Любовь - осознанное явление или неосознанное? Когда любят того, кого по собственной воле выбирают среди других, потому что он отличается какими- то преимуществами, является более интересным, ценным или доступным, любовь подчинена сознанию. Это - любовь по выбору. Если объект не оправдывает надежд и" имеется возможность найти другой объект, более подходящий, от него довольно спокойно отказываются.39 Но так любят не все. Так любят только личности с сенсорно-этическим типом ИМ. У кого элементы сенсорики и этики не развиты (все логические интуитивные), любят не потому, что выбрали. Они не выбирают того, кого любят. Любовь - не то, что они делают, а то, что с ними происходит.

Есть люди, чувства которых сознательны, а влечение неосознанно (все интуитивно-этические). И есть такие, влечение которых сознательно, а чувства не подчиняются контролю сознания (все сенсорно-логические) .

Все этические (этический элемент на первом месте или втором месте) отлично разбираются как в своих собственных чувствах, так и в чувствах и эмоциях других людей. Они не стесняются, легко о них говорят (это относится ко всем видам чувств: любовь, страх, восхищение) если не объекту любви, то друзьям, так как чувства и переживания - это то, что облагораживает человека, делает его более ценным. Все логические чувства вытесняют и умалчивают о них, так как любое чувство считают слабостью, противоположной рассудку. Так оно и есть, потому что в их чувствах мало сознательного, они не подчинены контролю разума.

Все сенсорные хорошо понимают как свои, так и чужие физические потребности. Умеют оценивать свои физические данные и ими пользоваться. Это они элегантностью, грациозностью движений открыто привлекают внимание партнера. Интуитивные в лучшем случае верят в то, что им говорят. И только до тех пор, пока говорят. Поэтому всегда боятся попасть в зависимость от говорящего комплименты. Как логический не склонен поверить, что его любят, так интуитивный постоянно сомневается в том, что является привлекательным, красивым, нужным.

Сенсорный элегантен для того, чтобы его замечали. Интуитивный часто еще более элегантен, но только для того, чтобы не выделяться, быть менее заметным. Он как бы прячется за своей элегантностью. Сенсорный в своем влечении легко признается не только себе. Влечение - обыкновенное, понятное явление, часть его прекрасной, здоровой натуры. Интуитивный стесняется своего влечения, не смеет это влечение навязывать другому.40

Обобщая, можно сказать, что одни хотят любить, другие - быть любимыми, одни - желать, другие - быть желанными. Одних с полным основанием можно назвать субъектами любви, других - объектами. Поэтому есть люди, которые всю инициативу полностью берут в свои руки. Есть склонные к частичной инициативе и такие, которые оставляют ее всю партнеру. Вот здесь и начинается отбор психически дополняющего партнера. Потому что, когда оба одинаково инициативны или одинаково неинициативны, дружба легко обрывается. Или устают от конкуренции в инициативе, или образуется напряжение из-за обоюдного недоверия к чувствам партнера.

То, что один тип ИМ называет любовью, благодаря чему чувствует себя любимым и уважаемым, для другого может быть лишь доказательством от сутствия чувств. Поэтому, если в дружбе появляются обиды (что часто неразумно скрывается), по- видимому, есть психическое несоответствие, о котором нужно думать заранее. Когда партнеры полностью подходят друг другу, они не могут обидеть неосторожным словом или жестом, потому что видят мотивы каждого поступка, слова или настроения. Это и есть тот «красный цвет», которым природа обеспечила человека, чтобы он сумел выбрать подходящего для него партнера. Человек же часто этих сигналов не хочет видеть, прячет свои настоящие реакции, думает, что в будущем что-то изменится. Но не может измениться то, что вытекает из психической структуры, которая образовалась в детстве. Противоречия лишь обостряются."51

Некоторые люди очень хорошо разбираются в своих эмоциях и легко отдают себе отчет в том, что заставляет их совершать тот или иной поступок. А другим сложно понять, что именно они чувствуют в данный момент, и уж тем более - объяснить это окружающим. Такое свойство личности называется алекситимией. «Теории и практики» объясняют, как и почему возникает такая проблема и стоит ли с ней бороться.

«Помогите отреагировать» - просит друзей герой популярного сериала «Сообщество» Эбед Надир, попав в ситуацию, требующую немедленного эмоционального отклика. Этот персонаж наделен целым букетом особенностей, часто приписываемых талантливым гикам, - он тяжело сходится с людьми, плохо понимает чужие эмоции и вытесняет в подсознание свои собственные. У обычного человека, даже растерявшегося, скорее всего, не возникло бы проблем с пониманием того, что он ощущает в связи с ситуацией, - гнев, радость, страх или что-то еще. Алекситимик же довольно легко может отследить свои текущие мысли, но не способен разобраться в аффективной стороне своего «Я».

Сам термин в 1973 году предложил гарвардский психиатр и психоаналитик Питер Сифнеос, подметивший ряд специфических особенностей у пациентов психосоматической клиники. Алекситимия буквально означает «без слов для чувств». Термин не раз подвергался критике, но приобрел большую популярность.

Согласно психологическим справочникам, алекситимия включает следующие качества:

Трудности в определении и описании (вербализации) собственных эмоций и эмоций других людей;
- трудности в различении эмоций и телесных ощущений;
- сниженная способность к символизации, в частности, к фантазии;
- стремление фокусироваться прежде всего на внешних событиях в ущерб внутренним переживаниям;
- склонность к очень конкретному, логическому и утилитарному мышлению при дефиците эмоциональных реакций. Алекситимик, скорее всего, будет принимать решения, не пытаясь докопаться до своих сокровенных желаний и мотиваций.

Некоторые исследователи также полагают, что люди с алекситимией редко видят яркие, красочные сны, либо их сны полны событий из повседневной жизни и отличаются бедностью сюжета. Впрочем, человек с ярковыраженными алекситимическими чертами не обязательно должен соответствовать всем пунктам из списка - эти черты можно поделить на группы, связанные с нарушениями в когнитивной и аффективной сферах. К первым, например, относятся утилитарное мышление, бедность фантазии и недостаточная способность к творчеству. Ко вторым - собственно проблемы с различением эмоций.

Но так ли велики эти проблемы? На первый взгляд может показаться, что единственная трудность, которую испытывает человек с алекситимией, - неспособность описать свои чувства так же хорошо, как это сделали бы Пруст или Достоевский. А несклонность к мечтаниям и утилитарное мышление могут оказаться даже плюсом в какой-нибудь критической ситуации. Если бы не пара нюансов. Во-первых, алекситимик переживает не меньше эмоций, чем любой другой человек, но у него они не находят никакого выхода, а наши психические механизмы так устроены, что регулярно «выпускать пар» в той или иной степени необходимо. Необязательно кричать или устраивать бой подушками - но, позволяя себе ощущать ту или иную эмоцию и наблюдая за ее течением, мы уже во многом изживаем накопившееся напряжение. Вот этой возможности снять напряжение алекситимик и лишен.

Кроме того, разбираться в своих эмоциях хотя бы на базовом уровне полезно, потому что в каких-то случаях это помогает принимать верные решения: остаться ли на этом рабочем месте, пригласить ли ту девушку на свидание, стоит ли еще раз пойти на спектакль в этот театр и так далее. Далеко не все вопросы мы способны решить логически, иногда требуется тот самый эмоциональный «внутренний голос». А алекситимик, даже если ему удастся понять (часто по физическим ощущениям), что он испытывает какие-то негативные эмоции, часто не может различить, гнев это, тоска или страх. Не говоря уже о том, что он не всегда способен отличить позитивное эмоциональное возбуждение от негативного, - а это, как ни крути, критически важно.

