Арабей Елизавета

Порядок вступления в ЕС

На сегодняшний день ЕС насчитывает 27 государств-членов. Все эти государства присоединялись к ЕС в разное время в соответствии с договорами о присоединении. ЕС открыт для новых государств, желающих вступить в союз и стать его частью. Однако такое предложение было бы не корректно без обозначения определенных критериев, соблюдение которых обязательно для государств-кандидатов.

Итак, для того, чтобы стать государством-кандидатом на вступление в ЕС государство должно соответствовать следующим критериям:

  • быть европейским, то есть принадлежать к европейской цивилизации, независимо от территориального положения государства;
  • уважать основные принципы Договора о ЕС, а именно: принципы демократии, свободы, уважения прав и свобод человека и гражданина, господства права;
  • стабильное функционирование и развитие государственных и общественных институтов;
  • быть демократическим и предоставлять своим гражданам гарантии демократии;
  • обеспечивать верховенство права и закона, соблюдение прав челолвека и гражданина, включая защиту национальных меньшинств;
  • наличие нормально функционирующей рыночной экономики, эффективного управления и стабильного финансового положения;
  • достижение совместимости правовой системы с правовой системой ЕС.

При наличии всех указанных критериев, и, следовательно, после подачи заявки на вступление в ЕС, государство становится кандидатом. После подачи заявки Европейская Комиссия проводит переговоры с государством-кандидатом о состоянии дел и соответствию вышеозначенным критериям. По результатам проведенных переговоров Европейская Комиссия предоставляет отчеты в Совет. В случае, если Совет единогласно одобряет кандидатуру, следующим этапом государство должно пройти одобрение в Парламенте. После того, как Европейский Парламент абсолютным большинством голосов одобряет вступление государства в ЕС, созывается конференция представителей всех государств-членов ЕС, на которой подписывается договор о присоединении. Договор подлежит ратификации во всех государствах-членах ЕС и в самом государстве-кандидате, которое после проведения ратификационных процедур становится государством-членом ЕС.

В настоящий момент кандидатами на вступление в ЕС, то есть государствами, подавшими заявку, являются Исландия, Македония, Турция и Хорватия. Кроме этого существует ряд государств-членов ЕС, вступивших в ЕС с изъятиями (Великобритания, Ирландия, Дания, Швеция), а также государства, не вступившие в ЕС, но использующие часть правовой системы ЕС в своем правовом поле (Норвегия, Исландия, Швейцария).

Турецкий вопрос

Вступление Турции в ЕС является предметом ожесточенных дебатов лидеров государств-членов ЕС.

Историческая справка.

Турция подала заявку на вступление в ЕС еще в 1959 г. Но в 1960 г. в Турции произошел переворот, и процесс вступления замедлился. В 1963 г. был подписан Договор об ассоциации, в котором стороны оговорили три этапа интеграции, которые должны привести Турцию к членству в ЕС. В 1987 г. Турция подала официальную заявку на вступление в ЕС, но этот шаг также не был решающим в череде попыток стать «частью целого». 29 июня 2005 года Еврокомиссия обнародовала официальное предложение начать переговоры с Турцией по вопросу ее вступления в Европейский союз 3 октября 2005г. Комиссар Еврокомиссии по вопросам расширения Олли Рен заявил, что решение принято после «долгих и ожесточенных дебатов», отражающих нежелание ряда ее членов видеть в своих рядах эту страну.

Почему нет?

Существует достаточное количество причин, благодаря которым Турция могла бы вступить в ЕС: это единственное светское государство мусульманского мира, а также восточный форпост НАТО, у Турции самая мощная в мире армия и неплохой потенциал развития. Однако, Турция до сих пор не государство-член ЕС, и на это существует ряд причин, как внутри Турции, так и вне её пределов.

К внутренним проблемам Турции можно отнести недостаточный уровень экономического и финансового развития. Турецкая экономика не так хорошо развита как экономика государств-членов ЕС. А уровень инфляции снизился только к октябрю 2004 г. В контексте таких проблем европейские лидеры сомневаются, сможет ли ЕС взять на себя такую страну, как Турция, вместе с её гражданами и довести её до экономического уровня государств-членов ЕС.

По поводу экономических проблем высказался глава делегации Турции на переговорах по вступлению в ЕС Егемен Багис, который назвал Турцию не обременением, а активом, то есть приобретением для ЕС.

