Искусствовед, историк моды, телеведущий — и это все он, Александр Васильев, приобретший бешеную популярность после того, как стал ведущим передачи «Модный приговор». О Васильеве стали судачить, подражать, приглашать на различные шоу, а вездесущие журналисты — брать интервью. На вопросы историк моды всегда отвечает снисходительно и откровенно, изначально зная, что ничто не может вывести его из себя.

В настоящее время Александр Васильев (историк моды) является почетным членом Российской академии художеств, трудится как театральный декоратор, сотрудничая по всему миру, экспонирует собственную коллекцию исторического костюма, а также читает лекции по истории моды.

Биография

Именитый историк моды Александр Васильев родился 8 декабря в 1958 году в Москве. Родители — исключительно интеллигентные люди. Александр Павлович Васильев — отец Александра-младшего, был театральным художником и модельером. В середине пятидесятых годов он получил Гран-при на Всемирной Брюссельской выставке, а также заслужил звание «Народный художник России». До сих пор в Театре имени Чехова и Большом театре хранятся произведения Александра Павловича.

Мама, Татьяна Ильинична Васильева-Гуревич — женщина с великолепной внешностью и артистическим талантом, не мыслила себя в молодые годы вне сцены. Прослужив достаточно долго в Мельпомене, она перешла к преподавательской деятельности в такие вузы, как Школа-студия МХАТ и хореографическое училище Большого театра.

Культурная обстановка не могла не повлиять на юного Александра и на его старшую сестру Наташу. С раннего детства он мечтал стать актером, увлекся историческим костюмом и помогал отцу в пошиве декораций, а свои первые эксклюзивные костюмы и декорации Александр Васильев изобрел в пятилетнем возрасте.

Впервые на съемках

Мама привела его на Шаболовку 37, где он впервые принял участие в увлекательной передаче «Будильник», ведущей которого тогда была популярная актриса Надежда Румянцева. Будучи подростком, он снимался в детской программе «Театр Колокольчик», в двенадцать лет стал декоратором спектакля для детей «Волшебник Изумрудного города».

Вся эта бурная жизнь повлияла на будущую биографию Александра Васильева.

Окончив среднюю школу, он поступает в Школу-студию МХАТ на постановочный факультет, после которой начинает работать художником по костюмом в Театре на Малой Бронной.

Личная жизнь Александра Васильева

Дальнейшая судьба молодого человека во многом изменилась благодаря его первой любви. Маша, так звали его пассию, уехала жить в Париж после того, как ее мама вышла замуж за гражданина Франции. Мечта девушки сбылась, а вот для Александра наступили тяжелые дни.

В то время было немыслимо просто так взять и уехать из Советского Союза. Нужны были веские основания, и Александр Александрович-младший задумался о фиктивном браке. Судьба улыбнулась ему в лице молодой француженки, приехавшей в Россию учить язык.

Фиктивный брак

Анна, став фиктивной женой Александра Васильева, прожила несколько лет с ним в браке. Ожидания будущего историка моды, связанные с любимой девушкой, не оправдались. Маша была замужем и ждала ребенка. Свое поведение она объяснила тем, что отец будущего малыша — француз. Этим было сказано все.

Вернуться на родину Васильев не смог — его ждала служба в Афганистане, кроме того, согласно законам СССР, он не имел права в течение пятнадцати лет покидать место жительства. Пришлось оформлять себе вид на жительство во Франции, став «невозвращенцем».

Жизнь Александра Васильева во Франции

Первое время жизнь в незнакомой среде оказалась не сладкой. Молодой Александр вынужден был снимать квартиру, скудно питаться, экономить.

Это закалило его характер. Труднее всего была разлука с близкими, особенно с мамой. Тогда никто не мог предугадать будущее —перестройку режима и так далее. Казалось, что на чужбине придется жить до конца дней. Французская жена Александра Васильева, будучи женщиной расчетливой, упорхнула к очередной пассии, а сам Александр больше не оформлял официального брака.

Благодаря таланту и трудолюбию, Александр Васильев, фото которого размещено в статье, быстро нашел себе применение. Он стал оформлять уличные фестивали, спектакли во французских театрах. Любовь к истории привела его в школу Лувра, которую он окончил, получив специальность дизайнера дворцовых интерьеров.

Европа

Творческая и трудовая копилка Александра Васильева (фото есть в статье) стала расширяться. Параллельно он стал преподавать историю моды студентам Русской театральной школы и знаменитой школы моды в Париже. Слава о талантливом декораторе просочилась за пределы Франции. Из Лондона ему поступило предложение о сотрудничестве с Национальным Лондонским театром и с Шотландским балетом в Глазго.

О нем узнали в Испании, Турции и Японии, и везде Александр Александрович успевал составлять долгосрочный контракт, наслаждаясь работой, изучая языки и быт Европы. Сегодня наш любимый телеведущий в совершенстве владеет испанским, французским и итальянским языками. Начиная с 1994 года, получив гражданство Франции, он стал читать лекции по истории моды в этих странах на их родном языке.

«Модный приговор»

Перестройка и распад Советского Союза позволили популярному историку моды и дизайнеру вернуться в Россию.

Желая просветить родной народ в области дизайна, моды и эстетики, Александр Васильев открывает фестиваль моды «Поволжские сезоны» в Самаре.

Через два года, в 2002 году, он становится ведущим телепроекта «Дуновение века» на канале «Культура». К нему многие записываются на частные лекции, в МГУ преподает студентам историю моды, организует выездную школу моды в культурные столицы мира. Можно бесконечно перечислять бурную деятельность мэтра моды и дизайна, но несмотря на это многие впервые через телепередачу «Модный приговор» узнали о Васильеве.

