Жгучий интерес к нарядам прошлого сопутствует Александру Васильеву всю его жизнь. Еще мальчиком он удивлял родителей странным пристрастием к разным старым платьям, притаскивал какую-то одежду с помойки, пытался что-то создать из выброшенных вещей, часами изучая фотографии в журналах прошлых лет…

Его воспитание проходило в творческой, театральной обстановке. Мать (драматическая актриса) и отец (театральный художник, чьи костюмы носили на сцене великие Фаина Раневская, Любовь Орлова, Игорь Ильинский) приводили его в театр на спектакли, сам Саша начал сниматься для телевидения и вести детские телепередачи уже в 7 лет. Чуть позже проявились его необыкновенные способности к оригинальному театральному оформлению и созданию костюмов.

Взлет его карьеры произошел стремительно – в 16 лет Александр Васильев начал работать в московском театре «Современник» бутафором, в 24 года он женился на француженке и уехал жить в Париж. Вот где его таланту было суждено раскрыться и развиться! Учеба на театральном факультете Сорбонны сочетается с удачными работами в театрах Парижа – молодой художник оформляет костюмы и декорации для пьес в «Комеди Франсез», «Ронд Пуан», Студии оперы Бастилии и в других престижных французских театрах. Профессионально-художественный уровень Александра Васильева неуклонно растет, он знакомится с множеством мировой величины, его друзьями становятся Майя Плисецкая, танцовщики Валерий и Галина Пановы, режиссер Юрий Любимов… Его приглашают работать в Рим и Лондон, Берлин и Висбаден, всюду театральные костюмы и декорации Александра Васильева пользуются громадным успехом.

Параллельно со своим творчеством, историк моды Александр Васильев ведет преподавательскую работу: его приглашают вести семинары в Лондонском Королевском Колледже Искусств, в Академии Искусств в Антверпене, в Высшей школе Ла Камбр в Брюсселе и многих других. Его лекции об истории моды настолько захватывающи, что на них стремятся попасть, даже приезжая издалека. Кроме того, Александр Васильев – настоящий космополит: он не живет подолгу в одной стране, в любом государстве чувствует себя как дома, имеет несколько домов в разных странах. Он продолжает пополнять свою знаменитую коллекцию старинных костюмов, равной которой, наверное, нет во всем мире. Не так давно прошли две выставки его коллекции: «Воспоминания о России» и «200 лет моды» в Чили.

Сегодня Александр Васильев работает и в России, его приглашают читать лекции и вести семинары по истории моды в Москве, Петербурге и других городах. Им написано несколько книг, среди которых бестселлерами стали «Красота в изгнании» и «Русская мода» .

Некоторые поступки и высказывания Васильева шокируют публику, настолько они неожиданны и своеобразны. Случай с Николь Кидман мы уже упомянули. Например, Александр Васильев во многих интервью озвучил мысль о том, что современный культ худой женской фигуры является ничем иным, как фашизмом по отношению к полным женщинам: ведь полных, как заметил мэтр, гораздо больше, чем худых, в особенности это касается женщин, которые выкармливают своей грудью младенцев. Плоский живот у женщины, по мнению Александра Васильева , признак скорее уродства, чем – это значит, что женщина не рожала, то есть не выполнила своего главного предназначения на Земле.

На вопросы журналистов, почему в индустрии моды так много дизайнеров «голубой» ориентации, Васильев отвечает, естественно – «натуральные мужчины созданы, чтобы женщину раздевать, а другие мужчины созданы, чтобы женщину одевать». Поэтому более 90% дизайнеров, стилистов, парикмахеров-мужчин – геи.

По убеждению Алекандра Васильева , чтобы всегда быть элегантной, женщина, глядя в зеркало, должна думать о том, что из ее облика можно , а не о том, что бы еще добавить. Мэтр советует замужним женщинам ни в коем случае не расслабляться и не переходить на бигуди и халат, а наоборот, еще более тщательно следить за своим внешним видом и гардеробом, чтобы любимому мужчине всегда было приятно на нее смотреть.

Ольга Моисеева
Женский журнал JustLady

Историк моды Александр Васильев - личность загадочная и эпатажная. Ни одна женщина не знает лучше него, как стильно и модно одеваться, и как найти ту самую «золотую середину» в одежде и аксессуарах. Поэтому уже много лет Васильев - ведущий популярного шоу «Модный Приговор». Но что известно о его непубличной стороне жизни? Есть ли жена и дети у знаменитого искусствоведа и декоратора? И как сам Александр Васильев характеризует свою сексуальную ориентацию?

