Свитки Мертвого моря (DSS) - это коллекция свитков, найденных в пустыне к востоку от Иерусалима на берегу Мертвого моря. Они представляют собой крупнейшие рукописные сборники текстов времен Второго Храма, найденные в районе Иудеи, область, известная своей нехваткой рукописей. Около 930 текстов были найдены в 11 пещерах на холмах, окружающих Хирбет (= руины) Кумрана. Тексты являются продуктом сообщества ессеев, которые жили в близлежащих руинах Кумрана и были составлены между 3-м веком до нашей эры и 1-го века н.э. Они значительны, потому что они проливают значительный свет на религиозный и политический мир иудаизма позднего второго храма и на текст еврейской Библии.

ИССЛЕДОВАНИЕ МАНУСКРИПТОВ
DSS получила стандартную систему нумерации, показанную следующим образом:

В Нахуме есть комментарий (известный как пешера, см. Ниже). Текст пронумерован как 4Q169. Это была 169-я рукопись, найденная в пещере 4. Все рукописи следуют этой стандартизованной системе чисел. Есть несколько исключений. Например, Великий свиток Исаии, один из первых найденных манускриптов, пронумерован как 1QIsaa. Обратите внимание, что ему по-прежнему предоставляется нумерация 1Q (что означает, что она была найдена Пещера 1).

Библейские свитки

Термин «библейский» неуместен при применении к DSS, потому что «Библия», как мы ее знаем сегодня, не существовала во втором храмовом иудаизме (515 г. до н. Э. 70 г. н.э.). Вместо того, чтобы обозначать набор текстов с особым уровнем авторитета, «библейские свитки» относятся к текстам, найденным в Библии Танах / Иврит / Протестантский Ветхий Завет. Это классификация, наложенная на DSS более поздними учеными.

Среди DSS была найдена каждая книга еврейской Библии, кроме Эстер. Однако не все книги в равной степени засвидетельствованы. Пальмы (34 разных свитка), Второзаконие (30), Исаия (21) и Бытие (20) являются четырьмя наиболее распространенными библейскими свитками. У экклезистов есть только два разных свитка, и у Ездры, Немии и Хроники есть только один свиток.

Библейские свитки, найденные среди DSS, представляли собой значительную возможность изучить текст стандартной еврейской Библии, Масоретский текст. Например, версия Иеремии, найденная в Септуагинте (греческий Перевод Еврейской Библии), на одну восьмую короче, чем найденная в Масоретском тексте. Первоначально предполагалось, что Септуагинта представляет собой плохой перевод. Тем не менее, ивритские версии как более длинных, так и более коротких версий были найдены среди DSS. Вопреки утверждениям некоторых, ни одна рукопись Нового Завета не была найдена среди DSS.

Таргумим

Таргумим (множественное число тарумов) - это специальные арамейские переводы и интерпретации (тарум на иврите для перевода). Среди DSS был найден фрагментарный таргун Левит и два тарумима Иова (один, 11Q10, является одним из самых полных рукописей). Эти находки значительны, потому что они перефразировали дискуссию о том, как ранние тагрумимы были записаны. До 1947 года у нас не было доказательств тарума, записанного до Общей Эры.

Апокрифические и псевдоэпиграфические свитки

Подобно «библейской», эта классификация является анахроничной, но полезной. Он обозначает произведения, которые не были библейскими в смысле становления частью еврейской Библии и не являются уникальными для сообщества Кумран. Эта группа текстов включает в себя такие вещи, как Псалом 151, псалом, который появляется только на греческом языке до его открытия среди свитков Мертвого моря (11QPsa), еврейского апокалиптического (по апокалипсизму см. Определение на кумранских ессеях), таких как 1 Енох и Юбилей (оба из которых превосходят отдельные библейские свитки).

Пешерим (множественное число пешеров) - это специальные комментарии к различным пророческим текстам и псалмам еврейской Библии. В отличие от тарумимов, эти комментарии написаны на иврите и нацелены конкретно на сообщество Кумран и написаны на иврите.

Тематические комментарии

В то время как у пешаримов есть комментарии, эти комментарии основаны на различных текстах еврейской Библии и сосредоточены на конкретной теме или темах, особенно на конец нынешнего возраста.

Парафразы

Ряд парафраз был найден среди DSS, в основном на Торе (например, 4Q127, греческий перефразирование Исхода) и Исторические книги (например, 4Q382, парафраз королей).

Юридические свитки

В DSS было найдено несколько юридических текстов. Они являются одними из наиболее важных текстов для понимания не только Кумранского сообщества, но и еврейской юридической интерпретации периода Второго Храма в целом. Некоторые тексты (например, «Свиток храма» , а правило сообщества ) специально для сообщества Кумран. Другие предназначены не только для сектантской общины, но и для ессеев, живущих в городах и городах Иудеи (например, Дамаскский документ).

Свитки для использования в Worship

В то время как книги, такие как Псалмы, функционировали как ресурсы, используемые в поклонении, ряд оригинальных произведений, некоторые из которых были явно призваны напоминать Псалмы.

Эсхатологические свитки

Кумранские ессеи были эсхатологическим сообществом. Кратко описано, что эсхатология - это вера, а конец нынешнего возраста близок. Эсхатологические сообщества будут заказывать свои убеждения и практики. В дополнение к популярным еврейским эсхатологическим текстам, как 1 Енох и Юбилей, кумранская община произвела ряд работ относительно последних дней. Некоторые работы фокусируются на днях, заканчивающихся до конца (например, «Прокрутка войны» ). Другие обеспокоены новым возрастом, особенно с новым Иерусалимом и недавно восстановленным храмом (например, 1Q32, 2Q24, 4Q232, 4Q554).

Свитки мудрости

Ряд работ напоминает произведения канонической мудрости, такие как Псалмы и Притчи. Хотя эти работы тесно связаны с литературой мудрости, они по-прежнему эсхатологичны по своему характеру, уделяя особое внимание конечным временам и правильным действиям для сообщества.

Медный свиток (3Q15)

Этот последний свиток - загадка. Ни один ученый не уверен, что это такое, что это значит или как он функционирует в сообществе. Прежде всего, он выгравирован на меди, предполагая, что это изначально не предназначалось как свиток. Во-вторых, хотя он был найден в трех пещере, он был найден отдельно от остальных свитков, предполагая, что это может быть отдельный депозит в пещере. В-третьих, после того, как он был окончательно разворачиван и переведен, текст представлял собой карту сокровищ, написанную на иврите, но со случайными греческими буквами, размещенными по всему тексту. Джон Марко Аллегро, ученый ранних свитков, считал, что это буквальная карта сокровищ, и попытался найти то, что, по его мнению, было скрытым богатством сообщества Кумран. Однако из-за того, что ряд мест в тексте неизвестен, он не увенчался успехом. Некоторые ученые продолжают утверждать, что это все еще буквальная карта сокровищ. Другие считают, что это произведение художественной литературы. Медный свиток остается загадкой, не имеющей консенсуса относительно его интерпретации или функции в сообществе Кумран.

DISCOVERY
Открытие свитков - это сложная история, которая должна быть представлена ​​здесь очень кратко.

