История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.


Стремительно развивающийся в настоящее время экологический кризис поставил человечество в очень трудное положение. Одно из серьезных проявлений этого кризиса – его негативное влияние на здоровье человека. Попытки заставить людей выполнять природоохранные требования не всегда результативны именно потому, что сознание и культура не достигли того уровня, когда человек воспринимает эти требования, как свою внутреннюю потребность, а не как обязанность. И мы должны эту задачу – охранять природу - переориентировать: охранять не от человека, а для человека.


Сделать это можно через экологическое воспитание, просвещение и образование. Это большая, длительная и трудоемкая работа, в которой принимают участие учреждения системы образования и культуры, природоохранные структуры, общественные организации. Библиотекам в этом процессе отводится одна из ведущих ролей.

Деятельность по экологическому просвещению будет всегда актуальной; она может включать, в зависимости от статуса и специфики работы библиотеки, следующие направления:

  1. Осуществление экологического просвещения населения, прежде всего молодежи, путем организаций массовых, групповых мероприятии;
  2. Совершенствование информационной работы;
  3. Активное содействие деятельности по охране окружающей среды органам государственной власти региона, общественным и иным некоммерческим объединениям, юридическим и физическим лицам;
  4. Установление новых контактов и совершенствование взаимодействия с другими учреждениями, ведущими профессиональную деятельность в области охраны окружающей среды, научными и образовательными учреждениями, учреждениями культуры, СМИ, участниками общественного экологического движения;
  5. Систематическое участие в конкретных практических акциях по охране природы;
  6. Изготовление печатно-рекламной продукции;
  7. Выявление потенциально значимых традиционных и электронных экологических ресурсов, включая локальные базы данных, ведущиеся в профильных учреждениях и организациях, а также аналогичные базы данных, доступ к которым осуществляется через Интернет;
  8. Освещение работы в СМИ;
  9. Создание информационных продуктов по экологии и охране окружающей среды:

o тематические подборки материалов, выявленных из периодических изданий по экологии, охране окружающей среды;

o экологические дайджесты – фрагменты текстов многих экологических документов, подобранные по определенным природоохранным темам и актуальным экологическим проблемам региона, не обеспеченным обобщающими публикациями, в логике и сфере интересов реальных или потенциальных пользователей;

o фактографические базы данных по долгосрочным природоохранным программам, в которых участвует данный регион, вести картотеки организации, учреждений, общественных организации природоохранного профиля.

Воспитание любви к природе и красоте окружающего мира в библиотеке начинается с оформления ее интерьера. Эффективно оформленное пространство оригинальными растениями в красивых кашпо и вазах, украшенные цветочными композициями стены, подоконники, витрины, уютно организованные «зеленые уголки»- все это вызывает чувство приобщения к прекрасному миру живой природы. Уместен стенд «Природа – наш общий дом», на котором размещена подробная информация об экологической деятельности библиотеки.

Внимание посетителей библиотеки привлечет уголок «Жить в согласии с природой», где представить коллаж из книг, фотографии, иллюстрации. Особенную прелесть уголку придадут заботливой рукой расставленные цветочные композиции. Непременно, оформить выставки книг и журналов, названия которых говорят сами за себя: «Дорога к заповеднику», «Россия: здоровье природы и людей», «Рекам и людям – чистую воду!»

Работа со справочно-библиографическим аппаратом по экологии остается одним из самых важных звеньев библиотечного дела: систематическая картотека статей с разделами экологической тематики со специальными разделами «Человек и охрана окружающей среды», «Природа и природные ресурсы», «Охрана природы».

Читателей следует информировать о наличии в фонде новой литературы с помощью проводимых в библиотеке дней информации.

· «Мир, окружающий нас, прекрасен»

· «Мы – твои друзья, природа»

· «В объятиях родной природы»

Массовые мероприятия играют особую роль в экологической работе библиотеки:

¾ Экологические акции становятся традицией для библиотек, где от библиотечных методов переходят к активным действиям. Акции вносят реальный вклад в улучшение экологической обстановки.

¾ Вечер вопросов и ответов «Экологический и экономический кризис: есть ли у тебя будущее?»

¾ Круглый стол «Экология современной жизни: правильно ли мы живем? И можно ли жить иначе?» (на подобные мероприятия желательно приглашать специалистов-экологов, преподавателей ВУЗов и школ, сотрудников ведомств и т.д., они могут обрисовать объективную экологическую ситуацию в регионе, населенном пункте и т.д.)

¾ музыкальная гостиная» «Прекрасное пленяет навсегда» (использовать и зрительные, и звуковые образы, а также нравственные, эстетические, психологические аспекты воздействия на читательскую аудиторию)

¾ праздник «Воронья каша», включающий экологический марафон на природе, театрализованную игру, развешивание кормушек, эко-прогулку.

¾ конкурс творческих работ «Бусы и браслеты из шкатулки лета» (цель конкурса: воспитание социально-активной, творческой личности; поделки из природного материала могут быть самымиразнообразными: и сказочные герои, и различные животные, и даже целые сюжетные композиции).

Экологическое воспитание в библиотеках приобретает новые формы, усиливающие эмоциональное воздействие, поскольку сочетают в себе проблемы охраны природы, искусство и книгу. К примеру, конкурс рисунков «Мы за мир без химического оружия», конкурс стенгазет, фотоконкурсы и фотовыставки: «В мире цветов», «В родном краю», «Чистота и красота нашего села (города)», конкурс цветоводов «Рукотворная красота», мультимедиа-уроки «Сохраним нашу планету», фитобар и т.д.

Многие русские и зарубежные писатели , такие, как В. В. Бианки, К. Г Паустовский, И. С. Соколов-Микитов, Н. И. Сладков, М. М. Пришвин, Э. Э. Сетон-Томпсон, Д. М. Даррелл и другие, посвятили свое творчество природе. Эти писатели в своих произведениях сумели описать ее во всем многообразии и неповторимости, поэтому книги данных писателей помогают проводить различные экологические уроки, беседы, обзоры книг, викторины, организовывать книжные выставки.

Работа по экологическому просвещению, как правило, активизируется в период проведения Дней защиты от экологической опасности . Начало акции можно обозначить проведением дискуссии или круглого стола.

В продолжение акции инициировать экологические десанты, акции, рейды и экологические патрули:

¾ «Чистая улица»,

¾ «Чистый берег»,

¾ «Чистый двор»,

¾ «Лучшая защита - это забота»,

¾ «Чистая земля - чистый двор»,

¾ «Чистое село»,

¾ «Самый лучший палисадник» и др.

Акции и рейды будут тем более успешными, чем больше социальных партнеров подключится к ней. В нынешнем году уборку и озеленение следует приурочить также к 70-летию Победы.

практическое значение для читателей, к примеру:

¾ дайджест «Экология- 2015»,

¾ список сценариев «Экология-2015»,

¾ библиографический список статьей, публиковавшихся в местной прессе за последние 5 лет,

¾ экологические путеводители и др.

Все больше библиотек создают электронные ресурсы по экологии, веб-проекты и вею-страницы, так, на сайте «Экокультура» (http://www.ecoculture.ru/ecoeducation/work/experience.php) собран перечень экологических проектов и экологических страниц библиотек.

Эффективность любых природоохранных мероприятий во многом зависит от экологической грамотности и экологической культуры населения, в том числе и подрастающего поколения.

Экологическое просвещение должно привить человеку в первую очередь знания и навыки разум ного общения с природой, совершенствовать методы и способы конструктивного участия в охране природы и рациональном природопользовании. «Надо возделывать наш сад», - сказал великий французский философ и писатель Вольтер в своем произведении «Кандид», эта фраза могла бы стать девизом экологического просвещения и воспитания. При этом следует заметить, конечно, что он имел в виду интеллектуальный, духовный сад, который должен возделывать в себе каждый чело век, чтобы стать личностью и реализовать все свои возможности. Именно экологическое воспитание и просвещение должно играть главную роль в формировании сегодняшнего Человека.

НАЗВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ:

— «Заповедными тропами»,

— «Природы мудрые советы»,

— «Пернатые обитатели земли»,

— «Лес исцеляющий»,

— «Живая планета»

— «Вода в нашей жизни»,

— «Живительный источник» (к Всемирному дню водных ресурсов)

— «Русские „колумбы“ (о путешественниках)

— «Живи, Земля!»,

— «Как сберечь голубую планету» (к Международному дню Земли)

— «И вечная природы красота»

¾ «Книжный дозор» (к Всем. дню охраны окружающей среды)

— «Бросим природе спасательный круг»

— «Не только в гости ждет тебя природа!»

— «Они цветут, сердца отогревая» (о цветах)

— «Времена года моего села»

¾ Цикл о временах года (4): «Красавица зима», «Пришла весна нарядная», «Ах, лето красное любил бы я тебя…», «Осенний калейдоскоп»

— «Чистая экология – здоровая жизнь…»

— «Наша матушка Земля» (к Всемирному Дню Земли)

— «Наши милые питомцы» (к Всемирному дню домашних животных)

— «Пришла красавица весна»,

— «Мама всех звериных малышей» (105-летию со д. р. В. В. Чаплиной),

— «Природа, как же ты загадочна!»,

— «Моя малая Родина»,

— «Моя страна – безмерна и бездонна»

— «Времена года»

— «Открой для себя удивительный мир птиц»,

— «Стремительные и непостижимые» (к Международному дню птиц)

— «Охрана природы – веление времени» (к Международному дню охраны окружающей среды)

— «Берегите природу!» (к Году экологии)

— «Царица-Водица»,

¾ «Всегда и везде человек нуждается в воде» (к Всемирному дню воды)

— «Соловьиный праздник» (к Международному дню птиц)

— «Береги природу своего края»,

— «Путешествие в зелёную аптеку» (к Международному дню охраны окружающей среды)

— «Солнце, воздух, вода – это наша жизнь» (к Межд. году водного сотрудничества)

— «О братьях наших меньших»: (к Всемирному дню защиты животных)

— «Заповеди природы»

— «Сохраним природу для потомков»

— «Что вы знаете об охране окружающей среды»

— «Очистим планету от мусора»

— «Наши пушистые друзья» (к Всемирному дню кошек)

— «Наши пернатые друзья» (к Всемирному дню птиц)

— «Учись правилам поведения в лесу» (к Всемирному дню Земли)

— «Любимые уголки природы» (к Всемирному дню эколога)

— «Зоны экологического бедствия»

— «Она – твой давний добрый лекарь»

— «Заглянем в мир живой природы»

— «Наш общий друг – природа»

— «Тем, кто любит природу»

— «Моя планета – ЗЕМЛЯ»

¾ «Охрана природы – веление времени»

— «Сохраним природу» (к Международному дню Земли)

— «Вы слыхали о воде? Говорят, она – везде!…» (к Всемирному дню воды)

— «Наши пернатые друзья» (к Международному дню птиц)

— «Спасем мир сегодня» (к Всемирному дню окружающей среды)

— «Мы в ответе за этот мир!»

— «За чистоту озер и рек в ответе человек» (2005-2015 – Международное

десятилетие действий «Вода для жизни»)

— «Травкина премудрость» (о лекарственных растениях)

— «Сохраним природу – значит, сохраним Родину» (к Всем. дню охраны

окруж. среды)

— «Семь страниц про зверей и птиц»

— «Через книгу – любовь к природе»

— «В капле воды отражается мир» (К Международному году водного сотрудничества и Международному десятилетию действий «Вода для жизни»)

— «Земля – слезинка на щеке Вселенной!» (ко дню Земли)

— «Жить в согласии с природой»

— «Мир зверей и птиц сходит со страниц»

— «Живая планета — живая душа»

— «Потомкам – цветущую Землю!» (год экологической культуры)

— «Изучаем родную природу»

— «Прогулки по лесу»

— «По страницам Красной книги»

— «Наши меньшие братья» (ко Дню защиты животных)

— «Вода – источник жизни» (ко Всемирному дню Воды)

— «Красная книга и ее обитатели» (ко Дню охраны окружающей среды)

— «Новоселье птиц»

— «Земля у нас только одна» (ко Всемирному Дню Земли)

— «Мир, окружающий нас, прекрасен» (ко Дню охраны окружающей среды)

— «Экологическое ассорти»

— «Книги писателей-натуралистов»

— «Земля – наш дом» (ко Дню охраны окружающей среды)

— «Как не любить нам эту Землю!»

¾ «Слово о родной природе»

¾ «Моя любимая кошка»

¾ «Всё о кошках»

¾ «Моя семья любит природу»

¾ «В мире животных»

¾ «Природа и фантазия»

¾ «Причуды природы»

¾ «Удивительный мир природы»

¾ «Сохраним наш мир»

¾ «Природе надо, чтоб её любили»

¾ «Человек – гармония – природа»

¾ «Экологические проблемы XXI века»

¾ «Краски осеннего леса»

¾ «Где зимуют наши птицы?»

Цель занятия - формирование у воспитанников ценностного отношения к природе.

Задачи:

  • формировать у воспитанников устойчивую систему взглядов ценностного отношения к природе;
  • расширять представления о природе родного края;
  • способствовать развитию мышления, творческих способностей;
  • активизировать познавательный интерес.

Форма организации мероприятия: игра-путешествие.

Оборудование: видео «Природа Казахстана», слайды с изображением растений и животных СКО, поделки детей из бисера, компьютер, магнитофон, карточки с заданиями.

Действующие лица: 2 ведущих, команды детско-подростковых клубов.

Ход мероприятия

«Эту истину знаю отроду
И ее никогда не таю.
Кто не любит родную природу.
Тот не любит отчизну свою»
И. Романова

Песня «Осень»

Видео «Природа Казахстана» на фоне музыки читают стихи.

Аня:
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм -
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь

Настя Картюк:
Посмотри, мой юный друг!
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года -
Это все вокруг природа!

Марина Кузьменко:
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!

Песня «Дорогою добра» исполняет Артур.

Валя: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашей игре «Тайны природы», посвященной природе родного края. Сегодня мы совершим незабываемое путешествие в удивительный мир природы, окунемся в его тайны и сделаем для себя новые открытия.

Аня: В игре принимают участие пять команд. Приветствуем команды детско-подростковых клубов Арман, Элегия, Достык, Родник и Надежда. А ваши ответы, знания будут оценивать уважаемое жюри:

Валя: Шуточная разминка для команд.

1. «Литературный персонаж. Кто он в природе?» Задание: Каждой команде нужно угадать по два персонажа.

Задание для команды «Элегия»:

Бэмби - .....(оленёнок)
Наф-Наф, Ниф-Ниф, Нуф - Нуф - ...(поросята)

Задание для команды «Достык»:

Гена... (крокодил)
Вини-Пух - ...(медведь)

Задание для команды «Арман»:

Тортила - ....(черепаха)
Артемон - ...(собака)

Задание для команды «Родник»:

Серая Шейка - ...(утка)
Каа - ...(питон)

Задание для команды «Родник»:

Цокотуха - ...(муха)
Акела - ...(волк)

Аня: Чтобы сберечь живую природу, надо ее изучать. Давайте попробуем ответить на вопросы экологической викторины - по четыре вопроса каждой команде. Правильный ответ - 1 балл.

1. Задание для команды «Элегия»:

Назовите баснословную похитительницу сыра. (Лиса)
Какое растение дает самый лучший мед? (Липа)
Название какого растения связано со звоном? (Колокольчик)
Никто не пугает, а она дрожит. (Осина)

2. Задание для команды «Достык»:

Как звали лису, подружку кота Базилио? (Алиса)
Глаза на рогах, а дом на спине. (Улитка)
Растет ли дерево зимой? (Нет)
Какой снег быстрее тает: чистый или грязный? (Грязный)

3. Задание для команды «Родник»:

Пожиратель калош, если верить Чуковскому, - это...(Крокодил)
Что вниз растет? (Сосулька)
Когда цветет сирень? (Весной)
Спит на земле, утром исчезает. (Роса)

4.Задание для команды «Арман»:

В какую птицу оборачивается Финист из русской народной сказки? (Сокол)
Что за трава, которую узнают едва задев? (Крапива)
Какой страшный зверь ест малину? (Медведь)
Сколько крыльев у жука? (4)

5. Задание для команды «Надежда»:

Кого во всех сказках называют царем зверей? (лев).
На какое дерево садится ворона в дождь? (На мокрое)
Кто два раза родится? (Птица)
Соком какого растения выводят бородавки? (Чистотел)

Слайд: Лесное сообщество.

