Говорят, что любовь заставляет сердце болеть. Ну, а любовь к Богу, должно быть, тоже способна принести телу боль. На протяжении многих веков люди отказывались от мирской жизни, жили в монастырях и посвящали всю свою жизнь Богу. Предлагаем обзор монастырей, которые не только позволят приблизиться к Богу, но и обеспечат боль в спине, ногах, ведь добраться до них не так-то и просто.




Невероятную церковь, которая относится к Сербской Православной Церкви, можно найти высоко в скале Ostroška Greda. Монастырь является самым популярным местом паломничества в Черногории, и тысячи людей со всего мира посещают его каждый год. Эта пещера-церковь была основана в 17 веке Василием, епископом Герцеговины. Одной из причин невероятной популярности этого места среди верян является тело епископа, молитвы к которому, как утверждают люди, могут вылечить разные недуги и решить сложные жизненные проблемы.



Метеора (Metéora) в переводе с греческого означает "середина неба". Монастырь расположен на самой вершине скалы, которая находится на равнине Фессалии в центральной Греции. Восточный православный монастырь является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Легенда гласит, что основателю монастыря Святой Афанасий не пришлось взбираться на вершину скалы, внезапно появился орел и перенес его туда. В 14 веке для транспортировки материалов на 550-метровую высоту для строительства монастыря использовались лестницы и сети. До 1920-х годов большинству людей приходилось использовать веревки и блоки, чтобы подняться на самый верх скалы. А теперь для посетителей единственным способом добраться до монастыря являются каменные ступени. Монастырь также известен тем, что показан в фильме о Джеймсе Бонде «For Your Eyes Only».


Монастырь Ki (варианты написания монастыря часто отличаются: “Ki”, “Kye” или “Kee”) выглядит как часть декораций из фильма «Властелин Колец». Расположен он в поселке Ki в Гималаях. Тибетский буддийский монастырь находится на вершине холма, на высоте 4166 метров над уровнем моря с видом на долину Spiti. Это религиозный центр подготовки лам. На протяжении многих веков монастырь стал свидетелем многих нападений монгольской и других армий.


Православный монастырь расположен недалеко от озера Кожозеро, в северо-западной части России. Это один из самых отдаленных уголков страны. Кожозерский монастырь, основанный в 1500-х годах, ‒ одно из самых уединенных зданий в мире. Добраться до него очень непросто, ведь туда нет никаких дорог. Любой желающий посетить монастырь сначала должен добраться на поезде до станции Нименьга, затем дождаться какого-нибудь грузовика, который бы смог подвезти его, и, наконец, последние 32 км придется идти пешком. И даже после всего этого, есть еще одно хитрое препятствие - озеро. Путешественники должны зажечь огонь и ждать лодку.


Спрятанный в далеком юго-восточном регионе Zanskar, высоко в Гималаях, находится монастырь Фуктал Гомпа, выточенный в массивном ущелье скалы на высоте 3800 метров. В 12 веке его построили лама Gangsem Sherap Sampo и еще 70 монахов. Удивительно, что конструкция из глиняных кирпичей, камней и дерева сохранилась на протяжении сотни лет.


"Гнездо тигра" – так называется монастырь, который просто свисает со скалы на высоте 3000 метров в долине Paro Valley (Бутан, Гималаи). Легенда гласит, что гуру Rinpoche, второй Будда, прибыл на скалу верхом на большой тигрице. Он выбрал именно пещеру для своих медитаций. В 1692 году здесь и был построен храм. В 1998 году монастырь реконструировали. Сейчас это действующий строго практикующий буддизм. Единственный способ, чтобы добраться сюда – идти пешком или на ехать верхом на муле. Правда, туристов сюда не пускают.




В китайской провинции Shanxi есть храм "Hanging Temple" («Висящий храм»). Этот монастырь расположен на скале с видом на близлежащую гору Heng. На первый взгляд храм выглядит очень хрупким, неустойчивым, кажется, что сильный порыв ветра сбросит всю конструкцию на землю. Наверное, монастырь хорошо защищают боги (или все дело в действительно хорошем инженере-строителе), ведь храм пережил несколько землетрясений на протяжении многих лет.




Sümela – это 1600-летний древний православный монастырь, построенный на скалах. Добраться до него можно с помощью винтовой каменной лестницы, проходящей через лес. Храм расположен в Турции в долине Altindere в скале на высоте 1200 метров. Официально монастырь перестал действовать с 1920-х годов. Сейчас это монастырь-музей и популярный туристическое место. В 2010 году, впервые после его закрытия, здесь была поведена православная служба.


Головы людей, посещающих Popa в Мьянме, находятся в облаках... в прямом смысле этого слова. Храм расположен на вершине скалы, на высоте 737 метров. Шокирующее расположение. Монастырь находится на бездействующем вулкане, когда он был построен, никто не знает. Монастырь ‒ знаменитое место паломничества для буддистов. Согласно легенде, здесь жили 37 Mahagiri Nats (духи умерших людей от насильственной смерти). Желающие посетить монастырь должны всегда помнить о двух важных вещах, во-первых, им придется пройти все 777 ступенек. Во-вторых, придется отказаться от обеда, поскольку местные обезьяны очень любят воровать у людей бутерброды.


Расположенный на западе от территории Палестины монастырь Святого Георгия является уникальным монастырем, с одной стороны которого располагается обрыв. Добраться до христианской святыни шестого века можно с помощью пешеходного моста через Wadi Qelt. Существует теория, что это та самая долина Теней, которая упоминается в ветхозаветном Псалме 23. Монастырь построен рядом с пещерой, которой монахи четвертого века придавали особое духовное значение (по их мнению, это было место, где вороны выкормили пророка Илью). Тем не менее, монастырь не всегда был мирным местом. Вскоре после того, как он был построен, персидские войска напали на него и убили всех 14 живущих здесь монахов. Кости и черепа погибших можно увидеть в священных стенах монастыря и по сей день.
Возможно, это и хорошо, что монастыри находятся в таких труднодоступных местах, шанс, что их превратят в отель, как в Турции, минимален.

