Игра – путешествие «экологический поезд»

Цель игры – познакомить с экологической ситуацией на нашей Земле, у нас в районе; сформировать желание беречь природу; воспитывать бережное отношение к ней, чувство сострадания к животным и чувство любви.

Ход игры:

(Шум ж/д вокзала)

1 ведущий: Уважаемые пассажиры! Наш экологический поезд готов к отправлению. Просим занять свои места и сесть удобно.

1 слайд – название путешествия

2 ведущий: Просим вас ознакомиться с маршрутом нашего путешествия:

2 слайд – название станций

1. Станция «Водная»

2. Станция «Зеленый дом»

3. Станция «Красная книга»

4. Станция «Всезнаек»

5.Станция «Школа» Счастливого вам пути!

1 ведущий: Наш поезд тронулся, и я прошу вас посмотреть в окно: мимо нас проносятся леса, поля, озера. Как удивительна, прекрасна и неповторима наша Родина.

3-6 слайды – пейзажи

2 ведущий: Но этот дивный мир очень нежен, хрупок и не может уцелеть без нашей любви, заботы, помощи. Будущее всего человечества зависит от совместных действий государств и народов.

1 ведущий: Для этого каждый человек должен внести свой вклад в дело спасения нашей планеты.

(стихи Е. Шкловского читают дети)

Смотрю на глобус – шар земной.

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги».

В тревоге рощи и леса.

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники

«Ты береги нас, береги».

Грустит глубокая река,

Свои, теряя берега,

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь человеком, человек!

В тебя мы верим, не солги

Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

«Я сберегу, вас, сберегу!»

2 ведущий: Человек уже причинил немало вреда природе. Пытаясь изменить её, люди не задумывались о ее последствиях.

1 ведущий: Наш поезд прибыл на станцию «Водная»

7 слайд – станция «Водная»

(стихи о воде читают дети)

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

2 ведущий: В катастрофическом состоянии находятся Чёрное, Азовское, Балтийское моря, озёра Ладога, Байкал.

1 ведущий: За последние 50 лет практически высохло Аральское море.

8 и 9 слайды – с видом Аральского моря

2 ведущий: Чистой воды остаётся все меньше и меньше, а виноват в этом сам человек. В реки, озера, моря сливаются грязные воды с заводов и фабрик, канализации крупных городов.

1 ведущий: Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно заполнить 10 тысяч товарных поездов.

2 ведущий: Р ека Теча в Челябинской области когда-то была красивой и богатой рыбой. Приносила жителям своих берегов огромную пользу и удовольствие. Люди купались в её водах, ловили рыбу. И никто не знал, что ожидает её впереди.

10-11 слайды – с рекой Течей

1 ведущий: Но однажды случилась авария на атомной электростанции «Маяк» и радиоактивные отходы были спущены в Течу. Жителей некоторых деревень эвакуировали, переодев в солдатскую одежду, не разрешили им взять даже самое необходимое. Бульдозерами все дома, скот свалили в огромные ямы и зарыли. Будто этих деревень и не было на земле никогда. Люди узнали, что нельзя купаться в реке, нельзя ловить рыбу и надо держаться от реки подальше. Течу загородили колючей проволокой.

2 ведущий: Но люди, не понимали опасности. Все равно они купались, ловили рыбу, выгуливали скот и птицу, собирали ягоды на берегу реки. Жители берегов реки начали болеть и умирать от рака и не знали, что виновата во всем река.

1 ведущий: Так загрязненная людьми река, без вины виноватая, до сих пор уносит жизни людей.

2 ведущий: Ребята, как же можно сохранить водоёмы? Что же делать? (выслушать предложения детей)

1 ведущий: Продолжаем наше путешествие. Просим занять свои места.

2 ведущий: У меня возник вопрос, а что же на нашей планете никто не занимается проблемами природы?

1 ведущий: Конечно же, есть такие люди, которые защищают природу, которые оберегают все, что растет и всех животных от исчезновения.

2 ведущий: Кто же эти люди? Ребята, а вы знаете, как эти люди называются?

12 слайд – экологи

1 ведущий: Экологи говорят: нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому что это наш дом. А дом нужно всегда беречь, защищать и содержать в чистоте.

2 ведущий: Как экологи называют Землю?

(ответы детей – «Зеленый дом»)

1 ведущий: Мы подъехали к следующей станции, которая так и называется – Зеленый дом.

13 слайд – станция «Зеленый дом»

2 ведущий: Подышим свежим воздухом, когда я была маленькая, здесь был лес.

1 ведущий: Но я не чувствую свежего воздуха, да и леса я не вижу.

2 ведущий: Люди уничтожали и продолжают уничтожать леса, которые являются «легкими планеты». Леса очищают воздух и являются уникальным сообществом живых организмов.

1 ведущий: Фабрики, заводы своими выбросами в атмосферу сделали воздух Земли практически непригодным для дыхания.

14-15 слайды – трубы заводов

2 ведущий: А как же спасти нашу атмосферу и свежий воздух?

(ответы детей)

1 ведущий: Мы прошли немного дальше и вот увидели лес.

16-17 слайды - лес

(звуки леса, пение птиц)

2 ведущий: Сядем в наш поезд, мы продолжаем путешествие.

1 ведущий: Пока поиграем: разделимся на команды. Каждая команда должна перепеть другую. А поём песни, в которых содержатся строчки о цветах, зверях, птицах.

2 ведущий: Мы подъезжаем к следующей станции.

1 ведущий: Её название вы сейчас угадаете. Как называется книга, в которую заносят растения, животных, нуждающихся в охране и защите человека?

2 ведущий: Станция «Красная книга».

18 слайд – станция «Красная книга»

Некоторые растения и животные стали редкими. Они внесены в красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет – сигнал опасности.

19 слайд – «Красная книга»

1 ведущий: Каких же зверей, птиц, занесенных в Красную книгу, вы знаете?

2 ведущий: Чем же полезны хищники, почему их тоже занесли в Красную книгу, потому что они такие злые?

(ответы детей)

1 ведущий: Какие растения занесены в Красную книгу?

2 ведущий: А как случилось, что растения тоже попали в Красную книгу?

(стихотворение читает ребенок)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы –

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

(рассказы детей)

2 ведущий: С давних пор люди занимаются хозяйством. Строят города, дороги, возделывают поля, тянут газопровод и нефтепровод. Все это необходимо и часто для этого уничтожаются леса. Много деревьев уничтожается ради получения древесины. С каждым годом потребности людей растут, а лесов становится все меньше.

1 ведущий: Зато все больше загрязняется воздух и водоемы, высыхают реки, озера. Поэтому страдают и погибают растения и животные, болеют люди.

2 ведущий: Люди истребляют животных ради мяса, красивого меха, ради развлечений.

1 ведущий: А какой же выход из этой ситуации вы предлагаете, ребята?

(ответы детей)

2 ведущий: Ну, подумаешь, пошли в лес и сорвали цветы, сломали несколько веточек, поймали бабочек… Я же одна…

1 ведущий: Это ты так думаешь, что одна. Одну рану нанесешь ты, другую рану – твой друг. А если весь класс, вся школа, весь город пойдут и нанесут раны природе? Ребята, природе трудно залечивать даже самые маленькие раны. Давайте подумаем почему?

(ответы детей)

2 ведущий: Наша планета Земля добра к нам. И мы должны отвечать ей теплом на тепло, любовью на любовь. Ученые – экологи бьют тревогу: природа в опасности! Но есть несколько простых правил, как вести себя на природе и они помогут сохранить нашу природу. А вы их знаете, ребята?

