Местоположение Николо-Бабаевской обители весьма красиво: она стоит на возвышенном правом берегу реки Волги, при впадении в нее реки Солоницы, на полпути от Костромы к Ярославлю, недалеко от села Большие Соли и поселка Некрасовского. В весенний разлив вода доходит до самых стен монастыря, и тогда здания его кажутся стоящими на воде или на острове.

Красота здешних мест поразила монахов московского Николо-Угрешского монастыря, владевших расположенными неподалеку соляными варницами, и они в конце XIV столетия заложили новый монастырь. Первый храм во имя св. Николая Чудотворца был освящен в 1375г. самим преп. Сергием Радонежским, во имя которого позднее в нем был устроен придел. В 1650г. построили существовавший в обители вплоть до 1930-х гг. соборный храм св. Николая. Над Святыми вратами помещался храм Успения Пресвятой Богородицы.

По другим же преданиям, Никольская обитель основана была лишь в XVI веке. Как бы там ни было, но в XVII веке монастырь был уже весьма благоустроен и привлекал к себе внимание значительного числа почитателей, и сам Государь Алексей Михайлович лично щедро жаловал монастырь.

Несмотря на различные мнения о времени основания монастыря, все предания сходятся в одном: появление этой обители связано с чудотворным образом св. Николая, явившегося на бабайках. «Бабайки» - это большие весла, использовавшиеся вместо руля при сплаве леса по рекам Волге и Шексне. Когда лесопромышленники заводили плоты в устье реки Солоницы, бабайки, или весла, были им не нужны, и их складывали в пользу монастыря. На такой бабайке и явилась древняя чудотворная икона св. Николая Чудотворца - главная святыня обители. Издревле этот чудотворный образ привлекал к себе богомольцев. Жители как близлежащих городов, так и окрестных сел прибегали к молитвенной помощи святителя у этого образа. Установилась традиция торжественно носить эту чудотворную икону из монастыря в Кострому и Ярославль. В каждом из этих городов икона находилась ежегодно в зимнее время от трех до четырех недель.

Особой страницей в истории Николо-Бабаевского монастыря было пребывание в нем известного русского богослова и аскетического писателя XIX века – святителя Игнатия Брянчанинова.

Впервые св. Игнатий посетил это место в 1847г., когда, будучи еще архимандритом и настоятелем Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом он был освобожден от управления пустынью и для поправления подорванного здоровья приехал в этот тогда удаленный и малопосещаемый монастырь. Святителю полюбилась эта обитель – и по причине климата, благотворно повлиявшего на его здоровье, и по причине уединения монастыря. Летом 1861 года, уже, будучи епископом Кавказским, святитель подал прошение об увольнении на покой по причине плохого здоровья. Он попросил себе настоятельство в Николо-Бабаевском монастыре. Просьба его была удовлетворена.

Приехав сюда 13 октября 1861г. с группой своих учеников и сподвижников, владыка нашел хозяйство монастыря в немалом упадке: многие здания обители обветшали, в том числе и соборный храм. Благодаря жизненному опыту святителя и энергии его помощника и духовного сына игумена Иустина быстро удалось преодолеть хозяйственные трудности и осуществить необходимые восстановительные работы. Уже в 1862г. началась подготовка к строительству нового здания собора в честь Иверской иконы Божией Матери по особому проекту, благословленному святителем и рассмотренному и одобренному самим Государем.

Труды святителя по благоустройству обители после его кончины продолжил его ученик и бывший келейник архимандрит Иустин. Благодаря его усилиям и брата почившего святителя – Петра Александровича Брянчанинова были изысканы необходимые средства и завершено строительство и благоукрашение собора в честь Иверской иконы Божией Матери, освящение которого состоялось по завершении всех работ только 8 сентября 1877г.

Иверский собор – уникальное архитектурное сооружение – представлял собой двухэтажный храм, в котором на верхнем этаже помимо главного придела располагались еще два – в честь Нерукотворного образа Спасителя (освящен в 1893 г.) и мученицы Александры. Нижний храм освящен был в честь Рождества Христова, внизу были расположены также приделы в честь Сретения Господня и в честь священномученика Игнатия Богоносца. Купол храма, выполненный в форме архиерейской митры, был украшен изображениями наиболее чтимых икон Пресвятой Богородицы.

Обитель неоднократно подвергалась нападениям грабителей, была опустошаема пожарами, но вновь восстанавливалась. Множество знаменитых русских боярских родов: князья Сицкие, Хилковы, Львовы, Голенищевы-Кутузовы, Салтыковы, Хитрово, Чоглоковы и другие — благотворили монастырю, цари и патриархи были его вкладчиками. К концу XIX века монастырь достиг своего полного благоустройства. Здесь было четыре храма: двухэтажный каменный собор, посвященный Иверской иконе Божией Матери, Нерукотворному образу Спасителя, Рождеству Христову и Сретения Господня; вторая церковь теплая, во имя св. Николая Чудотворца; третья — во имя св. Иоанна Златоуста и преп. Сергия Радонежского; четвертая — в честь Успения Божией Матери.

