Российская военная авиация и сегодня вынуждена полностью полагаться на советские запасы авиационных вооружений, в то время как за прошедшие 20 лет развитые иностранные государства совершили фактически

Военно-воздушные силы России в ходе происходящего с 2008 г. процесса реформирования подверглись наиболее глубоким и масштабным преобразованиям. Главным образом это является следствием большого количества застарелых проблем, накопившихся в этом виде Вооруженных Сил.

Сформировавшийся к началу реформ облик ВВС без значительных изменений просуществовал еще с конца прошлого века, когда в 1997–2000 гг. прошла предыдущая масштабная волна слияний и расформирований полков ВВС и ПВО, а сами ВВС и ПВО были объединены в единый вид Вооруженных Cил РФ.

Передача в состав ВВС армейской авиации в 2003 г. существенно не повлияла на их общий облик. К началу реформы осенью 2008 г. ВВС и ПВО России по-прежнему являлись чрезвычайно внушительной силой, по крайней мере на бумаге. В их составе числилось до 2800 самолетов и вертолетов и около 100 дивизионов ЗРС/ЗРК С-300 и С-400.

Главнейшей проблемой ВВС РФ к 2008 г. являлось практически полное отсутствие закупок для них новой техники. Поставки новых самолетов и вертолетов резко сократились в первые же годы после распада СССР и сошли на нет в 1994–1995 гг. Таким образом, даже самая молодая авиационная техника к 2008 г. имела возраст не менее 15–20 лет. Основная же часть летательных аппаратов и комплексов ПВО имела и по-прежнему имеет еще больший возраст. За время, прошедшее с прекращения массовых поставок, техника физически и морально устарела, выработала свой ресурс. Даже без учета этого за последние 15 лет только в авариях и катастрофах, произошедших по боевым и небоевым причинам, ВВС потеряли до двухсот самолетов и вертолетов.

Накапливающееся техническое отставание российских ВВС особенно наглядно демонстрируется на примере наиболее динамично развивавшегося два последних десятилетия рода ВВС – многоцелевых истребителей.

Ко времени начала поставок их в войска, в 1982–1984 гг. советские истребители Су-27 и МиГ-29 были выдающимися самолетами, способными на равных тягаться с любыми соперниками того времени. Но после принятия на вооружение этих самолетов прошло более 20 лет. Их потенциальные противники не стояли на месте. Совершенствовались сами истребители, принимались на вооружение новые модели авиационного вооружения для них. В США разработаны и приняты на вооружение истребители F-22 нового, пятого поколения, обеспечивающие радикальное превосходство в бою даже над их собственными модернизированными истребителями F-15 и F-16.

Даже самая молодая авиационная техника к 2008 г. имела возраст не менее 15–20 лет
Фото: Леонид ЯКУТИН

В США заканчивается разработка истребителя пятого поколения F-35, который потенциально может стать основным противником российских самолетов в конфликтах будущего. В отличие от истребителя F-22, экспорт которого не планируется, F-35 будет активно поставляться США на внешний рынок. В качестве его потенциальных покупателей рассматриваются не только страны НАТО, но и соседи России, такие, как Финляндия, Япония, и другие.

Помимо появления этих революционных истребителей происходила и непрерывная эволюция зарубежных ровесников и даже предшественников Су-27 и МиГ-29, придавшая зарубежным истребителям, кроме возросших истребительных возможностей, качества многофункциональных ударных самолетов.

Другие соседи России, такие, как Китай и Индия, обзавелись сотнями единиц многофункциональных истребителей российской разработки. Поставленные в эти страны модернизированные самолеты усовершенствованного четвертого поколения и боеприпасы к ним значительно превосходят то, что стояло на вооружении российских ВВС.

За прошедшие 20 лет развитые иностранные государства совершили фактически революцию в насыщении авиации современной авионикой и высокоточными средствами поражения, которые позволили значительно расширить возможности даже старых типов самолетов. Российские же ВВС были вынуждены полностью полагаться на советские запасы авиационных вооружений. Для них не закупались даже современные отечественные системы оружия, массово поставляющиеся за рубеж, такие, как ракеты «воздух-воздух» средней дальности Р-77 (РВВ-АЕ) с активным радиолокационным самонаведением.

К сожалению, в составе российских ВВС как для истребительной, так и для прочих родов авиации время как будто застыло на уровне середины восьмидесятых годов. К 2008 г. они по-прежнему в основном оставались теми же самолетами с тем же вооружением, что были произведены еще в СССР.

Возраст большинства нынешних российских боевых самолетов в 20–25 лет сам по себе не является критичным. Но из-за многолетнего недофинансирования потребностей в ремонте и техобслуживании в девяностые и в начале двухтысячных годов они находились в плачевном состоянии. В результате при штатной численности (с 1998 г.) обычных авиационных полков в 24 самолета (без учета учебно-боевых машин) в воздух способны были подниматься далеко не все.

К примеру, на 2007 г. в 14-м истребительном авиаполку (Курск) летали лишь 15 МиГ-29, да и те имели крайне малый оставшийся ресурс двигателей. Такая ситуация, особенно по двигателям, и для остальных ВВС РФ являлась скорее правилом, чем исключением.

Начавшиеся с середины двухтысячных годов программы модернизации составляющих наличный авиапарк Су-27СМ, Су-25СМ, Су-24М2, Ми-24ПН из-за ограниченности выделенных финансовых ресурсов не смогли переломить ситуации в целом по ВВС, улучшив ситуацию только в отдельных авиаполках, которые оснащались модернизированными самолетами весьма низкими темпами.

В результате неудовлетворительного технического состояния имеющегося парка авиатехники начавшееся с середины двухтысячных годов существенное улучшение финансирования боевой подготовки не могло радикально улучшить ситуацию с налетом. Даже при выделении полкам достаточного количества топлива экипажи не могли обеспечить себе достаточный налет. Во фронтовой авиации обычной ситуацией являлось то, что всем экипажам полка приходилось летать лишь на нескольких самолетах, имеющих максимальный оставшийся ресурс.

Это делало физически невозможным обеспечение высокого налета для всех летчиков или экипажей полка. Ситуация усугублялась тем, что имеющие малый налет летчики не могли вести подготовку в сложных метеоусловиях. Это дополнительно уменьшало количество дней в году, доступных для подготовки летчиков. Низкий налет мешал отработке группового боевого применения и сложных его видов, таких, как применение управляемого оружия бомбардировщиками и штурмовиками.

