Святая мученица ЛЮДМИЛА ЧЕШСКАЯ (†921)

Нигде нет такого количества женщин, носящих славное святое имя - Людмила, как у нас в России. Даже в Чехии, на родине великой святой, имя ее почти забыто.

Святая Людмила родилась в 860 году в семье сербского князя Славибора. Совсем молодой ее выдали замуж в далекий по тем временам край - в Чехию, за князя Боривоя из рода Пржемысловичей. Брак Людмилы и Боривоя положил начало процессу объединения племён на
территории нынешней Чехии. По свидетельству ряда документов молодая княгиня была образована, знала несколько языков, в том числе греческий и латынь.


В то время и она, и молодой князь были язычниками, однако вскоре они познакомились с великим просветителем - Мефодием. Видимо, этот создатель славянской письменности, переводчик греческого, арамейского, латинского и других языков произвел большое впечатление на княжескую чету, и в 882 году они в его присутствии приняли таинство крещения в Великой Моравии, в Велеградском храме. По возвращении в Чехию молодые супруги возвели первый на своей земле христианский храм в честь святого Климента в Левом Градце. Вместе приняв крещение, благочестивые супруги способствовали распространению Православия в Чешских землях: созидали в своем княжестве храмы, приглашали священников для совершения в них Богослужений. В период княжения Боривоя и Людмилы на Чешской земле был построен и второй христианский храм в честь Пречистой Богородицы.

У супругов было двое сыновей и четыре (по некоторым сведениям — одна) дочери, которых они воспитывали в страхе Божием. Князь Боривой умер рано, 36-ти лет, оставив вдовой молодую 29-летнюю княгиню. Старший сын княжеской четы, Спитигнев, также прожил недолго, и на престол вступил а младший сын Вратислав. Фактически же государством долгое время управляла его мать Людмила, которая осталась в народной памяти как мудрая правительница. Княгиня вела праведную жизнь, способствовала распространению христианства в Чехии, помогала больным и обездоленным.

Но язычество еще жило между жителями Чехии и особенно крепко сохранялось оно между соседними Полабскими славянами. К сожалению дела немецкого романизма не только не сближали местных славян с христианством, но напротив питали в них сильную вражду против него. Жена кн. Вратислава Драгомира была урожденная княжна Браниборо-Стодеранская. Латинские предания называют Драгомиру язычницей, но это представляется весьма сомнительным. Быть не могло, чтобы в таком глубоко христианском семействе, каково было семейство князя Боривоя, жена князя христианина была не крещенной. Но не подлежит сомнению, что она не была искренней христианкой, была горда и зла и по гордости дорожила всем славянским, в том числе и языческою жизнью. Ненависть к христианству, воспитанная в Полабских славянах жестокостями немецких миссионеров и властителей, являлась и в ней.

У них было двое сыновей — Вячеслав и Болеслав, которые совсем не походили один на другого: Вячеслав характером и делами напоминал своего доброго отца, покровительствовавшего христианской вере, в Болеславе отразились качества нечестивой Драгомиры. Воспитание Вячеслава, который по праву первенства должен был наследовать престол, князь Вратислав поручил своей благочестивой матери — святой Людмиле. Воспитанием же Болеслава занималась Драгомира.

Ненавидя свекровь, княгиня Драгомира при жизни мужа не дерзнула предпринять против нее ничего серьезного. Блаженная Людмила, невзирая на все козни невестки, соблюдала внука своего Вячеслава в законе христианском. Чувствуя приближение кончины, князь Вратислав хотел еще при жизни утвердить юного Вячеслава на прародительском престоле. Он созвал всех своих именитых князей, епископа и церковный клир в соборный храм Пречистой Богородицы и после Божественной литургии возвел отрока на ступени алтаря, где юного Вячеслава благословил епископ.

В 921 году князь Вратислав скончался, и власть перешла в руки несовершеннолетнего отрока Вячеслава (Вацлава или Венчеслава). Сеймом Чехии был издан указ, согласно которому регентшей страны назначалась Драгомира, мать Вацлава. Людмиле же, его бабушке, было поручено заниматься воспитанием и образованием внука.


Святая воспитала внука Вацлава в христианской вере, обучила его немецкому языку, выполняла с ним перевод с латыни и греческого текстов Святого писания. Однако этим была недовольна Драгомира, которая пыталась вытеснить из сознания чешского народа христианские традиции. Она приблизила к себе людей худых и даже язычников, которых еще много оставалось в княжестве. Она стала отменять порядки, которые введены были Боривоем и Вратиславом для ослабления язычества, а по всей Чехии начали сооружаться идольские капища.

Святая Людмила открыто выразила свое недовольство невестке. В душе Драгомиры властолюбивые амбиции сплелись с языческим безумством, в результате чего Драгомира замыслила убить свою свекровь. Следуя слову Писания - удаляться от всякого зла, святая Людмила уехала из столицы в город Тетин, где стала вести свою жизнь в молитве, рукоделии и благотворении. Но мстительная Драгомира нашла ее и здесь.