Село Веркола в Пинежском районе Архангельской области - одно из тех мест, которые принято называть «медвежий угол». Тайга, болота и более полусотни километров до ближайшей железнодорожной станции. За рекой, на противоположном берегу Пинеги стоит Артемиево-Веркольский мужской монастырь, основанный по велению царя Алексея Михайловича в 1648 году на месте обретения мощей святого Артемия. Летом туда можно добраться только по воде. Здесь нет экскурсий, туристов и толп паломников.

В монастыре всего сорок насельников - трудники и монахи. У каждого своя история. У каждого - своя дорога к Богу. Кто-то пришел «по вере», осознав этот шаг как личный выбор, кого-то привели «скорби» - заключение, зависимости, потеря близких, жилья, работы и невозможность обрести себя в светской жизни. Монастырь принимает всех. Кто-то приходит на несколько месяцев, кто-то остается навсегда и принимает монашеский постриг. Представляю вашему вниманию фотоочерк Алексея Сивкова о людях, чей жизненный путь непрост, о тех, кто не понаслышке знает, что такое нужда, благодарность и Вера.

Внутренняя территория монастыря. Трудник Михаил

«Здесь, в монастыре, - говорит Михаил, - как в армии или на зоне. Как ты к людям, так и люди к тебе».

Моему соседу по келье - Виктору - двадцать один год. Родом он из Холмогор - местный. Окончил школу, отучился на плотника, поработал на пилораме. Сначала ездил несколько раз в Сийский монастырь, потом пришел сюда. В трудники подался от отчаяния и пустоты. Первые две недели посещал все службы. Потом стало сложнее совмещать это с ежедневным послушанием. Виктор интересуется политикой и верит в «мировой заговор». «Без идеи, - говорит он, - жизнь пуста. А здесь душа успокаивается, и искуса меньше».

Быт в монастыре незатейлив. Банный день - он же день стирки. Не греть же воду дважды.

Вечернее чаепитие в келье

Перед сном зашел на огонек к отцу Серафиму (слева). У него гости - трудники Александр и Сергей.

Монах отец Иннокентий благословляет конюха Кирилла во время ежедневного крестного хода вокруг монастыря.

На первом этаже собора сейчас располагается склад. Здесь еще предстоят реставрационные работы. Второй этаж уже отремонтирован и используется для праздничных служб. Храм был возведен в XIX веке. В его строительстве принимал участие Иоанн Кронштадтский, который родился неподалеку, в Суре. В советские времена собор был разграблен. На уникальных фресках и по сей день остаются «автографы».

Едем в лес на заготовку дров. Конь Иртыш остановился посреди лужи. Трудник Кирилл ласково называет его упрямой скотинкой и говорит, что пока не напьется - с места не сойдет.

Монах отец Петр

«В миру был музыкантом, барабанщиком, - рассказывает Петр. - Во время третьего срока познакомился с батюшкой, который приезжал к нам на зону. Стал читать, думать…» В обители он уже восемь лет. Три года назад постригся в монахи. Сейчас он звонарь и банщик. Такие послушания.

Привезли дрова. Монастырю нужны большие запасы. Конец сентября, а в октябре на Пинеге выпадет первый снег. Зимы здесь долгие и холодные.

Распогодилось. По осени такое случается нечасто. Надо использовать эту возможность, чтобы закончить работы под открытым небом.

Артем из Владимира. Только что вернулся с пасеки. Послеобеденное послушание: заготовка дров для трапезной.

Собранная несколько дней назад морковь просыхает в одном из помещений игуменского корпуса. В этом здании до середины 90-х располагалась Веркольская общеобразовательная школа. Сейчас здесь селятся паломники, которые приезжают на большие праздники.

Приезжали в монастырь паломницы. Дело к зиме идет - самое время помочь братии сделать овощные заготовки и компоты. Женское присутствие вносит в мужской коллектив определенное оживление. Даже самые суровые аскеты начинают улыбаться в усы.

Вечером братия собирается вокруг экрана. Импровизированный кинозал объединяет людей разных поколений. Кино показывают на телефоне Михаила. На днях Василий и Виктор смотрели «Римские каникулы» Уайлера, сегодня на вечерний киносеанс заглянул пастух Николай. Миша скачал «Парк юрского периода».

Ходили в часовню святого отрока Артемия Веркольского, которая была возведена на предполагаемом месте обретения его мощей. Возвращаясь, свернули с дороги. На обочине - три заброшенных дома. К избам ведут свежие следы - трава примята. Охотники, может, заходили передохнуть или грибники. В доме нашли книгу «Сказание о флотоводце», написанную в середине прошлого века. Желтые от времени и влаги страницы, распухшая картонная обложка.

Интерьер одного из брошенных домов. Такое впечатление, что хозяева покинули его несколько дней назад.

Михаил потянул на разгрузке продуктов спину. Решил «отвисеться» на перекладине. Скоро почти год, как он в монастыре. Привез его сюда крестный - подальше от цивилизованной жизни.

Вечерами за чашкой чая Василий любит рассказать о своих мирских похождениях. Их было немало за долгую жизнь. И скучной ее не назовешь.

Воскресная служба

На воскресную службу и на праздники из-за реки приезжают жители Верколы. В храме немноголюдно, можно сосредоточиться на молитве. Чтобы не мешать, снимаю из-за двери.

Отец Иосиф, наместник Артемиево-Веркольского монастыря

Молебен об усопших.

Котиков любят все

Духовник Артемиево-Веркольского монастыря иеромонах Венедикт снимает на телефон постоянного насельника - кота Монаха. Как и вся братия, Монах всегда в черном. Его послушание - ловля мышей. Работы у Монаха много.

Успенский собор Артемиево-Веркольского монастыря

На храме пока временная кровля. Восстановление обещает быть долгим.

Вечереет, холодно

Михаил из Мурманска. Вспоминает, что первую неделю в монастыре было очень трудно, морально и физически тяжело. Отпивался чагой - настоем на березовом грибе. «Давно хотел в монастырь, и вот сейчас понимаю, что вовремя поехал сюда, - говорит он. - Иначе бы сел. Снова».