(ответы детей)

20 слайд – правила поведения

1 ведущий: Как долго мы находились на станции «Красная книга». Как много узнали!

2 ведущий: Наша дорога будет приятней, если мы станцуем танец маленьких утят.

1 ведущий: Следующая станция «Всезнайка».

21 слайд - станция «Всезнайка»

Что же мы знаем о нашей природе, о том, что нас окружает:

    Как называют «фруктовую» утку? (мандаринка)

    Какая птица оживляет часы? (кукушка)

    Какую птицу используют как ловчую? (сокол)

    Как называется любитель рано вставать? (жаворонок)

    А любитель поздно ложиться? (сова)

    Как кукует кукушка: с открытым или закрытым клювом? (закрытым)

    Для чего плачут дельфины? (для защиты глаз от повреждений)

    Какое насекомое, находясь в Подмосковье, чувствует землетрясение в Японии? (кузнечик)

    Какая рыба носит имя человека? (карп)

    Какой овощ самый распространенный на земле? (лук)

    Зачем зайцу большие уши? (чтобы не перегреться)

    «Умываются» ли насекомые? (многие очень тщательно)

    Самое большое млекопитающее? (кит)

    Самое маленькое млекопитающее? (летучая мышь)

    Каких птиц называют «птицей мира»? (голубей)

    Есть ли зубы у комаров? (да, 22 зуба)

    Какая птица не является водоплавающей, но живет у водоемов? (кулик, цапля, журавль)

    Чем дышат пиявки? (кожей)

    Какая вода в айсбергах: пресная или соленая? (пресная)

    Как муравьи спасаются от пожара? (тушат огонь)

    Личинки какого насекомого рыбаки называют мотылем? (комаров)

    Является ли городской воробей перелетной птицей? (нет)

2 ведущий: Ну, а теперь пора возвращаться в школу.

22 слайд – станция «Школа»

(дети читают стихи)

Все – все

Все на свете

На свете все нужны!

И мошки

Не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников

Злых и свирепых!

Нужны все на свете подряд –

Кто делает мед

И кто делает яд.

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки.

Да! Если мы с кет-то не очень дружны,

Мы все-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется…

Все – все

Все на свете

На свете все нужны!

И это все дети запомнить должны! Б. Заходер

Давайте, люди,

Дружить друг с другом,

Как птицы с небом,

Как ветер с лугом,

Как парус с морем,

Трава с дождями,

Как дружит солнце

Со всеми с нами.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой.

Играя, дети учатся: любить, познавать, беречь и множить.

Предлагаемые игры содержат интересные факты о жизни животных и растений, головоломки и замысловатые вопросы о природе и способствуют развитию любознательности.

Игра с мячом «Я знаю…»

Цель : Формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида.

Развивать умение объединять предметы по общему признаку.

Игровые действия:

Дети становятся в круг, в центре – ведущий с мячом. Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов» и перечисляет (например, ромашка, василёк, одуванчик, клевер, кашка) и возвращает мяч ведущему. Второму ребёнку ведущий бросает мяч и говорит: «Птицы» и так далее.

«Птицы, рыбы, звери»

Цель: Упражнять детей в умении называть предмет определённой группы предметов.

Игровые действия:

Ведущий бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

«Угадай, что в руке»

Цель: Различать на ощупь овощи, фрукты и ягоды.

Игровые действия:

Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи овощей, ягод и фруктов. Дети должны отгадать. Воспитатель показывает, например, грушу и просит определить, у кого такой же предмет объекта (фрукт, овощ, ягода).

«Угадай, какая птица поёт?»

Цель: Умение определять по звуковой записи голоса птиц.

Определять, какая птица поёт и как поёт (тонко, звучно, мелодично, крикливо, тихо, протяжно и так далее).

Воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам.

Игровые действия:

Педагог предлагает послушать запись голосов птиц. Надо определить, какая птица поёт. Как можно определить по голосу какая птица поёт и как. Предложить детям поупражняться в произнесении звуков песенок птиц. В игре используется диск с записью голосов птиц.

«Растения леса, сада, огорода»

Цель: Расширять знания детей о растениях леса, сада и огорода.

Игровые действия: аналогично игры «Я знаю...»

«Сад - огород»

Цель: Закреплять знания детей о том, что растёт в саду или в огороде.

Развивать у детей память, внимание.

Игровые действия:

Воспитатель приносит корзину с овощами и фруктами.

Дети, я нечаянно перепутала овощи и фрукты. Помогите мне, пожалуйста. В процессе игры дети обобщают предметы одним словом, определяют место произрастания овощей и фруктов.

«Что это такое?»

Цель: Упражнять детей в умении отгадывать предметы живой или неживой природы.

Рассказывать признаки предметов.

Игровые действия:

Воспитатель или ведущий загадывает живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки, а дети должны отгадать заданный предмет.

«Замысловатые вопросы»

Цель: Развивать сообразительность и находчивость.

Игровые действия:

Воспитатель читает загадку-задачку:

Росли четыре берёзы.

На каждой берёзе –

По четыре больших ветки,

На каждой большой ветке –

По четыре маленьких ветки,

На каждой маленькой ветке –

По четыре яблока.

Сколько всего яблок?

«Летает, плавает, бегает»

Цель: Изображать способ передвижения объекта.

Игровые действия:

Ведущий называет или показывает детям объект живой природы и предлагает детям изобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове «медведь» дети начинают подражать ходьбе как медведь; «сорока» дети начинают махать руками и так далее.

«Перелёт птиц»

Цель: Узнавать и называть зимующих и перелётных птиц.

Закреплять понятие «зимующие», «перелётные».

Игровые действия:

На столе разложены предметные картинки птиц. Каждый участник игры берёт картинку и «превращается» в определённую птицу. Ребёнок говорит: «Я – ворона!», «Я – воробей!», «Я – журавль!», «Я – кукушка!» и так далее. По сигналу ведущего: «Раз, два, три на своё место лети!», дети, у которых картинки с изображением зимующих птиц бегут к условному изображению (зимний пейзаж), другие дети, у которых картинки с изображением перелётных птиц, бегут к другому условному знаку (весенний пейзаж). Играть можно несколько раз, дети должны брать разные картинки.

«Похожи - не похожи»

Цель: Развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы,

Сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.

Игровые действия:

В игре используется игровой экран с тремя «окнами – прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств; ленты – полоски с обозначениями свойств предметов. В первое и третье «окно» вставляются полоски с изображением предметов, во второе – полоска с обозначением свойств.

Варианты могут быть разные:

1 вариант : Ребёнку предлагается установить «экран» так, чтобы в первом и третьем окне разместились предметы, обладающие свойством, указанным во втором «окне».

На начальном этапе освоения игры освоения игры свойство задаётся взрослым, затем дети самостоятельно могут устанавливать понравившийся признак. Например, первое «окно» - яблоко, второе «окно» - круг, третье «окно» - мяч.

2 вариант: Один ребёнок устанавливает первое «окно», второй – выбирает и устанавливает свойство, которым данные обладает, третий – должен подобрать предмет, подходящий к первому и второму «окну». За каждый верный выбор дети получают фишку. После первого тура дети меняются местами.

3 вариант: используется на заключительных этапах освоения. Играть можно с большой группой детей. Ребёнок загадывает «загадку» - выстраивает в первом и в третьем «окне» изображения обладающие общим свойством, при этом второе «окно» скрыто. Остальные дети догадываются, чем изображённые предметы похожи. Ребёнок, верно назвавший общее свойство, получают право открыть второе «окно» или загадать новую «загадку».

