Введение

2. Глобальные социально политические проблемы. Негативные проявления гонки вооружений и задачи разоружения

Заключение

Список литературы


Введение

В современном научном мире есть множество трактовок понятия цивилизации. Её изучение всегда привлекало политиков, социологов, историков и философов. Разнообразные теории становления и развития как общемировой, так и локальных, отдельно взятых цивилизаций всегда вызывали споры среди ученых. Неотъемлемой частью этих споров является место России в мировой цивилизации, её принадлежность к той или иной линии развития. Западники, славянофилы, евразийцы – направлений дискуссий множество. Но цель этих дискуссий одна – понять насколько самобытна цивилизация России. Некоторые версии построены исключительно на исторических фактах, другие основываются только на идеологии. Но нельзя не признать, что социально – политический подход к изучению этой проблемы невозможен без таких самостоятельных наук, как история и философия. Попытаемся дать объективный анализ цивилизационного развития России в контексте развития мировой цивилизации.

Вводной, для рассмотрения второго вопроса этой работы можно взять определение политолога В.А. Мальцева: «Глобальные проблемы современности являются комплексными и всеобъемлющими. Они тесно переплетены между собой, с региональными и национально-государственными проблемами. В их основе - противоречия глобального масштаба, затрагивающие основы существования современной цивилизации. Обострение противоречий в одном звене ведет к деструктивным процессам в целом, порождает новые проблемы. Разрешение глобальных проблем осложняется также и тем, что пока еще низок уровень управления глобальными процессами со стороны международных организаций, их осознавания и финансирования со стороны суверенных государств. Стратегия выживания человека на основе решения глобальных проблем современности должна вывести народы на новые рубежи цивилизованного развития».


1. Понятие цивилизации. Две исторические линии и место России в потоке мировых цивилизаций

ЦИВИЛИЗАЦИЯ-ступень в развитии общества; уровень социального и культурного развития, который связан с разделением труда.

Долгое время цивилизация рассматривалась как этап исторического развития человечества, следующий за дикостью и варварством. Сегодня такой смысл недостаточен и неточен. Под цивилизацией понимается качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определённом этапе развития.

По мнению ряда исследователей, цивилизации решительным образом отличались и отличаются друг от друга, так как основываются на несовместимых системах социальных ценностей. Любая цивилизация характеризуется не только специфической общественно-производственной технологией, но и в не меньшей степени соответствующей ей культурой. Ей присущи определённая философия, общественно значимые ценности, обобщённый образ мира, специфический образ жизни со своим особым жизненным принципом, основу которого составляют дух народа, его мораль, убеждённость, обусловливающие определённое отношение к самому себе. Этот главный жизненный принцип объединяет людей в народ данной цивилизации, обеспечивает его единство на протяжении всей собственной истории.

Цивилизация как крупномасштабная социокультурная общность обладает собственной иерархией идеалов и ценностей, представляющих общество как целостную систему и субъект мировой истории. Каждая цивилизация, отличаясь от других особыми формами жизнедеятельности, оказывает активное влияние на содержание всех социальных процессов. Совокупность конкретных социокультурных факторов в их взаимодействии образует механизм функционирования цивилизации, особенности которого проявляются в этносоциальных, религиозных, психологических, поведенческих и иных способах жизнедеятельности данного человеческого сообщества. В связи с этим в истории существовали и существуют в настоящее время различные типы и формы цивилизаций, суммарную численность которых учёные определяют в пределах тридцати. Выделению типов цивилизаций способствуют следующие признаки: - общие фундаментальные черты и ментальности; - общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития; - взаимопереплетение культур; - наличие сферы общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.

На основе сформированных признаков можно выделить два типа цивилизаций.

Первый тип цивилизаций – традиционные общества. Их самобытные культуры были направлены на поддержание сложившегося образа жизни. Предпочтение отдавалось традиционным образцам и нормам, вобравшим в себя опыт предков. Виды деятельности, их средства и цели менялись медленно. Традиционные общества берут своё начало в древневосточной цивилизации, где господствовала экстенсивная технология, направленная главным образом на овладение внешними природными процессами. Человек согласовывал свою деятельность с ритмами природы, максимально приспосабливаясь к окружающей среде. Этот тип общества сохранился до наших дней. И сегодня среди духовных ценностей в них одно из ведущих мест занимает установка на адаптацию к природным условиям, не поощряется стремление к их целенаправленному преобразованию. Ценна активность, направленная вовнутрь человека, на самосозерцание. Особое значение имеют традиции, обычаи, передаваемые от поколения к поколению. В целом ценностно-духовная сфера человеческого бытия ставится выше экономической.