Двое убийц были посланы ею на княжеский двор в Тетин. В ночь с 15 на 16 сентября , выломав двери дворца, они ворвались к Людмиле, когда она молилась в домашней молельне. «Так ли помните благодеяния мои?» - сказала добрая княгиня. Людмила, видя, что ее хотят удушить, просила поразить ее мечом, чтобы вместе с мучениками пролить кровь за Христа. Но убийцы, зная, что пролитие крови у христиан было непременным условием для признания мученичества, задушили княгиню. Предположительно, в качестве орудия убийства была использована вуаль княгини, которая впоследствии стала ее символом. Душа мученицы отправилась в вечные селения, а тело ее было погребено без церковного отпевания под городской стеной Тетина.

Но Господь прославил место погребения своей угодницы многими чудесами: каждую ночь над тем местом являлись горящие свечи. Один слепец прозрел, когда коснулся земли с могилы святой Людмилы. Услышав о таких чудесных знамениях, внук святой Людмилы Вячеслав совершил перенесение ее мощей в Прагу и положил их в базилике святого Георгия (чеш. Св. Йиржи) на Пражском граде, где они покоятся и по сей день. Позднее ее святую главу отделили от тела и сейчас она хранится в золотом шлеме вместе с другими великими чешскими реликвиями в Соборе Святого Вита в Градчанах - главном храме Чехии, построенным внуком Св. Людмилы - Вацлавом Святым (Вернее Св.Вацлав начал его строить, но скоро умер и был похоронен в одном из пределов храма).

Вячеслав, тяжело переживающий потерю бабушки, поддавшись на лукавые советы бояр, изгнал свою мать, Драгомиру, в город Будеч. Но вскоре князь, воспитанный святой Людмилой в христианских традициях, вспомнив заповедь о почитании родителей, раскаялся, понял, что не
вправе судить свою мать, призвал ее обратно в столицу и окружил почтительной заботой и любовью. Ожесточившееся сердце Драгомиры было тронуто добротой сына-христианина, она увидела новым духовным взором весь ужас совершенного ей преступления, и кающейся грешницей вернулась в Христову веру. «Любовь покрывает все грехи» (Притч. 10, 12), поняв эту истину, Драгомира стала верной помощницей святого Вячеслава в делах государственных и в делах благочестия.

Святая Людмила, первая чешская святая и мученица, стала покровительницей своей родной земли (часто ее называют «matka české země»), также ее считают покровительницей бабушек, матерей и христианских воспитателей и учителей. Ее статуя установлена на Карловом мосту, среди скульптур самых почитаемых чешских святых. Почетное место занимает ее изображение и на постаменте памятника Святого Вацлава, установленного в самом центре Праги, на Вацлавской площади. Не случайно в конце 19 века, когда начался процесс за обретение Чехией национальной независимости, в Праге был построен огромный Собор Святой Людмилы, в сооружении и оформлении которого приняли участие практически все известные чешские деятели культуры.


Как святая княгиня Ольга обратила к вере своего внука князя Владимира, так и в Чехии, только веком раньше, святая Людмила воспитала в Христианской вере своего внука Вячеслава. Неслучайно память святых Людмилы и Вячеслава на Руси чтилась уже при равноапостольном князе Владимире и его сыновьях.


Сегодня католическая базилика св. Георгия в Праге , где находятся мощи св. Людмилы, стала музеем. Доступ к гробнице святой возможен только во время служб, которые совершаются крайне редко. Однако, если принести цветы для святой, то кованые двери капеллы (по-нашему - придела ) святой Людмилы открывают, и можно пройти и приложиться к раке, у которой теплится православная лампадка.


В Москве в храме Свт. Николая в Котельниках (Подворье Чешских Земель и Словакии) находится ковчежец с частицей мощей св. Людмилы. Ежегодно 29 сентября в день памяти святой здесь совершается торжественное богослужение и со всей Москвы и ее окрестностей собирается множество Людмил, чтобы почить память своей небесной покровительницы.



Тропарь, глас 4
Оставльша тьму идолослужения и с горячей любовию прияв свет православныя веры Христовы, явися ты, святая Людмило, яко звезда утренняя, и светом святости твоея истинный день Богопочитания в Честей земли начав.

Кондак, глас 4
Светло во страдании твоем возсияла еси, страстотерпице, от кровей твоих преиспещрена, и яко красная голубице к небеси возлетела еси, Людмило, тем же моли присно за чтущия тя.

Молитва мученице Людмиле, княгине Чешской
О, святая угоднице Христова, мученице княгине Людмило, первоугоднице Чешския страны и стольнаго града Праги украшение, теплая о нас пред Богом молитвеннице! Се мы, многогрешнии, смиренно припадающе, молим тя: не попусти нам погибнути в тине грехов наших, но вознеси о нас моление ко Господу, да помилует нас и дарует нам покаяние. О, преблагая мати Людмило! Не забуди посещати чад твоих, аще бо и преставилася еси от нас в Небесныя обители, вкупе со внуком твоим, святым мучеником Вячеславом. Темже, святая прамати его, испроси и нам, грешным, Божие благословение на чада наша и на всех нас, да и мы, многогрешнии, возблагодарим Господа за подаяние Его благодати и купно с тобою да прославим Отца и Сына и Святаго Духа и твое великое заступление о нас во веки веков. А минь.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Нигде нет такого количества женщин, носящих славное святое имя - Людмила, как в России. Даже в Чехии, где жила великая святая, имя ее почти забыто. О самой мученице Людмиле нет сведений ни в одном путеводителе по Праге. А называют здесь этим именем в наши дни довольно редко даже и Православных чешек. Храм Святого Георгия некогда был самый древним Православным храмом в Праге. Потом он стал католическим, а сейчас в нем музей. Там и покоятся святые мощи этой великой Православной святой. Но к ней паломников не пускают. Даже за деньги.

