с. 1
Окружающий мир 4 класс
Тема: «Водоёмы нашего края»

Провела: Апарина Н. И.

Тема: «Водоёмы нашего края»

Цели урока:


  1. Сформировать представления учащихся о водоёмах нашего края.

  2. Познакомить с естественными и искусственными водоёмами, со значением водоёмов и их охраной.

  3. Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.
Оборудование: глобус, карта области.
Ход урока.

Сегодня мы отправимся туда,

Где пресная плещется вода.

Чтобы тему урока узнать,

Кроссворд нам надо разгадать.



2

4

6

7

3

1

5

в

о

д

о

ё

м

ы

Вопросы к кроссворду:


  1. Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон.

  2. Место, где река берёт своё начало,

  3. Нижняя часть горы, холма.

  4. Есть у оврага, горы, холма.

  5. Самое тёплое море России.

  6. Форма поверхности.

  7. Вся территория земной поверхности разделена на природные...
(на доске и в тетрадях записывается тема урока : «Водоёмы нашего края»)

  1. Проверка знаний и умений.
Тему урока мы узнали сейчас,

Но сначала о поверхности нашего края рассказ.

Какие формы поверхности вы знаете?

Расскажите, как образуются овраги?

Как остановить образование оврагов?

Как нужно проводить вспашку около склонов?
Замените, одним словом:

Горы, созданные руками человека из отходов – пустых пород, оставшихся после переработки добытых полезных ископаемых.

Углубления с пологими, заросшими растениями склонами.

Возвышенность высотой от 200 до 500 метров.

Форма поверхности, имеющая подошву, склон и вершину, высота которой более 1000 метров.

Углубление с крутыми осыпающимися склонами.

Графический диктант.

(если вы согласны с высказыванием, пишите знак +, если не согласны, то ставьте знак -)

Формы земной поверхности – это равнины и горы .

Возвышенность, высота которой более 1000 метров, - холм.

Терриконы – это горы, созданные природой.

Старый заброшенный карьер – это рана на поверхности Земли.

Строители, закончив строить дом, весь мусор закопали в землю, привезли грунт и разбили небольшой сквер. Они поступили правильно?

Овраги и балки украшают поверхность родного края.

(+, -, - ,+, +. -)


  1. Работа над новой темой.
Разгадайте, ребятки, такую загадку:

Я и тучка и туман, я – река и океан. Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу.

Каким цветом обозначена вода на карте?

Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала наша Земля? Почему?

Одинакова ли вода на вкус?

Какая вода в водоёмах нашего края?

Где вода солёная?

Какие водоёмы вы знаете?

Давайте, разделим названные водоёмы на две группы по их происхождению. Водоёмы созданные природой – естественные и созданные человеком – искусственные.

Водоёмы


А сейчас поработаем с картой нашего края.

Какие водоёмы расположены на территории нашего края?

Рассказ учителя.

Главная река Саратовской области – Волга. Много ласковых слов сказал об этой реке русский народ, называя её кормилицей, красавицей матушкой. Волга исстари живёт в легендах и сказаниях, в песнях и книгах . Это одна из великих рек мира и самая большая в Европе. У неё очень извилистое русло длиной 420 километров. Волга судоходна. Широко используется для орошения степей Заволжья. В Заволжье много каналов . На Волге много гидроэлектростанций. Волга богата рыбой, в ней насчитывается 75 видов рыб. Волга – любимое место отдыха жителей нашей области.

Широко известны реки – Большой и Малый Иргиз, Хопёр, Медведица.


- Как называется место, где река берёт своё начало?

А как называется место впадения реки в другую большую реку или море?

Что ещё имеет река?

Правильно, притоки. Река течёт по руслу и у неё есть правый и левый берега. И притоки тоже бывают левыми и правыми.

А как мы это узнаём?

Надо встать лицом по течению реки, тогда справа будет правый берег и правые притоки, а слева – левый берег и левые притоки.


  1. Физ. минутка.
Мы немного отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд.

Мы на пляже,

Солнце жжёт.

Побежим скорей в реку,

Окунёмся, поплывём.

Ах, какая благодать!

Но и меру надо знать.

Побежим скорее в класс,

Там послушаем рассказ.


  1. Продолжение изучения новой темы.
- О какой роли водоёма была наша физ. минутка? Что мы делали?

