РМС реализует различные программы, направленные на поддержку музыкантов и развитие отечественного музыкального искусства.

Программа помощи ветеранам музыкального искусства

Прежде всего помощь Союза необходима ветеранам музыкального искусства – композиторам, исполнителям, музыковедам, концертмейстерам и другим деятелям культуры, которые посвятили всю свою жизнь музыке, а теперь находятся на пенсии. За плечами у них богатый опыт – творческие взлеты, победы в конкурсах, концерты. Наша задача – дать им возможность по-прежнему общаться с коллегами, делиться своим опытом с молодыми музыкантами. Важно также не оставить в беде тех, кто оказался в сложной жизненной ситуации.

Программа поддержки молодых талантов

Молодые люди, которые решили связать свою жизнь с музыкой, также нуждаются в поддержке. В начале карьеры они сталкиваются с целым рядом трудностей, и в наших силах помочь им их преодолеть. При содействии Союза записываются альбомы одаренных исполнителей, устраиваются концерты с участием студентов и выпускников музыкальных вузов. Одобрение старших коллег, признание таланта вдохновляют начинающих артистов на новые свершения. Поддержка молодых талантов – это вклад в будущее отечественной музыкальной культуры.

Программа поддержки музыкальных фестивалей и конкурсов

Союз проводит творческие конкурсы и встречи, участвует в организации концертов, выдает гранты на развитие проектов в области культуры и искусства.

Выявить талантливых композиторов и исполнителей помогают фестивали студенческого творчества. Союз выделяет призы победителям молодежных музыкальных фестивалей и содействует проведению мероприятий по поддержке музыкальных учебных заведений.

При поддержке Союза проходят фестивали «Петербургская музыкальная весна» и «Москва встречает друзей», фестиваль современной музыки «Московская осень», фестиваль камерного исполнительства «Серебряная лира», Международный день джаза, фестивали «Джаз в саду Эрмитаж» и «Царь-Джаз» имени Георгия Гараняна, молодежный фестиваль «Фестос», телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик», фестиваль «Композиторы России – детям Подмосковья».

Программа популяризации достижений отечественной музыкальной культуры

Имена великих русских музыкантов известны далеко за пределами нашей страны. Их творчество оказало огромное влияние на развитие не только отечественной, но и мировой музыкальной культуры. Союз уделяет большое внимание распространению и популяризации музыки российских авторов и исполнителей – как классической, так и современной.

Союз тесно сотрудничает с ФГУП «Фирма Мелодия» и другими крупными музыкальными издательствами. Опираясь на профессиональную поддержку партнеров, Союз выпускает альбомы и сборники с записями произведений выдающихся российских музыкантов. Также Союз помогает своим членам в издании альбомов и продвижении их творческих проектов.

РМС ведет активную работу по расширению международных связей. В планах Союза – участие в музыкальном фестивале в Каннах (Франция), Эдинбурге (Великобритания), Музыкальной ярмарке во Франкфурте (Германия), творческие обмены делегациями с аналогичными союзами ведущих стран мира.

Встреча была на редкость представительной, в подобном составе эксперты сферы образования собираются нечасто. И хотя в аудитории доминировали ректоры - Виктор Садовничий, Михаил Стриханов, Николай Кудрявцев, Виталий Рубцов, Анатолий Александров, Ярослав Кузьминов и другие, были и депутаты Госдумы (Александр Дегтярев, Олег Смолин, Ирина Роднина), и руководители общественных организаций. Минобрнауки представлял замминистра Игорь Реморенко, курирующий школьное образование и молодежную политику.

В самом начале заседания Ольга Голодец напомнила, что весной прошлого года был принят Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, однако многие поставленные задачи до сих пор не решены - например, не разработаны требования к программам предпрофессионального образования в области искусств. Впрочем, на заседании Национального координационного совета акцент был сделан на других вопросах: что нужно предпринять в масштабах страны для выявления одаренных детей, в том числе как совершенствовать систему интеллектуальных состязаний школьников и студентов.

Дети из богатых семей - самые одаренные?

На заседании были представлены результаты первого всероссийского исследования отношения граждан к талантам - по инициативе ВШЭ полевые работы провел Фонд «Общественное мнение». Результаты, по словам управляющего директора фонда Елены Петренко, оказались удивительными даже для социологов.

В числе основных выводов - конец мифа об «уравнительном сознании». На вопрос, согласны ли вы с тем, что культуру развивают лишь немногие, наиболее талантливые люди, 56% опрошенных ответили утвердительно. «Это значит, что общество вышло из советской шинели, с уравнительными ценностями мы практически расстались, - считает Елена Петренко. - Наше сознание не является уравнительным». А 36% опрошенных согласны с тем, что рост экономики (и в конечном счете благосостояние каждого из нас) определяется вкладом 3-5% талантливых и энергичных людей.

Следующий раздел опроса - кто же должен платить за развитие способностей одаренных детей, в какой мере необходимы соплатежи родителей. Менее трети опрошенных в выборке «население» и четверть в выборке «родители» уверены, что развитием талантов ребенка должна заниматься семья, а не государство. О важности роли государства в развитии талантов говорят 67% в выборке «население» и 73% в выборке «родители». Однако родители могут брать на себя максимум ответственности: 75% опрошенных готовы отказаться от важных для них жизненных благ ради развития таланта ребенка.

