Что заставляет людей бросать уютные квартиры и людные города и десятилетиями жить в некомфортных, а иногда опасных для жизни условиях? «Моя Планета» собрала истории самых интересных отшельников из разных стран.

Староверы в Хакасии

Знаменитые староверы-отшельники Лыковы более 40 лет прожили в изоляции в горах Хакасии: от цивилизации они ушли в Саянскую тайгу еще в 30-х годах по религиозным причинам. Выживали за счет охоты, собирательства, рыболовства, сами ткали одежду и мастерили обувь, высекали огонь с помощью кресала и кремня. Их заимку обнаружили совершенно случайно геологи в 1978 году, последовали публикации в СМИ, к отшельникам стали приезжать любопытствующие. Эта известность стала фатальной для семьи: из-за отсутствия контактов с внешним миром у Лыковых не было антител к большинству болезней, и они стали умирать один за другим. В 1981 году умерли трое взрослых детей основателя рода Карпа Осиповича, в 1988 году умер он сам в возрасте 81 года (его жена умерла еще в 1961 году от голода), в результате выжила и дожила до наших дней лишь младшая дочь Агафья Лыкова. В январе этого года она напомнила о себе, прислав письмо журналистам с просьбой найти ей помощника: «Нужна помощь с дровами, по хозяйству с огородомъ, сено косить, А я совсем, и годы больши, здоровя совсемъ плохо, болею круженнимъ. Дровъ дома нетъ, надо каждый день дрова таскать, и на такой работе псалъмы на ходу читать. Полностью задыхаюсь, и в морозы самое ето что до конца простыть, и ноги ознобишъ, и руки. И кроме дровъ хозяйство... Пока семья то была, все то живы были, на все дела хватаво. Печь всегда топили, стряпали в ней. Молились полунощницу все вместе. После полунощницы кто на каки дела, стряпать, но адинъ всегда оставалса на моленни». На просьбу 69-летней отшельницы о помощнике поступили отклики со всей России, доброволец был тут же найден. Недавно власти пытались переселить Агафью, но она в очередной раз отказалась переезжать из Таежного тупика и дала обещание не покидать заимку до самой смерти, как завещал ей отец.

Грузинский столпник

60-летний Максим Кавтарадзе на протяжении 20 лет живет на вершине 40-метрового столпа близ города Чиатура. Еду ему доставляют на лебедке послушники, живущие у подножия. К ним отшельник спускается лишь один-два раза в неделю — помолиться вместе. Подъем и спуск очень сложный и рискованный, занимает много времени. Но монах Максим не боится высоты и опасности: до монашества он работал оператором крана. А еще раньше вел неправедную жизнь: пил, торговал наркотиками и даже сидел в тюрьме — эти грехи он теперь искупает уединением и молитвой. Кавтарадзе принял монашеский обет в 1993 году и приложил все усилия для восстановления храма на вершине, в котором жили древние монахи-столпники до вторжения Османской империи. Впервые церковь на столпе Кацхи появилась между VI и VIII столетиями, на протяжении многих веков она была местом обрядов и молитв, но в XVII веке пришла в запустение и до недавних пор лежала в руинах. Усилиями Кавтарадзе церковь была восстановлена и вновь стала местом молитв. Теперь монах Максим мечтает лишь об одном — демонтировать лестницу и остаться наедине с Богом, но на это пока нет разрешения властей.

Японский Робинзон

Более 20 лет назад японский фотограф Масафуми Нагасаки поселился на крохотном острове Сотобанари в префектуре Окинава, став его единственным жителем. Последние известия о нем в прессе появлялись два года назад: на тот момент старику было 76 лет, он выглядел крепким и здоровым, ходил совершенно голым за исключением повязки на голове. Отшельник прекрасно чувствовал себя в роли Робинзона: ел рис, умывался дождевой водой, курил, гулял по джунглям и пляжу. Сообщалось, что раз в неделю Масафуми ездит на лодке в ближайшее поселение, чтобы купить пресной воды и еду на деньги, которые ему присылают родственники. Отшельник оставил не только цивилизацию, но и семью: молодую жену и детей. «Найти место, где хочешь умереть, — это очень важно, и я решил обрести покой здесь», — говорил он журналистам. О его дальнейшей судьбе, к сожалению, ничего неизвестно.