Заменив Вячеслава Зайцева на съемках популярного шоу, Александр Александрович стал неизменным любимчиком женщин. Ни одна из участниц ни разу не обиделась на ведущего за критику своего внешнего вида. Он с улыбкой журит приглашенную гостью и с той же улыбкой и вкрадчивым, мягким тоном дает советы. Известно множество фраз телеведущего, ставших крылатыми: «Да, вы не Анджелина Джоли, но и она выйдет из моды», «Мини можно носить до 99 лет, только показывать никому не нужно», «Вы напоминаете героиню комедии Маяковского «Клоп» или Красную Шапочку на пенсии» и так далее.

Тяжкий труд ведущего шоу

В день проходят съемки четырех-пяти выпусков "Модного приговора". Александр Васильев является "судьей" в шоу, Эвелине Хромченко досталась роль «прокурора» а Надежде Бабкиной - "адвоката". В течение передачи им приходилось несколько раз переодеваться. И это лишь начало. Иногда в студию приходят люди с неадекватным поведением и закатывают скандалы, но это скорее исключение.

Любимой моделью Александра Васильева в «Модном приговоре» стала доярка из Республики Марий Эл Зинаида Енова, имевшая в собственном гардеробе рабочий халат, в котором она доила около тридцати коров, и выходной наряд в виде национального платья.

После того как ее переодели в современный костюм и надели туфли на каблуках — зрители, сидящие в зале и за экраном телевизора просто ахнули. Женщина постбальзаковского возраста поразила своей элегантностью, простотой и уверенностью.

Интересы приглашенных гостей, помимо Надежды Бабкиной, защищают и другие известные личности, например, Арина Шарапова, Дарья Донцова, Лариса Вербицкая, Анжелика Варум, Рената Литвинова и другие. Во многом рейтинг программы держится благодаря шуткам и искрометности Александра Васильева-младшего.

Радио «Маяк»

С 2012 года Васильев ведет на радио "Маяк" цикл передач «Портреты великих модников», в которых рассказывает об известных модельерах, актерах и актрисах, людях, чьи имена так или иначе связаны с модой. Длится программа около 30-40 минут. Актерский и незаурядный талант ведущего, его интонации создают яркий, выпуклый образ тех, о ком ведется разговор. Это делает передачу интересной, слушается на одном дыхании.

В 2011 году историк моды учреждает свой вариант «Мишленовской звезды» — керамическую лилию, которую вручает тем, чей дизайн интерьера наиболее удачный. Преимущественно это открытые для публики общественные места: кафе, вокзалы, галереи и так далее. Каждая изготовленная лилия имеет свой номер, с помощью которого можно определить ее подлинность, и изготовляется вручную.

Книги

Но это еще не вся деятельность Александра Васильева. Детей у него, к сожалению, нет, но есть крестницы, которым он безусловно оставит часть наследства. Одним из главных наследий мэтра являются его книги.

Не всем удастся попасть на лекции Александра Александровичи и далеко не всем посчастливится увидеть его выездные коллекции костюмов. А вот почитать книги — намного легче, ведь богатый опыт в истории моды должен быть передан потомкам.

В настоящее время издано более тридцати книг. Они преимущественно посвящены стилю русских эмигрантов, начала XX века. Книга «Красота в изгнании» издавалась шесть раз. Он также хочет написать книгу, посвященную мемуарам Татьяны Лесковой — правнучки Николая Лескова, известного писателя конца XIX и начала XX веков.

На протяжении всех лет Александр Васильев ведет дневник, куда записывает значительные или волнующие его события, происходящие как лично с ним, так и со страной, людьми.

Мэтр моды шоу «Модный приговор» открывает цитатой Бернарда Шоу «Следовать за модой — смешно, а не следовать — глупо». Вот эта грань между «смешно» и «глупо» и есть стиль. На чувство стиля и на биографию Александра Васильева повлияли родители и жизнь во Франции. В отличие от русских, французы говорят детям: «Красиво или некрасиво», тогда как русские — «Хорошо или плохо». В семье, где родители, родители родителей были людьми модными и стильными, есть огромная вероятность того, что и будущее поколение будет иметь вкус и стиль.

Советы Александра Васильева можно записать в тетрадку или блокнот. Они станут путеводной звездой в хаотичном мире моды. Итак, по словам историка моды следует, что:


Главное пожелание любимого и популярного историка моды для женщин: «Старайтесь быть всегда красивыми, всегда на высоте!».

Вчера полдня просидела в Останкино на съемках программы "Модный приговор".
Нужен мне был один человек на интервью...историк моды Александр Васильев.
И знаете, готовясь к разговору, я пришла в шоковое состояние...
Человек читает лекции по истории моды по всему миру, у него самая большая в мире коллекция антикварных костюмов и он собирается сделать в России музей нарядов, у него обалденного чувство юмора, он около 20 лет работает ведущим телепрограмм, он является сценографом-постановщиком и дизайнером костюмов более чем в 29 театрах мира....и все эти театры...Лисабон, Монте-Карло,...Национальный театр в Лондоне, Шотландский балет в Глазго; Королевский балет Фландрии; Опера Бонна и опера Висбадена, Германия, Национальный балет Лиссабона; Театр Коммунале и Театр балета Тосканы; Фонд барона Тиссена в Лугано, Гуанджоу балет и Балет Гонконга..и т.д.
Сплошь и рядом королевские дворы. Ощущение,что человек родился в другую эпоху!!
И количество его талантов на это не задерживается...
Знаете, мне очень стала интересно его позиция,относительно моды...ибо этот человек реально объективно оценивает стиль и одежду!
И почитав несколько старых его интервью вытащила интересные советы и рассуждения)))
Оказывается, вся наша яркость,вычурность,старание одеть на себя как можно больше бижутерии...это все обусловлено подсознательным инстинктом женщины найти себе партнера в такой слодный период времени, как перевес женское населения, по численности, над мужским)
а еще, его отношение к кризису;)



- Как в кризис выглядеть стильно?