На вопрос, готовы ли вы платить за дополнительное образование, развивающее способности вашего ребенка, 33% наиболее обеспеченной части населения (верхний из пяти квинтилей) отвечают «да, уже платим», такой же ответ дают 37% чуть менее обеспеченной части (второй квинтиль). По мнению ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, это важный показатель: представители первого квинтиля платят меньше, чем представители второго. То есть социальные блага достаются обладателям больших доходов - в бесплатный сектор поддержки талантов попадают в большей степени дети очень обеспеченных родителей.

Еще один сюжет, который рассматривался в рамках исследования, - в какой школе нужно учиться для развития одаренности. Большая часть опрошенных говорит о необходимости расширения возможностей общеобразовательной школы, меньше трети - о развитии сети специализированных школ и обеспечения прозрачной системы отбора в них. Налицо противоречие: большинство хочет, чтобы дети учились в обычной школе, но скептически оценивает ее возможности по развитию одаренности. И, как заметила Елена Петренко, ответы респондентов отражают сложившуюся на сегодня практику. Чем выше уровень дохода респондентов, тем чаще они утверждают, что для одаренных детей необходимы специальные школы.

Впрочем, на вопрос о том, как набирают детей в такие школы, большинство опрошенных отвечает, что туда можно попасть не только благодаря способностям, но и за плату, по знакомству. В верхнем квинтиле 14% утверждают, что в спецшколы отбирают преимущественно по способностям, и это означает, что дети из таких семей реально учатся. Чем состоятельнее семья, тем чаще дети учатся в лицеях и гимназиях - и строго наоборот: чем ниже уровень семейного дохода, тем реже ребенок там оказывается.

Университеты и олимпиады

С содокладами о совершенствовании системы интеллектуальных состязаний для выявления одаренных школьников и студентов выступили Ярослав Кузьминов и ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий.

Ярослав Кузьминов говорил о сфере ответственности университетов в вопросах поиска и выращивания талантов в научной и профессиональной сфере (за рамками обсуждения остались спорт и искусство). Здесь есть несколько проблем: школа ориентирована на освоение программы общего образования и не стимулирует к получению дополнительных знаний, олимпиады проводятся только по школьным предметам, и у детей нет возможности примерить к себе профессиональные роли. На факультеты психологии, социологии или почвоведения от трети до половины студентов, пусть даже сильных, приходят случайно - соответствующих предметов они в школе не изучали.

Вузы заинтересованы в сильных студентах, и этот интерес будет стимулировать конкуренция за госзадание по показателям качества приема, которую с этого года вводит Минобрнауки. Новый закон «Об образовании в РФ» впервые разрешил вузам заниматься общим образованием - открывать свои лицеи и лицейские классы. Однако система работы со школьниками в конкретных вузах в большей степени ориентирована на подготовку абитуриентов для себя (преимущественно на платных подготовительных курсах), нежели на поиск талантливых школьников. И для эффективной работы с одаренными детьми у вузов нет ни базы, ни умений, ни стимулов, ни ресурсов. «Такую модель поведения вузов мы должны попытаться изменить», - считает ректор ВШЭ.

Работа вузов с одаренными школьниками - это отбор «готовых» талантов и «выращивание» талантов, причем главной формой этой работы на сегодняшний день являются олимпиады. Однако в олимпиадном движении есть проблемы: общество сомневается в объективности проведения олимпиад (об этом свидетельствуют регулярные обращения в Общественную палату), но в то же время само стремится использовать олимпиады как способ внеконкурсного поступления в вуз. Этому нужно противопоставить другие действия, обеспечив заинтересованность участия в олимпиадах, начиная с младших классов.

Каковы направления развития олимпиадного движения?

Нужно совершенствовать систему олимпиад: усиливать контроль, обеспечивать прозрачность, вырабатывать единые правила, которые не стесняли бы инициативу. Необходимо расширять практику конкурсов проектов по прикладным направлениям - аналоги всероссийского конкурса «Шаг в будущее», который организует Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (МГТУ). Конкурсы проектов можно проводить и в других сферах - сельском хозяйстве, социальной работе, менеджменте. Точно так же олимпиады можно проводить по предпрофильным предметам - от философии до медицины (на сегодняшний день представлены только инженерия, экономика и право), причем «стаж» новых олимпиад и конкурсов, позволяющий победителям получать льготы при поступлении в вузы, должен быть сокращен до одного года.

Охват школьников олимпиадными состязаниями должен быть намного больше - привлекать детей младшего возраста, с ограниченными возможностями здоровья, из малодоходных семей, отдаленных местностей. Самый очевидный способ - ввести квоты для разных категорий детей, вовлекая в контроль за их использованием общественные палаты регионов. Что касается Всероссийской олимпиады школьников, то в ее проведении могли бы участвовать ведущие вузы - на сегодняшний день целый ряд направлений «всероса» организованы не очень удачно: так, на региональный этап иногда попадают дети, не участвовавшие в школьном этапе. Общественный и методический контроль со стороны университетов помог бы решить многие проблемы.

Что касается олимпиад, которые проводит Российский совет олимпиад школьников, то за последние три года в три раза увеличилась доля их участников из невыпускных классов. Нужно и дальше увеличивать эту долю, также увеличивая количество школьников из разных регионов. Одно из радикальных предложений - публиковать в интернете работы всех победителей олимпиад: несмотря на то, что эту информацию можно счесть персональной, человек на ее основе претендует на бюджетное место в вузе и поэтому вряд ли будет возражать против ее раскрытия.