В конце 1946 года или в 1947 году н. Э. Три бедуина (кочевая арабская этническая группа), блуждающая по пустыне вдоль северо-западного берега Мертвого моря вдоль Вади-Кумрана, наткнулась на пещеру, содержащую десять банок. Все, кроме двух, были пусты. Один из них содержал грязь, а другой содержал то, что позже оказалось Великим пророком Исаии, книгой правил «Руководство по дисциплине» (или «Правило сообщества») и комментарием к библейской книге Аввакума. Позже четверо других свитков были найдены бедуинами. Прошло почти год, прежде чем ученый мир был осведомлен о существовании этих семи рукописей, хотя первоначальные семь остались бы в двух отдельных коллекциях до 1954 года н.э.

Когда бедуины поняли ценность рукописей, они начали расчесывать холмы вокруг Хирбет-Кумрана в поисках других пещер. Следующая пещера не была найдена до февраля 1952 года (пещера 2). Археологи нашли свою первую пещеру в марте (Cave3). Самая впечатляющая находка произошла в сентябре 1952 года, когда два археолога, следуя кончику некоторых бедуинов, раскопали пещеру 4. В пещере 4 было собрано около 100 различных рукописей. После Пещеры 4 были найдены еще семь пещер. Последняя пещера (Пещера 11) была найдена в 1956 году. Последующие попытки археологов найти больше пещер, содержащих манускрипты, но нигде не было найдено.

С пушистыми открытиями рукописей был включен ряд находок, относящихся к восстанию Бар Кохба (132-136 г. н.э.), вполне естественно, что с ним возник интерес к развалинам возле пещер. Шесть сезонов раскопок проходили в Хирбет-Кумране в период между 1951 и 1958 годами н.э.

Большая часть свитков Мертвого моря - это религиозные труды, которые на нашем веб-сайте делятся на два типа: «библейские» и «небиблейские». «Тфиллины и мезузы» выделены в отдельную категорию. Документы нелитературного характера в основном, папирусы, найденные не в пещерах Кумрана, а в других местах, сгруппированы в разделы «Документы» и «Письма», и в отдельную маленькую группу «Упражнения в письме». Имеется еще и отдельная группа «Неопознанные тексты», куда вошло множество фрагментов в плачевном состоянии, которые ученым не удалось отнести к одной из имеющихся категорий. Как правило, наименование той или иной рукописи относится к одному тексту. Однако в некоторых случаях одно наименование было присвоено нескольким сочинениям. Иногда причиной этого может являться то, что свиток был использован повторно – т. е. поверх старого, размытого или соскобленного текста был написан новый (т. н. палимпсест). В других случаях на лицевой стороне свитка написан один текст, а на оборотной - другой. Причиной подобной классификации, могут также являться ошибки или разногласия ученых, которые не пришли к единому мнению о классификации исследуемых фрагментов.

Слева: MАС 1о Лицевая сторона свитка (ректо) – текст, упоминающий гору Гризим

Справа: МАС 1о Оборотная сторона свитка (версо) – неопознанный текст
Фото:
Шай Алеви

Иногда исследователи ошибочно полагали, что отдельные фрагменты относятся к одной рукописи. Но иногда это были отрывки одного произведения – например, библейской Книги Левит, однако разных ее копий. В некоторых случаях к наименованиям или номерам свитков добавляются буквы, чтобы различать разные копии одного и того же произведения. В случае с вышеупомянутой книгой Левит это: 4Q26, 4Q26a, 4Q26b, 4Q26c.

Типы сочинений

Как правило, исследователи классифицируют литературные произведения в числе Свитков Мертвого моря в соответствии с их содержанием или жанром. Ученые имеют разные мнения по поводу некоторых специфических категорий, и используемые нами термины выбраны только для того, чтобы облегчить пользователю путешествие по сайту, а не для того, чтобы внести свой вклад в и без того запутанные ученые дискуссии. Причем один и тот же текст может быть отнесен к нескольким категориям.

Библейские тексты

Священное Писание (מקרא) – экземпляры книг, входящих в еврейскую Библию. Среди свитков Мертвого моря были обнаружены все книги еврейской Библии, кроме Книги Эсфирь (Эстер). Это древнейшие из дошедших до нас библейских текстов.

Переводы Писания (תרגום המקרא) – переводы библейских текстов на арамейский и греческий языки.

Тфиллин и мезузы

Тфиллин (филактерии) и мезузы содержат отрывки из Торы, и используются в еврейском ритуале в соответствии со сказанным в Книге Второзаконие, 6:6-9:

«Да будут слова эти, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем… И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они начертанием между глазами твоими. И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих».

Тфиллин (תפילין) - скрученные кусочкипергамента, помещенные в специальные коробочки и предназначенные быть «знаком на руке» и «начертанием между глаз». Более двух десятков листков пергамента с текстом для тфиллинов были обнаружены в пещерах Кумрана, а еще несколько тфиллинов были найдены в ущельях Мураббаат, Хевер и Цеелим.

Слева: Футляры для тфиллинов из Кумранской пещеры № 4,
1 см на 2-3 см

Справа: 4Q135 4Q Phylactery H - текст тфиллина,
2.5 см на 4 см
Фото:
Шай Алеви

Они идентифицированы по библейским цитатам, которые они содержат, и по некоторым особенностям написания, в частности по мелкому шрифту. Эти тексты идентичны тем, которые требует установленный раввинами закон, соблюдаемый в еврейской религиозной практике по сей день. Однако некоторые из найденных экземпляров содержат и дополнительные цитаты из Библии. Поскольку тфиллины из Кумрана – это единственные имеющиеся у нас образцы периода Второго Храма, то нам неизвестно, отражают ли их характерные черты традицию одной специфической общины, или традицию широко распространенную в народе.

Мезузы (מזוזה) - лист ки пергамента с текстом из еврейской Библии, помещаемые в специальные капсулы и прикрепляемые к дверным косякам. Восемь мезуз были найдены в Кумранских пещерах и еще несколько в Вади-Мураббаат. Библейские цитаты, написанные на этих мезузах, тождественны тем текстам, которые помещаются на дверные косяки еврейских домов и сегодня.

Небиблейские сочинения

Небиблейскими сочинениями называются тексты, которые не вошли в состав еврейской Библии. При этом, некоторые из них вполне могли признаваться священными как их авторами, так и читателями того времени.

Апокрифы (אפוקריפה) – этим термином обозначаются специфические произведения, которые входят в состав католического и православного Ветхого Завета, но не являются частью еврейской Библии и протестантского Ветхого Завета. Среди свитков Мертвого моря обнаружены три подобных апокрифа: Бен-Сира (известный так же как Премудрость Иисуса, сына Сирахова или Сирах), Книга Товита, и Послание Иеремии.

Календарные тексты (חיבורים קלנדריים) – календарные вычисления, найденные в пещерах Кумрана и преимущественно ориентированные на солнечный, а не на лунный цикл. Эти календари являются важным источником информации о праздниках и так называемых священнических чередах (משמרות). Некоторые из них выполнены тайным шрифтом (необычным для иврита способом написания), так какэта информация, возможно, была секретной и эзотерической. Эти рукописи особенно ценны своей упорядоченностью и систематическим перечислением дней и месяцев, благодаря чему ученые воссоздали недостающие части календаря. Наиболее распространенный из этих календарей включает в себя 364 дня, разделенных на четыре сезона по 13 недель каждый.

