Изучением рек занимается потамология (от ποταμός — река). Сегодня ученые затрудняются ответить на вопрос о том, сколько всего рек существует на планете, но это количество невообразимо велико. В одной только России их существует не менее 2 млн. Неудивительно, что среди этого количества встречаются реки с самыми разными характерами.

Но для большинства водоемов характерны некоторые общие признаки. К примеру, чаще всего можно заметить, что один берег пологий, а второй более крут. Наверняка вам доводилось обращать на это внимание. С чем это связано?

Наша статья расскажет о крутых и пологих берегах реки, а также о том, почему так происходит.

Разные берега

Для начала разберемся с терминологией. Пологий берег, по мнению большинства справочников, имеет наклон не более 40 градусов. Дно в этом месте, как правило, не имеет обрывов, углубляется постепенно.

Сила Кориолиса

Ученые давно рассчитали, что большинство рек в северном полушарии имеет левые пологие берега, а правые у них обрывисты и круты. В южном происходит все наоборот. Это связано с вращением планеты. Огромные массы воды под действием собственного веса и вращения вгрызаются в один берег, в то время как на другой приходится намного меньшее воздействие.

Конечно, назвать это наблюдение непреложным законом нельзя. Существует немало исключений. Но явление довольно распространено.

Центробежные силы

Многое зависит и от траектории течения самой реки. На изгибах вода врезается в берег под воздействием центробежных сил, формируя рельеф. Причем, чем сильнее уклон поверхности, тем больше будет заметно это действие. Стремительные горные речки, проделывающие путь по каменистой почве или скалистому дну, настолько сильно воздействуют на поверхность, что их оба берега могут быть обрывистыми и крутыми. А вот реки, спокойно текущие по равнинам, нередко имеют пологие берега с обеих сторон.

Итак, мы выяснили, в чем разница между пологим и крутым берегом реки и чем это обусловлено.

Там, где к морю спускаются горы, обрывистый берег является как бы их естественным продолжением. Но там, где к самому морю подходит высокая равнина, как, на­пример, в районе Одессы, крутой прибрежный обрыв со­ставляет резкий контраст со всем ландшафтом. На де­сятки километров тянется ровная степь, и вдруг у моря она неожиданно обрывается отвесной стеной, у подножья которой бушуют волны. Высота стены достигает 40- 50 метров. В таких местах особенно ясно видно, что при­брежный обрыв создан самим морем, что именно оно, разрушая шаг за шагом край суши, срезало её по этой розной линии, которая тянется вправо и влево до самого горизонта.

Процесс разрушения берега называется абразией (от латинского слова абразио - срезание), а разру­шаемые морем берега - абразионными.

Второй тип берега - низменный. Такими берегами окаймляются обычно края пологих равнин. Здесь пески, всхолмлённые ветром и заросшие лесом, как, например,

Рис. I. Высокий берег западного Крыма, разрушаемый морем.

В Рижском заливе, непосредственно граничат с морем и образуют очень широкие пляжи. Поверхность этих пляжей не бывает ровной. Вдоль линии берега тянутся пологие песчаные валы, и во время сильного шторма можно ви­деть, как эти валы размываются, а затем вновь созда­ются, когда шторм утихает и волны начинают выбрасы­вать к берегу песок. На равнинах западной Камчатки можно насчитать до полусотни таких валов, образующих вдоль моря полосу шириной в два и более километров (рис. 2). Ближайшие к морю береговые валы совсем ли­шены растительности. На этих валах можно встретить морские раковины да плавник - обломки деревьев, выбро­шенные морем вместе с водорослями. Но чем даль­ше от моря, тем гуще зарастают валы травой, кустами, деревьями, и только с высокого холма или с самолёта можно различить, что эти валы ещё тянутся параллельно берегу моря. Но раз береговые валы образует само море, значит, такой берег не разрушается, а нарастает, выдви­гается вперёд, в море. Ведь морские волны теперь уже не достигают валов, которые заросли кустами и деревьями.

Эти нарастающие берега называют аккумулятив­ными (от латинского слова акку муляЦио - накоп­ление).

