Совершив огромное количество археологических открытий, Артур Эванс отрицал участие греков в создании минойской цивилизации и стремился удревнить критские находки, чтобы не связывать их с микенской культурой . Он также монополизировал исследования в области дешифровки древних эгейских письменностей, но не добился успеха. Несмотря на ошибки, основные открытия и теоретические достижения Эванса (в частности, хронология истории Древнего Крита) не пересматривались впоследствии.

Артур Эванс родился 8 июля 1851 года в и был первым ребёнком в браке и Гарриет Эванс, урождённой Дикинсон. Всего в семье было три сына и две дочери. Отец Эванса был знатоком латинского языка и классических древностей, его отец Артур Эванс - дед будущего археолога - возглавлял гимназию в Маркет-Босворт. Джон Эванс женился на дочери своего работодателя - собственной кузине Гарриет, - и занимался управлением семейным предприятием - бумажной фабрикой, которая сделала его состоятельным человеком. Бумажной мельнице требовалось большое количество воды; в поисках подходящих источников Джон Эванс увлёкся геологией и археологией, особенно памятниками каменного века; с раннего детства Артур сопровождал отца. Джон Эванс с 1852 года занимался раскопками римской виллы, расположенной рядом с фабрикой, и был избран в Лондонское общество антикваров . 1 января 1858 года от родов умерла мать Артура; Джон написал в её дневнике, что дети, казалось, не особенно заметили ухода матери; спустя 70 лет Эванс решительно написал на полях тетради - «нет!» . Далее отец, женившись через год на другой кузине - Фанни Фелпс, занялся производством канцелярских товаров, что обеспечило достаточный доход и досуг для занятий археологией и антиквариатом. В 1859 году он занимался исследованием долины Соммы (во Франции) вместе с геологом Джозефом Прествичем . С. Горвиц утверждала, что Джон Эванс «смог заложить основы современной геологии, палеонтологии, антропологии и археологии, несмотря на то, что мог посвящать этим занятиям лишь воскресные и праздничные дни» .

Первоначальное образование Артур Эванс-младший получил в Callipers Preparatory School (в Чипперфилде, Хертфордшир), где на него сильное влияние оказал учитель естествознания и основатель школы Ч. Джонс . Он привил Артуру не только любовь к природе, но и внимание к классификации видов растений и животных; примерно то же самое - применительно к произведениям мира людей - в нём воспитывал отец. В этой же школе учился младший брат Артура - Льюис, родившийся в 1853 году . Артур был спокойным и любознательным ребёнком, весьма рано он пристрастился с изучению монет; однако к шести годам он всё ещё не освоил латинский язык, как когда-то его отец, и поэтому бабушка с отцовской стороны высказывала опасение, что Эванс-младший может быть «туповат» .

В 1865 году Артур Эванс поступил в частную школу Хэрроу . Он преуспевал в учёбе и спорте, а в последний год даже занимался редактированием школьной газеты . Среди его друзей выделялся будущий биолог Френсис Бальфур . В школе Артур испортил зрение, но не носил очков; тогда же он стал пользоваться тростью , которую до конца жизни использовал для ориентации в пространстве. Сводная сестра - Джоан Эванс - утверждала, что Артур страдал также куриной слепотой , и в сумерках всегда нуждался в «дружеском сопровождении» . В то же время он отличался едким чувством юмора и обострённым чувством индивидуализма, поэтому не любил командных видов спорта, бывали и конфликты со школьным начальством: Эвансу в Хэрроу запретили издавать собственный журнал «Pen-wiper» после первого же выпуска, причина была в язвительно-сатирическом его содержании . Амбиции Эванса подпитывались тем, что он был маленького роста, едва превышавшего пять футов (158 см) .

В июне 1870 года Артур Эванс поступил в Оксфордский университет в. Он изучал современную историю, но поскольку больше интересовался древностями и археологией, не слишком преуспевал, хотя наставники отмечали его интеллектуальные способности. В 1871 году на средства отца он поехал в Европу, и вместе с братом Льюисом участвовал в раскопках в Халльштатте . Хотя после окончания Франко-прусской войны не прошло и месяца, Артур и Льюис Эвансы отправились в оккупированный Амьен , где занимались поисками памятников каменного века . Параллельно Артур успешно занимался нумизматикой , этому предмету была посвящена его первая научная работа, опубликованная в 1871 году . Поскольку признанным знатоком нумизматики был его отец, Эванс так или иначе стал с ним конкурировать, но на долгие годы получил прозвище «малыш Эванс, сын Эванса-великого» (англ. Little Evans, son of John Evans the Great ) . По мнению Кэти Гир, конфликт отца и сына имел глубокую подоплеку, в том числе коренящуюся в различии поколений викторианского общества. Джон Эванс был продуктом общества, в котором мужчина из среднего класса оканчивал образование в 15-летнем возрасте и далее начинал делать карьеру в обществе уже состоявшихся людей, намного старше него. К концу века продолжительность детства и отрочества - выражаемых в том числе в материальной зависимости от родителей - значительно возросла. Артур Эванс был крайним выражением этой тенденции: будучи первенцем, он решительно отказался унаследовать семейное дело, но до конца жизни отца находился на его иждивении. Впрочем, он не был «тепличным растением», и хотя любил комфорт, но не был чужд авантюризму и стремился попасть в регионы, где ему могла угрожать реальная опасность - как от природы, так и от людей .

В 1872 году Артур Эванс с братом Норманом посетил Османскую империю , в следующем году опубликовав отчёт о путешествии во Fraser’s Magazine . В 1873 году Артур Эванс и Френсис Бальфур отправились в Скандинавию, посетив Лапландию , Швецию и Финляндию. Во время путешествий А. Эванс приучился вести заметки и делать зарисовки интересовавших его пейзажей и предметов. При этом в переписке он жаловался на нечистоплотность лапландцев, утверждая, что едва мог вытерпеть запах оленьего меха . На Рождество 1873 года Артура пригласили в Хэрроу для каталогизации нумизматической коллекции, завещанной школе Джоном Уилкинсоном . В 1874 году А. Эванс едва не провалился на выпускных экзаменах в колледже, поскольку пренебрегал подготовкой по избранной специальности - современной истории, и не смог ответить ни на один вопрос по темам позднее XII века; тем не менее ему удалось убедить экзаменаторов в своей высокой квалификации. Немалую роль в этом сыграло и положение и авторитет его отца; в конечном итоге Артур оказался первым в выпуске .

Окончив колледж, А. Эванс попытался получить стипендию для изучения археологии (Archaeological Travelling Studentship ), но был отвергнут Б. Джоуиттом и Ч. Ньютоном , которые крайне низко оценили его достижения . В апреле 1875 года он поступил на летний семестр в Гёттингенский университет , его научным руководителем стал; предполагалось, что Эванс продолжит занятия в области современной истории. Однако по пути Эванс оказался на незаконных раскопках в Трире , часть найденных предметов он отправил отцу . Гёттинген Эванса разочаровал, в письмах он жаловался, что ему неинтересна современность; также немалое место там занимало описание контраста между жизнью зажиточных горожан и деревенских жителей. Наконец, в августе 1875 года Артур с братом Льюисом вновь решил отправиться на Балканы .

В августе 1875 года братья Эвансы получили разрешение на въезд в Боснию от турецкого военного губернатора. При пересечении границы в Славонски-Броде они были заподозрены австрийскими властями в шпионаже в пользу России и провели ночь в тюремной камере. После освобождения, Эвансы получили паспорт и сопровождающего от турецких властей и выехали в Сараево , проехав затем в Дубровник . Поскольку началось Боснийское восстание , братья Эвансы остановились у британского консула, который убедил их покинуть страну. Свои путевые впечатления Артур Эванс опубликовал, книга Through Bosnia and Herzegovina принесла ему репутацию знатока балканских дел и он получил приглашение газеты The Manchester Guardian стать постоянным корреспондентом. На средства редакции в 1877 году он вновь отправился на Балканы, освещая резню христианского населения и прочие подробности. Результатом немедленно стали подозрения в разведывательной деятельности, хотя в Дубровнике Эванс получил репутацию эксцентричного англичанина, не расстающегося с тростью, который интересуется только древностями . Записки Эванса получили одобрение известного путешественника Ричарда Бёртона , который имел репутацию любителя рискованных ситуаций и авантюр .

Едва обосновавшись в Дубровнике в начале июля 1877 года, А. Эванс немедленно организовал раскопки кургана бронзового века в Канали, но они прервались уже через три дня из-за обострения черногорско-турецкой войны . Эванс отбыл в Цетине освещать её события; после того, как он счёл свои корреспондентские обязанности выполненными, археолог вернулся к раскопкам; среди находок были серебряные браслеты в виде змей, которые вызвали ажиотаж в местной прессе. Одним из первых его знакомств в Дубровнике был Фране Булич , но весной 1878 года Булич уехал в Вену для изучения эпиграфики. Эванс также замыслил написать подробную историю Дубровника от самой глубокой древности, но эти планы так и не осуществились . Кэти Гир отмечала, что изучение прошлого и современная политика тесно переплелись в научном наследии Эванса; в своих корреспонденциях он последовательно противопоставлял процветание балканских стран во времена Римской империи с жалким их положением при османах .

