Инициатива президента России Дмитрия Медведева по разработке Договора о европейской безопасности и реформирование ОБСЕ станут центральными для российской стороны темами предстоящего 4-5 декабря в Хельсинки заседания совета глав МИД организации, сообщил в интервью РИА Новости официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) (Organization for Security and Co‑operation in Europe (OSCE) - международное региональное политическое объединение 56 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки на основе общих целей и принципов безопасности и сотрудничества. Образована в 1975 году в форме Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).

ОБСЕ (до 1 января 1995 года - СБСЕ), признанная в качестве регионального соглашения по смыслу главы VIII Устава ООН, рассматривается в качестве одной из основных организаций по мирному урегулированию споров в регионе ее действия, одним из ключевых инструментов раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления.

ОБСЕ действует на основе концепции общей и всеобъемлющей безопасности, объединяющей три измерения - военно‑политическое, экономическое, экологическое и гуманитарное; руководствуется принципами равного партнерства, солидарности и транспарентности. Все государства-участники имеют равный статус.

Руководящие органы обсуждают проблемы безопасности, волнующие государства, и принимат решения по этим вопросам. Все решения принимаются на основе консенсуса. Они не имеют юридически обязательного характера, но несут в себе политические обязательства государств.

Высшим органом ОБСЕ являются саммиты , которые проводятся по договоренности государств, как правило, один раз в два-три года, в зависимости от требований международной политической конъюнктуры. В годы, когда саммиты не проводятся, собираются заседания Совета министров иностранных дел (СМИД).

Постоянно действующим руководящим органом ОБСЕ является Постоянный совет , собирающийся в Вене на уровне постпредов государств-участников. Создан решением Римского СМИД в 1993 году.

Координирующую роль в работе организации и ее коллективных органов выполняет Действующий председатель ОБСЕ, функции которого возложены на министра иностранных дел председательствующего государства.

Военно-политические вопросы, включая разоружение, контроль над вооружениями, меры доверия и др., обсуждаются на Форуме по сотрудничеству в области безопасности ОБСЕ (ФСБ), который заседает в Вене еженедельно на уровне представителей государств. Форум создан в 1992 году решением Хельсинкского саммита.

На Экономическом форуме ОБСЕ, который созывается ежегодно в Праге, рассматриваются актуальные проблемы общеевропейского экономического и экологического сотрудничества.

Вопросы человеческого измерения обсуждаются на ежегодных Конференциях по обзору выполнения обязательств в гуманитарной сфере , которые проводятся в Варшаве.

Секретариат ОБСЕ расположен в Вене. Возглавляется генеральным секретарем. Состоит из семи подразделений. Это: офис генсекретаря; центр по предотвращению конфликтов; координатор экономическо‑экологической деятельности; старший полицейский советник; департамент служб поддержки и бюджета; департамент людских ресурсов; Пражский офис (архив).

Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) работает в Варшаве с 1990 года. Занимается содействием в проведении выборов и мониторингом за ними, поддержкой демократических институтов, НПО, прав человека и др.

Верховный комиссар по делам национальных меньшинств (ВКНМ) функционирует с 1992 года в Гааге. Инструмент превентивной дипломатии. Его основная задача -предупреждение на возможно более ранней стадии конфликтов на этнической почве.

Представитель по свободе СМИ работает с 1997 года в Вене. Оказывает содействие правительствам государств в развитии свободной прессы.

Парламентская Ассамблея ОБСЕ создана в 1991 году в качестве самостоятельной парламентской структуры. Состоит из парламентариев стран ОБСЕ, которые собираются два раза в год на летние и зимние сессии в одном из государств-участников. Резолюции Ассамблеи не имеют обязательной силы для правительств.

На пространстве ОБСЕ функционируют 17 миссий и полевых присутствий Организации. Штаб-квартира ОБСЕ расположена в Вене (Австрия).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ОБСЕ является наследницей другой организации – Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), которая возникла в 1975 г. как дипломатический форум в составе 35 государств Европы, включая США и Канаду. Основным достижением СБСЕ стал т. н. Заключительный акт, принятый в Хельсинки в 1975 г.

Важным направлением деятельности СБСЕ было обеспечение военной разрядки на континенте. В рамках СБСЕ велись переговоры по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (1990 г.), был подписан Договор по открытому небу (1992 г.).

В 1995 г. СБСЕ была переименована в ОБСЕ. Соответственно, сместились акценты ее работы – из форума для обсуждения вопросов европейской политики она превратилась в постоянно действующую организацию. Главным образом за счет распада СССР увеличилась численность ОБСЕ – теперь в ее составе 55 государств.

Высшим структурным уровнем в ОБСЕ является совещание глав государств и правительств, созываемое раз в два года. Центральный руководящий орган – Совет министров (в составе министров иностранных дел), собирающийся на свои сессии ежегодно. Общее руководство оперативной деятельностью ОБСЕ осуществляется действующим председателем. Главным должностным лицом организации является Генеральный секретарь, избираемый на три года Советом министров и возглавляющий секретариат ОБСЕ, базирующийся в Вене.

Одними из важнейших после окончания холодной войны стали для ОБСЕ вопросы прав человека и урегулирования межнациональных конфликтов. Миссии ОБСЕ участвовали в урегулировании конфликтных ситуаций в Нагорном Карабахе, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Македонии, Таджикистане и др.

Российская дипломатия традиционно рассматривала ОБСЕ как противовес НАТО и возлагала на нее большие надежды в деле обеспечения европейской безопасности в обход НАТО. Однако смещением акцентов своей деятельности в область защиты прав человека, в том числе на территории бывшего СССР, ОБСЕ осложнила свои отношения с Россией. В 2004 г. Москва обвинила ОБСЕ в «практике двойных стандартов», «нежелании учитывать реалии и особенности отдельных государств» и призвала реорганизовать ОБСЕ и «вернуть её к изначальным принципам».

В декабре 2006 г. на заседании Совета министров иностранных дел С. Лавров впервые заявил о возможности выхода РФ из ОБСЕ, если она не перенесёт акцент своей деятельности с мониторинга соблюдения прав человека на военно-политическое сотрудничество и экономику. Во время своей мюнхенской речи в 2007 г. В.В. Путин отметил, что нынешнее ОБСЕ превратилось в «вульгарный инструмент обеспечения внешнеполитических интересов одной или группы стран в отношении других стран. И под эту задачу скроили и бюрократический аппарат ОБСЕ, который не связан с государствами-учредителями, скроили под эту задачу процедуры принятия решений и использовали т. н. неправительственные организации».

