Понятие «познание» и «теория познания» (гносеология, эпистемология)

В системе многообразных форм отношения человека к миру важное место занимает познание или приобретение знания об окружающем человека мире, его природе и структуре, закономерностях развития, а также о самом человеке и человеческом обществе.

Познание -- это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее.

Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе, чем и вызвана необходимость его философского рассмотрения. Иными словами, речь идет о выяснении предпосылок и обстоятельств, условий продвижения к истине, овладением для этого необходимыми методами и понятиями. Философские проблемы познания составляют предмет теории познания, или гносеологии. “Гносеология ” -- слово греческого происхождения (гнозис -- знание и логос -- слово, учение). Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы его основные формы, каковы закономерности перехода от незнания к знанию, что такое субъект и объект познания, какова структура познавательного процесса, что такое истина и каков ее критерий, а также на многие другие. В философию термин “теория познания” ввел шотландский философ Дж. Феррьер в 1854 г. Совершенствование средств познания -- неотъемлемая часть истории человеческой деятельности. К разработке вопросов познания обращались многие философы прошлого, и совсем не случайно эта проблематика выдвигается на первый план и становится определяющей в развитии философской мысли. Вначале познание выступает в наивных, порой весьма примитивных формах, т.е. существует как обыденное познание. Его функция не утратила своего значения до сих пор. По мере развития человеческой практики, совершенствования навыков и умения людей в постижении реального мира важнейшим средством не только познания, но и материального производства становится наука. Выявляются принципы научного познания, которые легли в основу формирования и организации научного мышления.

При этом выделяются общефилософские принципы, распространяющиеся как на мир в целом, так и на сферу познания (отношение человеческого познания к миру), принципы специального научного мышления и принципы специальных научных теорий. Одним из самых мощных факторов, преобразующих жизнь общества, в XX в. стала наука (подробнее о науке как форме общественного сознания речь пойдет в теме 5). Это, в свою очередь, превратило ее саму в объект тщательного и скрупулезного изучения. Развернулся широкий фронт исследований, в центре которых оказалась познавательная деятельность человека и общества. Психология научного творчества, логика науки, социология науки, история науки, наконец, науковедение -- таков лишь краткий перечень специальных дисциплин, изучающих различные отрасли и формы познания. Не осталась в стороне и философия, образовав широкую сферу, получившую название философия науки (включив в себя ряд подразделов: философия биологии, философия физики, философия математики).

Теория познания или гносеология возникла в философии на самом раннем этапе ее развития. Гносеология изучает природу познавательной деятельности человека, отношение знания к реальности, условия его существования в системе культуры и коммуникации, критерии истинности и способы достижения истинного знания. Главным вопросом для гносеологии является проблема познаваемости мира. Гносеология занимается общими характеристиками познавательной деятельности, в то время как логика, психология и другие науки изучают частные аспекты познавательных процессов. Также к предмету гносеологии относятся вопросы о структуре процесса познания, о специфике субъекта и объекта познания в естественных и гуманитарных науках. Гносеология исследует познавательные способности человека - рациональные и чувственные, изучает способы познания - эмпирические и теоретические. Позднее появился термин «эпистемология». Это теория научного познания. Познание - процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуются внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности - человек - исследует человека, т.е. самого себя. Принято различать два принципа гностицизма. Основы подхода к проблеме познания: гностицизм (или гносеологический оптимизм) и агностицизм. Сторонники гностицизма (как правило материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания. Материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность - сознание - изучает сама себя. Агностики (часто идеалисты) не верят в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или допускают ограниченную возможность познания. Идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума. В классическом виде агностицизм сформулирован И.Кантом. Кантовскую философскую позицию, согласно которой субъект познания активен в том смысле, что конструирует сам опыт познания, иначе называют трансцендентализмом (трансцендентное - то, что находится за пределами сознания и возможного опыта). К теориям, близким агностицизму, относят софистику, скептицизм и конвенционализм, поскольку каждое из этих направлений по-своему признает ограниченность познания и существование принципиального непознаваемого. Разновидностью агностицизма можно считать и гносеологические воззрения прагматизма и постпозитивизма. Согласно их концепциям, все накопленное человечеством знание представляет собой собрание заблуждений. Несмотря на огромные достижения современной науки не снимается философский вопрос о том, ограниченно или безгранично познание. Целый ряд метафизических проблем, таких как вопросы о свободе, Боге, бессмертии души, по-прежнему выходят за пределы возможностей научного познания.

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Никто из нас не способен существовать в мире, не умея ориентироваться в нем. Эта ориентация может происходить успешно только в том случае, если человек обладает способностью к адекватному отражению, воспроизведению и постижению окружающей действительности. Именно по этой причине проблема познания человеком мира и реальности волнует людей с древних времен. Изучает же эту проблему (и множество связанных с ней) теория познания.

Суть и основные проблемы теории познания

Теория познания, называемая также эпистемологией и гносеологией, – это раздел философской науки, изучающий особенности природы познания и его возможности, вопросы отношения знания к действительности; исследующий общие предпосылки познания и выявляющий условия его истинности и достоверности. Стоит заметить, что, например, в отличие от и физиологии, анализирующих индивидуальные психические механизмы, приводящие человека к познавательному результату, теория познания делает упор на общие основания, предлагающие рассматривать данный результат в качестве знания, которое выражает истинную картину мира.

Гносеология стала сферой философского знания задолго до того как сформировалась современная наука, а в состав философии вошла еще в античные времена. Произошло это благодаря появлению подхода, изменившего взгляд на процесс познания вообще. Он стал рассматриваться не как нечто естественное, что заложено в человеческой природе, а как то, что поддается контролю. Чтобы упростить понимание, приведем главные этапы развития эпистемологии, обусловленные расширением исследуемых факторов познания:

  • Изначально познание воспринималось в качестве деятельности разума. Изучалась техника мышления, а центральное место во всем направлении занимала .
  • Позже главной дисциплиной в гносеологии стала методология. Стал изучаться чувственный и практический опыт, люди начали исследовать взаимосвязь разума и чувств, технологии опытного и экспериментального исследования.
  • Наконец, во внимание были приняты все основания и способы познания, вследствие чего появились новые гносеологические школы, такие как сциентизм, семиотика, феноменология, герменевтика и теория неявного знания.

В результате основной идеей теории научного познания стало то, что познание имеет две формы, которые рассматриваются как стороны познавательной деятельности, – это чувственное и рациональное познание.

Чувственное познание зависит от получения информации из внешнего мира через нервную систему и органы чувств. Здесь все знания обрабатываются и сохраняются в виде наглядных образов. Главные формы чувственного познания – это ощущение, восприятие и представление. А основу рационального познания составляет абстрактно-логическое мышление. Реальность осмысляется через обобщенные символические знаковые средства. Главные формы рационального познания – это понятие, суждение и умозаключение.

Познавательный потенциал человека опирается главным образом на способность познавать рационально. Чувственное же познание чаще сравнивается (относительно, конечно) с познанием, свойственным высшим животным. А операции наподобие сопоставления, различения и объединения информации одинаковы для обоих видов познания.

Таким образом, в гносеологии есть два основных направления – это идеализм и материализм. И обобщая научные приемы и методы, о которых мы еще скажем, теория научного познания служит философско-методологической основой науки. Ее задачи состоят в проведении исследований, анализе существующих направлений и критике.

Будучи учением о познании, эпистемология рассматривает субъект, имеющий сознание и волю, и противостоящей этому субъекту объект, который не зависит от сознания и воли субъекта и связан с ним только познавательными отношениями.

Окончив предыдущий блок на том, что гносеология рассматривает взаимодействия субъекта и объекта в процессе познания, будет логичным продолжить беседу рассмотрением методов и проблем теории познания. Для начала скажем о проблемах.

Проблемы теории познания

Первая проблема состоит в выяснении природы познания, определении условий и основ познавательного процесса. Говоря проще, основной ее вопрос таков: «Почему человеческий ум пытается понять происходящее?». А вместе с поиском ответов на него изучаются такие условия как мир во всем его многообразии, человек, являющийся продуктом этого мира, и формы отражения мира в познавательной деятельности (чувства и мысли). Лишь при наличии этих трех составляющих есть смысл говорить о познании.

