Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Вступительное слово преподавателя.

Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине,
Чёрные раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Широко шагает новый век,
На Земле уж белых пятен нету.
Чёрные
Сотрёшь ли, человек?
(А.Плотников)

Человек и природа – одна их самых главных проблем, которые волнуют литературу. Чем больше люди берут от природы, тем с большим вниманием и ответственностью они должны подходить к сохранению и воспроизводству окружающей среды. Современная литература, наследуя и развивая традиции классиков, воспитывает в читателях чувство единения с землёй, которая у нас у всех одна. Имя ей – РОДИНА.

1 ведущий:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Ф.Тютчев

2 ведущий: «Природа! Она вечно говорит с нами!» - писал когда-то великий Гёте. Глубокий смысл этих слов поэта в напоминании нам о том, что между человеком и природой постоянно идёт диалог.

1 ведущий: Причём не столько мы с ней разговариваем, сколько она с нами.

2 ведущий: Но всегда ли человек слышит её голос? Ответ на этот вопрос – главная тема художественной литературы о природе и её отношениях с человеком.

1 ведущий: Тема природы – одна из древнейших и вечных в мировом искусстве, и в каждую историческую эпоху. Она осмысливается по-новому, каждый раз обретает конкретное наполнение.

2 ведущий: В русской классике уделялось много внимания теме «человек и природа». Описание природы не просто фон, на котором разворачивается действие, она имеет важное значение в общей структуре произведения, в характере персонажа, ибо в отношении к природе раскрывается внутренний облик человека, его духовная сущность.

1 ведущий: Имена почти всех наших мастеров слова связываются с живописными деревенскими местами. Пушкин неотделим от Михайловского и Болдина, Тургенев – от Спасского-Лутовинова, Некрасов – от Карабихи и Грешнёва, Достоевский – от Старой Руссы. «Без Ясной Поляны, - любил повторять Лев Толстой, - не было бы ни меня, ни моих сочинений.

Романс "Край ты мой" сл.А.Толстого, муз. Гречанинова.

2 ведущий: стихотворение "Унылая пора - очей очарованье! А.С.Пушкина.

1 ведущий: У истоков реалистического пейзажа в русской литературе XIX века стоит Александр Сергеевич Пушкин. Именно у него впервые появляется русская природа с её скромной, словно запрятанной прелестью. Описания природы в его поэзии отличаются чистотой, праздничной свежестью, торжественной приподнятостью. Отношение человека к природе Пушкин считает одним из главных критериев духовности.

2 ведущий: Достаточно вспомнить хрестоматийное: «Мороз и солнце; день чудесный!». Или «Зима. Крестьянин торжествуя, на дровнях обновляет путь…». Или описание времён года: «Гонимы вешними лучами», «Уж небо осенью дышало». В этой простоте – секреты неумирающей силы воздействия пушкинского слова.

Романс "Ночной зефир" сл. А.С.Пушкина, муз. Даргомыжского.

1 ведущий: стихотворение "Три пальмы" М.Ю.Лермонтова.

2 ведущий: «Царством дивным» называл природу М.Ю. Лермонтов. И в противостоянии человека с природой Лермонтов на стороне природы, он не может понять человека, осуждает его. В «Княжне Мери» первозданной чистотой и благоухающей свежестью проникнуто описание раннего летнего утра накануне дуэли Печорина с Грушницким: «Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление… Я помню - в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу. Как любопытно всматриваться каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! Как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль!»

Романс "На севере диком" сл. М.Ю.Лермонтова, муз. Даргомыжского.

1 ведущий: Литературный пейзаж мы находим в прозе Николая Васильевича Гоголя, который в пушкинских традициях описывает упоительные и роскошные малороссийские летние дни, чудный Днепр, который «вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои». В историю литературы Гоголь вошёл как первооткрыватель красоты украинской степи.

2 ведущий: "Весь ландшафт спит. А на душе и необъятно и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь! И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья; и чудится, что и месяц заслушался его посреди неба. Как очарованное, дремлет на возвышении село. Еще более, еще лучше блестят при месяце толпы хат; еще ослепительнее вырезываются из мрака низкие стены их. Песни умолкли. Все тихо".

Украинская нар. песня "Тихо над речкою".

1 ведущий: О целительной силе природы писал Сергей Тимофеевич Аксаков в книге «Записки ружейного охотника»: «Чувство природы врождённо нам всем, от грубого дикаря до самого образованного человека. Деревня, мирная тишина, спокойствие! Сюда надо бежать от праздности, пустоты интересов; сюда же хочется бежать от суетливой внешней деятельности, мелочных, своекорыстных хлопот, бесплодных, хотя и добросовестных мыслей и забот! На зелёном, цветущем берегу, над тёмной глубью реки или озера, в тени кустов, под шатром кудрявой ольхи, тихо трепещущей своими листьями в светлом зеркале воды, - улягутся мнимые страсти, утихнут мнимые бури, рассыплются самолюбивые мечты, разлетятся несбыточные надежды! Вместе с благовонным, свободным, освежительным воздухом вдохнёте вы в себя безмятежность мысли, кротость чувства, снисхождение к другим и даже к самому себе. Неприметно, мало-помалу, рассеются это недовольство собою и презрительная недоверчивость к собственным силам, твёрдости воли и чистоте помышлений - эта эпидемия нашего века, эта чёрная немочь души…».

