Смерть Ислама Каримова выдвинула на первый план вопрос обеспечения безопасности Узбекистана. Справится ли с этой задачей узбекская армия?

Узбекскую армию называют сильнейшей в Средней Азии, но способна ли она противостоять внешним и внутренним угрозам?

Смерть президента Узбекистана Ислама Каримова привлекла внимание российских политологов и журналистов к этой центральноазиатской стране. Двадцать пять лет стабильность в Узбекистане поддерживалась именно благодаря фигуре Каримова. Сейчас «вечного президента» не стало. И одним из ключевых институтов, способных обеспечить внутреннюю безопасность и единство страны, остается узбекская армия. Что представляют собой вооруженные силы самого крупного по численности населения государства Средней Азии?

Что угрожает Узбекистану?

Как и армии других постсоветских республик, вооруженные силы Узбекистана создавались на основе советской военной инфраструктуры, оставшейся в республике после распада СССР. О вооруженных силах Узбекистана известно меньше, чем о других среднеазиатских армиях. Все же при Исламе Каримове страна была достаточно закрытой. И это понятно – слишком много внутренних и внешних опасностей угрожало и угрожает Узбекистану. Это и международный терроризм, и территориальные претензии соседних стран, и внутренние межклановые противоречия политической элиты.


Фото: fr.fergananews.com

Долгое время серьезнейшей угрозой стабильности Узбекистана оставались действовавшие в республике радикальные фундаменталисты из «Исламского движения Узбекистана». Позже узбекским властям удалось практически нейтрализовать их деятельность даже в Фергане, которая всегда считалась колыбелью узбекского религиозного фундаментализма. В 1998 году Узбекистан даже предъявлял претензии Пакистану – мол, Исламабад привечает на пакистанской территории узбекских боевиков. Сейчас серьезной угрозой для Узбекистана может стать просачивание в Среднюю Азию боевиков ИГИЛ 1 (запрещенная в России организация).

Достаточно сложные отношения у Узбекистана и с соседями – и Таджикистан, и Кыргызстан, и Казахстан имеют определенные претензии к Ташкенту, хотя, конечно, предпочитают сохранять картину среднеазиатского мира и сотрудничества. Но известно, что многие таджикские деятели издавна утверждали, что Бухара по праву является таджикским городом, центром таджикской истории и культуры.

Крупнейшая в Средней Азии армия

Известно, что по численности узбекские вооруженные силы являются крупнейшими в Средней Азии. В исследовании экспертов Global Firepower узбекские вооруженные силы названы наиболее мощными на постсоветском пространстве после российских, украинских и белорусских. Они оставили позади не только армии соседей, но и вооруженные силы стран Закавказья и Прибалтики. Численность вооруженных сил Узбекистана ориентировочно оценивается примерно в 50 тысяч человек. Еще примерно 20 тысяч человек служат в вооруженных формированиях, обеспечивающих внутреннюю безопасность республики.

Самый многочисленный вид вооруженных сил – Сухопутные войска Узбекистана. В них служит примерно 25 тысяч человек. Сухопутные войска включают один танковый корпус, десять моторизованных, одну горнострелковую, одну воздушно-десантную, три воздушно-штурмовые и четыре инженерные бригады.

Кроме того, в состав вооруженных сил страны входят Военно-воздушные силы и Войска противовоздушной обороны, Специальные войска, Национальная гвардия. В состав ВВС и ПВО входят 4 авиационные и 1 вертолетная бригады, военно-транспортная бригада, вертолетный отряд, две зенитно-ракетные бригады и одна истребительная авиационная эскадрилья противовоздушной обороны.

Особо боеспособным формированием считается Национальная гвардия. В ее состав входит всего одна бригада численностью примерно в тысячу военнослужащих, выполняющая задачи по охране важных государственных объектов. Однако, несмотря на малую численность, Национальная гвардия прекрасно подготовлена для боев в городских условиях.


Фото: ru.sputniknews-uz.com

Когда была провозглашена независимость Узбекистана, одним из наиболее острых вопросов стало укомплектование вооруженных сил страны офицерами «титульной» национальности. В 1990 году офицеры – узбеки, каракалпаки, таджики - составляли лишь 0,6% от общей численности офицерского состава расквартированных в Узбекской ССР войсковых частей и соединений. На территории Узбекской ССР в советское время размещались ашкентское высшее общевойсковое командное училище, Чирчикское высшее танковое командно-инженерное училище и Самаркандское высшее военное автомобильное командно-инженерное училище. Эти военные вузы начали подготовку офицеров для армии независимого Узбекистана. В 1993 году был открыт военный факультет при Ташкентском университете информационных технологий, где стали готовить офицеров – специалистов по радиоэлектронике. В 1994 году открылось Джизакское высшее военное авиационное училище, а в 1995 году – Академия Вооруженных сил Узбекистана.

Сохранить стабильность помогут спецслужбы?

Однако еще более серьезным инструментом в руках власти, чем армия, являются военизированные формирования Службы национальной безопасности Узбекистана. Ее возглавляет генерал-полковник Рустам Иноятов – профессиональный «чекист», начавший службу еще в советское время и ставший при покойном президенте Исламе Каримове одной из важнейших политических фигур страны. В распоряжении СНБ, помимо агентурных и оперативных подразделений, технических структур, находятся бригада быстрого реагирования численностью свыше 5 тыс. военнослужащих, пограничные войска, Термезская пограничная речная флотилия, отряды специального назначения.