К внешнеполитическим проблемам относятся турецко-греческие разногласия по поводу северной территории Кипра, неурегулированность турецко-армянских взаимоотношений, прежде всего из-за трагических событий 1915-1923 годов («геноцид армян»), а также курдская проблема. Кроме этого препятствием для вступления Турции в ЕС можно назвать страх европейцев перед исламом и исламским обществом. Развитию такого негативного отношения способствовали события 11 сентября 2001 годы в США, а также другие террористические акты. Турция насчитывает более 70 млн. населения, что позволит ей получить наибольшее представительство в Европарламенте. Этот фактор также не является утешающим для большинства европейских государств, желающих сохранить свои устои, а не стать жертвой турецкой оккупации.

Современный этап развития европейско-турецких взаимоотношений

В 2009 году Президент Турции, Абдулла Гюль высказался о возможности «норвежского варианта» развития турецко-европейских отношений. Норвегия, как известно, не является членом ЕС, но входит в шенгенскую зону, проводит реформы в соответствии с политикой ЕС и придерживается европейских стандартов и норм. По его словам главное для Турции не сам факт вступления в ЕС, а изменение турецкой государственности в соответствии с принципами ЕС.

29 сентября 2010 года глава делегации Турции на переговорах по вступлению в ЕС Егемен Багис предложил государствам-членам ЕС провести референдумы по вопросу вступления Турции в ЕС. Кроме этого им было сделано много громких заявлений относительно турецкой экономической мощи. Багис уверен, что после проведения переговоров Франция и Германия изменят свое мнение относительно вступления Турции.

Багис, как и Президент Гюль, не исключает «норвежского варианта» развития отношений. В отличие от них Бахадир Калеагаси, международный координатор ассоциации турецкой промышленности и бизнеса, считает, что для турецкого бизнеса есть единственный возможный вариант развития – вступление в ЕС, при этом норвежский вариант или какой-либо другой вариант не примелем без полноправного членства Турции в ЕС.

Таким образом , вступление Турции в ЕС является с одной стороны необходимостью для обоих сторон, обусловленной геополитической ситуацией, но, с другой стороны, встречает ряд препятствий, вытекающих из исторических, экономико-социальных и политических проблем турецкого государства. От решения, которое будет принято Турцией и объединенной Европой зависит, сможет ли Турция стать моделью демократических преобразований для всего мусульманского мира, своеобразным мостом между двумя мировыми цивилизациями, ключом к налаживанию и укреплению их мирного сосуществования и сотрудничества.

Условия вступления в ЕС определены на заседании Европейского Совета в Копенгагене (Дания), состоявшемся 21-22 июня 1993 г. Ассоциированные государства Центральной и Восточной Европы, которые выразили такое стремление, могут стать членами ЕС. Вступление состоится, как только ассоциированное государство сможет взять на себя обязанности членства, удовлетворив необходимые политические и экономические требования.

Эти требования получили название копенгагенских критериев:

Стабильность институтов, являющихся гарантами демократии, верховенства права, прав человека и уважения и защиты прав меньшинств (политический критерий);

Действующая рыночная экономика и способность справиться с конкурентным давлением и рыночными силами внутри ЕС (экономический критерий);

Способность взять на себя обязанности членства с соблюдением целей политического, экономического и валютного союза (критерий членства)

Способность ЕС абсорбировать новых членов, одновременно поддерживая динамику европейской интеграции, что является важным фактором общего интереса как Союза, так и государств-кандидатов (иногда этот критерий называют независимым, поскольку его цель - укрепление европейской интеграции.

Каждый из этих четырех критериев имеет ряд субкритеріїв. Политический критерий включает следующие составляющие:

Обеспечение свободы парламентских и президентских выборов и выборов в местные органы власти;

Создание и расширение деятельности демократических институтов, неправительственных организаций, независимых средств массовой информации;

Принятие законодательства, что надежно защищает права меньшинств, создание соответствующих учреждений;

Усиление борьбы с организованной преступностью и коррупцией;

Решение вопросов правового обеспечения и усиления борьбы с отмыванием средств;

Создание надежных институтов в сфере юстиции и органов внутренних дел, гарантии независимости судебной власти, улучшение функционирования судов;

Защита личных прав и свобод человека.

В решениях Европейского Совета в Люксембурге, которая состоялась 12-13 декабря 1997 г., отмечалось: соблюдение копенгагенского политической критерия является предпосылкой для начала переговоров об ассоциации.