«Кто где живёт?»

Цель: Определять место среды обитания животного, правильно определять место «дома» объекта.

Игровые действия:

У воспитателя картинки с изображениями животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, дупло, берлога, река, гнездо и так далее).

«Времена года»

Цель: Формировать у детей понятия о временах года и о зависимости жизни живой природы от сезонных изменений, происходящих в неживой природе.

Игровые действия:

Воспитатель рассказывает детям о том, что времена года постоянно сменяются. Дети называют последовательно времена года и характерные признаки.

Воспитатель показывает картинки с изображением времени года и картинки объектов, у которых происходят различные изменения, например, заяц белый – зима; распустившийся подснежник – весна, созрела земляника – лето и так далее. Дети должны объяснять содержание картинки.

«Вопрос – ответ»

Цель: Развивать умения отвечать на поставленные вопросы.

Проявлять находчивость, сообразительность.

Игровые действия:

Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают

Вопросы:

1.Почему человек назад оглядывается? (потому что у него на затылке глаз нет).

2.От чего кошка бегает? (не умеет летать).

3.Каким гребнем голову не причешешь? (петушиным).

4.Сколько яиц можно съесть натощак? (одно: после первого уже не будет натощак).

5.От чего гусь плавает? (от берега).

6.Чем до неба докинешь? (взглядом).

7.По чему собака бегает? (по земле).

8.Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон).

9.Без чего хлеб не испечёшь? (без корки).

10. За чем во рту язык? (за зубами)

11. У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (у гриба).

«Цветы» (подвижная игра)

Цель: Называть и различать цветы.

Воспитывать любовь и умение любоваться их красотой.

Игровые действия:

Дети вспоминают садовые и лесные цветы, сравнивают их.

Каждый участник игры выбирает для себя эмблему цветка. У каждого ребёнка своя картинка. Одно и тоже название не может быть у нескольких детей.

По жребию выбранный цветок, например, василёк, начинает игру.

Он называет какой-нибудь цветок, например мак или роза. Мак бежит, а василёк догоняет его. Когда маку грозит опасность быть пойманным, он называет какой-нибудь другой цветок, участвующий в игре. Убегает названный цветок.

Пойманный цветок меняет своё название и снова включается в игру. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.

«Головоломки»

Цель: Расширять знания детей о животном и растительном мире.

Способствовать умению размышлять, делать умозаключения.

Воспитывать доброжелательное отношение к животным и растениям.

Игровые действия:

Воспитатель или подготовленный ребёнок загадывает задачки – головоломки:

1.На грядке сидит шесть воробьёв, к ним прилетели ещё пять. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько осталось воробьёв?

2.Пара лошадей пробежала 40 км. По скольку километров пробежала каждая лошадь?

3.На поляне росли садовые цветы: ромашки, васильки, розы, клевер, фиалка. Таня сорвала все 1 розу, 2 клевера, 3 ромашки. Сколько у Тани цветов в букете? (определить садовые и лесные цветы, сосчитать только лесные цветы).

4.В вазе лежат фрукты: бананы, апельсин, яблоки, помидор, огурец, лимоны. Сколько всего фруктов лежит в вазе?

5.На грядке выросли сочные, вкусные яблоки и мандарины, спелая вишня и баклажан. Сколько овощей выросло на грядке?

«Узнай по объявлениям»

Цель: Продолжать знакомить с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания)

Развивать логическое мышление.

Игровые действия:

Педагог предлагает детям поиграть. Объясняет правила в игре, надо внимательно послушать объявление и отгадать о ком идёт речь (животное или птица) говорится в объявлении. Тот, кто угадал, получает фишку и в конце игры подводится итог.

1.Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.

2.Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.

3.Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?

4.Помогу всем, у кого сломался будильник?

5.Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом.

6.Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья.

7.Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию?

8.Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый!

9.Уже 150 лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один - медлительность.

10. Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне.

11. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью.

12. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. Ку-ку!

13. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая всё это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству. Патрикеевной больше не называть!

«Где что зреет?»

Цель: Упражнять в умении использовать знания о растениях, сравнивать плод дерева с его листьями.

Игровые действия:

На фланелеграф выкладываются две ветки: на одной – плод и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья растений. (Например, листья крыжовника, а плоды груши). Ведущий задаёт вопрос: «Какие плоды созревают, а какие нет?». Дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

«Почтальон принёс письмо»

Цель: Развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию.

Игровые действия:

Воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что почтальон принёс посылку. В посылке разные овощи и фрукты. Дети достают пакеты из коробки, заглядывают в них и описывают то, что им принёс почтальон. Остальные дети отгадывают.

«Птичка»

Цель: Различать деревья по листьям.

Воспитывать правильно вести себя в игре: не подсказывать друг другу, не перебивать сверстников.

Игровые действия:

Перед началом игры дети вспоминают различные деревья, сравнивают их по форме и величине листьев.

Дети должны перед игрой подобрать для себя фант – любую мелкую вещь, игрушку. Игроки усаживаются и выбирают собирателя фантов. Он садится в середину круга и остальным игрокам даёт названия деревьев (дуб, клён, липа и так далее) и дети берут и одевают веночек из листьев. Каждый должен запомнить своё название. Собиратель фантов говорит: «Прилетела птичка и села на дуб». Дуб должен ответить: «На дубу не была, улетела на ёлку». Ёлка называет другое дерево и так далее. Кто прозевает – отдаёт фант. В конце игры фанты выкупаются.

«Снежный ком»

Цель: Расширять знания детей о перелётных птицах».

Развивать внимание и наблюдательность.

Игровые действия:

Ведущий показывает картинку, на которой изображена перелётная птица.

Дети смотрят на картинку и рассказывают о ней по очереди: первый ребёнок – первое предложение, второй ребёнок – предыдущее предложение и своё, третий ребёнок - повторяет два предыдущих и добавляет своё. Например: «Грач – перелётная птица». – «Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный». – «Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный. Место их обитания называется грачевник» и так далее.

«Кого чем угостим?»

Цель: Знать, чем питаются животные и птицы.

Игровые действия:

Ведущий перебрасывает мяч детям и называет объект (животное, птица), а дети отвечают и возвращают мяч ведущему. Например, воробей – крошки и семечки; синица - сало; корова – сено; кролик – морковка; кошка – мышка, молоко; белка – шишка, ягоды и так далее.

Игра «Хорошо – плохо»

Цель: Совершенствовать знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях.

Игровые действия:

Воспитатель или педагог предлагает детям разные ситуации, а дети делают умозаключения, например: «Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?», «В лесу пропали все волки – это хорошо или плохо?», «Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?», «Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?», «Много цветов в нашем саду – это плохо или хорошо?», «У бабушки в деревне есть корова – это хорошо или плохо?», «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и так далее.

«Кто за кем?»

Цель: Показать детям, что в природе всё связано между собой.

Продолжать воспитывать у детей бережное отношение ко всем животным.

Игровые действия:

Воспитатель предлагает вызванному ребёнку соединить ленточкой всех животных, которые охотятся друг за другом. Другие дети тоже помогают найти правильные картинки с животными. Можно предложить начинать игру с растения, лягушки или комара.

«Каждому своё место»

Цель: Формировать у детей умение пользоваться схематическими изображениями обобщающих понятий.

Воспитывать самостоятельность, умение логически мыслить.