Русская нар. песня "Черемуха".

1 ведущий: Природа в произведениях Льва Николаевича Толстого приобретает глубокий социально-этический смысл, это также фон, на котором происходят внутренние переживания героев. В «Войне и мире» писатель противопоставляет мирной природе природу, обезображенную войной. До начала сражения Бородинское поле предстаёт перед Пьером Безуховым во всей своей красоте, в чистом утреннем воздухе, пронизанном лучами яркого солнца. После сражения Бородино выглядит иначе: «Над всем полем, прежде столь весело-красивым, с его блестками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитры и крови.

Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете?».

2 ведущий: В статье «Толстой и природа» русский философ Григорий Плеханов писал: «Толстой любит природу и изображает её с таким мастерством, до которого, кажется, никто и никогда не возвышался. Это знает всякий, читавший его произведения. Природа не описывается, а живёт у нашего великого художника».

Романс "Не ветер, вея высоты" сл. А.Толстого, муз. Р.-Корсакова.

1 ведущий: стихотворение "Эта ночь" А.А.Фета.

2 ведущий: Идея тождества человека и природы пронизывает всю лирику Тютчева и Фета. И если Тютчев в своих стихах говорит "человек и природа", то Фет говорит "человек - это природа".

Романс "То было раннею весной" сл.А.Толстого, муз. Р.-Корсакова.

1 ведущий: Природа и человек в русской литературе находятся в тесной взаимосвязи, взаимно влияя друг на друга. Вслед за Толстым Чехов отказывается рассматривать человека как простого созерцателя природы. Чехов в своём творчестве утверждал, что «вся энергия художника должна быть обращена на две силы: человек и природа». Сквозь всю русскую литературу, начиная с Пушкина и Гоголя и кончая Буниным, проходит образ цветущего весеннего сада, который в последней пьесе Чехова приобретает символическое звучание.

2 ведущий: Отношение к вишнёвому саду определяет нравственный облик героев пьесы и разделяет их на две категории. С одной стороны – Шарлота, Симеонов-Пищик, Яша, для которых безразлично, что станет с вишнёвым садом. С другой – Раневская, Гаев, Аня, Фирс, для которых вишнёвый сад – это нечто большее, чем объект купли-продажи. Растерянность Лопахина после покупки сада не случайна. Сохранив в себе душевную чистоту, способность «помнить себя», он сохранил связь с прошлым, и потому с такой болью ощущает тяжесть совершённого нравственного преступления.

Романс "Сирень" сл.Е.Бекетова, муз. Рахманинова.

1 ведущий: Природа помогала русским писателям открывать смысл жизненного предназначения, и неслучайно продолжатель классической традиции Михаил Михайлович Пришвин скажет: «Когда пройдут февральские метели, все лесные существа мне становятся, как люди в стремительном движении к их будущему Маю. Тогда в каждом мельчайшем семечке таится будущий праздник, и все силы природы работают на то, чтобы ему процвести».

2 ведущий: Весенний расцвет природы и стремление человека к раскрытию своих духовных и физических возможностей есть, по мнению Пришвина, тот самый «праздник жизни», который представляет цель и смысл человеческого существования.

Романс "Вижу: бабочка летает" сл.П.Шаликова, муз. А.Алябьева.

1 ведущий: Говоря о новых чертах литературного развития, В. Распутин заметил: «Никогда ещё литература с такой силой не говорила о судьбе человека и о судьбе земли, на которой живёт человек. Тревога эта доходит до отчаяния». Для русских поэтов – чувство России невозможно вне любви к «малой» родине, где прошли детские годы:

2 ведущий:

Русь моя, люблю твои берёзки!
С первых лет я с ними жил и рос,
Поэтому и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз.
(Николай Рубцов)

Романс "Жаворонок" сл.Н.Кукольника, муз. Гречанинова.

1 ведущий: В современной литературе всё настойчивее звучит тема формирования национального характера в зависимости как от социальных условий и от своеобразия природы. Василий Белов – один из тех писателей, что вглядываются в сегодняшний день с высот духовных ценностей, накопленных вековечным народным опытом. Его «Лад» обозначен в подзаголовке как «Очерки о народной эстетике». Природа - труд – эстетика.

2 ведущий: В союзе с природой формировался крестьянский лад жизни, зарождались и закреплялись народные традиции, вырабатывались нравственно-эстетические нормы. Лад – это существование человека в ладу с природой. Лад – это, то, что соединяет человека и природу в нечто целое, то, что позволяло человеку возникнуть в природе и стать Человеком.

