Глубина идей и богатство русских народных сказок. Сказка-сокровищница народной мудрости. Образцы. Особенности построения. Воспитательное значение.

Особую притягательность для детей имеет сказка. Без сказки нельзя представить детства, считал В.А.Сухомлинский, создавший систему воспитания детей сказкой - школа сказки.

Сказки возникли в незапамятные времена. О древности сказок говорит, например, такой факт˸ в необработанных вари­антах известного ʼʼТеремкаʼʼ в роли теремка выступала кобылья голова, которую славянская фольклорная традиция наделяла мно­гими чудесными свойствами. Иными словами, корни этой сказ­ки уходят в славянское язычество. При этом сказки свидетель­ствуют отнюдь не о примитивности народного сознания (иначе они и не могли бы существовать многие сотни лет), а о гениаль­ной способности народа создать единый гармоничный образ мира , связав в нем все сущее - небо и землю, человека и природу, жизнь и смерть. Видимо, сказочный жанр оказался так жизне­способен потому, что прекрасно подходит для выражения и со­хранения фундаментальных человеческих истин, основ челове­ческого бытия.

Сказывание сказок было распространенным увлечением на Руси, их любили и дети, и взрослые. Обычно сказитель, пове­ствуя о событиях и героях, живо реагировал на отношение своей аудитории и тут же вносил какие-то поправки в свое повествова­ние. Вот почему сказки стали одним из самых отшлифованных фольклорных жанров. Наилучшим образом отвечают они и запро­сам детей , органично соответствуя детской психологии . Тяга к добру и справедливости, вера в чудеса, склонность к фантазиям, к вол­шебному преображению окружающего мира - все это ребенок радостно встречает и в сказке.

В сказке непременно торжествуют истина и добро . Сказка все­гда на стороне обиженных и притесняемых, о чем бы она ни по­вествовала. Она наглядно показывает, где проходят правильные жизненные пути человека, в чем ᴇᴦο счастье и несчастье, какова ᴇᴦο расплата за ошибки и чем человек отличается от зверя и пти­цы. Каждый шаг героя ведет ᴇᴦο к цели, к финальному успеху. За ошибки приходится расплачиваться, а расплатившись, герой снова получает право на удачу. В таком движении сказочного вымысла выражена существенная черта мировосприятия народа - твердая вера в справедливость , в то, что доброе человеческое начало не­избежно победит все, ему противостоящее.

В сказке для детей кроется особое очарование, открываются какие-то тайники древнего миропонимания . Они находят в ска­зочном повествовании самостоятельно, без объяснений, нечто очень ценное для себя, необходимое для роста их сознания.

Воображаемый, фантастический мир оказывается отображением реального мира в главных ᴇᴦο основах. Сказочная, непривычная картина жизни дает малышу и возможность сравнивать её с ре­альностью, с окружением, в котором существуют он сам, ᴇᴦο се­мья, близкие ему люди. Это необходимо для развивающегося мыш­ления , так как оно стимулируется тем, что человек сравнивает и сомневается, проверяет и убеждается. Сказка не оставляет ребен­ка равнодушным наблюдателем, а делает ᴇᴦο активным участни­ком происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу. Сказка приучает ᴇᴦο к мысли, что зло в любом случае должно быть наказано.

Глубина идей и богатство русских народных сказок. Сказка-сокровищница народной мудрости. Образцы. Особенности построения. Воспитательное значение. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Глубина идей и богатство русских народных сказок. Сказка-сокровищница народной мудрости. Образцы. Особенности построения. Воспитательное значение." 2015, 2017-2018.

В данной работе я попыталась поразмышлять над тем, откуда мы, дети, черпаем мудрость. Благодаря чему мы учимся отличать добро и зло, правду и ложь. Ответ прост - это русские народные сказки.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сказка – источник мудрости!

Что же такое мудрость? Я считаю, что мудрость – это народный опыт, собранный многими поколениями. Еще в древности, когда не было письма, появились сказки. И мы до сей поры говорим, что в сказках заключена народная мудрость: представления о добре и зле, о чести и бесчестии, о жадности и простоте - то есть представления о тех человеческих качествах, которые есть в каждом из нас. Неслучайно каждая сказка заканчивается словами: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Кому из нас в детстве родители не читали сказки?! Чита сказки, они учили нас уму-разуму, то есть передавали свой жизненный опыт, свою мудрость. И я, слушая эти сказки, поняла, каким должен быть человек, как надо вести себя с друзьями, что такое ложь и правда, доброта души, всепрощение, отвага. На образах героинь Василисы Премудрой и Василисы Прекрасной я училась быть женственной, простой и честной, доброй, училась любить людей. Я считаю, что эти героини являются прообразом русских женщин. Тихие, скромные, спокойные, они всегда были для нас идеалом, сохраняли верность своим любимым, своей родине. Вспомним сказки «Аленький цветочек», «Финист – Ясный Сокол», «Царевна-Лягушка». Несмотря на то, что это волшебные сказки и в них много вымысла, я считаю, что всё, что сейчас происходит в реальной жизни, очень часто похоже на сказку.

Есть и другие сказки – сказки о животных. Они учат нас тому, как вести себя среди людей. Человек не должен быть жадным, хитрым, злым, трусливым и жестоким. Вот почему каждое животное в этих сказках наделяется своим характером. Заяц – вечный трусишка, лиса – хитрая и наглая, Волк – жестокий и коварный, а медведь – сильный и грубый. И даже в этих сказках всегда побеждает добро, дружба и взаимопомощь. Вспомним сказки «Теремок», «Золотой Петушок». Что помогло выжить этим героям? Любовь друг к другу и взаимовыручка. В сказках всегда прославляют добро и мудрость, поэтому сказки воспитывают, делают людей лучше.