Настя Подласова:
О человек! Природа - мать ни рек
И ни морей от глаз твоих не прячет,
Ни росных трав, ни синевы небес,
Цени его, доверие природы,
Не подведи её. И в темный лес
Входи, как в храм под каменные своды.

Саша:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.

Валя: Приходилось ли вам, ребята, гулять по лесу спокойно, без беготни, не кричать, не аукать, а просто тихо-тихо пройти по лесной тропе? В таком лесу можно увидеть много интересного: и зайца, и белочку - хлопотунью, и как работают дятлы или как мыши тащат в свой дом травку, как паучки плетут паутинку, как пчелы собирают сладкий сок - нектар и многое другое. Давайте совершим воображаемое путешествие на природу. Итак, приготовились. Представьте, что мы идем в лес - станция: «Лесное сообщество».

Аня: Конкурс «Лото». Каждой команде вручается конверт с изображениями листьев. Задача: прикрепить лист в ячейку с названием дерева. (береза, тополь, дуб, клен, каштан, вяз). Ведущие собирают карточки и сразу по слайду проверяют правильность и говорят баллы жюри. (1б. каждый правильный лист).

Валя: Итак, следующий конкурс «Грибная поляна». Ваша задача - отделить съедобные грибы от несъедобных и собрать корзинку только съедобных грибов. (Каждая команда получает карточки с изображением грибов и чистый лист в виде корзинки с надрезами для грибов). Пока команды готовятся ребята из клуба «Арман» исполнят танец «Поварята» .

Аня: Очень приятно побродить по лесу, послушать звуки, а их в лесу так много. И каждый житель леса поет на свой лад. Итак, следующаястанция «Музыкальный калейдоскоп». Сейчас команды получат карточки и должны разложить их в соответствии «Кто как поет?» (ведущие сразу озвучивают ошибки - ответы на слайде)

Голубь - воркует
- глухарь - токует
- лиса - лает
- медведь - ревет
- утка - крякает
- филин - ухает
- кабан - хрюкает

Валя: А теперь мы увидим как же поют наши участники. Задание для команд спеть песню «Жили у бабуси два веселых гуся» с заменой всех гласных на буквы а, о, е, я, у, э. Капитаны команд выбирают конвертики с заданной буквой. Жюри оценивает артистичность по пятибальной системе.

Аня: Люди издавна обращали внимание на явления природы, связанные с изменением погоды. Станция «Природные синоптики». На заранее разрезанных листочках записаны приметы. Нужно их «собрать». За быстроту - 1 балл, за правильность - 2 балла. Команды готовятся, а для зрителей выступает танцевальная группа - танец «Тучка».

В январе к вечеру усилился мороз - к ясной погоде.
Рыбы выскакивают из воды и ловят мошек - к дождю.
Комары сильно кусаются - к дождю.
Ласточки высоко летают - ясная погода.

Валя: Станция «Эколог». Задания на слайде, а участникам нужно выбрать категорию. Категории: «Знатоки родной природы», «Их нужно спасти», «Маленькие тайны природы», «Лесная аптека».

1. Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его? (Нет, только в ответ на боль, даже слабую.)

2. Куда исчезают лягушки, жабы зимой? (Спят.)

3. Назовите самого прожорливого хищника планеты. (Стрекоза, она съедает пищи за день в несколько раз больше, чем весит сама.)

4. Какой зверь самый чистоплотный? (кошка.)

1. Ты натер ногу в пути, как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.)

2. Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черной смородины, шиповника.)

3. Какая лесная ягода может заменить лимон? (Клюква, она содержит лимонную кислоту.)

4. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает людям? (Валериана. Капли и настои валерианы употребляют при бессоннице).

5. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Мох сфагнум, или торфяной мох. Мох хорошо впитывает и содержит дезинфицирующее вещество.)

1. В древней Руси этого зверька называли векша. Он грациозен и красив. Его детёныши рождаются голыми, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверек очень доверчив. (Белка)

2. Почему, особенно весной, в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать музыку, жечь костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверей - искать укромные места.)

3. Этого жучка издавна называли «солнышко». Он красненький и кругленький, очень безобидный, никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и натолкнуло людей на мысль о названии этого жучка. (Божья коровка)

4. Какую роль играет ива для берега реки, водохранилища? (Своими корнями ива укрепляет берега, защищает от излишнего испарения воды.)

5. Кто не удивляется их трудолюбию и терпению! Ежегодно они могут приносить в свой дом килограмм всякой добычи, около 1000 000 насекомых. Этим они полезны лесному хозяйству. Но они разводят как пастухи массу тлей - в этом их вред, который, однако, мал по сравнению с пользой. (Муравьи)

1. Довольно крупная птица, массой 23- 33 гр., с коротким толстым клювом на голове черная шапочка, у самца грудь и часть брюшка красного цвета. (снегирь)

2. Эта птица массой от 300 до 350 гр., размером с грача. Черного цвета с красной шапочкой на голове. Клюв прямой, крепкий, приспособленный к дроблению древесины. (дятел).

3. Блестяще - черная сверху, с ярко - белой поясницей, низ тела полностью белый. Поселяются колониями. Гнезда лепные крепят к зданиям в виде неполного полушария. (ласточка)

4.Дневная птица. Населяет степи, полупустыни, пустыни. Крупная (масса от 1 до 18 кг.), плотного телосложения. Окрас пестрый, присутствует рыжий, серый и белый цвет. А голове хохолок. Клюв длинный, крепкий, заостренный на конце. Хорошо летает, бегает и много ходит, почти безголосая. (Дрофа).

5. В Казахстане гнездится в лесостепной зоне. Величиной с воробья масса 18 - 26 граммов. У самца оперение многоцветное, голова серо - стальная, спина коричневая, поясница желто - зеленая, грудь вишневого цвета. Поют громко. Первые трели выводят четко - зябь, зябь. (зяблик)

Ведущий : Все команды прекрасно справились с конкурсом «Эколог». Думаю, что каждый из вас приложит силы к тому, чтобы предотвратить экологическую катастрофу. Пусть это будет посаженное вашими руками дерево или сохраненный уголок природы, вовремя потушенный пожар или костёр, заботливо расчищенный ручеек, защищенные гнёзда и муравейники.

Аня: Прослушав песню «Прекрасное далеко» постарайтесь ответить на звучащий в ней вопрос «А сегодня что для завтра сделал я»?

Итак, встречайте Артур с песней «Прекрасное далеко».

Даша: (слайд земля в космосе)
Смотрю на глобус, шар земной
И вдруг вздохнул он как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза,
И тихо шепчут родники:
«Ты береги нас, береги!»

Кристина:
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос той реки:
«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег,
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим - не солги:
«Ты береги нас, береги!».

Влад Денисов:
Сморю на глобус, шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы - не солгу:
«Я сберегу вас, сберегу!»

Валя: Игра со зрителями: Кто быстрее соберет орехов для белок. (желуди, шишки, которые заменяются потом на ириски).

Аня: «Если добрый ты» исполняет вокальная группа.

Валя: Молодцы! Вот и закончилось наше путешествие. Надеюсь, что, узнав чуть больше о сложной и многообразной жизни природы, вы будете учиться бережному отношению ко всему живому, что нас окружает, к тем, чья жизнь напрямую зависит от человека, а значит от нас с вами. Пока жюри подводит итоги, мы дарим вам песню «Что такое осень».

Слово жюри.