Монастыри в России всегда манили своей загадочностью, умиротворением и спокойствием. Тем, кто устал от суеты, хочет , разобраться в себе, можно посоветовать пожить несколько дней в этих священных местах. Чтобы выбрать женские монастыри России, куда можно приехать пожить, необходимо подумать о том, для чего вам нужно попасть в обитель. В качестве кого вы будете там находиться: паломника или трудника.

Много ли монастырей сейчас в России?

В 1914 году в дореволюционной России существовало огромное количество приходов, церквей. Только монастырей насчитывалось 1 025. После революции 1917 года практически все они исчезли, были разрушены и сожжены. В советские времена знали о существовании всего 16 таких мест.

С 1991 года монастыри начинают расти. И уже в 2013-м этих священных обителей становится 700. Но их число все растет, на сегодняшний день монастырей насчитывается более 1 000.

Поэтому всем, кто желает очистить свою душу от нехороших помыслов, пожить в труде и благочестии, нужно выбрать для себя место, где это действительно возможно.

Православный монастырь может принять любую женщину. Но следует определиться, в качестве кого вы хотите туда попасть. Обитель принимает у себя трудников, волонтеров и паломников. В чем разница?

  1. Паломники - это люди, которые лишь хотят отдохнуть от мирской жизни, посетить церковные памятники, приложиться к святым мощам, исповедоваться, окунуться в святую купель. В таком качестве можно пожить при монастыре совсем недолго - 3–5 дней.
  2. Волонтеры - это приходящие или проживающие на территории монастыря люди, которые трудятся и помогают монахам в хозяйстве. Никакой платы за свой труд они не берут. Они не обязаны посещать все церковные службы и выполнять волю старшей.
  3. Трудники - это те, кто в дальнейшем желает принять постриг. Они обязаны посещать все церковные богослужения и участвовать в укладе церковной жизни. Должны быть смиренными и послушными. Основные занятия - труд и молитва. Трудники должны прожить в обители не менее 2 недель.

На сайтах всех крупных монастырей сейчас размещается информация, как попасть туда, какие условия нужно соблюсти. Предлагаются анкеты для заполнения и перечислены все требования.

Определите свою цель: хотите ли вы просто посмотреть монашескую жизнь или ваши намерения более серьезные. Попробуйте поработать волонтером или трудником. И только после этого принимайте решение о том, становиться ли вам в дальнейшем послушником или нет.

Основные правила, которые нужно соблюдать

Если вы определились с местом, куда вы направитесь, нужно обязательно связаться с представителями этого монастыря и узнать основные требования и правила, которые там есть.

  1. Вы должны быть здоровым человеком, глубоко верующим в Бога и знающим основные правила проживания в церковных местах.
  2. Соберите все необходимые вещи и документы. Уточните, предоставят ли вам постельное белье.
  3. Подберите одежду, в которой вы будете ходить в обители. Строго запрещено носить короткие юбки, платья с открытыми плечами. С собой нужно иметь платок и длинную одежду.
  4. Оставьте дома всю технику, которая вам нужна только в миру: планшеты, компьютеры, дорогие телефоны.
  5. Еду с собой брать не нужно. Вы будете обеспечены бесплатным питанием. Помимо этого вам разрешено бесплатно подавать записки об упокоении и здравии родных.
  6. Соблюдайте все правила, которые существуют в монастыре. Нельзя сквернословить, курить, приносить с собой и распивать спиртное. За развязное поведение вас могут попросить покинуть обитель.

Если ваша душа согласна со всеми правилами, которые нужно соблюдать, можно выбрать монастырь, который расположен рядом с местом, где вы проживаете.

Если же вы хотите изучить женские монастыри России и решаете, куда можно приехать пожить, посмотрите следующие известные обители.

Он находится в Новгородской области на реке Волхов рядом с деревушкой Хутынь. Здесь всегда ждут желающих работать и помогать в повседневных делах. Специально для этих целей на территории есть недорогая гостиница. Очереди на жилье в ней занимать не нужно. Для любого желающего всегда найдется подходящее место.

Приглашаются православные христиане, которые ведут здоровый образ жизни, не курят, не употребляют спиртное и следуют Божьим Законам.

Добраться до этого монастыря не трудно. От новгородского вокзала прямо до обители пролегает маршрут автобуса № 121.

Эта обитель находится в Ленинградской области. Чтобы попасть туда, необходимо от автовокзала Санкт-Петербурга или автовокзала «Северный» сесть на автобус и доехать до остановки «Доможирово». Также можно доехать до станции Оять на электропоезде от Московского или Ладожского вокзала.

Здесь ждут трудников, которые будут работать на благо монастыря и находиться на полном его обеспечении. Обязательно нужно трудиться наравне со всеми, выполняя работы по силам, и строго соблюдать распорядок обители. С собой можно взять детей старше 14 лет.

К сожалению, этот монастырь не принимает тех, кто хочет избавиться от наркозависимости или алкоголизма.

Перед тем, как приехать, нужно созвониться с матушкой и все обговорить. С собой иметь документы, необходимые вещи, даже допускаются рабочие брюки. Также необходимо иметь при себе деньги на дорогу.

Эта обитель славится тем, что здесь можно поклониться святым мощам святителя Феофана Затворника и Казанской иконе Божьей Матери. Природная красота этих мест и атмосфера доброты, любви притягивают в Рязанскую область много паломников и трудников.

Работы всегда много, поэтому сюда приглашают целые семьи. Находится этот монастырь недалеко от города Шацка около поселка Выша. Доехать можно как на личном транспорте, так и автобусом, который отправляется от автовокзала Шацка.

Тех, кто мечтает пожить в трудах и молитвах, монастырь с радостью примет под свое крыло. Обязательное условие: иметь при себе удостоверение личности, в котором указана прописка! С собой также следует взять теплую и рабочую одежду, так как в этих местах всегда прохладно. Не лишними будут различные средства от комаров и мошек, лекарства.

Эта обитель славится своим целебным источником и специальной купальней. Поэтому захватите с собой рубашку для купания и посуду, чтобы набрать целебной воды.