В тех местах, где линия морского берега ровная, абра­зионные или аккумулятивные участки тянутся на многие десятки километров. Поэтому ровные берега хотя и кра­сивы, но очень однообразны. Однако далеко не везде мор­ские берега бывают ровными. На южном берегу Финского залива, в районе Севастополя, у Владивостока глубоко

Врезанные в сушу бухты чередуются с мысами и полу­островами, выдвинутыми далеко в море. Контур бухто - вого берега прихотливо изрезан. Ещё более усложняют его острова, которые часто как бы продолжают собой мысы. В таких местах абразионные участки распола­гаются обычно на мысах, а аккумулятивные - в глубине бухт.

Кроме того, у бухтовых берегов встречается мно­жество кос, пересыпей и стрелок - узких полос, сложен­ных галькой, валунами, песком или остатками ракушек (рис. 3). Когда видишь впервые пересыпь или косу, не верится, что они созданы морем. Всегда кажется, что это дело рук человека, неизвестно для чего соединившего узкой перемычкой два мыса, остров с материком, или перегородившего бухту. В науке подобные наносные обра­зования называются аккумулятивными фор­мами.

Амого беглого взгляда на морские берега различного строения достаточно, чтобы понять, что они не остаются неизменными. В одном месте море разрушает берег, в другом наращивает его, в третьем создаёт совер­шенно особые формы в виде «плотин», перегораживаю­щих бухты, кос, стрелок и т. п.

Для того чтобы разрушать берега, сложенные. проч­ными горными породами, дробить каменные глыбы и обкатывать неровные обломки в гладкие шары и диски, чтобы перемещать с места на место массы наносов, нужна громадная энергия. Где источник этой энергии? Какая сила изменяет морской берег?

Берег изменяют волны.

Море редко бывает спокойным. При ветре, а часто и в тихую погоду, бегут по нему волны, придавая поверхности моря бесконечное разнообразие.

Сильный шторм на море - одно из самых величествен­ных и красивых явлений природы. Забравшись в безопас­ное место где-нибудь на мостике судна (с палубы смоет!), можно часами любоваться непрерывно меняющейся кар­тиной грозных водяных холмов, увенчанных белыми пени­стыми гребнями. Они то высоко подбрасывают нос судна, то заставляют его падать в глубокую ложбину, заливая мощными потоками палубу, словно проверяя, прочно ли моряки закрепили здесь каждый предмет.

Волны на море образуются ветром. Если в тихую по­году вы видите гладкие пологие волны, так называемую зыбь, то можете быть уверены, что и эти волны созданы ветром, который взволновал поверхность моря где-то далёко отсюда, может быть ещё вчера.

Если наблюдать за бегущими по морю волнами, то ка­жется, что это сама вода, гонимая ветром, уносится по поверхности моря и образует мощное течение. Однако это совсем не так.

Вспомните, как ветер колеблет ржаное или пшеничное поле. По полю тоже бегут волны, но каждый колос только качается и ни один колос не вырывается при этом из земли - все они остаются на своём месте. При морском волнении частички воды также только колеблются около своего положения равновесия, но не уносятся волнами.

Они поднимаются вверх, образуя гребень волны, на каж­дом гребне они бегут немного вперёд, потом опускаются, а в ложбине волны бегут обратно (рис. 4). Каждая частица воды движется по замкнутой окружности, диаметр кото­рой равен высоте волны.

Время, за которое вся волна, от гребня до гребня, про­ходит через какую-нибудь точку на поверхности моря, называется периодом волны. За это же время каждая частица воды совершает весь сбой путь по окружности.

Когда ветер волнует пшеничное поле, то колосья ка­чаются с большим размахом, а стебель - с меньшим. Чем ближе к земле, тем менее заметны наклоны стебля вперёд и назад, а у корня стебель совсем неподвижен. Подобно этому и диаметр окружностей, по которым движутся ча­стицы воды, уменьшается с глубиной и волна затухает (рис. 5). В море волновые движения прекращаются на глубинах, равных примерно половине длины волны (дли­на волны равна расстоянию между двумя соседними гребнями). Если длина волны составляет 80 метров, то уже на глубине в 40 метров вода почти совершенно спокойна.

Ветер тратит на создание волн большую энергию. Волны сохраняют в себе запас этой энергии. Чем длиннее и выше волна, тем больше её энергия. Для волны высотой в 6, а длиной в 80 метров - такие волны нередки на Чёр­ном море - запас энергии составляет 360 тысяч кило­граммометров на каждый метр фронта волны (то-есть протяжения вдоль гребня).

Волны бегут по морю, незначительно теряя свою вы­соту и, следовательно, сохраняя запас своей энергии. Но рано или поздно они подходят к берегу и разбиваются, образуя прибой. Здесь-то энергия волн и превращается в работу.

