Профессиональные деструкции психолога

контрольная работа

Виды профессиональных деструкций и причины их возникновения

Существуют различные подходы к систематизации разных видов профессиональной деструкции. Например, Э.Ф. Зеер предлагает следующую классификацию.

1. Общие профессиональные деструкции, типичные для работников данной профессии. Например, для врачей - синдром «сострадательной усталости» (эмоциональная индифферентность к страданиям больных); для работников правоохранительных органов - синдром «асоциальной перцепции» (когда каждый воспринимается как потенциальный нарушитель); для руководителей - синдром «вседозволенности» (нарушение профессиональных и этических норм, стремление манипулировать подчиненными).

2. Специальные профессиональные деструкции, возникающие в процессе специализации. Например, в юридических и правозащитных профессиях: у следователя -правовая подозрительность; у оперативного работника - актуальная агрессивность; у адвоката - профессиональная изворотливость; у прокурора - обвинительность. В 3 медицинских профессиях: у терапевтов - стремление ставить «угрожающие диагнозы»; у хирургов - цинизм; у медсестер - черствость и равнодушие.

3. Профессионально-типологические деструкции, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности. В результате складываются профессионально и личностно - обусловленные комплексы:

Деформации профессиональной направленности личности (искажение мотивов деятельности, перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям);

Деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей - организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и др. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, нарциссизм);

Деформации, обусловленные чертами характера (ролевая экспансия, властолюбие, «должностная интервенция», доминантность, индифферентность).

Все это может проявляться в самых разных профессиях.

4. Индивидуальные деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как, впрочем, и нежелательные, чрезмерно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций. Например: сверхответственность, суперчестность, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм, навязчивая педантичность и др. «Данные деформации можно было бы назвать профессиональным кретинизмом», - пишет Э.Ф. Зеер .

Одни из самых частых причин профессиональных деструкций, как утверждают специалисты, - это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден общаться специалист-профессионал, и специфика его деятельности. Другой не менее важной причиной является разделение труда и все более узкая специализация профессионалов, которая способствует формированию профессиональных привычек, стереотипов, определяет стиль мышления и общения . В связи с этим выделяют основные группы факторов, детерминирующих профессиональные деструкции:

1) объективные, связанные с социально-профессиональной средой (социально-экономическая ситуация, имидж и характер профессии, профессионально-пространственная среда);

2) субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений;

3) объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.

Вторая группа причин относится к психологическим. Нельзя забывать, что какими бы ни были сложными профессиональные или семейные ситуации, как бы ни «давили» на человека внешние факторы, тем не менее он всегда сам принимает решения и сам несет за них ответственность. Поэтому, не подвергая сомнению влияние указанных факторов, в то же время следует обратить особое внимание на личностные качества сотрудника и на его возможную определенную предрасположенность к возникновению и проявлениям профессиональных деструкций.

Таким образом, проведенный теоретический анализ подтверждает взаимозависимость между психологическим феноменом - профессиональной деструкцией - и особенностями характера личности. Действительно, с одной стороны, углубление различных профессиональных деструкций вносит существенные, зачастую негативные, изменения в характер индивида, а с другой - определенные акцентуации характера создают предрасположенность к формированию этих деструкций.

Конфликтность молодой семьи в период первичной адаптации

Анализ научной литературы свидетельствует, что семей без конфликтов практически не бывает, в особенности это относится к молодым семьям. Человек находится в постоянном конфликте даже с самим собой...

Конфликты в процессе делового общения

Более 80% конфликтов возникает помимо желания участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знают о них, либо не придает им значение...

Конфликты типа учитель-ученик и пути их урегулирования

конфликт педагогический ученик учитель Одной из причин является неблагоприятная экономическая и социально - политическая обстановка в стране и регионе...

Особенности профилактики школьной дезадаптации младших школьников

При делении дезадаптации на виды С.А. Беличева учитывает внешние или смешанные проявления дефекта взаимодействия личности с обществом, окружением и собой: а) патогенная: определяется как следствие нарушений нервной системы...

Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР

Задержка психического и речевого развития - это психическое расстройство, связанное с задержкой в эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка. Это расстройство является более легким, чем, например, олигофрения, и поддается лечению...

Особенности развития ребенка с ранним детским аутизмом

Поиски причин этого расстройства психического развития шли по нескольким направлениям. Первые обследования аутичных детей не дали свидетельств о патологии их нервной системы...

Одна из самых частых причин профессиональной деформации, как утверждают специалисты, - это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал, а также специфика его деятельности...

Понятие профессиональной деформации личности

Существует несколько классификаций видов профессиональной деформации личности. Е.И. Рогов выделяет следующие деформации. 1.Общепрофессиональные деформации, которые типичны для большинства людей, занятых данной профессией...

Причины возникновения и функции конфликтов

Конфликт - это "важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия", это форма отношения между потенциальными или актуальными субъектами социального действия...

Профессиональные деструкции психолога

Психологическая профилактика - содействие полноценному социально-профессиональному развитию личности, предупреждение возможных кризисов, личностных и межличностных конфликтов...

Психологические основы манипуляции личностью

К наиболее распространенным профессиональным манипуляциям личностью в настоящее время можно отнести нищенство, финансовые пирамиды. Остановимся на них подробнее. Нищенство и попрошайничество можно отнести к «древнейшим профессиям»...

Психология труда

Известно, что труд положительно влияет на психику человека. Применительно же к разным видам профессиональной деятельности принято считать, что существует большая группа профессий...

Формы и причины возникновения тревоги

Причины, вызывающие тревогу и влияющие на изменение ее уровня, многообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека. Условно их разделяют на субъективные и объективные причины...

Характеристика конфликтов в воинских коллективах и пути их урегулирования

Конфликт, как считают психологи, - это столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций в межличностных или межгрупповых отношениях. Конфликты в воинских коллективах, как правило...

Эгоцентризм и преодоление обиды

Эгоцентризм является одним из основных понятий в психологической характеристике личности человека и грамматически включает в себя два слова, обозначающие «Я» - от латинского ego и «центр, сосредоточение» - от centrum...

Профессиональные деформации и деструкции

Профессиональное развитие – это приобретения и потери, а значит, становление специалиста, профессионала – не только совершенствование, но и разрушение, деструкция (лат. destructio – разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо). Неблагоприятное протекание профессионального развития внешне может проявиться в снижении производительности труда, работоспособности, трудоспособности человека, а также в негативных изменениях психических качеств человека, в утрате ценностных ориентаций в труде.

