Экологическая ромашка. Беседа с элементами игры

Замысел: «Ромашка» - форма организации игры на экологическую тему. Каждый лепесток «ромашки» содержит разнообразные задания, такие как логические задачи, загадки, криптограммы, игры на развитие воображения, аукцион, юмористические задачи и. т. д. Игра способствует повышению общего уровня экологической культуры детей, развитию творческих и коммуникативных способностей. Рассчитана на детей 2-4 классов.

Ход игры

Ведущий . Земля, земной шар - это наш общий большой дом, в котором хватает места всем: людям, животным, растениям... Над нами одна общая голубая крыша - небо. У нас под ногами один общий пол - земная поверхность. У нас один на всех чудесный источник света и тепла - Солнце. У нас общие источники влаги: реки, озера, моря, океаны... Всем надо дышать, есть, пить, растить детишек.

За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Известно, что растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушить хоть какое-нибудь звено, например уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти катастрофа в природе. Люди долго не подозревали об этом и безрассудно вырубали леса, осушали болота, занимались распашкой степей. Они совершенно не думали о том, что грубо нарушают законы природы. Наконец мы это поняли. Чтобы сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, люди стали очень серьезно изучать законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ. Это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос» - «дом» и «логос» - «наука». Значит, можно сказать, что экология - это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нем жить.

Надеюсь, что игра «Экологическая ромашка» поможет нам с вами еще раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.

Условия игры. Изготавливается модель ромашки (желтый кружок - сердцевина и любое количество белых лепестков). На обратной стороне лепестков проставлены номера. Все детали «ромашки» прикреплены к магнитной доске.

Дети делятся на группы (по желанию). Каждая группа выбирает себе командира, придумывает название команды. Затем командиры групп подходят к «ромашке», «срывают» по лепестку, получают от ведущего карточки с заданиями под соответствующими номерами. Команды приступают к подготовке задания. По истечении отведенного времени команды по очереди представляют выполненную работу.

1. Карточки-задания.

Распределите слова в два столбика по принципу «живая - неживая природа»:

солнце, мальчик, ягода, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, почва, дерево.

Ответ:

2. Изобразите животных с помощью жестов и мимики: медведя, зайца, верблюда, петуха, дятла, обезьяну.

3. Отгадайте загадки.

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды:

С первым снегом тут как тут. (Снегирь.)

Окраской - сероватая,

Походкой - мешковатая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая. (Ворона.)

Длиннохвоста, белобока,

И зовут ее... (сорока).

Живет в дупле пустом,

Дуб долбит, как долотом. (Дятел.)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает. (Воробей.)

Кто без нот и без свирели

Кто же это? (Соловей.)

Всех прилетных птиц черней,

Враг личинок, друг полей,

Взад-вперед по пашне вскачь.

А зовется птица - ... (грач).

Хоть я птичка-невеличка,

У меня, друзья, привычка:

Как начнутся холода,

Прямо с севера сюда. (Синичка.)

4. Расшифруйте криптограмму:

12, 3, 2, 3, 11, 15, 9, 3, 1 - 10, 5, 6, 3, 12, 8, ! 1, 5, 13, 1, 13, 14. 8.

Ключевые слова: 1, 2, 3, 4, 5 - третий день недели. (Среда.)

6, 7, 8, 9, 5 - учреждение, где ученики получают знания. (Школа.)

10, 8, 11. 15 - нижние конечности человека. (Ноги.)

12, 8, 13, 14, 5 - верхняя лиственная часть у картофеля, моркови, свеклы. (Ботва.)

Ответ: Береги лес - наше богатство.

5. Из данных видов транспорта исключите «лишнее» слово и объясните свой выбор: автомобиль, теплоход, велосипед, мотоцикл, автобус, самолет.

Ответ: велосипед, так как это экологически чистый вид транспорта, потому что не работает на топливе.

Ведущий. Какие еще экологически чистые виды транспорта вы знаете? (Электровоз, трамвай, троллейбус, метро.)

6. Пофантазируйте: что было бы, если...:

Вдруг исчезли бы с лица земли все цветы?

Не стало бы воды?

Исчезли бы птицы?

7. Проведите с одноклассниками «Аукцион лекарственных растений».

Ваша задача: выразительно прочитать стихи о лекарственных растениях. Задача одноклассников: «собрать» как можно больше лекарственных растений, то есть по окончании чтения стихов желающие должны по очереди назвать как можно больше растений, о которых шла речь в стихах. Побеждает тот, чей перечень окажется длиннее.

Я - женьшень, чудесный корень.

Если кто-то сильно болен,

Разыщите корень мой,

И поправится любой.

Вам настойка из женьшеня

Аппетит вернет и смех,

Ведь женьшень обозначает

Чудо - «корень-человек».

На тропинке, на дорожке -

Всюду чирьева трава,

Или просто подорожник -

Всем знакома, не нова!

Привязал листок к нарыву.

День-другой пройдет - и диво!

Ты здоров без докторов.

Вот простой листок каков!

Липа - средство от простуды,

Знают все о том повсюду.

Хоть невзрачен липы цвет,

Но полезней чая нет.

При ангинах и простудах

Пьют целебный липы чай.

Говорят, когда болеют:

«Ну-ка, липа, выручай!»

Есть герань, гвоздика, кашка -

Есть аптечная ромашка.

Про ромашку надо знать.

Белый крошечный цветочек -

Для припарок, для примочек.

Если воспаление,

Отвар - успокоение.

Семена мои целебны -

При гастритах пьют настой.

Корни - убивают яды

И снимают в почках боль.

У меня одна беда:

Зацветаю я когда,

То цветов моих краса

Всем бросается в глаза.

И в букеты рвут меня,

Я боюсь их как огня!

Я прошу вас, пощадите

И пионы зря не рвите!