В октябре 2007 г. страны СНГ внесли в ОБСЕ проект резолюции, ограничивающей функции его структурного подразделения – Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ). Резолюция была отвергнута. На протяжении 2005–2007 гг. Россия последовательно снижает размер своих взносов в бюджет ОБСЕ. В марте 2008 г. БДИПЧ отказалось направить своих наблюдателей для мониторинга выборов президента России. В ответном заявлении российской стороны говорилось, что ОБСЕ выдвинула к России такие условия, которые не выдвигались ею в отношении других государств. ОБСЕ мотивировала свое решение нарушениями в России принципов демократии – произвольным снятием с выборов оппозиционных кандидатов, отсутствием предвыборных дебатов и пр.

Название:

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, ОБСЕ, OSCE

Флаг/Герб:

Статус:

региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности

Структурные подразделения:

Основными органами организации являются Саммит (Встреча на высшем уровне), Совет министров иностранных дел, Высший совет, а также Постоянный совет под руководством Председателя (англ. Chairman-in-Office, CiO), занимающего этот пост в течение года.

Штаб-квартира ОБСЕ расположена в Вене (Австрия). Организация также располагает представительствами в Копенгагене, Женеве, Гааге, Праге и Варшаве.

Деятельность:

контроль над распространением вооружений;
дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;
меры по построению доверительных отношений и безопасности;
защита прав человека;
развитие демократических институтов;
мониторинг выборов;
экономическая и экологическая безопасность.

Официальные языки:

Страны-участницы:

Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Ирландия, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Кипр, Киргизия, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдавия, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Словения, США, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швеция, Швейцария, Эстония

История:

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе было созвано по инициативе СССР и социалистических государств Европы как постоянно действующий международный форум представителей 33 европейских государств, а также США и Канады для выработки мер уменьшения военного противостояния и укрепления безопасности в Европе.

Совещание проводилось в три этапа:

3 – 7 июля 1973 – Хельсинки – совещание министров иностранных дел,
18 сентября 1973 – 21 июля 1975 – Женева – внесение предложений, поправок и согласование текста Заключительного акта,
30 июля – 1 августа 1975 – Хельсинки – саммит. На саммите 1 августа был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Заключительный акт

Межгосударственные договорённости, сгруппированные в несколько разделов:
в международно-правовой области – закрепление политических и территориальных итогов Второй мировой войны, изложение принципов взаимоотношений между государствами-участниками, в том числе принципа нерушимости границ;
в военно-политической области – согласование мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях и крупных передвижениях войск, присутствие наблюдателей на военных учениях);
в экономической области – согласование основных сфер сотрудничества в области экономики, науки и техники и защиты окружающей среды;
в гуманитарной области – согласование обязательств по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования.

Последующие встречи

Развитие достигнутых договорённостей закреплялось на встречах государств-участников:
1977-1978 - Белградская,
1980-1983 - Мадридская,
1984 - Стокгольмская,
1986 - Венская.
19-21 ноября 1990 - Парижское совещание глав государств и правительств государств-участников СБСЕ. Здесь была подписана Парижская хартия для новой Европы (провозгласившая окончание «холодной войны»), заключён Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ), принята совместная декларация 22 государств (членов НАТО и ОВД), создан ныне существующий трёхступенчатый механизм политических консультаций: встречи на высшем уровне, Совет министров иностранных дел (СМИД), Комитет старших должностных лиц.
10 сентября - 4 октября - Москва - третье заключительное совещание Конференции по человеческому измерению СБСЕ (первое прошло в 1989 в Париже, второе - в 1990 в Копенгагене). Принят документ, в котором впервые указано, что вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, а обязательства в области человеческого измерения не относятся к числу исключительно внутренних дел государств-членов СБСЕ.
1992 - Хельсинкская встреча на высшем уровне. Принят документ «Вызов времени перемен», который положил начало превращению СБСЕ из форума преимущественно политического диалога между государствами-участниками в трансрегиональную организацию, ставящую целью поддержание военно-политической стабильности и развитие сотрудничества «от Ванкувера до Владивостока». СБСЕ получила широкие полномочия и возможности принимать меры практического характера для предотвращения и урегулирования локальных и региональных конфликтов.
1992 - Стокгольмская встреча Совета МИД. Учреждён пост Генерального секретаря СБСЕ.
1993 - Римская встреча Совета МИД. Принята Декларация по агрессивному национализму - источнику современных конфликтов. Создан Постоянный комитет СБСЕ - институт постоянных представителей государств-участников.
1994 - Будапештская встреча на высшем уровне. Принято решение о переименовании СБСЕ с 1 января 1995 в ОБСЕ - Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе. Принята политическая декларация «На пути к подлинному партнёрству в новую эпоху», договорённость о начале разработки модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века, военно-политические договорённости («Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности», «Принципы, регулирующие нераспространение» и др.).
1995 - Будапештская встреча СМИД.
2-3 декабря 1996 - Лиссабонская встреча глав государств и правительств государств-участников ОБСЕ. Приняты Декларация лиссабонского саммита и Декларация «О модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века», в которой подчеркивается необходимость строительства единой, мирной и демократической Европы без разделительных линий. Принят документ об обновлении ДОВСЕ (Договора об обычных вооружённых силах в Европе). По инициативе России государства-участники приняли на себя обязательства проявлять сдержанность в отношении своих военных усилий, включая уровни вооружений и их развёртывания. Приняты документы «Концептуальная база контроля над вооружениями» и «Развитие повестки дня Форума по сотрудничеству в области безопасности», которые закрепили роль контроля над вооружениями в качестве важного инструмента обеспечения стабильности в Европе. В работе ОБСЕ всё заметнее проявляется акцент на конфликтах, существующих на пространстве бывших СССР и Югославии.
1997 - Копенгагенская встреча Совета министров иностранных дел ОБСЕ. Принято решение о начале работы над Хартией европейской безопасности.
1998 - Встреча СМИД ОБСЕ в Осло. Принята Декларация о роли ОБСЕ в создании новой системы европейской безопасности. В Декларацию вошли положения о полицейских операциях ОБСЕ. На встрече значительное внимание уделено проблемам Косово, конфликтным ситуациям в СНГ.
18-19 ноября 1999 - Стамбульская встреча глав государств и правительств государств-участников ОБСЕ. Российскую делегацию возглавил Борис Ельцин. Приняты Хартия европейской безопасности, соглашение об адаптации ДОВСЕ, итоговая Политическая декларация и модернизированный Венский документ по мерам доверия как основа для дальнейшей работы. Россия взяла на себя обязательства вывести войска из Грузии и Приднестровья.