Расход энергии волны в 1 секунду составляет м о щ - н о с т ь волны. Зная период волны (для волны высотой в 6, а длиной в 80 метров он составляет примерно 10 се­кунд), мы можем подсчитать её мощность. Оказывается, что эта волна развивает на каждый метр фро>нта мощ­ность в 18 тысяч килограммометров в секунду, что со­ставляет 240 лошадиных сил. И вот такой мощный «та­ран» обрушивается на каждый метр длины берега через каждые 10 секунд!

Когда смотришь на поверхность бушующего моря с высокого берега, можно различить, как из общего хаоса волн в нескольких сотнях метров от берега начинают выделяться отдельные высокие валы.

Валы эти вытянуты по фронту на очень большое рас­стояние. Они быстро идут к берегу и как будто ещё ра­стут в вышину.

Волна становится всё круче и темнее, и вот верхуш­ка гребня уже опрокидывается вперёд, - с этого мо­мента волна начинает разрушаться. С кипящей белой верхушкой волна пробегает ещё сотню-другую метров, но уже не растёт в вышину, а становится немного ниже. Наконец, вся волна, от подножья до гребня, встаёт кру­той стеной и с шумом опрокидывается недалеко от бе­рега. На момент высоко вверх взлетают брызги и пена, а потом бушующая масса воды сплошной скатертью взбе­гает на пляж, увлекая с собой массу гальки и валунов, которые ударяются друг о друга с грохотом, напоминаю­щим громовые раскаты. Если эта вода, образующая прибойный поток, докатывается до подножья обрыва, то здесь возникает как бы второй прибой, после которого вся вода устремляется назад в море, к подножью сле­дующей волны.

В Сочи недалеко от берега был установлен при­бор для определения давления воды - динамометр. Во время одного шторма он отметил силу удара в И тонн на квадратный метр. Такой же динамометр, установ­ленный рядом, у линии берега, показал, что сила удара разбитой волны равна только 4 тоннам на метр. Зна­чит, почти две трети энергии уже израсходовались в процессе разрушения волны, пока волна проходила над мелководьем.

Энергия расходуется на быстрое движение воды при опрокидывании верхушки гребня, на мощные завихрения, на трение между струями и в конечном счёте - на незна­чительное нагревание воды. Но вся ли потерянная энергия уходит на это? Нет. Волны совершают большую геологи­ческую работу на дне моря.

Берег , полоса взаимодействия меж сушей и водоёмом (морем, озером, водохранилищем) либо меж сушей и водотоком (рекой, временным русловым потоком). Главными факторами формирования Б. водоёмов служат волны и прибойный поток, в более броской форме проявляющиеся в береговой зоне моря.

Систематизация морских берегов

Морские берега отличаются огромным многообразием. В связи с тем, что на первом месте в формировании берегов стоит волновой фактор и производные от него прибойный поток и волновые течения, в базу систематизации морских берегов должен быть положен прежде всего учёт нрава и интенсивности воздействия волн. По воззрению, подобных учёных, как В.П. Зенкович, О.К. Леонтьев и другие следует, что систематизация берегов должна удовлетворять последующим требованиям:

  • обхватывать все типы берегов;
  • учесть процессы, определяющие класс развития берега;
  • может быть полнее отражать современную динамику берега;
  • быть картографичной, т.е. служить основой для картирования берегов.
  • Эти требования более много учтены в систематизации геологов и геоморфологов А.И. Ионина, П.А. Каплина и В.С. Медведева, в какой выделяются последующие группы и типы морских берегов:

    Берега, сформированные субаэральными и тектоническими процессами и не достаточно модифицированные морем:

  • берега тектонического расчленения (далматинский, сбросовый, бухтовый);
  • берега эрозионного расчленения (риасовые, лиманные);
  • берега ледникового расчленения (фиордовые);
  • берега вулканического расчленения;
  • берега эолового расчленения.
  • Берега, формирующиеся в основном под воздействием неволновых причин:
  • дельтовые берега;
  • приливные берега;
  • биогенные берега;
  • термоабразионные берега.
  • Берега, формирующиеся в основном волновыми процессами (разные типы абразионных, аккумулятивных и абразионно-аккумулятивных берегов).

    Остановимся на характеристике отдельных типов берегов по этой систематизации.
    В итоге затопления морем юный складчатой суши, складки которой простираются практически параллельно генеральной полосы берега, появляется далматинский берег, отличающийся множеством островов и полуостровов (восточный берег Адриатического моря).