В нас не только фитонциды,

Что микробам так страшны,

Мы содержим витамины,

Что, бесспорно, всем нужны.

И поэтому, чтоб реже

Приходилось вам болеть,

В каждом доме лук, чеснок

Круглый год должны иметь.

Тот, кто с нами крепко дружит,

Никогда не занедужит.

В доме много аромата,

Если в доме сохнет мята.

Мятная лепешка,

Настоя мяты ложка -

Нету больше тошноты,

Нету в горле хрипоты.

Валидол, зубная паста -

Всюду мята, мята, мята!

Собираем не напрасно

Эту травушку, ребята!

Перечислите, какую пользу приносят растения.

8. Сделайте правильный выбор.

Слева написаны времена года, справа - то, что происходит в природе, в жизни людей в разные времена года. Задача: соединить верно стрелками левый столбик с правым.

ЗИМА Набухают почки.

Листопад.

…………… Прилетают грачи.

………….. Бабье лето.

ВЕСНА Грибная пора.

Сбор клюквы.

…………… Уборка зерновых.

ЛЕТО Сенокос.

Птицы вьют гнезда.

Рождество.

ОСЕНЬ Ледоход.

9. Отгадайте загадки.

Очень прочен и упруг,

Строителям - надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит.)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу -

Она понадобится сразу. (Глина.)

На кухне у мамы

Помощник отличный,

Он синим цветком

Расцветает от спички. (Природный газ.)

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок.)

Он черный и блестящий,

Друг наш настоящий.

Он несет в дома тепло,

От него в домах светло.

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Каменный уголь)

Без нее машина даже

Километра не пройдет,

Самолеты, вертолеты

Не отправятся в полет,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это? (Нефть.)

Росли на болоте растения...

А теперь это топливо и удобрения. (Торф.)

Она варилась долго в доменной печи,

Чтоб потом нам сделали ножницы, ключи. (Железная руда.)

10. Какому животному принадлежит хвост?

С помощью хвоста она плавает. (Рыба.)

С помощью хвоста он ползает по дну реки. (Рак.)

У нее хвост вместо руля. (Птица.)

Благодаря хвосту он отталкивается от земли и прыгает дальше всех, а также сидит, опираясь на хвост. (Кенгуру.)

У нее хвост - дополнительная рука. (Обезьяна.)

Она рулит своим хвостом, перепрыгивая с ветки на ветку.

У нее хвост - мухобойка. (Корова, лошадь.)

У нее на хвосте погремушка, с помощью которой она пугает врагов. (Гремучая змея.)

В случае опасности быть пойманной за хвост, она отбрасывает его. (Ящерица.)

11. Расшифруйте словосочетание: АГИНК ЯАНСАРК.

Ответ: Красная книга.

Ведущий. Что вы знаете о Красной книге? (Ответы детей.)

12. Решите задачи из «Задачника» Г. Остера.

Ученики одной из школ следят за тем, чтобы вода не лилась из кранов зря. Поэтому половина учеников этой школы приходит на занятия с немытыми руками. Другая половина ребят приходит не только с немытыми руками, но и с неумытыми лицами. Сколько всего учеников в этой школе, если каждый день с неумытыми лицами на занятия приходят 290 мальчиков и 46 девочек? (672.)

В прошлом году Ниночка познакомилась с одним мальчиком, и он подарил ей котенка. В этом году Ниночка познакомилась с 12 мальчиками, и каждый подарил ей по два котенка. Теперь Ниночка хочет познакомиться еще с каким-нибудь мальчиком и собирается подарить ему всех своих котят. Сколько котят имеет шанс приобрести этот не известный пока Ниночке мальчик? (25.)

13. Снег - один из признаков русской зимы. Его называют по-разному. Вставьте в предложения недостающие слова. (Они вразнобой записываются ниже.)

Свежий,-чистый, только что запорошивший землю снег называется... (порошей).

Если снежинки слипаются на лету, мы называем их... (хлопьями).

Если твердые белые шарики больно секут щеки и лоб, то они называются... (крупой.)

Ветер гонит снег, и тот змейкой мчится по земле. Это... (поземка).

Ветер кружит, вьет в воздухе снег. Это... (вьюга).

На равнине или в степи, где ветру нет удержу, может разыграться настоящая снежная буря - ... (буран).

Для старого, залежалого, с твердой коркой снега есть в русском языке хрустящее слово - ... (наст).

    коммуникативная

  • регулятивная
  • личностная

экологическое воспитание

Оборудование:

  • Бытовой фильтр

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята!

-…, ты меня слышишь?

Какое сегодня число?

Сегодня…

Речевая зарядка

- Повторяйте за мной: Р___

Р___О ро здоровье

ГР__И гри загрязнять

ГР__Я гря грязный

ПР__И при природа

Слабое здоровье

Грязный воздух

- Послушай, скажи правильно.

Люди загрязняют природу

Работа по теме

  1. Вступительная беседа

-

  1. Сообщение темы занятия
  1. Постановка целей
  1. Словарная работа

Экологическая безопасность - это защита от вредного действия загрязненной среды.

Прочитаем слова вместе.

Нина, прочитай слова.

Олег, прочитай слова.

  1. Беседа по теме

Главное для общества - охранять воздух, воду, почву. Для этого многое делается. но решить эту задачу пока трудно. Поэтому каждому человеку нужно соблюдать правила личной экологической безопасности.

6. Закрепление темы

Защита от вредного действия испорченной среды.

Как нужно очищать воду?

Рефлексивно-оценочный этап

Какая тема занятия?