Вторая проблема заключается в определении конечного источника знаний и характеристике объектов познания. Вопросы этой проблемы: «Откуда познание берет исходные данные?», «Что является объектом познания?» и «Какие существуют объекты познания?». В качестве источника исходной информации рассматривается весь окружающий мир, а в качестве объекта познания – мир социальный и природный.

Третья проблема фокусируется на субъекте познания. Ее вопросы: «Что является субъектом познания?» и «Какова роль субъекта в процессе взаимодействия с объектом?». За субъект, как правило, берется человек, социальная группа или социум вообще, действия которого направлены на получение знаний, воспроизводящих действительность и выражаемых языком. Познавательный процесс может корректироваться субъектом либо по индивидуальной (исходя из личных потребностей и интересов), либо по коллективной (исходя из групповых потребностей и интересов) линии.

Четвертая проблема подразумевает исследование содержания, форм и закономерностей процесса познания, отслеживание развития знания через чувственное и рациональное познание, а также выявление закономерностей процесса этого развития, его противоречий и их разрешение.

Пятая проблема связана с оценкой результатов познания. Ставятся вопросы: «Что есть истина?», «Каковы соотношения между истиной и заблуждением?» и «Как можно найти истину и по каким критериям она оценивается?»

Процессы познания, происходящие в психике и служащие моделью познавательных процессов в психологической науке, не являются исчерпывающими. Познавательный процесс (вместе с проблемами появления и функционирования знания) касается и множества других наук, так или иначе, его исследующих. Практическая деятельность в этой области сопровождала человечество и общество на протяжении всей истории их развития.

Методы теории познания

Все методы теории познания основаны на нескольких базовых предпосылках:

  • объект познания (т.е. все «вещи») существуют объективно и не зависят от субъекта познания, все они доступны познанию человека;
  • содержательная часть знания объективно обусловлена существованием действительности, не зависящей от сознания человека;
  • главным источником знания являются ощущения, представляющие собой образы объектов действительности;
  • рациональное познание отлично от чувственного тем, что опосредовано познанием, влияющим на формирование понятий;
  • мышление субъективно, а не только социально и физиологично (действительность отражается субъективно, принимая разные формы);
  • субъективность мышления может выступать источником заблуждений и ошибок;
  • рациональное познание взаимосвязано с языком, играющим роль средства материализации познавательного процесса и его результатов;
  • метод познания обусловлен особенностями познаваемых объектов, условиями познания и его целями.

Любой из гносеологических методов берет во внимание эти предпосылки, и выстраивается с их учетом. Самих же методов существует несколько больших групп. Кратко расскажем о них, стараясь не упустить суть.

Все методы научного познания делятся на две больших группы:

  • Общенаучные методы . Сюда входят эмпирические методы, такие как моделирование, факт, эксперимент, описание и наблюдение, а также теоретические методы, такие как логический и исторический методы, абстрагирование, дедукция, индукция, синтез и анализ.
  • Частнонаучные методы . Эти методы относятся к конкретным наукам, например в биологии есть метод рефлексов и анатомирование, в социологии – обработка статистики и анкетирование, в химии – метод спектрального анализа и т.д.

Кроме того, в научном познании есть еще и два уровня познания – эмпирический и теоретический.

Эмпирическим является уровень накопления информации и фактов на тему исследуемых объектов. Здесь объект отражается с позиции отношений и связей, доступных для созерцания. Этот уровень тесно связан с чувственным восприятием, а основными методами эмпирического познания являются:

  • Научный факт, т.е. предмет, явление или действие, существующее объективно. То, что было в прошлом или есть сейчас. Но в отличие от простого факта, научный описывают посредством специального языка. С помощью научных фактов можно подтвердить или опровергнуть что-либо.
  • Моделирование, при котором объект исследования заменяют каким-либо другим объектом, сходным с оригиналом, т.е. моделью. Чаще всего к моделированию прибегают, когда есть какие-то трудности в работе с оригиналом.
  • Наблюдение, являющееся начальным этапом эмпирического исследования. Его суть состоит в получении чувственной информации об объекте познания. Наблюдение помогает получить данные о внешнем виде и качествах объекта.
  • Эксперимент, состоящий в научно поставленном опыте над исследуемым явлением в управляемых условиях. При помощи эксперимента можно выделить явление в чистом виде, что упрощает получение объективной информации о нем.

Однако высшим уровнем научного познания является уровень теоретический. Если на эмпирическом уровне материал об объекте или явлении накапливается и изучается, то на теоретическом появляется возможность познать его суть и понять законы и закономерности, по которым он существует.

Главные методы теоретического познания:

  • Анализ , суть которого состоит в разложении единого целого на отдельные элементы (свойства, стороны, части).
  • Синтез , суть которого состоит в соединении отдельных элементов в одно целое.

Анализ и синтез – это два противоположных метода, но они тесно связаны, т.к. представляют собой разные аспекты целостного познавательного процесса. Интересно то, что эти два метода используются всеми науками.

  • Индукция – метод, в котором делаются умозаключения от частного к общему. Присущ наукам, опирающимся на опыт, т.е. когда фактический материал накапливается и обобщается.
  • Дедукция – метод, в котором делаются умозаключения от общего к частному. Характерен для теоретических наук, делающих логические выводы относительно частных фактов.

Как и первые два, эти методы отличаются, но также взаимосвязаны, являясь разными сторонами познавательного процесса. Основаны оба метода на наличии связей между общим, единичным и особенным.

  • Гипотеза – особый способ мышления, предусматривающий формулирование предположения, его развитие и доказательство. Построение гипотез – один из основных путей для создания научных теорий. Изначально научное понимание какого-то явления представляется в виде гипотезы, и если впоследствии она доказывается и подтверждается на практике, она может перерасти в научную теорию – истинное и проверенное на практике знание.
  • Формализация – метод закрепления результатов познания в точных утверждениях и понятиях.

Помимо названных, на теоретическом уровне есть еще несколько дополнительных методов:

  • Исторический метод – мысленное воспроизведение какого-либо исторического процесса развития.
  • Логический метод – отражение какого-либо исторического процесса через систему понятий в теоретической форме.
  • Научное предвидение – метод, основанный на познании закономерностей объективной действительности и знании о событиях будущего.

Кроме этих методов (их все можно назвать общенаучными), есть и более специфические, такие как метод материалистической диалектики, интуитивизм, прагматизм и аксиологический подход, относящиеся к философским методам, а также сравнительный, социологический, логический, формально-юридический, статистический и кибернетический методы, относящиеся к категории частнонаучных. Именно такую многоуровневую концепцию методологического знания можно наблюдать сегодня.

Направления теории познания

Как уже стало понятно, единого мнения насчет того, что играет в процессе познания решающую роль – чувства или разум – до сих пор нет. В связи с этим можно выделить несколько основных направлений теории познания.

  • Сенсуализм . Нередко его называют теорией познания Локка, т.к. именно английский философ и педагог Джон Локк в 17 веке развивал его идеи. Сенсуализм считает, что восприятие и ощущения являются главной и основной формой достоверного знания. Базовый принцип направления гласит, что в разуме нет ничего, чего не могло бы не быть в чувствах. И любое новое знание проистекает из чувственной сферы, когда разум замыкается в сфере известного. Другими яркими представителями сенсуализма являются его, можно сказать, основоположники – древнегреческие философы Эпикур и Протагор, а также французский философ XVIII века Этьен Бонно де Кондильяк.
  • Рационализм – противоположность сенсуализму. Согласно ему, человеческое познание и действия основываются именно на разуме. Данное направление в свое время поддерживалось множеством мыслителей, поэтому его нельзя относить к чертам каких-либо философских течений. Также рационалисты по-разному смотрят на место разума в познании. Среди известных представителей можно выделить Георга Гегеля, Рене Декарта, Готфрида Лейбница и Бенедикта Спинозу, а также Иммануила Канта, начинавшего с традиционного рационализма, но впоследствии создавшего свою философию, основанную на симбиозе рационализма с эмпиризмом.
  • Скептицизм . Это направление теории познания выдвигает в качестве принципа мышления сомнение, в особенности сомнение в истине. Скептицизм бывает обыденным, научным, методологическим, философским и религиозным. В любом виде ему свойственна пессимистическая позиция: он не отрицает того, что мир можно познать, но сомневается в возможности этого при помощи имеющихся у человека средств. Главные представители скептицизма: Франциско Санчес, Давид Юм, Пьер Бейль и Мишель Эйкем де Монтень.
  • Агностицизм . Это усугубленный вариант скептицизма. Теория познания Канта часто приводится, как ярчайший образец агностицизма. Согласно ей, действительность принципиально непознаваема, и познать можно лишь реальность, искаженную опытом и чувствами. Также агностики считают невозможным доказать или опровергнуть идеи и утверждения, основанные на субъективном опыте. Среди наиболее известных агностиков можно назвать, помимо Канта, Томаса Хаксли, Бертрана Рассела, Чарльза Дарвина, Альберта Эйнштейна, Карла Сагана.