Русская народная песня "Ах, ты степь широкая!"

Заключительное слово преподавателя.

«Самая жгучая, самая смертная связь» с природой, физическое ощущение земли как своей матери – прародительницы, откуда выходит человек и куда он возвращается в конце пути, звучит во многих художественных произведениях российских писателей.

Именно земля помогает человеку осознать смысл жизненного предназначения, разгадать загадку земного бытия. За свою долгую историю у человека не было более верного союзника, защитника и друга, чем земля.

Поэт Михаил Дудин, обращаясь к жителям планеты, говорил:

Берегите молодые всходы
На зелёном празднике природы.
Небо в звёздах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу, -
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю! Берегите!

От умения правильно излагать свои мысли во многом зависит то, как вас будут понимать окружающие. Именно по этой причине русский язык - это один из основных предметов школьной программы. Начинается он с чистописания в первом классе и преподается в течение всего периода обучения. Для многих достаточно проблематично научиться писать без ошибок - об этом говорит культура речи человека, то, как он выражается и разговаривает. Некоторые педагоги считают, что умение правильно говорить во многом определяет грамотность индивида и его умение выражать свои мысли. Именно по этой причине образовательная программа направлена скорее не на заучивание правил русского языка, а на развитие умения стилистически верно построить свои рассуждения. С этой целью в школе проводится большое количество работ, направленных на описание. Примеры их достаточно просты: или, скажем, о том, как ребенок провел каникулы.

Такие задания позволяют ученику развить умение правильно подбирать нужные слова и, как следствие, грамотно выражаться.

Что такое описание

Описанием называется любой отрывок текста или изречение, раскрывающее смысл увиденного или услышанного. По сути, то же описание природы сводится к речевому переносу увиденного на бумагу. Как правило, впервые с таким типом текста человек сталкивается в школе на уроках русского языка. Современные образовательные программы построены таким образом, что младшие школьники среднего звена, а именно пятый-шестой класс, пишут сочинения, в которых требуется сделать, например, описание цветов или человека. На самом деле в таком задании нет ничего сложного или необычного, однако у ребенка могут возникнуть определенные трудности по той причине, что он никогда прежде не описывал что-либо связным текстом.

Виды описания

Вообще, все описания можно условно разделить на две большие группы: живого и неживого. К первому типу следует отнести людей, животных, растения, природу, словом, все, что можно считать одушевленным. Второй тип также достаточно распространен: сюда относят описание города, времен года, вещей, техники. Несмотря на такое разделение, способы ведения повествования могут перекликаться, так как в сочинениях непременно должна присутствовать некоторая литературность изложения, предполагающая использование средств художественного выражения. Конечно, это приходит со временем, и первые сочинения вовсе не будут похожи на идеально написанные тексты. Но при должном уровне начитанности ребенка с течением времени он научится подходящими словами изображать все, что угодно, будь то описание природы или человека.

План описания

Несмотря на то что на уроках преподаватель обязан дать ученикам тот план, по которому следует производить описание, примеры подобных работ могут быть различными. Попытаемся рассмотреть некий универсальный способ написания таких сочинений. Во-первых, нужно выделить для себя основные моменты, на которых будет строиться структура работы, а именно вступление, основную часть, заключение или вывод.

Важно заметить, что в таких работах отсутствует. Это логично, потому что сложно его выделить, если задачей является, например, описание города. Каждая часть имеет свой размер. Вступление - небольшое, пара общих предложений, задающих тон всему сочинению. Основная часть - более развернутая, здесь будут основные моменты. Заключение - это общее впечатление от описанного объекта. Во вступлении следует сказать о том, как был создан объект - если это картина, то кем и когда была написана, если здание, то кто его архитектор. Об основной части будет сказано ниже, а в заключении пишут, как правило, о том, понравился или не понравился объект и почему.

Как выражать свои мысли

При написании подобной работы очень важным является то, как автор будет вести повествование. Одним из наиболее удачных приемов описания считается выбор самых ярких деталей и их подробный разбор. Существует еще один способ, заключающийся в общем обзоре всех имеющихся деталей. Здесь очень важно угадать, если это, например, Художник мог сделать определенный акцент, который нужно уловить. В таком случае описание будет ярким. Еще очень важным моментом является то, что необходимо точно подбирать выражения, дабы читатель работы смог явно себе представить описываемый объект. Конечно, такое мастерство присуще лишь талантливым писателям, но упорным трудом можно добиться неплохих результатов.

Описание в школе

Наиболее острым вопросом являются школьные описания, так как именно здесь обнаруживаются первые трудности. Вообще, в заданиях используют лишь некоторые виды работ, разобрав которые, можно успешно справиться с любой задачей. Тому, как это сделать, и будет посвящена вторая часть статьи. Как правило, задания по описанию базируются на различных картинах известных художников.