Тема занятия «Экологическая безопасность»

Просмотр содержимого документа
«Беседа на тему: "Экологическая безопасность" »

Внеклассное занятие

Беседа на тему: «Экологическая безопасность»

Цели:

    познавательная

познакомить детей с понятием «Экологическая безопасность», рассказать о правилах соблюдения личной экологической безопасности;

коммуникативная

формирование коммуникативной культуры воспитанников; развитие речи воспитанников, обогащение словарного запаса по теме (Экологическая безопасность, цепь загрязнения, бытовой фильтр);

    регулятивная

развитие внимания, самоконтроля

    личностная

экологическое воспитание

Оборудование:

      картинки по теме «Экологическая безопасность»

      Бытовой фильтр

Ход занятия:

Мотивационно-ориентировочный этап

Здравствуйте, ребята!

-…, ты меня слышишь?

Какое сегодня число?

Сегодня…

Будем говорить правильно, отвечать на вопросы.

Речевая зарядка

- Повторяйте за мной: Р___

Р___О ро здоровье

ГР__И гри загрязнять

ГР__Я гря грязный

ПР__И при природа

Слабое здоровье

Грязный воздух

- Послушай, скажи правильно.

Люди загрязняют природу

Работа по теме

    Вступительная беседа

- Вы знаете, что люди, к сожалению, загрязняют окружающую среду. Это все плохо влияет на самих же людей.

    Сообщение темы занятия

Тема занятия «Экологическая безопасность»

    Постановка целей

Ребята, сегодня мы с вами поговорим об экологической безопасности

    Словарная работа

Что такое «Экологическая безопасность»? Вы знаете?

Экологическая безопасность – это защита от вредного действия загрязненной среды.

Прочитаем слова вместе.

Нина, прочитай слова.

Олег, прочитай слова.

    Беседа по теме

Как вы думаете, что является источником загрязнения?

Источником загрязнения являются заводы, фабрики

Они загрязняют воздух, землю и воду, потом из воздуха, воды и почвы загрязняющие вещества попадают в растения, организм животных. Затем оказываются в продуктах питания. Это все плохо сказывается на организм человека.

Человек дышит загрязненным воздухом, пьет загрязненную воду, употребляет продукты питания, в которых есть эти загрязняющие вещества. Рассмотрите внимательно картинку.

Это называется цепью загрязнения.

Может ли человек при этом оставаться здоровым?

Человек не может оставаться здоровым.

Что же такое Экологическая безопасность? Прочитай, …

Защита от вредного действия испорченной среды.

Главное для общества – охранять воздух, воду, почву. Для этого многое делается. но решить эту задачу пока трудно. Поэтому каждому человеку нужно соблюдать правила личной экологической безопасности.

Например, вы идете по дороге. Если здесь воздух загрязнен машинами, мало деревьев, стоит ли продолжать свой путь по такой дороге? Что можно сделать?

Можно найти другую дорогу, где меньше транспорта и деревьев больше.

Если дома кто-то курит из взрослых, что ты можешь сделать?

Нужно попросить не курить в квартире или уйти в другую комнату

Представьте, что вы с друзьями играете во дворе. Вдруг въехал автомобиль, и его водитель ушел, не выключив двигатель. Как вы поступите?

Если водоем или речка недостаточно чистые, стоит ли там купаться?

Если река или водоем грязные, там нельзя купаться.

В наши дома вода поступает очищенной, ее очищают хлором, но полностью ее очистить не удается. Некоторые вредные вещества в ней остаются. Хлор вреден для человека и его можно определить по запаху, поэтому пить воду из-под крана нельзя. Можно отравиться. Что нужно делать с водой из-под крана, чтобы она не была грязной?

Чтобы вода не была грязной, ее нужно кипятить.

А что нужно использовать чтобы полностью очистить воду?

Чтобы полностью очистить воду, нужно использовать бытовой фильтр.

При этом не забывайте менять специально средство для очистки.

А еще всегда мойте овощи и фрукты. Это нужно не только, чтобы очистить от микробов, но и удалить ядохимикаты, которыми их обрабатывают.

6. Закрепление темы

Что такое экологическая безопасность?

Защита от вредного действия испорченной среды.

Какими путями в организм человека поступают вредные вещества?

Вредные вещества попадают в организм через воздух, воду, пищу.

Как нужно очищать воду?

Нужно кипятить воду или использовать бытовой фильтр

Рефлексивно-оценочный этап

Какая тема занятия?

Тема занятия «Экологическая безопасность»

О чем мы сегодня с вами беседовали?

Сегодня на занятии мы беседовали об экологической безопасности

Все вы сегодня хорошо работали, отвечали на вопросы, старались говорить правильно. Молодцы! Всем спасибо.

Есть два способа подать полезную информацию, привить хорошие привычки, дать навыки чего-то детям: беседовать с малышами на животрепещущие темы и демонстрировать личный пример. Если говорить об экологии, то воспитание ответственного гражданина начинается именно с нашего личного примера и грамотно построенных, наполненных эмоциональными примерами бесед.

Мы в детском саду с детками «разговоры разговариваем» постоянно, но не ограничиваемся нравоучениями, а стараемся, чтобы разговор получался интересным, поучительным и результативным. Ясно, что мусор – не единственная тема бесед в рамках экологического воспитания. Ниже я приведу список примерных тем для всех возрастов.

Стоит сказать, что собственно беседа редко используется как самостоятельный метод, но он является обязательным компонентом любого воспитательно-образовательного момента в ДОУ. Так, мы различаем вводные беседы, которые организуют малышей на выполнения того или иного вида деятельности, сопутствующая беседа – во время процесса или деятельности, заключительная беседа или уточняющая. Кроме того, различают беседы познавательного характера и этические.

Поэтому тот список тем об экологи из картотеки, который я приведу ниже, можно использовать не только в рамках тематических занятий по экологическому воспитанию, месячника или недели экологии, но и во время прогулок, когда мы наблюдаем за природой, во время организационных моментов и по случаю, если случилось происшествие, которое можно разрулить путем беседы, например, ребенок рвал цветы или ломал веточку деревца.