Таковы на сегодняшний день основные направления эпистемологии. Но наш рассказ будет не полным, если мы не упомянем вместе с ними и о нескольких концепциях истины, ведь к теории познания они имеют самое прямое отношение.

Немного о концепциях истины

В философии истина соответствует комплексу концепций, при помощи которых можно отличить достоверное знание от недостоверного, исходя из того, как оно согласовывается с действительностью, а также из того, насколько оно является противоречивым или непротиворечивым логически. Собственно, истинность и есть краеугольный камень познания вообще.

Ученые выделяют следующие концепции истины:

  • Классическая концепция (концепция Платона и Аристотеля). Истиной в ней выступает соответствие знаний человека тому, как все обстоит в реальном мире. Эта концепция самая популярная в научных и философских кругах, и служит основой диалектического материализма, основанного Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.
  • Априористская концепция. Здесь истиной служит доопытное познание рассудка и чувственности, которые составляют сознание человека. Именно они являются мерилом получаемой информации и истиной. Сознание – это источник правил внешнего мира, по причине чего эти правила подобны истине. Таких воззрений придерживался Иммануил Кант и его единомышленники.
  • Онтологическая концепция. Истина – это вся действительность одновременно, и отдельные вещи истиной быть не могут. Целое здесь не является суммой частей, а потому достоверным может быть лишь знание, связующее все части. Приверженцами этой концепции были известный немецкий философ Мартин Хайдеггер и русский мистик и религиозный мыслитель Владимир Сергеевич Соловьев.
  • Когерентная концепция. Согласно ей, истинное знание является упорядоченным и непротиворечивым, и истиной нужно считать логическую корректность и правильность. Также истиной может быть непротиворечивость предположений относительно фундаментального научного знания. Известные сторонники когерентной концепции: Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн и Альфред Тарский.
  • Прагматисткая концепция. Истинным может быть только то знание, которое может обеспечить определенный реальный результат. Т.е. истина здесь – это результативность и польза знания. Эти идеи в свое время разделяли философы Уильям Джеймс и Чарльз Пирс.
  • Конвенционалистская концепция. В ней истиной является результат гласного или негласного соглашения между участниками процесса познания, и при условии, что знания не просто доказаны, но и согласуются друг с другом. Представители этой концепции: Томас Сэмюэл Кун и Хилари Уайтхолл Патнэм.
  • Экзистенциалистская концепция. Учитывая то, что экзистенциальное состояние – это состояние погружения человека в духовную сферу и , истина в этой концепции отождествляется с ценностями. А критериями истины служат духовное развитие и творческая самореализация. К экзистенциализму склонялись Карл Ясперс, Серен Кьеркегор, Николай Александрович Бердяев и некоторые другие известные мыслители.

Достичь истины в процессе познания, каким бы путем это не происходило, невозможно, если отсутствует конкретная цель, которой зачастую является сама истина. Исходя из этого, важно понимать, что в случаях, когда достигнуть истины еще не удалось, человек должен иметь убежденность, в том, что это непременно случится. И здесь разговор уже начинается о вере, что в очередной раз указывает нам на то, насколько объемна и безгранична теория познания, и как трудно описать ее при помощи обывательского языка.

Но цель статьи и не состояла в том, чтобы дать исчерпывающие объяснения теории познания. Нашей задачей было познакомить вас с общими и основными понятиями в гносеологии и коротко передать ее суть. Теория познания играет серьезную роль в познании человеком окружающего мира и себя самого. Она исследует познание и все, что только может быть с ним связано, а таких вопросов, как мы видим, очень много.

Гносеология уже успела пройти немалый путь, но все еще продолжает развиваться, вследствие чего появляются новые концепции, подходы и идеи. И предела этому развитию, вероятнее всего, не будет никогда. Если же вас интересуют более частные вопросы на тему теории познания, вам неизбежно придется обратиться к сторонним источникам, которых сегодня можно найти немало. И уже первые ответы на свои вопросы вы можете получить из этого небольшое видео от кандидата исторических наук Зарапина Романа Валерьевича.

    Познание как предмет философского анализа.

    Чувственное и рациональное познание.

    Научное и вненаучное знание. Критерии научности.

    Структура научного познания, его уровни и формы.

    Методы научного познания.

    Познание как предмет философского анализа.

Необходимость ориентации в мире обусловила возникновение и развитие специфической человеческой деятельности – познания. Она заключается в приобретении, накоплении и расширении знаний об окружающей действительности.

Гносеология (гр. Gnosis– знание,logos– учение, слово) или теория познания – один из основных разделов философского знания наряду с онтологией и антропологией.

Основными вопросами гносеологии или теории познания являются следующие:

    Познаваем ли мир?

    Каким образом человек познает мир?

    Какова глубина наших знаний?

    Что есть истина и каковы критерии истинности знаний?

В истории философии к проблеме познания обращаются уже античные мыслители. В Древней Греции высшей формой познания считали созерцание, т.к. полагали, что оно приобщает человека к тому, что вечно, к сущности вещей. Зенон впервые обозначил проблему, заключающуюся в том, что чувственное познание часто противоречит рациональному. Платон утверждал, что познание есть лишь припоминание того, что бессмертная душа изначально знала, но, попав в тело человека, забыла. Тогда задачей познавательной деятельности человека становится лишь припоминание, которое не зависит от внешнего мира, а осуществляется посредством деятельности ума, для чего лучше всего «закрыть глаза и заткнуть уши».

В средние века в гносеологии формируются две основные проблемы:

Проблема универсалий: спор о том, на что должно быть направлено познание – на вещи или на понятия. Реалисты считали, что понятия обладают реальным первичным существованием, поэтому и познание должно быть направлено на понятия, а не на вещи. Номиналисты же, напротив, полагали, что понятия лишь имена вещей и познавать следует предметный мир.

Следующая проблема – теория двух истин: истины разума и истины веры. Познание Бога полагали происходящим посредством веры, а природы – посредством разума.

В Новое время гносеология поднимается на новую ступень. Основным становится вопрос о главном источнике познания. Выделяются эмпиризм – направление в философии, считающее основным источником нового знания опыт, эксперимент, знание получают посредством индукции и рационализм – признающий таковым разум, деятельность ума, знания выводят посредством дедукции.

Развитие теории познания продолжается немецкими классиками. И. Кант в «Критике чистого разума» преодолевает эмпиризм и рационализм и показывает, что научное познание заключается в их синтезе. В то же время развивается и агностицизм, вещь в себе непознаваема.

Немецкие классики открывают активный характер познания. Г.В.Ф. Гегель обосновывает понимание познания как всемирно-исторического диалектического процесса, в ходе которого изменяется как субъект, так и объект познания. У него познание выступает как самопознание абсолютного духа (мирового разума), таким образом, он сводит сущность познания к рефлексии.

Современная гносеология – это результат долгого пути поиска многих поколений мыслителей. Она исходит из следующих оснований:

Познание – процесс активного целенаправленного отражения объективной реальности в сознании человека.

В основе процесса познания – отражающая деятельность человека.