Я хотела бы ещё рассказать о бытовых сказках. Мне нравится сказка «Мудрая Дева». Вспомните, как девушка вышла из всех затруднительных положений и как с достоинством выполнила она все задания. Царь говорит: «Когда дочь твоя мудра, пусть наутро сама ко мне явится - ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, ни без подарочка». Девочка-семилетка была находчива. Она сбросила с себя всю одежду, надела на себя сетку, в руки взяла перепелку, села верхом на зайца и поехала во дворец. Эта сказка учит тому, что прежде чем что-то предпринять, надо хорошо всё обдумать.

Нашим поэтам и писателям так нравились народные сказки, что они даже стали их первыми учителями. «Что за прелесть эти сказки – каждая есть поэма!» - восклицал А.С. Пушкин. Он не только вырос на русских народных сказках, рассказанных Ариной Родионовной, но и сам писал великолепные

сказки. Разве не несут в себе мудрость «Сказка о Мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом Петушке» и др..

Сказки также писали М.Ю. Лермонтов, Ю.К. Олеша, К.Г. Паустовский, К.И. Чуковский, С.Я. Маршак. Мне нравится «Сказка о потерянном времени» Е.Л. Шварца. Вот уж действительно сказка не только для детей, но для взрослых. Как много времени мы тратим напрасно! Это время бежит молниеносно, а мы растрачиваем себя на всякую ерунду, забывая о главном. А что же главное? Главное - это уметь делать добрые дела. Именно это вовремя поняла девочка Женя из сказки «Цветик-Семицветик» В.П. Катаева. Свой последний лепесток она потратила на то, чтобы спасти больного мальчика. Она хотела, чтобы он бегал, играл и радовался жизни, как она сама.

Воспитание человека начинается с первых дней жизни. К сожалению, маленьким детям не дано понимать взрослых книг, поэтому всю мудрость черпают они из сказок, из добрых русских сказок!


Классный час.

Тема: Сказок мудрые уроки.

Цели:

Как ручеек лесной.

Она приходит не спеша

В прохладный час ночной.

Родной народ ее творец,

Народ-хитрец, народ-мудрец,

В нее мечту свою вложил,

Почему приходит в час ночной?

Поднимите руку, кому в детстве рассказывали сказки. Кому сейчас сказки рассказывают? А кто из вас рассказывает сказки своим братишкам и сестрёнкам? Нравится им слушать?

Почему народ называют творцом? (Сам сотворил, сочинил.)

А хитрецом? (Хитро высмеивал недостатки).

Мудрецом? (Мудрость присутствует в каждой сказке).

Какую мечту вложил народ в сказку? (То о чём мечтал, старался рассказать в сказках).

Почему сказку сравнивают с золотом? (Она никогда не теряет своей ценности).

А почему вложил в ларец? (Элемент старины – ларец, самое надёжное место для хранения самого ценного).

3. В гостях у русских народных сказок.

В моём ларце тоже находятся самые любимые сказки, которые сочинил русский народ. Какие это сказки? (Русские народные сказки).

Значит, мы побываем в гостях у русских народных сказок.

В сказках происходят чудеса. Какие? (Звери и птицы разговаривают, добры молодцы защищают слабых, побеждают злых героев…).

Интересно, хорошо ли вы знаете и помните сказки? Сейчас проверим!
4. Мудрые советы сказок.

По строчке, по героям из сказки, надо отгадать её, кратко вспомнить содержание и определить , чему она учит, какой мудрый совет даёт.


  • 1 сказка

  • « Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл…» (« Колобок»)
- Колобок отправился путешествовать. Встретил колобок зайца. Но не испугался колобок зайца, потому что, в сказках всегда заяц сам трусливый. Убежал от него колобок. Встретил колобок волка. Волки в сказках всегда злые, не умеют ждать, суетятся. Но ушёл колобок от волка. Встретил колобок медведя. Но и от медведя ускользнул колобок, так как медведи неповоротливые. Встретил колобок лису. Поддался лести и доверился хитрости, что его и сгубило. Встречая на своем пути преграды, Колобок пытается хитростью их избежать. Но в последний момент Колобок так уверился в своей ловкости и расхвастался этим перед лисой , что и сам оказался пойманным на хитрость. Так что на любую хитрость найдется еще более изысканная хитрость.

- Совет: важно научиться распознавать лесть и не доверять хитрым людям, а жить своим умом. Нельзя уходить из дома без спроса и уж тем более доверять посторонним людям.


  • 2 сказка

  • Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака Жучка

Деду с бабой помогали,

Корнеплоды собирали? (Репка)

Животные, которые не дружат в жизни, помогают вытянуть репку. Эта сказка о трудолюбии, но еще и о взаимовыручке и силе единства.
Совет : стоит начать дело, и оно обязательно даст свои плоды. С любой работой можно справиться сообща, причем помочь могут не только большие , но и маленькие. Всякое дело нужно доводить до конца.


  • 3 сказка

  • В какой сказке встречаются: яблонька- речка – печка…? (« Гуси – Лебеди»)

Эта сказка рассказывает о том, что может случиться, если не слушаться родителей. Эта сказка еще и о том, что не все люди добрые и что от таких людей лучше держаться подальше.

Совет : если даже что-то и случилось, то не бывает безвыходных ситуаций, всегда есть выход. Надо слушаться родителей. Помогай другим и тогда добро вернется добром.


  • 4 сказка

  • Прибежал волчок- серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
-Кто в домике живет?

Я, мышка-норушка.

Я, лягушка-квакушка.

Я, зайчик- побегайчик.

Я, лисичка-сестричка.

А ты кто?