Китайский пещерный человек

55-летний китаец Фэн Мингшану живет в пещере уже более 20 лет. Он старательно избегает общения с людьми, и поэтому сведений о нем немного. По фотографиям, которые удалось снять журналистам в прошлом году, видно, что мужчина ходит голым и босым, собирает дрова, чтобы согреться, и с легкостью забирается на отвесную 50-метровую скалу, чтобы попасть в свой каменный дом. За 20 лет жизни в пещере он успел благоустроить жилище: выпилил подобие лестницы, вставил дверь в проем и повесил на окна занавески. По рассказам брата Фэна, отшельник никогда не любил общество, пещеру приметил еще в детстве, а окончательно уехал из цивилизации в 1993 году, покинув родной город Гаоба в провинции Шэньси. Незадолго до этого Фэну был поставлен диагноз «психоз», и он прошел краткий курс лечения. Власти обеспокоены судьбой отшельника и публично заявляют о желании вернуть пещерного человека в общество, намереваясь поселить его в доме для престарелых.

Австралийский Тарзан

Австралийский отшельник Майкл заслужил в прессе прозвище Тарзан тем, что прожил в джунглях на севере Квинсленда более 40 лет. Настоящее имя Майкла — Михаил Фоменко, он родился в Грузии в 1930 году. Его мать — грузинская княжна Елизавета Мачиабелли, отец — чемпион по легкой атлетике, преподаватель университета Даниил Фоменко. В конце 30-х годов семья уехала во Владивосток, затем в Японию, а с началом войны перебралась в Сидней. Каникулы Майкл обычно проводил на природе: в лесах Квинсленда и Тасмании. Физически он всегда был хорошо развит: выступал за атлетический клуб Северного Сиднея и даже был приглашен в сборную страны для участия в Олимпиаде 1956 года. Со временем страсть к путешествиям и жизни на природе стала сильнее запретов родителей. Им то и дело приходилось разыскивать сына в джунглях, среди аборигенов и даже в открытом море, куда он отправился однажды на каноэ, ориентируясь лишь по звездам, и пропал на три месяца — его нашли крайне истощенным и больным дизентерией. Отец всегда был на стороне Майкла и понимал его желание подражать греческому герою Одиссею в странствиях и путешествиях, но после его смерти мать попыталась вернуть сына в цивилизацию любой ценой. Сначала она отправила на его поиски полицейских — они нашли Михаила в набедренной повязке и арестовали за бродяжничество и непристойный вид, затем отдала на принудительное лечение в психиатрическую лечебницу. Этого Майкл матери не простил: сразу после выписки убежал в джунгли и остался там жить навсегда, устроив себе дом в корнях деревьев. Последний раз Михаила видели в городе пару лет назад: и, хотя ему было больше 80, он выглядел выносливым и сильным.

Идеи о «возвращении к истокам», о жизни в гармонии с природой во все времена волновали умы людей. Они популярны и сегодня, когда цивилизация распространилась почти во всех уголках земли и многие от нее устали.

ЛЫКОВЫ

Семья староверов Лыковых отправилась жить в леса Хакасии в 1930-е годы. Они жили вдали от цивилизации более 40 лет. Лыковы построили деревянную избу вблизи небольшой горной реки. Добывали еду посредством охоты (с помощью ям и другими способами), ловили рыбу, а также находили грибы, орехи и другие дикорастущие растения. Кроме того, у Лыковых было приусадебное хозяйство: они сажали репу, картофель, горох, коноплю и так далее. Соли в рационе не было.

Огонь добывался с помощью кремня и кресала. Отшельники шили себе платья из конопли с помощью станка, который изготовили самостоятельно.

Хозяйство Лыковых было найдено геологами в конце 1970-х годов. Об этих необычных людях узнали не только советские граждане, но и остальной мир. В Советском Союзе о них были написаны серии статей и даже книги .

В 1981 году три человека из семьи Лыковых - Дмитрий, Савин и Наталия (они являлись детьми основателей семьи Карпа и Акулины Лыковых) - скончались от пневмонии в возрасте от 41 года до 54 лет. Врачи, исследовавшие семью, считают, что их организмы не были готовы к вирусным инфекциям из внешнего мира. Гости, пришедшие для того, чтобы изучить семью, заразили их бактериями, которые для неподготовленных людей оказались смертельными.

