Сценарий игры – викторины по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему "Здравствуй, лес, здравствуй, матушка природа".

Ботякова Татьяна Александровна, воспитатель МБДОУ Красноборский д/с «Колосок» с. Красный Бор, Нижегородская обл.

Описание материала: материал будет полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений при проведении экологических проектов, акций, развлечений. Данное мероприятие рекомендуется проводить с детьми старшей группы.

Цель: формирование экологических знаний, нравственно – ценностного отношения к природе.

Задачи:
Образовательные: расширять представления о лесе и его обитателях.
Развивающие: развивать познавательный интерес, любознательность, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, понимание необходимости сохранения его целостности, умение вести себя в лесу.

Предварительная работа:
экскурсия в лес, просмотр иллюстраций с изображением различных видов деревьев, просмотр альбомов "Дикие животные", "Птицы", "Насекомые", конкурс рисунков о природе, чтение произведений русских писателей и поэтов о природе.

Оборудование: круги зеленого и красного цвета, картинки с изображением животных, насекомых, птиц, грибов, цветов, "шапочки" ягод, цветы, вырезанные из картона по количеству детей, листья деревьев (клена, дуба, березы, осины), карточки с изображением следов животных, жетоны, корзинка с природным материалом.

Участники: ведущий, дети, Лесовичок, лиса.

Ход викторины.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Летний теплый ветерок принес в детский сад кленовый листок. На нем написано приглашение от старичка Лесовичка. Он приглашает нас в лес за загадками.

Хоровод: "В лес пошли мы гулять"("Лес поет" О. Фельцмана)
Ведущий: Вот и пришли мы на цветочную поляну. Правда, здесь очень красиво? Деревья стоят зеленые, на поляне цветы...Ах, как хорошо дышится!

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре?
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится:
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты ведь знаешь - мы свои! (С. Погореловский)

(Появляется Лесовичок)


Лесовичок: Добрый день, ребята! Вы меня узнали? Я - Лесовичок, хозяин леса. Я рад, что вы пожаловали на лесную полянку. знаете ли вы, что лес - это ваш большой и настоящий друг? Лес - живой. И как всему живому, ему необходимо солнце, которое дарит тепло и свет, вода и почва для роста растений и жизни животных, чистый воздух, а еще покой и тишина. Люди часто не задумываются о том, как легко могут нанести вред лесу и его обитателям. А как вы себя ведете в лесу. Прежде чем отправиться по лесу искать загадки, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Дидактическая игра: "Экологический светофор"
(Лесовичок перечисляет, что можно делать в лесу, а чего нельзя. Дети в соответствии с этим поднимают зеленый или красный кружок)
- Можно (нельзя) ломать ветки;
- оставлять после себя мусор;
- разорять гнезда и муравейники;
- кувыркаться в траве;
- собирать ягоды;
- уничтожать ядовитые грибы;
- разжигать костры;
- отдыхать на пне и т. д.
Лесовичок: Правильно. И запомните еще несколько правил:

Отправляясь в лес гулять,
Попрошу не забывать
Правила лесные,
Незатейливые, простые.

Деревья, ветки не ломай,
Мусора в лесу не оставляй,
Зря костров не разводи,
Очень громко не кричи.
Бабочек ты не лови,
Не для этого они.

Ты в лесу лишь гость,
Главные там дуб и лось.
Берегите зеленый лес
И он откроет много тайн и чудес!

Лесовичок: Итак, первая моя загадка будет о наших пернатых друзьях. Кого мы называем пернатыми?
Дети: Птиц.
(На мольберте дети выбирают из нескольких соответствующую картинку)
- Каких птиц вы знаете? (Ответы детей).
- Какие птицы зимуют в наших краях? (Ворона, воробей, сорока, дятел и т. д.)
- Какая птица подбрасывает своих птенцов в чужие гнезда? (Кукушка)
- Какая птица весь день стучит по дереву? (Дятел)


- Какая птица селится на крышах домов и, по преданию, приносит счастье в дом? (Аист)
- У какой птицы очень длинная шея и ноги? (Журавль)
- Какая птица охотится ночью? (Сова)


Подвижная игра «Совушка»
Обозначается «гнездо совы». В гнезде помещается водящий совушка. Остальные дети изображают птиц, бабочек, жуков - разлетаются по поляне.
На слова воспитателя: «Ночь наступает, все засыпает» - дети замирают в тех позах, в которых их застала ночь. Совушка в это время тихо вылетает на охоту - ходит, медленно размахивая руками, и забирает мотыльков и жучков, которые пошевелились. Отводит их в своё гнездо. Совушка ловит до тех пор, пока воспитатель не скажет: «День». Тогда она возвращается к гнезду, а мотыльки и жучки снова начинают летать. Совушка выходит на охоту два-три раза. Потом выбирают нового ведущего, и игра начинается сначала.