Экзегетические тексты (חיבורים פרשניים) – сочинения, анализирующие и интерпретирующие конкретные библейские произведения. Самые известные из этих текстов – это так называемые «пешарим» (см. ниже); а также «галахический мидраш» и толкования книги Бытие.

Пешер (פשר) – отдельный вид комментаторской литературы, весьма узко толкующий библейские пророчества, как относящиеся к истории конкретно Кумранской общины. Пешарим особо сфокусированны на эсхатологической идее «последних дней». Эти комментарии очень легко распознаются благодаря частому использованию слова «пешер», которое связывает цитаты из Библии и интерпретирующие их сектантские пояснения.

Исторические сочинения (חיבורים היסטוריים) – тексты, посвященные тем или иным реальнымсобытиям, причем, иногда еще и комментирующие эти события с точки зрения морали или теологии. Эти фрагменты упоминают исторических персонажей, как например, царицу Саломею (Шламцион) или греческих царей, а многие из описываемых в них событий происходят в разгар войн и мятежей.

Галахические тексты (חיבורים הלכתיים) – тексты главным образом посвященные галахе (термин, используемый в более поздней раввинистической литературе), т. е., обсуждению еврейских религиозных законов. Еврейская Библия содержит широчайший спектр галахических текстов, обсуждающих самые разнообразные вопросы: гражданские взаимоотношения, ритуальные требования и заповеди (например, о соблюдении праздников), храмовую службу, ритуальную чистоту и нечистоту, поведение в рамках предписанной этики и т.д.. Многие Кумранские тексты интерпретируют и расширяют традиционный библейский взгляд на эти законы. А есть среди них и такие, как, например, Устав общины или галахические части Дамасского документа (известного также как Свиток Дамасского завета), которые посвящены специфическим правилам и установлениям сектантов. Некоторые сочинения, самое значительное из которых – Микцат Маасей ха-Тора (ММТ, известное также как Галахическое письмо) , посвящены полемике с оппонентами секты.

Околобиблейские тексты (חיבורים על המקרא) – сочинения, по-новому пересказывающие Священные писания, расширяющие или приукрашивающие библейские нарративные или галахические тексты новыми деталями. К этой категории принадлежат, например, Апокриф на книгу Бытие, Книга Еноха и Храмовый свиток. Некоторые из околобиблейских текстов, например, такие как Книга Юбилеев или Арамейский документ о Леви,вероятно, могли иметь священный статус среди некоторых древних религиозных групп.

Поэтические и литургические тексты (חיבורים שיריים וליטורגיים) – бóльшая часть обнаруженных среди свитков Мертвого моря стихотворных сочинений и хвалебных гимнов близко связаны с библейской поэзией. Многие тексты используют темы и выражения, свойственные для более позднего периода, и в первую очередь это относится к сектантским произведениям – таким, например, как Благодарственные гимны. Некоторые из этих текстов могли быть составлены для персонального изучения и размышлений, другие - для формальной литургической службы: например, Ежедневные молитвы, Праздничные молитвы, и Песни субботнего всесожжения.

Поучительные тексты (חיבורים חכמתיים) – некоторые из Кумранских свитков продолжают традиции поучительной или философской литературы, таких библейских книг, как Притчи, Иов, Екклесиаст и таких апокрифических сочинений, как Премудрость Иисуса сына Сирахова и Премудрость Соломона. В этих трудах практические советы о повседневной жизни соседствуют с глубокими размышлениями о природе вещей и судьбах человечества. Такие произведения, как Наставление и Тайны, совмещают прагматические и философские темы с апокалиптическими и галахическими вопросами.

Сектантские произведения (חיבורים כיתתיים) – сочинения, использующие особую терминологию и описывающие специфическую теологию, мировоззрение и историю отдельной религиозной группы, называвшей себя «Яхад» («Вместе», «Община»). Центральная группа этих текстов описывает уставы общины с особым акцентом на ожидании конца света, который видится членам этой группы неизбежным и близким. Ранее ученые приписывали все свитки Мертвого моря общине ессеев – одной из трех ведущих еврейских сект периода Второго Храма. Сегодня большинство исследователей полагает, что в своей совокупности эти тексты скорее отражают несколько родственных религиозных общин на разных стадиях формирования и развития, нежели одну-единственную секту. И даже тексты, классифицированные как «сектантские», скорее всего были составлены представителями разных групп, входящих или не входящих в общину «Яхад». Три из первых семи свитков, обнаруженных в пещере № 1, были самыми значимыми в идентификации сектантских текстов и до сих пор являются наиболее известными рукописями. Это Устав общины, Война сынов света против сынов тьмы и Комментарий на Книгу пророка Аваккума (Пешер Xаваккук).

Документы и письма

Письма Бар-Кохбы (איגרות בר כוכבא) – пятнадцать военных посланий, которые сохранились в кожаном мехе в пещере № 5/6 в ущелье Хевер, также известной как Пещера посланий. Все письма в этой связке были составлены человеком из ближайшего окружения предводителя восстания против римлян Шимона Бар-Кохбы и большинство из них написаны от имени последнего.

Archive of Babatha (ארכיון בבתא) – личный архив женщины, которая, по всей видимости, искала убежища в Иудейской пустыне в период восстания Бар-Кохбы. Эти документы также были найдены в пещере № 5/6 в ущелье Хевер (так называемой Пещере Посланий) и представляют собой тридцать пять финансовых документов, включая брачный договор, земельные акты, торговые договоры. Все документы были упакованы в сверток и уложены в кожаную сумку, которая затем была спрятана в скрытой расщелине пещеры. По всей видимости, тщательный выбор укрытия был сделан в расчете на использование этих документов в будущем. Документы очень хорошо сохранились и в них содержатся точные даты с 94 по 132 гг. н. э. В архив входят тексты на арамейском, набатейском и греческом языках.

Archive of Eleazar ben Shmuel (ארכיון אלעזר בן שמואל) – кроме к архивов Бар-Кохбы и Бабаты в Пещере посланий был обнаружен еще один небольшой набор интересных документов – пять контрактов, принадлежащих некоему Эльазару сыну Шмуэля, крестьянину из Эйн-Геди. Они были обнаружены внутри кожаной сумки в той же тайной расселине пещеры, что и архив Бабаты. Еще один папирус, принадлежавший Эльазару, был спрятан в тростнике.

Предположительно кумранские тексты (תעודות לכאורה ממערות קומראן) – и наконец, существуют некоторые документы, проданные бедуинами музею Рокфеллера в Иерусалиме как якобы Кумранские рукописи, но возможно, что на самом деле они были найдены в других местах. Как минимум в одном из этих случаев принадлежность к Кумранским свиткам весьма вероятна. Еще один фрагмент – это финансовый счет на греческом языке, предположительно написанный на обороте оригинального свитка из Кумрана.

В них содержатся фрагменты записей из посланий Бытие, Исход, Левит, Второзаконие, Рут, Царей, Михея, Неемии, Самуил, Иереммии, Джоел, Навина, Судей, Притчи, Числа, Псалмы, Иезекииля и Ионы. Рукописи найдены в пещере Кумран, где и первые свитки Мертвого моря. До этого момента было известно только об упоминании книги Неемии. Если подтвердится, что найденные фрагменты действительно содержат эти тексты и будет установлена их подлинность, то такой источник станет первым.

