Номинация « Методическая копилка педагога дошкольного учреждения»

В условиях интенсивного развития инновационных процессов в общественной, экономической и политической жизни страны возрастает потребность в формировании и развитии креативной личности ребенка-дошкольника.

Актуальность проблемы определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребёнка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребёнка.

Новизна представленного нами опыта работы заключается в использовании новых техник и материалов, что способствует формированию у дошкольников новых знаний, умений в изготовлении неповторимых детских работ, используя изделия в жизни ребенка, детского сада и семьи.

Цель: создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала дошкольника средствами художественно-конструктивного дизайна.

Задачи:

  • развитие креативного мышления дошкольников, с помощью ознакомления с методами и приемами, применяемыми в художественно-конструктивном дизайне;
  • формировать способности последовательно осуществлять свой замысел, умело обращаться с материалами и инструментами;
  • стимулировать сотворчество со сверстниками и взрослыми в дизайн деятельности, используя результат творческой деятельности в быту, играх, декоре помещений в детском саду, дома;
  • формировать оценочное отношение к окружающему миру, способности к анализу, самооценке при выполнении работ;
  • развивать интерес к дизайн - творчеству;
  • развивать познавательную активность, общение, самостоятельность;
  • развивать образное мышление, воображение, устойчивое внимание, наблюдательность, аккуратность.

Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов составляющих среду ребёнка. Элементарные поделки ребёнка можно рассматривать как его проектную деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках он планирует определённый результат. Ребёнок знакомится с разными художественными приёмами и поделочными материалами с доступными способами изготовления и украшения своих изделий.

В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа:

  1. Первый - возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена воспитателем (конкретное ее решение определяет только сам ребенок). Чем младше ребенок, тем более ситуативный и неустойчивый характер имеет его замысел. Чем старше дети, тем богаче их опыт в изобразительной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает их замысел.
  2. Второй этап - процесс создания изображения. Деятельность на этом этапе требует от ребенка умения владеть способами изображения, выразительными средствами, специфичными для рисования, лепки, аппликации.
  3. Третий этап - анализ результатов - тесно связан с двумя предыдущими - это их логическое продолжение и завершение. Просмотр и анализ созданного детьми осуществляются при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат собственной деятельности. По окончании занятия все, что создано детьми, выставляется на специальном стенде, т. е. каждому ребенку предоставляется возможность видеть работы всей группы, отметить, обосновав доброжелательно свой выбор, те, которые больше всего понравились. Тактичные, направляющие вопросы педагога позволят детям увидеть творческие находки товарищей, оригинальное и выразительное решение темы.

Детский дизайн имеет:

  • Предметно-декоративный характер - это создание и украшение предметов (игрушек, сувениров, элементов одежды, аранжировки).
  • Пространственно-декоративный характер - деятельность в пространстве с учетом его особенностей (площадь, освещение, рисунок окон, дверей, ниш).

Большое внимание мы уделяем предметно-декоративному дизайну. Знакомим ребят с такой художественно-творческой деятельностью как, декорирование. Значение понятия «декорировать» - придавать чему-либо красивый вид, художественное оформление Мы выбрали несколько направлений: мозаику из различных бросовых материалов, аппликацию, декупаж, пластилинография, нетрадиционные техники рисования. Такой инновационный подход позволяет обогатить дизайн групповых помещений авторскими и детскими работами с использованием широкого спектра нетрадиционных техник и технологий.

Чтобы привить любовь дошкольников к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, мы начинаем с младшего дошкольного возраста, широко используем в своей работе нетрадиционные техники изображения. Первыми шагами в этом направлении стало использование простейших нетрадиционных методов (рисование пальчиками, ладошками, мелками, мятой бумагой штампами и т. д.).

Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, подвергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Затем постепенно вводим элементы дизайна, которые в работе со старшими дошкольниками перерастают в самостоятельные занятия по дизайн-деятельности. Занятия дизайн-деятельностью объединяют несколько видов художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, аппликация, ручной труд и конструирование.

Старший дошкольник в состоянии «увидеть» и с помощью взрослого поэтапно реализовать свой «проектный замысел», предвосхищая художественный результат. Это делает возможным наряду с использованием традиционных видов изобразительной деятельности приобщение детей к новым ее видам: архитектурно-художественному дизайну и моделированию одежды с аранжировками-украшениями из разных материалов.

