Типы почв:

тундровые

подзолистые

черноземные

пустынные

болотные

В земле есть вода. Это тоже можно проверить опытным путем.

Итак, исторически доказано: что земля кормит человека. А задача человека сохранить все ее компоненты и сберечь землю-кормилицу не только для себя, но и для будущих поколений. А для этого необходимы новые знания о возможностях этой части нашей планеты.

Земля-кормилица – такой она была всегда

В незапамятные для человека времена, на ней также (как сейчас) появлялись растения: трава, деревья и т.д. Человек быстро научился пользоваться ее дарами.

Нет у земли-кормилицы географических границ, для всех людей на Земле она одинаково благодатна. Но есть одно обязательное условие: человек обязательно должен за ней ухаживать.

Пример тому старая китайская сказка:

Жил-был крестьянин. И звали его Ван Сию-цин. Все было у него хорошо. Всегда был богатым урожай, которого хватало не только для того, чтобы прокормить свою семью, но даже для продажи другим людям.

Пришло время крестьянину умирать, созвал он своих сыновей и говорит им: не могу я оставить вам в наследство ни дворцов, ни дорогих скакунов. А оставляю я вам несметное богатство: целое поле золота. Вам нужно только тщательно перепахать и перекопать его. Сказал так и умер.

После смерти отца сыновья на три раза тщательно-претщательно перекопали все поле, да так ничего и не нашли. Тогда решили засеять это поле пшеницей.

Благодарная земля-кормилица отдала в конце сезона целое поле золотых колосков.

Поняли тогда сыновья, какое золото завещал им отец.

Только копать и сеять недостаточно для получения хорошего результата. В наше время ученые-агрономы используют знания о составе и слоях почвы.

Для земледелия человек использует верхний плодородный слой земли-кормилицы, который называется почва.

Типы почв:

тундровые

подзолистые

черноземные

пустынные

болотные

В состав почвы входят: песок, глина, вода, перегной, гранит, соли. Доказывать, что она содержит песок, гранит и глину, нет необходимости – это очевидный факт.

Земля во многих произведениях и рассказах ученых называется живым организмом. И это, действительно, так.

Можно провести простой опыт: опустив комочек земли в стакан с водой, каждый из нас без специальных приспособлений увидит, как идут пузыри. Значит, земля дышит? Это подтверждает тот факт, что в земле есть воздух.

В земле есть вода.

Это тоже можно проверить опытным путем.

Для этого комочек земли нужно положить в бумажную салфетку и сжать ее в руке. Обязательно останется влажное пятно.

Как определить наличие перегноя?

Необходимо нагреть комочек земли и из нее обязательно пойдет дымок. Это говорит о наличии остатков сухих листьев и травы.

Необходимо нагреть несколько капель воды из стакана, в котором был комочек земли на стекле. После испарения капель, на стекле остается белый налет – свидетельство содержания солей.

Итак, исторически доказано: что земля кормит человека.

Урок окружающего мира в 4 классе по теме:

«Земля-кормилица»

Науменко Наталья Владимировна

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 13

Павловский район Краснодарского края

Цели урока:

    Познакомить учащихся с различными видами почв и их составом;

    Содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к почве; воспитание умения работать в группе;

    Способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, умению высказывать своё мнение.

Список учебной и дополнительной литературы

    Учебник: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас», 4 класс. Часть 1., М. : Просвещение, 2010.

    Рабочая тетрадь: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас», 4 класс. Часть 1., М. : Просвещение, 2010.

    Н.В. Лободина. Мир вокруг нас. 4 класс: поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2006.

    О.И. Дмитриева, О.А. Мокрушина. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» , 4 класс. М. : ВАКО, 2004

I . Организационный момент. Мотивация учащихся.

Здравствуйте, ребята!

Вы готовы к уроку?

На вас надеюсь я, друзья!

Мы хороший дружный класс,

Всё получится у нас!