Раскопки Эванса близ Дубровника были прерваны встречей с профессором Оксфордского университета Э. Фрименом , историком, известным своей антиосманской позицией; в тот год он путешествовал по Черногории с двумя дочерьми. Тогда же начался роман Эванса с Маргарет - дочерью Э. Фримена, бывшей тремя годами его старше. Они обвенчались в уэльской деревне Вуки в сентябре 1878 года, и поселились на вилле Сан-Лазаро в Дубровнике, где с перерывами прожили до 1882 года. Отец Эванса был обеспокоен тем, что сын оплатил аренду дома сразу на 20 лет вперёд . Артур Эванс продолжал зарабатывать на жизнь журналистикой. У четы Эвансов не было детей, хотя Маргарет прошла курс лечения, для чего в 1881 году надолго выезжала в Англию .

Из-за последовательной поддержки боснийских повстанцев (супруги оплачивали обучение боснийского сироты и содержали ослепшую женщину), сотрудничества с национальной героиней Боснии - англичанкой , заявлений, что австро-венгерский режим ничем не лучше турецкого, 2 марта 1882 года Эванс был обвинён австрийскими властями в шпионаже и подготовке восстания, и провёл семь недель в тюрьме в одиночной камере . После суда Эванс был депортирован ; вилла в Дубровнике осталась в его владении, но была превращена в отель, поскольку англичанин был объявлен persona non grata . Однако Эванс приобрёл значительную репутацию среди сербов, хорватов и боснийцев. И в дальнейшем он участвовал в политической жизни полуострова, после начала Первой Балканской войны активно участвовал в переговорном процессе и работал на мирной конференции 1913 года . В 1914 году он также приютил нескольких беженцев из Дубровника в своём имении близ Оксфорда, а в 1915 году специально направил послание премьер-министру Асквиту о послевоенной судьбе южнославянских народов . Во время Версальской конференции Эванс был неофициально приглашён для разработки проекта югославского государства . После его кончины в 1941 году югославское правительство направило на похороны официальную делегацию .

На этом фоне примечательным обстоятельством было то, что А. Эванс оставался по своим взглядам аристократом викторианской эпохи . В книге о путешествии по Боснии и Герцеговине он писал, что его крайне раздражало, когда боснийские крестьяне назвали его своим «братом» . Боснийцев Эванс величал untutored savages («простодушные варвары»), и отмечал, что среди балканских славян, принявших ислам , «можно встретить манеры и врождённое достоинство», причины которых видел во влиянии великой традиции Востока. Напротив, в среде христиан, даже высших сословий «отсутствие вежливости и его порочное следствие - неблагодарность - просто поразительно» . Будучи искренним и последовательным защитником угнетённых, Эванс всецело разделял островной шовинизм и откровенно заявил:

Я предпочитаю не выслушивать от каждого встреченного варвара сентенцию, что он человек и брат. Я верю в существование низших рас и хотел бы их истребления .

Супруги Эванс вернулись в Оксфорд в январе 1883 года. Эванс активно занимался научной работой, опубликовал несколько статей о римских дорогах и городах на Балканах, а также нумизматике. По-видимому, он намеревался участвовать в конкурсе на должность профессора классической археологии в университете, но отказался от замысла, поскольку в попечительском совете состояли Джоуитт с Ньютоном. Находясь в тяжёлом душевном состоянии, он даже писал тестю, что его мечта заниматься классической археологией была «чистейшей нелепицей» . Несколько оправившись, Эванс в сопровождении Маргарет отбыл в Грецию, побывал на раскопках в Микенах и Тиринфе ; в Афинах встретился с Генрихом Шлиманом , был им радушно принят и заинтересовался микенской цивилизацией .

В это же время попечители находившегося в упадке Музея Эшмола предприняли попытку реформировать его и дополнить отделами искусства и археологии. В ноябре 1883 года А. Эванс получил предложение от Чарльза Фортнума возглавить археологический отдел музея и принял его. В возрасте 34-х лет Эванс сделался учёным хранителем Эшмоловского музея и опубликовал программу своей деятельности . Он договорился о передаче музею коллекций своего отца и убедил Фортнума выделить 10 000 фунтов стерлингов на обустройство археологического отдела и строительство новых помещений; Фортнум передал музею и собственную коллекцию, включавшую большое число антиков, майолики и предметы искусства Ренессанса. Среди прочих приобретений Эванса - древнеегипетская коллекция Флиндерса Питри . Собственное жалованье Эванса составляло 500 фунтов в год . В 1886 году Эванс возглавил раскопки захоронений железного века в графстве Кент ; отчёт о раскопках был опубликован в 1891 году . В 1893 году Эванс познакомился с Джоном Майерсом , который тогда стажировался в Археологической школе в Афинах. Вместе они приобрели на рынке несколько древних печаток, покрытых неизвестными письменными знаками; древности происходили с Крита .

В начале 1890-х годов в жизни Эванса произошла череда утрат: в марте 1892 года скончался его тесть, а через год - супруга Маргарет. Она отличалась слабым здоровьем и в конце жизни заболела туберкулёзом . Артур планировал построить усадьбу в Боарз-Хилл, недалеко от Оксфорда, и приобрёл участок в 60 акров для семейного дома (земля обошлась в 3500 фунтов) , но не успел. В 42 года А. Эванс остался бездетным вдовцом; его жена была похоронена в Алассио , куда Артур отвёз её на лечение . Больше Эванс никогда не женился, в дальнейшем он всегда вёл корреспонденцию на почтовой бумаге с траурной каймой, на аналогичных листах велись дневники и даже делались самые маловажные заметки .

Несмотря на неодобрение отца, считавшего строительство усадьбы расточительством, Артур Эванс довёл дело до конца, имение получило название Юлбери по имени близлежащей рощи . Стиль дома был настолько тяжеловесным, что М. Фокс назвала его «викторианским бегемотом» . Друзья для усадьбы Эванса использовали термины «поразительный» и «фантастический». Дом приобрёл гигантские размеры - около двадцати спален, огромный мраморный вестибюль, турецкие бани , оформленные в стиле римских терм , и прочее. Позднее Эванс установил в доме две копии трона из Кносского дворца ; выполнены они были из красного дерева . Из-за неоднократных перестроек друзья в шутку выделяли в Юлбери слои «раннего», «среднего» и «позднего» периодов - по аналогии с периодизацией истории Крита, предложенной Эвансом . В этом доме он прожил до самой смерти; Эванс, не имевший детей, усыновил племянника Маргарет - Ланселота Фримена , а также сына местного фермера - Джеймса Кенди, который напоминал Маргарет внешне. Благодаря пасынкам, Эванс сочувственно относился к движению бойскаутов и оказывал ему поддержку . За организацию в поместье из четырёх стран он получил редкую награду - «Серебряного волка» .

Таблица из книги Эванса Scripta Minoa (1909), иллюстрирующая связь финикийской и критской письменности

После кончины Маргарет Артур погрузился в депрессию, забросил работу в музее, рассорился с Фортнумом и даже собственным отцом, который женился в третий раз и у которого родилась дочь Джоан . Чтобы оправиться, Эванс отправился в Лигурию изучать культуру террамар , а оттуда проехал в Загреб . В это же время внимание Эванса привлекли события на Крите, он всё более и более интересовался неизвестными письменными знаками с этого острова. Его энтузиазм поддерживался и тем, что Шлиман считал Крит родоначальником микенской цивилизации и планировал проводить на острове раскопки, но из-за чрезмерной цены, назначенной за холм Кносса , отказался от своей идеи . Преодолев душевный кризис и вернувшись к работе, Эванс обнаружил в коллекции Эшмоловского музея несколько артефактов с Крита, а также получил слепки аналогичных находок из Берлинского музея. 27 ноября 1893 года на заседании Общества поощрения изучения греко-римских древностей Эванс объявил об открытии древней иероглифической письменности и отождествлении 60 знаков . В тот период Эванс связывал критскую письменность с протофиникийской системой . Фортнуму он писал, что непременно должен попасть на Крит .

Портрет Эванса, написанный Уильямом Ричмондом в 1907 году. Музей Эшмола

После крушения османского режима деятельность Эванса не сковывалась турецким фирманом , и до самой своей кончины он сделался фактическим монополистом критской археологии. Исследовательский фонд получил щедрые пожертвования, на которые Эванс выкупил весь холм Кносса. Сумма сделки составила 675 фунтов стерлингов . Новое критское правительство быстро приняло пакет законов, регулирующих деятельность по раскопкам, а также правила обращения с находками; было ясно, что археологические раскопки потенциально важны для экономики острова, привлекали средства и обеспечивали занятость местному населению. Археологические объекты были разделены между Великобританией, Францией и Италией, примерно в соответствии с зонами военного присутствия; Кносс и владения Эванса оказались в пределах британской зоны ответственности в Кандии. Критское правительство обязывалось своим авторитетом реквизировать необходимые археологам земли у их собственников, но исследователи должны были возместить финансовый ущерб. Найденные древности по закону принадлежали «критской нации», но маловажные с точки зрения искусства предметы и дубликаты могли быть разрешены для вывоза .