На этом этапе дети под руководством педагога оформляют вещи, предметы для оформления помещения, участия в творческих выставках. Это позволяет оценивать свою работу, ее результат. Внимание акцентируется на том, что получилось, дается положительная оценка деятельности, создается благоприятный эмоциональный фон, который способствует формированию творческого воображения и мышления

В процессе обучения детей элементам дизайна, знакомим их с особенностями, свойствами и возможностями различных художественных материалов и технологиями: рисование по мокрой бумаге; рисование зубной щёткой по цветной бумаге; монотипии (целлофан, бумага, стекло); рисование через копировальную бумагу; рисование пластилином; пальцевая живопись; рука-трафарет; кляксография; применение приема «набрызг»; коллаж; метод тычка; чеканки; витражи.

Ведь введение в занятия элементов дизайна требует расширять знания детей о свойствах различных материалов (бумаги, картона, ткани, пластмассы, природных материалов и др.) и формировать навыки и умения при работе с ними. Интересными и увлекательными были занятия: «Летняя сказка» витражи на окнах, «Осенние мотивы» -кляксография, «Осень на опушке краски разводила» - печать листьями, «Ваза для мамы» - дизайн посуды, «Рождественская история»-техника декупаж, «У леса на опушке» - пластилинография, «Новогодние игрушки» - декор новогодних шаров и ёлок, «Выставка подсвечников»-декор подсвечников, «Морозные узоры» - рисование солью.

Мы знакомили родителей с достижениями детей, каждого в отдельности. Из этого общения мы узнали, насколько родители заинтересованы жизнью детей в детском саду. В процессе работы с воспитанниками мы почувствовали стремление родителей к собственному творчеству с детьми и стали вовлекать их в совместную деятельность. Родители стали активно помогать в сборе материала, участвовать в оформление выставок т. к. увидели, что дети с большим желанием, учатся фантазировать, творить, создавать прекрасные произведения искусства. Они приносили совместно созданные поделки, композиции.

Результат

Опыт нашей работы показал, что такой вид художественно-творческой деятельности, как декорирование, не только позволяет получить качественный, привлекательный, а следовательно, ценный в глазах ребёнка и окружающих «продукт», но и способствует развитию социальных отношений: умение ориентироваться в окружающей обстановке, повышению уровня самосознания, формированию положительных взаимоотношений, а также поввшается уровень художественно-творческого развития дошкольников, удовлетворённость родителей работой по образовательной области «художественное творчество».

Фантазия, воображение - это основа, на которой формируются творческие способности и в итоге незаурядный характер ребёнка в будущем.

Мир, в котором живёт малыш, наполнен не только реальными, но и сказочными событиями. Дети фантазируют, потому что хотят побыть в роли волшебников. Нужно немного помочь ребёнку, и придуманные им чудеса станут реальностью!

Опыт работы по дизайнерской деятельности в ДОУ

Делимся опытом работы нашего дошкольного учреждения

Здравствуйте уважаемые коллеги. Хочу поделится опытом нашего дошкольного учреждения. В нашем детском саду мы каждый месяц проводим различные конкурсы для детей, родителей и педагогов. Это очень сближает.Каждый конкурс-это выявления безграничного таланта детей и родителей, а так же педагогов.Конкурсы у нас в основном творческие, на разные темы.
Самые лучшие работы педагоги отправляют на сайты, для дальнейшего участия в различных конкурсах.
В апреле этого года в нашем учреждении был проведён конкурс для педагогов: "Педагогический фестиваль". Конкурс проходил по нескольким направлениям:
1)"Лучшая консультация для родителей" (папка-передвижка);
2)"Дидактическая игра по художественному творчеству";
3)Занятие НОД с использованием ИКТ и других технологий;
4) "Лучшая презентация" (для работы с родителями, детьми,педагогами).
Была создана творческая группа (жури),которая оценивала работы. Педагоги показали прекрасные результаты. Работы были очень интересными и полезными. Многие пополнили нашу "Педагогическую копилку",в методкабинете.
Такие фестивали дают хороший стимул для саморазвития,совершенствования педагогического опыта,особенно для молодых специалистов.
Так же,прошли творческие конкурсы для детей и родителей.Работ было множество,было очень сложно выбрать самые лучшие.Все работы были сфотографированны,был создан фильм-презентация,фильм был опубликован на сайте нашего дошкольного учреждения.
Работать в современных условиях конечно же сложно,особенно в связи с переходом на ФГОСы,но очень интересно.Открываются большие перспективы для самореализации. Желаю вам творческих успехов.Надеюсь, наш опыт работы будет вам полезен. С уважением Высоцкая Ольга Владимировна.
Фото работ детей и родителей (одни из лучших работ):
Конкурс:"Космос-вчера,сегодня,завтра"



Конкурс:"Пасхальный фестиваль"


В течение десяти лет в ДОУ реализуется авторская программа «Беломорские крепыши» - программа оптимизации двигательной активности дошкольников в условиях малокомплектного детского сада. Это результат многолетней плодотворной работы творческой группы практических работников МДОУ «Детский сад № 15 «Черемушка» общеразвивающего вида» г.Северодвинска Архангельской области под руководством научного руководителя кандидата педагогических наук кафедры педагогики СФПГУ им. М.В. Ломоносова Сокольниковой М.Н.