Наверняка художественное описание природы - это то, с чем в первую очередь сталкивается каждый ученик. Не нужно этого бояться, ведь существует определенный план, следуя которому, можно без особых трудностей справиться с задачей. Итак, имеется задание, требующее выполнить описание. Примеры рассмотрим ниже.

Описание пейзажа

Во-первых, необходимо в точности следовать плану, который был представлен выше. Нас интересует именно основная часть, так как она вызывает наибольшее количество вопросов. Существует такое правило: при описании любой картины следует двигаться в одном направлении. Что это значит? Все довольно просто. Если имеется пейзаж, то описывать объекты необходимо, например, сверху вниз или наоборот. Это позволит не забыть ни одной детали и составить целостное представление о картине. Далее при движении требуется выбирать любой объект и описывать его положение в общей композиции, не забывая использовать выражения, так как это сделает изложение более литературным.

Также немаловажным моментом считается то, как автор назвал свою картину. Из этого можно сделать вывод о том, на что следует обратить особое внимание. Если, например, он назвал картину «Лето», это значит, что следует обратить внимание на все атрибуты этого времени года и постараться найти их на полотне. В таком случае описание лета будет достаточно успешным. Например, описание подобной картины вкратце может выглядеть следующим образом: "На картине художника N перед нами предстает живописный пейзаж, запечатленный в знойную летнюю пору. Солнце находится в зените, поэтому можно сделать вывод о том, что сейчас полдень. Стоит спокойная погода, ветра нет, не двигаются. Яркие тона на поле подчеркивают, что сейчас июнь - самая сочная пора" и так далее.

Описание людей

Вторым по популярности заданием можно считать описание различных портретов. По сути, оно мало чем отличается от любого другого вида, но принцип здесь немного другой. Если требуется сделать пример можно рассмотреть в любом произведении классической литературы. Автор-профессионал легко «пробегается» по внешнему виду героя, рассматривая его одежду, лицо и останавливая внимание на каких-то отличительных чертах, что позволяет оживить повествование. Такой прием будет очень выигрышно смотреться в любой работе. Но необходимо иметь чувство меры, а именно - не зацикливать внимание на одной детали. Сама суть описания состоит в том, чтобы за минимально короткое время наиболее точно передать главные черты объекта.

Описание растений

Излюбленной темой многих художников является изображение растений, именно поэтому нередко приходится сталкиваться с проблемой их описания. Здесь следует обратить внимание на то, что, как правило, такие объекты небольшого размера, поэтому автор картины акцентирует внимание на деталях.

Описание цветов может служить ярким примером. Если картина - это натюрморт, то придется постараться, чтобы заметить все черты, которые передал художник. Капельки росы, сломанные тычинки или лепестки неправильной формы - все это те важные детали, которые передают настроение картины, и, следовательно, они должны быть отражены в описании. В общем и целом, кардинальных отличий нет. Единственное, на что следует обратить внимание, - это краски. Цвет растения может играть довольно значимую роль, поэтому необходимо обратиться к материалам, которые раскрывают значение цветовых символов.

Другие описания

Помимо пресловутых картин, еще одним типом заданий может явиться описание каникул. Наверное, каждый писал о том, как он провел их, непременно включая в свой рассказ описание лета. Здесь стоит обратить внимание на некоторые общие детали, которые ассоциируются с тем или иным временем года, тем, что легко представит себе любой. Тогда работа будет выглядеть очень выигрышно.

Заключение

Конечно, можно дать массу советов по поводу того, как нужно делать описание. Примеры не будут лишними, однако они могут оказаться При написании любых работ очень важен стиль. Его наличие в большинстве случаев может существенно помочь, даже если человек не владеет информацией. Заимствование чужих мыслей может привести к притуплению писательского таланта, который есть у каждого. А это, в свою очередь, чревато тем, что в старших классах или на экзаменах ученику будет трудно сконцентрироваться и правильно изложить свои мысли. Если ребенок самостоятельно способен выполнить описание того или иного объекта, значит, он не просто умеет правильно выражать свои мысли, но делает это уверенно и быстро. Бесспорно, этому нужно учиться, и здесь будет полезна лишь практика. Знать русский язык - это обязанность каждого гражданина России.

