Природа - это материальный мир, являющийся основным объектом изучения науки. Чаще всего «природа» употребляют, характеризуя естественную среду обитания человека. Это Вселенная, все, что окружает человека, за исключением рукотворных вещей. Природа является совокупностью естественных условий существования человека и общества, в котором он . Природу можно условно разделить на категории и определения: живая и не живая, дикая и окультуренная, естественная и искусственная и т. д.Русский термин «природа» частично происходит от латинского natura (материальный мир). Энциклопедическое значение этого слова определяет его, как все сущее в широком смысле. То есть, весь мир в многообразии его форм. Часто употребляется в одном ряду с понятиями: универсум, материя, Вселенная. Природа является объектом естествознания. Деятельность человека и общества оказывает заметное влияние на природу, как негативное, так и позитивное. Эти факторы требуют установления гармоничного взаимодействия между природой и .Составляя единое звено, человек и природа не могут обходиться друг без друга. Выразить словами понятие «природа» довольно сложно, так как это что-то неразгаданное и необъятное. С другой стороны, природа создала нас, она нас окружает. Природа - это все, чем наполнена и заселена наша планета: леса, горы, моря, океаны, флора , человек... Не , что человек беспомощен перед природой, однако он способен ее разрушить. Состояние природы в огромной степени зависит от человеческого отношения к ней. Если современная , вольно или невольно, будет естественную гармонию , то не стоит потом удивляться глобальным катастрофам и стихийным бедствиям. Все в мире взаимосвязано. Человек должен бережнее относиться к , чтобы не навредить самому себе. Это ему вполне по силам.

Связанная статья

Источники:

  • как пишется слова природа

Бывая на прогулке в лесу или отдыхая на берегу реки, можно увидеть разнообразные растения и удивительные деревья. Причем сочная растительность в лесах Подмосковья резко отличается от традиционных деревьев и сухостоя степной местности. Так же отличаются друг от друга и дикие животные, населяющие разные природные ареалы. Все виды растений и животный мир называются «флора и фауна» конкретного региона.

Флора и растительность

Сегодня флора в ботанике представляет собой всех подвидов растений, которые произрастают или произрастали ранее на строго определенной территории. Можно спутать понятия «растительность» и «флора», воспринимая их синонимами, хотя это разные вещи. Например, можно рассуждать о флоре Курской области, Кольского полуострова или флоре Приморья. При этом чем больше размер региона, тем богаче представлена ее флора.

Так флора всего Ставропольского края насчитывает приблизительно 1200 видов растений, а флора России уже более 18 тыс., включая голосеменные, папоротники, хвощи и почвопокровные растения. Оранжерейные и комнатные растения к флоре не относятся.

Под определением "растительность определенной территории" понимают совокупность растительных , произрастающих в данном регионе. К примеру, для Московской области характерны различные виды лесов, болот и лугов. А вот растительность всей территории России будет гораздо богаче и многообразнее. В ее состав входят значительно больше растительных сообществ, в т.ч. горных, тундровых, лесостепных, пустынных и пр.

Еще словосочетание «флора и » употребляется при исследовании всех микроорганизмов, которые характерны для конкретного органа человека. Как, например, флора гортани.

Представители фауны

Понятие фауна означает совокупность всех видов животных, которые обитали или по сей день живут в данной местности. Животные, находящиеся в зоопарках, и домашние питомцы в состав фауны не входят. Основным признаком каждой фауны является экологическая природа видов, входящих в ее состав. Так, фауна тропического леса характеризуется наличием большого количества животных, приспособленных к обитанию на деревьях. Это различные лазающие млекопитающие, рептилиии, птицы, многие насекомые и другие животные, которые привыкли питаться и плодами деревьев или живут за счет разрушенной древесины.

Применяя различные методы анализа, ученые-ботаники могут с уверенностью рассказать о происхождении той или другой фауны, а также ее связях с удаленными и близлежащими фаунами. По итогам этих анализов виды животных со схожим распространением соединяются в определенные группы по месту их обитания, например - фауна острова Мадагаскар. Кроме этого, фиксируется точное расположение конкретного животного в соответствующем разделе фауны. Так, относится к энтомофауне или фауне насекомых.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Роль природы в жизни человеческого общества

Для человека, как и для любого другого биологического вида, природа - среда жизни и источник существования. Как биологический вид, человек нуждается в определенном составе и давлении атмосферного воздуха, чистой природной воде с растворенными в ней солями, растениях и животных, земной температуре. Оптимальная для человека окружающая среда - это то естественное состояние природы, которое поддерживается нормально протекающими процессами круговорота веществ и потоков энергии.

Как биологический вид, человек своей жизнедеятельностью влияет на природную среду не больше, чем другие живые организмы. Однако это влияние несравнимо с тем огромным воздействием, которое оказывает человечество на природу благодаря своему труду. Преобразующее влияние человеческого общества на природу неизбежно, оно усиливается по мере развития общества, увеличения числа и массы веществ, вовлекаемых в хозяйственный оборот. Вносимые человеком изменения сейчас приобрели настолько крупные масштабы, что превратились в угрозу нарушения существующего в природе равновесия и препятствие Для дальнейшего развития производительных сил. Долгое время люди смотрели на природу как на неисчерпаемый источник необходимых для них материальных благ. Однако, сталкиваясь с отрицательными последствиями своего воздействия на природу, они постепенно пришли к убеждению в необходимости ее рационального использования и охраны.

Охрана природы - это система научно обоснованных международных, государственных и общественных мер, направленных на рациональное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов, на защиту природной среды от загрязнения и разрушения в интересах существующих и будущих поколений людей.

Основная цель охраны природы состоит в поддержке динамического равновесия естественных природных процессов, сохранении биологического разнообразия растений, животных, микроорганизмов, обеспечивающих благоприятные условия для жизни настоящих и последующих поколений людей, развития производства, науки и культуры всех народов, населяющих нашу планету. Прогрессивное устойчивое развитие человеческого общества невозможно без рационального природопользования, которым называют совокупность всех форм эксплуатации природных ресурсов и действенных мер по их сохранению и восстановлению.

Исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы

Естественно, что в связи с разными историческими этапами развития человеческого общества меняются и проблемы использования природных ресурсов и охраны природы. Человек - относительно молодой житель Земли, он включился в ее экологические системы около 3,5 млн лет назад. Тогда воздействие людей на окружающую среду было незначительным из-за небольшой их численности. Около 1,5 млн лет назад численность людей не превышала 500 тыс. особей. Люди кочевали небольшими группами, собирая съедобные растения, охотясь на животных, вылавливая рыбу. Следы их воздействия быстро сглаживались природой, как только собиратели, охотники и рыболовы покидали места своих стоянок. Первым был приручен волк, помогавший людям охотиться на животных, позже произошло одомашнивание крупного рогатого скота, потом лошадей. Примерно 10-12 тыс. лет назад в благоприятных условиях люди перешли к оседлому образу жизни и стали заниматься земледелием. Начальная фаза преобразования окружающей природной среды связана с развитием животноводства и земледелия. Нарастание преобразующей деятельности человеческого общества, связанное с развитием промышленности, продолжается и в настоящее время. Так, в первой половине XX в. особое беспокойство вызывало очень быстрое истощение природных ресурсов и возможная гибель человечества из-за полного исчерпания рудных месторождений и нефти. Сейчас на первое место выдвигаются угрожающие загрязнения окружающей среды, нарушение природных биоценозов, вырубка лесов, почвенная эрозия, исчезновение редких видов животных и растений. Природные объекты и явления, которые человек использует в процессе труда, называются природными ресурсами. К ним относятся атмосферный воздух, вода, почва, полезные ископаемые, солнечная радиация, климат, растительность, животный мир. По степени их истощения они делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые.

Исчерпаемые ресурсы, в свою очередь, подразделяются на возобновимые и невозобновимые. К невозобновимым относят те ресурсы, которые не возрождаются или возобновляются в сотни раз медленнее, чем они расходуются. К ним относятся нефть, каменный уголь, металлические руды и большинство других полезных ископаемых. Запасы этих ресурсов ограничены, охрана их сводится к бережному расходованию.

Возобновимые природные ресурсы - почва, растительность, животный мир, а также такие минеральные соли, как глауберова и поваренная, осаждающиеся в озерах и морских лагунах. Эти ресурсы постоянно восстанавливаются, если сохраняются необходимые для этого условия, а скорость использования не превышает темпы естественного возрождения. Восстанавливаются ресурсы с разной скоростью: животные - за несколько лет, леса - 60-80 лет, а почвы, потерявшие плодородие, - в течение нескольких тысячелетий. Превышение темпов расходования над скоростью воспроизводства ведет к истощению и полному исчезновению ресурса.

Неисчерпаемые ресурсы включают водные, климатические и космические. Общие запасы воды на планете неисчерпаемы. Основу их составляют соленые воды Мирового океана, но их пока мало используют. В отельных районах воды морей и океанов загрязняются нефтью, отходами бытовых и промышленных предприятий, выносом с полей удобрений и ядохимикатов, что ухудшает условия обитания морских растений и животных. Пресная вода, необходимая для человека, - исчерпаемый природный ресурс. Проблема пресной воды с каждым годом обостряется в связи с обмелением рек и озер, возрастанием расхода воды на орошение и нужды промышленности, загрязнением вод производственными и бытовыми отходами.

Необходимо бережное расходование и строгая охрана водных ресурсов.

Климатические ресурсы - атмосферный воздух и энергия ветра - неисчерпаемы, но с развитием промышленности и транспорта воздух стал сильно загрязняться дымом, пылью, выхлопными газами. В крупных городах и промышленных центрах загрязнение воздуха становится опасным для здоровья людей. Борьба за чистоту атмосферы стала важной природоохранной задачей.

К космическим ресурсам относятся солнечная радиация, энергия морских приливов и отливов. Они неисчерпаемы. Однако в городах и промышленных центрах солнечная радиация сильно уменьшается из-за задымленности и запыленности воздуха. Это отрицательно сказывается на здоровье людей.

Принципы и правила охраны природы

Хозяйственная деятельность вызывает в природе многочисленные изменения, последствия которых необходимо уметь прогнозировать. В процессе длительного использования природных ресурсов были разработаны общие принципы и правила рационального использования и охраны природы.

Первый принцип сводится к тому, что все явления природы имеют для человека множественное значение и должны оцениваться с разных точек зрения. К каждому явлению необходимо подходить с учетом интересов разных отраслей производства и сохранения восстановительной силы самой природы.

Так, лес рассматривается прежде всего как источник древесины и химического сырья, однако леса имеют водорегулирующее, почвозащитное, климатообразующее значение. Лес важен как место отдыха людей. В этих случаях промышленное значение леса отодвигается на второй план.

Река не может служить только транспортной магистралью или местом для сооружения гидроэлектростанций. Нельзя использовать реку как место для стока отработанных промышленных вод. Реки доставляют в моря биогенные вещества, необходимые для живых организмов. Поэтому использовать реку только в интересах одной отрасли, как э часто бывает, нерационально. Необходимо комплексное ее использование в интересах различных отраслей производства, здравоохранения, туризма с учетом сохранения чистоты водоема и восстановления в нем пасов воды.

Второй принцип заключается в необходимости строгого учета местных условий при использовании и охране природного ресурса. Его называют правилом региональности. Особенно это касается использования водных и лесных богатств.

На Земле много мест, где сейчас ощущается дефицит пресной воды. Избыток воды в других местах не улучшает затруднительного положения с водой в засушливых районах.

Там, где лесов много и они не освоены, допустимы интенсивные рубки, а в лесостепных районах, в центральных промышленно развитых и густо населенных областях России, где лесов мало, лесные ресурсы надо расходовать очень бережно, с постоянной заботой об их возобновлении.

Правило региональности действует и в отношении животного мира. Один и тот же вид промыслового животного в одних районах нуждается в строгой охране, в других, при высокой численности, возможен интенсивный его промысел.

Нет ничего более губительного, чем интенсивное расходование ресурса там, где он в недостатке, на основании того, что в других местах этот ресурс находится в избытке. Согласно правилу региональности обращение с одним и тем же природным ресурсом в разных районах должно быть различным и зависеть от того, как этот ресурс в данной местности представлен в настоящее время.

Третий принцип, вытекающий из взаимной связи предметов и явлений в природе, состоит в том, что охрана одного объекта означает одновременно охрану и других объектов, тесно с ним связанных.