Программа создавалась педагогическим коллективом как программа, реализующая потребность детей в двигательной активности и обеспечивающая систему оздоровительной работы с детьми. В основу программы легли теоретические основы физического воспитания дошкольников, деятельностный подход в развитии ребенка, практический опыт работы дошкольных учреждений г. Северодвинска.

  • оздоровительной направленности;
  • индивидуализации и доступности;
  • естественного стимулирования двигательной активности детей;
  • этнокультурной соотнесенности;
  • единства с семьей.

Программа «Беломорские крепыши» предполагает обеспечение двигательного режима и оздоровление дошкольников с учетом состояния здоровья, уровня двигательной активности и физической подготовленности детей, а также сезонных изменений в природе. Неблагоприятные климатические условия, характерные для Севера, недостаточность солнечной энергии, резкие перепады температуры и атмосферного давления, влажность, сильные ветры, неблагополучная обстановка города, создают для жизни дискомфортные условия. Эти особенности требуют серьезного подхода к проблеме оздоровления маленьких поморов и оптимизации двигательной активности, особенно в условиях малокомплектного детского сада.

Цель программы:

создание благоприятных условий для повышения двигательной активности оздоровления детей 3-7 лет в условиях малокомплектного детского сада.

Базой для осуществления программы является решение следующих задач:

  • укрепление физического здоровья детей, полноценное физическое развитие;
  • воспитание у дошкольников ценностей здорового образа жизни;
  • формирование жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей;
  • приобщение к истокам Поморской культуры, воспитание нравственно волевых качеств.

Этапы работы:

I этап: анализ содержания двигательной активности и

организация оздоровительной работы в МДОУ;

II этап: разработка педагогических условий, обеспечивающих

оптимальную двигательную активность и оздоровление

дошкольников в малокомплектном детском саду;

III этап: изучение эффективности проделанной работы.

В программе представлены основные направления:

  • осознанное сохранение и укрепление здоровья дошкольников;
  • формирование интереса к физическим упражнениям, удовлетворение потребности детей в движении;
  • приобщение детей к истокам Поморской культуры в процессе ознакомления с народными играми и традициями Севера.

Особую значимость программы составляет ориентировка на условия Крайнего Севера и специфику малокомплектного ДОУ.

1 условие – это создание в ДОУ предметно-развивающей среды, направленной на физическое развитие и оздоровление дошкольников. Роль взрослого состоит в том, чтобы открыть перед детьми весь спектр возможностей среды и направить на повышение двигательной активности

В условиях малокомплектного детского сада, когда музыкальный зал совмещён с физкультурным, мы максимально используем групповые комнаты и участки. Для этого нами разработано несколько вариантов цветовой разметки пола и стен, что способствует формированию пространственных ориентировок, а также овладению игровой деятельностью со спортивным инвентарем. В течение дня дети имеют возможность самостоятельно заниматься с многообразным по функциям ярким и образным нестандартным оборудованием для метания, формирования координации движений, профилактики нарушения осанки и развития разных групп мышц.

Обустройство физкультурных уголков групп удовлетворяет потребности дошкольников в разнообразной двигательной активности. Спортивно-игровая предметная среда содействует решению специфических задач целенаправленного развития моторики.

Насыщенная многофункциональными и легко-трансформируемыми элементами, среда обеспечивает положительное эмоциональное состояние, способствует решению задач всестороннего развития и формирования личности дошкольников.

Второе условие - это реализация комплекса физкультуротерапии, в каждой возрастной группе, который направлен на оптимизацию двигательной активности детей в течение дня. Ядром программы Беломорские крепыши является модель двигательного режима – это рациональное сочетание разных видов и форм занятий по физической культуре, которые представляют целый комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий. Содержание и построение занятий разное, но каждое имеет свое оздоровительное значение.

Это *утренняя терапевтическая гимнастика, позволяет обретать положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на целый день. Комплексы утренних оздоровительных гимнастик составлены на основе игровых образов, с учетом сезонных изменений и регионального компонента.