В Чехию русские ехали и сейчас едут за чем угодно - пить пиво, лечиться на целебных источниках; а раньше бежали в Прагу, спасаясь от зверств ЧК; бывало не раз, что ехали русские туда и на танке - освобождать братьев-славян от нацистской чумы, а потом шли туда же защищать равно чуждые как для русских, так и для чехов идеи начавшего угасать социализма… Много зачем туда ехали русские, но только не молиться! Наши паломнические маршруты обычно как-то минуют этот древний город.

Архимандрит Сильвестр (Вайло), настоятель русского Православного храма Успения Божией Матери, что на Ольшанском кладбище г. Праги : «К святой Людмиле даже с полицией не пропустят. С величайшим трудом мы добились права служить у ее мощей в дни ее памяти - вечером 28 сентября соборный акафист и 29-го совершать Литургию. А в остальные дни не пускают к ней никого. Если бы там были католики, с ними еще можно было бы договориться. Но там атеисты сейчас командуют. »

Святая Людмила княгиня Чешская, первая славянская святая мученица. Еще в девятом веке обратившая эту землю к Истинному Богу - Христу!

Александр Римарчук родом из Донецка. В Праге живет с 1998 года. Ему тридцать лет. Уже пять лет он служит псаломщиком в Православном храме Святителя Николая в этом старинном городе. А до этого полтора года был чтецом Успенского храма в Ольшанах. Каждое воскресенье на протяжении целых семи лет он читает акафист Святой Людмиле у мощей этой святой. К нему тут привыкли все - и католики, и атеисты. Его везде пускают. Все двери для него открыты. Так случилось далеко не сразу, но он вымолил это право за долгие годы трудов. И вдруг меня осеняет: а ведь сегодня будничный день, почему же мы встретились?

Если бы чешские власти дали разрешение Православным людям посещать храм Святого Георгия и молиться у мощей святой Людмилы, многие паломники из России и Украины стали бы приезжать сюда , Но такого разрешения на сегодняшний день нет. Мощи святой Людмилы сегодня принадлежат чешскому государству. Люди, отвечающие за сохранность памятников истории и культуры, почему-то не заинтересованы в допуске людей к мощам святой Людмилы. Они считают, что это нанесет вред историческим памятникам, в разряд которых чиновники зачислили и мощи великой чешской святой.

Враг рода человеческого не хочет пускать людей к святой Людмиле! И нам нужно много молиться, чтобы это сопротивление преодолеть…


Несколько лет назад заболел один крупный чешский чиновник, от решения которого зависит пропуск паломников к святыне. И даже не зная, какой веры этот человек, Александр стал горячо молиться о нем у мощей святой Людмилы. И этот руководитель передавал из больницы через других людей слова благодарности русскому парню. Передавал, что ему становится легче от его молитв, а исцелившись велел всем работникам музея пускать Александра к мощам в любое время. С тех пор проблем с проходом к месту упокоения святой Людмилы для Александра не возникает.

Сейчас на раке с мощами святой Людмилы теплится Православная лампадка. Немало трудов потратил Александр Римарчук, чтобы чешские власти пошли навстречу этой его смиренной просьбе! Ему не отказывали и не разрешали. Тогда он, помолясь, взял да и затеплил лампаду - на свой страх и риск. Служители это не запретили. Теперь, когда он по воскресеньям читает акафист этой святой, на ее мощах горит лампада. А потом и иконочка святой Людмилы Чешской стараниями Александра здесь появилась. Эту икону Александр купил в московском Свято-Даниловом монастыре. Православная икона эта встречает и провожает пока еще редких паломников из России.

Внук Святой Людмилы - Святой воин-мученик Вячеслав - является покровителем Чешской земли. Ее воеводой. Как Святая Ольга обратила к вере своего внука князя Владимира, так и в Чехии, только веком раньше, Святая Людмила, сподобившись просвящения от Святого равноапостольного Мефодия, воспитала в Христианской вере своего внука Вячеслава. Его мученическая кончина от руки своего брата стала примером для первых русских святых - Бориса и Глеба, которые были хорошо знакомы с его житием. Здесь, в Праге, святого Вячеслава любят все, - ему молятся, ищут его покровительства как католики, так и Православные. Чехи хотя и вошли в Евросоюз, но от своей национальной денежной единицы кроны все еще не отказались. Видимо, их хранят от этой полного утраты национальной независимости те же святые угодники Божии, просиявшие в этой славянской земле. На монете достоинством в 20 крон изображен именно этот святой - грозным воином, восседающим на коне. В центре города, на Вацлавской площади, установлен большой памятник этому святому. Ему предстоят Святая Людмила и святой Прокопий.