XXI век. Противостояние России и ОБСЕ
2000 - встреча СМИД в Вене. Приняты Декларация «О роли ОБСЕ в Юго-Восточной Европе», решение об усилении деятельности ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми, одобрен документ по ограничению незаконного оборота и распространения легкого и стрелкового оружия. Ввиду принципиальных расхождений министрам не удалось принять итоговый общеполитический документ встречи - министерскую декларацию.
2001 - встреча СМИД в Бухаресте. Приняты министерская декларация, план действий по борьбе с терроризмом, документ об укреплении роли ОБСЕ как форума для политического диалога, заявления по региональным проблемам (Грузия, Молдавия, Нагорный Карабах, Юго-Восточная Европа и Центральная Азия).
12 июня 2002 - Лиссабонская международная конференция. Принят заключительный документ «Предотвращение терроризма и борьба с ним» с оценкой роли международных и региональных организаций в противодействии терроризму.
2003 - встреча СМИД в Маастрихте (Нидерланды). Утверждены решения в области военно-политической безопасности (об уничтожении излишков обычных боеприпасов, об усилении контроля за распространением переносных зенитно-ракетных комплексов, Руководство по лучшей практике в области легкого и стрелкового оружия). Начиная с 2003, в связи с конфликтом между Россией и большинством стран-членов ОБСЕ политические декларации не принимались. В Маастрихте государственный секретарь США Колин Пауэлл заявил, что Россия должна выполнять Стамбульские соглашения 1999 (о выводе войск из Грузии и Приднестровья) и на это должно быть указано в декларации. Россия заблокировала документ.

Заседание Постоянного совета ОБСЕ в Вене, 2005 г. Фото Михаила Евстафьева
15 января 2004 - заседание Постоянного совета ОБСЕ - Россия предложила изменить существующий взгляд на ОБСЕ как на «инструмент обслуживания интересов отдельных государств и группировок» и приложить усилия для осуществления главной цели ОБСЕ - создания неделимого общеевропейского пространства безопасности с едиными для всех принципами и правилами.
2004 - встреча СМИД в Софии совпала с «Оранжевой революцией» на Украине. Заключительный документ был заблокирован.
2005 - заседание совета глав МИД в Любляне (Словения) завершилось без принятия итоговой декларации. Продолжается противостояние между Россией и остальными членами ОБСЕ, требующими от неё вывода войск из Приднестровья и осуждающими её за готовящийся законопроект о некоммерческих организациях, согласно которому будет ужесточён контроль за ними со стороны государства. Россия, со своей стороны, обрушилась с критикой на деятельность ОБСЕ в последние годы, особенно на деятельность наблюдателей ОБСЕ, обеспечивающих мониторинг выборов в СНГ. МИД России Сергей Лавров представил свой план - «Дорожную карту реформы ОБСЕ». Лавров обвинил наблюдателей ОБСЕ в отсутствии единого стандарта в оценке выборов. В последнее время наблюдатели от СНГ и от ОБСЕ дают прямо противоположные оценки выборов, на которых они присутствуют (президентские выборы на Украине, в Молдавии, Киргизии, Казахстане). «Дорожная карта реформы ОБСЕ» была принята. На заседании единым фронтом против России выступили страны ГУАМ – Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия. Накануне форума ОБСЕ председательство в ГУАМ перешло к Молдавии, и именно она, более других заинтересованная в том, чтобы Россия выполнила «Стамбульские соглашения» (о выводе российских войск из Грузии и Приднестровья), выступила на заседании ОБСЕ от лица ГУАМ. МИД Украины Борис Тарасюк заявил, что страны ГУАМ и впредь будут действовать сообща.

Российская Федерация рассматривает Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) как важный элемент современной архитектуры европейской безопасности. Это один из сформировавшихся инструментов многосторонней дипломатии с 40-летней историей, в становлении и развитии которого Россия принимала активное участие.

6 января 1992 г., официально закрепив преемственность в качестве государства-продолжателя СССР в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), Россия подтвердила решимость действовать в соответствии с обязательствами хельсинкского Заключительного акта (1975 г.), Парижской хартии для новой Европы (1990 г.), а также всех других документов, коллективно согласованных в рамках СБСЕ.

В настоящее время ОБСЕ является постоянно действующей Организацией с разветвленной структурой, в которой Россия является полноправным участником и может реализовывать свои национальные интересы на европейском, евроатлантическом и евроазиатском пространствах. Сегодня ОБСЕ объединяет 57 государств - участников из Северной Америки, Европы и Азии и является крупнейшей в мире региональной организацией, занимающейся вопросами безопасности, и ведущей работу по обеспечению мира, демократии и стабильности на пространстве с населением более миллиарда человек.

Возникновение СБСЕ/ОБСЕ и Хельсинский Заключительный акт

Истоки ОБСЕ восходят к периоду разрядки в начале семидесятых годов прошлого века с созданием Совещания по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в качестве многостороннего механизма по содействию диалогу между востоком и западом. В основу работы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) лег Хельсинкский Заключительный акт 1975 г., закрепив политические и территориальные итоги Второй мировой войны, который утвердил десять принципов (хельсинкский декалог) взаимоотношений между государствами: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; выполнение международно-правовых обязательств.

Кроме того, документ включил в себя следующие основные договоренности, разбитые на три "корзины" - три измерения безопасности:

Военно-политическое измерение - согласование набора мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях, о крупных передвижениях войск, обмен на добровольной основе наблюдателями на военных учениях);

Экономико-экологическое измерение - анализ состояния и выработка рекомендаций по развитию сотрудничества в области экономики, науки и техники и окружающей среды;

Человеческое измерение - политические обязательства по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе по вопросам свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования и отслеживание их выполнения на практике.

Таким образом, Хельсинкский Заключительный акт 1975 г. стал "хартией разрядки", установив принципы отношений между государствами-участниками, равно как и отношений внутри государств. Даже не имея жесткой собственной структуры, Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) служило двум антагонистическим системам надежной платформой для мирного сотрудничества и диалога. В рамках СБСЕ впервые были реализованы меры укрепления доверия и безопасности, воплотившие в себе принцип безопасности на основе сотрудничества, когда безопасность одного государства неразрывно связана с безопасностью всех других.

Структура ОБСЕ

ОБСЕ создала действенный комплекс институтов, играющих активную роль в каждодневных усилиях по снижению напряженности и созданию атмосферы доверия между государствами-участниками. Базирующийся в Вене Секретариат, "тихая дипломатия" Верховного комиссара по делам национальных меньшинств (ВКНМ), а также многогранная деятельность Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) и Представителя по вопросам свободы средств массовой информации (ПССМ) предоставляют в распоряжение ОБСЕ механизмы для оказания содействия государствам-участникам. Саммит (Встреча на высшем уровне) - периодически проводимая встреча глав государств и правительств стран ОБСЕ.

