Отшельничество, сознательный уход от людей, ради полного уединения, отказ от всех благ цивилизации, всегда интересовал простых смертных.

Человек создан для жизни среди себе подобных. Социологи считают, что без общества, друзей, родных и близких, происходит неизбежная деградация homo sapiens. История доказывает обратное — отшельники становились основоположниками религиозных учений, авторами великолепных литературных произведений. Но и без исключений не обходилось.

Десятка самых знаменитых отшельников выглядит следующим образом:

1. Сиддхартха Гаутама (Будда)

Годы жизни: ориентировочно VII — V века до нашей эры.

Жизнь до отшельничества: Наследный принц одного из княжеств Индии. Старательно оберегался отцом от любых знаний о человеческих страданиях, получил блестящее образование, женился.

Причина ухода: Тайно покинув дворец, прогулялся по городу. Был шокирован, увидев четырех страдальцев (нищий старик, больной человек, гниющий труп, голодающий отшельник). Покинул дом ради поисков пути освобождения людей от страданий.

5 лет, из них 49 дней в состоянии медитации.

Итог: Создал путь, этическую систему, следуя которой можно освободиться от страданий и достичь полного просветления (нирваны). Положил основу буддизму — мировой религии.

2. Иисус из Назарета (Христос)

Годы жизни: I век до нашей эры — I век нашей эры.

Жизнь до отшельничества: Сын плотника и дочери пастуха в Палестине. Отличался феноменальной памятью и усердием в изучении Писания. Когда Иисусу исполнилось 30 лет, он начал проповедовать от имени Господа.

Причина ухода: Выполнение Воли Божьей, противостояние искушениям, осмысление своей Миссии.

: 40 дней.

Итог: Создал учение, которое по всему миру распространили его 11 учеников и один неофит (апостол Павел), искупил грехи человечества, приняв смерть на Кресте.

3. Мухаммад Ибн Абдаллах (пророк)

Годы жизни: 571-632.

Жизнь до отшельничества: Принадлежит к влиятельному аравийскому племени. Отец умер до рождения Мухаммада, мать — когда будущему пророку было 5 лет. Воспитывался родней. Мухаммеда женили на богатой вдове, намного старше его. Занимался сопровождением караванов.

Причина ухода: Внутренняя потребность к уединению и размышлениям о мире, воля Всевышнего.

Время, проведенное вдали от цивилизации : один месяц.

4. Генри Дэйвид Торо

Годы жизни: 1817-1862.

Жизнь до отшельничества: Активный общественный деятель, борец за отмену рабства в США, поэт, публицист, мыслитель. Активно пропагандировал жизнь в гармонии с природой.

Причина ухода: постановка эксперимента, протест против формирующегося общества потребления.

Время, проведенное вдали от цивилизации: 2 года, 2 месяца и 2 дня.

Итог: написал свою самую известную книгу «Уолден, или Жизнь в лесу.»

5. Эжен Анри Поль Гоген

Годы жизни: 1848-1903.

Жизнь до отшельничества: Успешный биржевой брокер, Гоген увлекся живописью смолоду. Постепенно, все больше времени уделял творчеству, наконец, окончательно посвятил жизнь живописи.

Причина ухода: Отсутствие признания, бедность, депрессия.

Время, проведенное вдали от цивилизации: 12 лет.

Итог: Создал на Таити свои лучшие работы, которые входят в список величайших живописных шедевров планеты.

6. Теодор Джон Качинский (Унабомбер)

Годы жизни: родился в 1942.

Жизнь до отшельничества: Вундеркинд, в 20 лет закончил университет, в 26 лет — доктор математики. Самый молодой профессор университета Беркли, блестящий ученый.

Причина ухода: депрессивный психоз, боязнь современных технологий.

Время, проведенное вдали от цивилизации: 24 года.

Итог: приговорен к пожизненному заключению за терроризм: рассылал по университетам и авиакомпаниям США самодельные бомбы по почте, дабы «остановить прогресс, убивающий природу.»

7. Мафасуми Нагасаки

Годы жизни: родился в 1937 году.

Жизнь до отшельничества: Успешный фотограф, работал для модных журналов и развлекательных еженедельников Японии. Вышел на пенсию по старости.