Ни в одной литературе мира картины природы не занимают такого значительного места, как в русской. В нашей литературе есть произведения, где природа является главным действующим лицом, определяет философское содержание произведения, вспомним «Грозу» и «Лес» Островского, «Вишневый сад» Чехова, «Тихий Дон» Шолохова, «Вешние воды», «Бежин луг», «Лес и степь» Тургенева. Сами названия говорят о роли пейзажа в этих произведениях.
Тема природы входит в нашу литературу с романтическим пейзажем Жуковского. Поэт наделяет природу душой подобно человеку, одушевляет ее; как всякий романтик, он любит мечтать на лоне природы, видит в ней отпечаток Божества.
Умер вечер... облаков померкнули края,
Последний луч зари на башнях умирает;
Последняя в реке блестящая струя
С потухшим небом угасает.
Все тихо: рощи спят, в окрестности покой.
Простершись на траве под ивой наклоненной,
Внимаю, как журчит, сливался с рекой,
Поток, кустами осененный.
Пушкин в своем творчестве прошел длинный путь от романтизма к реалистическому мировосприятию. Это можно проследить и
по характеру пейзажных зарисовок. Для творчества Пушкина юж- ной ссылки, к примеру, характерно романтическое восприятие природы. Природа ассоциируется с понятием свободы, красоты, величия. Романтика Пушкина вдохновляет небо, океан, море, горы - величественная, грандиозная и в то же время экзотическая красота природы.
Погасло дневное светило.
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило.
Волнуйся надо мной, угрюмый океан...
По контрасту вспоминаются стихи:
Смотри, какой здесь вид:
Избушек ряд убогий,
За ними чернозем, равнины скат отлогий,
Над ними серых туч густая полоса...
Перед нами чисто реалистический, даже социальный, пейзаж, характерный для русского искусства середины XIX века.
Природа у Лермонтова тоже источник вдохновения, это та красота, что примиряет с жизнью, ее несовершенством, изменчивостью, непостоянством. В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» читаем, как природа умиротворяет поэта, успокаивает раздраженное мелочной суетной жизнью сердце. Тогда, когда поэт один с природой, тогда он чувствует, что жизнь прекрасна:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, -
И счастье я могу постигнуть на земле, -
И в небесах я вижу Бога.
У Лермонтова есть много стихотворений, представляющих символические картины пейзажных зарисовок, на самом деле являющихся интимной исповедью души. Это «Три пальмы», «Листок», «Утес», «Сосна», «Парус» и другие.
Но остался влажный след в морщине
Старого Утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
А у Тютчева человек - сын природы, природа имеет душу, а душа ее космична. Природа и человек едины. И у природы, и у человека есть два начала: стихийное и разумное - ночь и день, свет и тьма, гроза и затишье, благодарность и ропот и так далее. Человек чувствует и свое величие, и свою призрачность, бренность перед природой:
Природа знать не знает о былом.
Ей чужды наши призрачные годы.
И перед ней мы смутно сознаем
Самих себя лишь грезою природы.
О значении и осознании темы природы у Тютчева можно говорить много и сказанное - только одна грань этой темы.
Подробнее же хочется остановиться на значении и воплощении этой темы в творчестве И. С. Тургенева.
Тургенев - писатель, воспевающий все прекрасное в человеке и природе. Умеренность, гармония, изящество, грация не только восхищают его, но и являются источником сил для жизни и смыслом жизни. «Простота, спокойствие, ясность линий» - эти слова, принадлежащие Тургеневу, во многом определяют и взгляды на природу. В «Записках охотника» много оптимизма, идущего от восторга перед красотой природы. И человек в рассказах Тургенева прекрасен как часть природы.
В романе «Отцы и дети» все сцены любви происходят на фоне цветущего сада. Любящий человек прекрасен, и всегда его дополняет цветущая, благоухающая природа. Вспомним открывшееся окно в комнате Одинцовой и любовный порыв Базарова, вспомним признание в любви Кати и Аркадия, Фенечку с букетом утренних роз в беседке сада, саму похожую на розу. Красота женщины сродни красоте природы, неотделима от нее, и именно в силу этого она имеет право на жизнь, уважение и восторг.
У Тургенева характер мужчины определяется через отношение к женщине, через умение ее любить, чувствовать. Это умение как бы камертон талантливости и порядочности натуры, ее достоинств.
То же можно сказать и о природе. Природа - это философская категория. Чувство природы определяет характер. Человек, не чувствующий ее красоты, значимости, своего единства с ней, - ущербный, одинокий, ограниченный, нежизнестойкий. Вот еще почему умирает Базаров.
Для понимания философской концепции романа очень важен эпилог, описание могилы Базарова, образ цветов на могиле. Тургенев полемизирует с пушкинским понятием о равнодушной природе. Нет, природа не равнодушна к жизни, но она так величественна, что все конфликты и претензии человека, все драмы его кажутся временными, ничтожными, преходящими. Она успокаивает, примиряет и приобщает к вечности. Она всех и каждого поглощает, прощает и берет в лоно свое. Она мудрая и всепрощающая и для бунтующих, и для кротких сердец. Как мать... «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...»

Роль пейзажных зарисовок в произведении самая различная: обычно пейзаж имеет композиционное значение, а также является ярким фоном, на котором развиваются события, пейзаж помогает понять и почувствовать переживания героев и их душевное состояние. При помощи пейзажа писатель выражает свои взгляды на происходящие вокруг события, изображаемые им, а также подчеркивает свое отношение к природе, героям текста.