В результате в живых осталась только младшая из семьи, Агафья Лыкова, 1945 года рождения. Поскольку она является староверкой, Русская православная старообрядческая церковь официально приняла ее в свое лоно в 2011 году.

ВИКТОР АНТИПИН

Виктор Антипин (Марцинкевич) родился в Смоленске в семье чиновника и работника библиотеки. Виктор получил два высших образования, одно из которых геологическое. Он мечтал жить в тайге и постепенно пришел к мысли, что человек должен вернуться к истокам, жить в дикой среде, не отрываться от природы.

В связи с этим Виктор Марцинкевич отправился в Сибирь, он путешествовал по реке Лене и в одной из деревень остановился на ночь у Анны Антипиной. В результате Виктор остался жить у Анны, и вскоре она забеременела. Виктор предложил вместе отправиться в лес, чтобы жить вдали от цивилизации. При этом он взял фамилию своей жены, поскольку его собственная фамилия указывала на его нерусское происхождение и меньше подходила к образу настоящего таежника.

В 1983 году они ушли в тайгу и удалились от цивилизации примерно на 200 километров. Двое родившихся детей умерли из-за отсутствия медикаментов. Позже родился еще один ребенок. Девочка, появившаяся на свет в 1986 году, страдала от недоедания (у матери не было молока из-за голода).

Через некоторое время Виктор с женой и дочкой ушли в район реки Бирюсы, где было больше возможностей для добычи пищи. Виктор решил пойти работать на предприятие по заготовке леса. Предприятие выделило Антипиным небольшой участок в лесу и небольшую хижину для ночевки. Однако через несколько месяцев предприятие закрылось. В семье появилось еще три ребенка, и Виктору пришлось наниматься на временные работы в соседних населенных пунктах.

Как и Лыковы, Антипины занимались охотой, ставили ловушки на различных лесных зверей и птиц. Одежда также изготавливалась самостоятельно. Кроме того, родители занимались домашним обучением детей - они научили их писать, читать, рисовать и т. д.

Однако проблемы семьи со временем только усиливались, и в начале 2000-х годов Анна решила покинуть лес. Она попросила помощи у местного начальника, и он вывез Анну и детей из тайги. Виктор остался жить в своей хижине и через несколько месяцев умер от голода.

ФИЛИППЫЧ

Отшельник Владимир Филиппович Еменка родился в Коми в селе Датта. Филиппыч, как его называют сейчас, с детства был приспособлен к условиям тайги, он умел охотиться и разводить костер.

Будучи подростком, Владимир работал в рыбном колхозе. Затем служил в советской армии и возвратился в родное село, женился. Но семейная жизнь у Владимира Филипповича не заладилась, и супруги развелись.

Тогда Филиппыч переехал ближе к реке Уде, те места были богаты диким зверем. Он охотился на соболей, волков и других животных. Решив стать отшельником, Филиппыч ушел в лес, в район реки Таги, ближе к родному селу. Отшельник продолжает охотиться, он добывает пушных зверей и не пользуется ружьем, чтобы не повредить шкуру.

Филиппыч крайне редко покидает тайгу, но иногда к нему заходят местные охотники и приносят ему журналы и книги, поскольку он очень любит читать в свободное время.

ЖИТОМИРСКИЕ ОТШЕЛЬНИКИ

Житомирские отшельники - это семья из трех человек: Иван Сирык, его жена Виктория и их сын Степан. Они жили в Москве. Иван был успешным художником-оформителем, даже создал собственный бизнес. Однажды супруги с сыном посетили дольмен на Кавказе. Там, по их словам, духи предков поделились с Иваном своей мудростью: они посоветовали ему бросить все дела и существовать отшельниками.

Они живут не очень далеко от цивилизации, в нескольких километрах от села Подлесное (Житомирская область). В лесу они построили небольшой домик, разделили его на три комнаты. Пол этого жилища покрыт соломой, имеется обогревательная печка. Дом предназначен для проживания в холодное время года, летом семья спит на соломе в «мастерских», покрытых стеклянной крышей, для того чтобы обозревать ночное небо.

Сирыки не занимаются охотой, они едят только растительную пищу. Их сын Степан ходит в школу, но очень редко, не чаще раза в месяц. В основном он получает домашнее образование.

