ЦЕНА И ЦЕЛЬ МИССИИ ИИСУСА ХРИСТА НА ЗЕМЛЕ

Эту тему открыть до конца мы не можем, пока не установим причину её таинственности. Дело в том, что люди пребывающие во тьме, так переплели и перемешали дьявола с Богом, что им трудно теперь отличить дьявола от Бога, поскольку они оба безлики. Что очень на руку дьяволу. Он специально завел людей в этот круг, где нет начала и нет конца. И так, чтобы разобраться в этом, будем смотреть не на их лица, а будем брать во внимание дела их.

Начнем сначала с дьявола. Слово дьявол исходит из слова «диаволос», что означает «клеветник», т.е. говорящий ложь.

И так, с этого и начнем.

Ложь от кого - б не исходила, является величайшем Злом, не только на земле, но и во всей вселенной. Она есть безумие и разрушительная сила, против которой борется истина и Отец Небесный, - источник жизни, и все те, кто возлюбил свет и возненавидел тьму. Люди же пребывающие во тьме, свет ненавидят, потому-что дела их злы. Значит, зло исходит из тьмы. Но, пребывая во тьме они полагают, что только Бог царствует на Земле и на все есть Его воля. Что царствуя, Он проявляет при этом Свою силу и чем эта сила мощнее, тем она больше похожая на божью. Но часто эти люди не выдерживают гнет этой силы, поскольку в ней проявляется несправедливость, то они в гневе своем часто посылают Бога к черту. Черт, который угнетает этих людей, не обижается на людей за это, и люди, получая свою безнаказанность, постепенно сближаются с этой силой, и начинают с ней дружить, думая при этом, что они дружат с Богом, а фактически они дружат с чертом. Слово «черт» берет свое начало со слова «черта», т.е. отделяющая линия, которая отделяет что-то, от чего-то. Но если бы мы этой линией отделили правду от не правды, то мы бы были в вечном заблуждении не знали бы, где правда, а где неправда поскольку. Эти два слова абсолютно похожие одно на другое. Но по смыслу это противоположность, как свет и тьма, но черт и здесь в выйграше. Он ничего не теряет, поскольку люди, дружа с этой чертой, становятся на путь греха, на путь заблуждений, что черту очень выгодно, так как люди, будучи заблужденными и будучи озлобленными его проделками, никогда не ругают черта за это, а всегда ругают невинного, в том числе и Бога.

Поэтому научиться отличать одно от другого, очень важно для человека. Поскольку черт заботясь, как-бы о правде, внушает всем людям, что на земле есть Бог и на все есть Божья воля. А дьявол – это так, как бы чепуха какая-то. Это есть, какой то падший ангел, очень пакостник и балагур. И когда черту удастся это закрепить в сознании людей надежно, то тогда окажется, что этот падший ангелочек, ничего на земле не может сделать, поскольку у него даже прав на это нет.

Он если и делает какое - нибудь зло, то делает его по воле и с санкции Бога, а сам он ничего от себя не делает. И человек невольно, будучи заблужденным начинает думать, что все зло исходит
oт Бога, а чертенок только выполняет его волю. И размышляя так, человек не замечает, что черт таким образом приписывает себе «святость», а все зло приписывает Богу, т.е. и здесь он учит людей чтобы люди возлагали свои грехи на невинного и предавали его смерти или делали из невинного козла отпущение. И это ему очень легко удавалось, после того как он всех людей оболванил и вывел их в пустыню якобы он дал им свободу. Хотя они жалуясь говорили, что в рабстве у них всегда были котлы с мясом и другой пищей (Ис.16.3), а здесь они вынуждены были собирать манную кругу по песку, а животных они отдавали ему в жертву.
Видите какой коммерческий обмен они делали? И не заметили, что за сорок этих лет он извратил ихнию нравственность, научил их быть жестокими и лживыми. Возлагать свою вину и грехи на невинных и радоваться тому, что они теперь святые такие же как этот черт (Вт.Зак.7.6).
По-этому очень важно людям установить чтоб знать: честь царство и воля на Земле? Для того чтобы не ругать невинного. Ругая невинного, мы грешим и угождаем черту, который на нас конечно не обижается поскольку мы становимся такие же святы, как и он.

Христос – на чьи плечи легло наше спасение, говорит нам: «Исследуйте писания, ибо они свидетельствуют о Мне»(Ин.5.39) и далее Он говорит: «Тогда познаете истину, и истина вас сделает свободными» (Ин. 8.32).

Как просто! Исследуйте; и вы узнаете кто есть кто. Но исследовав писания, мы конечно обратили б внимание на слова молитвы, которой научил нас наш Спаситель, и даже со слов молитвы мы легко бы установили, что царства Божьего на Земле нет, как нет и Его воли. Так чё есть царство и воля на Земле? Что мы так часто страдаем? И окажется, что и царство и воля на Земле, принадлежит этому падшему ангелочку –балагуру и шутнику, который нас угнетает, делая нам зло, и не несет никакой ответственности, поскольку мы будучи озлобленными ругаем не его, а всегда ругаем невинного, чем и грешим. Тогда вопрос: откуда тогда взялся этот чертенок, что так ловко нас оболванивает и ведет нас всех как баранов на погибель? И какая тогда цена и цель Иисуса Христа на земле?

На этот вопрос надо, чтобы вам кто нибудь ответил. А то если я возьмусь отвечать вам, то вы раздраженно скажите мне: « Не говори нам банальности, дескать мы давно все это знаем», тогда почему вы так раздражены? Разве это не говорит о том, что я пытаюсь разломать рамки вашего традиционного и как правело ошибочного мышления? Так наберитесь терпения и вы увидите, что это величайшая тайна, и она еще не открыта людям, иначе они не жили б в заблуждении, а ходили бы во свете видя все детали своего заблуждения. Ибо заблуждаясь у людей появляется извращенное понимание в оценки истины и лжи, и они никогда не поймут, где истина и где ложь, что очень выгодно черту. И о борьбе с этим злом не может быть и речи поскольку это будет «утопия». И так, начнем с того, что мы послушались Иисуса Христа и исследовали писания, не читали его как это делал «Пономарь», а исследовали, чтоб знать истину.
Христос заявил, что: «Я есмь истина, путь и жизнь, никто не приходит к Отцу Небесному, как только через Меня» (Ин. 14.6) На первый взгляд эти слова могут показаться нам довольно таки странными поскольку нам очень трудно совместить три понятия в одном лице. Но зная, что истина не может быть абсурдом, то давайте хотя бы немного подумаем, а подумав, мы обнаружим: что путь к жизни, есть истина. Она же является и жизнь поскольку исходит с источника жизни, которым является наш Бог, давший нам жизнь.

Он же есть и Отец наш Небесный. Так, что к Нему никто не может прийти, как только по дороге истины. Но, идя по дороге истины, мы приобретаем правильные знания, и Он не может этому противиться, поскольку мы Его точная копия, т.е. дети Его, а если б мы в жизни своей пребывали дураками, или как хотите, так и назовите это явление, то мы просто были бы позор Его, и Он не может противиться нашим знаниям. Наоборот нашим знаниям противиться враг Бога и всего Его творения. Так, что если мы боимся иметь знания, то этот синдром тянется с нами еще с Едемского сада и Бог хочет нас освободить от этого. Поэтому Он и говорит: «Тогда познаете истину и истина вас сделает свободными» (Ин. 8.32). Но и здесь мы упорствуем. И тогда вопрос: Если мы упорствуем, то чьи мы дети тогда?

И этим самым мы вредим нашему Отцу и делаем то, что, этот дядя имеет полную власть над нами. И мучает нас с тем, чтобы мы думали, что это нас мучает Бог и ругали Его, хотя Он здесь и ни причем.

Тогда не пора ли нам разобраться, кто есть, кто и определиться, кто мы такие, что так сильно упорствуем в признании истины. А ведь только истина есть эффективное оружие против этого благодетеля – дяди, который нас всех вел и ведет к погибели, не пора ли его разоблачить? Ведь нам с древе известно, что в мутной воде черти водятся, то не пора ли нам её очистить, чтобы видеть кто эту воду мутит? Ведь он мутя воду, привил в наше сознание такой коварный и безотказный механизм, что на протяжении многих тысяч лет мы никак не можем познать истину, а без истины мы бессильны против Него.

