Медведь - очень известное животное. Его образ присутствует с нами еще с раннего детства в виде плюшевой игрушки и героя множества народных сказок, мультфильмов, пословиц. Он очень популярен в славянской культуре.

Несмотря на свою видимую неуклюжесть, он очень силен, достаточно быстро бегает, ловко лазит по деревьям и вылавливает рыбу из водоемов. Это всеядное животное, питающееся фруктами, ягодами, насекомыми, грызунами и даже падалью. Но известно оно именно своим пристрастием к меду, что в какой-то мере и объясняет, почему же медведя назвали медведем. Многие считают, что этот хозяин леса получил свое имя из-за того, что ест мед. Так это или нет, разберемся в статье о происхождении названия медведя.

Версии происхождения названия

Почему медведя назвали медведем? Есть несколько вариантов, объясняющих название. И некоторые из них указывают на очевидный состав слова. Его первая часть - "мед" - не требует расшифровки, а вторая - "ведь" - происходит от слова "ведать", то есть "знать". Это сочетание встречается у разных народах и в различных вариациях. Например, у украинцев, у них мишка называется «ведмидь».

В народе долго бытовало поверье, будто медведь в лесу всегда идет по следу человека. Люди в лесу очень часто находят дупла с медом диких пчел, такие находки, как правило, случайны, поэтому люди их оставляют, чтобы вернуться завтра с нужными инструментами. Но, вернувшись на следующий день, они уже ничего не обнаруживают, так как следовавший за ними мишка сразу же разорил улей и полакомился медом. Отсюда и пошло название, что это зверь, который ведает, где мед.

Согласно второй версии, "медведь" - это искажение более раннего названия животного - "медоед". Его так называли, чтобы не произносить настоящего прозвища, которое для многих народов являлось табу и его не разрешалось даже упоминать. Например, у славян было поверье, что звери, если их назвать по имени, услышат и обязательно придут, именно поэтому имена опасных животных запрещалось произносить вслух. Из-за этого, кстати, многие животные утратили свои первоначальные имена, и сейчас мы их знаем только те, которые были заменителями настоящих.

Есть предположение, что самое древнее имя мишки - «орктос», которое было заимствовано у греков. Но насколько это правдивая версия, мы вряд ли сможем уже узнать.

В иностранных языках его называют «бар» или «бер», и в русском языке жилище животного называют берлога, логово бера. По всей видимости, его именно так и называли наши предки, но в разговорной речи использовали слово заменитель «медведь». Из-за суеверий и сейчас в лесу охотники не произносят его имя, а называют хозяином леса.

В поисках истины, почему медведя назвали медведем

Само слово появилось на Руси примерно в XI веке, но на самом деле это одно из многочисленных прозвищ косолапого. Многие народы, которые проживают в районах обитания этого хищника, относятся к нему очень уважительно, порой даже как к божеству. Запрет на название вслух этого животного имел место еще в ведической традиции и передавался через поколение к поколению, поэтому «медведь» имеет очень много слов замещений.

Например, в словаре Даля их 37: ломака, лесник, костоправ, лохматый, Топтыгин, мишка косолапый, микуш, Потапыч и многие другие. Интересно, что в народе медведицу именовали матухой, маткой или нарекали ее человеческими именами Аксинья, Матрена.

Лингвисты до сих пор пытаются выяснить настоящее название медведя. Они обращаются к латыни и санскриту. Так, на санскрите медведь назвался «бхрука», где «бхр» означает «браниться или ворчать». В иностранных языках название не сильно видоизменилось и сохранился корень «бер». Следует отметить, что в русском языке некоторые исследователи рассматривают связь слова "берлога" с прогерманским "беро", что значит "бурый".

Ученый Афанасьев А. Н. в результате своих исследований пришел к выводу, что название этого животного связано с отношением к нему. Например, в латыни есть слово «урсус», от которого образовалось французское «оурс», и итальянское «орсо», а в древнерусском языке есть «урс». Все эти корни означают «разрушительные способности».