Причина ухода: Нежелание жить в доме престарелых.

Время, проведенное вдали от цивилизации: 24 года (отшельничество продолжается).

Итог: Живет на необитаемом острове без источника питьевой воды, еду покупает раз в неделю на соседнем острове. Счастлив.

8. Максим Кавтарадзе

Годы жизни: родился в 1951 году.

Жизнь до отшельничества: Крановщик по профессии, Максим увлекся наркотиками, ради бесплатной дозы торговал героином, был приговорен к длительному сроку заключения.

Причина ухода: Искупление грехов.

Время, проведенное вдали от цивилизации: 23 года (отшельничество продолжается).

Итог: Принял постриг, живет в уединении на скальном Кацхийском «столбе» в Грузии. Принимает бывших наркоманов, поддерживает их духовно.

9. Тимоти Тредуэлл

Годы жизни: 1957-2009.

Жизнь до отшельничества: Родился в Нью-Йорке, увлекался спортом. В колледже впал в депрессию после того, как его не утвердили на роль в молодежном сериале. Стал пить, употреблял наркотики.

Причины ухода: «бегство от наркотиков», желание наполнить жизнь смыслом.

Время, проведенное вдали от цивилизации: три месяца в году на протяжении 13 лет.

Итог: Убит и съеден медведями Гризли (которых защищал от уничтожения) на Аляске.

10. Кристофер Джонсон Маккэндлесс (Супербродяга)

Годы жизни: 1968-1992.

Жизнь до отшельничества: Рос в благополучной и состоятельной семье, отличался жестким характером и идеалистическими взглядами. После окончания университета отправился в путешествие по США. Научился обходиться без денег. Уехал на Аляску.

Причина ухода: Презрение к обществу потребителей.

Время, проведенное вдали от цивилизации: 113 дней.

Итог: отравился ядовитыми ягодами и умер.

Самые известные отшельники, ушедшие от цивилизации обновлено: Июнь 29, 2017 автором: mila ognevich

В этом разделе размещены истории судеб отшельников. В наше время, да впрочем как и раньше, к отшельникам относились неоднозначно. В основном их считали ущербными и не понимали как так можно жить. Но они живут, живут несмотря на трудности и лишения. Иногда кажется что трудности им не мешают, а наоборот, они за трудностями скрываются от мира, от людей.

>

Белорусские отшельники- фермеры

Вот еще одна из многих историй как люди стали отшельниками. Во времена перестройки Юрий Бойко решил стать фермером, хотел работать на земле. Под это дело он положил все, дом, квартиру, но в итоге все

>

Ушли в отшельники от тяжёлой жизни

Александр, Елена и их сын Оджан Наумкины стали отшельниками уже очень давно. Так случилось что развалилась страна и многие в одночасье потеряли все, вот и эти люди потеряли работу и все свои сбережения, а как жить дальше не знали

>

Отшельник Алексей Лебедев

Бывший милиционер бросил работу, жену и ушол жить на природу отшельником. Первое время было трудно говорит "Брюс" - так Алексея Лебедева прозвали за схожесть с извесным актёром, но постепенно всё наладилось. У отшельника свой домик, банька, огородик

>

Курский отшельник 12 лет живет в лесу

Обустроенное жилище находится в глухой чаще. Шалаш, огромная поленница дров, костровище с решеткой от плиты, даже нечто вроде душа, а вокруг причудливые деревянные фигуры. Одна напоминает голову оленя с рогами, другая морду зайца, третья профиль коровы

>

10 лет прятался в лесу

Убийца десять лет прожил в собственноручно построеной землянке. Интересен быт этого с позволения сказать отшельника, но как бы там не было, у него всё было продумано и использоввано в обиходе, и даже электричество он сам придумал для радио и света

>

Судьба и отшельничество

Пятьдесят лет назад уйдя от людей, 77-летний Николай Михайлович Швырков не думал, что на месте его отшельничества появится современный Керженский заповедник. Формально места жительства Швыркова не существует, бывшего поселка Чернозерье уже нет

>

Жить отшельником

Сначала Виктор проживал в настоящей барсучьей норе, превращённой в землянку. Целых семь лет внутри провёл. Но пыльно там стало и тесно, переехал в новую постройку. Нынешнее жилище представляет собой лишённую архитектурных изысков прямоугольную постройку

