Значение игры для всестороннего воспитания ребёнка.

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Например, в игре формируется такое качество личности ребёнка, как саморегуляция действий с учётомзадач количественной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственныйоблик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных смыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.

Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни.

Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.

Следует подчеркнуть, что плодотворное освоение общественного опыта происходит лишь при условии собственной активности ребёнка в процессе его деятельности. Оказывается, если воспитатель не учитывает активный характер приобретения опыта, самые совершенные на первый взгляд методические приёмы обучения игре и управления игрой не достигают своей практической цели.

Задачи всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде. Это обусловлено тем, что развитие игры связанны существенные прогрессивные преобразования в психике ребёнка, и, прежде всего в его интеллектуальной сфере, является фундаментом для развития всех других сторон детской личности.

Умственное воспитание детей в игре.

В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи - тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничнойличности.

Уровень развития мышления ребенка определяет характер его деятельности, интелектуальный уровень ее осуществления.

Воспитатель должен помнить, что любая деятельность детей направлена на решение определенной задачи. Основная задача имеет множество промежуточных, решение которых позволит преобразовать условия и тем самым облегчить достижения поставленной цели. Практические задачи, которые долженрешить ребенок, отличаются от учебных. Содержание игровых задач продиктовано самой жизнью,окружением ребенка, его опытом, знаниями.

Ребенок приобретаетопыт в собственной деятельности, многое узнаёт от воспитателей, родителей. Разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный мир, и всё это находит отражение в игре.

Решение игровых задач с помощью предметных действий приобретает форму применения всё более обобщённыхигровых способов познания действительности. Ребенокпоит куклу из чашки, затем заменяет ее кубиком и после просто подносит руку ко рту куклы. Это означает, что игровые задачиребенок решает на более высоком интелектуальном уровне.

Бывает в практике и так, воспитатель не понимая значения обобщенных игровых действий мышления детей, требует от них действий коллективных максимально сходных с практическими.

Во - первых, если все, что происходит с ребенком в повседневной жизни, перенести в игру, то она попростуисчезнет, ибо исчезнет ее главная особенность-воображаемая ситуация.

Во - вторых, игра, отображая хорошо знакомую, но мало обобщенную жизненную ситуацию,невольно заходит в тупик. Вместе с тем известно, что в повседневной жизни дети получают не только четкие, конкретные знания, но и не ясные, гипотетические. Например ребенок знает кто такой моряк, но ему не понятно, чем он занимается. Чтобы уточнить свои представления, в ходе игры он задает вопросы и получив ответ, приобретает вполне ясные знания

Первым этапом развития игровой деятельности является Ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта деятельность младенца весьма скор меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета- игрушки и потому перерастает в ориентированные действия- операции.

Следующий этап игровой деятельности получил название Отобразительной игры в которой отдельные предметно- специфические операции переходят в ранг действии, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта. Это кульминационный момент развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он создаёт необходимую почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности.

На рубеже первого и второго годов жизни ребёнка развитие игры и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится. Теперь же различия начинают проявляться и в способах действий¾ наступает следующий этап в развитии игры: она становится сюжетно - отобразительной. Меняется и ее психологическое содержание: действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно заражаются предпосылки сюжетно-ролевой игры.

На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношениймежду людьми. Наступает этап собственно-ролевой игры, в которой играющие моделируют знакомые им трудовые и общественные отношения людей.

Научные представление о поэтапном развитии игровой деятельности даёт возможность выработать более чёткий, систематизированные рекомендации по руководству игровой деятельностью детей в различных возрастных группах.

Чтобы добиться игры подлинной, эмоционально насыщенной, включающей интеллектуальное решение игровой задачи, педагогу необходимо комплексно руководить формированием, а именно: целенаправленно обогащать тактический опыт ребенка, постепенно переводя его в условный игровой план, во время самостоятельных игр побуждать дошкольника к творческому отражению действительности.

Кроме того, хорошее игро - действенное средство коррекции нарушений в эмоциональной сфере детей, воспитывающиеся в неблагоприятных семьях.

Эмоции цементируют игру, делают её увлекательной, создают благоприятный климат для взаимоотношений, повышают тонус, который необходим каждому ребёнку доля его душевного комфорта, а это, в свою очередь, становится условием восприимчивостидошкольника к воспитательным действиям и совместной со сверстниками деятельности.

Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Здесь очень важно опираться на личный опыт ребёнка. Сформированные на его основе игровые действия приобретают особую эмоциональную окраску. В противном случае обучение игре становится механическим.

Все компоненты комплексного руководства формирования игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми раннего возраста.

По мере взросления детей меняется и организация их практического опыта, который направлен на активное познание реальных взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности. В связи с этим обновляется содержание обучающих игр и условия предметно- игровой среды. Смещается акцент активизирующего общения взрослого с детьми: оно становится деловым, направленным на достижение совместных целей. Взрослые, выступают в роли одного из участников игры, побуждая детей к совместным обсуждениям, высказываниям, спорам, беседам, способствуют коллективному решению игровых задач, в которых отражается совместная общественно-трудовая деятельность людей.

И так, сформированности игровой деятельности создаёт необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития ребенка. Всестороннее воспитания людей с учетом их возрастных особенностей требует систематизации используемых в практике игр, установление связей между разными формами самостоятельной игровой и не игровой деятельности, протекающий в игровой форме. Как известно, любая деятельность определяется её мотивом, то есть, тем, на что эта деятельность направлена. Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой. Это означает, что ребёнок играет по тому, что ему хочется играть, а не и ради получения како гота конкретного результата, что типично для бытовой, трудовой и любой другой продуктивной деятельности.

Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющиеся жизненный опыт детей.

Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счётразнообразной направленности её содержания. Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные),эстетическое (музыкальные), умственное (дидактические и сюжетные). Многие из них в то же время способствуют нравственному воспитанию (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, подвижные и др.).

Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности.