В 2014 году будут отработаны практики финансирования и методического контроля лицея и лицейских классов при столичных вузах. Правительство Москвы будет перечислять вузам норматив на одного ученика, а остальные расходы вузы будут нести сами. В эксперименте будут участвовать МГУ, ВШЭ и Российский университет дружбы народов (РУДН), и это будет попытка создания альтернативы элитным школам. Важно, чтобы лицеи в составе ведущих университетов оставались бесплатными, чтобы там выделялись квоты для детей из малодоходных семей и семей с низким уровнем образования родителей. Таким образом, будет осуществляться социальное перемешивание - функция, которую образование выполняет в обществе.

«Избежать конкурентного индивидуализма»

Виктор Садовничий, в свою очередь, выступил с докладом о вузовских олимпиадах и других интеллектуальных состязаниях. Однако, по его собственной оценке, эта задача оказалось более сложной, потому что системы сопровождения талантливых людей в вузах фактически нет, и сейчас мы стоим у истоков ее формирования. Нужна траектория поддержки талантов, начиная от школы и заканчивая работой, а для ее создания - «системная интеграция школы, вуза и работодателя». Есть примеры участия в поддержке талантов общественных организаций - таких, как фонд «Русский мир» или Русское географическое общество.

Есть разные формы работы с одаренными студентами - фестиваль науки (в последнем участвовало 400 тысяч молодых людей), олимпиады, универсиады, научные конференции, летние и зимние школы и прочие, у вузов здесь безграничное поле для работы. Однако мотивация для участия в таких мероприятиях у студентов «затухает» к пятому курсу, потому что они думают о работе. Хотя, например, в международных студенческих олимпиадах по программированию наши команды постоянно занимают призовые места. Есть и множество других примеров, однако их нельзя считать системной работой. Даже грантовой поддержки участия молодых людей в олимпиадах нет - все ограничивается дипломами и разовыми премиями. «Мы провели исследование успешных практик внутривузовского сопровождения одаренной молодежи. Картинка меня не радует», - заявил Виктор Садовничий.

В ходе обсуждения докладов были высказаны различные точки зрения и предложения.

Так, Анатолий Александров, ректор МГТУ имени Баумана, заявил, что если олимпиады и вызывают нарекания, то лишь у людей, которые в них не участвовали и участвовать не могут в силу ограниченности интеллектуальных возможностей. Благодаря конкурсу «Шаг в будущее» удается находить ребят с особенным складом ума, и дальше их нужно сопровождать, разрабатывать для них индивидуальные карты развития, отправлять на практику в лучшие вузы России и за рубеж.

Председатель Комитета по образованию Госдумы Александр Дегтярев предложил обсудить проблему конкурсного отбора в старшие классы школ. В высшем образовании выделена группа ведущих вузов, почему же нельзя выделить элитные школы в общем образовании? Законом школе дано право создания лицейских, гимназических классов, но вопрос отбора в эти классы не оговорен, да и это прерогатива не закона, а нормативных актов органов управления образованием. И если набор в первый класс, конечно, должен проводиться на общих основаниях, то в 10-11 классы вполне можно отбирать по конкурсу, то есть «ранжировать детей по степени одаренности». И такие классы точно станут поставщиками абитуриентов в ведущие университеты страны.

Первый заместитель председателя Комитета по образованию Олег Смолин акцентировал внимание на том, что в погоне за достижениями дети зачастую становятся жертвами так называемого «конкурентного индивидуализма», когда «человек испытывает радость от собственного успеха, связанного с поражением другого». Депутат считает, что социальная солидарность для развития таланта и творчества не менее важна, чем стремление человека к достижениям: «Рискну утверждать, что опыт СССР, Японии, Южной Кореи, Финляндии показывает, что общий высокий уровень образования населения не менее, а, может быть, даже более важен для модернизации страны, чем отдельные выдающиеся достижения». Конечно, нужно отбирать талантливых людей и создавать им хорошие условия, но в рамках этой стратегии нужно добиваться равенства возможностей - в частности, путем выделения квот на участие в олимпиадах или обучения в бесплатных гимназиях при ведущих университетах. Олег Смолин предложил распространять на максимальное количество школ передовой опыт работы с одаренными детьми - например, посвятить одно из следующих заседаний Координационного совета достижениям творческой педагогики, пригласив на него таких известных педагогов-новаторов, как Ямбург или Щетинин.

Олега Смолина поддержал ректор Московского городского психолого-педагогического университета Виталий Рубцов, также предложивший распространять опыт лучших учителей и школ: «Наши педагоги не умеют работать с одаренными детьми, не знают, как создавать им условия. Технологии и методы работы с одаренностью в России поставлены слабо». А Ярослав Кузьминов согласился с тем, что необходима программа преодоления «болезни конкурентного индивидуализма и одиночества»: «Это очень важно, и мне приятно, что мы с моим традиционным оппонентом Олегом Смолиным думаем одинаково. Я бы пошел дальше и предложил конкретные инструменты и мероприятия - не только распространение опыта творческой педагогики, но и другие шаги: например, легитимизировать конкурсы команд и коллективных проектов, которые сейчас отрицаются всей нормативной системой поощрения и оценки результатов, конкурсы социальных проектов, развитие школьного самоуправления. Молодежь не имеет навыков координации, решения задач за других или в пользу других - давайте об этом тоже подумаем, это укладывается в рамки нашей деятельности по выявлению талантов. Нам нужны таланты не только инженеров, но и социальных организаторов».