Психическое здоровье и EQ

Несмотря на все связанные с ней трудности, алекситимия - не болезнь и не диагноз, а всего лишь характеристика личности. Стоит помнить, что алекситимиком может быть вполне здоровый человек, хотя алекситимия часто встречается у людей, болеющих психическими заболеваниями, - в том числе депрессией, шизофренией, аутизмом и психосоматическими расстройствами.

Также важно не путать алекситимию с нехваткой эмоционального интеллекта: EI является гораздо более широким понятием и предполагает успешное распознавание чувств других людей, эмпатию, умение управлять своими эмоциями и поворачивать ситуацию в свою пользу исходя из всех этих навыков, а алекситимия в традиционном толковании этого термина ставит акцент на способности субъекта осознавать и описывать собственные эмоции. Но она часто идет в связке со слабой эмпатией, поэтому у алекситимиков нередко бывают проблемы и с коммуникацией. Не говоря уже о том, что не все готовы строить отношения с человеком, неспособным на богатый эмоциональный фидбек. Впрочем, все это не означает, что алекситимик не может самореализоваться в амбициозном проекте или в личной жизни. Просто какие-то вещи будут даваться ему сложнее, чем другим.

Врожденная или приобретенная?

Считается, что алекситимия может быть как врожденной, так и приобретенной. Врожденная связана с физическими причинами - это могут быть незначительные пороки развития, последствия гипоксии во время беременности или при родах, заболевания, перенесенные в младенчестве. Эта форма алекситимии плохо поддается лечению. Возможно, у людей с алекситимией также существуют микроогранические нарушения в структуре мозга - по крайней мере, данные некоторых исследований позволяют предположить, что у таких людей нарушена связь между полушариями головного мозга из-за нарушений в структуре, осуществляющей эту связь, - мозолистом теле.

Приобретенная, или вторичная алекситимия, появляется в старшем возрасте у физически здоровых людей - как следствие серьезных нервных потрясений, стрессов, различных психотравм, неврологических заболеваний. На развитие алекситимии может влиять и воспитание. Малоэмоциональные родители, табу на выражение эмоций на людях или, наоборот, отрицательный опыт общения с гиперэмоциональными личностями приводят к неспособности различать и описывать чувства во взрослом возрасте.

Ярковыраженные алекситимические черты проявляют около семи-восьми процентов населения. Причем у мужчин осознание и описание собственных чувств вызывает трудности примерно в четыре раза чаще, чем у женщин, - и это может быть связано с давлением общества и расхожим стереотипом про «парни не плачут».

Выпустить пар

Как мы уже писали, даже если алекситимик внешне выглядит бесстрастным, это не означает, что он испытывает меньший спектр эмоций, чем обычный человек. Куда же деваются эти неосознанные эмоции?

В некоторых случаях они накапливаются, что приводит к так называемым аффективным реакциям, когда человек на незначительное событие вдруг выдает фонтан чувств, явно неадекватных ситуации, - например, ломает мебель или бьет посуду во время спора из-за зубной пасты. Когда это состояние проходит, субъект понимает, что реакция была несоразмерна поводу, и чувствует вину и стыд, которые проявляются в неприятных ощущениях. Это заставляет его в дальнейшем еще больше контролировать свои чувства, отчего они накапливаются еще больше, и это приводит к новым вспышкам. Получается замкнутый круг.

В других случаях невысказанные эмоции находят выход в физических недомоганиях - собственно, именно поэтому доктор Сифнеос обнаружил этот феномен именно в клинике для людей с психосоматическими расстройствами. Типичный пример - так называемая маскированная депрессия: когда человек не осознает своего недовольства жизнью или не позволяет себе его проявлять, у него не обнаруживаются типичные признаки депрессии (сниженное настроение, ощущение бессмысленности жизни, апатия и так далее), но зато негативные эмоции проявляются в слабости, болях, проблемах с дыханием и сердцебиением и так далее.

Как измерить

Для определения степени выраженности алекситимии использовались различные анкеты: BIQ (опросник Бет, Израиль), АРВQ (создан на основе шкалы BIQ), SSPS (личностная шкала Sifnoes); применялась также 22-пунктовая шкала алекситимии в MMPI. Но данные, полученные с их помощью, оказались довольно противоречивыми, так что наибольшее распространение получила предложенная в 1985 году Джорджем Тейлором 26-пунктовая Торонтская алекситимическая шкала (TAS). Многочисленные исследования с ее использованием доказали стабильность, надежность и валидность полученных результатов. Сейчас существует более современная 20-пунктовая версия опросника.

Что делать, если вы или ваш близкий - алекситимик?

Считается, что врожденная алекситимия плохо поддается коррекции, а вот вторичную можно вылечить с помощью - в частности, гештальттерапии, арт-терапии, гипноза и психодинамической терапии. Все эти виды терапии помогают человеку осознавать и высказывать свои эмоции. Психосоматические расстройства, панические атаки и депрессии, иногда сопутствующие алекситимии, имеет смысл лечить медикаментозно - но для этого в любом случае нужно проконсультироваться с психотерапевтом.

Профессор психологии Дебора Серани дает алекситимикам и их родным следующие советы:

«Если ваш близкий - алекситимик, не наказывайте его за его эмоциональную неотзывчивость - это следствие его нейробиологической и психологической природы. Вместо этого будьте терпеливы, объясняйте свои нужды буквальнее и лаконичнее: «Я устала и не хочу готовить еду. Давай закажем готовый ужин» (вместо того, чтобы долго рассказывать о своей усталости в надежде, что человек поймет, что вы неспособны приготовить ужин. - Прим. Т&Р). И помогайте им распознавать эмоции и давать им названия: «Ты выглядишь рассерженным. Тебя что-нибудь беспокоит?» Помогайте им обращать внимание на очевидные триггеры эмоций: «У тебя скоро экзамены, ты чувствуешь тревогу?» Осознание того, что ваш близкий может не говорить с вами на одном эмоциональном языке, поможет в случае конфликта или недопонимания.

Если у вас алекситимия, ваша цель - в том, чтобы усилить вашу способность идентифицировать и понимать чувства. Изучение субъективного опыта других людей тоже важно. Вот несколько способов развить эти навыки:

1) Дневник. Исследования показывают, что экспрессивное письмо может помочь развить способность человека распознавать эмоции. Рекомендуется вести дневник каждый день, описывая более-менее значимые события.

2) Чтение романов. Язык описания мыслей, чувств, моментов и опытов буквально живет в романах. Исследования показывают, что это отличный способ научиться выражать накопившиеся чувства.

3) Экспрессивные искусства. Уроки актерского мастерства, танцев, изобразительного искусства или класс терапии через движение помогают людям с алекситимией распознать и выразить свои эмоции.

4) Групповая психотерапия. Интерактивный аспект групповой терапии позволяет детям и взрослым как исследовать собственные мысли и чувства, так и переживать обмен эмоциональным опытом с другими людьми.

