Женская проза – социокультурный феномен, возникающий в процессе освоения женщинами публичного пространства и выражающийся в появлении литературных текстов, описывающих мир и социальный опыт глазами женщин . В своих произведениях писательницы предлагали обществу не только новые темы, но и новые образцы поведения, отстаивали право женщины на самостоятельный выбор, на самостоятельную судьбу.

Современная женская проза активно заявила о себе в конце 1980-х начале 90-х г.г. И до сих пор дискуссии о ней не умолкают. Существуют разные точки зрения на вопрос о том, имеют ли право тексты, написанные женщинами, рассматриваться как самостоятельная область словесности. Для осмысления явления женской прозы с середины 90-х годов в литературоведении начинает использоваться термин «гендер». «Гендерные исследования в различных областях показали, что тот набор поведенческих и психологических характеристик, который традиционно расценивался как исконно женский или исконно мужской, зачастую являет собой не что иное, как поло-ролевой стереотип, социокультурный конструкт. Употребление этого понятия переносило акцент на взаимодействия между полами с учетом всей сложности их биологических, психологических, социальных и культурных особенностей» .

Выделение «женской прозы» из общего массива современной литературы обусловлено сочетанием нескольких факторов: автор – женщина, центральная героиня – женщина, проблематика так или иначе связана с женской судьбой. Существенную роль играет и взгляд на мир с точки зрения женщины, с учётом женской психологии. По сути, в женской прозе происходят те же процессы, что и в остальной литературе, но эти процессы, направленные на поиск новых отношений в искусстве и авангардных приёмов их фиксации, проявляются более ярко и оригинально.

Важнейшей особенностью «женской прозы» является то, что, находясь в русле классической традиции, современная «женская проза» предпринимает успешные попытки расширить границы традиционной поэтики. Одна из них – повышенная публицистичность стиля. Эссеизм становится главным признаком рассказов, повестей и романов Т.Толстой и Л.Улицкой. Эссеистичность входит в традиционные жанры, образуя особые образования – авторские жанры. По сути, в «женской прозе» происходит смешение художественного и публицистического. Например, Т.Толстая включает в сборники рассказов такие эссе и очерки, считая их художественной прозой. Но, на самом деле – это авторская проза .

Другая характерная черта «женской прозы» - это интертекстуальность, то есть обилие культурных отсылок, аллюзий, наполненных особой иронией, «сдержанной, остерегающей от губительного самомнения». Для В.Токаревой, Л.Петрушевской, Т.Толстой особенно важен интертекст фольклора и библии с его архетипической основой.

Произведения писательниц, как правило, отличаются особой организацией сюжета, чаще всего по замкнутой модели, включает многоплановость, характеризуется открытой авторской позицией, сочетанием анализа и комментария описываемых событий, а также использованием разнообразных внесюжетных элементов и средств документальности, опирающихся на интертексты .

«Женская проза» игнорирует такую особенность массовой литературы, как нивелирование авторской точки зрения – она подчёркнуто индивидуальна, передаёт неповторимость языковой личности автора. Именно в этом заключается ещё одна черта новейшей русской элитной литературы.

Русская женская проза заметно отличается от мужской. Главной особенностью женской прозы является отличный от мужского взгляд на мир. В прозе от женского лица автор больше внимания уделяет семейным ценностям, понятиям дома, любви, верности. На первый план выдвигается личная жизнь героев, а не их общественная активность. Русской женской

прозе присущ глубокий психологизм. Герои переживают настоящие драмы, они должны разобраться в своем внутреннем мире, и только после этого, возможно, им придется выстраивать отношения с другими .

Современная женская русская проза - это проза о жизни. В женской прозе авторы не создают героев-одиночек, которые лихо справляются со всеми завихрениями сюжетной линии. В современной женской прозе основа сюжета - это бытовая история, которая может приключиться абсолютно с каждым. Особенности женской прозы заключаются вовсе не в преодолении описываемой ситуации, а в том, какие уроки герои извлекут из нее. Вместе с ними и читатель приходит к выводам, вовлекается в действие. Поэтому русскую женскую прозу зачастую относят к бытовым произведениям с философскими отступлениями.