САМАРСКИЕ ОТШЕЛЬНИКИ

Самарские отшельники - это не семья, а целая группа граждан. Они ушли в лес по религиозным мотивам. К такому образу жизни людей склонил отец Константин, бывший православный священник.

Вместе с группой своих учеников из Самарской области Константин переселился в район озера Беллин-Холь (Тыва). Причем, чтобы добраться до этого места, пришлось нанять дорогостоящий вертолет.

Люди поселились в рыбацких домиках, которыми давно никто не пользовался, затем выстроили более удобные деревянные дома. По свидетельствам очевидцев и родственников отшельников, быт в этом поселении был организован достаточно хорошо, люди не страдали и не умирали. Тем не менее в конце 2000-х годов российские спасательные службы, узнав о происходящем, эвакуировали людей с озера и отвезли обратно в Самару.

Полиция города Рим в штате Мэн, США, спустя десятилетия бесплодных поисков в апреле 2013 года смогла задержать таинственного Отшельника с Северного пруда. Кристофер Найт 27 лет прожил в глухом лесу, практически не вступая в контакт с человечеством. А если и выходил к людям, то лишь с целью кражи: в лагерях отдыха, магазинах, частных домах и других местах он добывал себе пропитание, одежду и другие предметы быта. К моменту, как он попал в руки правосудия, Найт подозревался в причастности к тысяче подобных преступлений.

Познакомимся с другими отшельниками, которые, несмотря на удаленность от цивилизации, смогли прославиться на весь мир.

Кристофер Найт родился в 1965 году, а с 1986 по 2013 год жил в лесах. Вырос в благополучной, по его же словам, семье, планировал выучиться на компьютерного специалиста (о чем свидетельствует фото, датированное 1984 годом).

Но устал от цивилизации и стал жить в лесу. Позднее, когда полиция задержала его, Найт сказал, что решение принял после Чернобыльской аварии, однако напрямую связывать поступок с катастрофой отшельник не стал, заявив, что просто хотел быть один.

В ходе следствия полиция установила, что, пока Найт жил в лесу, он совершил больше тысячи краж со взломом. Но меры эти были необходимы - для добычи книг и еды.

28 октября 2013 года Найта приговорили к семи месяцам тюрьмы, которые он к тому моменту уже успел отбыть в предварительном заключении.

Жертвам своих налетов он должен был отдать полторы тысячи долларов.

Кристофер Маккэндлесс - один из самых известных отшельников нашего времени. У него было отличное образование, но по убеждениям он был ярым антиглобалистом и противником общества потребления. По этой причине он ушел в добровольное изгнание и путешествовал по Северной Америке.

Родители Криса наняли частного детектива, и тот узнал, что их сын перевел 24 тысячи долларов для OXFAM (Оксфам) - международного объединения из 17 организаций, целью деятельности которых является решение проблем бедности и связанной с ней несправедливостью во всем мире.

В своих скитаниях мужчина добрался до Аляски, где нашел заброшенный автобус, в котором и остался жить. Однако в августе 1992 года произошло несчастье - пробыв 113 дней в автобусе, Маккэндлесс скончался от отравления неизвестными ягодами.

Вероятная дата смерти отшельника - 18 августа, за 19 дней до появления у автобуса шестерых жителей Аляски, обнаруживших тело внутри.

Про путешествия Маккэндлесса был написан документальный роман «В диких условиях», а Шон Пенн снял одноименный фильм.

Масафуми Нагасаки когда-то работал фотографом, но ушел от цивилизации более 20 лет назад и живет на крошечном необитаемом острове Сотобанари, который входит в префектуру Окинава.

Ему 78 лет. До недавнего времени старик выглядел довольно крепким, курил, питался рисом и прогуливался по своим владениям нагишом. Каждую неделю Нагасаки ходит в ближайшую деревню, чтобы купить пресную воду и рис, на которые ему присылают деньги родные.

Нагасаки считает, что он не делает того, что ему диктует общество, а следует законам природы. Ведь человек не способен победить природу, поэтому единственное, что мы можем, - это полностью ей подчиниться. Он это понял сразу, как переехал в лес, и ему там хорошо.

