Занятие №1. Тема «Природный дом»

Педагог. Что такое природный дом?

Дети высказывают предположения.

Природный дом — то место, где проживает (обитает) растение или животное или сам человек, то, с чем он соприкасается: пища, погода, почва.

Растения и животные тесно связаны с природным домом, т.е. тем местом и условиями, где они обитают. Они к нему привыкают (приспосабливаются), добывают себе пропитание, защищаются от врагов.

Каждый вид животного и растения по-своему привыкает к месту обитания. Как вы думаете, где живут наземные растения?

Дети . На суше.

Педагог . А водные (водоросли)?

Дети. В воде.

Педагог. Изменять природный дом для живых организмов нельзя — они могут погибнуть. Можно ли взять в детский сад ежа, которого вы увидели на прогулке?

Дети. Нет.

Педагог. В неволе животные долго не проживут, как бы мы ни старались в домашней обстановке создать условия, похожие на природные.

У человека тоже есть дом — его жилище. Но понятие «природный дом» шире: оно включает в себя все, из чего состоит окружающий нас мир, с чем человек соприкасается на протяжении всей жизни, от чего зависит.

Поэтому изучайте наш природный дом и берегите его.

Дидактическая игра «Кто больше назовет правил поведения на природе»

Дети по очереди называют правила поведения на природе, вспоминая экознаки.

Дидактическая игра «Кто где живет?»

Педагог называет какое-либо животное (или птицу), дети говорят, где он(она) обитает. Например: медведь — в берлоге, белка — в дупле, птицы — в гнезде, мышь — в норе и т.д.

Занятие №2. Тема «Моя страна»

Педагог. Как называется страна, в которой мы живем?

Дети . Россия.

Педагог. А как называется наша Родина?

Дети . Россия.

Педагог. Родина есть у каждого живого существа: человека, животного, растения. Родина — та страна, то место, где человек родился. Родина есть также у животных и растений. Мы родились в России. Это самая большая по площади страна (показывает на глобусе). С одного ее конца до другого на поезде нужно ехать неделю.

Разнообразна природа нашей страны — серая тундра, зеленая тайга, желтая пустыня. Есть в России большие, великие реки. Какие?

Дети. Волга, Днепр, Лена...

Педагог . Много городов и сел. Какой главный город нашей страны?

Дети. Москва.

Педагог . Нет у человека дороже земли, чем Родина. За нее наши деды, прадеды готовы были умереть в бою. Издавна люди распахивали пашни, строили города, сажали сады, старались, чтобы земля родная стала еще красивее. Но иногда совершали и необдуманные поступки: осушали болота, вырубали леса, тем самым нанося природе часто непоправимый вред.

Помните! Каждый человек должен стремиться приносить своей Родине пользу.

А какую пользу вы можете принести Родине?

Дети . Стремиться к знаниям, не наносить природе вред и т.д.

Дидактическая игра «Где чья Родина?»

Вариант 1

Педагог спрашивает: «Кто живет...»

а) на севере, где льды и снега? (Белый медведь, морж, тюлень, песец и т.д.)

б) в лесу? (Лось, бурый медведь, кабан, лиса, заяц и т.д.)

в) в пустыне? (Верблюд, варан, кобра и т.д.)

г) в горах? (Горный баран, серна, снежный барс и т.д.)

Вариант 2

Педагог спрашивает: «Где живут...»

а) белая сова, белая куропатка, северный олень? (На севере.)

б) Волк, косуля, бобр, рысь? (В лесу.)

По аналогии такая же игра проводится на примере растений.

Занятие №3. Тема «Мой город (поселок, деревня)»

Педагог . Как называется область, в которой мы живем?

Дети отвечают.

Район? Поселок?

Дети . Наш поселок называется Верхнеднепровским.

Педагог. А почему у поселка такое название?

Дети. Потому что он расположен в верховьях реки Днепр.

Педагог . Когда решили построить здесь первый завод (ГРЭС), то сюда стали съезжаться люди. Они строили дома, детские сады, дворцы культуры, школы, магазины; озеленяли улицы. Первая построенная электростанция поставляла в дома свет, теплую воду. А какие еще заводы расположены недалеко от поселка?

Заводы, выпускающие удобрения для полей, линолеум для покрытия полов, котлы для обогрева помещений. Многие люди, живущие в поселке, трудятся на этих заводах.

Но заводы выбрасывают в воздух (атмосферу) вредные вещества, которые потом попадают в почву, воду. Это очень плохо отражается на здоровье людей и всего живого.

Помните! Все люди должны стремиться сделать окружающий мир (природу) чище.

Дидактическая игра «Полезно — вредно»

Дети делятся на две команды: одна называет, что полезно делать, другая — что вредно.

Например: сажать деревья, подкармливать животных, ломать ветки на деревьях, стрелять в птиц и т.д. При этом показывают эко- знаки.

Занятие №4. Тема «Я и все мы»

Педагог. Кто такой человек?

Дети отвечают. Педагог обобщает их ответы.