Личная жизнь историка моды Александра Васильева: фото жены и детей маэстро

Многие полагают, что историк моды Александр Васильев никогда не был женат. И вообще, как натура творческая, имеет нетрадиционную сексуальную ориентацию. Однако, это далеко не так. Будучи юношей, будущий модный гуру без памяти влюбился в девушку Машу. Но, как это часто бывает, родители Васильева не одобряли выбора сына. Саша - мальчик из известной творческой семьи. Отец - Народный художник РСФСР, мать - известная драматическая актриса.

Александр Васильев в молодости

Вскоре Маша уезжает с мамой на ПМЖ в Париж. Казалось бы, влюбленных уже ничто не сможет воссоединить. Примите во внимание: на дворе 70-е годы, практически вся страна - «невыездная»… Но случилось чудо! Александр Васильев знакомится с француженкой и заключает с ней фиктивный брак. Париж становится все более реальным…

Первой женой Александра Васильева была француженка

Вскоре будущий историк моды получает заветный положительный ответ на выезд во Францию. Вместе с молодой женой, Александр Васильев поселился в небольшой съемной квартирке в Париже. Вскоре он вновь встречается со своей первой любовью, Марией. Но, как оказалось, девушка не дождалась возлюбленного, и забеременела от француза — репортера одного известного издания. Правда, вскоре вновь осталась одна. Но с Александром Васильевым у Марии до сих пор сохранились теплые дружеские отношения. Тем более, что Париж для историка моды давно стал вторым домом.

Александр Васильев в своей парижской квартире

После развода с первой супругой и неудачи повторно построить отношения с Марией, Александр Васильев с головой уходит в любимую работу. Историк моды много ездит по миру - его приглашают в качестве художника-декоратора ведущие театры, а университеты жаждут заполучить лучшего лектора, знающего все о моде и стиле. Работая в Рейкъявике, Александр Васильев знакомится с очаровательной исландской девушкой. Впоследствии, молодые люди решаются на гражданский брак.

«Она была прелестна. Ее звали Стефания. Она была очень красивой блондинкой с голубыми глазами… Мне ее предложили в ассистентки. Она была такая хорошая ассистентка, что она мне помогала во всем. И помогла!..»

Но и эта любовь, увы, вскоре закончилась. Девушка не захотела переезжать вслед за любимым в Париж, предпочтя остаться на родине, в холодной и таинственной Исландии.

Еще в молодости Александр Васильев прослыл мастером модного эпатажа

Что касается ребенка, то их у Александра Васильева… трое! Правда, это крестные дети. Первая, и любимая крестница Марфа - дочь давней подруги и одноклассницы маэстро. А вот с двумя другими девочками историк моды практически не общается. Одна из крестниц живет в Германии, а другая - в Париже, но связь с обоими давно потеряна.

Историк моды Александр Васильев и его сексуальная ориентация

Александр Васильев честно признается, что всегда любил женщин. Правда, сейчас, когда маэстро уже 59 лет, в его жизни появились несколько иные приоритеты. Насчет своей сегодняшней личной жизни сам историк моды любит пошутить: он женат на моде и счастлив в браке.

Александр Васильев - модный ведущий «Модного приговора»

Васильев признается, что любит вкусно поесть и вообще, в данный момент, предпочитает наслаждаться жизнью. А финансовые средства ему это вполне позволяют. Историк моды любит называть себя «гражданином мира» и, видимо, поэтому успел приобрести себе добротное, престижное жилье в разных уголках Европы. Квартиры в Москве и Париже, имение в центре Франции и большая фамильная усадьба в Риге… Список личной недвижимости известного искусствоведа и декоратора весьма впечатляет.

Александр Васильев в своей московской квартире

Но также хорошо известно, что Васильев никогда не переставал любить и восхищаться женщинами. Но особенно милы его сердцу умные и… богатые леди. И как-то в шоу «Давай поженимся!» историк моды проговорился, что ему нужна невеста богатая и в возрасте. И чтобы обязательно имелись в наличии замки и поместья — для размещения поистине огромной коллекции редких платьев и аксессуаров маэстро.