Членство в ЕС, учитывая политические стандарты требовало от страны-кандидата стабильности институтов, гарантирующих демократию, верховенство права, уважение и защиту национальных меньшинств. Будущие страны-кандидаты должны были не только закрепить эти принципы в своих конституциях, но и пользоваться ими в повседневной жизни. их конституции должны гарантировать демократические свободы, в том числе политический плюрализм, свободу слова и свободу совести; создать условия для нормального функционирования государственных учреждений, проведения свободных и справедливых выборов, периодической смены правящего парламентского большинства, а также признание важной роли оппозиции в политической жизни.

С целью оценки выполнения странами-кандидатами условий членства был внедрен механизм регулярного мониторинга со стороны ЕС выполнение упомянутых требований, который полагался на Европейскую Комиссию. В своих выводах она выходила за пределы формального описания политических институтов и отношений между ними и оценивала, демократия имеет реальный характер. При этом проверялось, как защищаются конституционные права и свободы, в частности, свобода слова в процессе деятельности политических партий, неправительственных организаций и средств массовой информации.

Две составляющие экономического критерия также имеют ряд субкритеріїв.

"Существования рыночной экономики" (эта составляющая экономического критерия должна быть довольна до начала переговоров) оценивается с помощью анализа следующих факторов:

Равновесие между спросом и предложением обусловлена свободной игрой рыночных сил; либерализация цен и торговли;

Отсутствие существенных препятствий для выхода на рынок (создание новых предприятий) и выхода с рынка (банкротство);

Наличие правовой базы, в том числе регулирование права собственности; исполнение законов и контрактов;

Достижение макроэкономической стабильности, в том числе стабилизации уровня цен и стабильности государственных финансов и внешнего сальдо;

Наличие широкого консенсуса относительно основ экономической политики;

Достаточная развитость финансового сектора для направления накопленных средств на инвестирование производства.

"Способность справиться с конкурентным давлением и действием рыночных сил в рамках Европейского Союза" (эта составляющая экономического критерия должна быть удовлетворена в среднесрочной перспективе - пять лет) оценивается с помощью анализа следующих факторов:

Наличие действующей рыночной экономики с уровнем макроэкономической стабильности, достаточным для того, чтобы субъекты принимали решения в условиях стабильного и предсказуемого климата;

Достаточное количество человеческих и материальных ресурсов, в том числе инфраструктура (энергоснабжение, телекоммуникации, транспорт и т.д.), образование и исследования и перспектива деятельности в этой сфере;

Степень влияния политики правительства и законодательства на конкурентоспособность через торговую политику, политику конкуренции, государственной помощи, поддержку малых и средних предприятий и т.д.;

Уровень и темпы торговой интеграции страны с Европейским Союзом перед расширением (как объем, так и структура торговли со странами-членами);

Достаточная доля малых фирм в структуре экономики (малые фирмы обычно получают большую выгоду от упрощенного доступа на рынок, а преобладание крупных фирм может означать большую инертность в приспособлении к условиям рынка).

Европейский Совет в Копенгагене пришли к выводу, что страны-кандидаты должны брать на себя обязательства членства в ЕС в соответствии с целями Договора о ЕС, в том числе политический, экономический и валютный союз. От стран-кандидатов никогда не требовалось принять единую валюту, но они имели еще до вступления максимально подготовиться к полноценному участию в экономическом валютном союзе.

В этой связи необходимыми условиями членства в ЕС были: адаптация части права ЕС (acquis), что касается экономического и валютного союза, а именно, завершение либерализации движения капиталов; запрет любого прямого финансирования государственного сектора через центральный банк или через предоставление привилегированного доступа государственного сектора к финансовым институтам; соответствие Устава центрального национального банка страны-кандидата Договора об учреждении ЕС, в том числе положению о независимости органов валютного контроля и поддержания стабильности цен.

Выполнение этих требований, а также стабильное осуществление надлежащей экономической политики и проведения экономических реформ дают возможность странам-кандидатам участвовать в экономическом и валютном союзе без введения евро.

Предполагалось, что на момент присоединения новые страны-члены как участники экономического валютного союза должны действовать в соответствии с Разделом VII Договора об учреждении ЕС, а именно: строго придерживаться целей экономического валютного союза; избегать высокого бюджетного дефицита и четко выполнять соответствующие положения Пакта о стабильности и росте (принят Европейским Советом в июне 1997 p.); адаптировать Уставы национальных центральных банков с целью их интеграции в европейскую систему центральных банков; совершенствовать выполнение критериев сближения (конвергенции).