    Там, где имеет место вертикальное смещение слоев крепких кристаллических пород, встречаются сбросовые берега. Обычно они ровненькие, крутые и приглубые (участки побережья Кольского полуострова).

    При сильном расчленении берега с огромным числом глубочайших бухт, полуостровов и островов выделяют бухтовые берега (берега п-ова Пелопонесс).

    Образование современной береговой зоны связано с послеледниковой трансгрессией Мирового океана. Начальным уровнем, с которого она началась, считают отметку минус 110 м относительно современного уровня океана, характеризующую положение уровня 17-18 тыс. годов назад. В процессе трансгрессии море покрыло прибрежные участки бывшей суши.

    По нраву расчленения суши выделяется немного типов берегов, более всераспространенным из которых является риасовый берег - берег с эрозионным расчленением, появившийся в итоге затопления речных долин прибрежной высочайшей суши. Риасовые берега развиты на северо-западном побережье Пиренейского полуострова, на юго-западном побережье Ирландии и т.д. Эти берега характеризуются наличием зигзагообразных заливов (Севастопольская бухта).

    Разновидностью берегов с эрозионным расчленением являются лиманные берега, образующиеся в итоге затопления долин, расчленяющих низкую прибрежную равнину. Традиционным примером лиманного берега является северо-западное побережье Темного моря. На берегах приливных морей лиманы преобразуются в эстуарии, характеризующиеся воронкообразными устьями (берег врайоне устья Темзы).

    К берегам с ледниковым расчленением береговой полосы относятся фиордовые берега, образовавшиеся в итоге затопления ледниковых трогов. Разновидностью фиордовых берегов являются фьердовые, отличающиеся тем, что они образуются при затоплении морем ледниковых равнинных долин, тогда как фиордовые образуются при затоплении гористой суши. Фиордовые берега обширно всераспространены в Скандинавии, Гренландии, на Аляске. Поблизости берегов Финляндии и Швеции имеется огромное количество маленьких островов, разбитых проливами (шхерный берег).

    Сравнимо редки берега с эоловым расчленением. К ним относится берег Аральского моря, образованный выступающими над уровнем моря песчаными грядами и барханами, создающими лабиринт полуостровов и островов. Песочные скопления, сделанные ветром и обычно направленные в направлении его господствующего направления, именуются дюнами. Источники питания прибрежных дюн являются пески пляжа при довольно высочайшей повторяемости ветра с моря.
    Основным фактором поступления обломочного материала в береговую зону являются реки, воздействие которых находится в зависимости от класса их устьев (лиманы, эстуарии, дельты).

    В приливных морях соответствующим элементом берегов являются осушки либо ватты. Они представляют собой широкие полосы скопления песочного либо илистого материала, окаймляющие отмелые берега. Осушки раз в день затопляются водой и освобождаются от неё. Под действием приливных потоков на песочных осушках часто формируется густая сеть рытвин и сточных каналов. На илистых осушках промоины сразу заплывают. Более известны ватты на южном берегу Северного моря под прикрытием цепи Фризских островов.

    В тропических морях формируются берега, связанные с жизнедеятельностью разных рифостроителей, приемущественно кораллов, развивающихся при температуре воды не ниже 18-20С, солености более 30°/°° и неплохой освещенности. Скопления отмерших и развивающихся кораллов образуют известковую горную породу, именуемую коралловым известняком, из которого и образуются рифовые строения нескольких типов:

  • Окаймляющие (береговые),
  • Барьерные,
  • Кольцеобразные (атоллы) и
  • Внутрилагунные.
  • Окаймляющие рифы формируются у берега, образуя коралловые террасы, осушающиеся при отливе. Барьерные рифы размещаются обычно на значимом расстоянии от берега и представляют собой высшую гряду с крутизной фронтального склона до 20-45°. Более большим барьерным рифом является Большой Барьерный риф, протянувшийся повдоль северо-восточного побережья Австралии на 2200 км.
    Во мокроватых тропиках обширно всераспространены мангровые растения, большая часть из которых имеют воздушные корешки, образующие совместно со стволами растений практически непролазную чащу.

    Мангры на берегах тропических морей делают ту же роль, что и тростники на берегах умеренной зоны, т.е. содействуют усилению роста аккумулятивного берега и препятствуют (как и коралловые рифы) его разрушению волнами. Ширина зоны мангровых зарослей может достигать 3-5 км (побережье Колумбии в Карибском море).