Мощи святого Вячеслава Чешского покоятся в кафедральном католическом соборе Святого Вита. Честная глава его (как и честная глава его бабушки - Святой Людмилы) отделена от мощей и хранится в этом же храме отдельно в реликварии. Каждую неделю наш Православный псаломщик Александр Римарчук приходит в этот католический храм и возле мощей святого Вячеслава читает ему акафист. В Чехии есть предание, что святой Вячеслав (Вацлав, как называют его чехи) в последние времена восстанет из гроба и станет одним из великих воителей - защитников Православного Русского Царя.

Мы почти забыли об этом святом отроке, в памяти лишь осталось название болезни - пляска святого Вита (именно от этой болезни исцелил своего будущего убийцу - Феликса Юсупова - Григорий Распутин). Святой Вит жил в Сицилии во времена императора Диоклетиана. Он умер 12-летним отроком, но был известен еще при жизни благодатной силой исцелений одержимых нечистыми духами (отсюда и пошло название болезни). Святой Вячеслав Чешский привез руку этого святого к себе на родину, в Чехию. Так святой Вит стал одним из покровителей Чешских земель. На древних изображениях Святого Вита всегда присутствовали открытое Евангелие и петух (обычно сидящий на Евангелии) - как символ Евангельского благовестия… С туристов здесь берут деньги за просмотр святынь.

Александр с сожалением говорит, что о святом отроке Вите почти забыли у нас на родине, а ведь столько душевнобольных страдают и нуждаются в помощи этого великого святого! Хорошо было бы часовни и храмы при домах скорби - психиатрических лечебницах - украшать иконами этого святого! Служить ему молебны, читать акафист…

В реликварии собора Святого Вита, где находятся главы Святой Людмилы и Святого Вячеслава, хранится и Крест Карла IV. Это был великий европейский мистик-монарх, который пытался создать в Праге Второй Рим. Он понимал, что мистический город нужно строить на каком-то крепком фундаменте - и чтобы все начинание не рухнуло, надо свою идею укреплять в первую очередь духовно. И потому он собирал или выкупал из многих стран святые мощи угодников Божиих. Он собрал немало и великих Православных святынь. В этом Кресте размером около 70 сантиметров, который входит в коронационные регалии чешских монархов, вложены частица губки от Страстей Христовых, часть Честного Древа Креста Господня, часть веревки, которой перевязывали руки Спасителя, и два шипа от Тернового венца. Доступа к этой величайшей святыне нет совсем: крест этот принадлежит как римо-католикам, так и чешскому государству. Даже на поклонение этот крест выносят лишь на самые знаменательные государственные события - с интервалом примерно в двадцать-тридцать лет .

Этот собор Святого Вита принял под свои своды в последние дни жизни известного чешского писателя-классика Карела Чапека . Он был известен своим вольнодумством и атеизмом. А вот под конец земных дней попросил на всю ночь закрыть его одного именно в этом величественном соборе. О чем он молился там, мы не знаем. Но вскоре после этой ночной молитвы он скончался.

Собор Святого Вита является главной достопримечательностью Праги - огромный, готический, он виден отовсюду и поражает своим величием. Но при более детальном рассмотрении видно, что водостоки на соборе сделаны в виде раскрывших пасть мифических хищников, каких-то маленьких не то гиен, не то драконов. Зачем они тут, непонятно.

В Никольском соборе на Староместской площади давно уже служат экзотические гуситы. От прежних гуситов, бившихся с латинами за возврат к утраченной истине Православия, у них уже мало что осталось. Сейчас гуситы ближе к протестантам, чем даже к католикам. Их поддерживает государство как свою местную, национальную веру.

А до войны в этом храме был центр Православной жизни в городе. Служили Православные по очереди с гуситами. Да ведь и храм этот был построен по указу и на средства Русского Царя. Все, что осталось от прежнего, - подаренное Императором Александром III паникадило, по форме напоминающее Русскую Императорскую корону. Советская власть вошла в Прагу вместе с нашей армией-освободительницей и отняла церковь у своих же - Православных русских, в двадцатые годы эмигрировавших из России. Местная власть передала храм гуситам. Теперь немногочисленные гуситы, чтобы как-то сводить концы с концами, устраивают в этом прекрасном зале концерты органной музыки. И лишь царское паникадило напоминает о прошлом величии этого некогда Православного храма.

Кафедральный собор Святых Кирилла и Мефодия на Карловой площади. Православные ожидают увидеть привычную золотую маковку возле готических особняков. И уж никак не думают, что этот по виду католический храм и есть главный Православный храм Чехии. Но это оказалось именно так! В бывшем католическом костеле сейчас находится кафедра Православного Пражского Архиепископа.

На доме мемориальная табличка с барельефом - напоминание о том, что во время войны в этом здании скрывались чешские парашютисты.