Критерии для вступления в экономического валютного союза были определены Маастрихтским договором. Они предусматривали:

Дефицит бюджета не более 3 % ВВП;

Государственный долг не более 60 % ВВП;

Инфляцию не более +1,5 п. п. до среднего уровня инфляции трех стран ЕС с наиболее стабильными ценами;

Среднюю величину долгосрочной ставки не выше 2,0 п. п. до среднего уровня в трех странах - членах ЕС с максимальной стабильностью цен;

Удержание колебания действующего в ЕС обменного курса валют.

После достижения маастрихтских критериев сближения (конвергенции) в отношении ценовой стабильности, дефицита бюджета, государственного долга, стабильности национальной валюты и процентных ставок страны-кандидаты могут считаться полноценными участницами экономического валютного союза.

Третий критерий - критерий членства - является, как свидетельствуют переговоры стран-кандидатов, самым трудным для выполнения. В процессе

переговоров по членству в ЕС конкретизированы 31 критерий членства. Каждый из них соответствует одному из 31 раздела совместного творчества (acquis communautaire) ЕС:

1. Свободное перемещение товаров.

2. Свободное перемещение рабочей силы.

3. Свобода в предоставлении услуг.

4. Свободное перемещение капиталов.

5. Законодательство о предприятиях.

6. Конкурентная политика.

7. Сельское хозяйство.

8. Рыбное хозяйство.

9. Транспортная политика.

10. Налоговая политика.

11. Экономический и валютный союз.

12. Статистика.

13. Социальная политика и занятость.

14. Энергетика.

15. Промышленная политика.

16. Малые и средние предприятия.

17. Научная и исследовательская деятельность.

18. Образование и обучение.

19. Телекоммуникации.

20. Политика в области культуры и аудиовизуальном секторе.

21. Региональная политика.

22. Экология.

23. Защита прав потребителей и охрана здоровья.

24. Юстиция и внутренние дела.

25. Таможенный союз.

26. Внешние сношения.

27. Общая внешняя политика и политика безопасности.

28. Внешняя торговля.

29. Бюджет и финансовый контроль.

30. Охрана прав интеллектуальной собственности.

31. Соответствие стандартам промышленной продукции.

Стоит отметить, что копенгагенские критерии были своеобразным ответом Сообществ на многочисленные обращения в конце 1991 - первой половине 1992 г. стран Центральной и Восточной Европы к ЕС, и прежде всего Вышеградской группы, с просьбой сформулировать список условий вступления в ЕС и определить режим переговоров по этому вопросу. Вводя условия вступления, страны ЕС стремились, с одной стороны, предотвратить преждевременное расширение ЕС, а с другой - преследуя политические цели, обеспечить активную роль ЕС в регионе Центральной и Восточной Европы.

Важное значение для усиления процессов европейской интеграции имел Маастрихтский договор о создании ЕС (февраль 1992 г.), который подписали 12 государств (Бельгия, ФРГ, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Великобритания, Дания, Ирландия, Португалия, Испания, Греция).

Маастрихтский договор предусматривал трансформацию Европейского Сообщества в ЕС и предоставлял странам Восточной Европы право присоединиться к нему; превращал каждого подданного государств-участниц на "гражданина Европы", который может свободно поселяться во всех странах Союза; предоставлял каждому гражданину (например французу), что живет в Бельгии, Италии, Греции, право голосовать и быть избранным в стране своего пребывания на выборах в местных и европейских органов власти. Он создал предпосылки для введения единой европейской валюты (не позже 1999 г.).

Маастрихтский договор по значимости можно сравнить с договором о создании ЕЭС в 1957 г. Он основывается на трех основных дополнениях: дополненный договор об интеграции, включая валютный союз; создание общей внешней политики и политики безопасности и обороны; сотрудничество стран-членов во внешней политике, борьбе с преступностью. В документе была отмечена необходимость "защитить общие ценности, фундаментальные интересы и независимость Союза; укрепить всеми возможными средствами безопасности Союза и его стран-членов; сохранять мир и международную безопасность" (Ст. 1.2).