Первая группа - это игры, где взрослый принимает косвенное участие в их подготовке и проведении. Активность детей (при условии сформированностиопределённого уровня игровых действий и умений) имеет инициативный, творческий характер - ребята способнысамостоятельно поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения игровых задач.В самостоятельных играх создаются условия для проявления детьми инициативы, которая всегда свидетельствует об определенном уровне развития интеллекта.

Игры этой группы, к которым можно отнести сюжетные и познавательные, особенно ценны своей развивающей функцией, имеющей большое значение для общего психического развития каждого ребёнка.

Вторая группа - это различные обучающие игры,в которых взрослый,сообщая ребенку правила игры или объясняя конструкцию игрушки, даёт фиксированную программу действий для достижения определённого результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения; они направленные на усвоение определённого програмного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственного - эстетического воспитания дошкольников.

Активность детей в обучении играм носит в основном репродуктивный характер: дети, решая игровые задачи с данной программой действий, лишь воспроизводят способы их осуществления. На основе сформированности и умения детей могут затевать самостоятельные игры, в которых будет больше элементов творчества.

В группе игр с фиксированной программой действия относятся подвижные, дидактические, музыкальные, игры - драматизации, игры- развлечения.

Кроме собственно игр следует сказать о так называемой не игровой деятельности, протекающей не в игровой форме. Это могут быть особым образом организованные начальные формы детского труда, некоторые виды изобразительной деятельности, ознакомление с окружающем на прогулке и т. д.

Своевременное и правильное применение различных игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач поставленных «программой воспитания и обучении в д / с» в наиболее приемлемой для детей форме. Нельзя не отметить, что игры имеют существенное преимущество перед специально организованными занятиями в том плане, что в них складываются более благоприятные условия для проявления активного отражения в детской самостоятельной деятельности общественно сложившегося опыта.

Поиск ответов на возникшие игровые проблемы повышает позновательную активность детей и реальной жизни. Достигнутые в игре процессы психического развития ребёнка существенно влияют на возможности его систематического обучения на занятиях, способствуют совершенствованию его реальной нравственно- эстетической позиции среди сверстников и взрослых.

Прогрессивное, развивающие значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития ребенка, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в занятиях становлению мотива новой деятельности- учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребёнка к обучению в школе.

1.2. Этапы развития игровой деятельности детей.

1.3. Особенности игровой деятельности умственно отсталых детей.

Игра должна быть ведущей деятельностью, обесп6ечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающие воздействие на складывание психологического облика умственно отсталого ребёнка.

Среди множества причин, тормозящих самостоятельное, последовательное становление игры у умственно отсталого ребёнка, следует, прежде всего, выделить главную - недоразвитие интегративной деятельности коры головного мозга, приводящие к запаздыванию в сроках овладения статическими функциями, речью, эмоционально - деловым общением с о взрослым входе ориентировочной и предметной деятельности. Пагубно отражается на становлении игры и отсутствии необходимых педагогических условий для развития ребёнка, так называемая депривация, возникающая особенно часто в тех случаях, когда умственно отсталый ребёнок пребывает в преддошкольном возрасте в учреждении закрытого типа. Будучи лишен необходимого притока свежих эмоциональных впечатлении дошкольник - олигофрен получает предстовление лишь об узком круге лиц, предметов; его жизнь протекает в ограниченных монотонных обстоятельствах. Таким образами на имеющийся у него органический дефект наслаивается обеднённый и порой искажённый образ окружающего мира.

Маленькие умственно отсталые дети, поступающие в специальные дошкольные учреждения, как правило, совсем не умеют играть, они однообразно манипулируют игрушками не зависимо от их функционального назначения. Так ребёнок совершенно одинаково может длительно стучать кубиком, уткой, машинкой.

Особенно примечательным в этом случае является отношение к кукле, которая обычно воспринимается так же, как и иные игрушки. Кукла не вызывает адекватных радостных эмоций и не воспринимается в качестве заместителя человека. По отношению к игрушкам - животным умственно отсталый дошкольник также не вызывает заинтересованного эмоционального отношения. Его действия с ними напоминают манипуляции с кубиками и машинками. Важно отметить, что среди не обученных, умственно отсталых дошкольников встречаются и такие дети, которые любят попробовать игрушку «на вкус». Они пытаются отгрызть кусочек от цветного кубика, облизывать матрёшку. Такие действия с игрушками в основном характерны, для детей, страдающих глубоким интеллектуальным нарушением, однако в ряде случаев они вызваны просто не умением действовать с игрушками, отсутствием опыта и использования в соответствии с функциональным назначением.

У значительной части умственно отсталых детей на ряду с манипуляциями встречаются и такназываемые процессуальные действия, когда ребёнок беспрерывно повторяет один и тот же игровой процесс: снимает и одевает одежду на куклу, строит и разрушает постройку из кубиков, достаёт и ставит на место посуду.

Отличительной особенностью игр необученных умственно отсталых дошкольников является наличие так называемых неадекватных действий. Такие действия не допускаются не логикой, нифункциональным назначением игрушки, их ни в коем случае нельзя путать с использованием предметов-заместителей, которые часто наблюдаются в игре нормального ребёнка. Обычный дошкольник охотно использует палочку вместо ложки, кубик вместо мыла и т. д. Такие действия обусловлены потребностями игры и говорит о высоком уровне его развития. Но как раз таких действий с использованием предметов - заместителей никогда не встречается у умственно отсталых дошкольников при их поступлении в специальные дошкольные учреждения.

Замечено,что в процессе игры олигофрены действуют с игрушками молча, лишь изредка издавая отдельные эмоциональные возгласы и произнося слова, обозначающих названия некоторых игрушек и действии. Необученный умственно отсталый ребёнок быстро насыщается игрушками. Длительность его действий обычно не превышает пятнадцати минут. Это свидетельствует об отсутствии подлинного интересак игрушкам, который, как правило, возбужденный новизной игрушки и в процессе манипулирования быстро угасает.

