануэль Селайе и действующий президент Гондураса Порфирио Лобо заключили соглашение о национальном примирении, членство Гондураса в Организации американских государств было восстановлено.

Организация американских государств (ОАГ) - международная организация государств Зап. полушария. Объединяет (на 1.II 1990 г.):

Антигуа и Барбуду, Аргентину, Багамские острова, Барбадос, Боливию, Бразилию, Венесуэлу, Гаити, Гватемалу, Гондурас, Гренаду, Доми­нику, Доминиканскую Республику, Канаду, Колумбию, Коста-Рику, Мексику, Никарагуа, Панаму, Парагвай, Перу, Сальвадор, Сент-Вин­сент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсию, США, Суринам, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Чили, Эквадор и Ямайку. До 1962 г. в работе ОАГ в качестве члена участвовала Куба. В 1971 г. учрежден институт постоянных наблюдателей при ОАГ, которых аккредитовали 24 государства Европы, Америки и Азии.

Создана в 1948 г. на IX Межамер. конференции в Боготе (Ко­лумбия) на базе существовавшего с 1890 г. Панамер. союза.

Уставными целями ОАГ являются: поддержание мира и безо­пасности на континенте; мирное урегулирование споров между госу­дарствами-членами; организация совместных действий против агрес­сии; решение общими усилиями государств-членов стоящих перед ними политических, экономических, правовых проблем; содействие социальному, экономическому, культурному развитию стран - уча­стниц организации.

Первоначально принципы деятельности и структура ОАГ опре­делялись уставом 1948 г., в основу которого был положен Межаме­риканский договор о взаимной помощи 1947 г. Однако недовольство лат.-амер. стран гипертрофированностью военно-политической сторо­ны деятельности ОАГ привело в сер. 60-х гг. к пересмотру ее устава. На III чрезвычайной Межамер. конференции (Буэнос-Айрес, 1967 г.) был подписан «Протокол Буэнос-Айреса» (вступил в силу 27.11 1970 г.), который существенно дополнил старую редакцию устава по­ложениями об усилении социально-экономической деятельности орга­низации, равноправном сотрудничестве, интеграции и др., внес из­менения в структуру ОАГ.

Высшим органом ОАГ является Генеральная Ассамб­лея (ГА), которой поручено определять общую политику организации. Сессии ГА проводятся ежегодно в странах - участницах ОАГ по­очередно. Решения ГА принимаются большинством голосов, за исключением тех случаев, когда в соответствии с уставом требуется наличие 2 /з голосов. Консультативное совещание ми­нистров иностранных дел созывается для рассмотрения особо важных вопросов. При совещании функционирует консульта­тивный комитет обороны, состоящий из высших военных представи­телей государств - членов ОАГ. Основные органы ОАГ, пользующиеся одинаковыми правами: Постоянный совет (ПС), Меж­амер. экономический и социальный совет (МЭСС) и Межамер. совет по образованию, науке и культуре (МСОНК). Межамер. юридиче­ский комитет координирует деятельность по разработке и кодифи­кации норм международного права, изучению юридич. проблем ин­теграции в странах Латинской Америки, возможностей унификации законо­дательства. Генеральный секретариат - постоянный центр, орган ОАГ - осуществляет контроль за исполнением постановлений ГА, Консультативного совещания и советов ОАГ. Возглавляется ге­неральным секретарем, избираемым ГА сроком на 5 лет (с марта 1984 г. им является бразилец Ж. К. Баэиа Соарис, заместитель гене­рального секретаря - В. Мак-Коми, Барбадос). В рамках ОАГ функ­ционирует Межамер. комиссия по правам человека.

При ОАГ созданы специализированные учрежде­ния, осуществляющие свою деятельность на основе многосторонних межправительственных соглашений. Среди них: Межамер. институт кооперации в области сельского хозяйства, Панамер. организация здравоох­ранения, Межамер. комиссия женщин, Межамер. институт защиты детей, Панамер. институт географии и истории, Межамер. индеанистский институт. Специализированные агентства, ко­миссии; Межамер. совет обороны (МСО), Межамер. статистиче­ский институт, Межамер. комиссия по ядерной энергии, специальная межамер. комиссия по борьбе с контрабандой наркотиков. Бюджет ОАГ складывается из ежегодных взносов государств-членов (св. 60% бюджета покрывают США).

В истории ОАГ хронологически можно выделить три этапа. Пер­вый - с 1948 г. до сер. 60-х гг.,- когда США удавалось, пользуясь разобщенностью лат.-амер. государств и прибегая к методам поли­тического и экономического давления, навязывать им любое выгод­ное для себя решение в этой организации. Именно в эти годы в межамер. системе получили распространение антикоммунистические доктрины «несовместимости» (пропагандировавшая несовместимость марксизма-ленинизма с принципами межамер. системы) и «перво­очередности» (отстранявшая Совет Безопасности ООН от рассмот­рения спорных вопросов, возникавших между государствами - чле­нами ОАГ). На основе этих доктрин Соединенные Штаты с помощью ОАГ осуществили интервенцию в Гватемале (1954 г.), добились исключения из ОАГ Кубы (1962 г.) и впоследствии объявления незаконных с точки зрения международного права «санкций» ОАГ против этого государства (1964 г.). Наконец, вооруженная интер­венция США в Доминиканскую Республику (1965 г.), осуще­ствленная Вашингтоном под флагом ОАГ, наглядно показала бес­почвенность упований правящих классов стран региона на прин­ципы «невмешательства» и «самоопределения», зафиксированные в уставе ОАГ.

Второй этап развития ОАГ связан с проведением первой рефор­мы этой организации (1964-70 гг.). Реформа устава ОАГ, прове­денная в эти годы, отразила новое качественное состояние межамер. системы, зафиксировав примерное равенство сил США и большин­ства лат.-амер. государств внутри нее. Соединенные Штаты не смог­ли добиться создания в ОАГ т. н. «межамер. вооруженных сил» на постоянной основе, но в то же время латиноамериканцам не удалось обеспечить каких-либо гарантий положений о необходимости осу­ществления равноправного экономического сотрудничества, фор­мально закрепленных в уставе.