Лесовичок: Итак, следующая загадка.
Растет в траве Аленка
В красной рубашонке,
Кто не пройдет,
Всяк поклон отдает. (Ягода)
(Дети выбирают картинку с изображением ягод)


Земляника:
Ягодку сорвать легко -
Ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка -
Там созрела... (земляника)


Ежевика:
Вкус ягоды хорош,
Но сорви ее пойди - ка:
Куст в колючках будто еж -
Вот и назван.... (ежевика)

Клюква:
Я красна, я кисла,
На болте я росла,
А дозрею под снежком,
Ну - ка, кто со мной знаком?

Черника:
Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки,
То, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот.

Малина:
Бусы красные висят,
Из кустов на вас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.


Хоровод: "По малину в сад пойдем".

Лесовичок: Следующую загадку вам предстоит отыскать самим. Для этого вам нужно повернуться вправо, сделать три шага вперед и найти дубовый листок. На нем и будут написаны загадки.
(Дети выполняют задание, среди листьев разных деревьев находят лист дуба, на котором написаны загадки про насекомых) .

1.От цветка к цветку порхает,
а присядет, отдыхает. (Бабочка)

2.На ромашку у ворот
Опустился вертолет -
Золотистые глаза.
Кто же это?... (Стрекоза)

3.Я работаю в артели
У корней мохнатой ели,
По буграм тащу бревно -
Больше плотника оно. (Муравей)

4.По цветам летает,
Мед собирает. (Пчела)

5.Прыгает пружинка -
Зеленая спинка -
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (Кузнечик)


6.Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упусти,
Сядет и укусит. (Комар)

Игра малой подвижности: "Поймай комара".
Дети стоят в кругу. В центре круга- водящий. У водящего в руке палка с привязанной к ней веревочкой. На конце веревки - комар вырезанный из бумаги. Водящий крутит веревку с комаром над головами детей. Те в свою очередь стараются поймать руками комара.

Лесовичок: Слушайте внимательно и ищите следующую загадку.

Из нарядной яркой чашки
Угощаются букашки.
(Цветок)

Цветочные загадки
1.Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)

2.Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдёшь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василёк)

3.Стоят в лугах сестрички -
Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)

4.Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (Колокольчики)


5.Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок -
Остался стебелёк. (Одуванчик)

Танцевальный конкурс.
Детям кладут на голову картонные цветы и по сигналу ведущего они начинают танцевать под музыку, не касаясь цветов руками. Побеждает тот, кто протанцует дольше всех, не уронив цветка.

Лесовичок: Следующая загадка от старичка Лесовичка. (Показывает картинки с изображением следов животных) Как вы думаете, что это такое?
Дети: Следы животных.

Игра: «Чьи следы?»
Дети по очереди из «Волшебного мешочка» вытягивают карточки с изображением следов и отвечают, кому они принадлежат. За правильные ответы начисляются жетоны.(Ответы детей: лось, кабан, лиса, заяц и др.)

Загадки о животных
1.Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)


2.Когда я голодный меня не встречай,
Щелкну зубами, съем невзначай.(Волк)

3.Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

4.Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (Ёж)


5. Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала. (Лиса)

Лесовичок: А вот и жительница леса - Лисонька. (Выходит ребенок в костюме лисы)
Лисонька, ты не серчай,
Вместе с нами поиграй.

Подвижная игра: "Хитрая лиса"
Играющие стоят в кругу. В стороне, вне круга, обозначается дом лисы. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а педагог обходит их с внешней стороны круга и дотрагивается до одного из играющих, который становится водящим - хитрой лисой. Затем дети открывают глаза, хором три раза спрашивают: "Хитрая лиса, где ты?" После третьего вопроса хитрая лиса выбегает на середину круга, поднимает руки вверх и говорит"Я здесь!" Все играющие разбегаются, а лиса их ловит.

Лесовичок:
В лесу под елкой крошка,
Шапка да ножка. (Гриб).
(Дети выбирают соответствующую картинку)
Лесовичок: Молодцы, ребята, хорошо загадки ищете. Слушайте загадки грибные.

Бывают грибы съедобные, а бывают - ... (Несъедобные).
- Грибы, имеющие особый рыжеватый цвет. (Рыжики).
- Соседи березы. (Подберезовики).
- Чаще всего они растут под осиной, но встречаются под березами и дубами. (Подосиновики).
- Смертельно ядовитые грибы, «родственники» мухомора. (Бледные поганки).
- Быстро спасут от голода в лесу. (Сыроежки).
- Съедобные грибы, которые выращивают круглый год. (Шампиньоны) .
- Самые красивые ядовитые грибы. (Мухоморы).

Просмотр содержимого документа
«Лексико-грамматические игры по теме "Лес. Деревья"»

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ЛЕС, ДЕРЕВЬЯ».