И этот механизм состоит прежде всего в том, что если человеку даже случайно удастся узнать эту тайну истины, то человек не сможет воспользоваться ею как оружием, поскольку тут же будет убит своими собратьями, религиозными фанатиками, как еретик и безбожник, а этих людей религиозных фанатиков Он раньше учил чтобы они побивали камнями всякого, кто осмелиться служить другому Богу, но теперь у этих фанатиков есть современное оружие вплоть до ядерного. Так, что он поставил надежный заслон против истины. И это Богу конечно известно если Он нам говорит: Что, кто не возненавидет жизни своей, то он не может идти за Ним, и еще Он говорит: что кто душу свою погубит ради Него, тот её приобретет, а кто сбережет свою душу тот её потеряет. Разве эти слова не говорят нам о том, что Он знает, что дьявол нам привил страх и этот страх он нам внушил еще там, в Едемском саду, чтобы мы были трусливыми, чтобы нас легче было вести к погибели.
Так, что боясь смерти, мы её только приближаем. И если бы Христос не пришел в этот мир, то никакой борьбы против дьявола не могло бы быть. И если бы Христос не умер на кресте или другой какой - нибудь смертью оставаясь совершенно безгрешен, то мы не могли бы бороться с этим величайшем злом. И только смерть и Воскресение Иисуса Христа, дала нам такую возможность. И мы имеем теперь право обвинить того, кто оболванивал нас на протяжении многих тысяч лет и требовал от нас, чтобы мы возлагали свои грехи на невинных и предавали их смерти, заверяя нас, что только тогда мы будем в его глазах святыми. Фактически он вводил нас в грех перед истиной и издевался над ней. Сам же для нас оставался святым и какая могла быть борьба против этой «святости» ведь он никогда своими руками не убивал невинных, за него эту работу выполняли возлюбившие его религиозные фанатики, т.е. мракобесы.

Бес – это сила. Мрак – это тьма. Так вот, пребывая во тьме, эти мракобесы и были его главной силой в борьбе с истиной.
Очень хороший фильм теперь идет на экранах телевизоров по ОРТ, называется он «Сегун», он рассказывает о том, как папское христианство в лице монахов, проникло в Японию, и что оно только там не вытворяло. И все это делалось во имя Бога. Бога, но какого? Не того – ли, что апостол Павел нам говорит (2 Кор. 4.4.), т.е. дьявола, который есть бог века сего? Конечно его! Так что о борьбе с этим злом, не могло быть и речи. И никто из людей не мог бы взять на себя эту миссию. И Бог сотворивший человека все это знал и очень переживал за свое творение, которое так легко оболванил этот урод, и издевается над человеком. Но находясь в другом мире, в другом измерении Бог знал, что человек бессилен против этого губителя, что человека могла бы спасти только истина, но человек её предал посчитав её как клеветника еще в Едемском саду, а Знания у человека забрал этот черт там же, выгнав Адама с его законного наследства. Так, что племя Адамово было бессильно в борьбе с дьяволом, его могла бы спасти только истина. Поэтому когда вам говорят, что мир спасет красота, то неверье этому утверждению. Мир спасет только истина.

Я далее расскажу как однажды уже приходило в этот мир наше спасение и чем это кончилось, а пока обратите внимание, как Бог говорил, через писания о своем отроке, которому надлежало родиться среди людей, как человек, но ни в чем не согрешить. Он говорит об отроке, что Он не возвысит свой голос на площадях, трости надломленной не переломает, льна воскуренного не потушит, пока не принесет суду победу. То есть всё на Земле пусть остается таким, как Он его нашел. Что все эти недостатки будут устранены после победы. И как тут не вспомнишь одну популярную песенку после Отечественной войны, где пелось о партизанской бороде, которой партизан разрешил расти хоть до пояса, его это не волнует. Но, когда он отгонит фрица, то будет время, будет стричься, стричься, бриться наряжаться и конечно с милкой целоваться.
А пока, пока нужна была победа, хоть одна на всех, за ценой не постоим. Так и Богу нужна была победа и Он за ценой не постоял, а эту победу Ему мог бы принести только тот, кто с самого начала был бы рожден от Духа святого, т.е. от Его Самого. Но Дух святой не плодовит, как этот урод. Он мог породить только один раз себе подобного Сына, и Он очень рисковал при этом, потому что в Его арсенале был так сказать единственный патрон, и если б Он промахнулся, то ничем тогда было бы добить этого злодея и тогда злодей остался б на веки властелином мира, и даже привлек бы Его Самого за посягательство на Его царство, так что у Него был огромный риск при этом.
Я ниже поясню как это было, а теперь хочу обратиться к читателю с пояснением. Если вас заинтересовал мой материал, то слушайте мои беседы и читайте их, в них я полностью открываю все эти тайны. И читайте мою книгу «Тайны Мироздания». И вы узнаете, почему Адам зашел в такое заблуждение, что приняв этого урода и парадокса за своего Бога, а этот урод зная, что Адам есть точная копия Бога и является наследником Его, решил для начала этого наследника под страхом смерти лишить всяких знаний сделав его сначала олухом, что бы в последствии лишить его и наследства, т.е. тех богатств, которые были сотворены разумом и трудом Бога-Отца, и были большим богатством, которое может дать только Дух Святой, дающий жизнь и все, что требуется для жизни.

Но поскольку этот Дух по истечению шестого дня ушел в другой мир, и в другое измерение. Видимо это произошло ночью, когда Адам, еще не понимая, что он сирота, спал где – то в кустах, и когда проснулся и увидел этого дядю, то принял его за своего бога, так случается с цыплятами, когда они теряют свою мать, принимают того кто берет их с гнезда, за своего властелина и Отца, и начинают свое служение только ему. В последствии, через много тысяч лет, и даже миллионов, эти цыплята, я имею ввиду не всех, а только часть из них, догадаются, что этот, на вид благодетель вовсе не благодетель, а злодей. Он их оболванил, чтобы лишить их ихнего наследства. А наследство было таки довольно богатое. Оно давало жизнь и знания, без чего жизнь вообще не возможна. По этому и говорится о роде человеческом, что все в Адаме согрешили, и лишены Славы Божьей. Эту славу они отдали в своем заблуждении этому уроду, приняв его за своего Бога. И теперь они бессильны. Их может спасти только истина, но они её предали еще там, в Едемском саду.

Посчитав её клеветницей. А знаний у них не может быть, поскольку дядя которого они приняли за Бога оболванил их и выгнал с их наследства. И дерево знаний находилось теперь у этого дяди – добряка, как и древо жизни. Так, что все эти богатства были не у них, а у этого дяди. А с дядей не поспоришь, если нет ни знаний, ни силы, так что дядя их довольно, сильно оболванил. А они посчитали это за великое благо. И понадобилось миллионы и миллионы лет, чтобы эти знания в нас проявились, поскольку Адам все же съел одно или пол яблочка, из древа знаний, и оно аккумулируясь в потомстве, Адамовом, вышло все же «на гора». Но не имея истины поскольку мы её заклеймили, как ложь, мы и теперь остаемся бессильными. Теперь если мы буудем ходить во свете, то только тогда сможем разглядеть детали истины, опознать и принять её для своей жизни. Но Христос говорит, что «Люди мира больше возлюбили тьму, нежели свет» и поясняет почему, и конечно Он прав. Между прочим, Пантий Пилат, который судил Иисуса Христа, задал Ему вопрос: «Что есть истина?» и этот вопрос уже две тысячи лет повис в воздухе, поскольку Иисус не пожелал ему ответить.

Я же могу вам сказать, что истина, есть факт бытия, который необходимо людям признать. Например: Вы стоите со своим товарищем, а рядом или чуть дальше растет большое дерево на которое вы хотите обратить внимание вашего товарища и вы говорите ему: Посмотри, какое дерево растет! Он отвечает: «Ты с ума сошел, нет здесь никакого дерева» (а оно все же есть). Кто из вас двоих врет? Конечно тот кто не признал этот факт, а кто признал то тем самым утвердил истину. И тут все так просто и понятно. Но тогда почему люди так противятся истине? Почему?? Потому что дела их злы и они ненавидят истину, что бы погубить её.