В марте 1900 года, наняв двух специалистов - шотландского археолога Дункана Маккензи и архитектора Файфа - и 32 землекопа, Артур Эванс приступил к работам. Он не собирался порывать с привычным образом жизни. В списке снаряжения значился, среди прочего, запас щёточек для ногтей, 2 дюжины жестянок консервированного говяжьего языка, 20 банок сардин, 12 сливовых пудингов , средства для желудка, набор металлических тачек и «Юнион Джек » . К концу сезона количество рабочих было доведено до 180, причём англичанин нанимал и греков, и турок, а также работников обоих полов: мужчины копали и носили землю, а женщины просеивали её, чтобы не пропустить даже мельчайших предметов. За несколько месяцев был откопан грандиозный комплекс, который Эванс обозначил как «дворец Миноса ». Англичане были поражены, что он превосходил по площади Букингемский дворец . Отец - сэр Джон Эванс - был так впечатлён, что немедленно отправил сыну 500 фунтов . В целом дворцовый комплекс был раскопан к 1905 году, но частные работы шли до 1931 года. Эванс быстро понял, что обнаружил цивилизацию, превосходящую по возрасту микенские открытия Шлимана; первооткрыватель назвал её «минойской » . Одной из наиболее эффектных находок стал алебастровый трон, откопанный 13 апреля 1900 года; посетителям Эванс говорил, что они созерцают «трон Ариадны». Кэти Гир заметила, что логика Эванса здесь была та же, что и у Шлимана, который обнаружил «Маску Агамемнона » в Микенах . Основную часть работ по раскопкам и их описанию - включая ведение ежедневного журнала - вёл Д. Маккензи; на его материалах были основаны ежегодные отчёты Эванса, публиковавшиеся в 1900-1905 годах Британской археологической школой в Афинах. Немалое число материалов Маккензи было использовано в фундаментальном труде Эванса «Кносский дворец» .

Сенсационные открытия Эванса были быстро оценены общественностью: в 1901 году он был удостоен членства в Королевском обществе , Дублинский университет присудил ему степень доктора философии honoris causa , позднее такую же степень присвоил археологу Эдинбургский университет ; он также получил почётное членство во многих иностранных учёных обществах . Эванс получил признание и от отца: зимой 1901 года 77-летний Джон Эванс прибыл на Крит, вместе археологи объехали весь остров, побывав на раскопках Феста , который вели итальянские учёные под началом Федерико Хальберра , с которым у Эванса сложились отличные отношения. . Однако раскопки сезона 1902 года были омрачены финансовыми проблемами (до этого Эванс работал на деньги отца и свои собственные, примерно половину расходов нёс Фонд исследования Крита), а также конфликтом с директором Афинской археологической школы Хогартом. Последний критиковал методы Эванса, а также слишком большие расходы на реставрацию построек; финансами также распоряжался Артур . Эти работы с большим размахом велись и в 1920-е годы; реставрация Большой лестницы и прочих построек обошлась Эвансу в четверть миллиона фунтов стерлингов, но привела к большому конфликту с коллегами - археологами и архитекторами . Пуританин Дункан Маккензи был шокирован тем, что на руинах в 1910 году Айседора Дункан попыталась возродить античное язычество и даже заявила, что является участницей битвы, в которой сошлись Аполлон , Дионис , Христос , Ницше и Вагнер .

С 1903 года Эванс выработал ритм, который позволял ему жить на два дома на Крите и в Оксфорде. Раскопки велись осенью и зимой, на время жаркого сезона археолог возвращался в Великобританию, где мог организовывать выставки, привлекать средства на раскопки и обрабатывать полученные материалы. В 1906 году он построил для себя «виллу Ариадны» в Ираклионе , которая стала его зимней резиденцией, здесь же жили коллеги-археологи, работавшие в Кноссе, имелось и общежитие для семейных учёных, - так называемая «Таверна» . На вилле Эванс вёл привычную жизнь викторианского аристократа. Он был чопорным: даже в сильную жару никогда не позволял себе появиться на раскопках без пиджака. Англичанин не любил греческих вин, и его погреб пополнялся произведениями виноградников Франции. Эванс принимал на вилле именитых гостей, в том числе Дж. П. Моргана и писательницу Эдит Уортон .

Вплоть до 1908 года Эванс оставался учёным хранителем Музея Эшмола; считалось, что раскопки он совершает во время отпусков или командировок. Достигнув 57 лет, он в один год унаследовал большую часть отцовского состояния (Джон Эванс скончался в возрасте 85 лет) и состояние Дикинсонов - после смерти двоюродного брата, что позволило археологу подать в отставку и заняться обработкой материалов своих раскопок, после этого он почти всё время проводил на Крите . Уйдя в отставку, он сохранил звание почётного хранителя и был удостоен звания экстраординарного профессора доисторической археологии Оксфордского университета . В 1911 году по совокупности заслуг Эванс королём Георгом V был удостоен титула рыцаря-бакалавра . В этот период Эванс принял участие в реформе Британской археологической школы в Афинах , реорганизации Британской школы археологии в Риме, а также пытался начать проект раскопок в Лептис Магна , но он не был реализован из-за Триполитанской войны и захвата Ливии Италией .

После кончины отца он отказался занять место главы Лондонского общества антикваров , но возглавил его в 1914 году, поскольку командование военно-воздушными силами хотело реквизировать здание Британского музея для своей штаб-квартиры; причём всего за три недели здание было очищено от коллекций, которые собирались полтора века. Эвансу (который к тому времени сделался членом попечительского совета музея) удалось ценой конфликта с генералитетом дойти до Кабинета министров и отменить распоряжение . В 1916 году в знак протеста против использования Германией химического оружия и начала неограниченной подводной войны , Эванс вышел из Германского общества древностей и вернул германские награды . По иронии судьбы, уже после смерти Эванса вилла Ариадны во время оккупации Крита была реквизирована немецким военным командованием, но практически не пострадала .

После Первой мировой войны Эванс переключился на исследования критской письменности, поскольку ещё в первые годы раскопок было найдено около 3000 глиняных табличек - целый критский архив. Таблички оказались каталогизированы. Каждый ящик с табличками был опечатан и снабжен указанием на его содержимое, печати были уже известны Эвансу, по нанесённым на них пиктограммам, можно было примерно понять содержание налоговых перечней . Эванс выделил три формы древней письменности - иероглифику и линейное письмо A и . С 1909 года Эванс вёл публикацию Scripta Minoa , многие помещённые там материалы, транскрипции и репродукции имеют значение первоисточника, поскольку оригинальные находки утрачены. В то же время Эванс препятствовал исследованиям в этом направлении и держал критские письменные памятники у себя дома, рассчитывая на их расшифровку, но это ему не удалось . Главной проблемой являлось то, что археолог априори полагал, что найденные надписи не могли фиксировать греческий язык, хотя линейное письмо Б использовалось именно для архаической формы древнегреческого языка , но это было выявлено только в 1950-е годы . Однако А. Эванс смог раскрыть древнекритские числовые обозначения, что позволило работать с хозяйственными документами .

С 1921 года Эванс начал публикацию своего монументального труда «Дворец Миноса» (англ. The Palace of Minos at Knossos ) - в общей сложности вышло 7 книг (второй и четвёртый тома были разделены на две части), содержащего более 2400 иллюстраций и схем. Последний его том, вышедший в 1936 году, представлял собой подробное описание всех сторон жизни минойской цивилизации. Примечательно, что Эванс из принципа писал гусиным пером . Эта работа велась параллельно с реставрацией Кносского дворца, которая велась на средства археолога; ему активно помогал архитектор Пит де Йонг, который до этого успешно работал в Микенах . В 1926 году Эванс передал Кносский дворец и виллу Ариадны в управление Британской археологической школы в Афинах, первым куратором стал Дункан Маккензи , но из-за психического заболевания в 1929 году Артур Эванс заменил его на Джона Пендлбери ; с 1952 года древности были переданы греческому правительству .

В 1930-е годы Эванс продолжал активно заниматься охраной памятников на Крите, в том числе средневекового и венецианского периода, а в 1932 году после длительного перерыва посетил Югославию . 81-летний Эванс прибыл в Югославию с сестрой покойной жены - Элен Фримен; они совершили автомобильную поездку в Загреб , Яйце , Сараево , Дубровник , Сплит , Шибеник и Задар . Эта поездка освещалась югославской прессой. В Дубровнике он пробыл тогда два дня - 18 и 19 июня - через 50 лет после своей депортации; встречался он и с Фране Буличем ; вместе они посетили Дворец Диоклетиана .

В 1935 году Эванс в последний раз посетил Крит, что сопровождалось большими торжествами, широко освещавшимися в прессе. Археолог получил почётное гражданство Ираклиона, при большом стечении народа он был увенчан лаврами, а у входа в Кносский дворец был открыт его скульптурный бюст. Эванс обратился к собравшимся по-гречески; смысл его речи сводился к тому, что удалось возродить память о цивилизации в два раза старше эллинской. О руинах археолог говорил, что их порядок и организация вдохновлялись духом Миноса и великим искусством Дедала . Иными словами, Эванс озвучил все свои любимые темы: руины Кносса подтвердили историчность мифа, а порядок и организация, которые следовали из находок, служили для обоснования того, что дух демократии и верховенства закона издревле противостоял жестокости и деспотизму Востока. О себе Эванс скромно сказал, что его личные заслуги ничтожны перед открытыми древностями; им двигала некая сверхъестественная сила. Судя по свидетельствам Джоан Эванс, её брат не был христианином; Кэти Гир предполагала, что Артур Эванс имел в виду дух самих минойцев .

