XVIII - XIX века период становления и развития школы классической экономической теории. Согласно этой теории экономика есть устойчивая и саморегулируемая система, в которой спрос рождает предложение, а при переизбытке любого из них происходит самоуравновешивание системы путем передвижения производителей в дефицитные отрасли хозяйства. Происходит саморегулирование экономики по принципу «невидимой руки». Государство при этом должно выполнять лишь возложенные на него функции: охрану права собственности и обеспечение развития свободного рынка. Основоположники классической теории пытаются ограничить сферу действия налога, настаивая на том, что только обороноспособность страны должна обеспечиваться за счет сбора налогов. Все остальные государственные расходы, осуществление правосудия, содержание общественных заведений и работ, учреждение образования и религиозного воспитания должны оплачиваться целевыми пошлинами и сборами, взимаемыми с пользователей данных общественных благ и государственных услуг. И только в случае нехватки целевых сборов данные расходы должны покрываться налогами со всего общества.

В России также продолжается совершенствование финансовой системы. Указом Александра I в 1802 г. было создано Министерство Финансов и определена его роль. Главным источником доходов оставались государственные налоги. Основным прямым налогом была подушная подать. Наряду с общими прямыми налогами вводились целевые сборы (на строительство государственных больших дорог, на устройство водных сообщений, и др.). А также специальные сборы: сбор с проезда по шоссейным дорогам государственного масштаба; с пассажиров железных дорог, пароходств, с железнодорожных грузов.

Действовали пошлины с имущества, переходящего по наследству или по актам дарения. В то время ими облагались только лица, не имеющие прямого права наследования. Кроме государственных налогов имелись местные.

В 1824 году состоялась гильдейская реформа, было введено патентное налогообложение торговли и промыслов, сохранившееся почти без изменений до 30х годов XX века.

Кризисные явления и дефицит бюджета 1854--1856 гг. спровоцировали новое повышение налогов. Финансовая ситуация усугублялась, промышленность и торговля испытывали нехватку капиталов. Для стабилизации ситуации были снижены таможенные пошлины на ряд материалов, необходимых для развития российской промышленности. Был усилен контроль за расходованием средств. В 1862г. Александр II утвердил новые бюджетные правила, вводившие единую систему бюджетного учета и отчетности. Все финансовые ресурсы сосредоточивались в казначействе. В губерниях создавались контрольные палаты. Каждое министерство и ведомство было обязано представлять подробные сметы расходов с указанием отдельных статей.

После крестьянской реформы 1861 г. было введено налогообложение земли, появились: подомовый налог, земские налоги и сборы. А также акцизы на товары народного потребления - вино, соль, дрожжи, керосин, табак, сахар, спички и др. С целью повышения доходов была введена государственная монополия на продажу спиртных напитков. Доход от такой деятельности составлял большую часть неналоговых поступлений в казну.

В конце XIX начале XX в. в России начался период урбанизации, зарождение капиталистических отношений, развития промышленности, торговли, увеличение иностранных инвестиций и строительный бум. Но мирное развитие страны прервала Первая мировая война. На финансовом положении страны это сказалось самым плачевным образом - выросла бумажно-денежная эмиссия, что повлекло за собой инфляцию. Систематически повышались налоги и сборы, вводились новые акцизы. Стремительно росли суммы займов как внутренних, так и внешних, сокращался золотой запас.

После февральской революции положение не улучшилось. Правительство Керенского пополняло бюджет России, в основном, за счет эмиссии обесцененных бумажных денег и натуральных поборов с населения, которое уже было не в состоянии нести налоговое бремя.

Дата публикации: 02.10.2013 16:33 (архив)

Долгим и непростым был процесс развития системы налогообложения в нашей стране. Его истоки прослеживаются с самого зарождения на Руси государственного устройства, т. е. примерно с конца IX в. Как и в большинстве других стран, главным видом налогом была обычная дань — прямой налог, который русские князья регулярно собирали со своих подданных. При этом, как пишет знаменитый русский историк С.М.Соловьев, величина налога устанавливалась с "дыма" (обитаемого жилища) или с плуга — главного в то время орудия труда.

Любопытно, что с самого зарождения Российского государства его развитие стало зависеть от поведения властей в вопросах налогообложения. Например, князь Олег (?—912), расширяя границы своих владений, мудро сочетал воинские походы с предоставлением налоговых льгот новым подданным. Так, в 884 году он присоединил к своему княжеству днепровских северян. Победа над ними далась ему довольно легко, так как северяне сопротивлялись не особенно ожесточенно: они прознали, что подданные Олега платят дань меньшую, чем требовали хазары — прежние владыки северян. Узнав об этом, "под руку" Олега перешли затем и радимичи — племя, жившее на берегах реки Сожи. Выгода была очевидной — хазары брали с радимичей дань в 2 раза большую, чем стали платить Олегу днепровские северяне.

К сожалению, мудрость князя Олега в налоговых вопросах не передалась его преемнику — князю Игорю (?— 945). Он ввел для одного из своих подданных племен — древлян — налог куда более тяжкий, чем при Олеге. Более того, уже получив дань, он решил, что ему ее мало, и вернулся к древлянам за дополнительной данью. Такое двукратное требование дани возмутило древлян, и они восстали и убили князя Игоря.

Дальнейшее развитие налоговой системы в России, так же как и во всем мире, пошло по пути изобретения различного рода косвенных налогов. Например, в "Русской Правде" князя Ярослава Мудрого можно обнаружить следующие виды налогов:

мыт - за провоз товаров через горные заставы;

перевоз - за перевоз товаров через реку;

гостиная - з а право иметь склады для товаров;

торговая - за право иметь в поселении рынок;

вес - за оказание услуг по взвешиванию товаров;

мера - за оказание услуг по измерению товаров;

Затем, после поражения русских войск в войне с монгольскими ханами, основным на Руси стал налог с головы — мужской и головы скота.

Этот налог, называвшийся "выход", русские князья, ставшие вассалами монголов, должны были собирать сами, а потом передавать великому князю, который все собранное отправлял в Орду. При этом споры о размерах налоговых выплат становились причиной очередных нашествий татаро-монголов и приносимых этим бедствий. Так, нашествие на Русь войск под командованием Тохтамыша было вызвано тем, что великий князь Дмитрий Донской (1350—1380) попытался добиться от темника Мамая, реального правителя Золотой Орды, меньшей величины "выхода", чем ранее платили великие князья Руси. Но после победы Тохтамыша и полонения сына Дмитрия Донского Василия великому князю пришлось капитулировать и заплатить Орде огромный "выход".

При этом ордынское налоговое бремя постоянно возрастало. Если при Дмитрии Донском величина "выхода" достигла 1000 рублей, то уже при князе Василии Дмитриевиче (1371—1425) Орде приходилось платить 5 тыс. рублей, а потом и 7 тыс. рублей. Кроме того, великому князю приходилось содержать на свои деньги посла Орды и всю его огромную свиту.