Второй тип – западные общества или западноевропейская цивилизация, во многих чертах противоположная традиционному обществу, хотя и имеющая достаточно глубокие исторические корни. Она основывалась на других ценностях. Среди них значение науки, постоянное стремление к прогрессу, к изменениям сложившихся форм деятельности. Иным было и понимание природы человека, его роли в общественной жизни. Оно основывалось на христианском учении о морали и отношении к человеческому разуму как созданному по образу и подобию божественного и потому способному к постижению смысла бытия. Западноевропейскую цивилизацию называют по-разному: техногенная, индустриальная, научно-техническая. Она вобрала в себя достижения античной культуры, западноевропейского средневековья, эпохи Возрождения. Из-за более суровой, по сравнению со странами Востока, природной среды сложившееся в европейском регионе интенсивное производство требовало предельного напряжения физических и интеллектуальных сил общества, постоянного совершенствования орудий труда, способов воздействия на природу. В связи с этим формировалась и новая система ценностей. Постепенно на первый план выдвигалась активная, творческая, преобразующая деятельность человека. Идеалами цивилизации стали постоянное обновление и прогресс. Безусловную ценность приобрело научное познание, существенно расширяющее интеллектуальные силы, изобретательные способности человека, его возможности преобразовывать мир. В отличие от традиционных обществ, где первостепенное значение имеют коллективные формы человеческого общежития, западная цивилизация выдвинула в качестве важнейшей ценности независимую, автономную личность, что, в свою очередь послужило основой для выработки идей о неотъемлемых правах человека, о гражданском обществе и правовом государстве.

Попытка понять закономерности мирового исторического процесса, выделить его основные направления, определить своеобразие и роль различных культурно-исторических типов, которые мы называем цивилизациями, в формировании единой человеческой цивилизации ставит нас перед необходимостью осмысления места России в общемировой цивилизации.

К какому типу следует отнести российскую цивилизацию? Или, может быть, она представляет собой особый, третий тип?

Эта ключевая проблема была поставлена ещё в 30-х гг. XIX в. русским философом П.Я. Чаадаевым(1794-1856), который писал: «Говорят про Россию, что она не принадлежит ни к Европе, ни к Азии, что это особый мир. Пусть будет так. Но надо ещё доказать, что человечество, помимо двух своих сторон, определяемых словами - Запад и Восток, обладает ещё третьей стороной». За свою более чем тысячелетнюю историю государство Российское прошло сложный путь развития, на что влияли как внутренние, так и внешние факторы.

Древнерусская цивилизация отличалась как от средневековой западноевропейской, так и от традиционных восточных типов цивилизаций. В силу уникального сочетания социально-экономических, политических и географических причин она оказалась цивилизацией исключительно центробежной, подвижной и потому экстенсивной, строившейся не столько за счёт всестороннего культивирования и максимального освоения ограниченного природного и социального пространства, сколько за счёт включения в свою орбиту всё новых пространств. Неизвестно, как долго просуществовала бы эта цивилизация, но пришедшая из Византии церковная иерархия не только принесла с собой священные книги и тем самым положила начало древнерусской грамотности и письменности, но и путём крещения объединила древнерусский мир, прежде всего как христианский. Можно предположить, что древнерусская цивилизация, несмотря на значительное своеобразие, постепенно втянулась бы в единый цивилизационный стиль Западной Европы. Однако сближению Руси и Европы помешали тогда два обстоятельства: особая форма христианства и очередной порядок княжения, которые под мощным внешним воздействием повели Русь по иному пути.

О современной российской цивилизации можно вести речь, начиная от эпохи петровских преобразований, от ХVIII в., от имперского, петербургского периода российской истории. Петровские преобразования заложили основы той цивилизации России, в рамках которой мы продолжаем жить и сегодня. В полной же мере эта цивилизация сложилась во второй половине XVIII – начале XIX в. Века XIX и XX стали эпохой её интенсивного развития.

Загрязнение окружающей среды возникает из-за того, что мы привыкаем к каким-либо действиям, а когда выясняем, насколько они вредны, не можем от них отказаться. Так наши привычки становятся нашими врагами. Суть загрязнения состоит в накоплении вредных, ядовитых веществ(токсинов) в окружающей среде. В настоящее время этот процесс идёт настолько интенсивно, что природные механизмы очищения не в силах справиться с наплывом токсинов. А последствия загрязнения окружающей среды будут заключаться в том, что во всех продуктах природы, которые мы считали безопасными, будут появляться вещества, созданные нами и зачастую опасные для жизни. Кроме этого многие виды живых организмов очень чувствительны к концентрации вредных веществ, так что повышение этой концентрации приведёт к вымиранию многих видов жизни на Земле.