Совет министров иностранных дел - ежегодная (кроме года встреч на высшем уровне) встреча министров иностранных дел государств-участниц ОБСЕ.

Постоянный совет под руководством действующего председателя, занимающего этот пост в течение года. Проводит на регулярной основе политические консультации и принимает решения (еженедельно собирается в Вене).

Форум по сотрудничеству в области безопасности - регулярно обсуждает вопросы контроля над вооружениями и МДБ (еженедельно собирается в Вене).

Верховный комиссар по делам национальных меньшинств – занимается ранним предупреждением конфликтов и срочными действиями по предотвращению перерастания межэтнической напряжённости в конфликт. Комиссар назначается на трёхлетний период, который может быть продлён не более чем на один трёхлетний срок.

Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ (БДИПЧ) - занимается обеспечением уважения прав и основных свобод человека, укреплением и защитой демократических институтов.

Парламентская ассамблея ОБСЕ - межпарламентская организация, объединяющая парламенты 57 государств Европы, Азии и Северной Америки.

Представитель по вопросам свободы СМИ - наблюдает за развитием положения в области средств массовой информации в 56 государствах-участниках ОБСЕ.

ОБСЕ и урегулирование конфликтов

Окончание холодной войны позволило сотрудничеству прийти на смену конфронтации в отношениях Востока и Запада. Однако стабильность на пространстве ОБСЕ вновь оказалась под угрозой из-за внутренних вооруженных конфликтов, вспыхнувших в отдельных государствах, и напряженность внутри стран быстро оттеснила на задний план противоречия между ними. Главной задачей СБСЕ в 1990-е годы стало уже не обеспечение форума для диалога двух противостоящих друг другу военных союзов, но раннее предупреждение, предотвращение конфликтов, регулирование кризисов и постконфликтное восстановление.

Приняв в 1990 году Хартию для новой Европы , государства-участники задали ОБСЕ новое направление развития, начав процесс ее преобразования из механизма политических переговоров в организацию с постоянно действующими институтами, собственными структурами на местах и другими возможностями для оперативных действий по обеспечению новых потребностей безопасности в эпоху после холодной войны. В декабре 1994 г. решением будапештской встречи на высшем уровне СБСЕ переименовано в ОБСЕ - Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (это название действует с 1 января 1995 г.). И наряду с продолжающейся работой в области мер укрепления доверия и контроля над вооружениями ОБСЕ приняла на себя новые функции и расширенные полномочия по раннему предупреждению, предотвращению, урегулированию конфликтов и постконфликтному восстановлению.

В этом ключе были согласованы следующие документы, определяющие полномочия, инструменты и механизмы ОБСЕ и ее структур на всех стадиях конфликта, а именно: Парижская Хартия для новой Европы, принятая в 1990 г.; Пражский документ по дальнейшему развитию институтов и структур СБСЕ, принятый в январе 1992 г.; Хельсинкский документ «О вызове времени перемен», принятый в июле 1992 г.; документ Стокгольмской встречи Совета министров, принятый в декабре 1992 г.; Стамбульская Хартия европейской безопасности 1999 года; решение Совета министров №8 от 2002 г. «О роли действующего председателя ОБСЕ»; Стратегия ОБСЕ по противодействию угрозам безопасности в XXI веке, 2003 г.; «Астанинская памятная декларация: навстречу сообществу безопасности», 2010 г.; и постановление Совета министров № 3/11 от 2011 г. «Элементы конфликтного цикла, связанные с повышением потенциала ОБСЕ по раннему предупреждению, срочным действиям, содействию диалогу, поддержке посредничества и постконфликтному восстановлению». Эти документы соответствуют резолюциям Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/65/283 (2011), A/ RES/66/291 (2012) и A/RES/68/303 (2014) об укреплении функции посредничества в мирном урегулировании споров, предотвращении и разрешении конфликтов.

Миссия ОБСЕ в Приднестровье

Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) открыла Миссию в Молдове в феврале 1993 года. Мандат Миссии на тот момент предусматривал содействие в нахождении мирного решения конфликта между центральным правительством страны и Приднестровским регионом. Миссия базируется в Кишиневе с действующим филиалом в Тирасполе и офисом в Бендерах.

Главной задачей Миссии является помощь в достижении долгосрочного, всеобъемлющего политического урегулирования приднестровского конфликта; укрепление независимости и суверенитета Молдовы; а также достижение договоренности об особом статусе Приднестровья. В ее задачи также входит предоставление рекомендаций и экспертных знаний по правам человека и правам меньшинств, и демократическим преобразованиям. ОБСЕ играет ключевую роль в переговорном процессе в целях окончательного, всеобъемлющего и устойчивого урегулирования приднестровского конфликта. С 2005 года этот процесс, известный как «5+2», включает ОБСЕ, Россию и Украину в качестве посредников, а также Европейский Союз и Соединенные Штаты в качестве наблюдателей (переговорный процесс возобновлен в 2011 г.). Миссия работает с обеими сторонами с целью укрепления доверия между людьми, живущими по обе стороны Днестра. Миссия также участвует в качестве наблюдателя в работе Объединенной контрольной комиссии, которая является контрольным органом Совместных миротворческих сил, и сформирована из делегаций Российской Федерации, Молдовы и Приднестровья, с участием Украины в качестве дополнительного наблюдателя.

Миссия ОБСЕ в Украине

21 марта 2014 года Постоянный Совет ОБСЕ принял решение направить в Украину Специальную мониторинговую миссию, состоящую из гражданских невооруженных наблюдателей.

Миссия была размещена в связи с обращением правительства Украины в ОБСЕ и решением стран-участниц ОБСЕ.

Цели работы Миссии – это сбор информации, отчет о ситуации с безопасностью и установление фактов, в частности, о конкретных происшествиях и событиях на местах. Наблюдатели Миссии общаются с различными группами населения – с представителями власти на всех уровнях, гражданского общества, этнических и религиозных групп и местных общин.

Миссия насчитывает в разные периоды от 500 до 1000 гражданских невооруженных наблюдателей из более чем 40 стран-участниц ОБСЕ. Мандат Миссии распространяется на всю территорию Украины. Главный офис Миссии находится в Киеве. Команды наблюдателей работают в 10-ти крупнейших городах Украины: Днепропетровске, Донецке, Ивано-Франковске, Киеве, Луганске, Львове, Одессе, Харькове, Херсоне и Черновцах. В Донецкой и Луганской областях работали порядка 350 наблюдателей.