Стильность идет изнутри. Избегайте лишних вещей, линию силуэта соблюдайте. Не надо, чтобы все было в облипку. Как правильно заметила Рената Литвинова, между одеждой и телом должно быть пространство. Сэконд-хэнд - лучший подарок женщинам. Там вы можете найти массу ценного, интересного, даже оригинального и за небольшие деньги. Ну и можете вернуться к швейной машинке. Если вы умеете шить, вязать, вышивать, как это делали многие раньше, это хорошо выручит. Хотя сейчас в России очень много лентяев. Если бы у нас все были трудолюбивые, то наши дома моды не шили бы модели в Китае.

- В общем, те, кто умеет рукодельничать, кризис, наверное, переживут...

А еще те, кто умеет делать консервы, разводить кур, полоть грядки с картошкой. Они еще лучше переживут кризис. Самая ужасная глупость людей - когда думают, что государство им поможет. Никогда. Надейтесь только на себя, а не на доброго дядю и не думайте, что вам свалится на голову мешок с пряниками.

- Вы не боитесь кризиса совсем?

Извлекайте из этого пользу! Солнце все равно светит, весна пришла, цветы распустились. И мы можем даже в эпоху кризиса позволить себе массу недорогостоящих удовольствий: любование природой, изучение искусств, языков, уход за своим телом. Возможно, придется меньше есть, но это нам пойдет только на пользу. Потому что все так разъелись, что уже стали думать только о том, как похудеть. Вот реальный шанс! Я вижу в кризисе только пользу! Уйдет пена и накипь - множество бессмысленных брендов, дутых персон, которые были связаны лишь с золотом, стразами и голыми пупками. Думаю, людям придется больше работать. Зато они перестанут тратить деньги на глупости и бессмысленные вещи. Какая проблема у русских женщин? Не в чем выйти, хотя гардероб забит. Умно поступать, как Шанель: умерла при трех собственных костюмчиках.

Osinka: Александр, Ваш совет женщинам. Как всегда выглядеть стильной и хорошо одетой?

Александр Васильев: Когда они смотрят на себя в зеркало, они должны всегда думать о том, что можно было бы убрать, а не о том, что бы такого добавить. Лучше меньше, да лучше. И потом, дамы все-таки всегда должны ориентироваться на свой социальный статус, на свой возраст, на свои возможности. И стараться не выглядеть смешной, потому что это убивает женщину.

Осинка: Есть ли беспроигрышные варианты?

Александр Васильев: Нет. Но я могу кое-что посоветовать. Конечно, широкие вещи более элегантны, чем обтягивающие. Черное платье тоже всегда выглядит элегантно. Нитка белого жемчуга и черное платье - это почти всегда хорошо!

А вот это Александр Васильев в молодости!))

Osinka: Я бы хотела Вас спросить о влиянии, так сказать, "голубой культуры" на моду...

Александр Васильев: Оно огромное, всепоглощающее... Вы знаете, это ни для кого не секрет, что приблизительно 95% всех дизайнеров-мужчин имеют нетрадиционную ориентацию. Я даже с трудом назову трех, которые были бы традиционными... Большинство дизайнеров творит для себя. Они, рисуя женский силуэт, одевают себя. Себя, но не мужчину. Поэтому они часто делают утрированный силуэт, который женщине не был бы свойственен, но мужчине-трансви очень бы подошел. И это очень важно.

Osinka: Но почему нетрадиционно ориентированные мужчины создают именно женскую моду?

Александр Васильев: Ну как же! Натуральные мужчины, как их называют в России, созданы для того, чтобы женщину раздевать, а другие мужчины созданы для того, чтобы женщину одевать. Вот и все! Вот в этом и вся загадка! Почему гетеросексуальный мужчина не может ничего создать для женщины? Потому что он хочет ее видеть раздетой. У него другая направленность. А вот сублимировать женщину, ее причесывать, украшать, возвеличивать, делать из нее диву - кто будет? Ведь все парикмахеры, стилисты, гримеры - тоже почти все геи.

Надо любить моду такой, какая она есть. Она не изменится. Я знаю, что в России очень странное ко всему этому отношение. Многие мои студентки говорят: "О! Какой кошмар! Я и не знала, что он голубой. Но теперь уж точно не буду у него покупать трусики или юбку". Это глупо! Потому что другого не будет. Я вам расскажу пример. Когда убили Джанни Версаче, то конечно же везде, во всех СМИ было написано, что его убил его любовник. В Москве тогда был бутик Джанни Версаче. И один из его покупателей, очень таких популярных покупателей, сказал: "Какой кошмар! Это я одевался, столько денег потратил на этого педика! Никогда больше не буду. Перехожу от вас к Жан Франко Ферре". Но Жан Франко Ферре - точно такой же гомосексуалист как Джанни Версаче!

Если женщина подходит к моде с точки зрения сексуальной ориентации мужчины-дизайнера - это полная глупость. Она должна любить или не-любить результат его творчества, а не его сексуальную ориентацию. Она же с ним спать не собирается, и самое главное, он - с ней тоже! Она для него только клиентка. Поэтому, милые девушки, выбирайте больше то, что подходит вам по стилю, по вашей комплекции, по цвету ваших глаз, по цвету ваших волос. И старайтесь не выглядеть вульгарно, потому что вульгарных девушек на улицах очень много.