Начало новому, третьему этапу развития межамер. системы, про­ходившему под знаком активизации деятельности лат.-амер. стран, положила III сессия ГА ОАГ, проходившая в апреле 1973 г. в Ва­шингтоне. На сессии была принята резолюция, призвавшая к пере­смотру не только структуры, но и доктрин межамер. системы, при этом сделан упор на необходимость усиления социально-экономиче­ской активности организации, США, пошедшие на новую реформу лишь под влиянием совместной позиции лат.-амер. государств, с са­мого начала прибегли к обструкции и игре на противоречиях, стре­мясь не допустить принятия выработанных документов. Юридиче­ская сторона реформы ограничилась лишь принятием поправок к Межамер. договору о взаимной помощи («Протокол Сан-Хосе»), Однако в практическом плане период 1973-79 гг. во многом спо­собствовал демократизации ОАГ. В этот период было покончено с доктринами «несовместимости» и «первоочередности» и с новой силой подтверждены принципы невмешательства и самоопределения в межамер. отношениях. В июле 1975 г. в ОАГ была отменена обя­зательность соблюдения ее членами санкций, принятых против Кубы, а в декабре того же года распущена ставшая печально из­вестной Специальная консультативная комиссия по вопросам безо­пасности при ОАГ, в течение ряда лет занимавшаяся выявлением «происков международного коммунизма» в Зап. полушарии. В июне 1979 г. на Консультативном совещании министров иностр. дел про­валилась попытка США совершить руками ОАГ интервенцию против Никарагуа, что объективно способствовало укреплению внешнепо­литических позиций этой страны.

В нач. 80-х гг. администрация Рейгана вновь взяла на воору­жение методы «традиционного панамериканизма», одновременно активно занимаясь поиском новых союзников в ОАГ. Новая расста­новка сил в ОАГ впервые резко обозначилась на XX Консультатив­ном совещании в июле 1982 г., когда Кариб. государства отказались присоединиться к абсолютному большинству лат.-амер. стран и осу­дить агрессию Великобритании против Аргентины во время т. н. Мальвинского кризиса. Совершив агрессию против Гренады в ок­тябре 1983 г., Вашингтон попытался тем самым еще крепче привя­зать к себе в политическом плане островные Кариб. государства, под­державшие это вторжение.

На XIV специальной сессии ГА ОАГ, состоявшейся в декабре 1985 г. в г. Картахене (Колумбия), лат.-амер. страны приняли ряд изменений в уставе ОАГ, свидетельствующие об их желании усилить политический аспект ее деятельности и повысить роль организации в разрешении международных споров. Так, были расширены поли­тические полномочия генерального секретаря ОАГ, получившего права, близкие к тем, которыми пользуется генеральный секретарь ООН, и усилены функции Постоянного совета, который был наделен правом предлагать свое посредничество по просьбе одной стороны - участницы международного спора.

В настоящее время в ОАГ сложилась своеобразная ситуация, когда ни лат.-амер. страны пока еще не могут наполнить реальным содержанием многие новые положения ее устава, ни США уже не способны использовать эту организацию в качестве инструмента своей политики в регионе, как ранее. На XVIII сессии ГА ОАГ (но­ябрь 1988 г.) страны региона выразили обеспокоенность в связи с бюджетным дефицитом организации, образовавшимся из-за задол­женности США по взносам (на 1.1 1989 г.- ок. 30 млн дол.).

Местопребывание осн. органов ОАГ - г. Вашингтон.

ОАГ – первая континентальная организация мира, которая начала складываться почти сразу после обретения независимости латиноамериканскими странами. У ее истоков стояли лидеры Латиноамериканской революции во главе с Симоном Боливаром. Еще в 1826 г. в Панаме состоялся первый конгресс представителей Латинской Америки с целью достижения единства народов континента путем создания федерации латиноамериканских республик. Но тогда эта идея не получила поддержки у большинства участников конгресса.

Несколько иначе представляли себе единство континента Соединенные Штаты. Президент Джеймс Монро еще в период борьбы народов Латинской Америки за независимость провозгласил доктрину, согласно которой доминирующей силой на Западном полушарии должны были стать США. Поэтому лидеры молодых латиноамериканских государств не очень доверяли своему северному соседу. «Я думаю, что Америке лучше принять Коран, нежели форму правления Соединенных Штатов », – говорил С. Боливар. Действительно, истинные намерения США на континенте проявились очень скоро на примере соседней им Мексики, от которой они, путем провокаций и интервенций, отторгли треть территории.

Прошли десятилетия, выросли новые поколения людей, родились идеи континентальной солидарности, основанной на близости экономических интересов и культур народов. Во имя их реализации с октября 1889 по апрель 1890 г. в Вашингтоне заседает первый международный конгресс американских государств, который учреждает (14 апреля 1890 г.) Международный Союз Американских Государств и его секретариат – Коммерческое бюро американских республик. В 1910 г. эта организация была переименована вПанамериканский Союз.

Первая и Вторая мировые войны способствовали возрастанию роли стоявших далеко в стороне от фронтов войны латиноамериканских государств в международной жизни. В 1947 г. представители 18 американских государств подписали в Рио-де-Жанейро так называемый «Межамериканский пакт » или« Межамериканский договор о взаимной п омощи ». А 30 апреля 1948 г. 20 государств континента подписали в столице Колумбии Боготе УставОрганизации Американских Государств (ОАГ).

Согласно Уставу, Организация создается для достижения мира и законности, укрепления солидарности, усиления сотрудничества, защиты суверенитета, территориальной целостности и независимости американских государств. Главными целями ОАГ, согласно Статье 2. ее Устава, являются:

a) укрепление мира и безопасности на континенте;

b) продвижение и укрепление представительной демократии с должным уважением к принципу невмешательства;

c) предупреждение возможных причин трудностей и обеспечение мирного урегулирования разногласий, которые могут возникнуть между государствами-членами ОАГ;

d) организация совместных действий в случае агрессии;

e) содействие поиску решений политических, юридических и экономических проблем, которые могут возникнуть между странами континента;

f) содействие, путем совместных действий, их экономическому, социальному и культурному развитию;

g) преодоление крайней бедности, являющейся преградой на пути демократического развития народов континента;

h) достижение эффективного ограничения обычного оружия, что позволит направить больше средств на экономическое и социальное развитие государств-членов.