Автор исследует социально-психологические и нравственные проблемы современной жизни. Современная женская русская проза далека от кипения политических страстей, от общественных споров и разбирательств. Фокус сосредоточен на личной жизни конкретного человека, на глубине его души. И эта душа порой куда более загадочна и сложна, чем кипящие вокруг катаклизмы. В женской прозе авторы затрагивают вопросы, связанные с взаимоотношениями человека и его окружения, с сохранением нравственности .

Таким образом, особенностями «женской прозы» являются особенности исследования социально-психологических и нравственных координат современной жизни: отстраненность от злободневных политических страстей, внимательность к глубинам частной жизни современного человека. Душа конкретного, «маленького» человека для «женской прозы» не менее сложна и загадочна, чем глобальные катаклизмы эпохи. Круг общих вопросов, решаемых «женской прозой» – это проблема отношений между человеком и окружающим его миром, механизмы отношения и подлости или, напротив, сохранения нравственности.

Женская проза отражает характерные черты современного искусства, подводит итоги эстетическим исканиям всего столетия, своими художественными экспериментами и стилевыми открытиями намечает перспективу культуры будущего .

I. «Женская проза» – «новая волна» в литературе.__________________________________4

II. Проза Виктории Токаревой.

1.Токарева не пишет заказной литературы.________________________________5

2.Произведения Токаревой – книги «о жизни».______________________________6-7

а) Рассказы помогают найти ответы на многие вопросы.____________________6

б) Проблематика произведений обширна._______________________________7

3. Особенности, темы и идеи рассказов Токаревой._________________________8-13

а) «Я есть. Ты есть. Он есть» – проблема рассказа – сложность взаимоотношений.___________________________8

б) Сильная женщина в рассказе «Инфузория-туфелька»._________________11

в) Человек, стоящий посередине в рассказе «День без вранья».___________13

4. Особенности женской психологии.____14

5. Проза Токаревой не только для домохозяек.________________________________15

III. Основные тенденции женщин.________19

IV. Список использованной литературы.___20

В 70-е года появилась «Новая волна» литературы. Эта литература была неоднородна и авторов зачастую объединяла лишь хронология появления их произведений да общее стремление к поиску новых художественных форм.

Среди произведений «Новой волны» появились книги, которые стали называть «женская проза». К «женской прозе» стали относить произведения В.Токаревой, Л.Петрушевской, Г.Щербаковой, Т.Толстой… Но это явление до сих пор не исследовано, критической литературы почти нет, а книг на полках магазинов появляется все больше и больше.

Мой выбор пал на произведения Виктории Токаревой, так как она явно талантлива и читать ее просто и интересно. Она пишет в основном повести и рассказы о семье, о любви, о смерти, о предательстве, рассказывает о судьбах разных людей. Виктория Токарева показывает реальный современный мир, мир, в котором мы живем.

Целью данной работы является исследование произведений Виктории Токаревой, написанных в разные годы, так как считаю, что творчество этой писательницы ярко представляет «женскую прозу».

В своей работе я буду опираться на немногочисленные критические работы, постараюсь вскрыть признаки «женской прозы» как литературного явления.

Виктория Токарева родилась в Ленинграде. Окончила Ленинградское музыкальное училище по классу фортепиано. Потом переехала в Москву, где училась в государственном институте кинематографии на сценарном факультете.

Первый ее рассказ «День без вранья» был напечатан в 1964 году. Сейчас Токарева известна не только как автор ярких, остросюжетных повестей и рассказов, но и как сценарист. По ее сценариям были сняты и получили широкое признание фильмы и телеспектакли, например, «Уроки литературы», «Мимино», «Джентльмены удачи», «Между небом и землей» и другие.