> Оказывается и в наш век бесконечных гонок за деньгами люди мечтают не только о квартире, машине, и новом мобильнике. Эта молодая пара нашла новые ценности и стимулы в жизни, природа и душевный покой, вот всё что надо для счастья, а остольное всё мелочи

>

Группа жителей Самары по религиозным соображениям добровольно ушла жить в тайгу. Глава общины отец Константин раньше служил в храме Кызыла, потом переехал в Самарскую область. Там его и посетила идея жить в тайге, подальше от людей

> Житомерские отшельники ушли жить на природу по ближе к тишине, чтобы жить так как им хочется. Они большую часть времени проводят в самосовершенствовании и летом спят на открытом воздухе. Глава семьи возвел глиняную мазанку, в которой они и живут


Все больше людей решаются покинуть пыльные суетливые мегаполисы, пересмотреть образ жизни и сбавить обороты: перестать покупать то, что не нужно, почувствовать величие природы, заняться любимым делом. По каким причинам они выбирают отшельничество, и какие краски обретает их новая жизнь, когда они отстраняются от потребительского общества и карьерной истерии - в нашем материале.


Переехать на хутор, чтобы растить детей в экологичной обстановке

На первый взгляд наличие детей - фактор, не способствующий отшельничеству. Подрастающему поколению необходима социализация, спортивные секции и творческие мастерские для развития. Но семейные дауншифтеры, бросившие карьеру в крупном городе и переехавшие на хутор с детьми, имеют другое мнение.

Наиболее веские причины для переезда - это продукты сомнительного качества, предлагаемые в супермаркетах; неблагополучная экологическая обстановка, которая подрывает здоровье ребенка. И главное, от чего хотят защитить детей, - это ценности потребительского общества.

Столичную жизнь на ведение крестьянского хозяйства сменили Андрей и Алла Токаревы, когда у них появились дети. Они посчитали, что атмосфера мегаполиса пагубна для малышей.


Семья решилась на переезд, чтобы вести крестьянское хозяйство и кормить детей здоровой едой. Молодые люди не стремились к абсолютной изоляции, образ жизни сельских людей им вполне подошел бы. Но не хотелось, чтобы дети видели алкоголиков, поэтому пришлось выбрать глухой хутор.


Здесь дети дышат чистым воздухом, едят натуральные продукты, видят природу, активно двигаются, принимая участие в хозяйственных делах. Отсутствие рядом соседей позволяет не беспокоиться, что животные зайдут на чужую территорию и истопчут огород. Семья живет с реализации продуктов сыроварения, а также Алла сохранила удаленную работу.

Остается дискуссионной тема школьного образования. Среди дауншифтеров есть 2 мнения - одни считают, что учиться детям необходимо, и главная причина - возможность выбирать свою судьбу в дальнейшем. Их оппоненты подвергают сомнениям установку, будто образование стоит затраченных на него усилий и приносит пользу, так как система обучения втягивает человека в круговорот утомительной суеты и постоянного потребления, от которой дауншифтеры и бегут. В любом случае освоить школьную программу, поселившись в глухом лесу, вполне возможно. Детей младших классов учат удаленно, а старшеклассникам доступна такая форма обучения, как экстернат.

Покинуть «муравейник» из стекла и бетона, но остаться в эпицентре общения

Не всякое отшельничество предполагает отказ от социальных связей. Некоторые дауншифтеры, напротив, покидают свои офисы, чтобы расширить круг общения, познакомиться с людьми и заняться любимым вдохновляющим делом.


Таким примером служит бывший юрист Юрий Алексеев, поселившийся в землянке близ Ярославского шоссе. Здесь он читает, слушает аудиокниги, принимает гостей, занимается буккроссингом, создает контент для видеоблога.

Юрий не ставил цель отдалиться от социума - охотно принимает гостей, которые норовят выяснить, какие тяготы нужно преодолевать отшельнику. Как умываться, где брать одежду, еду, воду, как обеспечить беспроводное соединение с интернетом и зарядить ноутбк? Не охотно отвечает на технические вопросы Юрий, но не раздражается, зато с энтузиазмом говорит о политике, творческой самореализации. И без колебаний принимает подарки - кто фасоль принесет, кто печенье - все в хозяйстве пригодится. Утверждает, что человеку для жизни, полной позитивных впечатлений и полезных занятий, требуется совсем немного ресурсов. Чтобы построить землянку нужно несколько недель и немного стройматериалов из леса, а гаджеты заряжать помогают солнечные панели, выдающие 300 ватт в час.