1Лексико-грамматические игры:

    Рассмотреть во время прогулки деревья: березу, тополь, рябину, сосну, ель, осину. Обратить внимание на разные стволы деревьев, разную форму листьев. Рассказать о строении дерева: корни, ствол, ветви, которые образуют крону, листья. Помочь ребенку запомнить информацию. Обратить внимание, что сейчас, осенью, листья деревьев разноцветные, а поздней осенью и зимой деревья сбрасывают листву. Собрать и засушить листья деревьев. Объяснить значение слова "гербарий".

    «Один - много» (образование существительных множественного числа родительного падежа). Образец: дерево – много деревьев. Слова: куст, волк, лист, лиса, ёж, шишка.

    «Детки с чьей ветки?» (образование относительных прилагательных):

Это лист рябины – рябиновый лист, лист берёзы -…, лист осины -…, лист тополя -…,

лист дуба -…, лист липы -… .

    «Четвёртый лишний»:

Тополь, берёза, сосна, рябина.

Берёза, осина, подберёзовик, ива.

Дуб, рябина, осень, осина.

Одуванчик, ель, тополь, липа.

    «Сосчитай от 1 до 10» (согласование существительных с числительными) Образец: один лист, два листа…десять листьев. Слова для счёта: шишка, дерево, ягода, корзина, гриб, ветка.

    « Незнайка в лесу» (Закреплять правильное употребление предлогов). Однажды Незнайка идёт по лесу и рассказывает:

    «Листья растут в дереве. Птичка села из куста. Муравей вылез в муравейник. Сова сидит на дупле. Дятел стучит к дереву. Заяц убегает к лисе. Стрекоза летает под землёй. Гусеница ползёт над веточкой. Цветы растут над деревом».

    Дети должны исправить ошибки Незнайки.

    2. Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков

    • Раз, два, три, четыре, пять,

      Будем листья собирать.

      (сжимать и разжимать кулачки)

      Листья березы, листья рябины,
      Листики тополя, листья осины,
      Листики дуба мы соберем,

      Маме осенний букет отнесем.

    3. Развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение.

    Листья.


    Какое время года наступило?

    Где гуляют дети?

    3) Зачем дети собирают листья?
    Творческие задания.

    1) Подобрать определения к словам: осень (какая?) солнечная, золотая, дождливая, холодная, щедрая, урожайная; листья (какие?) разноцветные, красивые, вырезные и т.д.

Инна Штепина

Цель: формирование знаний о лесном богатстве, сезонных изменениях в лесу; воспитание любви к неживой природе, умений заботиться о ней; развивать интерес к родному краю

Задачи:

1. Познакомить с 10 лиственными и хвойными деревьями.

2. Рассказать о разных видах лесов.

3. Формировать доброжелательное отношение к неживой природе.

4. Приучение к соблюдению норм и правил поведения в природе.

5. Повлиять на эмоциональный и духовный мир ребёнка.

6. Развивать психические процессы: воображение, творческое мышление, память, внимание.

7. Активизировать словарный запас ребёнка, знакомство с новыми словами.

8. Воспитывать навыки позитивного общения, активную жизненную позицию.

Оборудование для игры «Познай лес»:

Игровая зона «Уголок природы» (включает: образцы веточек, плодов деревьев и кустарников, наглядный материал и др.)

Дидактический материал в виде карточек с изображением деревьев, плодов и пр.

Образцы веточек, листьев, плодов деревьев, предназначенные для игры детей.

Вид игры: игра на общественную тему.

Педагогическая актуальность.

Как и в обществе в целом, так и в детском коллективе в особенности вопросы нравственного и духовного воспитания стоят очень остро. Одной из главных задач педагога стоит умение привить ребёнку нравственные и моральные качества, доброжелательность, любовь к стране, природе и т. п.

Так как основным видом деятельности ребят в детском саду является игра, то наилучшая реализация поставленной задачи будет именно по средствам игры.

Поскольку дидактическая игра способствует формированию новых знаний и умений, а также закреплению уже полученных, отражает явления окружающей действительности, то создание дидактической игры и природным материалом является наиболее оптимальным вариантом детской игры, предназначенной для этой цели.

Игра «Познай лес» актуальна для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Через неё они познакомятся впервые с новыми видами деревьев, узнают, какие плоды на них растут, узнают особенности лиственных и хвойных деревьев, узнают, как лес меняется в течение года и пр. Изучат, повторят и закрепят правила поведения в природе. Научатся рассказывать о красоте лесного богатства, задавать вопросы, закрепят умения игры в команде, группе.

Дети вместе с родителями эпизодически выезжают на природу, поэтому знания об окружающем мире и умения вести себя в лесу не достаточны у детей, а то и очень поверхностны. В силу этого проведение дидактической игры с природным материалом «Познаем лес» поможет как детям, так и родителям в приобретении новых знаний, умений, расширении кругозора и пр.

Вариант игры 1: «Зима – лето»

Цель:

умения видеть сезонные изменения в природе, устанавливать взаимосвязь этих изменений, развивать интерес.

Задачи:

1. Рассказать детям, как изменяются лиственные деревья с приходом зимы.