В 1993 году Виктория Токарева была принята в члены элитарного столичного «Пен-клуба», устав которого не разрешает участие в каком-либо другом творческом объединении.

В одном интервью Виктория Токарева сказала, что она не пишет заказную литературу. Было много предложений написать роман: «Ну что вы пишите свои рассказы и повести? Напишите роман, типа «Марианны», только хорошим токаревским языком. Страниц на пятьсот. Это же совсем другая прибыль». Или: «Ну что ты пишешь про каких-то интеллигентных нытиков? Напиши про хорошего рабочего парня».

«Итак: коммунисты хотели линию партии. Бизнесмены хотят прибыль», - сделала вывод Виктория Токарева .

«Еще в школе, в классе, наверное, в девятом, я сидела и писала романы. И учительница по литературе – очень строгая, даже отличницы не могли получить у нее пятерку -–ставила мне за сочинения пять. Еще помню, в двенадцать лет мне мама прочитала Чехова, «Скрипку Ротшильда», и это повернуло во мне какой-то ключик. Как мне теперь кажется, это было, конечно, с самого начала заложено, как в компьютер информация закладывается. Я родилась с дискеткой писательницы, а Антон Павлович Чехов нажал нужную кнопку» .

Как только рухнул «железный занавес», в нашу страну хлынул неуправляемый поток зарубежной литературы разных жанров. Нельзя сказать, что эти книги были низкого качества, и все русский народ быстро устал от всевозможных детективов, аморальных и низкоинтеллектуальных произведений с похожими сюжетами. Наша страна превратилась из самой читающей, в далеко не самую читающую. Отрадно видеть, что сейчас этот процесс очень медленно, но все же начал двигаться в обратном направлении. Причем в книжных магазинах чаще требуют не детективы с лихо закрученным сюжетом и непобедимыми героями-одиночками, а всегда популярные у народа книги «о жизни». Именно под эту категорию подходят произведения Виктории Токаревой. И хотя впервые трехтомник Токаревой увидел свет в 1994, но рассказы и повести Виктории Токаревой охватывают довольно большой период: от середины 80-х, когда СССР еще более или менее прочно стоял на ногах и когда пассажиры ездили в автобусах за четыре копейки, до начала 90-х, когда рынок пришел в Россию, заставив опытного врага подрабатывать реставрацией икон. Ценность ее произведений заключается в том, что они помогают читателям еще не до конца разобравшимся в условиях новой жизни, найти ответы на многие вопросы.

Естественно, каждый рассказ или повесть обладают определенными особенностями, но их жанр можно определить как бытовое произведение с частыми философскими отступлениями. Темой является поведение людей в необычных или новых условиях: в экстремальной ситуации, когда жена узнает о многолетнем романе мужа с другой женщиной или когда мать узнает о женитьбе сына уже как о состоявшемся и совершенно неожиданном факте, или в обычной жизни, когда человек решает не врать даже в мелочах и никого не бояться.

Проблематика ее произведений очень обширна: отношение людей к правде и ко лжи, любовь и чувство долга, дом-крепость и остальной мир, взаимоотношения между представителями разных поколений, семья и развлечения мира, смысл жизни, ужасные условия жизни в России и нежелание уезжать в другую страну. Герои Токаревой простые люди, жизнь которых по каким-либо причинам существенно меняется. Мало кто из них был счастливым человеком, и стал таковым, но все они находят наиболее удобный для себя способ существования в это мире, стационарное положение, которое позволяет в новом свете увидеть плюсы и минусы своей жизни.

В своих произведениях Виктория Токарева рассказывает в основном о судьбах современных женщин, женщин 80-х-90-х годов.

Это обычная семья, с которой произошла необычная история. Анна – мать-одиночка, ждет своего взрослого сына Олега с работы. А Олег праздновал в ресторане свою женитьбе на студентке Ирине.