«Нужно в принципе менять систему образования»

Итоги заседания подвела Ольга Голодец, заявившая, что для выявления талантов и одаренности у детей нам нужно в принципе менять систему образования. Некоторые виды одаренности «мы просто пропускаем, мы их не видим». Вице-премьер рассказала, что недавно она с большой делегацией ездила в Финляндию - «думала, что у нас большой разрыв, но не думала, что он настолько велик». Чтобы обеспечить качество жизни своей нации, люди по-другому относятся к системе образования, не стесняются в старших классах поставить трехгодичный курс домоводства или курс музыки, когда обязательной дисциплиной является игра в вокально-инструментальном ансамбле. Ведь если человек ни разу не играл на музыкальном инструменте, если мама его не привела, мы не знаем, талантлив он или нет. Поэтому ребенок, обучаясь в школе, должен на хорошем уровне попробовать себя и в музыке, и в спорте, и во многом другом, после чего сказать, что ему нравится то или это.

Понятно, что дети могут быть талантливы в чем-то, но таланты иногда сочетаются неожиданным образом. Стив Джобс был не только талантливым инженером, но и дизайнером. Однако если у человека обнаружился талант инженера и он учится в соответствующей школе, то он не сможет проявить свои дизайнерские способности - и наоборот. А ведь именно уникальное сочетание талантов может дать креативный всплеск. В таких случаях нужно не только не мешать в развитии разных талантов, но и уметь выделять способности, которые ребенок, может быть, сам в себе не осознает.

Ольга Голодец предложила перейти от слов к делу в решении вопроса о географической и социальной доступности - в частности, уже в этом году дать поручение федеральным министерствам, являющимся учредителями вузов, обеспечить доступность поступления для талантливых детей из глубинки. Каждое учреждение должно показать, что оно предприняло все усилия, чтобы собрать детей со всех регионов России: что представители этих учреждений поехали в регионы, посмотрели детей, увидели лучших и их пригласили. Вице-премьер считает, что ресурсы у вузов для организации такой работы есть.

Еще один вывод - о необходимости организации взаимодействия работодателей с талантливыми студентами, о чем говорил Виктор Садовничий. Есть примеры, когда работодатели пытаются вовлечь студентов в свои исследования и разработки. Нужно создать банк данных такого взаимодействия, выявить работодателей, оказывающих талантливым студентам системную поддержку, и включить мероприятия, которые они проводят, в зону внимания Национального координационного совета.

Борис Старцев, специально для новостной службы портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

«… я коротко остановлюсь на том, что у нас именуют «вопросом о молодых». Начинающие писатели весьма требовательны, это вполне понятно и простительно, ибо молодёжь по природе своёй спешит насладиться успехом.

Я знаю немало двадцатилетних юнцов, они сетуют на упадок литературы и громогласно взывают о защите, если директора театров позволяют себе отклонить их вторую пьесу, а газеты не желают печатать их третью статью. Наша литературная молодёжь мечтает вот о чём: пусть найдут такого книгоиздателя, что будет издавать и распространять все книги начинающего писателя, которые тот принесёт к нему; пусть откроют особый театр, пусть установят ему государственную субсидию с тем, чтобы на его сцене шли все пьесы начинающего драматурга, которые он вручит директору. И о таких предложениях оживленно спорят, замечают, что государство расходует на музыку гораздо больше денег, чем на литературу, говорят о художниках, которых забрасывают заказами и осыпают наградами, так что они живут, точно избалованные дети, под отеческой опекой властей предержащих. Рассмотрим же внимательнее чаяния молодёжи.

Мысль о том, будто можно поддерживать всех без исключения, способна вызвать только улыбку. Без выбора всё равно не обойтись; создайте особый комитет, назначьте лицо, облечённое полномочиями, - им всё равно придётся рассматривать рукописи; а значит, опять появится возможность для произвола, молодые писатели, которых обойдут, вновь примутся обвинять государство в том, что для них ничего не делают, что их умышленно хотят подавить.

Впрочем, они во многом будут правы: субсидии, что ни говорите, идут на пользу посредственности, человеку с независимым и своеобразным талантом никогда не дают заказа. Систему правительственного поощрения никогда не применяли к книгам; в самом деле, у нас нет издателя, которому государство давало бы сто или двести тысяч франков в обмен на его обязательство публиковать ежегодно десять или пятнадцать книг начинающих авторов. Но в театре опыт такого рода - вещь не новая; например, театр Одеон широко раскрывает свои двери перед молодыми драматургами. Так вот мне хотелось бы узнать, много ли наберётся талантливых авторов, у которых первая пьеса шла на подмостках Одеона. Я уверен, что их окажется относительно мало, меж тем как список посредственных и ныне уже забытых авторов будет огромный. Пусть это послужит подтверждением аксиомы: поддержка, которую власти оказывают литературе, идёт на пользу только посредственности.