Деньги на собственные нужды русские князья в этих условиях могли собрать только за счет косвенных налогов, и прежде всего за счет торговых сборов. Желание увеличить поступления от таких сборов было одним из основных мотивов, побуждавших Ивана Калиту (?—1340) и его сына Симеона Гордого (1316—1353) непрестанно прикладывать усилия для присоединения к Московскому княжеству новых земель. Но далее все происходило по модели, хорошо знакомой почти любой стране мира: "Государству денег всегда мало, и нужда его в деньгах постоянно растет быстрее, чем доходы".

Иными словами, увеличение размеров государства порождало рост расходов на управление им, и московские князья начали изобретать новые косвенные налоги. В результате на Руси были введены налоги за право осуществлять серебряное литье, клеймить лошадей, варить соль, ловить рыбу. Налог стали брать и за вступление в брак. В результате Русь в вопросах организации налогообложения двигалась по пути, проложенному Римом, и это не сулило ей ничего хорошего.

Ситуация несколько изменилась лишь при Иване III (1440—1505), когда русские войска успешно выдержали "стояние на Угре" и страна, обретя свободу, прекратила платить татаро-монголам "выход". А это означало, что теперь доходы казны стало возможным формировать за счет не только косвенных, но и прямых налогов. Именно этой налоговой реформой Иван III и занялся после наступления мира. На смену "выходу" пришел прямой налог в русскую казну — "данные деньги". Этот налог должны были платить черносошные крестьяне и посадские люди.

А для того чтобы собрать налоги полностью, Иван III повелел провести перепись земли Русской, чтобы (как мы выразились бы сегодня) идентифицировать всех налогоплательщиков. Надо сказать, что такие шаги Ивана III вполне соответствуют и современным правилам налогообложения: применительно к организациям и гражданам оно начинается с их регистрации, поскольку без этого невозможно определить, кто должен платить налоги.

Благодаря налоговой переписи Ивана III стало возможным брать не только «данные деньги», но и так называемую посошную подать, включавшую поземельный налог. При этом размер налога определялся вполне грамотно — в зависимости не только от площади земельного участка, но и от качества земли. Ведь именно качество почвы влияет на урожайность, а значит, и на доход владельца участка от продажи урожая.

И когда Иван IV Грозный (1530—1584) упорядочил заложенную Иваном III разумную российскую налоговую систему (земельный налог плюс косвенные налоги на ввоз и вывоз товаров, а также продажу спиртных напитков), русская казна стала пополняться вполне успешно. Правда, при этом налоговое бремя на жителей страны было очень велико, и это недовольство к концу XVI в. стало весьма ощутимым. Во всяком случае, сын Ивана Грозного Федор Иоаннович вынужден был даже предпринять меры "государственной маскировки". Чтобы убедить народ в "бедности" царя, он по совету своего регента Бориса Годунова приказал переплавить в монеты некоторые из золотых и серебряных сосудов, которые он унаследовал от отца и которые хранились в кремлевской сокровищнице. Это должно было убедить бояр и народ, что налоги столь велики из-за бедности государства и что царь тоже отдает на нужды страны часть своего имущества.

И все же одну из задач упорядочения налогообложения в России решить не удалось ни Ивану III, ни Ивану Грозному, ни Борису Годунову. Беда была в том, что уж слишком много царевых служб занималось сбором налогов, и потому разобраться точно, сколько денег и за что поступило в казну, было крайне сложно. Навести относительный порядок удалось лишь в конце XVII в., когда в царствование Алексея Михайловича (1629—1676) был создан так называемый Счетный приказ (предшественник нынешних Министерства налогов и сборов и Министерства финансов). Только тогда удалось составить точную картину источников государственных доходов.

На первый взгляд финансовая ситуация на Руси в то время может показаться благополучной: бюджет государства не имел дефицита, но, напротив, обладал профицитом. Так, в 1680 оду доходы бюджета составили 1203367 рублей, а расходы — лишь 1125323 рублей, т. е. был достигнут профицит в размере 78044 рублей.

Но стоит обратить внимание на то, что 3% государевых доходов составляли так называемые чрезвычайные сборы. Это значит, что правительство царя Алексея Михайловича не довольствовалось регулярными налогами и все время измышляло новые временные поборы с населения. В конце концов это привело к тяжелым последствиям — в стране начался налоговый, а точнее, "соляной" бунт.

Дело в том, что прямые налоги ("с животов и промыслов") на Руси стали столь велики, что далее их повышать было уже нельзя. А царю Алексею нужны дополнительные деньги. И тогда было решено повысить один из косвенных налогов — на соль. Его размер был увеличен с 5 до 20 коп. на пуд (16 кг). На первый взгляд, в вызванном этим решением повышении цены соли не должно было быть ничего страшного — соль покупают все граждане страны и, значит, дополнительное налоговое бремя, по идее, должно было увеличиться равномерно и не слишком сильно.

На деле все оказалось не так. Царевы чиновники не учли, что в стране очень много бедняков. Они жили лишь за счет той рыбы, что ловили в Волге, Оке и других реках, а потом солили дешевой солью. Когда соль подорожала, солить рыбу стало невыгодно. В результате огромное количество рыбы протухло без засола, а люди остались без пищи. И тогда бедняки в 1648 году подняли бунт, требуя снижения цены на соль (напомним, что в то время солью торговало только государство — никому другому это не дозволялось). Пришлось царю отменить соляной налог и заняться поиском иных источников доходов.

Такое "налоговое изобретательство" продолжалось и в дальнейшем, а особенное развитие получило при Петре I, который ввел новую государственную должность — прибыльщик. Так назывались чиновники, обязанностью которых было придумывание новых источников доходов казны. Известны случаи, когда за удачно придуманный налог Петр даже давал вольную крепостным людям. Итогом "творчества" прибыльщиков явились: налог на извозчиков — 1/10 платы за наем их транспортного средства, налог с печей, с арбузов, с орехов и даже с религиозных верований (раскольникам пришлось платить подать в 2 раза выше, чем приверженцам официальной церкви) и т. д.

Именно прибыльщики предложили Петру I и самую серьезную налоговую реформу того времени. Ее смысл состоял в переходе от налогов, установленных "с двора", к налогам в расчете на душу населения (точнее, на мужчин, так как женщины в расчет налога не принимались). Дело в том, что собирать налог "с двора" удавалось все хуже и хуже. После того как этот налог был введен в 1679 году., россияне быстро придумали, как его уменьшить: единым плетнем стали огораживать дворы всех живущих по соседству родственников, а то и чужих людей.