Но будучи религиозными фанатиками живущими во тьме, они очень опасны. Они извращают истину, делая её неправдой. Так например, они того, кто знал Бога лучше всех людей на земле и был истиной, они Его распяли, обвинив Его, что Он еретик и безбожник. Так две тысячи лет тому назад они заменили свет тьмой, что бы никто из людей не мог различить правду от не правды и делая так, они помогают дьяволу вести всех к погибели. Не погибнет только тот, кто еще с Едемского сада задумал этот коварный план, чтоб погубить все живущее, и люди никак этого не поймут, хотя и говорят, что понимают. Так, например: все люди земли считают, что человек стал грешным только потому, что послушался змея, который якобы говорил ложь. Но они никак не могут смериться с тем, что змей говорил истину, что он сам был истина, и что истина спасает, а не губит.

Они и того не взяли во внимание, что тот кого они считают своим Богом, почему – то не сказал Мойсею, чтобы Моисей отлил из меди жабу, барана, или какую другую живность, а именно повелел отлить змея, чтобы всякий взглянувший на него с верой был спасен, а в том что змей говорил правду очень легко можно убедиться, если послушаться Иисуса Христа и исследовать писания. Исследовав писание, мы убедимся, что змей сказал правду.

Мы возьмем во внимание его слова. Он с уверенностью сказал: «Нет, не умрете, и далее: «Но знает Бог, что в день когда вы вкусите, откроются глаза ваши и вы будите как Боги знающие добро и зло». И заметьте, он сказал как Боги, он не сказал как Бог. Этим он открыл тайну Еве, что Бог не один, их есть больше, и это подтвердил и тот, кого они посчитали за Бога. (Быт. 3.22.) Он сказал: «Вот Адам стал как один из нас» разве это не говорит о том, что эти плоды не были смертельны, а давали знания, без чего жизнь не мыслима в особенности для человека – копии Бога.

И седьмой Дух конечно все это знал. Он пришел на Землю видимо когда Адам еще не знал, что он сирота и спал в этом саду где-то под кустом, а седьмой Дух тем временем утолил с дороги свой голод этими яблочками досыта и понял какое богатство досталось Адаму от Отца Бога, который был сверх разум и сверх Творец, и будучи предусмотрительным, Он создал все эти богатства для Адама, назначив его господином всех этих богатств.

Седьмой Дух, наевшись яблочек начал свой трудовой день тем, что сначала почил, что свойственно всем лентяям, а проспавшись Он обнаружил всю ценность этих яблочек, и поскольку Адам еще не догадался какое богатство ему досталось Он решив пойти на хитрость. После того как почил, он первое, что сделал, запретил вкушать Адаму из этого дерева, что бы Адам был олухом и тогда его будет легче лишить всех этих богатств. Зная, что Адаму, да и еще олуху, не куда будет жаловаться, что ни один Дух уже не прийдет на Землю, поскольку он последний, а имея в своем арсенале древо знаний и древо жизни он уже никогда не покинет эту планету. Вот и стал врать Адаму, чтобы Адам под страхом смерти не ел этих яблочек, чтобы на веки оставался болваном, а всю ответственность за вранье свое, возложил на змея и Адам это воспринял, как великую милость Божью, радуясь тому, что остался жив.

Так было совершено первое преступление на земле, а ответственность и наказание было возложено на невинного, в результате, чего Адам стал навеки рабом. Правда стала ложью, а ложь стала истиной и получила право повиливать и ездить верхом на человеке, что человек воспринял, как честь и великую милость. Дружа с чертом, думает, что дружит с Богом. А этот в ковычках Бог продолжает и дальше врать и устрашать Адама и всех кто родился от Него, что Он единственный и могущественный Бог во всей вселенной и это была частично правда, потому что Он знал о том, что семь Духов Божьих находятся в другом мире в другом измерении, а Он восьмой, последний из Них, и что Они никогда с другого мира не смогут себя проявить на Земле, что только с Земли можно туда пойти, а оттуда невозможно.

Что бы читателю было ясно скажу: Бог Отец – это тот, кто носился над водою до начала творения, а остальные семь Духов – это сыновья Божьи. Духи – исполнители воли Божьей. Человека сотворил шестой Дух исполнитель. А ограбил Адама седьмой, который есть противоположность Божья, и урод, а всех их восемь. Если считать начиная с Бога Отца, то седьмой окажется восьмым, из числа семи. Он есть урод и злодей, если 1-й есть истина, то 8-й есть ложь. Первый есть свет, 8-й есть тьма.

Так человек и живет во тьме и верит этому уроду, который продолжает кормить человека враньем. Он говорит, что Он Бог Богов и человек ему верит. Но каких Богов? Ведь Он сам говорил, что он единственный. Тогда каких Богов? Не врет ли ОН? Где его святость? Так, что побороть эту в кавычках святость, может только истина, а истину человек предал, когда спасал свою душу и о борьбе не могло быть и речи, что вполне успакаевало этого злодея. Но он просчитался. Он не мог предположить, что Бог, давший жизнь Адаму, так возлюбит мир в лице людей, что решится на крайнюю меру, использует свой единственный «патрон», чтобы поразить этого злодея. Но имея только один «патрон» ОН очень рисковал, если Он промахнется, то Ему ничем будет облечить и добить этого злодея. А все заблужденные станут на его защиту и Ему трудно будет доказать, что этот урод не свят. Этот единственный «патрон» был его Сын, которого Он мог родить среди людей и изменить ихнее мировоззрение.
Но это все ровно, что если бы кто-то решился бы пустить в жестокое стадо гусей чужого гусенка, который бы и мыслил и поступал бы иначе, чем гуси. Ведь это была бы верная смерть гусенку. Это был большой риск тем более, что Сын рожденный от Духа и плоти должен был прожить на Земле без единого греха и только тогда Он мог бы принести отцу победу над этим злодеем, а то что Он может при этом умиреть не имело значение, главное чтобы Сын не совершил греха, а жизнь Ему обеспечена, поскольку, будучи безгрешным, Его смерть все равно изрыгнет обратно, но уже в вечную жизнь. Что наделе так и получилось. Иисус на третий день Воскресс, и этим было доказано, что Он безгрешен и второе то, что Князь мира сего или как его назвал Апостол Павел (2 Кор.4.4) Бог века сего, есть не свят, поскольку он допустил смерть праведнику, который по его-же закону должен был оставаться жив (Лев. 18.5).

Это была полная победа Неба над землей. И радость Бога за своего Сына, который не согрешил ни в чем и принес эту победу которой радуются все, кто ходит во свете и любит справедливость возлюбив истину более чем свою жизнь. И если первый Адам прожил только 930 лет, хотя его благодетель и врун, сказал, что он в тот же день умрет, когда вкусит с древа, то второй Адам, т.е. Иисус Христос, будучи не трусом, имея знания и будучи истинным, приобрел жизнь вечную. Это была полная победа, которая всякий честный человек радуется. Но люди пребывающие во тьме, и до сих пор не могут понять это и продолжают считать этого злодея святым и тем самым укрепляют его царство. Об этом я более подробно объясняю в третий части моей книге «Тайны мироздания» и в первой беседе «Библия открывает тайны».

Так, что прочтите их и вы узнаете кто есть кто. Как же получилось, что Бог который дал жизнь Адаму, вынужден был его покинуть? Поясняю: это подобно тому как и наши Отцы и Деды покидают нас перемещаясь в другой мир и теряют власть над своими детьми, только с той разницей, что Отцы и Деды более спокойны за своих детей, поскольку дети остаются с многими родственниками, а Адам остался один на один с этим дядей, уродом. Но если бы Адам до прихода седьмого дня ел бы эти яблочки с древа знаний, то седьмой Дух не задержался бы на столь длительный период на Земле и Ад
Так коварство и не святость совершило первое в мире ограбление, и до сих пор всякое ограбление есть плод этих двух пороков. Но люди радуются, когда им удается, кого -нибудь ограбить, не понимая, что они идут к погибели, поскольку древо жизни перешло к тому кто принес Богу Отцу Победу над этим грабителем. И Он Сын и в святости Своей говорит, что даст теперь вкусить плодов из древа жизни лишь тем, кто не возлюбил души своей даже до смерти (От.12.11).