Без специального обучения игра у умственно отсталых не может занять ведущие место и следовательно, оказать воздействие на психическое развитие. В таком виде игра не способна служить средством коррекции и компенсации дефектов развития аномального ребёнка. Разделу «Игра» не случено, отведено центральное место в программе воспитания и обучения умственно отсталых. Тем самым подчёркивается первостепенное значение этой деятельности для обогащения детского развития, коррекции и компенсации разнообразных дефектов в психике аномального ребёнка, подготовки к обучению к школе.

Известно, что игровая деятельность ребёнка весьма многогранна, так же как разнообразны и игры. При всём том главенствующие значение отводится среди них сюжетно- ролевым играм. Именно это вид игр воплощает в себе наиболее значимые и существенные черты игры как деятельности. Учитывая её особую значимость для детского развития, программа делает особый акцент на поэтапное формирование у умственно отсталого ребенка сложенного механизма сюжетно- ролевой игры.

Перед учителем- дефектологом ставится задача постепенного введения умственно отсталых в мир игры, обучение его разнообразным игровым приемам, использованию различных средств общения со сверстниками. Для того чтобы у умственно отсталого ребёнка возникло желание играть в месте с детьми, он должен быть подготовлен.

Кроме сюжетно- ролевой игры умственно отсталые обучаются дидактическим и подвижным играм.

Учитывая потребность детей в движении, можно также широко применять фрагменты подвижных игр. Таким образом, раздел «Игра» включает три направления: обучение сюжетно -ролевым играм, подвижным и дидактическим. Занятия по первому направлению проводит дефектолог и воспитатель, а по двум другим - в основном (на специальных занятиях) воспитателям.

«Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста»

Вид проекта: познавательный, игровой

Продолжительность проекта: длительный (октябрь, ноябрь, декабрь)

Участники проекта: дети, воспитатели, родители

Возраст детей: 3-4 лет

Проблема и ее актуальность:

Детям трудно организовать игру, распределять роли, развивать сюжет, договариваться между собой. Все мы родом из детства, все мы играли в разные игры. Порой до глубокой старости люди помнят, как и с кем играли в детстве. Какова же роль игры? В.А. Сухомлинский говорил, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт, впервые получает урок коллективного мышления. Значительную роль в воспитании и развитии ребенка занимает сюжетно-ролевая игра. Игра для них отражение жизни. Действия всегда реальны, переживания, чувства подлинны, искренни. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности.

«Игра – говорил А.М. Горький, - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто переносится в чужую личность, принимая на себя роль и входя в нее, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность, познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознание. В паре ребенок начинает осознавать себя как члена коллектива, впервые появляется чувство единения, формируется понятие «мы». Дети начинают оценивать друг друга, появляется общественное мнение. Благодаря игре детская группа развивается как коллектив. В игре формируются способность внимательно относится к точке зрения другого, смотреть на мир с его точки зрения. Таким образом преодолевается детский эгоцентризм, ребенок переходит на более высокую степень интеллектуального развития.

Цель проекта:

1. Развитие игровой деятельности;

2. Приобщение к элементарным, общепризнанным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Задачи проекта:

Образовательные:

1. Углублять знания детей о труде врача, медицинской сестры, парикмахера, водителя.

2. Учить передавать в игре профессиональные действия врача, парикмахера, водителя, правильно используя атрибуты.

3. Развивать и обогащать сюжет игры, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов.

4. Продолжать развивать активное речевое общение, расширять и обогащать словарный запас, вести ролевые диалоги.

Воспитательные:

1. Воспитывать уважение к членам своего коллектива, умение общаться спокойно, без крика.

2. Воспитывать умение выслушать, пожалеть, помочь своему товарищу.

3. Воспитать доброе, чуткое, вежливое отношение к своим друзьям и взрослым.

Оздоровительные:

1. Формировать здоровье сберегающие компетенции: умение заботиться о собственное здоровье, знания о способах оказания первой помощи.

Ожидаемые результаты:

1. У детей сформируется умение играть по собственному замыслу.

2. Дети научаться ролевому взаимодействию, будут сформированы коммуникативные навыки.

3. Обогатится словарный запас.

4. Получат знание о различных профессиях.

5. Полученные знания сформируют понятия о здоровом образе жизни.

6.Появится желание играть небольшими группами и в коллективе.

7. В дидактических играх будут сформированы усидчивость, внимание, развито мышление.

8. Родители получат необходимые теоретические знания.

Основные направления проекта:

Познание,

Коммуникация,

Социализация,

Труд,

Безопасность,

Физическая культура,

Здоровье,

Чтение художественной литературы.

Этапы реализации:

Подготовительный:

1. Изучение познавательной и методической литературы:

Журнал «Дошкольное воспитание»,

- «Ребенок в детском саду»,

- «Я и мир» Л.Л. Мосалова,

Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду Н.Ф. Комарова,

- «Воспитателю о детской игре» Д.В. Менжерицкая,

Создание развивающей среды: приобретение атрибутов и игрушек заместителей,

Чтение книг и просмотр мультфильмов, иллюстраций:

«Ай, болит» К. Чуковский,

«Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковский,

«Песенка друзей» С. Михалков,

«Жадина» Э. Машковская,

«Про друзей» Г. Циферов,

«Когда не хватает игрушек» Г. Циферов,

«Маша растеряша» Л. Воронкова,

«Когда можно плакать» С. Прокофьева,

«Трудный день» И. Чапик,

«Жадина» Я. Аким,

«Я укола не боюсь» С. Михалков,

Серия мультиков «Маша и медведь».

Основной этап:

Сюжетно-ролевые игры:

1. Обсуждение содержания сюжета игры,

2. Поиск решения задачи с помощью воспитателя,

3. Принятие на себя роли,

4. Соблюдение правил выполнения взятых на себя ролей,

5. Использование предметов заместителей,

6. Диалоги персонажей,

7. Взаимоотношение партнеров.