Ученые выразили обеспокоенность тем, что, вероятно, писания являются подделкой.

25 фрагментов являются лишь частью ценного исторического артефакта. Есть сведения о том, что 70 фрагментов появились на «черном рынке» в 2002. Представители Управления древностей Израиля (IAA) склонны считать, что часть свитков, найденных в пещерах , находятся в частных коллекциях, и о них до сих пор ничего не известно государственным службам и в широких научных кругах.

Свитки Мертвого моря: история находки

Части артефактов находили с 1947 по 1956 год в ходе раскопок в 11 пещерах на Кумрана в Иудейской пустыне рядом с Мертвым морем. За этот период бедуины обнаружили примерно 900 рукописей. Некоторые их них были пееевезены контрабандой и проданы в Вифлееме через торговца антиквариатом Халиля Исканера Шахина, известного под именем «Кандо». Он умер в 1993, а его бизнесом и недвижимостью стал распоряжаться сын Уильям.


Свитки мертвого моря: книга

Предполагается, что свитки спрятали в пещерах Кумрана евреи примерно в 70 г. н.э. при восстании против оккупации Рима. Они могли быть написаны еврейской сектой, известной как ессеи.

Кумран с его пещерами расположен на Западном берегу. Территорию забрал у Иордании Израиль в ходе Шестидневной войны (1967), и первое государство долгое время предъявляло права на артефакты.

Термин «Свитки Мертвого моря», по большей части, применим к письменам, найденным в Кумране. Но есть и рукописи, находившиеся в Иудейской пустыне, которые принято так называть.

Свитки Мёртвого моря: коллекции

В период с 2009 по 2014 Стив Грин, собственник сети магазинов арт-искусства, купил 13 рукописей. Они были безвозмездно переданы наряду с другими артефактами в . Открытие учреждения предполагается в Вашингтоне, округ Колумбия, осенью 2017.

Свитки Мёртвого моря: содержание

Мартин Шёуен, коллекционер из Норвегии, обладает еще одной частью свитков. Текстам рукописи посвещена книга «Крупицы из пещеры: Свитки Мертвого моря и некоторые предметы из коллекции Шёуен» (Bloomsbury, 2016 г.).


Свитки мертвого моря: содержание

Шёуен начал собирать коллекцию в 1986. Основной целью для него стал поиск и приобретение Свитков Мертвого моря. Часть их них он нашел у частных лиц в Цюрихе, другая была приобретена у коллекционеров, иные куплены в магазине антиквариата Шахина в Вифлееме в 50-х годах прошлого столетия. Также он выкупил часть экземпляров у студентов, работающих в пещерах Кумрана в 1948 году и получивших их в качестве подарков от епископа, содействующего проведению раскопок.

Свитки Мёртвого моря Неемии

Важная часть коллекции музея представляет фрагмент книги Неемии. В нем описан человек с именем Неемия, живший в V в. до н.э. Иерусалим разрушила армия вавилонян в 586 г. до н.э. Персия захватила территорию Вавилона, а евреи были вынуждены покинуть и им разрешили вернуться домой.

Ученые утверждают, что о находке писаний Неемии в Кумране не было сведений, поэтому, как попал фрагмент в Америку и его происхождение, неизвестны.

В коллекции Шёуена также есть фрагмент из книги Левита. В нем рассказывается о том, что Бог пообещал вознаграждение для народа Израиля, если будет соблюдаться суббота и десять заповедей. Коллекционер публиковал записку от Уильяма Кандо о том, что свиток Левита когда-то принадлежал его отцу. Он выкупил артефакт у бедуинов с 1952 по 1953 годы.

Свитки Мёртвого моря: видео

Новости археологии

Интерес к Свиткам Мертвого моря возник у меня случайно, когда я посмотрел очередное невнятное творение от Discovery. Ничего не поняв, я решил поподробнее разобраться с этим вопросом. И то, что я прочел, очень сильно меня впечатлило. Попробую вкратце, простым языком, описать ситуацию вокруг кумранских рукописей, а также о невероятных выводах, которые напрашиваются при изучении этих документов. В обзоре я опираюсь в основном на книгу Майкла Бейджента и Ричарда Ли "Свитки Мертвого моря" (М.: Эксмо, 2007). В большей степени мой опус - это краткий пересказ книги. Поэтому многие моменты, касаемые доказательств предполагаемых теорий мною опущены - о них можно прочесть самостоятельно, как в упомянутой книге, так и в других источниках на эту тему.
Статью рекомендую к прочтению только тем, кто хотя бы раз листал Библию и знаком с ее основными героями. Православным и прочим верующим читать с осторожностью и под присмотром духовных лиц - иначе можно нечаянно утратить веру и стать безнравственным безморальным атеистом-отщепенцем.

1. О самих свитках.

В 1947 году в Палестине малолетним бедуином были обнаружены пещеры, а в них какие-то старинные кувшины с не менее старинными документами. Естественно, находка вызвала бешеный ажиотаж, и прежде чем ученые получили доступ к этим свиткам, произошло множество детективных историй, связанных с оборотом находок на черном рынке артефактов. Об этом можно почитать отдельно в книгах и статьях, повествующих: кто и как разыскивал эти рукописи. Довольно интересно, кстати.
Но со временем большинство документов оказалось в руках группы ученых, которые называют себя Международной группой по изучению свитков Мертвого моря. И вот уже более 60 лет документы изучаются этой самой группой.
Как выяснилось, ученые, входящие в международную группу, не являются мировыми светилами археологии или истории, но зато имеют прямое отношение к католической церкви. А именно - к ордену доминиканцев. Это, кстати, тот самый ревностный орден, чья задача отстаивать веру любыми способами (недаром их название переводится, как "псы господни"). Далее для простоты и удобства я буду называть ученых международной группы - доминиканцами.
Более того, указанная международная группа связана с так называемой Конгрегацией по вопросам вероучения, созданной при католической церкви в Ватикане. Забавно, но до 1965 года эта Конгрегация называлась Святой Палатой, а еще раньше - до 1542 года - название организации было очень известным - Святая Инквизиция.

Казалось бы, почему свитки, которые содержат в себе религиозные сведения, не изучать церковным ученым? Ведь они грамотные специалисты в библеистике и прочих божественных дисциплинах. Но как показала практика, вот уже 60 лет тексты свитков до конца не опубликованы. Кроме того, международная группа никого не подпускает к свиткам, а те независимые ученые, которые пытаются получить к ним доступ, жестко высмеиваются, как дилетанты, и даже порой преследуются. Сами доминиканцы утверждают, что перевод - очень трудоемкое занятие и требует времени и сил. Но уже прошло более полувека. И ныне вся сложившаяся ситуация вызывает очень сильные подозрения, что с этими свитками и учеными, в чьих руках свитки находятся, дело нечисто.