У сказки "Теремок" тоже несколько концовок – медведь ломает домик, и звери разбегаются , или, наоборот, строят все вместе новый дом, еще лучше прежнего. Сказка учит дружелюбию и радушию. А то, что в конце медведь разрушает теремок, говорит о том, что всему должна быть своя мера.

Совет : надо держаться всем вместе, а одному быть трудно и делать всё в меру.


  • 5 сказка

  • Петушок, петушок,
Золотой гребешок,

Выгляни в окошко -

Дам тебе горошку. («Кот, лиса и петух»)

Кот в этой сказке образец для подражания – трудолюбив, рассудителен, верный товарищ. В то же время петушок представляется непослушным. Как только Лиса начинала петь свою песенку: «Петушок, петушок, золотой гребешок», - так петушок про всё на свете забывал и подкупался на лесть. Но у петушка тоже есть чему поучиться, помните, как громко он звал котика. Эта сказка о вере, дружбе, справедливости, силе и смелости.

Совет : не надо быть легковерным и слишком любопытным. Если с тобой беда – нужно – громко звать на помощь.


  • 6 сказка

  • Какая птица снесла деду с бабой золотое яичко? («Курочка Ряба»).
-Незамысловатый сюжет сказки "Курочка Ряба" не так прост. Ведь раньше эта сказка была предназначена взрослым. Золотое яйцо символизирует смерть, которая пришла к старикам. Поэтому и стараются дед с бабой разбить свою «смерть» и продлить жизнь. Но мышка опережает. Курочка жалеет стариков и дарит им простое яичко - символ жизни. В этой сказке дети вместе с курочкой учатся сочувствию к ближним.

Совет: сочувствуй ближнему, помогай, чем можешь.
5. Любимые сказки детей.
- А какие ваши любимые русские народные сказки?

На кого из героев сказок вы бы хотели быть похожими? Почему?

Какие мудрые советы из них вы для себя взяли?
6. Итог и выводы.

Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события , примеряем на себя лучшие черты людей, познаём добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить.

Русские народные сказки доступным языком рассказывают нам о жизни, учат отличать добро и зло, показывают выход из сложных ситуаций , учат упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрую мысль. Недаром говорят: « Сказка -ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!

«Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро – творить трудней».

«Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу,

От доброго добро,

От злого зло родится»...
Русские народные сказки несут в себе сокровища той великой мудрости, которая накапливалась целыми поколениями. В мире сказок добро побеждает зло, каждый получает то, что заслуживает. Читайте сказки! Русские народные сказки – неисчерпаемый источник мудрости! Добрые, весёлые и поучительные, они на долгие годы становятся нашими друзьями и советчиками в разных сложных ситуациях

Сказка Ложь, да в ней - Намек,
добру молодцу - Урок.


Русские народные сказки. Сколько в них задушевной магической простоты, нежности и ласки. Сколько жемчужин народной мудрости сверкает в витиевато выстроенных строках и ласковых напевах:
«На море, на Окияне, на острове Буяне стоит дуб. Под тем дубом стоит Ракитов куст, под тем кустом лежит бел камень Алатырь; на том камне лежит рунец, под тем рунцом лежит змея ….»
Яркими самобытными поэтичными образами изобилует каждая сказка - кладезь народной мудрости.
В сказках находит зеркальное отражение реальность иных, Тонких миров. Возьмем, к примеру, сказку о Медном, Серебряном и Золотом царствах. Отправляется Иван-царевич в поисках своей матушки в потусторонний, Подземный мир. Шел-шел и пришел он сперва в Медное царство. Встречает он там царевну Медного царства, а та у него и спрашивает, куда, мол, ты путь держишь.
-Иду свою матушку искать.
Царевна ему и говорит:
- Твоя матушка у Ворона-Вороновича, ступай к моей средней сестре, что она тебе скажет, вот тебе клубочек.
И пошел Иван-царевич в Серебряное царство и повстречал он там среднюю сестру-царевну. Та тоже дала ему клубочек и направила его к старшей своей сестре, царевне Золотого царства. Пришел Иван-царевич в Золотое царство, к старшей сестре-царевне - красоты неописуемой.
Послала его царевна в жемчужное царство, где его матушка томилась, и рассказала, что ему там делать. В жемчужном царстве увидал он матушку свою и Ворона-Вороновича, пал к нему на крылья, и взлетели они под самые небеса. Носил-носил его Ворон, а потом и спрашивает:
- Чего тебе нужно, Иван-царевич?
А тот ему и отвечает:
- Дай мне посошок-перышко.
Ворон ему и дал, а сам улетел.
Иван-царевич вернулся в жемчужное царство за матушкой и пошли они вдвоем в обратный путь. Смотрит - жемчужное царство клубочком свернулося, да и покатилося. То же самое случилось и со всеми прочими царствами - все они свернулись клубочками. В другом варианте сказки вместо клубочков царевны вручают герою по яичку, каждое из которых вмещает в себя по одному царству. Под символом яйца сокрыта ни много, ни мало модель нашей Вселенной. Большинство мифов представляют первоначальное мироздание (вселенную) в форме яйца, из которого впоследствии появляется материальный мир. Это же нам говорят и Веды. Отсюда, яйцо - это идеальный прообраз нашего мира. По сути, все мы вылупились из вселенского «яйца» - зародыша будущей Вселенной. Отражение подобной схемы творения мы видим и в известной сказке про Курочку Рябу. Здесь яйцо тоже играет ведущую роль наряду с божественной птицей. Курочка Ряба - это древнеиндийская птица Калаханса, которая сносит Мировое Яйцо. Из этого Яйца впоследствии появляется весь наш мир.
Мотивы сотворения мира присутствуют и в другой известной русской сказке «Царевна-Лягушка». Героиня Василиса Прекрасная вышивает чудо-ковер:

Она шьет да вышивает
Три узора мудреные:
Как первый узор вышила
Она красного солнышка
Со лучами ясными
С обогривами теплыми.
Как другой узор вышила
Она светлого месяца,
Со звездами со мелкими,
А третий узор вышила
Она всю подвселенную.