Объявляются итоги игры и команды награждаются.

Список литературы:

  1. http://www. zanimatika. narod. ru/Vospitanie_ekologiya. htm
  2. http://birds. if. ua/katalog_ptic. html

С любовью к природе

Опыт работы муниципальных библиотек

Весёловского района

по э кологическо му просвещению населения

Мы живем на прекрасной, овеянной легендами манычской земле. Седые курганы, бескрайние пшеничные поля, зелень садов, голубое зеркало Веселовского водохранилища – это современный пейзаж Веселовского района. Но, к сожалению, так называемый антропогенный фактор до неузнаваемости видоизменил и продолжает изменять природу наших степей, почвенный покров и водоемы. Неразумное хозяйствование человека ставит на грань исчезновения многие виды животных и растений.
Разнообразные аспекты нашей жизни указывают нам на неблагополучие современного образа жизни. Состояние окружающей среды давно диктует нам необходимость перемены в отношении к окружающему миру. Желание человека жить в чистом и процветающем мире закономерно, поэтому тема охраны окружающей среды и рационального природопользования давно перестала быть уделом только экологических активистов. Эти вопросы вышли на уровень государственных органов и стали частью деятельности самого широкого круга специалистов, перед которыми встала задача формирования у населения экологического мировоззрения, воспитания бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде.
В начале третьего тысячелетия нам всем пора наконец-то исходить из той простой истины, что жить надо не в борьбе с окружающей природой, а в гармонии и полном согласии с ней. Нужно уважать законы природы – основные законы существования всего живого на Земле.

2013 год объявлен Годом охраны окружающей среды. В связи с этим, библиотеки Веселовского района активизировали работу по экологическому просвещению населения.

Особенность экологического просвещения в деятельности библиотек является то, что эта работа ведётся опосредованно, т.е. через приобщение к чтению книг данной проблематики, развитие глубины их восприятия, понимания сущности проблемы.

Библиотеки Веселовского района ежегодно принимают активное участие в реализации целей и задач Общероссийских дней защиты от экологической опасности.
Всего с 22 марта по 5 июня 2013 года библиотеками района было проведено 90 мероприятий экологической тематики, их посетило – 1550 чел. В ходе мероприятий было представлено 354 экз. литературы, выдано 1670 экз.
В рамках Общероссийских дней защиты от экологической опасности была проведена районная акция «Прочитайте книгу о природе».

В ней приняли участие 529 чел., выдано литературы 1172 экз. Так, в Маныч-Балабинской СБ в акции приняло участие 11 школьников, ими была про-читана 101 книга. Итоги акции были подведены 5 июня в торжественной обстановке. Победителем стала Силик Е., учащаяся 4 кл., прочитавшая 41 книгу о природе. Детям были вручены призы. В Краснооктябрьской СБ в акции приняло участие 92 чел., выдано 187 экз. документов.
Самой популярной формой проведения мероприятий экологической тематики для всех групп пользователей являются дни информации, часы информации, беседы, часы экологии, выставки.
В Мало-Западенской СБ прошёл День информации «Зов Земли, которой ты частица». В библиотеке была оформлена выставка-диалог «Земли моей лицо живое», на которой была представлена не только естественно-научная литература, но и рисунки детей по прочитанным книгам. Для учащихся 6-8 классов был проведён экологический час «Живая планета – живая душа», в ходе которого школьники выступили с сообщениями по теме. Закончился День информации откровенным разговором – актуальным диалогом «Что можешь сделать ты для своей земли?».
В рамках Всероссийской акции «Библионочь-2013» в МЦБ были проведены конкурс «Экологическое ассорти» и музыкальная викторина «Цветы в песнях».
В Кировской СБ также во время акции «Библионочь-2013» была оформлена выставка-просмотр «Планета в опасности», проведена беседа «Эта хрупкая планета» и видеоурок «Сочи-2013».



В Садковской СБ был проведён День информации «Сохраним Землю – сохраним жизнь». В его программе: выставка-просмотр «Как прекрасен это мир», обзор литературы «Одумайся, человек», викторина «В мире флоры и фауны».

День информации «Природа – вечный источник красоты» прошел в Кировской сельской библиотеке. Для всех групп пользователей была оформлена выставка «Живая планета», проведена беседа «Береги природу, человек», оформлен библиографический список литературы «Природа лечит».
В Ленинской СБ был оформлен библиографический список литературы «Приоткроем дверь в природу».



В Отделе межпоселенческого обслуживания прошли день экологиче-ской периодики «Библиотека выписывает» и день периодики «Обо всём на свете в журнале и газете». Посетило 34 чел., было выдано 216 экз. литературы.

День информации «Планета Земля: знакомая и неизвестная», час информации «Целительная сила растений» (Казачинская СБ)
Беседа «Планета Земля – наш общий дом» (Свободинская СБ) – для пожилых людей.
Беседа «Лес – дар бесценный» (Свободинская СБ) – для всех групп
Обзор литературы «Одумайся, человек!» (Верхнесоленовская ЦБ)
Обзор выставки «Живи, Земля – планета добра и красоты» (ОМО МЦБ)

Особое внимание библиотекари уделяли выставочной работе:
«Водные ресурсы Земли», «Наша пёстрая планета» (Казачинская СБ)
«Охранять природу – значит охранять Родину», «Чудесный мир – природа» (Верхнесоленовская ЦБ)
«Весна в произведениях классиков», «Заповедники России», «Наши пернатые друзья», «Птичьему пенью внимаем с волненьем» (ДО МЦБ)
«Живи, Земля!» (Новинская СБ)



«Вода – это жизнь, жизнь – это вода», «Живи, Земля – планета добра и красоты», «Природа донского края», «Ах ты, Маныч, - речка быстрая», «Осень дождями ляжет, листьями заметёт…» (ОМО МЦБ)
«Экология – наука жизни на Земле», «Деревья – украшение Земли» (Краснооктябрьская СБ)
«Здравствуй, лес, полный сказок и чудес», «Земля, которой краше нет» (Маныч-Балабинская СБ)
«Земля – планета людей» (Краснознаменская СБ)
«Земля – слезинка на щеке Вселенной», «Чудесный мир природы» (Мало-Западенская СБ)
«Нам жить на этой земле», «Земля – планета людей», «Цветы в вашем доме» (Спорненская СБ)
«Загадочный мир природы», «В мире животных» (Багаевская СБ)
Всего в течение года в библиотеках было оформлено 35 выставок экологической тематики, которые стали местом постоянных бесед со всеми группами читателей с рекомендацией представленной на выставках литературы.

Каждый год в библиотеках района проходят мероприятия, посвящённые аварии на Чернобыльской АЭС. В 2013 г. были проведены:
Презентация «Чернобыль сегодня» и беседа «Чернобыль – зона памяти» (Ленинская СБ) - 10 кл.
Тематический вечер «Чернобыль - зона памяти» (Верхнесоленовская ЦБ)
Час истории «Припять – город-призрак», книжная выставка «Чернобыль - зона памяти» (Кировская СБ)
Книжная выставка «Чернобыль – наша боль» (ОМО МЦБ)
Дайджест «Чернобыль. Долг и мужество» (ОМО МЦБ)
Выставка-просмотр «Чернобыль: взгляд сквозь годы» (Нижнесоленовская СБ)
Выставка «Эхо Чернобыля» (Позднеевская ЦБ, Маныч-Балабинская СБ)
Выставка-просмотр «Зарево над Припятью» (Краснооктябрьская ЦБ)
Выставка «Пепел Чернобыля» (Краснознаменская СБ)
Выставка и дайджест «Чернобыль: 27 лет спустя» (Мало-Западенская СБ)
Книжная выставка «Чернобыль: это не должно повториться» (Свободинская СБ)
Книжная выставка «Чернобыль: боль, память, уроки» (Красноок-тябрьская СБ)




Вопросы экологии сегодня – это проблемы нравственности. Можно работать со зрелыми людьми, но главное – воспитать подрастающее поколение, которое станет у власти, у руля промышленных и сельскохозяйственных предприятий с убеждением в первоочерёдности решения проблемы загрязнения окружающей среды.