Часто молодые писатели, главным образом драматурги, спрашивают меня: «Неужели вы не верите в то, что существуют неизвестные таланты?» Разумеется, если талант ничем себя не проявил, он пребывает в безвестности; но в одно я твёрдо верю и знаю, что это так: всякий мало-мальски яркий талант в конце концов себя проявит, и его вынуждены будут признать. Всё дело в этом и ни в чем другом. Человеку даровитому нельзя помочь разрешиться его произведением, - он это делает без посторонней помощи. Позволю себе привести пример, относящийся к творчеству художников. Каждый год в Салоне живописи, на этом базаре художественных изделий, мы видим ученические полотна, работы художников, получающих субсидии от государства: эти на редкость невыразительные картины допущены сюда лишь из духа терпимости и ради поощрения; подобные опусы ничего не стоят, их не принимают во внимание сегодня, не будут принимать во внимание и завтра, они только без всякой пользы и ко всеобщей досаде занимают место на выставках. Неужели и в литературе нам надо добиваться субсидий, а потом выставлять на всеобщее обозрение пустячные книги? Государство ничем не обязано молодым писателям: никто не давал им права, написав несколько страниц, которые не желают печатать или ставить на сцене, изображать из себя мучеников. Ведь сапожник, стачавший первую пару сапог, не требует от государства, чтобы оно помогло ему их продать. Работник сам должен добиваться, чтобы его работу оценили по достоинству. А если он бессилен этого добиться, грош ему цена, он по своёй вине пребывает в безвестности, и поделом.

Надо напрямик заявить: слабые литераторы не заслуживают никакого интереса. По какому праву, будучи слабыми, они тщеславны и желают прослыть сильными? Нигде слова: «Горе побеждённым!» - не звучат более уместно. Никто не принуждает человека писать; но уж если он берётся за перо, то тем самым принимает возможные последствия битвы, и тем хуже для него, если после первого же удара он падает наземь, а его сверстники и коллеги проходят дальше, ступая по нему. Жаловаться в подобных обстоятельствах просто смешно, да к тому же это не помогает. Сколько ни поощряй слабого, он всё равно потерпит неудачу, а сильный добьётся успеха, не взирая на все препятствия, - вот непреложный вывод, и тут уж ничего не поделаешь. Я хорошо знаю, что всё относительно и что мне могут назвать весьма посредственных писателей, которые благодаря субсидиям и поддержке стали модными авторами. Но такие доводы даже слушать стыдно.

Зачем Франции нужны посредственные писатели? Ведь если поддерживают начинающих, то делают это, разумеется, в надежде, что среди них может отыскаться гений. Книги и пьесы - не товары широкого спроса, такие, скажем, как шляпы и башмаки. Впрочем, если угодно, и в лавках книгопродавцев, и в театрах можно встретить немало поделок, находящих множество покупателей; но ведь все это произведения второсортные, недолговечные, их удел - служить злобе дня. Я даже не хочу задумываться над тем, сколько посредственных произведений можно ещё получить, если государство вмешается в это дело и объявит конкурс на лучшее произведение. Не стоит ли в таком случае просто открыть особый класс в Высшем училище искусств и ремёсел, где учили бы сочинять книги и пьесы по самым образцовым рецептам и к осени обеспечивали бы Париж комедиями и романами на всю зиму. Нет, в литературе важно только одно - талант.

Поощрения оправданы лишь тогда, когда они помогают появлению выдающегося писателя, который пока что затерян в толпе безвестных литераторов и терпит нужду. А если так, то самый вопрос о молодых упрощается. Пусть всё идёт своим порядком, ибо никого нельзя наделить талантом, а в человеке талантливом заложено достаточно сил для полного развития его дарования. Обратимся к фактам. Давайте изберём группу молодых писателей - пусть их будет двадцать, тридцать или пятьдесят - и проследим, как складывались их судьбы. Сначала все они дружно пускаются в путь, их воодушевляет одна и та же вера, их обуревает одинаковое честолюбие. Затем почти сразу же намечается разница: одни быстрым шагом идут вперёд, другие топчутся на месте. Однако, пока ещё делать выводы рано. Но вот наконец можно и подвести итог: посредственности, хотя их всячески поддерживали, подталкивали, похваливали, так и остались посредственностями, несмотря на первые успехи; слабые и вовсе исчезли с горизонта; зато сильные, которым пришлось по десять, по пятнадцать лет сражаться в обстановке злобы и зависти, теперь торжествуют, талант их расцвел пышным цветом, и они впереди! Это вечная история. И было бы очень досадно, если бы захотели избавить сильных от долгих лет ученичества, уберечь их от первых битв, в которых они получают боевое крещение. Пусть они страдают, отчаиваются, выходят из себя - это им только на пользу. Глупость толпы и ярость соперников окончательно шлифуют их дарование.

Итак, для меня вопроса о молодых не существует. По-моему, это надуманная проблема, и разглагольствования о ней лишь поддерживают неосновательные надежды слабых литераторов. Я уже говорил, что никогда ещё двери книгоиздателей и директоров театров не были так широко распахнуты, как сейчас; любую пьесу играют на сцене, любую книгу печатают; а тем, кому приходится немного обождать, это только на пользу, они становятся более зрелыми. Для новичка самое большое несчастье - слишком быстрый успех. Надо знать, что прежде, чем достичь славы, настоящий писатель лет двадцать посвящает упорному труду. Когда юнец, сочинивший полдюжины сонетов, завидует известному писателю, он забывает, что тот отдал ради славы лучшие годы своёй жизни.