Россия и антитеррористическая деятельность ОБСЕ

В начале XXI века тематика противодействия терроризму является одним из приоритетов работы ОБСЕ. Эта тематика активно продвигалась Россией со второй половины 1990-х гг. и прочно закрепилась в повестке дня Организации после терактов 11 сентября 2001 года в США. В декабре 2001 г. в Бухаресте состоялась 9-я встреча Совета министров иностранных дел (СМИД) ОБСЕ, на которой, во многом благодаря усилиям России, удалось выйти на серьезные документы, заложившие основу работы Организации на антитеррористическом направлении.

10-й СМИД ОБСЕ в Порту (6-7 декабря 2002 г.) развил и закрепил достигнутые в Бухаресте договоренности. Были намечены основные ориентиры реформирования Организации, подчеркнута важность ее скорейшей адаптации к современным международным реалиям. В новой, значительно обогащенной повестке дня ОБСЕ в основном учтены российские акценты на сбалансированное развитие всех трех измерений Организации при сохранении приоритетного значения антитеррористической составляющей.

Одним из важных этапов в деятельности ОБСЕ стало 11-е заседание СМИД в Маастрихте (1-2 декабря 2003 г.) . Ключевыми документами встречи стали Стратегия ОБСЕ по противодействию угрозам стабильности и безопасности в XXI веке и Документ о стратегии в области экономического и экологического измерения, а кроме того, активное развитие получил антитеррористический вектор деятельности Организации. СМИД принял решения о повышении надежности проездных документов и о создании Контртеррористической сети ОБСЕ.

В 2005 году произошла дальнейшая активизация работы ОБСЕ на антитеррористическом направлении. Россия и Франция совместно инициировали принятие Заявления министров иностранных дел государств-участников ОБСЕ в поддержку Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма. Москва и Вашингтон выступили с совместной инициативой, направленной на противодействие угрозе использования террористами радиоактивных источников повышенной опасности.

Сегодня ОБСЕ выполняет задачи по содействию имплементации действующих международно-правовых инструментов, стимулируя государства-участников и партнеров к скорейшему присоединению и полному выполнению универсальных антитеррористических конвенций и протоколов.

ОБСЕ следует в русле ведущей роли ООН в глобальных усилиях по борьбе с терроризмом. В своей деятельности она опирается на резолюции Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи и другие документы ООН. Что касается собственной нормативной базы ОБСЕ, то ее можно разделить на две части: рамочную и оперативную. К первой относятся документы ОБСЕ, создающие политические рамки антитеррористического сотрудничества . Вторая, оперативная, часть включает в себя решения СМИД, Постсовета и Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности, касающиеся практических аспектов антитеррористической работы. Особое значение имеют документы, принимаемые на саммитах ОБСЕ.

Основными формами антитеррористической работы ОБСЕ являются:

Мониторинг выполнения государствами-участниками международно-правовых и политических обязательств в борьбе с терроризмом;

Разработка политических обязательств государств-участников в поддержку антитеррористической деятельности ООН и профильных международных организаций;

Проведение политических конференций, научно-практических мероприятий и учебных семинаров на общеевропейском, региональном и национальном уровнях;

Разработка и реализация проектов содействия государствам-участникам по их просьбе по конкретным направлениям антитеррористической деятельности;

Координация антитеррористического сотрудничества на базе Платформы кооперативной безопасности (Стамбул, 1999).

Сегодня Антитеррористическое подразделение Секретариата ОБСЕ (АТП) способствует продвижению и укреплению международных правовых рамок противодействия терроризму. В сотрудничестве с Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (УНП ООН) Подразделение организует национальные и субрегиональные семинары, способствующие ратификации универсальных контртеррористических конвенций и протоколов. АТП предоставляет странам-участницам помощь в подготовке законодательных актов, в которых должным образом прописан состав уголовных преступлений, связанных с терроризмом. Страны-участницы ОБСЕ признают, что контртеррористическая деятельность не сможет стать эффективной, если она не основана на сильной правовой базе. В 2001 году они взяли на себя обязательства стать участницами 12 универсальных контртеррористических конвенций и протоколов, вступивших к тому времени в силу. Сегодня работа подразделения выходит за рамки содействия их ратификации. АТП способствует отражению положений соответствующих договоров в национальном законодательстве, как того требует международное право и что необходимо для обеспечения эффективного сотрудничества.

АТП как центр координации контртеррористической деятельности ОБСЕ активно содействует дискуссии между заинтересованными сторонами, нацеленной на выявление наилучшей практики и возможных дальнейших действий по борьбе с крайними проявлениями экстремизма и радикализации, которые могут привести к совершению террористических актов.

Развитие данного измерения деятельности Организации отвечает российским интересам в области безопасности. Россия активно и инициативно участвует как в нормотворческой работе ОБСЕ, так и в практических мероприятиях антитеррористической тематики.

Реформирование ОБСЕ

Результатом многолетней деятельности ОБСЕ стало возникновение достаточно уникальной региональной организации. Сегодня ОБСЕ не является ни военным альянсом, ни экономическим союзом. Она представляет собой ассоциацию государств и их народов, объединившихся при участии средиземноморских и азиатских стран-партнеров по сотрудничеству ради общей цели формирования демократического, интегрированного континента, избавленного от войн и конфликтов, всем жителям которого сообща и индивидуально будут обеспечены свобода, процветание и безопасность.

Сегодня ОБСЕ является самым широким по составу форумом, охватывающим и трансатлантическое, и евроазиатское пространства. В ОБСЕ представлены все основные интересы и государства, принцип равноправия которых закреплен правилом консенсуса при принятии решений.

Вместе с тем, нынешнюю ситуацию, сложившуюся в ОБСЕ, многие аналитики оценивают как неоднозначную и сейчас ведутся активные дискуссии о реформировании Организации. Россия также выступает за реформу ОБСЕ, которая одновременно затвердила бы новую политическую повестку дня Организации и должным образом перестроила бы ее структурно. В соответствии с решением Софийского СМИД была создана «Группа мудрецов» по вопросам повышения эффективности ОБСЕ, в которую входили и российские представители.

В 2013 году был предложен проект концепции нового соглашения, который получил название "Хельсинки плюс 40". Однако с самого начала участники не смогли договориться по главным составляющим документа. Так, Россия выступила против пересмотра базовых принципов Хельсинского акта и настаивает лишь на их актуализации. Российский МИД подчеркивает необходимость сохранения ОБСЕ.

В декабре 2014 года дипломаты договорились о продолжении процесса "Хельсинки плюс 40". В январе 2015 года был создан специальный экспертный орган, который получил название "Группа мудрецов". Его работа должна способствовать конструктивному диалогу по вопросам безопасности, а также восстановлению доверия в евро-атлантическом и евразийском регионах и укреплению обязательств ОБСЕ.

Примечания:

1. Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, бывшая югославская Республика Македония, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Кипр, Кыргызстан, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Молдова, Монако, Монголия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Российская Федерация, Румыния, Сан-Марино, Святой престол, Сербия, Словакия, Словения, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты Америки, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Эстония.