Чтобы лишить граждан такого способа уклонения от платы, прибыльщики в 1718—1724 годах организовали проведение подушной переписи населения России. И после этого каждая мужская душа была обязана ежегодно платить в казну 74 коп. (если это был крестьянин) или 1 руб. 14 коп. (если мужчина был посадским, т. е. городским, жителем). Новая система налогообложения обеспечивала большую равномерность платежей для граждан страны, но размеры налогов были очень велики. И все же налоговые реформы позволяли Петру I иметь бездефицитный бюджет и успешно оплачивать все свои огромные военные расходы. Благодаря его стараниями в России начала быстро расти промышленность, торговля, начали развиваться и другие области хозяйственной деятельности. А значит, начали увеличиваться и доходы россиян, с которых можно было собрать соответственно больше налогов. Именно это позволило императрице Екатерине I (1684-1727) после смерти Петра I решиться на снижение подушной подати (с 74 копеек в год до 70) — гневить подданных опасались, ведь жива еще была память о "соляном" бунте.

Новый этап в развитии российской налоговой системы связан с именем императрицы Екатерины II (1729-1796). В период ее правления было сделано многое, чтобы налоговая система стала более продуманной, а налоговое бремя — менее тяжким. Например, размер налога на купца зависел от того, в какую гильдию он входил: чем богаче был купец (а чтобы заслужить это звание, надо было обладать торговым имуществом более чем в 500 руб.), тем к более высокой гильдии он относился и тем больший налог с принадлежащего ему торгового имущества платил. Купцы III гильдии платили 2,5%, а II и I гильдии — 4%. Но при этом:

о размере своего торгового имущества купец должен был заявлять сам, "по совести";

проводить проверку правдивости таких заявлений государевым чиновникам не разрешалось;

доносы на утайку богатства государством не принимались.

XIX век и начало XX были для России периодом постепенного построения эффективных систем налогообложения и государственных финансов.

В это время в историю отечественных финансов вошли имена таких мудрых министров, как М.М.Сперанский, Е.Ф.Канкрин и С.Ю.Витте. Их усилиями в стране была создана пусть не идеальная, но приемлемая для экономики система налогообложения, позволившая обеспечить рост производства и создание совершенно новых отраслей хозяйства. Но и тогда страна жила с дефицитом государственного бюджета. Что об этом думали современники, убедительно свидетельствует выдержка из статьи, опубликованной в 1909 году, газетой "Московский еженедельник" (редактор-издатель — князь Е.Н.Трубецкой) и посвященной обсуждению в Государственной Думе бюджета на следующий финансовый год: "Сопоставление потребностей государства на ближайшие годы с его возможными ресурсами не оставляло у беспристрастного слушателя никаких сомнений в том, что российский бюджет вступил в полосу хронических дефицитов, избавиться от которых возможно лишь путем героических усилий...".

Основу налоговой системы нашей страны в период советской власти составляли отчисления от прибыли предприятий (их размер устанавливался государством — собственником этих предприятий — весьма произвольно, без всякого участия законодательной власти), плата за здание, сооружения и оборудование предприятий (фонды), а также налог с оборота. Последний платили преимущественно те предприятия, которые делали потребительские товары. Все прочие налоги, включая подоходный (его ставка была одинаковой для всех и составляла 13% от месячной зарплаты), играли лишь вспомогательную роль в формировании доходов Советского государства. При этом государство реально отбирало у предприятий и граждан практически все доходы, а потом милостиво выдавало им зарплату, мизерные проценты на вклады, хранившиеся в сберкассах, и пособия пенсионерам, одиноким матерям, инвалидам и другим категориям малоимущих граждан.

Совсем новый этап строительства налоговой системы начался в России в 90-х годах. В эти годы наша страна начала долгий и мучительный путь от прогнившей командной экономической системы к совсем новому устройству хозяйственной и общественной жизни. Это потребовало в числе прочего и серьезных изменений в организации налогового хозяйства.


Удивительно, что лучший глава национального банка 2015 года, по версии журнала Euromoney , Эльви́ра Сахипза́довна Набиу́ллина все-таки не поехала в Даво́с , когда рубль продолжал свое устойчивое падение, фиксируя все новые антирекорды. Вероятно, кто-то из старших товарищей все-таки посоветовал не делать этого. Ведь для главы Банка России гораздо важнее не состояние национальной валюты, а общение с представителями мировой элиты, чьи заказы, похоже, и обслуживает данное заведение. Впрочем, не оно 1. Судя по действиям возглавляемого юристом правительства и его финансово-экономического блока, она в этом не одинока. Присвоение почетных званий лучшего министра финансов Анато́лию Бори́совичу Чуба́йсу в 1997 году и Алексе́ю Леони́довичу Ку́дрину в 2010-ом тем же самым журналом Euromoney наглядно свидетельствует о высокой оценке их деятельности в России в интересах их зарубежных хозяев. Они внесли свой посильный вклад в разрушение России, теперь на их месте находятся новые исполнители, успешно продолжающие их дело.

Строго говоря, этот процесс был начат в 1991 году в ходе так называемой «демократической» революции. Как и положено всякой приличной революции, начиная с голландского мятежа в 1572 году, она всегда приводила к тому, что в ее результате неизбежно возрастало налоговое бремя, налагаемое на самые широкие слои населения. Например, при безжалостной испанской тирании простые трудящиеся в Нидерландах платили налоги, не превышающие 5% от их доходов. У мастеров, этих представителей среднего класса того времени, налоги доходили до 6%. После победы Нидерландской буржуазной революции, которую западные историки обычно именуют Голландским мятежом или бунтом, в 1630 году налоги у трудящихся выросли до 16%, а у представителей среднего класса до 20%. Новому государству было за что бороться.

В антинародной царской России, этой «тюрьме народов» подушный налог был равен 5 рублям золотом в год, при этом средняя зарплата по стране в 1913 году была примерно 40 рублей в месяц. Пропуская потрясения, связанные с революциями, гражданской и войнами с Германией, величина налогов в период «застоя» для трудящихся складывалась из подоходного налога в 13% при зарплате более 100 рублей в месяц и примерно 2% инфляции. Если добавить к этому еще налог за бездетность в 6%, то в совокупности общая сумма налогов в наихудшем варианте не превышала 21%.