Юрий сейчас не просто отшельник, а медийная персона с каналом на YouTube, делится лайфхаками профессионального дауншифтера и не скрывает своих оппозиционных политических взглядов.

Когда природа и приключения привлекают, а люди отталкивают

Есть среди дауншифтеров радикалы, выбирающие такие места обитания, которые жители окрестностей считают непригодными или чрезвычайно опасными. В число таких входит Михаил Фоменко - . Он не смог преодолеть жажду странствий и приключений в условиях дикой природы, даже после принудительного лечения в психиатрической клинике и реального риска погибнуть в ходе преодоления пролива Торреса на каноэ.


Этот выносливый и ловкий человек прожил в австралийских джунглях более полувека - без связи с внешним миром, друзей и семьи, без политических убеждений и гражданской позиции. Спортивные таланты Михаила отметили еще в школьные годы, когда он установил 7 новых рекордов и был признан одним из лучших атлетов Сиднея. А вот в коллективе Михаил чувствовал себя всегда чужим, поэтому предпочел жизнь в джунглях общественной. В глухих тропиках Австралии он сражался с крокодилами, преодолевал огромные расстояния, лечился природными средствами и физическими упражнениями, не зная лучшей жизни для себя.

Лишь в 85 лет Михаил Фоменко почувствовал, что у него нет сил, чтобы оставаться вне цивилизации, и поселился в доме для престарелых.

Террор в защиту природы. Как отшельник стал серийным убийцей


Американский преподаватель математики Теодор Качинский из Калифорнии (Университет Беркли) перебрался в хижину, так как считал индустриализацию и технологический прогресс процессами губительными для природы. Этот человек с детства отличался чрезвычайно высоким интеллектом, особенно легко ему давалась математика. Закончив школу экстерном в 16-летнем возрасте, он был принят в Гарвардский университет.

После завершения образования Теодор Качинский стал самым молодым преподавателем в престижном учебном заведении. К удивлению окружающих без видимых причин и предпосылок Теодор Качинский прекращает преподавательскую деятельность и селится в уединении на территории гор штата Монтана. В действительности это был протест, направленный на потребительский образ жизни и технические инновации.

Теодор прожил в изоляции без электричества, средств связи, канализации около 6 лет перед тем, как начал деятельность по защите природы.

Ученый создавал бомбы из подручных средств и отправлял в научные центры и университеты страны. Так Качинский пытался остановить прогресс. Взрывные устройства Качинского попали в Мичиганский, Йельский университеты, на борт самолета авиакомпании American Airlines, в компьютерные магазины, в кабинеты ученых и чиновников. Всего насчитывается 16 террактов, 3 погибших, 23 раненых за 25 лет жизни вне цивилизации.


Радикальный защитник природы был арестован в 1996 году, его приговорили к 4 пожизненным заключениям, но была перспектива и смертной казни. Сейчас он отбывает наказание в тюрьме особо строгого режима в Колорадо без возможности досрочного освобождения.

Бывший наркоторговец ведет уединенную монашескую жизнь на скале

Максим Кавтарадзе живет в уединении в труднодоступном месте уже более 20 лет. Место, где поселился отшельник, называется Столп Кацхи - это 40-метровая скала в Имеретии (Западная Грузия).


Прежде здесь были руины храма, но благодаря подвижничеству монаха построена действующая церковь - Максима Исповедника.

Решение о такой жизни он принял, покинув тюрьму. Молодость Максима была далекой от праведной. Злоупотребление алкоголем, реализация наркотиков привели молодого человека в тюрьму. Когда срок наказания закончился, Максим устроился работать крановщиком, но вскоре почувствовал, что хочет служить Богу. Считает, что высота приближает его к Всевышнему.

Несколько десятилетий назад мир узнал и про последнюю из рода отшельников Лыковых. Многие и сегодня в недоумении, почему Агафья отказывается переезжать из тайги к людям[ /GO].