Компонентами познавательного процесса выступают объект, субъект и практика. Объект – это вещь, предмет, явление или процесс, на которые направлена деятельность человека в познавательной или практической деятельности. Субъект означает носителя деятельности, направленной на объект.

В познании выделяют две ступени: чувственное и рациональное познание.

    Чувственное и рациональное познание.

Чувственное познание осуществляется в трех формах: ощущениях, восприятии и представлении.

Наиболее элементарная, исходная форма чувственного познания – ощущение. Всякий процесс познания начинается и основывается на ощущениях.

Ощущения - это результат непосредственного воздействия материи на наши органы чувств, непосредственное отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма.

По информативности органы чувств человека: зрение, осязание, слух, вкус, обоняние.

Существуют многообразные виды ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные, вибрационные, температурные, болевые, равновесные, органические (происходящих в организме процессов).

Восприятие предполагает синтетическую деятельность мозга.

Восприятие – отражение предметов окружающего мира в виде целостных чувственных образов при непосредственном воздействии материальных предметов на органы чувств, упорядоченная система ощущений а их единстве и взаимосвязи, осознание предметов на основе уже имеющихся знаний. Здесь помогают технические приборы, благодаря которым стало, к примеру, возможно восприятие инфракрасных, ультрафиолетовых и рентгеновских лучей.

Представление – целостный идеальный образ предмета, который возникает на основе припоминания имевших место ощущений и восприятий или воображения.

Рациональное познание. Абстрактное мышление.

Абстрактное мышление - высшая ступень познания окружающего мира. Оно дает знание об общих и существенных свойствах предмета, закономерностях его развития.

Рациональное познание осуществляется в форме понятий, суждений, умозаключений.

Понятие – элементарная форма мысли, результат обобщения, проведенного по совокупности признаков, присущих данному классу предметов. - отражение общих, существенных свойств предметов и явлений.

Суждение – мысль, связывающая понятия и являющаяся утверждением или отрицанием.

Умозаключение – вывод нового знания, доказательство при помощи суждений, следующих друг за другом, умственная операция, в которой различные суждения связываются друг с другом в единое целое, определенный вывод.

Классический пример умозаключения:

Все люди смертны. (посылка)

Сократ – человек. (обосновывающее знание)

Сократ смертен. (заключение - выводное знание).

Память – это способность человека воспроизводить ранее выработанную информацию. Для кратковременной памяти характерно вербально-акустическое кодирование, для долговременной – семантическое (смысловое).

Результаты познавательной деятельности с точки зрения их объективного содержания характеризует категория истина.

Еще Аристотель говорил, что истина – это соответствие между определенными утверждениями и объективным положением дел.

Истина – это адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее такой, какова она есть вне и независимо от сознания.

Основные свойства истины:

Объективность по содержанию – обусловленность реальной действительностью, опытом, практикой, независимость от отдельных людей.

Субъективность по форме – она свойство человеческого знания.

Процессуальность – развитие познания, истины в ходе общественно-исторического процесса. Истина - это процесс перемещения по шкале истинности в направлении к абсолютной истине.

Абсолютная истина – исчерпывающее знание о действительности и элемент знаний о предмете, который не может быть опровергнут. Человек изучил ядерные реакции, генную основу наследственности и мн. др. Имеет место рост знания, наше знание становится все более истинным. Впереди ждут новые открытия, но исчерпывающее знание о мире не достижимо как бесконечность.

Относительность истины – незавершенность, изменчивость, условность познания, обусловленного уровнем развития науки, техники, производства на данном этапе. Каждая относительная истина – шаг вперед к достижению абсолютной истины.

Конкретная истина – любое истинное знание должно всегда определяться в своем содержании и применении конкретными условиями места, времени и т.д. обстоятельствами.

Как разграничить истину и заблуждение?

В современной философии выделяется три концепции истины: концепция корреспонденции, когеренции и прагматичности.

Согласно данным концепциям, истинны те знаковые конструкции, которые подтверждаются, т.е. соответствуют описываемым фактам, не противоречат и находятся в полном согласии с системой высказываний и подтверждаются на практике, эффективны в деле достижения поставленных целей.

Диалектико-материалистическая философия основным критерием истины выдвигает практику (концепция прагматизма). Практика – это целостная система совокупной материальной деятельности человечества во всем ее историческом развитии, в процессе которой человек создает новую реальность – мир материальной и духовной культуры, новые условия своего существования, которые не даны ему природой в готовом виде («вторая природа»). Практика доказывает истинность знаний, если теория успешно применяется на практике. Способы проверки той или иной теории на практике могут быть различными, например, в естественных науках те или иные положения получают свое подтверждение в эксперименте, связанном с наблюдением, измерением, математической обработкой получаемых результатов; в опыте.

Не отвечающие вышеуказанным требованиям знания являются заблуждением или ложью. Заблуждение – неадекватное знание. Ложь – преднамеренное искажение истины.

Человек познает мир в чувствах, мыслях, языке, поступках.

Истина никогда не выступает в завершенном и абсолютно законченном виде. Научные теории, развиваются, обогащаются, уточняются. Определенная часть знания остается менее убедительной, не проверенной, логически не обоснованной, либо отсутствуют объективные ее доказательства. Двигаться дальше в сфере неизведанного часто человеку помогает вера – субъективный акт принятия какого-либо положения как истинного без всякого доказательства.

Вера - это ценностный феномен, характеристика личности, включающая веру в себя, в свои возможности, способности, близких и друзей, будущее.

Вера может подразделена на следующие формы:

Прагматическая вера – вера в свою правоту.

Доктринальная – вера в общие положения.

Религиозная вера рассматривается как откровение, не нуждающееся в обосновании, вера в высшее предназначение, в Бога.

Моральная вера – вера в духовные и нравственные ценности.

    Научное и вненаучное знание. Критерии научности

Наука – деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний о природе, обществе и познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов.

До Нового времени не было условий для формирования науки как системы знания, своеобразного духовного феномена и социального института. До этого времени существовали лишь элементы науки, благодаря Аристотелю, Архимеду, Евклиду и др. В Новое время наука стала важнейшим фактором становления индустриального общества.

Наука образует единую взаимосвязанную развивающуюся систему знаний о законах мира, и при этом разделяется на отрасли знания или частные науки, которые различаются тем, какую форму действительности они изучают и делятся на:

    науки о природе - естествознание

    науки об обществе – обществознание

    о мышлении и познании – логика, гносеология

    технические науки

Своеобразной наукой является математика.

Важнейшей характеристикой научной знания является его рост и развитие. Общую модель историко-научного процесса разработал американский философ Томас Кун, один из представителей постпозитивизма. В книге «Структура научных революций» обосновал концепцию научных парадигм, согласно которой на первом этапе становления всякой научной дисциплины отсутствует единая система ценностей, категорий и согласие относительно целей, теоретических установок, общих методов исследования и фактов. Создание парадигмы означает достижение такого согласия и образование замкнутого сообщества. Переход от одной парадигмы к другой сопровождается коллективным изменением видения, т.е. интерпретации фактов. Наука, развивающаяся в рамках парадигмы, ведет к совершенствованию теорий и росту эмпирических фактов. Открытие аномальных фактов, необъяснимых в рамках установившихся воззрений, приводит к научным революциям, когда складываются новые парадигмы, меняется «понятийная сетка».

В эволюции науки выделяют три этапа:

    классическая наука (17-19 вв)

    неклассическая наука (первая пол. 20 в.)

    постклассическая (современная) наука.

Основные особенности научного познания (критерии научности):

1) Основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности: природных, социальных, познавательных. Отсюда ориентация науки на существенные, необходимые свойства предметов и их выражение в системе абстракций.

    цель и высшая ценность научного познания – объективная истина. Отсюда – объективность научного познания.

    Наука ориентирована на практику, на то, чтобы быть «руководством к действию».

    Научное познание – сложный противоречивый процесс развития системы понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в естественном или искусственном языке.

    В научном познании применяется научное оборудование, а также общенаучные приемы и методы.