Взаимоотношения между Анной и Ириной не складываются. И спустя несколько месяцев молодожены переехали, и Олег не виделся с матерью более полугода, пока не произошла авария. Ира осталась калекой. Олег попросил мать ухаживать за женой, а чуть позже он стал встречаться с другой женщиной, с коллегой по работе – Петраковой.

Уже само название повести «Я есть. Ты есть. Он есть» настраивает читателя на жестокую борьбу, в которой каждый борется за себя: борется мать, опекающая своего взрослого сына, борется Олег, оправдывая себя и свой поступок фразой: «Я боролся за свою любовь» . Ведь мать уже не допустила один его брак, и все же он не имел права «ее… задвинуть под диван, как пыльный тапок» . Многое становится на свои места, когда героиня проводит параллель между своим поступком в молодости, отношением к свекрови и действиями сына. Такие фразы: «Ты им не нужна. Но ты им необходима», «Ведь вы любите его для себя, чтобы вам было хорошо, а не ему» , - привели к размышлению отношений матери и сына. Жизнь Анны после этого потеряла всякий смысл, но судьба устроила так, что Олег столкнулся с настоящими трудностями, и тогда он пришел к матери за помощью, только сейчас осознав, что у него нет никого, кроме нее. Анна приняла сына, они снова вместе, сын и мать, а сострадание, порожденное отсутствующим взглядом Ирины, «съело ненависть, как солнце съедает снег. Осталась влажная пустота». Мать взяла на себя все заботы, создала для сына все условия, и он попав в сети Петраковой. Пришел к такой мысли: «Только в этом доме он - бог. Богочеловек». Но Петраковой удалось больше, чем Ирине: «Олега заглотнули вместе с каблуками», теперь мать уже окончательно потеряла сына, но долгие заботы об Ирине дали ей право на новую семью, в которой будут она, Ирина, вернувшаяся на «земную планету» и собака Дин, воспринимающая теплое и ясное состояние Анны.

Помимо сложностей во взаимоотношениях сына и матери, в повести затронуты и другие проблемы: невосприимчивость счастливого человека к чужой доле, одиночество людей в несчастье, родители – обработанный материал, закон бумеранга, засорение атмосферы бурыми испарениями человеческого зла, город и уединение, общество конца ХХ и ХIХ веков, Родина и карьера.

Повесть изобилует различными литературными приемами, но особенно хочется выделить такие фразы, как «бурые испарения», «Было больно. Как дверью по лицу», «День нанизывался на другой день, как шашлык на шампур», «Семь месяцев. За это время может родиться ребенок», «Сострадание съело ненависть, как солнце съедает снег» .

В рассказе «Инфузория-туфелька» показаны действия жены после того, как она узнала о присутствии в жизни мужа другой женщины. Марьяна все свои силы направила на создание дома-крепости, в котором ни одному из членов ее семьи не будет ничто и никто угрожать. Отсутствие какой-либо работы, кроме домашнего хозяйства, привело к тому, что она слишком много внимания уделяла сыну и мужу. Ей удалось создать видимость идеальной семьи и самой же поверить в это. Но случайно подслушанный разговор привел к появлению в ее крепости Афганки, у которой был роман с ее мужем, длившийся уже шестнадцать лет. Первыми в голову пришли мысли о самоубийстве, но страх за судьбу сына пересилил; потом пришли мысли о необходимости выгнать Аркадия из дома, но возможные материальные трудности заставили задуматься о том, какими словами она будет выгонять мужа, чтобы не сильно обидеть его. В конце концов, она так и не выгнала Аркадия, а решила бороться с Афганкой более вкусной едой, более тщательной уборкой, своей еже большей беспомощностью, зависимостью и «инфузористостью». Решительность Марьяны показывают такие слова: «смертельная схватка с Той», «и ночь, как война, в которой Марьяна дралась за свой дом, как солдат в захватнической войне» .

Как о явлении, о том, как она выделяется в отдельную категорию, потому что написана женщинами для женщин. И сегодня хотелось бы рассказать как раз про две книги такого рода – о семьях и судьбах через женское восприятие.