Каждая библиотека подходит к экологическому просвещению по-своему, внедряя активные формы и методы работы, особенно с детьми: конкурсы стихов и рисунков, викторины, экологические часы и уроки, экологическое лото, игры и т. д.



В рамках Общероссийских дней защиты от экологической опасности (22 марта – 5 июня 2013 г.) в библиотеках района было проведено 43 мероприятия для детей (на 11 больше, чем в 2012 г.), в т.ч.:
Викторина «Вода – чудесный дар природы» (Спорненская СБ) - 4-6 кл.
Час экологии «Те, чей дом – небо», круглый стол «Мир людей в мире природы» (Новинская СБ) – 2-4 кл.
Мультимедиа-презентация «Путешествие по Ростовскому зоопарку» (Верхнесоленовская ЦБ) – 2-4 кл.
Урок биологии «Здравствуй, белка!», час экологии «Дети и окру-жающая среда» (Краснооктябрьская ЦБ)
Экологическая игра «Люблю тебя, природа, в любое время года» (Краснооктябрьская СБ) – 4-5 кл.
Конкурсная программа «Зелёная школа», конкурс рисунков «Братья наши меньшие», конкурс рисунков «Природа вокруг меня», экскурсия «Берегите природу» (Багаевская СБ)
День информации «Мы – друзья природы», урок экологии «Стану я природе другом» (Кировская СБ)
День информации «Цветочный рай в моём саду» (Краснознаменская СБ)
и др.
Работа по экологическому просвещению особенно активизировалась во Всемирный день Земли, Всемирный день Воды, Международный день птиц, Всемирный день защиты животных.

Большая работа была проведена заведующим Ленинской СБ Воронцовой Л.А. В марте была оформлена выставка-просмотр «Идёт матушка-весна, отворяйте ворота». В апреле для детей 3-4 классов прошло громкое чтение по произведениям В. Бианки «Сова», К. Паустовского «Заботливый цветок» и «Кот-ворюга» (прис.25 чел.). К 140-летию со дня рождения М.Пришвина прошло громкое чтение «Мир начинается с детства» (по рассказам «Золотой луг», «О чём шепчутся раки», «Ёж», «Лисичкин хлеб»).



В мае для учащихся 5-6 классов совместно с СДК был проведён устный журнал «Шуми, шуми, зелёный лес»:
1 страница - «Кто и что растет в лесу?»;
2 страница – «Ой, рябина, рябинушка» (поэтическая страница о рябине и берёзе);
3 страница – «Звуки леса (загадки о лесе).
На мероприятии присутствовало 30 чел.



5 июня в День охраны окружающей среды в библиотеке прошёл экологический конкурс «Мы – друзья природы» для детей 1-5 кл., посещающих летнюю оздоровительную площадку. Дети приняли участие в конкурсах «Растения», «Млекопитающие», «Насекомые», «Птицы», «Грибы», «Музыка природы» (прис.29 чел.). В сентябре для школьников прошёл час экологии «Землянам – чистую планету».

Интересные и познавательные мероприятия прошли в Краснооктябрьской сельской библиотеке.



Заведующий СБ Паникаровская Н.М. провела экологическую игру «Люблю тебя, природа, в любое время года» для учащихся 4-5 классов. Девизом игры стали слова: «Судьба природы – наша судьба, твоя судьба». В увлекательной игровой форме детям было рассказано об охране лесов, рек и озёр, о бережном отношении к животным и растениям. Весёлая игра «Если я приду в лесок» была посвящена правилам поведения в лесу. Детей ждала цепочка экологических загадок, викторина о растениях и животных. Кроме этого, учащиеся узнали о профессии «эколог», чем занимается это специалист, где можно получить эту профессию.



К Всемирному дню кошек для учащихся начальных классов в библиотеке была подготовлена мультимедиа-презентация «Всё о кошках». После просмотра презентации дети рисовали своих домашних питомцев и рассказывали о них.
С учащимися 2-4 классов был проведён праздник «Без леса нет жизни». Дети читали стихи, отгадывали загадки, отвечали на вопросы викторины об обитателях леса, а в заключение детям были вручены памятки «Как вести себя в лесу».
Для учащихся 1-4 классов была проведена экологическая игра «По следам Красной книги». Для учащихся 5 класса прошёл час информации «В капле воды отражается мир». Для учащихся 6 класса проводился познавательный час «Природа – дом, в котором мы живём».

Разнообразием отличается работа библиотекарей Детского отдела МБУК ВР «Межпоселенческая центральная библиотека». Для учащихся 5-7 классов было проведено громкое чтение «Весна идёт – весне дорогу» (весна в произведениях русских классиков), в ходе которого ребята читали стихи М.Лермонтова, Ф.Тютчева, А. Фета, С. Есенина и других русских поэтов. В заключение ребята прослушали рассказ И.С. Тургенева «Лес и степь».



В апреле дважды была проведена мультимедиа-презентация «Птичьему пенью внимаем с волненьем» для учащихся 1 и 3 кл. ВСОШ №2, посещающих ЦДТ.
В детском клубе «Семицветик» был проведён литературный час «Любимые питомцы Веры Чаплиной» (с использованием мультимедийных технологий).
Для членов объединения «Кинолог» при ЦДТ была проведена мультимедиа-презентация «День Земли».
В дни весенних каникул для ребят 5-7 классов, посещающих оздорови-тельную площадку при ВСОШ №1, была проведена игра – «Поле чудес» «Птицы» (прис.52 чел.). Победителем игры стала учащаяся 6 «Б» класса Маслова Владислава.
Для учащихся 3-4 классов ВСОШ №2 была проведена экологическая викторина «Лесными тропами».



Праздник «О Барсиках и Мурках», посвящённый Всемирному дню ко-шек, был проведён 1 марта для учащихся 1-х классов ВСОШ №2, посещающих объединение «Расти, развиваться здоровым» при ЦДТ. Библиотекарь Корнева О.М. познакомила детей с историей праздника; дети рассказывали о своих любимых питомцах. Затем дети познакомились с литературой о кошках и прослушали рассказ А.Н. Толстого «Кот Васька». В заключение ребята с удовольствием приняли участие в викторине «Знатоки кошек» и просмотрели фрагменты мультфильмов про кота Леопольда. Литературный час «Кошачий калейдоскоп» (с использованием мультимедийных технологий) был проведён для учащихся 2 «Б» класса ВСОШ №2.



Для детей, посещающих летние оздоровительные площадки, были проведены мультимедиа-презентация «Летающие лепестки» (о бабочках) (четыре раза, прис. 124 чел.), экологическое путешествие «Созерцание чуда» (2 раза, прис.63 чел.) и мультимедиа-презентация «Мои питомцы. Мы в ответе за тех, кого приручили» (прис. 47 чел.).
В сентябре для детей 2-3 классов, посещающих ЦДТ, был проведён эко-логический час «Удивительное рядом». А вниманию всех детей, посе-щающих библиотеку, была представлена книжно-иллюстративная вы-ставка «Уж небо осенью дышало».

В Отделе межпоселенческого обслуживания МБУК ВР «Межпоселенче-ская центральная библиотека» в апреле для учащихся 6 кл. ВСОШ №2 был проведён час экологии «Человек в окружающем мире. «Что есть правда?» (по сказке-были М. Пришвина «Кладовая солнца»). В ходе мероприятия ребята вспомнили животных и птиц, сопровождавших главных героев, читали отрывки из произведения, проанализировали притчу о деревьях и, подводя итоги, ответили на вопросы: «Что есть правда, какая он, где живёт и как её найти?». В заключение, ребята отметили, что человек природа едины, что природу надо любить и беречь.



В январе для учащихся 7 класса ВСОШ №2 был проведён час экологии «Сохраним богатство России», посвящённый Дню заповедников и национальных парков.
28 мая учащиеся 6-8 классов ВСОШ №2 стали участниками познавательной игры «Экологическое ассорти».