Охрана водоема от загрязнения - это одновременная охрана рыб, обитающих в нем. Сохранение с помощью лесной растительности нормального гидрологического режима местности - это и предупреждение эрозии почвы. Охрана насекомоядных птиц и рыжих лесных муравьев - это одновременная охрана леса от вредителей.

Часто в природе складываются отношения противоположного характера, когда охрана одного объекта приносит вред другому. Например, охрана лося местами приводит к его перенаселению, а это наносит ощутимый ущерб лесу из-за повреждения подроста. Значительный вред растительности некоторых национальных парков Африки приносят слоны, в избытке населяющие эти территории. Поэтому охрана каждого природного объекта должна быть соотнесена с охраной других.

Следовательно, охрана природы должна быть комплексной. Охраняться должна не сумма отдельных природных ресурсов, а природный комплекс (экосистема), включающий различные компоненты, соединенные естественными связями, сложившимися в процессе длительного исторического развития.

Охрана и использование природы - это на первый взгляд два противоположно направленных действия человека. Однако антагонистического противоречия между этими действиями нет. Это две стороны одного и того же явления - отношения человека к природе. Поэтому вопрос который иногда задают, - охранять природу или использовать ее ~ не имеет смысла. Природу надо использовать и охранять. Без этого невозможен прогресс человеческого общества. Природу необходимо охранять в процессе ее рационального использования. Важно разумное соотношение ее использования и охраны, что определяется количеством и распределением ресурсов, экономическими условиями страны, региона, социальными традициями и культурой населения. Основной принцип охраны природы - охрана в процессе ее использования.

Правовые основы охраны природы

Правовой основой охраны природы являются Конституция РФ, международные договоры, законы об охране природы и основных компонентов окружающей природной среды, постановления законодательных учреждений разного уровня. Высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории России имеет Конституция РФ. Ею закреплено право человека на благоприятную окружающую среду. Естественно, чтобы действенно пользоваться им, необходимо использовать право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (статья 42). Правила и принципы охраны природы выполняются людьми тогда, когда они имеют законодательный характер. В настоящее время действует Закон Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" (19 декабря 1991 г.). Основой его является признание природы и ее богатств "национальным достоянием народов России, естественной основой их социально-экономического развития и благосостояния человека".

В соответствии с законом 1991 г. оценка состояния окружающей природной среды, в том числе и в чрезвычайных экологических ситуациях, должна оцениваться как с позиций здоровья населения, так и состояния естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.

Основными задачами природоохранительного законодательства Российской Федерации являются "регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращение экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды, укрепление законности и правопорядка в интересах настоящих и будущих поколений людей".

В законе сформулированы экологические требования, предъявляемые ко всем хозяйственным структурам. Эти требования адресован предприятиям, организациям, учреждениям, независимо от форм собственности и подчиненности, и отдельным гражданам.

"В соответствии с законодательством РФ международные договоры имеют преимущественную силу по сравнению с внутренними государственными законами. Однако, чтобы международный договор имел юридическую силу в России, он не только должен быть подписан уполномоченными лицами, но и ратифицирован (одобрен) Федеральным Собранием РФ.

Однако нормы закона не действуют автоматически, они выполняются и проверяются государственными органами управления и контроля, прокуратурой и судом, арбитражным судом, общественными организациями и объединениями. Закон должен создавать нравственную основу для поведения граждан.

Научные проблемы охраны природы

Охрана природы до недавнего времени была делом отдельных лиц и обществ, а экология первоначально не имела к охране природы никакого отношения. Этим именем Эрнст Геккель в 1866 г. в монографии "Всеобщая морфология" окрестил науку о взаимосвязях животных и растений, обитающих на определенной территории, их отношениях между собой и к условиям обитания.

Кто что или кого ест, как приспосабливается к сезонным изменениям климата - основные вопросы первоначальной экологии. Эту дисциплину изучали на биологических факультетах университетов, но за исключением узкого круга специалистов о ней никто ничего не знал. Перелистайте газеты и научно-популярные журналы, выходившие у нас до 1970 г., и вы нигде не встретите слова "экология".

А сейчас оно у всех на слуху. Экологию преподают почти во всех высших учебных заведениях страны, издаются специальные экологические газеты и журналы, по экологии защищают многочисленные диссертации.

Такая резкая перемена на протяжении 30 лет произошла в силу двух взаимосвязанных обстоятельств, характерных для второй половины века: роста населения Земли и научно-технической революции.

Быстрый рост населения Земли получил название демографического взрыва. Об этом явлении трудно судить по России, где население начиная с 1993 г. начало убывать, и даже по Западной Европе, где оно растет очень медленно, но его хорошо иллюстрируют данные демографической статистики Китая, стран Африки, Латинской Америки, юга Азии, где население растет гигантскими темпами.

В начале века на Земле жили 1,5 млрд человек. В 1950 г., несмотря на потери в двух мировых войнах, численность населения возросла до 2,5 млрд, а затем стала ежегодно увеличиваться на 70-100 млн человек. В 1993 г. численность населения Земли достигла 5,5 млрд человек, т.е. удвоилась по сравнению с 1950 г., а в 2000 г. превысит 6 млрд.

Не останавливаясь на причинах демографического взрыва, отметим, что он сопровождался изъятием у природы огромных территорий под жилые дома и общественные учреждения, автомобильные и железные дороги, аэропорты и пристани, посевы и пастбища. Сотнями квадратных километров вырубались тропические леса. Под копытами многочисленных стад степи и прерии превращались в пустыни.

Одновременно с демографическим взрывом произошла и научно-техническая революция. Человек освоил ядерную энергию, ракетную технику и вышел в Космос. Он изобрел компьютер, создал электронную технику и промышленность синтетических материалов.

Демографический взрыв и научно-техническая революция привели к колоссальному увеличению потребления природных ресурсов. Так, ныне в мире ежегодно добывается 3,5 млрд т нефти и 4,5 млрд т каменного и бурого угля. При таких темпах потребления стало очевидным исчерпание многих природных ресурсов в ближайшее время. Одновременно отходы гигантских производств стали все больше загрязнять окружающую природную среду, разрушая здоровье населения. Во всех промышленно развитых странах большое распространение получили раковые, хронические легочные и сердечно-сосудистые заболевания.