Быстрые темпы роста населения. В конце XVIII века в европейских странах поднялся уровень медицинского обслуживания в целом. Смертность стала уменьшаться, но рождаемость осталась на прежнем уровне. Это привело к росту населения. Однако к середине XX века в этих странах произошёл спад рождаемости, в результате чего естественный прирост сильно сократился. Другая картина характерна для тех стран, которые сейчас имеют статус развивающихся. В них в середине XX века произошло резкое улучшение медицинского обслуживания. Однако уровень рождаемости остался высоким, и, как результат, - огромные темпы прироста населения. Так называемый «демографический взрыв» - это одна из самых главных проблем на сегодняшний день. Как правило, высокий показатель естественного прироста характерен для стран со слаборазвитой экономикой, где государство не может обеспечить человеческого существования для уже существующей численности населения. «Демографический взрыв» связан с тем, что в странах с традиционно высокой смертностью и поэтому высокой рождаемостью был повышен уровень медицинского обслуживания. Смертность сократилась, а уровень рождаемости так и остался высоким. Результаты демографического взрыва видны уже сегодня. Территории с избытком населения подвержены разрушительным процессам: эрозия почв, истребление лесов; остро стоят проблемы продовольственные, антисанитарии и многие другие.

Проблема перенаселённого «Юга» связана с тем, что демографический взрыв связан с конкретными регионами: Юго-Восточная Азия, Африка, Латинская Америка. Причина реальной проблемы заключается в том, что эти страны не обладают достаточно развитой экономикой и не могут самостоятельно решать стоящие перед ими проблемы.

Межнациональная рознь. В ряде регионов мира не преодолены до конца межэтнические противоречия, многие народы так и не смогли создать свои национальные государства, самоопределиться и для них проблема этнической самоидентичности стоит весьма актуально(например, курды, ряд балканских народов, народы бывшего СССР). В ряде случаев к межнациональной розни добавляется межконфессиональная, если проживающие рядом народы исповедывают разную религию, зачастую такое соседство порождает возникновение конфликтов, в том числе и вооружённых. Таким образом, проблема межнациональной розни тесно связана с существованием локальных конфликтов.



Локальные конфликты. Они несут в себе в первую очередь все ужасы и бедствия войны. Но кроме этого всегда есть опасность перерастания локального конфликта в глобальный, ведь сильные развитые страны могут принимать позиции разных сторон в урегулировании конфликта. В случае же глобальной войны наверняка гарантирована полная разруха, деградация цивилизации. Если не случится худшего – ядерной войны.

Ядерная война. Заключается она в том, что в ходе военных действий будет применяться оружие массового поражения, основанное на получении энергии в ходе ядерных и термоядерных реакция. Опасность заключается в том, что, во-первых, разрушительное действие такого оружия достаточно продолжительно во времени, во-вторых, от него практически нет защиты, а в-третьих, ядерного оружия, имеющегося на сегодняшний день, хватит, чтобы несколько раз уничтожить всё живое на земле. Кроме этого после массового применения ядерного оружия даже в одной точке земного шара нам всем будет грозить ядерная зима. Таким образом, ядерное оружие – это простой способ уничтожить человечество. Не важно, кто будет первым, важно, что если кто-то первым нажмёт на кнопку, ничего больше не будет. Именно поэтому многие ядерные страны подписывают конвенции о запрещении применения и испытания ядерного оружия.



К числу глобальных политических проблем можно отнести и сохраняющиеся на мировой арене полюса силы, различие интересов(США - Европа - Россия - Азиатско-Тихоокеанский регион), борьбы за сферы влияния. Путь к справедливому мировому порядку еще достаточно долог.

Одна из проблем - различие в политических системах. Большинство современных государств вполне осознали преимущества демократии, век тоталитарных режимов на земле постоянно сокращается, но и эта проблема еще не исчерпана до конца - сохраняются своеобразные заповедники тоталитаризма на Востоке(Северная Корея, Ирак, ряд африканских стран), не проведена политическая модернизация Китая, Кубы, да и многие страны, заявив о своей приверженности демократии на словах, не торопятся подтвердить слова делом. Демократия здесь слишком незрела и несовершенна, сохраняется угроза реставрации тоталитарных порядков(это все постсоветское пространство - Россия, республики Содружества независимых государств, некоторые страны Восточной Европы).