Что такое душа? Душа рождается у человека не сразу при его рождении, а после. После, того когда человек начинает осознавать, что он живой и его окружает такой же живой мир,- это есть как бы новое рождение, уже от плоти человека и Духа. И когда Дух покидает плоть, то плоть распадается на прах, а Дух возвращается в тот аккумулятор, откуда он и был послан, т.е. к источнику жизни. А душа остается круглой сиротой, и если она не востребована к источнику жизни, то она будет страдать без своей плоти. Она является как бы черным ящиком подобно тому, как в летающих аппаратах вложен черный ящик, куда вписываются все действия этого аппарата. Но, душа действуят при жизни в своем теле.
Она принимает определенную форму, и если эта форма не укладывается в эталон святости, то она уже не может проникнуть к источнику жизни, где теперь находится те деревья жизни отвоеванные у Бога века сего (2 Кор.4.4.) ценой победы Иисуса Христа (Отк. 22.2). Дерево жизни теперь находится в надежных Святых руках и Он не нарушит Своей Святости. Он это доказал еще тогда, когда 2000 лет тому назад не нарушил законы мира сего, а спасал Своего Сына – младенца Иисуса Христа, от Ирода, который задумал перерезать многих младенцев, что бы среди них, погубить и Иисуса. Он спасал Его бегством в Египет.
Бог века сего так бы не поступил, он уничтожил бы Ирода и, если б понадобилось то и весь мир, но сына б защитил. Но тот, кто свят, Он тем и Свят, что не может нарушить Закон. Что же касается миссии Иисуса Христа на Землю, то многие люди ошибаются, считая, что миссия заключалась в том, чтобы заключить с людьми Новый Завет, и научить их правильной жизни, такие размышления верны только отчасти. Люди одного не учитывают, а именно: Когда Иисус уже был распят, но был еще живой, разве Ему не говорили сомневающиеся люди «Сойди с креста, и мы уверуем, что Ты Сын Божий». Как вы думаете, если бы Он сошел с креста, то не потрясло бы их это?.

Разве не уверовали бы они, что Он Сын Божий и Его надлежит слушаться? Конечно бы уверовали б но, что с того бы вышло, ведь главный злодей и губитель оставался бы неуязвим. По этому Иисусу надо было испить чашу до конца, и Своей смертью, смерть попрать, а учение связанное с Новым Заветом, Он поручил Своим ученикам – Апостолам, которые пронесли это учение от края и до края земли. Но не все люди поняли и возлюбили восиявщий Свет. И пребывая во тьме, они многое не видят и не понимают. Тем Христос говорит: «Исследуйте писание, ибо они с свидетельствуют о Мне» (Ин. 5.39).

Наша миссия в свете миссии Христа

О чем все это нам говорит? Надеюсь, пока мы странствовали (или шли спотыкаясь) через две последние главы нашей книги, вы с пользой для себя постигали то, как Иисус осознавал Свое Собственное предназначение и миссию через размышление над Писанием. Мы перекопали довольно много почвы, в которую уходили корни Его самосознания, питаясь от нее. И мы разобрались, наконец, как Его предназначение быть Рабом Яхве повлияло на восприятие и черты ранней христианской церкви.

Но я хочу завершить эту главу четырьмя выводами о том, как наши библейские открытия должны повлиять на представление об осуществлении нашей собственной христианской миссии сегодня.

ЕДИНСТВО И НЕРАЗРЫВНОСТЬ МИССИИ

Первый вывод. К настоящему моменту мы уже должны постичь непрерывность и целостность миссии народа Божьего начиная с Древнего Израиля и до наших дней. Мы видели связь между всем народом Израиля как рабом Божьим и фигурой Раба Яхве. И мы видели, как Иисус–Мессия соотносил Себя с тем и другим - воплощая Израиль и в то же самое время служа ему. Затем мы видели, как апостол Павел отождествлял миссию Раба - нести спасение во все концы земли - с миссией церкви - нести Благую весть народам. Таким образом, миссия и свидетельство народам неразрывно связывают Израиль, Раба, Иисуса, Церковь.

Поэтому нам следует уяснить, что миссионерская деятельность не является неким второстепенным занятием, избираемым по своему желанию сверхактивными людьми. Так же как это не было просто новой идеей, придуманной Иисусом, чтобы чем–то занять Своих учеников на всю оставшуюся жизнь. Еще в меньшей степени эта деятельность была просто расширением церкви, совпавшим с колониальной экспансией того периода. Миссия лежит в самой основе всех исторических дел Бога в Библии. Это миссия ради Его падшего, страдающего, греховного человечества и в конечном итоге - ради всего творения. Вот почему Бог призвал Авраама, послал Иисуса и дал поручение апостолам. Ибо есть один народ–служитель, один Царь–Служитель, одна миссия служения.

«ВО–ПЕРВЫХ, ИУДЕЮ»

Второй вывод. Следует серьезно относиться к порядку, в котором должна осуществляться миссия, как это было выражено и в служении Иисуса, и в неоднократно повторяемом Павлом изречении: «Во–первых, Иудею». Павел настаивал, что, хотя многие евреи и отвергли Иисуса как Мессию, Бог не отверг Израиль. Израиль будет спасен. Иудеи будут спасены вместе с язычниками; и те, и другие будут спасены через Иисуса Христа. И поскольку Христос пришел через Израиль и был послан к Израилю, Он должен быть сначала «предложен» евреям. Поэтому выражение Павла «во–первых, Иудею» объяснялось лишь миссионерской стратегией, которой Он следовал, переходя из города в город. Это было также богословским убеждением. Церковь не была новым языческим движением (даже если это таковым казалось), становясь по своему составу преимущественно языческой. Это было новое человечество, состоящее из верующих евреев и верующих язычников. Но это было также органическое и духовное продолжение изначального народа Божьего, иллюстрацией чего служит образ маслины в Рим. 11. Израиль был преобразован и расширен, но еврейские корни и ствол не были заменены или вырваны потому только, что «неверующие» ветви были отрублены.

Евангелизация евреев - это вопрос, который сегодня вызывает серьезные споры. Некоторые авторитетные голоса утверждают, что, с исторической точки зрения, это оскорбительно (из–за жестокости христиан по отношению к евреям), с точки зрения культуры, это нецелесообразно, а с богословской точки зрения, это ошибочно.

Представители одного из направлений богословской мысли отвергают необходимость евангелизации евреев, утверждая, что евреи уже находятся в основанных на завете отношениях с Богом и не нуждаются в «обращении» в христианство. Иисус, как основатель того, что является сейчас преимущественно христианством бывших язычников, - это христианский Спаситель. Евреям Он просто не нужен. В этом суть так называемого «учения о двух заветах». Новый Завет через Иисуса предназначен для христиан из язычников. А евреи спасаются благодаря их собственному первоначальному завету. Поэтому евангелизация во имя Иисуса отвергается.

Есть три причины, по которым я не могу согласиться с таким взглядом и считаю его в корне небиблейским.

Во–первых, этот взгляд игнорирует не только еврейское происхождение Иисуса, но и осознанные Им Его предназначение и миссию, которые мы исследуем на протяжении всей этой книги. Иисус появился в народе Израиля, Он пришел к Израилю и для Израиля. Говорить, что евреи не нуждаются в Нем, - значит ниспровергать все, во что Иисус верил в отношении Себя и Божьей цели, с которой Он был послан Богом к людям.

Во–вторых, такой взгляд никак не учитывает неразрывную связь между миссией Иисуса среди народа Израиля и Божьим замыслом распространить спасение на язычников. В этом, как мы видели, суть предназначения Иисуса как Раба Яхве. Это не только историческое толкование древней церкви, но и толкование, соответствующее еврейской Библии. Иисус - Спаситель мира, потому что Он - Мессия Израиля. Он не может быть одним и не быть другим. Если Он не Мессия для евреев, тогда Он не может быть Спасителем язычников. Поэтому, если запретить проповедь Евангелия среди евреев (в смысле призыва их увидеть в Иисусе Мессию, Который будет исполнением их исторической библейской веры), это обрежет и нерв всякой иной проповеди Евангелия. Евангелие обязательно должно быть Благой вестью для евреев, если оно должно быть Благой вестью для кого–то другого. И если это Благая весть для евреев, то отказывать им в этом - наихудшая форма антисемитизма.

И, в–третьих, «учение о двух заветах» полностью противоречит утверждению Павла, что смысл Евангелия заключается в том, что в нем Бог сотворил единый новый народ. Это учение просто не согласуется с Еф. 2 и 3. Или даже с Рим. 9-11. Ибо Иисус был не только Мессией Израиля. Он был новым Адамом. В нем Божий замысел о человечестве как едином целом был реализован не через заключение двух отдельных заветов, а через единение одного нового народа во Христе.

Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем

(Еф. 2:14–16).

Тайна же заключается в том, что через Евангелие язычники становятся наследниками совместно с Израилем, то есть теми, кто совместно образует одно тело и соучаствует в обетовании в Мессии Иисусе (см.: Еф. 3:6).

МИССИЯ СЛУЖЕНИЯ

Третий вывод. Глубина влияния образа Раба Яхве на Иисуса и Церковь должна быть образцом для любой христианской миссии во имя Иисуса. Одна из удивительнейших вещей, касающихся Иисуса, состоит в том, что, в то время как его современники искали Мессию, Который придет торжествуя и в силе, Он пришел в смирении, не раскрыв Себя сначала, и посвятил Свою жизнь служению тем, кого общество презирало, угнетало, отвергало. И, заявив, что пришел Он не для того, чтобы Ему служили, а чтобы послужить Самому, Он символически показал это через омовение ног учеников, дав нам пример, как должны поступать и мы.

Дух служения, изображенный в пророческом видении Раба и явленный в деяниях Иисуса, должен быть мотивом и основой всякой христианской миссии. Прежде всего, конечно, этот дух должен быть присущ отношениям внутри церкви. Апостол Павел всегда ощущал влияние этого духа. После долгого увещевания в Риме христиан из язычников и евреев быть терпимыми к сомнениям друг друга он указывает на пример Христа как Служителя!

Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию. Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных - ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам, а для язычников - из милости, чтобы славили Бога, как написано: «за то буду славить Тебя, (Господи), между язычниками и буду петь имени Твоему»

(Рим. 15:7–9).

Имея перед собой такой пример и в Ветхом, и в Новом Завете и имея однозначную заповедь Иисуса, мы можем только сожалеть о том, что христианская церковь так часто занимала в отношении мира позицию превосходства, а затем крестила его, называя все это своей «миссией». Мы вообразили, что наилучший способ спасти мир - управлять им. В результате, христианская миссия во имя Служителя в сознании многих ассоциируется с силой - военной, культурной, экономической и политической. Этот образ прочно пристал к христианам. Но исторические ошибки - вовсе не повод вообще отказаться от миссии. Ибо наказ Царя–Служителя все еще остается в силе. Он все еще зовет служителей - тех, кто будет служить Ему, служа миру.

МИССИЯ В ЕЕ ЦЕЛОСТНОСТИ

Четвертый, и последний, вывод, подводящий черту под этой главой и подготавливающий также к следующей главе, еще раз переносит нас к «Песням Раба Яхве» в Книге Пророка Исайи. Для описания жизненного пути Раба характерны одновременно и волнующие подробности, и сдержанность. Кульминационная точка, конечно, - Его страшные смертные муки, а также победное оправдание (см.: гл. 53).

Но именно в Ис. 42 мы находим главные подробности о настоящей цели и характере миссии Раба. Значительный акцент в начальных стихах делается на задаче Раба возвестить суд народам. О народах говорится, что они ожидают, что Раб принесет им закон (torah) и суд Божий (mishpat). Иными словами, задача Раба состоит в том, чтобы вся совокупность нравственных ценностей и общественных обязанностей, вверенных некогда Израилю, стала реальностью для остального человечества. Быть «светом для народов» - значит учить этому этическому аспекту, а также распространять спасительный свет завета. Та же самая картина, хотя и с другим направлением движения (скорее, народы идут к Сиону, а не Раб идет к народам), обнаруживается в Ис. 2:2–5. По мере продолжения песни в Ис. 42:1–9, эта основополагающая миссия возвещения суда дополняется такими важными вещами, как сострадание, просвещение и освобождение; суд и доброта; исцеление и цельность. Картина довольно многообразная.

Теперь, если мы соглашаемся с единством и неразрывностью миссии служения начиная с Израиля и через Раба, то есть через жизнь и смерть Иисуса, и заканчивая миссией церкви, то это нужно рассматривать как важные аспекты нашей миссии в целом. Христианская миссия, если мы хотим, чтобы она соответствовала библейскому образцу, не может сводиться только к возвещению словом. Миссия Раба Яхве включала в себя суд, сострадание, просвещение, освобождение. Иисус включил эти цели в данную Себе Самому характеристику (см.: Лк. 4:18 и дал.). Однако нам должно быть ясно, что за время Своей жизни Он не завершил выполнение порученной Рабу задачи - возвестить закон и суд Божий народам. Может быть, речь идет о тех аспектах миссии, которые Он поручил Своей Церкви - тем, кто, «будучи во Христе», получил наказ продолжать все, «что Иисус делал и чему учил»?

Но что под этими словами подразумевал Сам Иисус? Каковые были Его собственные нравственные ценности и приоритеты? Это то, к чему мы обратимся в заключительной главе. В настоящей же главе мы увидели, что в Ветхом Завете возвещается определенная миссия. Миссия, которую Иисус принял как основную цель Своей жизни и поручил затем Своим последователям.

«Или думаешь, что Я не могу теперь умолить

Отца Моего, и он представит мне более, нежели

двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудутся

Писания, что так должно быть?»

(Матф. 26:53-54)

Photo-1L Во время Своего пребывания на Земле, Иисус Христос продемонстрировал человечеству, что Его земной путь, как и любого другого человека, это всего лишь незначительная часть непрерывного бытия бессмертного Духа в вечности. Поэтому и все Его усилия были направлены на пробуждение духовной сущности человека, на достижение каждым сияющего Божественного Света, когда будет побеждена смерть. «Он пришел, чтобы разорвать покров, который древняя религия Моисея набросила на потусторонний мир. Он пришел, чтобы возвестить: «Веруйте, любите и да будет надежда душою всей вашей жизни. Над этой землей существует иной, духовный мир, иная более совершенная жизнь. Я это знаю, Я пришел оттуда, и Я поведу вас туда. Но чтобы достигнуть ее, нужно осуществлять ее здесь, на земле, сперва внутри вашей души, а затем и в окружающем мире. Как осуществлять? Любовью и деятельным милосердием». (Эдуард Шюре «Великие Посвященные», стр. 373-374). Мудрость, которая выражает связь с Богом и правила пути, которые управляют нашим намерением вернуться в Отчий дом, все это Христос открыл для человека через Свое земное служение. «В жизни Христа мы имеем самое полное и совершенное проявление и пример божественности в жизни, проведенной успешно на Земле и прожитой, как большинство из нас должны жить, не в уединении, а в потоке, полном бурь и напряжения». (Алиса А.Бейли «От Вифлиема до Голгофы» стр.22).

Но при всем Своем величии, Иисус Христос сам в одиночку не смог бы достигнуть необходимого результата. Как и в любом деле, были необходимы помощники, которые бы выполняли определенные функции и задачи по реализации грандиозной программы, как изменение сознания человечества в понимании подлинного смысла земного существования духа. И как мы уже знаем, для этой работы Христос избрал из верных учеников и последователей двенадцать Апостолов: «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, что бы изгонять их и врачевать всякую немощь». (Матфей.10:1). «Сих двенадцать послал Иисус и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; А идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; Ходя же проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; »… (Матфей. 10:5-8). Апостолы не только проповедовали о приближении Царства Небесного среди народа, но каждый из них имел еще и особую миссию внутри братства, нового сообщества, которое сложилось под влиянием земного служения Иисуса Христа. Естественно, что многие деяния, которые надлежало исполнить избранным, были тайными и для многих они были просто непонятны и даже вызывали неприятие. Но таковыми они были только для непосвященных. И как мы знаем из Ветхого Завета, все, что должно было произойти с Иисусом Христом, было предсказано великими пророками Израиля еще задолго до Его рождения. Значит, существовал некий план Творца, в который Он и посвятил достойнейших сынов Израиля.

В настоящее время существует очень много работ по исследованию библейских предсказаний о Мессии, которые сходятся в одном, что все предсказания ветхозаветных пророков исполнились в Иисусе Христе, образовав, таким образом, нерушимое доказательство Его мессианского служения. Тогда очевидно, что великая миссия Иисуса Христа была предопределена и ее надлежало лишь достойным образом исполнить. «Он сделал так много, а мы поняли так мало. Нам потребовалось двадцать веков, чтобы начать понимать Его, Его миссию и успех. Распятие само по себе было лишь известным заранее и ожидаемым завершением этой карьеры. Другой конец был невозможен». (Алиса А.Бейли «От Вифлиема до Голгофы»).