…Убрать Гейдриха, кровавого гауляйтера Праги, было необходимо. Сейчас бы это назвали террористическим актом. Тогда это оценивали по-другому: шла война! Несколько чехов прилетели из Англии и высадились в Праге. Они и взорвали Гейдриха в центре города в 1942 году. И спрятались в Православном храме. Почему именно здесь? Об этом можно только гадать. Но смысл был, видимо, в том, чтобы показать, на ч ь е й стороне в той войне была Церковь! Их прятал в подвале храма Православный священник. Только он, да, может, еще Архиепископ Горазд знали об этой тайне. Все выезды из города были перекрыты фашистами. И героям-парашютистам приходилось отсиживаться в подвале. Однажды вечером кто-то из них у окна закурил, огонек заметили. Говорят, их выдал гестаповцам католический священник из соседнего храма… Собор брали приступом: живым не сдался никто… А потом по личному указанию Гитлера репрессии обрушились на Православных в Чехии. Архиепископ Горазд был казнен (его причислили к лику мучеников). Сейчас в подвале храма открыт мемориал в память о тех кровавых событиях. Сохранились выбоины от пуль в стене храма… Не у многих церквей такая бурная история. Не многие из них силы зла брали явным приступом…

Удивляют скамейки в середине церкви. Иконы немного другие, и свечи. Каждое слово понятно, будто Кирилл и Мефодий оставили нам чудную азбуку только вчера. Русским, болгарам, чехам, словакам… в сем братьям-славянам - на все времена!

29 декабря 2012 года при Посольстве Российской Федерации в Праге был освящен новый храм в честь святой мученицы Людмилы, княгини Чешской. Чин малого освящения совершил руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк. Перед освящением храма с архиепископом Марком побеседовала шеф-редактор “Пражского телеграфа” Наталья Судленкова.

– Для Чехии открытие нового храма Русской Православной Церкви – это крупное событие. Можно ли его назвать прецедентом с точки зрения всей зарубежной деятельности Русской Православной Церкви?

– За рубежом мы открываем храмы достаточно часто. Конечно, не всегда это наши храмы, нередко мы пользуемся гостеприимством других конфессий. Это характерно для тех стран, где сразу появилось большое количество православных. Например, у нас пятьдесят две общины в Италии, но из них подавляющее большинство своих храмов не имеет. Службы проходят в католических храмах, куда нас либо пускают по доброй воле просто на безвозмездных основаниях, либо платится какая-то небольшая аренда.

Есть храмы, которые мы строим за рубежом, но это, как правило, исключительное явление, либо мы приобретаем здания, где обустраиваются храмы. Создание храма святой Людмилы Чешской в Праге – это событие в своем роде уникальное. Здание храма – это светское помещение гражданского назначения, выставочный павильон, который использовался в сугубо светских целях. Распоряжением Президента РФ оно передано в пользование Русской Православной Церкви для создания храма, который, по сути, является посольским.

– Фактически, передача помещения, принадлежащего российскому государству, Русской Православной Церкви – это прецедент. Чем его можно объяснить? Почему этого не произошло ранее?

– Это решение руководства РФ говорит о многих положительных тенденциях. Государство Российское теперь уже понимает, что наиболее здоровые силы соотечественников, те, кто настроен на позитивную деятельность, объединяются вокруг храмов. Для них храм – это не только место богослужения, но и в целом центр общения и объединения русской диаспоры. Мы благодарны за это здание, хотя надо сказать, что оно находилось в плачевном состоянии, и пришлось сделать очень много капитальных вложений, люди жертвовали деньги на создание этого храма, и ремонт еще далеко не закончен.

Когда я зашел сегодня в храм, я не узнал помещение. Сейчас это уже действительно настоящий храм, причем удивительно, что здание оказалось ориентировано на восток, то есть, для создания алтаря не нужно было ничего капитально переделывать. Круг – это символ вечности, поэтому и сама форма этого строения уже располагает к тому, чтобы в этом помещении храм разместился безо всякого ущерба с точки зрения канонов.

– Тем не менее, нет ли внутреннего противоречия в том, что мирское по своей сути здание будет служить церковным целям, ведь храм – это не просто стены или правильное расположение алтаря, но и нечто гораздо большее?

– Я не вижу никакого противоречия. Если вспомнить историю христианства, то храмы создавались и в местах, которые служили местом языческих культов. Например, афинский Акрополь, да и многие другие храмы и в Греции, и в Риме были языческими, а затем были освящены, т.е. там, где приносились жертвы идолам, стало славиться имя Единого Бога. Не случайно говорится в Евангелии, что и солнце проходит не только места чистые, хорошие и благоприятные, но и места скверные, однако оно при этом не оскверняется. Все освящается и благословляется молитвой.

– Сколько верующих, по Вашим оценкам, сможет вместить новый храм?

– Храм святой Людмилы Чешской станет самым большим православным храмом Праги, и это логично, потому что русская община в Праге весьма и весьма значительна. Здесь могут размещаться на праздничных богослужениях более тысячи человек. Сюда переместилась община, которая ранее посещала храм Георгия Победоносца при Посольстве РФ в Чешской Республике, но там было не очень удобно, потому что на территории посольства действует пропускной режим, да и храм сам маленький. Там с трудом помещалось 100 человек, а на Пасху, к примеру, приходит на богослужение до полутора тысяч верующих. Мы ждали открытия нового храма восемь лет.