Мы отдыхали, значит, водоём – место отдыха людей.

А ещё что вы знаете о значении водоёмов?

Люди берут из водоёмов воду для питья и приготовления пищи. Водоём – это дом для растений и животных . Из водоёмов берут воду для хозяйственных нужд. По воде перевозят грузы. Воду для работы берут заводы и фабрики.

Значение водоёмов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные. А всегда ли мы правильно ведём себя у водоёма?

Прочитайте об этом в учебнике на странице 155 – 156. – Как взрослые и дети должны охранять водоёмы?

В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, где использованная в производстве вода, очищается и используется снова. Мы знаем, что вода - это растворитель, в ней растворяются различные вещества , поэтому применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве в больших количествах также опасно для водоёмов. С талой водой и дождевой яды могут попасть в водоём, что опасно для всего живого.

VI. Закрепление изученного.

Составление памятки «Правила поведения у водоёма»

Памятка.


    Не бросай мусор в воду.

  1. Не оставляй мусор на берегу.

  2. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоёмах.

  3. В водоёмы не должны попадать сточные воды заводов, фабрик, удобрения и ядохимикаты.

  4. Будь осторожен при купании.

  1. Итог урока. Оценки.
- Какие мы знаем водоёмы?

На какие две группы делятся водоёмы?

Какое значение в природе имеют водоёмы?

Как мы должны охранять водоёмы?
с. 1

Цель: Создать условия для ознакомления с различными видами водоемов родного края.

Обучающие:

  • повторить части реки;
  • учить различать водоёмы;
  • познакомить с разнообразием водоёмов родного края;

Развивающие:

Воспитательные:

  • воспитывать экологическую культуру поведения в природе;
  • воспитывать чувство принадлежности к малой Родине, через изучение природы родного края.

Оборудование: карточки с отгадками, нити голубого и синего цвета, презентация «Водоемы родного края», рисунки капельки воды, листы бумаги, цветные карандаши.

Универсальные учебные действия:

Личностные: понимать важность соблюдения правил поведения в природе, обретение чувства любви к природе, родному краю.

Регулятивные: проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения.

Познавательные:

  • Общеучебные
: осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую задачи, осуществлять поиск информации, собственных наблюдениях объектов природы.
  • Логические
  • : перерабатывать полученную информацию, сравнивать и группировать факты, определять причины событий.

    Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    – Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение! Я улыбнусь вам, вы улыбнетесь мне! Постараемся сохранить наше настроение до конца урока!

    2. Активизация мыслительной деятельности.

    Сегодня край наш будем изучать.
    Выводы делать и рассуждать.
    А чтобы урок пошел каждому впрок,
    Снова в работу включайся, дружок!
    Новое всем предстоит узнавать.
    Друзьям об этом потом рассказать.

    А начинаем мы с разминки.

    – Кругом вода, а с питьем беда? (Море .)

    – Не вода и не суша – на лодке не уплывешь и ногами не уйдешь. (Болото. )

    – Течет, течет – не вытечет,
    Бежит, бежит – не выбежит. (Река .)

    Стоит корыто
    Полно воды налито. (Озеро или пруд .)

    Летом в зной угостит водой ледяной. (Родник .)

    – Какое общее название можно дать нашим отгадкам. (Это водоемы .)

    – Что такое водоем? (Большое углубление, заполненное водой .)

    – Какой водоем будет лишним в данной группе:

    Река, болото, море, пруд, озеро, родник. (Море – соленая вода .)

    – Кто думает иначе? (Пруд – это искусственный водоем .)

    – Какое значение в природе имеют водоемы? (Водоемы дают воду для питья и полива, кормят нас рыбой, дают нам электроэнергию, лекарство, место отдыха. Все живые существа нуждаются в воде. )

    – Молодцы! И мы продолжаем путешествие.

    3. Постановка цели.

    – Ребята, знаете ли вы, какие водоемы есть в нашем селе Семьяны? (В селе есть пруды, речка .)

    – Какую учебную задачу мы поставим сегодня перед собой на уроке? (Нам нужно узнать какие еще водоемы есть в Семьянах, как они называются. )

    (Приложение 1 , Слайд 1 )

    4. Новый материал.

    1) родник.