Отношения между членами ОАГ должны строиться на принципах уважения прав человека, суверенитета государств, строгого выполнения обязательств, вытекающих из договоров и других источников международного права, доброй воли и солидарности в эффективной реализации представительной демократии. Устав признает, что каждое государство имеет право выбирать, без вмешательства извне, политическую, экономическую, и социальную систему и избрать наиболее подходящий для себя путь развития, воздерживаться от вмешательства в дела других государств.

Американские государства обязуются всесторонне сотрудничать между собой, независимо от характера их политических, экономических и социальных систем. Агрессия осуждается; признается, что победа не дает никаких прав. Духовное единство континента должно основываться на уважении к культурным ценностям стран Америки и поэтому требует тесного сотрудничества. Статья 9 Устава ОАГ предусматривает, что право члена организации на участие в деятельности ОАГ и ее руководящих органах может быть приостановлено, если его демократически избранное правительство будет свергнуто силой.

Устав ОАГ запрещает вмешательство государств в дела друг друга. «Никакое государство или группа государств, – гласит его 19 Статья, – ни под каким предлогом не имеет права на прямое или косвенное вмешательство во внутренние или внешние дела любого государства. Вышеуказанный принцип запрещает не только вооруженное вмешательство, но и любую другую форму вмешательства, имеющую целью посягательство на само государство или его политические, экономические и культурные органы ». Следующая статья запрещает использование принудительных мер экономического или политического характера с целью повлиять на суверенную волю другого государства и извлечения из этого какой-либо выгоды.

Территория государств-членов ОАГ объявляется неприкосновенной и не может быть занята кем-либо даже временно. Территориальные приобретения либо преимущества, полученные силой или другими средствами принуждения, не могут быть признаны. Все споры между членами ОАГ должны регулироваться такими мирными средствами как: прямые переговоры, добрые услуги, посредничество, изучение и примирение, судебное урегулирование, арбитраж и другими, с которыми стороны могут согласиться в любое время.

ОАГ создавалась для совместного обеспечения коллективной безопасности. «Агрессия против одного Американского Государства является агрессией против всех других », – говорится в Статье 3 Устава (п. h). В 28 Статье эта мысль еще более усилена: «Каждый акт агрессии против территориальной целостности или неприкосновенности территории, против суверенитета или политической независимости любого американского государства будет рассматриваться как акт агрессии против других американских государств ». При всех условиях, когда неприкосновенность или целостность территории, суверенитета или политической независимости любого американского государства оказывается под угрозой в результате вооруженного нападения или другого акта агрессии извне, американские государства должны предпринять немедленные действия в соответствии с принципами континентальной солидарности и коллективной самообороны. То же самое делается в случаях конфликтов между двумя или более американскими государствами, а также при любых иных ситуациях, подвергающих опасности мир на континенте.

Принципами межамериканской солидарности и сотрудничества должно быть пронизано и сотрудничество стран-членов ОАГ в области экономического, социального, образовательного, культурного, научного и технологического развития. Они обязываются воздерживаться от политики и действий, способных нанести вред развитию других стран. Многонациональные предприятия в странах континента должны подчиняться законодательству стран, на территории которых они расположены, и международным соглашениям, участниками которых эти государства являются.

Устав провозглашает (Ст. 45), что человек может реализовать свои стремления только при экономически развитом и основанном на истинном мире социальном порядке. Исходя из этого, государства-члены обязуются руководствоваться в своей повседневной деятельности следующими принципами:

a) все люди, без различия расы, пола, национальности, веры или социального происхождения, имеют право на материальное благосостояние и духовное развитие в условиях свободы, достоинства, равенства возможностей и экономической защиты;

b) труд – право и общественный долг, он должен осуществляться в условиях, включающих в себя систему справедливой оплаты, гарантирующей жизнь, здоровье и приличный уровень жизни для рабочего и его семьи как в период работы, так и при наступлении старости или когда по тем или иным причинам он лишается возможности работать;

c) служащие и рабочие как в селе, так и в городе имеют право на свободные ассоциации для защиты своих интересов, включая право на коллективные договора, забастовки, признание за ассоциациями права юридических лиц с защитой их свободы и независимости в соответствии с законом;

f) вовлечение и увеличивающееся участие маргинальных слоев населения в экономическую, социальную, гражданскую, культурную и политическую жизнь страны в целях достижения полной интеграции общества, ускорения процесса социальной подвижности и консолидации демократической системы.

Первостепенное значение в планах своего развития государства-члены ОАГ должны придать поддержке образования, науки, технологии и культуры. Особое внимание государства-члены ОАГ обязались уделять искоренению неграмотности, для чего возможность получения начального образования за государственный счет будет предоставлена не только детям школьного возраста, но и взрослым. Предусматривается расширение системы среднего и высшего образования.

Руководящие органы ОАГ .

Согласно Статье 53 Устава ОАГ, ее цели будут достигаться работой следующих органов:

a) Генеральной Ассамблеи;

b) Консультативной встречи министров иностранных дел;

c) Советов;

d) Межамериканского Юридического Комитета;

e) Межамериканской Комиссии по правам человека;

f) Генерального Секретариата;

g) Специализированных Конференций и

h) Специализированных Организаций.

Дополнительно могут быть учреждены и вспомогательные органы, агентства и другие подразделения, если в этом появится необходимость.

Генеральная Ассамблея является высшим органом Организации американских государств. Ее полномочия определены 54 Статьей Устава. Ими являются:

a) определение общей политики и действий организации, структуры и функций ее органов, рассмотрение любого вопроса, касающегося дружественных отношений между американскими государствами;

b) определение мер для координирования деятельности органов, агентств и отделов организации;

c) усиление и координация сотрудничества с Организацией Объединенных Наций и ее специализированными агентствами;

d) укрепление сотрудничества с другими, близкими по целям, международными организациями в экономической, социальной и культурной областях;

e) утверждение бюджета ОАГ;

f) изучение материалов Консультативной встречи министров иностранных дел, наблюдений и рекомендаций Постоянного Совета относительно докладов, представляемых ему другими органами в соответствии с Уставом;

g) принятие общих стандартов управления деятельностью Генерального Секретариата, собственных правил процедур и повестки дня сессий.