Человек — это каждый из нас; мы умеем мыслить, говорить, трудиться. Человек — частичка вселенной. Он должен стремиться сделать мир чище, краше, не вредить ему своими необдуманными действиями, т.е. каждый из нас должен соблюдать правила поведения в природе, окружающем нас мире.

Природа может жить без человека, а человек без нее — нет! Почему? Приведите примеры.

Дети. Жизнь невозможна без воздуха (кислорода), а кислород дают деревья и т.д.

Педагог. Человек не должен разрушать природу, так как все ее компоненты связаны между собой: воздух, почва, вода. Например: человек срубил дерево — птицы, которые вили на нем гнезда, улетели — набросились на дерево вредные насекомые — и оно погибло. Так может погибнуть целый лес.

Людей на земном шаре очень много; если каждый человек просто так срубит по одному дереву, то сколько лесов погибнет! А если по два... Только все вместе мы сможем сохранить нашу Землю, наш общий дом.

Помните! Все мы должны стремиться к тому, чтобы наша голубая красавица Земля не превратилась в мертвый, холодный шар, одиноко летающий среди сверкающих звезд.

Коллективная аппликация

На тему «Превратим нашу Землю в цветущий сад».

Занятие №5. Тема «Объекты неживой природы»

Педагог . Что относится к неживой природе?

Дети . Солнце, луна, звезды, воздух, моря, реки, океаны, земля и т.д.

Педагог. Чем они отличаются от живой природы?

Дети . Они не питаются, не дышат, не размножаются, не растут, не умирают.

Педагог . Живая природа зависит от неживой, так как без воздуха, воды, почвы, солнца не могут существовать ни растения, ни животные.

Помните! К неживой природе нужно относиться очень бережно. Наша жизнь и жизнь всего живого на Земле зависит от ее благополучия.

Дидактическая игра «Выбери главное»

Педагог называет три объекта неживой природы, из которых дети должны выбрать один главный, без которого невозможна жизнь на Земле. Затем еще три. Так четыре группы слов. В результате дети должны назвать четыре самых главных объекта неживой природы:

— звезды, луна, солнце;

— радуга, ветер, воздух;

— облака, горы, вода;

— дождь, снег, почва.

Занятие №6. Тема «Солнце — большая звезда»

Педагог. Что такое солнце?

Дети отвечают.

Солнце — это космическое тело. Так называют его потому, что, как и Земля, Луна, звезды, оно находится в космосе. Солнце — раскаленное небесное тело, звезда. Оно имеет шарообразную (круглую) форму и состоит из очень горячих (раскаленных) газов.

Наша планета Земля непрерывно движется вокруг Солнца. Когда одна ее часть освещена Солнцем — там день, другая находится в темноте — там ночь (показывает на глобусе).

Где встает солнце?

Дети . На востоке.

Педагог. А где садится, т.е. уходит за горизонт?

Дети . На западе.

Педагог. Солнце дает нашей планете много света и тепла, хотя находится очень-очень далеко от нее.

Помните! Солнце имеет огромное значение для жизни на Земле: если бы от Солнца не поступало света и тепла, то жизнь на Земле была бы невозможна.

Опыты

1. Роль света в жизни растений

Два растения одного и того же вида (необходимо взять светолюбивые виды) выращивают в разных условиях: одно — на свету, другое — в темном месте; затем сравнивают их и делают вывод: без света растения жить не могут. Затем растение, выращенное в темноте, помещают на светлое место и продолжают наблюдать за его ростом.

2. Роль тепла в жизни растений

Аналогично проводится наблюдение за растениями, помещенными в теплое и холодное места. Делается вывод: растения без тепла жить не могут.

Занятие №7. Тема «Человек и неживая природа»

Педагог. Как человек связан с неживой природой?

Дети . Без солнца, воздуха, воды, почвы человек не сможет жить.

Педагог. Все объекты (компоненты) неживой природы тесно связаны друг с другом. Например: почва утратит свое главное свойство — плодородие, если не будет взаимодействовать с солнцем (тепло), воздухом (кислород), водой (влага); вода утратит свое основное значение, если не будет нагреваться или содержать воздух.

Помните! Человек должен охранять неживую природу, заботиться о ней.

Дидактическая игра

Педагог перечисляет основные качества, дети определяют, какому объекту неживой природы они подходят:

— дает свет, тепло, представляет собой раскаленный газ (солнце);

— представляет собой бесцветную газообразную смесь без запаха; прозрачен; состоит из кислорода, углекислого газа (воздух);

— без вкуса и запаха, бесцветная; прозрачная; обладает текучестью; может быть в трех состояниях — газообразном, твердом, жидком (вода);

— плодородна; состоит из перегноя, песка, глины, воды (почва).

Программное содержание.

Систематизировать знания детей о растениях. Закреплять умение отличать природные объекты от искусственных, продолжать формировать знания о строении растений, классифицировать растения по трем группам: деревья, кустарники, травы.

Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы. Закрепить знания детей моделей растений, умение использовать их при доказательстве.

Дать детям представление о функциях корня растений. При помощи опытов наглядно показать, что корни дышат, всасывают влагу и питательные вещества, удерживают растения в земле.