Свитки Мертвого моря представляют собой копии ветхозаветных текстов, которые кто-то и зачем-то спрятал в пещерах недалеко от местечка Кумран, где находится древнее поселение. Однако кроме ветхозаветных текстов существует еще ряд рукописей, из которых мы узнаем о жизни и деятельности тех, кто, по-видимому, жил в Кумране. Так, к примеру, среди рукописей попались Устав Общины, различные толкования религиозных текстов, а также так называемый Медный свиток, в котором указано местонахождение тайников с сокровищами.

Официальное заявление международной группы (тех самых доминиканцев) таково: свитки принадлежат небольшой мирной секте евреев, которые жили в Кумране примерно 150 лет до н.э. Жили себе, никого не трогали, совершали обряды и водили дружбу с римлянами. Потом они чего-то не поделили с римскими легионерами и бросили Кумран. Католические ученые, ссылаясь на известного историка-современника Христа Флавия, предположили, что эта секта называлась "сектой ессеев". В самом деле, об этой секте упоминается во многих источниках того времени.

2. Опасность датировки.

И все бы хорошо, но в текстах свитков есть такие места, которые заставляют содрогнуться любого мало-мальски знакомого с Библией. Некоторые фразы чуть ли не дословно процитированы в главной книге христиан. Возникает вопрос: разве такое может быть?
Исследователи-доминиканцы очень осторожно обходят стороной эти факты и заявляют, что никаких совпадений нет, более того, обнаружено, что они специально переводят некоторые слова из свитков не так, как они есть на самом деле, тем самым вуалируя сходство библейских и кумранских текстов.
Потихоньку становится понятно, почему нам не показывают свитки так долго, и почему доминиканцы никого не пускают к изучению свитков.

Цитирую по книге: С момента открытия свитков Мертвого моря воображение многих будоражит один и тот же вопрос, вызывающий смятение, беспокойство и даже раздражение. Не могут ли эти тексты, которые так близки к «первоисточнику» и которые (в отличие от текстов Нового Завета) никогда не были изданы и не пользовались широкой известностью, пролить существенно новый свет на истоки христианства, на так называемую «раннюю» церковь в Иерусалиме и, возможно, на личность Самого Иисуса? Не содержат ли они чего-либо скандального, способного бросить вызов и даже опровергнуть сложившиеся церковные традиции?

Вот в чем дело. Свитки могут содержать что-то, что может здорово подорвать привычный взгляд на христианство. Попробуем разобраться.
Главная претензия ученого мира к Международной группе - это вопрос датировки свитков. Уж слишком много фактов, говорящих о том, что рукописи писались в период плюс-минус 50 лет от рождества Христова.
И если будет доказано, что рукописи написаны до или после рождения Иисуса, христианский мир ожидает два варианта неприятностей.

Вариант 1 . Если рукописи созданы до рождения Христа.
Согласно упрощенной концепции христиан, жили-были глупые евреи, которые чтили свой глупый закон, соблюдали сложные ритуалы и ждали мессию. И внезапно на землю явился сам бог и начал бурную деятельность, результатом которой стало не только спасение человечества, но и запись его слов в таком сакральном литературном памятнике, как Библия. То есть, всё, что сказано в Библии придумали отнюдь не евреи, а записано со слов самого бога, который в пух и прах раскритиковал образ жизни и веру евреев, в частности заявив, что их религия устарела и была всего лишь подготовкой к истинному Новому Завету.
И тут на тебе - в документах Кумрана мы встречаем предпосылки новой религии. Причем документы принадлежат какой-то секте евреев. Неужели христианство имеет корни в религиозной системе ненавистных евреев, да к тому же сектантов? Было бы неприятно. Между прочим, члены Международной группы (доминиканцы) откровенно признавались в антисемитизме, а их глава Отец де Во открыто заявил о недопустимости евреев к изучению свитков. Уж он то понимал, что евреи были бы очень рады узнать о таком открытии.

Вариант 2 . Если рукописи написаны после рождества Христа.
Абсолютно точно доказано, что Кумран опустел примерно в 60-70х годах н.э. во время Иудейской войны, апогеем которой была осада римлянами крепости Массада в 50 км от Кумрана. Очень вероятно, что жители Кумрана отправились защищать крепость и там погибли. Перед этим рукописи были надежно спрятаны в пещерах неподалеку. Известно, что случилось в Массаде в 74 г. н.э.: когда защитники крепости поняли, что римляне вот-вот ворвутся, они совершили акт массового самоубийства

Мужчины предавали смерти своих жен и детей. Затем были отобраны десять воинов, которым было приказано убивать своих соратников. Когда были убиты все, оставшиеся десятеро решили бросить жребий, чтобы определить воина, которому предстояло умертвить девятерых уцелевших. Тот зарубил своих товарищей, поджег уцелевшие строения в крепости и покончил с собой. В общей сложности было убито 1000 мужчин, женщин и детей. И когда на следующее утро римляне, пробившись через ворота, ворвались в крепость, они обнаружили только трупы, лежавшие среди дымящихся развалин.

Надо полагать, что никто из защитников не вернулся в Кумран, и документы пылились в пещерах почти 2000 лет.

Итак, если документы датировать после рождения Христа, то это значит, что они были написаны при жизни Иисуса или в ближайшие 30 лет после его гибели. Но в текстах нет ни одного упоминания о великих событиях, происходящих в 30-е годы. Нет ни слова о чем-то божественном, нет никаких намеков на чудеса.
В документах, описывающих жизнь общины, есть место, в котором рассказывается о конфликте некоего Доброго Праведника с Лжецом-Предателем и Нечестивым Священником (о них ниже). Но даже этот Добрый Праведник не называет себя богом, и никто его таковым не считает. Да и сам Добрый Праведник - по-видимому, член общины, если не лидер.
И еще самое любопытное: члены общины называют друг друга "сынами божьими". Это как у нас люди называют друг друга товарищами, или господами, или гражданинами. А ведь христианство утверждает, что только одно существо могло назвать и называло себя сыном божьим. Все остальные - рабы.

Можно возразить, что секта располагалась в уединенном месте и просто могла не знать, о том, какие чудеса происходят в Иерусалиме. Ну что возьмешь с сумасшедших отшельников? Однако факты показывают, что сектанты совсем не являлись отшельниками. Например, упомянутый выше Медный Свиток содержит перечень сокровищ, которые, по-видимому, находились в Иерусалимском Храме - священном для евреев месте. По подсчетам в свитке описано сокровищ на 25 тонн золота и 65 тонн серебра. Такие ценности могли быть только в Храме. И так как в свитке указаны потайные места, где спрятаны золото и серебро, то становится понятно, что сокровища были укрыты евреями после того, как в 66 г. н. э. во время восстания в Иерусалиме римляне разрушили Храм. Вопрос о датировке Медного Свитка вообще можно было бы снять. Однако доминиканцы неубедительно пытаются доказать, что текст Медного Свитка либо фантазия ессеев, либо отчет о других сокровищах - мало ли какие богатства были у древних евреев.
И все-таки возникает вопрос, откуда у мирной малочисленной секты сведения о сокровищах Храма. Не похоже, что члены общины ничего не знали о событиях в стране и Иерусалиме. Кроме Медного свитка на политизированность общины и ее активное участие в событиях того времени указывает ряд других фактов, о которых можно прочесть в соответствующих исследованиях.