Одним словом, героиня имитирует своим вышиваньем процесс сотворения мира. Вспомните как создавалась наша действительность великим Ра- М -Хой. Процесс ткачества, прядения и рукоделия во всех сказках, так или иначе, связан с мотивом мирового творения, то есть носит на себе сакральные божественные черты. Этот процесс находит отражение в создании Василисой Прекрасной скатерти, рубахи или чудо-ковра. Причем, Василиса вышивает не днем, а именно ночью, впотьмах. В этом действии прослеживается мотив рождения света из тьмы, стройного упорядоченного мироздания из хаоса.
Героиня завершает свою работу непременно к утру. Когда занимается заря, у нее уже все готово. В этом случае Василиса Прекрасная ассоциируется с божественной Матерью Природой, выступает как богиня-создательница, Матерь Мира в своем наивысшем аспекте. Произведение, созданное ею, всегда совершенно и прекрасно, отличается сказочной красотой. Ее творения - красоты неописуемой, «такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать» . К чему она не прикоснется - во все вносит она гармонию, порядок и красоту.
Перед нами сказочная невеста - рукодельница и мастерица на все руки. Этот идеал находит отражение также в свадебной народной поэзии, обрядных песнях и причитаниях.
Как тут не вспомнить легенду о том, что и у нашей планеты есть свой божественный Создатель. Но не один Он строил и населял нашу Землю. Вместе с Ним Трудилась и Великая Матерь.
Два божественных Начала Стоят у истоков Жизни во Вселенной. Это Отец и Мать. Как двое, земные мать и отец, вместе дают жизнь будущему ребенку, так и в Космосе совместно трудятся Космические Мать и Отец над творением нового мира. Мир - это их божественное дитя, их сын, и все люди тоже их дети. Так, у каждого из нас есть своя Небесная Мать и Отец. Именно они Создали нашу планету и вдохнули в нее жизнь, населили ее разнообразными формами жизни и царствами Природы. Владыка и Владычица Создали реки и горы, озера и моря, цветущие долины и бурные водопады, населили леса птицами и зверями и Сотворили человека по образу и подобию Своему. Два Великих Начала участвовали в этом. Бог и Богиня, Мать и Отец, Творец и Матерь Мира. Когда на Земле появился человек, Великая Мать Дала людям мудрые законы, науки, ремесла и искусства.
Так каждая женщина в своем потенциале будущая богиня, Матерь Мира. Сказано было давно: «Вы боги». Так гласит легенда, которая имеет под собой вполне реальную основу.
Каждая сказка - опоэтизированная истина и быль. Если вдуматься глубже в повествование, то можно в каждой сказке найти черты иных, потусторонних миров, где все чудеса легко осуществляются с помощью мысли. Каждая сказка - это живая реальность Тонкого мира. Шапка-невидимка, ковер-самолет, меч - кладенец, гусли - самогуды, молодильные яблочки, золотое пряслице с серебряным веретенцем, скатерть-самобранка: все эти волшебные предметы - непременные атрибуты обитателей тонких миров.
Давайте рассмотрим эпиграф к этой статье - «Сказка Ложь, да в ней намек, добрым молодцам Урок» . Значение слова ЛОЖЬ в смыле неправды прочно укоренилось в сознании современного русского человека, но изначально оно имело другое значение. Какое? Обратимся к образам Буков этого слова:
Л - Общность; объединение мирно мыслящих;
О - Неизвестное соединиться с тем, что мы хотим познать;
Ж - Жизнь многогранная;
Ь - Существующая жизнь, Богом данная.
Объединяя, получим:

ЛОЖЬ - Общность, неизвестное, соединяющее многогранную жизнь познанием
существующей жизни, богом данной.

Заметьте, как разительно отличается современное значении слова ЛОЖЬ от истотнего, изначального. По сути, изначальный смысл этого слова полностью характеризует содержание любой сказки, сказа, в которых всегда происходит соединение многогранной жизни с существующей. Так какой УРОК получит добрый молодец при чтении сказки?
У - зов, послание;
Р - речь, изречение, течение;
О - неизвестное соединиться с тем, что мы хотим познать;
К - объединение человека с Вселенной.

УРОК - послание, говорящее о соединении неизвестного
посредством объединения человека с Вселенной.

И этот УРОК полностью характеризует содержание сказок, начинающихся или заканчивающихся словами «Сказка Ложь, да в ней намек, добрым молодцам Урок».
И все же, почему к Сказам применено слово "ложь" и в современном понимании его смысла? Дело в том, что Сказка - это действительно Ложь, но только для Мира Явного, проявленного, в котором сейчас пребывает наше сознание. Для других Миров: Нави, Слави, Прави, те же сказочные персонажи, их взаимодействие, являются истинной. Если Сказка навевает в вашем воображении какие-то Образы, значит, откуда-то эти Образы пришли, прежде чем их вам выдало ваше воображение. Никакой оторванной от реальности фантастики не существует. Всякая фантастика также реальна, как наша явная жизнь. Наше подсознание, реагируя на сигналы второй сигнальной системы (на слово), "вытаскивают" Образы из коллективного поля - одной из миллиардов реальностей, среди которых мы живем.
Если нет составляющей Образа, ничего вообразить не удастся. Например, вот это сказочный Образ:

"Пойди Туда, неведомо Куда,
Принеси То, неведомо, Что".