И в том, что земная миссия Иисуса Христа была завершена, согласно предсказаниям великих пророков, несомненно, большую роль сыграл один из избранных для этой миссии – апостол Иуда Искариот. Естественно, что для многих совершенно не понятны отдельные, казалось бы, нелогичные поступки участников мистерии в общей цепи событий осуществления божественного замысла, переданного человечеству через пророков. Но, в конце концов, мудрость и заключается в том, что судить человека, либо давать оценку делу, процессу нужно не за промежуточные действия, которые часто нам совершенно не понятны, а по конечному результату. Распятие Иисуса Христа – это только часть мистерии, часть Великого Посвящения Христа, в котором значительную роль, несомненно, сыграл и апостол Иуда Искариот – первосвященник и великий адепт. «Уникальность работы Христа кроется в том факте, что Он был первым, кто инсценировал все обряды и ритуалы посвящения публично, перед всем миром и подробно, тем самым, демонстрируя человечеству божественность, сосредоточенную в одном лице, так, чтобы все могли видеть, могли знать, верить и следовать по Его стопам» (Алиса А.Бейли «От Вифлиема до Голгофы»)*

*«В Христианских Таинствах, как и в древних Египетских, Халдейских и других, существовала внешняя символика, выражавшая этапы, через которые проходил человек. Его приводили в комнату Посвящения и растягивали на полу с распростертыми руками, иногда на деревянном кресте, иногда просто на каменном полу, в позе распятого человека. Потом его сердца касались тирсусом – «копьем распятия» – и, оставляя тело, он проходил в верхние миры, причем тело впадало в глубокий транс, смерть распятого. Тело помещали в каменный саркофаг и оставляли там, тщательно охраняя. Тем временем сам человек проходил сначала странные мрачные сферы, названные «сердцем земли», а затем попадал на небесную гору, где надевал на себя совершенное блаженное тело, теперь полностью организованное как проводник сознания. В нем он возвращался к телу плоти, чтобы оживить его. Крест, несущий то тело (или оцепеневшее твердое тело, если никакой крест не использовался) на третий день поднимался из саркофага и помещался на наклонную плоскость, лицом к востоку, ожидая восхода солнца. В тот момент, когда лучи солнца касались лица, Христос совершенный Посвященный или Учитель, вновь входит в тело плоти прикосновением и контактом с блаженным телом, придавая ему новые свойства, новые силы, новые способности, трансмутируя его в Свое собственное подобие. Это было воскресение Христа, и после этого тело плоти само изменилось и стало новым по своей природе». (Анни Безант, «Эзотерическое Христианство»).

«Таким образом, мы находим, что история воскресения очень древняя и что Бог благодаря Таинствам и Своим просветленным Сыновьям всегда ставил человечество перед фактом бессмертия, точно так же, как наш Христианский мир поставлен перед фактом бессмертия, благодаря смерти и воскресению Его возлюбленного Сына Иисуса Христа». (Алиса А.Бейли «От Вифлиема до Голгофы», стр. 199)

В этой статье мы с вами разберемся, какова же была истинная миссия и жизнь Иисуса Христа, взглядом и ракурсом Философии Синтеза. Иисус Христос это рождённый человек на планете Девой Марией-Богородицей (воплощение нынешней Матери планеты Земля).

Не порочное зачатие заключалось в том, что в Дух Иисуса как представителя человека из Солнечной системы вместил и выразил физически собой фрагмент Духа высокого существа Владыки Иерархии 5 расы Христа, чтобы исполнить свою миссию. Ещё он вместил часть...

Чем занимался Иисус в возрасте двенадцати и тринадцати лет? Мы знаем о его чудесном рождении. Кроме того, в Библии приводится известный эпизод, который произошел в храме, когда Иисусу было двенадцать лет. Затем он предстает перед нами уже тридцатилетним, принимающим крещение в реке Иордан.

При всем нашем уважении к его свершениям, мы вынуждены признать, что о восемнадцати годах его жизни нам ничего не известно.

Начиная с 1947 года, был обнаружен целый склад свитков и фрагментов у Мертвого...

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней это официальное название Церкви, установленной 6 апреля 1830 года в Файет, Нью-Йорк, под руководством Пророка Джозефа Смита. Обычно о ней говорят как о Мормонской Церкви из-за веры в Книгу Мормона,а ее членов часто называют мормонами или Святыми последних дней.

Взяв свое начало с шести членов, Церковь выросла в международную организацию, насчитывающую миллионы членов во многих странах мира.

С 1830 по 1838 члены Церкви называли ее "Церковью...

Они преклонялись перед освободителем Израиля, который вскоре должен стать их Царем, и даже сопровождавшие Его двенадцать апостолов сохраняли эту упорную мечту, несмотря на все предупреждения Учителя.

Один Он, признанный Мессия, знал, что Его путь ведет к страданию и что даже Его ближайшие ученики могут проникнуть в Святилище Его мысли лишь после Его смертного часа.

Он приносил Себя в жертву непоколебимо, с полным сознанием и твердой волей. Отсюда – Его покорность, Его кроткая ясность.

Елена Рерих констатировала: «Неприятием учения Христа евреи исключили себя из духовной эволюции». Это утверждение следует поставить в один ряд с другими подобными случаями. Конечно, неприятие евреями очищения древнего Учения, которое им приносил Христос, и допущенное убийство Его, а также преследование Его учеников тяжко повлияли на карму еврейского народа».

Один из крупнейших христианских мыслителей, знаменитый Ориген, считал, что иудеи не приняли учение Христа, «потому что считали нужным...

Странно, но в исторических хрониках о лике Иисуса Христа, созданном предположительно в IX веке, нет ни одного ни письменного, ни устного упоминания.

Не известно, кто и зачем изобразил его тремя красками (красной, коричневой и белой) на одной из скал, высоко в горах, в двадцати километрах от станицы Зеленчукской.

Первыми обнаружили лик местные жители - братья Варченко в середине девяностых годов прошлого века, когда пошли на охоту. Но, увидев "какую-то икону", они решили сделать это своим...

29 (по старому стилю 16) августа православная церковь празднует Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа в 944 г.

Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь.

Он был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии и дошел до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и...

А что это за доказательство? Что это такое знают посвящённые, чего не могут понять остальные? Что же они знают? Именно знают, а не верят. Ведь когда посвящённые отвечают - "ВОИСТИНУ ВОСКРЕС", они не врут и не лицемерят.

Они говорят то, о чём знают и знают, наверняка.

Это не лозунг и не пустой звук, это открытая им, ИСТИНА. Истина, которую каждый посвящённый, буквально ощущает в самом себе, каждой клеточкой своего тела, каждой вибрацией своей души, каждой мыслью и каждой благодарственной...

Энтони Баззард

В любой системе знаний существует некая фундаментальная идея, основная концепция, которой подчиняются все остальные факты. Эта главная идея определяет характер всего явления и наделяет определенным смыслом каждый его аспект. Ключевое понятие, основной тезис становится критерием, в соответствии с которым оцениваются вспомогательные идеи. Христианская вера дошла до нас в Библии, сборнике документов, требующих от нас определенной реакции и действий. Источником представленной в ней информации является Сам Бог, Который передал Свое послание через пророков и учителей, но, прежде всего, через главного Своего представителя, Мессию Иисуса.

В чем же состоит основополагающая доктрина Иисуса? Какие тезисы являются ключевыми в Его Вести? Какая идея лежит в основе Его проповеди и учения? Что должен усвоить человек, который хочет следовать за Иисусом?

Ответ на этот вопрос может найти каждый, кто способен прочитать Библию, в любом переводе, и стремится выяснить, чему на самом деле учил Иисус. Значение ключевой идеи христианства, Евангелия, настолько воодушевляло авторов Нового Завета, что они вновь и вновь подчеркивали ее.

Примером непостижимой утраты фундамента учения служит тот факт, что основная идея Иисуса крайне редко слышна в современных проповедях, а то и вовсе умалчивается. Удивительно, что руководители традиционного христианства сами признают, что проповедуемое ими Евангелие отличается от того Евангелия, которое провозглашал Иисус.