Многие лингвисты уверены, что самым древним названием медведя было - «рус», которое возникло при перестановке и замены слогов «урс», то есть оно было видоизменено на «рус», такое явление можно наблюдать даже на более позднем этапе развития языка, например, медведь - ведмедь. От «рус» пошло и название страны - Русь, в которой поклонялись медведю. Но, это все лишь гипотеза, одна из многих.

Национальный символ

Медведь в нашей стране, особенно в Сибири, - это больше чем животное, это национальный символ. Древние племена, которые проживали на территории Сибири, называли его Великий Кам. В корейском языке, кстати, медведя называют «ком». С тунгусского языка «кам» переводится как "шаман" или "дух", а у айнов считается, что под шкурой медведя скрывается охотник.

До распространения христианства все ведические народы праздновали день, посвященный Великому Каму. Это праздник весны, когда он просыпается после зимней спячки и выходит из берлоги. Для того чтобы его задобрить, для него несли блины. Отсюда пришла поговорка «первый блин Каму», но со временем она обрела другой смысл.

Камов день хоть и был языческим, но стал прототипом христианского праздника - Масленицы.

Для восточных славян тоже характерен праздник «пробуждающий медведя», его отмечали 24 марта. Праздновали его с плясками в шкуре или овечьем тулупе.

Как на Руси называли медведя?

Испокон веков медведь на Руси имел множество имен: бер, берсек, хозяин, рыкарь, Михаил Потапыч, мишка, ведмедь, Кам. А на многих старинных европейских картах северная часть Руси называется Биармия. «Биар» - медведь, «ма» - земля, следовательно, Биармия - Медвежья земля.

Медведь был символом силы, он был тотемным животным многих славянских племен, являлся героем многих сказок и народных былин. Его изображение встречается на многих гербах древних русских городов.

Антропологи считают, что культ медведя был распространен от Урала и до Эльбы. В североевропейской культуре именно он является царем зверей.

Именем его называют детей, например, Михаил. В древности также нарекали детей именем Медведь (отсюда происхождение фамилии Медведев).

Имена белого медведя

Как называют белого медведя на севере? Местные народы нарекли его очень необычным именем - ошкуй. На Чукотке было распространено его называть - умкой, и известный мультик имеет вполне этнографические корни.

Вместо заключения

Итак, почему медведя назвали медведем? Существует огромное количество названий этого удивительного и величественного животного, которого очень почитали в древности славянские племена, и который до сих пор остается символом нации. Медведь ведает, где мед. Именно с таким образом сластены и сладкоежки ассоциируется это животное у всех нас с детства.

Слово «медведь» появилось на Руси не ранее XI века, но на самом деле это одно из многочисленных прозвищ самого сильного лесного жителя. Многие народы, проживающие в регионах обитания медведя, относились к нему как к божеству, отождествляя зверя со своим тотемным предком. Табу на произношение настоящего имени связано не только с признанием священности животного, но и с опасностью, которая от него исходила. Этот запрет имел место еще в ведической культуре и передавался из века в век, поэтому даже эвфемизм «медведь» получил множество замещений. Только в словаре Даля можно обнаружить 37 наименований: лесник, ломака, костоправ, косолапый, лохматый, Потапыч, Топтыгин, мишук, пчелух и многие другие. Медведицу зачастую именовали маткой, матухой, мечкой или давали ей человеческие : Матрена, Аксинья.

В поисках настоящего названия медведя

Ученые-лингвисты ломают голову, пытаясь добраться до разгадки настоящего медведя. Для этого они обращаются, прежде всего, к самым ранним языкам: санскрит и латынь. В санскрите медведь именовался bhruka, где bhr переводится «ворчать, браниться». Во многих название не сильно изменилось: по- – bear, по- – Bär, в Дании и Швеции – bjrn. Надо сказать, что корень «бер» в русском « », вовсе не заимствованный из романских . Так древние славяне называли медведя. Иногда рассматривается связь с прагерманским bero – бурый.