Правительства стран-членов договорились:

Начать новый этап европейской интеграции, принимая во внимание историческое значение прекращения разделения Европейского континента и испытывая потребность создание основы для построения будущей Европы;

Подтвердить свое признание свободы, демократии, основных прав и свобод человека и верховенства закона;

Углублять солидарность между своими народами с уважением к их истории, культуры и традиций;

Способствовать демократическому и эффективному функционированию институтов с целью улучшения выполнения ими задач в рамках единой системы;

Достичь укрепления и слияния экономик своих стран, сформировать экономический и валютный союз с последующим введением единой стабильной валюты;

Способствовать экономическому и социальному развитию своих народов в контексте создания внутреннего рынка, а также осуществлять политику, которая обеспечила бы их рост во всех сферах;

Установить общее гражданство;

Проводить общую внешнюю политику и политику безопасности с целью поддержания мира и стабильности в Европе и мире;

Подтвердить свою цель в отношении свободного передвижения людей, одновременно гарантировав надежность и безопасность собственных народов;

учитывая необходимость европейской интеграции продолжить процесс создания более прочного союза народов Европы, в котором решения будут приниматься с максимальным участием граждан согласно принципу субсидиарности.

Договор вступил в силу 1 ноября 1993 г. Он начал новый этап сплочения народов Европы, целью которого было: содействие экономическому и социальному прогрессу благодаря созданию внутреннего рынка без внутренних границ и установления экономического и монетарного союза с единой валютой; отстаивание интересов Союза на международной арене; укрепление защиты прав и интересов представителей разных национальностей стран-участниц через введение гражданства ЕС; развитие тесного сотрудничества в области правосудия и внутренней политики.

Внутренняя и внешняя политика ЕС основывается на трех основных принципах:

Уважении к национальной принадлежности граждан стран-участниц;

Соблюдении основных прав и свобод, что гарантирует Римская конвенция защиты прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и обусловленные общими для стран-участниц конституционными традициями, то есть общими принципами права Сообщества;

Обеспечении средствами, необходимыми для достижения цели.

В 1994 г. после успешных переговоров к ЕС присоединились Австрия, Финляндия и Швеция; в 2004 г. - Польша, Венгрия, Чешская Республика, Словакия, Словения, Кипр, Мальта, Эстония, Литва, Латвия, а в 2007 г. - Болгария и Румыния.

Можно выделить пять основных этапов процесса вступления в ЕС:

1. Консультативный этап - продолжается перед представлением страной заявления о вступлении. Практика показывает, что на этом этапе страны - претенденты на вступление укладывают одну из трех типов ассоциативных соглашений:

- Европейское соглашение (European Agreement) - в 90-х годах прошлого века такие соглашения были заключены с десятью бывшими социалистическими странами Центральной и Восточной Европы: Польшей(1991), Венгрией(1991), Румынией (1993), Болгарией (1993), Чехией (1993), Словакией (1993), Эстонией (1995), Литвой (1995), Латвией (1995), Словенией (1996);

- Соглашение об ассоциации (Association Agreement) - заключенные с Турцией (1963), Мальтой (1970) и Кипром (1972);

- Соглашение о стабилизации и ассоциации (Stabilization and Association Agreement), были подписаны с Балканскими странами.

Консультативный этап завершается представлением страной-претендентом заявки о вступлении в ЕС.

2. Оценочный этап - продолжается между представлением страной-претендентом заявки о вступлении и началом переговоров о вступлении. На этом этапе страны пытаются достичь критериев членства в ЕС. Государство официально становится страной - кандидатом на вступление в ЕС.

3. Переговорный этап - длится от начала и до завершения переговоров о вступлении. В процессе переговоров определяются условия, на которых каждый кандидат может присоединиться к ЕС, и сроки принятия, реализации и правового внедрения acquis communautaire (совместного доработку ЕС). В отдельных случаях возможен учет переходных мер, но они должны быть четко определены по содержанию и продолжительности. Каждая страна-кандидат действует по отдельному графику и может быть принята в ЕС, как только достигнет соответствия критериям вступления и членским обязательствам. Переговоры проходят в форме двусторонних конференций между странами-членами и каждой из стран - кандидатов по каждому из 31 раздела acquis communautaire: конкурентная политика, транспортная политика, энергетика, налоговая политика, таможенный союз, сельское хозяйство, юстиция и внутренние дела, финансовая сфера, региональная политика, бюджетные ассигнования и т.д. Общий успех в переговорном процессе оценивается количеством разделов, по которым переговоры являются вполне завершенными. Результаты переговоров приобщаются к проекту соглашения о вступлении страны-кандидата в ЕС.