В коллекции историка моды Александра Васильева тысячи интересных экспонатов

А на каверзный вопрос по поводу засилия мужчин с нетрадиционной сексуальной ориентацией в мире богемы, красоты и стиля - у Васильева припасен исчерпывающий ответ:

«Почему среди модельеров так много геев? - Эстетика XX века придумана только геями. Среди творческой элиты 95% мужчин с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Гетеросексуальный мужчина способен женщину только раздеть, а гомосексальный - одеть!»

При обилии нелестных слухов о нетрадиционной ориентации Александра Васильева и его романах с мужчинами, ни одно «желтое» издание пока так и не смогло документально подтвердить их. К тому же, сам историк моды - лицо публичное и всегда охотно идет на контакт с прессой. Сотни интервью и пресс-конференций каждый год, участие во всевозможных шоу и программах на ТВ и радио. Похоже, что ни один вопрос в мире не способен поставить маэстро моды и стиля в неловкое положение.

Да и сам Васильев славится своим острыми и всегда меткими высказываниями в адрес участников своего телепроекта. Ни для кого не секрет, что Александр Васильев на протяжении почти 10 лет является бессменным ведущим программы «Модный приговор». Кстати, и к себе гуру моды и стиля относится с иронией. Так, в одном из сюжетов центрального телеканала, Васильев сам себе выносит модный приговор.

Историк моды Александр Васильев в молодости: редкие фото звезды

Александр Васильев не скрывает, что со школьных лет был не такой как все. В плане стиля. Финансовые возможности позволяли родителям приобретать своим детям, Александру и его родной сестре, самые модные и дорогие вещи. Многие элементы гардероба будущего историка моды покупались за границей - отец часто отлучался в зарубежные командировки. Поэтому, говорит сам маэстро, брюки-клеш, самые модные рубашки и самая красивая и стильная обувь - это то, что всегда отличало его от сверстников. Понятное дело - в СССР возможностью красиво и дорого одеваться «не как все» обладали единицы!


Нестандартный внешний вид и высветленные пряди - таким был «несоветский» стиль Александра Васильева в молодости

Несмотря на финансовое благополучие, Александр Васильев с ранних лет обожал бродить… по помойкам и блошиным рынкам. Говорит, что помойка советского времени была настоящей сокровищницей редких, уникальных вещей. Зачастую люди того времени легко избавлялись от безделушек, доставшихся в наследство от бабушек и дедушек. Видимо, именно во время походов по столичным помойкам, будущему мэтру моды и пришла в голову блестящая идея о создании коллекции редких старинных вещей, связанных с модой. Да и сейчас Александра Васильева можно часто встретить на блошиных рынках того же Парижа, который, кстати, всегда славился такими необычными и популярными среди туристов местами.

Александр Васильев занят поисками очередной вещицы для своей коллекции

Но за сборами драгоценных экземпляров для своей коллекции и созерцанием красот любимого Парижа, Александр Васильев ни на минуту не забывает о работе. Еще будучи молодоженом, будущая знаменитость в мире моды и стиля, поступает на учебу в школу при музее Лувра, а затем успешно заканчивает аспирантуру в Сорбонне. Тут же молодого и талантливого художника-декоратора замечают в ведущих театрах Франции. Александр Васильев стал автором декораций для спектаклей «Папесса Иоанна», «Триумф любви», «Галереи дворца» и многих других. Позже маэстро приглашают на работу в театр оперы и балета в Рейкьявик (где он и познакомился со своей второй женой Стефанией), а после - во фландрийский Королевский балет.

Стремление к прекрасному у Александра Васильева всегда было в крови

Что и говорить — молодой человек легко очаровывал не только женщин, но и своих потенциальных работодателей непринужденной, и в то же время изысканной манерой вести беседу, своим природным обаянием и фирменной улыбкой.

Фирменная улыбка Александра Васильева легко узнаваема даже на фото многолетней давности

Впрочем, великий экспериментатор Васильев не желал ограничивать себя рамками поисков себя лишь в стиле. Он легко примерял на себя и разные амплуа. То он - декоратор, то - дизайнер, то - искусствовед. Живя во Франции, молодой Александр Васильев успел попробовать себя даже в роли актера и модели! Правда, как сам он недавно признался, роли эти были настолько незначительные и посредственные, что и гордиться на этом поприще, историку моды, по сути - нечем.


Редкие фото Александра Васильева в молодости

которых ходят упорные слухи. И если Филлипу Киркорову и Николаю Баскову злые языки приписывают гейство уже давно, и этим никого не удивишь, про некоторых знаменитостей никогда, что называется - "с виду не скажешь".