Авторитетный ученый А.Н. Афанасьев в ходе своих исследований пришел к выводу, что название медведя у многих народов связано с отношением к нему не только как к дикому зверю со страшным ревом, но имеющему разрушительные наклонности. В санскрите этому пониманию соответствует ksha – буквально «терзатель», а в латыни - ursus. Отсюда по- – ours, по-итальянски – orso, в русском праязыке – урс, рус.

Некоторые лингвисты выдвигают гипотезы, что, возможно, самым архаичным названием медведя и было «рус», возникшее при перестановке звуков или слогов, ведь такое можно наблюдать даже на более позднем этапе развития языка (медведь – ведмедь). Нетрудно догадаться, что отсюда выводится «Русь» – страна, где поклоняются священному медведю. Однако все это лишь одна из многочисленных версий ученых. Надо сказать, что понимание названия животного, как ведающего медом ошибочно, поскольку глагол «ведать» означает «есть, поедать».

Действительно ли первый блин комом

Медведь в России, а особенно в Сибири, больше чем медведь. Это национальный символ мощи и величия. Древние языческие племена, проживающие на территории Сибири, называли медведя не иначе как Великий Кам. Подобное можно найти в корейском, где «ком» - медведь. Перевод с тунгусского «кам» - шаман и с айнского – дух лишь подтверждают отношение к медведю как к божеству. Причем айны считали, что под шкурой медведя скрывается дух охотника.

До христианства все народы ведической культуры праздновали Камов день. Этот древнейший праздник был ознаменованием прихода весны, когда Великий Кам выходит из берлоги. Чтобы умилостивить хозяина тайги, нужно было отнести для него блины. Это не значит, что блины подносили прямо к берлоге, но оставляли их где-нибудь на окраине лесной чащи. Поэтому самый первый блин доставался Камам. Со временем эта поговорка приобрела другой смысл, вполне понятный, поскольку первый блин действительно далеко не всегда удачный.

По сути, Камов день, хотя и был языческим праздником, являлся прототипом христианской масленицы. Праздник «пробуждающегося медведя» - комоедицы характерен и для восточных , который отмечали обычно 24 марта. Отголоски первобытной архаики настолько сильны, что в Белоруссии, вплоть до середины XIX века его отмечали в это день, даже если на него приходился пост. Празднование непременно сопровождалось плясками в медвежьей шкуре или подобии ей – вывернутом наизнанку овечьем тулупе.

Образ медведя в русских народных сказках зачастую отличается от медведя, живущего в природе. Если изучить литературу о животных и их повадках, то медведь предстанет как могучий, сильный и умный хищник, хозяин тайги, царь русских лесов, неуклюжий с виду, но это только с виду. Встретившись с человеком один на один, медведь никогда не нападет первым, если ему или его потомству не угрожает опасность.

В сказках зачастую, наоборот, медведь описывается с диаметрально противоположной стороны, хоть в каждой сказке он предстает по-разному и называют его тоже по-разному.

Медведь в русских народных сказках

Образы медведя из народных сказок

По тому, как называют в сказке медведя, такой персонаж перед нами и предстанет – положительный, отрицательный, глупый, доверчивый, добрый или отзывчивый.

  • Имена медведей: Миша, Мишутка, Мишка, Мишенька.
  • Имя и отчество: Михайло Потапыч, Михайло Иваныч.
  • Уважительное прозвище: Медведюшка-батюшка.
  • Насмешливые прозвища: Топтыгин, Косолапый.

Одной из первых известных русско-славянских сказок про медведя является сказка «Медведь-липовая нога». В этой истории медведь описан как злобное хищное животное, которое мстит своему обидчику мужику, лишая его жизни. Сказка поучительная в том плане, что могучее животное необходимо уважать и почитать, в противном случае можно лишиться самого дорогого в жизни.

В других сказках, таких как «Вершки и корешки», «Маша и Медведь» рассказывается о лени, глупости и все той же присущей зверю силе. Медведь ленится, но пытается получить свою долю или заставляет других работать на себя, палец о палец при этом не ударив. Глупость персонажа заключается в том, что его с легкостью обманывают, обладая определенными навыками и знаниями.