Главными святынями монастыря являлись три чудотворные иконы: св. Николая Чудотворца, Иверской и Казанской иконы Божией Матери.

С приходом к власти богоборцев Николо-Бабаевский монастырь в 1920-х гг. был закрыт и разорен. Все святыни монастыря, включая древний чудотворный образ св. Николая, бесследно исчезли. Территория монастыря стала использоваться для различных советских учреждений. Богоборцам трудно было переносить присутствие здесь сооружений, свидетельствующих о вере Христовой слишком явно, поэтому и храм Святителя Николая, и Иверский собор, несмотря на их неоспоримую архитектурно-историческую ценность, были взорваны и стерты с лица земли… В годы войны 1941-1945 в святых стенах был расквартирован госпиталь, позднее в монастырских зданиях размещались дом престарелых и детский дом, колония для малолетних преступников и детский туберкулезный санаторий.

После закрытия в 80-х гг. противотуберкулезного стационара, располагавшегося на территории монастыря, бесхозные монастырские строения быстро стали разрушаться и разворовываться. В этой ситуации руководство Ярославской епархии приняло решение о поднятии мощей св. Игнатия. Мощи святителя в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. были подняты и перенесены в Свято-Введенский Толгский монастырь в Ярославле, где почивают открыто и по сей день.

Со временем в разрушенных и полуразрушенных монастырских зданиях поселилась братия вновь открытого монастыря, она малочисленна и не превышает десяти человек. С 1998 г. монастырь вновь становится действующим. В настоящее время идет и не прекращается ни на день работа по восстановлению всей обители. Вновь восстановлен и действует храм в честь преп. Сергия и св. Иоанна Златоуста, в котором почивали мощи святителя Игнатия, активно реставрируются помещения настоятельского корпуса, того самого корпуса, где располагались келии святителя.

Огромно значение монастыря для русской духовной культуры. Известные русские духовные писатели именно здесь испытывали особое вдохновение и трудились над своими сочинениями. Например, вышеупомянутый Св. Игнатий (Брянчанинов), великий церковный учитель, живя в обители в 1847-1848гг. и с 1861 по 30 апреля 1867г. и возрождая традиции духовного окормления мира в монастыре, написал монументальные труды: «Приношение современному монашеству» и «Отечник», а также множество назидательных писем. Здесь же свою первую книгу пророчеств о судьбе России, «мудрую и премудрую», закончил прозорливый монах Авель (1757- 1841). В 1906г. шесть месяцев провел в монастыре известный русский духовный писатель С.А. Нилус. Здесь в 1908г. состоялась его встреча с «дорогим Батюшкой», св. прав. Иоанном Кронштадтским, чудотворцем, благословившим его на занятия духовными сочинениями. Здесь же произошла встреча Нилуса с будущим его духовным цензором, тоже духовным писателем, известным редактором Троицких листков, епископом Вологодским Никоном (Рождественским).

В настоящее время на покое в обители находится Архиепископ Михей (Хархаров), управлявший с 1993 по 2002г. Ярославской епархией, а с мая 2003г. в Николо-Бабаевский монастырь почислен на покой с проживанием Митрополит Симон (Новиков), управлявший Рязанской епархией с 1972 по 2003г. Владыка Симон избрал себе местом пребывания этот монастырь так же, как полтора века назад святитель Игнатий Брянчанинов. В этом посещении монастырь видит только благо. Владыка Симон — известный архиерей и церковный деятель, его пребывание оказывает духовное воздействие на пребывающих в монастыре. Он автор Богословских трудов “Митрополит Московский Филарет (Дроздов) как истолкователь Священного Писания Ветхого Завета”, “Святитель Василий, епископ Рязанский”, “Святая гора Афон”, и множество других. Находясь на покое в Николо-Бабаевской обители, владыка не скрывает, что начал серьезное исследование творений Святителя Игнатия Брянчанинова и будет способствовать их распространению в мире.

Толга

Красивейший православный женский монастырь. Свято-Введенский Толгский женский монастырь расположен в 6 км от Стрелки вверх по течению реки Волги на левом берегу, в устье реки Толги. В древности это был далекий загородный монастырь. Сейчас он находится в пределах современной городской черты Ярославля.

Четыре монастырских храма, увенчанные множеством глав с сияющими куполами и крестами, парящая над ними стройная высокая колокольня, белеющая на горизонте, издали привлекают к себе всех путешествующих по Волге. Вечнозеленая кедровая роща примыкает к монастырю.

Монастырь основан в 1314 г. епископом Ростовским Трифоном. Святитель Трифон, возвращаясь из Белозерского края в Ростов, с наступлением ночи сделал остановку в шести верстах от Ярославля. В полночь епископ пробудился от необычайно яркого света, озарявшего всю окрестность. Свет исходил от чудного огненного столпа за рекой. Оставив ложе, епископ взял жезл и один, шествуя по мосту, которого еще накануне не было, поспешил к месту чудесного явления.