2. Показать отличия хвойных деревьев от лиственных.

3. Развивать внимание и сообразительность, тренировать память детей.

Материалы:

карточки с изображением различных деревьев в летний и зимний периоды.

Ход игры:

сначала воспитатель рассказывает о сезонных изменениях, происходящих с деревьями. Затем показывает карточку с изображением дерева в летний и зимний период. Рассказывает о нём, рассказывает о плодах. Так знакомит со всеми деревьями. Следующим этапом воспитатель показывает карточку с изображением дерева летом, а дети должны из предложенных зимних картинок найти это же дерево и назвать его.

Вариант игры 2: «На какой веточке что растёт»

Цель:

развитие знаний о плодах деревьев.

Задачи:

1. Рассказать детям, у каких деревьев какие плоды и смена, а также листья.

2. Показать как изображения, так и образцы плодов, семян и листьев деревьев.

3. Развивать внимание, память, расширять словарный запас и кругозор детей.

Материалы:

карточки с изображением плодов и листьев деревьев, а также образцы плодов, веточек.

Ход игры:

прежде всего, воспитатель рассказывает о том, что осенью на деревьях созревают плоды. Это могут быть шишки, ягоды, семена. При этом демонстрируя и карточки с изображением, и сами плоды. Следующим этапом дети соотносят плоды одного дерева с веточками и листиками этого же дерева. Обсуждая по ходу игры особенности.

Вариант игры 3: «Природное лото»

Цель:

закрепить знания о деревьях; развивать умение работать скоординировано.

Задачи:

1. Уточнить знания детей о деревьях.

2. Развить умение играть в команде.

Материалы:

карточки, на которых изображено 4 дерева, отдельные карточки с каждым деревом у ведущего в мешочке, фишки у игроков.

Ход игры:

у ведущего в мешочке находятся карточки с изображением каждого дерева. У игроков (5 детей + ведущий могут играть одновременно) карточки, на которых по 4 картинки с деревьями. Ведущий достаёт по очереди карточки и показывает, называя при этом дерево, а игроки закрывают фишками это дерево у себя в карточках. Выигрывает тот, кто первым закроет все картинки. В первый раз для демонстрации игры в роли ведущего может выступать воспитатель.

Вариант игры 4: «Собери дерево»

Цель:

Закрепление полученных знаний о строении дерева, его плодах и листьях (хвое).

Задачи:

1. Показать детям, из чего состоит дерево, какие имеет плоды, и какие растут листья.

2. Рассказать, что хвоя – это видоизменённые листья.

3. Показать отличия и сходства лиственных и хвойных деревьев.

4. Тренировать память, мышление, сообразительность детей.

Материалы:

карточки с изображением целого дерева, его плода и листа (или хвойной веточки) – 10 штук, мешочек, в котором находятся карточки с картинками деревьев, листьев, плодов – 30 штук.

Ход игры:

Ведущий по одной достаёт карточки с различными изображениями. У кого на карточке есть этот плод/лист/дерево, поднимает руку, ведущий отдаёт эту карточку. Игрок закрывает соответствующую картинку у себя. Выигрывает тот, кто первым закроет все изображения у себя в карточке, тем самым «собрав дерево»

Вариант игры 5: «Волшебный мешочек»

закрепление знаний детей о деревьях и плодах на основе сенсорного обследования.

Задачи:

1. Научить детей отличать природные объекты, в частности плоды и семена деревьев.

Материалы:

«волшебный мешочек», плоды и семена деревьев, карточки с их изображениями.

Ход игры:

По очереди дети пробуют: 1. найти предмет по просьбе воспитателя или другого игрока в мешочке, не подглядывая; 2. угадать, что именно находится в волшебном мешочке.

Для усложнения игры можно добавить и предметы «неживой» природы, т. е. произведённой руками человека, рассказывая, чем они отличаются.

Конспект совместной деятельности по познавательно - речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста

Тихоненко Наталья Александровна, воспитатель 1 категории, МАДОУ "Катюша" Ямало-Ненецкий А.О. г.Лабытнанги
Описание: Данная методическая разработка совместной деятельности по познавательно - речевому развитию детей старшего дошкольного возраста направлена на закрепление пройденного материала,будет полезна в первую очередь воспитателям,а так же родителям, студентам, учителям начальных классов. Способствует обогащению, расширению знаний детей о лесе, умению составлять описательные рассказы, загадки, с помощью различных методов обучения и развитию разговорной речи детей во время работы.