    Для научного познания характерна строгая доказательность, обоснованность результатов и достоверность выводов. Хотя остается немало гипотез, догадок, вероятностных суждений.

    Для научного познания характерна методологическая рефлексия. Наука изучает собственные методы и приемы и совершенствует их.

    Внутренняя системность знания.

    Непротиворечивость построений.

    Открытость для критики.

Другие формы знания и познания, не отвечающие данным критериям: обыденное, философское, религиозное, художественно-образное, игровое и мифологическое.

К вненаучным формам познания относят магию, алхимию, астрологию, парапсихологию, хиромантию и пр.

    Структура научного познания, его уровни и формы

Научное познание включает в себя два взаимосвязанных уровня – эмпирический и теоретический.

На эмпирическом уровне исследование направлено непосредственно на изучаемый объект и реализуется посредством наблюдения и эксперимента.

Теоретическое исследование концентрируется вокруг обобщающих идей, гипотез, законов, принципов, теорий, позволяющих интерпретировать эмпирические факты.

Основные способы эмпирического исследования:

    Наблюдение – целенаправленное и организованное восприятие явлений без вмешательства познающего субъекта в естественных условиях, доставляющее первичный материал для научного исследования.

    эксперимент (лат. Экспериментум – проба, опыт) – испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях.

При этом используют следующие операции:

Сравнение – выявление сходства или различия объектов;

Описание – фиксация результатов опыта с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке;

Измерение – совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерения с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.

Эмпирическое познание направлено на накопление фактического материала.

Факт – основа научного познания, это зарегистрированное событие, осмысленный фрагмент действительности. Понятийное оформление факта – описание может дополняться схемами, графиками, символами, фото и видео материалами, картами и т.п.

На основе систематизации, обобщения фактов строятся теории, поэтому изначально факты должны быть «чистыми», т.е. независимыми от теории. Но в действительности уже при констатации и описании фактов происходит интерпретация и факты изначально теоретически нагружаются. В процессе поиска фактов ученые уже руководствуются определенными предположениями, теоретическими представлениями. Поэтому в принципе абсолютно «чистого» факта не существует.

В ряде случаев факты предсказываются теорией, например, открытие планеты Нептун по предварительным расчетам французского астронома Леверье.

Накопленные факты и эмпирические обобщения требуют осмысления, систематизации, классификации, обобщения и объяснения. Если описание отвечает на вопросы «какой», «как», объяснение должно дать ответы на вопросы: «почему», «по какой причине», «в чем смысл» данного явления. Научное объяснение не в том, чтобы неясное сделать ясным (это достигается в описании), а в том, чтобы раскрыть внутреннюю природу, причины, сущность, закономерности события.

Структурными компонентами теоретического исследования являются:

    Проблема (гр. преграда, трудность) – форма знания, содержание которого не познано, но требует познания. Вся история познания человеком действительности есть процесс постановки и решения проблем. Проблема – это знание о незнании. Научная проблема возникает тогда, когда применение сложившихся в науке способов обобщения системы знаний не ведет к объяснению новых фактов. Однако сама формулировка проблема играет важную роль в процессе научного познания. А. Содди: «в науке задача, надлежащим образом поставленная, более чем на половину решена. Процесс умственной подготовки, необходимый для выяснения того, что существует определенная задача, часто отнимает больше времени, чем само решение задачи».

На способ постановки проблемы оказывают влияние два фактора:

    общий характер мышления той эпохи, в которую формируется и формулируется проблема;

    имеющийся уровень знаний о тех объектах, которых касается возникшая проблема.

Постановка научной проблемы – это условие формирования как гипотезы, так и теории, намеченный путь научного открытия.

    Гипотеза – форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования.

Чтобы отвечать критерию научности, гипотеза должна удовлетворять ряду требований, которые называются условиями состоятельности гипотезы:

    Эмпирическая обоснованность, т.е. соответствие фактическому материалу, данным наблюдения и эксперимента, на базе которых и для объяснения которых выдвигается. Гипотеза должна объяснять все имеющиеся в данной области факты, исходя из единого принципа и обладать способностью предсказывать новые факты;

    Теоретическая обоснованность – т.е. согласованность с уже имеющимся знанием;

    Принципиальная проверяемость в эксперименте и в ходе общественно-исторической практики;

    Логическая простота;

    Внутренняя непротиворечивость;

Вопрос в том, как перейти от гипотезы к истинному знанию? Выделяют прямой и косвенный способы подтверждения гипотезы.

    Прямые способы: 1. Дедуктивное выведение из гипотезы следствий и их последующая верификация (сопоставление с фактами), подтверждение следствий рассматривается как свидетельство в пользу истинности гипотезы; 2. Обнаружение объекта и непосредственное наблюдение тех явлений, которые предполагаются гипотезой, например, планет Нептун и Плутон в телескоп, но этот способ применим только к единичным объектам.

    Косвенный способ – метод исключения. Строятся всевозможные гипотезы, способные объяснить явление, затем поочередно проверяются и отбрасываются ложные, оставшаяся гипотеза считается истинной. Этот метод широко применяется в судебно-следственной деятельности, где рассматривают различные версии и отбрасывают не подтверждающиеся.

Доказанная гипотеза представляет собой теорию или ее элемент. Она перестает быть проблематичным знанием, но это не значит, что она становится абсолютной истиной, не способной к дальнейшему развитию и уточнению. Доказательство гипотезы делает ее относительной истиной, верно схватывающей на данной ступени познания реальный механизм объясняемого явления.

Часто для объяснения явления выдвигается не одна, а множество гипотез. Одновременная разработка ряда гипотез – типичная форма развития научного знания. В каждой из них может содержаться рациональное зерно, которое необходимо выявлять и использовать. При этом возможны два вида взаимоотношений между гипотезами: конкуренция и взаимодополняемость. Конкуренция возникает, когда гипотезы опираются на один и тот же фактический материал, но объясняют его противоположенным образом. Но чаще гипотезы являются не конкурирующими, а взаимодополняющими – объясняют различные аспекты одного структурно сложного объекта. К этим гипотезам применим принцип дополнительности, разработанный Н. Бором, когда актуальной является не задача выбора между гипотезами, а задача их синтеза. Многие отрасли современной науки в настоящее время подошли к этому этапу синтеза имеющихся знаний и создания общих теорий изучаемых объектов – общая теория жизни в биологии, в геологии – общая теория Земли.

    Теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности, целостная развивающаяся система научных положений: понятий, законов и принципов.

Основные функции теории:

    синтетическая – объединение достоверных знаний в целостную систему;

    объяснительная – объясняет сущность явлений своей предметной области;

    методологическая – является средством достижения нового знания;

    предсказательная – позволяет сделать выводы о будущем состоянии явлений и о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или свойств; (так на основе законов теоретической механики ученые рассматривают и предвидят движение небесных тел, космической аппаратуры; на основе законов физики и химии рассчитывают и предвидят ход химических реакций, возможность открытия новых химических элементов и их соединений);

    практическая – способствует применению знаний на практике.

Теоретизация – это обнаружение определенного алгоритма, с помощью которого на основании определенных парметров можно было бы предсказывать другие.

    Методы научного познания

Метод (гр. Metodos– “путь к чему-либо”) – совокупность определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в данной сфере деятельности.

Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования объекта.

Общая теория метода называется «методология» – это система определенных правил, принципов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности.

Все методы научного познания делятся на следующие основные группы:

    философские (диалектика, метафизика, феноменология, герменевтика…)

    общенаучные

    частнонаучные.

2. К общенаучным относятся методы эмпирического и теоретического познания, общелогические методы и приемы исследования.

Методы эмпирического исследования: эксперимент, наблюдение.

Методы теоретического познания:

    формализация – отображение содержательного знания в знаково-символьном виде с целью его однозначного понимания;

    аксиоматический метод – построение научной теории, в основе которой некоторые аксиомы, из которых затем логическим путем выводятся остальные утверждения;

    гипотетико-дедуктивный метод – создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводится утверждение об эмпирических фактах;

    восхождение от абстрактного к конкретному – движение от исходной абстракции через углубление и расширение знания к целостному воспроизведению теории исследуемого предмета;

    прагматический метод – определение средств исходя из поставленных целей, согласующихся с определенными ценностями;

    описательные методы – используются, когда неприемлемы другие вышеуказанные методы, изучаемые явления описываются вербально, графически, схематически, символически.