    На берегах, сложенных промерзлыми породами либо льдом, происходит их тепловая абразия за счет термического воздействия морской воды. Определяющее значение для абразии имеет различие температур воды и промерзлой толщи. Термоабразионные формы обширно развиты на береговых обрывах Якутии, где общее протяжение ледяных берегов около 500 км.

    Термоабразионный берег формируется также в толще незапятнанного льда. Ледяные берега везде всераспространены в Антарктиде и в отдельных районах Северного Ледовитого океана. Они представляют собой вертикальную стенку льда с нишей вытаивания, в большинстве случаев лишенную каких-то скоплений обломков льда у подножия.

    Первоисточники:

  • volnazynami.narod.ru - систематизация морских берегов;
  • bse.sci-lib.com - определение берегов;
  • wikiznanie.ru - берег, берег морской, берег речной и т.д.
  • Вопрос 1. Какие факторы внешней среды оказывают влияние на отель «Лазурный берег»

    С целью выявить и использовать благоприятные возможности для достижения целей отеля «Лазурный берег», избежать при этом угрозы препятствий, необходимо выявить факторы внешней среды, которые оказывают влияние на отель. Основные факторы внешней среды, воздействующие на поведение компании вообще, могут быть разделены на четыре крупные группы:

    • - политические и правовые;
    • - экономические;
    • - социальные и культурные.

    Остановимся на каждой группе подробнее.

    • 1. Политические и правовые факторы - это различные факторы законодательного и государственного характера, которые могут влиять на уровень существующих возможностей и угроз в деятельности организации. Таковых по условиям задачи не выявлено.
    • 2. Экономические факторы. Существует множество экономических факторов, которые могут воздействовать на организацию. Например, такие, как насколько доступен кредит, какое влияние оказывают курсы обмена валют, сколько придется заплатить налогов, финансирование за счет получения ссуд и т.д.

    Для отеля «Лазурный берег» таким фактором внешней среды является взаимодействие с английским консалтинговым агентством «Кольт», а именно оказание агентством субсидии в размере 36% стоимости.

    Более того, инвестиция, внесенная на счет в банке Джорджем Смитт, составляет 20 тыс. долл., что также является фактором внешней среды со знаком «+», так как преследует цель модернизации отеля.

    Общая сумма вложений, просчитанная агентством «Кольт» составила 139 тыс. долл. (десять комнат с ванными за 94 тыс. долл.; косметический ремонт спален и общих залов за 35 тыс. долл.; установка системы центрального отопления за 10 тыс. долл.). 36% от 139 тыс. долл. равно 50 тыс. долл. Если к данной сумме прибавить 20 тыс.долл. от отца Мэри Смит, получаем, что 50% (70 тыс.долл.) от предполагаемых вложений в 139 тыс.долл. - это внеплановые в получении финансовые средства.

    3. Социальные и культурные факторы формируют стиль жизни, работы, потребления и оказывают значительное воздействие практически на все организации.

    В данном случае, рассматривается географический фактор: отель расположен в Италии - мягкий климат, обеспечивающий шестимесячный туристический сезон, позволяющий отелю оставаться открытым в течение всего года. У отеля также хорошая репутация среди потребителей за счет созданного ранее имиджа, отличной кухни и пр.

    § 8. Берега и образования в русле.

    1. Вогнутый берег и его элементы.

    Пойменный вогнутый берег, обрывистый из-за постоянного подмыва его прижимным течением, называется яром. У яра глубина всегда больше, чем у противоположного выпуклого берега. Это дает возможность судоводителям проводить транспортные суда с большой осадкой по яру, т. е. около вогнутого берега. Яр начинается (и кончается) в том месте, где вогнутый берег переходит в прямой участок реки или в выпуклый берег. Начало яра называется верхним плечом яра, а окончание, находящееся ниже по течению, - нижним плечом.


    Рис. 13. Нечистый яр: 1 - яр; 2 - бровка яра; 3 - урез воды; 4 - свалившееся дерево; 5 - подводная печина

    Линия перехода поверхности земли в обрывистый берег называется бровкой яра (рис. 18). В яру могут быть препятствия для судоходства, которые уменьшают гарантированную глубину. К таким препятствиям относится печина - трудно поддающаяся размыву часть породы (обычно глина), которая вдается в русло. Возле печины, как вообще у яра, быстрое течение и большая глубина. Печина может быть надводной и подводной. Выше печины создается подпор воды, а ниже-круговорот (суводь). По суводи судят о месте нахождения подводной печины.