Развивать навыки активной речи, обогащать и активизировать словарный запас детей: всасывает влагу, функции корня, опыт-доказательство, схемы-модели.

Развивать интерес к миру природы. Воспитывать у детей элементы экологического сознания: “Мы нужны друг другу на земле”.

Оборудование:

горшок с комнатным растением; искусственный цветок; слайды с изображением схем-моделей: “Признаки живого”, “Строение растения”, “Функции корня”; мультимедийная установка, модель ствола дерева без корней; модель ствола дерева с корневой системой; магнитная доска, емкость с песком; тарелка с подкрашенной водой; модель корня растения из марли; части растения на магнитах; схемы: “Деревья”, “Кусты”, “Травянистые растения”; карточки с изображением деревьев, трав, кустарников по количеству детей.

Предшествующая работа:

Знакомство с растениями леса, поля, луга, растениями Саратовской области, длительные наблюдения за посадками семян, проведение опытов-доказательств, разработка схем-моделей “Признаки живого”,

“Строение растений”, проведение игр-превращений “Представь себя совсем иным”, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, рассматривание картин.

Ход занятия

Дети сидят полукругом, на столе стоит горшок с комнатным растением.

Появляется Незнайка с искусственным цветком.

Незнайка: – Здравствуйте, ребята! Давайте скорее мне горшок с землей. Я хочу посадить этот цветок, чтобы он рос, стал еще краше.

(Дети говорят, что этого делать не надо, он искусственный, а не живой)

– Значит и ваше растение не живое?

(Дети говорят, что это растение живое, это узамбарская фиалка)

(Дети перечисляют признаки живого по слайду схемы-модели №1, показанному на экране: все живое дышит, растет, двигается, питается, размножается)

Воспитатель: – А хочешь, Незнайка, мы тебе расскажем, что есть у каждого растения?

Незнайка: – Конечно, хочу.

(Дети рассказывают о строении растения, опираясь на схему – модель №2: у растения есть стебель, корень, листья, цветок и плод с семенами)

Незнайка: – А, понял, понял! Вот корешок, я положу его сверху, над землей, чтобы его было видно, солнышко его греть будет, а листочки – вниз, под землю, они же питаться должны. А вот цветочек прямо на корешках вырастет.

(Выкладывает на магнитной доске части растения в неправильной последовательности)

Воспитатель: – Ребята, правильно Незнайка сделал? (нет, неправильно)

Незнайка: – А, наверное, цветок тоже нужно в землю посадить, чтобы его солнышко не жгло?

Воспитатель: – Ну, что ты, Незнайка! Послушай, как правильно растет растение.

(Дети раскладывают части растения и рассказывают последовательность его роста: корни растут вглубь земли, над землей – стебель, на стебле – листья и цветы)

Незнайка: – Как же мне все запомнить?

Воспитатель: – Очень просто! Сейчас я превращу ребят в семена:

Раз, два, три, повернись

В семена превратись!

Психогимнастика: “Представь себя совсем иным”

Подул ветерок, разлетелись семена, и попали в землю (дети немного пробегают и садятся на ковер). Семена, что вы чувствуете? (Ответы детей). Семена, чего вы хотите? (Ответы детей). Сейчас я вас полью, а солнышко вас погреет своими лучами. Вот уже из семечка появились корешки. Куда они растут? (Вниз, глубже в землю). А вот и первые всходы – тянутся стебельки, растут. Куда? В землю? (Нет, к солнышку). Растет наше растение все выше и выше (Дети встают). А вот и первые цветочки. Что вы, цветочки чувствуете? Чему радуетесь? (Ответы детей).

Незнайка: – Ура! Цветочки! Сейчас я их сорву!

Воспитатель: – Ну, что ты, Незнайка, нельзя их рвать, они же живые! Вот послушай ребят: (дети читают стихи):

1. Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты!

2. Должны мы над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица,
И доброе лицо им показать!

Незнайка: – Ну ладно, только я что-то не пойму, зачем растению корень? Все равно его под землей не видно! (Ответы детей)

Воспитатель: – Мы тебе, Незнайка, сейчас все покажем. Проведем опыты, и ты поймешь, какие важные функции выполняет корень у растения.

Опыт 1: В коробку с песком ставим модель ствола дерева без корней. Дуем. Палочка падает. Потом дерем модель дерева с корневой системой. Дуем. Во втором случае палочка более устойчива.

Вопросы к детям: Как думаете, какая палочка будет более устойчивой? Почему? А если б не было корней у дерева, чтобы случилось? (Ответы детей).

Вывод: Корни удерживают растение в земле.

Опыт 2: В тарелку с подкрашенной водой опускаем модель корня из марли. Что вы видите? Вода поднимается вверх, материал окрашивается все выше и выше.

Вывод: Корни всасывают из почвы влагу.

Воспитатель: – А помните, ребята, когда у нас было занятие про воздух, мы проводили опыт-доказательство того, что воздух есть везде, даже в земле, и корни, что делают? (Дышат).