    – Ребята, а где можно взять самую чистую и холодную воду? (Самую чистую и холодную воду мы можем взять в роднике). Слайд 2

    – Родник нам даст чистую воду, а вода это источник жизни на Земле. Поэтому родники еще называют – …… (Родники также называют источниками .)

    – У нас в Семьянах есть источник, который называют Святым. Как вы думаете почему? Слайд 3. (Он находится рядом с церковью .)

    – Вода в нем не только чистая, но и святая т.к. считается, что протекает под церковью.

    – Роднику мало места. Слайд 4 .И он превращается в ручеек. Чем больше ручьев соединяется вместе, тем ручей становится шире и глубже. Так ручей образует реку. Начало реки называется….. (исток ).

    Игра «Ниточки».

    Дети берут ниточки, это ручейки. Когда они соединяются вместе, образуется река. Место соединения – исток.

    Какая река протекает в нашем селе? Слайд 5 (В селе Семьяны протекает небольшая речка – Семьянка .)

    – Почему ее так назвали?

    (Обучающиеся высказывают свои предположения: так называется наше село. Жило 7 семей, село стоит на семи ямах и т.д.)

    – Слово «Семьяна» состоит из двух самостоятельных компонентов, что в переводе с древнемарийского языка: «яна» – река, «Сем» – черный. Поселение на реке стали называть – Семьяны, а сама речка уже по нему – Семьянка.

    Сама речка небольшая. Длина около 20 километров, имеет один левый приток Малая Семьянка (Евлашка).

    Раньше (лет 30 назад) в Семьянке водилось много рыбы, женщины ходили на реку полоскать белье. А по берегам было много колодцев. С каждым годом речка мелет и становится похожа на небольшой ручей.

    В какой водоем впадает Семьянка? (река Сура). Слайд 6.

    А река Сура уже впадает в реку…. Слайд 7

    – Как называется место впадения реки в другой водоем?

    (Место впадения называется устье.)

    3). Физкультминутка.

    «Речка волнуется…»

    Речка волнуется раз,
    Речка волнуется два,
    Речка волнуется три,
    Речная фигура
    На месте замри.

    – Человек всегда селился около воды. Почему? (Вода – источник жизни, нужна для хозяйства, питья, дает еду. )

    – И если воды недостаточно он научился создавать водоемы. Водоемы, которые создал человек, мы называем… (искусственные ).

    – Какие искусственные водоемы есть в нашем селе? (Пруды ). Слайд 8

    – Какие пруды нашего села знаете вы?

    Игра «Угадай-ка»

    – Я буду показывать пруд, а вы должны назвать его. Слайд 9-12

    Историческая справка.

    Аршинов пруд – получил название по прозвищу мужчины, который жил рядом с прудом. Аршин – мера длины равная 71см.

    Большинство прудов имеют название по месту расположения: Чечулинский, Школьные, Лопатинский, Рябинки, Мелешный, Первые и Вторые елочки, Гузнинский.

    Сколько прудов можно встретить в окрестностях нашего села? (16)

    5) Тревога.

    – Мы любим отдыхать на прудах, но… Слайд 13

    – Назовите причины загрязнения водоемов. (Бытовое загрязнение: мусор после отдыха людей, мытье машин вблизи водоемов. )

    – В старину пруды чистили. Для этого разрывали плотины, выпускали воду, очищали дно от грязи и ила, освобождали родники. Затем плотину засыпали землей, и свежая родниковая вода быстро заполняла углубление.

    Во многих прудах родники засорились, пруды зарастают водорослями и травой, становятся болотами. Слайд 14

    – Что мы называем болотами? (Болото – переувлажненный участок суши .)

    5. Закрепление.

    Класс делится на две группы.

    Общее задание для групп:

    нарисовать схему реки, пруда. Назвать сходство и отличия этих водоемов.

    1-я группа. Раскройте значение местных водоемов для человека и животных. (рисунок)

    2-я группа. Составьте памятку «Правила поведения человека у воды» (рисунок).

    6. Итог урока.

    – Какие водоемы есть в нашем селе? (Пруды, болота, река, родники .)

    – На какие группы их можно разделить? (Естественные, искусственные .)

    – Закончите предложение: «Исследуя, познавая реки и пруды, человек узнает о природе и становится …» (Умнее, добрее, культурнее, бережливее и т.д. )

    Учитель: Молодцы! Вы сегодня очень хорошо работали!