За долгие годы существования Служба национальной безопасности Узбекистана превратилась в одну из серьезнейших спецслужб Средней Азии, обладающую большим потенциалом. Это – весьма закрытая структура, предпочитает не светиться и ее руководитель. В свое время в состав СНБ вошли многие подразделения упраздненного узбекского ГРУ – Главного разведывательного управления Министерства обороны Узбекистана, что еще больше усилило и силовые возможности СНБ, и политическое влияние ее руководителя.

Узбекистан традиционно вкладывал значительные по среднеазиатским меркам средства в развитие и укрепление своих вооруженных сил. Сейчас главная задача, стоящая перед узбекской армией и силами безопасности – не допустить каких-либо провокаций или попыток дестабилизировать ситуацию в стране в связи со смертью Ислама Каримова. Только вот справится ли с этой задачей Узбекистан без серьезной помощи со стороны России или того же Казахстана? Ведь прежде Ташкент дистанцировался от военно-политического союза с Россией, покидал ряды ОДКБ, всячески стремясь подчеркнуть свою самодостаточность и опору на собственные силы.

1 Террористическая организация, деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации

Токтогул Какчекеев - полковник в запасе Вооруженных сил Киргизии. Окончил военно-политический общевойсковой факультет Ленинградского Высшего политического училище МВД СССР, второй факультет Московской Академии МВД СССР, Колледж стратегических исследований и оборонной экономики имени Дж.С.Маршалла. Участвовал в 6 гуманитарных операциях - в том числе в киргизско-таджикском приграничном земельно-водном конфликте (1989), в киргизско-узбекском межнациональном конфликте в Ошской области (1990)

Токтогул Какчекеев — полковник в запасе Вооруженных сил Киргизии. Окончил военно-политический общевойсковой факультет Ленинградского Высшего политического училище МВД СССР, второй факультет Московской Академии МВД СССР, Колледж стратегических исследований и оборонной экономики имени Дж.С.Маршалла. Участвовал в 6 гуманитарных операциях — в том числе в киргизско-таджикском приграничном земельно-водном конфликте (1989), в киргизско-узбекском межнациональном конфликте в Ошской области (1990), в организации горно-спасательных операций войск МЧС Киргизии в ходе отражения нападения международных бандформирований, вторгшихся в Баткенскую области Киргизии (1999). Председатель рабочей группы «Управление кризисами в Центральной Азии» консорциума военных академий и вузов, изучающих проблемы безопасности (2001). Автор более 120 опубликованных работ по вопросам специальной тактики борьбы с оргпреступностью, экстремизмом, терроризмом, сепаратизмом, криминологии, политологии .


ИА REGNUM : Какова в настоящее время боеспособность киргизской армии ?

Трудно сравнить киргизскую армию с любой другой среднеазиатской армией. Казахстан, к примеру, сейчас имеет самую боеспособную армию в Центральной Азии. В Узбекистане насчитывается порядка 200 тысяч личного состава. Лет 10-12 назад, когда представители Талибана прорвались в Узбекистан, армия не смогла отразить нападение, побросала бронетехнику и просто сбежала. Но это было давно. Наверянка из этого случая были сделаны соответствующие выводы.

ИА REGNUM : Что еще вы можете сказать о ВС Узбекистана ?

Узбеки сохранили все вооружение Туркестанского военного округа, выторговали у президента России за пятый рукав газопровода поставку высокоточного оружия. Они ведут не только политическую, но и военную конкуренцию с Казахстаном, Таджикистаном или Киргизией, у них реальная, осознанная подготовка армии по стандартам НАТО на случай вхождения ее в военный блок. Именно поэтому натовские специалисты находятся вокруг Ислама Каримова. В целом армия Узбекистана развивается, насыщается современной техникой и подкрепляется политическими контактами с целью вступления в НАТО. Что, скорее всего, и произойдет, так как республика проиграла Казахстану с точки зрения экономической, ресурсной, транспортной, транзитной и прочей мощи страны.

Близость Назарбаева к России еще больше подстегивает Узбекистан к принятию неких неадекватных решений. Узбекистан свое недовольство тем, что проиграл внутреннюю конкуренцию за 1-е место в Средней Азии, выражает еще и нелестными отзывами о Казахстане: было высказано, что 70% природных ресурсов — газовых и нефтяных месторождений — казахи продали и после этого надеются на независимость и развивитие. Это укор Назарбаеву.

ИА REGNUM : Насколько сильна армия Казахстана ?

Армия Казахстана развивается по российскому типу. Они создали больше военных округов, из них один особый — южный военный округ. При проведении учений по переброске живой силы и техники с севера на юг было задействовано порядка 150 вагонов — это очень много. Они развернули оперативно-тактическую противовоздушную систему обороны на юге, подготовили пуски оперативно-тактических ракет. И все это Казахстан отработал на самом высоком уровне. В республика сегодня имеются военные образовательные учреждения, исследовательские центры и агенство по изучению ядерной энергетики и космоса. Это говорит о том, что Казахстан, несмотря на трудности, смело входит в технологическую зону, чтобы повторить путь Южной Кореи, Японии. Кроме того, Назарбаев был первым в мире президентом, который создал вселенский собор всех конфессий, проводившийся дважды, построил кафедральную синагогу, там РПЦ чувствует себя прекрасно, и ислам соответственно. Он сумел решить те проблемы, которые чаще всего тревожат любое многоконфессиональное общество.