Таинственный свет исходил от высоко стоящей в воздухе иконы Божьей Матери с младенцем на руках.

Пораженный видением, святитель долго молился перед образом. На месте явления чудотворного образа, в память чудесного явления срубили в один день храм, и уже к вечеру епископ внес в него святую икону.

Церковь была посвящена Введению во храм Пресвятой Богородицы. Образ Божьей Матери получил название «Толгской» — по протекающей рядом речки. В настоящее время Толгская икона находится в Ярославском художественном музее.

Малоземельный и небогатый монастырь долгие годы имел только деревянные строения. Первое каменное здание, Введенский собор, появилось в XVI в. В начале XVII в. монастырь был практически уничтожен отрядами польских интервентов. Они разграбили и сожгли Толгский монастырь, зверски убили 46 монахов, укрывшихся в церкви. В 1620 г. он был восстановлен. Памятником этого периода служит Крестовоздвиженская церковь с трапезной палатой.

А в 1893 г. над братской могилой иноков соорудили часовню. Ежегодно 31 мая здесь совершается торжественная заупокойная лития. Бурный расцвет монастыря связан с именем игумена Гордиана, управлявшего обителью с 1673 по 1700 гг.

Слава чудотворной Толгской иконы вызвала приток посетителей и пожертвований от почитателей иконы. Монастырю благотворили цари, князья, бояре, люди разного звания.

Обитель одаривалась деньгами, церковной утварью, вотчинами, земельными угодьями, скотом и хлебом. Одним из первых благодетелей стал Иван Грозный, получивший в обители исцеление ног.

Царь Михаил Федорович и Алексей Михайлович посылали в монастырь щедрые дары, императрица Анна Иоанновна пожаловала в 1738 г. в храм дорогую серебряную лампаду. Екатерина II — золотой крест, украшенный бриллиантами и красными яхонтами. Павел I — полную для священнослужителей бархатную ризницу.

На средства ярославских купцов братьев Семена и Ивана Сверчковых еще при игумене Гордиане в конце XVII в. было завершено строительство Святых ворот с церковью во имя Святителя Николая 1672 г.

В 1681 — 1688 гг. в центре монастырского двора возвели Введенский собор. Он построен на месте старого собора, возведенного, по преданию, на средства Ивана Грозного. Поражают размеры храма, окруженного с трех сторон галереями и крыльцами. Вместе с тем во внешнем облике отсутствует декоративная живописность. В 1690 — 1692 г. интерьеры собора южного придела и галереи были расписаны ярославскими художниками Дмитрием Семеновым-сибиряком, Федором Федоровым и Василием Осиповым. Росписи, помимо художественной ценности, познавательны и историчны. Так, например, интересно изображение Крестного хода земского ополчения, происходившего в 1612 г.г. во главе с князем Д. Пожарским перед походом на Москву; изображение царя Федора Алексеевича со свитой, посетившего монастырь в 1683 г.

Под соборным храмом находится усыпальница игумена Гордиана и других настоятелей обители. Здесь погребены почетные граждане города, которые при жизни своей вносили пожертвования в святую обитель, а также представители знаменитых древних боярских родов: Голицины, Вяземские, Троекуровы.

В 1683 — 1685 гг. на средства князя Никиты Львова рядом с собором была выстроена огромная звонница.

В раскрытых когда-то арках верхнего яруса висело 14 колоколов. Один из них весом 3200 кг был отлит в 1677 г. в Москве мастером Федором Моториным.

Из жилых корпусов интересен настоятельский корпус. Расположенная в северной части монастырской территории Спасская церковь с больничными палатами возведена в начале XIII в.

Под Спасским храмом покоится прах Николая Алексеевича Тучкова — героя Отечественной войны 1812 г., умершего от ран, полученных на Бородинском поле.

В 1878 г. против Святых врат архимандрит Павел поставил пристань с часовней для служения молебнов во время остановки пассажирских пароходов. Монастырь стал одним из самых благоустроенных.

Из стен обители вышли многие святители Русской Церкви. В том числе архиепископ Ярославский Тихон (Белавин), избранный в 1917 г. первым всероссийским Патриархом, после долгого синодального периода.

Достопримечательностью Толгской обители стала кедровая роща, расположенная в ее юго-восточной части под защитой от ветра высокой стены. По преданию, парк высажен в XVI в. На ветвях одного из кедров помещалась икона Божьей Матери.

Деревья в кедровнике располагались в два ряда, между ними были пруды. Царевич Николай Александрович, гуляя по монастырской роще и наслаждаясь ее смолистым ароматом, воскликнул: «Я здесь ожил!»

Ежегодно 21 августа во время праздника Толгской иконы Божьей Матери всем паломникам раздают кедровые шишки.

После 1917 г. Толгский монастырь подвергся той же участи, что и почти все другие православные обители. Он был упразднен, но до конца 20-х годов храмы его оставались действующими.

В 1928 г. обитель в последний раз отпраздновала «Толгин день», после чего была закрыта, сброшены были ее колокола.