5) Гипноз и уроки релаксации. Пока большинство видов психотерапии используют разговор как основной способ уменьшить симптомы алекситимии, гипноз и уроки релаксации развивают воображение и навыки ментализации (способности вообразить психическое состояние другого человека. - Прим. T&P), чтобы усилить понимание эмоций.

У нормальных людей отход от истины и честности приводит к накоплению чувства вины, затем подавляемого из- за своей неприятности и болезненности. Таким образом, со временем чувством вины наполняется обширный резервуар, который таится от внимания и сознания и обнаруживается только при бесстрашных исследованиях. Это очень распространенное состояние, вносящее свой вклад в развитие социальных конфликтов. Моральным/этическим промахам часто находится оправдание при помощи рационализации, но подсознание не обмануть: оно знает, когда лгут ему или другим.

Распространенным источником социальных конфликтов является всепроникающая политизация всех аспектов общества, требующая рациональных объяснений. Это приводит к искажению свидетельств, которые могли бы ослабить из

бранные позиции. Примером может быть довод за то, чтобы публично не упоминать о религии или Божественном. Когда приводится цитата из Конституции: «не должно издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии», упускается «либо запрещающего свободное ее исповедание». Конституция деистическая, а не теистическая, вот в чем разница.

Прибегание к полуправдам ради получения положения рационализируется, и вина подавляется. Есть множество примеров противодействия социальным программам, о которых оппоненты намеренно не упоминают, или поддержки прав преступников при одновременном попрании прав жертв. Накопление социальной вины проявляется в публичных обвинениях или поношениях, которые затем требуют дальнейшего оправдания, создаваемого на основе тонких искажений и умелого использования риторики.

Вина и ненависть смягчаются принятием ограничений эго/ разума с его внутренней структурой и дефектами. Вместо ненависти приходит грусть при виде того, как люди разрушают свою собственную жизнь, а также жизни других. Также достаточно очевидно, что ненависть к ним не несет в себе никакой выгоды. Способность к прощению возникает из принятия с честным смирением ограничений, присущих человеческой природе, которая, в конце концов, опирается просто на кривую научения в эволюции сознания. Лишь в последние 20 лет общий уровень человечества поднялся над уровнем Истины 200, и 78% мировой популяции все еще находятся ниже 200 (49% в Америке).


ЧУВСТВО ВИНЫ И ПРОЦЕСС ДУХОВНОЙ ЭВОЛЮЦИИ

Духовные искатели часто спрашивают, как начинать внутреннюю работу и к чему стремиться. Во-первых, обычно существует период накопления духовного знания путем учения, посещения духовных групп или лекций, встреч и семинаров. Затем приходит сосредоточение на внутреннем путешествии к самопознанию, которое для того, чтобы быть успешным, должно иметь некое направление, а не состоять из хаотичных движений, что слишком часто приводит к разочарованию и отказу от проекта вообще.

Очень важно, прежде чем начать внутреннее моральное исследование, узнать больше о собственной совести и том, как она действует. Важно, чтобы она смягчилась и использовалась конструктивно, так как, если она не пересмотрена таким образом, она приводит к самообвинениям или нарастанию чувства вины, стыда или потере самоуважения. Должно быть отчетливо видно, что все дефекты присущи внутренней структуре самого эго - наивного и не умеющего отличить внешность от сущности. Оно не обладает способностью разделять истинное и ложное - ни в отношении мира, ни в отношении личного «Я».

Лучше всего говорить с внутренней совестью и убедить ее стать надежным союзником и учителем, а не мучителем. Важно решительно сделать ее целью научение. Человек должен принять решение, что зрелая совесть - это полезный инструмент и проводник, быть в согласии с которым человек решил по собственной воле. Волевым усилием затем совести можно запретить становиться потакающим своим желаниям, наполняющим чувством вины, парадоксально эгоистическим агрессором.

Важно осознавать, что одеваться в рубище и посыпать себя пеплом очень мелодраматично, но все это не несет пользы миру и не способствует духовной целостности и, на самом деле, является ловким потворством своим прихотям. Чувство вины может смениться сдержанным сожалением о природной человеческой ограниченности, в сравнении с которой совершенство является в равной степени нереалистичной идеализацией. Чувство вины облегчается принятием ограниченности, которая, в свою очередь, является позитивным следствием человеческого состояния. Таким образом, чувство вины может быть отброшено как еще одна форма потакания себе.

Честность с собой требует смелости, смирения, терпения и сострадания к незрелым аспектам совести, которые, в конце концов, оказываются заложенными еще в детстве. Следовательно, она обычно либо разрастается, либо от нее отказываются, если она препятствует проявлению импульсивности. Задача состоит в том, чтобы честно признать внутренние дефекты характера, не допуская приступов чувства вины в виде ненависти, гнева или сожаления о себе или других.

Эго/разум представляет собой набор приобретенных видов поведения, и конечной целью является преодоление его программы и функционирование посредством силы Сияния «Я», которое милосердно помещает жизнь в новый контекст. Присутствие «Я» переживается как сострадание ко всему живому во всех проявлениях, включая эволюцию личного «Я». В результате прощение сменяет порицание, и это является признаком того, что теперь, при отсутствии ненужного стресса, можно безопасно погрузиться в серьезное внутреннее исследование.

Описанный выше процесс представляет коллективную мудрость всех успешных 12-шаговых групп самопомощи. Он представляет также исходное допущение, за которым следует углубленный анализ, такой как психоанализ, где основное правило состоит в том, чтобы всегда подходить к исследованию внутрипсихических конфликтов со стороны суперэго. Полезно также помнить, что миру необходима мудрость, а не ненависть, порицания или чувство вины. На пути к внутреннему открытию человек встречается с воспоминаниями и событиями, которые заслуживают сожаления и просто приводят к решению впредь поступать лучше.

Другим очень полезным инструментом в духовной и терапевтической работе является чувство юмора, проявляемое в отношении изнанки мирового театра абсурда. Юмор является следствием способности видеть сквозь иллюзии парадокса.

В то время как великие учителя считали основным человеческим недостатком невежество, еще более полезно видеть человеческое ограничение в наивности. При достаточной подготовке внутренняя работа и честность перед собой могут быть безопасными и не вызывать стыда, отчаяния, безнадежности, самопорицания, депрессии или потери самоуважения. Как заметил пойманный с поличным преступник: «Что ж, мы все несовершенны, не так ли?»

В то время как в мировых религиях существуют формальные периоды покаяния и размышления, их часто разделяют и рассматривают также как нечто неприятное. Зрелая духовная работа приводит в результате к росту и обучению, а затем - к радости и счастью. Покаяние носит эпизодический характер; духовный рост - постоянен.


ТЕОЛОГИЯ И ЧУВСТВО ВИНЫ

Человечество представляет собой прогрессивно эволюционирующий вид, предки которого были весьма примитивными и ничего не знали о реальности. Теологические верования древних цивилизаций были рождены из мифов дремучего воображения, которое имело склонность к негативности, соответствовавшей низким уровням сознания. Иносказание об Адаме и Еве имеет уровень 70, а уровень истины идеи, что человек был «рожден в грехе», составляет всего 30. Божественное воспринималось как нечто подавляющее и пугающее.