Сегодня у нас очередное заседание клуба “Исследователи”. Позвольте представить участников сегодняшней встречи.

II . Проверка домашнего задания

Давайте отгадаем кроссворд.

(Слайд 1)

Работа в группах

1.Он очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг:
Дома, ступеньки, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)

5.Оно варилась долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи. (Железо)

6.Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А ещё он есть в цементе.

Сам он – удобрение. (Известняк)

8.Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)

9.Он чёрный, блестящий,
Он несёт в дома тепло,
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)

2.Его на земле больше всего.

Тебе он знаком хорошо.

Без него не обойдутся

Ни машины,ни конфеты,

Ни станки, и ни ракеты. (Алюминий)

7.Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)

3.Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже.
Людям помощник настоящий. (Песок)

4.Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф

По окончании проверка на слайде 1.

Проверим как хорошо вы усвоили предыдущую тему. Выполним тест. (Слайд 2- выбрать правильный ответ нажатием мыши)

Тест « Наши подземные богатства»

(фронтальная работа)

1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают…

а) археологи;

б) геологи;

в) строители.

2. К полезным ископаемым относятся…

а) кирпич, бетон, бензин;

б) станки, вазы, ножницы;

в) нефть, газ, глина.

3. Металлы получают из …

а) каменного угля, янтаря, мела;

б) жемчуга, известняка, торфа;

в) железной руды, медной руды.

4. При помощи буровых установок добывают..

а) нефть, природный газ;

б) калийную соль, алмазы;

в) мрамор, гранит.

5. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести…

а) алмаз, известняк, графит;

б) каменный уголь, торф, нефть;

в) железная руда, поваренная соль, мел.

6. В строительстве используются…

а) торф, железная руда, самоцветы;

б) каменный угол, малахит, антрацит;

в) песок, глина, гранит.

7. В шахтах добывают…

а) каменный уголь, антрацит, железную руду;

б) поваренную соль, жемчуг, гранит;

в) известняк, ракушечник, гранит.

III . Формулирование темы и целей урока.

Есть на земле чудесная кладовая. Положишь в нее горстку зерна- получишь взамен сто горстей(слайд 4- по щелчку).

Спрячешь картофелину- вытащишь много (слайд 5).

Крошечное семечко превращается в огромный арбуз (слайд 6).

Тоненький росток превращается а прекрасный цветок (слайд 7).

Горстка семян делается большой грудой огурцов, морковок, помидоров, сладких ароматных фруктов и ягод.

Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.

Как она называется? (Земля).

Люди издавна называют землю кормилицей. И именно этому сегодня мы посвятим наш урок. (Слайд 8)

IV . Открытие «новых знаний»

А теперь откройте Толковый словарь, найдите слов;земля; и прочитайте, что там написано.

У слова земля есть несколько значений, одно из них - почва.

Давайте вспомним – что такое почва ?(верхний плодородный слой земли).

Из каких веществ состоит почва? (Слайд 9)

Что является главным свойством почвы? (Плодородие)

Плодородие у разных почв – разное.

Сегодня мы узнаем, какие бывают почвы.

И еще нам предстоит выяснить, почему землю называют « кормилицей».

Мы с вами уже изучили природные зоны нашей страны. Так вот для каждой природной зоны характерен свой тип почв.

Науку о почвах- почвоведение- создал русский ученый- почвовед Василий Васильевич Докучаев. Более 100 лет назад Докучаев доказал, что основные типы почв размещены на земле по типу зональности. Каждой природной зоне соответствует свой вид почв. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв.

Сейчас мы рассмотрим разрезы основных видов почвы в нашей стране.(слайды11-16)

В тундре распространены тундровые почвы.

Тундровая почва- светлая, в ней мало перегноя. Почему? (слайд 10).

В тайге- подзолистая почва сероватого цвета (слайд 11).

В лиственных лесах- серые лесные почвы, в ней много песка (слайд 12).

В степях преобладают черноземные почвы. Чернозем - почва очень темного цвета, она имеет зернистую структуру, она самая плодородная (слайд 13).