«Кто-то думает, что умереть в больнице или в окружении семьи нормально. Я выбрал природу. Разве можно придумать что-то лучше?» - рассказал о своем образе жизни Масафуми.

живет на вершине 40-метрового Кацхийского столпа в Грузии с 1997 года. У Кавтарадзе монашеский сан, еду и воду ему доставляют послушники из монастыря города Чиатура. Отшельник спускается к ним не более двух раз в неделю, чтобы помолиться.

Как говорит сам Максим, отшельничество - это расплата за прежние грехи. Раньше монах много пил, занимался продажей наркотиков, за что и угодил в тюрьму. После выхода на свободу он переосмыслил свою жизнь и обратился к богу.

Первую зиму Кавтарадзе провел в склепе. В 1999 году Минкульт восстановил церковь X века у подножья Кацхийского столпа.

В 2005 году вершина столпа была расчищена почти полностью. Был восстановлен монастырский комплекс. Руины были тщательно разобраны и заново собраны.

Тимоти Тредуэлл , или, как его еще называют, Человек-гризли, прожил вдали от цивилизации на Аляске 13 лет. Экологический активист, защитник медведей и режиссер пропагандировал здоровую жизнь вдали от городов. Родился он в Нью-Йорке, всю жизнь увлекался спортом.

В колледже впал в депрессию после того, как его не утвердили на роль в молодежном сериале. Начал пить, употреблял наркотики, и именно от них сбежал к природе.

К сожалению, в 2003 году ученый и его подруга Эми Хугунард погибли - их съели те же гризли, с которыми они так любили общаться.

Как писали позднее СМИ, медведи не любят свежую плоть, и то, что они сразу съели двух людей, говорит о том, что они были очень голодны. Останки косолапые припрятали в земле, их обнаружил лесничий. На месте также осталась сделанная случайно видеозапись происшествия.

Местный лесник, к слову, не удивился, и признался, что предвидел такой исход. «Вопрос был не в том, произойдет ли трагедия, а в том, когда это случится», - вздохнул лесник, не раз наблюдавший за безумными пробежками Тредуэлла по степи.

В 2005 году режиссер Вернер Херцог снял документальный фильм о Человеке-гризли.

Карп и Акулина Лыковы ушли в тайгу в 30-е годы XX века. До этого они жили в деревеньке Тиши у реки Большой Абакан. Когда коллективизация добралась до этих мест и стало понятно, что спокойной жизни им не видать, Лыковы ушли жить в Саянскую тайгу, где обзавелись большой семьей.

Остановились неподалеку от берега горного притока реки Еринат, построили избу из дерева. Охотились, ловили рыбу, собирали в лесу грибы и орехи, сделали огород. Огонь добывали кремнем и кресалом, одежду шили из конопли на самодельном станке.

Их случайно обнаружили геологи в 1978 году. Лыковы не знали, что разразилась и закончилась Великая Отечественная война, о бомбардировках Хиросимы и Нагасаки, о крушениях самолетов и других событиях, сотрясавших мир на протяжении 40 лет, пока они находились вне цивилизации.

Но их отшельническая судьба закончилась печально. Они утратили иммунитет к болезням, распространенным в остальном мире, и заразились вирусом - вероятно, от тех же геологов. В 1988-м умер старик Карп. Из всей семьи в живых осталась только их дочь Агафья, которой сейчас 74 года.

Агафья все еще живет в тайге. Ее отметили медалью «За веру и добро». Буквально на днях Агафья приболела и попросила благословения на то, чтобы избавляться от хвори с помощью медикаментов.

- бывший миллионер, который покинул цивилизацию после обвала фондового рынка в 1987 году, когда он потерял 6,5 миллионов фунтов стерлингов.

После такого краха у него остались деньги на черный день, и в 1993 году он решил взять на 43 года в аренду крохотный островок Возрождения (Restoration Island) близ северо-восточного побережья Австралии. Это обходится ему в 13 тысяч фунтов стерлингов в год.

Даже живя в глуши, предприниматель продолжает торговать ценными бумагами через интернет, а деньги тратит на оплату аренды острова. А чтобы на острове был интернет, мужчина установил солнечные батареи для заряда компьютера и обзавелся спутниковой связью.

Также Глэшин выращивает овощи, ловит рыбу и крабов, собирает кокосы и варит себе пиво.