Ваша фантазия может представить себе что-либо подобное? - До поры, нет. Хотя, у наших Многомудрых Предков и на этот вопрос был вполне адекватный ответ. Этот ответ всегда находил главный герой сказки.
Оказывается, не только сказочным молодцам давался такой Урок. Это наставление получал каждый потомок из Родов Свята Расы, что восходил по Златому Пути Духовного Развития (в частности, осваивая Ступени Веры - "науку образности" ).
Второй Урок Первой Ступени Веры человек начинает с того, что заглядывает внутрь себя, чтобы увидеть все многообразие красок и звуков внутри себя, а также изведать ту Древнюю Родовую Мудрость, которую получил при своем рождении на Мидгард-Земле. Ключ к этому великому кладезю Мудрости известен каждому человеку из Родов Великой Расы, он заключен в древнем наставлении:

Пойдите Туда, не зная Куда,
Познайте То, не ведомо для вас Что.


Этому славянскому Уроку вторит не одна народная мудрость мира:

Искать мудрость вне себя - вот верх глупости . (Чаньское изречение)

Загляните внутрь себя, и вы откроете весь мир. (Индийская мудрость)

Меня всегда удивляла полная беЗсмысслица сказки КОЛОБОК. Я ее в поисках смысла перечитывал как говорится вдоль и поперек, но так и не нашел его. Я имею ввиду вариант сказки о колобке, который невредимым ушел и от деда с бабкой, и от зайца, и от волка, и от медведя. Вот только с лисой у него вышла промашка. Кроме хитрости лисы никакой другой мысли не просматривается.
Давайте посмотрим этимологию слова КОЛОБОК . Запишем его в виде КОЛО - БОК . Но ведь КОЛО на древнеславянском означает вращение, кручение. Получается, что КОЛОБОК характеризуется вращением, причем вращение таково, что к наблюдателю он всегда повернут БОКом, одной стороной. Ничего не напоминает? Конечно Луну-Месяц. Я нашел более древний, истотный вариант этой сказки. Приведу его.

КОЛОБОК

Попросил Рас Деву:
- Испеки мне Колобок.
Дева по Сварожьим амбарам помела, по Чертожьим сусекам поскребла и испекла Колобок.
Покатился Колобок по Дорожке. Катится-катится, а навстречу ему - Лебедь:

И отщипнул клювом кусочек от Колобка.
Катится Колобок дальше. Навстречу ему - Ворон:
- Колобок-Колобок, я тебя съем!
Клюнул Колобка за бочок и еще кусочек отъел.
Покатился Колобок дальше по Дорожке. Тут навстречу ему Медведь:
- Колобок-Колобок, я тебя съем!
Схватил Колобка поперек живота, да помял ему бока, насилу Колобок от Медведя ноги унес.
Катиться Колобок, катиться по Сварожьему Пути, а тут навстречу ему - Волк:
- Колобок-Колобок, я тебя съем!
Ухватил Колобка зубами, так еле укатился от Волка Колобок. Но Путь его еще не закончился.
Катится он дальше: уж совсем маленький кусочек от Колобка остался. А тут навстречу Колобку Лиса выходит:
- Колобок-Колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, Лисонька, - только и успел проговорить Колобок, а Лиса его - "ам", и съела целиком.

Сказка, знакомая всем с детства, обретает совсем иной смысл и куда более глубокую суть, когда мы открываем для себя Мудрость Предков.
Колобок у славян никогда не был ни пирожком, ни булочкой, ни "почти ватрушкой", как поют в современных сказках и мультиках самые разномастные хлебобулочные изделия, которых нам выдают за Колобка. Мысль народная куда более образна и сакральна, нежели ее пытаются представить. Колобок - это метафора, как почти все Образы героев русских сказок. Не даром русский народ повсюду славился своим образным мышлением.

Сказка о Колобке - это астрономическое наблюдение Предков за движением Месяца по небосклону: от полнолуния (в Чертоге Раса), до новолуния (Чертог Лисы). "Замес" Колобка - полнолуние, в данной сказке, происходит в Чертоге Девы и Раса (примерно соответствует современным созвездиям Девы и Льва). Далее, начиная с Чертога Вепря, Месяц идет на убыль, т.е. каждый из встречающихся Чертогов (Лебедь, Ворон, Медведь, Волк) - "съедают" часть Месяца. К Чертогу Лисы от Колобка уже ничего не остается - Мидгард-Земля (по современному - планета Земля) полностью закрывает Месяц от Солнца.

Подтверждение именно такой интерпретации Колобка мы находим в русских народных загадках (из собрания В.Даля):

Голубой платок, красный колобок: по платку катается, людям усмехается.
- Это про Небеса и Ярило-Солнце. Интересно, как бы современные сказочные новоделы изобразили бы красного Колобка? Подмешали румян в тесто?

Для детишек еще пара-другая загадок:

Белоголовая корова в подворотню смотрит . (Месяц)

Молодой был - молодцом глядел, под старость устал - меркнуть стал, новый родился - опять развеселился. (Месяц)
Вертится вертушечка, золотая коклюшечка, никто ее не достанет: ни царь, ни царица, ни красная девица. (Солнце)

Кто на свете всех богаче? (Земля)

Следует учитывать, что славянские созвездия не соответствуют в точности современным созвездиям. В Славянском Круголете - 16 Чертогов (созвездий), и имели они иные конфигурации, чем современные 12 Знаков Зодиака.
Чертог Раса (семейство Кошачьих) примерно можно соотнести с зодиакальным знаком Льва.