Еще добавлю по поводу беседы как главного, по моему мнению, метода воспитательно-образовательного процесса, что важно понимать ту силу, которую имеет человеческое слово. Оно ранит и лечит, поднимает с колен и убивает. Помните, что дети впитывают буквально каждое ваше высказывание и четко понимают разницу между тем, что вы говорите, и как поступаете в реальной жизни. Бросаешь окурки и бумажки на тротуар – нечего морализаторствовать на этические темы…

Список тем для бесед в рамках экологического воспитания

Итак, даю список тем, и помните, что он годится для любого возраста, но, естественно, информационная наполненность должна строго соответствовать возрасту ребенка. То, что понятно подготовительной группе будет абсолютно непонятно малышам. Далее я примерно распишу, как выглядит карточка из картотеки по экологии. И, конечно, даю наводку на хорошее тематическое пособие: «Беседы по картинкам «Уроки экологии». Демонстрационный материал. (16 картинок + 8 схем)» .

Темы бесед по экологии:

  • Люди – друзья природы;
  • Жалеть нужно уметь;
  • Удивительное вокруг;
  • Лес: любить, беречь и не бояться;


  • Тайны растений;
  • Птицы и звери зимой;
  • Аптека на лугу;
  • Есть ли домики у зверят?
  • Как мы можем помочь природе;
  • Все живое под нашей защитой;
  • Насекомые – часть природы;
  • Мусор – болезнь планеты;
  • Не загрязняй природу!
  • Доброте нужно учиться;
  • Наш дом – природа;
  • Наши помощники – птицы;
  • Природа в искусстве;
  • Огонь: друг или враг?

Как вы заметили, названия тем универсальные, они подойдут для занятий по экологии и во второй младшей группе, да и 1 класс тоже найдет, о чем поговорить.


Как оформить карточки бесед по экологии

Возьмем тему: «Не загрязняй природу!» в старшей группе. Записываем тему на карточку, затем прописываем цели беседы:

  • Акцентировать проблему загрязнений природы человеком;
  • Рассказать, как человек загрязняет окружающую среду: мусор, свалки, загрязнение воды и воздуха;
  • Добиться, чтобы дошкольники поняли актуальность проблемы;
  • Вместе с детьми определить пути решения проблемы загрязнения природы.

1.​ Вводная беседа о существовании проблемы загрязнения окружающей среды. Вопросы детям и ожидаемые ответы:

— Как человек загрязняет природу? (Мусор, выхлопные газы, отходы производства);

— Куда девается домашний мусор из квартир и домов? (Вывозят мусорные машины на свалку);

— А на свалке что с мусором происходит? (Гниет, разлагается, источает ужасные запахи, собирает полчища грызунов, количество его растет);

— Как уменьшить мусорные свалки? (Меньше покупать ненужных вещей, сортировать мусор, сдавать в утильсырье бумагу, стекло, пищевые отходы закладывать в компост);

— Что можно сделать из ненужной бумаги, стекла? (Новую бумагу, стеклянны изделия);

— Какие еще бывают отходы? (Металлические, строительные, пластиковые);

— Что с ними можно сделать? (Переработать и использовать вторично);

— Что вы, дети, выбрасываете в мусорное ведро? (Обертки от конфет, сломанные и старые игрушки);

— Как уменьшить количество мусора? (Ненужные игрушки отдавать на благотворительность, сломанные попытаться починить и использовать вторично, сортировать другой мусор);

— Для чего нужны нам мусороперерабатывающие заводы? (Чтобы переработать и уменьшить количество мусора).

2. Демонстрация слайдов о товарах из вторичного сырья.

— Что же можно сделать из обычного мусора? (Бумажные изделия, стеклянные, из старых ненужных вещей можно сделать новые игрушки, предметы интерьера, поделки и даже целые дома);

3. Подвижная игра «Кто быстрее соберет бумажки» и « Сортируем мусор».

4. Рисование на тему «Мусор и природа».

5. Заключительная беседа

— О чем мы сегодня говорили? (О загрязнении окружающей среды, о переработке мусора, об изделиях из вторсырья);

— Какой вывод можно сделать? (Нужно беречь природу, не мусорить и стараться уменьшать количество отходов, давать вторую жизнь ненужным вещам).

Что еще добавить?

По такому же принципу нужно продумать вопросы-ответы по всем темам. В рамках статьи я не вижу смысла писать «шпаргалки» по каждой теме. Это на самом деле несложно, главное – знать, о чем говорить с детьми. Если уж совсем нет времени, можно купить готовые карточки.

Вопрос сохранения природных ресурсов стоит очень остро. На данный момент усиленно идет облысение планеты. Для многих животных лес родной дом, но лесов на Земле становиться меньше и меньше, животные теряют свой дом, они обречены на гибель. становиться меньше не только лесов, но и рек. и эта общая проблена всего человечества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Коломенского муниципального района

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №2 «Вишенка»

Беседа - презентация: «Пять способов сохранить природу»

Воспитатель: Шелыганова Н. Ю.

с.Непецино,2017г.

Беседа- презентация: «Пять способов сохранить природу»

(Рассказ воспитателя, показ слайдов, беседа по данному вопросу, ответы детей на вопросы.)

Вопрос сохранения природных ресурсов стоит очень остро. На данный момент усиленно идет «облысение» планеты. Для многих животных лес – родной дом, но лесов на Земле становится меньше и меньше, животные теряют свой дом, они обречены на гибель. Становится меньше не только лесов, но и рек. И это общая проблема всего человечества.

Воспитатель проведет беседу, в которой затронет проблему загрязнения, вместе с ребятами попробует найти выходы из сложившейся ситуации.