Тема: "Лес"

(закрепление)
Цель: закрепить знания детей о лесе как природном сообществе.
Задачи:
Образовательная - обучать детей правильно отвечать на вопросы, быть внимательными к деталям; учить детей загадывать загадки по схемам, следуя последовательности, составлять описательные рассказы о лесе;
Развивающая - развивать речь, фантазию, воображение, память, развивать диалогическую речь, обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов, дать понятие слову «лес», «лесник», использовать слова синонимы, закреплять умение, выражать свои мысли полными предложениями, учить понимать значение мудрость народных пословиц;
Воспитательная – воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру.
Словарная работа: лес, лесник, лиственный лес, хвойный лес, берёзовая роща, ельник,дубрава, «Старичок – Лесовичок».
Предварительная работа: Чтение художественной литературы про лес, его обитателей.Просмотр фильмов и презентаций. Наблюдение на прогулках.
Оборудование: картинки с изображением деревьев, кустарников, грибов. Мнемотаблицы (лес в разное время года). Иллюстрации диких животных, насекомых, цветы, схемы – загадки, игрушка – Лесовичок.
Ход работы
1.Организационный момент
«Игра с руками»
У оленя дом большой, (руки уголком над головой)
Он в своё окно глядит. (голову выводим вперёд)
Бежит заинька косой, (прыжки на месте)
Громко в дом ему стучит. (Стучат кулачком о стол)
Заяц, заяц, заяц стой! (грозят пальцем)
В дом ко мне не забегай,
Скорее лапочки давай. (берут друг друга руки)
2.Упражнение на расслабление речевого аппарата (губ)
«Лягушки»
(губы вытягиваются, как при произношении звука «и», а затем возвращаются на место.
3.Сюрпризный момент
Появляется «Старичок- Лесовичок»
"Старичок-Лесовичок" -Здравствуйте ребята! Вы знаете кто я?
Воспитатель - Правильно это - сказочный дедушка охраняющий лес. Он пришёл к нам сегодня в гости,и хочет узнать - Что вы знаете про лес?
Воспитатель - Кто был в лесу?
Воспитатель - Что видели там?
Воспитатель - Что растёт в лесу?
Воспитатель - Встречали ли вы лесных зверей? Каких?
Воспитатель- А встречались ли на пути муравейники?
Воспитатель - Слышали ли кузнечиков?
Воспитатель - Знаете ли, как нужно вести себя в лесу? (не кричать, говорить тихо, не рвать цветы, не разорять гнёзда и муравейники, не бросать мусор, не разжигать костры)
"Старичок- Лесовичок" - Ну, молодцы!
Воспитатель - Какие растения самые важные в лесу? (деревья)
Воспитатель - Правильно это деревья, их очень много.
Дидактическая игра «Найди, что я опишу»
(дети находят картинки с нужным изображением: берёза, клён, сосна и т.д.)
Зелена, а не луг,
Белена, а не снег,
В серёжках, а не человек.

Великан стоит могучий
С головою, словно туча.
В туче в жёлтых теремочках
Много маленьких сыночков.


Кто под самый
Новый год
К нам из лесу
В дом придёт-
В огоньках, шарах звезде
И серебряном дожде?


Её всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.


Воспитатель - Что ещё растёт в лесу под деревьями? (кустарники, травы, ягоды, грибы)







Воспитатель - Как называют лес, в котором растут берёзы, клёны, тополя и т. д.? (лиственный)


Воспитатель - А как называется лес, в котором растут ели, сосны, кедр и т.д.? (хвойные леса)


Воспитатель - Есть берёзовые рощи, там растут только берёзы.


Воспитатель - А если растут только ели, как назвать такой лес? (ельник)


Воспитатель - В дубраве растут, как вы думаете что? (дубы)


(по ходу рассматриваем иллюстрации)
4.Гимнастика для глаз
5.Физ. минутка
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем, крылышки сложим назад.
Дидактическая игра «Загадай и отгадай»
(дети составляют самостоятельно по схемам загадки)


("Под соснами, под ёлками бежит мешок с иголками")


("На лесной полянке у самой тропинке красные горошки.
Кто мимо пройдёт,в рот к себе их уберёт.")

"Старичок-Лисовичок" -Ребята можно ли вырубить деревья в лесу? (нет)
Воспитатель - Почему?
Воспитатель - Почему все люди любят ходить в лес?
Воспитатель - Правильно в лесу приятно бывать, общаться с животными и растениями, наблюдать за ними. Лес – это общий дом для животных и растений он даёт им жильё и пищу. Люди восхищаются его красотой, отражают её в стихах, картинах, песнях и т.д.. Лес – это замечательное природное богатство.
6. Составление описательных рассказов
Воспитатель - Лес в любое время года выглядит по-разному, но он всегда сказочно красив! А вы можете рассказать почему?
(дети,по своим мнемотаблицам составляют описательные рассказы)


"Осенью, зимой, весной и летом красив наш лес.


Осенью люди собирают в лесу грибы, ягоды, орехи и шишки, а ещё красивые осенние листья.


Зимою люди ходят по лесу на лыжах. Там можно увидеть зайца, белку или лису, а так же найти неизвестные следы.


Весной в лесу появляются проталины, расцветают подснежники. На ветках деревьев набухают почки. Птица возвращаются из тёплых стран.


Летом в лесу собирают землянику, на лесных полянах косят сено.