Вспомним, как начинается вторая книга «Поднятой целины» М.Шолохова. Писатель рисует красочную картину наступающего лета: «Земля набухла от дождевой влаги, и когда ветер раздвигал облака, млела под ярким солнцем и курилась голубоватым паром» Первое, чего нельзя не заметить в этом отрывке - это эмоциональность и выразительность авторской речи. Она достигается двумя путями. Прежде всего, использованием художественных средств языка. К ним относятся: олицетворение (земля млела, ветер раздвигал), эпитеты (голубоватый пар, бирюзовая дымка), сравнение (как рассыпанная дробь), метафора (разлив пшеницы) и другие.

Гоголь и Тургенев, великие русские писатели, по-разному изобразили летнее утро. У Гоголя в повести «Тарас Бульба» картина степи открывается постепенно. И чем внимательнее читатель вглядывается в степную ширь, тем ярче она расцветает. Тургенев в рассказе «Бежин луг» описывает степь более спокойно, но все равно чувствуется, как горячо и искренне он любит русскую природу, показывая утро тихое, беззвучное.

Рисуя деревенский пейзаж в романе «Отцы и дети», Тургенев говорит о крестьянском разорении, изображая крестьянские поля с убогими пастбищами и запущенными водоемами, а также почти совсем развалившиеся избенки. При виде всего этого бедственного положения и разорения даже Аркадий понимает, что необходимость преобразований давно назрела. «Весна брала свое. Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка», - эта картина весеннего пробуждения вселяет надежду на то, что обновление всего впереди. «Солнечные лучи, пробиваясь сквозь чащу, обливали стволы осин таким светом, что они становились похожи на стволы сосен, а листва их почти синела, и над ней поднималось бледно-голубое небо» , - увиденное настраивает Кирсанова на мечтательный лад, он восхищается неумирающей красотой природы.

В грустном эпизоде, повествующем о силе скорби родителей, когда приходят старики Базаровы поплакать на могиле своего сына на сельском кладбище, пейзаж помогает понять глубину этих тяжких чувств и переживаний: «…оно являет собой вид печальный; окружающие его вид канавы давно заросли…». В некоторых случаях зарисовки о природе подчеркивают настроение и переживания героев. Так, картина «белой зимы с плотным, скрипучим снегом, розовым инеем на деревьях и бледно-изумрудным небом» на страницах последней главы романа Тургенева «Отцы и дети» гармонирует с приподнятым настроением Аркадия и Кати, Николая Петровича и Фенечки, которые всего неделю назад навсегда соединили свои судьбы. Все герои романа проходят испытание не только любовью, но и отношением к природе. Вот Павел Петрович смотрит на небо, и оно отражается в его синих бездушных глазах лишь холодным блеском. А Николай Петрович искренне восхищается окружающей его природой.

От событий, изображенных в романе Михаила Шолохова, нас отделяют многие десятилетия. Не похожи на наших современников его герои, их характеры, быт, повседневные заботы. По мере прочтения шолоховских книг, эти люди становятся нам близкими, их проблемы начинают нас волновать по-настоящему. Отобразить все происходящее помогают автору пейзажные зарисовки: описание автором грозы над бахчой, когда Наталья проклинает Григория. Своеобразной экспозицией к центральному событию становится пейзаж жаркого солнечного дня. Вроде бы ничего не предвещало бури. Весь мир пропитан ослепительным светом, слышится пение жаворонка. Однако некоторые детали вызывают хотя и неясную, но ощутимую тревогу: изорванные ветром облака, вдруг набежавшая на небо тучка, от которой на миг становится прохладнее, и удушливый запах земли.

Сама природа откликается на гнев героини. Гроза, разразившаяся в душе кроткой и терпеливой Натальи, отзывается грозой в природе, внезапно пришедшей на смену жаркому солнечному дню. Контраст сияющих потоков света и черной клубящейся грозовой тучи придает сцене поистине трагедийный накал.

Шолохов - мастер пейзажной живописи, использует прием психологического параллелизма. Все, что происходит в душе героини, раскрывает пейзаж. Жгуче-белая молния, ветер, с воем летящий по степи, гром, ударивший с сухим треском - все эти детали помогают понять всю глубину и силу ее поистине нечеловеческих страданий. Мудрой и мужественной оказалась Ильинична, что дала выплакаться Наталье, а затем охваченная страхом, она приказывает снохе - просить прощения у Бога, чтобы он не принял ее мольбы, так как речь идет о ее сыне и не гоже желать смерти своим близким - это тяжкий грех. Эту правду понимает и Наталья, согласна с ней и природа: «омытая ливнем степь дивно зазеленела».

Крестьяне-труженики испытывают радость от общения с землей, от труда на ней. Подобное чувство переживают от близости с природой и друг с другом герои романа Л.Н.Толстого «Война и мир» в сцене охоты, где общее настроение позволяет почувствовать радостный визг Наташи Ростовой. Родство казаков и земли в романе Шолохова «Тихий Дон», ощущение ее одухотворенности подчеркнуто метафорой «луг вздыхал». Рассказывая о характере Григория Мелехова, автор отмечает и свойственное ему чувство нерасторжимой связи с окружающим миром, особенно в эпизоде купания коня: «Григорий долго стоял у воды. Прелью сырой и пресной дышал берег. На сердце у Григория легкая сладостная пустота» .