А.К. Маркова, на основе обобщения исследований нарушения профессионального развития личности, выделила следующие тенденции профессиональных деструкций:

Отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и социальными нормами;

Дезинтеграцию профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие – нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты;

Низкую профессиональную мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптацию;

Рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает (например, мотивация к профессиональному росту есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания);

Ослабление ранее имевшихся профессиональных данных, профессиональных способностей, профессионального мышления;

Искаженное профессиональное развитие, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонений и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности;

Появление деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции);

Прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери трудоспособности.

Существует большая группа профессий, работа в которых является фактором риска развития профессиональных заболеваний разной степени тяжести (профессиональные болезни - это заболевания, вызванные неблагоприятными факторами производственной среды). Различают острые профессиональные заболевания и хронические. Наряду с этим, есть профессии, которые не отнесены к вредным, но условия и характер профессиональной деятельности оказывают травмирующее воздействие на психику (например: монотонный труд, большая ответственность, актуальная возможность аварии, психическая напряженность труда и т.д.).

Профессиональные деструкции в самом общем случае - это нарушение уже усвоенных способов деятельности, разрушение сформированных профессиональных качеств, появление стереотипов профессионального поведения и психологических барьеров при освоении новых профессиональных технологий, новой профессии или специальности. Профессиональные деструкции негативно сказываются на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса (Маркова, 1996).

Профессиональные деструкции возникают и при возрастных изменениях, физическом и нервном истощении, болезнях. Переживание профессиональных деструкции сопровождается психической напряженностью, психологическим дискомфортом, а в отдельных случаях конфликтами и кризисными явлениями. Успешное разрешение профессиональных трудностей приводит к дальнейшему совершенствованию деятельности и профессиональному развитию личности.

Профессиональные деструкции необходимо отличать от профессиональных деформаций, которые являются необходимым условием профессионализации личности. Строго говоря, профессиональные деформации возникают уже на этапе профессионального обучения, когда целенаправленно формируются профессионально важные качества и системы этих качеств, позволяющих в дальнейшем стать эффективным профессионалом.

Исследователи С.П. Безносов, Р.М. Грановская, Л.Н. Корнеева, А.К. Маркова отмечают, что в наибольшей степени профессиональные деформации развиваются у представителей социономических профессий, постоянно взаимодействующих с людьми: врачей, педагогов, психологов, работников сферы обслуживания и правоохранительных органов, госслужащих, руководителей, предпринимателей и др.

У представителей этих профессий профессиональные деформации могут проявляться на четырех уровнях:

1. Общепрофессиональные деформации, типичные для работников этой профессии. Эти инвариантные особенности личности и поведения профессионалов прослеживаются у большей части работников со стажем, хотя уровень выраженности данной группы деформаций различен. Так, для врачей характерен синдром «сострадательной усталости», выражающийся в эмоциональной индифферентности к страданиям больных. Общепрофессиональные деформации делают работников одной профессии узнаваемыми, похожими.

2. Специальные профессиональные деформации, возникающие в процессе специализации по профессии. Любая профессия объединяет несколько специальностей. Каждая специальность имеет свой состав деформаций. Так, у следователя появляется правовая подозрительность, у оперативного работника – актуальная агрессивность, у адвоката – профессиональная изворотливость, у прокурора – обвинительность.

3. Профессионально-типологические деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности – темперамента, способностей, характера – на психологическую структуру деятельности. В результате складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы:

Деформации профессиональной направленности личности: искажение мотивации деятельности («сдвиг мотива на цель»), перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к новичкам и нововведениям;

Деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей: организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и др. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, завышенная самооценка, психологическая герметизация, нарциссизм и др.);

Деформации, обусловленные чертами характера: ролевая экспансия, властолюбие, доминантность и др. Эта группа деформаций развивается в разных профессиях и не имеет четкой профессиональной ориентации.

4. Индивидуализированные деформации, обусловленные особенностями работников самых различных профессий. В процессе многолетнего выполнения профессиональной деятельности, психологического сращивания личности и профессии отдельные профессионально важные качества, как, впрочем, и профессионально нежелательные, чрезмерно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций. Это могут быть сверхответственность, суперчестность, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм.

Нельзя однозначно определить знак влияния деформаций наличность. С одной стороны, деформации личности являются необходимым условием усвоения системы ценностей и освоения операционально-технической стороны профессиональной деятельности, вхождения и развития в профессии. К профессиональным деформациям можно отнести и изменения структуры личности при переходе от одной стадии профессионального становления к другой. С другой стороны, чрезмерное, гипертрофированное деформирование может привести к нарушению профессионального здоровья. И в этом случае можно говорить о профессиональных деструкциях, которые возникают в процессе многолетнего выполнения одной и той же профессиональной деятельности. В этом случае чрезмерное, искаженное профессиональное развитие отдельных профессионально важных качеств в ущерб другим порождает профессионально нежелательные качества.

Так, у части спасателей старшего возраста с большим стажем работы иногда проявляется снижение самокритичности, требовательности к себе, появляется ощущение «правомерности» таких послаблений в отношении к службе и дисциплине, которые недопустимы для менее опытных коллег.

Деформации, которые возникают в процессе многолетнего выполнения одной им той же профессиональной деятельности, негативно влияют на ее продуктивность, порождают профессионально нежелательные качества и изменяют профессиональное поведение человека, назовем профессиональными деструкциями. Это также изменения структуры личности при переходе от одной стадии профессионального становления к другой. Профессиональные деструкции возникают и при возрастных изменениях, физическом и нервном истощении, болезнях. Переживание профессиональных деструкций сопровождается психической напряженностью, психологическим дискомфортом, а в отдельных случаях конфликтами и кризисными явлениями. Все многообразие факторов, детерминирующих профессиональные деструкции, можно разделить на три группы:

1. объективные, связанные с социально-профессиональной средой: социально-экономической ситуацией, имиджем и характером профессии, профессионально-пространственной средой;

2. субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений;

3. объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.

Рассмотрим психологические детерминанты деструкций личности, порождаемые этими факторами. Следует отметить, что одни и те же детерминанты проявляются во всех трех группах факторов.

1. Предпосылки развития профессиональных деструкций коренятся уже в мотивах выбора профессии. Это как осознаваемые мотивы: социальная значимость, имидж, творческий характер, материальные блага, так и неосознаваемые: стремление к власти, доминированию, самоутверждению.