Александр Васильев, историк моды, почетный член Российской академии художеств, которого российская публика узнала благодаря популярной телепередаче "Модный приговор", известен далеко за пределами страны. Этот выдающийся искусствовед, коллекционер и театральный декоратор работает по всему миру: сотрудничает с различными театрами, экспонирует выставки своих коллекций исторического костюма, а также читает лекции об истории моды на нескольких языках.

Александр Васильев родился в Москве в исключительно интеллигентной семье. Его отец, Александр Павлович Васильев, был знаменитым театральным художником и модельером, обладателем Гран-при на Всемирной Брюссельской выставке 1959 года.

За свое творческое наследие Александр Васильев-старший был удостоен звания Народного художника России, в разные годы он возглавлял Советский центр Международной ассоциации сценографов и театральных технологов, отделение художников театра и кино в МОСХ, был секретарем правления Союза художников в СССР. Его произведения находятся в Государственном музее им. Пушкина, а также в музеях таких знаменитых театров, как Театр им. Чехова и Большой театр.


Мать Александра Александровича, Татьяна Ильинична Васильева-Гуревич, играла в театре, а также преподавала сценическую речь и актерское мастерство в таких вузах, как школа-студия МХАТ и хореографическое училище Большого театра. Таким образом, мальчик с детства был окружен атмосферой искусства. Именно раннее погружение в мир прекрасного и дало ему первый импульс к развитию, утверждает историк моды в своих многочисленных интервью.


Саша с детства был крайне увлечен историей моды и часто помогал отцу в пошиве театральных декораций. Свои первые театральные костюмы и декорации будущий маэстро создал, когда ему было всего пять лет. В то же время Саша принял участие в съемках советских детских телепередач "Будильник" и "Театр Колокольчик". Уже в двенадцать лет Александр Васильев выступил художником-декоратором для полного оформления театрального спектакля для детей "Волшебник Изумрудного города".

Естественно, при таком раннем начале творческой деятельностью, заметном таланте и всесторонней поддержке близких вопроса о выборе будущей профессии не стояло. После окончания школы юноша поступил в школу-студию МХАТ на постановочный факультет, который закончил в 1980 году, и стал работать в знаменитом Театре на Малой Бронной художником по костюмам.


В то же время в жизнь молодого Александра Васильева приходит первая любовь. Однако обстоятельства сложились так, что мать девушки Маши, к которой художник испытывал романтические чувства, вышла замуж за гражданина Франции и вместе с дочерью переехала в Париж. Это стало для молодого человека большим ударом, но декоратор не смирился и стал искать возможности выбраться во Францию, что в СССР было практически невозможно. Васильеву пришлось заключить фиктивный брак, чтобы покинуть страну. Тогда будущий маэстро не подозревал, что его отлучка затянется на долгие годы.

Жизнь во Франции

Когда срок выездной визы подходил к концу, Васильев узнал, что во-первых, по возвращении на Родину его отправят служить в Афганистан, а, во-вторых, вступит в силу запрет покидать СССР в течении пятнадцати лет. Оба этих факта привели к тому, что молодой искусствовед стал "невозвращенцем", оформив себе во Франции вид на жительство.


В Париже, благодаря таланту и трудолюбию, Александр Васильев быстро нашел себе работу по специальности. Он стал получать заказы на оформление различных спектаклей во французских театрах, а также уличных фестивалей. Параллельно художник постоянно повышал свою квалификацию: кроме самостоятельного обучения, закончил школу Лувра по специальности дизайна дворцовых интерьеров.

Со временем послужной список декоратора пополнился такими знаменитыми клиентами, как театр Ронд Пуант, Королевская опера Версаля, Студия Опера де Бастий, Люсернер, фестиваль в Авиньоне и многие другие.


Тогда же Александр Васильев начал свою преподавательскую деятельность: он обучал истории моды студентов Русской театральной школы и знаменитой парижской школы моды Esmod, которая является первым в мире учебным заведением подобной направленности (основана в 1841 году).

Впоследствии география работ Васильева заметно расширилась, так как русский декоратор считался в Европе экзотикой. Александр начал получать предложения о сотрудничестве из Великобритании: талантливым декоратором заинтересовались в Национальном Лондонском театре и в Шотландском балете в Глазго, заказы приходили из всех уголков мира - Исландии, Турции и Японии.


Благодаря долгосрочным контрактам во Франции, Испании и Италии художник получил возможность в совершенстве освоить языки этих стран, что впоследствии дало ему возможность читать лекции на испанском, итальянском и французском. Выездную лекционную практику историк моды начал в 1994 году, получив к тому моменту французское гражданство.

"Модный приговор"

Вернувшись после распада СССР в Россию, Александр Васильев продолжил свою просветительскую деятельность в области дизайна, моды и эстетики. В 2000 году под его патронатом состоялся первый самарский фестиваль моды "Поволжские сезоны Александра Васильева". Спустя два года историк моды начал вести авторскую передачу "Дуновение века" на телеканале "Культура".


Телеведущий Александр Васильев

Помимо частных лекций Александр Васильев преподает в МГУ историю моды, является основателем авторской дизайн-студии, а также выездной школы моды, которая организовывает познавательные поездки в культурные столицы мира. В разное время декоратор читал курс лекций в Московском Институте Телевидения и Радиовещания "Останкино", в школе стиля "MODA.RU". Также, благодаря его протекции, в Челябинске был открыт первый в истории России Музей истории моды двадцатого века.

С 2009 года Васильев заменил на посту ведущего заседаний суда моды в популярном телешоу "Модный приговор" в котором маэстро работает совместно с , а с 2012 ведет на радио "Маяк" цикл авторских программ "Портреты великих модников".