Традиционный для русской литературы пейзаж звездной, лунной ночи здесь дан через восприятие донского казака . Кровно связанный с родной природой, любящий все живое - таким мы видим Григория к началу Первой мировой войны, центральному историческому событию первой книги романа. Военные эпизоды предваряет пейзаж: «Сухое тлело лето …на колокольне ревел сыч. Зыбкие и страшные висели над хутором крики, а сыч с колокольни перелетал на кладбище, ископыченное телятами, стонал над бурыми затравевшими могилами» . Здесь мы видим немало деталей, которые готовят читателей к изображению народного бедствия, и вспоминаем солнечное затмение, ставшее грозным предзнаменованием перед походом князя Игоря на половцев.

У Шолохова мир людей и природы осмыслены как единый жизненный поток, в котором все описываемые события в жизни людей и природы даются в единстве. Чтобы выяснить, что увидел, что испытал Григорий Мелехов в первые месяцы войны, вновь обратимся к пейзажу: «В садах жирно желтел лист, от черенка наливался предсмертным багрянцем, и издали похоже было, что деревья - в рваных ранах и кровоточат рудой древесной кровью». Яркие и выразительные метафоры и олицетворения создают ощущение, что сама природа участвует в войне. Война - вселенское бедствие. Этот пейзаж раскрывает внутреннее состояние людей, оказавшихся на войне. Изменения, происходящие в природе, соответствуют тому, что совершается в душе каждого человека.

Шолохов в своих произведениях животворящую силу природы противопоставляет братоубийственной войне и взаимной жестокости людей. В финале второй книги, там, возле могилы, у часовни гнездо, в котором девять дымчато-синих крапленых яиц греет теплом своего тела самка стрепета. Природа и человек в «Тихом Доне» выступают как самостоятельные, но равновеликие силы. Но это не единственная функция пейзажа. Обратимся к другому примеру: «Кругом, наперекрест, прилизанная ветрами, белая голая равнина. Будто мертва степь…Но под снегом все же живет степь. Там, где, как замерзшие волны, бугрится серебряная от снега пахота…лежит поваленное морозом озимое жито. Шелковисто-зеленое, все в слезинках застывшей росы…» Автор находит такие оттенки цветов для изображения потаенной жизни степи, чтобы точнее передать скрытое от глаз движение. Разнообразная цветовая палитра поражает нас, читателей, своей многокрасочностью - красноглинистый, серебристый, а также разнообразные оттенки черного - чернеющая, обуглено-черный, черноземно-черное.

Авторское восприятие природы передается при помощи эмоционально окрашенных эпитетов - молитвенно, безрадостное, гордые, прозрачно-недвижимые, сказочно и невнятно, удивительных метафор и сравнений: месяц - казачье солнышко, пшеничная россыпь звезд. Пейзажные авторские зарисовки дают нам богатейший материал для наблюдения над языком писателя. Истоки этого многообразия - в народной речи, много использует Шолохов и диалектных слов и выражений, что придает произведению неповторимый колорит и яркую метафоричность. Жизнь природы и жизнь людей тесно связаны. «Люди как реки», - утверждал Л.Толстой. То же самое мы наблюдаем в творчестве Шолохова. Человек не песчинка в водах разлившегося Дона. Свое русло он должен найти сам. Но как определить, какой путь ведет жизнь к правде?

Пейзаж Шолохова не имеет аналогов в мировой литературе по своему многообразию, тесной связи с характерами и происходящими событиями. В рассказе писателя «Судьба человека» повествование начинается с картины первой послевоенной весны, весеннего бездорожья, когда, несмотря на теплые ветры, уже ощущается неодолимое дыхание весны, зима еще напоминает о себе. Слова - трудный, тяжелый, бездорожье, непроездный - создают особое настроение пейзажа. Уже на первой странице - образ трудной дороги, символизирующий тяжелый жизненный путь Андрея Соколова. Автор изображает природу, с большим трудом просыпающуюся от зимней спячки, и с главным героем этого рассказа мы знакомимся в тот момент, когда начинает оттаивать его закаменевшее от горя сердце.

После рассказа о многочисленных утратах героя писатель вновь дает пейзажную зарисовку: «В залитом полой водою звонко выстукивал дятел. Все так же лениво шевелил сухие сережки на ольхе теплый ветер… но уже иным показался мне в эти минуты безбрежный мир, готовящийся к великим свершениям весны, к вечному утверждению живого в жизни». Слово «все так же» показывает неизменность внешнего мира, но автором подчеркивается ощущение непобедимости сил жизни в борьбе со смертью.