В своем исследовании коллективные блогеры опирались на записи на гей-форумах, в которых посетители тематических клубов делились тем, что видели там тех или иных звезд, целующимися и обнимающимися с представителями своего пола, на инсайдерские сплетни (недооценивать которые нельзя), наиболее веский городской фольклор, а также на высказывания и намеки самих звезд (включая шутки и подколы на развлекательных шоу), а также - на интернет-откровениях более низкоранговых геев, якобы переспавших со знаменитостями.

Двачеры также проанализировали сообщения в интернете, в которых бывшие концертные промоутеры рассказывали о том, как гостящие с концертом звезды, с их помощью разыскивали себе однополых любовников для отдыха.

Получилась следующая подборка, верить которой не обязательно, но ознакомиться - любопытно.

Сергей Лазарев

Неужели Лера Кудрявцева ни разу так и не прижалась голым телом к этому накаченному торсу?

Алла Пугачева в эфире радио «Алла» однажды привела Сергея Лазарева в шоковое состояние, сказав в прямом эфире буквально следующее: «Не стоит жениться, чтобы не быть одиноким! А тебе вообще не стоит, я так понимаю. Если вдруг соберешься, знаешь, что я тебе скажу как мудрая женщина? Тебе лично, если для порядка жениться, нужен друг прежде всего, партнер по жизни.

Потому что все эти сексы-шмексы, они уходят и приходят. А для рождения ребенка можно постараться один раз, даже два-три. Но, в принципе, по жизни не ради этого нужен человек. Я знаю, что у тебя есть друг и помощник Миша (Михаил Дворецкий, директор певца - прим. Time Out). И я просто поздравляю тебя с тем, что он очень тебя любит…»

Николай Цискаридзе


Очаровательный, увлеченный искусством человек большого обаяния, который почти не скрывает свою гомосексуальную ориентацию, и даже шутить на скользкие темы на телевидении, когда чувствует себя уверенно.

Николай Басков

Источники характеризуют его как "самого закомлексованного" и "запуганного" гомосексуалиста в российском шоу-бизнесе, совершить каминг-аут для которого значит потеря большей части своей аудитории, поскольку это архаичные почтенные старушки строгих взглядов.

Но куда же без него в этой подборке... Кстати, певица Лолита является известной гей-иконой и женщиной, которая публично поддерживает и защищает геев и лесбиянок в России.

Олег Меньшиков

Поклонницам в это поверить трудно, но слишком большое количество источников свидетельствует о том, что, по крайней мере в зрелые годы красавец-актер все больше тяготеет к молодым любовникам-мужчинам.

Виктор Сухоруков

И ты, брат?!...

Впрочем, великолепный эксцентрик сам давно не скрывает, и намеками в разных интервью дает понять о своей сложной личной жизни. С мужчинами.

Максим Галкин

А как же Алла Борисовна? Самая мощная российская гей-икона, симпатизирует ЛГБТ, между прочим, ч.т.д.

Самый популярных слух о Галкине указывает на юмориста Сергея Дроботенко как на многолетнего партнера Максима. Мама Дроботенко недавно косвенно подтвердила в интервью НТВ-шникам, когда журналисты застали ее врасплох коварными вопросами.

Евгений Миронов

Всю жизнь живет с мамой, в интервью тема сексуальной ориентации и вообще личной жизни - табу, и повод для гнева утонченного артиста. По многочисленным слухам (особенно в среде театралов) - это неспроста!

Александр Рыбак

Ай билив ин э фэйритейл...

И он тоже?! А такой хорошенький... Хотя, да, все логично - он такой хорошенький!

Андрей Малахов

На гей-форумах Малахова кроме как "Андрюшей" никто не называет. Возможно, Андрюша единственный закрытый гей, чье признание в гомосексуализме не навредило бы его карьере, потому что он слишком примерный, интеллигентный и доброжелательный, чтобы пожилые поклонницы его разлюбили за какой-то там гомосексуализм.

Филлип Киркоров

Ну как же без него. Говорят - в песне "Снег" он снял своего молодого возлюбленного, и песня посвящена ему же.

Павел Лобков

Что, и этот тоже?!... А мы смотрели с ним "Растительную жизнь!".

Лобков, кстати, стал в этой подборке одиннадцатым, хотя мы обещали десять персонажей.