Каждое государство-член ОАГ имеет один голос. Генеральная Ассамблея собирается ежегодно в срок, определенный правилами процедуры, и в месте, выбранном в соответствии с принципом очередности. На каждой регулярной сессии определяется дата и место следующей сессии. Если по той или иной причине Генеральная Ассамблея не может быть проведена в выбранном месте, сессия может быть проведена в стране, которая предложит свои услуги. А если и такого предложения не будет, то место определяется Генеральным секретариатом с согласия Постоянного Совета ОАГ. В особых случаях с согласия двух третей государств–членов могут быть созваны специальные сессии Генеральной Ассамблеи. Сессии готовятся Подготовительным комитетом, в которого участвуют представители всех государств-членов. Решения Генеральной Ассамблеи принимаются абсолютным большинством голосов, за исключением случаев, требующих две трети голосов.

Консультативные встречи министров иностранных дел проводятся по решению абсолютного большинства государств-членов для рассмотрения проблем срочного характера, затрагивающих интересы всех государств. Повестка дня подобных встреч составляется Постоянным Советом ОАГ. В случаях, когда министр иностранных дел не может присутствовать на встрече, он должен быть представлен специальным делегатом. В случае вооруженного нападения на какое-либо американское государство или конфликта на континенте, председатель Постоянного Совета без промедления созывает заседание Совета для рассмотрения конфликта с позиций устава ОАГ.

Для консультаций по проблемам военного сотрудничества существуетКонсультативный комитет защиты , состоящий из самых высших военных властей американских государств. Комитет собирается на свои заседания по тем же правилам, что и Консультативная встреча министров иностранных дел, а также тогда, когда Генеральная Ассамблея или Консультативная встреча министров иностранных дел двумя третями голосов примут такое решение.

Постоянный Совет ОАГ (ПС) – один из органов, посредством которых ОАГ осуществляет свои цели. Он непосредственно ответственен перед Генеральной Ассамблеей и состоит из представителей всех государств-членов, назначаемых соответствующими правительствами в ранге посла. В ведении Постоянного Совета находятся любые вопросы, поручаемые ему Генеральной Ассамблеей или Консультативной встречей министров иностранных дел. В соответствии с условиями межамериканского соглашения о взаимной помощи, Постоянный Совет служит временно и как орган консультаций для участников соглашения. Председательствуют в Совете все его члены поочередно в алфавитном порядке сроком не более 6 месяцев. В помощь Председателю таким же образом избираются Вице-председатели, но начиная с конца алфавита. Постоянный Совет призван содействовать сохранению дружественных отношений между государствами-членами, помогать им в мирном урегулировании споров, оказывая при этом добрые услуги (Ст. 85). Исполняя свои уставные функции и с согласия сторон споров, ПС может учреждать постоянные комитеты, изучать спорные проблемы на местах.

В случаях, когда одна из сторон спора не принимает рекомендаций ПС или постоянного комитета, Постоянный Совет должен информировать об этом Генеральную Ассамблею и продолжать поиск путей примирения. Решения ПС принимаются большинством в две трети голосов без участия сторон конфликта, за исключением процедурных, по которым достаточно простого большинства.

Постоянный Совет должен выполнять и такие решения Генеральной Ассамблеи или Консультативной встречи министров иностранных дел, выполнение которых не было поручено другому органу, обеспечивать соблюдение норм Устава в период между сессиями Генеральной ассамблеи. Он выполняет функции Подготовительного комитета для подготовки сессий ГА, разрабатывает проекты договоров и соглашений между государствами-членами ОАГ, между ОАГ и ООН и другими международными институтами, рассматривает доклады Межамериканского Совета для интегрального развития, Межамериканского юридического комитета, Межамериканской Комиссии по правам человека, Генерального секретариата, специализированных учреждений и конференций, других органов и агентств. Постоянный Совет находится там же, где и Генеральный секретариат (в Вашингтоне).

Межамериканский Совет интегрального развития (МАСИР ) – орган Организации американских государств, учрежденный Протоколом Манагуа, который вступил в силу 29 января 1996 г. Будучи ответственным перед Генеральной Ассамблеей, он состоит из представителей всех государств-членов ОАГ министерского ранга, назначаемых соответствующими правительствами, и обладает полномочиями принимать решения по вопросам, связанным с партнерством во имя развития. Этот Совет может создавать вспомогательные органы, какие сочтет необходимыми, для должного исполнения своих функций. Его цель состоит в налаживании сотрудничества между американскими государствами во имя интегрального развития, устранения бедности, решения других задач в экономической, социальной, образовательной, культурной, научно-технической областях. МАСИР проводит ежегодные встречи на министерском уровне. На них вырабатываются рекомендации Генеральной Ассамблее по стратегическим планам формирования политики, разработке программ и согласованию курсов сотрудничества в интересах интегрального развития, а также по подготовке бюджета программ технического сотрудничества. Здесь же происходит назначения ответственных за выполнение принятых программ и проектов развития, подводятся итоги проделанной работы. Каждый Совет, в случае острой необходимости, может созвать, после консультаций с государствами-членами, специальные конференции по вопросам своей компетенции и оказывать правительствам необходимые услуги по их просьбе.

Межамериканский юридический комитет (МАЮК) является консультативным органом ОАГ по юридическим вопросам, призванным продвигать прогрессивное развитие, кодифицировать международное право, изучать юридические проблемы, связанные с интеграцией развивающихся стран континента и, по мере возможности, добиваться однородности в соответствующем законодательстве. МАЮК состоит из одиннадцати юристов, избираемых Генеральной Ассамблеей сроком на четыре года из числа кандидатов, представляемых государствами-членами. В составе Комитета не может быть более одного человека из одной страны. МАЮК организует исследование вопросов, переданных ему Генеральной Ассамблеей и другими руководящими органами ОАГ, устанавливает отношения сотрудничества с университетами и другими центрами обучения, а также с национальными и международными комитетами, занимающимися изучением юридических проблем международного характера и обучением. Комитет работает по собственному статуту, одобренному ГА. Его штаб-квартира находится в Рио-де-Жанейро, но в особых случаях он может заседать и в других, согласованных с государствами-членами местах.