Вместе с Дэвидом на острове живет его собака Квази и женский манекен, который Глэшин зовет Русалкой.

Бывший богач не хочет покидать остров. «Я хочу умереть здесь, где же еще? Это мой рай на земле».

Теодор Джон Казински получил от сотрудников ФБР прозвище Унабомбер, образованное от UNiversities and Airlines BOMbings (УНиверситеты и Авиакомпании БОМбардировки).

До того как он ушел от мира на долгих 24 года, его знали как вундеркинда: в 20 лет окончил вуз, в 26 лет стал доктором математических наук. Но в какой-то момент его одолел депрессивный психоз, появилась боязнь современных технологий.

Проработав некоторое время в Беркли, он уволился, переехал в горы штата Монтана, где на лесном участке построил себе фанерный дом. Создал собственную идеологию, перестал пользоваться электричеством и какими-либо инструментами. А в своей работе вместо компьютера пользовался пишущей машинкой.

В итоге был приговорен к пожизненному заключению за терроризм: начиная с 1978 года он рассылал по университетам и авиакомпаниям США самодельные бомбы по почте, дабы «остановить прогресс, убивающий природу».

Всего было доставлено 16 бомб-посылок. От взрывов погибли три человека, ранены еще 23. В жертвы он выбирал ученых, предпринимателей и деятелей рекламного бизнеса.

Иногда тяжесть бытия может быть невыносимой. Стремительное развитие технологий, политические неурядицы, напряженные личные отношения часто являются причиной мечтаний о побеге от сложностей современной жизни в лоно природы.

Для большинства это желание трансформируется в туристические походы или же банальные пикники на открытом воздухе, но есть и люди, кто воплощает свои мечты в реальность.

Вот истории семи отчаянных смельчаков, которые отправились жить вдали от цивилизации среди дикой природы.

1. Кристофер Мак Кэндлесс

Самый известный отшельник, герой книги Джона Кракауэра "В диких условиях", а также фильма американского режиссера Шона Пенна, Кристофер Мак Кэндлесс (который переименовал себя в "Александра Супертрампа" (Супербродяга)) мечтал жить в дали от цивилизованного общества на просторах Аляски.

Не смотря на хорошее образование, перспективы в работе и принадлежность к высшим слоям среднего класса Америки, Кристофер был разочарован в идеологии общества потребления.

К сожалению, пропутешествовав 113 дней по аляскинским землям, МаКэндлесс умер в августе 1992 года в чаще леса от отравления ягодами и голода.

2. Тимоти Тредвелл

Тим Тредвелл - эколог, любитель-натуралист, эко-воин и режиссер-документалист, который жил среди медведей гризли в национальном парке Катмай на Аляске.

Он жил среди медведей без какой-либо защиты в течении 13 лет. Но в конце лета прошлого года удача отвернулась от отважного эколога - и его вместе с подругой Эми Хугунард убил и съел медведь.

Хотя некоторые считают Тредвела наивным идеалистом, его активизм в защиту природы приносил весомые результаты. История жизни Тимоти увековечена в документальном фильме "Человек-гризли".

3. Генри Дэвид Торо

Торо - известный американский писатель, естествоиспытатель, философ и критик. В своей самой известной книге под названием "Уолден" он описывает период отшельничества, когда он жил в удаленной хижине близ озера Уолден, штат Массачусетс.

Позднее Торо вернулся в общество. По его словам, ему нужно было пожить в изоляции от общества, чтобы получить объективное представление о нем.

4. Тед Качинский

Также печально известен как Унабомбер. Качинский крайне радикально критиковал цивилизацию и современные технологии.

Талантливый математик с перспективной академической карьерой в конце концов оставил преподавание на кафедре университета Калифорнии в Беркли, чтобы жить в глуши, без водопровода и электричества в дебрях штата Монтана.

Там Качинский начал свою террористическую кампанию, отправив по почте 16 бомб на различные объекты, включая университеты и авиалинии, убив трех человек и ранив 23.

Свои действия и взгляды он описал в манифесте под названием "Индустриальное общество и его будущее". Унабомбер отбывает срок без права досрочного освобождения в федеральной тюрьме.