Продовольственная проблема – это неспособность развивающихся стран полностью прокормить своё население. На самом деле потенциал планеты и современные технологии позволяют прокормить в два раза больше людей, чем всё население Земли на сегодняшний день, более того, объём производства продовольствия в мире может удовлетворить потребности всей планеты. Однако по экономическим причинам решение типа «взять и поделить» невозможно.

Истощение ресурсов. Раньше человек мог спокойно разрабатывать месторождения, заботясь лишь о том, чтобы это было ему экономически выгодно. Но современная ситуация показывает, что в скором времени полезные ископаемые попросту закончатся. Так, при современном уровне добычи запасов нефти не может хватить на 100-200 лет; природного газа – 100 лет. Истощение грозит не только невозобновимым ресурсам, но и ресурсам, относимым к разряду возобновимых.

Сложной проблемой остается обозначенная еще в 1970-е годы «Римским клубом» проблема экономического роста и его пределов .

Духовные проблемы. Глобальные проблемы разнообразны, сложны и противоречивы. Они охватывают широких спектр человеческих отношений, человеческой деятельности. Как человеку сохранить свою человечность, остаться самим собой? Их решение – задача всей планеты, а для этого необходимо мирное, добровольное, осознанное сотрудничество всех обитателей колыбели человечества. Можно сказать, что сегодня все мы оказались в одной лодке посреди бушующего моря, в днище этой лодки образовалась пробоина. Не время дискутировать и рассуждать, что делать, куда грести и чем вычерпывать воду. Всем надо взяться и грести в одну сторону, а также сообща вычерпывать воду и попытаться заткнуть брешь. Если же мы увязнем в дискуссиях - мы погибнем.

Ряд проблем связаны с духовной жизнью современного человечества, деградацией «массовой культуры», размыванием устоявшихся моральных, нравственных ориентиров, уходом людей от реальных проблем в мир иллюзий, порожденных наркотическим опьянением, использованием специальных психотропных препаратов, сложные вопросы ставить перед человечеством НТР, особенно ее современный этап - массовая компьютеризация, продвижение к разрешению проблемы создания искусственного интеллекта. Человечеству грозит утратить свою духовность, свою способность воспринимать и чувствовать прекрасное, творить это прекрасное. В борьбе за сохранение человека сплотились ученые создавшие движение «синих»(в отличие от «зеленых» - борцов в защиту природы). Это движение отстаивает право человека оставаться самим собой даже в век современных технологий. Надо признаться, что защищать человека во многом приходится от него самого. Ведь кто как не мы стремимся все возложить на машину, а сами предаваться лени, тратить время на совершенно никчемные занятия. Мы готовы довольствоваться эрзац-культурой, дешевыми подделками великих мастеров. Мы перестали ходить в музеи, читать книги, писать стихи. Издательства, берущиеся издавать произведения старых мастеров-классиков, не решаются печатать свою продукцию крупными тиражами, зато весь рынок затоваривается дешевым многотиражным «чтивом» - детективами со стрельбой, насилием, погонями, приторными любовными романами, немудрящей фантастикой и комиксами про космических монстров. Эти книги съедают наше время, не давая пиши ни уму, ни сердцу. Мы забываем живые звуки и голоса музыкальных инструментов: скрипки, виолончели, гитары, фортепиано. Вместо этого сумасшедшие децибелы звука искусственного, синтетического. Понимая все это, действительно можно усомниться в ценности человеческого рода.

Разрешение этих проблем возможно только при помощи согласованных усилий всего современного человечества. Все мы должны пойти по единому пути, который выведет нас из сложившегося кризиса. Существует несколько точек зрения на путь выхода из кризиса. Рассмотрим два противоположных взгляда на то, какова должна быть роль человека в мире, насколько в действительности серьёзны существующие и ожидаемые проблемы с окружающей средой и ресурсами и что с этими проблемами делать.

Неомальтузианцы(последователи ученого 19 века Мальтуса)уверены в том, что, если современные тенденции сохранятся, мир станет ещё более перенаселённым и более загрязнённым, чем теперь, а многие виды ресурсов деградируют или истощатся. Они уверены в том, что такая ситуация приведёт к серьёзным политическим и экономическим коллизиям и увеличит угрозу войны с применением ядерных и обычных вооружений по мере того, как богатые будут богатеть, а бедные беднеть.

Члены оппозиционной группы называются корнукопианцами. Этот термин происходит от слова cornucopia (лат.), означающего рог изобилия, символ богатства. Большинство корнукопианцев является экономистами. Они уверены, что при сохранении современных тенденций экономический рост и технологические достижения обеспечат создание менее перенаселённого, менее загрязнённого и более богатого ресурсами мирового сообщества. Можно сказать что споры между ними сродни спорам оптимистов и пессимистов. Кто из них прав? Можно ли утверждать, что права в этом споре только какая-то одна из сторон?