Первыми забили тревогу ученые. Начиная с 1968 г., итальянский экономист Аурелио Печчеи стал ежегодно собирать в Риме крупных специалистов из разных стран для обсуждения вопросов о будущем цивилизации. Эти встречи получили название Римского клуба. Весной 1972 г. вышла первая книга, подготовленная Римским клубом, с характерным названием "Пределы роста". А в июне того же года ООН провела в Стокгольме Первую международную конференцию по окружающей среде и развитию, которая обобщила материалы о загрязнении и его вредном влиянии на здоровье населения многих стран. Участники конференции пришли к выводу, что человек из субъекта, изучавшего экологию животных и растений, в новых условиях сам должен превратиться в объект многосторонних экологических исследований. Они обратились к правительствам всех стран мира с призывом создавать для этой цели специальные государственные учреждения.

После конференции в Стокгольме экология соединилась с охраной природы и начала приобретать теперешнее большое значение. В разных странах стали создаваться министерства, департаменты и комитеты по экологии, причем их главной целью стал мониторинг окружающей природной среды и борьба с ее загрязнением для сохранения здоровья населения. В СССР в 1973 г. была создана Комиссия по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов при Президиуме Совета Министров. На ее базе в 1987 г. был образован Госкомитет. В первое правительство независимой России он вошел под названием Министерства экологии, но потом снова был переименован в Комитет, и слово "экология" осталось только в его сокращенном названии (Госкомэкологии).

Для проведения исследований по экологии человека требовалась теоретическая основа. Такой основой сначала русские, а потом и зарубежные исследователи признали учение В.И. Вернадского о биосфере и неизбежности ее эволюционного превращения в сферу человеческого разума - ноосферу.

Экологические проблемы современности по своим масштабам условно могут быть разделены на локальные, региональные и глобальные и требуют для своего решения неодинаковых средств и различных по характеру научных разработок.

Пример локальной экологической проблемы - завод, сбрасывающий без очистки в реку свои промстоки, вредные для здоровья людей. Это - нарушение закона. Органы охраны природы или даже общественность должны через суд оштрафовать такой завод и под угрозой закрытия заставить его строить очистные сооружения. Особой науки при этом не требуется.

Примером региональных экологических проблем может служить Кузбасс - почти замкнутая в горах котловина, заполненная газами коксовых печей и дымами металлургического гиганта, об улавливании которых при строительстве никто не думал, или высыхающее Аральское море с резким ухудшением экологической обстановки на всей его периферии, или высокая радиоактивность почв в районах, прилегающих к Чернобылю.

Для решения таких проблем уже нужны научные исследования. В первом случае - разработка рациональных методов поглощения дымовых и газовых аэрозолей, во втором - точные гидрологические исследования для выработки рекомендаций по увеличению стока в Аральское море, в третьем - выяснение влияния на здоровье населения длительного воздействия слабых доз радиации и разработка методов дезактивации почв.

Однако антропогенное воздействие на природу достигло таких масштабов, что возникли проблемы глобального характера, о которых в начале XX в. никто не мог даже подозревать. Если оставить в стороне экономические и социальные аспекты, а говорить только о природе, то можно назвать следующие глобальные экологические проблемы, находящиеся в поле зрения человечества в конце XX в.: глобальное потепление климата, истощение озонового слоя, истребление лесного покрова Земли, опустынивание обширных территорий, загрязнение Мирового океана, уменьшение видового разнообразия фауны и флоры. Научные исследования нужны не только для решения или смягчения этих проблем, но и для выяснения причин их возникновения, ведь без этого решить их просто невозможно.

Поясним на примере, как вытягиваются в цепочку вопросы, требующие специального исследования.

Начавшееся во второй половине XX в. резкое потепление климата является достоверным фактом. Мы его чувствуем по более мягким, чем раньше, зимам. Средняя температура приземного слоя воздуха по сравнению с 1956-1957 гг., когда проводился Первый международный геофизический год, возросла на 0,7°С. На экваторе потепления нет, но чем ближе к полюсам, тем оно заметнее. За Полярным кругом оно достигает 2°С.

На Северном полюсе подледная вода потеплела на 1°С и ледяной покров начал подтаивать снизу.

В чем причина этого явления? Одни ученые считают, что это - результат сжигания огромной массы органического топлива и выделения в атмосферу больших количеств углекислого газа, который является парниковым, т.е. затрудняет отдачу тепла от поверхности Земли. Другие, ссылаясь на изменения климата в историческое время, считают антропогенный фактор потепления климата ничтожным и связывают это явление с усилением солнечной активности.

В связи с потеплением климата возникает ряд сопутствующих вопросов. Каковы перспективы его дальнейшего развития? Как потепление повлияет на увеличение испарения с поверхности Мирового океана и как это отразится на количестве осадков? Как будут распределяться по площади эти осадки? И ряд более конкретных вопросов, касающихся территории России: в связи с потеплением и общим увлажнением климата можно ли ожидать смягчения засух в Нижнем Поволжье и на Северном Кавказе; следует ли ждать увеличения стока Волги и дальнейшего подъема уровня Каспия; начнется ли отступление вечной мерзлоты в Якутии и Магаданской области; станет ли легче мореплавание вдоль северных берегов Сибири?

На все эти вопросы можно дать точный ответ. Однако для этого должны быть проведены различные научные исследования.

Не менее сложна в научном отношении экологическая проблема озонового слоя. Она возникла в 1982 г., когда зонд, запущенный с британской станции в Антарктиде, на высоте 25-30 км обнаружил резкое снижение содержания озона.

С тех пор над Антарктидой все время регистрируется озоновая "дыра" меняющихся форм и размеров. Позднее такая же "дыра" была обнаружена над Канадским арктическим архипелагом, над Шпицбергеном, а затем и в разных местах Евразии, в частности над Воронежем.

Истощение озонового слоя представляет гораздо более опасную реальность для всего живого на Земле, чем падение какого-нибудь сверхкрупного метеорита, ведь озон (трехатомный кислород, образующийся в стратосфере из обычного кислорода за счет энергии ультрафиолетовых и еще более коротковолновых космических лучей) не допускает опасное излучение до поверхности Земли. Если бы не озон, эти лучи разрушили бы все живое.