С некоторых пор считается хорошим тоном проявлять интерес к молодым. Покладистые профессора не скупятся на сердечные излияния, журналисты требуют, чтобы государство думало о начинающих писателях, в конце концов, начнут мечтать об образцовых книготорговцах для них. Так вот, все это ерунда. Такие люди только льстят молодёжи, преследуя при этом корыстные цели; одни рассчитывают извлечь какую-нибудь пользу для себя, другие радеют о своёй репутации людей добрых и обязательных, третьи хотят убедить окружающих, будто молодёжь идет за ними, а потому и будущее принадлежит им. Я охотно допускаю, что есть среди них и люди наивные, в меру простодушные, которые искренне верят, что величие нашей литературы зависит от решения так называемого вопроса о молодых. Я люблю высказывать суровую истину и полагаю, что важнее всего быть откровенным; вот почему я в заключение прямо говорю начинающим писателям: «Работайте, - это самое важное. Рассчитывайте только на себя. Всегда помните, что если у вас есть талант, он откроет перед вами даже наглухо запертые двери и поднимет вас так высоко, как вы того заслуживаете.

И главное, отказывайтесь от благодеяний властей предержащих, никогда не просите помощи у государства: это лишит вас мужественности. Высший закон жизни - борьба, никто вам ничем не обязан; если вы сильны, вы непременно восторжествуете, а если потерпите неудачу, не жалуйтесь, - значит, лучшего вы не заслуживаете. И вот ещё что: относитесь к деньгам с уважением, не впадайте в ребячество, не поносите их, по примеру поэтов; деньги - залог нашей отваги и нашего достоинства, мы, писатели, должны быть независимы, чтобы иметь возможность говорить всё; деньги позволяют нам стать духовными вожаками века, единственно возможной в наше время аристократией.

Смотрите на нашу эпоху как на одну из самых великих в истории человечества, твёрдо веруйте в будущее, и пусть не смущают вас такие неизбежные последствия эволюции, как непомерное развитие журналистики и меркантилизм литературы низкого пошиба. И не оплакивайте прежний дух, царивший в литературе старого общества и умерший вместе с ним. Новое общество порождает новый дух, и дух этот с каждым днём всё сильнее проявляется в поисках и в утверждении истины. Пусть же натуралистическое направление развивается дальше, пусть всё больше появляется талантов, которым предстоит закончить начатое нами дело. Вы сегодня выходите на арену, не вздумайте же бороться против эволюции, происходящей в обществе и в литературе, ибо гении XX столетия - среди вас».

Эмиль Золя, Экспериментальный роман / Собрание сочинений в 26-ти томах, Том 24, М., «Художественная литература», 1967 г., с. 398-403.

Соблюдение Вашей конфиденциальности важно для нас. По этой причине, мы разработали Политику Конфиденциальности, которая описывает, как мы используем и храним Вашу информацию. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашими правилами соблюдения конфиденциальности и сообщите нам, если у вас возникнут какие-либо вопросы.

Сбор и использование персональной информации

Под персональной информацией понимаются данные, которые могут быть использованы для идентификации определенного лица либо связи с ним.

От вас может быть запрошено предоставление вашей персональной информации в любой момент, когда вы связываетесь с нами.

Ниже приведены некоторые примеры типов персональной информации, которую мы можем собирать, и как мы можем использовать такую информацию.

Какую персональную информацию мы собираем:

  • Когда вы оставляете заявку на сайте, мы можем собирать различную информацию, включая ваши имя, номер телефона, адрес электронной почты и т.д.
Как мы используем вашу персональную информацию :
  • Собираемая нами персональная информация позволяет нам связываться с вами и сообщать об уникальных предложениях, акциях и других мероприятиях и ближайших событиях.
  • Время от времени, мы можем использовать вашу персональную информацию для отправки важных уведомлений и сообщений.
  • Мы также можем использовать персональную информацию для внутренних целей, таких как проведения аудита, анализа данных и различных исследований в целях улучшения услуг предоставляемых нами и предоставления Вам рекомендаций относительно наших услуг.
  • Если вы принимаете участие в розыгрыше призов, конкурсе или сходном стимулирующем мероприятии, мы можем использовать предоставляемую вами информацию для управления такими программами.
Раскрытие информации третьим лицам

Мы не раскрываем полученную от Вас информацию третьим лицам.

Исключения:

  • В случае если необходимо - в соответствии с законом, судебным порядком, в судебном разбирательстве, и/или на основании публичных запросов или запросов от государственных органов на территории РФ - раскрыть вашу персональную информацию. Мы также можем раскрывать информацию о вас если мы определим, что такое раскрытие необходимо или уместно в целях безопасности, поддержания правопорядка, или иных общественно важных случаях.
  • В случае реорганизации, слияния или продажи мы можем передать собираемую нами персональную информацию соответствующему третьему лицу – правопреемнику.
Защита персональной информации

Мы предпринимаем меры предосторожности - включая административные, технические и физические - для защиты вашей персональной информации от утраты, кражи, и недобросовестного использования, а также от несанкционированного доступа, раскрытия, изменения и уничтожения.

Соблюдение вашей конфиденциальности на уровне компании

Для того чтобы убедиться, что ваша персональная информация находится в безопасности, мы доводим нормы соблюдения конфиденциальности и безопасности до наших сотрудников, и строго следим за исполнением мер соблюдения конфиденциальности.