Общелогические методы и приемы исследования:

1) Анализ – реальное или мысленное разделение объекта на составные части.

2) Синтез – объединение многообразного в органическое единое целое.

3) Абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств и отношений изучаемого явления и выделение интересующих свойств.

4) Обобщение – процесс установления общих свойств и признаков предметов.

5) Идеализация – образование абстрактных идеализированных объектов, не существующих в действительности («точка», «абсолютно твердое тело», абсолютно черное тело, идеальный студент и т.п.). Идеализация позволяет выразить одинаковость элементов класса.

6) Индукция

7) Дедукция

8) Аналогия – например, объект А обладает признаками а, в, с, д, объект В обладает признаками а, в, с, следовательно объект В возможно обладает и признаком д. Такое умозаключение носит вероятностный характер.

9) Моделирование – воспроизведение характеристик объекта на другом объекте – моделе, который представляет собой аналог оригинала или его части. Моделирование может быть математическое, компьютерное, предметное и т.д.

10) вероятностно-статистические методы – вскрытие законов, проявляющихся в массе случаев, пробиваясь через случайные факторы.

    системный подход – совокупность общенаучных методологических принципов, в основе которых – рассмотрение объектов познания как систем взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.

Помимо общенаучных методов существует масса частнонаучных методов познания, т.е. находящих применение в отдельных научных областях. Например, идиографический метод – описание индивидуальных особенностей исторических событий; интроспекция – самонаблюдение; эмпатия – вживание в психологический мир другого; тестирование, проективные методы и т.д.

Т. о. в науке функционирует сложная целостная динамическая субординированная система многообразных методов научного познания разных уровней и сфер применения.

Гносеология как учение о познании относится к философским дисциплинам. Она занимается исследованиями, теориями познания и критикой. Гносеология рассматривает познания с позиций отношения исследователя к исследуемому объекту.

Гносеология как учение о познании включает субъект, наделенный волей и сознанием, и объект природы, противостоящий ему, независимый от воли и сознания субъекта, объединенный с ним лишь познавательным отношением.

Гносеология изучает такие проблемы как:

интерпретация объекта и субъекта познания,

структуру процесса познания,

Гносеология изучает проблематику сути познания, определяя его возможности, а также то, как соотносятся знания и реальность. Гносеология выявляет условия, при которых познание является достоверным и истинным. выступает основой гносеологии. Задачи этой науки заключены в анализе всеобщих оснований, которые дают возможность расценивать результат познания в качестве знания, которое выражает истинное, реальное положение вещей.
Гносеология сложилась в качестве сферы философского знания еще до формирования современной науки. Теоретическое и познавательное истолкование гносеологии начинается с того момента, как теоретические конструкции получают трактовку с позиции их соответствия истинности, реальности, т.е. их статус существования можно приписать определенным абстрактным объектам. Гносеология опирается на эмпирические данные, которые подтверждают теорию с позиции их обоснованности, определяя и анализируя в них достоверные и проблематичные знания.
Сам процесс познания является одной из основных потребностей человека.

В составе философии гносеология зародилась в античности. Условием ее зарождения явился переход, изменивший взгляда на познание. Его не стали рассматривать как на естественный процесс, который заложен в природе человека, а перешли к желанию контролировать познавательную деятельность. Выделяют определенные этапы развития гносеологии, обусловленные расширением спектра изучаемых факторов познания.
1. Сначала познание анализировалось как деятельность разума. Изучали технику мышления и логика являлась основной гносеологической дисциплиной.
2. На этом этапе методология становится основной гносеологической дисциплиной. Гносеология изучает практический и чувственный опыт, связь чувств и разума, технологии экспериментального и опытного исследования.
3. На этом этапе происходит учет многообразия оснований и способов познания, основываются новые гносеологические школы: теория неявного знания, герменевтика, феноменология, семиотика, сциентизм.
Познание протекает в двух формах, рассматриваемых в качестве сторон познавательной деятельности: рациональное и чувственное.
Чувственное познание обусловлено получением информации благодаря органам чувств и нервной системы. Знания в реальности сохраняются и обрабатываются в виде наглядных образов.
основано на Осмысление реальности осуществляется посредством обобщенных символических знаковых средств.
Познавательная человеческая деятельность в основном опирается на способность к рациональному познанию. В то время как чувственное человеческое познание относительно схоже с познанием высших животных. Такие операции как объединение, различение, сопоставление данных, одинаковы для рационального и чувственного познания.
Главными являются восприятие, ощущение и представление.
Главными формами рационального познания являются суждение, понятие, умозаключение.

Философская теория познания (гносеология)

С философской концепцией знания и способами его получения (познания) логически связана философская теория сознания. По мнению Платона, потребность знания являются главным мотивом человеческой мыслительной деятельности: "Нет ничего сильнее знания, оно всегда и во всем превосходит и удовольствие, и все остальное". Итак, познание - это процесс получения, накопления, обновления и систематизации знания о природе, обществе и духовный мир человека.

по-Гречески знание как феномен выражается такими понятиями, как "gnosis" и "epistema". Философская традиция, которая основывается на этих понятиях, характеризует учение о познавательный процесс как гносеологии и эпистемологию. Термин "эпистемология" более распространен в западных англоязычных странах, ему отдают предпочтение те ученые, которые исследуют природу научного познания. Понятие "эстетика" шире по содержанию, оно охватывает любые формы и виды познания человеком окружающего мира - научные, донаукові, ненаучны.

Гносеология (греч. gnosis - познание и logos - учение) - отрасль философии, которая изучает сущность познавательного процесса, его закономерности и принципы, формы и типы получения знания о мире во всем его многообразии.

Важным разделом философской гносеологии является учение о структуре и методы познания, его уровни и способы, благодаря которым происходит получение знаний, их систематизация, оформление в научные гипотезы, концепции, теории. Центральным пунктом гносеологии является проблема истины как результата адекватного отражения в сознании субъекта познавательной деятельности сущностных свойств объекта исследовательского интереса. По словам Г.-В.-Ф. Гегеля, истина - великое слово и великое дело; в большей степени она - отношение к жизни, позиция, от самого прогресса, самого приближения к которой, если дух и душа человека здоровые, выше поднимаются грудь, глубже дышится.

Проблемы познания окружающей действительности всегда волновали мыслителей. Однако развернутая гносеологическая проблематика была осмыслена в Новую эпоху, когда потребность в достоверном знании о сущности вещей, природных и общественных явлений стала доминирующей в мотивации философских поисков. Общественные потребности актуализировали вопросы относительно опытного характера получения знания (эмпиризм), возможностей ума дать знания, адекватное самим объектам (рационализм). Обострилась и проблема активности субъекта в познавательном процессе, его возможностей получить нужное знание как достоверную, аргументированную информацию об окружающем мире, способности человека благодаря своему опыту, от которого зависят ее чувства и разум, получить точные, истинные знания о природе, общественной жизни и о себе.

Некоторые философы-скептики (Піррон, Секст Эмпирик, М.-Б. де Монтень, Д. Юм) высказывали сомнение относительно возможности получить истинное знание. Другие философы, в частности И. Кант, отрицали способность человека к познанию сущности объектов ("вещи в себе"), агностики ограничивали познание областью явлений ("для нас"). Этим они обосновывали распространен в современной некласичній философии гносеология самый пессимизм (лат. - наихудший) - неверие в возможности человеческого разума познать сущность вещей и процессов, а также возможность руководствоваться полученным знанием в практической жизни. их оппоненты (Г. Где-карт, Г.-В. Лейбниц, Г.-В.-Ф. Гегель, К. Маркс) отмечали неограниченных возможностях человеческого разума, его познавательной мощи, вере в его способность постичь истину. На этом основывается гносеологический оптимизм (лат. - лучший) - вера во всемогущество силы разума, его способность вооружить человечество истинным знанием, которое позволяет продуктивно-целесообразное использование природных ресурсов и общественных достижений.