В 50-х годах рядом с монастырем разместилась детская воспитательная колония, занимавшая двор обители и гостиницу.

7 декабря 1987 г. Толгский монастырь возвращен Русской Православной Церкви. С Толгской обители началось восстановление русских девичьих монастырей. 12 июля 1990 г. в монастыре после перерыва зазвонил большой колокол. На звоннице обители сегодня 16 колоколов. Самый большой из них весит около 5 тонн. В 1994 г. в Толгской обители уже жили 126 насельниц. Среди них вчерашние школьницы и те, кто уже получил профессиональное образование. Многие имеют дипломы инженерно-технические, музыкальные, медицинские, гуманитарные. Каждый день в 6 часов утра колокол созывает монашествующих в храм. После службы и утренней трапезы насельницы получают послушание — определенный вид занятий на день или часть дня. Послушание — это сенокос, сбор грибов, ягод, заготовка дров, рыбная ловля. Круг работ в Толге обширен. Монастырь арендует у государства 254 га земли, из них 76 га — пахотные угодья. Есть у монастыря подсобное хозяйство, ферма, скотный двор, птичник, пасека и парники.

Сестер обучают колокольному звону. Зимой они занимаются резьбой по дереву, шитьем, приводят в порядок рукописи и старинные книги. В монастыре два сестринских хора. Ни одно дело не совершается без благословения игуменьи.

25 сентября 1988 г. указом Патриарха Пимена настоятельницей Толгского Свято-Введенского женского монастыря назначена игуменья Варвара (в миру Александра Ильинична Третьяк). Она прошла обучение в регентском классе при Московской Духовной семинарии. Игуменья в дар монастырю передала частицы мощей Божьих угодников. Эти святыни хранятся в специальном ковчежце.

Святыни монастыря сосредоточены в Спасском храме.

Прежде всего это Толгская икона Божьей Матери (XIX в.) — список с явленного образа. В 1928 г. она была передана монахами в близлежащее село Толгоболь, откуда 13 июня 1989 г. вновь перенесена в обитель. Монастырь обрел свою святыню, украшенную богатой ризой.

Рядом с почитаемой иконой рака с мощами святителя Игнатия Брянчанинова, канонизированного в 1988 г.

28 мая 1988 г. возрождающаяся Толгская обитель праздновала особое радостное событие — обретение и перенесение мощей святителя Игнатия.

Великий подвижник и религиозный мыслитель XIX в. епископ Игнатий Брянчанинов родился в 1807 г. Последние годы жизни провел в Костромской епархии. Творения Игнатия распространились по многим обителям земли Русской и получили высокую оценку еще при жизни святителя.

Множество паломников устремляется сейчас в Толгский монастырь для поклонения. 13 мая обитель празднует день памяти святителя Игнатия.

В монастыре чтят старую добрую традицию странноприимства. Как и в прежние времена, приезжие могут остановиться в гостинице, пользоваться монастырской трапезой.

Фотографии Толгского монастыря

Тутаев

Одним из самых необычных городов в России является Тутаев. Находящийся в Ярославской области, он практически пополам разделен великой рекой Волгой и при этом в окрестностях нет ни одного моста, который соединял бы две городские части.

Туристов в Тутаев привлекают древние церкви, создающие причудливые архитектурные ансамбли на краю Волжского берега. Кроме этого, интересными для осмотра являются уцелевшие старинные усадьбы и необычный уклад жизни двух половинок города, связанных между собой только паромной переправой.

Для того, чтобы познакомиться с этим уникальным городком и его достопримечательностями, потребуется пара дней.

В краеведческом музее Тутаева вам расскажут историю его создания, которая во многом и объясняет необычное устройство города. Первое поселение на левом берегу Волги было основано в 1283 году Угличским князем Романом Васильевичем, названное Романов, а позже, в 1430 на противоположном правом берегу была основан рыбацкий поселок, на территории которого возвели церковь и освятили ее именами святых великомучеников Бориса и Глеба. Со временем за слободой закрепилось название Борисоглебской.

В начале XIX века оба города были объединены в одни административную единицу под названием Романов-Борисоглебск. А с приходом советской власти, город получил свое современное название по имени красноармейца Тутаева, который погиб во время Ярославского мятежа.

Так сложилось, что почти за 8 веков, мост между Романовской и Борисоглебской стороной построен так и не был. И сегодня эти две части одного города живут абсолютно разной жизнью. Рядом с Борисоглебской стороной проходит федеральная трасса, ведущая в Ярославль, есть железнодорожная станция. Это современный небольшой город с промышленными и торговыми предприятиями. Романовская сторона хранит в себе колорит XIX века и именно здесь сконцентрировано большинство сохранившихся построек XVII-XIX веков.

Главными достопримечательностями Тутаева по праву считаются его храмы. Самым древним из них является Крестовоздвиженский собор, построенный по указанию Ивана Грозного в 1570 году. На сводах собора сохранились фрески XVI-XVII веков, а его купола доминируют над всей панорамой окрестностей.