2. Пусковым механизмом деструкции становятся деформации ожидания на стадии вхождения в самостоятельную профессиональную жизнь. Профессиональная реальность сильно отличается от представления, сформировавшегося у выпускника профессионального учебного заведения. Первые же трудности побуждают начинающего специалиста к поиску «кардинальных» методов работы. Неудачи, отрицательные эмоции, разочарования инициируют развитие профессиональной дезадаптации личности.

3. В процессе выполнения профессиональной деятельности специалист повторяет одни и те же действия и операции. В типичных условиях труда становится неизбежным образование стереотипов осуществления профессиональных функций, действий, операций. Они упрощают выполнение профессиональной деятельности, повышают ее определенность, облегчают взаимоотношения с коллегами. Стереотипы придают профессиональной жизни стабильность, способствует формированию опыта и индивидуального стиля деятельности. Можно констатировать, что, с одной стороны, профессиональные стереотипы обладают несомненными достоинствами для человека и с другой являются основой образования многих профессиональных деструкций человека.

Но профессиональная деятельность полна нестандартных ситуаций, и тогда возможны ошибочные действия и неадекватные реакции. П.Я. Гальперин указывал, что «…при неожиданном изменении ситуации нередко случается, что действия начинают выполняться по отдельным условным раздражителям, без учета фактического положения в целом. Тогда говорят, что автоматизмы действуют вопреки пониманию».

4. К психологическим детерминантам профессиональных деструкций относят разные формы психологической защиты. Многие виды профессиональной деятельности характеризуются значительной неопределенностью, вызывающей психическую напряженность, часто сопровождаются отрицательными эмоциями, деструкциями ожиданий. В этих случаях вступают в действие защитные механизмы психики. Из огромного многообразия видов психологической защиты на образование профессиональных деструкций влияют отрицание, рационализация, вытеснение, проекция, идентификация и отчуждение.

5. Развитию профессиональных деструкций способствует эмоциональная напряженность профессионального труда. Эмоциональная насыщенность профессиональной деятельности, часто повторяющиеся отрицательные эмоциональные состояния с ростом стажа работы приводят к раздражительности, перевозбуждению, тревожности, нервным срывам. Такое неустойчивое состояние психики получило название синдрома «эмоционального сгорания». Этот синдром наблюдается у педагогов, врачей, управленцев, социальных работников. Более подробно этот синдром будет рассмотрен ниже.

6. В исследованиях Н.В. Кузьминой на примере педагогической профессии установлено, что на стадии профессионализации по мере становления индивидуального стиля деятельности снижается уровень профессиональной активности личности, возникают условия для стагнации профессионального развития. Очевидно, многолетнее выполнение профессиональной деятельности не может постоянно сопровождаться ее совершенствованием и непрерывным профессиональным развитием личности. Неизбежны, пусть временные, периоды стабилизации. На начальных стадиях профессионализации эти периоды недолговременны. На последующих стадиях профессионализации, у отдельных специалистов эти периоды могут продолжаться достаточно долго: год и более. В этих случаях уместно говорить о наступлении профессиональной стагнации личности. Уровни выполнения профессиональной деятельности при этом могут сильно отличаться. И даже при достаточно высоком уровне осуществления профессиональной деятельности, реализуемой одними и теми же способами, стереотипно и стабильно, проявляется профессиональная стагнация. Развитие профессиональной стагнации зависит от содержания и характера труда. Труд монотонный, однообразный, жестко структурированный способствует профессиональной стагнации. Стагнация же, в свою очередь, инициирует образование различных деформаций.

7. На развитие деструкций специалиста большое влияние оказывает снижение уровня его интеллекта. Исследования общего интеллекта взрослых показывают, что с ростом стажа работы он снижается. Конечно, здесь имеют место возрастные изменения, но главная причина заключается в особенностях нормативной профессиональной деятельности. Многие виды труда не требуют от работников решения профессиональных задач, планирования процесса труда, анализа производственных ситуаций. Невостребованные интеллектуальные способности постепенно угасают. Однако интеллект работников, занятых теми видами труда, выполнение которых связано с решением профессиональных проблем, поддерживается на высоком уровне до конца их профессионально жизни.

8. Деструкции обусловлены также тем, что у каждого человека есть предел развития уровня образования и профессионализма. Он зависит от социально-профессиональных установок, индивидуально-психологических особенностей и эмоционально-волевых характеристик. Причинами образования предела развития могут стать психологическое насыщение профессиональной деятельностью, неудовлетворенность имиджем профессии, низкой зарплатой, отсутствием моральных стимулов.

9. Факторами, инициирующими развитие профессиональных деструкций, являются различные акцентуации характера личности. В процессе многолетнего выполнения одной и той же деятельности акцентуации профессионализируются, вплетаются в ткань индивидуального стиля деятельности и трансформируются в профессиональные деформации специалиста. У каждого акцентуированного специалиста свой ансамбль деформаций, и они отчетливо проявляются в деятельности и профессиональном поведении. Другими словами, профессиональные акцентуации – это чрезмерное усиление некоторых черт характера, а также отдельных профессионально обусловленных свойств и качеств личности.

10. Фактором, инициирующим образование деструкций, являются возрастные изменения, связанные со старением. Специалисты в области психогеронтологии отмечают следующие виды и признаки психологического старения человека:

− социально-психологическое старение, которое выражается в ослаблении интеллектуальных процессов, перестройке мотивации, изменении эмоциональной сферы, возникновении дезадаптивных форм поведения, росте потребности в одобрении и др.;

− нравственно-этическое старение, проявляющееся в навязчивом морализировании, скептическом отношении к молодежной субкультуре, противопоставлении настоящего прошлому, преувеличении заслуг своего поколения и др.;

− профессиональное старение, которое характеризуется невосприимчивостью к нововведениям, канонизацией индивидуального опыта и опыта своего поколения, трудностями освоения новых средств труда и производственных технологий, снижением темпа выполнения профессиональных функций и др.

Так, у части спасателей старшего возраста с большим стажем работы наблюдается заострение личностных черт, снижение способностей к логическим операциям, ухудшение внимания, памяти, скорости и точности двигательных реакций. Иногда выявляется снижение самокритичности, требовательности к себе, появляется ощущение «правомерности» таких послаблений в отношении к службе и дисциплине, которые недопустимы для менее опытных коллег. У спасателей зрелого возраста (старше 45 лет) часто обнаруживается маскируемое опытом ухудшение интеллектуальных и операторских функций.