Одним из наиболее серьезных сигналов о неудовлетворительном состоянии российского авиапарка стали сразу два крушения истребителей МиГ-29 в 2008 г., произошедшие из-за разрушения в полете их хвостового оперения. В результате последующих проверок всех состоящих на вооружении самолетов этого типа коррозия в хвостовом оперении была выявлена у 80% из них. Не менее трети общего парка МиГ-29 с наиболее опасными повреждениями оказалось на несколько месяцев приковано к земле до проведения ремонта.

Глубину накопившихся проблем в ВВС РФ продемонстрировал конфликт с Грузией в августе 2008 г. Потеря сразу шести самолетов в пятидневных боевых действиях против относительно слабого противника стала полной неожиданностью. Невысокой оказалась и эффективность авиаударов, наносившихся в основном неуправляемым оружием. Авиация не сумела обеспечить эффективного подавления грузинской артиллерии или нанести существенный урон войскам противника, даже находящимся на марше и двигавшимся в составе колонн. Это проявило как недостатки состоящей на вооружении техники, так и проблемы с боевой подготовкой ВВС и в управлении ими в условиях реальных боевых действий. Анализ итогов применения авиации в этом конфликте стал одной из движущих сил последовавшего масштабного реформирования ВВС.

СТРУКТУРНАЯ РЕФОРМА ВВС РОССИИ

Наиболее значимым этапом начатого осенью 2008 г. перехода ВВС РФ к новому облику явилась коренная реформа их структуры. По своему масштабу она является беспрецедентной с девяностых годов прошлого века, когда шло сокращение избыточных сил ВВС, доставшихся России после распада Советского Союза. Практические мероприятия по реорганизации ВВС были начаты уже 1 декабря 2008 г. и в основной своей части произведены всего за год – к 1 декабря 2009 г., хотя во многих аспектах процесс реструктуризации не был завершен и к концу 2010 г.

Прежде всего по замыслу реформирования ВВС и ПВО было принято решение отказаться от существовавшей структуры «воздушная армия – дивизия (корпус) – полк». На смену воздушным армиям пришли самостоятельные командования Военно-воздушных сил и ПВО, командования дальней и военно-транспортной авиации. Корпуса и дивизии ПВО сменили сформированные на их базе бригады воздушно-космической обороны.

В сами командования теперь входят авиационные базы, бригады воздушно-космической обороны и более мелкие части обеспечения. В свою очередь авиационные базы состоят из основной тактической единицы ВВС – эскадрилий, а бригады воздушно-космической обороны – из полков. Таким образом, осуществлен переход к трехзвенной структуре «командование – авиабаза (бригада) – эскадрилья (полк)».

По функциональному признаку на основе бывшей 37-й воздушной армии Верховного главнокомандования (стратегического назначения) было сформировано Командование дальней авиации, объединяющее все стратегические и дальние бомбардировщики и самолеты-заправщики. Изначально планировалось передать в состав командования также и всю морскую ракетоносную авиацию ВМФ РФ (самолеты Ту-22М3), однако пока этого не произошло.

На основе 61-й воздушной армии Верховного главнокомандования (военно-транспортная авиация) создано Командование военно-транспортной авиации.

На основе Командования специального назначения (и входившей в его состав 16-й воздушной армии) создано обладающее особым повышенным статусом Оперативно-стратегическое командование воздушно-космической обороны, отвечающее за зону ПВО Москвы, а также почти всю территорию Московского военного округа. Командование было официально активировано 2 июля 2009 г.

Четыре командования созданы по территориальному принципу, заменяя шесть бывших армий ВВС и ПВО, подчинявшихся шести соответствующим военным округам. Хотя в целом система соответствия военным округам остается, однако в ряде случае производится объединение сил бывших армий ВВС и ПВО либо частичное перераспределение зон ответственности.

1-е Командование ВВС и ПВО создано на основе 6-й армии ВВС и ПВО (Ленинградский военный округ). Кроме того, в зону ответственности командования перешла часть западной территории Московского военного округа и вся ударная авиация бывшей 16-й воздушной армии.

2-е Командование ВВС и ПВО создано на основе 14-й армии ВВС и ПВО (Сибирский военный округ, включающий территорию бывшего Забайкальского военного округа).

3-е Командование ВВС и ПВО создано на основе 11-й армии ВВС и ПВО (Дальневосточный военный округ).

4-е Командование ВВС и ПВО создано на основе двух армий ВВС и ПВО – 4-й (Северо-Кавказский военный округ) и 5-й (Приволжско-Уральский военный округ), распространяя тем самым свою ответственность на громадную территорию трех бывших советских военных округов.

В 2010 г. эти четыре командования ВВС и ПВО вошли в состав четырех соответствующих созданных новых военных округов (объединенных стратегических командований): 1-е Командование ВВС и ПВО – в состав Западного военного округа, 2-е Командование ВВС и ПВО – в состав Центрального военного округа, 3-е Командование ВВС и ПВО – в состав Восточного военного округа, 4-е Командование ВВС и ПВО – в состав Южного военного округа.

Одно из основных мероприятий реформы ВВС России – переход к авиационным базам, которые стали основным структурным подразделением ВВС, и бригадам воздушно-космической обороны в ПВО. В результате осуществлено упразднение существовавшей с 1938 г. полковой структуры авиационных частей. Сформированные на месте авиационных полков авиационные базы объединили в себе собственно авиаполки и вспомогательные части, обеспечивающие их функционирование, которые ранее были самостоятельными. В состав авиабаз включены ранее отдельные батальоны аэродромного обеспечения, а также батальоны связи и радиотехнического обеспечения.

Такое переподчинение позволило обеспечить принцип единоначалия в рамках авиабазы. Идея заключается в интеграции под одним руководством командования авиабазы всех авиационных и наземных подразделений. Подобная структура уже длительное время существует в ВВС Белоруссии, откуда, по некоторым данным, и была позаимствована. За счет ликвидации статуса отдельных частей в них были значительно сокращены управленческие структуры и сокращено число командного персонала. Ранее самостоятельные их командиры получили статус заместителей командира авиабазы. Это изменение было произведено в общем духе реформы Вооруженных сил РФ, одной из заявленных задач которой стало сокращение в них доли офицеров.

Многие сформированные авиабазы существенно возросли в численности по сравнению с прежними авиаполками. Они были укрупнены за счет расформирования части имевшихся на начало реформы авиаполков и отдельных эскадрилий и передачи их техники и личного состава в формируемые авиабазы. Произведено и объединение полков, базировавшихся на одном и том же аэродроме.