Свежая подборка смешных анекдотов

Я сейчас читаю тему про него на другом сайте. Там есть девушка, которая ездила в его выездную школу стиля, читаю ее рассказ, какой же он все-таки хам((а когда-то очень нравился.
вот часть ее рассказа:

возвращаюсь к рассказу

история, которая потрясла меня до глубины души, случилась во время одной из экскурсий с Сашей.

Чтобы было понятно начну издалека. Как вы все помните, публика была несколько разношерстной. И часть "кошечек" являлись большими фанатками Саши. Для встречи с кумиром они припасли свои лучшие наряды, что было их стратегической ошибкой.
Особенно не повезло даме из Казахстана. Она была русской, занималась сетевым маркетингом или чем-то подобным, волосы были покрашены в весьма яркий блонд, ходила на шпильках, а в довершение всего носила норковый жилет. Норковый жилет был, кстати, классный. А еще было так холодно, что он был весьма уместен. На всякий случай добавлю, что она не выглядела как проститутка или содержанка.

Вот эту даму Саша и избрал некоей мишенью для острот. Выходит она утром на экскурсию в черных лаковых ботинках - а Саша сразу начинает рассказывать о том, что черную лаковую обувь первыми начали носить проститутки, и что по сей день проститутку легко опознать по лаковым черным туфелькам. Дама в краску, богатое меньшинство в недоумении, но формально послать его нафиг вроде не за что, поэтому все молчат, чтобы не усугублять ситуацию. Более бедное большинство поддакивает и хихикает в кулачок.

Выходит солнце из-за туч, дама достает солнечные очки, через полчаса сдвигает их на голову... что нас ждет? Правильно, лекция про то, что русским женщинам недодали кокошников и корон, поэтому они сублимируют очками. Дама понуро убирает очки.

Адский холод. Дама в норковом жилете. Что мы получаем? Правильно, очередную тираду на тему того, как избыточны русские в их стремлении к роскоши, и как они задолбали мир своими баргузинами. "Ваши баргузины" стало еще одним мемом этой поездки. "а где же ваши баргузины?" - спрашивал Саша ту яркую блондинку, когда вместо жилета она была в пуховике. "Конечно, вам нужен хороший платочек к вашим баргузинам" слышала я, когда спрашивала, где же есть винтажные платки в идеальном качестве. Баргузин здесь, баргузин там. В какой-то из дней он настолько меня достал этими баргузинами, что я предложила ему организовать кампанию среди "кошечек": "Подайте Васильеву на баргузины!" Мол, на пару шкурок он точно насобирает, а это хоть куцеватый, но шарфик.

Но той историей, после которой историк моды Александр Васильев превратился в ходячую нелепость Сашу, стала вот эта.
Экскурсии обычно перемещались с магазинами. Ну, то есть пока мы пешком шли из одного музея в другой, Саша периодически делал небольшие передышки и показывал всем нам, что же он любит во Франции. И мы зашли в магазин чая Kusmi. я его видела в первый раз, поэтому история о том, что эта компания принадлежала купцам Кузьмичевым, у которых после революции уцелел один склад в Гамбурге, и они с тем, что было на этом складе, начали новую жизнь, мне понравилась. Немедленно захотелось что-то купить. Это же произошло с остальными 30 "кошечками", которые порядком устали перемещаться между музеями под снегом и дождем, которые уже несколько дней мои купить под Сашиным присмотром исключительно тряпичный хлам, и это в Париже! И вот, наконец что-то, сделанное в 21 веке! И нет риска подвергнуться обструкции со стороны маэстро! В общем, кошечки пошли в атаку (и я с ними).

Тем временем Александр купил себе два стограммовых пакетика с чаем на развес и (пока "кошечки" пытались сориентироваться в ассортименте) начал обсуждать внешность нашей яркой блондинки... с продавцом. По-французски. Рассчитывая, что никто не поймет. Обороты были примерно следующие "только русские женщины считают, что им подходит этот вульгарный выжженный цвет волос", "казалось бы, что это дама легкого поведения: ярко-белые волосы, красная помада и норковая шуба, но нет, это русская женщина постаралась одеться модно"

И вот тут меня прорвало. Я вежливо извинилась, что прерываю столь интересную беседу, и спросила Сашу, как он себя ощущает, оскорбляя женщину, заплатившую ему немалую сумму за работу, точно зная, что она не может ему ответить. Считает ли он это профессиональным и достойным поведением? Продавец сразу сделал вид, что у него возникли срочные дела в подсобке, а Саша промолвил "а я и не знал, что вы так хорошо говорите по-французски", после чего вышел на улицу, прижав к груди пакетик с чаем.