Игровые действия:

Педагог раздаёт по одной карточке каждому ребёнку (одного типа). Затем раздаёт каждому ребёнку поочерёдно по одной картинке. Дети, получив картинку, должны поместить её под схематическим изображением понятия, к которому подходит изображение на этой картинке. Когда все картинки разобраны, дети проверяют правильность своих действий и действий своих сверстников.

Дети должны самостоятельно проверить правильность выполнения задания и объяснить почему выполнили именно так.

«Сокол и лиса» (подвижная игра)

Цель: Расширять знания детей о диком животном и хищной птице.

Умение быстро действовать по сигналу ведущего.

Игровые действия:

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Сокол и лиса». Показывает картинку сокола и рассказывает о том, где живёт эта птица, как ведёт себя.

Вспомнить повадки лисы.

Выбрать «сокола» и лисы по желанию детей или использовать считалки.

Остальные дети – «соколята». Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками летательные движения. Стайка соколят бежит за соколом и точно повторяет его движения. В это время вдруг выскакивает из норы лиса.

Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.

Появление лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит тех, кто не успел присесть.

«Что будет, если …?»

Цель: Знать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу.

Развивать умения делать выводы и умозаключения.

Игровые действия:

Воспитатель задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, из которой дети приходят к выводу, что необходимо соблюдать чувство меры и беречь природу. Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под «колы»? А два? А три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку подснежников? Две семьи? Пять? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города? Что будет, если в лесу один человек включит магнитофон на полную мощность? Группа туристов? Все отдыхающие в лесу? (Аналогично – о костре, о сломанной ветке, о пойманной бабочке, о разорённом гнезде и так далее).

Литература

1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003.

2. Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М.: «Вако», 2007.

3. Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей, 2004.

4. Маханёва М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Аркти, 2004.

МБОУ ДОД «Дворец Детского (юношеского) Творчества»

г. Лысьва Пермский край

Методическая разработка

Игры по станциям

«ЭКОПОЕЗД»

Педагог – организатор ДД(Ю)Т

Аннотация: Игра была разработана и проведена для детей 7-10 лет в лагере «Эрудит» ДД(Ю)Т. Данное мероприятие имеет экологическую направленность и может быть использовано при проведении тематических недель, внеклассного мероприятия, мероприятия в загородном или пришкольном летнем оздоровительном лагере.

Цель: Организация интересного и познавательного досуга детей.
Задачи: Развитие экологической культуры.

Реквизит:

Карточки с заданиями на станциях, зеленый ящик, маркеры, ватманы, тексты песни, маршрутные листы

Предварительная подготовка:

Подбор музыкального оформления

Творческие задания командам

Оформление станций

Подготовка помощников для работы на станциях (вожатых, педагогов).

Подготовка призового фонда.

Ход игры:

Команды (составы поезда) собираются на старте, где их приветствует ведущий, раздает маршрутные листы и объясняет задачу. Суть задачи – совершить путешествие по станциям, выполняя на них определенные задания, а затем вернуться на старт для подведения итогов.

Сценарий игры «ЭКОПОЕЗД»

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Общее построение. Звучат песни по экологии.

Ведущий : Добрый день дорогие, друзья! Совершенно не случайно в нашей одежде сегодня присутствует зеленый цвет. Ведь сегодня международный день экологии, науки о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой. Мы привыкли считать, что природа всесильна, забывая при этом, что она ранима и хрупка. Поэтому, давайте лишний раз напомним себе об этом, и прокатимся в нашем экопоезде по самым удивительным уголкам природы, пообщаемся с ней, раскроим её тайны, признаемся ей в любви. Вы готовы к этому? Тогда представьте свои составы. Сегодня с зеленого перрона отправляются поезд №1, №2…

МИНИ ВИЗИТКА (отряды представляют свои поезда)

Вижу наши экологические составы в полной боевой готовности, прошу машинистов получить путевой лист (маршрутки) , напоминаю время на остановках 7мин. Доброго вам пути, не сверните с маршрута!

ФНГ: гудок паровоза

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ИГРА ПО СТАНЦИЯМ

(Отряды расходятся по станциям. От станции к станции они передвигаются только паровозиком с определенной кричалкой, речёвкой, песней)

    Станция «Народные приметы»

Как много было дедовских примет!

Иных из них давно уж нет в помине.

Другие сквозь десятки зим и лет

Дошли до нас и вот – живут поныне.

Составьте из отдельных фраз народную примету, связанную с погодными явлениями. (Начало приметы одного цвета, конец приметы –другого.) за каждую правильную примету – 1балл.

    Кошка свернулась клубочком – к похолоданию

    Ворона кричит зимой – к метели

    Лягушки квакают – к дождю

    Воробьи в пыли купаются – к дождю

    Около луны звезда народилась – к потеплению

    Собаки катаются – к пурге

    Паук усиленно плетет паутину – к сухой погоде.

    Уж на дороге греется – перед дождем

    Стрижи, ласточки низко летают – дождь предвещают

    Когда цветет черемуха – к холоду, заморозкам

    Если утром трава сухая – к вечеру ожидай дождя

    Из березы течет много сока – к дождливому лету

    Станция «Зеленый ящик» (по описанию угадать, что за предмет лежит в ящике). За каждый угаданный предмет – 1 балл

    из неё получается много мусора. её изобрели китайцы. у нас её получают из древесины. она легко горит. на ней обычно рисуют или пишут. /Бумага./

    её нельзя выбрасывать, так как в природе она не разлагается. Она бывает разноцветной, её очень трудно сломать. предметы, сделанные из неё мало весят. У меня очень много игрушек сделано из неё; если её поджечь, то становится чёрный едкий дым. /Пластмасса./

    брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто. Его делают из песка; чаще всего оно прозрачное; когда падает, оно разбивается;/Стекло./

    При попадании в водоёмы он разрушается, рыбы и другие водные животные начинают задыхаться. в небольших количествах он очень полезен в качестве удобрения; когда его слишком много, он становится настоящим бедствием. Его производит обыкновенная корова. /Навоз./

    Это получается, когда становится старым или ломается; это можно увидеть везде: в городе, деревне, вдоль дорог; это можно сдать и получить деньги; это можно переплавить, чтобы сделать что-то новое; это бывает цветным, и его можно сдать на переплавку и получить деньги. /Металлолом./

    Его много в городе, но мало в деревне; особенно силён он в промышленном городе, где много заводов, фабрик, машин; от него люди болеют, нервничают, громко кричат и его становится всё больше; его издают разные приборы и машины; он вызывает загрязнение окружающей среды. /Шум./

    Станция «Необычный зоопарк»

(какие мутации могут произойти, если не относиться к природе бережно)

Отрядам предлагается вытянуть две карточки с животными и нарисовать гибрид этих животных.

    Станция «Четыре стихии» (преодолеть полосу препятствий)

Вода – надеть спасательный жилет

Воздух – пройти по бревну (с поддержкой)

Земля – проползти под натянутой сеткой

Огонь – пролезть через обруч

    Станция «Музыка природы»

Разучивание песни про природу

    Станция « SOS » или знаки говорят»

Придумать и создать знак в защиту окружающей среды (например: «осторожно редкий вид муравьев»)

    С танцем по жизни

Разучивание танца «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Общее построение.

Демонстрация творческих заданий:

Представление знака

Общее исполнение песни

Награждение.

Финальный флешмоб ««Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»»

Дорогие, друзья! Давайте помнить, что наша планета – наш общий дом, это земля и твоя, и моя. Будьте добры друг к другу и не причиняйте зла ни природе, ни людям!