Например, в Буденновске в 6971-ю авиационную базу были объединены 368-й штурмовой авиационный полк и 487-й отдельный вертолетный полк, а также части их обеспечения. Кроме того, в состав этой авиабазы включили и соседний 960-й штурмовой авиационный полк, дислоцировавшийся в Приморско-Ахтарске. В результате оценочно общая численность техники авиабазы может достигать ста самолетов и вертолетов. Базы подобного масштаба являются базами первого разряда. В подчинении у них могут находиться одновременно несколько аэродромов, на каждом из которых постоянно базируется авиагруппа, включающая одну или более эскадрилий, организационно входящих в состав авиационной базы. Таким образом, авиационная база первого разряда фактически эквивалентна прежней авиационной дивизии.

Существуют вновь сформированные базы и меньшего размера, по численности техники примерно соответствующие бывшим полкам, как правило, базирующиеся на одном аэродроме. Такие базы классифицируются как базы второго разряда.

Количество планируемых к формированию в ходе реформы авиационных баз неоднократно сокращалось. В итоге небольшое количество новых авиабаз заменило насчитывавшиеся в ВВС на 2008 г. суммарно 72 авиационных полка, 14 прежних авиационных баз и 12 отдельных авиационных эскадрилий и отрядов. В общей сложности количество частей и соединений ВВС и ПВО в ходе реформы планировалось сократить с 340 до 180. Руководством ВВС заявлялось, что «в связи с организационными мероприятиями потребуется реформировать 84% воинских формирований ВВС, в том числе расформировать – 10%, передислоцировать и переформировать – 22%, перевести на другие штаты – 68%».

Все образованные авиационные базы и бригады ВКО стали частями постоянной боевой готовности, развернутыми по штатам военного времени. Это подразумевает возросшие требования к исправности техники ВВС и ПВО и повышенное внимание к ее обеспечению. Заметное положительное влияние оказано на части зенитных ракетных войск ПВО, некоторые из которых до проведения реформы были кадрами полков.

Поскольку в ходе реформирования широко используется практика объединения в рамках одной авиационной базы частей двух или даже более бывших авиационных полков, то это сопровождается значительными перемещениями техники и личного состава. Масштабные перемещения личного состава в рамках реформы вызвали множество чисто житейских проблем. Особенно сложная ситуация на крупных авиабазах, сформированных слиянием нескольких полков. Главной проблемой является обеспечение жильем переведенных на такие базы военнослужащих и их семей, а также увольняемых при переформировании офицеров. В увеличившихся в численности гарнизонах ощущается и нехватка объектов социально-культурной инфраструктуры. Такая ситуация сохранится по крайней мере до 2013 г. – к этому времени планируется обеспечить жильем всех офицеров.

Система подготовки личного состава ВВС также претерпела реформирование. 1 сентября 2008 г. два ведущих высших военно-учебных заведения ВВС – Военно-воздушная академия имени Ю. А. Гагарина в Монине (Московская область) и Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н. Е. Жуковского в Москве были объединены в единую структуру – Военно-воздушную академию имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина, которая располагается в Монине. Подготовка летного состава ВВС окончательно централизуется в составе Краснодарского авиационного института. Сокращается количество учебных заведений по подготовке специалистов. Следует отметить, что учебная авиация военных училищ сохраняет прежнюю полковую структуру, хотя и претерпевает сокращения (с 13 до 10 полков).

НЫНЕШНЯЯ СТРУКТУРА ВВС РОССИИ

Структурная реформа ВВС и ПВО России на конец 2010 г. не завершена. До сих пор продолжаются передислокации людей и техники. Более того, вносятся изменения даже в такие базовые параметры, как само количество авиабаз. Последняя крупная волна сокращений и передислокаций была произведена к 1 декабря 2010 г. Это создает некоторые трудности в определении точной и окончательной картины послереформенной структуры ВВС.

Известны лишь самые общие параметры. Согласно заявлению главнокомандующего ВВС России (на тот момент) генерал-полковника А. Н. Зелина на ноябрь 2010 г. российские ВВС и ПВО состоят из главного командования, семи оперативных командований, семи авиационных баз первого разряда и восьми авиационных баз второго разряда, а также 13 бригад воздушно-космической обороны. Кроме того, восемь авиационных баз армейской авиации были переданы в подчинение Объединенных стратегических командований, но ВВС по-прежнему отвечают за их боевую подготовку. Неясно, вошли ли в названное генерал-полковником Зелиным количество авиабаз базы командований дальней и военно-транспортной авиации. Общая численность личного состава ВВС – около 170 тысяч человек (в том числе офицеров – 40 тысяч, военнослужащих контрактной службы – около 30 тысяч).

ПРИБЛИЗИТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПОСЛЕРЕФОРМЕННЫХ ВВС РФ НА ОСЕНЬ 2010 Г. (без учета частей центрального подчинения)
Оперативно-стратегическое командование воздушно- космической обороны (управление – Москва):
  • 4-я бригада воздушно-космической обороны (Долгопрудный);
  • 5-я бригада воздушно-космической обороны (Петровское);
  • 6-я бригада воздушно-космической обороны (Ржев);
  • 6963-я авиационная база – на вооружении самолеты МиГ-29СМТ (Курск);
  • 6968-я истребительная авиационная база – Су-27, МиГ-31 (Хотилово).
1-е командование ВВС и ПВО (Воронеж):
  • 1-я бригада воздушно-космической обороны (Североморск);
  • 2-я бригада воздушно-космической обороны (Хвойный);
  • 6961-я авиационная база – Су-27 (Бесовец);
  • 6964-я авиационная база – Су-24М, Су-24МР (Мончегорск);
  • 6965-я авиационная база – Ми-8, Ми-24 (Вязьма);
  • 7000-я авиационная база – Су-24М, Су-24МР, Су-34 (Воронеж).
2-е командование ВВС и ПВО (Екатеринбург):
  • 9-я бригада воздушно-космической обороны (Новосибирск);
  • 10-я бригада воздушно-космической обороны (Чита);
  • 6979-я авиационная база – МиГ-31 (Канск);
  • 6980-я авиационная база – Су-24М (Челябинск);
  • 6982-я авиационная база – МиГ-29 (Домна).
3-е командование ВВС и ПВО (Хабаровск):
  • 11-я бригада воздушно-космической обороны (Комсомольск-на-Амуре);
  • 12-я бригада воздушно-космической обороны (Владивосток);
  • 6983-я авиационная база – Су-25, Ми-8, Ми-24 (Воздвиженка);
  • 6987-я авиационная база – Су-27СМ (Дземги);
  • 6988-я авиационная база – Су-24М, Су-24М2, Су-24МР (Хурба);
  • 6989-я авиационная база – Су-27СМ (Центральная Угловая);
  • 265-я транспортная авиационная база (Хабаровск).
4-е командование ВВС и ПВО (Ростов-на-Дону):
  • 7-я бригада воздушно-космической обороны (Ростов-на-Дону);
  • 8-я бригада воздушно-космической обороны (Екатеринбург);
  • 6970-я авиационная база – Су-24М (Морозовск);
  • 6971-я авиационная база – Су-25СМ, Ми-8, Ми-24, Ми-28 (Буденновск);
  • 6972-я авиационная база (Крымск);
  • 6974-я авиационная база – Ми-8, Ми-24, Ми-28 (Кореновск);
  • 6977-я авиационная база – МиГ-31 (Пермь);
  • 999-я авиационная база – Су-25, Су-27, Ми-8 (Кант);
  • 229-я транспортная авиационная база (Ростов-на-Дону).
Командование военно-транспортной авиации (Москва):
  • 6955-я авиационная база – Ил-76 (Тверь);
  • 6956-я авиационная база – Ил-76 (Оренбург);
  • 6958-я авиационная база – Ил-76 (Таганрог);
  • 6985-я авиационная база – Ил-76 (Псков).
Командование дальней авиации (Москва):
  • 6950-я авиационная база – Ту-22М3, Ту-95МС, Ту-160 (Энгельс);
  • 6952-я авиационная база – Ту-95МС (Украинка);
  • 6953-я авиационная база – Ту-22М3 (Средний).