(включает в себя: пальчиковую и дыхательную гимнастики. Проходит в форме старшие гр. - ритмической, преодоление полосы препятствий, на основе игр-эстафет, средние, младшие – на основе игр-имитаций, подвижных игр)

  • ежедневный оздоровительный бег способствует тренировке всех функциональных систем организма, необходим для развития физической выносливости и формирования волевых качеств;
  • проведение закаливающих мероприятий;
  • организация прогулок Большое внимание мы уделяем организации ДА детей на прогулке. В циклограмме деятельности всех возрастных групп присутствуют такие формы как подвижные игры, двигательные игровые задания с учетом характера ДА детей, отработка ОВД, дозированный бег

Пешие прогулки в ближайшем окружении. Оздоровительные походы.

Релаксационная гимнастика проводится с целью воспитания и сохранения эмоционального благополучия и предупреждения психоэмоционального напряжения.

Формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков осуществляется на занятиях физкультурой. Два занятия проводятся в физкультурном зале, третье занятие в каждой возрастной группе проводится на воздухе. В перспективный план по физ. воспитанию, включены 5 основных типов занятий: контрольно-проверочные, тренировочного типа, тематические, сюжетно-игровые, игровые, с использованием тренажеров. МПК за проведением физ. занятий показал высокий уровень ДА детей на занятиях (2000, 2100 локомоций, при норме 1800-2400)

Взаимодействие с социумом с начальной школой по вопросам оптимизации ДА может осуществляется по линиям:

деятельностная линия (совместные мероприятия с младшими школьниками по формированию культуры поведения, оздоровлению и развитию физических качеств) .

Взаимодействие с ДЮСШ осуществляется через занятия в секции по спортивно-оздоровительной гимнастике, которые направлены на формирование правильной осанки, укрепление мышц спины и брюшного пресса, самовыражение в движении и образном перевоплощении на основе удовлетворения потребности в двигательной активности.

Кроме этого в образовательный процесс мы ввели такую форму работы как минутки здоровья на основе подвижных игр Поморья. Подвижные игры и физические упражнения побуждают использовать двигательный опыт, умения, навыки в различных условиях.

Минутки здоровья – это отрезок времени, когда ребенок находится на более высоком уровне двигательной активности. Данная форма ДА организуется воспитателем в соответствии с планом один раз в неделю в вечерние часы.

Реализация здоровьеформирующих технологий, одно из условий, стимулирующих развитие физических качеств дошкольников.

На базе ДОУ работают кружки. Дополнительные услуги предоставляются бесплатно и включены в режим дня ДОУ:

Занятия в кружке «Здоровейка» . Главным средством предупреждения нарушений осанки в дошкольном возрасте являются физические упражнения

Секция «Школа мяча» организована с целью обучения детей играм элементами спорта;

В ДОУ функционирует секция «Веселая лыжня» - по обучению детей ходьбе на лыжах

Комплексный подход к организации ДА дошкольников, способствует формированию у детей интереса к физ. упражнениям и удовлетворению потребности в движении

3 важным условием для нас является взаимодействие с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей, причем взаимодействие мы рассматриваем как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи. В работе с семьей мы используем традиционные, нетрадиционные и интерактивные формы работы.

Чтобы добиться хороших результатов, необходимо соблюдать данные условия и систему в работе.

Ежеквартально, анализируя работу, проводимую по оздоровлению дошкольников, мы пришли к выводу, что все подходы обоснованы. Но по нашим данным, наиболее эффективным является применение комплекса мер, включающих как закаливающие, так и длительные двигательные нагрузки (в основном циклические) , приводящие к устойчивому поддержанию аэробного обмена веществ. Работа над программой продолжается, и мы надеемся, что она отразит самые эффективные пути повышения двигательной активности в условиях малокомплектного детского сада.

Педагоги придумывают все новые формы вовлечения мам и пап в воспитание их собственных детей – собрания, консультативные пункты, информационные стенды, но откликается на них только малая часть родителей. Почему так происходит? Не хотят, потому что заняты своими проблемами? Не понимают значимости? Всего понемногу. Но в большей степени – потому что не испытывают насущной потребности. А попробуйте-ка заставить взрослого человека делать то, что не вызрело в нем самом как необходимость.

На мой взгляд, следовало бы начинать не с формальных собраний и информационных стендов, а со сближения души и разума людей, сопричастных жизни ребенка. Что может служить основой для такого сближения? Только сам ребенок.

В то же самое время, в нынешних родителях тверже становится убежденность в значимости собственной личности, все большее число молодых проникается пониманием важности собственной активности, ответственности за качество своей жизни. Вместе с тем, все больше меняется детский сад как социальное явление – он становится более открытым.

Я считаю, чтобы наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными, педагогам следует пересмотреть основы взаимоотношений с родителями. Для эмоционального контакта нужна доброжелательность, приветливость, открытость.