Добраться до места можно различными способами. Например, от автовокзала города Москвы до Сергиева Посада, а далее до села Нагорье. Если вы предупредите, когда прибудете, машина монастыря обязательно вас встретит.

В этом знаменитом монастыре работают только трудницы, которые готовы оказать любую посильную помощь и являются благочестивыми и послушными женщинами.

Попробуйте жить послушницей, потрудитесь и познакомьтесь с монастырским укладом. Только тогда можно будет понять, соответствует ли ваш внутренний мир этому умиротворению и укладу жизни. Здесь можно участвовать во всех таинствах, поговорить с сестрами и Матушкой, много молиться и думать. В свободное вечернее время доступно посещение церковной библиотеки.

Доехать до этого святого места можно по маршруту 23-го автобуса, который отходит от ж/д вокзала г. Екатеринбурга.

Этот монастырь готов принять всех желающих потрудиться вместе с послушницами. Обязательными условиями являются посещение церковных служб и ежедневная работа. В обители для трудниц приготовлены деревянные домики, в которых размещаются 6 человек. Все прибывшие обеспечиваются питанием.

С собой нужно взять удостоверение личности, рабочую одежду, средства от насекомых.

Добраться до места можно автобусом или поездом: до г. Лодейное поле, а уже оттуда до деревни Тервеничи. От Санкт Петербурга до места назначения весь путь займет примерно 6–7 часов. Тем, кто желает поселиться в обители на долгий срок, монастырь предоставляет бесплатный транспорт.

Свято-Варсонофиевский женский монастырь

В Республике Мордовии есть монастырь, с удовольствием принимающий у себя православных христиан, которые хотят пожить при монастыре. Добраться до него можно на автобусе: до остановки "Новые выселки" (направление на Спасск).

Здесь действуют те же правила, что и в других женских монастырях.

Этот монастырь пользуется огромной популярностью среди паломников. Он расположен в с. Дивеево Новгородской области. Его видно с любой стороны. Около монастырских ворот стоят охранники, у которых можно узнать все подробности проживания в этом месте.

Чтобы попасть сюда пожить, следует действовать через центр паломничества, где вам дадут всю необходимую информацию. Главное здесь, как и в других монастырях, - ваш труд в обмен на житье и пищу.

Легче всего добираться сюда через Арзамас или на автобусе, следующем во Владимир из Москвы.

Тем, кто захочет пожить в этом монастыре в Эстонии, необходимо послать запрос на электронную почту обители. В нем подробно указывается вся личная информация, описывается биография и сообщаются такие сведения:

  • посещали ли вы когда-нибудь монастыри;
  • в качестве кого и когда;
  • с какой целью хотите приехать;
  • на какой срок.

Ответ приходит не раньше, чем через неделю. Если ваш приезд одобрят, ехать нужно поездом "Москва - Таллин" до станции Йыхви, а потом на автобусе до Куремяэ.

Каждая православная христианка может выбрать любые женские монастыри России, куда можно приехать пожить. Работа во Славу Божию всегда идет на пользу человеческой душе. Но если вы устанете или захотите вернуться к мирской жизни, это будет легко сделать. При этом вы почувствуете, как изменилось ваше мировоззрение, как умиротворенно и светло становится на сердце от Божьего труда и .

Мужским монастырям отведено важное место в православной жизни Руси. Отличительными чертами обителей являются:

  • служение верой, правдой богу и церкви;
  • отречение от мирской суеты;
  • участие в богослужениях;
  • выполнение трудовых заданий, связанных с бытом;
  • участие в строительных работах, направленных на реставрацию церковных построек.

Список мужских монастырей, действующих в России: отличительные черты, функции

Главной чертой монастырской жизни является четкое соблюдение послушниками правил, обетов, выполнение которых есть верный способ познать самого себя, получить благословение Господа.

Среди мужских обителей можно выделить действующие монастыри , которые посещают паломники, чтобы приложиться к чудотворным иконам. Многие из ликов, как образ Николая Чудотворца из Николо-Угрешского монастыря, стали известны благодаря помещению их в картинные галереи. А в Псково-Печерском храме хранят икону Успения Богоматери.

Мужские монастыри России известны как памятники древнего зодчества, истории христианства.

Для многих обителей важным считается привлечение новых послушников. А людей, которые хотели бы спастись от житейских забот, много.

Прежде чем решиться на уход в монастыри, которые принимают, надо разобраться в себе. Каждый должен понять, способен ли он:

  • быть смиренным и терпеливым;
  • ежедневно трудиться душой и телом;
  • отказаться от мирской суеты, вредных привычек;
  • искренне любить Бога, ближних.

Жизнь в монастыре тяжела, подойдет для тех, кто истинно верит. Прежде чем стать монахом человеку придется пройти несколько этапов.

Сначала он становится трудником, работая на огороде, убирая помещения, четко выполняя правила жизни в обители.

И только спустя три года по просьбе трудника его переводят в послушники. Монашеский постриг принимают те, кто сумел подтвердить делами свою готовность стать монахом. Мужчине, желающему потрудиться в мужских монастырях, перед поездкой необходимо заполнить анкету на сайте выбранного храма.

Существуют обители для лечения алкоголиков на добровольной основе. В стенах храма мужчина постарается сам справиться с проблемой. При некоторых монастырях созданы и действуют реабилитационные центры, где оказывают воздействие на сломанную психику пьющего.

Со временем жизнь человека, когда-то страдающего от алкоголизма, приходит в норму. Он находится в постоянных занятиях, ему некогда вести праздную жизнь. Труд помогает прийти к полному выздоровлению.