    Если на берегу у яра находится лес, значит, в воде могут быть карчи, образуемые от падения в воду деревьев и пней в результате разрушения подмываемого берега.

    Серьезными препятствиями для судоходства, которые почти невозможно определить по внешним признакам рельефа местности и потока, являются палица и побочень.

    Палицей называют горизонтальную площадку из неразмываемого грунта в яру под водой. Местонахождение палицы должно быть известно судоводителю, на ней меняется горизонт воды.

    Побочни - наносы песка у яра - образуются от слива воды во время половодья из затопленной поймы в коренное русло через яр. По образовавшейся в берегах выемке от слива воды из поймы можно определить место нахождения побочня сразу же после его образования. Побочней особенно много в ярах после половодья, когда река входит в свои берега. Чаще всего побочни размываются совсем или частично водой меженного русла. На шлюзованной реке побочни размываются медленнее, чем на свободной. Как правило, ниже суводей из-за ослабления течения откладываются наносы, т. е. образуются небольшие побочни.

    Нечистым яром называется яр, возле которого у берега имеются различные подводные и надводные препятствия для судоходства: печины, палицы, карчи, побочни, одинцы и т. д. Движение судов возле такого берега опасно.

    Если у яра нет никаких препятствий для судоходства, его называют чистым яром.

    2. Выпуклый берег и наносные образования около него.

    Наносы в речном потоке под действием течения перемещаются по прямой, проходящей через выпуклые берега на изгиб ax русла и по всей ширине русла на относительно прямых участках (рис. 14).
    Рис. 14. Перемещение наносов в речном русле и образование перекатов (1, 2, 3) и плесов


    У выпуклых берегов, где течение замедленно, откладываются наносы. Значительное отложение наносов образует низкий отлогий песчаный берег без растительности, называемый песком. Форма песка обычно соответствует очертанию противоположного яра.



    Рис. 15. Коса

    Основным видом отложения наносов песка является коса (рис. 15), которая имеет значительные размеры, треугольную форму, основанием примыкает к выпуклому берегу и вершиной постепенно переходит из надводного состояния в подводное. Коса незначительных размеров, примыкающая к косе или непосредственно к выпуклому берегу, называется закоском. Подводная коса больших размеров, вдающаяся далеко в русло реки, называется заманихой. Песок или коса под действием течения могут быть сильно размыты и стать обрывистыми около «верховой» (верхней) по течению части, ввиду чего здесь обычно по глубокому месту проходит фарватер. Такой песок или косу называют обрезным и. Группа подводных кос, незначительных по своим размерам, называется застругами. Заструги примыкают к косам, закоскам и могут располагаться отдельно в русле.

    Затониной называется небольшой залив в реке за косой. Наносные образования выпуклого берега, косы, закоски и т. д. ввиду постоянной работы потока изменяют свои размеры, подвергаются размыву или, наоборот, увеличиваются.

    3. Наносные образования в русле.

    Кроме наносов возле выпуклого берега и побочней в яру, в русле реки имеются и другие наносные образования, окруженные водой, как подводные, так и надводные. К ним относятся осередки, острова, высыпки, шалыги.

    Осередком называется надводная отмель, окруженная со всех сторон водой и не имеющая никакой растительности.



    Рис. 16. Судно на мели, на перекате

    От размыва подводной части косы может образоваться и подводный осередок; он может возникнуть также ниже мыса стрелки, образующейся от слияния двух рек, в тиховоде, за рынком гор, на шалыге и различных подводных препятствиях. Осередки ограничивают ширину судового хода, изменяют направление течения воды.

    Островом называется надводный осередок, имеющий растительность. Остров может образоваться из осередка, поймы, за счет спрямления излучины, разделения русла на два рукава, образования прорана - узкого рукава, делящего остров на два отдельных острова. Верхняя по течению часть острова и осередка, размываемая течением, называется приверхом, нижняя часть, где откладываются наносы, - ухвостьем.

    Шалыгой называется подводное наносное отложение у борта корпуса судна, ставшего на мель поперек корыта переката (рис. 16), т. е. взамет.