Задачи:

1. Развивать умение ребенка выбирать роль,

2.Формировать умение взаимодействовать с несколькими действующими лицами,

3. Учить объединять отдельные действия в одну сюжетную линию,

4. Поощрять попытки детей в выборе атрибутов игрушек заместителей,

5. Активизировать словарь детей,

6. Развивать умение договариваться и ладить с партнерами,

7. Воспитывать доброту, уважение, внимание друг к другу и взрослым.

Конструкторские игры:

1. Обсуждение постройки,

2. Рассматривание иллюстраций,

3. Объяснение и показ воспитателя,

4. Проговаривание и запоминание названия деталей строительного материала,

5. Обыгрывание постройки.

Задачи:

1. Учить называть и правильно использовать детали строительного материала,

2. Формировать умение правильно располагать кирпичики и пластины,

3. Развивать умение изменять постройку, надстраивая или заменяя одни детали другими,

4. Обогащать словарь,

5. Воспитывать трудолюбие, усидчивость, мышление,

6. Развивать умение мыслить творчески.

Дидактичекие игры:

1. Знакомство с названием и правилами,

2. Игра по правилам с воспитателем.

3. Рассматривание картинок иллюстраций,

4. Чтение стихов, потешек.

Задачи:

1. Закреплять умение подбирать предметы по цвету и величине, форме и качеству,

2. Формировать умение собирать картинку из 4-х, 6-ти частей,

3.Активизировать словарь детей,

4.Развивать умение классифицировать предметы,

5. Способствовать развитию мелкой моторики рук,

6. Воспитывать усидчивость, внимание,

7. Способствовать развитию мыслительной деятельности.

- «Собери чемоданчик доктора»,

- «Чья мама?»,

- «Четвертый лишний»,

- «Кто что делает»,

- «Узнай по описанию»,

- «Узнай на ощупь»,

- «Один много»,

- «Лото»,

- «Мозаика», «Пазлы».

Подвижные игры:

1. Знакомство с игрой,

2. Объяснение правил,

3. Выбор ведущего – ловишки,

4. Заучивание слов игры,

5. Чтение считалок,

6. Проведение игры,

7. Подведение итога.

Задачи:

1. Развивать двигательную активность детей,

2. Развивать умение четко выполнять правила игры,

3. Воспитывать умение играть в коллективе,

4. Воспитывать уважение и желание помочь товарищу,

5. Развивать эмоциональный отклик на игры в коллективе,

6. Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения.

Заключительный этап.

Итог:

Самостоятельная игра детей,

Участие в обсуждении проведённой игры.

Результат:

Дети стали сами чаще играть самостоятельно,

Больше проявляют инициативу творчества,

Обогатился словарь детей,

Взаимодействие в игре стало более длительным, целенаправленным.

Отношения детей в игре - доброжелательные, дружелюбные,

Родители получили необходимую информацию о значении игры.

«Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность – словом, все, что составляет богатство человеческой личности» И. Хейзинга.

Список литературы:

Дошкольное воспитание № 6, 2015.

Ребенок в детском саду № 3, 2013.

Программа дошкольного образования «От рождения до школы».

- «Роль игры в воспитании ребенка» Д.В. Менжерицкая,

- «Игра и дошкольник» Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова.


Родительское собрание

Роль игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста

Форма проведения: круглый стол

Цель: Повышение мотивации и вовлеченности родителей в образовательный процесс, психопрофилактическая работа с родителями.

Цель: повысить уровень педагогической культуры родителей;

Задачи:

Дать родителям знания о значении игры в развитии и

воспитании ребенка;

Заинтересовать проблемой приобщения ребенка к игре

в условиях семьи и детского сада;

Выслушать суждения родителей по проблеме,

помочь выйти из спорных ситуаций, обосновывая их.

Игра – приветствие «Цветные ладони»

Цель: Установить контакт между родителями, сформировать у них эмоционально- положительный настрой.

Родители хаотично двигаются. Воспитатель держит три “ладони”, вырезанные из цветного картона синего, красного и желтого цвета. Варианты сигналов: красная “ладонь” надо пожать руку, синяя “ладонь” – погладить по плечу, желтая “ладонь” – поздороваться “спинками”.

Игра – задание

Я предлагаю необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда – жёлтого, никогда – зелёного,

Каждый вечер уделяю время на игры с ребёнком;

Рассказываю о своих играх в детстве;

Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком;

Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры;

Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду;

Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т. е. не лишаю его на время игры или игрушки;

Часто дарю ребёнку игру, игрушку.

Если на вашем» столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребёнка.

Анализ результатов анкетирования

«Создание условий для игровой деятельности в семье» (приложение № 2)

По результатам анкетирования можно сказать, что у многих детей есть отдельная комната (уголок, где может играть и хранить свои игрушки). Дети предпочитают просмотр мультфильмов и телепередач, подвижные игры. Родители покупают игрушки ребенку по особым случаям (в подарок). И в основном предпочитают покупать развивающие игры (настольно-печатные игры, конструкторы и т. д., куклы или машинки. Дети бережно относятся к игрушкам. Сломанные игрушки чаще всего ремонтируются. Большинство детей дома могут в любое время, по желанию рисовать, лепить, им доступны бумага, пластилин, краски. Игровое оборудование у ребёнка для физического развития в основном мяч, скакалка, обруч, дротики. У некоторых детей имеется детская фонотека, музыкальные инструменты. Детей с детства приучаем к труду. В основном все дети дома ухаживают за комнатными растениями и животными. Играет с ребёнком в основном мама, редко папа.

«Угадайте, какую игрушку выбрал ваш ребёнок». За правильный ответ команда получает фишку (показ презентации) .

Рефлексия

Прием «Выбери дистанцию»

Мы предлагаем объявить символом обсуждаемой темы детскую настольно-печатную игру. Мы поставим ее в центр зала и предлагаем каждому из вас встать на таком расстоянии от предмета, которое могло бы лучше всего продемонстрировать вашу близость или отдаленность по отношению к теме встречи. Вы должны одной фразой объяснить выбранное вами расстояние.