2. К таким документам относятся: Стратегия по противодействию угрозам безопасности и стабильности в XXI веке (Маастрихт, 2003), План действий по борьбе с терроризмом (Бухарест, 2001), Хартия европейской безопасности (Стамбул, 1999).

3. СМИД утвердил ряд важных, соответствующих российским интересам, решений в военно-политической области (об уничтожении излишков обычных боеприпасов; об усилении контроля за распространением переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК); Руководство по лучшей практике в области легкого и стрелкового оружия) и гуманитарном измерении (о противодействии торговле людьми; создании климата толерантности, борьбе с проявлениями расизма, ксенофобии и дискриминацией; совершенствовании выборных стандартов, имеющих равную значимость для всех государств-участников).

Содержание статьи

ОРГАНИЗАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ (ОБСЕ) (Organization for Security and Cooperation in Europe, OSCE) – уникальный региональный форум, объединяющий США, Канаду, практически все европейские страны и бывшие советские республики, до 1994 известный как Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).

От СБСЕ к ОБСЕ.

Предтечей ОБСЕ как собственно международной организации было Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, созванное в 1973 по инициативе СССР для преодоления напряженности в отношениях между Востоком и Западом. В его работе участвовали США, Канада и большинство европейских государств с различными политическими, экономическими и социальными системами. Основная цель стран-участниц заключалась в укреплении международной разрядки и стабильности на европейском континенте, развитии взаимопонимания между народами и установлении международных частных контактов в области культуры. На Будапештском саммите СБСЕ в 1994 было принято решение о переименовании СБСЕ в ОБСЕ. Таким образом, ОБСЕ явилась логическим продолжением СБСЕ. Поэтому в публицистике и научной литературе часто пишут СБСЕ/ОБСЕ как два органически дополняющих друг друга явления в международных отношениях.

Значимость.

Политическая значимость ОБСЕ заключается прежде всего в ее уникальности по сравнению с другими международными правительственными организациями в Европе. Это практически единственная европейская организация в сфере безопасности, непосредственно занимающаяся ранним предупреждением, урегулированием конфликтов и послекризисным восстановлением в кризисных регионах, а также превентивной дипломатией, наблюдением за выборами, экологической безопасностью в Европе.

Основополагающим документом СБСЕ/ОБСЕ является Хельсинский Заключительный Акт, подписанный 1 августа 1975 СССР, США, Канада и 33 европейскими государствами. Этот документ был призван закрепить сложившийся «статус-кво» на европейском континенте и продолжить дальнейшее движение по пути разрядки напряженности в отношениях между Западом и Востоком. Он содержал базовые принципы, определяющие нормы взаимоотношения и сотрудничества стран-участниц и состоял из трех разделов (или трех «корзин»), соответствовавших числу основных задач Совещания.

Первая «корзина» касалась общих вопросов, связанных с проблемами европейской безопасности. Вторая «корзина» посвящалась вопросам экономического, научно-технического сотрудничества и кооперации в области экологии и сохранения окружающей среды. Третья включала гуманитарные вопросы и проблему защиты прав человека (VII, VIII и XI принципы). Она вызывала наибольшее сопротивление со стороны СССР, так как такая постановка проблемы переводила идеологический конфликт между двумя блоками в совершенно иную плоскость. Вопрос защиты политических прав и свобод граждан являлся «слабым звеном» советской системы, и подписание Хельсинского Акта стало международным признанием, хотя так и не реализованным на практике, права на существование диссидентского движения и политической оппозиции в СССР. Позже это было не раз использовано американским руководством для оказания дипломатического давления на СССР. По мнению многих аналитиков, принятие Заключительного Акта не только символизировало эпоху «разрядки», но также привело к «реидеологизации» противостояния между Востоком и Западом, переведя его в плоскость соблюдения прав человека. Тем не менее, сам факт созыва Совещания способствовал преодолению напряженности в Старом Свете и установления режима относительно свободного обмена идеями, информацией, а также свободного перемещения людей. Хельсинский акт также стал основой для принятия всех последующих базовых документов этой организации.

Отличительной чертой СБСЕ/ОБСЕ является универсальный характер этой организации: ее участниками стали не только практически все европейские государства, но и СССР, США и Канада, а основные базовые положения Совещания/Организации нацелены на обеспечение безопасности в Европе. Вполне очевидно, что всеобщий характер СБСЕ/ОБСЕ также обеспечивался процедурными правилами, а именно: принципом консенсуса при принятии решений и принципом равенства стран-участников. Заключительный Акт рассматривался также как документальное подтверждение сложившегося баланса сил двух военно-политических блоков (НАТО и ОВД) и неприсоединившихся стран.

После распада СССР и завершения идеологического противостояния между Западом и Востоком бывшие противники предприняли попытку превратить СБСЕ (а затем и ОБСЕ) в общеевропейскую организацию, занимающуюся поддержанием безопасности в Европе, урегулированием конфликтов, выработкой новых соглашений по контролю за вооружениями, равно как и мерами по укреплению доверия в военной области. Именно в это время были выработаны и подписаны такие ключевые документы как Парижская Хартия для новой Европы, Договор об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ), Договор по открытому небу, документы о «третьем поколении мер по укреплению доверия и безопасности» и другие соглашения. Таким образом, страны-участницы пытались «приспособить» СБСЕ/ОБСЕ к новым реалиям, сложившимся на континенте после окончания холодной «войны».

Расширение НАТО на Восток и повышение уровня сотрудничества между Североатлантическим Альянсом и Россией привели к существенным геополитическим изменениям, не поставив, однако, под сомнение роль ОБСЕ как единственной пан-европейской международной правительственной организацией. Эта организация практически неотделима от «ключевой связки» НАТО – ЕС, она нередко используется отдельными странами-участницами для косвенного «озвучивания» своих собственных национальных интересов. Так, например, в конце 1980-х – начале 1990-х Михаил Горбачев и Франсуа Миттеран пытались противопоставить ОБСЕ НАТО. В действительности, Париж и Москва не были заинтересованы в дальнейшем укреплении НАТО, так как не имели достаточных организационных ресурсов для оказания влияния на процесс принятия решений в рамках НАТО, находящегося под сильным влиянием Соединенных Штатов. Более того, в 1994 премьер-министр Франции Эдуард Балладюр предложил сделать СБСЕ/ОБСЕ основной миротворческой организацией при разрешении конфликта в бывшей Югославии. Россия также поддержала эту позицию и вплоть до Стамбульского саммита 1999 старалась «продвигать» ОБСЕ как основное действующее лицо в сфере европейской безопасности. Однако критика российских действий в Чечне на Стамбульском саммите ОБСЕ, равно как и возросшее сотрудничество Москвы с НАТО в конце концов привели к частичной потере интереса России к ОБСЕ как организации по поддержанию безопасности в Европе. В начале 21 в. Россия реализует прагматичную внешнюю политику и признает НАТО как ключевую организацию в сфере европейской безопасности.