4. Ратификационный этап - продолжается между подписанием соглашения о вступлении и ее ратификацией. Перед подписанием соглашения о вступлении она должна быть подана до Совета ЕС для одобрения и в Европейский Парламент для получения согласия. После подписания соглашение о вступлении направляется к стран - членов ЕС и стран-кандидатов для ратификации и принятия странами-кандидатами решение относительно поступления, при необходимости - через процедуру референдума. Именно поэтому успешный ход переговоров не является гарантией вступления страны в ЕС, Норвегия, правительство которой дважды (в 1972 и 1994 г.) удачно завершил переговоры и даже подписал соглашение о вступлении, так и не стала членом ЕС, поскольку вопрос вступления в ЕС дважды не нашло должной поддержки населения. В 1972 г. в референдуме принимали участие 78 % населения, 53,5 % из которых проголосовали против вступления в ЕС. В 1994 г. противники членства в ЕС снова победили, получив 52,3 % голосов. За вступление высказались лишь 47,7 % тех, кто пришел на референдум. Швейцария также подавала заявление на вступление, но процесс не был завершен, поскольку на референдуме в декабре 1992 г. швейцарцы высказались против ратификации соглашения о Европейской экономической зоне.

5. Имплементационный этап - начинается после выполнения всех ратификационных процедур и вступления соглашения в силу. Только после этого страна становится полноправным членом ЕС.

Некоторые специалисты к предыдущему этапу вступления в ЕС причисляют и участие страны-претендента в Европейской Конференции.

Европейская Конференция (впервые состоялась 12 марта 1998 г. в Лондоне) - это многосторонняя структура, в рамках которой государства - члены ЕС и страны-кандидаты обсуждают насущные вопросы сотрудничества в сфере внешней политики и безопасности, юстиции и внутренних дел.

Однако, по мнению других специалистов, заседания Европейской Конференции в ЕС всегда воспринималось как символический мероприятие, участие в котором стран - нечленов ЕС всегда имела характер почетного присутствия. Целесообразность встреч такого формата неоднократно ставилась под сомнение, но Европейская Конференция не прекращала своей деятельности именно для того, чтобы продемонстрировать сплоченность Европы вокруг ЕС.

Каждый институциональный орган ЕС имеет свои четко определенные полномочия относительно принятия новых членов. С точки зрения последовательности действий и реализации полномочий определенных институтов ЕС (Совета, Комиссии и Парламента) можно выделить двенадцать шагов:

1) европейское государство подает заявку о вступлении в Совет ЕС;

2) Совет ЕС обращается к Европейской Комиссии с просьбой высказать свою позицию относительно поданной заявки;

3) Европейская Комиссия представляет свою оценку Совете ЕС;

4) Совет ЕС единогласно принимает решение начать переговоры о вступлении со страной-кандидатом;

5) Европейская Комиссия предлагает, а Совет ЕС единогласно утверждает основные составляющие и принципы позиции ЕС на переговорах с государством-кандидатом;

6) Совет ЕС проводит переговоры с государством-кандидатом;

7) проект договора о вступлении согласовывается между ЕС и государством-кандидатом;

8) проект договора о вступлении подается в Совета ЕС и Европейского Парламента;

9) Европейский Парламент одобряет Договор о вступлении большинством голосов;

10) Совет ЕС единогласно утверждает Договор о присоединении;

11) Страны-члены и страна-кандидат официально подписывают Договор о вступлении;

12) Страны-члены и страна-кандидат ратифицируют Договор о вступлении в соответствии с собственными конституционными нормами. Страна-кандидат становится членом ЕС.

После выполнения ими ряда требований по трем критериям:

  • политического: стабильность учреждений, гарантирующих демократию, верховенство права, соблюдение прав человека и защита прав меньшинств;
  • экономического: действующее рыночная экономика;
  • "Членского": обязательства, вытекающие из факта вступления в ЕС, в частности признание его политических, экономических и монетарных целей.

Так называемые "копенгагенские критерии" или критерии вступления были подтверждены в декабре г. на Мадридском заседании Европейского Совета, которая подчеркнула, кроме того, значение перестройки административных структур страны-заявителя и создание условий постепенной гармоничной интеграции в ЕС .

Впрочем ЕС оставляет за собой право определять момент, когда он будет готов принять новых членов.


1. Критерии членства в Европейском Союзе

Во время переговоров о присоединении со странами-кандидатами, происходит регулярный мониторинг соблюдения Копенгагенских критериев. На основе данных мониторинга, принимаются решения о присоединении и при присоединении страны, и действия, которые необходимо прежде осуществить.