ПУТЕВОЙ ЛИСТ ЭКОПОЕЗДА

станции

местоположение

баллы

Народные приметы

« SOS » или знаки говорят

Четыре стихии

Зеленый ящик

Музыка природы

Необычный зоопарк

С танцем по жизни

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть ещё природы храм –

С лесами,тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь

Игра – путешествие на экологическом поезде для 4 класса

Карачурина Елена Марсовна – учитель МБОУ «Кунашакская СОШ»

Цель игры – познакомить с экологической ситуацией на нашей Земле, у нас в районе; сформировать желание беречь природу; воспитывать бережное отношение к ней, чувство сострадания к животным и чувство любви.

Ход игры:

(Шум ж/д вокзала)

1 ведущий: Уважаемые пассажиры! Наш экологический поезд готов к отправлению. Просим занять свои места и сесть удобно.

1 слайд – название путешествия

2 ведущий: Просим вас ознакомиться с маршрутом нашего путешествия:

2 слайд – название станций

1. Станция «Водная»

2. Станция «Зеленый дом»

3. Станция «Красная книга»

4. Станция «Всезнаек»

5.Станция «Школа» Счастливого вам пути!

1 ведущий: Наш поезд тронулся, и я прошу вас посмотреть в окно: мимо нас проносятся леса, поля, озера. Как удивительна, прекрасна и неповторима наша Родина.

3-6 слайды – пейзажи

2 ведущий: Но этот дивный мир очень нежен, хрупок и не может уцелеть без нашей любви, заботы, помощи. Будущее всего человечества зависит от совместных действий государств и народов.

1 ведущий: Для этого каждый человек должен внести свой вклад в дело спасения нашей планеты.

(стихи Е. Шкловского читают дети)

Смотрю на глобус – шар земной.

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги».

В тревоге рощи и леса.

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники

«Ты береги нас, береги».

Грустит глубокая река,

Свои, теряя берега,

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь человеком, человек!

В тебя мы верим, не солги

Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

«Я сберегу, вас, сберегу!»

2 ведущий: Человек уже причинил немало вреда природе. Пытаясь изменить её, люди не задумывались о ее последствиях.

1 ведущий: Наш поезд прибыл на станцию «Водная»

7 слайд – станция «Водная»

(стихи о воде читают дети)

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

2 ведущий: В катастрофическом состоянии находятся Чёрное, Азовское, Балтийское моря, озёра Ладога, Байкал.

1 ведущий: За последние 50 лет практически высохло Аральское море.

8 и 9 слайды – с видом Аральского моря

2 ведущий: Чистой воды остаётся все меньше и меньше, а виноват в этом сам человек. В реки, озера, моря сливаются грязные воды с заводов и фабрик, канализации крупных городов.

1 ведущий: Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно заполнить 10 тысяч товарных поездов.

2 ведущий: Наша река Теча когда-то была красивой и богатой рыбой. Приносила жителям своих берегов огромную пользу и удовольствие. Люди купались в её водах, ловили рыбу. И никто не знал, что ожидает её впереди.

10-11 слайды – с рекой Течей

1 ведущий: Но однажды случилась авария на атомной электростанции «Маяк» и радиоактивные отходы были спущены в Течу. Жителей некоторых деревень эвакуировали, переодев в солдатскую одежду, не разрешили им взять даже самое необходимое. Бульдозерами все дома, скот свалили в огромные ямы и зарыли. Буд-то этих деревень и не было на земле никогда. Люди узнали, что нельзя купаться в реке, нельзя ловить рыбу и надо держаться от реки подальше. Течу загородили колючей проволокой.

2 ведущий: Но люди, не понимали опасности. Все равно они купались, ловили рыбу, выгуливали скот и птицу, собирали ягоды на берегу реки. Жители берегов реки начали болеть и умирать от болезней рака и не знали, что виновата во всем река.

1 ведущий: Так загрязненная людьми река, без вины виноватая, до сих пор уносит жизни людей.

1 ведущий: Продолжаем наше путешествие. Просим занять свои места.

2 ведущий: У меня возник вопрос, а что же на нашей планете никто не занимается проблемами природы?

1 ведущий: Конечно, же есть такие люди, которые защищают природу, которые оберегают все, что растет и всех животных от исчезновения.

2 ведущий: Кто же эти люди? Ребята, а вы знаете, как эти люди называются?

12 слайд – экологи

1 ведущий: Экологи говорят: нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому что это наш дом. А дом нужно всегда беречь, защищать и содержать в чистоте.

2 ведущий: Как экологи называют Землю?

(ответы детей – «Зеленый дом»)

1 ведущий: Мы подъехали к следующей станции, которая так и называется – Зеленый дом.

13 слайд – станция «Зеленый дом»

2 ведущий: Подышим свежим воздухом, когда я была маленькая, здесь был лес.

1 ведущий: Но я не чувствую свежего воздуха, да и леса я не вижу.

2 ведущий: Люди уничтожали и продолжают уничтожать леса, которые являются «легкими планеты». Леса очищают воздух и являются уникальным сообществом живых организмов.

1 ведущий: Фабрики, заводы своими выбросами в атмосферу сделали воздух Земли практически непригодным для дыхания.

14-15 слайды – трубы заводов

2 ведущий: А как же спасти нашу атмосферу и свежий воздух?

(ответы детей)

16-17 слайды - лес

(звуки леса, пение птиц)

2 ведущий: Сядем в наш поезд, мы продолжаем путешествие.

1 ведущий: Пока поиграем: разделимся на команды. Каждая команда должна перепеть другую. А поём песни, в которых содержатся строчки о цветах, зверях, птицах.

2 ведущий: Мы подъезжаем к следующей станции.

1 ведущий: Её название вы сейчас угадаете. Как называется книга, в которую заносят растения, животных, нуждающихся в охране и защите человека?

2 ведущий: Станция «Красная книга».

18 слайд – станция «Красная книга»

Некоторые растения и животные стали редкими. Они внесены в красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет – сигнал опасности.

19 слайд – «Красная книга»

1 ведущий: Каких же зверей, птиц, занесенных в Красную книгу, вы знаете?

2 ведущий: Чем же полезны хищники, почему их тоже занесли в Красную книгу, потому что они такие злые?

(ответы детей)

1 ведущий: Какие растения занесены в Красную книгу?

2 ведущий: А как случилось, что растения тоже попали в Красную книгу?

(стихотворение читает ребенок)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы –

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

(рассказы детей)

2 ведущий: С давних пор люди занимаются хозяйством. Строят города, дороги, возделывают поля, тянут газопровод и нефтепровод. Все это необходимо и часто для этого уничтожаются леса. Много деревьев уничтожается ради получения древесины. С каждым годом потребности

людей растут, а лесов становится все меньше.

1 ведущий: Зато все больше загрязняется воздух и водоемы, высыхают реки, озера. Поэтому страдают и погибают растения и животные, болеют люди.

2 ведущий: Люди истребляют животных ради мяса, красивого меха, ради развлечений.

1 ведущий: А какой же выход из этой ситуации вы предлагаете, ребята?

(ответы детей)

2 ведущий: Ну, подумаешь, пошли в лес и сорвали цветы, сломали несколько веточек, поймали бабочек… Я же одна…

1 ведущий: Это ты так думаешь, что одна. Одну рану нанесешь ты, другую рану – твой друг. А если весь класс, вся школа, весь город пойдут и нанесут раны природе? Ребята, природе трудно залечивать даже самые маленькие раны. Давайте подумаем почему?