В 1991 году на этот раз в России победила очередная «демократическая» революция. Опустим бурные 90-е с их 200% инфляцией, кризисами и прочими прелестями и посмотрим, как обстоят дела сейчас. Казалось бы, они могут выглядеть даже лучше, чем при социализме. Подоходный налог - те же 13% и никакого налога на бездетность. Если же присмотреться повнимательнее, то к этим 13% подоходного налога добавляются 30%, которые перечисляются предприятиями в пенсионный фонд, а также фонды социального и обязательного медицинского страхования. Плательщиком здесь вроде бы выступает предприятие, а не сам работник, но по сути это те средства, которые работник мог получить в качестве заработной платы, но правительство, прикрываясь законом, фактически отнимает их у трудящихся. Также формально это не налоги, но по сути именно таковыми они и являются. Поскольку сейчас у правительства с поступлениями средств дела обстоят неважно, то в рамках антикризисного плана-2016 правительство рассматривает возможность передать их сборы Федеральной налоговой службе. Это наверняка упростит их администрирование. Но мы немного отвлеклись.
Итак, пока у нас есть 43% подоходных налогов. Это не все. Еще 1 налогом на доход населения является инфляция. Даже при официальных 13% общая сумма налогов у нас плавно вырастает до 56%, а в реальности еще больше. Если добавить к этому неизбежный налог на добавленную стоимость в размере 10-18%, которую платит в конечном итоге тот же потребитель, величина налога на доход вырастает до 66-74%. Или 3/4 зарплаты трудящегося отбирает «демократическое» государство. Это не считая прочих акцизов, прямых и косвенных налогов и так далее. Но даже если остановиться на этом, довольно интересно сравнить текущие налоговые платежи с аналогичными платежами в царской России. Тем более, что золото прекрасно это позволяет.

Если взять текущую цену унции золота примерно в 1100$, то даже при курсе в 85 рублей за 1$ царские 5 рублей золотом (4,3 грамма золота 900-ой пробы) это примерно 11700 нынешних бумажных рублей. При средней зарплате в 30 000 нынешних бумажных рублей в месяц и только 13%-ном налоге на доход величина только прямого подоходного налога работника за год оказывается = 46800 рублям или в 4 раза больше, чем при царе!
Если это демократия или власть народа, то возникает естественный вопрос: о каком именно народе в данном случае идет речь? Если же под демократией в данном случае понимается власть рабовладельцев над рабами, тогда, наверное, да.

По мере ухудшения поступлений в казну мы можем увидеть не только повышение уже существующих налогов, но и появление новых. Например, введение прогрессивной шкалы налогообложения физических лиц. Для начала это будут лица с большим доходом. Никто против этого возражать не будет, забывая о том, что рубль сегодняшний также будет отличаться от рубля завтрашнего, как и от рубля вчерашнего. В отличие от золотого рубля или грамма золота бумажный рубль вчера, сегодня и завтра - это разные рубли с постоянно уменьшающейся покупательной способностью. И те налоговые ставки, которые сегодня вроде бы могут относиться только к богатым, уже завтра могут относиться ко всем.

Еще 1 вариантом может стать налог на увеличение капитала для физических лиц. Если вы ранее, защищая свои сбережения, купили американский или европейский дензнак, скажем, по 30 рублей, а сейчас он стоит 90, то с разницы государство может попросить вас заплатить подоходный налог. Ведь вы же в результате падения курса национальной валюты стали на 60 рублей «богаче». Для упрощения процесса сбора налогов могут просто ввести налог с продажи валюты населением и обязать банки взимать его при каждой операции и перечислять в налоговую службу. Никаких расходов для государства, зато 1 сплошной доход. Собственно говоря, вариантов, за что можно собрать средства с населения, масса.

И чем дальше власти будут двигаться в этом направлении, проявляя тем самым все большую заботу о России и ее гражданах, тем хуже у нас будут жить эти самые широкие слои населения, но тем больше будет «лучших» министров и центральных банкиров.
Терпение народа велико, но не беспредельно, и может закончиться социальным взрывом или бунтом, возможно, и бессмысленным, но, скорее всего, точно беспощадным. И властям стоит об этом хорошенько помнить, а то ведь получится как в том стихотворении: «Там собрался у ворот, этот, как его, народ….»

Окончание. Начало http://uborshizzza.livejournal.com/4285972.html
http://uborshizzza.livejournal.com/4286716.html

Особенно плохо пришлось крестьянам в центральных губерниях. Из них 11 % крестьянскаго населения всех разрядов оказались необеспеченными землею, т. е. получили меньше 2 дес. на душу, а 54% обеспечены скудно (получили наделы ниже 4 дес. на душу). Всего лишь 34% крестьян получила достаточные наделы.

В 47 губерниях Евр. Россіи находится в аренде 40—45 миллионов десятин. Более 2/3 арендованной земли крестьяне снимают у частных владельцев; кроме того, ими арендуется 3.500.000 дес. земли казенной и 1.737.000 дес. удельной. Какую же сумму должны ежегодно выплачивать крестьяне - арендаторы за арендованную землю собственникам земли? По приблизительному по самому скромному расчету, эта сумма не менее 100 миллионов руб. ежегодно.
На пашни приходится 60,9% , на покосы—13,4 проц., на остальные угодья—25,7%. Средняя валовая доходность одной десятины пашни для 27 губерний равняется 11 р.78 к., издержки же сѳльско-хозяйственного производства —7 р.65 к.

Пo отдельным губерниям валовая доходность десятины пашни колеблется от 8 р.8к. до 21 р.88 к., а издержки производства—от 5 р. 3 8 к. до 14 р.6 к. Чистая доходность десятины пашни, в среднем, для 27 губерній выражается всего лишь въ 4 р.13 к., испытывая колебания по отдельным губерниямъ между 7 р. 8 2 к. и 1 р.72 к. и достигая максимума в Спб. губерніи (7 р. 8 2 к.) и в Тамбовской (6 р.93 к.), Курской (6 р. 29 к.) и Орловской (6 р.23 к.). Наименьшая доходность наблюдается в Самарской губ. (1 р.94 к.) и Калужской (1р.72 к.).

Чистая доходность покосов оказывается больше, чем у пашни, составляя, в среднем, 8 р.64 к. и колеблясь между 2 р. 3 2 к. (Вятская губ.) и 22 р. 4 4 к. (Воронежская). Валовая доходность и чистая доходность остальных угодий весьма незначительна, выражаясь для 27 губ. всего лишь по 54 копейки и 39 коп.
При этом оказывается, что окладные платежи и повинности падают на каждую десятину в среднем в размере 1 р.39 к., составляя 15,4 % валовой и 36,8 % чистой доходности, получаемой с одной десятины надельной земли. По отдельным губерниям платежи составляют от 5,5 до 27,1% валовой и от 11, 0 до 76,0% чистой доходности!
В Суздальском уезде Влад. губ. платежи и повинности равняются чистой доходности, а в 16 уездах платежи и повинности превышают чистую доходность земли. Напр., въ Сапожковскомъ у. Ряз. губ. это превышение оказывается в 292,1% к чистой доходности.
По даннымъ 1900 г. было занято местными и сторонними промыслами в 50 губерніяхъ Евр. Россіи 14,2 миллиона душ, обоего пола т. е., 32 % всего крестьянского населения. Другими словами, при современных размерах крестьянского землевладения около 1/3 крестьянства уже не может питаться от земли. Больше всего рабочих занято промыслами местными (73°/о) и меньшая часть их—отхожими (27°/о). Доходность всех видов промысловых заработков равнялась в начале 1900 г. 1.083.086.00 0 р., в том числе отхожих—202.345.00 0 руб. (18,6%) и местных—880.741.00 0 руб. (81,4%).
Высшая норма крестьянского заработка наблюдается в трех южных районах: Новороссийком, Юго-Восточном и Юго-Западном, затем—в Прибалтийском крае и восточных губерниях. В среднем, приходится в год на 1 душу этого рода заработка—3 р.80 к., на 1 рабочего мужск. пола 16 р. 60 к., на 1 двор—24 р.20 к. Во всех остальных местностях Европ. России размеры крестьянского заработка у помещика ниже.
В среднем для 50 губерний поденная плата работника-мужчины (на своем содержании) оказывается весною всего лишь по 44 к., летом по 60 к.; сроковая летняя—40 р., годовая—61 р.50 к., подесятинная — при уборке хлебов 4 р.97 к., при уборке трав—4 р. 2 0 к. В районах же северо- западном, малороссийском и средне-земледельческом—еще ниже, а именно: сроковая летняя 37 р. 80 к., годовая—56 р.80 к. и 53 р.40 к.