Истощение озонового слоя взволновало не только ученых, но и правительства многих стран. Начались поиски причин. Сначала подозрение пало на хлор- и фторуглеводороды, употребляемые в холодильных установках, так называемые фреоны. Они действительно легко окисляются озоном, тем самым уничтожая его. Были выделены крупные суммы на поиски их заменителей. Однако холодильные установки применяются преимущественно в странах с теплым и жарким климатом, а озоновые дыры почему-то наиболее ярко проявляются в полярных областях. Это вызывало недоумение. Потом было установлено, что много озона уничтожается ракетными двигателями современных самолетов, летающих на больших высотах, а также при запусках космических кораблей и спутников.

Для окончательного решения вопроса о причинах истощения озонового слоя необходимы детальные научные исследования. Другой цикл исследований нужен для выработки наиболее рациональных способов искусственного восстановления прежнего содержания озона в стратосфере. Работы в этом направлении уже начаты.

Но оставлена ли идея преобразования природы? Совершенствуется ли практика природопользования? В каком направлении меняется отношение человека к окружающей природной среде?

Ответами могут служить несколько примеров.

Первый пример. Рыболовство с давних пор было одним из главных занятий норвежцев. Ловить рыбу ходили через океан к отмелям у берегов Исландии и Нью-Фаундленда. Ловили преимущественно сельдь, но в небольшом количестве и семгу, или европейского лосося, который через фьорды заходит в горные речки Норвегии на нерест.

Около 20 лет назад норвежцы догадались изменить технику лова лососей. После захода рыбы на нерест они перегораживают выход из нескольких фьордов в море мелкоячеистой сетью. После созревания икры мальки лососей скатываются по речкам во фьорд, но выйти из него не могут. Их подкармливают сначала рыбным фаршем, а потом мелкой "сорной" рыбой, которую вылавливают у берегов Норвегии. Молодые лососи быстро растут, через 3-4 года достигают веса 9-10 кг, после чего их легко вылавливают неводами.

Новый способ разведения и лова позволил Норвегии увеличить ежегодную добычу лосося с нескольких десятков тысяч тонн до 500 тыс. т, т.е. более чем на порядок. В любом европейском ресторане теперь можно получить сравнительно дешевую норвежскую лососину. А норвежские рыболовы стали жить намного богаче.

Другим примером целесообразного изменения природных экосистем может служить разведение морских моллюсков в Японии, Китае и Вьетнаме. В этих странах некоторые виды бентосных морских моллюсков с давних пор употребляют в пищу. Однако в последние два десятилетия началось их искусственное разведение. Обширные площади прибрежного мелководья этих стран были предварительно расчищены от другой донной фауны, а потом заселены теми видами съедобных моллюсков, что наиболее быстро растут.

Никто не знает, сколько съедобных морских моллюсков вылавливали раньше, но в последние годы их суммарная добыча составила 5 млн т, и это стало существенным подспорьем в пищевом балансе населения Юго-Восточной Азии.

Примером рационального природопользования может также служить лесное хозяйство Германии, где приняли закон (и он строго соблюдается), что площадь, занимаемая лесами, не должна быть меньше 27% всей территории страны. В лесах там нет ни поваленных гниющих стволов деревьев, ни пней. Леса Германии все вторичные и однородные. Для посадок выбраны породы деревьев с хорошей, крепкой древесиной и относительно быстрым ростом. До высоты примерно 600 м леса состоят из бука, а в горных районах юга Германии - из особого вида ели. Бук относительно быстро наращивает древесину - за 45 лет, ель - за 60 лет. По достижении такого возраста лес вырубают, а освободившиеся площади засаживают молодыми деревьями. Такой способ ведения лесного хозяйства обеспечивает Германию необходимой древесиной и не нарушает экологического равновесия. В лесах Германии водятся благородные олени, косули, кабаны и зайцы, гнездятся тетерева и певчие птицы.

Эти примеры показывают то отношение человека к окружающей природной среде, которое должно стать господствующим в век ноосферы. Верится, что широкое экологическое образование будет способствовать превращению биосферы в сферу человеческого разума - ноосферу, при вступлении в которую все человечество поймет, что оно есть часть этой ноосферы, и будет стремиться не к уничтожению, а к расширению и умножению природных богатств.

Глобальные экологические проблемы и пути их решения

природный ресурс охрана природопользование

Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической. Среди глобальных экологических проблем можно отметить следующие:

Уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных;

В значительной мере истреблен лесной покров;

Стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых;

Мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов;

Атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых размеров, а чистый воздух становится дефицитом;

Частично нарушен озоновый слой, защищающий от губительного для всего живого космического излучения;

Загрязнение поверхности и обезображивание природных ландшафтов: на Земле невозможно обнаружить ни одного квадратного метра поверхности, где бы не находилось искусственно созданных человеком элементов.

Cтало совершенно очевидной пагубность потребительского отношения человека к природе лишь как к объекту получения определенных богатств и благ. Для человечества становится жизненно необходимым изменение самой философии отношения к природе.

Какие же необходимы меры для решения глобальных экологических проблем! Прежде всего следует перейти от потребительско-технократического подхода к природе к поиску гармонии с нею. Для этого, в частности, необходим целый ряд целенаправленных мер по экологизации производства: природосберегающие технологии, обязательная экологическая экспертиза новых проектов, создание безотходных технологий замкнутого цикла.

Другой мерой, направленной на улучшение взаимоотношений человека и природы, является разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов, особенно - энергетических источников (нефть, уголь), имеющих для жизни человечества важнейшее значение. Подсчеты международных экспертов показывают, что если исходить из современного уровня потребления (конец XX в.), то запасов угля хватит еще на 430 лет, нефти - на 35 лет, природного газа - на 50 лет. Срок, особенно по запасам нефти, не такой уж и большой. В связи с этим необходимы разумные структурные изменения в мировом энергобалансе в сторону расширения применения атомной энергии, а также поиск новых, эффективных, безопасных и максимально безвредных для природы источников энергии, включая космическую.

Однако ощутимый эффект все перечисленные и другие меры могут дать лишь при условии объединения усилий всех стран для спасения природы. Первая попытка такого международного объединения была осуществлена еще в начале XX века. Тогда в ноябре 1913 г. в Швейцарии состоялось первое международное совещание по вопросам охраны природы с участием представителей 18 крупнейших государств мира.