Кроме того, этот храм мы сможем активно использовать и для прихожан Православной Церкви Чешских Земель и Словакии, для местных жителей, пражан. Здесь можно проводить праздничные богослужения с участием чешского духовенства и верующих Православной Церкви Чешских земель и Словакии.

– Не противоречит ли создание нового храма Русской Православной Церкви на территории Православной Церкви Чешских земель и Словакии неписаным правилам взаимоотношений сестринских Церквей, в рамках которых не принято открывать храмы одной Церкви на канонической территории другой?

– У нас есть традиция открытия подворий – в Москве есть подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии, а в Карловых Варах есть подворье Русской Православной Церкви. Подворья могут создаваться исключительно на взаимной основе. Храм святой Людмилы Чешской имеет статус посольского храма, он не вполне попадает под общие юрисдикционные канонические рамки, в каком-то смысле он и территориально, и канонически является экстерриториальным. Мы провели необходимые переговоры с Православной Церковью Чешских земель и Словакии, и сама идея обустройства храма была положительно воспринята чешским духовенством. Создание храма послужит делу христианской миссии, и пользу получат обе Церкви – и Русская Православная Церковь, и Православная Церковь Чешских земель и Словакии.

– Во многих европейских странах наблюдается тенденция к падению интереса жителей этих государств к религии. Вплоть до того, что общины и муниципалитеты продают храмы, либо сдают их в аренду для проведения акций или концертов. В то же время в Православии очевидна противоположная тенденция – открытие новых храмов. С чем это связано?

– Во-первых, с большим притоком людей за границу. Но я бы не сказал, что у нас все гладко, у нас тоже есть приходы, где снизилась численность в общинах.

Например, у нас есть приход в Иране, там сейчас мало прихожан, снижается численность прихожан и в африканских странах, например, в Марокко. В Канаде в сельских местностях, где раньше было много людей, которые жили на фермах и посещали храмы, теперь богослужения совершаются по очереди в разных храмах, поскольку многие люди покидают фермы и уезжают в города.

В целом процессы глобализации и урбанизации оказывают свое влияние и на православные храмы, но, слава Богу, что все-таки в России и в других странах русского мира, и за рубежом у нас пока нет такой проблемы как необходимость использовать православные храмы не по назначению и, слава Богу, мы их не продаем.

– Можно ли говорить о том, что у католицизма и Православия есть общие внешние угрозы, перед лицом которых эти конфессии могли бы объединиться?

– Конечно, такие угрозы есть. Во-первых, я бы назвал такой угрозой христианофобию. Мы видим в некоторых случаях, что христиан преследуют по разным причинам, причем эта агрессия идет, как стороны представителей других религий, так и со стороны воинствующего секуляризма. Но, с другой стороны, это в целом проблема отхода от христианских ценностей, что мы видим в разных странах на самых разных примерах.

Несколько лет назад представители Евросоюза отказались упоминать о христианстве в преамбуле европейской Конституции, в разных традиционно христианских странах, например, во Франции, обсуждается вопрос о разрешении браков для однополых пар. В Дании недавно был принят закон, согласно которому в храмах государственной лютеранской церкви должны венчать однополые браки. Фактически речь идет о прямом давлении светской системы на церковь, грубом вмешательстве в жизнь людей и попрании христианских ценностей.

– Насколько серьезна угроза со стороны квазихристианских конфессий, например, неопротестантов и разного рода сектантских организаций?

– Это тоже проблема, которая мешает и угрожает христианскому миру. И, к сожалению, есть более общая проблема: люди сейчас привыкли к суррогатам. Посмотрите – много ли людей пьет чистую природную воду? Многие предпочитает “Пепси-колу” или “Фанту” и т.д. Люди теряют вкус здоровой пищи и правильных напитков, то же самое происходит и в отношении веры. Многие люди пользуются суррогатами, потому что в наш век так получается: кто активней, тот и успевает перехватить инициативу, и, к сожалению, люди нередко обольщаются на какие-то ложные посулы. Но очень часто люди уходят туда, потом возвращаются, понимая, что там ничего, кроме пустоты, нет.

Наталья СУДЛЕНКОВА

СВЯТЫНИ ХРАМА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В КОТЕЛЬНИКАХ

Частицы мощей святых мучеников княгини Людмилы и князя Вячеслава Чешских

Великие святые покровители Чешских земель, святая мученица Людмила и святой князь Вячеслав Чешские, почитались на Руси уже в X веке. В наши дни слава и почитание великой молитвенницы княгини Людмилы и ее внука князя Вячеслава растет.

В нашем храме хранятся единственные в Москве частицы святых мощей святых мучеников Людмилы и Вячеслава Чешских. Они были привезены в Москву Блаженнейшим Митрополитом Дорофеем в 1999 году и были переданы в дар Русской Православной Церкви Православной Церковью Чешских земель и Словакии. По решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II святые мощи были оставлены в храме святителя Николая в Котельниках для молитвенного поклонения верующих.

Святая Людмила почитается скоропослушницей, это значит, что она быстро отзывается на молитвы к ней. Нередко прихожане рассказывают, как молитва к святой Людмиле помогла им справиться с проблемами в жизни.