(ответы детей)

2 ведущий: Наша планета Земля добра к нам. И мы должны отвечать ей теплом на тепло, любовью на любовь. Ученые – экологи бьют тревогу: природа в опасности! Но есть несколько простых правил, как вести себя на природе и они помогут сохранить нашу природу. А вы их знаете, ребята?

(ответы детей)

20 слайд – правила поведения

1 ведущий: Как долго мы находились на станции «Красная книга». Как много узнали!

2 ведущий: Наша дорога будет приятней, если мы станцуем танец маленьких утят.

1 ведущий: Следующая станция «Всезнайка».

21 слайд - станция «Всезнайка»

Что же мы знаем о нашей природе, о том, что нас окружает:


  1. Как называют «фруктовую» утку? (мандаринка)

  2. Какая птица оживляет часы? (кукушка)

  3. Какую птицу используют как ловчую? (сокол)

  4. Как называется любитель рано вставать? (жаворонок)

  5. А любитель поздно ложиться? (сова)

  6. Как кукует кукушка: с открытым или закрытым клювом? (закрытым)

  7. Для чего плачут дельфины? (для защиты глаз от повреждений)

  8. Какое насекомое, находясь в Подмосковье, чувствует землетрясение в Японии? (кузнечик)

  9. Какая рыба носит имя человека? (карп)

  10. Какой овощ самый распространенный на земле? (лук)

  11. Зачем зайцу большие уши? (чтобы не перегреться)

  12. «Умываются» ли насекомые? (многие очень тщательно)

  13. Самое большое млекопитающее? (кит)

  14. Самое маленькое млекопитающее? (летучая мышь)

  15. Каких птиц называют «птицей мира»? (голубей)

  16. Есть ли зубы у комаров? (да, 22 зуба)

  17. Какая птица не является водоплавающей, но живет у водоемов? (кулик, цапля, журавль)

  18. Чем дышат пиявки? (кожей)

  19. Какая вода в айсбергах: пресная или соленая? (пресная)

  20. Как муравьи спасаются от пожара? (тушат огонь)

  21. Личинки какого насекомого рыбаки называют мотылем? (комаров)

  22. Является ли городской воробей перелетной птицей? (нет)
2 ведущий: Ну, а теперь пора возвращаться в школу.

22 слайд – станция «Школа»

(дети читают стихи)

Все – все

Все на свете

На свете все нужны!

И мошки

Не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников

Злых и свирепых!

Нужны все на свете подряд –

Кто делает мед

И кто делает яд.

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки.

Да! Если мы с кет-то не очень дружны,

Мы все-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется…

Все – все

Все на свете

На свете все нужны!

И это все дети запомнить должны! Б. Заходер

Давайте, люди,

Дружить друг с другом,

Как птицы с небом,

Как ветер с лугом,

Как парус с морем,

Трава с дождями,

Как дружит солнце

Со всеми с нами.

Исполняется песня.

Конспект открытого урока по предмету « Окружающий мир»

ТЕМА: « Экологическая безопасность Земли»

КЛАСС: 3 В

ЦЕЛИ: 1.систематизировать и расширить знания учащихся о состоянии природы нашей планеты; раскрыть некоторые экологические проблемы;

2. формировать представление о Земле, как общечеловеческом доме;

3. показать важность международного сотрудничества в области охраны окружающей среды;

4. развивать речь, память, мышление, воображение;

5. воспитывать ответственное отношение к природе;

ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки планеты, слайды с изображением природы, карточки с названиями групп, конверты с заданиями для групп, таблички с признаками экологической беды, информационные листы, макет Книги-памятки.

ХОД УРОКА:


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

ТСО

Эмоциональ

ный настрой
Организацион

ный момент

Постановка целей.

Изучение

материала

Итог урока


Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Какой сегодня чудесный день, сколько улыбок он нам несет! Улыбнитесь друг другу, чтобы улыбка и хорошее настроение сопровождали нас в течение всего урока!
Сегодня на уроке мне понадобиться ваше внимание, поддержка и помощь. Закройте глаза и вслушайтесь в слова:

«Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего раньше и не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это-Земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. Как важно, чтобы это продолжалось вечно…
Есть такое высказывание: «Встал утром, умылся, приведи в порядок планету» к сожалению все чаще и чаще мы забываем об этом. Поэтому тема нашего урока- «Экологическая безопасность Земли» Мы обсудим экологические проблемы, попробуем найти пути решения некоторых из них, поговорим о правилах поведения в природе.

Поможет нам в этом экология. Что это такое?

Экологи пытаются определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа, как добиться взаимопонимания и сотрудничества.

Наша Земля очень красива и многое дает человеку

Байкал -самое глубокое озеро и крупнейшая сокровищница пресной воды.
Чистый горный воздух обладает настоящими целебными свойствами.
Лес – это легкие нашей планеты.

Согласны ли вы, что наша планета красива?

Разноцветная, веселая, живая.

Ты для нас, как мать, одна на свете,

Мы твои заботливые дети.
Но порой, под нашими руками

Красота твоя бесследно исчезает.

Задыхаются от грязи океаны,

Звери, птица, травы погибают.
Ребята, что случилось, почему наша Земля загрустила?
Что угрожает нашей планете?

Необходимо помочь планете. Поэтому сегодня вы окажитесь в роли ученых-специалистов: ботаников, зоологов, географов, экологов.

Что изучают ученые- ботаники?

Что изучают зоологи?
А географам специальное задание: рассказать, что угрожает почве, воде и воздуху.
А экспертная группа экологов расскажет нам, что такое цепь загрязнения и как можно защитить свое здоровье в данной ситуации.
На подготовку вам отводится 5 минут.

Кто из ученых готов начать свое выступление?

Кто виноват во всех этих бедах?

И больше всего от этого он сам и страдает. А как это происходит, нам расскажут ЭКОЛОГИ.

ФИЗМИНУТКА.
Наша планета огромна и лишь объединившись мы сможем ей помочь.

Но неужели до этого момента человек не задумывался обо всех этих проблемах, неужели ничего не предпринималось в защиту Земли?

Мы видим, что в нашей стране принимаются меры по охране природы. Но достаточно ли этого, чтобы спасти природу всей планеты?
Люди создали границы, отгородились друг от друга, и забыли, что.

У всех людей одна планета

И ветрам нет на ней границ,

Как нет границ потокам света

И перелетам диких птиц.
И нам беречь планету надо

Для тех, кто будет после нас.

А мы бездумно сыплем яды

И дом свой травим не скупясь.

В природе нет границ, и только сообща люди могут спасти планету и себя. Государства заключают конвенции - т.е. соглашения. Например, Конвенция по ограничению торговли редкими и исчезающими видами растений и животных.

Сейчас каждая группа получит информационные листы. Выберите те международные соглашения, которые соответствуют вашей специальности
Экспертная группа в лице экологов принимает отчеты
Созданы и создаются международные организации, служащие делу охраны природы. Одна из них – Международный союз охраны природы (МСОП). Именно эта организация издает « Международную красную книгу». Создан всемирный фонд дикой природы.
А мы попробуем создать КНИГУ-ПАМЯТКУ экологической безопасности жителей Земли. В ней вы опишите, что нужно делать, чтобы сохранить природу в чистоте и не допустить экологической катастрофы. Поможет нам в этом учебник. Откройте его на стр. 31.

Вот такая книга у нас получилась. Посмотрите, и планета наша заулыбалась.

Планета улыбается, она обрадовалась, т.к. поняла, что у нее появились защитники, которые вылечат ее и превратят в цветущий сад.

На этом наш урок заканчивается и остается только подвести итоги.