Первая – Елены Катишонок «Жили-были старик со старухой» . Взялась ее читать, потому что слышала немало лестных отзывов о ней от людей, мнению которых доверяю. Опять же это ведь женская проза – всегда близкая тема, приятно иногда отвести на ней душу, отдохнуть и отвлечься, так что недавно, когда я выбирала что почитать, мой выбор пал именно на нее.

Елена Катишонок Жили-были старик со старухой

Все-таки со временем вкусы и предпочтения очень меняются – вот что могу сказать в итоге. Лет десять назад мне бы очень понравилась книга «Жили-были старик со старухой» – прочитала бы на одном дыхании, прониклась, осталась бы под впечатлением от того, как можно такое написать, как возможно такое пережить. Подумала бы, что можно только мечтать о том, чтобы однажды самой написать подобное произведение. Именно такие мысли и чувства во мне и вызывали книги Людмилы Улицкой («Медея и ее дети», «Казус Кукоцкого», «Искренне ваш Шурик») Елены Колиной («Книжные дети. Все, что мы не хотели знать о сексе»), и такие же чувства во мне могла бы вызвать книга Марины Степновой «Женщины Лазаря», если бы я прочла ее немного раньше.

Теперь же читала книгу Елены Катишонок и все время ждала, что наконец откроется нечто, ради чего все это было написано, ради чего все это было, потому что одного этого житейского смысла, которым полна книга, было явно недостаточно.

Не подумайте, книга отлично написана – живо, мудро, прекрасный слог, множество дорогих женскому сердцу деталей и подробностей – в ней все хорошо. Просто мне самой хочется сейчас другого – не просто описания жизни, мол, вот жили-жили люди и всякое было в их жизни, а потом они умерли, а чего-то большего, какого-то более глубокого смысла, как в книгах , как в . Возможно, какой-то более сложной философии, многослойности – если в двух словах. В этом смысле, кстати, хотя книги Дины Рубиной тоже всегда причислялись к женской прозе, как раз в ее произведениях есть вот такая мысль или характер, вокруг которых все вертится, то есть повествование не линейно, а все же закручено в некую фигуру посложнее, в них не просто жизнь, а стремление героев куда-то и зачем-то и наличие некоего результата в конце.

Маша Трауб Я никому ничего не должна

Вторая прочитанная книга – «Я никому ничего не должна» Маши Трауб . Не очень положительный отзыв у меня получается, потому что эта книга тоже не принесла желаемого удовлетворения. Машу Трауб я читала и раньше и, честно говоря, уже решила к ней больше не возвращаться. Но опять же попалась на глаза ее книга, отзывы, и я все-таки начала читать книгу «Я никому ничего не должна».

Написано хорошо, читается легко, интересно следить за сюжетом, но что меня поражало всегда в ее произведениях, так это то, что в них никто никого никогда не любит. Идет ли речь об отношениях между мужчиной и женщиной, между детьми и родителями, друзьями и подругами – всегда это какой-то холод, неприятие, цинизм. Не какой-то патологический, извращенный, а вполне бытовой, но от этого, конечно, не легче. Люблю, когда после прочитанного остается светлое ощущение, и, кстати, книга Елены Катишонок «Жили-были старик со старухой» именно такая – несмотря на неизбежный конец, на душе после нее грустно, но светло и легко. И этого совсем не скажешь про прозу Маши Трауб.

Читала раньше ее книги «Ласточ…ка», «Собирайся, мы уезжаем», «Нам выходить на следующей», «Чужой ребенок» – и после них всегда оставалось одно и то же впечатление: не дай бог жить такой жизнью, какой живут ее герои. Ее книга «Я никому ничего не должна» тоже не стала исключением в этом смысле. Со всеми произведениями Маши Трауб я не знакома, возможно, у каких-то из них другое настроение – не знаю, не могу сказать, но эти точно не относятся к тем, что могут вызвать мой положительный отклик.