С середины 1930-х годов Артур Эванс всё больше времени проводил на родине; в частности, в 1938 году он занимался исследованием римской дороги, которая проходила через его поместье Юлбери и далее пересекала центр Оксфорда. Состояние здоровья позволяло Эвансу ещё в 1939 году совершить перелёт в Женеву и обследовать с воздуха Рейнский лимес . Впрочем, не все его занятия были связаны с древностями: в 1937 году он совершил поездку в Нидерланды по поводу организации бойскаутского движения в этой стране . Физическое и моральное состояние Эванса постепенно ухудшалось; в 1938 и 1941 годах он успешно перенёс две операции , но до конца излечиться так и не смог. Моральное состояние археолога усугублялось известиями с фронтов Второй мировой войны: куратор Ираклионского музея Джон Пендлбери был убит в мае 1941 года гитлеровцами как член греческого сопротивления; сильный удар нанесли Эвансу бомбардировки Британского музея немецкой авиацией . Тем не менее, в июле 1941 года в Юлбери был торжественно отпразднован 90-летний юбилей археолога, был зачитан поздравительный адрес от Королевского общества и Эшмоловского музея. Через три дня Артур Эванс скончался .

Эванс работал на участке, который уже до него в 1878 году был предварительно обследован греческим археологом-любителем - критским купцом Миносом Калокериносом . Прокопав на Кносском холме 12 траншей, Калокеринос наткнулся на массивное здание, откопал склад с пифосами и нашёл первую из табличек с линейным письмом Б. Однако критское общество древностей, опасаясь, что турки вывезут все находки в Османский музей, отказало в разрешении на дальнейшие раскопки . Калокеринос познакомил со своими находками известных специалистов того времени, в том числе Шлимана, Дёрпфельда и Эванса. Эванс, ознакомившись с результатами раскопок критянина и посетив Ираклион, составил план собственных изысканий и начал борьбу за покупку холма. Коллекции и материалы Калокериноса погибли в 1898 году, когда во время боёв с турками был сожжён его дом .

М. Вуд в своём исследовании Троянской войны характеризовал Эванса как отличного полевого исследователя, который в некотором отношении походил на Шлимана настойчивостью и догматизмом. Однако он отлично разбирался в древностях и методах археологии, а также отличался вниманием к мелким деталям . Тем не менее, его методы были мало отличимы от шлимановских - пробиваясь к главной цели, он пренебрегал мелочами, например, почти вся керамика, найденная в первые четыре сезона, была выброшена. Сохранявшиеся как образцы, в итоге, составили не более 1 % от всех находок .

В первый сезон раскопок Эванс разделял мнение Шлимана и Дёрпфельда о том, что найден дворец XIII века до н. э., принадлежавший минойской культуре, которая на позднем этапе своего существования была покорена материковыми микенцами, что согласуется и с гомеровским преданием. Однако уже в 1901 году Эванс радикально поменял взгляды, которые не корректировал вплоть до полного завершения раскопок в 1930 году. В окончательном виде теория была изложена в четырёхтомнике «Дворец Миноса» . Отказавшись от первоначальных взглядов на искусство Микен и Тиринфа , он заявил, что открытые Шлиманом культуры - лишь побочная ветвь, варварская колония цивилизованных минойцев. Он радикально отрицал греческое происхождение и микенской, и минойской культур, а гомеровские поэмы полагал искажёнными отголосками минойского эпоса . Точно так же Эванс отрицал наличие археологических свидетельств микенского завоевания Крита и полагал, что таковое теоретически могло быть только в неолитическую эпоху. Уже в 1930-е годы эти воззрения подвергались критике современников . У. Лиф ещё в 1915 году оспорил мнение Эванса об абсолютной непрерывности минойской культуры от самого её зарождения в каменном веке . Периодизация минойской цивилизации выстраивалась Эвансом по аналогии с трёхчастным делением древнеегипетской истории на Древнее , Бахофен , основываясь на свидетельстве Геродота , что ликийцы , якобы произошли от критян, а имена передавали по материнской линии, а не отцовской. Федерико Хальбхерр в 1884 году обнаружил древний свод законов полиса Гортины V века до н. э., из которого следовало, что статус женщины на Крите классической эпохи был выше, чем в Афинах того же времени. В частности, женщины имели защиту и гарантии, что сохранят принадлежащее лично им имущество после развода - в Британии такое право появилось только после принятия закона о женском имуществе 1882 года. Для Эванса это было свидетельством рудиментов доисторического матриархата, который процветал и в эпоху бронзового века . Эванс интерпретировал в этой терминологии миф об Ариадне : критская принцесса была Великой Матерью-богиней, а мифы о Лабиринте - отдалённым воспоминанием об оргиастических ритуалах, к которым изначально допускались только женщины. Эванс даже утверждал, что рудименты этих ритуалов - в форме коллективных плясок - сохранялись в критских деревнях до его времени. Эванс полемизировал с Ницше («Рождение трагедии из духа музыки »): Дионис не был восточным божеством, напротив, он почитался как супруг критской Матери-Ариадны, и примерно до VI века до н. э. греческие ритуалы сохраняли значительную часть древней критской религии .

Древнюю критскую религию, Эванс считал монотеистической и даже сравнивал с христианством. На его воззрения существенно повлияли исследования Дж. Брестеда 1910-х годов на египетском материале; в любой религии он изыскивал прежде всего этическую основу, которую находил как в древнеегипетской, так и древнегреческой мифологии . По мнению Кэти Гир, существенное влияние на Эванса оказала «Золотая ветвь » Фрэзера - современника Эванса. При этом Эванс не колеблясь отбрасывал те взгляды, которые ему не подходили по моральным или религиозным соображениям. По Фрэзеру, умирающее и воскресающее божество урожая лежит в основе большинства неолитических религиозных систем, и лежит в основе христианского таинства евхаристии . Однако Эванса категорически не устраивало, что в схеме Фрэзера воскресающий бог был одновременно и сыном, и супругом Великой богини , и он стремился избавить критский пантеон от кровосмешения. Разрабатывая тему «чистоты» критской религии, Эванс писал о пещерном святилище смертного Зевса на горе Юктас, на месте которого была построена паломническая церковь. В этом плане выделялась интерпретация Эвансом так называемой «Бостонской богини» (по месту её хранения). Это фигурка из слоновой кости высотой около 12 см, длинные руки которой обвиты золотыми змеями, золотом отделана также юбка. Примечательно, что несколько подобных фигурок (изображающих как мужчин, так и женщин), были приобретены Эвансом в Париже. Ныне они интерпретируются как подделки (анатомически правильно лица стали изображать только в искусстве классического периода), причём Эванс, даже если что-то и подозревал, упрямо настаивал на подлинности статуэток, поскольку они соответствовали его представлениям об андрогинных божествах глубокой древности .

Эванс разделял взгляды теоретиков XIX века - в первую очередь, Тайлора и Лаббока , - о фазах в развитии общества, которые находят выражение в искусстве . Поэтому, рассматривая линейное письмо Б как высшую стадию интеллектуальных достижений критской культуры, Эванс был вынужден в 1920-е годы пересматривать собственные датировки, изменять обстоятельства находок табличек, чтобы удревнить их и отнести к XV веку до н. э., а не XIII, поскольку это означало признать их принадлежащими микенцам . Объяснялись эти взгляды расовыми представлениями Эванса. Свою теорию он изложил во введении ко второму тому «Дворца Миноса». Согласно Эвансу, критская цивилизация выделилась из «инертной эгейской массы», происходящей из Египта и Ливии. Обнаружив фреску, которая изображала минойца, командующего воинами-неграми, Эванс увидел в ней подтверждение своей теории; впрочем, он полагал, что древнее население Северной Африки было ближе к современным берберам , то есть было общесредиземноморского типа. В 1923 году Эванс даже специально обследовал южное побережье Крита в поисках следов контакта с Африкой эпохи бронзового века .

Масштабные открытия, совершённые Эвансом, привели археолога к стремлению реставрировать архитектурные комплексы и живопись. Судьбоносной для его работы стало знакомство с швейцарскими художниками - . Эмиль Жиллерон в 1876 году переехал в Грецию, и его навыками иллюстратора широко пользовался Генрих Шлиман : художник фиксировал находки при раскопках в Микенах , а также иллюстрировал труды о Микенах и Тиринфе . Наличие хорошего художника было жизненно необходимым для археологов, пока исследовательская дисциплина не освоила фотографию. О репутации Жиллерона свидетельствовало то, что его наняли учителем рисования в греческую королевскую семью, а также заказали ему эскизы для марок в честь первых олимпийских игр 1896 года . С апреля 1900 года с Жиллероном-отцом стал сотрудничать Эванс, их первой совместной работой было собирание фрагментов росписи тронной залы. Жиллерон-младший (1885-1939), родившийся в Афинах, но сохранивший швейцарское гражданство, - ассистировал отцу и Эвансу с 15-летнего возраста. Именно Жиллероны воссоздали визуальный образ эгейской цивилизации, причём их вклад в раскопки Кносса был двойственным. Во-первых, они собирали настенные росписи и прочие произведения искусства (вазы и статуэтки) в соответствии с представлениями и указаниями Эванса, а, во-вторых, воссоздавали их первоначальный облик в акварелях, многие из которых иллюстрировали труды археолога. Авторы каталога «Воссоздавая минойцев» утверждали, что самым знаменитым творением Жиллеронов была фреска с изображением ритуальных танцев с быками, так называемая «Тавромахия», оригинал которой хранится в Ираклионе . По современным представлениям, реставрация водяными красками, выполненная отцом и сыном Жиллеронами по исследованиям Эванса, была весьма модернизированной. На фрагментах оригинальной штукатурки сохранилась лишь центральная часть сцены - бык и человеческие фигуры. Их воссоздание отражало штудии Эванса в области исследования минойских ритуалов с быками и подтверждалось аналогичными сценами на кубках, саркофагах, и прочем. Однако фризы, обрамляющие сцену с четырёх сторон, были собственным добавлением Эмиля Жиллерона-отца, и не отражают оригинала.