Альтернативное представление, которое опирается на исследования сознания, гласит, что люди появились невинными, но невежественными, и имеет уровень 200. Существует также мнение, выраженное Сократом, что все люди внутренне невинны потому, что они могут сделать выбор лишь в пользу того, что воспринимают как добро, но они неспособны отличить истинное добро от ложных иллюзий мира (утверждение Сократа находится на уровне 700). Исследования, а также клинический и духовный опыт подтверждают мнение Сократа.

Так как человек не обладает способностью отличить истинное от ложного, была введена система добра и зла, которая была практической и имела социальную ценность для детей и большой части населения, уровень сознания которой был ниже 200. Так как неразвитые или незрелые не имеют чувства духовных/этических/моральных стандартов, их направляют «правила добра и зла». При уровне сознания ниже 200 забота о других отсутствует, и, следовательно, «нормы добра и зла» компенсируют недостаток осознанности. То, что вводит в искушение незрелого человека, бывает немыслимым для людей более развитых (например, убить кого-то ради денег и т. д.). Преступность напрямую связана с личным уровнем сознания (заключенные в тюрьмах обычно имеют уровень сознания 50). Таким образом, чувство вины выполняет важную функцию там, где это необходимо, в качестве социального противовеса выражению примитивных инстинктов.

Чувство вины играет сходную роль у детей, которые, не имея достаточного чувства реальности, не различают добро и зло (например, «плохо» тискать новорожденного котенка). В этом случае чувство вины имеет положительный аспект уравновешивания примитивных инстинктивных стремлений неразвитого, «нецивилизованного» эго.

Более зрелые люди могут неожиданно пережить прорыв примитивных инстинктов, преодолевающих защиты, в форме импульсивности, о которой впоследствии сожалеют или считают глупой ошибкой и, следовательно, полезным предупреждением, которое повышает осознание и внимательность. Взросление - это процесс длиною в жизнь, и, как гласит пословица: «Время вплетает серебряные нити в волосы». Некоторая степень сожаления о совершенных ошибках прошлого неизбежна и даже необходима для развития сострадания к себе и другим. Прощение ошибки человека свидетельствует о милосердной, реалистичной совести.


ДУАЛИЗМ НЕНАВИСТИ И ЧУВСТВА ВИНЫ

Последствия - как для себя, так и для других - чувства вины и ненависти, вне зависимости от того, направлены они внутрь или вовне, заслуживают серьезного внимания. Эти усилия окупятся ощущением счастья. Освобождение от чувства вины и ненависти - благо на всех уровнях жизни, так как эти позиции эго несут вред и для человека, их переживающего, и для других. Стойкость негативности объясняется тем тайным удовольствием, которое эго получает из нее.

Дуализм ненависти и чувства вины

Влечение Неприятие
Судить Оставлять право судить Богу
Наказывать себя или других Прощать себя или других
Отказываться от милосердия Принимать милосердие и сострадание
Оправдывать негативность Отказываться от тайного удовольствия
Проецировать чувства Принимать ответственность
Выбирать впечатление Выбирать суть
Закостенелое,узкое видение Гибкое всестороннее видение
Сожаление, потакание себе Служение другим
Приверженность своей позиции Прошение Бога о чудесах
Оправдывать Смягчаться, делать выбор
Выражать Выходить за пределы
Наслаждаться грубостью Наслаждаться милосердием к себе/другим
Действовать против себя и других Действовать, помогая себе и другим
Выбирать негативное Выбирать позитивное
Быть «правым» Ошибаться
Беспомощность, застревание Гибкость, рост
Поддерживать Выходить за пределы
Застревать в прошлом Жить в настоящем
Злоба, жестокость Мягкость, милосердие
Скупость Щедрость
Проецировать ответственность Выбирать авторство
Мстительность Прощение
Быть маленьким Быть «больше этого»
Накопительство Щедрость

АПАТИЯ (Уровень 50)

ВСТУПЛЕНИЕ

Уровень Апатии характеризуется небрежностью, равнодушием, бедностью и, на самых последних уровнях, отчаянием и безнадежностью. Мир и будущее выглядят тусклыми; основной темой жизни становится печаль. Это состояние беспомощности. Его жертвы не имеют не только ресурсов, но и энергии для того, чтобы воспользоваться тем, что доступно. Если окружающие люди не проявляют к ним заботы, в результате пассивного суицида может наступить смерть. Без воли к жизни погруженный в безнадежность человек равнодушно смотрит и не реагирует на стимулы. Глаза перестают моргать, и энергии не хватает даже на то, чтобы проглотить предложенную еду.

Это уровень бездомных и бродяг. Таковы судьбы и многих пожилых людей, а также тех, кого изолировала хроническая или прогрессирующая болезнь. Апатичные люди зависимы; они «тяжелы» и чувствуют себя бременем для окружающих. Они являются человеческим выражением тамас - одного из трех классических индуистских качеств: тамас (инерция, сопротивление), раджас (высокая энрегия) и саттва (умиротворение), которые существуют в этом мире.

Обществу часто не хватает достаточной мотивации для того, чтобы оказать реальную помощь культурам или отдельным людям на этом уровне, так как оно считает это расточительством ресурсов. Это уровень улиц в Калькутте, где отваживались бродить лишь святые - такие, как мать Тере-


Незамеченная апатия лежит в основе многих социальных, а также личных проблем. Неспособность бюрократических/государственных служб «позаботиться» и принять ответственность может привести к массовым катастрофам. Существует множество примеров неспособности действовать или функционировать, например, таких как неготовность к нападению на Перл Харбор, «слепота» во время Корейской войны, предупреждения перед террористическим актом 11 сентября и другими атаками Аль-Каиды, бездействие после нападения на американский эсминец «Коул», неготовность военных к боевым действиям в Ираке, запоздалая реакция на ураган «Катрина» и многое другое.

Апатия указывает на низкий уровень энергии и интереса. Она может быть присуща культурам и регионам, включая мегаполисы и бедные территории. Равнодушие может незаметно передаваться культурально разными способами. «Что толку?» - заразная позиция.

Леность является одним из семи смертных грехов, потому что представляет собой отказ от Божественного дара жизни и потакание себе в отсутствие любви. В этом состоянии не существует заботы о благополучии других или даже должной заботы о качестве собственной жизни. Такое же отношение часто проецируется на Бога, который считается отвергающим, недоступным и равнодушным. Пустая трата собственной жизни приводит к созданию концепции Бога как далекого, осуждающего и недоступного. Это вызывает безнадежность и пессимизм.

Апатия часто становится основой пассивности и самоосуждения, приводящих к низкой самооценке и отрицательному

образу себя. Чувство никчемности подкрепляет негативные социальные позиции и поведение, что порождает бедность и низкое качество жизни. Безнадежность ведет к дальнейшему спаду, который затем используется в качестве рационализации, призванной «сохранить лицо». Суть в том, что ответственность отвергается и сменяется хронической позицией жертвы, которая стремится избежать встречи с настоящими проблемами путем проецирования предполагаемого источника во внешний мир, который удобно винить как «причину». Двойственное разделение жертва/агрессор подкрепляется также и современными «постмодернистскими», релятивистскими теориями, которые поддерживают иллюзию.