Кстати, интересно то, что мне при этом оказался близок ее стиль – читала некоторые обороты и понимала, что я сама пишу так же. Удивительно было заметить такое, хотя с другой стороны, почему нет? Как всегда замечает Костя Трунин, мы всегда на кого-то похожи в том, как пишем.

Женский роман или Женская проза - устойчивый жанр литературы. Произведения здесь пишутся исключительно для женской аудитории. Жанр наибольшую популярность в середине двадцатого века, активно развивается и расширяется, по сей день оставаясь востребованным и любимым жанром многих девушек.

Особенности книг в жанре Женский роман

Книги жанра женский роман не всегда имеет ярко выраженную любовную линию. Она может прикрываться за добротными приключениями, фэнтезийным антуражем и какие-либо исторические события. В центре сюжета женской прозы часто стоит героиня, которую особо не жалеет судьба. Здесь глубже прописывается быль, отношения с друзьями, недругами, переживания и внутренний мир героини. Но сколько бы препятствий ни стояло на пути, героиня всегда идет вперед и достигает заветной цели - семьи, любимого, карьеры. Жанр не случайно назван женским, ведь именно здесь педалируются проблемы женщин, обыгрываются сложные, но типичные женские ситуации и выход из них.

Объем романов этого жанра иногда может составлять конкуренцию некоторым эпическим произведениям, а от количества злоключений, выпавших на долю героини, могут позавидовать многие приключенцы. Но ни пираты бескрайних морей, ни властители на земле или даже чернокнижники, о которых ходят пугающие истории, не смогут помешать героине в достижении цели.
Женские романы хорошо тем, что, с одной стороны - позволяют расслабиться по погрузиться в легко, не тяжеловесное чтиво, а с другой - девушки и женщины находят в этих произведениях собственное отражение и олицетворение женской сути. Порой добротные женские романы могут повысить мотивацию женщине, придать ей силы, бодрости и уверенности, что она справится с любыми трудностями, выпавшими на ее долю. Все это означает, что роль женских романов сегодня, как и всегда раньше, очень велика.

Почему женские романы нужно читать онлайн на Litnet?

На портале Litnet вас ждут сотни первоклассных женских романов для бесплатного онлайн-чтения и скачивания, многие из которых эксклюзивно находятся только здесь. Ведь наш самиздат - новая эра в литературе. Здесь сами авторы выкладывают свои произведения, общаются с читателями, уведомляют записями в блоге о продах, обновлениях, новых главах и начатых книгах. Достаточно просто читать женские романы на Litnet, и вы почувствуете все преимущества этого сайта над остальными.

Женская проза

Социокультурный феномен, возникающий в процессе освоения женщинами публичного пространства и выражающийся в появлении литературных текстов, описывающих мир, социальный опыт и практики женщин глазами женщин. Между процессами женской эмансипации и процессами становления феномена женской прозы есть точки корреляции. Так, женскому движению ХIХ века в Западной Европе сопутствовал феномен так называемой женской литературы: Ж. Санд, Дж. Эллиот, Ш. Бронте, Дж. Остин и др. Женщины-писательницы в своих романах открыли новый мир: мир женщины, описанный глазами женщины. В своих произведениях писательницы предлагали обществу не только новые темы, но и новые образцы поведения, отстаивали право женщины на самостоятельный выбор, на самостоятельную судьбу. Появление женщин-авторов, пишущих романы, где в центре повествования - женщина, которая сама делает свою жизнь, положило начало феномену женской прозы. Как самостоятельный социокультурный феномен женская проза зарождается в начальных фазах эмансипационных процессов в виде маргинальных (см. ) для литературоведения и истории литературы текстов, описывающих опыт социального маргинала - женщины.