Цели беседы:

- формирование у детей представления о взаимосвязи человека и природы, воспитание бережного отношения к живой природе и сохранения ее ресурсов.


I. Орг. момент.

Дети занимают свои места в группе под звуки природы.

II. Вводная часть.

Воспитатель:

Наша планета – Земля

Очень щедра и богата

Горы, леса и поля

Дом наш родимый, ребята.

Солнышко рано встает,

Лучиком день зажигает.

Весело птица поет,

Песнею день начинает.

Как хороши, приглядись,

Клены, березы и елки!

Пенью у птицы учись,

А трудолюбию у пчелки.

III. Вступительное слово воспитателя.

На сегодняшний день очень сложно найти клочок земли, куда бы не ступала нога человека. Почти миллион лет живет человечество на планете Земля, но люди мало задумываются о том, что все богатства земли не вечны, что они нуждаются в защите, пополнении и бережном обращении.

Многих людей стало тревожить ухудшение экологической обстановки на земле. И тогда стали создавать в мире целые территории, на которых стали охранять целые природные компоненты, в том числе и у нас в России.

Что же тревожит сегодня людей? Каждый день на земле исчезает один вид животного навсегда! Каждую неделю мы навсегда теряем один вид растения! В одну минуту на земле вырубается несколько гектаров тропических лесов. Это очень много, ребята! А сколько пыли, копоти, различных химических веществ попадает в воду, в воздух, в почву?! Кто это может подсчитать? Род людской может погубить себя, отравляя землю, воздух, воду, погубить нашу планету. Неужели мы все погибнем?

Нет, но опасность всё-таки велика. Поэтому учёные всего мира делают всё возможное для оздоровления нашей природы. На фабриках и заводах создаются специальные очистительные сооружения, которые очищают воду и воздух. В специальных заповедниках, аквариумах разводят рыб, птиц, зверей и выпускают их на волю. На многих животных вообще запрещена охота. Очень много растений и животных занесены в Красную книгу и охраняются законом.

Все что нас окружает, мы должны научиться любить и беречь. И этой цели посвящена наша сегодняшняя встреча.

IV. Основная часть

1. Отказаться от пластиковых пакетов и бутылок.

Пластик – проблема мирового масштаба. Пластик производится из полезных ископаемых, для его изготовления и транспортировки требуются миллионы баррелей углеводородов в год. В мире почти один миллион пластиковых бутылок употребляются каждую минуту! Пластик переполняет свалки, душит реки и озера, загрязняет океаны и причиняет вред диким животным.

Пластик разлагается более 450 лет. Но некоторые ученые считают, что пластик вообще не разлагается – он просто распадается на кусочки, которые со временем становятся всё меньше. Каждый кусок пластика, выброшенный на свалку с момента изобретения этого вещества, до сих пор там и лежит! Если продолжать такими темпами, то наша планета покроется пластиком даже до того, как он начнет разлагаться.

2. Ни в коем случае не сжигать пластик.

Ядовитые вещества, которые выделяются при сжигании пластиковых отходов и резины, не уходит в космос, а застревает в атмосфере навсегда, нанося непоправимый урон всей планете.

Что можете сделать Вы?

Сдавать пластиковую тару в специализированные автоматы и получать за это вознаграждение;

Отказаться от использования пластиковых пакетов;

Если вы ездите в магазин на машине, удобно класть фрукты и овощи в большие многоразовые ящики, тогда фрукты не давятся.

3. Выбрасывать мусор раздельно

Раздельный сбор мусора позволяет выделять из общей массы твердых бытовых отходов те материалы, которые могут быть переработаны и использованы вторично.

Большинство предметов потребления производится из не возобновляемых ресурсов (или сложно возобновляемых):

Нефть и газ (без продуктов нефтехимии жизнь человеческого общества в привычном нам виде на сегодняшний день невозможна);

Металлы;

Древесина.

Что можете сделать Вы?

Сдавать вторсырье – замечательный способ помочь природе. Что можно сдавать: цветной металл, стекло, бумагу, ядовитые отходы(батарейки); жестяные банки.

Кроме того производство вещей неразрывно связано с высоким уровнем потребления энергии, воды, загрязнения окружающей среды.

4. Проявлять бережное отношение к лесу

Деревья сохраняют баланс кислорода и углекислого газа в атмосфере. Люди должны заботиться о сохранении ценных природных ландшафтов, биологического(животные, растения) и экосистемного (вода, воздух, земля) разнообразия Земли.

Что можете сделать Вы?

Если заметил мусор на улице или в лесу, подними его и выброси в урну, так вероятнее, что он попадет на свалку и не останется в лесу на сотни лет;

Если ты остановился на обочине для пикника, забирай мусор собой и выбрасывай его в положенное место. Ты не только поможешь беречь природу, но и оставишь место чистым для следующих посетителей;

Осторожно обращаться с огнем.

5. Не лить воду напрасно

Вода – это важнейшее условие существования жизни растений, животных и человека.

Все живые существа нуждаются в воде. Растения всасывают воду из почвы и воздуха. Животные ищут открытые пространства воды – водопои. Каждый день мы тоже употребляем воду: едим суп, пьём чай, компот.

Без воды нельзя построить дом. Не будут работать фабрики и заводы. Не вырастить без неё культурные растения. Не будет на столе ни хлеба, ни овощей и фруктов, ни масла и сахара, ни других продуктов питания. Без воды погибнут животные.

Беречь воду - это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.

Что можете сделать Вы?

Привести в порядок сантехнику и другое оборудование водоснабжения;

Установить счетчики воды в квартиру;

Растения поливайте талой снеговой водой;

Наливайте воду в стаканчик, когда зубы;

Когда моете руки, не включайте сильную струю. Это не помешает умыться, а воды утечёт меньше;

На даче мойте руки под умывальником, так меньше потратите воды;

Плотно закрывайте кран;

Мойте посуду в тазике, не под открытой струей;

Мойте фрукты и овощи в специальной посуде, а не под проточной водой;

Мойтесь под душем, а не в ванне (при мытье в ванной расходуется 150- 180 литров воды, а под душем в три раза меньше).