Ряд важнейших отрывков, охватывающих промежуток времени от начала служения Иисуса в Галилее и до смерти Павла, свидетельствует о невероятно простом факте: Библии известно только одно Евангелие, предназначенное как для еврея, так и для язычника. Это Евангелие о Царстве Божьем:

Пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие. (Марк. 1:14-15)

Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины. (Деян. 8:12)

И, назначив ему день, очень многие пришли к нему в гостиницу; и он от утра до вечера излагал им [учение] о Царствии Божием, приводя свидетельства и удостоверяя их о Иисусе из закона Моисеева и пророков. Одни убеждались словами его, а другие не верили. (Деян. 28:23, 24)

Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово… (II Тим. 4:1, 2)

Ключевая идея христианства

Три основных свидетеля служения Иисуса, Матфей, Марк и Лука, единодушно называют Его евангелистом, глашатаем Божьего Евангелия о Царстве Божьем. Не опасаясь возможных возражений, мы готовы заявить, что Царство Божье было осью, вокруг которой вращалось все учение Иисуса.

Марк приводит краткое изложение деятельности Иисуса. Его публичное служение началось с провозглашения Евангелия о Царстве Божьем. Придя в Галилею, Иисус призвал Своих соотечественников изменить свое мышление ― покаяться ― и поверить в Добрую Весть, Евангелие, о Царстве Божьем (Марк 1:14, 15). Таким образом, они должны были присоединиться к великому плану Бога по спасению человечества.

Лука подчеркивает грандиозное значение Евангелия Царства. Первые сведения, которые сообщает об Иисусе Лука, после того, как провозглашено рождение Мессии, касаются Царства Божьего: «И даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лук. 1:32, 33).

Каждый еврей прекрасно понимал, что речь шла о воцарении Иисуса в грядущем Царстве Божьем. Сам Иисус дал четкое определение главной цели Своего служения: «Но Он сказал им: и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан» (Лук. 4:43). Эти слова помогают нам проникнуть в мысли Иисуса и предоставляют необходимый ключ ко всей христианской религии, основанной на Его учении.

Далее Лука незамедлительно сообщает нам, что Иисус проповедовал «слово Божье» (Лук. 5:1). Это стенографический термин, используемый Лукой (и Новым Заветом) обозначает христианскую Весть или Евангелие о спасении. Матфей дает определение этой Вести, когда пишет о том, что Иисус провозглашал «слово о Царствии» (Мат. 13:19). Марк упоминает просто «слово» (Марк. 4:14).

В Своей знаменитой притче, уподобляющей сеятеля евангелисту, который сталкивается с различной реакцией на свои слова, Иисус подразумевает, что Евангелие должно глубоко укорениться в сердце каждого человека как жизненно важная для него информация. Новообращенный, уяснивший это Слово, отправляется в христианское путешествие, целью которого является Царство. Нет ничего более важного для нашего духовного благополучия, чем понимание этой Вести ― Доброй Вести о Царстве Божьем. Согласно Лук. 4:43 и Лук. 5:1, Весть о Царстве и «слово Божие» являются равнозначными понятиями. «Весть», «слово», «Евангелие» и «свидетельство» ― это взаимозаменяемые термины. Все дальнейшие упоминания о «слове» и «Евангелии» в Новом Завете должны рассматриваться и толковаться в соответствии с наиболее полным «исходным текстом» ― «Евангелие о Царстве Божьем». Подобный подход придает гармонию и целостность всему новозаветному повествованию, а также помогает связать его с более ранним откровением, данным в еврейской Библии. Как отметил Джон Брайт:

Концепция Царства Божьего, по сути, заключает в себе всю библейскую истину. Будучи ярко выраженной в учении Иисуса, она в той или иной форме появляется на протяжении всей Библии… Уяснить смысл Царства Божьего ― значит максимально приблизиться к сущности библейского Евангелия спасения29.

Распространение Евангелия имело первостепенную важность для Иисуса и Его учеников, которых Он избрал в качестве помощников: «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия…» (Мат. 4:23; 9:35). «И послал их проповедывать Царствие Божие» (Лук. 9:2). Он возложил на Своих последователей ответственность нести повсюду весть о Царстве: «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие» (Лук. 9:60).

Иисус указал Своим последователям, что основная цель их жизни состоит в поиске Царства Божьего: «Ищите же прежде Царства Божия…» (Мат. 6:33). Царство должно стать для них сокровищем, ради которого можно пожертвовать всем остальным (Мат. 13:44-46). Царство необходимо сделать темой своей ревностной молитвы: «Да приидет Царствие твое» (Мат. 6:10). Проникнуть в суть Божьего замысла о Царстве можно лишь при помощи особого дара, которым наделены те, кто искренне следует за Иисусом и верит Его учению. Однако этот дар не доступен поверхностным ученикам (Мат. 13:13-16).

Тема Царства была основной в беседах Иисуса с учениками после Его смерти и воскресения. Когда Господь вновь явился Своим избранным представителям, на протяжении почти шести недель Он говорил с ними «о Царствии Божием» (Деян. 1:3). В последнем разговоре, непосредственно перед вознесением Иисуса на небеса, ученики спросили у Него, не настало ли время для восстановления Царства (Деян. 1:6).

Что необходимо знать каждому верующему

Лука знакомит нас с информацией, которую должен услышать и принять каждый человек, обращающийся в христианскую веру. Это своего рода ранний символ веры, лаконично передающий основные идеи Евангелия: «Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины, и женщины» (Деян. 8:12).

Филипп во всем следовал примеру Самого Иисуса, Который настаивал на необходимости веры в Царство Божье для спасения: «Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его», чтобы люди «не уверовали и не спаслись». Спасение было связано с обещанием Мессии о великой награде, ожидающей Его учеников. Они помогут Ему руководить новым миром, или новым веком грядущего Царства: «Вы, последовавшие за Мною, ― в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (см. Мат. 19:28; Лук. 22:28-30). Перед этим Иисус пообещал: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лук. 12:32). Обращаясь к Своей аудитории, Иисус, фактически, приглашал слушателей принять участие в руководстве Царством.

Неудивительно, что Павел, во всем подражавший Иисусу, назвал свое служение проповедью Евангелия Царства (Деян. 20:25). Лука постоянно напоминает нам о том, что именно апостолы вкладывали в понятие «Евангелие». Он сообщает, что Павел в течение трех месяцев проповедовал в синагоге Коринфа «о Царствии Божием» (Деян. 19:8). Дабы не оставить ни малейшего повода для сомнения или непонимания, Лука завершает второе свое произведение, Книгу Деяний, описанием деятельности Павла в Риме. Два года Павел находился в этом городе, «проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе» (Деян. 28:31). Именно эту евангельскую весть о спасении он адресовал как евреям, так и язычникам (Деян. 28:23, 28, 31).

То же самое Евангелие Царства должно провозглашаться по всему миру и в наши дни, чтобы подготовить людей к окончательному установлению Царства в День Господа, когда Иисус вернется в силе, чтобы править землей. По словам Самого Иисуса: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной… и тогда придет конец» (Мат. 24:14).

При наличии таких доказательств ― а их, на самом деле, гораздо больше ― тем, кто серьезно занят поиском библейской истины, не составит труда заметить основную идею, лежащую в основе христианской вести о спасении. Царство Божье, несомненно, является фундаментом проповеди Иисуса и апостолов, осью, вокруг которой вращается истинное христианство.

Единодушие ученых в вопросе о цели Мессии

Идея о том, что Царство Божье было основной темой проповеди Иисуса и целью Его прихода, не дает повода для существенных разногласий. «В отношении этого ключевого пункта существует полное единодушие… Оно сводится к следующему: центральной темой проповеди и деятельности Иисуса было Царство Божье». Этот же автор отмечает странный факт: в проповеди Церкви после времен апостолов «Царству Божьему не отводилась основная роль».

Многие другие выдающиеся ученые подтверждают, что Весть о Царстве лежала в основе учения Иисуса: «Этот термин [Царство Божье] является отправной точкой Его провозглашения». Джон Собрино пишет:

Что касается деятельности Иисуса, неоспоримым историческим фактом является то, что «Царство Божье» было основополагающей идеей Его проповеди, понятием, которое наделяло смыслом все Его служение. Вытекающие отсюда выводы чрезвычайно важны. Они предоставляют нам два ключа, помогающим нам понять Иисуса. Во-первых, Иисус, по общему признанию, не ставил собственную личность в центре Своего учения. Как выразился Карл Ранер, «Иисус проповедовал Царство Божье, а не Самого Себя».