Исследователями отмечено, что в наибольшей степени профессиональные деструкции развиваются у представителей профессий, в которых ряд специфических особенностей профессиональной деятельности является неустранимым. К таким особенностям, свойственным профессиям спасателя или пожарного, можно отнести следующие:

Постоянное ощущение новизны, неповторимости ситуации при осуществлении профессиональной деятельности;

Необходимость постоянного саморазвития, поддержания физической формы, которая, с одной стороны, является обязательным условием сохранения профессионализма, с другой стороны, в моменты усталости, астении вызывает ощущения насилия над собой, чувства раздражения и гнева;

Межличностные контакты эмоционально насыщены в силу специфики профессиональной деятельности;

Постоянное включение в профессиональную деятельность волевых процессов;

Высокая ответственность за жизнь и здоровье людей. Одной из наиболее распространенных форм нарушений профессионального здоровья является «профессиональное выгорание» - выработанный личностью защитный механизм в ответ на психотравмирующие воздействия в сфере профессиональной деятельности.

Первоначально эмоциональное выгорание считалось деструкцией, свойственной профессиям, связанным с интенсивным общением с людьми: врачам, педагогам, социальным работникам и т.д. Исследования последних лет позволили сделать вывод о том, что сфера распространения выгорания существенно шире. В некоторых зарубежных исследованиях отмечается наличие выгорания в профессиях инженерного труда, среди работников телесервиса и некоторых других.

Таким образом, любая профессиональная деятельность, уже на стадии освоения, а в дальнейшем при выполнении профессиональных обязанностей, деформирует личность. Осуществление конкретных видов деятельности не требует всех многообразных качеств и способностей личности, многие из них остаются невостребованными. По мере профессионализации успешность выполнения деятельности начинает определяться ансамблем профессионально важных качеств, которые годами «эксплуатируются». Отдельные из них постепенно трансформируются в профессионально нежелательные качества. Одновременно развиваются профессиональные акцентуации – чрезмерно выраженные качества и их сочетания, отрицательно сказывающиеся на деятельности и поведении специалиста. Некоторые функционально-нейтральные свойства личности, развиваясь, могут трансформироваться в профессионально отрицательные качества. Результатом всех этих психологических метаморфоз становится деформация специалиста.

Исследования последних лет позволили выявить строгую зависимость между уровнем здоровья и профессиональной надежностью человека. Поэтому, первый и самый важный этап профилактики профессиональных деструкций – это здоровый образ жизни. Однако, это сложное понятие часто упрощают, редуцируют до диетических рекомендаций, ежедневных пробежек и рекомендаций по проведению досуга. На наш взгляд, понятие здорового образа жизни смыкается с представлением «культуры себя», который является весьма древним мотивом греческой культуры. Основными принципом такого подхода является постоянное, регулярное, определенное, оснащенное разнообразными практическими методами (обращенных и к телесному и духовному), внимание к себе. Критерием успеха такой работы над собой выступает умение человека властвовать над собой и ощущение полноты, гармонии и радости жизни. В рамках этой концепции предполагается, что возможность оказывать помощь другим людям является следствием и результатом «культуры себя».

А) Наиболее изученным видом профессиональных деструкций являются профессиональные деформации . В психологии труда основательно исследованы проблемы профес­сионального старения, обеспечения надежности труда, повышения ра­ботоспособности, а также виды профессиональной деятельности, свя­занные с неблагоприятными и экстремальными условиями труда. В меньшей степени исследованы профессиональные деформации личности. Отдельные аспекты этой проблемы освещены в работах С.П.Без­носова, Р.М.Грановской, Л.Н.Корнеевой. Исследова­тели отмечают, что деформации развиваются под влиянием условий труда и возраста. Деформации искажают конфигурацию личностного профиля персонала и негативно сказываются на продуктивности тру­да. В наибольшей степени профессиональным деформациям подвержены профессии типа "человек-человек". Это вызвано, тем, что общение с другим человеком обязательно включает и его обратное воздействие на субъект данного труда. Профессио­нальные деформации по-разному выражаются у представителей различ­ных профессий.

Таким образом, можно констатировать: многолетнее выполнение одной и той же деятельности устоявшимися способами ведет к развитию профессионально нежелательных качеств и профессиональной
дез­­­адаптации специалистов.

Кратко охарактеризуем основные профессиональные деформации менеджеров (2).

1. Авторитарность проявляется в жесткой централизации управленческого процесса, единоличном осуществлении руководства, использовании преимущественно распоряжений, рекомендаций, указаний. Авторитарные менеджеры тяготеют к различ­ным наказаниям, нетерпимы к критике. Авторитарность обнаруживается в снижении рефлексии - самоанализа и самоконтроля менеджера, проявлении высокомерия и черт деспотизма.

2. Демонстративность - качество личности, проявляющееся в эмоционально окрашенном поведении, желании нравиться, стремлении быть на виду, проявить себя. Эта тенденция реализуется в ориги­нальном поведении, демонстрации своего превосходства, нарочитых преувеличениях, расцвечивании своих переживаний, в позах, поступ­ках, рассчитанных на внешний эффект. Эмоции ярки, выразительны в проявлениях, но неустойчивы и неглубоки. Известная демонстратив­ность менеджеру профессионально необходима. Однако когда она начи­нает определять стиль поведения, то снижает качество управленческой деятельности, становясь средством самоутверждения менеджера.

3. Профессиональный догматизм возникает вследствие частого повтора одних и тех же ситуаций, типовых профессиональных задач. У менеджера исподволь формируется склонность к уп­рощению проблем, применению уже известных приемов без учета всей сложности управленческой ситуации. Профессиональный догматизм проявляется также в игнорировании управленческих тео­рий, пренебрежительном отношении к науке, инновациям, в самоуве­ренности и завышенной самооценке. Догматизм развивается с ростом стажа работы в одной и той же должности, снижением уровня общего интеллекта, а также обусловливается особенностями характера.


4. Доминантность обусловлена выполнением менеджером властных функций. Ему даны большие права: требовать, наказывать, оцени­вать, контролировать. Развитие этой деформации определяется также индивидуально-типологическими особенностями личности. В большей мере доминантность проявляется у холериков и флегматиков. Она мо­жет развиться на основе акцентуации характера. Но в любом случае работа менеджера создает благоприятные условия для удовлет­ворения потребности во власти, в подавлении других и самоутверж­дении за счет своих подчиненных.