    7. Домашнее задание.

    Домашнее задание носит творческий характер: нарисовать рисунки или принести фотографии на тему «Водоемы родного края».

    8. Рефлексия.

    Ученики получают нарисованную капельку воды.
    Если было интересно – капелька улыбается.
    Не было интересно, скучно – капелька грустит.

    Конспект занятия

    "Водоёмы родного края"

    Учитель начальных классов

    МАОУ СОШ №37 Чернышева Н.Ю.

    Цели:

    - Сформировать представления учащихся о поверхности и водоёмах родного края. Учить работать с картой. Познакомить со значением водоёмов в природе и жизни человека и их охраной.

    Развивать познавательный интерес учащихся, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы, рассуждать. Развивать речь учащихся, психические процессы: память, внимание, мышление, восприятие.

    Воспитывать любовь к родному краю.

    Оборудование:

    глобус, « Физическая карта Челябинской области», рисунки детей

    « Поверхность родного края», фотографии «Формы земной поверхности родного края», «Животный мир пещер», «Капля», загадки о водоёмах, карточки: водоёмы, естественные, искусственные, река, море, океан, пруд, озеро, ручей, родник, болото, канал, водохранилище; синие фишки, «Реки нашего района», контурные карты у каждого ученика, DVD «Разлив реки в 2014 году», слайды «Реки Челябинской обл.», ручки, цветные карандаши (красный, синий), «Административная карта Челябинской области».

    1. П.К.Мезенцев. « Загадочный мир названий», Челябинск, 1998.

    2. Е.В.Григорьева. «Природа Южного Урала», Челябинск, 2002.

    Ход урока

    I . Организация класса.

    Упражнение для глаз: посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, прямо.

    II . Сообщение темы и цели урока.

    Сегодня мы продолжим знакомство с природой родного края.

    Слайд 1. «Наш край»

    III . Проверка знаний и умений.

    (Работа с глобусом)

    Как называется наша планета?

    На каком материке мы живём?

    В какой стране мы живём?

    Как называется столица нашего государства?

    В каком крае мы живём?

    Где находится Южный Урал?

    Где находятся Уральские горы? (между Восточно-Европейской холмистой и Западно-Сибирской плоской равнинами)

    (Работа с «Административной картой Челябинской области»)

    В какой области мы живём?

    В каком городе находится областной центр?

    Где находится город Челябинск на карте области? (северо-восток)

    На сколько км протянулась Челябинская область с севера на юг? (490 км)

    С запада на восток? (400 км)

    Какую площадь занимает Челябинская область? (88.000 кв. км)

    Чему равна общая протяжённость границ области? (2850 км)

    С какими другими областями, странами и республиками граничит Челябинская область? (на севере – Свердловская область, на северо-востоке – Курганская область, на юго-востоке – Казахстан, на юго-западе – Оренбургская область, на западе – республика Башкортостан)

    На что похожа по форме Челябинская область? (на крестовину)

    Где находится наш родной город?

    (Работа с «Физической картой Челябинской области»)

    В какой природной зоне находится Челябинская область? (лесная зона)

    Какой тип леса в Челябинской области? (смешанные леса)

    Почему вы так думаете?

    В каком тепловом поясе лежит Челябинская область? (умеренном)

    Что характерно для этого пояса?

    Какая форма земной поверхности в Челябинской области? (на востоке – Западно-Сибирская плоская равнина, в центре – Зауральская холмистая равнина, на западе – горы Южного и Среднего Урала)

    Какая форма земной поверхности на территории нашего района?

    Это горы разной высоты с крутыми и пологими склонами. Уральские горы называют каменным поясом России. Наши горы очень старые.

    Выставка рисунков детей

    На своих рисунках вы изобразили, как выглядит поверхность нашего края.

    Что вы нарисовали? (горы, скалы, пещеры)

    Выставка фотографий «Формы земной поверхности родного края», сделанных учеником нашего класса.

    Беседа об охране земной поверхности края.

    - Мы говорим о том, что нужно охранять растения, животных. А поверхность края? Разве ей что-нибудь угрожает? Как охранять поверхность? (ответы детей)

    Что такое овраг? Как образуются овраги? Как с ними бороться?

    Что такое террикон? Как он образуется? Чем он вреден? Как с ним надо бороться? Рассказать о карьерах.