Ныне межгосударственные формы сотрудничества выходят на качественно новый уровень. Заключаются международные конвенции по охране окружающей среды (квоты по вылову рыб, запрет на промысел китов и др.), осуществляются самые различные совместные разработки и программы. Активизировалась деятельность общественных организаций по защите окружающей среды - "зеленые" ("Гринпис"). Экологический интернационал Зеленого Креста и Зеленого Полумесяца в настоящее время разрабатывает программу по решению проблемы "озоновых дыр" в атмосфере Земли. Однако следует признать, что при весьма различном уровне социально-политического развития государств мира международное сотрудничество в экологической сфере еще весьма далеко от своего совершенства.

Еще одним направлением для решения экологической проблемы, и может быть в перспективе - самым важным из всех, является формирование в обществе экологического сознания, понимания людьми природы как другого живого существа, над которым нельзя властвовать без ущерба для него и себя.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Роль природы в жизни человеческого общества, источники и последствия негативного воздействия на нее, анализ практических примеров. Современные этапы воздействия человека на природу. Охрана окружающей среды и задачи восстановления природных ресурсов.

    презентация , добавлен 15.11.2016

    Определение биосферных заповедников. Задачи государственных природных заповедников. Организация охраны природы, мероприятия и деятельность на территориях государственных природных заповедников. Принципы рационального использования природных ресурсов.

    реферат , добавлен 17.04.2011

    Водные ресурсы и их роль в жизни общества. Использование водных ресурсов в народном хозяйстве. Охрана вод от загрязнения. Проблемы рационального использования водных ресурсов и пути их решения. Качество природных вод в России.

    реферат , добавлен 05.03.2003

    Сущность и основные виды природопользования. Планирование и прогнозирование использования природных ресурсов. Принципы и направления рационального использования водных ресурсов и недр. Рациональное использование, воспроизводство и охрана лесов России.

    реферат , добавлен 29.05.2010

    Роль природы в жизни человека и общества. Ошибочные тенденции в природопользовании. Антропогенные факторы изменения природы. Законы экологии Б. Коммонера. Глобальные модели-прогнозы развития природы и общества. Концепция экологического императива.

    реферат , добавлен 19.05.2010

    История использования природных ресурсов. Потенциальные экологические опасности, которые могут актуализироваться при сохранении существующего технико-экономического развития. Классификация природных ресурсов. Роль полезных ископаемых в жизни общества.

    реферат , добавлен 19.05.2009

    Изучение природопользования - общественно-производственной деятельности, направленной на удовлетворение материальных, культурных потребностей общества путем использования различных видов природных ресурсов и природных условий. Особенности эко-мониторинга.

    шпаргалка , добавлен 25.03.2010

    Экологический кризис и его виды. Экологическая катастрофа - необратимое изменение природных комплексов, связанное с массовой гибелью живых организмов. Понятия природных ресурсов, исчерпаемых полезных ископаемых. Аспекты охраны природы, принципы и правила.

    презентация , добавлен 09.12.2012

    Природные ресурсы как элементы природы, которые используются при данном уровне развития производительных сил для удовлетворения потребностей общества и общественного производства. Классификация природных ресурсов. Принцип платности природопользования.

    лекция , добавлен 15.11.2009

    Изучение сути природных ресурсов биосферы - тел и сил природы, которые могут быть использованы в качестве предметов потребления или средств производства, составляя его энергетическо-сырьевую базу. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности.

природа личность развитие дети

Все чаще мелькает в печати выражение «хищническое, жестокое отношение к природе». Почему же человек - венец всего живого, приобретя силу и власть над миром природы, все меньше ценит ее?

Воспитание злобы или добра начинается в раннем детстве, задолго до того, как малыш скажет «мама» или начнет ходить. Его погремушки изображают рыбку, птичку, на его чашечке и распашонке нарисованы цыплята, мишки и зайчики. Малыш замечает, что первое существо, которое не похоже ни на маму, ни на папу, это кошка, собака или птица.

В мире природы ребенок начинает свое путешествие и познание. Этот мир волнует его, будит интересы, воображение, фантазию. Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нем неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребенка с самого раннего детства понимать красоту живой природы, любоваться пестрым оперением птиц, радоваться их пению, удивляться догадливости собаки. В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю.

Влияние природы на нравственное развитие детей.

Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребёнка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают - «ласкают» котенка и пр.)

Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней. Интересный пример приведен в книге Б. Рябинина «О любви к живому». «Ребенок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие. Но ведь он развлекается, пугая, ему нравится, что голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его боятся, - и вот тут-то, как говорится, и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла».

Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребёнка.

Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.

Конечно, эмоциональное отношение ребенка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их. Только взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе. Родителям необходимо научить ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать. Но и вслушиваться, беречь красоту Родной природы.

Познание ребёнком природы затрагивает не только область ума, но и область нравственных чувств. Поэтому, сообщая детям знания о животном и растительном мире, взрослые одновременно сообщают и правила поведения в природной среде. Во время прогулке по лесу не следует находиться близко к упавшим, трухлявым деревьям, они могут быть опасны.

Нельзя трогать незнакомые растения, срывать и пробовать на вкус незнакомые ягоды, собирать незнакомые грибы-некоторые из них могут быть ядовитыми. При соблюдении этих незатейливых правил, природа откроет нам свой удивительный, познавательный и необычный мир.

Влияние природы на духовное развитие ребенка.

Великий педагог К.Д.Ушинский был убежден в том, что ребенок несчастен, если вырос, не любуясь цветами, не видя лугов. «Прекрасный ландшафт имеет тоже огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога» -- писал он. В старину был на Руси тайный обычай: жениху подсовывали кошку. Если он гладил животное, играл с ним - добрый человек, если же обходился грубо - настораживались, по отношению к животному, проверяется отношение к человеку.

В.Г.Белинский писал: «Первый воспитатель детей - природа и ее благодатные впечатления, шум листьев и колебания волн говорят нам каким-то живым языком, которого значение мы уже забыли и тщетно стараемся вспомнить».

Природа -- источник подъема всех духовных сил. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств.

Влияние природы на здоровье ребенка.