Количество авиатехники, числящейся по штату в ВВС и армейской авиации после реформы, не раскрывается. Однако известно, что ее численность в ходе реформы планировалось сократить не менее чем на треть. По всей видимости, фактическое сокращение стало еще более значительным. Произошедшие в рамках реформы ВВС передислокации частей и их слияния позволили избавиться от части авиатехники, формально числившейся в составе полков, но уже неспособной подниматься в воздух.


Для российских ВВС время как будто застыло на уровне середины 1980-х гг.
Фото: Леонид ЯКУТИН

Особенно показательна тут 6961-я авиабаза 1-го Командования ВВС и ПВО в Бесовце. Эта единственная оставшаяся истребительная авиабаза на северо-западе Российской Федерации образована слиянием сразу трех истребительных авиационных полков: 941-го (Килп-Явр), 159-го (Бесовец) и 177-го (Лодейное поле). После объединения этих полков, насчитывавших по штату шесть эскадрилий, в составе базы осталось только две эскадрильи, в которые были сведены наиболее сохранившиеся истребители из этих трех полков. Но даже это не спасает от технических проблем с устаревшей и испытывающей хронические проблемы с обслуживанием материальной части.

В результате преобразований ВВС штатная численность в них самолетов всех типов заметно сократилась, но это является лишь признанием давно сложившейся фактической ситуации. В противоположность этому силы ПВО существенному сокращению не подверглись и практически сохранили дореформенное количество полков и дивизионов.

Министерство обороны РФ в целях экономии отказалось от использования большинства аэродромов, находившихся на его балансе до реформы. С 245 эксплуатируемых аэродромов их количество уменьшилось до 27. Еще на нескольких десятках будут оставлены авиационные комендатуры, которые станут поддерживать их в готовности к приему самолетов. Остальные окажутся фактически заброшенными, отражая, впрочем, их реальное состояние. Для того чтобы компенсировать такое сокращение, планируется принять закон, позволяющий ВВС при необходимости использовать для своих нужд любой гражданский аэропорт на безвозмездной основе.

Продолжение следует

Антон Владимирович ЛАВРОВ
независимый военный аналитик, окончил Тверской государственный университет, один из авторитетных исследователей российско-грузинской войны

Российская Федерация – это могучая авиационная держава со своей историей, военно-воздушные силы которой способны разрешать любые конфликты, несущие угрозу нашей стране. Это наглядно продемонстрировали события последних месяцев в Сирии, где русские лётчики успешно ведут боевые действия против армии ИГИЛ, представляющей террористическую опасность всему современному миру.

История

Своё существование русская авиация начала ещё с 1910 года, но официально точкой отсчёта стало 12 августа 1912 года, когда генерал-майор М.И. Шишкевич взял под своё управление все подразделения в организованной к тому времени Воздухоплавательной части Генерального штаба.

Просуществовав весьма незначительный срок, военная авиация Российской империи стала одной из лучших военно-воздушных сил того времени, хотя авиастроение в российском государстве находилась в зачаточном состоянии и русским пилотам приходилось воевать на самолётах иностранного производства.

«Илья Муромец»

Несмотря на то что русское государство закупало самолёты у других стран, российская земля никогда не была скудна на талантливых людей. В 1904 году профессор Жуковский основал институт по изучению аэродинамики, а в 1913 году молодой Сикорский сконструировал и построил свой знаменитый бомбардировщик «Илья Муромец» и биплан с четырьмя двигателями «Русский витязь» , конструктор Григорович разрабатывал различные схемы гидропланов.

Большой популярностью среди пилотов того времени пользовался авиаторы Уточкин, Арцеулов, а военный лётчик Пётр Нестеров поразил всех, выполнив свою легендарную «мёртвую петлю» и прославился в 1914 году , таранив в воздухе самолёт противника. В этом же году русские лётчики впервые покорили Арктику во время полётов по поиску пропавших первопроходцев Севера из экспедиции Седова.

Российские воздушные силы представляла Армейская и Морская авиация, каждый вид имел несколько авиационных групп, в составе которых находились авиаотряды по 6-10 самолётов в каждом. Изначально пилоты занимались лишь корректировкой огня артиллерии и разведкой, но затем с помощью бомб и пулемётов уничтожали живую силу противника. С появлением истребителей завязались бои на уничтожение неприятельских самолётов.

1917 год

К осени 1917 года русская авиация насчитывала около 700 машин, но тут грянула Октябрьская революция и она был расформирована, многие российские лётчики погибли в войну, а большинство уцелевших после революционного переворота эмигрировали. Молодая советская республика в 1918 году основала свои военно-воздушные силы под названием Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот. Но братоубийственная война закончилась и о военной авиации забыли, лишь только в конце 30-х годов, со взятием курса на индустриализацию, началось её возрождение.