Ошибки родительского воспитания, такие как недостаток любви и обычных мотивирующих поведенческих факторов, оказывают сильное влияние на формирование поведения в раннем возрасте. Все это приводит к неадекватной внутренней системе вознаграждения и низкой самооценке, а разочарование углубляет проблему. Хотя «эго-идеал» может развиваться, героические фигуры могут вызывать восхищение, из-за безнадежности и скептицизма существует внутреннее убеждение в том, что идеализируемое недостижимо. Нормальный человек получает некоторое признание за усилие и попытки, даже если они не оканчиваются успехом. Человек, переживающий безнадежность, не видит смысла в том, чтобы хотя бы попытаться действовать на более высоком уровне.

Энергетическое поле аттрактора апатии притягивает к себе другие выражения энергетического поля такого же низкого уровня (хорошо известный принцип «разбитого окна»). Оно может также стать причиной ипохондрии, хронического нездоровья и зацикленной на себе личности, которая пассивна, нефункциональна и стремится к зависимым отношениям. Пристрастие к наркотикам может также служить способом избегания внутренней бедности. Когда временная, вызванная наркотиками эйфория заканчивается, возвращение в прежнее состояние становится непереносимым, поэтому наркотическая зависимость - это не только зависимость, но и стиль жизни. Самоподдерживающаяся нисходящая спираль может привести к отчаянным попыткам выжить, включая проникнутые жестокостью отношения. Самопорицание проецируется на Бога и общество, на которое, таким образом, возлагается вина за существующее положение дел.

Сущностью расстройства является неспособность или отказ принять личную ответственность, что приводит к чувству вины, стыда и низкому уровню энергии и, в итоге, возможно, к бездомности, бродяжничеству и социальной зависимости. Недоразвитость жизненных навыков ведет к периодическим провалам в глубокую депрессию, которая может стать причиной суицида.


ПРЕОДОЛЕНИЕ АПАТИИ

Моменты или даже целые периоды апатии, когда охватывает уныние, могут случаться в жизни почти любого человека. Весь стиль жизни становится отрицанием ценности жизни и Божественности как ее истока.

Единственным выходом является Воля, только она имеет потенциальную силу компенсировать нехватку интрапсихиче- ской энергии. Волю, духовную по природе и происхождению, не стоит путать с «силой воли» - духовной и психологической. В состоянии апатии личная воля слаба и неэффективна. Из этого состояния можно выйти, только обратившись к Божественной Воле, которая имеет уровень 850 и обладает силой восстановления. В то время как эго/я привычно приписывает себе заслугу выживания, на самом деле она принадлежит присутствию Божественного как «Я». И именно благодаря «Я» эго способно быть самостоятельным. Оно только принимает жизненную энергию, а не является ее источником, как само считает.

Просьба к Божественному может привести к желаемому результату, а может и не привести, потому что для «Я» несчастье или даже физическая смерть может быть единственным способом побороть эго. Для «Я» отказ от личного мира или физического тела может быть необходим как трансформация души. Таким образом, в этом мнимом парадоксе разрушение эго/разума/тела является, на самом деле, жертвой временным - ради вечного (эволюция души) и, следовательно, кармическим приобретением.

В то время как личная воля находится на том же уровне, что и сам человек (крайне низком в состоянии апатии, примерно 30), Воля имеет очень могущественный уровень. Эти условия демонстрируют динамические силы, скрытые за истиной, «несчастье для человека - возможность для Бога».

Пробуждение для Божественного можно наблюдать на примере двенадцатишаговых групп, первые шаги в которых примерно таковы: «Мы приняли свое бессилие в жизни и то, что только Бог может вернуть нам здравомыслие». Признание личного бессилия и отказ от эго означают решение направить свою жизнь к Богу. Вслед за этим происходит бесстрашное моральное исследование и поиск помощи в молитве и установлении закономерностей духовной жизни («Двенадцать шагов и двенадцать традиций», 1996).

Описанный выше процесс оказался эффективным при работе со многими очень сложными и безнадежными человеческими проблемами миллионов людей по всему миру. Происходящие трансформации часто описываются как чудо из-за своего масштаба. Эта простая программа изначально родилась в Оксфорде (Англия) и была привезена в США Роландом, безнадежным пациентом известного шведского психоаналитика Карла Юнга, честность которого помогла Роланду достичь дна, когда он сказал: «Алас, ни я, ни мое искусство не можем помочь тебе, твоя единственная надежда - полностью отдаться духовной программе, так как в истории были случаи, пусть и редкие, когда выздоровление наступало при таких обстоятельствах». В конце концов, выздоровление Роланда положило начало парадигме того, что сегодня стало мировым 12-шаговым движением, а также другими основанными на вере программами, и доказало свою эффективность в 35% случаев закоренелых преступников.

Апатия лежит в основе кажущихся безнадежными состояний, которые человеческая воля и человеческое общество не в силах решить. Выходу из таких состояний способствует участие в духовных группах, так как их общая энергия находится на уровне 540, уровне Безусловной Любви, редком для популяции в целом (0,4%).

Другой не духовной, но сильной программой, посвященной восстановлению и улучшению человеческой жизни путем принятия ответственности, является ОСЭ (Обучающие Семинару Эрхарда), уровень которых составляет 400. Техника заключается в постоянной конфронтации с безответственностью и отказе от всех оправданий, рационализаций и уклонений.

В том, что кажется апатией, присутствует, на самом деле, упорное внутреннее противостояние завуалированно проявляющейся гордыни и эгоизма в виде «я не могу» или «я не хочу». Эго так упорно, что часто необходима масштабная катастрофа, такая как война или землетрясение, для того чтобы заставить его сдаться. Таким образом, через коллективную карму целые группы людей притягивают определенные ситуации, которые могут казаться катастрофическими, но несут незримое кармическое благо.


СЛУЧАЙНОСТИ

Бесконечное поле сознания Вездесуще, Всесильно и включает все Мироздание. Таким образом, ничто не может произойти вне его бескрайней сферы, потому что это Источник Мироздания. В его бесконечном поле существуют нисходящие уровни энергетических полей. По мере того, как они все в большей степени обретают выраженную форму (линейность), их относительная сила снижается до уровня индивидуума. Гигантское поле можно сравнить с колоссальным электростатическим полем, в котором индивидуум подобен заряженной частице, благодаря бесконечной силе поля непроизвольно ориентирующейся в нем в соответствии со своим индивидуальным «зарядом». Заряд кармического духовного тела задается намерением, решением и целенаправленной ориентировкой. Неискушенному восприятию кажется, что не имеющее интеллектуального объяснения является «случайным», особенно тогда, когда событие непредсказуемо. Так как бесконечное поле сознания не ограничено, ничто не может случиться вне его. Все, что происходит внутри, управляется его воздействием, и, следовательно, в Реальности нет ничего «случайного».


АПАТИЯ У ОБЫЧНЫХ ЛЮДЕЙ

Периоды апатии происходят, время от времени, в жизни практически каждого человека в качестве временного и преходящего феномена. Для тех, кто ориентирован духовно, проникновение в суть феномена ради понимания его происхождения приводит к положительному результату. Апатия у нормального обычного человека, как правило, касается определенных сфер жизни, в отношении которых проявлялось пренебрежение, самоустранение или же человек отказывался брать на себя за них ответственность. Все это выражается также и в неприязни, и в ощущении привлекательности, которые, как видно после изучения, основаны на иллюзиях. Почти любые сопротивление, отвращение или иллюзия могут исчезнуть благодаря полному и абсолютному отказу от них и готовности оставить иллюзорные цели. Практически это может быть описано как отказ от линейного (эго) ради нелинейного (Божественности).