Текст сказки наверняка все помнят c детства. Разберем эзотерику сказки и те грубые искажения образности и логики, которые были нам навязаны. Многие исследователи обратили внимание на то, что в сказке описана неполная семья и якобы в этом происходит искажение смысла сказки
и что с детства внушается мысль, что неполная семья - это нормально, "все так живут". Растят детей одни только дедушки и бабушки. Даже в полной семье стало традицией "сдавать" ребенка на воспитание старичкам. Возможно, эта традиция утвердилась во времена крепостного права, как необходимость. Но это только поверхностное суждение. Вот например раскрытие образа этой сказки в исследовании А.А. Суслова «МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ПРОСТРАНСТВА РУССКОЙ СКАЗКИ». Культурология и искусствоведение № 1(5) 2012.
Двое, самых главных для ребенка героев, отец и мать, отсутствуют. Рассмотрим, какие Образы составляют суть сказки, и что же конкретно было убрано из сказки на символическом плане. Итак, действующие лица:
1) Репка - символизирует Корни Рода. Она посажена Предком, самым Древним и Мудрым. Без него и Репки бы не было, и совместного, радостного труда на Благо Рода. (Только автор на минутку забыл что кто посягнет на корни Рода?)
2) Дед - символизирует Древнюю Мудрость
3) Бабка - Традиция, Дом
4) Отец - защита и опора Семьи - убран из сказки вместе с образным значением
5) Мать - Любовь и Забота - убрана из сказки
6) Внучка (дочка) - Потомство, продолжение Рода
7) Жучка - охрана достатка в Роду
8) Кошка - благостная обстановка Дома
9) Мышка - символизирует благосостояние Дома. Мыши заводятся только там, где есть избыток, где каждую крошку не считают.
Эти образные значения связаны между собой, как матрешка - одно без другого не имеет уже смысла и полноты.
Многие скажут мне, что и сейчас времена не лучше, т.к. демократия - тот же рабовладельческий строй. "Демос", по-гречески, - не просто "народ", а народ зажиточный, "верхушка" общества, "кратос" - "власть". Вот и выходит, что демократия - власть правящей верхушки, т.е. то же рабовладельчество, только имеющее в современной политической системе стертое проявление. Кроме того, религия также является властью верхушки для народа, и также активно участвует в воспитании паствы (сиречь: стада), для своей и государственной верхушки.
Что мы воспитываем в детях, рассказывая им сказки под чужую дудку? Продолжаем "готовить" новых и новых крепостных для демосов? Или рабов Божиих?

С эзотерической точки зрения, какая картина предстает в современной "Репке"? - Линия поколений прервана, нарушен совместный благой труд, идет тотальное разрушение гармонии Рода, Семьи, благополучия и радости семейных взаимоотношений. Какие люди вырастают в неблагополучных семьях?.. И этому учат нас новоявленные сказки.
Это так сказать раскрытие образов сказки через политику и годиться эта версия только для взрослого политизированного человека. Надо это ребенку, тем более не достигшему возраста имянаречения (12 лет)? Может быть смысл сказки совсем в другом? Вспомним главных героев этой сказки:
Р епка, Д ед, Б абка, В нучка, С обака Ж учка, К ошка, М ышка.
Я специально выделил начальные буковы главных героев. Обратимся к образам, которые несут эти Буковы и заметьте - кличка собаки Жучка, а не Полкан, Дружок……. Именно это меня натолкнуло искать смысл через образы начальных буков главных героев.
Р -речь, изречение;
Д - развитие, накопление, достаток;
Б -Боги;
В - мудрость на Земле и на небесах ведаю;
С - мысль произнесенная, озвученная;
Ж - жизнь многогранная;
К - объединение человека с Вселенной;
М - мышление, мудрость, мысль.

Объединяя раскрытые образы Буков, получим:

Речь развивая, Богами мудрость на Зеле и на Небесах постигаю жизнью многогранной, озвучивая мысль мудрую, объединяющую человека со Вселенной мудростью.


И каким образом это можно достичь? А достигается это ТРУДОМ (посадил дед Репку, вытащили все ее) и ЛЮБОВЬЮ (Дед+бабка+ внучка+собака Жучка+ мышка. Это при ярой вражде кошки с собакой).
Ну как? Это Вам не политика, это Вселенская мудрость - через развитие речи (трудом) Любовью постичь Вселенскую мудрость.

КУРОЧКА РЯБА

Кажется - ну, какая глупость: били-били, а тут мышка, хлоп - и сказке конец. Зачем все это? Действительно, только детям несмышленым рассказывать…

Сказка же эта о Мудрости, об Образе Вселенской Мудрости, заключенной в Золотом Яйце. Не каждому и не во всякое время дано познать эту Мудрость. Не всякому она "по зубам". Иногда приходится согласиться на простую мудрость, заключенную в Простом Яйце.

Когда вы рассказываете ту или иную сказку своему ребенку, зная ее скрытый cмысл, Древняя МУДРОСТЬ, заключенная в этой сказке, впитывается "с молоком матери", на тонком плане, на подсознательном уровне. Такой ребенок будет понимать многие вещи и соотношения без лишних объяснений и логических подтверждений, образно, правым полушарием, как говорят современные психологи.