Еще одним известным храмом является собор Воскресения господня, построенный в середине XVII века. Знаменит он, прежде всего, необычной росписью своих внутренних сводов и фасадной части. Но главной его ценностью является чудотворный образ Спаса, датированный началом XV века. По преданию древняя трехметровая икона со специальным лазом внизу способна исцелять от психических недугов. Тысячи паломников ради излечения себя или детей стремятся попасть в этот удел и прочесть молитву у чудодейственного образа.

С Волги открывается прекрасный вид на город, и проходящие теплоходы приветствуют шпили Покровской, Преображенской-Казанской, Спасо-Архангельской, Леонтьевско-Вознесенской и Троицкой «на погосте» церквей, также являющихся основными достопримечательностями Тутаева.

В анонсе использованы материалы с сайта: http://ru-tour.com/

Еще 100 лет назад на берегу реки Солоницы можно было увидеть один из самых красивых монастырей Поволжья – Николо-Бабаевский. Царственный, окруженный вековыми дубравами, он стоял в нескольких километрах от посада Большие Соли, переименованного в советское время в поселок Некрасовское. Монастырь был известен всей России, его удачное расположение между Ярославлем и Костромой позволяло легко добираться сюда паломникам по Волге.От былого величия сегодня сохранились лишь каменные стены и несколько строений XIX века. Сохранились чудом: варварское отношение к монастырю после революции не предполагало никакого будущего.

Официальное название: Николо-Бабаевский мужской монастырь
География: поселок Некрасовское Ярославской области.
Хронология: обитель основана в XIV веке. Каменные постройки возводились с конца XVII века. Монастырь упразднен в 1920-е годы. Возвращен Русской православной церкви в 1998 году.
Состояние: большинство храмов на территории монастыря уничтожены. Сохранились только Успенская надвратная церковь и частично перестроенная больничная церковь во имя свт. Иоанна Златоуста и прп. Сергия Радонежского начала XIX века. Новое здание Иверского собора возведено в 2010-2014 гг.
Адрес: пос. Некрасовское, ул. Волжская, д. 11. Сайт: http://babayki.orthodoxy.ru/index.html

Икона на бабайке
Название Бабаевский монастырь получил от бабаек – больших весел, использовавшихся вместо руля при сплаве леса по Волге. Когда лесопромышленники вводили лес из Волги в Солоницу, бабайки становились не нужны, и они складывались на берегу при самом устье Солоницы, возле того места, на котором находится монастырь.

По преданию, в XIV веке в здешнем месте произошло удивительное событие: явление иконы святого Николая Чудотворца. Икона приплыла по Волге на бабайке, которая пристала к брегу. Сначала икону отнесли в дубраву, а затем построили для нее часовню. Поклониться образу приезжали верующие из всех окрестных мест. И вскоре здесь образовалась иноческая обитель. Основателем Бабаевского монастыря считается один из учеников Сергия Радонежского – инок Иоанн.

Пустынь была довольно бедной. Ее часто разоряли во время набегов татары. А деревянные строения, обнесенные бревенчатой оградой, неоднократно уничтожались пожарами. Вместе с постройками сгорели и все бумаги первых лет существования монастыря.
В середине XVII века у обители, очевидно, появились благотворители, и деревянный храм наконец заменили двухэтажным каменным. Точно не известно, кто именно жертвовал монастырю деньги. Но сохранились сведения, что сам царь Алексей Михайлович пожаловал Бабаевской обители «на пропитание лесу в длину на две версты, а поперечнику на версту». Кроме подаяний от богомольцев и пожертвований со стороны благотворителей, монастырь получал доходы, сдавая в наем принадлежавшие ему земли, сдавая в аренду свои мельницы и рыбные ловли.

При настоятеле монастыря игумене Гурии в середине XVIII века было установлено ежегодное празднование Иверской иконы Божьей Матери. Гурий, страдавший от какой-то болезни ног, получил исцеление после молитвы перед Иверской иконой, пожертвованной монастырю одним из жителей посада Большие Соли. Позже на территории обители будет возведен удивительно красивый Иверский собор в византийско-романско-русском стиле по проекту архитектора Ивана Горностаева.

В 1798 году на территории монастыря была построена каменная трехъярусная колокольня. Затем и деревянную ограду монастыря заменили на каменную. В 1814 году была возведена Успенская надвратная церковь, а в 1821-м – больничная церковь во имя свт. Иоанна Златоуста и прп. Сергия Радонежского (называемая часто Златоустовской церковью, или больничным храмом). Одновременно с 1817 по 1823 годы на северной стороне монастыря строился новый пятиглавый храм во имя святого Николая Чудотворца. А для богомольцев была выстроена двухэтажная каменная гостиница. Как выглядели церкви и храмы в те годы, теперь можно увидеть только на дореволюционных фотографиях С.М. Прокудина-Горского…