Хотя Иисус действительно претендовал на исключительность и не раз говорил об этом, Его проповедь, тем не менее, была сфокусирована на Царстве. Этот тезис подтверждают многие видные ученые: «В основе проповеди Иисуса было Царство Божье»34. «Согласно общепризнанному мнению, главное место в учении Иисуса занимало приближение Царства Божьего».

На изломе двух веков британский ученый Арчибальд Робертсон, читавший лекции о Царстве Божьем, утверждал: «Нет никакого сомнения в том, что в учении нашего Господа Царство Божье является показательным и всеобъемлющим компонентом, вкратце передающим цель его прихода… Повсюду мы видим, что его главной вестью была добрая весть о Царстве».

Известные толкователи Библии в один голос утверждают, что Царство Божье является основополагающей идеей христианской религии: Царство Божье ― это основная тема учения Иисуса, через которую он преломлял понимание собственной личности и своего служения.

Царство Божье, в определенном смысле, можно назвать великой темой, объединяющей все Священное Писание… Правление Бога вытекает из Его суверенной природы. Оно было отражено в повелении о владычестве над миром, данном первому Адаму. Позже это право было утеряно человечеством по причине греха. Во Втором Адаме право на владычество было восстановлено юридически. Оно будет реализовано на земле на окончательном этапе человеческой истории и перешагнет за пределы истории, устремившись в вечность, когда, по словам Иоанна, будет установлен «престол Бога и Агнца» (Отк. 22:3). В библейской доктрине Царства Божьего заключена христианская философия истории38.

Новый Завет настолько же движим мечтой о теократии и об эсхатологическом установлении Царства Божьего, как и Ветхий Завет.

Сужение Иисуса было сконцентрировано вокруг захватывающего термина «Царство Божье». Все остальные идеи связаны с ним и освещены его светом40.

Царство Божье занимало главное место в учении Христа… Основополагающие доктрины Иисуса естественным образом вращаются вокруг этой ключевой темы.

Царство Божье является тем стержнем, который спаивает воедино различные части Писания. Джон Ройманн утверждает: Спросите у ста новозаветных ученых по всему миру, протестантов, католиков, или тех, кто не принадлежит к лону христианства: в чем заключалась главная Весть Иисуса из Назарета? Подавляющее большинство ― а, может быть, абсолютно все ― скажут, что Его проповедь была сконцентрирована вокруг Царства Божьего… Современные исследователи единодушны в следующем: «Благая Весть», провозглашенная Иисусом, касалась Бога и Его Царства…

Однако сегодня, когда мы слышим о том, что Иисуса провозглашал Весть о Царстве Божьем, это кажется нам странным и немедленно ставит перед нами множество вопросов… Современному человеку, который составляет впечатление об учении Иисуса только по обрывкам воскресных церковных проповедей или после беглого ознакомления с отрывками Библии, может показаться, что учение Иисуса не имеет связующего элемента. Мы видим здравый тезис в одной проповеди, луч света в другой, часть истины в третьей, но крайне редко предпринимается попытка интегрировать учение Иисуса в единое целое… Вот почему так важно понимать, что у Иисуса была основная доктрина, и что она касалась Царства Божьего. Именно эта тема объединяет все слова и поступки Иисуса… Царство Божье является связующим элементом, который определял все то, что делал и говорил Иисус. Евангелие от Марка после краткого пролога сразу же переходит к упоминанию о доброй вести, что задает тон всей книги42.

Австралийский теолог подчеркивает первостепенную роль Царства для проповеди Евангелия:

Избавиться от наивного суждения, согласно которому Евангелие отделено от Царства, можно, следуя библейским наставлениям: в Новом Завете (особенно у авторов Евангелий) мы всюду видим «Евангелие Царства»… Сущность Царства имеет решающее значение, ибо она определяет сущность спасения, которое принес Иисус, и сущность Евангелия, которое мы должны проповедовать… Вопрос состоит в следующем: какое Евангелие мы проповедуем за две минуты до полуночи по шкале Судного дня?.. Неужели мы не можем прийти к согласию в этом вопросе и не уверены в содержании того Евангелия, которое мы призваны провозглашать?

В свете этих фактов трудно понять, как можно проповедовать Христа, если Его Евангелие Царства не разъясняется потенциальным верующим. Неуверенность по поводу содержания Евангелия является не чем иным, как признанием хаоса, царящего в Церкви. Как заявлял Павел, «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17). «Как они могут верить в Того, Кого не слышали» ― писал он (Рим. 10:14)44. Он подразумевал, что истинная евангельская проповедь Иисуса должна быть передана евангелистами, представителями Мессии. По мнению Павла, слова Иисуса должны достичь ушей потенциального новообращенного без искажений. Он писал жителям Эфеса: «И, придя, [Иисус] благовествовал мир вам, дальним и близким» (Еф. 2:17). Чтобы познать Христа, нужно слышать Его и учиться у Него, «так как истина во Иисусе» (Еф. 4:20, 21). Апостолы никогда не слышали популярную ныне теорию о том, что проповедь исторического Христа предназначалась только для евреев, и что воскресший Христос принес совершенно иную весть язычникам! Мы в очередной раз видим, как важно верить в Иисуса истории и строить свою веру на том Евангелии, которое проповедовал Он.

В этом вопросе авторы Нового Завета выказывают полное единодушие. Согласно автору Послания к Евреям, христианское Евангелие было первоначально проповедано Самим Иисусом, а затем передано последующим поколениям верными свидетелями той же Вести о Царстве (Евр. 2:3). Иоанн предупреждал об опасности появления таких людей, которые искажают «учение Христово» (II Иоанна 7-9). Павел настаивал на необходимости следовать «здравым словам Господа нашего Иисуса Христа» (I Тим. 6:3). Существует полный консенсус относительно того, что главной целью Иисуса была проповедь Царства Божьего. При этом в наше время люди, претендующие на приверженность Евангелию, провозглашенному Иисусом, практически ничего не говорят о Царстве! Здесь явно нет логики. Нельзя быть учеником Христа, не принимая Его учения, а именно Вести о Царстве. Многие вносят путаницу, утверждая, что «Евангелие ― это Христос». Они, видимо, не изучают повествования Матфея, Марка и Луки, из которых ясно видно, что Иисус провозглашал некую объективную реальность, отличную от Него Самого. Это было Евангелие Бога, Его Отца: «Кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Марк. 8:35).

В Писании существует субъект проповеди, Христос, и четко выраженный объект. Иисус не был молчаливым распятым Спасителем (хотя его смерть имеет огромное значение). Он проповедовал Евангелие Царства. Иисус без Своего учения ― это вовсе не Иисус! Иисус, отделенный от Своего еврейского наследия и от своих корней, находящихся в книгах еврейских пророков, ― это не Иисус истории. Без должного наставления люди, обращающиеся в веру, будут рисовать в своем воображении тысячи портретов Иисуса. Поэтому очень важно, чтобы мышление христиан было укоренено в Библии и в словах Самого Иисуса.

Элизабет Ахтемайер чувствует, что современные христианские проповеди лишены ключевого элемента:

Одна из основополагающих идей Нового Завета, которую обычному прихожанину в наши дни почти не доводится слышать, ― это провозглашение грядущего Царства Божьего Иисусом Христом. Все основные теологические писания Ветхого Завета пронизаны идеей Царства… Пророки предвещали эпоху царства, и в то же время эпоху суда, изгнания и нового исхода (Ис. 52:11-12). Они писали о странствованиях по пустыне (Ис. 48:20-21), о вхождении в обновленную землю обетованную (Иез. 34:25-31), где Израиль будет жить в верности Богу и в полной безопасности, заключив с Богом новые договорные отношения (Иер. 31:31-34), о свете Израиля, который привлечет все народы (Ис. 60:1-3; 56:6-8). Израиль уповал на грядущее царство и предвкушал его приход в своем поклонении (Пс. 46, 95-98). На протяжении большей части Ветхого Завета он с нетерпением ожидает его установления.

Не следует забывать о том, что истинное Евангелие Иисуса «обычному прихожанину в наши дни почти не доводится слышать».

Сэр Энтони Баззард

Царство небесное на земле. Забытое христианство еврея Иисуса.