Соблюдая эти нехитрые советы, можно сберечь очень много пресной воды.

V. Работа над пословицами и поговорками.

Ребята, а кто из вас знает пословицы и поговорки о природе, о бережном отношении к ней. Давайте поговорим о том, как вы понимаете эти пословицы.

Лес – богатство и краса, ☼ береги свои леса.

Враг природы тот, ☼ кто леса не бережет.

Земля хоть и кормит, ☼ но и сама есть просит.

Покорми птиц зимой, ☼ они отплатят тебе добром летом.

Не нужна соловью ☼ золотая клетка, а нужна ему ☼ земная ветка.

Срубили кусты - ☼ прощай птицы.

Много леса ☼ не губи, мало леса ☼ береги, нет леса ☼ посади.

Искру туши ☼ до пожара, отведи беду ☼ до удара.

VII. Итог беседы.

За нежные рассветы, багряные закаты,

Сверкающие молнии-небесные раскаты,

За тайны все природные,

За недра плодородные,

Что матушка-Земля веками там хранит.

За капельки росы хрустальные,

За облака печальные.

За шум весеннего дождя, ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ я!

А как мы можем защитить природу? (собрать семена, покормить зимой птиц, пользоваться экономно природными ресурсами, не загрязнять воды и почву)

Помните! Спасение природы – дело человека во имя спасения самого же человека.

Давайте подумаем:

Человек примерно в день употребляет 2 литра воды. Сколько литров употребит человек за неделю?

А представьте, сколько литров 1 человек употребит в год? А за 10 лет? А все жители Земли?

Так давайте же экономить воду!!!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО бумага, брошенная вами, будет лежать более 2-х лет, консервные банки – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – 1000 лет.

Человек должен разумно относиться к природе.

Вы должны всегда помнить слова М.М. Пришвина «Охранять природу – значит охранять Родину».

Придя домой, обязательно расскажите своим родителям о 5 способах сохранения природы.

Всем спасибо!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Природу нужно беречь для того, чтобы жизнь на Земле продолжалась. Уничтожая природу мы потихоньку губим себя.

Увозите с собой весь мусор, который остался после вашего отдыха на природе

Не выбрасывайте на свалку бытовые батарейки, автомобильные аккумуляторы и ртутные лампы.

Экономьте воду! Закрывайте кран, пока чистите зубы, и пользуйтесь стаканом для полоскания рта. В этом случае экономится от 5 до 10 литров воды в день.

Не мойте автомобиль в реке! Нефтепродукты, стекающие с машины вместе с водой, отравляют среду обитания рыб - такая рыба однажды может попасть и на ваш стол.

Не сжигайте пластик, это наносит атмосфере непоправимый вред.


Экологическая беседа на тему "Поможем природе"

Цель беседы. Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности школьников по защите природы, вызвать стремление к этой деятельности, показать радость от проделанной работы, дать установку на выполнение некоторых мероприятий по охране природы.

Оборудование. Выставка детских рисунков на тему: «Мы помогаем природе.

Ход беседы:

Ребята, вы уже знаете, что природа нуждается в нашей защите, нашей помощи. Об этом сейчас думают ученые, инженеры, все население нашей страны и планеты. Почему же проблема охраны природы стала такой важной и необходимой? Если мы срочно не окажем помощь природе, она умрет. Что же тогда будет на земле?! Как вы считаете, охрана природы - дело только взрослых людей, или школьники тоже могут внести свой посильный вклад? Что же могут делать и делают школьники? Да, школьники могут многое. Их деятельность в природе разнообразна. Например, защита природной среды: подкормка и спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц; подкормка зверей и птиц; установление табличек в местах распространения охраняемых растений; оказание помощи больным деревьям.

А теперь расскажите о том, что сделали вы. Давайте сейчас посмотрим нашу выставку рисунков «Мы помогаем природе». Много полезных для природы дел вы делаете. Некоторые рисунки можно даже описать стихами. (Учитель предлагает детям подобрать к рисункам стихи, написанные на отдельных листочках, и прочитать их.)

Многие из вас на рисунках изобразили посадку растений: цветов, деревьев, кустарников. Это очень доброе и посильное дело. Вы знаете, существует даже поговорка о том, что человек не зря прожил свою жизнь, если посадил и вырастил за свою жизнь хотя бы одно дерево. Не зря в народе говорят: «Посадившего дерево поблагодарят и внуки, погубившего проклянут и дети».

А кто нам подскажет, как правильно сажать деревья? (В случае необходимости учитель знакомит учащихся с правилами посадки растений.)

Один из школьников читает стихотворение:

Мы посадим липы и клены,
Будет город нарядный, зеленый.
Тополя мы посадим рядами,
Станут площади наши садами.
Окружим мы деревьями школу-
Пусть звенит над ней гомон веселый.
Любят зелень счастливые дети.
Любят видеть деревья в расцвете.
Пусть цветет с каждым годом все краше
Молодая планета наша.
(Н.Кутов)

Все любят отдыхать в тени деревьев, слушая шум листвы, но, к сожалению, не все участвуют в посадках деревьев, например, как этот мальчик.

Этот мальчик любит в зной
Отдыхать в тени лесной.
А скажи-ка ты ему:
Если лес тебе так мил,
Сам нигде ты почему
Деревца не посадил?
(М.Миршакар)

Дети, важно не только посадить растение, но и бережно и заботливо ухаживать за ним, оберегать от поломки, от вредителей, регулярно поливать.