Таким образом, датировка свитков бросает огромную тень на истоки христианства. Но если бы проблема была только в этом…

3. Религиозные фундаменталисты.

Уже давно в научных кругах, где библию изучают беспристрастно и скрупулезно, ходит теория, что истоки христианства нужно искать во взглядах и обычаях другой еврейской секты, которые известны нам, как зилоты. Даже библия однозначно указывает нам, что среди апостолов был Симон Зилот. А прозвище "Искариот" может означать совсем не "из города Кариот", а быть образованным от слова "сикарий" (кинжальщик) - у современных исследователей той эпохи есть большое подозрение, что группировка сикарев - те же самые зилоты.
Кстати, в кумранских свитках мы видим, что члены общины называют себя "хранителями света", что по-еврейски произносится, как "ноцрей га-брит ". Насколько я понимаю, эти слова в греческой транскрипции звучат, как "назорей ". Арабы называют христиан "назрани ". А Иисус Христос упоминается в Библии, как Иисус Назаретянин; это по мнению церковников означает, что он из города Назарет. Однако есть археологические подтверждения, что на момент рождения Христа город Назарет вообще еще не был построен. А Иисус Назорей означает совсем другое - Иисус-Ноцри . Иисус из общины хранителей света.

Итак, у ученых изучающих Кумран и его свитки есть весомые основания полагать, что эти самые назореи и есть зилоты. И Кумран отнюдь не тихое местечко, навроде старого монастыря, а самая настоящая крепость, штаб-квартира сектантов.

Вообще, о зилотах мы знаем из трудов историков того времени (например Флавия). Они представлены, как довольно агрессивная, ревнивая группа евврев, отстаивающая чистоту своей веры методами вплоть до терроризма.
И действительно в Свитках Мертвого Моря приводится подробное описание служения Закону и наказание за отступление от него. Позиция евреев-зилотов была такова: святая земля находится под властью римлян, первосвященники Храма - продажны и лживы. Римляне заставляют иудеев признать своего императора Богом, что для благочестивого еврея страшнейший грех (не сотвори себе кумира). Поэтому верующие евреи уходят в подполье, и постепенно формируется мощное движение против римских оккупантов и их прислужников, пик которого пришелся на начало иудейской войны (первая половина 1в. н. э.). Движение это носило воинствующий, националистический, революционный, кненофобский и мессианистический характер (цит. по книге). Да, надо сказать, что в историческом контексте зилоты были совсем даже не сектой, а реальным военно-политическим движением.

И вот кумранские рукописи позволяют нам утверждать, что те самые зилоты прятались в Кумране, где было сердце их движения, где хранились важные сведения, в том числе о припрятанных сокровищах Храма, и откуда зилоты ушли на свой последний бой в крепость Массада, оставив рукописи на хранение времени.

Члены международной группы поначалу пытались высмеивать предположение о том, что кумранская община представляла собой тайный штаб зилотов, но со временем даже сами доминиканцы стали соглашаться, что теория о зилотах более похожа на правду, чем байки о миролюбивых ессеях.

Те факты, что зилоты сидели в Кумране, а в их документах много общего с Библией наводит нас на еще более шокирующие выводы.

4.Апостол Павел.

Далее я буду описывать теорию возникновения христианства, которую предложил исследователь свитков доктор Эйзенман на основании детального сравнения текстов Библии и рукописей. Я опускаю все доказательства его теории, так как хочется существенно ограничить статью. Всем желающим проверить выводы ученого, советую обратиться как к его книгам, так и той книге, краткий пересказ которой я произвожу. Только выводы.

Итак, изучив то, что написано в рукописях, исследователям очень захотелось узнать, кто же такие ключевые фигуры, упомянутые в свитках. И дальнейшее исследование и размышления заставило обратить внимание ученых на менее известную часть Библии, как "деяния апостолов" и "письма апостола Павла". Деяния написаны в период с 60 по 80 гг. 1 в. н. э. И это означает, что рукописи созданы либо в это же время либо раньше.
Удивительно, но многие фразы из свитков звучат в устах главного героя Деяний, и это означает одно - апостол Павел был знаком с уставом общины. Более того возникает некоторая странность: хоть Павел и цитирует фразы из кумранских текстов, но он вкладывает в них другой смысл, и иногда совсем его искажает. Почему такое может быть - я напишу ниже.

Напомню историю апостола Павла. Он не был апостолом в прямом смысле этого слова. То есть в число 12-ти он не входил. Неизвестно, видел ли он вообще Христа, однако это не мешало ему проповедовать христианские идеи.
Однако до своего уверования в Иисуса Павел был известен под своим настоящим именем - Савл из Тарса. Он был иудеем, причем с римским гражданством. Весьма образованным, разбирался в языческих религиях и имел неплохие способности оратора. А в те годы он занимался тем, что преследовал сектантов. То есть работал на иудейских священников, настроенных дружелюбно к власти римлян. В его задачу как раз входили поиск и уничтожение членов так называемой "ранней церкви" - организации, которая впоследствии стала всемирно известной христианской церковью.
Ясно, что эта "ранняя церковь" не отличалась миролюбием, иначе бы зачем Павлу приспичило идти в Дамаск с вооруженной охраной. Из Деяний складывается впечатление, что ранняя церковь частенько прибегала к терроризму.
В пути у Савла случилось видение - к нему явился Иисус, спросил, зачем Савл его преследует, а потом, когда Савл расстроился, Иисус приказал Савлу идти в одно место, где его будут ждать люди.
Таким образом, Савл попал к своим бывшим врагам и стал членом "ранней церкви". Он взял себе имя Павел, что значит, "меньший" и стал всем доказывать, что он уверовал и вообще горит желанием проповедовать.

Читатель, наверное, уже догадался самостоятельно, что та самая "ранняя церковь" и секта зилотов имеют невероятно много общего. Обе находились в подполье и жестоко преследовались властями, обе требовали соблюдение заповедей веры, да и апостол Павел в своих проповедях говорит фразами из устава Кумранской общины.
Однако надо иметь в виду принципиальное различие в религиозных доктринах зилотов и христиан. Опять же грубо говоря, зилоты, как ревнители веры, считали, что условием спасения правоверного еврея должно быть соблюдение закона предков. Закона Моисея. Чти закон и строго следуй ему, и тогда попадешь на Небеса.
У христиан позиция принципиально иная: веруй во Христа и тогда спасешься. Главное - вера.
Снова вопрос: если Павел был зилотом, то почему так различается его учение от учения зилотов? Более того, во второй части Деяний мы читаем, что Павел имел серьезные конфликты с "ранней церковью". Не по вопросам ли вероучения происходил этот конфликт?

5. Добрый Праведник и Лжец.