в Соответствии с понимания природы субъекта, объекта познавательного интереса и их взаимодействия теория познания в истории философии приобретала разных форм, оттенков и направлений: идеалистическая или материалистическая, созерцательная или деятельностная гносеология. Важное значение при этом имеет проблема определения основного отправного фактора самого "механизма" процесса познания.

Философы-сенсуалісти (Дж. Локк, Т. Гоббс, Д. Беркли) признают главным фактором познания человеческие чувства. По мнению английского философа Дж. Локка, все человеческие знания имеют чувственно-досвідний характер, а человеческая душа - "чистая доска" (tabula rasa), "белая бумага без всяких знаков и идей ", на которой опыт оставляет свои письмена. Тезис Дж. Локка, что ощущение является первопричиной возникновения идей ("все знания происходят от ощущений", "в уме нет ничего, что бы первоначально не содержалось в чувствах"), его учение о опытное отражения материального мира (эмпиризм) являются одними из центральных положений сенсуалістичних и эмпирических теорий познания.

Философы-рационалисты (Р. Декарт, Г.-В. Лейбниц, Б. Спиноза) признают ведущую роль разума в получении знания, считают его источником истины. Г. Декарт был убежден в том, что только разум указывает надежный путь достижения истины, поскольку чувства способны вводить человека в заблуждение. Единственным достоверным для человека является осознание существования собственного ума. "Мыслю, следовательно существую" (Cogito, ergo sum) - декартівська формула, которая, по его мнению, является краеугольным камнем науки о человеческом Я, субъективность (мыслящая субстанция) и всех человеческих наук. Разум, мышление и самосознание, а не жизненный опыт, по убеждению Декарта, с решающими факторами процесса познания. Запах, вкус, твердость, свет, тепло являются вторичными качествами, которым предшествуют первичные качестве мыслящей субстанции: идея Бога как совершенной существа, аксиомы математики. Идеи, которыми руководствуется человеческий разум, присущие человеку от рождения. То, что человек постигает "природным миром" своего мышления, правильно применяя его, на самом деле истинное, считал Декарт.

Так, в истории философии была затронута важная для теории проблема метода познания - совокупности правил, приемов, процедур познания и соответствующей практической деятельности. Учение о методах (пути, средства, приемы познавательного процесса) является одним из главных в философской гносеологии.

В процессе познания используют следующие методы:

1) эмпирические (греч. empeiria - опыт, метод) - признание основой познания опыт;

2) сенсуалістичний (лат. - чувство, ощущение) - метод, основным средством получения знания признавал ощущения;

3) рационалистический (лат. - умный) - метод, который ставит разум, логическое мышление над чувствами.

Философы, которые предпочитают эмпирическом и сенсуалістичному методам, воспринимают логическое мышление как "шестое чувство", которое упорядочивает полученный эмпирический материал. Впрочем, любое знание является сочетанием чувственного и рационального знания. Учитывая это Ф. Бэкон предложил оригинальную метафору относительно основных методов познания: "путь паука" (получение истины из "собственного сознания"); "путь муравьи" (бессистемное собирание фактических данных); "путь пчелы" (сочетание способностей опыта - сбор нектара и работы ума - превращение его в мед (знания)).

Формами чувственного познания (живого созерцания) является:

а) ощущение - отражение свойств, качеств предметов и явлений объективного мира, внутренних состояний организма вследствие их влияния на рецепторы;

б) восприятие - целостное отражение в сознании человека предметов и явлений объективной действительности и их влияние на рецепторные поверхности органов чувств;

в) представление - образы предметов и явлений действительности, созданные в результате их воздействия на органы чувств.

Рациональное познание осуществляется благодаря мышлению на таких уровнях, как розсудок (начальный уровень мышления, где оперирование абстракциями происходит в пределах определенной неизменной, наперед заданной схемы) и разум (высший уровень рационального познания, для которого характерно творческое оперирование абстракциями и рефлексией). Его формами являются:

а) понятие - форма мышления, отражающая предметы с их общими и существенными свойствами;

б) суждение - форма мышления, в которой средствами утверждения или отрицания раскрываются связи предметов с их свойствами или отношения между предметами или их множеством;

в) умозаключение - форма мышления, посредством которой из одних суждений (предпосылок) получают новые мысли (выводы).

Все чаще в философии утверждается мысль, что чувственное (сенсорное) и мыслительное (рациональное) в человеческом познании не являются двумя разобщенными и автономными степенями, а двумя моментами единого познавательного процесса. Еще в античную сутки дискутировалась проблема соотношения чувственного и рационального знания. Скептик и киник Диоген Синопский (ок. 412-323 до н. э.) заметил по поводу теории объективных идей Платона, которые, по его учению, можно было познать лишь умозрительно: "Стол и чашу я вижу, но нет "стильности", ни "чашості" не вижу". На это Платон ответил: "Чтобы видеть стол и чашу, у тебя есть глаза, а чтобы увидеть "стільність" и "чашість", тебе не хватает ума". Мысль о единстве чувственного и умственного со временем приобрела статус постулата (аксиомы). В логической форме мысль о необходимости синтеза чувственного и рационального сформулировал И. Кант: "Понятия без чувств пусты, а чувства без понятий слепы".

Процесс познания осуществляется на научном и донауковому (позанауковому) уровнях. Донауковий (позанауковий) уровень представляет мышления обычного человека, не обременяет себя мыслями о правильном выборе наилучшего способа познания. Обыденное познание опирается на повседневный жизненный опыт людей, апеллирует к их здравому смыслу ("наивный реализм"). Этим оно отличается от научного познания (логический реализм). Однако в любом случае человек (рядовой гражданин, высококвалифицированный ученый) стремится понять сущность того, что наблюдает, о чем рассуждает. И на донауковому, повседневном уровне, и на основании сознательно выбранного метода субъект познавательной активности всегда стремится достоверного знания, ищет истину.

Центральной в классической теории познания является проблема истины, которая концептуально разрабатывается как самостоятельная (в пределах гносеологии) тема: выяснение сущности понятий "истина" (как знание, адекватное вещам, действительности), "объективная истина" (совпадение содержания познания с предметностью явлений), "абсолютная истина" (исчерпывающее, полное, правильное знание), "относительная истина" (частичное, неполное, ситуативно переменное знания), "конкретная истина" (знания относительно определенного выбранного объекта исследования), "ложное, ошибочное представление, которое претендует на истинное". При этом истиной или заблуждением считают соответствие или несоответствие человеческих знаний действительности, тождество человеческой мысли, представленной в содержании суждения относительно истины и реальности. Вопрос о соответствие знаний действительности, степень этого соответствия является одним из найдискутивніших. Об этом свидетельствует, например, вопрос Понтия Пилата, обращенный к Христу как проводника и носителя истины: "Что есть истина?". Ответа на этот вопрос вызывают существенные разногласия между различными философскими направлениями и школами с древнейших времен и до сих пор. В гносеологической теории истины особое внимание уделяется двум вопросам: какие признаки (свойства) истины; что является критерием (мерилом, показателем) истины? Признаками истины считают такие ее инвариантные (неизменные) свойства, как объективность по содержанию, обоснованность, убедительность доказательств.

Познания является многоступенчатым, сложным, глубоко противоречивым процессом. Это присуще и его результатам, представлениям о сущности, правильность, достоверность. Такие представления и суждения обеспечиваются разнообразными методами, обусловленными сознательным выбором исследователя модели познавательной действия, принципами изучения объекта, выраженными в понятиях предварительных предположений (гипотез).

Гносеология обобщает конкретные методы познания, которыми пользуются различные науки (технические, естественные, общественные, гуманитарные и т.д.), выделяя среди них совокупность обще логических и специфических методов - индукция и дедукция, анализ и синтез, аналогия, идеализация, типологизация, сравнение (компаративистика). Научные достижения последних десятилетий дополнили гносеологический инструментарий такими новейшими методами, как синергетика (выяснение процесса самоорганизации в исследуемых объектах), моделирование (выяснение свойств вещей и процессов с их образцами-моделями), системный метод (выяснение взаимодействия отдельных частей, что обеспечивает органическую целостность объекта), метод дополнительности (учета действия побочных факторов) и т.д.