Что нового узнали? Что наиболее запомнилось? Достигли ли мы поставленных целей?
Коль суждено дышать нам воздухом

Давайте же мы все навек

объединимся.

Давайте наши души сохраним!

Тогда мы на Земле и сами сохранимся!
Всем спасибо! Урок закончен. До свидания!

Дети приветствуют учителя, гостей и улыбаются друг другу.

Дети закрывают глаза и представляют все то, о чем говорит учитель

Экология- это наука о нашем общем доме, о нашей планете.

Да! Наша планета очень красива.

Человек стал сильно загрязнять ее.
Загрязнение воды, воздуха, вырубка лесов, истребление животных и т.д.

Они изучают «легкие» планеты, т.е. растения
Они изучают животных-братьев наших меньших.

Самостоятельная работа учащихся по решению поставленной задачи.
Поочередное выступление групп БОТАНИКОВ, ЗООЛОГОВ, ГЕОГРАФОВ. Выступает 1 человек от каждой группы.

Виноват человек.

Выступает группа ЭКОЛОГОВ.

Человек задумывался над этими бедами. Создавались заповедники, национальные парки, ботанические сады и, конечно Красная книга.
Нет, этого не достаточно.

Здравствуй, планета!

Здравствуй, Земля!

Отныне мы дети твои и друзья.

Отныне мы вместе большая семья.

Мы твои дети,

Планета Земля!
Ответы детей.


Дети поделены на 4 группы и сидят за отдельными столами.

На доске появляется рисунок

улыбающейся Земли

На доске появляется рисунок грустной планеты

За каждым столом появляется таблички БОТАНИКИ

ГЕОГРАФЫ

ЭКОЛОГИ
Каждая группа получает конверты с заданиями. (приложение1)

По мере выступления на доске появляются таблички:

1 вырубка лесов

2 уничтожение редких растений

3 лесные пожары
4 бесконтрольное уничтожение животных

5 гибель животных в результате загрязнения окр. среды.
6.Загрязнение водоемов

7. загрязнение воздуха.

8. накопление мусора.

9.отравление почвы (свалки, ядохимикаты)

Дети получают информационные листы (приложение 2)

Дети получают странички книги-памятки (приложение 3) и заполняют их.

На доске рисунок улыбающейся планеты

ибель животных в результате загрязнения окр. .кое цепь загрязнения и как можно защитить свое здоровье в данной ситуациитва.бли

Слайд 1. Озеро Байкал
Слайд2. Горы

Слайд3. Ласа

Слайд 4. Красоты Земли

Слайды 5, 6, 7. красота Земли.
Слайды 8,8,10.

Загрязнение воды, воздуха, вырубка лесов.

Во время работы звучит музыка и показ слайдов 1-7

Игровая программа

«Экологический поезд»

Цель: - Расширить кругозор, интерес к природе; активировать познавательную деятельность

Прививать детям культуру поведения в природе, учить бережно, относиться ко всему, что там растёт и живёт.

Напомнить детям о разнообразных дарах, которые даёт природа человеку и умело их использовать в самостоятельной жизни. Напомнить правила проезда в поезде.

Раскрыть творческие способности.

Оборудование: наглядное оформление игры; названия остановок; задания на остановках; жетоны; билеты; награды для победителей.

Ведущий: Внимание! Внимание со станции «Верино» отправляется «Экологический поезд»

(На этой станции представлена разнообразная наглядность по теме «Лес»: плакаты, иллюстрации, самодельные знаки поведения в лесу).

Здравствуйте ребята! Сегодня вы будете путешествовать по району им. Лазо на «Экологическом поезде». В пути вы сделаете четыре остановки; вас ждёт лесной доктор, грибная полянка; следы неизвестных животных и много других лесных приключений.

Сейчас вы находитесь на станции «Верино». И так для того чтобы зайти в поезд вы должны купить билеты, а денежным эквивалентом у нас будут речёвки, которые вы сейчас нам выразительно прочитаете и получите билет на поезд. (каждый отряд называется своим именем и читает речёвку).

1 Отряд «Муравьёв»

Раз – два, три – четыре

Три – четыре, раз – два

Кто шагает дружно в ряд?

Муравьиный наш отряд.

Мы сильны, как носороги,

Прочь, вредители с дороги.

Пять – шесть, семь – восемь!

В лес зелёный в гости просим

Только добрых мы гостей,

Злых обгложем до костей

2 Отряд «Лекари»

Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарство,

В каждой травке, в каждой ветке-

И микстура и таблетки,

Ну, а что и как лечить

Можем мы вас научить.

Все целебные растения

Знаем мы без исключенья,

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растения,

Что пригодны для лечения!

3 Отряд «Экологи»

Про природу люди

Перестали думать,

Разрушают, портят,

Убивают, мутят,

И зверей и птиц

Жестоко убивают,

Мусором, отходами

Речки засоряют,

Так давайте люди

Будем мы нежнее,

И природу будем.

Мы оберегать!

4 Отряд «Заповедник»

«Заповедник» - это слово

Всем и каждому знакомо

В нем животных охраняют,

Кормят и оберегают.

Запрещают здесь охоту,

Проявляют здесь заботу!

Молодцы! Вы выкупили забронированные билеты (раздача билетов) и сейчас вы отправитесь в путешествие. Постарайтесь на всех остановках заполнить билеты баллами и сдать их в конце путешествия для получения наград и призов. В конце игры мы определим лучших знатоков экологии.

    Остановка. «Рыбацкая викторина»

Вопросы и задания:

1.Какие продукты можно использовать для приготовления блюд из рыбы? Как оно будет называться? (рыбный суп, селедка под шубой, тала, хе и т.д.)

2.Как рыбаки называют предмет, без которого не обойтись на рыбалке и не поймать ни одной рыбы? (наживка)

3.Какой спортивный инвентарь используют моряки при измерении силы? (канат)

4.Какая рыба вооружена лучше всех? (рыба – меч)

5.Какая рыба, кроме «золотой» способна исполнить желание? (щука)

6.Какая рыба в праздничные дни надевает «шубу»? (сельдь)

7.Каким орудием ловил рыбу старик из «сказки о рыбаке и рыбки» А.С Пушкина? (неводом)

8. Какая рыба носит имя человека? (Карп)

9.Вспомните пословицу о рыбке («Без труда не выешь и рыбку из пруда»)

10.Какие слова говорил волк из сказки, сидя у проруби? (Ловись рыбка, большая и маленькая)

11.Что нужно взять с собой на рыбалку. (какой класс больше назовёт предметов)

12.Назвать любимый танец моряков и станцевать несколько движений его (Яблочко)

13.Изобразить понтамимой «Случай на рыбалке»

14.Нарисовать рыбку и дать её название. (Можно рисовать с закрытыми глазами всей командой или одному человеку)

2. Остановка «Путешественник – отличник»

Викторина.

Вспомните правила путешественника.

1. В лес с собой надо брать. (1.Компас , 2.Глобус)

2. Костёр надо разводить. (1.На поляне , 2. Под деревом)

3.Ветки для костра надо …. (1.Ломать с живых деревьев, 2.Подбирать с земли )

4. Прежде чем уйти, костёр надо … (1.Залить , 2.Засыпать торфом)

5. Мусор надо … (1.Взять с собой , 2.Оставить в лесу)

6. Что не разлагается в почве? (1.Полиэтилен , 2.Бумага, 3.Угли)

7.Грибы надо есть … (1.Жаренными, 2.Сырыми)

8.Увидев ёжика надо ….. (1.Пройти мимо , взять его домой)

9.В лесу надо ….. (1.Слушать громкую музыку, 2.Вести себя тихо и сдержанно)

Загадки:

Предлагаются загадки короткие и длинные. Оформлены они по разному: короткие загадки вписаны в сердцевинки ярких цветов, длинные -на обратной стороне отдельных лепестков.

