Ответ оставил: Гость

1. тихий океан - самый большой и самый древний из всех океанов. его площадь составляет 178,6 млн. |см2. он может свободно вместить все материки и острова вместе взятые, поэтому его иногда называют великим. он расположен между материками евразией и австралией на западе, северной и южной америкой на востоке, антарктикой на юге. 2.изучение и освоение тихого океана начались задолго до появления письменной человечества. для плавания по океану использовались джонки, катамараны и простые плоты. экспедиция 1947 года на плоту из брёвен «кон-тики» под руководством норвежца тура хейердала доказала возможность пересечения тихого океана в западном направлении из центральной части южной америки к островам полинезии. китайские джонки совершали походы вдоль берегов океана в индийский океан. 3.обширные пространства тихого океана лежат во всех климатических поясах, кроме полярных. над его просторами формируется несколько областей высокого и низкого давления, образуются ветры, на северо-западе океана дуют муссоны. нередко проносят тайфуны. от климата во многом зависят свойства водных масс. температура поверхностных вод измеряется от -1 с (на севере) до +29 с (у экватора) . осадки над океаном над испарением, поэтому соленость поверхностных вод в нем несколько ниже, чем в других океанах. теплые воды океана способствуют работе кораллов, которых здесь множество. вдоль восточных берегов австралии протянулся большой риф. это самый крупный «хребет» , созданный организмами. 4.хозяйственная деятельность человека к сильному загрязнению некоторых акваторий тихого океана. особенно это проявилось у берегов японии и северной америки. истощились запасы китов, ряда ценных видов рыб и других животных. некоторые из них потеряли свое былое промысловое значение.

Ответ оставил: Гость

Африка: координаты крайних точек это второй по величине континент на нашей планете. он занимает площадь в 30 миллионов квадратных километров. с евразией африка соединена узким суэцким перешейком. 8 тысяч километров - именно на такое расстояние вытянулся с севера на юг материк африка. координаты крайних точек континента следующие: северная - мыс рас-энгела (37,21 градуса северной широты). южная - мыс игольный (34,51 градуса южной широты). 7,5 тысячи километров - расстояние между западной и восточной окраинами такого материка, как африка. координаты крайних точек континента следующие: западная - мыс альмади (17,33 градуса западной долготы). восточная - мыс рас-гафун (51,16 градуса восточной долготы). протяженность береговой линии материка составляет 26 тысяч километров. это мало для континента такого размера. причина заключается в том, что береговая линия африки расчленена слабо. следует также отметить, что крайние точки африки имеют и другие названия. так, мыс игольный иногда именуют мысом агульяс. а мыс рас-энгела иногда называют мысом бланко. поэтому в научной можно встретить и эти топонимы. положение африки уникальное. дело в том, что экватор пересекает этот материк практически посередине. данный факт приводит к двум важным последствиям

1. Природный комплекс. Взаимосвязь компонентов природного комплекса.

Природный комплекс или ПТК (природно-территориальный комплекс) – это совокупность взаимосвязанных природных компонентов на определенной территории. Самым крупным ПТК на поверхности Земли является географическая оболочка (она состоит из верхней части литосферы, нижней части атмосферы и всей гидросферы). В свою очередь географическая оболочка подразделяется на более мелкие ПТК – материков и океанов, природные зоны и еще более мелкие природные комплексы: овраг, речная долина, холм и т.д.

Все они формируются в течение длительного времени под влиянием внешних (энергия Солнца) и внутренних (внутренняя энергия Земли) процессов. В природном комплексе происходит постоянное взаимодействие природных компонентов, все они взаимосвязаны и влияют друг на друга. К ним относятся: климат, вода, растительный и животный мир, рельеф и горные породы, почва, человек. При изменении одного природного компонента меняется весь природный комплекс.(Вырубка леса приводит к появлению другого ПК - поле)

Природный комплекс, как и вся географическая оболочка частью которого он является, развивается по особым законам, важнейшими из которых являются целостность, ритмичность, устойчивость и проявляется географическая зональность.

Целостность. Все природные компоненты связаны между собой через круговорот вещества и энергии. Среди них выделяют круговорот горных пород, циркуляцию воздушных масс, мировой круговорот воды в природе, биологический круговорот и другие.

Ритмичность – повторяемость одних и тех же явлений через определенный промежуток времени.

Устойчивость. Возобновление ПТК при отсутствии внешнего воздействия.

Смена ПТК подчиняется географической зональности. (Смена природных зон при движении от экватора к полюсам)

2. Австралия: географическое положение, история открытия и исследование материка.

Австралия – самый сухой и маленький материк на планете. Его площадь равна 7,7 млн. кв. км и с островами – 9 млн. кв. км.

Его протяженность с севера на юг (3 тыс. км) и с запада на восток (4 тыс. км) практически одинаковая.

Материк располагается в двух полушариях: Южном и Восточном. Омывается водами Индийского и Тихого океанов. (Залив Кинг, Тиморское море, залив Жозеф-Бонапарт, Арафурское море, залив Карпентария, пролив Торреса, Коралловое море, Тасманово море, пролив Басса, залив Спенсер, Большой Австралийский залив)

Крайние точки материка:

северная - мыс Йорк 10°ю. ш. 142° в. д.,

южная - мыс Саут-ист- Пойнт 39° ю. ш. 147° в. д.