Например: «Я встала очень близко к игре, поскольку считаю очень важным создание в семье условий для развития детской игры»; «Я встал далеко от игры, потому что считаю, что это пустая трата времени. Дети должны играть сами. Семья тут ни при чем».

Игра – понятие многогранное. Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие – ловкость, силу, третьи – конструкторские навыки и т. д. Все игры индивидуальны и требуют индивидуального подхода. Но существуют и общие правила. Мы предлагаем вашему вниманию Памятку (Приложение 3) с советами по проведению игр. (Раздаем памятки родителям). Мы советуем изучить эти правила и придерживаться их при игре с детьми.

III Заключительная часть

Итак, игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. В завершении мне хочется пожелать вам удачи. Играйте со своими детьми, они в этом очень нуждаются и вы, между прочим, тоже, ведь с помощью игры вы становитесь ближе друг к другу, начинаете больше узнавать друг о друге, можете повлиять на душевное состояние и поведение вашего ребёнка.

Игра – помощник нам, бесспорно,

Игре все возрасты покорны.

Взаимодействие в игре

Поможет понимать друг друга,

Нам стать внимательней, добрей,

И разрешить вопрос досуга.

Играйте с нами! Придумывайте сами!

Играйте с друзьями! Удача за вами!

Проект решения собрания:

1. Принимать активное участие в играх детей

2. Принимать активное участие в изготовлении игр, игрушек, их починке.

3. Организовывать семейные экскурсии по интересам детей.

4. Принимать активное участие в жизни детского сада.

5. Принять к сведению опыт семейного воспитания.

Ход мероприятия

Звучит песня «Куда уходит детство».

Вступительное слово воспитателя, он открывает родительское собрание, объявляет повестку, знакомит с порядком его проведения.

1. Вступительная часть

– Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами за нашим круглым столом. Сегодня мы поговорим с Вами о детских играх, игрушках, о значении их в познании окружающего мира, о их влиянии на развитие наших детей. Многие из нас до сих пор помнят свои любимые игрушки, игры. Они сохранили воспоминая о наших детских играх и забавах, мы «возвращаемся» на много лет назад, в свое детство. Во многих семьях игрушки переходят из поколения в поколение, эти игрушки имеют определенную ценность- приятные, добрые детские воспоминания.

Для того чтобы наш разговор был задушевным и откровенным, предлагаю вам заполнить визитную карточку. На визитной карточке напишите своё имя, отчество и нарисуйте картинку, соответствующую вашему настроению (солнышко, тучка и т.д.)

Психологическая разминка «Улыбка»

Хочу узнать: у Вас хорошее настроение? Как без слов подарить его другим людям при встрече? Как без слов сообщить о своем хорошем настроении? Конечно, улыбкой. Улыбнулись соседу справа, улыбнулись соседу слева. Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение.

Эта тема «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста» выбрана не случайно, ведь каждый из Вас мечтает о том, чтобы ребёнок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Дети воспитываются в играх так же, как и в других видах деятельности. Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьёзной жизни взрослых. Можно сказать, что игра для малыша – машина времени: она даёт ему возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много лет. Значение игры, её влияние на развитие личности ребёнка трудно переоценить. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей ко всему. Игра может сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых, воспитать в игре сознательную дисциплину.

2 . Анализ результатов анкетирования (приложение 1)

При подготовке нашего собрания мы провели анкетирование родителей. (Высказывания воспитателя по анализу анкет.)

3 .«А у нас, в детском саду, мы играем» (Просмотр презентации)

1. Дидактические игры – специально разрабатываемые для детей, например, лото для обогащения знаний и для развития наблюдательности, памяти, внимания, логического мышления.

2. Подвижные игры - разнообразные по замыслу, правилам, характеру выполняемых движений. Они способствуют укреплению здоровья детей, развивают движения. Дети любят подвижные игры, с удовольствием слушают музыку и умеют ритмично двигаться под неё.

3. Строительные игры – с песком, кубиками, специальными строительными материалами, развивают у детей конструктивные способности, служат своего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками;

4. Сюжетно-ролевые игры – игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых, например, игры детский сад, больницу, дочки-матери, магазин, железную дорогу. Сюжетные игры, помимо познавательного назначения, развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность.

5. Музыкальные игрушки - погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, металлофоны, игрушки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.

Что могут развивать у ребенка музыкальные игрушки? Музыкальные игрушки способствуют развитию речевого дыхания, слуха.

6. Театральные игрушки - куклы би- ба- бо, пальчиковый театр, настольный театр.

Нужны ли эти игрушки детям? (ответы родителей)

Эти игрушки развивают речь, воображение, приучают ребенка брать на себя роль.

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Взрослые, играя вместе с детьми, сами получают удовольствие и ребятам доставляют огромную радость.

4.«Давайте вместе поиграем» - практическая часть.

Упражнение «Я начну, а вы продолжите» - «Игра – это…»

Игра – это (весело, интересно, увлекательно …).

Для того чтобы игра была интересной, развивающей и т.д

Любая игрушка должна быть какой?(ответы родителей)

1. эстетичной;

2. безопасной (в плане краски, качества материала);

3. развивать;

4. развлекать ребенка.

5. Игры на кухне

А сейчас мы ещё немного поиграем. Прошу всех принять участие. Для вас мы приготовили вопросы. (В вазе находятся листочки с вопросами.)

Очень много времени вся семья проводит на кухне, а особенно женщины. Как вы думаете, можно ли там ребёнку найти занятие? Чем может занять себя ребёнок, используя следующие материалы? (родители вытягивают записки из вазы)

(Звучит музыка, ваза движется по кругу. Музыка останавливается, отвечает тот, в чьих руках оказалась ваза.Желающие могут дополнить ответ.)

1. «Скорлупа от яиц»

Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина - это фон, а затем предложите ребенку выложить узор или рисунок из скорлупы.

2. «Тесто»

Лепите все, что захочется.

3. «Макаронные изделия»

Выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

4. «Манка и фасоль»

Смешать некоторое количество, предложить выбрать фасоль из манки.