О КАЩЕЕ и БАБЕ-ЯГЕ

В книге, написанной по лекциям П.П.Глобы (П. ГЛОБА. ЖИВОЙ ОГОНЬ), находим интересную информацию о классических героях русских сказок:
"Имя "Кощей" произошло от названия священных книг древних славян "кощун". Это были деревянные перевязанные таблички с написанными на них уникальными знаниями. Хранителя этого бессмертного наследства и называли "кощеем". Его книги передавались из поколения в поколение, но вряд ли он был действительно бессмертным, как в сказке. (…)
А в страшного злодея, колдуна, бессердечного, жестокого, но могущественного, … Кощей превратился сравнительно недавно - во время введения православия, когда всех положительных персонажей славянского пантеона превратили в отрицательных. Тогда же возникло и слово "кощунство", то есть следование древним, нехристианским обычаям. (…)
И Баба-Яга у нас популярная личность... Но до конца очернить ее в сказках так и не смогли. Не куда-нибудь, а именно к ней приходили в трудную минуту все Иваны-царевичи и Иваны-дураки. А она их кормила-поила, баньку им топила и спать укладывала, чтобы поутру указать нужный путь, помогала распутать самые сложные их проблемы, давала волшебный клубок, что сам приводит к нужной цели.
Роль "русской Ариадны" делает нашу бабульку удивительно похожей на одно авестийское божество,… Чисту. Эта женщина-очистительница, своими волосами подметающая дорогу, сгоняющая с нее хравстру и всякую нечисть, очищающая дорогу судьбы от камней и мусора, изображалась с метлой в одной руке и клубком в другой. … Ясно, что при такой должности быть оборванной и грязной она никак не может. Тем более, своя банька есть". (Человек - Древо Жизни. Авестийская традиция. Мн.:Арктида, 1996г.)

Это знание отчасти подтверждает славянское представление о Кащее и Бабе-Яге. Но обратим внимание читателя на существенную разницу в написании имен "Кощей" и "Кащей". Это два принципиально разных героя. Тот негативный персонаж, что используется в сказках, с которым борются все действующие лица, во главе с Бабой-Ягой, и Смерть которого " в яйце на конце иглы", это - КАЩЕЙ. Первая руна в написании этого древнеславянского слова-образа - "Ка", означающая "собирание внутрь себя, союз, объединение". Например, руническое слово-образ "КАРА" - не означает наказание, как таковое, а означает нечто не излучающее, переставшее сиять, почерневшее, потому что собрало все сияние ("РА") внутрь себя. Отсюда же слово КАРАКУМ - "КУМ" - родственник или множество чего-либо родственного (песчинок, например), а "КАРА" - собравшие сияние: "собрание сияющих частичек". Это уже несколько иной смысл, нежели предыдущее слово "кара".

Славянские рунические образы необычайно глубоки и емки, неоднозначны и непросты для обычного читателя. Этими образами в целостности владели лишь Жрецы, т.к. запись и прочтение рунического образа - дело серьезное и очень ответственное, требует большой точности, абсолютной чистоты мысли и сердца.

Баба Йога (Йогиня-Матушка) - Вечнопрекрасная, Любящая, Добросердечная Богиня-Покровительница детей-сирот и детей вообще. Она странствовала по Мидгард - Земле то на Огненной Небесной Колеснице, то верхом на коне по землям, на коих жили Роды Великой Расы и потомки Рода Небесного, собирая безпризорных детей-сирот по градам и весям.
В каждой Славяно-Арийской Веси, даже в каждом многолюдном граде или поселении, Богиню-Покровительницу узнавали по излучающейся доброте, нежности, кротости, любви и ее нарядным сапожкам, украшенным золотыми узорами, и показывали Ей, где живут дети-сироты.
Простые люди называли Богиню по-разному, но обязательно с нежностью. Кто - Бабушкой Йогой Златой Ногой, а кто и совсем попросту - Йогиней - Матушкой.

Детей - сирот Йогиня доставляла в свой предгорный Скит, который находился в самой чаще леса, у подножия Ирийских гор (Алтай). Она делала это для того, чтобы спасти от неминуемой гибели представителей древнейших Славянских и Арийских Родов.
В предгорном Скиту, где Йогиня - Матушка проводила детей через Огненный обряд посвящения Древним Вышним Богам, имелось Капище Бога Рода, высеченное внутри горы.
Рядом с горным Капищем Рода, в скале имелось специальное углубление, которое Жрецы называли Пещь Ра. Из него выдвигался каменный помост, разделенный выступом на два равных углубления, называемый ЛапатА. В одно углубление, которое было ближе к Пещь Ра, Йогиня -Матушка укладывала спящих детей в белых одеждах. Во второе углубление накладывался сухой хворост, после чего ЛапатА задвигался обратно в Пещь Ра, и Йогиня поджигала хворост.
Для всех присутствовавших на Огненном обряде это означала, что дети-сироты посвящены Древним Вышним Богам и в мирской жизни Родов их никто более не увидит. Чужестранцы, которые иногда присутствовали на Огненных Обрядах, очень красочно рассказывали в своих краях, что своими глазами наблюдали, как маленьких детей принесли в жертву Древним Богам, бросив живыми в Огненную Печь, и сотворила сие Баба Йога. Чужестранцам было неведомо, что когда задвигался помост-лапата в Пещь Ра, специальный механизм опускал каменную плиту на выступ лапаты и отделял углубление с детьми от Огня.
Когда загорался Огонь в Пещь Ра, Жрецы Рода переносили детей с лапаты в помещения Капища Рода. Впоследствии из детей-сирот воспитывали Жрецов и Жриц, а когда они становились взрослыми, юноши и девушки создавали семьи и продолжали свой род.
Ничего из этого чужеземцы не ведали и продолжали распространять сказки о том, что дикие Жрецы Славянских и Арийских народов, а в особенности кровожадная Баба Йога, детей-сирот в жертву Богам приносят. Эти чужеземные сказки повлияли на Образ Йогини-Матушки, особенно после христианизации Руси, когда Образ красивой молодой Богини подменили Образом старой, злой и горбатой старухи со спутанными волосами, которая крадет детей и жарит их в печи в лесной избе, а потом поедает их. Даже Имя Йогини-Матушки исказили и стали пугать Богиней всех детей.