Кэти Гир в своём исследовании 2009 года, чрезвычайно скептически описывала реставрационные работы, проводимые Эвансом в Кноссе. Она утверждала, что сочетание модернистских «реставраций» живописи в сочетании с древними руинами и яркими красками колонн, у которых расширяется верхняя часть, а не нижняя, создаёт «почти постмодернистское настроение» . К. Гир писала, что в 1920-х годах Эванс не использовал термина «реставрация»: он осуществлял «воссоздание» или «возрождение», даже «воскресение» (соответственно, «reconstitution», «resurgence», «resurrection» ). По-видимому, длительное увлечение минойскими символами возрождения привело к осознанию Эвансом своей жизненной миссии как «агента воскресения» древних критян. В 1926 году Эванс прочитал в Лондонском обществе антикваров программный доклад о восстановлении Кносского дворца, который начал с признания, что поборник традиционного подхода к реставрации, попав в Кносс, может быть шокирован. Изначально дворец был построен на основе эластичных деревянных конструкций, то есть антисейсмического каркаса, который был уничтожен пожаром или сгнил. Воссоздавая верхние этажи критских построек, Эванс, чтобы сохранить свои труды, стал использовать железобетонные конструкции; к этому решению подталкивало и землетрясение 1926 года, которое угрожало полностью уничтожить руины дворца . Весьма сложной была реставрация тронной, алебастровый трон в которой был обнаружен ещё в самый первый сезон раскопок 1900 года. Поскольку он был хрупок и не подлежал перемещению (составляя единое целое с конструкциями стены), до 1930 года трон был накрыт металлической крышей и защищён деревянными щитами. Воссоздать в точности древний дизайн помещения было совершенно невозможно, и в 1920-е годы Эванс предпринял ту же работу, которую осуществлял вместе с Жиллеронами ранее. В архитектуре главным помощником археолога был Пит де Йонг, отец которого эмигрировал в Британию ещё в 1880-е годы. Направленный по программе градостроительной реконструкции в Грецию, из-за послевоенного кризиса он остался без работы, и занимался иллюстрированием раскопок в Микенах, проводимых А. Уэйсом . С 1922 года главным работодателем Йонга сделался Эванс. Тронный зал был целиком выполнен из железобетона в 1930 году, причём дизайн фресок и то, что зал состоял из двух помещений, разделённых колоннадой, являлось целиком гипотезой Эванса: судя по фотографиям 1900-1901 годов, таких выводов сделать было нельзя . Примерно к тем же выводам пришёл Л. С. Клейн : наследие Эванса чрезвычайно сложно поддаётся классификации. В общем, он относился к культурно-исторической школе, с позиции методологии он ближе всего Флиндерсу Питри .

Всю вторую половину XX века и в XXI веке непрерывно шло переосмысление наследия Эванса. В диссертации Д. Рубина 1993 года подчёркивалось, что многие выводы, гипотезы и теории Эванса, особенно в сфере социума и религии, отражали не объективную реальность, а гуманистическую традицию и теории XIX века. Собственно, археологической квалификации Эванса было совершенно недостаточно для интерпретации сделанных им находок, но, с другой стороны, у него не было предшественников, и находки его сравнивать было не с чем. Вдобавок, Эванс жил в эпоху становления археологии как науки, ранее раскопки велись, преимущественно, для отыскания произведений искусства, сокровищ, и подобного. Согласно Д. Рубину, основной вклад Эванса, который не подвергался серьёзному пересмотру, заключался в собственно открытии цивилизации бронзового века на Крите и её периодизации. Первоначальная трёхчастная периодизация к концу жизни была усложнена .

Объёмная современная биография А. Эванса была опубликована в 2000 году Александром Макгилирэем. Рецензент П. Уоррен, отмечая фундаментальность работы, освещение балканского периода деятельности её героя, наличие объёмной библиографии и списка публикаций Эванса, писал, что автор постарался обойти стороной вопросы, насколько исторически достоверными были выкладки археолога. Также Уоррен критиковал чрезмерный акцент на расизме Эванса и считал, что некорректно утверждать, что он всецело разделял взгляды своего тестя - Фримена . Указанные мотивы разрабатывались в последующих публикациях. В 2009 году была опубликована книга Кэти Гир «Кносс и пророчества модернизма». Основной проблемой было воздействие открытия минойской культуры на интеллектуальную и художественную жизнь Европы. По замечанию Нанно Маринатос , К. Гир последовательно подрывала научную достоверность деятельности Эванса, основываясь на психоаналитических предпосылках на

Когда в 1870 году археолог-самоучка, целеустремленный мечтатель и удачливый коммерсант Генрих Шлиман открыл Трою и исследовал первые культурные слои на холме Гиссарлык, он и не думал, что протоптал новую тропинку в вопросах поиска и исследования археологических памятников древних цивилизаций. Несмотря на то, что многие специалисты критиковали, а порой и осуждали методы ведения раскопок Шлиманом, он первым показал всему миру, что литературные произведения прошлого, мифы и легенды имеют свое историческое подтверждение в реальной жизни.

Артур Эванс и легенда о Минотавре

До Шлимана весь мир воспринимал произведения Гомера лишь только как красивую легенду, но немецкий почитатель древнегреческого автора опроверг эти взгляды и заставил заговорить о себе.

Безоговорочно поверил Шлиману английский археолог Артур Эванс. Отправляясь на Крит, он уже не сомневался, что легенда о Минотавре, живущем в загадочном лабиринте дворца на острове в Средиземном море, это не миф, а вполне реальная история.

Задолго до начала раскопок Эванс неоднократно посещал Крит в поисках свидетельств о далекой цивилизации. В ходе двух поездок на остров он собрал огромную коллекцию критских каменных печатей, которые местные жители именовали «молочные камни», а девушки использовали как оберегающие амулеты. На них были вырезаны загадочные символы, которые научное сообщество того времени, да и сам Эванс, воспринимали за письменность.

Как всегда это бывает, путь к одному из величайших открытий в истории человечества был наполнен трудностями и всевозможными препятствиями. Крит находился в составе Османской империи, и турецкие власти, негативно и даже враждебно относившиеся к Великобритании, не разрешали англичанину осквернить их землю какими-то раскопками.

Изменение политической ситуации позволило науке сделать шаг вперед, и в 1898 году, после того как Крит получил автономию, у Артура Эванса в руках оказалось разрешение на ведение раскопок.

Но было еще одно но… Перед тем, как начать исследования, Эванс купил землю, чтобы не было никаких претензий со стороны турецких властей.

Визит к Минотавру

Два года ушло на подготовку к работам, и ранней весной, 16 марта 1900 года, наняв 32 работников и заручившись поддержкой архитектора Файфа и шотландского археолога Дункана Маккензии, англичанин начинает раскопки. На тот момент 48-милетний Артур Эванс уже имел за плечами огромный опыт музейной работы, выпустил несколько трудов по этнографии, вел продолжительные раскопки на Сицилии.

Но Эванс не был первооткрывателем дворца Кносса. В то время, когда он обивал пороги учреждений в надежде получить у чиновников и властей Турции разрешение на ведение исследований, Минос Калокеринос, юрист, коммерсант, а по совместительству еще и археолог-любитель, нанял рабочих, и, копая траншеи на Крите, наткнулся на огромный дворец. Раскопки любителя истории и древностей прекратились через три недели, и позже Эванс назовет их дилетантскими, принесшими больше вреда, чем пользы.

Археологические раскопки под руководством Эванса уже в первые две недели подарили исследователям уникальнейшие находки еще неизвестной науке культуры. Из земли на свет стали появляться стены, расписанные великолепными фресками, у основания дворца была найдена керамика и глиняные таблички с надписями. Опыт Эванса и трудолюбие нанятых работников позволили к концу первого сезона освободить от большой толщи земли четвертую часть дворца.

Прогуливаясь по причудливому сплетению комнат и залов открытого дворца, английский археолог воскрешал в своем сознании легенду о Минотавре и могущественном царе Миносе. Уже дома, анализируя результаты первого года работы, Эванс предложил, что он открыл дворец влиятельного критского царя, а культуру назвал минойской.

К 1905 году дворец был полностью раскопан, но Эванс неоднократно возвращался к кратковременным раскопкам вплоть до 1930 года. По их результатам вышло множество научных трудов, а на туристических и историко-археологических картах появилась новая удивительная и уникальная достопримечательность – царя Миноса, который и сейчас поражает своим великолепием, монументальностью и красотой неповторимых художественных образов фресок и росписей.