Болотная почва - содержит толстый слой торфа (слайд 14).

Луговая почва - в ней достаточно перегноя. Есть толстый слой дерна, который образован переплетающимися корнями (слайд 15).

Сделаем производственную паузу - отдохнём.

Физминутка . (Слайд 16)

Ух, ты, семечко-зерно (руки в стороны)

Ляжешь в борозду на дно! (присед)

Ты, не бойся, золотое (руки к лицу)

Ничего что там темно, (присед)

К свету, к солнцу, из земли (руки вверх в приседе)

Ты, росток скорей пошли, (встать)

Как весною, в ранний час (повороты)

Семена взошли у нас (повороты)

Вышли к солнышку из тьмы (потянуться)

Здравствуй, солнце, это мы (махи руками)

Мал ещё росток-ребёнок (наклоны головой)

Только-только из пелёнок, (сесть)

Ребята, а как вы думаете, какие почвы преобладают в нашем крае? (Мы живем в степной зоне, значит у нас преобладают черноземные почвы)

В нашем крае большей частью преобладают черноземные почвы. Они имеют темный цвет. У чернозема мощный верхний плодородный слой, богатый перегноем. Черноземные почвы самые плодородные в мире. Чернозем – главное богатство нашего края. Во время Великой Отечественной войны фашисты сгоняли на поля мирное население и заставляли снимать около полуметра чернозема. Затем они грузили эту землю на платформы и вывозили в Германию.

А как вы думаете, плодородие почвы бесконечно или может когда-нибудь закончиться?

Да, плодородие необходимо сохранять, а как - мы сейчас узнаем из учебника.

Для этого сядьте группами и получите задание для выступления на ученом совете. Перед вами стоит проблема «Как защитить почву?»

1 группа – какие правила надо выполнять при строительстве дорог, заводов, добыче полезных ископаемых? (необходимо снимать слой почвы, а потом класть на прежнее место или использовать его при озеленении территории)

2 группа – как защитить почву от воздействия ветра и потоков воды? (Сажать полезащитные лесные полосы, проводить снегозадержание, правильно распахивать почву.)

3 группа – чего боится почва? (Ядохимикатов, излишка удобрений, слишком обильных поливов)

V . Закрепление новых знаний.

А теперь составим памятку для работников сельского хозяйства по защите почвы. Посмотрите на слайд и уберите неверные действия.(Слайд 17)

Соотнесите почвы и природную зону (слайды 18-24, нужно нажать по правильному ответу)

Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями. Вот почему замечательный русский учёный Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить смогли бы, а без почвы – нет.

VI . Рефлексия

Рефлексия (слайд 25):

Сегодня на уроке было интересно...

Для меня было открытием то, что...

Свой новый опыт я смогу использовать…

Домашнее задание (если это необходимо на уроке)

1) С.171-174, выполнить задание 2/

2) Подготовиться рассказать о том, что вы делаете, чтобы растения на вашем участке были сильными, здоровыми и давали богатый урожай.

Мы живём на земле. «От земли человек взят, землей и кормится » — эта истина известна давно.

«Кормилицей» землю мы называем потому, что она сторицей возвращает нам засеянное в добрый час. «Поклонись матушке-землице, наградит тебя сторицей! » — мудрость эта доказана веками.

«Мать-Сыра-Земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом пригревает! ». За все те щедроты, которые ниспосылает земля человеку, род людской испытывает к ней сыновние чувства.

«Ничего нет для человека в жизни святее материнского чувства. Сын родной земли — живущий-кормящийся ее щедротами, русский народ-пахарь, дышащий одним дыханием с природою, исполнен к Матери-Сырой-Земле истинно сыновней любви и почтительности ».