Павел Пряников

В России сотни, а то и тысячи людей уходят из мира жить в лес. Как правило, отшельники строят там свою Утопию. Три истории таких отшельников - бывшего спецназовца, семь Гординко-Кулешайте, семьи Антипиных, а также фотогарелея отшельников, сделанная фотографом Данилой Ткаченко.

Самыми известными отшельниками в России считается семья старообрядцев Лыковых, бежавших в тайгу от советской власти, которую они считали воплощением антихриста. Сегодня жива только Агафья Лыкова, она по-прежнему живёт в лесу, хотя и принимает помощь от людей.

Но жить в лес по-прежнему уходят сотни, а то и тысячи россиян. У каждого своя история исхода, но, как правило, у всех есть идеологический или этический мотив. Сегодня большинству из них антихристом представляется не просто или не столько российская власть, сколько Город и люди (которые, как они считают, также суть порождение античеловечной системы).

Вот три истории российских отшельников, которые в нулевые годы описывались прессой. Фотограф Данила Ткаченко, в свою очередь, сделал галерею россиян, отправившихся жить в лес. Эта фотогалерея представлена на сайте lensculture.com . Эти фотографии ниже в тексте.

Отшельник-спецназовец

Бывший боец спецподразделения поселился в лесу в Амурской области, устав от работы в правоохранительных органах. Отшельник живет в тайге уже 10 лет.

На землянку спецназовца-отшельника случайно наткнулись местные грибники. Они и сообщили в полицию о том, что в тайге в 110 километрах от ближайшего населенного пункта в одиночестве живет человек.

Бывший военный возвращаться к людям не собирается. По словам Виктора Ф., жизнь в глухом лесу ему по душе. Между тем, за плечами у него - школа спецназа и много лет службы.

С пропитанием проблем не возникает - военная подготовка все же дает о себе знать. Ну, а тяга к охоте у меня возникла еще в школе, - рассказывает Виктор. - За хлебом, солью и одеждой иногда, конечно, я спускаюсь в деревню. Жители меня еще помнят, меняют все необходимое мне на свежее мясо.

Жить в тайге Виктор Ф. не мечтал никогда. В родной деревне в Магдагачинском районе экс-военного все знали и любили. Но однажды, отправившись на охоту, мужчина понял, что уже не может расстаться с тишиной леса.

Привычную жизненную суету я с легким сердцем сменил. Оставил свой дом и ушел в лес отшельником, - вспоминает Виктор.

Виктор выбрал место за сотню километров от ближайшей деревни. Соорудил землянку, чтобы не было холодно зимой и жарко летом. В холода хозяина скромного жилища согревает каменная печь. На обед на столе всегда есть свежая дичь и ледяная ключевая вода.

Отшельники - семья Гордиенко-Кулешайте

До ближайшего поселка 120 км. Александр Гордиенко и Регина Кулешайте уже более 10 лет живут в диком лесу, и, судя по всему, не собираются возвращаться в большой мир.

Добраться обычному человеку до места, где живет странная семья, - это уже испытание на прочность. Половину пути мы с легкостью преодолели на микроавтобусе, а когда иномарка увязла в разбитой лесовозами колее, пришлось пересесть на КрАЗ. Несмотря на сверхпроходимость, он то и дело оседал в снегу. Приходилось брать в руки лопату и разгребать метровые сугробы. И так по бездорожью - полсуток. В итоге километр за километром мы добрались до того места, где от полуразбитой дороги в неведомые дебри ведет узенькая тропинка. Два километра пешком - и в расщелине между двумя сопками упираемся в небольшую избушку.

Замка на двери нет в связи с полной его бесполезностью. Закрываться здесь кроме как от хищников не от кого.

Постучавшись, мы сразу же проходим внутрь. Гостей, естественно, не ждали. Хозяин Александр что-то шаманил на полуразвалившейся печке. На полу резвились двое малышей. Увидев незнакомцев, ребятня тут же, словно волчата, нырнула под кровать.

И Александр, и Регина живут в этой глуши больше двадцати лет. Вначале перебивались поодиночке. Встретилась пара уже в тайге. Александр старше Регины на 12 лет. Ей 27, ему почти 40. У каждого оказался свой путь в эти дебри.