При краткосрочных, не более как 1—2 месяца, займах крестьянскому населению приходится платить по 9,7 % в месяц, т. е., 116,4 % в год. Крестьяне Касимовскаго уезда (Ряз. губ.) платясь по месячным займам от 120 до 180 % в год. При займах, чтобы „перевернуться", под давлением крайней необходимости, они платят, в среднем, по 5,7 % в неделю, т. е. 296,4 % годовых. В Уфимск. губ. выяснилось на суде, что при нужде платились и по 30 % в неделю, т. е. 1560 % в год. Местным судьей было установлено на суде, что с башкир иногда бралось по 1200 % в годъ, а в некоторых местах и по 2600 % в год.

Внимательно прочтите все это и подумайте, почему ваши предки поддержали революцию.

Давайте прикинем: 77,1% - крестьяне, 15-20% - рабочие, 1% - дворяне, 0.5% - духовенство, 3.2% - купцы, какие-то копейки, ну пусть 0,1% - лица свободных профессий, остальные - мещане -10%

При этом, в самом удачном случае крестьянская семья имеет 4 десятины, а 14% крестьян - безземельные. Семья может иметь максимальный доход в 108 рублей в год - это если они зимой отправляются на заработки.

Рабочий может получать - 4 рубля в месяц или 48 рублей в год, если он чернорабочий, 3 рубля в месяц или 36 руб. в год, если это прислуга, около 200 рублей в год, если это рабочий на заводе, фабрике и 400 рублей в год, если это был железнодорожник.

Учитель получал 250 рублей в год.

Врач- 1500 рублей в год.

Чиновник от 250 рублей до 1000, но 25% из них получали 1000 в год, а 1% - от 7000 до 15000 и более в год.

Духовенство имело годовой доход: 3500 рублей - монах, около 10 тысяч - высшие иерарх. Священник - 300 рублей в год.

Но это были не все доходы высших чиновников и монастырей - они все были крупными землевладельцами. Так крестьянская семья имела 4 десятины земли, а высшие чиновники - по 15 тыс. десятин.

При этом крестьян ограбили при освобождении от крепостного права: их заставили платить за землю, которую они считали своей. Земля эта была оценена много дороже своей настоящей цены, да еще заставили платить проценты.
Для всех это было оскорбительно, а для кого-то и неподъемно. До окончания платежей крестьяне не могли продать свою землю, а ждать было нужно, пока не заплатят все. Земли они получили мало, а их семьи увеличилось. Земли катастрофически не хватало. Реформа 1906 года запоздала, плюс через 8 лет началась война.

Очевидно, что при таком распределении доходов и такой несправедливости революции была неизбежна, и все, кто тогда жили в России, это понимали.

В 2010 году мы отмечаем двойной юбилей: 20-летие создания налоговых органов России и 125 лет с момента образования Податной инспекции в структуре Минфина. Однако прообраз современных налогов возник на Руси значительно раньше

Налоги появились с возникновением первых общественных потребностей. Они начали зарождаться еще при распаде родоплеменного строя, а свое развитие получили с момента образования государства. В современном обществе налоги являются основным источником пополнения государственного бюджета.

Древняя Русь

На Руси финансовая система начала складываться в период объединения Древнерусского государства, то есть с конца IX века. Утвердившись в Киеве, князь Олег (ск. 912 или 922) занялся установлением дани с подвластных племен. Это были кривичи, ильменские славяне, древляне, мери и др. В 884 году Олег победил днепровских северян и потребовал с них дань легкую. Легкость обложения преследовала далеко идущие политические цели. Северяне, ранее платившие дань хазарам, не оказали сильного сопротивления дружине Олега. Обложение оказалось для них легче, чем во время зависимости от хазар. Об этом узнали радимичи, жившие на берегах реки Сожи, и без сопротивления стали уплачивать дань киевскому князю, защитившему их от хазар. Дань уплачивалась как деньгами, так и натурой. Например, древляне (славянское племя, обитавшее в украинском Полесье) платили по одной кунице с жилья, а население Новгородской земли платило дань киевскому князю русскими гривнами, серебряными слитками.

Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею.

Известно, что в Древней Руси было также поземельное и косвенное обложение . Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Торговые пошлины взимались за провоз товаров через горные заставы, за перевоз через реки, за право иметь склады, за право устраивать рынки, за измерение товаров.

Судебные пошлины взыскивались за уголовные преступления. В зависимости от тяжести проступка они составляли от 5 до 80 гривен. Например, за убийство чужого холопа без вины убийца платил господину цену убитого (в качестве возмещения убытков), а князю — пошлину, именуемую , в размере 12 гривен. Вира могла уплачиваться также за другие преступления — за убийство чужого коня, скота, похищение бобра из ловища и т. д.

Если убийца скрылся, то виру платили жители округа, , где было совершено убийство. Обязанность верви схватить убийцу или платить за него виру способствовала раскрытию преступлений, предотвращению вражды, ссор и драк.

Возникнув в качестве обычая, эти порядки впоследствии были узаконены в «Русской Правде» князя Ярослава Мудрого (около 978-1054) — первом российском своде законов, включавшем нормы налогового законодательства.

Средние века

В XII веке сборщик пошлин в Киеве назывался осьмеником. Он взимал осмничее — сбор за право торговли. С XIII века на Руси входит в обиход название «таможник». Так стали называть главного сборщика торговых пошлин. По всей видимости, это слово происходит от монгольского «тамга» — деньги. У таможника имелся помощник, именовавшийся мытником.

Во время монголо-татарского нашествия основным налогом стал выход , взимавшийся сначала баскаками — уполномоченными хана, а затем, когда удалось освободиться от ханских чиновников, самими русскими князьями. Выход взимался с души мужского пола и с головы скота.