5. «Горох»

Пересыпать горох из одного стаканчика в другой. Сортировать: горох, фасоль

6. «Геркулес»

Насыпать крупу в миску и зарыть в ней мелкие игрушки. Пусть найдёт.

7. «Различные мелкие крупы»

Предложить ребёнку нарисовать крупой картинки. Для совсем маленьких – пересыпать крупу из миски в миску ложкой.

9. «Одноразовые стаканчики»

Можно вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты.

10. «Сухие завтраки- колечки»

Предложить выкладывать из них рисунки или нанизывать на шнурочки - бусы и браслеты.

Творческая работа родителей (приложение 6) .

Мы сейчас убедились, что и на кухне можно с ребёнком поиграть. Я предлагаю вам самим изготовить художественную аппликацию из пластилина и различных круп, чтобы дома вы смогли это сделать со своими малышами. Подойдите к столу и возьмите все необходимые вам материалы для работы (под музыку родители выполняют аппликацию).

Обязательно покажите дома детишкам свои работы и сделайте ещё лучше вместе с ними!

6.Заключительная часть.

Собрание подходит к концу. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу за круглым столом. Думаю, что теперь каждый из вас сможет ответить на вопрос нашего собрания: «Роль игры в жизни ребенка».

Рефлексия:

1. Впечатление от родительского собрания.

2. Какие выводы вы сделали (высказывания родителей).

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребёнка. Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития. Игра радует детей, делает их весёлыми и жизнерадостными. Играя, дети много двигаются: бегают, прыгают, делают постройки. Благодаря этому дети растут крепкими, сильными, ловкими и здоровыми. Игра развивает у детей сообразительность, фантазию. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах.

И в заключении хочу вам сказать: Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Открывайте мир вместе с ребёнком! До новых встреч!

Приглашение на собрание.

Дорогие мамы и папы!

приглашаем на «Круглый стол».

Приглашаем, приглашаем,

Вместе с Вами поиграем,

Много интересного узнаем.

Об играх и игрушках,

Наших славных

Мальчишках и девчушках!

С нетерпением ждём встречи!

Воспитатели.

Приложение 3.

Памятка для родителей.

Виды игрушек.

1. Игрушки, отображающие реальную жизнь - куклы, фигурки животных, мебель, предметы обихода, коляски и т.д.

2. Технические игрушки- различные виды транспорта, различные виды конструктора.

3. Игрушки - забавы. Смешные фигурки зверей, животных, человечков. Например, зайчик, играющий на барабане, или скачущий петушок.

4. Спортивно-моторные игрушки: мячи, кегли, кольцебросы, каталки различные, обручи, скакалки, велосипеды.

5. Дидактические игрушки - разноцветные вкладыши, кубики с прорезями, пирамидки, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др.

6. Музыкальные игрушки - погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.

7. Театральные игрушки - куклы би – ба – бо, пальчиковый театр, настольный театр.

8. Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения: карандаши, краски, пластилин, различные наборы для ручного труда, нитки, цветная бумага, клей и т. д.

Приложение 4.

Памятка по игре

Чему обучается ребёнок в игре?

Как игра влияет на развитие личности ребёнка? Игра - это самое интересное в жизни каждого ребёнка, поэтому именно в игровой форме развиваются самые нужные для дальнейшей жизни качества. В игре ребёнок учится общаться и взаимодействовать со сверстниками, приобретает новые качества, которые нужны для успешного общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль игры в развитии и воспитании ребенка»

Так же, как для каждого взрослого важна его работа, ребёнку необходима игра. Через игру ребёнок знакомится с окружающим миром, с отношениями между людьми. Игра в развитии дошкольников имеет одну из главенствующих ролей, поскольку именно в ней мы видим проекцию мышления, воображения малыша, его склонности и интересы.

Как игра влияет на развитие личности ребёнка?

В игре ребёнок учится общаться и взаимодействовать со сверстниками, приобретает новые качества, которые нужны для успешного общения.

На способность самому придумывать различные игры влияет воображение ребёнка. Чем лучше развито воображение, тем больше интересных игр ребёнок придумает. К тем, кто умеет сочинять интересные игры, тянутся другие дети, а это развивает в ребёнке коммуникабельность и общительность, делает его лидером среди определенной группы малышей.

Игра - это самое интересное в жизни каждого ребёнка, поэтому именно в игровой форме развиваются самые нужные для дальнейшей жизни качества: подчинение правилам, соответствие взятой на себя роли, развитие памяти, целенаправленность;

В игре мы зачастую отмечаем отражение наших, взрослых взаимоотношений, поскольку, даже играя в «магазин», один ребёнок будет вести себя размеренно, вежливо, а другой будет ссориться и выяснять отношения. Дошкольник не может сам придумать подобную тактику поведения - наверняка это проекция ваших отношений с другими людьми. Возможно, многих нюансов в своем поведении вы не замечаете, но по тому, как ребёнок ведет себя в игре, можно отметить некоторые отклонения в негативную сторону. Измените свое поведение, и стиль игры также изменится;

Чрезвычайно важна игра, как средство развития ответственности, сопоставления мыслей с действиями, просчета возможных последствий, внимательности, развития произвольного восприятия. Посредством игры ребёнок учится управлять своими эмоциями, поведением, сопоставлять их с поведением других детей.

Ребёнок быстро поймет такую истину: чтобы играть с другими детками, нужно подчиняться правилам игры. В силу своего рвения к общению со сверстниками, ребёнок учится быть дисциплинированным, что требует от него немало усилий.

Особенно важна роль игры в развитии личности-лидера и личности-ведомого, ведь эти качества одни из главных в жизни. Если ваш ребёнок лидер, он сразу же возьмет инициативу на себя, предложит массу вариантов разнообразия игры, примет «командование» в свои руки. Если же ваш малыш - ведомый, то он будет безукоризненно подчиняться правилам, которые придумали другие. Если вам не по душе ведомость своего ребёнка, обучайте его быть лидером, а результаты своих усилий вы сможете увидеть во время игры.