Хорошо в лесу в любое время года!"
Воспитатель - А кто помогает "Старичку-Лесовичку" охранять лес? (человек)


Воспитатель -Лесник – это человек, который следит за порядком в лесу. И объясняет людям, что лес надо беречь.
"Старичок-Лесовичок" - А вы знаете пословицы про лес?
Лес да вода поле красят.
Лес и вода – родные брат и сестра.
Лес видит, а поле слышит.
Воспитатель - Что даёт лес человеку? (тепло, бумагу, игрушки, мебель, жильё)
7. Итог
(Катя Т.читает стихотворение)
В жаркий день или морозный
Собираясь в лес идти,
Ты запомни: только с пользой
Надо время провести.
Сотни тайн и чудес
Для тебя откроет лес!
Воспитатель - О чем мы сегодня с вами беседовали?
"Старичок-Лесоввичок" - Молодцы, ребята, мне очень у вас понравилось, я вижу вы много знаете о лесе, и я этому бесконечно рад, но мне уже пора возвращаться домой. Но я обязательно к вам ещё как - нибудь загляну на огонёк. До свидания, друзья! Счастливых вам лесных походов!!!

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №20 комбинированного вида»

Игра “Пищевые цепочки на лугу”

Цель: Закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.

Правила игры: Детям раздаются карточки с силуэтами обитателей луга. Дети раскладывают, кто кем питается.

растения - гусеница - птица

злаковые травы - грызуны - змеи

злаковые травы - мышь - хищные птицы

трава - кузнечик - луговые птицы

насекомые и их личинки - крот - хищные птицы

тля - божья коровка - куропатка - хищные птицы

травы (клевер) - шмель

Игра “Пищевые цепочки водоёма”

Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма.

Правила игры: Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки:

комар - лягушка - цапля

червячок - рыбка - чайка

водоросли - улитка - рак

ряска - малёк - хищная рыба

Игра “Пищевые цепочки в лесу”

Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу.

Правила игры: Воспитатель раздаёт карточки с изображением растений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки:

растения - гусеница - птицы

растения - мышка - сова

растения - заяц - лиса

насекомые - ежи

грибы - белки - куницы

лесные злаки - лось - медведь

молодые побеги - лось - медведь

Игра “С чем нельзя в лес ходить?”

Цель: Уточнение и закрепление правил поведения в лесу.

Правила игры: Воспитатель выкладывает на стол предметы или ил люстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда… Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.

Что в корзинку мы берем.

Цель: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.

Научить различать плоды по месту их выращивания.

Сформировать представление о роли людей сохранения природы.

Материалы: Картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.

Ход игры. У одних детей - картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок.

Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д.

Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.

Угадай, что в мешочке?

Цель: учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.

Материалы: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и д.р.

Ход игры: вы знаете игру «Чудесный мешочек»?, играть мы будем сегодня по иному. Кому я предложу достать из мешочка предмет, ни будет его сразу вытаскивать, а ощупав, сначала назовет его характерные признаки.

Выбери нужное.

Цель: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.

Материалы: предметные картинки.

Ход игры: на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.

Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, росса, облако, туман, иней и т.д.

Где снежинки?

Цель : закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.

Материалы: карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.

Ход игры:

Вариант № 1. Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.

Во время движения по кругу произносятся слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.

Вариант № 2. Лежат 4 обруча с изображением четырех времен года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.

Вывод делается из ответов на вопросы:

В какое время года, вода в природе может находиться в твердом состоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень).

С какой ветки детки?

Цель: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.

Материалы: листья и плоды деревьев и кустарников.

Ход игры: Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: « Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод.

Сложи животное.

Цель: закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичных признаках.

Материалы: картинки с изображением разных животных.(каждое в двух экземплярах).

Ход игры: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца.

Что из чего сделано?

Цель: учить детей определять материал, из которого сделан предмет.

Материалы: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик., ключ и т.д.

Ход игры: дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет.

Угадай - ка.

Цель: развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке; уточнить знание детей о ягодах.

Материалы: картинки на каждого ребенка с изображение ягод. Книга загадок.

Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-отгадку.

Съедобное – несъедобное.

Цель: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.

Материалы: корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.

Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку

Цветочный магазин.

Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Материалы: лепестки, цветные картинки.

Ходи игры: Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь.

Вариант 3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

Полезные – неполезные.

Цель: закрепить понятия полезные и вредные продукты.

Материалы: карточки с изображением продуктов.

Ход игры: на один стол разложить то, что полезно, на другой – что неполезно.

Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и т.д.

Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «фанта» и т.д.

Узнай и назови.

Цель: закрепить знания лекарственных растений.

Ход игры: воспитатель берет из корзинки растения и показывает их детям, уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место, где растет (болото, луг, овраг).

Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только – только вырастет (2-3 рассказа детей).

Назовите растение

Цель: уточнять знания о комнатных растениях.

Ход игры: воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)

Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.

Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?

На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

Кто где живёт

Цель: закреплять знания о животных и местах их обитания.