    После снятия судна с мели течение обходит шалыгу, размывая ее. Постепенно шалыга может сноситься течением ближе к подвалью переката и изменить его, образуя затруднительный для судоходства перекат с выпуклым подвальем. Шалыга может также задерживать наносы, увеличиваясь по форме и превращаясь в осередок.

    Высыпкой называется отложение наносов, выносимых из притока (речка, ручей, овраг и пр.) в устье или ниже его. Высыпка состоит из гравия, песка, гальки, а иногда камней.

    Если приток впадает в вогнутом берегу, то высыпка, находящаяся в яру около устья этого притока, является одновременно и побочнем. Если приток впадает в выпуклом берегу, то отложение наносов у этого берега усиливается. Площадь высыпки обычно больше, если она находится ниже притока, и меньше, если она образовалась у стрелки.

    Судоводитель-любитель должен предвидеть возможность образования высыпки и при подходе к берегу ниже притока или при заходе в него и вести судно на малом ходу, измеряя глубину наметкой (метрштоком).

    4. Неразмываемые препятствия.

    В реке может быть большое количество неразмываемых препятствий. К ним относятся:

    Одинец - отдельно лежащий в реке камень значительных размеров. Одинец, вмерзший в лед, может вместе со льдом перемещаться во время ледохода на большие расстояния.

    Огрудки (каменистый осередок)- вытянутое вдоль берегов скопление камней или подводная часть монолитного скального массива в русле.

    Гряда - подводное скопление камней в русле поперек реки.

    Порог - подводное и надводное скопление крупных камней по всей ширине русла, создающее подпор воды выше порога и быстрое течение в пороге. Фарватер реки у порога обычно неглубок, извилист и проходит между подводными и надводными камнями.

    Шивера - разновидность порога на сибирских реках - образуется группами камней, разбросанных на отдельных участках по всей ширине русла. Фарватер извивается между ними.

    При плавании по внутренним водным путям судоводитель-любитель должен знать еще некоторые лоцманские термины.

    Дельта - место впадения реки в озеро или мере. Река в дельте обычно разветвляется на несколько мелких протоков, рукавов. Дельта имеет вид треугольника, напоминающего греческую букву дельту. Треугольник своим основанием направлен к морю. Образуется дельта из-за отложения наносов.

    Лиман - сеть проранов, из которых образуется дельта реки. Лиманом обычно называют протоки в дельтах Днепра, Днестра. На Волге их называют ериками, на Дунае - гирлами, на Северной Двине - рукавами. Иногда протоки в дельте бывают очень широкими, тогда их называют ильменями (на Волге), плавнями (на других реках).

    Урез воды - линия пересечения поверхности воды с берегом.

    Заплеск - узкая, обычно отлогая береговая полоса, заплескиваемая при волнении, примыкающая к урезу воды.

    Воложка - второе русло реки, отделенное от коренного (основного) русла островом. Воложка со временем может стать основным судовым ходом.

    Гарантированная глубина - наименьшая глубина, поддержание которой гарантируется на данном участке за счет дноуглубительных работ, попусков воды из водохранилищ, выправительных сооружений.

    Рейд - акватория (водная площадь) порта, где стоят суда в ожидании погрузки и выгрузки, формируются и расформировываются буксирные составы, отстаиваются суда в шторм и во время ремонта.

    Дамба - гидротехническое выправительное сооружение, служащее для изменения течения, продолжения берега, ограждения от волнения или ледохода.

    5. Перекаты.

    Наносы в реке располагаются по прямой их перемещения, соединяющей выпуклые берега, образуя косой поперечный вал в русле. Этот наносный вал, над которым глубина воды меньше, чем в смежных участках русла, затрудняет своим мелководьем судоходство и образует перекаты (рис. 17). Между перекатами располагаются глубоководные участки реки - плесы.

    Вал, или седловина переката, при пересечении со стрежнем размывается и в нем получается углубление, называемое корытом переката, где находятся самые большие на перекате глубины. По корыту переката проходит судовой ход.

    Верхняя по течению пологая часть седловины переката называется напорным скатом. Нижняя по течению часть седловины обрывиста и называется подвальем. Над подвальем находится наименьшая на перекате глубина. Самая верхняя часть подвалья называется гребнем. От формы подвалья, глубины, направления и скорости течения на перекате зависит степень трудности проводки судов по перекату.