Ювелирная коллекция Александра Васильева

В 2011 году Васильев учредил свой вариант "мишленовской звезды": за высокую эстетику дизайна интерьера маэстро вручает лауреатам керамическую лилию. Каждая награда изготовлена вручную и имеет свой персональный номер для определения подлинности. "Лилии Александра Васильева" вручаются преимущественно за дизайн общественных интерьеров, открытых для посещения публики - различных кафе, вокзалов, публичных галерей.

Книги

Безусловно, такой богатый опыт в истории моды стоило передать потомкам. Перу Александра Васильева принадлежит более трех десятков книг, которые преимущественно посвящены истории отечественной моды и стиля русских эмигрантов начала двадцатого века. Его работа "Красота в изгнании" была издана шесть раз.


Александр Васильев не только историк, но и писатель

В планах у маэстро - издание мемуаров Татьяны Лесковой, правнучки знаменитого русского писателя Николая Лескова, примы-балерины русского балета и директора балета в Бразилии. Биография Александра Васильева, как утверждает он сам, потихоньку составляется из его дневниковых записей, которые он прилежно ведет на протяжении многих десятилетий.

Коллекции

Увлечение историей моды сделало Александра Васильева заядлым коллекционером. Так, его частная коллекция исторического костюма является одной из крупнейших в мире. Наиболее ценными экспонатами являются шедевры, принадлежавшие княжне Марии Щербатовой, балерине Майе Плисецкой, графиням Жаклин де Богурдон и Ольге фон Крейц. Российские театральные и киноактрисы охотно предоставляют свои костюмы для пополнения этой коллекции.


Так как основной целью коллекции является не столько владение, сколько просветительская деятельность, Александр Васильев формирует на ее основе тематические выставки, которые регулярно проводятся в России и за рубежом. В дальнейших планах историка моды - создание постоянной экспозиции, которая станет первым в России музеем исторического костюма.

Личная жизнь

Маэстро был женат фиктивным браком, который он, будучи выпускником школы МХАТА, заключил для получения французской визы. Этот брак продержался пять лет, но потом супруги расстались.


После этого личная жизнь Александра Васильева была связана только с искусством. Как иногда шутит маэстро, он женился на моде и счастлив в таком супружестве.

Библиография

  • Красота в изгнании
  • Русская мода. 150 лет в фотографиях
  • Европейская мода. Три века. Из коллекции А. Васильева
  • Серия книг-открыток «Carte Postale»
  • Я сегодня в моде…
  • Этюды о моде и стиле
  • Судьбы моды
  • Маленькая балерина: Исповедь русской эмигрантки
  • Русский Голливуд
  • Детская мода Российской империи
  • Париж–Москва: долгое возвращение
По традиции мы собрались в Европу на зимние распродажи и, узнав о том, что где-то в Париже сейчас находится авторитетнейший историк моды Александр Васильев, встретились с ним. Он рассказал, как преподносить себя в обществе, когда умрёт гламур и какие носки надевать на бал

На интервью Александр Васильев пришёл не один – его гордо сопровождал чёрный мопс по имени Котик, который с важным видом прослушал весь наш диалог. С мэтром стиля и демиургом моды мы беседовали больше часа. Обаятельный человек в охристом шарфе отвечал на каждый вопрос по нескольку минут, и складывалось впечатление, что сидишь на одной из его лекций. Заказав свой любимый чай Earl Grey, Александр заметил, что не ответит на все сто вопросов, можно даже не пытаться все их ему задавать. Но в конце концов мы получили 117 ответов. И если бы наш герой не спешил на следующее интервью, то уверены, что смогли бы заполнить его ответами целый номер.