Русские сказки претерпели множество искажений, но, все же, во многих из них осталась Суть Урока, заложенного в небылице. Она небылица в нашей реальности, но быль - в другой реальности, не менее реальной, чем та, в которой мы живем.
Для ребенка понятие реальности расширено. Дети видят, ощущают гораздо больше энергетических полей и потоков, чем взрослые. Необходимо уважать реальности друг друга. То, что для нас - Небыль, является Былью для малыша. Потому так важно посвящать ребенка в "правильные" сказки, с правдивыми, изначальными Образами, без наслоений политики и истории.

Наиболее правдивыми, относительно свободными от искажений, на мой взгляд, являются некоторые сказы Бажова, сказки няни Пушкина - Арины Родионовны, записанные поэтом почти дословно, сказы Ершова, Аристова, Иванова, Ломоносова, Афанасьева…
Наиболее чистыми, в своей первозданной полноте Образов, мне кажутся Сказы, из 4 книги Славяно-Арийских Вед: "Сказ о Ратиборе", "Сказ о Ясном Соколе", данные с комментариями и пояснениями по словам, которые вышли из русского повседневного употребления, но сохранились неизменными в сказках.

Для старшего возраста будут интересными к прочтению "Источник Жизни", "Белый Путь" - старинные Предания, почти Сказы для современного читателя, написанные характерным слогом и характерными Образами.

Послесловие
В приведенном выше, я только коснулся вопросов проявления истинных смыслов наших сказках, остановившись только на самых известных. К сожалению объем публикации не позволяет более шире раскрыть образы многих сказок, скрытых от нас в результате христианизации, но я дал подход к их анализу. Дерзайте и истина Вам откроется. Русские народные сказки и сказы в основе своей посвящены извечной борьбе Добра и Зла. Причем Добро всегда побеждает Зло. Но с помощью чего достается эта победа? С помощью оружия? Нет. Только с помощью Трудолюбия и главное Знаний, Знаний слабых мест противника главному герою всегда удается победить Зло. И сказки способствуют обретению этих знаний. Без ЗНАНИЯ НЕТ ПОБЕДЫ. Сегодняшние КАЩЕИ, захватившие власть в России всячески скрывают о себе информацию. Информацию о своей идеологии, методах порабощения,…. . Изучение этих вещей основная задача думающего славянина. Если вспомнить сказки про Кащея, то ему всегда удается вырваться из плена с помощью лжи, обмана, богатства. Методы не изменились, они стали только более изощренными.
Отсюда вывод: сколько не кричи бей Ж…., спасай Россию, дело не сдвинется с мертвой точки и этим только компроментируете славянство, выставляя его в крайне невыгодном свете. Знание, Просвещение знанием - вот главное оружие. Проявление этих методов - вот основная задача и направление деятельности и я стараюсь своими публикациями вскрыть изнанку современных Кащеев.

А.Фомин. Москва, март 2013 года.

Сказки предоставлены издательством Русский Паломник. Они составлены из книг со сказками для детей от 3 до 7 лет .

Сказка о волшебных руковицах и топоре!

Было у старика три сына. Вот умер он, а им наследство оставил. Старшему - дом, среднему - буренку, а самому младшему - рукавицы да топор.

И стали они жить-поживать: старший в доме отцовском, средний решил молоком торговать, а младший - хлеб да соль топором разделывает, да трудом зарабатывает.

Прошло время. Плохим хозяином оказался старший сын, покосился дом отцовский. У среднего корова старая стала, молоко поубавилось. Только младший с топором да в рукавицах и мост возведет, и хату построит, и мельницу поставит. Он уже и себе дом построил, и корову купил, и работа у него идет, как по маслу.

Решили тогда старшие братья, что топор у него заколдованный, и украли инструмент. А топор - вот беда! - не работает. Украл они тогда и рукавицы, и снова ничего!

А младший брат только улыбается, новый топор купил и снова мастерит. Поняли они тогда, что сила не в топоре, а в умении, сами выучились, мастерами стали. И зажили братья припеваючи.

Сказка о самой главной дороге.

Собрались как-то со всего мира дороги. И большие шоссе среди них, и маленькие тропиночки. Решили они выбрать себе царицу, да никак не могут - каждая по-своему заслуживает! Обратились тогда они к самому Господу Богу, чтобы рассудил он справедливо.

Первой заговорила широкая просторная автострада:

— Чем я не заслужила царицей называться? По мне каждый день столько транспорта ездит, и обычные машины, и грузовики, и автобусы! Людей перевозят туда-сюда по всей стране!

Но сказал Господь:

— Не быть тебе царицей. Слишком ты горда собой.

Тогда сказала железная дорога:

— Чем я не царица? По мне день и ночь поезда ходят, скорые, пассажирские, товарные! И люди в электричках каждый день ездят.

— Нет, — сказал Бог. - Ты очень самолюбива.

— А чем я не подхожу? - спросила тогда проселочная дорога. - На мне работы больше всех. По мне не только легковые машины, автобусы и грузовики ходят, но и трактора с комбайнами, а еще люди стада водят!

Но Господь ответил:

— И ты не царица. Слишком самоуверенная ты.

Замолчали все дороги. И тогда посмотрел Бог на маленькую, неприметную тропинку:

— А ты что Мне скажешь?

— А что мне сказать, Господи? Раньше была я широкой, люди по мне ходили, а теперь уж заросла вся. Только недавно вот дети пробегали, нарвали цветов на полянке, и поставили в храме пред иконой святой Матери Божьей.

И сказал тогда Господь:

— Ты в моих очах красивее всех и достойнее всех! Быть тебе царицей над всеми земными путями и дорогами!

Любите музыку? Посетите блог гитарного задрота , где вы узнаете много по интересующей вас тематике.