Значит, давайте вспомним еще раз, для чего нужен корень? (Он дышит, удерживает растение в земле, всасывает влагу).

(Смотрим на экране модель-схему №3)

Физкультминутка:

Станем мы деревьями сильными, большими. (Поднять руки вверх, подтянуться)
Ноги – это корни, их расставим шире. (Расставить ноги)
Чтоб держали дерево, падать не давали, (Руки вниз, пальцы растопырить)
Из глубин далеких воду доставали. (Наклон вперед, сделать ладони горстью)
Тело наше – ствол могучий, он чуть-чуть качается, (Распрямиться, покачивание)
И своей верхушкой острой в небо упирается. (Ладонями изобразить крышу)
Наши руки – это ветви, крону вместе образуют (руки вверх, сомкнуть над головой)
В кроне им совсем не страшно, когда ветры дуют (покачать головой)
Пальцы веточками будут, листья закрывают их (пошевелить пальцами, одна ладонь над другой)
Вот пришла за летом осень, разлетелись листья вмиг! (Опустить руки)

Незнайка: – А это, что за значки? (показывает на схемы)

Воспитатель: – Давайте объясним Незнайке, что они означают.

(Показываю схему “Деревья”)

(Ответы детей)

(Показываю схему “Кусты”)

(Ответы детей)

– Чем деревья и кусты отличаются друг от друга?

(Показываю схему “Травянистые растения”)

(Ответы детей)

– Чем травянистые растения отличаются от деревьев и кустарников?

(Ответы детей) (Рассматриваем схему – модель №4)

– А сейчас возьмите любую карточку с растением, внимательно посмотрите, вспомните, какое растение нарисовано на картинке и подойдите к той схеме, которая подходит к вашему растению.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель: – Почему ты подошел именно к этой карточке?

(Ответы детей)

Незнайка: – Молодцы, ребята! Здорово вы в растениях разбираетесь!

Воспитатель: – А хочешь, Незнайка, дети покажут тебе, как они знают растения Саратовской области?

Незнайка: – Конечно, хочу!

Воспитатель: – Сейчас я буду перечислять разные растения, а вы если услышите название растения, которое растет в Саратовской области, то хлопайте в ладоши. Если же растение у нас не растет – опустите руки вниз.

Груша. Яблоня. Малина. Береза.
Ель. Саксаул. Облепиха. Мимоза.
Вишня. Черешня. Лимон. Апельсин.
Липа. Клен. Баобаб. Мандарин.
Слива. Осина. Каштан.
Кофе. Рябина. Платан.
Дуб. Кипарис. Алыча.
Тополь. Сосна. Каланча.

Воспитатель: – Ребята, а что произойдет, если с земли исчезнут все растения?

(Если не будет растений, не будет жизни на земле)

Незнайка: – А зачем нужны растения? Какая от них польза?

Дети отвечают, что растения дают пищу человеку и животным, чистый воздух, одежду, много разных материалов, растения лечат, а чаще они очень красивые и мы любуемся ими, не зря говорят: “Растение – земли украшение”.

Воспитатель: – Правильно, ребята. Растения живут вокруг нас, помогают нам жить. Как же мы должны относиться к ним?

(Беречь, охранять, ухаживать и т.д.)

Незнайка: – А как это ухаживать?

Воспитатель: – Незнайка, ты и этого не знаешь? Ребята, давайте расскажем ему, как мы ухаживаем за комнатными растениями в нашей группе.

(Ответы детей – рассаживаем, поливаем, протираем листья, опрыскиваем, удобряем и т.д.)

Незнайка: – Ух, ты! Нелегкое оказывается это дело. Спасибо вам, ребята, я так много узнал интересного! Всем коротышкам в Цветочном городе об этом расскажу!

Воспитатель: – Ты, Незнайка, приходи к нам еще. Мы про растения еще много интересного знаем и тебе расскажем.

Незнайка: – Спасибо! До свидания! (дети прощаются с Незнайкой)

Воспитатель:– Вот и закончилась наша встреча с Незнайкой, вы были молодцы.

А теперь, давайте отдохнем, закроем глаза, послушаем музыку.

Аутотренинг: (звучит запись Д. Лолей “Одинокий пастух”)

“Ярко светит солнце, дует легкий ветерок. Я вдыхаю чистый свежий воздух. Колышутся травы, звонко поют птицы Мне хорошо и приятно. Я хочу жить в мире с природой. Мы нужны друг другу. Я буду другом и защитником всему живому”.