    Беседа о « пещерном рае »

    - Склоны Уральских гор сложены в основном из известняков, которые легко размываются водой, образуя воронки, глубокие ущелья, подземные пещеры. В Челябинской области более 200 пещер. Ашинский район называют «пещерным раем». Как вы думаете, почему? В нём 45 пещер. Почти на каждом шагу встречаются пещеры на реке Сим.

    А пещеры надо охранять?

    Пещеры тоже надо охранять! Это тоже памятники природы.

    IV . Изучение нового материала.

    Слайд « В пещерах »

    В пещерах темно, холодно, всюду вода. Кажется, что ты попал в заколдованный замок. Интересно рассматривать причудливые фигуры, похожие на сказочных чудовищ, любоваться хрустальными трубочками сталактитов (каменная сосулька, а под ней столбик – сталагмит). А ведь всю эту подземную красоту создали маленькие капельки воды. Такие как эта.

    Слайд « Капля »

    Посмотрите на глобус, на карту. Скажите, каким цветом обозначена на них вода? Раскрутим глобус. Каким цветом стала наша планета теперь? Почему? На Земле много воды, 2/3 земной поверхности занимает вода. Космонавты с любовью называют Землю «Голубая планета».

    Где находится вода? (в водоёмах)

    Загадки о водоёмах:

    Отгадайте, о каких водоёмах идёт речь.

    1) Чуть дрожит на ветерке

    Лента на просторе,

    Узкий кончик в роднике,

    А широкий - в море. (Река)

    2) Кругом вода, а с питьём беда. (Море)

    3) Все обходят это место:

    Здесь земля, как будто тесто,

    Здесь осока, кочки, мхи…

    Нет опоры для ноги. (Болото)

    4) В голубеньких рубашках

    Бегут по дну овражка. (Ручьи)

    5) Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый – это…(Океаны)

    Какие ещё водоёмы вы знаете?

    1. Игра. (Работа с карточками)

    На какие 2 группы можно разделить все водоёмы по их происхождению?

    Цель работы: Распределить карточки с названиями водоёмов по их происхождению. Дети по очереди выбегают к доске и прикрепляют карточки.)

    ВОДОЁМЫ

    ЕСТЕСТВЕННЫЕ ИСКУСТВЕННЫЕ

    река пруд

    озеро канал

    ручей водохранилище

    море

    океан

    родник

    болото

    Какие искусственные водоёмы есть в нашей местности?

    Какие естественные водоёмы есть в нашей местности?

    Работа по «Физической карте Челябинской области»

    Много в нашей местности водоёмов, но сегодня мы будем изучать главный естественный водоём, который находится в нашем городе.

    Слайд « Река Ай »

    На берегу какой реки находится наш город? Знаете ли вы, откуда она берёт своё начало и куда впадает? (выходит один ученик и пытается показать реку Ай)

    Как правильно надо показывать реки на карте? (от истока к устью)

    У рек есть притоки. Назовите и покажите левые и правые притоки.

    Как их определить?

    Вывод: Река Ай берёт начало из болота Клюквенное, расположенного на стыке хребтов Уреньга и Аваляк Южного Урала, в 2 км к юго-западу от кордона Южный и в 70 км к Юго-Западу от города Златоуст.

    Практическая работа по контурным картам Челябинской области.

    Слайд «Физическая и контурная карты Челябинской области»

    (У детей контурные карты и цветные карандаши: красный и синий).

    Цель: Обследуем местные речки и нанесём их на контурные карты.

    1). Обведём контур нашего района красным карандашом.

    2). Обозначим крупные населённые пункты района - города

    3). Обозначим реку Ай на карте.

    Где она начинается, её исток?

    Куда впадает?

    4). Какие ещё реки протекают в нашем районе?

    Они впадают в реку Ай, это её притоки. Обозначим их на карте.

    5). Какие ещё реки вы знаете?

    Карточка – опора: Реки нашего района

    6). Самопроверка (сверка со слайдом)

    Какие реки впадают в реку Ай? Обозначьте на карточке фишками.

    Физкультминутка.

    По дорожке, по дорожке

    Скачем мы на правой ножке.

    И по этой же дорожке

    Скачем мы на левой ножке.

    По тропинке побежим,

    До лужайки добежим.