Советская власть интенсивно взялась за строительство новых предприятий авиационной промышленности и создания КБ. В те годы начинали свою карьеру блистательные советские авиаконструкторы Поликарпов, Туполев, Лавочкин, Ильюшин, Петляков, Микоян и Гуревич .

Для подготовки и обучения лётных кадров были основаны аэроклубы, как школы первоначального обучения пилотов. После получения в таких заведениях навыков пилотирования курсанты направлялись в лётные училища, а затем распределялись в строевые части. Более 20 тысяч курсантов проходили обучение в 18 лётных училищах, технические кадры готовили в 6 заведениях.

Руководители СССР понимали, что первое социалистическое государство остро нуждается в военно-воздушных силах и принимали все меры для быстрого увеличения самолётного парка. На рубеже 40-х годов появились замечательные истребители, построенные в КБ Яковлева и Лавочкина – это Як-1 и ЛаГ-3 , КБ Ильюшина ввело в строй первый штурмовик , конструкторы под руководством Туполева создали дальний бомбардировщик ТБ-3, а конструкторское бюро Микояна и Гуревича закончило лётные испытания истребителя .

1941 год

Авиационная промышленность на пороге войны выпускала в начале лета 1941 года по 50 машин в сутки и через три месяца удвоила выпуск самолётов.

Но для советской авиации начало войны было трагическим, большинство авиационной техники, расположенной на аэродромах в приграничной зоне было разбито прямо на стоянках так и не успев взлететь. Наши лётчики в первых боях, не имея опыта, использовали устаревшую тактику и в результате несли большие потери .

Переломить создавшееся положение удалось лишь в середине 1943 года, когда лётный состав приобрёл необходимый опыт и авиация начала получать более современную технику, такие самолёты, как истребители Як -3 , Ла-5 и Ла-7 , модернизированные штурмовики с воздушным стрелком Ил-2, бомбардировщики , дальние бомбардировщики .

Всего в военный период прошли обучение и выпущено более 44 тысяч пилотов, но и потери были огромные – в боях на всех фронтах погибли 27600 лётчиков. К концу войны наши лётчики получили полное превосходство в воздухе.

После окончания боевых действий начался период противостояния, известный как холодная война. В авиации началась эра реактивных самолётов, появился новый вид боевой техники – вертолёты. В эти годы авиация стремительно развивалась, было построено более 10 тысяч самолётов, закончилось создание проектов истребителей четвёртого поколения и Су-29 , начались разработки машин пятого поколения.

1997 год

Но последующий развал Советского Союза похоронил все начинания, вышедшие из его состава республики поделили всю авиацию между собой. В 1997 году президент РФ своим указом заявил о создании военно-воздушных сил России, которые объединили войска ПВО и ВВС.

Российской авиации пришлось участвовать в двух Чеченских войнах и грузинском военном конфликте, в конце 2015 года ограниченный контингент военно-воздушных сил передислоцировался в сирийскую республику, где успешно ведёт боевые действия против мирового терроризма.

Девяностые годы были периодом деградации авиации России, остановлен этот процесс лишь в начале 2000-х, Главком ВВС генерал-майор А.Н. Зелин в 2008 году охарактеризовал положение в российской авиации, как крайне тяжёлое. Значительно снизилась подготовка военнослужащих, брошены и развалены многие аэродромы, авиатехника обслуживалась неудовлетворительно, тренировочные полёты из-за недостатка финансов практически прекратились.

2009 год

С 2009 года начался подъём уровня подготовленности личного состава, авиационная техника прошла модернизацию и капитальный ремонт, начались закупки новых машин и обновление парка самолётов. Подходит к завершению разработка самолёта пятого поколения . Лётный состав начал регулярные полёты и совершенствует своё мастерство, увеличилось материальное благосостояние лётчиков и техников.

Российские ВВС стабильно проводят учения, совершенствуя боевые навыки и мастерство.

Структурная организация военно-воздушных сил

С 1 августа 2015 года военно-воздушные силы организационно влились в состав военно-космических сил, главкомом которых назначен генерал-полковник Бондарев. Главнокомандующим ВВС и заместителем главкома ВКС в настоящее время является генерал-лейтенант Юдин.

Российские военно-воздушные силы состоят из основных видов авиации – это дальняя, военно-транспортная и армейская авиация. Радиотехнические, зенитные и ракетные войска также включены в состав ВВС. Важнейшие функции по обеспечению разведки и связи, защиты от оружия массового поражения, ведения спасательных операций и радиоэлектронной борьбы выполняют специальные войска также входящие в состав военно-воздушных сил. Кроме того, ВВС невозможно представить без инженерных и тыловых служб, медицинских и метеорологических подразделений.

Российские военно-воздушные силы предназначены для выполнения задач:

  • Отражения любых нападений агрессора в воздухе и космосе.
  • Осуществления воздушного прикрытия ПУ, городов и всех значительно важных объектов,
  • Ведения разведки.
  • Уничтожения войск противника с применением обычного и ядерного оружия.
  • Непосредственной воздушной поддержки наземных вооруженных сил.

Ещё в 2008 году произошла реформа авиации России, которая структурно поделила военно-воздушные силы на командования, бригады и авиабазы. В основу командования лёг территориальный принцип, который отменил армии ВВС и ПВО .

На сегодняшний день командования размещены в четырёх городах – это Санкт-Петербург, Хабаровск, Новосибирск и Ростов-на-Дону. Отдельное командование существует для дальней и военно-транспортной авиации с расположением в Москве. Бывших авиационных полков, а ныне – это авиабазы, к 2010 году имелось около 70, всего в военно-воздушных силах насчитывалось 148 тысяч человек и российские ВВС уступают в численности только авиации США.

Боевая техника российской авиации

Самолёты дальней и стратегической авиации

Один из ярких представителей дальней авиации является Ту-160, носящий ласковое имя «Белый лебедь». Эта машина выпущена во времена Советского Союза, развивает сверхзвуковую скорость и имеет крыло изменяемой стреловидности. по замыслу разработчиков способен на сверхмалой высоте преодолеть ПВО противника и нанести ядерный удар. В российских ВВС всего 16 таких самолётов и стоит вопрос – сумеет ли наша промышленность наладить производство таких машин?

Самолёт КБ Туполева впервые поднялся в воздух ещё при жизни Сталина и с тех пор находится в строю. Четыре турбовинтовых двигателя позволяют выполнять дальние перелёты вдоль всей границы нашей страны. Прозвище «Медведь » заслужил из-за басовитого звука этих моторов, способен нести крылатые ракеты и ядерные бомбы. В ВВС России осталось в строю 30 этих машин.