5. Профессиональная индифферентность характеризуется эмоцио­нальной сухостью, игнорированием индивидуальных особенностей работников. Профессиональное взаимодействие с ними строится без учета их личностных особенностей. Профессиональное равнодушие развивается на основе обоб­щения личного отрицательного опыта менеджера. Эта деформация характерна для черствых, закрытых людей со слабо выраженной эмпатией, испытывающих трудности в общении. Индифферентность развивается с годами как следствие эмоциональной усталости и отрицательного индивидуального опыта взаимодействия с подчиненными и коллегами.

6. Консерватизм проявляется в предубеждении против нововведений, приверженности устоявшимся технологиям, настороженном отношении к творческим работникам. Развитию консерватизма способствует то обстоятельство, что менеджер регулярно репродуцирует одни и те же хорошо зарекомендовавшие себя формы и методы управления. Стереотипные приемы воздействия постепенно превращаются в штампы, экономят интеллектуальные силы менеджера, не вызывают дополнительных эмоциональных переживаний. По мере профессионализации эти штампы в управленческой работе становятся тормозом развития организации, предприятия или учреждения.

Обращенность в прошлое при недостаточно критичном к нему от­ношении формирует у менеджеров предубеждение против инноваций. Сказываются также возрастные изменения личности. С годами растет потребность в стабильности, приверженность устоявшимся и отработанным формам и методам управления.

7. Профессиональная агрессия проявляется в отсутствии стремления учитывать чувства, права и интересы подчиненных, приверженности к "ка­рательным" воздействиям, в требовании безоговороч­ного подчинения. Конечно, в деятельности менеджера неизбежно принуждение. Аг­рессивность проявляется также в иронии, насмешках и на­вешивании ярлыков: "тупица", "бездельник", "хам", "кретин" и т.п. Агрессивность как профессиональная деформация обнаруживается у менеджеров с ростом стажа работы, когда усиливаются стереотипы мышления, падает самокритичность и способность конструктивно решать конфликтные ситуации.

8. Ролевой экспансионизм проявляется в тотальной погружен­ности в профессию, фиксации на собственных пробле­мах и трудностях, в неспособности и нежелании понять другого че­ловека, в преобладании обвинительных и назидательных высказыва­ний, безапелляционных суждений. Эта деформация обнаруживается в жестком ролевом поведении за пределами организации, предприятия, в пре­увеличении собственной роли и значения. Ролевой экспансионизм характерен почти для всех менеджеров, проработавших руководителями более 10 лет.

9. Социальное лицемерие менеджера обусловлено необходимостью оправдывать высокие нравственные ожидания подчиненных и коллег, пропагандировать моральные принципы и нормы поведения. Социальная желательность с годами превращается в привычку морализирования, неискренность чувств и отношений. Эта деформация с годами становится нормой социального поведения большинства менеджеров, и дистанция между декларируе­мыми и реальными жизненными ценностями увеличивается.

10. Поведенческий трансфер (проявление синдрома ролевого трансфера) характеризует формирование черт ролевого поведения и качеств, присущих подчиненным и вышестоящим руководителям. Поговорка "с кем пове­дешься - от того и наберешься" справедлива в отношении менеджеров правоохранительных органов: в их поведении, эмоциональных реакциях, речи, инто­нациях отчетливо проявляются психологические особенности правонарушителей.

Менеджеры вынуждены много внима­ния уделять нарушителям норм профессионального поведения. Нерадивые работники нередко оказывают сопротивление управленческим воздействиям, порождают трудности, провоцируют негатив­ные эмоциональные реакции. Ненормативное поведение "трудных" работников: агрессивность, враждеб­ность, грубость, эмоциональная неустойчивость - переносится, про­ецируется на профессиональное поведение менеджера, и он присваива­ет отдельные проявления отклоняющегося поведения.

11. Сверхконтроль проявляется в чрезмерном сдерживании своих чувств, ориентации на инструкции, уход от ответственности, подозрительной осмотрительности, скрупулезном контроле деятельности подчиненных.

Обобщенные характеристики профессиональных деформаций приве­дены в табл.5.

Таблица № 5

Профессиональные деформации менеджера

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)

Факультет психологии и педагогики

Кафедра психологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По курсу: Введение в профессию

На тему: Профессиональные деструкции психолога

Выполнила:

Студентка группы ППЗ-101

Баукина Ю.Б.

Челябинск, 2015

Введение

Что такое «профессиональные деструкции»?

Виды профессиональных деструкций и причины их возникновения

Профилактика профессиональных деструкций

Заключение

Список литературы


Давно было отмечено, что профессия накладывает отпечаток на личность человека. Идя на поводу у своей профессии, человек начинает вести себя неадекватно как в повседневной жизни, так и на рабочем месте.

Многогранно влияя на личность, профессиональная деятельность предъявляет к ней определённые требования, тем самым преобразуя личность профессионала. Результатом может стать не только личностное развитие, профессиональный рост, но возможны и негативные последствия.

Вряд ли можно найти какую - либо профессию, которая вообще не имела бы для представляющего её человека отрицательных последствий. Те профессии, где отрицательные изменения в личности преобладают над положительными, как правило, и вызывают так называемые профессиональные деструкции.

Исключением не стали и психологи. По роду своей деятельности им приходится сталкиваться со множеством людских судеб, пропускать через себя жизненные ситуации других людей, искать выходы из различных жизненных коллизий. Такая колоссальная работа не может не оставить отпечатка на характере психолога и его поведении.

Для меня, как для начинающего практикующего специалиста эта тема весьма актуальна, так как я стала отмечать изменения в своём поведении и в отношении к окружающим меня людям. И, дабы избежать, печальных последствий, в виде подавления и даже разрушения отдельных компонентов структуры личности, я приняла решение более подробно изучить тему профессиональных деструкций и возможностей их профилактики.

Что такое «профессиональная деструкция»?

Любая деятельность, в том числе и профессиональная, накладывает свой отпечаток на человека. Работа может способствовать личностному развитию, но может иметь и отрицательные для личности последствия. Вероятно, нельзя найти профессиональной деятельности, которая вообще не имела бы таких отрицательных последствий. Проблема в балансе - соотношении позитивных и негативных изменений личности работника. Те профессии, или та конкретная работа, где баланс не в пользу положительных изменений, и вызывают так называемые профессиональные деструкции. Профессиональные деструкции проявляются в снижении эффективности труда, в ухудшении взаимоотношений с окружающими, в ухудшении здоровья и главное - в формировании отрицательных личностных качеств и даже - в распаде целостной личности работника.

Профессиональная деструкция - это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда взаимодействии с другими участниками этого процесса.