восточная - мыс Байрона 28°ю. ш. 154°в. д. ,

западная - мыс Стип-Пойнт 26° ю. ш. 114° в. д.

История исследования материка.

Австралия была открыта европейцами позже других материков. Эту землю открыли голландцы. В первой половине XVII века они уже знали северное, западное и юго-западное побережье материка. Много сведений о материке собрали экспедиции Тасмана, Торреса, Д.Кука.

В 1606 г. испанец Торрес открыл самую северную оконечность австралийского полуострова Кейп - Йорк, а пролив, отделяющий Новую Гвинею от Мыса Йорк, назвал Торресовым.

А. Тасман. 1642-1643 гг. голландец Тасман, обойдя Новую Голландию по кольцевому маршруту, доказал, что она представляет собой особый континент. Тасман не видел восточных берегов, так как шел слишком далеко от них, но он открыл участок побережья Новой Зеландии.

Д Кук. 22 августа 1770 г. Кук высадился на небольшом острове в Торресовом проливе и ввел во владение британской короны все восточное побережье Новой Голландии, которое он назвал Новым Южным Уэльсом. Так завершилось открытие пятого континента Земли – Австралии.

3. Дайте определение, что такое река. Покажите на карте следующие реки: Волга, Амазонка, Нил, Миссисипи, Муррей, Обь, Енисей.

Река – водный поток, текущий в выработанным им русле.

Тип урока : Урок формирования умений

Дидактическая цель: закрепить знания об особенностях природных зон, продолжить формирование умений выявлять причинно-следственные связи.

Задачи:

1. Образовательная задача: закрепить полученные знания об особенностях природных зон России и выявить взаимосвязи между компонентами природного комплекса на примере природных зон.

2.Развивающая задача: продолжить формирование умений описывать и объяснять особенности природной зоны, находить причинно-следственные связи между компонентами природного комплекса, анализировать и сопоставлять тематические карты.

3.Воспитательная задача: формирование способности и готовности к сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в природе.

Ход урока:

Организационный момент: Приветствие.

Побудительная мотивация: На протяжении нескольких уроков мы с вами путешествовали по нашей России. Перед нашими глазами предстали во всем своем величии и красоте разные природные зоны нашей Родины. От ледяной, безмолвной Арктики до влажных субтропиков города Сочи. Каждый природный ландшафт поражал нас чем-то особенным.

Актуализация: Давайте вспомним

Показывается природная зона, а ученики ее называют.

1.С какими природными зонами мы познакомились на территории России? (ученик показывает по карте на доске)

2.Как располагаются природные зоны на территории России? Каким законам они подчиняются?

3. Можем ли мы назвать природную зону – природным комплексом? Почему?

4. Какие компоненты есть в природном комплексе? Назовите их?

5. Эти компоненты взаимосвязаны между собой? Приведите примеры?

6. Приведите ПК различного масштаба?

7. Можно ли выделить наиболее главные компоненты ПК? (климат, горные породы, почвы)

8. Может ли человек оказывать влияние на природные зоны, изменять их? Приведите примеры отрицательного воздействия и положительного воздействия?

9. Какие меры может принять каждый из вас по сохранению природных зон России?

А сейчас мы приступаем к выполнению практической работы, где каждый из вас сможет показать, насколько у вас сформированы умения выявлять причинно-следственные связи и умение работать с тематическими картами.

Тема: «Установление зависимости между компонентами природы на примере природных зон».

Цель работы: научиться устанавливать взаимосвязь между компонентами природы на примере природных зон.

Ход работы.

Территория

Климат

Природные

зоны

Почва

Растительность

Животный

мир

Полуостров

Ямал

Астраханская область

Остров Врангеля

Вывод: Сформулируйте вывод о зависимости между компонентами природы на основе анализа данных таблицы.

Закрепление и подведение итогов:

1.Существует ли взаимосвязь между климатом и типом почвы?

2. Между растительностью и почвой? Пример

3. Между растительностью и животным миром? Пример

4. Между климатом и растительностью? Пример

5. Между климатом и животным миром? Пример

Ребята! Какой вывод сегодняшнего урока мы можем сделать?

В любом природном комплексе существует очень тесная взаимосвязь между компонентами природы. Если изменить один природный компонент, то произойдет изменение всего природного комплекса.

Задание: Поставьте плюс, если вы согласны с утверждением и минус, если не согласны с утверждением.

  1. 1. Климат является одним из главных компонентов природного комплекса.
  2. 2. В зоне тундры дерново-подзолистые почвы.
  3. 3. Верблюжья колючка - типичное растение степей.
  4. 4. В зоне арктической пустыни могут расти только накипные лишайники.
  5. 5.В природной зоне прослеживается тесная взаимосвязь между компонентами природы.

Итог урока : Компоненты природной зоны тесно взаимосвязаны друг с другом, человек планируя хозяйственную деятельность должен всегда учитывать эти взаимосвязи.

Рефлексия: Какие трудности вызвала у вас практическая работа? Что было для вас наиболее сложным? Что понравилось в этой работе?

Выставление оценок

Дидактический материал для урока

Тема: «Установление зависимости между компонентами природы на примере природных зон».

Цель работы:

Ход работы.

Задание: Используя карты атласа, учебник ст. 296-297 заполнить таблицу.

Территория

Климат

Природные

зоны

Почва

Растительность

Животный

мир

Полуостров

Ямал

Астраханская область

Остров Врангеля