«А людям всем нужна еда,
Не получить её, конечно,
Без кропотливого труда.
Трудиться надо на земле,
Она — кормилица тебе!»
(Автор стиха: Ирис Ревю )

Не может человек жить без пищи. Просто пропадёт. А кормит человека земля. Но семя, кинутое в землю, без хорошего присмотра, без вложенного труда, и доброго слова не даст хорошего урожая. На земле-то работает Человек. Простой люд пашет, сеет, боронует. Из поколения в поколение передаются навыки, опыт. Каждый сторожил знает немало премудростей по возделыванию земли. «Земля – кормилица, а и то сама пить-есть просит ». Немало сложено в народе пословиц-поговорок, стишков-закличек про родную землю – кормилицу людей.

«Больше землю удобряй – выше будет урожай».

«Что посеешь, то и пожнешь».

«Хорошо трудится – хлеб уродится».

«Землю вскачь не пашут».

«Гой, земля сырая,
Землица дорогая,
Матерь нам родная!
Всех нас породила,
Воспоила, воскормила
И угодьем наделила;
Ради нас, своих детей,
Водой чистой напоила
И злак всякий народила »…

Вот и вывод напрашивается: «Земля – тарелка: что положишь, то и возьмёшь».


«Меня бьют, колотят, ворочают, режут, А я все терплю и добром плачу.»



ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА

ИЗВЕСТНЯК

ПЕСОК

ГЛИНА

ТОРФ

УГОЛЬ

НЕФТЬ

ПРИРОДНЫЙ ГАЗ


  • Лёгкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит подстилкой для скота, удобрением.
  • Добывается в шахтах, тяжёлая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединённых зёрен.
  • Чёрный, с заметным блеском, твёрдый, тонет в воде, горюч.
  • Прочная тяжёлая порода, бывает серого, розового, красного цветов. Состоит из зёрен нескольких минералов: полевого шпата, кварца и слюды.

5. Обычно белый или серый камень, образовался из остатков морских организмов.

6. Тёмная маслянистая жидкость, горит, из неё получают бензин, керосин, мазут.

7. Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла.

8. Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле.


  • Торф
  • Железная руда
  • Каменный уголь
  • Гранит
  • Известняк
  • Нефть
  • Песок
  • Глина

Соедини стрелками полезное ископаемое и его свойства:

ЖИДКОЕ

ГОРЮЧЕЕ

ГАЗООБРАЗНОЕ

МАСЛЯНИСТОЕ

С РЕЗКИМ ЗАПАХОМ

ЛЕГЧЕ ВОДЫ

ТЯЖЕЛЕЕ ВОДЫ

ПЛАСТИЧНОЕ

ПЛАВКОЕ

НЕФТЬ

ГАЗ

ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА

ГЛИНА



а) АРХЕОЛОГИ

б) ГЕОЛОГИ

в) СТРОИТЕЛИ


2. К полезным ископаемым относятся …

а) КИРПИЧ, БЕТОН, БЕНЗИН

б) СТАКАН, ВАЗЫ, НОЖНИЦЫ

в) НЕФТЬ, ГАЗ, ГЛИНА


3. В строительстве используются …

а) ТОРФ, ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА, САМОЦВЕТЫ

б) ПЕСОК, ГЛИНА, ГРАНИТ

в) МРАМОР, КАМЕННЫЙ УГОЛЬ, МАЛАХИТ


4. Металлы получают из …

а) КАМЕННОГО УГЛЯ, ЯНТАРЯ, МЕЛА

б) ЖЕМЧУГА, ИЗВЕСТНЯКА, ТОРФА

в) ЖЕЛЕЗНОЙ РУДЫ, МЕДНОЙ РУДЫ


5. При помощи буровых установок добывают …

а) НЕФТЬ, ПРИРОДНЫЙ ГАЗ

б) КАЛИЙНУЮ СОЛЬ, АЛМАЗЫ

в) МРАМОР, ГРАНИТ


6. В шахтах добывают …

а) ИЗВЕСТНЯК, РАКУШЕЧНИК, ГРАНИТ

б) КАМЕННЫЙ УГОЛЬ, ЖЕЛЕЗНУЮ РУДУ

в) ПОВАРЕННУЮ СОЛЬ, ЖЕМЧУГ, ГРАФИТ


7. В карьерах добывают …

а) ИЗВЕСТНЯК, ПЕСОК, ГЛИНУ

б) ЗОЛОТО, МАЛАХИТ, МРАМОР

в) НЕФТЬ, ТОРФ, БУРЫЙ УГОЛЬ


8. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это …

а) АЛМАЗ, ИЗВЕСТНЯК, ГРАФИТ

б) ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА, ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ, МЕЛ