Молитва от пьянства

Полный список монастырей мужских состоит из:

  1. Александро-Афонской Зеленчукской мужской пустыни в Карачаево-Черкессии.
  2. Амвросиева Николаевского Дудина мужского монастыря Ярославской области.
  3. Артемиев-Веркольского мужского монастыря Архангельской области.
  4. Благовещенского Ионо-Яшезерского мужского монастыря.
  5. Боголюбской мужской киновии Троице-Сергиевой лавры.
  6. Высокопетровского мужского монастыря в Москве.
  7. Гермогеновой мужской пустыни.
  8. Гефсиманского мужского скита Троице-Сергиевой лавры.
  9. Заиконоспасского мужского монастыря в городе Москва.
  10. Заоникиевской Богородице-Владимирской мужской пустыни Вологодского края.
  11. Иннокентьевского мужского скита Иркутска.
  12. Михаило-Архангельского Усть-Вымского мужского монастыря в республике Коми.
  13. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря на острове Ладожского озера.
  14. Свято-Михайло-Афонского монастыря Адыгеи.
  15. Гавриило-Архангельского подворья города Благовещенска.
  16. Никитского монастыря в Переславль-Залесском.
  17. Нило-Столобеновской пустыни Тверской епархии.
  18. Николо-Шартомского мужского монастыря Ивановской области.
  19. Свято-Николо-Тихонова монастыря Кинешемской и Палехской епархии.
  20. Свято-Вознесенского мужского Кременского монастыря на Дону.
  21. Алатырской Свято-Троицкой пустыни.
  22. Троице-Сергиевой лавры.
  23. Спасо-Кукоцкого монастыря.
  24. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.
  25. Флорищевой мужской пустыни.
  26. Юрьева мужского монастыря.
  27. Ярацкого Пророчицкого мужского монастыря.

В приведенном списке действующих мужских обителей России как небольшие скиты, так и крупные лавры, известные всему православному миру. Многие храмы, когда-то уничтоженные, реставрируются, восстанавливаются.

Наибольшей популярностью пользуется крупнейший мужской монастырь Троице-Сергиева лавра, находящийся под защитой ЮНЕСКО как уникальный памятник архитектуры.

Троице-Сергиева Лавра, видео

Старейшим является Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, основанный в конце XV века. Вместе с отечеством стены обители выдержали натиск завоевателей, сохранив богатство иконостаса.

Многие мужские монастыри расположены в живописных местах, находятся вдали от больших городов. Недаром некоторые из них носят название пустынь.

Монастыри привлекают не только тех, кто хочет изменить свою жизнь, но и туристов как превосходные образцы русской православной культуры.

Где насельники - там и монастырь. Нет, не так: монахи бывают и вне монастыря. Где храм и кельи - там монастырь. Тоже не то: бывают стены и без монахов. Где монахи живут в уединении, молятся, трудятся, служат Богу - вот там монастырь. Наверное, так. На берегу Дымского озера подвизаются 13 человек. Они молятся, трудятся, служат Богу - возвращают собору и другим возведенным здесь стенам их исконный смысл. Туда мы и отправились.

МОНАСТЫРСКИЕ ЗАРИСОВКИ

Грань между трудом и молитвой в монастыре весьма условна. Труд монахов, каждого на своем месте по отдельности, сменяет совместная молитва за богослужением. Индивидуальному труду же сопутствует молитва личная. Молитва - первая обязанность монаха, а труд по послушанию - важнейшая монашеская добродетель. «Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа, хвалите имя Господне, хвалите, рабы, Господа, стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего»… Пока читают кафизмы, иеродиакон Александр успевает замесить тесто для хлеба, который назавтра к обеду будет стоять на столах в монастырской трапезной, и вернуться обратно в храм, к братии.

Вот от сих до сих я расчистил сегодня площадку, - инок Алипий, вытирая капли пота с мокрого лба и поправляя очки на переносице, показывает на солидный участок двора рядом с высокой поленницей. - Хотел успеть освободить место для техники: у нас будут закладывать канализацию, даже туда её проведут, где ничего пока и вовсе нет, а только планируется.

Кроме насельников обители за Всенощным бдением молятся всего трое мирян. пока избегает участи некоторых известных и «раскрученных» обителей, где мир, от которого бежит монах, самприходит за монахом, постоянно напоминая о себе бесконечной чередой не только паломников, но и туристов. «А что нам еще надо? - задаются риторическим вопросом братья, кивая на разрушенные постройки вокруг главного монастырского храма, Казанского собора. - У нас для жизни всё есть!».

ДОЛГАЯ ДОРОГА В ПУСТЫНЬ

Антониево-Дымский монастырь - одна из лучших обителей Русской Православной Церкви! Это я вам не как клирик монастырского подворья говорю, а как человек, который пишет диссертацию о малых монастырях Русского Севера, - иерей Димитрий Пономарёв, штатный священник храма Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой, делится взглядами на современное русское монашество. - Я побывал, наверное, почти во всех монастырях европейской части России. И могу с уверенностью сказать - более подходящего места монаху, который хочет жить настоящей духовной жизнью, на самом деле не найти.

На автомобиле добраться в Антониево-Дымский монастырь из Петербурга несложно. С отцом Димитрием мы загрузились в старенький минивэн под управлением насельника монастыря монаха Паисия и двинулись в путь. «235 километров, 3 часа 56 минут в пути», - интернет-поисковик рассчитал мне время, которое понадобится, чтобы добраться до деревни Красный Броневик. Именно так называется населенный пункт, в котором «прописана» обитель. «Значит, - думаю, - к часу дня будем на месте». На самом деле, при прочих равных условиях можно управиться и часа за три, а то и за два с половиной. Но не в нашем случае. Во-первых, за рулем монах, монахи мыслями живут уже в Вечности, и потому отношения со временем у них особенные: например, проезжая через Тихвин, отец Паисий устраивает нам небольшую обзорную экскурсию по городу, который он, даром что уроженец Вологодчины, знает как свои пять пальцев - ведьдо Антониево-Дымской обители он жил в Тихвинском Богородичном Успенском монастыре. А во-вторых, по пути из города в обитель отец Паисий успевает исполнить несколько послушаний, возложенных на него игуменом монастыря : заехать в гипермаркет и купить рассаду для монастырской клумбы, приобрести вентилятор, заправить автомобиль, - и это, конечно, тоже требует времени.


ВСТРЕЧА В ПУТИ


Минивэн тормозит рядом с припаркованным на обочине большегрузом. Отец Паисий выходит навстречу широкоплечему водителю фуры, прогуливающемуся перед кабиной грузовика.