ДИХОТОМИЯ ПАССИВНОСТИ/АГРЕССИВНОСТИ

Стыд, апатия и чувство вины являются формами агрессии, направленной на себя, выражающейся в ненависти к себе, обвинениях и осуждении. Альтернативные стороны этих механизмов используются в защитных маневрах проецируемых, экстернализированных обвинений и ненависти. Апатия также представляет собой форму сопротивления процессу взросления и является формой отрицания и отказа, то есть скрытого упрямства.

Этими механизмами личная ответственность вновь отвергается, и кажущиеся во всех остальных отношениях нормальными люди могут периодически проявлять крайнюю агрессию к другим. Когда червь ненависти к себе с нападения на «Я» переключается вовне, он выражается в брани, злобе, злорадстве, клевете и даже общественных злодеяниях.

Ненависть к себе, выражающаяся вовне, имеет очень низкий уровень, потому что представляет собой отрицание истины на глубоком уровне и является разрушительной для общества и его стандартов. Эта направленная вовне агрессия находит социальное одобрение и, следовательно, выражается в войнах, действиях преступных банд, терроризме, поджогах, давках, возникновении Ку Клукс Клана и тому подобном. Эти проекции возможны, только если совесть либо отсутствует, как в случае психопата, либо успокоена рационализациями (борцы за освобождение оправдывают месть, «священные» или политические войны и т. д.).

Нахождению оправдания способствует накопление недовольства, искаженная интерпретация общества и «накопление» несправедливостей. Когда этот психологический механизм действует через харизматичного лидера, тысячи или даже миллионы людей периодически умирают. Этот синдром называется «опасным мессианским нарциссизмом» и подробно описан в книге «Истина vs ложь» (см. главу 15). О крайности патологии таких людей свидетельствуют убийства их сограждан, на которых обращается ненависть и которые считаются «псами», пушечным мясом или «заслуживающими смерти». Такие извращенные личности презирают любовь (и, следовательно, женщин), считая ее слабостью и проявлением внутренне страшащей их уязвимости. Когда эти проецируемые механизмы не могут найти внешнего выхода, происходят внутренние конфликты в сознании, и такие мессианские лидеры часто лишают себя жизни.

Эти же механизмы действуют бессознательно, но более ограниченно и скрытно, в стремящихся к известности враждебных личностях, проявляясь в обвинениях и искажении событий.

С психоаналитической точки зрения происходит отрицание сильной негативности путем проецирования ради того, чтобы поддержать иллюзию «хорошего Я», несмотря на прозрачность такой маскировки. Следствием нечестности часто является высокое самомнение и представление о себе как о человеке, превосходящем других. Эго также в бастионах своей защиты использует духовные образы и концепции, которые, таким образом, превращаются в свою полную противоположность, оправдывающую убийства неверующих, язычников, еретиков и т. д., которые «заслуживают» смерти. Проекция презрения к себе за мнимую внутреннюю слабость была драматически осуществлена японскими солдатами в отношении американских заключенных и в Маньчжурии, и Китае, когда они предали смерти всех сдавшихся солдат.

Поля очень низкой энергии могут рационализироваться интеллектом, который затем считает псевдорелигиозные искажения истиной и странным образом приветствует мученичество и самоубийство. Харакири является классическим примером внешнего выражения и преувеличенного представления того, что в случае обычных здоровых людей было бы подавлено как внутренний конфликт.

Внутрипсихическое подавление неприемлемых побуждений и конфликтов истощает психическую энергию, приводя к ее нехватке для обычных адаптивных действий. Это вызывает апатию, выражающуюся в истощении, усталости и неспособности получать удовольствие от жизни (агедония).

Неспособность получать удовольствие от жизни нормальными способами может искусственным образом компенсироваться через различные зависимости. Когда бегство от жизни невозможно, внутренняя депрессия возвращается, что может привести к использованию отчаянных мер избегания. Многие предпочитают смерть встрече с внутренними конфликтами и признанию ответственности либо за сам конфликт, либо за поиск помощи в решении.

Нисходящая спираль часто в итоге приводит к таким социальным кризисам, как арест, развод, потеря работы, банкротство, госпитализация и бездомность. Следовательно, конфронтация является одним из положительных следствий того, что может казаться бедствием, а в действительности является скрытым спасением.

Статистически успешнее всего выход из разрушительного образа жизни происходит в условиях духовных групп, так как честность перед собой является сложным, если не невозможным процессом для большинства людей в отсутствие надежной поддержки. Восстановление требует наличия поддержки и опытных советчиков, и пример восстановившихся членов группы обычно воодушевляет, как и приверженность моральной честности и признанию негативных черт характера без ощущения вины. Кроме того, помощь другим благотворна и повышает самооценку.

Хотя исключительно психологические меры могут приносить временное облегчение, эти расстройства обычно имеют хронический характер, и восстановление требует духовных по своей природе программ, так как они работают с самой сутью, а психологические и поведенческие проблемы рассматривают как вторичные. Лежащая в их основе ненависть к себе требует вмешательства сознания очень высокого уровня, такого как уровень Безусловной Любви, составляющий 540. Психологическим мерам, которые имеют уровень 400, не хватает силы для того, чтобы произошло внутреннее исцеление. Процесс исцеления требует наличия советчика или консультанта, который будет наставлять и станет примером любви и уважения. За десятилетия работы таких групп было показано, что только выздоровевший и укрепившийся член группы обладает необходимым влиянием, которое вызывает уважение и, следовательно, терапевтический перенос или отождествление. Через этот механизм любовь возвращается в приемлемой форме, и ее принятие облегчается реалистичным, духовно искренним смирением.

Духовное смирение не стоит путать с его социальной интерпретацией - «унижением». Парадоксально, но духовная скромность не может быть унижена, и, следовательно, ошиб ки могут быть приняты без потери самоуважения. Принятие своих собственных недостатков позволяет уважать без осуж­дения других и сострадать всему человечеству.


АПАТИЯ И МОТИВАЦИЯ

Человеческое поведение может направляться инстинктами или же притяжением или мотивацией позитивных, идеализированных целей. «Эго-идеал» Фрейда представляет собой интернализацию качеств, достижений, героических персонажей, вызывающих восхищение и предоставляющих возможность для роста и развития. Вызывающие восхищение фигуры выбираются в соответствии с индивидуальным уровнем сознания, поэтому для каждого уровня существуют свои соответствующие лидеры. Отсутствие такой интернализированной фигуры может объясняться недостатком или отсутствием родительской заботы или низкой самооценкой, или недостаточным чувством собственного достоинства, что приводит к ожиданию провала, пессимизму и «синдрому отсутствия мотивации».

Построение уверенности в себе обычно лучше всего проводить поступательно, при поддержке и воодушевлении со стороны. Негативный образ себя мог сложиться под влиянием провалов прошлого или неодобрения сверстников или родителей, приводящего к ощущению того, что «я не могу» или «я не достоин этого». Старая поговорка: «Если успех не пришел сразу, пытайся снова и снова» не находит отклика потому, что апатия обычно защищена множеством рационализированных оправданий, помогающих избежать стыда. В некоторых своих проявлениях апатия может следовать за клинической депрессией, вызванной нарушением химии мозга и требующей применения антидепрессантов для коррекции дисбаланса в качестве, по крайней мере, временной меры для реорганизации психики.