Родилась девушка в Латвии. Когда ей не было и месяца, мать приехала в Куйтунский район.

Отец нас бросил, и мама решила перебраться в Сибирь, - вспоминает она. - Мы поселились в деревне Молой, это неподалеку от Куйтуна.

Когда Регине было 12 лет, ее мама умерла. Чтобы как-то прокормиться, девочка устроилась в местный совхоз на сбор ягод. Найти другую работу в этих краях почти невозможно. Жить стала в маленькой совхозной избушке. Пока предприятие держалось на плаву, делила ее с такими же сборщиками лесных даров. Но потом совхоз распался, и в середине 90-х девушка осталась одна. Из села все уехали, а от домов остался одни фундамент.

Регина не решилась ехать в город и поселилась в избушке глубоко в тайге.

Александр тоже родился далеко от Иркутской области. Больше двадцати лет он жил в Подмосковье. После армии работал водителем. Но однажды прочитал объявление, что в Сибири в кооператив требуются работники для сбора ягод и орехов.

Деньги обещали хорошие, вот я и поехал, - рассказывает он.

Кооператив просуществовал недолго - разорился. В итоге, поработав там несколько лет, Александр остался в тайге без денег и какой-либо возможности вернуться назад. Возможно, так и сгинул бы он в бескрайних просторах сибирской глуши, но совершенно случайно познакомился с Региной. Его база находилась неподалеку от ее избушки. Без свадьбы и росписи в загсе они стали жить вместе.

Выбираться назад к людям молодожены не стали.

Говорят, сильно сложно не было. Случались, конечно, неурожайные годы, но спасали запасы и охота. В округе много коз, зайцев. Есть изюбри и, конечно, медведи.

А вы посмотрите, как там, в деревне, живут, - говорит Саша. - Не лучше нас, только свет в домах есть, и то отключают постоянно.

О том, что творится в большом мире, отшельники узнают с помощью маленького транзистора. Телевизор они не видели уже несколько лет, и какую передачу смотрели последней, не помнят.

Да что там смотреть, - обречённо машет рукой Александр. - Одно по одному. Если честно, то меня вообще мало волнует, что там происходит. Войны нет - и ладно.

Из всех благ цивилизации в доме только кровать и табуретки. Все это осталось ещё с совхозных времен. Тарелки, ложки и кружки железные.

У ребятишек нет ни игрушек, ни книжек. Одежды, судя по всему, тоже в обрез. Когда мы зашли в дом, младший Сережка бегал голышом.

Отшельники - семья Антипиных

Анне сейчас 36 лет. Она полюбила Виктора, когда ей было 16, а ему - чуть больше тридцати. В 1982 году пришел в деревеньку Коротенькая с реки Лены странник. Пробирался сквозь дикие леса без оружия, один. Мужика звали Виктор Гранитович. Попросился переночевать в доме Аниной мамы. Да там и остался. А потом вдруг пригляделся к её юной дочке жены. Та с распахнутыми глазами слушала сказку о Фактории. И когда забеременела от «папы», тот предложил ей уйти в лес вдвоём. Навсегда.

Поиск Фактории чета Антипиных начала в 1983 году. Ушли на двести километров в глубь эвенкийской тайги, поселились в избушке. В тех дебрях Анна родила первенца. Младенец умер.

И второй ребенок тоже. Выжил только третий. Роды отец всегда сам принимал. Пуповину перерезал, ловко у него получалось.

Девочке дали аежное имя - Оленя.

Назвали мы её в честь оленихи, спасшей нам всем жизнь. Зима была на исходе, запасы кончились. А ружьем, чтобы на охоту ходить, отец не обзаводился принципиально. Говорил: «Брать нужно только то, что природа сама дарит. А человеку можно лишь иногда капканы использовать да палки». От голода у меня стало пропадать молоко. И вдруг прямо рядом с нашей избушкой прошло стадо оленей. Отец сумел добыть одного оленя. Я всю весну кормила дочку пережеванным мясом.

Всего в семье четверо детей - ещё двенадцатилетний брат Витя, восьмилетний Миша и трехлетняя Алеся. Оленя умеет добыть рябчика бумерангом, вырезает из дерева посуду и превосходно выделывает шкуры. По мехам Оленя - большой специалист. С матерью они шили шапки из кротов, барсуков, зайцев, белок. Из собак - канчи (носки меховые) и лохматки (варежки мехом наружу).
Таёжная девочка верит, что души умерших людей вселяются в травинки, в птиц, в животных.