Появление феномена женской прозы требует определенной социокультурной ситуации: ситуации общества массовой культуры, со всеми его атрибутами производства, воспроизводства и потребления массовой литературы. Эта ситуация становится возможной в посттрадиционных обществах, ибо только в таких обществах осуществляется массовая грамотность населения и идут активные процессы миграции, провоцирующие проблематику саморефлексиии и самоидентифитикации как психосоциальной основы функционирования массовой литературы. Женская проза в данном контексте является феноменом массовой литературы, который осуществляет легитимизацию маргинализируемого женского опыта через практики самоидентификации.

В манифесте литературной группы женщин-писательниц "Новые амазонки" понятие женской прозы раскрывается с радикально-феминистских позиций "инаковости" женщин: "Женская проза есть - поскольку есть мир женщины, отличный от мира мужчины. Мы вовсе не намерены открещиваться от своего пола, а тем более извиняться за его "слабости". Делать это так же глупо и безнадежно, как отказываться от наследственности, исторической почвы и судьбы. Свое достоинство надо сохранять, хотя бы и через принадлежность к определенному полу (а может быть, прежде всего, именно через нее)" (Василенко. С. 81).

Women"s prose (англ.)

Литература:

Василенко Светлана. Новые амазонки (Об истории первой литературной женской писательской группы. Постсоветское время) // Женщины: свобода слова и свобода творчества: Сб. статей / Сост. С. Василенко. М., 2001.

Жеребкина И. Феминистская литературная критика // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под редакцией И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.

Рабжаева М. В. Женская проза как социокультурный феномен // Идеология студента. СПб., 2000.

Савкина И. Кто и как пишет женскую литературу? // Новое литературное обозрение. 1997. N 24.

Тартаковская И. Социология пола и семьи. Самара, 1997.

© М. В. Рабжаева


Тезаурус терминологии гендерных исследований. - М.: Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты . А. А. Денисова . 2003 .

Смотреть что такое "Женская проза" в других словарях:

    1). Это, по сути, то, что создано в литературе женщинами. Но постоянно идет то затихающая, то вновь вспыхивающая полемика о женском творчестве, то есть о способности женщин наравне с мужчинами создавать духовный продукт высокого эстетического… …

    Женская проза … Термины гендерных исследований

    Ли Сан Юн - Сан Юн Ли (26 августа 1959, г. Углегорск Сахалинской обл.) российская учёная кореевед, кандидат филологических наук, доцент кафедры восточных языков РГПУ им. Герцена. Проживает в Санкт Петербургe. Файл:LeeSanYoun.jpg Биография 1959 родилась … Википедия

    Толстая, Татьяна Никитична - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Толстая. Татьяна Толстая … Википедия

    Список детективов о дореволюционной России - … Википедия

    Матвеева, Анна Александровна - Анна Матвеева Дата рождения: 19 января 1972 … Википедия

    Гаврильева, Валентина Николаевна - Валентина Николаевна Гаврильева Дата рождения: 6 декабря 1944(1944 12 06) (68 лет) Место рождения: с. Майя, Якутская АССР, РСФСР, СССР Гражданство … Википедия

    Кузнецова, Галина Николаевна - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кузнецова. Галина Кузнецова Дата рождения: 10 декабря 1900(1900 12 10) Место рождения: Киев Дата смерти: 8 … Википедия

    Смирнов, Игорь Павлович (литературовед) - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Смирнов. В Википедии есть статьи о других людях с именем Смирнов, Игорь. Игорь Павлович Смирнов … Википедия

    Кузнецова, Галина - Галина Николаевна КУЗНЕЦОВА (по мужу Петрова; 10 декабря 1900, Киев 8 февраля 1976, Мюнхен) русская поэтесса и писательница, мемуаристка. Содержание 1 Биография 2 Главная книга 3 Публикации … Википедия

Книги

  • Дышать самой Эмигрантский роман Женская проза , Теминдарова М.. Разочаровавшись в жизни, Алина вместе с подругами переезжает в Нью-Йорк, где ей выпадает шанс переоценить свою жизнь заново и начать всё сначала. Девушка знакомитсяс разными мужчинами, но…