Каждый удельный князь сам собирал в своем уделе и передавал ее великому князю для отправления в Золотую Орду. Но был и другой способ взимания дани — откуп . Откупщиками выступали чаще всего хорезмские или хивинские купцы. Внося татарам единовременные суммы, они затем обогащались сами, увеличивая налоговый гнет на русские княжества. Сумма выхода стала зависеть от соглашений великих князей с ханами.

В итоге взимание прямых налогов в казну самого Русского государства стало почти невозможным. Главным источником внутренних доходов были пошлины и, прежде всего, торговые сборы . Количество доходов существенно увеличилось за счет присоединения к Московскому княжеству новых земель при князе Иване Калите (около 1288-1340) и его сыне Симеоне Гордом (1316-1353). Торговые пошлины обычно были таковы: «с воза пошлины — деньга; если кто поедет без воза верхом на лошади, но для торговли — платить деньгу же, со струга (ладьи) — алтын. Когда кто начнет торговать, берется от рубля алтын». В летописях упоминаются также пошлины с серебряного литья, с клеймения лошадей, гостиная, медовая и др.

Конфликт князя Дмитрия Донского (1350-1389) с темником Мамаем (около 1335-1380), фактическим правителем Золотой Орды, начался с разногласий из-за размера дани. Победа в Куликовской битве, одержанная в 1380 году русскими полками во главе с князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками, не принесла России освобождения от ордынской дани.

После свержения власти Золотой Орды

Уплата выхода была прекращена лишь через 100 лет в 1480 году Иваном III (1440-1505), после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: ямские, пищальные (для производства пушек), сборы на городовое и засечное дело, то есть на строительство засек — укреплений на южных границах Московского государства. Кроме дани, источником дохода казны великого князя служили оброки. На оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды.

Ко времени правления Ивана III относится древнейшая переписная окладная книга Вотской пятины Новгородской области с подробным описанием всех . В каждом погосте сначала описывалась церковь с ее землей и дворами церковнослужителей, затем оброчные волости, села и деревни великого князя, далее — земли помещиков и купцов. При описании селения указывалось количество высеваемого хлеба, доход в пользу землевладельца, угодья, существующие при селении. Если жители занимались не хлебопашеством, а другим промыслом, то изложение сведений соответственно изменялось.

Описание земель имеет важное значение, поскольку на Руси получила развитие посошная подать (единицей обложения служила соха — определенное количество земли), включавшая в себя и поземельный налог. Размер последнего зависел не только от количества земли, но и от ее качества. Для определения размера налогов служило «сошное письмо». Оно предусматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные податные единицы — сохи и расчет на этой основе налогов. Соха как единица налогообложения была отменена в 1679 году. Единицей для исчисления прямых податей стал двор.

Косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные.

Правление Ивана Грозного

Иван Грозный (1530-1584) преумножил государственные доходы, наведя порядок в собирании налогов. Земледельцы при нем были обложены определенным количеством сельскохозяйственных продуктов и деньгами, что записывалось в особые книги. Что касается прямых податей , то главным объектом обложения служила земля, а раскладка (расчет) налога велась на основании писцовых книг. Книги описывали количество и качество земель, их урожайность и населенность. Со времени правления Ивана Грозного в промышленных местах раскладка податей стала производиться не по сохам, а «по животам и промыслам». Многие натуральные повинности были заменены денежным оброком .

Кроме и оброка, практиковались целевые налоги . Такими были ямские деньги, стрелецкая подать для создания регулярной армии, полоняничные деньги для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и русских, угнанных в полон (плен).

Раскладкой и взиманием податей занимались земские общины через выборных окладчиков. В их обязанности входило наблюдение за тем, чтобы налоговые тяготы были разложены равномерно «по достатку», для чего составлялись так называемые окладные книги.

Главными из косвенных налогов оставались торговые пошлины , которые взимались при любом передвижении, складировании или продаже товаров, а также таможенные и судебные пошлины. Торговые пошлины часто отдавались на откуп, то есть право их сбора передавалось за определенную плату частным лицам (откупщикам). Введение системы откупов служило препятствием для развития торговли, так как приводило к искусственному усложнению налогообложения, необоснованным придиркам и вымогательству со стороны откупщиков и нанятых ими сборщиков.

XV-XVII века

В конце XV века произошло политическое объединение русских земель. Однако стройной системы управления государственными финансами не существовало еще довольно долго. Большинство прямых налогов собирал . Одновременно с ним обложением населения занимались территориальные приказы:

  • в первую очередь Новгородская, Галичская, Устюжская, Владимирская, Костромская чети, которые выполняли функции приходных касс;
  • Казанский и Сибирский приказы, взимавшие ясак с населения Поволжья и Сибири;
  • Приказ большого дворца, облагавший налогом царские земли;
  • Приказ большой казны, куда направлялись сборы с городских промыслов;
  • Печатный приказ, взимавший пошлину за скрепление актов государевой печатью;
  • Казенный патриарший приказ, ведающий налогообложением церковных и монастырских земель.

Помимо перечисленных, отдельные виды налогов также собирали Стрелецкий, Посольский, Ямской приказы. Иными словами, финансовая система России в XV-XVII веках была сложна и запутанна. Она была несколько упорядочена в царствование Алексея Михайловича (1629-1676), создавшего в 1655 году Счетный приказ. Задача Счетного приказа состояла в контроле приходных и расходных сумм по разным учреждениям.

Проверка финансовой деятельности приказов, анализ приходных и расходных книг позволили довольно точно определить бюджет страны. При этом налоговое бремя росло. Увеличилась и стала постоянной полоняничная подать . Резко выросла стрелецкая подать , которая ранее была незначительным хлебным налогом. Был введен имущественный налог на наследство . Значительное повышение акциза на соль вызвало возмущение населения и соляные бунты. Акциз на соль пришлось отменить, однако он успел нанести серьезный ущерб экономике России.

Царствование Петра I

Крупномасштабные государственные преобразования в России, затронувшие практически все сферы экономики, включая финансы, связаны с именем Петра Великого (1672-1725). В допетровское время финансовая система Руси ориентировалась на увеличение налогов по мере возникновения и возрастания потребностей казны вне связи с реальным положением дел в экономике страны. Петр I предпринял усилия для подъема производительных сил, поскольку считал это необходимым для укрепления финансового положения государства. В народно-хозяйственный оборот входили новые промыслы, велась разработка еще не тронутых недр и богатств, во всех отраслях хозяйства появлялись новые орудия производства и новые приемы труда. Развивались горное дело, обрабатывающая промышленность, страна покрывалась сетью заводов и мануфактур.

В 1717 году была учреждена . Ей Петр Великий предписывал поддерживать промышленников-предпринимателей, «вспомогать наставлением, машинами и всякими способами». В России возникли металлургия, горнозаводская промышленность, судостроение, суконное и парусное дело.