Мулинцева Любовь Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Мадоу Каскаринский детский сад "Золотой петушок"
Населённый пункт: с.Каскара Тюменская область
Наименование материала: конспект
Тема: НОД по ознакомлению с окружающим миром "Природа вокруг нас" подготовительная группа
Дата публикации: 10.02.2017
Раздел: дошкольное образование

«Природа вокруг нас»

Ц е л ь:
формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру через экологическую игру.
Задачи:

Обучающие:
закрепить знания о многообразии природы; повторить правила поведения в лесу.
Развивающие:
развивать устную речь детей, память, быстроту реакции, способность сравнивать, обобщать.
Воспитательные:
воспитывать гуманное отношение к природе; чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.
Материал:
глобус, эмблемы команд, фишки, мяч, «мусор», кепки, рюкзаки, салфетки, два стола, презентация «О чём говорят экознаки?», маски к сценке «Бабочка в опасности», повязка, д/и «Кто где живет?», медальоны «Юный эколог», раскраска «Мы любим Землю», мультимедийное оборудование, аудиозапись: песня «Маленькая страна», разминка «Сказочный лес», сирена скорой помощи, музыка «В мире животных», «Радуга желаний».
Ход занятия:

Коммуникативное упражнение «Здравствуйте!»
Я с утра пришла сюда, Здравствуйте, мои друзья! Здравствуйте! Здравствуй, солнце и земля, Это я… (по очереди дети называют себя по имени) - Ребята к нам пришли гости. Давайте поздороваемся и с ними. Дети: Здравствуйте! - Ребята, вы когда - нибудь видели ночное небо? Расскажите какое оно. (ответы детей) - Как вы думаете, звёзды маленькие, как мы их видим или они большие? (ответы детей). - Правильно. Видим мы их маленькими, потому что они далеко от нас, а на самом деле они очень большие. Космонавты научились летать очень далеко от нашей Земли, но до звёзд они не долетели. Зато они видели сверху нашу Землю. Когда космонавты глядят из космоса на нашу планету, она им кажется светящимся шаром прекрасного голубого цвета. Оказывается, наша Земля – голубая, маленькая, как все
остальные звёзды. - Посмотрите, глобус, это макет нашей планеты Земля. Глядя на глобус, мы можем очень многое узнать о нашей планете. Например, какой формы Земля. Много ли на нашей планете воды. Есть ли на ней суша. - Ребята, наша планета Земля – самая красивая из всех планет. Только на Земле есть жизнь и всё многообразие природы какое мы видим: небо, солнце, луна, звёзды, облака, вода, горы, реки, моря, трава, деревья, рыбы, птицы, звери и, конечно же, люди. Сколько всего замечательного на Земле! Мы с вами являемся частью нашей планеты и должны беречь нашу Землю, птиц, насекомых, зверей.
1 ребенок:
Вот Земля наш светлый дом. Максим Л. Много есть соседей в нём: И мохнатые козлята, И пушистые котята, И извилистые речки, И кудрявые овечки, Травка, птички и цветы, И, конечно я и ты.
2 ребенок:
Наша планета – Земля, Юлиана Очень щедра и богата: Горы, леса и поля - Дом наш родимый, ребята!
3 ребенок:
Давайте будем беречь планету, Рома Другой такой на свете нет! Развеем над нею и тучи и дым, В обиду ее никому не дадим!
4 ребенок:
Беречь будем птиц, насекомых, зверей. Никита М. От этого станем мы только добрей. Украсим всю Землю садами, цветами, Такая планета нужна нам всем с вами! - Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки – повсюду вас окружают загадки и таинства. - Сегодня мы попытаемся открыть несколько страничек этого мира, проведем с вами викторину
«Природа вокруг нас»
. В викторине примут участие две команды. Это команда
«Винни Пух»
и команда
«Чебурашки»
.
Правила проведения:
выслушать вопрос, задание до конца; не подсказывать отвечающему; кто знает ответ, поднять руку; если дети одной команды не знают ответа на вопрос, то отвечают дети другой команды. - Каждый правильный ответ жюри будет оценивать фишкой. После проведения викторины мы подсчитаем количество фишек и определим победителя игры. Итак, начнем с приветствия команд.

Приветствие команд:

1. «Винни Пух»
– пожалуйста: Мы хотим лишь пожелать Вам показать себя на пять.
2. «Чебурашки»
– пожалуйста: Мы веселая команда, Не умеем мы скучать, С нами ты посостязайся, Ты рискуешь проиграть! - Предлагаю командам разминку:
Игра: «Назови быстро»
Команда
«Чебурашки»:
Белобокая птица. (Сорока) Какое растение может нас обжечь? (Крапива) Новогоднее дерево. (Елка) Время года, когда просыпается природа. (Весна) Лошадь в тельняшке. (Зебра) Кто является санитаром леса из животных? (Волк) Как называется домашний родственник зайца? (Кролик) Команда
«Винни Пух»:
Дикий родственник свиньи. (Кабан) Как называется жилище медведя? (Берлога) Делают ли запасы еды зайцы? (Нет) Красногрудая птица. (Снегирь) Какой цветок без листьев цветет? (Мать-и-мачеха) Кто является санитаром леса из птиц? (Дятел) Как называется зверь, строящий на реках плотины? (Бобер) - С разминкой команды справились. Переходим к первому заданию. Вы должны на слух по описанию узнать и назвать знакомые вам деревья. По два дерева каждой команде. Команда
«Винни Пух».
– Это дерево веселое и нарядное в любое время года. Весной оно зацветает белыми душистыми цветами, летом шелестит резными листочками, а осенью обсыпают его ветки яркие гроздья ягод. Любят в зимнее время посещать его разные птицы: снегири, свиристели, тетерева, глухари, дрозды. (Рябина.) – Это дерево называют красавицей русского леса. Сколько песен о нем сложено, сколько стихов написано! Стройная, с белой корой, с тонкими поникшими ветвями и говорливой листвой, она всегда вызывает восхищение и радость. А мелкую пернатую братию привлекают сережки с семенами. (Береза.)
Команда
«Чебурашки».
– Это дерево легко узнать зимой по стволу почти черного цвета. Его плоды – круглые орешки – висят на ветках почти до весны. А в начале лета зацветает оно душистыми желтыми цветками. Охотно посещают богатые сладким нектаром цветки разные насекомые. А пчелы делают из ароматного сока вкусный, целебный мед. (Липа). – Называют его могучим лесным богатырем: даже в сильные ураганы он крепко «сидит» в земле. Древесина его – прекрасный строительный материал; из коры изготавливают лекарства, плодами любят лакомиться кабаны, сойки и другая лесная живность. (Дуб.) Объявляю блиц - конкурс:
«Назови лишнее слово».
Команда
«Винни Пух»:
Клен, липа, береза, ель, тополь. Белка, медвежонок, лиса, волчица. Стрекоза, комар, муха, щука, кузнечик. Команда
«Чебурашки»:
Рябина, сосна, черемуха, тюльпан. Грач, акула, камбала, скумбрия. Лиса, корова, еж, заяц, волк. - Сейчас я буду читать сказочные объявления, а вы должны догадаться какое животное написало объявление: Команда
«Винни Пух»:
Помогу всем, у кого сломался будильник! (Петух.) Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне! (Ёж.) Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу! Настоятельно прошу: называть по имени и отчеству! Патрикеевной не называть! (Лиса.) Команда
«Чебурашки»:
Что-то очень скучно одному выть на луну. (Волк.) Тому, кто найдет мой хвост: оставьте себе на память. Я успешно отращу новый! (Ящерица.) Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья? (Змея.) -Ребята, предлагаю вам поиграть. Вставайте в круг.
Игра с мячом «Я знаю…»
Дети стоят в кругу. Ведущий в центре с мячом. Ведущий бросает мяч игроку и называет категорию объекта природы, например, деревья. Дошкольники перечисляет 3-5 названий деревьев. Затем ведущий называет предметы из другой категории. - Следующее задание. Команды, слушайте внимательно вопросы.
Винни Пух.
1. Самое длинношеее животное. (Жираф) 2. Кто носит детеныша в сумке? (Кенгуру)
3. Птица, которая не умеет летать и не боится морозов? (Пингвин) 4. Длинноухий трусишка. (Заяц) 5. Кто спит вниз головой? (Летучая мышь) 6. Какая змея имеет капюшон? (Кобра) 7. Какая птица не строит гнездо? (Кукушка)
Чебурашки.
1. Самое большое животное, живущее на суше. (Слон) 2. Самое большое животное, живущее в океане. (Кит) 3. Какое животное строит плотины на реках? (Бобр) 4. Кто на себе свой дом носит? (Черепаха, улитка) 5. У какой птицы самый красивый хвост? (У павлина) 6. Полосатый родственник кошки. (Тигр) 7. Какое животное называют кораблем пустыни? (Верблюда) - Внимание! Сейчас команда
«Винни - Пух»
покажет нам своё домашнее задание. Жили люди на планете, Ризида Мамы, папы и их дети. Бросят люди по бумажке, Планета станет замарашкой...
Сценка «Туристы».