Отец Паисий!

Человек в черном подряснике обнимает человека в полосатой майке. На шее у дальнобойщика висит на шнурке пуля, которая не попала в грудь воина, так как застряла в бронежилете - в Чеченскую войну.

Дальнобойщик Захар давно знает отца Паисия и остальных дымских насельников, но монах отказался поведать историю их знакомства: «Тайна сия велика есть», - уклончиво ответил отец Паисий.

Захар едет из Челябинска. Как раз сегодня он собирался завернуть в Антониево-Дымский монастырь, но у его товарища сломалась машина, и теперь Захар вынужден на буксире тащить его крупногабаритного «американца» дальше, в Череповец.

Давай, Захар, с Богом. Я позвоню!

До связи, отец Паисий! - монах и бывший воин, а теперь водитель фуры, сердечно обнялись на прощанье.

В обитель мы прибыли ближе к вечеру.


САМЫЙ ВЕСЕЛЫЙ ТРУДНИК

Антониево-Дымский монастырь спрятан от оживленной трассы на берегу Дымского озера, среди болот и смешанных лесов. Высокая влажность - и, как следствие, засилье гнуса и комаров. Голодные, жадные, они слетаются на человека целыми эскадрильями. Пришлось весь этот жаркий день проходить в куртке, но даже она не оказалась для насекомых непреодолимой преградой.

Да, вы приехали в самое благодатное для кровососов время, - навстречу нам выходит, широко улыбаясь, трудник Димитрий, - им сейчас раздолье. Но скоро пойдут стрекозы, и комаров поубавится: в сутки стрекоза съедает насекомыхстолько, что их вес превосходит её собственный в несколько раз!

Димитрий рассказывает, что он - дальний родственник священномученика Илариона (Троицкого):

Мой прадед, священник Иоанн Троицкий, приходился священномученику двоюродным братом. Священнический род Троицких был очень большим - в Тульской губернии служили, в Ярославской. А мой прадед незадолго перед революцией возвращался со Всенощного бдения, темно, фонари не горят, запнулся о булыжник мостовой, упал и разбил себе коленку. Как следствие - туберкулез костей. Революцию прадед встретил уже больным, в постели. Такая у меня семья интересная. Ну а я… - Димитрий выдерживает недолгую паузу и со смехом выдает, - а я курю!

Димитрий, наверно, самый веселый насельник в обители. Глядя на него, и не подумаешь, что за спиной у человека - трудная жизнь…

Иерей Димитрий Пономарёв, кандидат богословия, автор двух монографий о жизни преподобного Антония Дымского и истории созданного им монастыря, защитил диссертацию об истории Антониево-Дымского монастыря:

- В нынешнем церковном календаре датой кончины Антония Дымского называется 1224 год. Тогда как во всех известных нам 35 списках его жития (и в краткой, и в пространной редакции) указано, что он родился в 1206 году, обитель основал в 1243-м, а умер в 1273 году. 1224 год появился как попытка согласовать даты жизни преподобного Антония с датами жизни его учителя Варлаама Хутынского. В житиях сказано, что преподобный Антоний был его сверстником. И когда Антоний возвращается из своего посольства в Византию, Варлаам Хутынский, уже будучи на смертном одре, передает ему монастырь как своему сверстнику. Это слово «сверстник» многих ввело в заблуждение, потому что в понимании современного человека сверстник - это равный возрастом. И потому архиепископ Филарет (Гумилевский) в 1860 году в своей книжке «жития святых за январь» пишет в сноске, что варлаам хутынский родился в 1156 году. Антоний Дымский - его сверстник и, по житию, прожил 67 лет; прибавим это к 1156 году и получим как раз 1224 год. Но в житии также говорится, что жалованную грамоту на землю вокруг Дымского озера (для того чтобы появился монастырь, нужна земля и документ на нее) преподобному дал святой благоверный князь Александр Невский. Это повторяют все списки жития Антония Дымского. Александр Невский родился в 1222 году. А если Антоний Дымский умер в 1224-м, как Александр Невский мог ему дать жалованную грамоту? Князю было тогда два года от роду. Я предлагаю вернуться к тому, что и прежде было записано во всех без исключения рукописных списках жития преподобного Антония Дымского - он родился в 1206-м, а умер в 1273 году. Но проблема в том, что в таком случае придется пересмотреть и даты жизни Варлаама Хутынского, который, по всей видимости, преставился не в 1193-м, а в 1243 году. Кстати, церковное предание говорит, что он прожил 87 лет, и дата его кончины в 1243 году выглядит более правдоподобно.

ПРОСТРАНСТВО ОБИТЕЛИ

Главная святыня монастыря - мощи преподобного Антония Дымского, основателя обители. Они покоятся в Казанском храме, единственной на сегодняшний день действующей монастырской церкви. От братского корпуса (до революции это была гостиница для паломников) к высокой колокольне храма, сумевшей пережить эпоху забвения, ведут ступени, также сохранившиеся с тех давних времен. Эта лестница пролегала под парадными монастырскими воротами, выстроенными в стиле александровского классицизма. Здесь был центральный вход в обитель, обнесенную со всех сторон стеной, по четырем углам увенчанной двухъярусными башнями. Сегодня не осталось ни стен - лишь деревянный забор повторяет их контур, ни башен. Казанский храм тоже не дошел до наших дней в целости и сохранности: полуразрушенная колокольня - это, собственно, всё, что осталось от исторического соборного храма. К ней и пристроили монахи нашего времени храм, на кирпичах которого и сейчас видны нанесенные маркером имена сотен и сотен жертвователей, верующих, которые имели возможность внести только эту малую лепту для возрождения храма.



МОНАХ С ГОВОРЯЩЕЙ ФАМИЛИЕЙ

В начале XXI века центральный въезд в монастырь находится совсем не там, где он располагался до революции. Первая постройка, которую видит вошедший, - домик привратника. Его делал монастырский плотник монах Павел. Фамилия у отца Павла говорящая - Плотников.