У красы-березки платье серебрится,
У красы-березки зеленые косицы.
Со двора к березке выскочили козы,
Стали грызть березку, а березка- в слезы.
Защищать березку стали мы гурьбою,
Чтоб краса-березка выросла большою.
(П.Воронько)

Ранней весной можно увидеть такую картину.

Ученик.

Пастух кору надрезал у березы,
Склоняясь, тянет сладкий сок.
За каплей капля падает в песок
Березы кровь, прозрачная, как слезы.
(Ф.Сологуб)

Кору деревьев резать нельзя! Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево, - ведь оно живое! Что же станет с деревом дальше? Оно увянет к следующему году, постепенно будет иссыхать ствол и ветви, помертвеют корни в почве.

Очень большую помощь оказывают школьники березовым лесам во время весеннего сбора сока. Они замазывают ранки глиной и разъясняют сборщикам сока, какой вред они наносят деревьям.

Какой-то мальчишка поранил березку,
Изрезал ножом на березке бересту.
Березка, не плачь: за аптечкой схожу,
Глубокую ранку бинтом завяжу.
(В.Суслов)

Запомните!

Ранки на деревьях замазывают воском, садовым варом, глиной, замазкой или пластилином. Ранку следует забинтовать.

Как вы понимаете пословицу: «Много леса - береги, мало леса - не губи, нет леса - посади?»

Кто из вас посадил дерево? Где? Как вы ухаживаете за ним? Знаете ли вы, что посаженные деревья нуждаются в поливе?

Не мешайте мне трудится,
Я водицы притащу
И колодезной водицей
Всех, конечно, угощу.
Пейте, пейте, не жалейте,
А хотите, в лейку лейте-
Поливайте огород:
Он ведь тоже воду пьет!
(Е.Благинина)

Много у ребят забот о природе во все времена года. Беспокоятся школьники о своих друзьях - растениях и животных. Вот как описывают свои заботы наши ребята. (Учитель читает выдержки из сочинений детей, особо обращая внимание на проявление нравственных чувств жалости, сострадания, долга, ответственности.)

Наши ребята уже давно помогают зимующим птицам: делают кормушки, ведут подкормку птиц, как это описано в стихотворении О.Высоцкой.

Для гостей на окно
Сыплет Костя пшено,
Воду льет на блюдце:
Пусть они напьются.

Мерзнут лапки у синичек:
Плохо им без рукавичек,
Да и голодно в мороз…
Я им семечек принес:
Посмотрите-ка сюда,
Это вкусная еда!..
На ладонь ко мне садятся.
Греют лапки. Не боятся.

Давайте вместе посмотрим, какие кормушки сделали наши ребята. (Дети рассматривают выставку кормушек, выбирают самую лучшую.)

Найдутся дела у школьников и летом.

А как вы помогали природе летом, в лагере, в деревне у бабушки или в нашем городе?
Главная забота летом для взрослых и детей - борьба с сорняками. Издавна не любят их в народе. Не случайно говорят:

Сорную траву - из поля вон!
Сорная трава на корню крепка.

Какие вы знаете сорные растения?

Вырос в поле злой и колкий,
Во все стороны иголки. (Репейник )

Колюч, да не еж,
Вцепится, коли мимо пройдешь. (Репейник )

Только тронь и отдернешь ладонь,
Обжигает трава, как огонь! (Крапива )

Крапива - коварная трава.

Прячется в траве крапива,
Жжет детишек терпеливо.
Злых и добрых - всех кусает,
Никого не пропускает!

Существует много видов сорных растений, среди них мятлик луговой, пырей ползучий, овсюг, костер, тимофеевка луговая, осот, крапива двудомная, подорожник и т.д. Сорные растения встречаются на полях и огородах. Сорные растения необходимо удалять, так как они мешают росту культурных растений, посаженных на огородах, клумбах, полях и т.д. Культурные растения, не прополотые вовремя, дают более низкий урожай, плоды становятся мелкими, и сами растения приобретают маленькие размеры. Иногда не прополотые растения могут даже погибнуть.

Ожидаешь урожая -
Не ленись пораньше встать!
Если ж ты запустишь грядки,
Не прополешь, не польешь -
Ни одной морковки сладкой
В огороде не найдешь!
(Т.Белозеров)

Ребята, всегда ли школьники правильно оказывают помощь природе? В чем чаще всего они ошибаются? (Учитель работает с плакатами, отражающими ошибки детей в природоохранной деятельности.)

Одно из направлений природоохранной деятельности – сохранение богатств природы: экономное использование воды, газа, бумаги, тепла, электричества; сбор металлолома и макулатуры.

Знаете ли вы, что…

Сбор макулатуры сохраняет лес? 60 кг макулатуры спасает жизнь одной ели.

Сегодня мы наградили тех, кто бережно относится к книгам и тетрадям. (Представитель Комитета по экологии награждает школьников.)

Дети, как вы понимаете то, что здесь изображено? (Учитель демонстрирует плакаты о бережном отношении к природным ресурсам.)

Оказывая помощь природе, школьники могут принять активное участие и в предупреждении дурных поступков по отношению к ней: рейдах в природу, патрулировании улиц, скверов.

О том, как друзья природы борются с дурными поступками, написана сказка-быль Е.Арефьевой «Природа и ее друзья». (Учитель читает сказку.)

«В лесу возле старого-престарого дуба бил из-под земли маленький родничок Весельчак. А в этом родничке жила капелька Искорка со всеми сестренками. Они весело плескались в своем домике, сияли всеми цветами радуги, когда солнышко протягивало к ним свои ласковые лучи, и грустили, если солнышка долго не было. Но минуты печали были короткими, потому что дождик добавлял в родничок новые капли, которые быстро знакомились с Искоркой и ее сестрами и становились совсем родными.