Если ребёнок играет с игрушками, то это самый удачный случай для того, чтобы научить малыша делиться ими, искоренить жадность, а также приучить его убирать за собой.

В игре у ребёнка лучше всего развивается мышление, умение просчитывать свой следующий шаг, предугадывать поведение другого человека.

Пока ребёнок не пойдет в садик, то есть примерно до 3-х лет, у него нет как таковых знаний о том, что такое игра. Точнее игра-то у него есть, но она на уровне элементарного. Когда у ребёнка будет достаточный словарный запас, некий жизненный опыт, сверстники вокруг - вот тогда и можно говорить об игре, как о средстве развития, поскольку именно коллективная игра, придуманная и осмысленная, имеет наибольшую ценность.

Сюжетно-ролевые игры

Все мы помним наши детские игры в «больницу», в «магазин», в «семью» - мы распределяли роли для друзей, а может даже для всей родни, придумывали каждому свою четко отведенную роль, воображали себе сюжет, и с удовольствием играли. Это и называется сюжетно-ролевой игрой, ведь в самом названии уже заложена суть этой игровой деятельности.

Вот здесь-то наиболее ярко проявляется характер малыша, его понятие об отношениях между людьми, о его пристрастиях к тому или иному социальному статусу, профессии. И даже если какая-то роль вас насторожила или поведение ребёнка вас не удовлетворяет, помните, что пока это игра, ребёнка не нужно отвлекать. Отметьте себе те странности, которые насторожили вас больше всего, и в дальнейшем поговорите об этом с ребёнком, выясните его мотивы - возможно, именно ваше поведение стало причиной подобного исполнения ролей.

Сюжетно-ролевая игра, как средство развития ребёнка, имеет неоспоримо важную роль, особенно в формировании личностных качеств и умении общаться, жить в социуме. У ребёнка развивается воображение, поскольку в каждой игре он вживается в новую роль и должен полностью соответствовать ей.

И если с ролями все понятно, то о сюжете придется поразмыслить. Если ребёнок сам придумает сюжет, направление игры - это говорит о его необычайно развитом воображении, умении мыслить широко и творчески, свободно владеть игровыми способами деятельности. Если ваш малыш ещё не может мыслить настолько широко, придумайте сюжет сами.

Но самое главное - это инвентарь, предметы-помощники, которые превратят игру в некое подобие реальной жизни. Согласитесь, играть с реальными таблетками, кукольным шприцем и скляночками намного интереснее, чем с воображаемым термометром. Возможно, у вас дома завалялись старые СССР-овские деньги - отдайте их ребёнку, пускай это будет интереснейшим подспорьем для игры в «магазин».

Дидактические игры

Роль игры в развитии личности заключается не только в формировании тех или иных чувств и качеств ребёнка, но и в познании малышом мира, обучение его элементарным, но столь необходимым знаниям о форме, о цвете, о величине, о пространстве.

Дидактические игры направлены больше на обучение, чем на развлечение. Но благодаря ярким кубикам, фигуркам, развивающим игрушкам, ребёнок

с удовольствием принимается за игру, учась группировать предметы, предварительно сравнив их по заданным критериям: по назначению, по внешним признакам (желтые предметы к желтым, или кубики в одну корзинку, а шарики в другую).

Благодаря дидактическим играм у ребёнка развивается внимание, сосредоточенность, настойчивость, развиваются познавательные способности, через игру он быстрее научится различать предметы.

Подвижные игры

Движение - это жизнь! А в детстве нам и не нужно было об этом говорить, потому что любой ребёнок не может усидеть на месте - он любит бегать, прыгать, прятаться. Чрезмерную активность детей нужно направлять в правильное русло, то есть в игру.

Все мы прекрасно знаем игру со стульями, количество которых на 1 меньше от числа игроков. Пока играет музыка - дети танцуют вокруг стульев, но как только музыка останавливается - каждый должен сесть на стул. Тот, кому стул не достался, выбывает из игры. Интересная, забавная, подвижная игра, которая вырабатывает в ребёнке стремление к цели.

Роль подвижной игры в развитии ребёнка заключается в том, чтобы помочь ему развивать быстроту в движениях и в мышлении, дисциплинированность и умение играть по правилам. К тому же, именно в подвижных играх ребёнок зачастую видит коварство и желание «идти напролом» у других участников. Если вы заметите, что ваш малыш делает так же, объясните ему, что невоспитанность и грубость можно победить хитростью.

Подвижные игры - это отличный способ отвлечь подвижного малыша от пакостей, или же раскрепостить тихоню.

Игрушки - основная ценность

Конечно, играть можно и без игрушек, но это то же самое, что кушать сразу со сковородки, без тарелки, вилки и ложки - процесс одинаков, но с дополнительными элементами намного проще, а в случае с игрушками в разы интереснее и увлекательней.

Существует мнимое разделение игрушек на «девчачьи» и «мальчишечьи», но не стоит ограничивать ребёнка, не покупая девчонке конструктор, или запрещая мальчишке играть с куклами. У каждого малыша есть свой воображаемый мир, и он вправе выбирать те игрушки, которые ему по душе. Стоит каждый раз дарить ребёнку игрушки разных назначений, чтобы его внутренний мир обогащался, и детство становилось всё интереснее с каждым разом.

Кукольный дом

Мы привыкли, что с куклами возятся только наши дочери, но у сыночков тоже должны быть хотя бы 2 куклы, чтобы они могли играть с ними в сюжетно-ролевые игры. Дабы ребёнок переносил ваш быт в игру с куклой, ему необходимы все те вещи, которыми вы пользуетесь дома, но в кукольном варианте - дом, мебель, посуда, одежда, хозяйственные и косметические принадлежности.