Доверчивый, глупый медведь, которого с легкостью обманывают другие, в сказках «Звери в яме», «Лиса и медведь», «Медведь и комар» и даже всем известная с детства «Колобок». Мало того, что в них сказочный герой лишается нажитого, после чего признает свою вину, хоть это не так, но и лишается жизни из-за малограмотности. Такая черта характера зверя описана и в сказке «Теремок» - здесь медведь вдобавок демонстрирует свою не дюжую силу и неуклюжесть.

Удивительное сочетание качеств сила и трусость показана в сказке «Заячья избушка», когда сильный, могучий на первый взгляд зверь оказывается самым настоящим трусом, не способным на достойный поступок.

Но есть русские народные произведения, где люди с почтением выказываются о могучем звере и их тоже немало. «Медведь и собака», «Царевна-лягушка», «Дочь и падчерица» и многие другие. В этих сказках наш мишка сильный, добрый и отзывчивый. Он всегда придет на помощь человеку или другому животному. Медведь здесь не остается наблюдать со стороны на мучения ближнего, а применив силу, данную природой, решит вопрос, поможет пройти все трудности и возьмет слабого под свою опеку.

О братьях наших меньших

Ответы к стр. 16 — 17

Константин Ушинский
Плутишка кот

Жили-были на одном дворе кот, козёл да баран. Жили они дружно: сена клок и тот пополам; а коли вилы в бок, так одному коту Ваське. Он такой вор и разбойник: где что плохо лежит, туда и глядит. Вот идёт раз котишко-мурлышко, серый лобишко; идёт да таково жалобно плачет.
Спрашивают кота козёл да баран:
— Котик-коток, серенький лобок! О чём ты плачешь, на трёх ногах скачешь?
Отвечает им Вася:
— Как мне не плакать! Била меня баба, била; уши выдирала, ноги поломала, да ещё и удавку на меня припасала.
— А за что же на тебя такая беда пришла? — спрашивают козёл да баран.
— Эх-эх! За то, что нечаянно сметанишку слизал!
— Поделóм вору и мýка, — говорит козёл, — не воруй сметаны!
Вот кот опять плачет:
— Била меня баба, била; била — приговаривала: придёт ко мне зять, где сметаны будет взять? Поневоле придётся козла да барана резать.
Заревели тут козёл да баран:
— Ах ты, серый ты кот, бестолковый твой лоб! За что ты нас-то сгубил?
Стали они судить да рядить, как бы им беды великой избыть, — и порешили тут же: всем троим бежать. Подстерегли, как хозяйка не затворила ворот, и ушли.

II

Долго бежали кот, козёл да баран по долам, по горам, по сыпучим пескам; пристали и порешили заночевать на скошенном лугу; а на том лугу стога, что города, стоят.
Ночь была тёмная, холодная: где огня добыть? А котишка-мурлышка уже достал бересты, обернул козлу рога и велел ему с бараном лбом столкнуться. Стукнулись козёл с бараном, искры из глаз посыпались: береста так и запылала.
— Ладно, — молвил серый кот, — теперь обогреемся! — да недолго думавши и зажёг целый стог сена.
Не успели они ещё порядком обогреться, как жалует к ним незваный гость — мужичок-серячок, Михайло Потапыч Топтыгин.
— Пустите, — говорит, — братцы, обогреться да отдохнуть; что-то мне неможется.
— Добро пожаловать, мужичок-серячок! — говорит котик. — Откуда идёшь?
— Ходил на пчельник, — говорит медведь, — пчёлок проведать, да подрался с мужиками, оттого и хворость прикинулась.