Недавно в храме для постоянного доступа верующих был установлен реликварий со святой частицей святой мученицы Людмилы. в настоящее время идет сбор средств на второй реликварий, где будут храниться мощи святого Вячеслава, князя Чешского, и других святых

Акафисты святым Людмиле и Вячеславу Чешским читаются по средам в нашем храме согласно .

Дни памяти:

День памяти святой мученицы благоверной княгини Людмилы Чешской празднуется Церковью 16/ 29 сентября .

Память святого мученика Вячеслава празднуется Церковью 4/17 марта и 28 сентября/11 октября.

Частица святых мощей святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских

Дар Храму Его Высокопреосвященства Архиепископа Михаловско-Кошицкого Георгия.

Нет, наверное, ни одного верующего православного, кто бы не знал о чудесах, совершаемых святым чудотворцем Николаем. Удивительные слова о помощи великого святого произнес протоиерей Алексий Уминский во время Престольного праздника в нашем Храме: «Именно святого Николая мы называем «скоропослушником». И, действительно, наверное, нет такого близкого и быстрого на помощь святого, как Николай Чудотворец. Как только сердце начинает по-настоящему глубоко к нему взывать, рядом с нами – святитель Николай. Он очень хорошо слышит, он очень чуток к нам. Его сердце к нам открыто. Всякий его момент жизни складывался так, что он прислушивался к человеческому горю, прислушивался к человеческому несчастью

Осенью 2015 года одна из наиболее чтимых икон нашего храма, икона святителя Николая архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, получила новое облачение на радость всем верующим. Для иконы, датируемой XVIII веком, был создан драгоценный оклад с золотыми венцами, которые ювелиры изготовили из даров, пожертвованных иконе нашими прихожанами (золотые крестики, кольца, цепочки). Оклад украшен самоцветами.

Образ украшает цата - особая подвеска из серебра, в которой хранится святая частица мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца . Поклониться святым мощам может каждый верующий в любой момент.

Акафисты свт. Николаю читаются каждый четверг согласно .

Дни памяти:

29 июля (11 августа) - рождество святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских.

Икона Божией Матери Феодоровская

Удивительная история связана с иконой Божией Матери Феодоровская. На сегодняшний день это единственный святой образ, который находился в Храме до революции 1917-го года и сохранился до нынешних времен. Сохранила его с Божией помощью дочка последнего настоятеля храма до его закрытия Ирина Николаевна Черткова. Ее отец, протоиерей Николай Феоктистович Чертков, служил в Никольской церкви больше 30 лет. Известно, что священник отошел ко Господу в ночь, когда его должны были арестовать чекисты.

Рискуя своей жизнью и свободой во времена иконоборчества, семья священника сохранила святой образ иконы Божией матери «Феодоровская» до 90-х годов XX-го века. Когда храм святителя Николая в Котельниках стал возрождаться, Ирина Николаевна передала икону обратно в храм.

Дни почитания об раза Богородицы «Феодоровская» :

Икона Божией матери Казанская

Многие прихожане, зайдя в храм, первым делом идут поклониться перед небольшой иконой с потемневшим от времени ликом. Это икона Божией Матери Казанская. Ее когда-то обнаружили на месте сгоревшего дома. По словам очевидцев, после пожара ни один предмет не остался целым, и только святой образ лежал нетронутым. Икону передали в наш храм, и она является одной из чтимых святынь.

Дни почитания:

22 октября / 4 ноября – празднование в честь иконы Казанской Божией Матери

Икона с частицей святых мощей святой великомученицы Варвары

Икона великомученицы Варвары с частицей святых мощей

8 марта 2015 года икона святой великомученицы Варвары с частицей мощей святой была в нашем Храме. Великомученице Варваре Господь дал особый дар – молитвы и ходатайства о последнем причастии человека. В своей предсмертной молитве святая великомученица Варвара просила Господа, чтобы Он избавлял всех, прибегающих к ее помощи, от нечаянных бед, от внезапной смерти без покаяния и изливал бы на них Свою благодать.

День почитания:

Икона с частицами мощей святых благоверных князя

Икона святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских Чудотворцев, хранящаяся в нашем Храме

Частицы святых мощей святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских Чудотворцев были подарены Храму Блаженнейшим Митрополитом Христофором.

Житие святых благоверных князя Петра и княгини Февронии — пример любви и верности, терпения и мудрости; пример той жизни, что доступна только чистым сердцем и смиренным в Боге людям. Икона с частицей святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских Чудотворцев хранится в нашем храме.

Празднование:

Петра и княгини Февронии Муромских Чудотворцев

Икона с частицей святых мощей свет. Нектария Эгинского

Икона свят. Нектария Эгинского с частицей св. мощей святого

Наш храм один из немногих в Москве, в котором хранится икона с частицей святых мощей святителя Нектария Эгинского . Икону в дар храму святителя Николая в Котельниках передал архиепископ Михаловско-Кошицкий Георгий.

Святитель Нектарий является одним из самых почитаемых (современных) греческих святых. Он отошел ко Господу в 1920 году, был канонизирован в 1961 году в Греции. Он почитается повсеместно как прославленный чудотворец, как скорый помощник в бедах и болезнях . По молитвам святителя Нектария совершены неисчислимые чудеса исцеления. В Греции даже есть поговорка - «Нет ничего неисцелимого для святого Нектария».