Ход игры: у воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

Береги природу.

Цель: закреплять знания об охране объектов природы.

Ход игры: на столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

Цепочка.

Цель: уточнять знания детей об объектах живой и неживой природы.

Ход игры: у воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

«Волшебный поезд»

Цель. Закрепить и систематизировать представления детей о зверях, птицах, насекомых, земноводных.

Материал. Два поезда вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 с 5 окнами); два комплекта карточек с изображением животных.

Ход игры

Играют две команды (в каждой по 4 ребенка «проводника»), которые сидят за отдельными столами. На столе перед каждой командой лежит «поезд» и карточки с изображением животных.

Воспитатель. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом- зверей, во втором – птиц, в третьем- насекомых, в четвертом- земноводных) так, чтобы окне был один пассажир.

Та команда, которая первой разместит животных по вагонам правильно, станет победителем.

Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга, огорода).

«Зоологическая столовая»

Цель. Формировать представления дошкольников о способах питания животных и способах группировки их по этому признаку.

Материал. На каждую команду- лист картона с изображением трех столов (красного, зеленого, синего), комплект картинок с изображением животных (15-20 штук).

Ход игры

Играют две команды по 3-5 человек.

Воспитатель. Как вам известно, птицы, звери, насекомые питаются разной пищей, поэтому их делят на растительноядных, хищников и всеядных. Вам нужно посадить животных за столы так, чтобы хищники оказались за красным столом, растительноядные- за зеленым, всеядные -за синим.

Команда которая первая разместит животных правильно, станет победителем.

«Лесной многоэтажный дом»

Цель. Углубить знания детей о лесе как природном сообществе; закрепить представления об «этажах» (ярусах) смешанного леса.

Материал. Модель с изображением 4 ярусов смешанного леса (почвенного, травянистого, кустарникового, древесного); силуэтные изображения животных, фишки.

Ход игры

1 вариант . Воспитатель дает детям задание расселить животных на 4 ярусах смешанного леса.

2 вариант . Воспитатель помещает животных в несвойственные для их обитания ярусы. Дети должны найти ошибки, исправить их и объяснить, почему они так считают. Кто первый находит ошибку и исправляет ее, получает фишку.

Победителем становится тот, у кого в конце игры окажется больше фишек.

«Кто рядом живет»

Цель. Обобщить представления детей о лесе, луге, водоеме как природных сообществах. Конкретизировать представления о типичных жителях различных сообществах. Конкретизировать представления о типичных жителях различных сообществ. Закрепить умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания растений и животных.

Материал. Маски (шапочки) растений, грибов, животных леса, луга, водоема (например, волк, заяц, белка, дятел, ель, береза, орешник, белый гриб, бабочка, жаворонок, пчела, одуванчик, ромашка, лягушка, цапля, окунь, кубышка, камыш)- по количеству детей; обручи красного, зеленого, синего цвета.

Перед игрой воспитатель напоминает, что растения и животные приспособлены к жизни в определенных условиях и в тесной связи друг с другом; что одни обитают в воде, другие - возле воды, в лесу или на лугу. Лес, луг, водоем это их дома. Там они находят себе еду, растят потомство.

Ход игры

В разных уголках площадки раскладывают обручи красного, синего и зеленого цвета. Дети надевают маски (шапочки).

Воспитатель. Определите, кто вы и где живете, растете. Некоторое время вы будете гулять по площадке. По команде «Занять свои дома!» обитатели леса должны занять место в зеленом обруче, обитатели луга – в красном, обитатели водоема- в синем.

После того как дети займут места в обручах, воспитатель проверяет, правильно ли выполнено задание: «животные» и «растения» называют себя и место своего обитания. Затем дети меняются масками, игра повторяются несколько раз.

«Живые цепочки»

Цель. Расширять представления детей о природных сообществах, их целостности и уникальности, о цепях питания.

Материал. Маски (шапочки)животных и растений.

Примечание. Могут использоваться следующие объекты природы, образующие цепи питания: дуб, дикий кабан, волк; осина, заяц, лиса (лес); подорожник, гусеница, кузнечик, жаворонок; ромашка, бабочка, стрекоза (луг); водоросли, карась, щука; кувшинка, улитка, утка (водоем); рожь, мышь, аист (поле).

Игра поводится на примере лесного сообщества. В ходе предварительной беседы воспитатель уточняет представления детей о том, что лес-это дом для многих растений и животных, которые тесно связаны друг с другом. Растения являются пищей для растительноядных животных, которыми, в свою очередь, питаются хищники. Так образуются цепи питания.

Ход игры

Играют две команды (по 3 ребенка в каждой). Дети надевают маски (шапочки): один ребенок- растения, второй- растительноядного животного, третий- хищника. Игра проводится в несколько этапов.

Воспитатель. По команде «Цепочка, стройся!» вы должны построиться так, чтобы образовалась цепочка: растение, растительноядное животное, хищник. Затем каждый должен будет представиться и объяснить, почему он занял то или иное место в цепочке.