Что касается вооружения Туркмении, то там очень сильная бронетанковая, авиационная техника, которую им поставляет Украина за нефтедоллары.

ИА REGNUM : Насколько вооруженные силы Киргизии способны противостоять внешней угрозе ?

Киргизская армия служит только символом государственного аппарата как гарант территориальной целостности и отражения вероятных нападений из вне. Но Исламское движение Узбекистана в 1999-2000 гг показало, насколько Киргизия готова отражать удары. Беда в том, что киргизская армия попала в руки к проходимцам, которые продали оставшееся от СССР вооружение, боеприпасы, снаряжение, технику и даже ракетное топливо. В результате мы имеем следующее: одного генерала уже посадили, второй генерал — Исмаил Исаков находится под следствием, еще один сбежал вместе с Акаевым, другой попал в плен. И сегодня говорить, что киргизская армия боеспособна, конечно, опрометчиво. Генералитет киргизских вооруженных сил, правоохранительных органов, фискальных органов, улыбаясь в лицо Акаеву, его попросту продал в марте 2005 года. Подобная слава не вселяет надежду гражданам, что эта верхушка армии на что-то способна. Единственный уважаемый генерал, которому верят, — Мырзакан Субанов, который вырос как генерал на российских просторах. Есть еще несколько молодых генералов, которые командовали частями в России, имеют боевой опыт, опыт подготовки войск, развертывания войск, но их в упор не видят, потому что они не поподают в число «своих».

ИА REGNUM : Как в киргизских войсках происходит продвижение по службе? На основе чего: талантов, выучки или родственных связей ?

По азиатскому менталитету принято приближать родственников, евнухов, родственников казначеев, родственников стражников к ханам, султанам. В Киргизии не смотрят, какую академию ты окончил. Были случаи, когда выпускников автомобильных училищ назначали командовать не штабными подразделениями. В зарубежных армиях есть специальные менеджеры войны — общевойсковые офицеры, это как правило пехотинцы, стрелки и танкисты. Они заменяют друг друга. В Киргизии же в вопросе выдвижения на высшие офицерские должности происходит нечто непонятное. Большую часть опытных генералов, офицеров просто уволили. Ведь когда на должность министра приходит кто-то из регионального командования, он старается сразу набирать своих.

ИА REGN UM : Что можете сказать о выучке солдат ?

За 18 лет я видел только один раз, как были проведены боевые стрельбы из бронетранспортеров, из БМП, из гаубичной артиллерии, минометов, танковых пушек. Командиры не знают, на каком уровне находится вождение бронетанковой техники, способность скрытно провести танковые марши и т.д. Такого я не видел и не слышал. А когда в тиши кабинетов говорят: «Мы готовы», хочется задать вопрос: «К чему?». Готовы погибнуть просто так или готовы сдаться, как раньше, или готовы сказать, что мы не готовы?

7 мая в Казахстане отмечают День защитника Отечества, а национальная армия празднует очередную дату своего рождения, отсчет которой ведется с 1992 года. Чем казахстанские вооруженные силы отличаются от подразделений Минобороны стран-соседей по Центральной Азии, и в чем они схожи? Какие у нас общие задачи, и что будет происходить в случае возникновения военной угрозы?

“Открытая Азия онлайн” поговорила об этом с кандидатом военных наук, полковником запаса, бывшим сотрудником Министерства обороны, а ныне преподавателем Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан Альбертом Мухаметовым.

1. Численный состав армии

По мировой практике, численность Вооруженных сил составляет в среднем 1% от всего населения той или иной страны. Фактические данные последнего десятилетия указывают на то, что все пять стран региона не дотягивают до этой цифры почти наполовину, - говорит Альберт Мухаметов. - К примеру, если в Казахстане на 1 декабря 2016 проживает 17,7 млн человек, то численность армии должна бы составить порядка 170 тыс. чел. В реальности это не более 80 тысяч. То же самое можно сказать и о других центральноазиатских государствах. В Узбекистане при населении в 26 млн человек на военной службе в армии - 65 тысяч человек. В Туркменистане при населении более чем в 5 млн человек воинскую службу несут 22 тысячи человек. В Кыргызстане на 5 млн человек - не более 17 500 военнослужащих. В Таджикистане на 8 млн населения военнослужащих около 15 тысяч. Это говорит о том, что ни одно государство Центральной Азии не рассматривает себя как агрессора, а своих соседей как противников. Все проводят миролюбивую политику. Система подготовки военнослужащих почти во всех странах одинаковая.

Призыв в армию во всех республиках Центральной Азии осуществляется, как и прежде, два раза в год. Кроме Узбекистана. Там условия прохождения службы были сильно изменены. В 2003 году срок служения сократился с 18 до 12 месяцев, а с 2008 года призыв на срочную военную службу стал осуществляться раз в год - весной. В Кыргызстане в 2015 году заговорили о внедрении так называемой краткосрочной службы стоимостью 60 тыс. сомов ($870) и длительностью в 40 дней, однако пока это дело практически не начато.

2. Военный бюджет и вооружение

Сказать - сильная армия или нет, сложно, пока ты не увидишь ее в действии, - продолжает Альберт Мухаметов. - К счастью, проверить этот постулат в масштабном военном конфликте пока не приходилось. Поэтому оценивать силу и мощь армии любой страны можно по бюджету, который в стране выделяют на оборону, по фактической численности армии, по наличию и количеству новых образцов техники, по возможностям военной промышленности, то есть по критериям, по которым можно оценивать военный потенциал государства. Этот потенциал у всех центральноазиатских стран различен.