Современник Пушкина и Глинки
В 1846 году в монастырь приехал в отпуск из-за болезни настоятель Сергиевской пустыни под Петербургом архимандрит Игнатий (Брянчанинов). Он провел в обители 11 месяцев. Это посещение имело для монастыря важные последствия.
Святитель Игнатий (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов) родился в 1807 году в селе Покровском Вологодской губернии. Его отец принадлежал к старинной дворянской фамилии Брянчаниновых, родоначальником которой был боярин Михаил Бренко, оруженосец князя Дмитрия Донского. В семье Брянчаниновых росло четыре дочери и пять сыновей, Дмитрий был самым старшим.
По настоянию отца Дмитрий поступил в Главное военно-инженерное училище в Санкт-Петербурге. Окончил его в 1826 году в чине поручика. В годы учебы был желанным гостем во многих великосветских домах, приглашался на литературные вечера, которые посещали в числе других А.С. Пушкин, И.А. Крылов, К.Н. Батюшков… Особенно Дмитрий подружился с братьями Муравьевыми, спустя годы стал для них еще и духовником.

Прослужив около года в Динабургской крепости, Брянчанинов заболел и осенью 1827 года вышел в отставку. Он сразу же уехал в Александро-Свирский монастырь, где стал послушником. После жил в разных обителях, а в 1831 году был пострижен в монахи, получив имя Игнатий – в честь священномученика Игнатия Богоносца.

Игнатий (Брянчанинов) назначался настоятелем нескольких монастырей. Был талантливым руководителем, возрождал обители буквально из запустения: при нем перестраивались ветхие здания и кельи, восстанавливалось хозяйство, создавался высокого уровня хор. По его просьбе известные композиторы того времени даже специально писали произведения для церковного хора. А с изучением древней русской музыки помогал Михаил Глинка.

Своим процветанием в конце XIX века обязан Игнатию (Брянчанинову) и Николо-Бабаевский монастырь. Сюда в октябре 1861 года епископ Игнатий, уволенный на покой, прибыл в качестве настоятеля. К тому времени это была малоизвестная обитель, которая пришла в крайне плачевное состояние. Не было даже продовольствия, накопились большие долги, а многие здания, в частности, соборный храм, обветшали.
В короткий срок новый владыка смог улучшить материальное положение монастыря, произвести капитальный ремонт зданий, восстановить хлебопашество и построить новый храм в честь Иверской иконы Божией Матери.

В конце 1862 года на жительство в Бабаевскую обитель приехал и родной брат владыки Петр Брянчанинов, ранее занимавший должность Ставропольского губернатора. В монастыре он поселился на правах богомольца. Все свои сбережения братья Брянчаниновы пожертвовали на ремонт зданий и возведение Иверского собора.

В свободные часы епископ Игнатий редактировал свои прежние сочинения, а также написал ряд новых. Его труды еще при жизни разошлись по многим обителям – от Саровской пустыни и Киево-Печерской лавры до далекого Афона.
Утром 30 апреля 1867 года Игнатий (Брянчанинов) скончался. Его тело было погребено в Златоустовской церкви. А в 1988 году на Поместном соборе Русской православной церкви Игнатий (Брянчанинов) был причислен к лику святых.

На месте бывших руин
К началу 1920-х годов богослужение в соборном храме Николо-Бабаевского монастыря прекратилось, а большинство монахов разъехались по разным местам. На территории обители был организован детский дом, затем школа сельской молодежи. Здесь же располагался совхоз «Революция», позже – районный исполком.

Постепенно разбирались монастырские постройки. Дошла очередь и до соборного храма. В середине 1930-х годов его начали разбирать на кирпич и увозить в поселок Красный Профинтерн для строительства бани. Однако качество и крепость стен храма были настолько высоки, что разобрать его полностью не удавалось, тогда решено было его взорвать. Летом 1940 года в монастырь приехала специальная бригада. В отверстия, просверленные в стенах Иверского храма, заложили взрывчатку. По свидетельствам очевидцев, после первого взрыва собор устоял. Но второго не выдержал – рухнул. При этом купол сохранился и простоял несколько лет над горой обломков, а во время Великой Отечественной войны был распилен на металлолом.

Какое-то время на территории бывшей обители сохранялись трехъярусная колокольня и частично перестроенная церковь свт. Иоанна Златоуста и прп. Сергия Радонежского, в которой оставались мощи святителя Игнатия (Брянчанинова).
С 1941 по 1945 годы в зданиях бывшего монастыря размещался госпиталь. Сюда часто долетали немецкие самолеты во время бомбардировок. И главврач больницы приказал взорвать колокольню, считая, что она может привлечь внимание немцев.
После войны госпиталь ликвидировали и открыли здесь детскую трудовую колонию, при которой имелась своя школа. В голодное послевоенное время даже за незначительную кражу могли дать 5 лет. В колонию в основном попадали дети, укравшие кусок хлеба или несколько картофелин. Для обучения воспитанников колонии в бывшей Златоустовской церкви установили токарные станки. А на месте, где стоял Иверский собор, устроили футбольное поле.