А разгадка может быть вот в чем. В Деянии Апостолов главный герой - Павел-Савл, все действие происходит вокруг него, а иногда повествование идет даже от первого лица. Следует понимать, что оценка всех событий в Деяниях проводится с точки зрения апостола. То есть мы имеем христианство глазами Павла, и считается, что это правильное христианство.
Но для объективности нам бы не помешал еще какой-нибудь взгляд на происходящее. И такой взгляд нам дают как раз Свитки Мертвого Моря.
Это взгляд на события 1 в. н. э. глазами зилотов, членов кумранской общины. Согласно Деяниям, ту самую раннюю церковь возглавлял никто иной, как Иаков, брат Иисуса Христа. Достоверно неизвестно, был ли он в самом деле его кровным братом. Есть версии, что он был братом двоюродным, или сводным братом от первого брака отца, или братом в смысле отношений между членами общины. Ясно только одно, что в отличие от Павла Иаков в реальности хорошо знал Ииусуса.
Другими словами, в Деяниях Павел всегда выступает в роли «героя», и всякий, кто противостоит ему, будь то другие авторитетные апостолы или даже сам Иаков, автоматически предстают врагами и злодеями.

Что же там, черт побери, произошло?

Итак, Иаков был главой или заметным членом движения зилотов. Об этом свидетельствуют текст не только самих Деяний, но и других исторических книг, вроде Климентин или трудов Евсевия Кесарийского. У того же Евсевия, например, Иаков показан нам как очень праведная личность. И есть серьезные основания полагать, что тот самый Добрый Праведник, упоминаемый в кумранских свитках есть никто иной, как Иаков.
Тогда кто же такой Лжец или Предатель, описанный в рукописях? Во втором послании к коринфянам (2 Кор. 11, 3—4) Павел прямо заявляет, что члены Иерусалимской общины проповедуют «другого Иисуса ». Что значит другого Иисуса? В чем были расхождения межлу Павлом и зилотами в отношении личности Христа?

Цитирую отрывок из книги: … необходимо подчеркнуть, что Павел, по сути дела, стал первым «христианским» еретиком и что его учение, ставшее впоследствии богословским фундаментом для позднейшего христианства, представляет собой явное и несомненное уклонение от «первоначального», или «чистого», учения, которого придерживались лидеры общины… Иисус, строго придерживавшийся иудейского Закона, наверняка счел бы крайним богохульством создание культа и почитание любого смертного человека, включая его самого. Он со всей очевидностью говорит об этом в Евангелии, повелевая своим ученикам, последователям и слушателям почитать одного только Бога.

Павел же, напротив, как бы отодвигает Бога на второй план и впервые устанавливает почитание самого Иисуса, причем Иисус становится иудейским аналогом Адониса, Аттиса, Таммуза и прочих умирающих и воскресающих божеств, которые были столь популярны на Среднем Востоке в ту эпоху. Чтобы иметь шансы соперничать с этими богами, Иисус должен был соответствовать представлениям о них, что называется, слово в слово, чудо в чудо. Именно в этот период с биографией Иисуса начали ассоциироваться многие чудесные моменты, в том числе и, по всей видимости, Его чудесное рождение от Девы и воскресение из мертвых. Эти детали, естественно, представляют собой изобретения самого Павла, диаметрально противоположные «чистому» учению, проповедниками которого выступали Иаков, брат Господень, и прочие члены Иерусалимской общины. Таким образом, неудивительно, что Иаков и его единомышленники были крайне удивлены, узнав, что именно проповедует Павел.

Говоря кратко, Павел, которого отправили миссионерствовать (в смысле вербовать новых членов-зилотов), начал нести "отсебятину". Павел был неплохим оратором и замечательно разбирался в мифологиях окрестных государств (все-таки должность сектоборца этому обязывала). Павел понимал, что хочет слышать толпа, религиозная пропаганда - древнее изобретение. И он для завлечения неофитов начал приписывать Иисусу Христу разного рода чудеса, а потом и вообще возвел его в ранг Бога. Разумеется, народ внимал ему, открыв рот.
Члены общины, для которых такие речи были грубым нарушением устава и закона, были, мягко говоря, шокированы. И даже попытались устроить покушение на Павла, что, между прочим, описано в Деяниях.

Логично, что члены общины вполне могли объявить Павла лжецом и предателем. Это и нашло отражение в кумранских хрониках.
Таким образом, «христианство», которое впоследствии будут связывать прежде всего с именем Павла, порвало со своими корнями и стало проповедовать не личность Самого Иисуса, а образ Иисуса в представлении Павла.

Вот такие выводы получаются из внимательного изучения кумранских рукописей. Ясное дело, что доминиканцы не могут позволить такой трактовки событий Нового Завета. Скорее всего, они действительно считают, что такого быть ну никак не может, ибо вера слепа, и любые факты, не вписывающиеся в убеждения, жестко игнорируются верующими. Возможно, члены международной группы без задней мысли подгоняют свои теории под веру. Но факт остается фактом - доступ к свиткам ими ограничен.

6. Спецслужбы времен Христа.

У известного палеонтолога и писателя Кирилла Еськова есть замечательное произведение "Евангелие от Афрания", которое я советую прочитать всем, кто интересуется альтернативными версиями библейских событий. Суть его произведения в толковании евангельских фактов без противоречий. В итоге Еськов выводит гениальную версию о том, что Иисус Христос оказался жертвой политических игр римлян, Синедриона и террористов-сикариев. По сюжету книги римские спецслужбы пытались насадить в Иудее новую бескровную миролюбивую религию, для чего в группу странствующего проповедника был внедрен спецагент Иуда Искариот, который, будучи казначеем, мог получать финансовую поддержку от заказчиков. Но в итоге Иуда от жадности провалил операцию и случилось то, что случилось - Христос стал ключевой фигурой в шахматной игре политиков.
Самое интересное, что Деяния и апостол Павел в свете кумранских рукописей становится весьма подозрительной фигурой. У авторов исследования на страницах книги мелькает любопытная версия о том, что Павел мог оказаться таким же спецагентом римлян, и посадить семя раздора среди евреев у него удалось гораздо успешнее, чем у Иисуса Христа. К тому же в Деяниях мы находим немало моментов, когда римляне оказывают Павлу покровительство. А в конце Деяний Павел вообще уплывает в Рим.

Однако существует и другая, не менее неожиданная и удивительная возможность. Запутанные и загадочные волнения в Иерусалиме, вмешательство — в самый последний момент — римских легионеров, отправка Павла под массированной охраной из города, его, мягко говоря, привилегированные условия проживания в Кесарии, его таинственное и странное исчезновение со страниц истории…

На этом я заканчиваю обзор. Остается самый главный вопрос. А как же Иисус? Тут по-прежнему нет ответов. Кто был этот человек, о котором написано множество евангелий, но нет никаких действительных документальных свидетельств (подробнее об этом см. Иисус Христос в документах истории . -СПб., 2001 под ред. Б. Г. Деревенского). Да и в конце концов, это совсем другая история.