ПОДДЕРЖКА ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЁЖИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ, СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРИОБЩЕНИЯ ШИРОКОГО КРУГА МОЛОДЁЖИ К ИСКУССТВУ.

Т.В.Подлипаева

Богучарский филиал ГБПОУ ВО «ВГПГК», [email protected]

Важнейшая задача современного общества - обеспечение детям достойного воспитания и образования, которые включают в себя доступ не только к новым знаниям и технологиям, но и богатым культурным ценностям, накопленным человеческой цивилизацией.

Следовательно, воспитание – это одна из категорий педагогики, без которой не было бы общества. Роль воспитания очень велика в жизни человека, потому что оно формирует личность. Цель воспитания - всестороннее развитие личности. А образование рассматривается как процесс приобретения знаний, умений и навыков. Образование зависит от экономических, культурных и национальных традиций.

Неотъемлемой составляющей современной государственной молодежной политики является развитие художественного творчества и поддержка талантливой молодежи, которые определены также частью приоритетного национального проекта "Образование".

Таланты создают особое творческое напряжение в молодежной среде и в обществе в целом, стимулируя творческую активность своего ближайшего окружения. Поиск талантов, создание условий для их развития и последующего применения, а также готовность общества принимать таланты и признавать инновационных лидеров – это не просто дело престижа страны, но неотъемлемая часть культурно-образовательной политики, без планомерного осуществления которой не решить проблему создания инновационной экономики.
Председатель правительства Российской Федерации Д.А. Медведев в статье «Россия, вперед!» (опубликована 10.09.2009) утверждает: «Инновационная экономика возникнет, конечно, не сразу. Она часть культуры, основанной на гуманистических ценностях. На стремлении к преобразованию мира ради лучшего качества жизни, ради освобождения человека от бедности, болезней, страха, несправедливости. Талантливые люди, стремящиеся к обновлению, способные создавать новое и лучшее, не прилетят к нам с другой планеты. Они уже здесь, среди нас. И об этом недвусмысленно свидетельствуют результаты международных интеллектуальных олимпиад, патентование за рубежом изобретений, сделанных в России, и настоящая охота, ведущаяся крупнейшими компаниями и университетами мира, за нашими лучшими специалистами. Мы – государство, общество и семья – должны научиться находить, растить, воспитывать и беречь таких людей».
Профессиональное развитие талантливых, одаренных детей требует особых подходов.

В стране сформирована и действует определенная система поддержки и развития талантливых детей и молодежи.
На федеральном уровне законодательно закреплена преференция для одаренных детей – призеров олимпиад: в Законе «Об образовании» предусмотрены льготы при поступлении в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования победителям и призерам заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, членам сборных команд Российской Федерации, участвовавшим в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, победителям и призерам олимпиад школьников. Порядок предоставления льгот победителям и призерам олимпиад школьников при поступлении в учреждения среднего и высшего профессионального образования основан на прямом соотнесении уровня олимпиады с ее качественными показателями, то есть победители и призеры олимпиад более высокого уровня (самым высоким считается I уровень) имеют приоритет при получении льгот.
Большое значение имеет подпрограмма «Одаренные дети» Федеральной целевой программы «Дети России». В рамках подпрограммы создана и успешно функционирует система всероссийских массовых мероприятий (от уровня образовательного учреждения до федерального уровня), направленных на выявление, развитие и поддержку одаренных детей. Одной из наиболее эффективных форм работы по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей является развитие олимпиадного движения и системы творческих конкурсов. В целях создания благоприятной среды для проявления и развития способностей каждого ребенка внесены изменения в нормативные документы, регламентирующие проведение Всероссийской олимпиады школьников, предусматривающие максимальный охват обучающихся через эффективную организацию школьного этапа олимпиады на основе единых подходов к ее проведению, составлению заданий и проверке работ.
Надо заметить, что художественная культура занимает важнейшее место в жизни общества, снижение ее уровня порождает духовный вакуум, нарушает принципы нормального развития социума. Искусство – содержательное ядро художественной культуры, один из основных механизмов познания человека и окружающей его действительности, формирования системы его ценностных установок. Для детей восприятие искусства – один из путей освоения мира, существенно влияющий на становление его личности.
Актуальное направление современной педагогики - педагогика искусства, приобщение детей к лучшим образцам искусства различных видов и жанров. Такой вид педагогики способствует развитию ребёнка как личности, а также помогает усвоить материал некоторых дисциплин (например, литература, МХК и др.).
Проблема ознакомления учащихся с искусством может быть решена при использовании качественных программ и технологий, при высоком уровне профессиональной подготовки педагогов, ведущих художественные занятия, педагогов дополнительного образования и их взаимодействии со всем педагогическим коллективом.

Эффективность ознакомления детей с искусством значительно возрастает при условии координации действий всех участников педагогического процесса. Не менее важно и участие родителей в этой интересной работе, привлечение их вместе с детьми к богатейшему миру искусства. Педагоги обеспечивают расширение культурного пространства ребенка - организацию совместных с родителями посещений музыкальных театров, художественных музеев. Посещение театров, историко-архитектурных ансамблей также связано с воздействием на ребенка различных видов искусства: архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, художественного слова. Дети впитывают в себя разнообразные художественные впечатления, это способствует амплификации, обогащению их художественного и общекультурного развития.
Город Богучар Воронежской области в культурном развитии молодёжи не уступает областному центру. Так, в 2015 году прошло достаточно много культурно – массовых мероприятий, как на уровне Богучарского филиала ВГПГК, так и на районном уровне.