Активно перенимая зарубежный опыт, Россия проводила протекционистскую политику, то есть предпринимала меры по защите внутреннего рынка от проникновения на него иностранных товаров, в том числе через взимание таможенных пошлин.

Чтобы стимулировать развитие промышленности, занятие заводчиков и фабрикантов ставилось наравне с государственной службой. Промышленное развитие требовало расширения торговли. Однако развитие торговли затруднялось из-за состояния путей сообщения. Несмотря на это, в России бурно росла налоговая база. Она давала средства для реорганизации армии, строительства флота. А параллельно шло исследование российских просторов, поиски новых месторождений полезных ископаемых. Гарантируя отдачу в будущем, все это требовало огромных финансовых ресурсов в настоящем.

Помимо , были введены военные налоги : деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей. Царь даже учредил особую должность — прибыльщик, обязанностью которого было «сидеть и чинить государю прибыли». Также были введены гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, пошлина на бороды и др.

Впоследствии прибыльщики предложили коренное изменение системы налогообложения, а именно переход к подушной подати . Напомним, до 1679 года единицей налогообложения была соха, устанавливаемая «сошным письмом». С 1679 года такой единицей стал двор. Теперь предложено было перейти от подворной системы обложения к поголовной. Единицей налогообложения вместо двора стала мужская душа.

Петр I также реорганизовал управление финансами . Вместо многочисленных приказов, ведавших доходами и расходами, были учреждены Камер-коллегия и Штатс-контор-коллегия. Первой из них поручили надзирать над окладными и неокладными приходами. Окладными назывались доходы, размер которых известен заранее (например, подушная подать), неокладными — таможенные пошлины, откуп, налог с заводов и другие, размер которых заранее неизвестен. Камер-коллегия имела сеть своих учреждений на местах. Штатс-контор-коллегия ведала расходами, вела книгу, именуемую Генеральным штатом государства. Главными расходными статьями в тот период времени были содержание армии и флота. Для контроля за расходованием денежных средств была создана Ревизион-коллегия.

Эпоха Екатерины II

Во время правления Екатерины II (1729-1796) кардинальным изменениям подвергся порядок налогообложения купечества. Были отменены все частные промысловые налоги и подушная подать с купцов, и вместо них установлен . В зависимости от имущественного положения купечество было разделено по трем гильдиям. Чтобы попасть в третью гильдию, нужно было иметь капитал не менее 500 руб. Лица с меньшими капиталами считались не купцами, а мещанами и уплачивали подушную подать. При капитале от 1000 до 10 000 руб. купец входил во вторую гильдию, а купцы с большими капиталами — в первую. Причем о величине своего капитала каждый купец объявлял сам «по совести». Проверки имущества не проводились, доносы на его утайку не принимались.

Екатерина II по-своему преобразовала систему управления финансами. В 1780 году была создана экспедиция государственных доходов, разделенная в следующем году на четыре самостоятельные экспедиции. Одна из них заведовала доходами государства, другая — расходами, третья — ревизией счетов, четвертая — взысканием недоимок, недоборов и начетов (штрафов).

В губерниях для управления государственным имуществом, сбора податей, ревизии счетов и заведования другими финансовыми делами были созданы коллегиальные губернские казенные палаты. Губернской казенной палате подчинялись губернское и уездные казначейства, которые хранили казенные доходы. Казенные палаты просуществовали вплоть до XX века, хотя отдельные их функции подвергались изменениям.

Таким образом, Екатерина II продолжила курс Петра I на усиление местного самоуправления, передачу ему новых функций, наделение самостоятельными финансовыми ресурсами. В период ее правления заметно укрепились бюджеты городов.

Начало XIX века

В 1802 году Манифестом Александра I (1777-1825) «Об учреждении министерств» было создано Министерство финансов. В 1809 году разработана программа финансовых преобразований — «План финансов». Появление этого документа связано с именем крупного государственного деятеля (1772-1839). Программа содержала ряд неотложных мер, направленных на ликвидацию бюджетного дефицита, рост доходов казны, в том числе за счет повышения податей и введения новых налогов.

Через несколько лет после «Плана финансов», а именно в 1818 году, в России появился первый крупный труд в области налогообложения — книга (1789-1871) «Опыт теории налогов». Эта книга свидетельствует о том, что в России хорошо знали работы западных экономистов. Имелся и отечественный опыт. «Все богатства народные, — считал Н.И. Тургенев, — проистекают из двух главных источников, кои суть: силы природы и силы человеческие. Но для извлечения богатства из сих источников нужны средства. Сии средства состоят в различных орудиях, строениях, деньгах и так далее. Ценность сих орудий, строений, денег называется капиталом. Все налоги вообще проистекают из трех источников дохода общественного, а именно: из дохода от земли, из дохода от капиталов, из дохода от работы».

Н.И. Тургенев выдвигает новую для того времени задачу. Он требует заранее изучать и прогнозировать возможные последствия от введения или изменения тех или иных налогов. Данное требование до сих пор является актуальным для нашей экономики.

На протяжении XIX века основным прямым налогом была подушная подать . Количество плательщиков определялось по ревизским переписям.

Наряду с основными ставками по прямым налогам вводились надбавки целевого назначения . Таковыми, в частности, были надбавки на строительство государственных больших дорог, на устройство водных сообщений, временные надбавки для ускорения уплаты государственных долгов (действовали с 1812 по 1820 год). С дворян, имевших доход выше установленного размера, взимался только последний из перечисленных налогов — на уплату государственных долгов. Причем дворяне, которые жили за границей не по службе и проживали доходы вне отечества, «должны были платить вдвое».

Кроме того, существовали специальные государственные сборы . Например, в 1834 году был введен сбор с проезда по законченному к тому времени шоссе Санкт-Петербург — Москва. К 1863 году этот сбор распространился на 23 шоссейные дороги. Взимались сборы с пассажиров железных дорог, пароходств, за перевозку железнодорожных грузов большой скоростью, сборы в морских портах.

Действовали также пошлины с имущества, переходящего по наследству или по актам дарения . В тот период времени указанные пошлины взыскивались только с лиц, не имеющих прямого права наследования. Кроме государственных налогов, имелись местные .

К середине 50-х годов XIX века финансовое положение России было подорвано Крымской войной. Бюджетный дефицит пришлось покрывать повышением налогов, привлечением займов и работой печатного станка. Вместе с тем для оживления промышленности были снижены таможенные пошлины.

Вторая половина XIX века

В 1863 году в налоговой системе России произошли существенные изменения. С мещан вместо подушной подати стали взимать налог с городской недвижимости . Этим налогом облагались не только , но и заводы, фабрики, бани, складские помещения, сады, огороды, оранжереи и другие строения, а также пустующие земли.