III

Вот стали они все вместе ночку коротать: козёл да баран у огня, мурлышка на стог сена залез, а медведь под стог забился.
Заснул медведь; козёл да баран дремлют; один мурлыка не спит и всё видит. И видит он: идут семь волков серых, один — белый и прямо к огню.
— Фу-фу! Что за народ такой! — говорит белый волк козлу да барану. — Давай-ка силу пробовать.
Заблеяли тут со страху козёл да баран; а котишка — серый лобишко повёл такую речь:
— Ах ты, белый волк, над волками князь! Не гневи ты нашего старшего: он, помилуй бог, сердит! Как расходится — никому несдобровать! Аль не видишь у него бороды: в ней-то и вся сила; бородой он всех зверей побивает, рогами только кожу сымает. Лучше подойдите да честью попросите: хотим-де поиграть с твоим меньшим братцем, что под стогом спит.
Волки на том козлу кланялись; обступили Мишу и ну заигрывать. Вот Миша крепился-крепился да как хватит на каждую лапу по волку, так запели они лазаря. Выбрались волки из-под стога еле живыми и, поджав хвосты, — давай бог ноги!
Козёл же да баран, пока медведь с волками расправлялся, подхватили мурлышку на спину и поскорее домой! «Полно, говорят, — без пути таскаться, ещё не такую беду наживём».
Старик и старушка были рады-радёхоньки, что козёл с бараном домой воротились; а котишку-мурлышку ещё за плутни выдрали.

1. Как в сказке называют кота? Запиши.

Плутишка, котишко-мурлышко, серый лобишко, котик-коток, серенький лобок.

2. Как можно сказать по-другому? Запиши.

Судить да рядить — рассуждать .
Запеть лазаря — жаловаться, плакать .
Плутишка — хитрец, обманщик .

3. Собери загадку ⇒ и отгадай. Запиши отгадку.

Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна. (Медведь)

4. Кто пожаловал в гости к коту, козлу да барану? Запиши «имя», «отчество» и «фамилию» гостя.

Михайло Потапыч Топтыгин.

5. Составь план сказки (запиши или нарисуй). Подготовь пересказ.

1. Побег кота, козла и барана.
2. Гость, Михайло Потапыч Топтыгин.
3. Расправа медведя с волками.

6 ∗ . Допиши предложение словами из текста. Как отнеслись к возвращению козла, барана и кота? Подчеркни.

Сказка – ложь, да в ней намёк, говорит народная мудрость. А на кого намекают персонажи русских сказок? Есть ли у них реальные прототипы?
В сказках всех народов мира довольно часто можно встретить истории, связанные с кошками. Будь то маленькие домашние зверьки или их дикие собратья. Они играли все роли – от спутников ведьм и колдунов, до разумных и добрых существ.

Наш славянский фольклор тоже содержит немало подобных сказаний. Обычно кошка представляется хранительницей домашнего очага и уюта, помощницей домового и оберегом семьи. Кота считали мудрым существом, способным общаться с потусторонними силами. Сам бог Велес покровительствовал этим животным. Мохнатый кот являлся его священным тотемом и спутником.

Однако существовала и другая, тёмная, сторона роли кошек в культуре. Знаменитый сказочный персонаж Кот Баюн прославился не только, как обладатель волшебного и исцеляющего голоса. В некоторых сказках он появляется перед нами огромным и сильным, коварным и злым существом, готовым расправиться со всяким, кто не справится с его колдовством. Герои многих былин отправляются на поиски страшного кота. Но только самым отважным и хитрым удаётся изловить кота-колдуна.

Можно ли сказать, что мифический Кот Баюн существовал на самом деле? Был ли у него реальный прототип и о каком «исцеляющем» животном повествуют наши предки? А, может, он – собирательный образ нескольких животных?

В поисках реального прототипа

Поиск прототипа сказочного персонажа похож на игру в загадки. Все описания героя – это вопросы, на которые нужно найти ответы. Чтобы вычислить животное или животных, претендующих на роль кота-людоеда, рассмотрим созданный в сказках образ Баюна.

Этот персонаж обитал в мёртвом лесу, где кроме него нет никакой другой живности. Иногда его помещали в Тридевятое царство, находившееся за тридесять земель, и называли хозяином этой территории.

Увидеть его можно было сидящим на высоком, иногда, железном столбе.

Баюн обладал огромными размерами и волшебным голосом, который можно было далеко слышать. Побороть его мог только молодец не из слабого десятка. Это говорит о недюжинной силе зверя.

Сказки Кота Баюна считались целебными, обладающими способностью избавить человека от любых болезней.