После того, как я рассказала об этом инциденте матушке и нашим знакомым, их первой реакцией был шок, а потом все начали троллить Сашу. "Кампания "подайте на баргузин!" как раз из этой оперы.

Александр Васильев, историк моды, почетный член Российской академии художеств, которого российская публика узнала благодаря популярной телепередаче "Модный приговор", известен далеко за пределами страны. Этот выдающийся искусствовед, коллекционер и театральный декоратор работает по всему миру: сотрудничает с различными театрами, экспонирует выставки своих коллекций исторического костюма, а также читает лекции об истории моды на нескольких языках.

Александр Васильев родился в Москве в исключительно интеллигентной семье. Его отец, Александр Павлович Васильев, был знаменитым театральным художником и модельером, обладателем Гран-при на Всемирной Брюссельской выставке 1959 года.

За свое творческое наследие Александр Васильев-старший был удостоен звания Народного художника России, в разные годы он возглавлял Советский центр Международной ассоциации сценографов и театральных технологов, отделение художников театра и кино в МОСХ, был секретарем правления Союза художников в СССР. Его произведения находятся в Государственном музее им. Пушкина, а также в музеях таких знаменитых театров, как Театр им. Чехова и Большой театр.


Мать Александра Александровича, Татьяна Ильинична Васильева-Гуревич, играла в театре, а также преподавала сценическую речь и актерское мастерство в таких вузах, как школа-студия МХАТ и хореографическое училище Большого театра. Таким образом, мальчик с детства был окружен атмосферой искусства. Именно раннее погружение в мир прекрасного и дало ему первый импульс к развитию, утверждает историк моды в своих многочисленных интервью.


Саша с детства был крайне увлечен историей моды и часто помогал отцу в пошиве театральных декораций. Свои первые театральные костюмы и декорации будущий маэстро создал, когда ему было всего пять лет. В то же время Саша принял участие в съемках советских детских телепередач "Будильник" и "Театр Колокольчик". Уже в двенадцать лет Александр Васильев выступил художником-декоратором для полного оформления театрального спектакля для детей "Волшебник Изумрудного города".

Естественно, при таком раннем начале творческой деятельностью, заметном таланте и всесторонней поддержке близких вопроса о выборе будущей профессии не стояло. После окончания школы юноша поступил в школу-студию МХАТ на постановочный факультет, который закончил в 1980 году, и стал работать в знаменитом Театре на Малой Бронной художником по костюмам.


В то же время в жизнь молодого Александра Васильева приходит первая любовь. Однако обстоятельства сложились так, что мать девушки Маши, к которой художник испытывал романтические чувства, вышла замуж за гражданина Франции и вместе с дочерью переехала в Париж. Это стало для молодого человека большим ударом, но декоратор не смирился и стал искать возможности выбраться во Францию, что в СССР было практически невозможно. Васильеву пришлось заключить фиктивный брак, чтобы покинуть страну. Тогда будущий маэстро не подозревал, что его отлучка затянется на долгие годы.

Жизнь во Франции

Когда срок выездной визы подходил к концу, Васильев узнал, что во-первых, по возвращении на Родину его отправят служить в Афганистан, а, во-вторых, вступит в силу запрет покидать СССР в течении пятнадцати лет. Оба этих факта привели к тому, что молодой искусствовед стал "невозвращенцем", оформив себе во Франции вид на жительство.


В Париже, благодаря таланту и трудолюбию, Александр Васильев быстро нашел себе работу по специальности. Он стал получать заказы на оформление различных спектаклей во французских театрах, а также уличных фестивалей. Параллельно художник постоянно повышал свою квалификацию: кроме самостоятельного обучения, закончил школу Лувра по специальности дизайна дворцовых интерьеров.

Со временем послужной список декоратора пополнился такими знаменитыми клиентами, как театр Ронд Пуант, Королевская опера Версаля, Студия Опера де Бастий, Люсернер, фестиваль в Авиньоне и многие другие.


Тогда же Александр Васильев начал свою преподавательскую деятельность: он обучал истории моды студентов Русской театральной школы и знаменитой парижской школы моды Esmod, которая является первым в мире учебным заведением подобной направленности (основана в 1841 году).