На базе законов Екатерины II о купеческих гильдиях началась реорганизация промыслового налога . Изменения происходили в 1863, 1865, 1885 и 1898 годах. Важнейшую часть промыслового налога стали составлять пошлины на право торговли и промыслов. Чтобы заниматься торгово-промышленной деятельностью, предприниматели должны были ежегодно брать свидетельства и вносить соответствующую плату в бюджет. Предусматривались свидетельства двух видов: гильдейские (купеческие) и просто промысловые.

В 1898 году появилось Положение о государственном промысловом налоге. Этот налог, представлявший собой комплекс прямых окладных и неокладных налогов на торгово-промышленную деятельность, просуществовал в России вплоть до революции 1917 года. Основной промысловый налог состоял из налога с торговых заведений и складских помещений, налога с промышленных предприятий и налога со свидетельств на ярмарочную торговлю. Указанные налоги взимались по фиксированным ставкам, дифференцированным по губерниям России, при ежегодной выборке промысловых свидетельств.

Величина дополнительного промыслового налога зависела от размера основного капитала и прибыли предприятия, а также от того, является предприятие гильдейским или акционерным обществом.

В 1875 году государственный , введенный в 1864 году, был заменен поземельным налогом . Общая сумма налога с каждой губернии и области определялась произведением подлежащей обложению территории в десятинах на оклад (ставку) налога с десятины удобной земли или леса. Величина оклада (ставки) налога колебалась от 1/4 копейки в Архангельской и Олонецкой губерниях до 17 копеек в Курской губернии.

В результате предпринятых мер бюджетный дефицит удалось ликвидировать. Этому в большой степени способствовали косвенные налоги . Среди косвенных налогов самые крупные доходы государству приносил акциз на алкогольные напитки или, как его называли в России, питейный налог . В стране издавна варили мед, пиво, брагу. Вино и водка стали распространяться лишь с XIV века. Торговали ими государственные целовальники, которые принимали присягу в добросовестном ведении дела и в подтверждение клятвы целовали крест, откуда и происходит их название. Контролировали целовальников выборные кабацкие головы.

До Екатерины II передача питейного дела на откуп была редким случаем. В 1817 году откупа были временно отменены, и в России вернулись к казенной продаже вина. Но через 10 лет их ввели вновь в интересах пополнения казны. С 1863 года откупа были отменены окончательно и введен акциз в размере 4 копеек на 1 градус крепости напитка. Помимо акциза, формой питейного налога стал патент на торговлю спиртным.

Кроме того, действовали различные акцизы : на табак, спички, сахар, керосин, соль, прессованные дрожжи и ряд других товаров. Система акцизов, как и таможенные пошлины, имела не только фискальный характер. Она также обеспечивала государственную поддержку отечественным предпринимателям, защищала их в конкурентной борьбе с иностранцами.

Основной прямой налог — подушная подать — все больше изживал себя, не отвечая экономическим условиям России. Неоднократное его повышение приводило лишь к росту недоимки. Тем не менее правительство долго не решалось на полное упразднение подушных податей и их замену подоходным налогообложением, ограничиваясь лишь отменой подушной подати для отдельных категорий населения.

Подушная подать была отменена лишь в 1882 году. Это событие связано с именем министра финансов России Николая Христиановича Бунге (1823-1895). Взамен подушной подати пришлось увеличить налог на городскую недвижимость, поземельный налог, гербовый сбор, установить налог с наследств и налог на доходы от денежных капиталов. Через четыре года оброчная подать с крестьян была преобразована в .

Итак, налоговая система страны все усложнялась. Поэтому реформы требовались и в налоговом администрировании . До 1861 года ответственными за уплату налогов в поместьях были приказчики. Подати с государственных крестьян взимали выборные земские власти: десятские, сотские, целовальники. В 1861 году функции по сбору податей были переданы мировым посредникам, а в 1874 году податной надзор отдан уездной полиции. Таким образом, сбором налогов стали руководить исправники — главы полиции в уезде. В 1880-е годы созданы губернские и уездные податные присутствия. Они избирались сроком на три года губернским земским собранием, губернской Думой и купеческим обществом.

В 1885 году по инициативе Н.Х. Бунге был учрежден институт податных инспекторов. На податных инспекторов возлагалась непосредственная работа с налогоплательщиками на местах, включавшая назначение и взимание всех прямых налогов и контроль за их сбором. При этом податные инспекторы имели также полномочия на проведение ревизий в уездных финансовых органах и органах местного самоуправления. Именно Податную инспекцию можно считать предшественником современной налоговой службы России. Поэтому в 2010 году отмечается не только 20 лет со дня создания налоговых органов России, но еще и 125 лет с момента образования современного прообраза этого ведомства — Податной инспекции в структуре Минфина. Податная инспекция просуществовала до 1917 года, показав высокую эффективность работы

Вира — древнерусская и древнескандинавская мера наказания за убийство, выражавшаяся во взыскании с виновника денежного возмещения

Вервь — древняя общинная организация на Руси и у хорватов

Помимо выхода или дани, были и другие ордынские тяготы, например ям — обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам

Погост — административно-территориальная единица на Руси

Прямая подоходная подать взималась только с восточных инородцев, у которых работоспособный мужчина был обложен меховой или пушной данью, известной под названием "ясак"

Доходы Приказа большого прихода состояли из сборов с лавок, гостиных дворов в городах, погребов, мер для питья и товаров, таможен и др. Собранные деньги расходовались на содержание приезжавших иноземных купцов, на выдачу содержания русским послам, отправляемым за границу, на постройку судов и покупку товаров, на жалованье подьячим, работникам при судах и при царском Соляном дворе

Мануфактур-коллегия — коллегиальный орган государственной власти, отвечавший за развитие российской промышленности, создание и функционирование мануфактур

Стрелецкие подати — деньги, собираемые с городского населения

Первоначально гильдейский сбор составлял 1% от объявленного капитала (независимо от гильдии), но впоследствии увеличивались как размеры гильдейского сбора, так и минимальные размеры объявленного капитала, необходимого для записи в ту или иную гильдию

М.М. Сперанский впоследствии писал: "Переменив систему финансов... мы спасли государство от банкротства"

На обороте титульного листа книги Н.И. Тургенева было напечатано распоряжение автора: "Сочинитель, принимая на себя все издержки печатания сей книги, предоставляет деньги, которые будут выручаться за продажу оной, в пользу содержащихся в тюрьме крестьян за недоимки в платежах налогов"

Бурный рост городского населения привел к тому, что в 1894 году в России был введен государственный квартирный налог, который уплачивал содержатель квартиры (не важно, являлась квартира его собственностью или была арендована)

В соответствии с правилами 1864 года все бывшие земские сборы были разделены на государственные, губернские и уездные, а также частные земские сборы

Сущность выкупной операции состояла в следующем: под земли, приобретаемые крестьянами, правительство выпускало особые кредитные процентные обязательства (выкупные свидетельства), по которым крестьяне обязаны были в течение 49,5 лет ежегодно платить в казну проценты и погашать часть суммы основного долга