Команда, которая первой правильно построится, а также объяснит последовательность построения, станет победителем.

На втором этапе игры дети меняются ролями; на третьем этапе используются другие объекты природы.

На заключительном этапе проведения игры из цепочки убирается, какой либо объект. При построении дети должны обнаружить его отсутствие и рассказать, к чему это может привести.

Если дети легко справляются с выполнением игровых заданий, цепи можно удлинять.

Дидактическая игра «Пищевые цепочки в лесу»

Цель: Закрепить знания о пищевых цепочках в лесу.

Правила игры: Воспитатель детям предлагает карточки с изображениями растений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки

Дидактическая игра «Пищевые цепочки на лугу»

Цель: Закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.

Правила игры: Детям раздаются карточки с изображением обитателей луга. Дети, раскладывают, кто кем питается.

Дидактическая игра «Угадай какая птица?»

Цель: Закрепить знания детей о перелётных птицах.

Правила: Детям предлагается набор картинок с изображением различных птиц, из которых они должны выбрать только перелётных

Природа и человек.
Цель: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.
Материалы: мяч.
Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.
«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.
Выбери нужное.
Дид. задача: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.
Материалы: предметные картинки.
Ход игры: на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.
Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, росса, облако, туман, иней и т.д.
Где снежинки?
Дид. задача: закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.
Материалы: карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.
Ход игры:
Вариант№ 1. Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.
Во время движения по кругу произносятся слова:
Вот и лето наступило.
Солнце ярче засветило.
Стало жарче припекать,
Где снежинку нам искать?
С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:
Наконец, пришла зима:
Стужа, вьюга, холода.
Выходите погулять.
Где снежинку нам искать?
Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.
Вариант№ 2. Лежат 4 обруча с изображением четырех времен года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.
Вывод делается из ответов на вопросы:
- В какое время года, вода в природе может находиться в твердом состоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень).
С какой ветки детки?
Дид. задача: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.
Материалы: листья и плоды деревьев и кустарников.
Ход игры: Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: « Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод.
Когда это бывает?
Дид. задача: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.
Материалы: на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы.
Ход игры: воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.
Весна.
На полянке, у тропинки пробиваются травинки.
С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.
Лето.
И светла, и широка
Наша тихая река.
Побежим купаться, с рыбками плескаться…
Осень.
Вянет и желтеет, травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Зима.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Звери, птицы, рыбы.
Дид. задача: закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб.
Материалы: мяч.
Ход игры: дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: « Вот птица. Что за птица?»
Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).
Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.
Так же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя).
Сложи животное.
Дид. задача: закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичных признаках.
Материалы: картинки с изображением разных животных.(каждое в двух экземплярах).
Ход игры: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца.
Что из чего сделано?
Дид. задача: учить детей определять материал, из которого сделан предмет.
Материалы: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик., ключ и т.д.
Ход игры: дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет.
Угадай - ка.
Дид. задача: развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке; уточнить знание детей о ягодах.
Материалы: картинки на каждого ребенка с изображение ягод. Книга загадок.
Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-отгадку.
Съедобное – несъедобное.
Дид. задача: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.
Материалы: корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.
Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку
Цветочный магазин.
Дид. задача: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.
Материалы: лепестки, цветные картинки.
Ходи игры: Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.
Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь.
Вариант 3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.
Чудесный мешочек.
Дид. задача: закрепить знания у детей, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес.
Материалы: мешочек.
Ход игры: в мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д.
Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого оно, кто чем питается.
Полезные – неполезные.
Дид. задача: закрепить понятия полезные и вредные продукты.
Материалы: карточки с изображением продуктов.
Ход игры: на один стол разложить то, что полезно, на другой – что неполезно.
Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и т.д.
Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «фанта» и т.д.
Узнай и назови.
Дид. задача: закрепить знания лекарственных растений.
Ход игры: воспитатель берет из корзинки растения и показывает их детям, уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место, где растет (болото, луг, овраг).
Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только – только вырастет (2-3 рассказа детей).
Назовите растение
Дид. задача: уточнять знания о комнатных растениях.
Ход игры: воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.
- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?
- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?
Кто где живёт
Дид. задача: закреплять знания о животных и местах их обитания.
Ход игры: у воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.
Летает, плавает, бегает.
Дид. задача: закреплять знания об объектах живой природы.
Ход игры: воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.
Береги природу.
Дид. задача: закреплять знания об охране объектов природы.
Ход игры: на столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.
Цепочка.
Дид. задача: уточнять знания детей об объектах живой и неживой природы.
Ход игры: у воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.
Что было бы, если из леса исчезли…
Дид. задача: закреплять знания о взаимосвязи в природе.
Ход игры: воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:
- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?
Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.
Узнай птицу по силуэту.
Дид. задача: закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.
Ход игры: детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица.
Живое – неживое.