В нашем Храме также находятся иконы с частицами святых мощей великомученика Георгия Победоносца , святого благоверного князя Александра Невского , святого великомученика и целителя Пантелеимона.

29 декабря 2012 г. в Праге был освящён новый храм Русской Православный Церкви. Новый храм назван в честь святой мученицы благоверной княгини Людмилы Чешской. Чин малого освящения храма совершили архиепископ Егорьевский Марк, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям.

На богослужении в честь освящения нового храма присутствовали блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор, посол РФ в ЧР Сергей Киселёв, торговый представитель РФ в ЧР Александр Туров, представители православной общественности.

Новый храм расположен в помещении бывшего выставочного комплекса торгпредства, принадлежащего Управлению делами президента РФ, и передан РПЦ в пользование.

«Освящение храма святой мученицы Людмилы Чешской стало событием уникальным. Это первоначально было светское помещение гражданского назначения, которое использовалось в сугубо светских целях. По распоряжению президента России это помещение передано Русской Православной Церкви для того, чтобы здесь был создан посольский храм», — сказал архиепископ Егорьевский Марк. Он также отметил, что храм фактически является экстерриториальным, но в то же время, на него не распространяются те ограничения, которые присущи режимным учреждениям – посольствам, торговым представительствам и так далее.

Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор подчеркнул, что новый храм будет служить всем православным верующим, независимо от того, к какой церкви они принадлежат.

До освящения храма святой мученицы Людмилы Чешской посольским храмом был храм святого великомученика Георгия Победоносца, расположенный на территории посольства РФ в ЧР, который был освящён 6 мая 1999 г. «Этот храм, однако, очень небольшой по размеру, к тому же, он расположен на режимной территории посольства России в Чехии, что означает определённые неудобства как для самого посольстав, так и для верующих. На праздники в храм святого

великомученика Георгия Победоносца приходит несколько сотен человек, и они, конечно, не могут все одновременно молиться в храме, поскольку размеры помещения этого просто не позволяют», — сказал настоятель подворья РПЦ в Чехии, протоиерей Николай (Лищенюк).

Новый храм святой Людмилы Чешской вмещает до тысячи человек. Храм будет открыт ежедневно, при храме будет действовать воскресная школа, также планируется создание духовного центра.

«Открытие храма святой Людмилы Чешской в Праге – это прецедент. Государство уже понимает, что наиболее здоровые силы соотечественников за рубежом объединяются вокруг храмов. Тех, кто настроен на позитивную деятельность, объединяют Храм в широком смысле этого слова – не только как место для богослужений, но и как место для общения русской диаспоры. Поэтому создание нового храма в Праге – это, скажем так, совместный проект РПЦ и государства», — заявил архиепископ Егорьевский Марк.

Для того, чтобы приспособить помещение выставочного комплекса под храм, пришлось проводить ремонтные работы. «Пока завершена только первая очередь, сделано самое необходимое, чтобы люди могли уже молиться в храме. Нам предстоит большая работа по капитальному ремонту помещения, строительстве купола и решению других задач. Все работы по ремонту ведутся за счёт пожертвований, мы не привлекли ни копейки государственных средств», — отметил протоиерей Николай (Лищенюк).

Святая мученица Людмила Чешская, согласно новейшей историографии, была дочерью сербского князя Славибора. В 874 году она была выдана замуж за чешского князя Борживоя. Вместе приняв крещение, благочестивые супруги способствовали распространению Православия: созидали в своем княжестве храмы, ставили при них священников. В период княжения Борживоя и Людмилы в Чехии был построен второй христианский храм в честь Пречистой Богородицы. Внук Людмилы и Борживоя Вячеслав (Вацлав) воспитывался своей бабушкой в христианском духе. Однако его мать, язычница Драгомира, ставшая орудием в руках могущественных вельмож-инриганов, опасавшихся распространения христианства в Чехии, приказала убить Людмилу.

В ночь с 15 на 16 сентября 921 года двое убийц, ворвавшихся в дом в городке Тетин, где жила удалившаяся от мирской жизни Людмила, задушили блаженную старицу. Её тело было погребено без церковного отпевания под городской стеной Тетина.

Господь прославил место погребения своей угодницы многими чудесами: каждую ночь над тем местом являлись горящие свечи. Один слепец прозрел, когда прикоснулся земли с могилы святой Людмилы.

Вячеслав приказал перенести мощи Людмилы в Прагу. Официально её святость была признана в 1143-1144 годах.

На иконах святую Людмилу изображают в длинном платье, голова ее покрыта повоем, иногда княжеской шапкой. Главным ее атрибутом является спускающийся на шею повой, на некоторых иконах – верёвка — символы её умучения.

Святая Людмила, первая чешская святая и мученица, стала покровительницей Чехии, а также покровительницей бабушек, матерей и христианских воспитателей и учителей.

День памяти святой мученицы благоверной княгини Людмилы Чешской празднуется Церковью 16/ 29 сентября.