В середине 1950-х годов колонию закрыли, передав помещения областному детскому туберкулезному санаторию. Позже отдали территорию под пансионат «Левашово».

В 1988 году, когда Игнатия (Брянчанинова) причислили к лику святых, представители Ярославской епархии извлекли его мощи из Златоустовской церкви и перевезли их в Толгский женский монастырь. Вслед за этим событием каким-то мистическим образом последовало почти полное разрушение обители. Один за другим случались пожары. Провалилась крыша в одном из зданий. Началось разграбление, в ходе которого местные жители вывозили окна, двери, полы, балочные перекрытия и кирпич – всё, что могли утащить.
В 1998 году территория монастыря была передана Ярославской епархии. Здесь поселились несколько монахов с настоятелем игуменом Борисом (Долженко). Началось восстановление разрушенной обители. В 2014 году было возведено новое здание Иверского собора – не такого величественного, как прежний, конечно. Стены его пока еще не расписаны. Но сегодня Николо-Бабаевская обитель – это действующий мужской монастырь. Каким он и создавался 7 веков назад.

Материал подготовила: Лора Непочатова / фото: из архива монастыря

Явившегося на бабайках - специальных веслах, которые использовались для сплава леса.

Сохранилось древнее известие об этом явлении:

«Икона чудотворная святого Николы, приплыв рекою Волгою на бабайке, большом весле, приста к брегу; благовернии же людие, обретоша оную, изнесоша и поставиша на брег в дубраву зело красну, идеже монастырь ныне; и начаша людие мнозии стекатися на поклонение святой иконе и чудеса деяхуся; и прииде некто инок Сергиева монастыря Иоанн и устрой первый храм молитвенный из бабаек и придел во имя Сергия Чудотворца Радонежского; и начаша монастырь созидати, и великую нужду претерпеваху от ограблений и разорения злых людей ».

Была устроена деревянная часовня, куда прибывали верующие для поклонения образу свт. Николая.

Монастырь долгое время был малоизвестен и существовал в виде бедной пустынной обители.

"Монастырь найден мною в состоянии разрушения и разорения и в долгу, строение [соборного Иверского] Храма начато при ничтожнейших средствах, но в настоящее время половина здания выведена вчерне, а к концу лета надеемся вывести под кирпич " , - писал епископ Игнатий архиепископу Ярославскому Нилу (Исаковичу) в письме от 30-го июля года.

Деятельность преосвященного Игнатия (Брянчанинова) положила начало процветания обители во всех отношениях.

Статистика

Храмы

Соборный храм в честь Иверской иконы Божией Матери

В году на его месте была сооружена новая небольшая одноглавая деревянная церковь с колокольней.

11 августа года состоялось освящение престола храма, использовавшегося после закрытия монастыря для установки памятника Ленину.

Храм во имя святого Иоанна Златоуста и Преподобного Сергия Радонежского

Теплый храм на южной стороне, примыкавший западной стеной к двухэтажному корпусу. Был заложен в году. Иконы для иконостаса этой церкви писали усольские иконописцы Хухоревы.

В храме были погребены преосвященные епископы.

Николо-Бабаевский (Бабайский) монастырь - действующий мужской православный монастырь в посёлке Некрасовское при впадении в Волгу реки Солоницы..

Точно неизвестно, когда был основан монастырь (по одним данным, в XIV, по другим, в XVI веке). Место, где заложили обитель, называлось Бабайки. Бабайка - это весло, которое употреблялось вместо руля при сплаве леса по Волге. Когда лесопромышленники заводили плоты в устье Солоницы, бабайки были им не нужны, и их складывали здесь на берегу. Согласно преданию, основание Николо-Бабаевского монастыря связано с обретением на этом месте иконы Николая Чудотворца, приплывшей на одной из бабаек.

Этот чудотворный образ привлекал к себе многочисленных богомольцев. Установилась традиция торжественно носить эту чудотворную икону из монастыря в Кострому и Ярославль. В зимнее время ежегодно икона находилась в каждом из этих городов ежегодно от трех до четырех недель.

Первое письменное свидетельство о Бабайском монастыре относится к 1627 году.

Известно, что царь Алексей Михайлович пожаловал обители мельницу.

Множество знаменитых русских боярских родов: князья Сицкие, Хилковы, Львовы, Голенищевы-Кутузовы, Салтыковы, Хитрово, Чоглоковы и другие - благотворили монастырю, цари и патриархи были его вкладчиками.

К началу XVIII века Николо-Бабаевский монастырь имел многочисленные вотчины в Костромской губернии. В 1764 году, согласно манифесту Екатерины Второй, он причислен к сверхштатным.

В Бабайском монастыре неоднократно бывал Николай Алексеевич Некрасов, чьё детство прошло в сельце Грешнево, на противоположном берегу Волги.

«Кругом все та же даль и ширь,

Все тот же виден монастырь

На острову среди песков.

И даже трепет прежних дней

Я ощутил в душе моей,

Заслыша звон колоколов».