    На лужайке, на лужайке

    Мы попрыгаем как зайки.

    Стоп. Немножко отдохнём.

    И домой пешком пойдём.

    Беседа о реке Ай.

    Все реки, протекающие через наш район, берут своё начало в горах из подземных родников. Поэтому вода в них холодная.

    А какое течение у нашей реки Ай?

    Как река изменяется в разные времена года?

    Слайды и DVD «Разлив реки 2014 года».

    Повторим правила безопасности на реке.

    V . Работа в тетради

    Самостоятельная работа №1.

    Цель. Выяснить, какое значение имеют водоёмы.

    Вывод: Какое значение имеет река Ай для нас?

    Как люди используют её?

    Беседа об охране водоёмов.

    Мы живём в зелёном царстве гор, лесов и быстрых рек. Если посмотреть на карту Челябинской области, то кажется, что воды у нас вполне достаточно. На самом деле водные запасы края невелики. Кроме того, промышленное загрязнение приводит к тому, что вода становится непригодной для питья, если её не очищать. Сильному загрязнению подвергаются многие реки Челябинской области: Урал, Миасс, Ай, Теча. Кроме того, река Теча заражена радиоактивными отходами. В крупных городах – Челябинске, Миассе, Златоусте и других населённых пунктах вода часто поступает по графику, в сельской местности питьевую воду развозят в цистернах. Воду надо беречь!

    Самостоятельная работа №2.

    Цель. Выяснить, как надо охранять водоёмы.

    Работа в тетради.

    (Цель. Указать стрелками, что попадает в водоёмы.)

    Взаимопроверка.

    Вывод. Какие экологические проблемы и что надо делать, чтобы их избежать? (Не рубить деревья около водоёмов, расчищать родники и ручьи, бороться с браконьерством, беречь питьевую воду.)

    Физкультминутка.

    Утром стрекоза проснулась,

    Потянулась, улыбнулась.

    Раз – росой она умылась,

    Два – изящно покружилась,

    Три – нагнулась и присела,

    На четыре – полетела.

    У реки остановилась,

    Над водою закружилась.

    VI . Закрепление изученного.

    1. Игра «Кто больше и быстрее вспомнит!»

    Правила поведения у водоёмов.

    (Работа в парах)

    Проверка: Слайд «Знаки»

    Учитель показывает на слайде знаки, а дети говорят, что они обозначают и отмечают на своих листочках названный знак)

    Какие ещё правила поведения у водоёмов вы знаете?

    2. Просмотр слайдов «Водоёмы нашего края».

    Цель. Составить предложения о родном крае.

    VII . Итог урока.

    Слайд.

    «Познавайте свою страну, свой край…, свою горушку или речонку! Пусть малы они – ведь из малого вырастает великое! (академик А.Ферсман).

    Очень надеюсь, что когда вы вырастите, то постараетесь сделать всё, чтобы наш родной край стал ещё краше, и не было бы таких мест, которые вызовут в душе боль и обиду. Быть хозяином своего края можно только хорошо зная свой край и бережно относиться к его природе.

    1). П.К.Мезенцев. «Загадочный мир названий» - топонимический словарь.

    2). Е.В.Григорьева. «Природа Южного Урала».

    IX . Инструктаж домашнего задания.

    Чтение доп. литературы о водоемах нашего края

    Изготовить модель из пластилина «Значение водоёмов в природе и жизни людей».

    X . Оценки за работу на уроке.

    XI . Резерв.

    Вопросы.

      Перечислите водоёмы нашего края.

      Как называется река, на которой находится наш город?

      Расскажите о ней по плану:

    Где находится исток реки?

    Какое у неё течение: быстрое или медленное?

    Крутые или пологие берега имеет река?

    Есть ли у реки притоки? Какие?

    В какую реку впадает?

    Где находится устье реки?

    Когда на реке наблюдается ледостав и ледоход?

    Какое значение имеет река в жизни растений и животных?

    Как люди используют воду из нашей реки?

    Как люди должны охранять водоём?