А.К. Маркова выделяет основные тенденции развития профессиональных деструкций (цит. по: Зеер, 1997. С. 149-156):

Отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и социальными нормами;

Несформированность профессиональной деятельности (работник как бы "застревает" в своем развитии);

Дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие - нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты;

Низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптация;

Рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает (например, мотивация к профессиональному труду есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания);

Свертывание ранее имевшихся профессиональных данных, уменьшение профессиональных способностей, ослабление профессионального мышления;

Искажение профессионального развития, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонения от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности;

Появление деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции - особенно в профессиях с выраженной властью и известностью);

Прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери трудоспособности.

Таким образом, профессиональные деструкции нарушают целостность личности; снижают ее адаптивность, устойчивость; отрицательно сказываются на продуктивности деятельности; крайне негативно отражаются на характере личности.

Все вышеперечисленные тенденции характерны для психологов. По сути своей психология ориентирована на развитие подлинного субъекта жизнедеятельности, на формирование целостной самостоятельной и ответственной за свою судьбу личности. Но многие психологи часто ограничиваются лишь формированием отдельных свойств, качеств и характеристик, из которых якобы и складывается личность (хотя суть личности - в ее целостности, в ориентации на поиск главного смысла своей жизни).

Виды профессиональных деструкций и причины их возникновения

Существуют различные подходы к систематизации разных видов профессиональной деструкции. Например, Э.Ф. Зеер предлагает следующую классификацию.

Общие профессиональные деструкции, типичные для работников данной профессии. Например, для врачей - синдром «сострадательной усталости» (эмоциональная индифферентность к страданиям больных); для работников правоохранительных органов - синдром «асоциальной перцепции» (когда каждый воспринимается как потенциальный нарушитель); для руководителей - синдром «вседозволенности» (нарушение профессиональных и этических норм, стремление манипулировать подчиненными).

Специальные профессиональные деструкции, возникающие в процессе специализации. Например, в юридических и правозащитных профессиях: у следователя -правовая подозрительность; у оперативного работника - актуальная агрессивность; у адвоката - профессиональная изворотливость; у прокурора - обвинительность. В 3 медицинских профессиях: у терапевтов - стремление ставить «угрожающие диагнозы»; у хирургов - цинизм; у медсестер - черствость и равнодушие.

Профессионально-типологические деструкции, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности. В результате складываются профессионально и личностно - обусловленные комплексы:

деформации профессиональной направленности личности (искажение мотивов деятельности, перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям);

деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей - организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и др. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, нарциссизм);

деформации, обусловленные чертами характера (ролевая экспансия, властолюбие, «должностная интервенция», доминантность, индифферентность).

Все это может проявляться в самых разных профессиях.

Индивидуальные деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как, впрочем, и нежелательные, чрезмерно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций. Например: сверхответственность, суперчестность, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм, навязчивая педантичность и др. «Данные деформации можно было бы назвать профессиональным кретинизмом», - пишет Э.Ф. Зеер .

Одни из самых частых причин профессиональных деструкций, как утверждают специалисты, - это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден общаться специалист-профессионал, и специфика его деятельности. Другой не менее важной причиной является разделение труда и все более узкая специализация профессионалов, которая способствует формированию профессиональных привычек, стереотипов, определяет стиль мышления и общения . В связи с этим выделяют основные группы факторов, детерминирующих профессиональные деструкции:

) объективные, связанные с социально-профессиональной средой (социально-экономическая ситуация, имидж и характер профессии, профессионально-пространственная среда);

) субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений;

) объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.

Вторая группа причин относится к психологическим. Нельзя забывать, что какими бы ни были сложными профессиональные или семейные ситуации, как бы ни «давили» на человека внешние факторы, тем не менее он всегда сам принимает решения и сам несет за них ответственность. Поэтому, не подвергая сомнению влияние указанных факторов, в то же время следует обратить особое внимание на личностные качества сотрудника и на его возможную определенную предрасположенность к возникновению и проявлениям профессиональных деструкций.

Таким образом, проведенный теоретический анализ подтверждает взаимозависимость между психологическим феноменом - профессиональной деструкцией - и особенностями характера личности. Действительно, с одной стороны, углубление различных профессиональных деструкций вносит существенные, зачастую негативные, изменения в характер индивида, а с другой - определенные акцентуации характера создают предрасположенность к формированию этих деструкций.

Профилактика профессиональных деструкций

Психологическая профилактика - содействие полноценному социально-профессиональному развитию личности, предупреждение возможных кризисов, личностных и межличностных конфликтов, включая выработку рекомендаций по улучшению социально - профессиональных условий самореализации личности, с учетом формирующихся социально - экономических отношений.

С целью психологической профилактики профессионально обусловленных деструкций личности используются следующие личностно ориентированные технологии.

Повышение социально - психологической компетентности специалистов. Осуществляется в ходе проведения семинаров по проблемам психологии личности и её деструктивным изменениям, профессиональному становлению и росту, проектированию альтернативных сценариев профессиональной жизни.профессиональный деструкция психолог

Личностно-ориентированная диагностика, направленная на повышение аутопсихологической компетентности личности и определение профессионально обусловленных деструкций:

для исследования психологических предпосылок формирования выученной беспомощности рекомендуется использовать диагностики «Мотивация достижения» и «Мотивация избегания неудач»;

для определения психологических детерминант развития профессиональных деструкций целесообразно использовать диагностику «Профессиональная дезадаптация», «Стратегия преодолевающего поведения»;

для определения профессионально обусловленных акцентуаций можно использовать опросник «Ригидность», опросник К. Леонгарда; для изучения профессиональных деформаций рекомендуется использовать опросник Басса - Дарки, опросники «Педантичность», «Демонстративность», «Авторитарность».

Оптимизация психологического климата в организации. С целью уменьшения эмоциональной перенасыщенности деятельности целесообразно создание кабинетов психологической разгрузки. Обязателен ежегодный отпуск сотрудников. Важное значение имеет овладение сотрудниками приемами эмоциональной саморегуляции.

Сопровождение профессиональной карьеры на всех стадиях профессионального развития. Профессиональное развитие специалиста реализуется посредством комплекса личностно-ориентированных технологий. К ним относятся целеполагание, проектирование содержания учебного материала, разработка средств диагностики, применение разнообразных развивающих психотехник, организация учебно-пространственной среды, мониторинг профессионального развития.

Оптимизация межличностного взаимодействия в коллективе. В связи с тем, что человек обладает целой ролевой системой, т.е. выполняет несколько социальных ролей, может возникать ролевая напряженность и даже ролевой конфликт. Смещение социальных ролей, когда в пространство профессионального взаимодействия вмешиваются иные виды отношений и связей, также является возможной причиной возникновения профессиональных деформаций.