Важным органом ОАГ является Межамериканская Комиссия по правам человека , основная функция которой состоит в содействии соблюдению и защите прав человека. Комиссия выступает в качестве главного консультативного органа ОАГ в этих вопросах. Структура, компетенция и процедуры работы этой Комиссии и ее отделов определены Межамериканской конвенцией по правам человека.

Центральным и постоянно действующим административным органом Организации американских государств является Генеральный секретариат . Он призван исполнять функции, возлагаемые на него Уставом ОАГ и другими межамериканскими договорами и соглашениями, а также Генеральной Ассамблеей, Консультативной встречей министров иностранных дел и Советами ОАГ. Генеральный секретарь , направляющий деятельность Секретариата, и его помощник избираются Генеральной Ассамблеей на пятилетний срок и ответственны перед ней. Генеральный секретарь может быть переизбран только однажды или заменен гражданином того же государства. Когда должность Генерального секретаря становится вакантной, помощник Генерального секретаря (по Уставу он является секретарем Постоянного Совета) исполняет его обязанности до тех пор, пока Генеральная Ассамблея не изберет нового Генерального секретаря. Генеральный секретарь и его помощник не должны быть гражданами одной и той же страны.

Генеральный секретарь или его представитель может принимать участие во всех встречах ОАГ «с голосом, но без права голосования» (Ст. 110). Он может обращать внимание Генеральной Ассамблеи и Постоянного Совета на любой вопрос, который, по его мнению, способен угрожать миру и безопасности на континенте или развитию государств-членов. Место нахождения Генерального секретариата – город Вашингтон.

ОАГ имеет свою сеть специализированных организаций. Межамериканские специализированные организации – это межправительственные структуры, учрежденные в соответствии с многосторонними соглашениями для решения общих для американских государств вопросов. Они пользуются в своей деятельности самой широкой автономией, но обязаны руководствоваться рекомендациями Генеральной Ассамблеи и Советов ОАГ. В настоящее время существуют шесть специализированных организаций ОАГ.

Панамериканская организация здравоохранения учреждена в 1902 г. второй международной конференцией американских государств (Мексика) и функционирует как региональное отделение Всемирной организация здравоохранения (для Западного полушария). Ее миссия – налаживание сотрудничества с государствами-членами ОАГ в целях борьбы с болезнями и сохранения здоровой среды обитания, содействие жизнеспособному развитию. Штаб-квартира Организации находится в Вашингтоне.

Межамериканский детский институт создан в 1924 –1927 гг. и призван определять общественную политику в области защиты детей, ясно формулировать отношения между государственным и гражданским обществом и развивать критическое понимание проблем детства. Расположен в Монтевидео (Уругвай).

Межамериканская комиссия женщин учреждена на международной конференции американских государств (Гавана, 1929 г.) как консультативный орган по проблемам положения и условий жизни женщин на континенте. Находится в Вашингтоне.

Панамериканский институт географии и истории образован решением шестой международной конференции американских государств в 1928 г. и призван налаживать сотрудничество государств в областях картографии, географии, истории и геофизики. Он размещен в г. Мехико.

Межамериканский индийский институт организован в соответствии с соглашением 1940 года для налаживания сотрудничества и координации политики государств–членов, оказания помощи в организации исследований развития местных общин и в их обучении. Институт находится в Мехико.

Межамериканский институт сотрудничества в сельском хозяйстве основан в 1942 г. как Межамериканский институт сельскохозяйственных наук, призванный стимулировать, продвигать и поддерживать усилия государств континента в развитии сельского хозяйства и повышении благосостояния сельского населения. Штаб-квартира института находится в Сан-Хосе (Коста-Рика).

Специализированные организации должны устанавливать отношения сотрудничества с другими международными институтами той же компетенции в целях координации их действий, сохраняя при этом свою автономию как институтов ОАГ. В соответствии со Статьями 90 и 130 Устава они представляют Генеральной Ассамблее ежегодные доклады о своей деятельности и финансовых расходах.

Срок действия Устава ОАГ не ограничен, но государства-члены, желающие выйти из организации, должны за два года письменно уведомлять о своем желании Генеральный секретариат, который доведет эту информацию до сведения всех членов.

Устав ОАГ вступил в силу в декабре 1951 г. С тех пор в него вносились поправки в соответствии с протоколами:

    Буэнос-Айреса (подписан в 1967 г. и вступил в силу в феврале 1970 г.);

    Картахена-де-Индиас (подписан в 1985 г. и вступил в силу в ноябре 1988 г.);

    Вашингтона (подписан в 1992 г. и вступит в силу после ратификации его двумя третями государств–членов);

Протокол Буэнос-Айреса изменил структуру Организации американских государств и включил в Устав новые условия сотрудничества в экономической, социальной, образовательной, научной и культурной областях. Протокол Картахена-де-Индиас предусматрел дополнительные меры по консолидации представительной демократии на принципах невмешательства, обозначил усиление полномочий Постоянного Совета и Генерального секретаря ОАГ. Протокол Вашингтона предусматривает, что государство-член ОАГ, демократически избранное правительство которого было свергнуто силой, приостанавливает свое право участвовать в советах Организации. Протокол провозглашает уничтожение бедности одной из основных целей ОАГ. Протокол Манагуа создал Межамериканский Совет для интегрального развития, цель которого состоит в том, чтобы продвигать сотрудничество американских государств для устранения крайней бедности.

В настоящее время членами ОАГ являются 35 государств континента. Еще 39 государств мира и Европейский Союз имеют статус постоянных наблюдателей. Россия является постоянным наблюдателем с апреля 1992 г. Постоянные наблюдатели имеют право участвовать во всех публичных обсуждениях проблем ОАГ, а по приглашению – и в частных, доверительных обсуждениях, получают все официальные документы и материалы сессий, конференций, заседаний и встреч. Они могут внести и свой вклад (материальный и иной) в реализацию программ ОАГ. Государства Западного полушария могут изменить свой статус в ОАГ. Так, Канада, Белиз и Гайана вначале являлись наблюдателями ОАГ, а с января 1991 г. стали ее полноправными членами.