Современный (постнеклассический этап развития науки сосредоточивает внимание исследователей на необходимость использования междисциплинарных методов, теории самоорганизации, альтернативістики с учетом методологических в гносеологическом смысле понятий "неопределенность", "вероятность", "виртуальность", "случайность", "нелинейность", "бифуркация" и "флуктуация", которые совокупно отражают характеристики неустойчивого, сложного и подвижного мира (динамический хаос).

Поскольку уровень развития науки и техники дает возможность человеческому познанию вникать в глубины материального мира, осуществлять наблюдение как на галактическом, так и на субатомном уровне, научная эпистемология шире использует астрофизические, математические, кибернетические методы исследования. Так, с помощью космического телескопа Хаббл, который находится на расстоянии 600 км над Землей, астрономы могут наблюдать звездные системы, удаленные от Земли на 13 млрд мировых лет. С его помощью ученые уточнили дату рождения Вселенной - примерно 13-14 млрд лет назад. По данным Хаббла, почти все звезды имеют планетные системы. А там, где есть планеты, при благоприятных условиях возможно зарождение жизни (в частности, в созвездии Ориона). Сложными математическими методами обоснована гипотеза расширяющего Вселенной. В соответствии с ней вся масса материи Вселенной накануне Большого Взрыва была сконцентрирована в точке с диаметром в миллион миллиардов раз меньше диаметра атома водорода. Впечатляющим научным открытием астрофизики есть и фиксирования наличия во Вселенной "темной материи", одним из проявлений которой е "черные дыры". "Черные дыры" - это гипотетические небесные объекты, существование которых предполагает теория вероятности; звезды в состоянии необращенного гравитационного колапсу. их масса больше массы Солнца в 3-4 раза, а гравитационное поле настолько мощное, что даже свет не может излучаться.

Наука вооружила человечество нанотехнологиями создания и использования материалов, приборов и различных систем, имеющих нанометровую строение (1 нанометр - это 10-9 метра, или цепочка из четырех атомов железа). Фактически это означает управление материей на атомарном уровне, что способствует созданию принципиально новых материалов. Новые поколения приборов - и наноэлектронных молекулярных - приведут к новым революционным изменениям в телекоммуникациях, значительно повысят уровень безопасности на транспорте, дадут возможность получать энергию из новых источников и экономично ее расходовать.

Качественно новые научные достижения значительно расширяют диапазон гносеологического знания, однако, порождают новые проблемы. Одной из них является явление "приборного агностицизма". Суть его заключается в том, что ученые, исследуя поведение элементарных частиц с помощью сложных современных приборов, сомневаются, насколько точно отражают приборы сущность этого поведения. Кроме того, исследовательские программы зависящие от выбранной системы их реализации: микромир вспыхивает и исчезает благодаря актам выбора. Поэтому в современной гносеологии важную роль играет метод интерпретации - объяснения смыслов полученных результатов исследования, оформленных в текстах. Важное значение этот метод приобретает в социальном познании. Это, в свою очередь, порождает проблему границ познания, в т. ч. ограниченности интерпретаций них методов (пороки "інтерпретуючого ума"). "Не следует приумножать сущности безмерно", - призвал английский философ-схоласт Уильям Оккам (ок. 1285-1349). Кант пытался выяснить предельные возможности "чистого" и "практического" ума. На современном этапе этот вопрос интересует представителей когнитивной психологии. Все эти трудности получения истинного знания привели обоснования различных теорий истины:

а) корр. (истина - это знание, адекватное действительности);

б) конвенціалістської (истина - это результат условной согласованности, соглашения ученых);

в) когерентной (истина - свидетельство непротиворечивости доказательств);

г) прагматистської (истина - все то, что полезно). В последнее время популярность приобрела информационная теория истины, суть которой заключается в получении объективных по содержанию знаний средствами сообщений, которые предоставляет "искусственный разум" (ЭВМ) как динамическая модель внешнего мира.

Каждая теория (версия) истины требует определения критерия ее достоверности (соответствия реальности). Среди многочисленных ее критериев важнейшим, по мнению многих мыслителей, есть практика - разнообразная целесообразная, целенаправленная, познавательно-творческая, конструктивная деятельность людей (научное, экспериментально-производственная, социальная, духовно-культурная и т.д.). Благодаря такой деятельности полученные в процессе познания знания о реальности используются обществом в практических, жизненно необходимых целях. Аксиоматичным является утверждение о том, что именно человеческая практика является источником познания, его критерием и целью. В практической познавательной деятельности скрытые мотивы творческой активности субъекта, его постоянное желание создания нового (инновационное мышление и деятельность) или усовершенствование существующего. Кроме практики, истории философии известны и другие критерии истины: логическая непротиворечивость, опыт, божественное откровение, интуиция. Поскольку практика является главным, но не единственным критерием истины, то философская гносеология не связывает жестко истину и практику: практическое не всегда истинное, а истинное не обязательно практичное. Практика не является чем-то абсолютным и неизменным, ее содержание, формы и цель во многом определяются обстоятельствами человеческого бытия, ситуацией, в которой находится человеческое сообщество, общество, на ней сказываются "вызовы времени". Однако практические потребности инициируют процесс познания, в практической деятельности жизнь проверяет (верифицирует) его результаты, применяет приобретенные знания в конкретной, в том числе профессиональной деятельности. Однако несомненно и то, что практика часто опровергает предыдущие "истины", выявляет их ограниченность, даже ложь. Отождествление истины с социальной практикой (практичностью) нередко вызывало вульгаризацию истины как научной ценности.

Не случайно неклассическая (новейшая) философия радикально пересматривает концепцию истины, что проявляется в решительном отказе от употребления этого понятия, утверждениях о плюрализме и релятивність (относительность) истины. Так, Г. Рорти считал, что истина - это просто наиболее согласована и "сильная теория", и никакого соответствия с реальностью для ее обоснования не требуется. К.-Г. Поппер предложил как альтернативу принципа верификации принцип фальсификации: если теория не поддается опровержению, то это является доказательством ее ложности. Любая настоящая проверка теории является прежде всего попыткой ее опровергнуть, фальсифицировать, утверждает он. Более гибкую позицию в отношении истины предлагает российский философ В. Федотова: "Вопреки классической эпистемологии, истина может быть истолкована не как отражение (слепок) объекта в знании, а как характеристика способа обращения с ним. Поскольку таких способов может быть много, возможен плюрализм истины и, следовательно, исключается монополия на истину".

Итак, понятие "истина", "значение", "смыслы" и другие категориальные единицы теории познания приобретают проблемного характера. Плюрализм истины, альтернативность методов познания - характерные признаки ситуации, в которой находится философская теория познания. Это обстоятельство актуализирует проблему преодоления ситуации гносеологического и методологического "анархизма" (П.-К. Фейєрабенд), гносеологического пессимизма, сосредоточивает внимание философов на разработке концепции неораціональності и неораціоналізму как доминирующих принципов современной теории познания.

В современной науке заметно усиливается роль универсального диалектического философского метода, который объединяет многие из указанных особенностей познания окружающего мира, актуализируется проблематика взаимосвязей и развития, их философского осмысления, исследованием чего занимается диалектика.

Одним из вариантов нового универсального метода является интервальный подход. Его суть заключается в утверждении равноправия различных картин одного и того же исследуемого объекта при обязательном условии рациональной обоснованности особенностей представления о предмете своего наблюдения (логическая непротиворечивость, осмысленность, способность к проверке, системная принадлежность, полезность, практическая эффективность).

Итак, философская теория познания (гносеология) изучает процессы, законы, формы и методы получения знания об окружающую реальность, намечает пути достижения объективной истины. В рациональном (научном) познании истинным должен быть не только конечный результат познания (научные данные), а и метод его получения. Важной задачей этого метода является выявление взаимосвязей, которые предоставляют мировые целостности, выяснение глубинных причин постоянного развития всего сущего - природы, общества, человека и его мышления.