Конструкторы, пазлы

Если конструкторы и трансформеры больше удел мальчиков, то пазлы нравятся все

Постараемся определить роль игры в развитии ребёнка на примере конструкторов: мы можем заметить удивительные способности малыша из одних и тех же деталей каждый раз конструировать нечто новое, до чего даже взрослый бы не додумался. Некоторые мальчишки способны часами сидеть над лего и конструировать замки, крепости, машины, а потом играть с ними, как с целым воображаемым миром. Конструкторы и трансформеры развивают воображение и мелкую моторику рук. А если вы купите не просто набор деталей, но ещё и с различными методами и способами их соединения, тогда вы увидите настоящее счастье в глазах ребёнка, потому что теперь у него есть больший простор для полета фантазии, возможность обучиться держать в руках ключ, работать с гайками.

А вот складывать пазлы любят даже взрослые, поскольку это очень увлекательное занятие, способное занять человека не на один час. Главное - подобрать интересную картинку, ведь малышу больше по душе складывать героев мультфильма, чем природу. Вы, как родители, наверняка знаете любимых персонажей своей крохи - вот и купите малышу пазл для начала с крупными деталями. Игры с пазлами развивают в ребёнке необычайную внимательность, усидчивость, стремление, желание довести дело до конца. В итоге у родителей есть свободный час, а малыш развивается благодаря красивому пазлу. Не стоит покупать пазлы со сплошным рисунком, например, море, лес, поле, поскольку большинство мелких картинок будут схожи, и даже взрослому человеку будет тяжело их собрать, не говоря уже о ребёнке, а это может отбить у малыша желание играть с пазлами.

Развивающие игрушки

Для самых маленьких крох очень важны развивающие игрушки, поскольку игра, как средство развития навыков малыша ещё не может быть рассмотрена, ведь кроха вряд ли сможет в ней участвовать. Поэтому, детишек нужно развивать с помощью игрушек: музыкальных, ярких, больших, красивых, каждая из которых нацелена на развитие того или иного навыка. Как минимум 2–3 такие игрушки, бесспорно, должно быть у вашей крохи.

Выполнила: Ганиева Р.Р. Муниципальное автономное дошкольное образованное учреждение детский сад №26 «Золотая рыбка» комбинированного вида городского округа город Кумертау Республики Башкортостан

  1. Значение игры.
  2. Игра – как средство воспитания.

«Игра для детей - путь познания мира» .

А.Горький.

Игра – главное занятие детей, предшествующее школьному обучению. Игры развивают духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, эстетический вкус; они приучают к дисциплине, воспитывают чувство товарищества и дружбы, помогают познать окружающий мир. В играх вырабатываются такие физические качества, как сила, быстрота, выносливость и ловкость, укрепляется здоровье детей.

В игре дети изображают различные события жизни, разыгрывая роли, подражая взрослым, создавая воображаемую обстановку. Нередко в играх отражается профессия родителей. Дети врача любят «устраивать больницу» , «лечить больных» . При этом дети подражают не только действиям взрослых, но и их заботу о людях, о качестве работы, удовлетворение от хорошо выполненной работы.

В играх детей обычно ярко выражена радость жизни, оптимизм. Дети сталкиваются, конечно, и с печальными событиями, отражают их в игре. Но большой частью невзгоды благополучно кончаются.

В жизни общества труд предшествует игре, в жизни отдельного человека обратное соотношение: ребенок раньше играет, чем работает.

Н.К. Крупская утверждает, что в настоящей, хорошей игре всегда имеется увлекательная цель, которая любилизует физические и умственные силы ребенка, самостоятельное достижение этой цели, преодоление встречающихся пути затруднений составляет главную прелесть игры. По мнению Н.К. Крупской, основное в игре – цель.

А.С. Макаренко также считает игру средством подготовки к труду. В детском возрасте игра составляет главное занятие ребенка. В школьном возрасте ребенок тоже много играет, но постепенно игра вытесняется работой. Своевременный переход от игры к работе зависит от воспитателя и родителей: нужно так организовать игру и руководить ею, чтобы в ней воспитывались качества будущего работника и гражданина.

Хорошая игра приучает к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы. Отличие игры от труда лишь в том, что в ней не создаются социальные ценности, но хорошая игра похожа на хорошую работу – в ней, как и в труде, всегда есть рабочее усилие и усилие мысли, чувство ответственности, радость творчества. Потребность выражать в игре свои впечатления и переживания составляет наиболее характерную особенность детей дошкольного возраста. Ребенок развивается под влиянием окружающего мира, под воздействием воспитания. У него рано появляется интерес к жизни и деятельности взрослых, стремление подражать им. Играя, ребенок знакомится с окружающим, становится участником жизни взрослых. Игры детей отличаются богатством и разнообразием тематики. Такое явление закономерно: дети воспитываются в непосредственной связи с жизнью, насыщенной яркими событиями. Каждый год вносит что – то новое в детские игры. По – своему дети реагируют на события, происходящие в нашей стране. В игре дети испытывают чувства; тревогу матери за ребенка, ответственность капитана за свой корабль. Поэтому игра важна для развития сложенных социальных чувств – уважение и людям за их труд, чувства дружбы, товарищества, уважение, доброты. В игре формируется коллектив. Воспитатель через коллектив достигает больших результатов в воспитании у того или иного ребенка сдержанности, внимания.

Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии ребенка. От родителей требуется много внимания и заботы об этом важнейшем занятии детворы. Они первые участники игр своих малышей, когда те учатся делать движения, различать предметы, произносить слова. Чем активнее это игровое общение отца и матери с маленьким ребенком, тем быстрее он развивается. В дальнейшем родители должны помогать организовывать игру. В игре проявляются интересы сына или дочки, черты их характера, умение жить в коллективе. Родители могут сделать много важных наблюдений и использовать игры для преодоления замеченных недостатков: эгоизма, вялости, для развития у них чувства коллективизма, активности и любознательности. Родители могут и сами включаться в детские игры и забавы. Такое участие родителей доставляет детям много радости и удовольствия

Помните об этом, товарищи родители! Большую часть своего времени ребенок проводит в игре, поэтому обращайте больше внимания на игру ваших детей. В игре формируется будущий человек! Будущий гражданин нашей Родины.