Когда я семь лет назад поступал в обитель, тогдашний настоятель игумен Игнатий (Бузин) (ныне епископ Армавирский и Лабинский. - Прим. ред.) спросил, как меня зовут. «А, Плотников, - обрадовался он, - ну так и будешь у нас плотником». А ведь в роду у меня, действительно, много плотницких дел мастеров.

Многое в обители - дело рук отца Павла: от киотов икон в братских кельях до аналоя и иконостаса в храме. И лишь в келье самого мастера нет ни одного предмета мебели, который бы он сделал сам.

Сапожник всегда без сапог, - смеется монах, показывая мне свое скромное обиталище.

Кровать, стол, тумбочка, пара табуреток. У стены - гладильная доска. Кровать огорожена небольшой ширмой, и от этого у дверей получается некоторое подобие прихожей. На тумбочке фотография улыбающейся женщины с детьми. Оказалось, это дочка и внуки отца Павла.

Они у меня молодцы! - с любовью глядя на снимок, говорит он. - Дочь несколько языков знает, внучка рисует. Навещают меня иногда.

ГРАНИЦА ВНУТРИ И СНАРУЖИ

Всей братии в обители 13 человек: три послушника, один инок, пять монахов, два иеродиакона и один иеромонах и игумен. Это много по меркам сегодняшних дней, особенно для малых монастырей, таких как Антониево-Дымский. «Секрет успеха» кроется в том, что здесь стараются выстроить подобающую монашескую общину, ставя на первое место духовную жизнь братии.

Знакомы вам истории про то, как некогда тихая уединенная обитель с приходом крупных спонсоров превращалась в туристический центр? - спрашивает игумен монастыря Адриан (Дементьев). - Мы этого побаиваемся. Не подумайте,что я не хочу восстанавливать монастырь из руин, мы это делаем в меру сил и возможностей, - но прежде нужно создать для братии все условия, чтобы они могли вести уединенную, отделенную от внешнего мира жизнь, научились и полюбили это ко времени, когда монастырский комплекс будет восстановлен и паломников станет намного больше. Иначе в чём тогда смысл быть монахом? Получится тот же мирянин, только в других одеждах.

Границу между монахами и миром очень важно уметь провести не только по территории обители - например, полностью ограничив доступ паломников к братскому корпусу и внутренней жизни монастыря, оставив для них доступными храм со святынями, - но и в душе самих насельников, что гораздо труднее. Отчасти и из этих соображений в Антониево-Дымском монастыре разработали свой внутренний устав - опыт, уникальный для наших дней.

За основу мы взяли Устав Троице-Сергиевой лавры и «Положение о монастырях и монашествующих», принятое Русской Православной Церковью в конце 2017 года, - рассказывает игумен Адриан. - Мы прописали многие моменты, которые не учтены в «Положении», потому что это общий документ, составленный для всех монастырей России, и которых нет в Лаврском уставе, принятом еще в 1959 году, но есть в жизни Дымской обители. Приведу пример. Сегодня практически у каждого в кармане есть мобильный телефон - а там интернет, мессенджеры. Получается, человек ушел в монастырь, а на самом деле всегда на связи с миром. И мы прописали в своем уставе, который ориентирует человека к монашеской жизни, что пребывание в монастыре не предполагает пользование интернетом и мобильной связью. Это может быть разрешено, например, для учащихся в духовных школах или по какой-то иной надобности, но с благословенияигумена, и будет организовано, допустим, в библиотеке монастыря. Однако я не сторонник принудительных мер: монах должен сам прийти к тому, чтобы перестать пользоваться телефоном и компьютером. Этот выбор добровольный, но при этом необходимый - монах не порвет с миром, если мир у него «в кармане». Время общения с миром монах должен сокращать, а с Богом - увеличивать. Пусть каждый новоприбывающий к нам ознакомится с Уставом, и если он готов жить по таким правилам - добро пожаловать.


ЗНАКОМСТВО С ЭКОНОМОМ


С виду самый суровый насельник. И это правильно, ведь эконом в обители - то же самое, что исполнительный директор на предприятии. То есть в его руках сосредоточено непосредственное управление всей материальной жизнью монастыря. Он - помощник игумена в хозяйственной деятельности обители. Контролировать приходится всё - от процесса заготовки дров до прокладки водопровода. А еще отец Никон - тот, кто обычно первым беседует с человеком, желающим потрудиться в монастыре, стать послушником.

Представление о монашеской жизни сформировано по книгам, картинкам или фильмам, - говорит отец Никон. - На самом деле она много тяжелее этих пасторальных описаний. Об этом надо сразу предупреждать: если ты бежишь к нам от проблем, то у тебя ничего не получится в монастыре. Лучше даже не пытаться - а то хуже будет. А кто виноват окажется? Господь?! Потому что прежние нерешенные проблемы здесь тебя найдут обязательно, и будет еще пуще, чем в миру. Приходилось отсылать некоторых насельников обратно домой - люди не справлялись, провоцировали конфликты с братией. Монастырь - ковчег спасения, малый коллектив, поэтому бывает и так, что от некоторых разногласий никуда не деться. Нужно большое терпение!


ОТЕЦ АНТОНИЙ

В Антониево-Дымском монастыре два священника - игумен обители Адриан (Дементьев) и - казначей обители.

Отец Антоний совершенно лишен рисовки, удивительно прост и прям в общении. Впрочем, так можно сказать о большинстве здешних насельников, но отец Антоний выделяется даже на их фоне. Основное его послушание - работа на монастырской ферме. Бóльшую часть своей жизни он проводит в компании коров, кур и гусей, отлучаясь из хлева только в храм на богослужения, в келью на сон и в трапезную на обед и ужин. Впрочем, последнее верно не всегда - бывает, что и обедает отец Антоний тут же, на рабочем месте. Иногда он здесь даже спит - не среди птиц и животных, конечно, а в небольшой отгороженной каморке с холодильником, столом и старым сервантом, в котором за стеклом хранятся самые разнообразные ветеринарные препараты.

Монашеский путь отца Антония начинался со Свято-Троицкой Сергиевой пустыни в Стрельне. Благочинным там служил . Вместе с ним и еще одним монахом отец Антоний проделал путь из сначала на подворье Коневского монастыря в Приозерске, где был пострижен в мантию, а затем в , к которому тогда в качестве скита был приписан Антониево-Дымский.