Стратегический ракетоносец дальнего действия с экономичными двигателями способен совершать полёты на сверхзвуке, оснащён крылом изменяемой стреловидности, выпуск этих самолётов был налажен ещё в прошлом столетии в 60-х годах. Находятся в строю 50 машин, сотня самолётов Ту-22М законсервированы.

Самолёты истребители

Фронтовой истребитель выпущен в советское время, относится к первым машинам четвёртого поколения, в строю находятся поздние модификации этого самолёта числом около 360 единиц.

На базе Су-27 выпущена машина , имеющая РЭО, способное выделять цели на земле и в воздухе на большом удалении и передавать целеуказания другим экипажам. Всего в наличии 80 таких самолётов.

Ещё более глубокой модернизацией Су-27 стал истребитель , этот самолёт относится к поколению 4++, он обладает высокой маневренностью и оснащена новейшей электроникой.

Эти самолёты поступили в строевые части в 2014 году, в составе военно-воздушных сил находится 48 самолётов.

Четвёртое поколение российских самолётов началось с МиГ-27 , модифицированных моделей этой машины выпущено более двух десятков, всего в строю 225 боевых единиц.

Ещё один истребитель-бомбардировщик, о котором нельзя не упомянуть – это новейшая машина, находящаяся на вооружении ВВС в количестве 75 единиц.

Штурмовики и перехватчики

– это точная копия F-111 самолёта ВВС США, который давно уже не летает, его советский аналог пока ещё в строю, но к 2020 году все машины будут списаны, сейчас на вооружении около сотни подобных машин.

Легендарный штурмовик Су-25 «Грач» , обладающий высокой живучестью, был разработан в 70-е годы настолько удачно, что после стольких лет эксплуатации его собираются модернизировать, так как не видят пока достойной замены. На сегодня боеспособных машин 200 единиц и 100 самолётов находится на консервации.

Перехватчик развивает высокую скорость в считаные секунды и рассчитан на большой радиус действия. Модернизация этой машины к двадцатому году будет выполнена, всего насчитывается в частях 140 таких самолётов.

Военно-транспортная авиация

Основной парк транспортных самолётов – это машины КБ Антонова и несколько модификаций конструкторского бюро Ильюшина. Среди них лёгкие транспортники и Ан-72 , машины средней грузоподъёмности Ан-140 и Ан-148 , солидные большегрузы Ан-22 , Ан-124 и . Около трёх сотен транспортников выполняют задачи по доставке грузов и боевой техники.

Учебные самолёты

Спроектированный после развала Союза, пошёл в серию единственный учебный самолёт сразу завоевавший репутацию прекрасной машины для обучения с программой имитации самолёта, на который переучивается будущий пилот. Кроме него, имеются чешский учебный самолёт L-39 и самолёт для подготовки лётчиков транспортной авиации Ту-134УБЛ .

Армейская авиация

Этот вид авиации представлен в основном вертолётами Миля и Камова да ещё машиной Казанского вертолётного завода «Ансат». После снятия с производства , армейская авиация России пополнилась сотней и таким же количеством . Большинство вертолётов, находящихся в строевых частях – это проверенные и Ми-24 . Восьмёрок, находящихся в строю – 570 единиц, а Ми-24 – 620 единиц. Надёжность этих советских машин не вызывает сомнений.

Беспилотные ЛА

Этому виду вооружения в СССР придавали мало значения, но технический прогресс не стоит на месте и в нынешние времена беспилотники нашли достойное применение. Эти летательные аппараты ведут разведку и съёмку позиций неприятеля, осуществляют уничтожение командных пунктов без риска для жизни людей, осуществляющих управление этими беспилотникамми. В штате ВВС несколько видов БПЛА – это «Пчела-1Т» и «Рейс-Д» , ещё остался до сих пор в строю устаревший израильский беспилотник «Форпост» .

Перспективы российских ВВС

В России находятся в разработке несколько проектов лётных аппаратов и некоторые близки к завершению. Несомненно, новый самолёт пятого поколения вызовет большой интерес у широкой общественности, тем более его уже демонстрировали. ПАК ФА Т-50 проходит завершающую стадию лётных испытаний и в недалёком будущем поступит в строевые части.

Интересный проект представило КБ Ильюшина, самолёты и , разработанные его конструкторами, идут на смену антоновским машинам и снимают нашу зависимость от поставок запчастей с Украины. Вводится в строй новейший истребитель , завершаются испытательные полёты новых винтокрылых машин и Ми-38 . Приступили к разработке проекта нового стратегического самолёта ПАК-ДА , обещают, что его поднимут в воздух в 2020 году.

- (ВВС) высокоманёвренный вид вооруженных сил государства, предназначенный для поражения самостоятельно и во взаимодействии с объединениями других видов вооруженных сил авиационных, сухопутных и морских группировок противника, подрыва его военно… … Энциклопедия техники

Военно-воздушные силы - Военно воздушные силы. 1) Самолет Илья Муромец. 2) Штурмовик Ил 2. 3) Истребитель МиГ 31. 4) Транспортный самолет Ан 124 Руслан. ВОЕННО ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ (ВВС), вид вооруженных сил, предназначенный для самостоятельных действий, а также для… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (ВВС) вид вооруженных сил. ВВС ряда крупных государств состоят из стратегической, тактической, военно транспортной авиации и авиации ПВО. В США в ВВС входят также соединения межконтинентальных баллистических ракет и военно космические средства … Большой Энциклопедический словарь

ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ - (ВВС) вид вооруженных сил, предназначенный для самостоятельных и совместно с другими видами вооруженных сил действий по разгрому авиационных, сухопутных и морских группировок противника, подрыву его военно экономического потенциала,… … Юридическая энциклопедия

- (ВВС), вид вооруженных сил, предназначенный для самостоятельных действий, а также для поддержки других видов вооруженных сил, высадки (выброски) воздушных десантов, ведения воздушной разведки и воздушных перевозок. ВВС включают соединения и части … Современная энциклопедия

военно-воздушные силы Энциклопедия «Авиация»

военно-воздушные силы - (ВВС) — высокоманёвренный вид вооруженных сил государства, предназначенный для поражения самостоятельно и во взаимодействии с объединениями других видов вооруженных сил авиационных, сухопутных и морских группировок противника, подрыва его… … Энциклопедия «Авиация»