Впоследствии география работ Васильева заметно расширилась, так как русский декоратор считался в Европе экзотикой. Александр начал получать предложения о сотрудничестве из Великобритании: талантливым декоратором заинтересовались в Национальном Лондонском театре и в Шотландском балете в Глазго, заказы приходили из всех уголков мира - Исландии, Турции и Японии.


Благодаря долгосрочным контрактам во Франции, Испании и Италии художник получил возможность в совершенстве освоить языки этих стран, что впоследствии дало ему возможность читать лекции на испанском, итальянском и французском. Выездную лекционную практику историк моды начал в 1994 году, получив к тому моменту французское гражданство.

"Модный приговор"

Вернувшись после распада СССР в Россию, Александр Васильев продолжил свою просветительскую деятельность в области дизайна, моды и эстетики. В 2000 году под его патронатом состоялся первый самарский фестиваль моды "Поволжские сезоны Александра Васильева". Спустя два года историк моды начал вести авторскую передачу "Дуновение века" на телеканале "Культура".


Телеведущий Александр Васильев

Помимо частных лекций Александр Васильев преподает в МГУ историю моды, является основателем авторской дизайн-студии, а также выездной школы моды, которая организовывает познавательные поездки в культурные столицы мира. В разное время декоратор читал курс лекций в Московском Институте Телевидения и Радиовещания "Останкино", в школе стиля "MODA.RU". Также, благодаря его протекции, в Челябинске был открыт первый в истории России Музей истории моды двадцатого века.

С 2009 года Васильев заменил на посту ведущего заседаний суда моды в популярном телешоу "Модный приговор" в котором маэстро работает совместно с , а с 2012 ведет на радио "Маяк" цикл авторских программ "Портреты великих модников".


Ювелирная коллекция Александра Васильева

В 2011 году Васильев учредил свой вариант "мишленовской звезды": за высокую эстетику дизайна интерьера маэстро вручает лауреатам керамическую лилию. Каждая награда изготовлена вручную и имеет свой персональный номер для определения подлинности. "Лилии Александра Васильева" вручаются преимущественно за дизайн общественных интерьеров, открытых для посещения публики - различных кафе, вокзалов, публичных галерей.

Книги

Безусловно, такой богатый опыт в истории моды стоило передать потомкам. Перу Александра Васильева принадлежит более трех десятков книг, которые преимущественно посвящены истории отечественной моды и стиля русских эмигрантов начала двадцатого века. Его работа "Красота в изгнании" была издана шесть раз.


Александр Васильев не только историк, но и писатель

В планах у маэстро - издание мемуаров Татьяны Лесковой, правнучки знаменитого русского писателя Николая Лескова, примы-балерины русского балета и директора балета в Бразилии. Биография Александра Васильева, как утверждает он сам, потихоньку составляется из его дневниковых записей, которые он прилежно ведет на протяжении многих десятилетий.

Коллекции

Увлечение историей моды сделало Александра Васильева заядлым коллекционером. Так, его частная коллекция исторического костюма является одной из крупнейших в мире. Наиболее ценными экспонатами являются шедевры, принадлежавшие княжне Марии Щербатовой, балерине Майе Плисецкой, графиням Жаклин де Богурдон и Ольге фон Крейц. Российские театральные и киноактрисы охотно предоставляют свои костюмы для пополнения этой коллекции.


Так как основной целью коллекции является не столько владение, сколько просветительская деятельность, Александр Васильев формирует на ее основе тематические выставки, которые регулярно проводятся в России и за рубежом. В дальнейших планах историка моды - создание постоянной экспозиции, которая станет первым в России музеем исторического костюма.

Личная жизнь

Маэстро был женат фиктивным браком, который он, будучи выпускником школы МХАТА, заключил для получения французской визы. Этот брак продержался пять лет, но потом супруги расстались.


После этого личная жизнь Александра Васильева была связана только с искусством. Как иногда шутит маэстро, он женился на моде и счастлив в таком супружестве.

Библиография

  • Красота в изгнании
  • Русская мода. 150 лет в фотографиях
  • Европейская мода. Три века. Из коллекции А. Васильева
  • Серия книг-открыток «Carte Postale»
  • Я сегодня в моде…
  • Этюды о моде и стиле
  • Судьбы моды
  • Маленькая балерина: Исповедь русской эмигрантки
  • Русский Голливуд
  • Детская мода Российской империи
  • Париж–Москва: долгое возвращение