Результаты последних исследований

В последние десятилетия археологи вновь вернулись к исследованиям Кносского дворца, и в ходе раскопок не только дополнили знания о великолепном памятнике древней цивилизации на острове Крит, но и сделали удивительные научные открытия.

Современные археологи сопоставили дневники Артура Эванса с данными новых исследований, и пришли к выводу, что большие пифосы в совершенно пустых помещениях дворца, которые были обнаружены еще экспедицией Эванса в начале ХХ столетия, ни что иное как усыпальницы царей Минойской цивилизации.

Как видим, казалось бы, уже давно исследованный и изученный памятник археологии, хранит в себе еще множество тайн и загадок, открытие которых еще не раз удивят человечество своей сенсационностью.

Наука не является л никогда не будет являться накопченной книгой. Каждый важный успех приносит новые вопросы. Л. Эйнштейн

Честь открытия крито-микенской культуры принадлежит английскому археологу Артуру Звансу. Поразительно, что до начала XX столетия об этой замечательной культуре человечество абсолютно ничего не знало.

Первый шаг к открытию крито-микенской (ее называют также Эгейской) культуры сделал Генрих Шлиман. Поверив в реальность существования гомеровского мифа, он начал искать легендарную Трою. Ему на редкость повезло. Ознакомившись с западным побережьем Малой Азии, Шли май решил, что древняя Троя расположена на холме Гиссарлык. Здесь все совпадало с описанием Гомера, а прямо на поверхности Земли он обнаружил остатки древних строений. Раскопки начались в 1871 г., Шлиман нашел множество каменных орудий, керамических изделий и посуды. Во время раскопок 1873 г. было обнаружено большое здание с кладом золотых вещей, которое Шлиман принял за дворец царя Приама.

Как выяснилось позже, это была не гомеровская Троя, а поселение, возникшее на тысячелетие раньше. До конца своих дней (Шлиман умер в 1890 г.) он так и не узнал, что, раскопав до самых нижних слоев холм Гиссарлык, он открыл гораздо более древнюю, чем гомеровская Троя, культуру.

В марте 1900 г., уже после смерти Шлимана, на Крите начал вести раскопки археолог, имеющий за плечами богатый опыт музейной работы, этнографических и археологических исследований в Сицилии, Артур Эванс. В древнегреческих преданиях рассказывалось о морской Критской державе. Историкам были известны великолепные критские печати из стеатита (камня с изображениями животных и нерасшифрованных письменных знаков), которые местные жители Крита использовали как амулеты. Это наводило на мысль, что на Крите, как и в других районах Восточного Средиземноморья, могли быть сделаны ценные археологические находки.

Уже первые месяцы работы в Кноссе дали потрясающие результаты: были обнаружены развалины огромного дворца с великолепными фресками, античные вазы п статуэтки. Но найденные Эвансом произведения прикладного искусства были совсем не похожи на известные ранее. «Поразительно, ничего греческого, ничего римского», - писал Артур Эванс спустя лишь несколько дней после начала раскопок. Вскоре ученый понял, что перед ним совершенно новая, доселе неизвестная культура, существовавшая па Средиземноморье на целые тысячелетия раньше знаменитых творений классической Греции.

Бережно вскрывал Эванс слой за слоем на склоне горы Юктас, расположенной в 4 км к югу от побережья, и ему открылся огромный дворец, состоявший из массы помещении, окружавших обширный центральный двор. Соединенные множеством переходов, коридоров и лестниц, они поразительно напоминали Лабиринт из древнегреческого мифа о Тесее (рис. 19).

Благодаря археологическим раскопкам в Кноссе и в других древних поселениях Крита, на Кикладских островах (рис. 20), Балканском полуострове и в Малой Азии мир узнал о существовании могучей морской державы в Средиземноморье в III-II тыс. до н. э.

Артур Эванс разделил древнейшую историю Крита на три периода (назвав их по имени легендарного критского царя минойскими): раннеминойский (3000-2000 гг. до н. э.), среднеминойский (2000-1600 гг. до н. э.) и позднеминойский (1000-1200 гг. до н. э.). Первый из этих периодов известен также как ранний бронзовый век.

Яркому развитию культуры в Восточном Средиземноморье способствовало его благоприятное географическое положение - изрезанные берега с удобными для мореходства заливами и бухтами.

Бассейн Эгейского моря издревле был населен (рис. 21). В плодородной Фессальской равнине, расположенной па севере Греции, еще в неолитическую эпоху VI-IV тыс. до н. э. было множество поселений. В период, переходный к бронзовому, там уже были целые города, укрепленные оборонительными степами.

Вторым центром неолитической культуры был Крит. Одно из самых ранних поселений располагалось на том же месте, где спустя несколько тысячелетий был воздвигнут Кносский дворец. Раскопки, проведенные Дж. Эвансом (сыном Артура Эванса) в конце 50-х годов, обнаружили под центральным двором дворца н к северу от него неолитические слои толщиной 7 м - больше, чем все слои бронзового века. И, что удивительно, в самом древнейшем слое были найдены остатки прямоугольных домов, построенных из обожженных (а не сырцовых) кирпичей. Неолитическая керамика Крита имела много общих черт с керамикой Греции и Малой Азии, что указывает на постоянные связи Крита с соседними странами. В среднепеолитическом периоде на Крите были широко распространены вазы с гравированным орнаментом и искусно выточенные из пестрого камня полированные сосуды. В них находят некоторое сходство с египетской керамикой. Уже в это время на Крите появились вазы с росписью по темному фону, что характерно для более поздних времен. О высоком культурном уровне первых поселенцев на Крите свидетельствует находка в ранненеолитических слоях Кносса фигурки обнаженного мужчины. С большим мастерством выточена она из целого куска мрамора. С конца IV - начала III тыс. до н. э. в Восточном Средиземноморье наступает период халколита (модно-каменного) века. Он приблизительно соответствует по времени раннеминойскому периоду (по А. Эвансу).

Фессалия, сыгравшая большую роль в развитии неолитической культуры в Восточном Средиземноморье и III тыс. до н. э., постепенно уступает позиции Кикладам и Криту, который к концу раннеминойского периода становится подлинным властителем Эгейского бассейна. Важнейшим культурным центром является Троя - крупный укрепленный центр па его восточном берегу.

С наступлением бронзового века появились изделия из металла. О мастерстве умельцев этого периода ярко свидетельствует найденный Г. Шлиманом «клад Приама». В большом серебряном сосуде, зарытом у городской стены Трои, было обнаружено около 9000 предметов из золота, серебра и электрума (сплава серебра и золота). Поражает тонкость, с которой выполнены украшения. Так, диадемы состоят из многочисленных сплетенных из тонкой проволоки цепочек, завершающихся схематически исполненными фигурками идолов из золотого листа.

На Крите в раннеминойский период начинает формироваться характерный архитектурный стиль. На юге острова, в плодородной долине Мессары, в слоях, относящихся к первой половине 1.11 тыс. до н. э., был откопан большой жилой дом, состоящий из целого ряда маленьких прямоугольных помещений, соединенных друг с другом. Стены дома построены на каменном фундаменте из сырцового кирпича, укрепленного деревянными брусами. Такая хорошо продуманная система строительства применялась с целью противостоять частым на Крите землетрясениям. Она сохранилась до конца мннойской эры. Дом этот был, вероятно, двух- или даже трехэтажным. Возможно, некоторые его помещения освещались с помощью световых колодцев - открытых двориков, прорезывающих здание сверху донизу.

Благодаря многочисленным находкам, сделанным в критских гробницах, стала хорошо известна керамика Крита в раннеминойский период. Это - разнообразные кубки па высоких конусообразных ножках из прокопченной глины, кувшины, раскрашенные темно-коричневым орнаментом из горизонтальных п вертикальных полос с изображениями животных. Но раз находили сосуды в виде быка с маленькой фигуркой акробата.

Необычайного изящества достигли критские мастера в обработке камня. Особенно хороша конической формы вала, найденная в могиле в Маронее (Восточный Крит). Крышка украшена только вырезанными рядами спирален, вписанными в форму круга. На крышке другой пиксиды изображена скульптурная фигурка собаки. Длинноногая и узкомордая, по-видимому, охотничья, собака лежит и естественной позе. В раннеминойский период появились широко известные критские печати. Некоторые из них с изображениями животных.

Расцвет крито-микенской культуры наступил во II тыс. до н. э. Об этом красноречиво говорят раскопки на Крите. Только благодаря многолетней кропотливой работе нескольких поколений археологов мы узнали о величайшей культуре, существовавшей четыре тысячелетия назад. Правда, до нас не дошло никаких письменных свидетельств, если не считать иероглифические знаки на глиняном диске из Феста и таблички с линейным (слоговым) письмом А, которые еще не расшифрованы полностью.

На Крите период расцвета эгейской культуры разделяют на эпохи Старых и Новых дворцов.

Старые дворцы, названные так в отличие от воздвигнутых спустя 300 лет Новых, изучены сравнительно слабо. Исследованию Старых дворцов мешают заменившие их Новые. В Фесте, расположенном на южном берегу Крита, границы Нового дворца не совпали полностью со Старым. Итальянские археологи раскопали там часть западного двора, где находилась зрелищная площадка для ритуальных игр с быком. Стены из сырцовых кирпичей на каменном фундаменте укреплены деревянными балками. В открытых помещениях найдено множество красивых ваз, больших, наподобие бочек, расписанных сосудов, используемых для хранения продуктов.