    Рис. 17. Перекат: 1 - верхняя коса; 2 - нижняя коса; 3 - верхняя плесовая лощина; 4 - нижняя плесовая лощина; 5 - седловина переката; 6 - корыто переката; 7 - напорный скат; 8 - подвалье переката; 9 - гребень переката; 10 - фарватер

    Глубоководный участок реки, прилегающий к перекату, называется плесовой лощиной и является началом или окончанием очередного плеса.

    Верхняя и нижняя косы перекатов (или пески) располагаются выше и ниже корыта переката. На перекатах судовой ход, как правило, переходит или, как говорят, переваливает от одного берега к другому. Эти места называются перевала ми.

    Ввиду значительной разницы между осадкой судна и глубиной фарватера на судоходных реках судоводитель-любитель не всегда ощущает мелководье перекатов, но, как правило, судно любителя чувствует изменения и усиление течения на перекате. В плавании необходимо знать и предвидеть степень трудности прохода по тому или иному перекату встречных и обгоняемых судов, способных произвольно менять свой курс движения - рыскать.

    Когда любитель ведет свое судно по несудоходной реке или реке, где осуществляется сплав леса, только его умение определить корыто переката, слив воды, форму подвалья и знание судоходных качеств позволяет провести свое судно без посадки на мель и без аварий.

    Перекаты очень разнообразны, они отличаются один от другого расположением в русле, элементами в плане и профиле, гидрологическим режимом. Степень трудности судовождения по перекатам зависит от их свойств.

    Существует несколько судоводительских классификаций перекатов, поэтому остановимся на характерных особенностях некоторых перекатов, знание которых необходимо судоводителю-любителю.

    Перекатом с ровным подвальем (по классификации Д. А. Богданова) называется такой перекат, вал которого расположен поперек фарватера по всей ширине корыта по прямой от верхней косы переката к нижней. Течение одинаково равномерно по всей ширине корыта переката. Судоходные качества переката благоприятные. Суда, идущие снизу, должны вводиться на подвалье переката так, чтобы диаметральная плоскость судна совпадала с направлением течения, для чего выход судна на прямой курс к следованию по корыту переката нужно осуществлять как можно раньше.



    Рис. 18. Течение на перекате с выпуклым подвальем

    Перекат с выпуклым подвальем по той же классификации образуется чаще всего там, где водой переносится много наносов, где происходит размыв русла и особенно яров. Отложение накосов в средней части подвалья приводит к его выпуклости в плане и профиле. Выпуклость подвалья происходит за счет более или менее значительного подвального осередка в центре подвалья, где обычно находятся самые малые глубины. Поэтому течение на перекате веерообразное и нет ярко выраженной главной струи - стрежня (рис. 18). Судоходные качества такого переката плохие, так как фарватер может менять свое направление то с одной, то с другой стороны выпуклости подвалья. Веерообразное течение сбивает суда с курса к границам фарватера (к берегам).

    Перекат «россыпь» (по классификации И. Ф. Попкова) располагается преимущественно в низовьях рек. Образуется застругами кос, лежащих на противоположных берегах, и шалыгами. Подвальев бывает несколько и обычно они имеют неправильную форму. Перекат часто изменяется. Заструги, шалыги, осередки образуют неправильное течение, что вызывает рыскливость судов. Из-за нечетко выраженного подвалья проход судов по такому перекату затруднителен и по нему рекомендуется идти, замеряя глубину.

    Устьевые перекаты (по классификации И. Ф, Попкова) образуются во время половодья, когда вода из главной реки заходит в приток, занося свои наносы, где они осаждаются. Кроме того, подпор воды в притоке задерживает и движение в нем воды, чем способствует осаждению наносов. Со спадом воды после половодья эти наносы образуют в притоке, выше его устья, устьевые перекаты, которые иногда тянутся на несколько десятков километров. Образуются также косы, надводные и подводные осередки, острова, которые вода притока не может смыть в межень. Устьевые перекаты обычно очень затрудняют судоходство.

    Любитель зачастую начинает свой туристский поход в несудоходном притоке, который впадает в судоходную реку. Поэтому важно узнать, есть ли в устье притока устьевые перекаты, какова их глубина и может ли судно любителя пройти через эти перекаты.

    Если в межень через эти перекаты пройти в судоходную реку нельзя, то нужно узнать сроки, когда начинается межень, с тем чтобы организовать поход раньше и пройти через устьевые перекаты до минимального горизонта воды на них. На устьевых перекатах горизонт может повышаться за счет попусков плотин, имеющихся как в главной реке, выше устья притока, так и в притоке.