Критерии членства в Европейском Союзе (англ. European Union Membership criteria ) Определены в трех документах:

При принятии в 1993 году, не существовало механизма, который бы гарантировал, что существующие страны-члены ЕС отвечают этим критериям. Однако было принято решение следить за соблюдением этих критериев, вслед за "санкциями", наложенными на правительство Австрии Вольфганга Шуселя (нем. Wolfgang Sch?ssel ) В начале 2000 года правительствами других 14 стран-членов Союза. Эти договоренности вступили в силу 1 февраля 2003 в рамках Ниццкого договора .


2. Географические критерии

Статья 49 (бывшая статья O) Договора о создании Европейского Союза (TEU) или Маастрихтский договор определяет, что любая Европейская страна, которая уважает принципы ЕС может подавать заявку на присоединение. О приднання в ЕС не-европейских стран не упоминается, но по известным прецедентов отказа Марокко и переговоров о тесную интеграцию Израиля свидетельствуют о невозможности присоединения не-Европейских стран. Однако, существуют различные определения европейскости, и вопрос принадлежности страны к Европе является "предметом политических дискуссий" Европейской Комиссии , и, что важнее Совета .

Существуют прецеденты, когда части стран-членов ЕС расположены за пределами Европы, например, Французская Гвиана находится в Южной Америке и является составной частью Франции . Гренландия которая является частью континента Северной Америки , присоединилась к Европейского экономического сообщества в 1973 как зависимая от Дании территория, но решила покинуть ЕС в 1983 году, через 4 года после получения права на внутреннее самоуправление.

Границы Европы согласно одной из точек зрения.

Европейская территория европейских государств

Территория европейских государств в Азии

Территории, которые иногда относят к Европе

7. Юридическая гармонизация

Последним критерием, который не относится к Копенгагенских, является требование, чтобы все будущие члены согласовывали свое законодательство с Европейськиы актами, также известными как наследие сообщества или acquis communautaire. При подготовке к каждому присоединения, достижения разбивается на отдельные разделы, каждый из которых относится к отдельной отрасли. Во время пятой волны увеличения Европейского Союза, которой было присоединено Болгарию и Румынию в 2007 году, достижения были разделены на 31 раздел. Для переговоров с Хорватией и Турцией , был разделен на 35 разделов.


Примечания

Www.networkeurope.org / feature / georgias-eu-accession-hopes Retrieved 16.03.2010

  • Coe Member States http://www.coe.int/aboutCoe/index.asp?page=47pays1europe&l=en - www.coe.int/aboutCoe/index.asp?page=47pays1europe&l=en Retrieved 16.03.2010
  • Other European Countries According To The EU http://europa.eu/abc/european_countries/others/index_en.htm - europa.eu / abc / european_countries / others / index_en.htm Retrieved 16.03.2010