Старый дворец в Фесте несколько раз перестраивался, иногда изменялась планировка помещений. Может быть, правильнее говорить о трех пли даже четырех разных дворцах, сменявших друг друга. Причиной разрушения были землетрясения.

Старые дворцы, несомненно, были мпогоэтажными. В это время существовали ужо города, занимавшие значительную площадь вокруг дворцов.

В эпоху Старых дворцов высокого расцвета достигает искусство. Особое восхищение вызывают вазы стиля Камарес - светлая полихромная роспись наносилась по темной поверхности вазы (рис. 22). На поздних вазах появляются изображения живых существ и прежде всего рыб. Высоко было мастерство критских ювелиров. К этому времени относится миниатюрное золотое украшение из фигурок пчел, расположенных по краям шарика, изображающего медовый сот, который они держат в своих лапках.

Старые дворцы в Кноссе, Фесте, Маллии были разрушены сильным землетрясением около 1700 г. до н. э. Восстановить их оказалось невозможно. Руины были засыпаны, а на их месте воздвигнуты Новые дворцы.

Новые дворцы также пережили несколько строительных периодов. Крупные перестройки производились около 1600 г. до н. э., после очередного сильного землетрясения. К настоящему времени откопаны и частично реставрированы четыре Новых дворца: в Кноссе, Фесте, Маллии и находящийся неподалеку от маленького селения Като Закрое.

В эпоху, когда критское искусство достигло своей вершины, Кносский дворец превосходил по размерам и богатству все другие. Поэтому Кносс в 1600-1400 гг. до н. э. следует рассматривать как главный столичный город. Дворец расположен в шести километрах от северного побережья острова, поблизости от современного центра Крита - города Гераклиона. Несколько сотен различных помещений дворца общей площадью около 10 тыс. м 2 образовали грандиозный ансамбль на невысоком плато, расположенном на склоне горы Юктас. Сложный, запутанный план дворца со множеством лестниц, связывающих три его этажа, поразил воображение греков и подсказал им миф о таинственном Лабиринте, откуда нет выхода. Название происходит от греческого слова «лабрис» - двулезвийный топор - одна из наиболее распространенных священных эмблем критской религии.

Несмотря на кажущийся беспорядок в расположении комнат, в планировке Кносского дворца существует определенная система. Центром дворца служит большой двор размером 50×30 м. Он как бы разделяет дворец на западную и восточную частя. Входы имелись со всех четырех сторон дворца.

Главным фасадом дворца была его западная сторона. Она облицована гипсовыми плитами. Правда, западный вход во дворец не выглядел внушительно. Это - открытый вестибюль, разделенный колоннадой, что часто встречается в критской архитектуре. Далее шел знаменитый коридор процессий, украшенный фресками, изображавшими шествие девушек и юношей, несущих дары. Отсюда можно было попасть на центральный двор.

Западную часть нижнего этажа дворца занимали огромные кладовые Кносса - 22 длинных и узких зала, заполненных огромными глиняными бочками (пифосами), украшенными рельефными орнаментами. В них хранились оливковое масло, вино и иные припасы. В полу кладовых с зерном были сделаны обширные ямы прямоугольной формы, облицованные камнем. Пространство между складами и центральным двором, как предполагают, служило местом религиозных обрядов, когда пользовались светильниками - эти комнаты не имели естественного освещение. Невдалеке находилось специальное помещение для предметов культа (статуэтки богинь со змеями и другие вещи).

Наиболее интересно юго-восточное крыло дворца. Оно хорошо сохранилось. Здесь были жилые помещения, занимавшие в общей сложности четыре этажа, из них два нижних заглублены в землю. Одно из помещений получило название зала двойного топора - изображение лабриса преобладает в росписях па стенах. Из зала двойного топора по небольшому коридору можно пройти в помещение под названием комнаты царицы.

На верхних этажах дворца, по-видимому, находились официальные парадные залы, о чем свидетельствуют остатки лестниц (рис. 23), колонн, а также стен. На сохранившейся части степы изображена критская красавица, известная сейчас под именем «Парижанка».

Планировка дворца была продуманной и целесообразной. Может вызвать удивление, что жилые комнаты располагались в подвальном помещении - в нижнем этаже дворца, заглубленном на несколько метров в землю. На это есть, однако, важная причина. Помещения, вырытые в земле, почти не страдают от землетрясений, способных разрушить любое здание. Критяне за двухтысячелетнюю историю пережили огромное число землетрясений и, естественно, убедились в том, что единственным спасением является сооружение жилых помещений и в особенности спален в земляном массиве.

К северо-западу от Кносского дворца находился так называемый Малый дворец, имевший культовое назначение, о чем свидетельствуют найденные там предметы. Близ минойского Кносса были и другие сооружения, принадлежавшие приближенной знати или служившие загородной резиденцией царя.

Остальные дворцы Крита строились по той же схеме, что и Кносский. Находившийся в 22 км к востоку от Кносса небольшой дворец в Маллии имел обширный двор, бывший местом религиозных церемоний. Большое впечатление производит Новый дворец в Фесте, расположенный в долине Мессары, обрамленной снежными горами. Интересной особенностью его внутреннего дворика была окружающая его с четырех сторон внушительная колоннада. Возможно, в этом можно видеть зачатки формирования греческого архитектурного стиля I тыс. до н. э.

Четвертый из больших дворцов Крита - дворец Като Закрое - раскопан лишь в прошлом десятилетии. Площадь его около 7000 м 2 . Планировка напоминает Кносс. Во дворце Като Закрое обнаружены таблички с линейным письмом и замечательные вазы. Дворец погиб в результате сейсмической катастрофы, сопровождавшейся пожаром.

Упомянем о богато украшенной росписями царской вилле в Агиа-Триаде, служившей, очевидно, резиденцией правителей Феста. На вилле найден клад медных слитков, имеющих форму бычьих шкур и весящих около 29 кг. Это - наиболее древние «деньги» в Средиземноморье.

Все критские дворцы были разрушены. Причем разрушение было настолько полным, что большинство культурных центров острова так и не смогло от пего оправиться. Многие исследователи датируют эту катастрофу около 1500-1450 гг. до н. э.

Вот как описывает ученик А. Эванса, английский археолог Дж. Пендлбери картину последних минут существования Кносского дворца: «Заключительная сцена разыгралась в помещении, которое воссоздаст перед нами наиболее драматическую обстановку из всех раскопанных строений - в «тронном зале». Этот зал был найден в состоянии полного беспорядка. В одном углу лежал опрокинутый большой сосуд от масла; культовые сосуды, казалось, были в употреблении в момент наступления катастрофы. Все имело такой вид, будто царь в смятении поспешил сюда, желая в последний момент совершить какую-нибудь религиозную церемонию, чтобы спасти свой парод» ( Дж. Пендлбери. Археология Крита (перев. с англ.). М. ИЛ, 1950, стр. 250).

В результате какого события окончательно разрушилась столица Крита? Большинство исследователей придерживаются версии, что это было повое нашествие микенских греков, неожиданно напавших на остров, или же восстание критян против иноземного владычества. На наш взгляд, факты, собранные археологами, свидетельствуют, что Кносский дворец разрушен землетрясением. Высокая сейсмическая активность бассейна Эгейского моря позволяет рассматривать землетрясение как наиболее вероятную причину разрушения критских дворцов. Дополнительные факты дает археология. Замечание Дж. Пепдлбери о том, что тронный зал был в полном беспорядке, а в его углу лежал опрокинутый - большой сосуд из-под масла, - прямое указание на сейсмическую причину катастрофы. Второй факт в пользу нашего предположения - пожар. Из истории катастрофических землетрясений, случившихся за период жизни человеческого общества, известно, что в большинстве случаев, когда происходил подземный толчок в городе, вспыхивал пожар. Неожиданный подземный толчок разрушает печи, опрокидывает лампады, обрушивает деревянные перекрытия домов, чем и способствует возникновению пожара.

История критских дворцов наглядно свидетельствует, что главным врагом Критского государства III и II тыс. до н. э. были не набеги кочевых племен, а землетрясения. Всеми исследователями было отмечено полное отсутствие оборонительных сооружений вокруг критских городов. Это особенно контрастно заметно при сравнении с одновременно существовавшим с ними греческим городом Микены, расположенным на возвышении и обнесенным мощнейшими каменными стенами.

Против главного своего врага (землетрясения) критяне принимали предохранительные меры. Еще 5000 лет назад сооружались дома со специальными конструкциями, предохранявшими от разрушения при подземном толчке.

Землетрясения много раз наносили огромный ущерб Криту. Но критяне в какой-то степени приспособились к этим коварным ударам природы. Только геологическая катастрофа, происшедшая около 1400 г. до н. э., смогла остановить пульс Минойской державы. Однако почему же именно эта катастрофа оказалась губительной, тогда как другие сейсмические катаклизмы такой роковой роли не играли?