- (ВВС) вид вооружённых сил государства, предназначенный для самостоятельных действий при решении оперативно стратегических задач и для совместных действий с другими видами вооружённых сил. По своим боевым возможностям современные ВВС… … Большая советская энциклопедия

У этого термина существуют и другие значения, см. ВВС (значения). Самолёт 5 поколения Сухой Т 50 … Википедия

- (ВВС) вид во оружейных сил гос ва; название воен. авиации в СССР, США и др.; с 1918 по 1924 сов. ВВС назывались Красным Воздушным Флотом. В 1 ю мировую войну ВВС вспомогат. род войск, в годы 2 й мировой войны превратились в один из основных видов … Советская историческая энциклопедия

Книги

  • Демонстрационный материал. Армия России. Военно-воздушные силы , Вохринцева С.. Издание содержит 6 высокохудожественных сюжетных картин формата А 2. Предназначено для: рассматривания картин; проведения бесед; составления рассказов; оформлениякомнаты ребёнка;С…
  • Комплект плакатов. Вооружённые Силы РФ. ФГОС. ФГОС ДО , . Комплект из 4 плакатов с методическим сопровождением. Вооружённые Силы РФ. Сухопутные войска Военно - воздушные силы Военно - морской флот Рода войск Вооруженные силы…

Значение военно-воздушных сил в современной войне огромно, и конфликты последних десятилетий наглядно это подтверждают. ВВС России по количеству летательных аппаратов уступает только американским военно-воздушным силам . Российская военная авиация имеет давнюю и славную историю, до недавнего времени ВВС России являлись отдельным видом войск, в августе прошлого года российские военно-воздушные силы вошли в состав Воздушно-космических сил Российской Федерации.

Россия – несомненно, является великой авиационной державой. Кроме славной истории, наша страна может похвастать значительным технологическим заделом, который позволяет самостоятельно выпускать военные самолеты любых видов.

Сегодня российская военная авиация переживает не самый простой период своего развития: меняется ее структура, на вооружение поступает новая авиационная техника, происходит смена поколений. Однако события последних месяцев в Сирии показали, что ВВС России могут успешно выполнять свои боевые задачи в любых условиях.

История военно-воздушных сил ВВС России

История российской военной авиации началась более столетия назад. В 1904 году в Кучино был создан аэродинамический институт, его руководителем стал один из создателей аэродинамики Жуковский. В его стенах велись научные и теоретические работы, направленные на улучшения авиационной техники.

В этот же период российский конструктор Григорович работал над созданием первых в мире гидросамолетов. В стране были открыты первые летные училища.

В 1910 году был организован Императорский военно-воздушный флот, который просуществовал вплоть до 1917 года.

Российская авиация принимала активное участие в Первой мировой войне, хотя отечественная промышленность того времени значительно отставала от других стран-участниц этого конфликта. Большинство боевых самолетов, на которых летали российские летчики того времени, были изготовлены на иностранных заводах.

Но все же были интересные находки и у отечественных конструкторов. В России был создан первый многомоторный бомбардировщик «Илья Муромец» (1915 год).

Российский военно-воздушный флот делился на авиаотряды, в состав которых входило по 6-7 самолетов. Отряды объединялись в авиагруппы. Своя авиация была у армии и у флота.

В начале войны самолеты применялись для разведки или корректировки артиллерийского огня, но очень быстро их стали применять и для бомбардировки неприятеля. Вскоре появились и истребители, начались воздушные бои.

Российский пилот Нестеров совершил первый воздушный таран, а несколько ранее он выполнил знаменитую «мертвую петлю».

Императорский военно-воздушный флот был расформирован после прихода к власти большевиков. Многие пилоты участвовали в гражданской войне на разных сторонах конфликта.

В 1918 году новая власть создала свои ВВС, которые принимали участие в гражданской войне. После ее окончания руководство страны уделяло большое внимание развитию военной авиации. Это позволило СССР в 30-е годы после проведения масштабной индустриализации опять вернуться в клуб ведущих авиационных держав мира.

Были построены новые авиационные заводы, создавались конструкторские бюро, открывались летные училища. В стране появилась целая плеяда талантливых авиаконструкторов: Поляков, Туполев, Ильюшин, Петляков, Лавочников и другие.

В предвоенный период вооруженные силы получили большое количество новых образцов авиационной техники, которая не уступала зарубежным аналогам: , истребители МиГ-3 , Як-1, ЛаГГ-3, дальний бомбардировщик ТБ-3 .

К началу войны советская промышленность успела выпустить более 20 тыс. военных самолетов различных модификаций. Летом 1941 года заводы СССР выпускали 50 боевых машин в сутки, через три месяца производство техники увеличилось в два раза (до 100 машин).

Война для ВВС СССР началась с ряда сокрушительных поражений — огромное количество самолетов было уничтожено на приграничных аэродромах и в воздушных боях. Почти два года немецкая авиация имела господство в воздухе. Советские летчики не имели надлежащего опыта, их тактические приемы были устаревшими, как и большая часть советской авиационной техники.

Ситуация начала меняться только к 1943 году, когда промышленность СССР освоила выпуск современных боевых машин, а немцам пришлось лучшие силы отправить на защиту Германии от налетов авиации союзников.

К концу войны количественное превосходство ВВС СССР стало подавляющим. За годы войны погибло более 27 тысяч советских летчиков.

16 июля 1997 года Указом президента России был сформирован новый вид войск – ВВС Российской Федерации. В состав новой структуры вошли войска противовоздушной обороны и военно-воздушные силы. В 1998 году были завершены необходимые структурные изменения, был сформирован Главный штаб ВВС РФ, появился новый главком.

Военная авиация России участвовала во всех конфликтах на Северном Кавказе, в грузинской войне 2008 года, в 2018 году российские ВКС были введены в Сирию, где они находятся и в настоящий момент.

Примерно с середины прошлого десятилетия началась активная модернизация российских военно-воздушных сил.

Проводится модернизация старых самолетов, в подразделения поступает новая техника, строятся новые и восстанавливаются старые авиационные базы. Ведется разработка истребителя пятого поколения Т-50 , которая находится на завершающем этапе.

Значительно увеличено денежное довольствие военнослужащих, в наши дни пилоты имеют возможность проводить в воздухе достаточно времени и оттачивать свое мастерство, учения стали регулярными.

В 2008 году стартовала реформа военно-воздушных сил. Структура ВВС была поделена на командования, авиационные базы и бригады. Командования создавались по территориальному принципу и заменили армии ПВО и ВВС.