Предполагаемые направления деятельности позволят предупредить развитие профессионально обусловленных деструкций личности.

Заключение

В процессе написания этого реферата я ознакомилась с большим количеством специальной литературы и пришла к весьма интересному выводу. Оказывается, большинство деструкций присутствовало или, до сих пор, присутствуют в моей профессиональной деятельности. Но основной моей проблемой является излишняя «романтичность», идеализация профессии психолога. С одной стороны в этом не ничего плохого, ведь не будь такой чистоты помыслов, я бы не смогла так искренне помогать людям преодолевать их жизненные трудности. С другой, профессиональные неудачи очень сильно травмируют мою психику, заставляют сомневаться в своей профпригодности и правильности выбора профессии. Досконально изучив тему профессиональных деструкций психолога, я поняла, что мне предстоит регулярно вести над собой серьёзную работу, проводить бесстрашный нравственный самоанализ и, на основе внутренних честных выводов, отслеживать и пресекать проявления деструкций в своей деятельности и повседневной жизни.

Список литературы

Бозаджиев, В.Л. Педагог: профессия и личность/ В.Л. Бозаджиев.- Челябинск: Печатный двор, 2011. - 424 с.:

Зеер, Э.Ф. Психология профессий. - Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 2007.

Маркова, А.К. Психология профессионализма. - М.: Знание, 2006.

Зеер, Э.Ф., Сыманюк, Э.Э. Психология профессиональных деструкций: Учебное пособие для вузов/ Э.Ф. Зеер Э.Э. Сыманюк. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005.- 240с.

Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов/ Э.Ф. Зеер. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2005. - 336 с.

Из книги Н. С. Пряжникова «Психология труда и человеческого достоинства»

Проблема профессиональных деструкции

Рассматривая профессиональные деструкции в общем плане, Э.Ф. Зеер отмечает: «...Многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности... Вторичная стадия профессионализации по многим видам профессий типа "человек -техника", человек-природа", сменяется депрофессионализацией... на стадии профессионализации происходит развитие профессиональных деструкций».

Профессиональные деструкции - это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда, взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности» .

А. К. Маркова выделяетосновные тенденции развития профессиональных деструкции [цит. по: 6, с. 149-156]:

    отставание, замедление профессионального развития по сравнению с возрастными и социальными нормами;

    несформированность профессиональной деятельности (работу ник как бы «застревает» в своем развитии);

    дезинтеграция профессионального развития, распад профеЫ сионального сознания и как следствие - нереалистические цели| ложные смыслы труда, профессиональные конфликты;

    низкая профессиональная мобильность, неумение приспосс биться к новым условиям труда и дезадаптация;

    рассогласованность отдельных звеньев профессионального ргц вития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстае ^ (например, мотивация к профессиональному труду есть, но ме| шает отсутствие целостного профессионального сознания);

    свертывание ранее имевшихся профессиональных данны> уменьшение профессиональных способностей, ослабление прс фессионального мышления;

    искажение профессионального развития, появление ранее сутствовавших негативных качеств, отклонения от социальных индивидуальных норм профессионального развития, меняюхщ профиль личности;

    появление деформаций личности (например, эмоционально! истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции, особенно в профессиях с выраженной властью и извесЯ тностью);

    прекращение профессионального развития из-за профессией нал:,ных заболеваний или потери трудоспособности.

Таким образом, профессиональные деформации нарушают целостноспь личности; снижают ее адаптивность, устойчивость; отри цательно сказываются на продуктивности деятельности.

Для анализа развития профессиональных деструкций важно иметь в виду следующие основные концептуальные положения [там же с. 152-153]:

а) профессиональное развитие - это одновременно и приобретения и потери (совершенствование и деструкции);

б) профессиональные деструкции в самом общем виде - нарушение уже усвоенных способов деятельности; но это и изменения, связанные с переходом к последующим стадиям профессионального становления; и изменения, связанные в возрасте с физическими и нервными истощениями;

в) преодоление профессиональных деструкции сопровождается психической напряженностью, психологическим дискомфортом, а иногда и кризисными явлениями (без внутреннего усилия и страдания личностного и профессионального роста не бывает);

д) деструкции, вызванные многолетним выполнением одной и той же профессиональной деятельности, порождают профессионально нежелательные качества, изменяют профессиональное поведение человека. Это и есть «профессиональные деформации»; это как болезнь, которую вовремя не смогли обнаружить и которая оказалась запущенной; самое страшное, что и сам человек незаметно смиряется с этой деструкцией.

Любая профессиональная деятельность уже на стадии освоения, а в дальнейшем при выполнении деформирует личность . Многие качества человека остаются невостребованными. По мере профессионализации успешность выполнения деятельности начинает определяться ансамблем профессионально важных качеств, которые годами «эксплуатируются». Отдельные из них постепенно трансформируются в профессионально нежелательные качества ; одновременно исподволь развиваются профессиональные акцентуации - чрезмерно выраженные качества и их сочетания, отрицательно сказывающиеся на деятельности и поведении специалиста.

Многолетнее выполнение профессиональной деятельности не может постоянно сопровождаться ее совершенствованием. Неизбежны, пусть временные, периоды стабилизации. На начальных стадиях профессионализации эти периоды недолговременны. На последующих стадиях период стабилизации у отдельных специалистов может продолжаться достаточно долго. В этих случаях уместно говорить о наступлении профессиональной стагнации личности.

Сензитивными периодами образования профессиональных деформаций являются кризисы профессионального становления личности. Непродуктивный выход из кризиса искажает профессиональную направленность, способствует возникновению негативной профессиональной позиции, снижает профессиональную активность.

Психологические детерминанты профессиональных деструкции

Основные группы факторов, детерминирующих профессиональ-ные деструкции :

1) объективные, связанные с социально-профессиональной

(социально-экономическая ситуация, имидж и характер профессии, профессионально-пространственная среда);

2) субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений;

3) объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.