В нашем ДОУ работу с родителями мы начинаем еще до прихода ребенка в детский сад. Прежде всего, мы приглашаем их на индивидуальную беседу с психологом, где они могут уточнить, как заранее подготовить ребенка к посещению сада. Каждый год у нас проводится День открытых дверей , на который мы также приглашаем родителей будущих воспитанников. В этот день родители могут посетить любой режимный момент в любой возрастной группе, пообщаться с администрацией ДОУ, получить консультации психолога, логопеда. Таким образом, родители заранее знакомятся с жизнью детского сада, его сотрудниками, педагогами.

Хорошей традицией стало проведение различных развлечений с участием родителей, в том числе и в качестве артистов. Это и День пиратов, Страна Витаминия, Масленица.

В младшей группе в прошлом году проходили адаптационные музыкальные занятия , благодаря которым, адаптационный период прошел достаточно мягко, одновременно познакомив родителей с жизнью детского сада.

Ежегодно в декабре мы проводим Снежный марафон добра . В этот период дети с помощью родителей могут зарабатывать баллы-снежинки за «добрые дела». Это может быть и ремонт мебели, заклеивание книг, шитье одежды для кукол, изготовление игр, так и помощь младшим, забота о животных и т.п. В конце марафона, который длится около 3х недель, в каждую группу приходит Карлсон и угощает пирогами. Целью данной работы было воспитание бескорыстной помощи, уважение к труду других людей.

Большая часть родителей моей группы - военнослужащие ВМФ, поэтому мы ввели традицию проводить развлечение с участием пап День Тельняшки , здесь папы и дети могли посоревноваться в ловкости, силе, смекалке.

Также ежегодно родители организовывали выступление детей для ветеранов ВОВ в госпитале ВМФ . Вовлечение родителей в процесс патриотического воспитания делает его намного эффективнее.

Каждую весну мы отмечали день рождения группы , заранее с детьми рисовали плакат – поздравление, готовили стихи. В этот день родители совместно с детьми выполняли различные хозяйственные дела (уборка участка, обработка клумбы, перенос песка в песочницу), затем проводилась игра для команд, а в заключении мы пили чай из самовара. Таким образом, мне одновременно удавалось сплотить коллектив родителей, дать им возможность понаблюдать за поведением детей в коллективе сверстников, решить хозяйственно-бытовые вопросы и просто хорошо провести время.

Удачной находкой в моей работе с родителями оказался метод проектов, который не только способствует развитию творческих способностей детей, формированию интереса и потребности к активной созидательной деятельности, но и объединяет усилия образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.

Считаю, что проектный метод наиболее эффективен в работе с семьей, так как он позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, способствует эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей в процессе совместной деятельности, формированию целостного чувственного опыта.

Готовя проект «Сказки» в средней группе, я проводила индивидуальные беседы с детьми о роли книги в семье. В результате выявилась проблема – недостаточный интерес детей к книге, снижение традиции семейного чтения художественной литературы, отсутствие семейной библиотеки.
Для решения этой проблемы предложила сочинить и оформить собственную сказку. В рамках проекта родители вместе с детьми выбирали любимые сказки, которые мы читали в группе, обсуждали и организовали выставку «Моя любимая сказка». С помощью родителей оформила фотовыставку «Читающая семья». В это же время я столкнулась с проблемой низкой мотивации родителей к активному участию в жизни детского сада. Для ее решения стала предлагать несколько различных заданий. Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирали задание. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью», а в случае необходимости я могла предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти. Было предложено несколько заданий: изготовление атрибутов для театрального уголка, ремонт книг, создание иллюстраций к сказке.

При работе над проектом «Мы за чаем не скучаем!» родители принимали участие на всех этапах: на подготовительном – готовили атрибуты (кухонная утварь, чаи различных сортов, лекарственные растения, элементы костюмов), собирали информацию. На следующем этапе родители помогали в создании выставки «Посидим с чайком»», а детям было предложено узнать о традициях чаепития в их семье. Итогом данного проекта был праздник «Мы за чаем не скучаем!», где родители стали зрителями.

В ближайшее время планирую начать проектно-исследовательскую деятельность с детьми подготовительной группы. Для этого вместе с родителями собираю материал для оснащения мини лаборатории на темы «Вода», «Воздух», «Электричество». Готовлю материал для совместного оформления альбома «Круговорот воды в природе». Планирую выставку рисунков-плакатов «Электричество».

Использование проектов дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Практически все родители посещают родительские собрания.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями.

(с) Кузьмина И.Е., 2012г.