Ведущий: Много цветов на моей остановке? Но мои цветы не простые, а с секретом – с лесными загадками. Лёгкие загадки - на цветах, на лепестках трудные.

Выбирай кому, какие нравятся.

Короткие загадки.

Четыре листа вроде креста, да чёрный глаз глядит на нас (Вороний глаз)

Никто не пугает, а вся дрожит (осина)

Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник (Дятел)

Весной – зеленеет, осенью – желтеет, упадёт – почернеет (Яблоко)

Растёт стеной, её не тронь, сожжёт, как огонь (Крапива)

Прыгает ловко, любит морковку (Заяц)

Платье скинет, а пуговки останутся (Рябина)

Длинные загадки.

Царства тёмного жильцы ползут в разные концы.

Неустанно влагу пьют, всем растениям жизнь дают. (Корни)

Я - старуха вредная, на мне шляпа бледная.

А нога в ботинке, на чулке пестринки.

Кто меня коснется – больше не проснётся. (Бледная поганка)

Носит этот «мальчик» жёлтый сарафанчик.

Подрастёт – нарядится в беленькое платьице.

Пышное, воздушное, ветерку послушное

Нежный хрупкий, небольшой, постарел и стал седой.

А как только постарел, вместе с ветром улетел (Одуванчик)

Стоит дом, в нём тысяча хором.

Хозяева из сада уносят нам усладу.

Не мешай, не тронь – сожгут, как огонь (Пчёлы)

2.Остановка «Зелёная аптека»

На столе разложены листовки аптекоуправления, иллюстрации лекарственных трав.

Ведущий: (в белом халате со знаком «зелёная аптека», в руках у него карточки с «диагнозами»). Дети, вас приветствует лесной доктор. Вы шагаете по экологической тропе. Представьте, что с вами случилась непредвиденная ситуация. Возможно, вы заболели. Я не буду давать горьких таблеток. Лечиться будем с помощью растений. Выбирайте диагнозы и приступайте к лечению.

Шагая по тропе я напоролся на острый сучок, повредил плечо и приложил растение….. (Подорожник, тысячелистник, сок крапивы).

Отправляясь путешествовать по тропе, я надел новые кроссовки. Они натёрли мне ноги до мозолей. Пришлось остановиться, приложить лечебное растение…. И забинтовать ноги. (подорожник, мох).

С утра было солнечно, я отправился путешествовать в лёгкой одежде. Вдруг пошёл проливной, холодный дождь. Я промок до нитки. К вечеру поднялась высокая температура. Мне помог чай ….. (Из малины, липового цвета, зверобоя).

Шагая по тропе я, увидел не затушенный костёр. Я поторопился сбить огонь и обжёг руку. Хорошо, что мне попался … Это настоящий лесной пластырь (Гриб – дождевик, измельченная хвоя сосны).

Набродившись в лесу, мы долго не могли успокоиться от впечатлений. Пришлось нашему руководителю заваривать нам особый, успокоительный чай…….(Из валерианы, пустырника).

Переходя болотистое место, я сошёл с тропы и провалился в трясину. Друзья спасли меня, но от испуга у меня заболело сердце. Вылечил меня отвар…….(Из валерианы, плодов боярышника, купены).

Шагая по тропе, я нечаянно потревожил осиное гнездо. Оса больно ужалила меня. Когда я приложил …. Боль стала стихать.(Подорожник).

Шагая по тропе, мы набрели на родник. Я выпил много студёной воды и вскоре не мог удержаться от кашля. Мне помогла……. (Мать - и- мачеха, багульник, подорожник, шалфей).

4.Остановка «Шифровка»

Реши задачу;

1.Длина реки Кия 3660 км. , а реки Хор 5780. На сколько километров длина реки кия короче длины реки Хор. (2120 км.)

2.Длина водоема «Драга» 3500 м. , а «Бамовского» озера 2400 м. На сколько водоем «Драга» длиннее «Бамовского» озера. (1100 м.)

3.Один хомяк запасает на зиму 800 г. Зерна. Сколько зерна запасает на зиму 2 хомяка, 20 хомяков. (1кг. 600г, 10 кг. 600 г.)

4. Густая шерсть хорошо защищает верблюда от холода и жары. Он не требователен к пище – ест любые пустынные растения, пьет солоноватую и соленую воду. Причем верблюд за один раз может выпить 57 литров воды. Сколько литров выпьет он за 2 раза. (114 л.)

5. Вес белого медведя 500кг. Сколько килограммов весят 2 таких медведя (1000 кг.)

6. В разных частях земного шара в течении всего года сверкает молния и гремит гром. По данным статистики, в каждую секунду молния сверкает, а следовательно, и гремит, не менее 100 раз. Сколько раз на всем земном шаре сверкнет молния за 1 час.

Впиши в рамочку числа, начиная с большего, в порядке уменьшения. Под ними запиши соответствующие им буквы


Впиши в рамочку числа, начиная с большего, в порядке уменьшения. Под ними запиши соответствующие им буквы


Запиши в рамочку числа, начиная в порядке возрастания. Под ними запиши соответствующие им буквы.


-Впиши в рамочку только нечётные числа в порядке возрастания. Под ними запиши соответствующие им буквы.

Впиши в рамочку только чётные числа в порядке возрастания. Под ними запиши соответствующие им буквы.


ИТОГ ИГРЫ:

После прохождения всех привалов все собираются в актовом зале для подведения итогов. Ведущий называет победителей и вручает им награды и сувениры, благодарит всех детей за активное участие в игровой программе «Экологический поезд»

Билет 6 класса

Название станций остановок

Баллы

«Рыбацкая викторина»

«Путешественник – отличник»

«Зелёная аптека»

«Шифровка»

Примечание:

ОБЩИЙ БАЛЛ_______________

Билет 7 класса

Название станции

Баллы

«Путешественник – отличник»

«Зелёная аптека»

«Шифровка»

«Рыбацкая викторина»

5 баллов – за правильные ответы, за большее количество участников

4 балла - если допущены незначительные ошибки

3 балла - если допущены ошибки

2 балла - если допущены грубые ошибки

Примечание:

Самые активные участники: (2-3 учащихся)____________________________

__________________________________________________________________

ОБЩИЙ БАЛЛ_______________

Билет 8 класса

Название станции

Баллы

«Зелёная аптека»

«Шифровка»

«Рыбацкая викторина»

«Путешественник – отличник»

5 баллов – за правильные ответы, за большее количество участников

4 балла - если допущены незначительные ошибки

3 балла - если допущены ошибки

2 балла - если допущены грубые ошибки

Примечание:

Самые активные участники: (2-3 учащихся)____________________________

__________________________________________________________________

ОБЩИЙ БАЛЛ_______________

Билет 9а,б класса

Название станции

Баллы

«Шифровка»

«Рыбацкая викторина»

«Путешественник – отличник»

«Зелёная аптека»

5 баллов – за правильные ответы, за большее количество участников

4 балла - если допущены незначительные ошибки

3 балла - если допущены ошибки

2 балла - если допущены грубые ошибки

Примечание:

Самые активные участники: (2-3 учащихся)____________________________

__________________________________________________________________

ОБЩИЙ БАЛЛ_______________