5 июня для детей, посещающих летнюю оздоровительную площадку при ВСОШ №1, библиотекари провели праздник «Мы с тобой друзья, природа!», в ходе которого для ребят были проведены интеллектуальная игра «Виртуальное путешествие по лесным дорожкам», познавательная виртуальная игра «Экологическое ассорти» (прис.24 чел.).



21 июня дети, посещающие летнюю оздоровительную площадку при ВСОШ №1, совершили виртуальную экскурсию «По Ростовскому зоопарку» (46 чел.).

Библиотекарь Маныч-Балабинской СБ Трембова Е.В. с учащимися 5,7 и 8 классов провела читательскую конференцию «Берегите всех зверей внутри природы, убивайте лишь зверей внутри себя» (по рассказу Ю.Коваля) и праздник «Приоткроем дверь в природу» для учащихся 2-4 классов.
В Нижнесоленовской СБ библиотекарь Федоренко В.Н. провела час экологии «Боль природы – наша боль» и устный журнал «Самое-самое в природе Земли»:
1 страница – «Нужны нам воздух, вода и леса»;
2 страница – «Знаешь ли ты?»;
3 страница – биологическая викторина.

Заведующая Краснознаменской СБ Стародубцева М.П. провела для дошкольников громкое чтение, посвящённое Всемирному дню кошек. Дети познакомились с этими удивительными соседями по планете и братьями нашими меньшими – кошками. В их честь звучали стихи Б. Заходера «Кошка-вьюшка», Ю.Мориц «Свежие коты» («Букет котов»). Состоялось знакомство с Лодырями и котом С.Маршака. Дети поделились интересными историями из жизни своих любимцев.


В сентябре для дошкольников прошла интеллектуальная игра «ЭкоКолобок».




В Садковской СБ библиотекарь Шапошникова Л.П. провела для учащихся 1 и 3 классов громкое чтение рассказа В. Бианки «Первая охота» («Рассказы о животных»). Для учащихся 1-6 классов прошли: презентация книги «Тайны живой природы» и час прекрасного «Природа в русской живописи». Для 4-5 кл. было проведено громкое чтение «Лесные загадки».

Библиотекарь Казачинской СБ Бармина Т.В. провела громкое чтение «Читаем детям о природе» (по произведениям Е. Чарушина).
Кроме этого, в библиотеках были проведены:
Мультимедиа-презентации
«Пушистые и пернатые» (Нижнесоленовская СБ, Верхнесоленовская ЦБ)
«Уроки живой природы с тётушкой Совой: Мы из Африки» (Верхнесоленовская ЦБ)
«Собака – друг человека», «Сюрпризы лесной тропинки», «22 апреля – Всемирный день Земли» (Багаевская СБ)

Обзоры, беседы
«Мы – друзья природы», «Кого любит ветер?», «Заповеди природы» (Верхнесоленовская ЦБ) – 3-5 кл., 5-6 кл.
«Целители вокруг нас» (Краснознаменская СБ)
«Костры опасны для природы» (Казачинская СБ)
«В царстве флоры и фауны», «Мир пернатых друзей ждёт поддержки от друзей» (Позднеевская ЦБ) – 3 кл.
«Войди в лес другом» (Спорненская СБ) -1-5 кл.
«Кто лучше всех выводит трели» (Свободинская СБ) – 4-6 кл.
«Рыбы, птицы, звери», «Сохраним планету эту, у нас другой на свете нету» (Свободинская СБ)
Викторины
«Цветы – бесценный дар природы» (Краснознаменская СБ) – с использованием мультимедийных технологий
«Зверяткины загадки» (Маныч-Балабинская СБ) - 3-4 кл.
«Мир природы» (Ленинская СБ) – 1-5 кл.
«Мы в ответе за тех, кого приручили» (Верхнесоленовская ЦБ, Нижнесоленовская СБ).

Заведующий Позднеевской ЦБ Полухина И.В. провела для детей игру «В гости к министру экологии» в целях обобщения и углубления экологических знаний учащихся. Игра была проведена с использованием мультимедийных технологий.




Дети с большим удовольствием отвечали на вопросы викторины, выполняли задания экологических конкурсов. В конце мероприятия дети сделали вывод о том, что каждый человек должен помнить о своей ответственности за судьбу природы.

Разнообразна и тематика проведенных мероприятий для юношества. Особенно часто используются такие формы работы, как уроки экологии, часы экологии, дни информации, круглые столы и др.
Так, в Краснознаменской СБ был проведен экологический час «Не только в гости ждёт тебя природа», День информации «Экология и современность», приуроченный ко Дню экологических знаний. В рамках Дня информации старшеклассники познакомились с выставками «Учимся жить на Земле» и «Будь природе другом»; приняли участие в беседе «Я и природа» и в ходе актуального диалога оценили экологическую ситуацию хутора.
В Краснооктябрьской СБ прошло заседание «круглого стола» «Экологические проблемы и человек» с учащимися 10 класса.
Детский отдел МЦБ провёл мультимедиа-презентацию «Сюрпризы лесной тропинки» для 8-х классов ВСОШ №2 (прис.45 чел.).
Отдел межпоселенческого обслуживания МЦБ провёл для учащихся 9 «Б» класса ВСОШ №2 час экологии «Сохраним богатство России», посвящённый Дню заповедников и национальных парков.
Для старшеклассников ВСОШ№1 были проведены обзоры книжной выставки «Живи, Земля – планет добра и красоты».

В Свободинской сельской библиотеке прошёл час экологии «Окно в природу».
В экологическом просвещении очень важным является краеведческий компонент. Именно поэтому в каждом мероприятии, посвященном проблемам экологии, уделялось большое внимание экологии Веселовского района и, особенно, проблеме сохранения природных ресурсов Маныча и Веселовского водохранилища. Библиотеки поставили перед собой задачу повышения информированности читателей о состоянии наших водоемов, о путях преодоления экологических проблем нашей уникальной реки.
В Мало-Западенской сельской библиотеке старшеклассники совершили заочное увлекательное путешествие по родной земле «Веселовское водохранилище».
Природе родного Приманычья были посвящены часы общения для старшеклассников «Редкие растения родного края» и «Не рвите первоцветы», которые были проведены в Казачинской СБ.

Заведующий Кировской СБ Рогачёва Т.Н. дважды провела тематическую конференцию «Экологические проблемы Веселовского района» сначала для учащихся 6-7-х классов, а затем - для учащихся 10 класса.

В Позднеевской ЦБ прошел урок экологии «Этот загадочный Маныч», в ходе которого дети не только узнали об истории, гидрологии, растительном и животном мире Маныча, но и приняли участие в увлекательной игре «Поле чудес». После окончания мероприятия на сайте библиотеки был размещён кроссворд эколого-краеведческой тематики. Победителем стала учащаяся 5 класса Кондратьева Аня.
В Верхнесоленовской ЦБ в рамках акции «Будь здорова, экология!» для учащихся 10-11 кл. был также проведен урок экологии «Этот загадочный Маныч» (об истории реки Маныч, Веселовского водохранилища, о богатом растительном и подводном мире экосистемы Маныча).

Таким образом, главный упор в массовой работе по экологическому просвещению сделан на детей и юношество. Связано это в первую очередь с тем, что именно эти читатели особенно нуждаются в наглядных, активных формах приобщения к проблемам экологии, а также с тем, что в школьную программу включен цикл предметов, так или иначе связанных с экологическим просвещением. Помимо этого, школьники с удовольствием отвечают на вопросы викторин, участвуют в конкурсах.

Внедрение в практику библиотечного обслуживания новых информационных технологий позволило проводить мероприятия на качественно новом уровне. Использование мультимедийных возможностей сделало их более информативными и красочными.


Сост.: заведующий МБО
МБУК ВР «Межпоселенческая центральная библиотека»
О.В. Дегтярева
2013 г.

Елена Романько

Цели и задачи :

Пополнить знания о природе родного края ;

Способствовать приобщению учащихся к здоровому образу жизни;

Развивать память , любознательность, коммуникативные способности, ловкость и силу, сообразительность, умение анализировать, обобщать и сравнивать.

Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре, любовь к родной природе и интерес к жизни животных.

Оборудование :

Листья деревьев двух видов (березы и рябины) ; лепестки цветика-семицветика, обручи, шишки, волшебная палочка, 2 корзинки, карточки разрезанных цветов, большие и маленькие грибки, яблоки в корзинке.

Ход мероприятия.

Ведущий :

Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие , в гости к Природе . Природа может рассказать вам много интересного о деревьях и травах, кустарниках и мхах, грибах и насекомых, птицах и зверях. Наше путешествие будет интересным и очень весёлым!

Ведущий :

А сейчас посмотрите у меня в руках палочка, но не простая, а волшебная. Закройте глаза, а я произнесу волшебное заклинание.

В руки палочку возьму,

Круг волшебный проведу

Стукну тихо раз, два, три,

Волшебство ты оживи!

Я произнесу волшебные слова, а вы выполняйте все движения и сразу окажитесь в лесу…

В Королевство Природы попасть легко ,

Не надо ехать далеко.

Закрой глаза и сделай шаг

Теперь в ладоши хлопнем так :

Один хлопок, ещё хлопок-

И вот уж виден сена стог,

И вот уж поле колосится

Шумит-волнуется пшеница,

Над ней синеют небеса,

Откройте поскорей глаза.

Воспитатель : Вот мы и попали в царство Природы .

Здравствуй лес, красивый лес!

Полный сказок и чудес

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной грозовою?

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится

Что за зверь, какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же знаешь мы свои!

Ребята! Вот вы и попали в лес. Здесь вас ждет много интересного.

Появляется Старичок-Лесовичок.

Лесовичок : Здравствуйте, друзья!

Дети и ведущий : Здравствуй, гость невиданный! Кто ты такой и откуда к нам пожаловал?

Лесовичок :

Это я седой старик,

Называюсь Лесовик.

Этот лес я сторожу.

За порядком здесь слежу.

Лесовик : - Зачем пожаловали?

Дети. Мы, дедушка, в лес пришли погулять, поиграть, отдохнуть, полюбоваться природой .

Лесовик -Знаю я, как вы гуляете, муравейники разоряете, цветы топчите, насекомых, зверей обижаете.

Дети. Мы знаем как нужно вести себя в лесу : нельзя рвать цветы, листья, ветки ломать, громко кричать, оставлять мусор в лесу.

Лесовичок : был здесь сегодня один хулиган, сорвал волшебный цветок и разбросал все лепестки, а я никак не могу их собрать, ветер мне мешает.

Ведущий : Ребята! Поможем Лесовичку?

Дети : Да!

Ведущий : давайте поищем волшебный лепесток.

Находят - Ой, смотрите - волшебный лепесток (красный лепесток) Цветика-Семицветика. Он же исполняет любое желание. Ребята, а на лепестке что-то есть. Читает. Да это же задание.

Лесовичок : Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок» .

Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорите «да» , если плохо, то все вместе кричите «нет» !

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер ,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Я люблю свою природу ,

Я ей помогаю! (да)

Ведущий : Лес – это большой дом, в нём много жильцов (деревья, травы, цветы, птицы и звери) . В лесу надо ходить осторожно. Внимательно вслушиваться и всматриваться, чтобы обнаружить красивое и интересное.

Посмотрите, сколько здесь растёт разных деревьев. Кто может назвать, какие деревья здесь растут? (дети называют : береза, тополь, рябина)

Ведущий : Как узнали берёзу?

Дети. Ствол белый, листики небольшие, остренькие, с зубчиками, тонкие веточки.

Послушайте стихотворение «Берёза»

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках.

Ведущий : Берёза – единственное в мире дерево с белой корой. Кора защищает от солнца, мороза, ветра. Нагревается ли ствол берёзы в жаркую погоду? (дети прикладывают ладошки и пробуют ствол березы)

Дети : нет.

Ведущий : Если в жаркий день дотронешься до ствола берёзы, то заметишь : даже на солнце ствол берёзы остаётся прохладным. Белый цвет отражает солнечные лучи. Вот и остаётся ствол берёзы прохладным.

А что это за деревья? Высокие, раскидистые.

Дети : Тополя.

Ведущий : Какой ствол?

Дети : Толстый.

Какой сильный ствол, пышные ветки. Такое дерево даёт много кислорода, воздух рядом с ним чище, свежее. В лесу деревья очищают воздух, следовательно, необходимо, чтобы их становилось больше.

Дети находят волшебный лепесток (оранжевый, Лесовик читает задание :

Игра «Кто скорее соберёт свои листья»

(Дети собирают в корзинку листья– березы, тополя и т. д.)

Лесник читает загадки о животных, дети отгадывают их.

Загадки о животных.

1. Хожу в пушистой шубе

Живу в густом лесу

В лесу на старом дубе

Орешки я грызу (белка) .

2. Летом ходит без берлоги

Возле сосен и берез

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос (медведь) .

3. Кто зимой холодной,

Бродит в лесу злой, голодный? (волк) .

4. Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной

Иголок очень много

А нитки не одной (ежик) .

Игра «Кто соберет больше припасов на зиму для белочки»

Команды за две минуты собирают шишки в обруч. Выигрывает команда, собравшая большее количество шишек.

Ведущий : Я хочу узнать, знаете ли вы названия цветов. Для этого мы сейчас поиграем в

игру «Хлопни в ладоши, если услышишь название цветка» .

Игра «Что лишнее на цветочной клумбе (Комнатный цветок)

Лесовичок находит зеленый лепесток и читает задание :

эстафетная игра «Собери цветок»

Дети собирают цветы из частей, располагая их внутри обручей.

Лесовичок ведет детей к высоким елям и загадывает загадку :

Ее всегда в лесу найдешь -

Пойдем гулять и встретим :

Стоит, колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем (ёлочка)

Дети находят голубой лепесток и выполняют задание.

«Найди пару»

Лесовик раздаёт детям большие и маленькие грибки. Дети бегают по поляне с грибками в руках. Лесовик даёт команду» Раз, два, три - пару найди. Каждый должен стать рядом с тем, у кого есть большой или маленький грибок (большой с большим, маленький с маленьким) .

Лесовик хвалит детей и предлагает пройти на грибную полянку, но тут преграда-обручи, проводится игра «С кочки на кочку»

Ребенок стоит в одном обруче, другой обруч он кладет перед собой, перепрыгивает в него, забирает предыдущий обруч и перекладывает его вперед и так пока не доберется до условного места.

Лесовик приводит детей к грибной полянке, дети находят синий лепесток и читают задание :

Назовите, какие вы знаете съедобные грибы? - рыжик, сыроежка, опенок, лисичка.

Несъедобные - бледная поганка, мухомор.

Лесовичок ведет детей к яблоньке, там они находят фиолетовый лепесток и выполняют задание :

Игра «Назови одним словом»

1. Волк, лиса, медведь, заяц – это (звери)

2. Малина, земляника, голубика - это (ягоды)

3. Ель, сосна, береза, дуб, осина - это (деревья)

4. Дрозд, соловей, дятел, кукушка - это (птицы)

5. Комар, муха, стрекоза, бабочка – это (насекомые) .

Лесовичок : - Ребята, вы настоящие друзья и знатоки природы . Я с радостью принимаю вас в «Царство природы » и угощаю вас лесными яблочками.

Ведущий : А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Возьмёмся за руки, друзья, и по тропе лесной отправимся к себе домой.

Список литературы.

1. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. Под редакцией Л. Г. Горьковой, А. В. Кочергиной, Л. А. Обуховой. М. 2005г.

2. Золотая птица. (Поэзия разных стран и народов) И. Токмакова, Э. Иванова М. 1996г.

3. Хрестоматия для маленьких. Сост. Л. Елисеева, М. 1987г.

4. Веселые чижи. Хрестоматия для детей М. 2006г.

5. Дыбина О. Ребенок и окружающий мир. М. 2010г.