Текст: Алексей Зимин

1 Вас называют историком моды. Но это слишком расплывчатое определение...
Я занимаюсь историей моды, это определение абсолютно точное, ничего расплывчатого в нём нет.
2 Расскажите, как проходит ваш день.
Я встаю обычно в семь утра, мой день длится до двух часов ночи. Много времени я провожу в Интернете – отвечаю на письма поклонников и журналистов, рассматриваю всевозможные предложения. Потом гуляю со своим мопсом и еду вести лекции. В Москве бываю пять дней в месяц – за это время читаю одну-две лекции и даю несколько интервью.
3 Где вы читаете лекции?
У меня школы в Риме, Париже, Венеции, Стамбуле и даже в Королевстве Камбоджа. В России я читаю лекции в рамках программы "MBA моды" при философском факультете МГУ.
4 Сколько человек уже прослушало ваш курс?
В Москве – не меньше десяти тысяч человек.
5 Как к вам записаться?
У меня есть сайт vassiliev.com, где всё подробно изложено.
6 Что вы могли бы делать не за деньги?
Недавно во Владивостоке я проводил благотворительный бал в пользу роддомов, на котором мы собрали 3,5 млн. рублей.
7 Чтобы быть модным, обязательно знать историю моды?
Конечно! Иначе вы будете выглядеть как вахлак.
8 А с какого времени ведётся отсчёт моды?
С доисторического, когда люди носили украшения из зубов животных, одевались в шкуры. Тогда не существовало источников информации о моде, но даже в Средние века или эпоху Ренессанса мода очень быстро менялась. Правда, это касалось в основном двора и аристократии.
9 Почему вы живёте за границей?
У меня несколько домов в Европе. Я живу во Франции с 1982 года, моя коллекция антикварной одежды находится там. Но в России я тоже провожу немало времени, бываю во Владивостоке, Мурманске, Самаре, Новосибирске.
10 Как относятся к отечественным модельерам на Западе?
Там никто не догадывается, что они вообще существуют.
11 А нашу страну там как воспринимают?
Дикой, что, собственно, правда. Страной преступности, где каждый день убивают какого-нибудь журналиста. Наша страна – это абсолютный вестерн , где процветают безнравственность, коррупция и беззаконие. Какой уж тут русский стиль ?!
12 А что такое русский стиль?
На этот вопрос трудно ответить. Мы слушаем иностранную музыку, носим импортные вещи, ездим только на иномарках, потому что свои машины сделать не смогли, разговариваем по телефонам иностранных фирм, потому что за 90 лет после революции не сумели собрать ни одной трубки. За что бы мы ни брались, у нас выходит танк.
13 Вы не считаете себя патриотом?
Дело не в этом. Россия не сохранила свой лик. Нет даже такого понятия, как русская кухня, ведь мы ничего не выращиваем – все продукты покупаем в супермаркете, в который ту же морковь привозят из Израиля. И если крохотный по сравнению с Россией Израиль кормит нашу громадную страну морковкой, это говорит лишь о том, что мы форменные идиоты, которые не смогли построить теплицы. У нас нет места для них или что?
14 Наша страна выглядит немодно по сравнению с Европой?
Ой, наши люди выглядят супермодно! Это европейцы не следят за модой, потому что следовать ей немодно.
15 Какого человека можно назвать модным?
В русском представлении человек является модным, если он скупил последние изделия разных марок, имеет много одежды, ездит на дорогие курорты. Но мода и стиль – это разные вещи. Можно быть стильным и не потратить на это ни копейки. Правда, это уже не о русских.
16 Но самые модные люди живут в России?
Именно! 27% мирового экспорта класса люкс идёт в нашу страну. 27% – в Арабские Эмираты, 20% – в Китай, 15% – в США, 10% – в Японию и только 5% остаётся в Европе, где знают, что есть заморские дураки, которым можно продавать шмотки по любым ценам.
17 А сами европейцы выглядят лучше?
Они выглядят прекрасно. Просто там никто не будет бегать с сумками Hermes или Louis Vuitton, потому что это безумно дорого, непрактично и злит клошаров на улице. У нас же все эти лейблы – знак власти, денег и статуса.
18 Незазорно покупать вещи на распродажах?
Конечно! На блошином рынке в Париже я вижу Катрин Денёв, Йоджи Ямамото, сестёр Фенди, которые роются в старых вещах. Поверьте, у них намного больше денег и вкуса, чем у этих рублёвских снобок. Но они же не идиоты ходить в магазин за новыми вещами – вещь должна быть немного старая, с историей.
19 Бабушкина камея – писк моды?
Ещё бы! Ведь приятно сказать, что эта брошь осталась вам от прабабушки, а в этих перчатках ваша мама ходила в театр. Но наши "элегантки" не могут этим похвалиться, так как зачастую их бабушки были учётчицами в колхозе.
20 Парижский рынок и Черкизовский всё-таки трудно сравнивать.
Почему же? Туда привозят те же турецкие вещи. Армани, например, отшивает свои вещи в двух местах – в Литве и Белоруссии.
21 Правда, что Армани начал создавать одежду чуть ли не в сорок лет?
Да. Кристиан Диор родился в 1905 году. А открыл свой дом моды в 1947-м в возрасте 42 лет.
22 Когда красота уже наконец спасёт мир?
Она спасает его ежеминутно благодаря моим книгам, передачам, лекциям. Я в одиночку сделал Россию гораздо лучше, уютнее и прекраснее.
23 Вы можете определить, на какую сумму одет человек?
Нет, это меня никогда не интересовало.
24 Вы ходите по магазинам в Москве?
Недавно был в ЦУМе. Посмотрел цены на мужскую обувь. Меньше чем за 23 тыс. рублей я не нашёл пары ботинок. А средняя цена была в пределах 40 тыс. Я был поражён. Таких цен нет на Западе, иначе мы бы ходили босиком! А как может пальто стоить около 200 тыс. рублей?!
25 Как отличить подделку от настоящей вещи?
Я далёк от мира брендов, но в своё время покупал много подделок.
26 У вас есть любимый бренд?
Да, чай Earl Grey, который я пью каждый день. Я не пью кофе.
27 Любимая марка одежды?
Я предпочитаю вещи дома Hermes, потому что они носятся долго.
28 Какая марка стоит неоправданно дорого и при этом выглядит непривлекательно?