Классическими противовесами апатии и негативного образа себя являются «вера, надежда и любовь». В обществе отчетливо видна польза помощи другим, осуществляемая в результате сознательного выбора, вдохновения или даже принуждения. Часто для того, кто упал очень низко, даже простая помощь животным может стать хорошим началом, о чем свидетельствуют программы дрессировки собак-поводырей, которые весьма успешно проводятся в среде заключенных- рецидивистов, и кто-то из них даже решает задержаться после освобождения, чтобы завершить работу со своими собаками. Апатичные пожилые люди оживляются при появлении собак в доме престарелых. Современные исследования показывают, что простое наличие в доме животного снижает уровень депрессии и напряжения и оказывает положительное воздействие на здоровье в целом. Следовательно, забота о другом живом существе приносит терапевтический эффект, что подтверждают случаи безнадежных алкоголиков, которые начинают помогать новичкам и подавленным спортсменам оставить позади пораженческие настроения, искренне подбадривая других членов команды.

В духовной работе участие в группе возвращает мотивацию как следствие внутренней духовной энергии группы. Таким образом, помогающие организации служат великой цели, как и наставники, инструкторы, мотивирующие ораторы, гуманитарные организации, духовенство и учителя. У среднего человека обычно имеются ограниченные зоны апатии, по крайней мере, на протяжении ограниченного периода времени, это зоны пренебрежения, возникающего из-за экономии времени, энергии или интереса.

Достаточно распространена также духовная апатия, являющаяся следствием избегания и нежелания встречи с внутренними конфликтами, что становится препятствием на пути прогресса и роста. Такие замедления можно преодолеть при помощи молитвы и вдохновения, присущего активным духовным группам. Мотивация практически в любом человеческом действии усиливается при наличии наставника, доверенного человека или друга. Апатия часто является результатом изоляции и излечивается вовлечением в позитивные отношения, являющиеся источником заботы. Апатия свидетельствует об отсутствии любви, которая и есть самое действенное противоядие. Это состояние может быть ситуативным или же являться следствием отвержения любви из-за эгоизма или низкой самооценки, возникающей из-за нехватки любви и заботы в детстве.

Выбор любви к Богу приводит в действие любовь Бога с помощью молитвы и служения. Следовательно, уныние может быть тем, что откроет путь к духовному интересу и развитию. Многие пришли к Богу только в тисках отчаяния и безнадежности. Эго настолько сильно, что иногда, лишь оказавшись «на дне», человек решает отказаться от господства эго. Если это происходит, дух внутри обновляется, и апатию сменяет надежда. «Непрестанная молитва» может быть единственным доступным способом выхода из тяжелых или длительных периодов кармического долга. Иногда его называют «проверкой веры», которую можно выдержать, помня о том, что «и это пройдет» и «те, что стоят и ждут, тоже служат».

"Люди едят, когда им одиноко, занимаются любовью, когда злятся, выступают с трибуны, когда сексуально озабочены. Такое извращение связи между ощущениями и поведением — свидетельство отчуждения от самого себя". И. Польстер.

Люди часто путают ощущения с чувствами, а чувства с эмоциями. Спросите знакомых: "Как правильно сказать: я чувствую голод или ощущаю голод? Что такое обида: чувство или эмоция? А радость? ". Задав эти, казалось бы, простые вопросы, вы получите разнообразные и противоречивые ответы.

К сожалению, и в психологической литературе эти понятия часто смешивают. К моему большому удивлению, прочитав десятки книг классиков и современников, сотни журнальных статей, я так и не встретил целостной системы, чётко разграничивающей чувства, ощущения и эмоции и дающей ответы на их смысловые различия! Казалось бы, ничего страшного в этом нет, и не стоит цепляться к словам. Вроде бы нет насущной необходимости проводить чёткие и жёсткие границы между смыслами родственных слов. Но это только на первый взгляд. Ясное понимание смысла этих слов и их различий актуально для работы с чувственной сферой человека во всех видах психотерапии и крайне важно в таких направлениях, как гештальт, психосинтез и телесноориентированная психология.

Разграничение этих понятий и умение их дифференцировать позволяет определить место нарушения во взаимоотношении человека с собой и миром и целенаправленно с этим работать.

Ощущения — это процесс получения информации о свойствах предметов, явлений и о внутренних состояниях организма. Информация поступает к нам через зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, вестибулярный аппарат и кинестетику (сенсорная информация из мышц, сухожилий и связок). Можно сравнить ощущения с панелью приборов и датчиков в кабине пилота, которые показывают параметры полёта: высоту, скорость, температуру воздуха, уровень топлива, направление и силу ветра, наклон фюзеляжа, расстояние до других объектов и многое другое. Когда у меня болит горло, я ощущаю жар, недомогание и тяжесть в голове, и эти признаки говорят мне о том, что я заболеваю. Если человека лишить ощущений, то он не сможет ориентироваться в происходящем и ничего не сможет делать целенаправленно.

У чувств совсем другая функция. Если мы сравнивали ощущения с панелью приборов, показывающей параметры полёта, то чувства можно сравнить с личностной оценкой пилотом этих показаний. Хорошо помню, что заболевание накануне встречи с любимой девушкой вызывало у меня совсем другие чувства, чем тоже заболевание накануне контрольной по физике. Чувства — это процесс личностной оценки ситуации, который выполняет как сигнальную, так и организационно-направляющую функции. Они говорят об отношении человека к происходящему, показывают хорошо ему от этого или плохо. Таким образом, чувства играют двойную роль: это система сигналов благополучия или неблагополучия с одной стороны, и регулятор наших желаний и устремлений с другой. А если говорить языком гештальта, то чувство — это целостный сигнал об отношениях потребности человека и среды. Чувства могут нести в себе огромный энергетический потенциал, но даже в этом случае не стоит путать их с эмоциями. Эмоции — это внешнее выражение наших чувств, предъявление их окружающему миру. Это невербальный язык общения, который появился у наших далёких предков ещё много сотен тысяч лет назад. Он помогал понимать друг друга и успешно взаимодействовать ещё до появления членораздельной речи и вербальных коммуникаций. Даже высшие животные способны различать наши эмоциональные послания по тону голоса и выражению лица.

Таким образом, несмотря на то, что чувства несут в себе эмоциональную окраску и энергию, они превращаются в эмоции только тогда, когда человек начинает предъявлять их миру и людям. Как писал Лоуэн: "Чтобы избежать смешения этих понятий, надо отметить, что слово emotion предполагает деятельность (motion — движение и предлог e-наружу, вовне)" . (А. Лоуэн. Психология тела) Если же из-за силы переживания или неумения замечать свои чувства человек проскакивает сразу в область эмоций, не сумев осознать свои чувства, тогда говорят: "Нет чувств — одни эмоции"!

Резюмируя, можно сказать, что:

  • ощущения — это информация;
  • чувства — как я к этому отношусь (моя оценка);
  • эмоции — как на это реагирую, и что я этим выражаю (мои реакции и послания миру).