В процессе познания природы формируются и развиваются эстетические чувства и вкусы. Сила впечатлений от природы зависит от способности видеть разнообразную красоту, слышать «живой» голос леса, моря, поля.

Природа является важнейшим источником для развития речи ребенка. Дает не только нравственное и духовное развитие, но и благоприятно влияет на здоровье ребенка.

Огромную пользу здоровью оказывают наши леса. Выделяемый листьями деревьев кислород крайне необходим для дыхания.

О пользе солнца известно еще с древних времен, особенно с закаливающей целью. В солнечном спектре наряду с видимыми световыми лучами присутствуют и невидимые инфракрасные и ультрафиолетовые лучи. Под влиянием инфракрасных лучей расширяются сосуды, усиливается кровообращение, улучшается питание тканей, что способствует устранению воспалительных процессов. Ультрафиолетовые лучи, в отличие от инфракрасных, не обладают согревающим действием, они не ощутимы телом и проникают в кожу на значительно меньшую глубину. Вместе с тем биологическая активность их значительно выше, так как под действием ультрафиолетовых лучей в коже образуется витамин Д, предупреждающий развитие рахита у детей. Кроме того, ультрафиолетовые лучи обладают бактерицидным (убивающим микробов) действием, оказывают благоприятное влияние не только на кожу, но и способствуют укреплению организма в целом.

Важным природным лечебным фактором является песок. Лечение нагретым песком издавна применялось как лечебное средство при рахите, хронических заболеваниях суставов.

Чистый морской воздух также обладает целебными свойствами. В нем большое содержание микрокристаллов солей (хлорида, сульфата, бромида, йодида натрия, кальция и магния), что улучшает восстановительные процессы в слизистой оболочке дыхательных путей, стимулирует местный иммунитет, способствует устранению воспалительных процессов в бронхах и легких. Более того, насыщенный йодидами и бромидами морской воздух способствует улучшению сна, уменьшению раздражительности ребенка.

Таким образом, при разумном использовании природных факторов - солнце, воздух и вода могут оказать большое оздоравливающее действие на ребенка и стать нашими «верными друзьями».

Влияние красоты природы на человека.

Красота природы играет большую роль в воспитании духовного благородства. Она воспитывает способность ощущать, воспринимать тонкости, оттенки вещей, явлении, движения сердца. Природа является источником добра, ее красота влияет на духовный мир человека только тогда, когда юное сердце облагораживается высшей человеческой красотой - добром, правдой, человечностью, сочувствием, непримиримостью к злу.

Бессердечными, бездушными "потрошителями" живого, безжалостными расточителями красоты природы становятся те дети и подростки, в душах которых притуплено чувство добра, нет искреннего желания стать лучше. Притупление чувства человеческого достоинства ведет к тому, что человек не видит красоты природы.

Красота природы воспитывает утонченность чувств, помогает ощущать красоту человека.

В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Сочетание звуковых раздражителей дает время животным и человеку, необходимое для оценки их характера и формирования ответной реакции. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Так действует шумовой загрязнение.

Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Но естественные звучания голосов Природы становятся все более редкими, исчезают совсем или заглушаются промышленными транспортными и другими шумами.

Человек всегда стремится в лес, в горы, на берег моря, реки или озера.

Здесь он чувствует прилив сил, бодрости. Недаром говорят, что лучше всего отдыхать на лоне природы. Санатории, дома отдыха строятся в самых красивых уголках. Это не случайность. Оказывается, что окружающий ландшафт может оказывать различное воздействие на психоэмоциональное состояние. Созерцание красот природы стимулирует жизненный тонус и успокаивает нервную систему. Растительные биоценозы, особенно леса, оказывают сильный оздоровительный эффект.

Воспpиятие кpасивого ландшафта - это интимная встpеча человека с пpиpодой. Кpасоты пpиpоды вызывают у него комплекс позитивных чувств: безопасность, pасслабленность, спокойствие, тепло, свободу, добpожелательность, счастье. Амеpиканские специалисты считают, что это связано с чувством психологического комфоpта как pезультат длительной эволюции человека. Таким обpазом, человеческая генетика постоянно нуждается в пpиpодном обpазце, пpиpодной кpасоте, пpиpодной гаpмонии. Реальность теpяет свою почву и гpешную душу, когда на нее сходит небесное заpево кpасоты. Кpасоту дикой пpиpоды можно сpавнивать с pодниковой водой: чем меньше в ней пpивкуса, тем более целительной она почитается.

Кpасота дикой пpиpоды - это своеобpазный символ, западающий в жизнь как человека, так и целой нации. Пpимеp тому - использование пpиpодных символов в геpбах, флагах и монетах pазных госудаpств. Во многом благодаpя своей пpиpодной кpасоте - золото, сеpебpо, жемчуг, алмазы стали считаться пpедметом богатства и pоскоши. Кpасота, данная пpиpодой - ее высший и самый пpекpасный даp.

Беpечь кpасоту в ландшафте значит пpежде всего не уничтожать элементы и условия, котоpые делают его кpасивым".

Кpасота пpиpоды обладает сложным закpытым невеpбальным кодом, на основе котоpого возникает мало осознаваемая и тонкая по содеpжанию коммуникация. Hевеpбальная инфоpмация, поpожденная кpасивым ландшафтом, стимулиpует возникновение особой гаммы эмоций. Согласно некотоpым теоpетическим взглядам, мы можем наслаждаться и ценить дисгаpмонию в музыке или путаницу кpасок и искажение фоpм в живописи. Точно так в пpиpодной эстетике мы можем ценить некотоpые ощущения, не являющиеся в буквальном смысле пpиятными, считает Бэяpд Кэлликотт. Если бы пpиpода имела везде одинаковую степень кpасоты, то это стало бы монотонно. Лучше, когда кpасота сконцентpиpована, как на полотне каpтины, в какой-то точке ландшафта.

Для многих слово «природа» стало чем-то абстрактным - вокруг каменные джунгли. Пытаясь заработать много денег и обеспечить себе безбедную жизнь, люди теряют счет времени, ночь - это уже давно не время сна, а напротив, часы для работы и развлечения. Многие дети думают, что лес - это парк с асфальтированными дорожками, а молоко появляется на большом заводе.

Нет сомнений, что большая часть жителей планеты и вовсе не задумывается о том, какова роль природы в жизни человека и общества и что это такое в принципе.