Что касается военных бюджетов, то на сегодня самым крупным оборонным бюджетом в абсолютном исчислении обладает Казахстан. Уровень затрат на оборону в 1% от ВВП закреплен в казахстанской Военной доктрине.

Военные бюджеты стран ЦА

Качество подготовки военнослужащих достаточно высокое в каждой из стран. Но военно-техническое оборудование у всех разное. В казахстанской армии на вооружении - авиационный комплекс МиГ-31, Су-27, МиГ-29. В 2015 году были закуплены новейшие самолеты поколения «4++» Су-30, которые были продемонстрированы на военном параде. Казахстан обладает передовыми комплексами противовоздушной обороны, такими как С-300. И МиГ-31, и С-300 способны действовать в системе противоракетной обороны. Авиапарк Казахстана пополняется не только боевыми самолетами, но военно-транспортной авиацией типа С-295 европейского авиационного концерна Airbus. В Астане налажено производство вертолетов "Еврокоптер ЕС-145". Парк бронетанковой техники составляют танки Т-72Б с управляемым ракетным оружием, современные боевые машины пехоты БМП-2, закупаются новые образцы, такие как БТР-82, БТР-80а, боевая разведывательная машина “Кобра” казахстанско-турецкого производства. Военно-морским силам тоже есть, чем гордиться: по Каспию ходят боевые корабли казахстанской постройки.

Хорошим потенциалом военной техники обладает Узбекистан. Но какую технику он закупает - вопрос, покрытый вуалью неопределенности. По данным российских СМИ, особый акцент в Узбекистане делается на закупку средств противовоздушной обороны и вертолетов, бронетанкового вооружения, артиллерийских систем и средств связи. США в 2015 году завершили передачу Узбекистану более 300 крупногабаритных бронемашин с усиленной противоминной защитой, 20 бронированных ремонтно-эвакуационных машин и 20 полноприводных автомобилей MAN для подразделений пограничных войск. Южная Корея сообщала о договоренностях с Узбекистаном по продаже ему 12 учебных сверхзвуковых самолетов Т-50 Golden Eagle стоимостью 400 млн долл. Но узбекистанская сторона никак не комментировала эти события, поэтому оценивать позиции здесь достаточно сложно.

Что касается Кыргызстана, то в свое время ему военную помощь оказывал и Казахстан. Таджикистан усиливает свою военную мощь с помощью Российской Федерации, частично техника и вооружение поставляются в армию из дислоцированной в стране 201-й российской военной базы.

Согласно данным IISS The Military Balance, в 2012 году в таджикской армии насчитывалось 30 танков Т-72 и 7 танков Т-62, 8 машин боевой пехоты БМП-1 и 15 машин БМП-2, а также 23 бронетранспортера различных модификаций. Об этом писал сайт "Азия плюс". В распоряжении таджикской армии имеются три установки реактивного залпового огня БМ-21 Град, а также по десять установок артиллерийских систем ПМ-38 и 122-миллиметровых гаубиц Д-30. В системе ПВО таджикская армия имеет на вооружении зенитно-ракетные комплексы - советские «Стрела-2», ЗРК малой дальности С-125 и американские «Стингеры» FIM-92. Также у них есть 21 самоходный зенитно-ракетный комплекс малой дальности С-75.

С авиацией - слабо: 4 боевых вертолета Ми-24 (еще 8 числятся на консервации) и 13 транспортных «вертушек» Ми-8 и Ми-17. До недавнего времени считалось, что ВВС Таджикистана не имеют боевых самолётов, но в параде в честь 20-й годовщины независимости Таджикистана в Душанбе в 2011 году приняли участие три учебно-боевых самолета Л-39 и два стратегических бомбардировщика Ту-95.

3. Международные договоры, организации и программы

Ни одна страна в мире не может достичь успеха в обороне в одиночку. Это касается как крупных игроков, так и более мелких, - продолжает знакомить нас с различиями армий Центральной Азии Альберт Мухаметов. - Даже такие сильные в экономическом плане страны, как США, Великобритания, Германия, КНР, Россия, не могут гарантированно нейтрализовать все угрозы безопасности. В Военной Доктрине Казахстана 2007 года указывалось, что государство не рассматривает свое участие в конфликте высокой интенсивности, а в Доктрине 2011 года говорится, что если такой конфликт произойдет, то Казахстаном будут задействоваться коалиционные возможности. Три страны региона (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан) являются активными участниками Организации Договора о коллективной безопасности (). Узбекистан вышел из её состава в 2012 году “из-за опасений, что силы организации могут быть использованы для урегулирования внутренних конфликтов”. Независимую политику ведет Туркменистан. Другими международными организациями, связывающими и страны Центральной Азии, являются, прежде всего, ООН, СВМДА, . В последнюю входят Россия, Китай, Индия, Пакистан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. Результатом работы стало подписание соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы. Участие в таких организациях, обсуждение проблем на площадках высокого уровня, безусловно, благотворно отражаются на обеспечении безопасности государств Центральной Азии.

Следите за нашими новостями на

В результате распада Советского Союза на его азиатской части было образовано пять совершенно независимых государств – Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан и Таджикистан – которые получили не только свое отдельное руководство, но и национальные вооруженные силы. Все военное имущество, которое раньше принадлежало армии СССР и которое оказалось на территориях этих государств, за исключением стратегических ракетных комплексов и ядерного , стали основой создания национальных армий.