5. Ной Джон Рондо

Ной Рондо - хорошо известный отшельник, который укрылся от цивилизации в горах Адирондак, штат Нью-Йорк. Прежде чем удалиться в пустынь в возрасте 46-ти лет, Рондо заявил, что " не удовлетворен миром и назревающими тенденциями".

Не смотря на относительную удаленность и изолированность, Рондо принимал посетителей и даже играл для них на скрипке. К сожалению, через некоторое время отшельник был вынужден переехать из своего дома в горах и, в конце концов, умер в 1967 году.

6. Поль Гоген

Поль Гоген - ведущий деятель постимпрессионизма, писатель и художник, известный благодаря своему примитивистскому стилю и философии.

В 1891 году, разочарованный отсутствием признания у себя на родине и имея финансовые проблемы, Гоген принял решение уехать в тропики. Тем самым он хотел избежать "искусственных условностей" цивилизации.

Последние годы своей жизни он провел на Таити и Маркизских островах. Работы этого периода посвящены жителям этих островов.

7. Отцы-отшельники

На протяжении многих веков монахи и подвижники различных вероисповеданий в поисках истины и Бога, с целью обретения духовной чистоты, покидали "нечестивую цивилизацию" и уходили в пустоши.

Одним из примеров был орден "Отцов-пустынников," христианских отшельников, которые ушли из городов "языческого мира" и поселились в египетской пустыне.

Наиболее известным среди отцов-пустынников был Антоний Великий, который стал первым известным аскетом, который ушел жить непосредственно в пустыню.

Справка: Mother Nature Network - это сайт, который специализируется на экологических новостях и социально-ответственной информации. Платформа была запущена в 2009 году и с тех пор считается авторитетным источником информации для всех, кто серьезно переживает за окружающую среду. MNN создает контент для таких разделов, как Планета Земля, Транспорт, Бизнес, Технологии, Продукты питания, Дом, Образ жизни, Семья.

2017-11-07 19:57:54


Идеи о «возвращении к истокам», о жизни в гармонии с природой во все времена волновали умы людей. Они популярны и сегодня, когда цивилизация распространилась почти во всех уголках земли. И многие от нее устали.

ЛЫКОВЫ
Семья староверов Лыковых отправилась в леса Хакасии ещё в 1930-е годы. Они жили вдали от цивилизации более 40 лет. Лыковы построили деревянную избу вблизи небольшой горной реки. Добывали еду посредством охоты (с помощью ям и другими способами), ловили рыбу, а также собирали грибы, орехи и другие дикорастущие растения. Кроме того, у Лыковых имелось приусадебное хозяйство: они сажали репу, картофель, горох, коноплю и так далее. Соли в рационе не было. Огонь добывался с помощью кремня и кресала. Отшельники шили себе одежду из конопли с помощью ткацкого станка, который изготовили самостоятельно. Хозяйство Лыковых было обнаружено геологами в конце 1970-х годов. Об этих необычных людях узнали не только советские граждане, но и весь мир. В Советском Союзе о них были написаны серии статей и даже книги. Автор — спецкор «Комсомолки» Василий Песков.
В 1981 году три человека из семьи Лыковых - Дмитрий, Савин и Наталия (они являлись детьми основателей семьи Карпа и Акулины Лыковых) - скончались от пневмонии в возрасте от 41 года до 54 лет. Врачи, исследовавшие семью, считают, что их организмы не были готовы к вирусным инфекциям из внешнего мира. Гости, пришедшие для того, чтобы изучить семью, заразили их бактериями, которые для неподготовленных людей оказались смертельными. В результате в живых осталась только младшая из семьи, Агафья Лыкова, 1945 года рождения. Поскольку она является староверкой, Русская православная старообрядческая церковь официально приняла ее в свое лоно в 2011 году.