Структура военно-воздушных сил ВВС России

Сегодня ВВС России входят в состав военно-космических сил, указ о создании которых был опубликован в августе 2018 года. Руководство ВКС России осуществляет Генеральный штаб ВС РФ , а непосредственное командование – Главное командование ВКС. Главкомом российских военно-космических сил является генерал-полковник Сергей Суровикин.

Главкомом ВВС России является генерал-лейтенант Юдин, он занимает должность заместителя главкома ВКС РФ.

Кроме военно-воздушных сил, в состав ВКС входят космические войска, подразделения ПВО и ПРО.

В состав ВВС России входит дальняя, военно-транспортная и армейская авиация. Кроме этого, в состав ВВС включены зенитные, ракетные и радиотехнические войска. Есть в ВВС России и свои специальные войска, которые выполняют многие важные функции: обеспечивают разведку и связь, занимаются радиоэлектронной борьбой, спасательными операциями и защитой от оружия массового поражения. В состав ВВС входят также метеорологическая и медицинская служба, инженерные подразделения, части обеспечения и тыловые службы.

Основой структуры российских военно-воздушных сил являются бригады, авиационные базы и командования ВВС РФ.

Четыре командования расположены в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Хабаровске и Новосибирске. Кроме того, в состав ВВС РФ входит отдельное командование, которое руководит дальней и военно-транспортной авиацией.

Как было уже сказано выше, по своему размеру российские ВВС уступают только военно-воздушным силам США. В 2010 году численность российских военно-воздушных сил составляла 148 тыс. человек, в эксплуатации находилось около 3,6 тыс. различных единиц авиационной техники, еще около 1 тыс. были на хранении.

После проведения реформы 2008 года авиаполки превратились в авиационные базы, в 2010 году насчитывалось 60-70 таких баз.

Перед военно-воздушными силами России ставятся следующие задачи:

  • отражение агрессии противника в воздухе и космическом пространстве;
  • защита от воздушных ударов пунктов военного и государственного управления, административных и индустриальных центров, других важных объектов инфраструктуры государства;
  • нанесение поражения войскам противника с использованием различных видов боеприпасов, в том числе и ядерных;
  • проведение разведывательных операций;
  • непосредственная поддержка других видов и родов вооруженных сил РФ .

Военная авиация ВВС России

В состав ВВС России входит стратегическая и дальняя авиация, военно-транспортная и армейская авиация, которая, в свою очередь, делится на истребительную, штурмовую, бомбардировочную, разведывательную.

Стратегическая и дальняя авиация входит в состав российской ядерной триады и способна нести различные виды ядерного оружия.

. Эти машины были разработаны и построены еще в Советском Союзе. Толчком к созданию этого самолета стала разработке американцами стратега В-1. Сегодня на вооружении ВВС РФ стоит 16 самолетов Ту-160. Эти военные самолеты могут быть вооружены крылатыми ракетами и свободнопадающими бомбами. Сумеет ли российская промышленность наладить серийный выпуск этих машин – вопрос открытый.

. Это турбовинтовой самолет, совершивший первый полет еще при жизни Сталина. Данная машина прошла глубокую модернизацию, она может быть вооружена крылатыми ракетами и свободнопадающими бомбами как с обычной боевой частью, так и с ядерной. В настоящее время количество действующих машин — около 30.

. Эта машина называется дальним сверхзвуковым бомбардировщиком-ракетоносцем. Ту-22М разработан в конце 60-х годов прошлого столетия. Самолет имеет изменяемую геометрию крыла. Может нести крылатые ракеты и бомбы с ядерной боевой частью. Общее количество боеспособных машин – около 50, еще 100 находятся на хранении.

Истребительная авиация ВВС России в настоящее время представлена самолетами Су-27, МиГ-29, Су-30, Су-35, МиГ-31, Су-34 (истребитель-бомбардировщик).

. Эта машина – результат глубокой модернизации Су-27, ее можно отнести к поколению 4++. Истребитель имеет повышенную маневренность и оснащен совершенным электронным оборудованием. Начало эксплуатации Су-35 – 2014 год. Общее количество самолетов – 48 машин.

. Знаменитый штурмовик, созданный еще в середине 70-х годов прошлого века. Одна из лучших в мире машин своего класса, Су-25 участвовал в десятках конфликтов. Сегодня на вооружении стоит около 200 «Грачей», еще 100 находятся на хранении. Проводится модернизация этого самолета, которая будет закончена в 2020 году.

. Фронтовой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла, созданный для преодоления вражеской ПВО на малой высоте и сверхзвуковой скорости. Су-24 – морально устаревшая машина, ее планируют списать до 2020 года. В строю остается 111 единиц.

. Новейший истребитель-бомбардировщик. Сейчас на вооружении ВВС РФ находится 75 подобных самолетов.

Транспортная авиация российских ВВС представлена несколькими сотнями различных самолетов, в подавляющем большинстве разработанных еще в СССР: Ан-22 , Ан-124 «Руслан» , Ил-86 , Ан-26 , Ан-72 , Ан-140, Ан-148 и другими моделями.

К учебной авиации относятся: Як-130, чешский самолет L-39 Albatros и Ту-134УБЛ .

Вертолет Ка-50 снят с серийного производства. На сегодняшний момент поставлено в войска около сотни единиц Ка-52 и более ста вертолетов Ми-28 «Ночной охотник».

Больше всего на вооружении остается вертолетов Ми-24 (620 ед.) и Ми-8 (570 ед.). Это надежные, но старые советские машины, которые вполне можно будет использовать еще некоторое время после минимальной модернизации.

Перспективы ВВС России

Сейчас ведутся работы над созданием нескольких летательных аппаратов, часть из них — в завершающей стадии.

Основной новинкой, которая должна в ближайшее время поступить на вооружение ВВС РФ и значительно усилить их, является российский комплекс фронтовой авиации пятого поколения Т-50 (ПАК ФА). Самолет уже неоднократно был показан широкой публике, в настоящее время проходят испытания опытных образцов. В СМИ появлялась информация о проблемах с двигателем Т-50, но официальных подтверждений этому не было. Первые самолеты Т-50 должны поступить в войска в 2018 году.

Из перспективных проектов еще стоит отметить транспортные самолеты Ил-214 и Ил-112 , которые должны заменить устаревшие Аны, а также новый истребитель МиГ-35 , его планируют начать поставлять в войска уже в этом году.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них