Здесь необходимо сказать несколько слов об особенностях сейсмических катастроф. Их своеобразие в том, что от землетрясения разрушаются только искусственные постройки, причем преимущественно многоэтажные каменные дома. Вся же остальная окружающая человека естественная среда землетрясения практически не замечает - в полях продолжает зреть урожай, домашний скот по-прежнему пасется на лугах. Легкие сельские постройки если и разрушаются, то восстановить их не стоит большого труда. Флот на воде (если не было сильного цунами) также остается целым. В этих условиях восстановить заново разрушенный дворец не представляет большого труда. Землетрясение не прерывало пульса развивающейся цивилизации.

Катастрофа XV в. до н. э. была, несомненно, иного рода. На этот раз бедствия постигли всю страну. Очевидно, помимо подземных ударов, были еще и другие природные явления, оправиться от которых Критская держава уже не смогла.

Сейчас мы знаем, что извержение Санторина сопровождалось обильным пеплопадом и огромными цунами. Насколько гибельными для населения Крита были эти явления, мы расскажем в одной из следующих глав.

В 1900 г. начал свои исследования на острове Крите английский археолог Артур Эванс (1851-1941), хранитель музея в Оксфорде, сын Джона Эванса, известного археолога и геолога, поддержавшего некогда своим авторитетом Буше де Перта. Результаты раскопок были неожиданны и блестящи.

До открытий Эванса о Крите знали меньше, чем в свое время знали о Трое, о Египте, о Месопотамии. Из отрывочных свидетельств Гомера, Геродота, Фукидида и из нескольких легенд и мифов было известно, что на Крите было когда-то сильное государство, во главе которого стоял царь Минос, справедливейший из царей. Но когда это было, кто такие критяне, какова их культура и на каком языке они говорили,-оставалось тайной. После открытия Шлимана Крит считали микенской провинцией.

В конце 70-х годов XIX в. на месте древнего Кносса, предполагаемой столицы легендарного Миноса, другой Минос, не легендарный,- критский купец Минос Калокэринос обнаружил развалины какого-то сооружения и несколько сосудов. Было предположение, что это остатки Лабиринта, где жил Минотавр, убитый Тезеем. Место находки посетил Шлиман и хотел производить там раскопки, но владелец участка заломил такую непомерную цену, что даже Шлиман отказался его купить.

Участок купил Эванс и 24 марта 1900 г. начал раскопки. Уже на третий день Эванс записал в своем дневнике: "Исключительное явление- ничего греческого, ничего римского...". Действительно, культура Крита оказалась весьма своеобразной и оригинальной.

Развалины, открытые критским купцом, оказались остатками огромного дворца, который Эванс назвал дворцом Миноса. Дворец занимал площадь более 20 тыс. кв. метров, имел несколько этажей, подземные ходы и многочисленные помещения: дворцовые залы, расписанные фресками, жилые комнаты, коридоры, святилища, мастерские, купальни, кладовые. В кладовых сохранились огромные глиняные сосуды (пифосы) с остатками запасов зерна, масла и пр. Дворец был оборудован сложной системой водопровода и канализации. Кроме большого количества разнообразных вещей - оружия, орудий труда, утвари, украшений и пр.,- были найдены глиняные таблички с письменами на неизвестном языке. Свыше пятидесяти лет ученые всех стран безуспешно пытались дешифровать критский алфавит. Это удалось сделать только в 1953 г. английским исследователям М. Вентри-су и Д. Чэдвику. Таким образом, Эвансу пришлось читать историю Крита без текстов. Однако он прочитал ее. Анализируя и сопоставляя все данные, которые можно было извлечь из вещественных источников, Эванс установил периоды подъема и упадка Критского государства, датировал эти периоды с точностью до 50 лет, выяснил, каков был государственный строй, религиозные верования и обряды, какие были связи у Крита с другими странами, что критяне производили, что ввозили и что вывозили.

Ничего подобного не могли бы сделать археологи в первой половине XIX в. Это стало возможным только во второй половине XIX в., когда были выработаны научные методы исследования. Эванс не только раскапывал уцелевшие сооружения и отдельные вещи,- он изучал каждый пласт земли, подбирал каждый черепок посуды, каждый кусок обвалившейся штукатурки, определяя его первоначальное место, откуда он отвалился, т. е. применял метод, называемый стратиграфическим. Датировал находки Эванс, сравнивая их с аналогичными вещами из Египта, страны, письмена которой были уже прочтены, т. е. применял метод синхронизации. Эванс отнюдь не являлся единоличным творцом этого метода, его выработали многие археологи.

Одновременно с Эвансом работала итальянская археологическая экспедиция, исследовавшая древний город Фест. Копали и в других местах Крита. На основании изучения материала, добытого на Крите, в материковой Греции и на островах, Эванс установил, что Крит с его культурой, названной Эвансом минойской, был культурным и политическим центром Эгейского мира, оказавшим влияние на микенскую культуру. Общая культура Эгейского мира была названа эгей-ской или крито-микенской. Крито-микенская культура относится к энеолитической и бронзовой археологическим эпохам, в абсолютных же датах - к 3400-1100 гг. до н. э. (Другие исследователи датируют начало крито-микенской культуры 3100 или 2700 г.). Она возникает на базе неолитических культур Крита и материковой Греции (культура сескло), а на ее базе появляется эллинская культура раннего железного века.

Сэр Артур Джон Эванс (англ. Arthur John Evans; 8 июля 1851, Нэш-Миллс, Хартфордшир - 11 июля 1941, Юлбери, Оксфордшир) - английский историк и археолог, первооткрыватель минойской цивилизации, с 1900 года вёл раскопки в Кноссе, в своих трудах реконструировал историю, культуру и религию древнего Крита. Действительный член Королевского общества и Королевской инженерной академии, доктор философии honoris causa (1901). В 1874-1908 годах возглавлял Королевское нумизматическое общество, в 1902 году удостоен его медали. За свои заслуги в 1911 году возведён в рыцарское достоинство. В 1936 году удостоен Медали Копли с формулировкой «за пионерные работы на Крите, внесшие вклад в исследование истории минойской цивилизации», а также золотой медали Шведской академии.

Артур Эванс происходил из семьи археолога-любителя, получил образование в школе Хэрроу и Оксфордском университете, где специализировался на современной истории. Не сумев получить стипендию для изучения археологии, в 1875-1882 годах работал журналистом в Боснии и Хорватии. После депортации австрийскими властями поселился в Оксфорде. В 1883-1908 годах был учёным хранителем Эшмоловского музея; состоял также в совете попечителей Британского музея. С 1909 года - экстраординарный профессор археологии Оксфордского университета. Заинтересовавшись древностями Крита, в 1899 году приобрёл холм Кносса, и в 1900-1930 годах вёл раскопки. С 1908 года, получив большое наследство, он на собственные средства вёл реставрационные работы в Кносском дворце, который с 1936 года передал Британской археологической школе в Афинах. Совершив огромное количество археологических открытий, А. Эванс отрицал участие греков в создании минойской цивилизации и стремился удревнить критские находки, чтобы не связывать их с микенской культурой. Он также монополизировал исследования в области дешифровки древних эгейских письменностей, но не добился успеха. Несмотря на ошибки, основные открытия и теоретические достижения Эванса (в частности, хронология истории Древнего Крита) не пересматривались впоследствии.

Становление (1851-1875)

Происхождение

Артур Эванс родился 8 июля 1851 года в Нэш-Миллс и был первым ребёнком в браке Джона Эванса и Гарриет Эванс, урождённой Дикинсон. Всего в семье было три сына и две дочери. Отец Эванса был знатоком латинского языка и классических древностей, его отец Артур Эванс - дед будущего археолога - возглавлял гимназию в Маркет-Босворт. Джон Эванс женился на дочери своего работодателя - собственной кузине Гарриет, - и занимался управлением семейным предприятием - бумажной фабрикой, которая сделала его состоятельным человеком. Бумажной мельнице требовалось большое количество воды; в поисках подходящих источников Джон Эванс увлёкся геологией и археологией, особенно памятниками каменного века; с раннего детства Артур сопровождал отца. В 1858 году умерла мать Артура; отец занялся производством канцелярских товаров, что обеспечило достаточный доход и досуг для занятий археологией и антиквариатом. В 1859 году он занимался исследованием долины Соммы (во Франции) вместе с геологом Джозефом Прествичем. Первоначальное образование Артур Эванс-младший получил в Callipers Preparatory School (в Чипперфилде, Хертфордшир), где на него сильное влияние оказал учитель естествознания и основатель школы Ч. Джонс. Он привил Артуру не только любовь к природе, но и внимание к классификации видов растений и животных; примерно то же самое - применительно к произведениям мира людей - в нём воспитывал отец. В этой же школе учился младший брат Артура - Льюис, родившийся в 1853 году.

Образование

В 1865 году Артур Эванс поступил в частную школу Хэрроу. Он преуспевал в учёбе и спорте, а в последний год даже занимался редактированием школьной газеты. Среди его друзей выделялся будущий биолог Френсис Бальфур. В школе Артур испортил зрение, но не носил очков; тогда же он стал пользоваться тростью, которую до конца жизни использовал для ориентации в пространстве. В то же время он отличался едким чувством юмора и обострённым чувством индивидуализма, поэтому не любил командных видов спорта, бывали и конфликты со школьным начальством: Эвансу в Хэрроу запретили издавать собственный журнал после первого же выпуска, причина была в язвительно-сатирическом его содержании.