6. Соломенникова О. Экологическое воспитание в детском саду.

Экология – один из наиболее важных и глобальных вопросов современности. Научно-технический прогресс привёл к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется окружающая среда, ухудшается здоровье людей. В целях обеспечения права каждого человека на благоприятную окружающую среду Президентом РФ был подписан Указ «О проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии» от 05.01.2016 г. № 7.

Экологические знания становятся социально значимыми и востребованными в практической жизни. Библиотеки стали важным звеном в системе просветительской деятельности среди подрастающего поколения.

Экологическое просвещение – это распространение знаний об экологической опасности, здоровом образе жизни человека, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры в обществе. Эффективное экологическое образование должно вовлекать детей в практическую природоохранную деятельность. Тогда в сочетании с экологическими знаниями оно и сделает поведение ребенка более ответственным по отношению к окружающей среде.

В настоящее время библиотеки располагают достаточными информационными ресурсами, позволяющими успешно реализовывать задачи по экологическому просвещению.

Этому способствует экологические библиотечные программы «Природа. Экология. Будущее» (фил. №2), «Зеленые пальчики» (ЦДЧ), рассчитанные на длительную непрерывную работу с детьми разного возраста. В ходе их реализации ребята могут пополнить свои знания, познакомиться с современными представлениями о многогранности живой природы, расширить познания о животном и растительном мире. Программы знакомят детей с проблемами урбанизации, показывают пути выхода из экологического тупика, а также взаимосвязь с другими областями знания. Работа по экологическому просвещению проводится совместно с природоохранными структурами, общественными организациями, учреждениями образования и культуры.

Знакомиться со всем многообразием экологической литературы читателям помогает выставочная деятельность библиотеки.В Центре детского чтения для детей были оформлены Эко — выставки «Чур! Заповедано!» и «Эко – Я! Эко – Мы! Эко – Мир!», где освещаются самые актуальные вопросы: охрана окружающей среды, зелёная зона города, ценность лесов и эффективное использование лесных ресурсов, питьевая вода и её качество, пути решения экологических проблем.

Помимо книг и журналов на выставках размещаются репродукции картин известных русских художников: И. Шишкина, И. Репина, И. Левитана, а также творческие работы читателей. Экологическая выставка способствует созданию благоприятной библиотечной ЭКО-среды. Это выразительно, наглядно и нескучно

В Центре детского чтения, на протяжении 20 лет, для детей 7-10 лет осуществляет работу детский экологический клуб «Лесовичок». За эти годы была проделана разнообразная работа, направленная на формирование первичных экологических знаний у детей. Работа клуба носит программный характер. Наша экологическая программа построена на основе литературно — игровых мероприятий. Ежегодно клуб «Лесовичок» принимает активное участие в городских, районных и республиканских экологических акциях. Так и Год экологии начали с проведения городской природоохранной акции «Кормушка».

«Покормите птиц зимой» - кто не слышал этот призыв! Даже самые равнодушные к природе не могут отрицать огромную пользу, которую приносят нам пернатые друзья. И многие из нас хоть раз в жизни крепили на дереве незатейливое сооружение из пластиковой бутылки или картонного пакета из-под молока. Для ребят из клуба «Лесовичок» забота о птицах - акция ежегодная, важная и массовая. В ней переплетаются любовь к своему родному краю, ответственное отношение к окружающему миру, забота о братьях наших меньших, а также творческие способности детей. Несколько кормушек благополучно заняли свои места на деревьях и кустарниках. Теперь перед ребятами стоит другая задача: не забывать регулярно подсыпать зерна и семечки, потому что зимняя подкормка обязательно должна быть каждодневной, без перерывов. Птицы, привыкнув к определённому месту кормежки и не найдя там корм, летят сразу в другое место, ищут пищу, теряя время и силы, а в морозные дни это может привести к гибели. При проведении мероприятия библиотекари старались расширить представления детей о птицах, об условиях их жизни, закрепить понятие о необходимости помогать птицам в холодное время года. А главное — воспитывать в детях доброту и радость от сознания, что, заботясь о братьях наших меньших, подкармливая птиц зимой, мы делаем доброе дело и спасаем их от гибели.

Каждое занятие клуба проходит ярко, празднично, театрализовано. Руководители клуба самостоятельно разрабатывают интересные, насыщенные информацией сценарии по экологическому просвещению детей, учитывая при этом запросы современной читательской аудитории. В практику работы библиотеки вошли такие формы как: экологические суды, экологические экспедиции, экологические часы, эколого-краеведческие марафоны — они пользуются интересом читателей. ЦДЧ «Синяя птица» постоянно ведет поиск новых результативных форм и методов работы в области распространения экологических знаний среди детей и подростков. Так и в этом году предлагаем библиотекам – филиалам присоединиться к ЭКО — акции «Книжная поляна»

Акция организуется в целях:

Продвижения книги и чтения;

Поиска библиотеками новых форм вовлечения населения в процесс чтения, а также познания экологических проблем;

Применения библиотеками инновационных форм работы;

Данная акция относится к формату «опен-эйр» (англ. open - открытый, air - воздух; дословно - проводимый на открытом воздухе). Суть мероприятия заключается в организации библиотекарями выездного читального зала на открытом воздухе - на природе, в близлежащем сквере или парке, во дворе библиотеки, клуба, школы. Возможна организация выездного читального зала в летних детских лагерях, площадках при школах и различных образовательных центрах. По решению библиотеки акция может являться комплексным мероприятием и сопровождаться организацией выставок, громких чтений, презентаций книг, театрализованными представлениями, обсуждением книги, беседой, обзором, экологическими играми и викторинами, концертом и т.д. Возможно объединение библиотек для участия в комплексном мероприятии. Отчет о проведении акции состоится на районном семинаре в октябре 2017 г.

В 2017 году был объявлен районный детский конкурс социальной рекламы «Будь человеком, человек!» среди библиотек-филиалов Белорецкого района Республики Башкортостан.

Основная цель - привлечение внимания детей к экологическим проблемам современности, проблемам, связанным с природой, ее загрязнением и последствиями этих загрязнений.

Конкурс проводится с 15 января 2016 по 1 августа 2017 г. Количество работ от одного филиала-участника – не более 2.

К участию в конкурсе приглашаются дети (совместно с библиотекарями филиалов) в двух возрастных категориях:

  • 7– 10 лет (включительно);
  • 11 – 14 лет (включительно).

Номинации творческого конкурса:

  • Плакат (работа, выполненная на листе формата А1 – А3,
  • Листовка (работа, выполненная на листе формата А5 или меньше, в виде, например, настольного календаря, визитки и т.д.),
  • Буклет (работа должна быть выполнена на листе формата А4, сложенном пополам в виде книжки, и содержать текстовые пояснения),
  • Промо-ролик (короткий фильм, интервью, постановка, мультипликационный фильм продолжительностью не более 3 мин.)

Мы предлагаем конкурсантам создать обращение к жителям своего края в форме экологического плаката, листовки, рекламной брошюры или промо-ролика, тематика которого посвящена экологии.

Участник может выбрать и развить самостоятельно любую из интересных ему тем или проблем экологии. (Например, проблема уменьшения биологического разнообразия; переизбыток транспорта, загрязнение городского воздуха выхлопными газами; проблема сохранения, развития и создания новых особо охраняемых природных территорий в России; проблема переизбытка мусора, пути решения этой проблемы в семье, школе, городе, стране; вариации на тему вторичного использования ненужных вещей; любые экологические проблемы и их решения, взаимодействие человека и природы и др.).

Итоги конкурса и награждение победителей состоится в октябре 2017 года на семинаре в ЦГБ.

В Год охраны окружающей среды не будет лишним сказать о том, что библиотеки уже заняли свою нишу в формировании экологического мировоззрения детей и подростков. И продолжают это делать, используя в своей деятельности традиционные и инновационные библиотечные формы и методы работы, привлекая современные информационные технологии для решения задач, направленных на экологическое воспитание, просвещение и образование читателей.

Кореневская И.С. – заместитель директора по работе с детьми