Так поэт описывал Николо-Бабаевский монастырь. И хотя монастырь расположен совсем не на острове, в весенний разлив вода доходит до самых стен монастыря, и тогда здания его кажутся стоящими на воде или на острове.

В стихотворении «Горе старого Наума» Некрасов также упоминает монастырь: «Вблизи - Бабайский монастырь, село Большие Соли…»

В Николо-Бабаевском монастыре жил известный русский богослов и аскетический писатель XIX века – святитель Игнатий Брянчанинов.

Впервые св. Игнатий посетил это место в 1847году. Святителю полюбилась эта обитель. Летом 1861 года, будучи епископом Кавказским, Игнатий Брянчанинов подал прошение об увольнении на покой по причине плохого здоровья. Святитель попросил себе настоятельство в Николо-Бабаевском монастыре. Просьба его была удовлетворена.

Здесь он вёл уединённую молитвенную жизнь, написал монументальные труды: «Приношение современному монашеству» и «Отечник», а также множество назидательных писем.

В то же время св. Игнатий постоянно заботился о монастыре. Благодаря его стараниям был построен новый грандиозный собор (законченный уже после его смерти). Николо-Бабаевский монастырь вскоре стал одной из самых известных и почитаемых обителей России. Здесь, в обители, он умер в 1867 году.

В монастыре свою первую книгу пророчеств о судьбе России закончил прозорливый монах Авель (1757- 1841). В 1906г. здесь шесть месяцев провел известный русский духовный писатель С.А. Нилус.

В 1920 г. монастырь был закрыт, все святыни монастыря, включая древний чудотворный образ св. Николая, бесследно исчезли. За годы советской власти два храма из четырех были взорваны. В годы войны 1941-1945 в стенах обители был расквартирован госпиталь, позднее в монастырских зданиях размещались дом престарелых и детский дом, колония для малолетних преступников и детский туберкулезный санаторий.

После закрытия в 80-х гг. противотуберкулезного санатория, бесхозные монастырские строения быстро стали разрушаться и разворовываться. В 1988 году, после канонизации Игнатия Брянчанинова, его мощи были перенесены в ярославский Толгский монастырь. С 1998 г. Николо-Бабаевский монастырь вновь действует.

Описание старой фотографии: Монастырь расположен в 28 км от Ярославля, у поселка Некрасовское (бывший посад Большие Соли), при впадении в Волгу реки Солоницы.
Время основания монастыря точно неизвестно (по одним данным, XIV, по другим, XVI век). Но все предания сходятся в одном: основание монастыря связано с явлением чудотворного образа Св. Николая, явившегося на бабайках - так назывались специальные весла, которые использовались для сплава леса.
Каменные здания, дошедшие до XX в., были сравнительно поздними - здесь едва ли были постройки старше, чем первой половины XIX в.
История монастыря связана с жизнью в нем святителя Игнатия (в миру Дмитрия Александровича Брянчанинова) - замечательного русского богослова ХIХ века.
Впервые св. Игнатий посетил это место в 1847 году. В это время он, архимандрит Троице-Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом, был прислан в Николо-Бабаевский монастырь для поправления здоровья. Позже св. Игнатий стал епископом Кавказским. Однако к 1861 г. его здоровье вновь ухудшилось, и святитель подал прошение об увольнении на покой и попросил себе настоятельство в Николо-Бабаевском монастыре. Просьба была удовлетворена. Здесь он умер в 1867 г.
Во время пребывания в Николо-Бабаевском монастыре св. Игнатий написал многие из своих книг. В то же время он и постоянно заботился о монастыре. Благодаря его стараниям был построен новый грандиозный собор (законченный уже после его смерти). Николо-Бабаевский монастырь вскоре стал одной из самых известных и почитаемых обителей России. В таком состоянии он и был запечатлен Прокудиным-Горским.
С приходом к власти большевиков положение полностью изменилось. В 1920 г. монастырь был закрыт, при этом все святыни монастыря, включая древний чудотворный образ св. Николая, бесследно исчезли. За советское лихолетье очень пострадали постройки монастыря. Два храма из четырех, и притом наиболее монументальные - собор Иверской иконы Божией Матери и зимний собор св. Николая Чудотворца - были взорваны.
Последним из советских учреждений, располагавшихся в монастыре, был противотуберкулезный диспансер. В 1980-х гг. диспансер выехал отсюда, и остатки монастыря стали быстро разрушаться и разворовываться. В таких условиях в 1988 г., после канонизации Игнатия (Брянчанинова) его мощи были перенесены отсюда в возрождавшийся Толгский монастырь.
С 1998 г. Николо-Бабаевский монастырь вновь действует. С тех пор восстановлен маленький храм св. Иоанна Златоуста и построена новая деревянная церковь св. Николая Чудотворца. Однако до сих пор он испытывает огромные трудности. Его братия крайне немногочисленна: по данным 2006 г., в нем было только четыре монаха.фотографии С.М.Прокудина-Горского
(1902 - 1916)