У нас котенок мысли понимал. Только я подумаю: «Уйди, здесь сидеть нельзя!» - он встанет и уйдет. Это в него чья-то душа заселилась.

В 1987-м Виктор убедил жену, что им нужно идти в Якутию: уж там-то точно отыщется вожделенный уголок.

Чуть не погибли тогда. На Большом Секочамбинском пороге нашу лодку накрыла огромная волна. Мы как-то выплыли, - вспоминает Анна. - Но все, что было с нами, утопло. Вылезли из воды, в которой еще льдинки плавали. Снег, помню, пошел такой пушистый. Мы забрались на крутую сопку. Отлежались. Странно, даже не простыли.

И в Якутии неугомонный Виктор не нашёл своей Фактории. Два года Антипины прожили в якутском поселке, среди людей. Потом снова сбежали в тайгу, в Тайшетский район Иркутской области. Здесь Виктору пришлось ненадолго поступиться принципами и поработать с «этими существами» бок о бок. Он устроился в Химлесхоз заготавливать лес и смолу. Семье выделили участок в Бирюсинской тайге. Но через год предприятие развалилось.

Лесхоз начал вывозить работников из тайги. Только Антипин отказался эвакуироваться: «Я свою Факторию нашёл!»

1.Счастье жизни - в её простоте.

2.Человек, стремись к естеству и будешь здоров.

3.Болезнь - это сигнал к изменению образа жизни.

Эти главные свои жизненные заповеди Виктор Гранитович вырезал над входом в таёжное жилище. И настойчиво повторял их детям. Его семейство ютилось в крохотном стареньком балке (охотничьей времянке). Общая жилплощадь - восемь квадратных метров.

А почему Виктор не построил дом? Столько леса кругом.

Отец говорил: мы должны были довольствоваться малым.

Спали так: справа на полатях - мать с маленькими детьми, слева - отец. Старший сын качался в гамаке, а Олене постель заменяла медвежья шкура у входа. Столом служила ржавая ванна, которую заносили из сеней, когда садились обедать.

Жареные рябчики, тушеный глухарь, зайчатина. Грибы, ягоды, черемша. Зимой только тяжело. Голодали часто. Приходилось даже корни лопуха жарить. Ни спиртного, ни чая, ни кофе. Мне, чтобы хорошо себя чувствовать, надо просто поесть хлеба.

Виктор Гранитович считал, что наконец-то они стали жить идеально. Анна, кстати, тоже.

Своё бегство от цивилизации Виктор назвал «отрыв». Однако совсем от цивилизации оторваться не удалось. Приходилось все-таки иногда выбираться к людям в ближайшую деревню - за мукой, одеждой, газетами.

А детям он говорил так: «Только я к людям могу ходить, я сильный, всё вынесу».

В конечном итоге жена Анна не выдержала и, оставив супруга одного, вышла с четырьмя детьми к людям, в деревню Сереброво Тайшетского района.

Первый раз, когда вышла в поселок, к людям, казалось, что меня одну в ракете в космос собираются отправлять, - так волновалась, так боялась людей.Из событий больше всего поразили две вещи: распад Советского Союза и теракт в Нью-Йорке 11 сентября. Было так страшно читать.

Их отец Виктор не захотел возвращаться к цивилизации. Через год после того, как семья его покинула, он умер от голода.

Проезжая 106-й километр Ярославского шоссе многие замечают недалеко от дороги странное сооружение типа вигвам, которое на самом деле и не вигвам вовсе, а типи — жилище кочевых индейцев. Но откуда взяться индейцам на ярославке? Оказывается, несколько лет назад постройку соорудил некий Юрий, а также вырыл рядом землянку, где и живет. Да не один, а с Петрухой.

Мы вышли посмотреть, что же за жилье такое. Забора нет, только ворота посреди поля намечены столбиками — чтобы было понятно, куда заходить.

Какие-то люди вдали запускают толерантного змея.