Когда Дымский монастырь стал самостоятельным, отца Игнатия поставили игуменом, - рассказывает он. - До этого скитом управлял иеромонах Никита, он, кстати, потом в мир ушел, женат, дети. Бывает и так в монашеской жизни, чего ж скрывать. Мое мнение такое, что большинство расстриг просто слишком рано приняли постриг, им бы подольше побыть послушниками, побольше бы времени дать на размышления.

Кстати, коровы у отца Антония удивительно чистые, вымытые, ни в одном хозяйстве я не встречал таких ухоженных буренок.

Ну а почему они должны быть грязными? - удивляется монах. - Мы ведь их любим.

ДВА РАЗНЫХ ПУТИ

В Антониево-Дымском монастыре заведена такая традиция: каждый день за обедом игумен Адриан собственноручно разливает братии суп по тарелкам. Это одна из форм служения игумена насельникам - следование Христовой заповеди «Больший из вас да будет вам слуга» (Мф. 23, 11).

Как посторонний наблюдатель, я замечаю одно большое отличие в устроении жизни этого монастыря от многих других обителей. Это простота в отношениях, - говорит священник монастырского подворья в Петербурге , - ни в коем случае не панибратство, но - простота, сердечность в отношениях. Скажу даже, что дымского монаха сразу видно: всё очень естественно.

У каждого из насельников своя история прихода в монастырь. Игумен Адриан, например, рассказывает, что его путь к монашеству был довольно ровным, спокойным. Родом из простой рабочей семьи, он учился в обычной средней школе, играл на гитаре в музыкальной группе. Затем стал читать Евангелие на заре возрождения Церкви в начале 1990-х, тогда же и начал ходить в храм - первым откровением о существовании иных смыслов стало посещение со школьным другом Александро-Невской лавры, где товарищ приложился к иконе, что немало удивило будущего игумена. Еще в школе отец Адриан начал посещать богослужения, поступил в Институт богословия и философии, откуда его забрали в армию, потому что институт отсрочки не давал. После армии - работа отделочником квартир. В 1998 году игумен Лукиан (Куценко), ныне архиепископ Благовещенский и Тындинский, пригласил его на два месяца потрудиться в монастырь Александра Свирского… Два месяца превратились в двадцать лет.

Иеромонах Антоний, наоборот, говорит, что в юности жил жизнью, максимально далекой от веры. Некоторых его друзей из той поры уже нет в живых - умерли от наркотиков. По образованию он инженер-электрик, или, как шутит сам, «инженер минус электрик». Крестился в 1994 году «из соображений безопасности»: чтобы «какая беда не случилась». И лишь через год после этого события решил почитать Библию - надо же знать, что там написано.

Понимания написанного не пришло, но в подсознании что-то отложилось. А уже затем я услышал у друга радио «Радонеж» и решил почитать что-нибудь о православии.

Сначала Павел (имя отца Антония в миру) хотел купить в церковной лавке «Лествицу», но её не было, и он приобрел «Маргарит духовный».

Тогда-то я и понял: монашество - это мое.


ИЗ СПОРТА В МОНАХИ


А благочинный Антониево-Дымского монастыря понял, что монашество - это его, когда приехал по благословению протоиерея Николая Беляева из Иоанновского ставропигиального монастыря на Карповке потрудиться в Антониево-Дымский.

Отец Александр - наверное, самый скромный насельник монастыря. Историю своей жизни он описывает общими фразами, будто не хочет, чтобы воспоминания о прошлом вторгались в его нынешнюю монашескую жизнь. Родился он в Воронеже, учился в Москве, потом профессионально занимался спортом. Однажды друзья попросили его стать крестным их ребенку - и так, оказавшись в храме, будущий монах захотел вернуться под его своды еще раз.

Самое главное в монашеской жизни - это, действительно, терпение. Его нужно здесь не воз, а целый обоз. Но еще важнее - желание служить Богу и духовно возрастать. Без этого даже терпение не поможет, - говорит отец Александр.

Отец Александр - также и монастырский повар. Каждый день он, когда в одиночку, когда с помощниками, умудряется досыта и вкусно кормить братию. Непростая задача. С ней он справляется на отлично. А неизменные на столе малосольные монастырские огурцы и вовсе бесподобны. И еще он печет просфоры и хлеб.

Так что история у меня самая что ни на есть простая, - скромно подытоживает рассказ этот замечательный монах, не очень-то желая тиражировать публично подробности своей жизни и карьеры.

Вот мы и не станем этого делать.


ПЕРВЫЙ ХРАМ АНТОНИЯ ДЫМСКОГО

Игумен Адриан рассказывает, какие восстановительные работы он хотел бы провести в первую очередь:

Перво-наперво нужно достроить соборный храм. Службы-то идут пока только в нижнем Казанском храме. Когда завершим все работы на втором этаже, Казанским станет тот, верхний храм, а нижний - храмом преподобного Антония Дымского.

Кстати, в России пока нет ни одного храма в честь этого святого. Чтобы идея игумена претворилась в жизнь, надо освоить огромный фронт работ - например, перенести в другое место храмовую лавку, чтобы сделать на её месте лестницу в верхний храм, но прежде возвести пять куполов, отремонтировать колокольню и крышу. Этим уже начали заниматься.

НЕ БЫВШИЙ, НО ДЕЙСТВУЮЩИЙ

И все-таки монастырь - это, прежде всего, не стены, и даже не храм, а люди, которые придают таким постройкам смысл. Чем еще совсем недавно были эти стены без монахов? Школой трактористов, психиатрической больницей, складом, санаторием-профилакторием. И слово «монастырь» в отношении этого места можно было употреблять, только добавляя к нему «бывший». Теперь в этих стенах снова молятся. Здесь снова - монастырь. Игумен Адриан, отцы Антоний, Никон и Александр, остальные монахи, иноки и послушники - вот те люди, которые возвращают стенам их первоначальный смысл, переводя монастырь из категории «бывший» в категорию «действующий».