Необходимо отметить, что вооружения и военной техники на этих территориях оказалось в избытке. Поэтому, если на начальном этапе национализации военного имущества военные руководства стремились к накоплению арсенала, то позже возникла проблема: как распорядиться накопленным военным имуществом?

Помимо этой проблемы существовали и другие, не менее значительные. Так, к примеру, как оказалось, были необходимы значительные средства на содержание в хорошем состоянии и охрану военных арсеналов, а бюджеты новообразованных республик не имели возможностей их выделять в необходимом объеме. Кроме того, эти военные склады стали представлять большую опасность для жизни людей в расположенных рядом населенных пунктах. Яркий пример тому – ситуация с военными арсеналами в Туркменистане, где были отмечены проблемы с хранением токсичного ракетного топлива, которое содержалось в железнодорожных цистернах, а также неоднократные пожары и взрывы боеприпасов на складах в других азиатских республиках, которые были заложены еще в середине прошлого века.

В сложившейся ситуации правительства государств Центральной Азии вынуждены были принимать безотлагательные меры безопасности. В качестве первоочередной меры была проведена инвентаризация военного имущества, на основе которой и формировались новые арсеналы. И даже несмотря на то, что в каждой из этих республик данный процесс имел свои особенности, все же в основу его были положены идентичные принципы и факторы.

Так, на основе реальной численности вооруженных сил в каждой из стран были сформированы две группы вооружений, которые использовались в определенных условиях. Одна из них – учебно-боевая, которая использовалась для подготовки личного состава. Вторая – боевая группа, которая хранилась на территориях воинских частей и которая должна была использоваться в условиях военного конфликта.

Определенная часть вооружений была разобрана на запчасти и определена на склад с целью дальнейшего использования при необходимости ремонта или замены частей идентичного вооружения. То, что было лишним, продавалось в другие государства, а то, что уже было непригодно к использованию, подлежало утилизации. А немного позже, когда советские образцы военной техники и вооружения устарели как в моральном, так и в физическом плане, перед руководствами государств остро встал стал вопрос о проведении ремонта и модернизации данной техники, а также о необходимости закупок более современного вооружения.

Надо заметить, что в настоящее время военные расходы центральноазитских государств значительно возросли. Так, к примеру, расходы Узбекистана и Казахстана составляют порядка 1,5 миллиарда долларов в год, что превышает в десятки раз военные бюджеты таких стран, как Киргизия или Таджикистан.
Что касается вооружения, то в настоящее время речь идет о таких показателях: на вооружении казахской армии находится более 2,2 тысяч БТРов и порядка 980 танков, 280 самолетов-истребителей и вертолетов при общей численности личного состава 70 тысяч человек. В Узбекистане – 340 танков, 700 БТР, 500 пушек и 135 истребителей и 50 тысяч военнослужащих. В вооруженных силах Туркменистана – около 1940 БТР, 112 самолетов и вертолетов, 680 танков и 20 тысяч человек личного состава. В армии Таджикистана в наличии имеется всего 46 бронетранспортеров, 3 танка, 3 вертолета и один самолет. Численность личного состава – 16 тысяч человек.

Несомненно, приоритет в области вооружений принадлежит Российской Федерации, как правопреемнице Советского Союза. Она не только сумела сохранить предприятия военной промышленности, которые действовали в советское время, но и сформировать новые, совместные со странами СНГ предприятия по производству военной техники и вооружения. Так, в тесной кооперации с предприятиями стран Содружества уже производятся средства связи, планируется создание беспилотников, радиолокационных и оптикоэлектронных систем, а также новых моделей самолетов и вертолетов. Необходимо отметить и то, что ежегодно объемы заказов государственного оборонного заказа увеличиваются, а в будущем планируется не только освоение новых технологий производства патронов, катеров, автоматизированных средств управления, кораблей, средств радиолокации, пожарной и спасательной техники, средств модернизации различных систем, но и строительство новых заводов.

Для того чтобы понять особенности развития военно-промышленного комплекса в целом на территории азиатской части постсоветского пространства, необходимо более детально остановиться на военной составляющей этих государств, и влияния на нее со стороны России и стран дальнего зарубежья.

Так, основная часть предприятий военно-промышленного комплекса, которые расположены в Казахстане, ориентируются на производство военно-морской техники (такое положение вещей было характерно и для советского периода).

Помимо этого, производятся также некоторые авиационные изделия и агрегаты для авиаремонтных и авиастроительных предприятий стран СНГ – Украины, России, Узбекистана и Белоруссии. А если принимать во внимание тот факт, стоимость запчастей, горюче-смазочных материалов, боеприпасов и вооружения сохранилась сравнительно небольшой, то тенденция к сохранению и развитию сотрудничества с российскими военно-оборонными предприятиями будет сохраняться и в будущем. Так, к примеру, военное ведомство Казахстана имеет намерение закупить в России определенное количество учебных самолетов Як-130.

Помимо сотрудничества с Россией, заметен значительный интерес к сотрудничеству с постсоветскими азиатскими республиками и других стран мира, в частности Соединенных Штатов Америки и Германии.