Вопросы торговли и экономических отношений всегда оставались в центре внимания ОАГ. Еще при создании Организации намечалось образование в возможно короткий срок Латиноамериканского общего рынка, призванного содействовать экономической интеграции стран континента. В 1993 г. был учрежден Специальный комитет по торговле. Ее целью является либерализация торговли между странами полушария.

В программном документе «Декларация принципов и План действий», принятом лидерами тридцать четырех стран континента (Майами 7–8 декабря 1996 г.) было объявлено об установлении Американской зоны свободной торговли. Государства заявили о своем желании устранить постепенно существующие торговые и инвестиционные барьеры. Согласно Плану действий, ОАГ должна играть первостепенную роль в реализации решений встреч на высшем уровне, способствовать укреплению демократии, продвижению и защите прав человека, устранению угрозы национального и международного терроризма. Она должна стремиться к укреплению взаимного доверия, свободной торговли на Западном полушарии, способствовать развитию телевидения и других информационных инфраструктур, борьбе с оборотом наркотиков и связанных с этим преступлениями, сотрудничеству в областях науки и техники.

Надо сказать, что подобные цели провозглашаются ОАГ не впервые. Они объявлялись главными и в Декларации Пунта-дель-Эсте (Уругвай) 1961 года. Их практической реализации должны были содействовать провозглашенные в документе «Союз ради прогресса» задачи, нацеленные на укрепление представительской демократии, достижение быстрого экономического развития и большей социальной справедливости.

В 1959 г. в Сантьяго (Чили) была учреждена Межамериканская комиссия по правам человека , призванная контролировать ход реализации прав человека, провозглашенных в Уставе ОАГ, в Американской Декларации прав и обязанностей человека (1948 г.) и в Американской конвенции о правах человека (подписана в 1969 г. и вступила в силу в 1978 г.). После вступления этой Конвенции в силу, в Сан-Хосе (Коста-Рика) был учрежден Межамериканский Суд по правам человека .

Перед лицом возрастающей угрозы наркоторговли, Генеральная Ассамблея ОАГ учредила в 1986 г. Межамериканскую комиссию контроля над злоупотреблениями наркотиками . Она уполномочена продвигать и облегчать сотрудничество государств–членов в борьбе с незаконным производством, использованием и торговлей наркотическими препаратами.

В последние десятилетия ХХ в. заметное место в деятельности ОАГ занимало наблюдение за ходом формирования представительных органов власти в странах континента. В июне 1991 г. Генеральная Ассамблея в Сантьяго приняла «Обязательство к демократии и обновлению межамериканской системы », в котором государства-члены ОАГ обязываются всячески поддерживать демократию как систему правления. Тогда же была одобрена резолюция под названием «Представительная демократия », устанавливающая процедуры защиты демократии там, где ее осуществление было прервано. Данные процедуры были с те пор применены в Гаити (1991 г.), Перу (1992 г.) и в Гватемале (1993 г.). Специальная сессия ГА ОАГ, проходившая в Перу, приняла 11 сентября 2001 г.«Межамериканскую демократическую хартию» . В ее 28 статьях изложено современное понимание демократии в духе ВДПЧ и «Декларации о демократии» МПС, а также закреплены обязательства государств-членов Организации строго следовать нормам Хартии.

В отчете Генерального секретаря ОАГ за 2002 -2003 гг. функции ОАГ определены как таковые «технического секретариата и институциональной памяти» Встреч глав государств и правительств континента. Подобные встречи в рамках всей ОАГ происходят достаточно редко. Они имели место в 1956 г. в Панаме, в 1967 г. – в Пунта-дель-Эсте, в 1994 г. – в Майами, в 1996 г. – в Санта-Крус-дел-Сьерра. На первой из этих встреч участники договорились приступить к разработке совместных программ развития и учредить Межамериканский банк развития. На встрече в верхах в 1967 г. обсуждался вопрос о разработке и реализации региональных образовательных, научных, технологических и культурных программ развития. Главы государств и правительств стран континента объявили региональную интеграцию одной из важнейших целей межамериканской системы. Встреча на высшем уровне в Майами в декабре 1994 г. заявила, что «…укрепление, эффективное осуществление и консолидация демократии составляет центральный политический приоритет» континента, а ОАГ является «основным институтом защиты демократических учреждений ». Встреча в верхах в 1998 г. была посвящена проблемам устойчивого развития континента. Довольно часто происходят встречи глав государств отдельных регионов континента (за 50 лет существования ОАГ состоялись 10 встреч в верхах стран группы РИО и 6 встреч иберо-американских стран).

Реальные отношения между странами американского континента принципиально отличаются от тех, которые предписаны Уставом ОАГ. Интервенции США на Кубу, в Панаму, на Гренаду и в другие страны, являвшиеся членами ОАГ, не имеют ничего общего с взаимным доверием, солидарностью и невмешательством в дела друг друга. «Агрессия против одного из американских государств является агрессией против всех остальных » , – гласит один из пунктов Статьи 5 Устава. А во время конфликта между членом ОАГ Аргентиной и Великобританией из-за Фолклендских (Мальвинских) островов США не только откровенно заняли антиаргентинские позиции, но и предоставили свои аэродромы в распоряжение врага своей «союзницы» по ОАГ. Однако большинство государств континента поддерживали и поддерживают Аргентину в ее стремлении восстановить свой суверенитет над этими островами. XXXIIсессия Генеральной ассамблеи ОАГ (июнь 2002 г.) приняла специальную «Декларацию по вопросу о Мальвинах», в которой заявлено о поддержке желания Аргентины решить вопрос об островах мирным путем.

«Экономическое сотрудничество является основой всеобщего благополучия и процветания народов континента », – гласит другой пункт той же 5-й Статьи Устава. Экономический бойкот и экономическая блокада, продолжающаяся, вопреки воле многих стран-членов ОАГ, уже более 40 лет в отношении Кубы – реальность того же американского континента. Фактический бойкот был объявлен и Чили после избрания президентом этой страны социалиста Сальвадора Альенде.