Например, 16 мая 2015 года Богучарский районный историко-краеведческий музей присоединился к Международной акции «Ночь музеев». Основной темой вечера была Великая Победа советского народа над немецко-фашистскими захватчиками. «Ночь» в Богучарском музее началась с костюмированной обзорной экскурсии по трём его залам. Гости музея узнали основные вехи истории Богучарского края, получили возможность не только внимательно рассмотреть экспонаты, и в прямом смысле «прикоснуться к истории». На память посетители делали оригинальные фотографии на фоне экспозиций, перевоплощаясь то в крестьян в вышитых рубахах, то в солдат-красноармейцев. В первом зале музея мастер-класс «Куклы - Ангелочки» проводила мастерица из Дома народного творчества и ремёсел. Во втором зале гости дружно подпевали солистам РДК «Юбилейный» песни военных лет, а в третьем зале работал «кинотеатр» - демонстрировались записи районных мероприятий «Салют Победы», «Парад Победы - 2015», авто-мото- пробег «Россия. Слава. Память», а также фильм о нашем земляке Н. Л. Новикове и его поисковом отряде «Память» - «Над Дубравой месяц светел».

27 мая центральная районная библиотека распахнула свои двери для «БиблиоНочи -2015». Основными темами были: «Год литературы-2015» и «70 –летие Великой Победы». В программе - экскурсии по библиотеке: театрализованные представления, литературное кафе с дегустацией, поэтический флешмоб, литературные персонажи, фокусы, мастер- классы, выставки-рукоделия библиотекарей и их кулинарные таланты, песни, танцы, хороводы, работала детская игровая площадка.

Также весной этого года в Богучаре в торжественной обстановке прошла презентация фильма «Славянка не прощается. Марш на все времена», студии "Река Лена". По программе был не только просмотр фильма, но и выступление народного артиста Ю.Назарова и заслуженной артистки России Л. Мальцевой. Учащиеся школ и Богучарского филиала ВГПГК смогли лично познакомиться с артистами.

25 августа на берегу реки Богучарка состоялось открытие первого открытого поэтического фестиваля "Петровский причал". На открытии были поэты и барды из Богучарского, Кантемировского, Петропавловского, Верхнемамонского, Калачеевского и Россошанского района. В открытии принимали участие Богучарские поэты клуба "Синяя птица".

Осенью в храме села Сухой Донец Богучарского района провели Фестиваль православной культуры «Благовест». Здесь прошли богослужение, концерт духовных песнопений и демонстрация колокольных перезвонов.

А совсем недавно, 4 декабря 2015 года, в выставочном зале музея состоялась краеведческая конференция для учащихся школ района «История Богучара в лицах». Цель конференции – привлечь внимание молодого поколения к изучению истории родного края и роли в ней отдельных личностей. Конечно, есть множество известных имен, которые прославили Богучар: Афанасьев, Шолохов, Платонов, Кищенко и многие другие. Но о них уже давно все изучено и описано. Задача участников конференции – найти тех, кто внес весомый вклад в развитие нашего края, но о них мало кому известно. Краеведческая конференция будет проводиться ежегодно, что даст возможность и другим детям, заинтересованным в истории развития родного края, принять участие в конференции, показать свои знания и умения.

И как показала практика, искусство стало могущественным инструментом социализации индивида, целостного общественного воспитания человека, его эмоционального и интеллектуального развития, приобщения к накопленному человечеством этическому эмоциональному опыту, к вековой мудрости, конкретным общественным интересам, идеалам.

Народное художественное творчество выступает одной из важных форм сохранения и передачи накопленного социально-исторического и педагогического опыта, духовно-нравственной культуры от одного поколения к другому.

Процесс приобщения детей и подростков к народному искусству, к традициям народной художественной культуры в целом протекает в школе, дошкольных, внешкольных учреждениях. Система овладения художественными традициями осуществляется на трех уровнях: восприятия, воспроизведения и творчества. Выделяют три группы форм приобщения личности к народному творчеству: массовые формы работы, коллективные и индивидуальные.

Дополнительное образование является одним из средств приобщения детей подростков к народному творчеству. Содержание дополнительного образования детей отражает: рекреативно-оздоровительное развитие ребенка; организацию и формирование нового социального опыта; психолого-педагогическую помощь и поддержку детям в индивидуальном развитии. Специфика дополнительного образования обеспечивает широкий спектр гуманного межличностного взаимодействия в социально востребованных содружествах и сообществах, развивает установки подростков на позитивную коммуникацию как средство успешного развития своего Я и совершенствования нравственно-деловых отношений в современном социуме.

Литература

  1. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. Пособие для студентов учреждений сред.проф.образования/ В.П.Голованов. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2004. 239с.
  2. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утв. постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 233) (с изменениями от 22 февраля 1997 г., 8 августа 2003 г., 1 февраля 2005 г., 7 декабря 2006).
  3. ФЗ РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 10.11.2009).
  4. mboguchar.ru>Статьи>Творчество и культура.