Так, американцы не скрывают того, что намерены сохранить свою военную базу в Кыргызстане, а также создать несколько подобных баз на территориях других государств Центральной Азии – в Таджикистане и Узбекистане. И в средствах массовой информации даже появилась информация о том, что были проведены закрытые переговоры относительно передачи им избыточного американского вооружения и военной техники, которая выводится с афганской территории. Переговоры эти якобы мели место во время визита генерал-лейтенанта Винсента Брукса (американский командующий сухопутными войсками) в Ташкент и Душанбе в ноябре 2011 года.

Тогда речь велась о передаче небольших объемов цифровых радиостанций, беспилотных летательных аппаратов, комплектов индивидуальной экипировки, бронеавтомобилей и бронетранспортеров, танков, средств противовоздушной обороны, артиллерийских систем и стрелкового оружия, оснащенного приборами ночного видения.

По всей видимости, американское военное руководство пришло к выводу, что передавать столь высокопрофессиональное оружие в руки афганских военных нет никакого смысла, поскольку освоить ее они все равно не смогут. Более того, существует реальная угроза того, что оружие это окажется в руках боевиков. Вооруженные силы же постсоветского пространства без труда смогут освоить данную технику. Но такая бесплатная помощь имеет одно большое «но»: в будущем она может оказаться основой для того, чтобы втянуть эти республики в военно-техническое сотрудничество со странами НАТО и Соединенными Штатами Америки.

Помимо вопроса о передаче техники, ходе визита обсуждались и другие темы, в частности, о возможности создания на территории данных государств американских учебных центров, в которых военные стран Центральной Азии смогли бы проходить курсы освоения новой техники. Напомним, в Таджикистане уже действует американский военный учебный центр, в котором готовят группы сил специального назначения. Согласно сообщениям американского посольства, за 20 лет власти США передали на развитие экономики, здравоохранения, образования и демократии в Таджикистане порядка 984 миллионов долларов.

Кроме того, налаживается сотрудничество и между странами Центральной Азии и Германией. В частности, немецкое правительство оказывает значительную финансовую помощь Узбекистану в процессе создания национальных профессиональных вооруженных сил, а также продает военную технику, бывшую когда-то в эксплуатации Бундесвера.

Кроме того, на центральноазиатском рынке пытаются завоевать позиции и военные предприятия Израиля, Китая, Южной Кореи.

Несмотря на это, вполне очевидно, что значительная помощь этим государствам в плане военно-оборонной промышленности будет оказана Россией. Что же касается Америки, то и здесь, по мнению экспертов, все просто – Пентагон еще никогда не делал ничего без выгоды для себя. Не станет исключением и военная помощь постсоветским центральноазиатским республикам. Американцы не только сумеют избавиться от излишков военной техники и вооружения, которые остались от кампании в Афганистане, но и смогут усилить изоляцию Ирана, что для них в настоящее время – задача очень важная.

10:27 — REGNUM

Один из любимых мифов современности про Среднюю Азию — то, что она постоянно нуждается во внешней защите: то от вторжения афганских талибов, то от ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ), то еще от кого-нибудь. Вероятность того, что страны региона могут отразить опасность сами, обычно не рассматривается.

При этом обычно упускается из виду, что рассказы о невиданной боевой эффективности афганцев и «кладбище империй» — это просто пропагандистские штампы, придуманные в США. Между тем Британская империя проиграла только первую войну с афганцами, а следующие две выиграла, независимость Афганистан получил только в 1747 году, а до этого он находился под пятой или западных, или северных соседей, и набеги всегда были с севера на юг, а не с юга на север.

Точно так же с разговорами про ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) забывают и про роль дезертиров из разгромленной армии Саддама Хусейна , и про роль местных суннитских племен, ведь на виду только иностранные муджахиды.

Но вернемся к странам региона. Могут ли они отразить акт агрессии какой-либо стороны — другой страны или организации? Для этого стоит проанализировать разные аспекты их военного потенциала: численность вооруженных сил, их оснащенность, боевой опыт и т.д.

Надо в любом случае отметить, что, судя как по сценариям учений, так и по производимым закупкам боевой техники, страны региона учитывают в своих стратегиях опыт военных конфликтов как в Афганистане, так и в Ираке и Сирии. И понимание современных способов ведения локальных войн есть.

Тип Количество по странам
Казахстан Киргизия Таджикистан Туркмения Узбекистан
Глобальный индекс милитаризации за 2015 год, ранг (152 страны) 76 54 123
55 108 112 86 48
72 111 118 119 101
94 84 56 130 117

Численность вооруженных сил

Численность населения региона примерно 70 миллионов человек: Узбекистан — 32 миллиона, Казахстан — 18 миллионов, Таджикистан — 8,6 миллиона, Киргизия — 6 миллионов, Туркмения — 5,5 миллиона. Численность вооруженных сил составляет всего 211,7 тысячи человек, что в принципе немного.

При этом треть из них — это парамилитарные соединения (национальная гвардия, пограничники, служба государственной охраны и т.д.). По величине армии на первом месте Узбекистан, затем Казахстан и Туркмения. Таджикистан и Киргизия не могут содержать большие армии из-за бедности.