США неоднократно предпринимали попытки исключить из устава ОАГ некоторые из приводившихся выше положений, но большинство членов ОАГ воспротивилось этим попыткам. США отказываются сотрудничать с ОАГ в вопросах совместной реализации Межамериканской конвенции о правах человека, отказываются считаться с решениями Межамериканской Комиссии и Межамериканского Суда по правам человека. Это к ним относятся приводившиеся в первой главе слова сенатора Хельмса о том, что в Америке есть только одно право и один Суд – Конституция и Верховный Суд США. Болезни ООН являются, таким образом, болезнями и ряда других международных институтов.

На американском континенте существуют еще почти 1,5 десятка региональных институтов разной компетенции. Наиболее активными из них являются:

Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР);

Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ);

Карибская ассоциация свободной торговли (Кариком), преобразованная позже в Карибский общий рынок;

Андская группа;

Аргентино-бразильский общий рынок;

Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА).

Как видно, степень интеграции стран Западного полушария не одинакова. Государства Северной Америки интегрированы лучше, чем страны Южной Америки. Надо полагать, что социально-экономический и политический прогресс на континенте непременно приведет к жизни новые институты сотрудничества проживающих там народов.

Организация Американских Государств (ОАГ)- международная региональная организация, объединяющая более 30 государств Западного полушария США, страны Латинской Америки и Карибского бассейна. В нынешнем виде межамериканская система оформилась в первые послевоенные годы. В 1947 году в Рио-де-Жанейро государства Западного полушария подписали Межамериканский договор о взаимной помощи (“Пакт Рио”), а год спустя, в 1948 году, в Боготе -- Устав ОАГ. Там же была принята Американская декларация о правах человека. В Боготе был подписан Пакт о мирном разрешении споров, который, хотя и не был ратифицирован ни одним из участников, сохранил политическую весомость и сегодня. Абдулфаттах Амб. ОАГ и ее роль в координации внешней политики латиноамериканских государств. М.: Международные отношения, 1999 г. С. 12.

Созданием организации латиноамериканские государства стремились зафиксировать юридическое равенство, опираясь на принцип “одна страна -- один голос”. Первоначально взаимоотношения внутри Организации строились по принципу “США + 20 других стран”. На сегодняшний день положение изменилось: все субъекты ОАГ имеют равные права и обязанности.

Другим мотивом создания организации был расчет на то, что союзнические отношения с США облегчат латиноамериканским государствам выход в большую политику, создадут благоприятные условия для экономического роста. Об этом свидетельствовали настойчивые усилия латиноамериканских государств зафиксировать в Уставе ООН особый статус межамериканской системы. ОАГ должна быть представлена в Совете Безопасности на правах постоянного члена, а ее Генеральный секретарь -- принимать участие в сессиях ООН в качестве представителя межамериканской системы. ОАГ должна была на региональном уровне выполнять те задачи, которые ООН выполняет на глобальном. Абдулфаттах Амб. ОАГ и ее роль в координации внешней политики латиноамериканских государств. М.: Международные отношения, 1999 г. С. 16.

С тех пор основными декларируемыми принципами ОАГ стали приверженность международному праву, уважение суверенитета и независимости, демократия, социальная справедливость, уважение прав человека вне зависимости от расовой принадлежности и политических убеждений. В свою очередь провозглашаемыми целями организации являются укрепление мира и безопасности, предупреждение осложнений и мирное разрешение споров, совместные выступления в случае агрессии, совместные усилия по экономическому, социальному и культурному развитию.

Одним из основных факторов сотрудничества в рамках единой организации остается вопрос коллективной безопасности. В настоящее время несмотря на снижение доли военных расходов, суммарный оборонный бюджет латиноамериканских стран увеличивается.

Высший орган ОАГ - Генеральная Ассамблея (36-я сессия состоялась в г.Санто-Доминго, Доминиканская Республика, в июне 2006 г.). Главный орган - Постоянный совет, состоящий из представителей (послов) стран-участниц. В его структуру входят постоянные комиссии (по континентальной безопасности, политико-правовым, административно-бюджетным вопросам) и рабочие группы. Административный орган - Генеральный секретариат. В 2005 г. Генсекретарем ОАГ избран Хосе Мигель Инсульса, в прошлом мининдел и министр внутренних дел Чили.

С 1971 г. действует институт постоянных наблюдателей при ОАГ. В настоящее время этим статусом обладают ЕС и 51 государство, в т.ч. Россия, Украина, Казахстан, Азербайджан, Грузия и Армения. Маслов А.Л. Организация Американских Государств. http://www.mid.ru/organizations/oas 14.04.2007 г.

В современных условиях страны-члены ОАГ стремятся найти новые направления и формы деятельности этой организации, оптимально адаптированные к внутриполитическим и международным реалиям. Продвижению к этим целям способствовало, в частности, проведение межамериканских саммитов в Майами (США, 1994 г.), Сантьяго (Чили, 1998 г.), Квебеке (Канада, 2001 г.), в г.Мар-дель-Плата (Аргентина, ноябрь 2005 г.), внеочередного саммита в Монтеррее (Мексика, 2004 г.), а также межамериканской встречи на высшем уровне по проблемам устойчивого развития (Боливия, 1996 г.).

Повышению эффективности деятельности ОАГ в социально-экономической сфере призван содействовать созданный в 1996 г. Межамериканский совет по комплексному развитию (СИДИ).

Важное направление деятельности ОАГ - укрепление демократии и обеспечение прав человека. Главные механизмы в этой сфере - резолюция ГА ОАГ 1080, устанавливающая порядок реагирования на нарушения конституционного строя в странах континента, и Вашингтонский протокол, которым введена в действие “демократическая статья”, предусматривающая приостановление участия государств в ОАГ в случае неконституционных изменений демократического порядка. На 28-й внеочередной сессии ГА ОАГ (Лима, 2001 г.) принята Межамериканская демократическая хартия, закрепляющая механизмы применения “демократической статьи”. ОАГ оказывает практическое содействие странам континента путем направления миссий наблюдателей для контроля за реализацией мирных договоренностей и проведением выборов. В последнее время особое внимание уделяется Гаити и Венесуэле.