Но самым поразительным свойством Баюна, пожалуй, было людоедство.

«Тридевятым царством за тридесять земель» в русских сказках называли края, попасть в которые можно было, миновав три десятка земель. То есть это очень далёкие, почти недосягаемые территории. Что это за места? Страны, окружавшие русские владения с севера, юга и запада, были знакомы русичам. С ними они давно имели торговые, политические и культурные отношения. Неизведанными были только земли, лежащие за владениями печенегов. Тогда, может, это были Сибирь и Дальний Восток?

Вполне возможно. Русские впервые стали проникать в Сибирь ещё в первой половине XI века. Так свидетельствуют летописи, а на самом деле наши предки могли оказаться там и раньше. Новгородцы совершали в Сибирские земли плавания на ладьях из Белого моря в Карское, а далее – вниз по рекам Обь, Енисей и другим. Они плавали за ценными мехами, которые покупали у местных жителей – кетов, якутов, тувинцев, эвенков, бурятов и других.

От этих же народов русские купцы могли слышать о сибирском или дальневосточном звере, который в народных сказках трансформировался в Кота-Баюна. Сказание о том, что он сидит на высоком столбе сразу наводит на мысль о рыси. В таёжных рассказах писателей-охотников эта хищница нападает на жертву с дерева. Там же она подолгу сидит в засаде. Но никогда не было известно случая нападения рыси на человека – она слишком мала, чтобы справиться с ним. Людоедом быть она не может. Значит, огромные размеры, сильный голос и недюжинную силу Баюн заимствовал у другого хищника.

Животное, которое вероятнее всего положило начало таким сказкам и преданиям – это амурский или уссурийский тигр. В его пользу говорят следующие факты. Во-первых, в те далёкие времена ареал обитания тигров был куда обширнее нынешнего. Этого грозного хищника можно было встретить на востоке Центральной Азии до Аляски, на юге Сибирского края и даже на побережьях Каспийского моря.

Во-вторых, тигр является самым крупным из кошачьих. В холке он достигает метровой высоты, а масса его тела доходит до 350 кг. Тигр настолько силён, что не терпит никаких конкурентов в местах своего обитания. Его владения покидают все другие хищные звери – волки и даже медведи. Путешественник и географ В. К. Арсеньев не раз писал об этом в своих книгах, посвящённых диким краям Дальнего Востока. Вот тебе и настоящий владыка далёких земель «Тридевятого царства»! А выследить и победить самого грозного и крупного таёжного хищника, действительно, было большим подвигом, достойным сказания!


В-третьих, амурский тигр обладает сильным и громким рыком, который слышен на километры вокруг. Так этот хищник предупреждает конкурентов о своём присутствии. Также он, как представитель семейства кошачьих, от удовольствия умеет мурлыкать. У славян издревле кошачье мурлыканье считалось целебным. Возможно, это свойство по аналогии приписали и амурскому тигру.

В-четвёртых, что касается людоедства. Этим качеством чаще славится бенгальский тигр. И то, на людей нападают лишь старые и больные хищники, не способные выследить и убить крупную и сильную добычу.

Тоже самое относится и к амурскому тигру. Обладая огромными силой и размером, он, даже больной и ослабший, легко победит человека, вооружённого копьем или ножом. Ведь полосатый хищник охотится на самых крупных копытных: кабанов, оленей и даже на гигантов-лосей. А в тяжёлое зимнее время он может вынуть из берлоги и медведя. А когда с пищей становится совсем туго, тигр не боится приближаться к людским селениям и нападать на домашних животных.

Но как рысь и грозный тигр могли превратиться в русских сказаниях в домашнего кота?

Представьте, вернулся из далёкой Сибири новгородский купец с пушниной и начал рассказывать про чудеса, увиденные и услышанные там. Рассказывая истории о тигре-людоеде, он мог сравнить его с европейской рысью. А тем, кто не видал рыси, мог пояснить, что тигр как домашний рыжий Кузька, только размером с лошадь. Так и объединил Кот-Баюн в себе три разных зверя.