Свитки Мертвого моря поражают ученых сохранностью современной Библии. В 1947 году один бедуин случайно наткнулся на древние кумранские свитки, спрятанные среди камней в глиняных кувшинах в одной из пещер. С 1947 по 1956 год в одиннадцати пещерах Кумрана вдоль северо-восточного побережья Мертвого моря было обнаружено около девятисот древних манускриптов. Археологи исследовали восьмикилометровый отрезок утесов к северу и к югу от развалин. Пять пещер были открыты бедуинами, а шесть –учеными-археологами. Более двухсот свитков мертвого моря были отрывками из Библии, датируемыми от 250 года до н.э. по 68 год н.э. Среди этих свитков были представлены все книги Ветхого Завета, кроме книги Есфирь.
Основной материал кумранских рукописей – пергамент, реже папирус. За два тысячелетия многие свитки рассыпались на мелкие фрагменты. 70 лет исследователи из разных областей науки работали над восстановлением и соединением крохотных деталей гигантской "головоломки". До сих пор учёным приходилось это делать вручную, что отнимало невероятное количество времени и сил, к тому же в процессе был риск повредить хрупкие фрагменты. Кумранские рукописи были созданы больше 2000 лет назад, неудивительно, что многие слова уже невозможно прочитать при обычном освещении. Зато инфракрасный свет возвращает их к жизни. Этот проект в буквальном смысле позволяет нам увидеть древние тексты в новом свете", - сказала Пнина Шор.Почему же эти древние свитки мертвого моря имеют такое огромное значение для нас и сегодня?
Кумранские рукописи и формирование Ветхого Завета
Христиане и иудеи традиционно верят, что Ветхий Завет писался примерно с 1400 года до н.э. по 400 год до н.э. и на момент написания считался вдохновенным Божьим Словом. Однако многие современные ученые утверждают, что это слова обычных людей, записанные намного позднее, и что эти записи были собраны лишь к 90-м годам н.э. Кумранские текст, датируемый примерно 150-м годом до н.э., является самым древним из существующих документов, в котором речь идет о каноне Ветхого Завета, состоящего из трех частей. Он подтверждает слова Иисуса Христа, произнесенные в Евангелии от Луки 24:44, где Он называет Ветхий Завет «законом Моисеевым, пророками и псалмами». Этот текст подтверждает слова Иосифа Флавия, иудейского историка первого столетия, о том, что со времен Ездры (425 год до н.э.) к Писанию не было добавлено ни одной новой книги.
Кумранские рукописи и Сохранность Ветхого Завета
Сохранилось ли в сегодняшней Библии все то, что в ней было написано изначально? До открытий, сделанных с 1947 по 1956 год, самые ранние из дошедших до нас манускриптов Ветхого Завета датировались примерно 900-ми годами н.э. Кумранские рукописи Библии датируется примерно 250-м годом до н.э – 68 годом н.э., то есть они на тысячу лет старше. Некоторые из ученых поставили под сомнение древние даты свитков мертвого моря, установленные с помощью палеографии - науки, изучающей изменения в написании древних букв с течением времени. Однако сомнения исчезли, когда в 1990-х годах несколько Кумранских свитков были протестированы с помощью радиоуглеродного датирования. И результаты данного исследования подтвердили древние даты, установленные с помощью палеографических исследований. Особый интерес представляет собой Великий кумранский свиток пророка Исаии – единственная полная книга Библии, обнаруженная в пещерах Кумрана,датируемая 125-м годом до н.э. (что подтверждается результатами двух независимых исследований). Таким образом, древний возраст свитков мертвого моря представляется надежным фактом.
Особенности написания многих из этих древних свитков мертвого моря соответствует масоретской традиции, на которой основываются современные перевод Библии на иврите, а также на английском языке. А это еще раз подтверждает тот факт, что текст Ветхого Завета на протяжении всех этих столетий добросовестно сохранялся. Более того, эти Кумранские рукописи проливают свет на методики, используемые писцами в период Второго Храма, демонстрируя, каким образом они готовили, писали, копировали и делали исправления, сохраняя эти древние тексты мервого моря. Таким образом, Кумранские рукописи заполняют огромный пробел в истории библейского текста и помогают нам увидеть заботу Бога в обеспечении сохранности Ветхого Завета.
Кумранские рукописи и перевод Ветхого Завета

Свитки Мертвого Моря проливают свет на еще один вопрос, касающийся достоверности Библии. В Новом Завете часто приводятся цитаты греческого перевода Ветхого Завета, называемого «Септуагинта», а не текста на иврите. Некоторые ученые поставили под сомнение тот факт, что Септуагинта является подлинным переводом оригинального текста на иврите. Некоторые библейские свитки мертвого моря, обнаруженные в Кумране, свидетельствуют о существовании еще одной текстовой традиции на иврите, лежащей в основе греческого перевода. А это доказывает, что Септуагинта является подлинным переводом существующего на тот период текста на иврите. Эти находки открывают двери новым возможностям исследования истории и значимости существующих переводов.
Кумранские рукописи и Интерпретация Ветхого Завета
А может ли свет давних времен озарить и современные вопросы интерпретации текстов? В Кумранских рукописях содержатся самые древние из дошедших до нас интерпретации Потопа, описанного в книге Бытия. В свитках мертвого моря 1 века до н.э. говорится о потопе и подтверждается, что современное понимание всемирного катастрофического потопа, произошедшего в дни Ноя, является достоверным историческим толкованием 6-9 глав книги Бытия. В этих кумранских рукописях также продемонстрировано, как древние иудеи пытались разобраться в сложных вопросах интерпретации, таких как толкование хронологии событий потопа день за днем. В Кумранских свитках содержатся комментарии к книгам Ветхого Завета, а также пересказы. Таким образом, эти свитки мертвого моря имеют для нас особую ценность, если мы пытаемся лучше понять детали Библии. Они открывают перед нами уникальное понимание древних интерпретаций и проливают древний свет на современные вопросы, что помогает нам правильно толковать Божье Слово.
Эти неподвластные времени сокровища доказывают, что камень бедуина разбил в прах не только глиняные кувшины, но и множество ложных нападок на Писание. Кумранские рукописи подтверждают, что мы можем доверять Божьему Слову. По мере дальнейшего изучения этих свитков мертвого моря мы все больше узнаем о месте Библии и ее толкования во всеобщей истории, и можем ожидать, что впереди нас ждет множество новых, невероятных открытий.
Взгляд на иудейскую общину новозаветных времен в Кумранских рукописях
В Кумранских пещерах не было найдено ни одной книги Нового Завета, и никаких упоминаний о христианстве, несмотря на то, что иудеи проживали в этих местах во времена Нового Завета (вплоть до падения Римской империи в 68 году н.э.). Однако среди кумранских свитков содержатся и неизвестные доныне иудейские религиозные письмена, которые помогают нам лучше понять особенности иудаизма новозаветного периода. Например, Кумранские рукописи открывают перед нами все многообразие иудейских религиозных групп, верований, традиций и политики, формирующих контекст для восприятия Нового Завета. Таким образом, эти свитки мертвого моря дают нам ценнейшую базовую информацию, открывая перед современными читателями завесу древнего мира, в котором был написан Новый Завет. Более того, сравнение учений кумранских свитков с учениями Нового Завета углубляет наше понимание новозаветных мест Писания в контексте истории первого столетия нашей эры. Многочисленные аналогии между учениями Нового Завета и Кумранскими текстами более раннего периода также подкрепляют нашу уверенность в иудейских основах христианства.
Джереми Д. Лайон – профессор в сфере исследований Ветхого Завета при семинарии в Южной Калифорнии. Он разработал программу по апологетике и читает курсы по истории Ветхого Завета, сотворению/эволюции. В процессе написания своей докторской диссертации он несколько месяцев провел в Израиле, изучая свитки Мертвого моря. «Кумранские рукописи, кумранские свитки, свитки мертвого моря - свидетели достоверности Библии» - Джереми Д. Лайон