Усиливается внимание ОАГ к проблематике континентальной безопасности. Побудительными мотивами к этому стали, с одной стороны, понимание, что Пакт Рио-де-Жанейро (1947 г.) как правовая основа обеспечения безопасности в регионе не отвечает современным реалиям, а с другой - стремление США сформировать под своим руководством новую модель военно-политического сотрудничества стран континента. Набирает силу процесс переосмысления концепции континентальной безопасности, ее переориентации с задач защиты от внешней угрозы на противодействие новым вызовам. Важным шагом на пути формирования новой архитектуры региональной безопасности, учитывающей современные мировые реалии, стала Специальная межамериканская конференция по безопасности (Мексика, 2003 г.).

Изменение подходов к пониманию безопасности должно повлечь за собой выработку новых механизмов ее обеспечения. Мексиканцы взяли на себя инициативу по ускорению продвижения в данном направлении.

В 2004 г. Мексика вышла из Пакта Рио. Латиноамериканские страны (Бразилия, Мексика, Венесуэла и др.) не заинтересованы в пересмотре ведущей роли ОАГ в системе межамериканской безопасности, в создании альтернативных форумов принятия решений по вопросам военного сотрудничества. Под эгидой ОАГ проведены две региональные конференции по мерам укрепления доверия и безопасности в Западном полушарии (Чили, 1995 г., Сальвадор, 1998 г.).

Среди основных тем повестки дня ОАГ - проблемы борьбы с наркобизнесом, терроризмом, незаконным оборотом оружия, коррупцией и другими новыми вызовами. Приняты межамериканские конвенции: о борьбе с коррупцией, о запрещении незаконного производства и оборота огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, о транспарентности в приобретении обычных вооружений. Планируется заключить конвенцию по предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий.

После терактов в США активизировалась деятельность Межамериканского комитета по борьбе с терроризмом (СИКТЕ). На 32-й сессии ГА ОАГ (2002 г.) принята межамериканская конвенция по борьбе с терроризмом. Активно работает Межамериканская комиссия по контролю за злоупотреблением наркотиками (СИКАД).

На состоявшейся в январе 2006 г. 31-й внеочередной сессии Генассамблеи ОАГ принято решение об увеличении бюджета Организации в 2007-2008 гг. и временном перераспределении шкалы взносов на этот переходный период. Постсовету поручено выработать к 37-й очередной сессии Генассамблеи (июнь 2007 г.) новую систему квот и принципы индексации бюджета. Достигнутый компромисс об увеличении бюджета с 76,3 до 81,5 млн. долл. важен как первый шаг на пути к полномасштабной финансовой реформе ОАГ.

В ходе 32-й внеочередной сессии Генассамблеи ОАГ (март 2006 г.) принята резолюция о статусе Межамериканского совета обороны (МСО), а также его правовых и институциональных взаимоотношениях с ОАГ. В ней четко зафиксировано, что МСО является одним из органов ОАГ. Он пользуется технической автономностью, но обязан выполнять в пределах своей компетенции решения Генассамблеи и Постсовета ОАГ, а также консультативных встреч мининдел. Членом МСО (на данный момент их насчитывается 26) может стать любая страна-участница ОАГ. Государства-наблюдатели при ОАГ автоматически получают аналогичный статус и при МСО.

    Современная энциклопедия

    - (ОАГ) создана в 1948 на 9 й Межамериканской конференции в Боготе. 35 членов латиноамериканских государств, США и Канады (1994). Высший орган ОАГ Генеральная ассамблея министров иностранных дел, исполнительный орган Постоянный совет ОАГ (в… … Большой Энциклопедический словарь

    ОАГ создана в 1948 на 9 й Межамериканской конференции в Боготе. 35 членов латиноамериканских государств, США и Канады (1994). Высший орган ОАГ Генеральная ассамблея министров иностранных дел, исполнительный орган Постоянный совет ОАГ (в… … Политология. Словарь.

    - (ОАГ; Organizacion de los estados americanos, Organization of American States), основана в 1948 на 9 й Межамериканской конференции в Боготе. В составе ОАГ 35 членов: латиноамериканского государства, США и Канада (1994). Основные цели поддержание… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (ОАГ; исп. Organización de los estados americanos, англ. Organization of American states, фр. Organisation des États américains, порт. Organização dos Estados Americanos), создана 30 апреля 1948 на 9 й Межамериканской конференции в Боготе… … Википедия

    Организация американских государств - (ОАГ; исп. Organización de los Estados Americanos, англ. Organization of American States), региональная международная организация, объединяющая страны Латинской Америки, Карибского бассейна и США. Создана 30 апреля 1948 на 9 й Межамериканской… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

    - (ОАГ; Organización de los estados americanos) создана 30 апреля 1948 на 9 й Межамериканской конференции (См. Межамериканские конференции) в Боготе (Колумбия) на базе Панамериканского союза (См. Панамериканский союз), существовавшего с… … Большая советская энциклопедия

    - (ОАГ). Созд. 30 апр. 1948 на 9 й Межамер. конференции в Боготе (Колумбия). Чл. ОАГ являются (1966) США и 19 латиноамер. гос в (все, кроме Кубы, Барбадоса, Гвианы, Ямайки и Тринидада и Тобаго). США используют ОАГ как орудие для борьбы против нац.… … Советская историческая энциклопедия

    - (ОАГ) региональная межправительственная организация, созданная в 1948 г. и включающая большинство стран Западного полушария. ОАГ действует на основе устава в редакции 1970 г., а т.ж. Межамериканского договора о взаимной обороне 1947 г. Членами… … Энциклопедический словарь экономики и права

    Организация американских государств - (ОАГ) (Organization of Amercan States, OAS)Organization of Amercan StatesOAS, региональная организация 35 стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Первоначально основанная в 1890г. в значительной степени с целью развития экономических и… … Страны мира. Словарь

Книги

  • Современное международное право о защите окружающей среды и экологических правах человека , А. М. Солнцев. В монографии исследуется возникновение и развитие системы экологических прав человека, выявляются отдельные виды экологических прав человека, анализируются международно-правовые и…