Вооруженные силы

Тип Количество по странам
Казахстан Киргизия Таджикистан Туркмения Узбекистан
Армия, включая 39 000 10 900 8 800 36 500 48 000
Сухопутные войска 20 000 8 500 7 300 33 000 24 500
Флот 3 000 500 7 500
Авиацию 12 000 2 400 1 500 3 000
ПВО 4 000
Парамилитарные соединения 31 500 9 500 7 500 20 000
Всего 70 500 20 400 16 300 36 500 68 000

Вооружение и боевая техника

Ниже приведены данные по имеющемуся у стран региона вооружению. Однако надо понимать, что декларируемые цифры — одно, а реальность — совсем другое. Скорее всего, данные надо несколько преуменьшить — не вся техника в хорошем состоянии, и вряд ли 100% техники выйдет по тревоге, кроме самолетов. Так что при рассмотрении данных цифр надо брать в учет способность обеспечить ремонт техники и даже наличие горюче-смазочных материалов в принципе. Также большинству видов боевой техники нужен подготовленный личный состав.

Надо помнить, что формирование арсеналов происходило несколькими способами:

  • остатки от Туркестанского (Туркмения и Узбекистан) и Среднеазиатского (Казахстан, Киргизия, Таджикистан) военных округов;
  • часть вооружения Объединенного контингента советских войск в Афганистане (в основном досталась Туркмении и Узбекистану);
  • безвозмездная помощь иностранных государств;
  • поставки в рамках ОДКБ (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, некоторое время Узбекистан);
  • собственные покупки, которые часто диктуются политической, а не военной необходимостью.

Вследствие этого, набор боевой техники довольно разнообразен и часто мало совместим друг с другом.

Но перейдем к перечню вооружений. Флот в учет не берем — вероятность боевых столкновений на море равна нулю, а чтобы бороться с терроризмом там, ракетных катеров не надо.

Первым идет основа сухопутных сил — бронетехника. Бесспорным лидером по ее количеству является Туркмения, на втором месте Казахстан, а дальше Узбекистан. У Таджикистана танков мало, впрочем, учитывая гористый характер местности, они не очень там и нужны. По танкам в Киргизии есть сомнения в исправности такого количества.

Отдельно заметим, что нельзя недооценивать Т-62, находящиеся на вооружении у Узбекистана, — это отличные танки, прекрасно показавшие себя как в Афганистане, так и в Чечне, потому что они надежные, простые и легко ремонтируются. Вот Т-64 более проблемные.

У Казахстана есть три БМПТ, что говорит о возможности провести боевую операцию в городских условиях, как вместе с танками, так и без — если у противника нет тяжелого вооружения.

Бронетехника

Тип Количество по странам
Казахстан Киргизия Таджикистан Туркмения Узбекистан
Т-62 7 170
Т-64 100
Т-72БА 300
Т-72 150 30 650 70
Т-90С 4
БРДМ-2 40 30 200 13
БРМ 60 60 6
БМП-1 230 8 600
БМП-2 500 90 15 430 270
БМП-3 4
БМД-1 8 120
БМД-2 9
БТР-Д 50
БТР-60 120 24
БТР-70 35 23 300
БТР-80 10 450 210
БТР-80А 107 4
БТР-ЗЕ 2
БТР-80 190
Бронемашина Cobra 17
МТЛБ 150
БМПТ 3
БТР-82А 70

По данным The Military Balance 2016

Как показал опыт локальных войн последних лет, наиболее грозным родом войск является артиллерия, особенно самоходная, и реактивные системы залпового огня. Дело в том, что она позволяет наносить урон противнику с закрытых позиций, не вступая с ним в непосредственное столкновение, воздействие очень мощное — особенно у крупнокалиберных гаубиц и РСЗО калибра 220−300 мм. Также она намного дешевле авиации.

Несмотря на то, что у Киргизии, Таджикистана и Туркмении на вооружении стоит ряд пушек, гаубиц и минометов времен 40-х годов, не стоит их недооценивать — они вполне еще боеспособны. Безусловным лидером по артиллерии выглядит Казахстан — у него больше всего самоходных артиллерийских установок и, что особенно важно, 152-мм САУ 2С3 «Акация», а также РСЗО. Сочетания большой огневой мощи, дальности стрельбы и мобильности тут хватит на любой конфликт.

Однако у Узбекистана есть отдельный козырь — САУ 2С7 «Пион» калибра 203 мм. В принципе, в регионе не так много сооружений, которые выдержат хотя бы одно попадание снаряда этой артиллерийской установки. В горной местности их применение будет еще более эффективно.

Артиллерия

Тип Количество по странам
Казахстан Киргизия Таджикистан Туркмения Узбекистан
САУ 2С1 «Гвоздика» 120 18 40 18
САУ «Семсер» 6
САУ 2С3 «Акация» 120 17
САУ 2С7 «Пион» 48
Пушка БС-3 18
Пушка М-46 6
Гаубица Д-30 100 (300 еще на хранении) 72 10 350 60
Гаубица М-30 35
Гаубица Д-1 16 17
Гаубица Д-20 72
Гаубица 2А36 6 140
Гаубица 2А65 50 6
САУ 2С9 «Нона» 25 12 17 54
РСЗО 9К55 «Град» 18 24
РСЗО БМ-21 «Град» 100 (100 на хранении) 15 3 70
РСЗО ТОС-1А «Солнцепек» 3
РСЗО БМ-30 «Смерч» 6 6
РСЗО Lynx 18
РСЗО БМ-9П140 «Ураган» (180 на хранении) 6 60 48
Миномет РМ-38 66
Миномет БМ-37 31
Миномет 2Б11 45 5
Миномет CARDOM 18
Миномет 2С12 6
Миномет РМ-120 48 18
Противотанковая пушка МТ-12 68 18 60 36

По данным The Military Balance 2016

У двух стран региона есть ракетные комплексы, причем у Туркмении они гораздо мощнее. Правда, трудно представить локальный конфликт, в котором бы понадобилось их применение, — это оружие больше для войн с равным по оснащенности противником, как минимум.