ВИКТОР АНТИПИН
Виктор Антипин (Марцинкевич) родился в Смоленске в семье чиновника и работника библиотеки. Виктор получил два высших образования, одно из которых геологическое. Он мечтал жить в тайге и постепенно пришел к мысли, что человек должен вернуться к истокам, жить в дикой среде, не отрываться от природы. В связи с этим Виктор Марцинкевич отправился в Сибирь, он путешествовал по реке Лене и в одной из деревень остановился на ночь у Анны Антипиной. В результате Виктор остался жить у Анны, и вскоре она забеременела. Виктор предложил вместе отправиться в лес, чтобы жить вдали от цивилизации. При этом он взял фамилию своей жены, поскольку его собственная фамилия указывала на его нерусское происхождение и меньше подходила к образу настоящего таежника. В 1983 году они ушли в тайгу и удалились от цивилизации примерно на 200 километров. Двое родившихся детей умерли из-за отсутствия медикаментов. Позже родился еще один ребенок. Девочка, появившаяся на свет в 1986 году, страдала от недоедания (у матери не было молока из-за голода). Через некоторое время Виктор с женой и дочкой ушли в район реки Бирюсы, где было больше возможностей для добычи пищи. Виктор решил пойти работать на предприятие по заготовке леса. Предприятие выделило Антипиным небольшой участок в лесу и небольшую хижину для ночевки. Однако через несколько месяцев предприятие закрылось. В семье появились еще три ребенка, и Виктору пришлось наниматься на временные работы в соседних населенных пунктах. Как и Лыковы, Антипины занимались охотой, ставили ловушки на различных лесных зверей и птиц. Одежда также изготавливалась самостоятельно. Кроме того, родители занимались домашним обучением детей - научили их писать, читать, рисовать и т. д. Однако проблемы семьи со временем только усиливались, и в начале 2000-х годов Анна решила покинуть лес. Она попросила помощи у местного начальника, и он вывез Анну и детей из тайги. Виктор остался жить в своей хижине и через несколько месяцев умер от голода.


ФИЛИППЫЧ
Отшельник Владимир Филиппович Еменка родился в Коми в селе Датта. Филиппыч, как его называют сейчас, с детства был приспособлен к условиям тайги, он умел охотиться и разводить костер. Будучи подростком, Владимир работал в рыбном колхозе. Затем служил в советской армии и возвратился в родное село. Женился. Но семейная жизнь у Владимира Филипповича не заладилась, и супруги развелись. Тогда Филиппыч переехал ближе к реке Уде, те места были богаты диким зверем. Он охотился на соболей, волков и других животных. Решив стать отшельником, Филиппыч ушел в лес, в район реки Таги, ближе к родному селу.
Отшельник продолжает охотиться, он добывает пушных зверей и не пользуется ружьем, чтобы не повредить шкуру. Филиппыч крайне редко покидает тайгу, но иногда к нему заходят местные охотники и приносят журналы и книги, поскольку он очень любит читать в свободное время.


ЖИТОМИРСКИЕ ОТШЕЛЬНИКИ
Житомирские отшельники - это семья из трех человек: Иван Сирык, его Виктория и их сын Степан. Они жили в Москве. Иван был успешным художником-оформителем, даже создал собственный бизнес. Однажды супруги с сыном посетили дольмен на Кавказе. Там, по их словам, духи предков поделились с Иваном своей мудростью: они посоветовали ему бросить все дела и существовать отшельниками. Они живут не очень далеко от цивилизации, в нескольких километрах от села Подлесное (Житомирская область). В лесу они построили небольшой домик, разделили его на три комнаты. Пол этого жилища покрыт соломой, имеется обогревательная печка. Дом предназначен для проживания в холодное время года, летом семья спит на соломе в «мастерских», покрытых стеклянной крышей, для того чтобы обозревать ночное небо. Сирыки не занимаются охотой, они едят только растительную пищу. Их сын Степан ходит в школу, но очень редко, не чаще раза в месяц. В основном он получает домашнее образование.


САМАРСКИЕ ОТШЕЛЬНИКИ
Самарские отшельники - это не семья, а целая группа граждан. Они ушли в лес по религиозным мотивам. К такому образу жизни людей склонил отец Константин, бывший православный священник. Вместе с группой своих учеников из Самарской области Константин переселился в район озера Беллин-Холь (Тыва). Причем, чтобы добраться до этого места, пришлось нанять дорогостоящий вертолет. Люди поселились в рыбацких домиках, которыми давно никто не пользовался, затем выстроили более удобные деревянные дома. По свидетельствам очевидцев и родственников отшельников, быт в этом поселении был организован достаточно хорошо, люди не страдали и не умирали. Тем не менее в конце 2000-х годов российские спасательные службы, узнав о происходящем, эвакуировали людей с озера и отвезли обратно в Самару.