  • Сегодня ЕС находится в процессе присоединения к нему новых 14 государств. Десять из государств-кандидатов, обозначенных в Ниццком договоре и составив-ших «первую волну» расширения, уже присоединились к Союзу в 2004 г., еще 2 или 3 присоединятся во «вторую волну» в 2007 г.
    Порядок присоединения новых государств к ЕС после амстердамских изменений регламентируется учредительным документом Союза. Маастрихтский договор о ЕС 1992 г. закрепляет в ст. 49 основные требования, предъявляемые к государству, которое желает получить членство в ЕС, а также процедуру принятия новых членов.
    Основных требования к государству-кандидату:
    государство должно быть «европейским», что означает принадлежность страны к европейской цивилизации независимо от географического поло-жения;
    государство должно уважать принципы, изложенные в ст. 6 (1) Договора о ЕС: принципы свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод и господства права.
    Европейским Союзом еще в июне 1993 г. на заседании Европейского совета в Копенгагене были конкретизированы дополнительные условия приема новых государств в организацию путем определения «копенгагенских критериев»:
    1) стабильность государственных и общественных институтов;
    2) гарантии демократии;
    3) верховенство закона и соблюдение прав человека, включая защиту националь-ных меньшинств;
    4) наличие нормально функционирующей рыночной экономики, эффективного управления и стабильного финансового положения.
    В декабре 1994 г. на заседании Европейского совета в Эссене на основе «копенга-генских критериев» были разработаны конкретные требования к государствам-кандидатам, выполнение которых необходимо для вступления в ЕС.
    Государство, соответствующее требованиям, может подать заявку на вступление в ЕС. Ее рассматривает Совет. Для дачи согласия на вступление государства-кандидата необходимо единогласное решение этого института. Голосованию по одобрению заявки предшествует период переговоров государства-кандидата с Комиссией, на которые последнюю уполномочивает Совет. Результаты перегово-ров вместе с анализом состояния дел в государстве-кандидате (на предмет соответствия требованиям к присоединению) отражаются в докладах Комиссии. До положительного решения Совета заявку должен одобрить Европейский парламент: считается одобренной, если за нее проголосовало абсолютное боль-шинство депутатов Парламента.
    Далее созывается специальная конференция, на которой с государством-кандидатом заключается договор о присоединении, подлежащий ратификации всеми государствами-членами в соответствии с их ратификационными процеду-рами, а также ратификации его в самом государстве-кандидате. При положитель-ном прохождения всех стадий государство становится пол
    1. ноправным членом ЕС.
    Договор о присоединении 2003 г. Хронологически последний и пятый по счету Договор о присоединении был подписан в Афинах 16 апреля 2003 г. Это «первая волна» современного расширения ЕС. Присоединились: Чехия, Эстония, Кипр, Латвия, Литва, Венгрия, Мальта, Польша, Словения и Словакия.
    ЕС объединяет сегодня 25 государств-членов. К ним относятся Бельгия, Дания, Германия, Греция, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерлан-ды, Австрия, Португалия, Финляндия, Швеция, Великобритания, Чехия, Эстония, Кипр, Латвия, Литва, Венгрия, Мальта, Польша, Словения и Словакия.
    В состав ЕС в ближайшем будущем планируют войти 4 государства-кандидата - Болгария, Румыния, Хорватия и Турция. Присоединение трех первых из них, скорее всего, состоится в 2007 г.
    Швейцария, Норвегия, Исландия и Лихтенштейн не являются членами ЕС, однако с ними Союз имеет теснейшую экономическую связь (экономическое простран-ство), подразумевающую общее правовое регулирование на основе гармонизированных правовых норм. Подобную экономическую и правовую связь планируется создать в ближайшем будущем и с Российской Федерацией на основе Общего европейского экономического пространства.

    • Условия и порядок вступления новых госу -дарств -членов . Сегодня ЕС находится в процессе присоединения к нему новых 14 государств .
      Государство , соответствующее требованиям, может подать заявку на вступление в ЕС . Ее рассматривает Совет.


    • Состав и территория ЕС . Условия и порядок вступления новых госу -дарств -членов . Сегодня ЕС находится в процессе присоедине¬ния к нему новых 14 государств . Десять из государств -канд... подробнее ».


    • Подписание и вступление в силу Договора о Евратоме совпадает с Договором о ЕС .
      После создания ЕС граждане государств -членов приобрели дополнительное «европейское » гражданство
      создают новых организаций, вносят изменения и дополнения в существующие...


    • Состав и порядок формирования Европейской комиссии. Правовой статус членов комиссии.
      Комиссия формируется сроком на пять лет совместно Советом ЕС и Европейским парламентом: назначение членов Комиссии производит Совет (квалифицированным...


    • Его решения обязательны для исполнения всеми гос -вами, институтами, гражданами и ю/л ЕС .
      (Правила процедуры ) 1991 г. Состав Суда образуется из двух категорий членов : судьи и
      После вступления в Союз в 1995 г. трех новых государств было решено сохранить за пятью...


    • Союз и его гражданство и введена новая законодательная процедура - совместное принятие решений, т.е. принятие НА и иных актов ЕС осущ.
      Европейский парламент заседает во французском городе Страсбурге. Состав и порядок формирования.


    • Закреплен в ст. 4 Договора о ЕС . В состав Европейского совета входят руководители
      Заседания Европейского совета первоначально проходили на территории
      вступления в Союз новых государств -членов , в столице Бельгии (и неофициальной столице ЕС )...


    • «Зона евро»: понятие и состав . Термин «зона евро» обозначает совокупную территорию государств - членов ЕС , которые перешли на третий этап Экономического и валютного союза и ввели евро в качестве единой валюты.
      4. Новые государства -члены .


    • «Совет состоит из представителя каждого государства -члена на министерском уровне, уполномоченного создавать обязательства для своих правительств». Состав : 25 национальных министров (Договор о ЕС позволяет заседать в Совете любому уполномоченному...


    • Принцип свободного передвижения работников в рамках общего рынка ЕС .
      членов их семей на свободное проживание и выбор места жительства на территории государств -членов .
      Госу -дарствам -членам позволено ограничивать свободу передвижения работников по мотивам...

    Найдено похожих страниц:10