К счастью, век информационных технологий дает большой шанс защитникам природы и просто обычным людям, видящим несправедливость по отношению к планете, заявить о проблемах на весь мир, быть услышанными и поддержанными. Многочисленные акции, спасательные операции, сборы средств позволяют хоть немного залечить раны Земли. Как же устроена естественная сфера планеты, почему ее так важно сохранять?

Что такое природа?

Трудно дать точное определение слову «природа». Планета Земля вместе с рельефом, сушей и океанами, растениями и животными - это природа.

Положение планеты во Вселенной, солнечное влияние, магнитные поля, физические и химические явления, погода и природные катаклизмы - это тоже природа.

Рождение человека, смерть, обмен веществ, кровообращение и давление, перемена настроения, возникновение чувств у человека - и это природа.

Общим является то, что человек не был причастен к созданию этого всего, он сам является природой.

Естественно, что со временем влияние человека на природу возросло: появились антропогенные ландшафты, иссушились болота, реки поменяли свои русла, многие виды растений и животных исчезли с лица земли, а недра истощились. Это все не прошло без последствий: нарушен баланс природы, все чаще случаются природные катастрофы, умирают миллионы людей от голода и болезней, земля стала не плодородной. Если население не поймет, как важна роль природы в жизни людей, то скоро шаткий мир грозит обрушиться совсем.

Природа - средство жизни человека и его дом

Земля, на которой стоят дома, расположены дороги, любимые кафе и аттракционы, - это природный компонент, обладающий своими характеристиками и особенностями. Земля невосполнима. Каждый год происходит опустынивание больших территорий, то есть замена почвы на песчаные породы, которые не могут давать урожай, на которых сложно строить, жить.

Воздух - элемент природы. Роль в жизни людей его настолько велика, что без него можно умереть. Однако воздух без кислорода никак не поможет, только с этим веществом человек будет продолжать дышать. Вырабатывают его растения. Единичные деревья рядом с домом производят кислород, но не в таком количестве, чтобы его хватало на жителей хотя бы 5 квартир. Основной вклад в кислородное обогащение делают экваториальные леса и тайга, площадь которых уменьшается ежегодно на тысячи гектаров. Если нет воздуха с кислородом, то нет жизни человеку.

Вода - это не менее важный компонент природы. Издревле рядом с водой строили жилища, вода во многих странах ценнее золота, из-за водных ресурсов идут войны.

Природа - источник материальных благ

В жизни людей роль природы, как им самим кажется, отводится только лишь обогащению. Естественно, это заблуждение. Но тем не менее на природных ресурсах делают миллиардные выручки. Нефть, газ, лес, металлы, вода - это основные товары в мире, за которые идет большая борьба. В их зарождение человек, по сути, ничего не вложил, но распоряжается как хозяин, нанося при этом огромный ущерб природе, которая не может протестовать. Она только лишь терпит.

Только бережное отношение поможет гармонично вести хозяйство, не оставляя после себя раны природе, на восстановление которых требуются тысячи лет.

Природа - путь познания человеком самого себя

Человек - творческая личность. Художники, поэты, певцы восхищаются закатами и рассветами, видят в окружающем мире красоту и явления, которые помогают разобраться в собственной душе. Роль природы в жизни людей измеряется не деньгами, а гармонией с собой, моральными и физическими силами, моментами восхищения и наслаждения красотой, любимым человеком, причудливым рисунком звезд на небе. Сочетание цветов, идеальные формы, жизнь животных и растений привносят порядок в разум и сердце.

Роль живой природы в жизни человека сложно переоценить. Задача каждого - научиться бережно относиться к окружающему миру, постараться вернуть Земле только добро, ведь она - основа жизнедеятельности человека.

Значение природы для человека велико и многообразно, оно может быть производственное, экономическое, научное, оздоровительное, воспитательное, эстетическое. В соответствии с этим и охрана природы имеет свои особенности.

Производственное и экономическое значение природы заключается в том, что любые потребляемые человеком продукты в конечном счёте создаются использованием природных ресурсов. В современных условиях в хозяйственный отбор вовлечена масса природных веществ, причём запасы некоторых из них малы. Значит, чтобы обеспечить дальнейшее развитие общественного производства, необходимо прежде всего сохранить все нужные для этого ресурсы или найти им защиту.

В процессе охраны природы, борьба с браконьерством, приумножение природных ресурсов экономически расчет часто оказывается решающим.

Научное значение природы вытекает из того,что она - источник всех знаний. Наблюдая и изучая, человек открывает объективные законы, руководствуясь которыми, использует в своих целях естественные силы и процессы. Таким образом, рост знаний ведёт к увеличению влияния человека на природу, однако следует помнить,”... что мы отнюдь не властвуем над природой, так как завоеватель властвует над чужим народом, не властвует над ним так, как кто - либо находящийся вне природы, - что мы, наоборот, нашей плотью и кровью, мозгом принадлежащим ей и находящимся внутри её, что всё наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличии от всех других существ, умеем познавать её законы и правильно их применять.“

Оздоровительное значение природы. На здоровье человека благотворно действуют чистый воздух,хорошая питьевая вода, отдых в лесу, морские купания, экскурсии в горы и т.д. Природа - это не только кладовая материальных благ, она источник здоровья, радости и духовного богатства. Чем чище воздух, вода и почва, чем больше водоёмов, лесов, парков, садов, тем лучшие условия создаются для здоровья населения.С санитарно - гигиенической точки зрения охрана природы - это прежде всего сохранение полноценных условий жизни человека.

Воспитательное значение природы.Общение с природой благотворно влияет на человека в любом возрасте, разносторонне развивает мировоззрение у детей. Находясь среди природы ребёнок начинает испытывать потребность постоянного с ней общения, любить её, и эта любовь умело направленная, переходит в любовь к окружающему миру. Особенно важно для воспитания гуманности общения с животными; отношения к ним формирует и отношения к людям.

Эстетическое значение природы. Природа всегда была вдохновителем искусства, занимая, например, центральное место в творчестве художников - пейзажистов и анималистов.

Картины природы отражены в произведениях многих великих писателей. Красота природы привлекает людей и благотворно влияет на их настроение.

Вне общения природы нельзя развить у человека чувство прекрасного.

здоровье население природа химический