1турист:
Сегодня мы пришли гулять, Ваня Благо лес - рукой подать! Закупили всё подряд: Еду, спички, лимонад.
1турист:
Свежий воздух возбудит Вика Наш здоровый аппетит. А пакеты, банки склянки… Лес большой, он всё вместит! Лес он что, ничей?
Вместе все туристы:
- Ничей!
3турист:
Расположимся скорей! Егор Бузрин Тут уж нам не помешают. Жги и пей, руби и бей! Урны нет, неси в кусты! Мы с природою на «Ты».
4турист:
Банки в землю закопаем, Даниил Мусор птицам разбросаем! В речку скинем все бутылки, В море пусть плывут посылки. Мы - цари! Молчи, Природа! Всё здесь наше - лес и воды!
- Ребята, неужели все люди так себя ведут на природе? - Туристы соберите, пожалуйста, за собой мусор в пакет. - Какой же хороший поступок вы сделали, ребята. Как стало чисто, я уверена, что вы не нанесёте вреда природе. Будьте всегда добрыми, отзывчивыми к природе, оберегайте ее, дружите с ней, как со своими друзьями. - Давайте немного отдохнем, вставайте в круг.
Разминка «Сказочный лес»
(аудиозапись) - А сейчас я буду зачитывать по порядку пять фактов об одном виде мусора. Та команда, которая быстрее всех правильно определит, о чём идёт речь, получает одну фишку. Побеждает в этом конкурсе та команда, которая наберёт больше всех фишек. (На столах 4 вида «мусора» , закрытый салфетками. По мере отгадывания загадок, салфетки снимаются.) 1. Из нее делают очень много игрушек. 2.Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сделать. 3.Предметы, изготовленные из нее, мало весят. 4.Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет. 5.Ее нельзя выбрасывать, т. к. она сама по себе в природе не разлагается. (Пластмасса) 1.Ее изобрели китайцы. 2.У нас ее получают из дерева. 3.Она легко горит. 4.Из нее получается очень много мусора. 5.На ней обычно рисуют или пишут. (Бумага) 1.Его делают из песка. 2.Чаще всего оно прозрачное. 3.Когда падает, оно разбивается. 4.Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто. 5.Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара. (Стекло) 1.Это получается, когда что-то становится старым или ломается. 2.Это можно увидеть везде - в городе, в деревне, даже вдоль дорог. 3.Из этого можно сделать что-то новое. 4.Это бывает цветным. 5.Предметы, сделанные из этого материала, притягивают магнит. (Металлолом) Команда
«Чебурашки»
,расскажите, что нужно сделать с мусором из бумаги. - Газету, фантики от конфет можно закопать в землю, там они перегниют и превратятся в удобрение для почвы.
- А стеклянные банки можно оставлять в лесу? (нет) - Почему? - Они могут разбиться, и осколками могут пораниться и люди и животные Команда
«Вини Пух»
, расскажите, что нужно сделать с мусором из металлолома. - Железные банки тоже можно закопать под корни молодых деревьев, чтобы они лучше росли, банка будет ржаветь и выделять в почву железо, которое полезно для их роста. И животные не поранятся. - А пластиковые бутылки можно оставлять в лесу? (нет) - Их нужно уносить с собой и выбрасывать в мусорные контейнеры, т. к. пластмасса не перегнивает, остается в неизменном виде и никакой пользы для леса не приносит, а только портит его вид. - Давайте выполним гимнастику для глаз)
«Маленькая птичка»
Надо внимательно следить куда полетит птичка (указательный палец правой руки). Не поворачивая голову, следить одними глазами: вправо, влево, вверх, на нос, вперед. (Два раза) - Дети, а вы знаете правила поведения на природе?
Презентация
«О чём говорят экознаки?» - А теперь очередь команды
«Чебурашки»
показать домашнее задание. Дерево, трава, цветок и птица, Стёпа Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни! Сценка
«Бабочка в опасности»
. Появляется бабочка и дятел-санитар.
Бабочка:
(плачет) Что за слон пришел к нам в лес, Амина Только шум стоит и треск, Все Цветочки затоптал, Крылышко мое сломал! Наступил на червяка, Чуть не задавил жука! Как теперь я полечу? Нужно мне скорей к врачу!
Дятел-санитар:
Дай крыло перевяжу, Максим В. Быстро шины наложу, Трудный случай - перелом Сейчас в больницу отвезем. (Звучит сирена скорой помощи, появляются два муравья.)
Муравей 1
: Мы - санитары леса, Денис В труде и день и ночь!
Готовы мы больному, От всей души помочь!
Муравей 2:
Отвезем тебя, сестрица, Вова В муравьиную больницу! Будешь скоро ты опять Ловко крылышком махать! (забирают бабочку и уходят). - Да, ребята, вот такие грустные истории иногда случаются в лесу. Но я знаю, что вы дети добрые, отзывчивые к природе и ее обитателям, вы дружите с ней и оберегаете ее. - Ну что, друзья природы, много вы знаете, много чего можете сделать полезного для природы, а я вам предлагаю отгадать загадки: Команда
«Вини Пух»
В капусту забрался Осеннею порой Рогатый и лохматый И с длинной бородой.(козёл) Некрасивый он. Пожалуй… Вместо носа – шланг пожарный, Уши вроде опахал, Ростом с башню отмахал.(слон) Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко, Рога раскинув широко.(лось) Команда
«Чебурашки»
Есть на речке лесорубы В серебристо – бурых шубах, Из деревьев, веток, глины Строят прочные плотины.(бобры) Бегает среди камней, Не угонишься за ней. Ухватил за хвост, но - ах! – Удрала, а хвост в руках.(ящерица) Что за зверь со мной играет? Не мычит, не ржёт, не лает, Нападает на клубки,
Прячет в лапки коготки!(кошка) Загадки вы отгадали, молодцы. - Следующий конкурс под названием «Бывает – не бывает». Я буду называть явления природы, а вы если это явление бывает - будете хлопать в ладоши, а если не бывает, то топать ногами.
Игра «Бывает - не бывает»
Команда
«Вини Пух»
Мороз летом (не бывает). Листопад осенью (бывает). Дождь зимой (не бывает). Роса зимой (не бывает). Заморозки весной (бывает). Гроза летом (бывает). Иней летом (не бывает). Радуга летом (бывает). Команда
«Чебурашки»
Град летом (бывает). Буран летом (не бывает). Иней зимой (бывает). Туман осенью (бывает). Капель летом (не бывает). Метель осенью (не бывает). Ледоход весной (бывает). Лужи зимой (не бывает). - Каждое животное живет в своей привычной среде. Теперь мы с вами поиграем. Игра называется
«Кто, где живет?».
- Дети, у меня карточки животных живущих в разной среде: лес, водоем, животные Севера, животные жарких стран. Вы должны расставить животных по своей среде обитания. Команда
«Чебурашки»
выберет и расставит в 2 ряда животных жарких стран и водоёма. Команда
«Вини Пух»
выберет и расставит в 2 ряда животных Севера и леса. - Команды, назовите животных. - А сейчас мы с вами подсчитаем заработанные фишки. - Победила дружба. Вот так в дружбе должны жить все люди Земли, в дружбе с растениями, животными, которые тоже живут на нашей планете. - Для вас есть небольшой сюрприз от Оксаны Анатольевны, мамы Даниила,
она дарит вам большую раскраску
«Мы любим Землю»
, которую вы будете раскрашивать в группе. Мир, в котором мы живём, Светлый и чудесный, Ярким солнечным лучом Обогрет всеместно. Много в Мире птиц, людей, Разных насекомых, Много рыб, много зверей Нам малознакомых. Мир, в котором мы живём, Солнышком нас греет. Чтоб уютно было в нём, Стань к нему добрее!
Н.Харитонова