Более конкретные психологические детерминанты профессиональных деструкций:

неосознаваемые и осознаваемые неудачные мотивы выбора (либс не соответствующие реальности, либо имеющие негативную на-! правленность);

пусковым механизмом часто становятся деструкции ожидания на стадии вхождения в самостоятельную профессиональную жизнь (первые же неудачи побуждают искать «кардинальные» метода работы);

образование стереотипов профессионального поведения, с одной стороны, стереотипы придают работе стабильность, помогают в формировании индивидуального стиля труда, но, с другой стороны, они мешают адекватно действовать в нестандартных ситуаци ях, которых достаточно в любой работе;

разные формы психологических защит, позволяющих человек снижать степень неопределенности, снижать психическую напряженность - это: рационализации, отрицание, проекция, идентификация, отчуждение;

эмоциональная напряженность, часто повторяющиеся отрицательные эмоциональные состояния (синдром «эмоционального сгорания»);

на стадии профессионализации (особенно для социономических профессий) по мере становления индивидуального стиля деятельности снижается уровень профессиональной активности и возникают условия для стагнации профессионального развития;

снижение уровня интеллекта с ростом стажа работы, что часто вызвано особенностями нормативной деятельности, когда многие интеллектуальные способности остаются невостребованными (невостребованные способности быстро угасают);

индивидуальный «предел» развития работника, который во многом зависит от изначального уровня образования, от психологической насыщенности труда; причиной образования предела может быть неудовлетворенность профессией;

акцентуации характера (профессиональные акцентуации - чрезмерное усиление некоторых черт характера, а также отдельнь профессионально обусловленных свойств и качеств личности);

старение работника. Виды старения: а) социально- психологическое старение (ослабление интеллектуальных процессов, перестройка мотивации, рост потребности в одобрении); б) нравственно-этическое старение (навязчивое морализирование, скептиче ское отношение к молодежи и всему новому, преувеличение за слуг своего поколения); в) профессиональное старение (невосприимчивость к нововведениям, сложности адаптации к измененным условиям, снижение темпа выполнения профессиональных функций).

Уровни профессиональных деструкции

Приведем наиболее удачную, на наш взгляд, классификацию уровней профессиональных деструкции :

    Общепрофессиональные деструкции, типичные для работников данной профессии. Например, для врачей - синдром «сострадательной усталости» (эмоциональная индифферентность к страданиям больных); для работников правоохранительных органов - синдром «асоциальной перцепции» (когда каждый воспринимается как потенциальный нарушитель); для руководителей - синдром «вседозволенности» (нарушение профессиональных и этических норм, стремление манипулировать подчиненными).

    Специальные профессиональные деструкции, возникающие в процессе специализации. Например, в юридических и правозащитных профессиях: у следователя - правовая подозрительность; у оперативного работника - актуальная агрессивность; у адвоката - профессиональная изворотливость; у прокурора - обвинительность. В медицинских профессиях: у терапевтов - стремление ставить «угрожающие диагнозы»; у хирургов - цинизм; у медсестер - черствость и равнодушие.

    Профессионально-типологические деструкции, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности. В результате - складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы:

а) деформации профессиональной направленности личности (искажение мотивов деятельности, перестройка ценностных ориентации, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям);

б) деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей - организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и др. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, нарциссизм);

в) деформации, обусловленные чертами характера (ролевая экспансия, властолюбие, «должностная интервенция», доминантность, индифферентность). Все это может проявляться в самых разных профессиях.

    Индивидуальные деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как впрочем, и нежелательные качества, чрезмерно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций. Например: сверхответственность, суперчестность, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм, навязчивая педантичность и др. Данные деформации можно было бы назвать профессиональным кретинизмом», - пишет Э.Ф. Зеер .

В психологической литературе почти не встречаются примеры профессиональных деструкции психолога, но поскольку деятельность психолога-практика во многом близка к деятельности педагога, то приведенные ниже примеры профессиональных деструкции у дагога [там же, с. 159-169] могут быть по-своему поучительны для многих направлений психологической практики.

Агрессия педагогическая. Возможные причины: индивидуальные особенности, психологическая защита-проекция, фрустрационная нетолерантность, т. е. нетерпимость, вызванная любым мелким отклонением от правил поведения.

Демонстративность. Причины: защита-идентификация, завышенная самооценка «образа-Я», эгоцентризм.

Дидактичность. Причины: стереотипы мышления, речевые шаблоны, профессиональная акцентуация.

Догматизм педагогический. Причины: стереотипы мышления! возрастная интеллектуальная инерционность.

Доминантность. Причины: неконгруэнтность эмпатии, т. е неадеЫ ватность, несоответствие ситуации, неспособность эмпатировать| нетерпимость к недостаткам учащихся; акцентуации характера.

Индифферентность педагогическая. Причины: защита-отчужде-] ние, синдром «эмоционального сгорания», генерализация лич-1 ного отрицательного педагогического опыта.

Консерватизм педагогический. Причины: защита-рационализа1 ция, стереотипы деятельности, социальные барьеры, хроническая перегрузка педагогической деятельностью.

Ролевой экспансионизм. Причины: стереотипы поведения, то-1 тальная погруженность в педагогическую деятельность, самоотЧ верженный профессиональный труд, ригидность.

Социальное лицемерие. Причины: защита-проекция, стереоти«| пизация морального поведения, возрастная идеализация жизнен* ного опыта, социальные экспектации, т. е. неудачный опыт адапта-| ции к социально-профессиональной ситуации. Особенно заметно проявляется такая деструкция у учителей истории, вынужденш чтобы не подводить учеников, которым придется сдавать соответ-] ствующие экзамены, излагать материал в соответствии с новым» (очередными) конъюнктурно-политическими «модами». Примеча^ тельно, что некоторые бывшие высокопоставленные чиновник Министерства образования РФ публично заявляли, что больше всег за свою многолетнюю работу в Министерстве образования гордят! ся именно тем, что изменили содержание курса «История Рос| сии», т. е. «адаптировали» курс к идеалам «демократии».

Поведенческий трансфер. Причины: защита-проекция, эмпатЯ-^ ческая тенденция присоединения, т. е. проявление реакций, свойственных воспитанникам. Например, использование выражений и манер поведения, которые проявляют некоторые ученики, что нередко делает такого преподавателя неестественным даже в глазах этих учеников.

Э. Ф. Зеер обозначает и возможные пути профессиональной реа-билитации, позволяющие в какой-то мере снизить негативные последствия таких деструкции :

повышение социально-психологической компетентности и ауто-компетентности;

диагностика профессиональных деформаций и разработка индивидуальных стратегий их преодоления;

прохождение тренингов личностного и профессионального роста. При этом серьезные и глубокие тренинги конкретным работникам желательно проходить не в реальных трудовых коллективах, а в других местах;

рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста;

профилактика профессиональной дезадаптации начинающего специалиста;

овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций;

повышение квалификации и переход на новую квалификационную категорию или должность (повышение чувства ответствен-ности и новизны работы).