в) КАМЕННЫЙ УГОЛЬ, ТОРФ


Что такое почва?

Почва - это особенное природное тело.

Оно образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия живой и неживой природы.

Важнейшим свойством почвы является

плодородие . Оно обусловлено наличием в почвах перегноя.


Почему землю называют «кормилицей»?

  • Как называется верхний слой земли?
  • Из чего состоит почва?
  • Какого цвета почва в нашей местности? Почему?

Состав почвы

ПЕСОК

СОЛИ

ПОЧВА

ГЛИНА

ПЕРЕГНОЙ

ВОЗДУХ

ВОДА


Круговорот веществ и почва

Животные

Растения

Мертвые остатки растений и животных

Перегной

Соли

Микробы


На Крайнем Севере почва почти весь год

находится в мерзлом состоянии. На короткое

время верхний слой оттаивает всего на

несколько десятков сантиметров. При этом

в почве создается переувлажнение. Здесь

Образуются тундровые почвы.


Более половины площади страны занимают подзолистые почвы . Они формируются под лесами в области избыточного увлажнения. Осадков здесь выпадает больше, чем может испариться. Вода как бы промывает почву. При малом количестве растительных остатков и при интенсивном промывании в тайге образуются подзолистые почвы. Они бедны гумусом, поэтому мало плодородны.


Под древесной растительностью смешанных и широколиственных лесов, ежегодно

сбрасывающих свою листву почвы

серые лесные .


Самые плодородные почвы в нашей стране распространены в лесостепной и северной части степной зон.

Здесь выпадает столько атмосферных осадков, сколько может испариться с поверхности.

Здесь формируются самые богатые перегноем почвы - чернозёмы .

Они обладают зернистой структурой.

Это - лучшие почвы нашей страны.


Луговая

Болотные почвы содержат толстый слой торфа.

В луговых хорошо заметен слой дёрна, образованный переплетающимися корнями травянистых растений.

Болотная



Подумай!

Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть

  • в лесу за 500000 лет
  • на лугу за 3225 лет
  • там, где нет растений –всего за 15 лет

- О чем говорят эти расчеты ученых?


Работа в парах

  • Почему земля – «кормилица»?
  • Возможна ли жизнь без почвы?
  • Отчего исчезает почва?
  • Что произойдет с растениями, животными, людьми, если вдруг совсем исчезнет почва?
  • Что надо сделать, чтобы сохранить почву?

Проверим себя:

При строительстве:

На полях:

1. При строительстве дорог, заводов,

жилых домов надо сначала снять слой почвы.

2. После использовать

ее при озеленении территории.

  • Надо сажать лесные полосы.
  • Правильно распахивать почву на склонах.
  • Зимой проводить снегозадержание.
  • Применять удобрения и ядохимикаты в меру.
  • Умеренно орошать .

  • ПОСАДКА ЛЕСНЫХ ПОЛОС
  • ПРОВОДИТЬ СНЕГОЗАДЕРЖАНИЕ
  • ПРАВИЛЬНАЯ РАСПАШКА ПОЧВЫ
  • УМЕРЕННОЕ УДОБРЕНИЕ
  • УМЕРЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ЯДОХИМИКАТОВ


Это интересно!