Ракетные комплексы

По данным The Military Balance 2016

Теперь переходим к авиации. Тут есть данные по самолетам и вертолетам, пока количество ударных беспилотников не подлежит публикации, однако у некоторых стран региона они уже есть.

По сути дела, боевые самолеты есть только у трех стран — Казахстана, Узбекистана и Туркмении, а у Киргизии и Таджикистана есть только транспортники. Безусловным лидером тут является Казахстан — у него самая мощная авиация. А учитывая контракты на поставки еще Су-30СМ и тяжелого транспортника Ил-76, она в принципе сможет решать любые необходимые задачи.

Самолеты

Тип Количество по странам
Казахстан Киргизия Таджикистан Туркмения Узбекистан
МиГ-29 12 22 12 (18 на хранении)
МиГ-29УБ 2 2
Миг-27 12
МиГ-27УБ 2
Су-17 (26 на хранении)
Су-27 21 13 (11 на хранении)
Су-27УБ 4
Су-30СМ 4
Су-25 12 12 20
Су-25УБ 2
Ан-30 1
АН-12 2 26
Ан-24 1
Ан-26 6 2 1 13
Ан-72 2
С-295 4
Ту-134 2 1 1
Ту-154 1
Аэро Л-39 «Альбатрос» 17 4 4 2 14
АН-2 6
Як-52 1

По данным The Military Balance 2016

Если самолеты более применимы в условиях степей и пустынь, то для гор нужнее вертолеты. Тут лидером выступает Узбекистан — у него гораздо больше транспортных вертолетов. Если имеющиеся у него Ми-6 находятся в эксплуатации, то он может провести достаточно крупную операцию в горной местности без всяких проблем, доставив с помощью этих вертолетов как технику, так и личный состав. Правда, учитывая снятие их с производства и отказ от поддержки в самой России, это маловероятно.

У Казахстана достаточное количество ударных вертолетов, но транспортных мало — возможно, будут еще закупки Ми-26. Если их число довести до 10−12, это позволит проводить любую операцию в горах.

Вертолеты

Тип Количество по странам
Казахстан Киргизия Таджикистан Туркмения Узбекистан
Ми-24 4 10 24
Ми-24В 20 2
Ми-17В-5 20
Ми-26 4 1
Белл-205 6
Н145 6
Ми-8 2 11 8 52
Ми-6 26
Ми-6АЯ 2

По данным The Military Balance 2016

Участие в боевых действиях и операциях невоенного типа

Самый большой опыт боевых действий в регионе имеет Таджикистан, однако это был опыт гражданской войны, и самым молодым участникам тех событий уже за 40 лет. Сохранили или вооруженные силы Таджикистана данный опыт или они больше полагаются на дислоцированную в стране 201-ю дивизию России, неизвестно.

У вооруженных сил Казахстана есть опыт участия в боевых действиях в рамках миротворческой операции СНГ в Таджикистане, а также во вспомогательных операциях в Ираке без непосредственного участия в боевых действиях. Надо отметить возрастание частоты и увеличение масштабов проводимых в стране учений.

Вооруженные силы Киргизии имеют опыт только небольшого участия в миротворческой операции в Таджикистане, плюс опыт столкновений с террористами в Баткене. Офицеры и сержанты ВС Казахстана и Киргизии принимают участие в миротворческих операциях ООН, но как наблюдатели — это хотя и опыт, но в основном личный.

Туркмения в силу нейтрального статуса в зарубежных операциях участия не принимала, а различные столкновения на границе на реальный боевой опыт не тянут.

У Узбекистана есть большой опыт поддержки Народного фронта в гражданской войне в Таджикистане, затем участие в миротворческой операции там же, затем длительное взаимодействие с Афганистаном и силами там, а также подавление боевиков в Баткене. Кроме того, надо учесть определенный опыт антитеррористической борьбы.

Но фактически из-за постоянной ротации личного состава и изменения боеспособности вооруженных сил весь этот опыт может быть нивелирован. Настоящую боеготовность покажут только боевые действия и ничего больше.

Военный бюджет

Не все страны подают публично данные о своем военном бюджете, однако надо предполагать, что военный бюджет Туркмении составляет около 200−300 миллионов долларов, а военный бюджет Узбекистана — в районе 500−700 миллионов долларов.

Пока военные бюджеты из-за проблем в экономике сокращаются, но они возрастут, если в регионе будет реальная опасность.

Военный бюджет, млн долларов США

Год Количество по странам
Казахстан Киргизия Таджикистан Туркмения Узбекистан
2012 2178 212 76,3
2013 2551 234
2014 2306 252 104
2015 2046 231 95,8
2016 1102 206

По данным SIPRI

Выводы

  1. Несмотря на стереотипы, вооруженные силы стран региона неплохо оснащены и имеют достаточную для текущих задач численность.
  2. Вооруженные силы стран региона довольно четко отслеживают актуальные тренды в вооружении и тактике, которые проявляются в современных локальных войнах.
  3. Учитывая, что основная опасность для региона — это проникновение на их территорию группировок боевиков численностью примерно до 300 человек, то действующего военного потенциала вполне хватает.
  4. Возможный недостаток профессионализма может вполне компенсироваться огневой мощью артиллерии и авиации, что даже в крупных населенных пунктах вроде иракского Мосула приводит к успеху.