Следует отметить, что трансформация СБСЕ/ОБСЕ в 1990-х была спонтанным ответом на новые вызовы безопасности. В частности, распад СССР вызвал не только увеличение числа участников Хельсинского процесса, но и существенно расширил круг решаемых СБСЕ задач, для реализации которых были созданы новые институты. При этом разрешение этнополитических конфликтов на европейском континенте стало основной целью ОБСЕ. Однако реальное миротворчество предполагает не только политическую волю всех стран-участниц, но и наличие соответствующих институтов. Так на встрече в Праге (январь 1992) Совета министров иностранных дел стран-участниц был принято решение усилить роль Центра по предотвращению конфликтов, занимающегося планированием миротворческих миссий. В основном миссии Организации преследуют две задачи: урегулирование или предотвращение конфликтов на территории стран-членов ОБСЕ и информирование о кризисных ситуациях. Как правило, миссии отличаются друг от друга по числу задействованных сотрудников (от 3 до 600 человек) и по конкретным задачам, определяемым соответствующим мандатом ОБСЕ. В начале 21 в. ОБСЕ поддерживает 8 миссий в Албании, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Сербии и Черногории, Македонии, Молдове, Грузии, Армении и 7 бюро в Минске, на Украине, в Баку, Алма-Ате, Бишкеке, Ташкенте и Душанбе. Однако наибольшую известность получили миссии, развернутые ОБСЕ на территории бывшей Югославии и в Закавказье: именно их деятельность освещалась в международных СМИ и специализированных политологических изданиях. По мнению российских и зарубежных политологов, именно в этих регионах ОБСЕ попыталась играть роль активной миротворческой организации. Тем не менее, в обоих случаях ОБСЕ играла второстепенную роль и в основном занималась пост-конфликтным урегулированием. Так, например, основная задача миссии ОБСЕ в Боснии и Герцеговине (создана 8 декабря 1995) заключалась в мониторинге соблюдения Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине («Дейтонские соглашения») и укрепления мира демократии и стабильности в регионе. Так же как и в Боснии, миссия ОБСЕ в Косово играла ведущую роль в вопросах, связанных с восстановлением этой территории, институциональным строительством и укреплением демократии. В обоих случаях непосредственным разрешением конфликта занималась НАТО, а ОБСЕ доставалась трудная и неблагодарная работа в рамках послевоенного урегулирования и восстановления. Так, например, закрытие миссии ОБСЕ в Косово в конце 1998 де-факто означало отказ этой организации от участия в урегулировании этнического конфликта между сербами и албанцами и передачу миротворческих функций НАТО.

Несомненным успехом ОБСЕ в Закавказье являлось создание Минской контактной группы по Нагорному Карабаху (1992) для урегулирования вооруженного конфликта между Азербайджаном и Арменией. Группа, куда вошли представители Великобритании, Германии, Российской Федерации, США и Франции, занималась разрешением карабахского конфликта, а ее наблюдатели следили за соблюдением перемирия между конфликтующими сторонами. В 1993 Минская группа предложила план урегулирования территориальных споров Баку и Еревана («Уточненный график»), но эти положения не были приняты ни Арменией, ни Азербайджаном. В конце концов, в 1994 обе стороны, при посредничестве России, договорились соблюдать неофициальное соглашение о прекращении огня, действующее по настоящее время.

Разработкой и продвижением мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном занимается Группа планирования высокого уровня (ГПВУ) ОБСЕ, но, на данный момент, ее усилия так и не увенчались успехом. Следует отметить, что в данном случае ОБСЕ пыталась непосредственно участвовать в урегулировании конфликта, но была во многом оттеснена великими державами – сопредседателями Минской группы. В действительности, США, Россия и Франция, а не ОБСЕ заставили Армению и Азербайджан приостановить военные действия.

Действующие структуры, институты и бюджет ОБСЕ.

Постоянный Совет ОБСЕ состоит из представителей государств-участников и, по сути, является главным исполнительным органом ОБСЕ. Совет собирается раз в неделю в венском конгресс-центре «Хофбург» для обсуждения текущего состояния дел в зоне территориальной ответственности ОБСЕ и принятия соответствующих решений. Как и Совет, Форум по сотрудничеству в области безопасностисобирается раз в неделю в Вене для обсуждения и принятия решений по вопросам, связанным с военной составляющей общеевропейской безопасности. В особенности это касается Мер в области доверия и безопасности . Форум также занимается вопросами, связанными с новыми вызовами безопасности и с разрешением конфликтов в зоне ответственности ОБСЕ. В свою очередь, Экономический форум ОБСЕ собирается раз в год в Праге для обсуждения экономических и экологических проблем, затрагивающих безопасность стран-участниц.

Встреча на высшем уровне или Саммит ОБСЕ – это периодические встречи глав государств или правительств стран-членов ОБСЕ. Основная задача саммитов заключается в определении политических ориентиров и приоритетов развития Организации на самом высоком уровне. Каждой встрече предшествует подготовительная конференция, во время которой дипломаты договаривающихся сторон контролируют реализацию основных юридических обязательств, принятых на себя ОБСЕ. Они согласуют позиции участников и подготавливают базовые документы для предстоящего саммита. За время существования СБСЕ/ОБСЕ было проведено 6 саммитов. Cамыми значимыми были:

Хельсинский саммит (1975), завершившийся подписанием Заключительного Акта, являющегося основополагающим документом СБСЕ/ОБСЕ;

Парижский саммит (1990), увенчавшийся подписанием Хартии для новой Европы и Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Хартия подтвердила решения Венской встречи ОБСЕ (1986) и документально закрепила приоритет международного права над национальным, что в дальнейшем привело к усилению сепаратистских движений в СССР и странах Восточной Европы;

Будапештский саммит (1994) завершился рядом институциональных реформ. СБСЕ было превращено в постоянную организацию ОБСЕ, договаривающиеся стороны уделили дополнительное внимание проблематике разрешения карабахского конфликта и т. д.;

Стамбульский саммит (1999), завершившийся подписанием Хартии европейской безопасности. Во время встречи российская делегация подверглась жесткой критике из-за политики Москвы в Чечне. Россия обязалась сократить свое военное присутствие в Закавказье и в Приднестровье.