Если сопоставить описание грозы у Л.Н. Толстого в романе «Анна Каренина» и у А.П. Чехова в рассказе «Степь» можно найти много общего. Ключевые слова - гроза, тучи, ветер, капли дождя и другие. Есть общие эпитеты: черные тучи, сильный ветер. Основными признаками текста-повествования являются здесь глаголы совершенного вида, которые обозначают действия, быстро сменяющие друг друга во временном пространстве. Так, у Толстого «облака с необыкновенной быстротой бежали по небу», а у Чехова: облака «спешили куда-то назад, ветер дул с черной тучи». Эти различия текстов обусловлены тем, что гроза освещается разными людьми: у Л.Н. Толстого в восприятии взрослого человека - Левина, а у А.П. Чехова в восприятии ребенка - Егорушки, для которого природные явления олицетворяются. Гром гремит сердито, черные лохматые тучи похожи на лапы. Оба испытывают чувство страха, правда причины его различны: один боится за себя, ему страшно, хочется спрятаться за рогожку, а другой испытывает не просто страх, а ужас за жену и ребенка, которых гроза застигла в поле.

В своих произведениях мастера художественного слова обращаются прежде всего к каждому из нас. И всем нам, конечно же, следует всегда помнить, что человек и природа - понятия вечные и неотделимые друг от друга, взаимодополняющие друг друга.

Во многих произведениях художественной литературы картины природы играют большую роль. Писатели включают в повествование описание пейзажа с разными целями.

В повести Н. Карамзина «Бедная Лиза» живописные картины природы не случайные эпизоды, не красивый фон для основного действия. В первую очередь описание пейзажа служит для выражения авторской позиции.

В начале повести Карамзин, создавая образ города, использует противопоставление: «ужасная громада домов и церквей», но «величественный амфитеатр», «великолепная картина». И сразу же идёт описание цветущих лугов, жёлтых песков, светлой реки, дубовой рощи. Автору ближе прекрасное и естественное в природе, ему неприятен город, несмотря на всё его великолепие. Таким образом, здесь описание природы служит для выражения позиции писателя.

Также описание пейзажа — это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героя.

Карамзин подчёркивает близость своей героини к природе, Лиза является воплощением всего естественного и прекрасного в ней. Она выросла среди лугов и полей, в ней живёт любовь к окружающему её миру. Её чувства и переживания находят отклик в природе, что помогает читателю глубже понять состояние героини повести.

После встречи с Эрастом ещё до восхода солнца пришла она на берег реки. «Восходящее светило дня пробудило всё творение»: запели птицы, ушли туманы, животворные лучи согрели землю. «Но Лиза всё ещё сидела подгорюнившись», потому что мысли её были заняты: думала она о том, что любимый её богат, а она из бедной семьи.

Героиня печальна, потому что в ее душе рождается новое, доселе неизвестное чувство, но оно прекрасно и естественно, как пейзаж вокруг. Когда происходит объяснение между Лизой и Эрастом, переживания девушки растворяются в окружающей природе, они так же красивы и чисты. А после расставания влюбленных девушка чувствует себя грешницей, преступницей, и в природе происходят такие же перемены, как и в Лизиной душе. «Свет показался ей уныл и печален», «горлица соединяла жалобный голос свой с её стенанием». Здесь картина природы раскрывает не только душевное состояние Лизы, но и предвещает трагичный финал данной истории.

Пейзаж в повести «Бедная Лиза» не только помогает глубоко проникнуть в души героев и их переживания, но и способствует лучшему пониманию идейного замысла автора. Мир природы, к которому близка героиня повести, противопоставлен миру таких людей, как Эраст. Автор и вместе с ним читатели на стороне бедной девушки, умеющей глубоко чувствовать и любить.

В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» рельефно, точно, красочно даётся описание пейзажа. Изображая его, Толстой убеждает читателя в неразрывном единстве человека и природы. Она для писателя – великий и могучий источник жизненной силы.

Пейзаж даёт автору возможность полнее передать переживания героев, их настроение. На фоне весенней лунной ночи раскрывается поэтичность Наташи, её любовь и близость к природе. Вспомним также страницы романа, посвящённые Андрею Болконскому. После тяжёлого ранения, смерти жены он переживает тяжёлый душевный кризис. Отказался от общественной деятельности, занимается только своим имением и больше ничего не ждёт от жизни. По дороге в Отрадное видит старый огромный дуб с корявыми сучьями. Всё вокруг оживает весной, и только этот дуб не поддаётся весеннему пробуждению. Князь Андрей сравнивает себя с этим деревом, думает о том, что и в его жизни всё уже прошло. После встречи с Наташей в Отрадном, возвращаясь домой, он увидел, что старый дуб преобразился, покрылся шатром тёмной зелени, ожил и по-прежнему радуется жизни. И в Болконском произошла перемена. На него нахлынуло чувство радости и обновления, он снова хочет жить, любить, найти применение своему уму и знаниям.

Таким образом, картины природы в художественном произведении помогают читателю глубоко проникнуть в души героев и их переживания, разобраться в авторской позиции, лучше понять идейный замысел писателя, воспитывают в читателе любовь к родной земле.