Cavalli. Это пример самого плохого вкуса. Дальше падать некуда. (Задумался.) А потом Versace.
29 Сколько у вас шейных платков?
Больше ста, но я никогда не считал. Мне много их дарят. Если не попадают в цвет, я их передариваю.
30 Платки каких марок вы предпочитаете?
Из европейских – Hermes, Paul Smith, Lanvin. А так я больше люблю экзотику – камбоджийские, узбекские, индийские.
31 Почему вы сегодня оделись именно так (тёмная шерстяная кофта, тонкий коричневый шарф, синие джинсы)?
Вышел так погулять с собачкой. К вам на встречу я не наряжался.
32 Какой аксессуар должен быть у каждого мужчины?
Слово "должен" необходимо исключить из лексикона любого модника. Как только начинается долг – заканчивается мода. Это понятие осталось у нас от тоталитарного коммунистического режима. У нас нет никаких долгов, мы все разные. Есть мужчины-футболисты, а есть актёры; есть банкиры, а есть шахтёры. Их объединяет только форма полового органа. Но по сути они все разные, поймите.
33 Переформулируем: на что следует обращать внимание мужчине?
Прежде всего должно быть чистое нижнее бельё: никто не знает, когда и где вам придётся раздеться. И ещё всегда нужно следить за ногтями и зубами. Носки чтоб не дырявыми были.
34 Это главная проблема, когда приходишь к кому-то в гости?
Главная проблема в том, что в России почему-то принято в гостях, как в мечети, разуваться. Особенно для женщин это ужасно: пришла она, понимаете, к вам на каблуках, и вдруг её приземляют и дают какие-то жёваные тапки из турецкого отеля. Это мусульманство надо искоренять. Нужно решить, что вы цените больше – полы или гостей.
35 А правда, что чёрные носки – это для пролетариата?
Если вы в чёрной обуви, то к ней не очень идут белые носки – вот это пролетариат. А к бальным или вечерним туфлям вы не можете надеть носки никакого другого цвета. Они должны быть высокими и шелковыми.
36 Белые носки разрешены только для занятий спортом?
Теннисные белые носки только для спортзала. Не хотите носить чёрные – подберите под цвет платка в пиджаке, галстука или цвета ваших глаз.
37 Туфли лакированные или матовой кожи?
Смотря куда. На бал – только в лакированных.
38 Назовите три самых модных места в мире.
Париж, Милан и Лондон. Потом я вам дам адреса увеселительных заведений.
39 Вы ходите в клубы?
Нет. Берегу своё здоровье. Во-первых, я не курю, во-вторых, не пью. В-третьих, мне не требуется танцевать и не нужно ни с кем заводить знакомства – я уже со всеми, с кем нужно, подружился. К тому же клубные отношения лучше не выносить в реальную жизнь, так как многие девушки хороши только при приглушённом освещении.
40 Финансовый кризис ударил по миру моды?
Очень. Это пока не ощущается в коллекциях, но скоро всё станет очевидно.
41 Какой литературный герой стал для вас эталоном моды и стиля?
Евгений Онегин – это настоящий денди.
42 А кого из мира людей можете отметить?
(Задумался.) Принц Чарльз, конечно.
43 Кто из наших политиков выглядит нестильно?
Я не хочу ни с кем поссориться, поэтому этот вопрос лучше опустить.
44 Что будет в тренде этой весной?
Гламур выйдет из моды. Вместе с ним – блондинки, стразы, каблуки, золото, серебро.
45 Почему мода возвращается?
Мы с вами живём в эпоху декаданса и дурного стиля. А предыдущие эпохи были интереснее, и нам остаётся только им подражать. Мода возвращается раз в 25 лет. До кризиса была тенденция к моде 80-х. А сейчас, думаю, одежда будет более закрытой. Порношик отойдёт.
46 Как понять, обладает ли человек вкусом?
В первую очередь это слышно в речи. Когда мне говорят, что сами "с Москвы", живя там всего пару лет, это свидетельствует, что у людей нет никакого вкуса.
47 В каком возрасте закладывается чувство стиля, вкус?
Он передаётся по наследству, как и слух.
48 Почему среди модельеров так много геев?
Эстетика XX века придумана геями. Среди творческой элиты 95% мужчин с нетрадиционной ориентацией. Гетеросексуальный мужчина способен женщину раздеть, а гомосексуальный – одеть!
49 Говорят, чем дороже вещь, тем она лучше. Это так?
Есть масса дураков, которые трёхгрошовую вещь готовы купить втридорога.
50 Как вы относитесь к узким галстукам?
Это было модно в 20-е и 80-е годы. Галстук – это же фаллический символ, их носят, чтобы у женщин рождалась мысль, будто габариты галстука соответствуют габаритам мужского достоинства. Как правило, это обман. Так же, как с машинами, – обычно недееспособные мужчины ездят на огромных джипах.
51 Какая у вас машина?
Маленький серенький автомобиль Renault.
52 Вы ездите за рулём?
Это не барское дело. Для этого есть извозчики и шофёры.
53 Вы метросексуал?
Нет, метросексуал должен быть стройным, ходить в спортклуб, куда я не заглядываю. Скорее, я бонвиван.
54 На сколько сантиметров должен...
...это секрет! Но если хотите, я вам потом вышлю по почте информацию. Или вы о чём?
55 О рукаве рубашки, выглядывающем из-под рукава пиджака.
Зависит от эпохи, но два сантиметра – нормально.
56 Какой цвет никогда не должен присутствовать в одежде?
Таких цветов нет. Только нужно следить, чтобы они тебе шли.
57 Самое убийственное сочетание в одежде?
Спорт и классика. Не нужно надевать кроссовки под пиджак и брюки. И не стоит приходить в мастёрке с тремя полосками на совещание в Думе. Это для мытья автомобиля.
58 В чём вы никогда себе не откажете?
В моём любимом чае.
59 Золото или серебро?
Я ношу и то и другое. Но в городе предпочтительнее серебро, а на курорте в сочетании с загорелой кожей золото очень неплохо смотрится. Не люблю бриллианты в золоте – это вульгарно, на мой взгляд.
60 Можете оценить своей коллекции антикварной одежды?
Её оценили страховщики. Это несколько миллионов евро.
61 Давно её собираете?
Около тридцати лет.
62 Сколько вы тратите на одежду в месяц?
По нескольку тысяч евро – главным образом на коллекционную одежду для своего музея. А одежду для себя в основном ношу дареную, ведь у меня много друзей-модельеров, которые шьют для меня вещи по моей фигурке.