Искорка и ее сестры-капельки были очень маленькие, но это не мешало им заботиться друг о друге и о своем родничке. Чем больше капелек, чем дружнее они, тем звонче был Весельчак.

В этот заповедный уголок леса часто прибегали разные зверушки попить свежей водички и поболтать с Весельчаком, прилетали голосистые птицы и пели свои песенки, развлекая капелек, и сам родничок подпевал птицам. Получался удивительный лесной хор! Все в этом лесу жили дружно и заботились друг о друге. Но однажды к старому дубу подкатила машина, из нее вышел человек. Родничок обрадовался. Теперь он будет полезным и человеку! Но большой человек, казалось, и не замечал, как старательно родничок пытается привлечь к себе его внимание, как приветливо поют птицы и радостно шумит старый дуб.

Неожиданно человек начал рубить ветки у молодых березок. Увидев это, капельки заплакали в своем домике, а старый дуб грозно заскрипел. Но чем они могли помочь деревцам? В лесу почему-то сразу стало тихо, не слышно было птиц, а лишь раздавался стук топора.

Вдруг Весельчак и старый дуб услышали веселую песню, которую пели мальчики и девочки, идущие на полянку. Это были ребята из «Зеленого патруля» - настоящие друзья природы. Они увидели, как человек рубит ветки, и грозно двинулись на него. «Как вам не стыдно портить прекрасный уголок леса?! Такой большой и не знаете, что природу надо охранять!» И взрослый дядя вдруг застыдился, сел в машину и уехал.

Березкам уже ничем нельзя было помочь, ребята бережно сложили ветки в сторонке. Затем, увидев родничок, они поторопились к нему. Капельки играли и сверкали на солнце. Искорка предложила ребятам выпить вкусной и свежей водицы. Друзья природы с удовольствием приняли это предложение. Вода действительно было очень вкусной и пахла лесом.

В ветвях старого дуба- хранителя родничка - появились птицы, которым было приятно познакомиться с ребятами. Недалеко зашуршала трава, и на полянку выкатились два комочка: колючий и пушистый- ежик и заяц. Они прибежали выпить воды из родничка и поболтать с искоркой и ее сестрами. Ребята познакомились и с этими обитателями леса. А затем все вместе они сидели под дубом, слушали разговоры Весельчака и ветерка, который тихо шелестел в ветвях старого дуба.

Ребята пообещали, что они будут часто наведываться в лесной уголок и встречаться с его жителями. И еще они сказали, что всегда будут охранять природу, не давать ее в обиду».

Дети, а вам приходилось участвовать в такой работе? Расскажите об этом.

Многое могут сделать дети для улучшения природной среды, например, сажать деревья, цветы, озеленять классные комнаты и школьные дворы.

А знаете ли вы, что природную красоту можно сохранить, чтобы любоваться ею дома? Кто из вас видел панно, картины и другие поделки, изготовленные из природного материала? Давайте полюбуемся вашими поделками из природного материала и выберем самую интересную, самую оригинальную. Обратите внимание на красоту природных форм, красок, очертаний. Видите, даже сухая веточка, травинка, шишка могут стать прекрасным украшением для дома. (Лучшая поделка отмечается призом.)

Ребята, а что вы чувствуете, о чем думаете, когда делаете добрые дела в природе? Вы испытываете радость? Конечно, вам очень радостно, приятно. Вот как описывает чувство девочки, которая помогает природе, Л.Никитина в своем рассказе «радостные минуты».

«Весной в холодные, ненастные дни, я постоянно слежу за птицами и подкармливаю их. Чаще всего посещают кормушку синицы. Слышать песенку повеселевшей маленькой птички- большая радость!

В лесу я нашла несколько муравейников и огородила их. Один из муравейников был кем-то разрушен, снесена вся верхняя часть купола. Я сгребла в кучу весь разбросанный строительный материал и сделала из него вершину. Муравьишки быстро занялись ремонтом дома, а через некоторое время он приобрел нормальный вид, хозяева успокоились. А для меня- радостная минута!

На нашей улице рабочие прокладывали трубы и повредили много деревьев. Я убрала поваленные деревца, которые уже нельзя было спасти, а у остальных осторожно удалила сломанные ветви, кое-где замазала ранки, поставила подпорки. Думаю, что спасла их от гибели, а это тоже радостно.

Увидела мальчика, который поймал маленького птенца трясогузки. Я настояла, чтобы он отпустил его на том же месте, где взял. Мы посадили птенца на ветку, отошли немного и стали ждать, когда прилетят родители. Скоро раздался голос трясогузки, птенец оживился, стал трясти хвостиком, пискнул. И тут же прилетели две взрослые трясогузки с кормом, стали по очереди засовывать в жадно раскрытый клювик птенца принесенных гусениц. И снова радость- и для меня, и для мальчика!»

Дети, любая помощь человеку, растению или животному приносит радость, удовлетворение, счастье.

Сегодня мы услышим рассказ о том, какую помощь оказали школьники природе в нашем городе. (С краткой информацией, основанной на конкретных примерах, выступает представитель Комитета по экологии. Беседу можно сопровождать показом диафильма «Что должен знать и уметь юный защитник природы».)

В заключение беседы учитель дает детям задание: разъяснить младшим товарищам и родителям, какую помощь они могут оказать природе. Беседа заканчивается словами М.Андронова:

Всех ребят мы в большие походы
Звонкой песней сумеем завлечь.
Охранять зорко нашу природу -
Это Родину, значит, беречь.

Список использованной литературы

    Чистякова Л.А. Формирование экологической культуры. – Урал: ГАРК, 12010.

    Хафизова Л.Н. Как знакомить детей с правилами поведения в природе //Начальная школа. – 2008. – №8.

    Хафизова Л.М. Экологическое воспитание младших школьников //Начальная школа. – 2009. – №3.

    Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. –Ярославль: Академия развития, 2007.