Взглянув на эти понятия с точки зрения выполняемых ими функций, легко увидеть их место на кривой цикла контакта. Их информационную, оценочную и контактинговую роль в процессе удовлетворения потребности трудно переоценить. Помню, как много лет назад, на одном из психологических тренингов меня поразил вопрос ведущего к одной из участниц группы, которую звали Настя: "Кому ты плачешь, и чего ты от этого хочешь ?". И её удивлённый ответ: "Никому и ничего, просто плачу и всё, я так часто делаю ". Позже удалось понять и её чувства, и адрес её эмоций, и то, какую потребность она пытается этим разрешить. Меня поразило, что эмоции — не бесконтрольная стихия, а наш выбор действия и разрешения потребности, что у эмоций есть адресат и конкретная цель. Осознает ли это плачущий человек — это уже другой вопрос.

Рассмотрим последовательность возникновения и проявления аффективной волны "ощущения — чувства — эмоции" на примере цикла удовлетворения потребности Б. Резника и Т. Барли:

I. Этап недифференцированности.

II. Этап формирования фигуры.

III. Этап фокусировки фигуры.

IV. Этап сканирования поля.

V. Этап разрешения потребности.

VI. Этап ассимиляции.

VII. Этап недифференцированности".

Возникновение ощущений, нарастание их интенсивности и формирование смутной фигуры потребности соответствует уровню ощущений. Фокусировка фигуры, идентификация ощущений и их оценка рождает чувства, сопровождающиеся сканированием поля на предмет удовлетворения потребности — уровень чувств. Выбор способа действия и разрешение потребности соответствует уровню эмоций. Затем следует вторая, контрольная волна — уровень приятных ощущений — этап разрешения. Отход и ассимиляция — уровень чувств (удовлетворения) и завершающих эмоций. Далее — временное затишье, когда поле не дифференцировано. К сожалению, так происходит далеко не всегда.

Часто нарушение цикла удовлетворения происходят из-за искажения восприятия ощущений, неправильной идентификации чувств и неосознанном предъявлении своих эмоциональных реакций. Ситуацию осложняют речевые шаблоны языка, как русского, так и языков романской группы. Возможно, по-другому обстоят дела на Востоке, но с уверенностью утверждать не могу. Мы говорим "органы чувств" вместо того, чтобы сказать: "органы ощущений"; мы говорим — "он выражает свои эмоции" — вместо того, чтобы сказать: "он выражает свои чувства", а о человеке с небогатой эмоциональной экспрессией мы говорим, что "у него мало чувств". Получается, мы изначально не понимаем роль ощущений, на их место ставим чувства, а на место чувств ставим эмоции.

Хочу повторить хорошо известное высказывание Польстера: "Люди едят, когда им одиноко, занимаются любовью, когда злятся, выступают с трибуны, когда сексуально озабочены. Такое извращение связи между ощущениями и поведением — свидетельство отчуждения от самого себя" . (И. Польстер, М. Польстер. Интегративная гештальт-терапия)

Если искажения на уровне ощущений приводят к таким последствиям, что же происходит, когда идут искажения также на уровне чувств и эмоций? Ощущение голода и чувство одиночества, ощущение сексуального влечения и эмоция гнева. Научившись разграничивать эти понятия, клиент уже не спутает тревогу и голод, усталость и депрессию, влечение и любовь, уверенность и агрессию. Этот список можно продолжать до бесконечности, и вы можете сами вспомнить несколько наиболее ярких примеров из своей практики.

Для решения этих и подобных вопросов, как мне кажется, необходимо иметь:

  1. Навык дифференцирования ощущений, чувств и эмоций на основе их критериев.
  • Ощущения передают информацию о ситуации внутри и снаружи.
  • Чувства — это внутренние оценки, реакции и переживания.
  • Эмоции — это предъявление реакций и оценок миру.
  1. Навык замечания — осознавания моментов перехода ощущений в чувства, а чувств в эмоции, и наоборот.

Предлагаю несколько интересных упражнений, помогающих получить практические навыки осознания и дифференцирования.

  • "Список".

Составьте максимально большой список чувств, эмоций и ощущений. Не нужно стремиться сделать это за один раз. Лучше выполнять это упражнение в течение нескольких дней — пока не получится внушительный список, включающий 50-100 или даже более наименований.

  • "Сортировка".

Разбейте его на две-три колонки. Я намеренно не говорю, что их должно быть две или три. Это зависит от того, будут ли чувства и эмоции включены вами в один список, когда одно слово в зависимости от контекста может иметь разные значения, или же есть строго детерминированные слова. Например, куда бы вы отнесли негодование? Панику? А удовлетворение?

  • "Примерка".

Примерьте на себя каждое слово из списка — ощутив, прочувствовав или выразив его. Отметьте, что вам давалось легче, а что тяжелее. Есть ли в списке какие-то наименования, которые совсем не удалось представить и пережить? Ещё в течение дня полезно остановиться на минуту-другую и "поймать за хвост" проживаемую эмоцию, чувство или ощущение, осознав и идентифицировав "пойманного зверя". Определяйте силу и чёткость переживаемого, по 10-ти бальной, 100% или какой-либо иной удобной вам шкале.

  • "Маятник чувств".

Прислушайтесь к себе и осознайте ваше актуальное чувство в данный момент. Оставайтесь с ним некоторое время, а затем уйдите в область ощущений, связанных с этим чувством, замечая и осознавая место, силу, чёткость и другие параметры. Вернитесь в область чувств и посмотрите, какие новые оттенки возникли у чувства, или же оно изменилось совсем. А затем, оттолкнувшись от этого чувства, уйдите в область эмоций, замечая как вы их выражаете в движениях, жестах, мимике и интонации. Через некоторое время вернитесь снова в область чувств и осознайте, что вы чувствуете теперь, что изменилось и что появилось.

  • "Зона беспокойства".

Когда человека волнует какая-то проблема, вокруг неё возникает зона беспокойства из чувств, ощущений и эмоций. С одной стороны, в этой области все переживания сильнее и острее, а с другой — они менее ясные и устойчивые. Это напоминает комнату кривых зеркал, в которых человек искажается так, что выглядит то тощим гигантом, то широким карликом, то идущим вверх ногами, то растягивающимся вперёд как жевательная резинка. Ежедневно замечая — осознавая силу и определённость чувств, ощущений и эмоций в этой проблемной зоне, вы сможете отслеживать положительную динамику изменений как самой зоны, так и проблемы, которая её порождает. Работе со сферой, в которой улучшения идут медленнее, стоит уделить больше времени и сил.

Подводя итоги, отмечу, что понимание роли и места этих феноменов, а также умение их дифференцировать является важным условием для осознавания — замечания истинных чувств, ощущений и эмоций, которые помогут клиенту увидеть и восстановить нарушения контакта с актуальной потребностью. Они являются самым надёжным индикатором энергетических процессов, идущих в человеке при "возмущении" поля "организм — внешняя среда". Процессов с момента возникновения первых смутных ощущений до момента удовлетворения потребности и растворения её в окружающем фоне. Выражу уверенность, что, пока человек существует, любое нарушение в системе "Self" обязательно сопровождается большими или меньшими изменениями в чувственной сфере как через функцию "Id", так и через функцию "Personality". Если же убегать от распознавания и осознания, ожидая, что всё наладится автоматически, само по себе, то это приведёт к потере функции "Ego" как механизму оценки ситуации, выбору и принятию адаптивных решений.

Как писал Перлз: "Стремиться к максимально автоматическому функционированию и минимальной осведомлённости — осознаванию — это значит стремиться к смерти, прежде, чем она пришла" (Ф. Перлз, П.Гудмен, Р.Хефферлин. Практикум по гештальт-терапии).