Парковка у подъезда и какие-то скворечники…

Не стесняйтесь уведомлять о своем явлении, дабы избежать недоразумений

Красный телефон из 80-х годов соединен с землянкой и работает! Звоним и сообщаем о явлении себя.

В принципе, можно сразу догадаться, в чем секрет.

Заглядываем в вигвам — никого. Только очаг из камней, книги да бревно со стулом. Это же изба-читальня!

Проходим еще немного вперед и оказываемся перед самой настоящей землянкой, из динамика на крыше звучит какая-то аудиокнига.

Вход, вид изнутри. Пожарная безопасность соблюдена!

А вот и хозяин!

Знакомьтесь — Юрий Алексеев, в прошлом юрист, а сейчас бездомный, как он себя позиционирует.

Дом его сгорел несколько лет назад и это уже вторая землянка, которую он выкопал и живет здесь в свое удовольствие — занимается хозяйством, читает и принимает гостей. Возвращаться к благам цивилизации не планирует — слишком много возни и ненужных усилий.

Для строительства землянки потребовалось немного — лопата, сухие стволы сосны, полиэтилен, глина и камни.

Вода для хозяйства используется дождевая, которую Юрий собирает (как именно, не уточнил).

Матрас для сна как-то притащили ребята-гастарбайтеры, остальное добавлялось по мере прибытия…

И фотографии классиков прекрасно вписались в интерьер.

В норе живет белый кролик, он же Петруха и давний друг Юрия.

Внимательный и задумчивый.

Также тут обитает ворон Эдгар. Этот стеснялся гостей и делал вид, что ему интересно происходящее за окном движение по Ярославке.

Учебное пособие по выживанию пригодилось на первое время.

Внутри такой же красный телефон, по которому хозяин слышит звонок с домофона.

Полочка на веревочках.

Быт довольно прост — еда готовится на газовой горелке, продукты используются самые обычные.

На вопрос, что привезти, Юрий долго отпирался, уверяя, что ничего не нужно. Но уже если везти, то горох. Горох, гречку и другие крупы…

За глиняной перегородкой имеются все удобства. За другой стеной даже банька есть, но там темно было и фотки не будет.

Юрий является местной достопримечательностью и в доме каждый день появляются гости — хозяин он гостеприимный и общительный, напоит чаем или кофе, а печеньки обычно гости приносят с собой. Не обойдется и без общения — мы прослушали замечательную лекцию про абсурд, Чехова и огурец, а с другими гостями, вероятно, обсуждались иные темы.

Без благ цивилизации не обошлось — от солнечной батареи, установленной на крыше норы, работает ноутбук и Юрий регулярно выходит в сеть.

Однако прерывать связь с внешним миром не намерен, периодически выкладывает новости на страничке Поляна 106 в фейсбуке.

Про путешествия:

– Пусть не я буду двигаться мимо всего, а пусть все движется мимо меня. Я сяду, а весь мир пускай едет…

Скворечники на улице оказались книгохранилищем. Помимо той толпы книг, что находятся в жилище, они тут повсюду.

Знаете, что такое Boock Crossing?

Зарегистрировав себя и присвоив книге специальный номер вы оставляете ее в заранее обдуманном месте (кафе, парк, вокзал, автобус и т.д.), где любой человек может взять и прочитать ее. Таким образом книга «освобождается», спасается от стояния на полке.

Бывший же обладатель книги будет всегда знать о перемещении своего «питомца», получая e-mail о том, в чьи руки она попала, и как она там очутилась. Второй побочной целью является превращение всего мира в «огромную библиотеку».

Чайные чашки для вновь прибывших.

Роль столика играет катушка из-под кабеля.

Чай из самовара на свежем воздухе — что может быть прекраснее?

Кстати, недалеко от Юриной землянки недавно появилось еще несколько похожих — нашлись последователи образа жизни без лишних вещей. Территорию назвали Зурбаганом, это практически лагерь современных отшельников.

Гости гостями, но пора и честь знать. До Москвы еще больше сотни километров, а дома окажемся только через 4 часа, собрав все пробки.

У вас есть вопросы к Юрию? Задавайте, надеюсь, он на них тут ответит. Или заезжайте в гости, но обязательно прихватив книгу!

Петруха вышел нас проводить.

Положа руку на сердце, вы бы рискнули смогли так жить?