Совет министров иностранных дел. Своеобразным «заменителем» саммитов является Совет министров иностранных дел (СМИД), обычно собирающийся в те годы, когда нет Встреч на высшем уровне. СМИД также выбирает Генерального секретаря ОБСЕ на трехгодичный срок. Его основная функция заключается в организационной поддержке Действующего председателя. Канцелярия генерального секретаряосуществляетоперационную поддержку ОБСЕ под непосредственным руководством генсека. Полномочия секретариата включают в себя: поддержку миссий и проектов ОБСЕ; осуществление контактов с международными правительственными и неправительственными организациями; координацию политики ОБСЕ в сфере экономики и защиты окружающей среды. Отдел прессы и информации, административные, финансовые службы, равно как и службы по подбору персонала, организации конференций и по информационным технологиям также находятся в ведении Секретариата.

На практике ОБСЕ руководит Действующий председатель, переизбираемый каждый год и являющийся министром иностранных дел одной из стран, входящих в ОБСЕ. Председатель несет ответственность за непосредственное исполнение решений, принятых СМИД и на Встречах на высшем уровне. Он же осуществляет общую координацию деятельности ОБСЕ. Парламентская АссамблеяОБСЕ состоит примерно из 300 депутатов, представляющих законодательную власть государств-участников ОБСЕ. Основной целью Ассамблеи является парламентский контроль и вовлечение европейских депутатов в деятельность Организации. Бюро по демократическим институтам и правам человекаявляется по сути основным подразделением ОБСЕ по мониторингу соблюдения прав человека, базовых демократических свобод в государствах-участниках ОБСЕ. Бюро также призвано помогать в развитии демографических институтов в «зоне ответственности» ОБСЕ. В свою очередь, Представитель по вопросам свободы СМИотслеживает развитие ситуации со средствами массовой информации в государствах ОБСЕ и выносит первое предупреждение правительствам государств-участников по поводу нарушения свободы слова в их странах. В частности, такое предупреждение недавно было вынесено в 2002 Туркменистану.

В рамках структур ОБСЕ, занимающихся вопросами соблюдения прав человека, следует обратить внимание на бюроВерховного комиссара по делам национальных меньшинств(Гаага). Это подразделение занимается ранним предупреждением этнических конфликтов, ставящих под угрозу стабильность, мир на континенте и дружественные отношения между государствами-участниками СБСЕ.

Особое место в организационной структуре Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе занимают Меры по укреплению доверия и безопасности. Этапрограммабыла создана с целью ослабления напряженности и укрепления взаимного доверия на Европейском континенте. В ее рамках были подписаны такие документы как: а) ДОВСЕ (Договор об обычных вооруженных силах в Европе ), устанавливающий квоты на обычные вооружения в Европе для договаривающихся сторон; Договор об «открытом небе» , позволяющий государствам участникам осуществлять взаимный контроль над действиями друг друга, в особенно в сфере безопасности. В рамках Мер по укреплению доверия и безопасности, Действующий Председатель назначил своих личных представителей по контролю над исполнением ряда статей Дейтонских мирных соглашений. Для разрешения конфликтных ситуаций и споров между государствами-участниками, подписавшими внутреннюю по отношению к ОБСЕ Конвенцию по примирению и арбитражу, был создан Суд по примирению и арбитражу,находящийся в Женеве.

В 2003 бюджет ОБСЕ составил 185,7 млн. евро и в основном состоит из членских взносов государств-участников. Около 84 процентов всех средств расходуется на военные миссии и проекты, осуществляемые на Организацией местах.

Непосредственно в центральном аппарате ОБСЕ работает около 370 сотрудников, а в различного рода миссиях и проектах этой организации – более 1000 международных сотрудников и 2000 граждан тех стран, на чьей территории осуществляются данные миссии.

По мнению многих экспертов, СБСЕ/ОБСЕ прошло в своем развитии три основных стадии. На первом этапе приоритет отдавался правам человека и культурному сотрудничеству. Начавшаяся в 1970-х «разрядка» в отношениях между СССР и США сделала возможным и многосторонние переговоры, касающимся военных аспектов безопасности в Европе. Именно в этот период (1986–1992) были подписаны такие документы, как ДОВСЕ (1990), Договор по открытому небу (1992) и т.д. Затем, распад СССР в корне изменил повестку дня: СБСЕ/ОБСЕ стало уделять все больше внимания превентивной дипломатии, предотвращению конфликтов и управлению кризисами, продвижению общих демократических ценностей, обозначенных в Парижской хартии для новой Европы. Это было прежде всего вызвано изменением самого «приоритета угроз»: в то время как военная конфронтация по линии «Восток – Запад» ушла в прошлое, интенсивность этнических конфликтов на Балканах и в странах СНГ резко возросла.

ОБСЕ сыграло определенную миротворческую роль в первой половине 1990-х, но после неудач в Югославии было оттеснено НАТО, а затем и ЕС на второй план. Не обладая ни эффективными инструментами для проведения политики «принуждения к миру», ни политической волей к действию, ОБСЕ была во многом заменена другими действующими лицами в сфере европейской безопасности. Общий принцип консенсуса в организации, начитывающей 53 государства с различными интересами, также не способствовал повышению эффективности СБСЕ/ОБСЕ.

Неудачи в миротворческой деятельности не помешали, однако, Организации возвратиться в конце 1990-х к проблеме соблюдения прав человека, основных демократических свобод и общеевропейских ценностей, что и является на данный момент основной сферой деятельности этой организации. Материалы в Интернете – Сайт ОБСЕ: http://www.osce.org

Данила Бочкарев

Литература:

Итоговый документ Венской встречи представителей-государств-участников СБСЕ . М., Политиздат, 1986
Кортунов А.В. СБСЕ и перспективы создания системы коллективной безопасности в Евразии . – в кн. Кортунов А.В.Россия и Запад: модели интеграции. М., РНФ-РОПЦ, 1994
Смутс М. Международные организации и неравноправие государств. Международный журнал социальных наук. Ноябрь, 1995
От Хельсинки до Будапешта: история СБСЕ/ОБСЕ в документах (1973–1994) , М.: Наука, 1997
Гольдин Г.Г. ОБСЕ и Приднестровье . – Учебное пособие. Г.Г. Гольдин, В.В. Матяш – М., Дип. Академия МИД РФ, 2000
Бенедиктов К. Россия и ОБСЕ: реальные и мнимые возможности сотрудничества // Россия и основные институты безопасности в Европе: вступая в XXI век / Московский центр Карнеги; под ред. Тренина Д. - М., S & P, 2000
Петраков М. «Учителя» и «ученики» в ОБСЕ // Международная жизнь. – 2001, № 9
Загорский А.В. Хельсинкский процесс . М., «Права человека», 2005