1см почвы за 250 – 300 лет

20см за 5 – 6 тысяч лет


стр. 160 – 163

пересказ,

  • Слайд 2

    Отгадай загадки

    • Под землёю – древний сад,
    • там плоды его лежат. чтоб достать тяжелый плод, надо сделать длинный ход. А достанут – не едят, в печь положат – и следят, чтобы он сгорел дотла, не жалел для нас тепла.
    • Покрывают им дороги, улицы в селении, а ещё он есть в цементе, сам он – удобрение.
  • Слайд 3

    Отгадай загадки:

    • Она варилась долго в доменной печи, на славу получились ножницы, ключи.
    • Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – она понадобится сразу.
    • Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе, он и на стройке, и на пляже, он и в стекле расплавлен даже.
  • Слайд 4

    • Без неё мы не поедем на такси или мопеде, не поднимется ракета. Отгадайте, что же это?
    • Он очень прочен и упруг, строителям – надежный друг: дома, ступени, постаменты красивы станут и заметны.
    • На кухне у мамы помощник отличный. Он синим цветком расцветает от спички.
  • Слайд 5

    Какое полезное ископаемое из перечисленных самое прочное?

    1. Глина
    2. Гранит
  • Слайд 6

    Вопросы про полезные ископаемые

    1. В шахтах добывают:
      • Каменный уголь
      • Песок
      • Нефть
    2. На танкерах перевозят:
      • Гранит
      • Известняк
      • Нефть
    3. Какое из перечисленных веществ не обладает прочностью:
      • Железная руда
      • Уголь
  • Слайд 7

    Почва

    • Сегодня на уроке мы подробно поговорим о почвах нашей страны. Постараемся ответить на вопрос: какими они бывают?
    • Что такое почва?
    • Из чего состоит почва?
    • Что такое перегной?
    • Какое свойство у почвы самое главное?
  • Слайд 8

    • Кто первым заселяет беспочвенное пространство?
    • Процесс почвообразования шёл миллионы лет. Продолжается он и сейчас. В настоящее время почвенный слой земли составляет от нескольких сантиметров до 1 – 3 метров. 1 см почвы образуется приблизительно за 300 лет.
  • Слайд 9

    Виды почв

    • В зависимости от природных условий на территории нашей страны формировались разные виды почв. Чем толще в почве слой перегноя, чем чернее почва, тем она плодороднее.
    • На севере широкой лентой тянутся светлые тундровые почвы. Они маломощные, кислые, содержат всего 5% перегноя и залегают на небольшую глубину, так как внизу слой вечной мерзлоты. Сверху почвы покрыты слоем торфа. Эти почвы малопродуктивны.
  • Слайд 10

    • Южнее их сменяют подзолистые почвы, составляющие треть почвенного покрова российских полей. Они формируются из лесной подстилки хвойных и смешанных лесов при достаточно большом количестве влаги.
    • Узкую переходную зону составляют серые лесные почвы широколиственных лесов. Благодаря большому количеству трав, здесь формируются здесь формируются почвы с подзолистыми и чернозёмными признаками. Достаточно большое количество перегноя делают эту почву высокоплодородной.
  • Слайд 11

    • С юго-запада страны и до Алтая простираются знаменитые русские чернозёмные почвы, самые ценные из всех почв нашей страны. Толщина слоя перегноя в этих почвах достигает 90 см. на сегодняшний день чернозёмы полностью распаханы.
    • Как ты думаешь: где можно встретить болотные и луговые почвы?
    • Болотные почвы содержат толстый слой торфа, а в луговых почвах - толстый слой дёрна, образованного переплетением корней растений.
  • Слайд 12

    Правила

    1. Почему землю называют кормилицей?
    2. Что нужно делать, чтобы земля не разрушалась, не теряла своего плодородия?
    3. Что мы можем сделать для охраны почвы?
    • Нельзя закапывать мусор в землю.
    • Если пришлось закапывать отходы в землю, то сначала надо снять верхний слой почвы, а а затем положить его на место.
    • Нельзя вносить в землю избыточное количества удобрений.
    • Нельзя выливать растворы на землю.
  • Посмотреть все слайды