    На поверхности земли часто встречаются разные водоёмы: родники, ручьи, реки, озёра, моря, океаны. Родник: после дождя и растаявшего снега вода уходит в землю, но встретив на своём пути глину останавливается. Тогда вода выходит на поверхность земли. Поэтому такой выход воды из - под земли называют источником или родником. Люди бережно относятся к источникам. У таких родников уставший путник или турист утолит жажду, найдёт прохладу и тень. Все родники в нашей стране строго охраняются. И всё же есть нерадивые люди, которые бросают в родники мусор. Из такого источника воду пить нельзя. Родник: после дождя и растаявшего снега вода уходит в землю, но встретив на своём пути глину останавливается. Тогда вода выходит на поверхность земли. Поэтому такой выход воды из - под земли называют источником или родником. Люди бережно относятся к источникам. У таких родников уставший путник или турист утолит жажду, найдёт прохладу и тень. Все родники в нашей стране строго охраняются. И всё же есть нерадивые люди, которые бросают в родники мусор. Из такого источника воду пить нельзя.


    Р У Ч Е Й В роднике постоянно прибывает вода. Она не может долго оставаться на месте и стекает в какую – нибудь сторону. Образуется ручеёк, который сливается с другими ручейками. И вот уже течёт большой ручей. В роднике постоянно прибывает вода. Она не может долго оставаться на месте и стекает в какую – нибудь сторону. Образуется ручеёк, который сливается с другими ручейками. И вот уже течёт большой ручей.


    Р Е К А В большой ручей вливаются другие ручьи. Так образуются реки. Реки имеют большое значение в жизни человека. Из рек берут воду для питья и полива. Реки богаты рыбой. Наши реки очень красивы. Ни в одной другой стране мира нет столько рек, как у нас. Среди них много крупнейших в мире. Это: красавица Волга, тихий Дон, могучие Обь, Енисей, Лена, Амур. В большой ручей вливаются другие ручьи. Так образуются реки. Реки имеют большое значение в жизни человека. Из рек берут воду для питья и полива. Реки богаты рыбой. Наши реки очень красивы. Ни в одной другой стране мира нет столько рек, как у нас. Среди них много крупнейших в мире. Это: красавица Волга, тихий Дон, могучие Обь, Енисей, Лена, Амур.


    О З Е Р О Озёра по форме бывают круглые, продолговатые, извилистые. Озеро можно объехать или обойти вокруг по берегу. И тогда можно попасть на другую сторону водоёма. По величине озёра бывают разные. У больших озёр с одного берега нельзя увидеть другой, а маленькое озеро можно увидеть полностью. Большинство озёр необычайно красивы. Их называют «голубыми глазами Земли». Озёра по форме бывают круглые, продолговатые, извилистые. Озеро можно объехать или обойти вокруг по берегу. И тогда можно попасть на другую сторону водоёма. По величине озёра бывают разные. У больших озёр с одного берега нельзя увидеть другой, а маленькое озеро можно увидеть полностью. Большинство озёр необычайно красивы. Их называют «голубыми глазами Земли».


    М О Р Е Моря по форме похожи на озёра. Но даже самые маленькие моря крупнее озёр. Моря соединены с океаном. Озёра с океаном не соединяются. В морях вода солёная. Моря, как озёра и реки, широко используются человеком. В них ловят рыбу, по ним ходят грузовые пароходы и пассажирские суда. Моря и озёра, их берега – прекрасные места для отдыха. Как и реки они украшают нашу землю. Моря по форме похожи на озёра. Но даже самые маленькие моря крупнее озёр. Моря соединены с океаном. Озёра с океаном не соединяются. В морях вода солёная. Моря, как озёра и реки, широко используются человеком. В них ловят рыбу, по ним ходят грузовые пароходы и пассажирские суда. Моря и озёра, их берега – прекрасные места для отдыха. Как и реки они украшают нашу землю.


    О Х Р А Н А В О Д О Ё М О В В нашей стране проводится большая работа по охране водоёмов. По их берегам запрещено рубить лес. Нельзя бросать в водоёмы мусор и оставлять его на берегу. За чистотой воды в водоёмах постоянно следят работники водной инспекции. Для охраны рыб и водоплавающих птиц строго ограничиваются сроки охоты и ловли рыбы. В нашей стране проводится большая работа по охране водоёмов. По их берегам запрещено рубить лес. Нельзя бросать в водоёмы мусор и оставлять его на берегу. За чистотой воды в водоёмах постоянно следят работники водной инспекции. Для охраны рыб и водоплавающих птиц строго ограничиваются сроки охоты и ловли рыбы.