63 С кем из модельеров вы тесно общаетесь?
С Бартеневым, Симачёвым, Ахмадуллиной...
64 Вы критик моды. А сами прислушиваетесь к критике?
Я её обожаю! Но хотел бы, чтобы критика была внятной. С удовольствием слушаю конструктивные замечания, касающиеся моих лекций, выступлений или книг.
65 Когда выйдет ваша новая книга?
Моя новая книга "Русский Голливуд" выйдет как минимум через полтора года.
66 На чём вы заработали первые деньги?
Я читал лекции в школе моды. А потом начал оформлять спектакли, которые шли во многих странах мира.
67 У какого мероприятия выше уровень – у Russian Fashion Week или у Moscow Fashion Week?
Да никакой разницы. И там и там участвуют талантливые дизайнеры.
68 Вы посещаете эти показы?
Нет, у меня не хватает на это времени. Там нужно потерять час в ожидании начала действа, которое не всегда гениально.
69 Кто безусловные лидеры на рынке обуви, одежды, аксессуаров?
Я не заморачиваюсь на этом.
70 Шёлк или бархат?
Я ношу шёлк и бархат. Но всё это выйдет из моды. Например, в 70-е годы бархат был страшно популярен, а в 80-е ну никак ни к чему не шёл.
71 Самая сексуальная вещь женского гардероба помимо белья?
Корсет. Он создаёт фигуру, которая не у всех есть. Очерчивая контур талии, приподнимая грудь, он делает женщину более привлекательной – объектом мечты и желания.
72 В чём не имеет права ходить женщина?
Да во всём они могут ходить! Зависит только от возраста, габаритов, рода деятельности. Следует избегать бесформенной одежды, но это не табу.
73 На что в первую очередь женщине следует обращать внимание?
Она должна больше следить за телом, нежели за одеждой. И в первую очередь она должна быть другом мужчины, а не куском говорящего мяса.
74 Что делает наших девушек вульгарными?
Ну, ещё украинки в этом жанре. У наших женщин нет шарма и загадки – только бьющий в точку секс, и всё.
75 А что можете сказать о молодых людях?
А парни, как правило, не следят за собой. Большая часть мужчин у нас – братки. Немножко пивка, немножко футбола...
76 Джинсы или брюки?
Я сегодня в джинсах, но я не могу часто в них появляться, так как от меня ждут чего-то изысканного.
77 Воротник-стойка или обычный?
Зависит от длины и пропорций шеи.
78 В каких случаях футболка под сорочкой имеет право на жизнь?
Если холодно – да. Но не нужно, чтобы она выглядывала из-под рубашки и была не в цвет. Не стоит носить голубую футболку под полосатой рубашкой.
79 Какую вещь вы никогда не наденете?
Я не очень люблю спортивные костюмы. В них я выгляжу каким-то карапузом.
80 Мода на что вас особенно раздражает?
В принципе, ни на что. У моды есть начало и конец. Поэтому нужно набраться терпения и дождаться, когда она пройдёт. Мода – это игра, и всегда есть альтернатива.
81 С вами консультировались, когда создавали новую военную форму?
Нет, советовались только с Валентином Юдашкиным. Он прекрасно всё сделал, но всё же он по большей части женский модельер, а в армии служат в основном мужчины.
82 Форму каких структур вы бы реформировали?
Я бы вообще не влезал в это. Форменная одежда не имеет отношения к моде. К тому же она создаётся не на сезон, а на целые десятилетия.
83 Какой фильм вы могли бы смотреть бесконечно?
В основном это картины, снятые до 1975 года. Сколько раз я смотрел "Касабланку", "Завтрак у Тиффани", "Мою прекрасную леди", "Звуки музыки"...
84 Вы создаёте костюмы для кино и театра. В каких постановках можно увидеть образы, придуманные вами?
Сейчас я работаю с МХТ имени Чехова, готовлю премьеру "Метели" по Пушкину. В "Табакерке" работаю над "Женитьбой Фигаро" по Бомарше. А в Национальной опере Анкары делаю декорации и костюмы для "Анны Карениной", как вы догадываетесь, по Толстому.
85 Самая ценная вещь в вашей коллекции?
Я сам.
86 Чем должно пахнуть пахнуть от настоящего мужчины?
Ну, не потом точно. Мне нравятся Tom Ford, Comme des Garcons, Dior. Сейчас очень популярны запахи ириса, сандала. Но нужно подобрать что-то своё, чтобы запах не вызывал рвотный рефлекс у девушки, которая рядом с вами.
87 Вы большой любитель всего старинного. А в нашем мире вам что-нибудь нравится?
Да, например, Интернет. Без него я многое бы не успел в жизни. Мобильный телефон – великолепная вещь! А также самолёты, телевидение, которое никогда не смотрю, но на котором постоянно снимаюсь.
88 Ругаетесь ли вы матом?
Никогда. Я знаю все эти слова, но обхожусь без них.
89 Вспомните самое ужасное зрелище, которое вы видели.
Это новостные программы на ТВ, где рассказывается о человеческом горе, и передачи, где отдельно сообщается о всевозможных происшествиях. Омерзительно.
90 Самые ужасные сооружения в Москве?
Кремлёвский дворец съездов. Новый Арбат – это драма нашего города. И портящий общий пейзаж столицы стеклянный комплекс в районе метро "Международная".
91 Столичная публика изменилась за последние десять лет?
Да, причём сильно. Москва стала магнитом, приехало много людей из других городов. Коренные москвичи растворились среди приезжих.
92 Самое нелепое предложение, поступившее вам от телеканалов?
Например, просят принять участие в конкурсе на лучший костюм разных девичьих групп. Зачем? Я ж в этом ничего не понимаю.
93 Ваш стиль как-то называется?
Не знаю. По-моему, нет.
94 Какой вопрос вам задают чаще всего?
Какая самая дорогая вещь в коллекции, кто я такой, у кого одеваюсь... Это стандартный джентльменский набор.
95 Это о чём говорит?
О том, что, хотя у меня есть свой сайт, меня ещё плохо знают.
96 Чего хотят женщины?
Судя по тому, как вы за собой следите, – вас.
97 Если бы вы были вещью, то какой фирмы?
Я бы не подписывал название.
98 Как расшифровывается FHM?
Не помню. Дешёвый GQ?
99 Какое издание вы могли бы назвать библией моды?
Разве что мои книги.
100 А можно на "ты"?
Можно, мой хороший.

FHM февраль 2009