Ребенок:
Наш дом родной, наш общий дом - Дима Земля, где мы с тобой живем! Чудес нам всех не перечесть, Одно у них названье есть: Леса, и горы, и моря - Все называется Земля.
Ребенок
: Давайте будем беречь планету, Егор Бузрин Во всей Вселенной похожей нет. Во всей Вселенной только одна, Для жизни и дружбы она нам дана. - Объявляю музыкальную паузу!
Песня «Радуга желаний»

-
Сегодня во время конкурса вы показали отличные знания, хорошо и активно отвечали. Вы настоящие друзья природы и в обиду ее не дадите. Я уверена, что вы будите беречь нашу Землю и всех её обитателей. Вручаю вам самую первую в вашей жизни награду –
медаль «Юного Эколога»

Ерусланова Надежда Николаевна
Учебное заведение: МБДОУ №50 "Северянка"
Краткое описание работы: Интегрированное занятие в подготовительной группе ознакомление с миром природы. Живая природа.Поможет расширить знания детей о разнообразии мира птиц,- формировать умения выделять характерные особенности разных птиц. - учить составлять паспорт дл

Дата публикации: 2018-01-11 Открытое занятие в подготовительной группе. Ознакомление с миром природы. Живая природа Ерусланова Надежда Николаевна Интегрированное занятие в подготовительной группе ознакомление с миром природы. Живая природа. Поможет расширить знания детей о разнообразии мира птиц,- формировать умения выделять характерные особенности разных птиц. - учить составлять паспорт дл

Просмотреть свитедельство о публикации

Открытое занятие в подготовительной группе. Ознакомление с миром природы. Живая природа

Открытое занятие в подготовительной группе 10.11.2017г.

Ознакомление с миром природы. Живая природа.

Тема «Птицы».

Цели и задачи:

— расширять знания о разнообразии мира птиц

— формировать умения выделять характерные особенности разных птиц

— учить составлять паспорт для птиц.

Подготовительная работа:

Материал и оборудование:

Ход занятия:

1. Музыкальные загадки.

По звукам определить осенние явления природы.

а) Шум затяжного дождя

б) Свист ветра

в) Шелест листьев.

2. Отгадайте загадку.

Любит семечки и сало

Во дворе с утра летает

Это маленькая птичка

Отгадайте, кто? …… Синичка.

3. Беседа. 12 ноября отмечается экологический праздник «Синичкин день». В этот день, в разных уголках нашей страны готовятся к встрече «зимних гостей» — птиц, остающихся на зимовку – синиц, щеглов, снегирей, соек, чечеток, свиристелей. Люди заготавливают для них подкормку, в том числе и «синичкины лакомства»: несоленое сало, семечки тыквы, подсолнечника или арахиса, мастерят и развешивают кормушки. По народным приметам, именно к этому времени, синицы, предчувствуя скорые холода, перелетают из лесов ближе к человеческому жилью и ждут помощи от людей.

4. Показ кормушек приготовленных детьми.

Вопросы:- Из каких материалов сделаны кормушки для птиц?

— Какие кормушки для птиц самые удобные и почему?

— Повесили ли вы кормушки?

— Где они висят?

— Какой корм насыпают в кормушки?

— Какие птицы прилетали к кормушке?

— При какой погоде птиц у кормушки больше? При какой меньше?

— Какие птицы чаще прилетают к кормушке?

— Трудно ли было вести наблюдения за птицами? Почему?

5. Есть специалисты, которые наблюдают за птицами, изучают их жизнь и повадки, лечат их. Таких ученых называют – ориентологами.

Зачитываю письмо ориентолога и показываю паспорт на птицу – кедровка.

Сейчас мы с вами тоже будем ориентологами и составим паспорт на знакомых нам птиц, птиц, которые встречаются в нашем краю.

Работа в группах за столами.