Передовые ученые современного мира не могли остаться в стороне от обсуждения и поиска путей разрешения глобальных проблем. Ими был сформирован ряд влиятельных международных организаций, оказывающих влияние на принятие важных политических решений. Одна из таких организаций - «Римский клуб» - создана в 1968 году группой ученых для обсуждения проблем выживания человеческой цивилизации. Многолетним главою клуба был итальянский общественный деятель Аурелио Печчеи. Именно Печчеи была сформулирована основная задача организации - разработка исследований в области экологии, исчерпания ресурсов, экономического роста, демографического взрыва и т.д. В числе устроителей Эдуард Пестель, известный немецкий ученый, специалист в области теории системного анализа и автоматизированных методов управления. Первый доклад «Римскому клубу» был назван «Пределы роста», он был подготовлен научно-исследовательской группой под руководством Денниса и Донелы Медоуз, сотрудников Массачусетского технологического института(США) и опубликован в 1972 году. Доклад осуждал безудержный рост производства в мире. Второй доклад появился в 1974 году и имел название «Человечество на перепутье». Его составителями были Э.Пестель и М.Месарович. В нем, в отличие от первого доклада, была выдвинута как перспективная для человеческой цивилизации концепция «органического роста», в которой мир уподоблялся живому организму, где каждый регион имеет свои функции в рамках единого целого.

Третий доклад «Римскому клубу» был составлен известным нидерландским экономистом Яном Тинбергером и его группой. Он именовался «Перестройка международного порядка» или РИО. Проект РИО исходил из идеи взаимозависимости всех стран и народов, необходимости изменений в социально-экономической, политической и культурной сферах и формирования нового мирового порядка. Цель этого порядка должна состоять в том, чтобы координируя интересы всех стран, как развитых, так и развивающихся создать эффективную систему регулирования международных отношений, должна быть разрешена проблема государств-кредиторов и государств-должников. Тем из них, которые в принципе не в состоянии выплатить накопившиеся за десятилетия неравноправного существования в мировом рынке долги, их следует скостить. Мир должен стать более справедливым, иначе у него мало шансов на выживание. Должна быть прекращена гонка вооружений. Бессмысленно и бесперспективно тратить огромные средства и силы людей на создание оружия, необходимо направить все усилия на рациональное использование ресурсов земли, сохранение природного баланса, достижение всеми людьми земли достойного их уровня жизни.

Кроме «Римского клуба» существует и Пагуошское движение, основанное рядом современных ученых-гуманистов(например, Бертран Расселл, Альберт Швейцер). Главной задачей этого движения является обсуждение проблемы ответственности ученых за судьбы своих открытий, чтобы эти открытия не были употреблены во зло, чтобы они органически сочетались с гуманистической природой человека, служили ему во благо.


Раздел «Человек»

Введение

2. Глобальные социально политические проблемы. Негативные проявления гонки вооружений и задачи разоружения

Заключение

Список литературы

Введение

В современном научном мире есть множество трактовок понятия цивилизации. Её изучение всегда привлекало политиков, социологов, историков и философов. Разнообразные теории становления и развития как общемировой, так и локальных, отдельно взятых цивилизаций всегда вызывали споры среди ученых. Неотъемлемой частью этих споров является место России в мировой цивилизации, её принадлежность к той или иной линии развития. Западники, славянофилы, евразийцы – направлений дискуссий множество. Но цель этих дискуссий одна – понять насколько самобытна цивилизация России. Некоторые версии построены исключительно на исторических фактах, другие основываются только на идеологии. Но нельзя не признать, что социально – политический подход к изучению этой проблемы невозможен без таких самостоятельных наук, как история и философия. Попытаемся дать объективный анализ цивилизационного развития России в контексте развития мировой цивилизации.

Вводной, для рассмотрения второго вопроса этой работы можно взять определение политолога В.А. Мальцева: «Глобальные проблемы современности являются комплексными и всеобъемлющими. Они тесно переплетены между собой, с региональными и национально-государственными проблемами. В их основе - противоречия глобального масштаба, затрагивающие основы существования современной цивилизации. Обострение противоречий в одном звене ведет к деструктивным процессам в целом, порождает новые проблемы. Разрешение глобальных проблем осложняется также и тем, что пока еще низок уровень управления глобальными процессами со стороны международных организаций, их осознавания и финансирования со стороны суверенных государств. Стратегия выживания человека на основе решения глобальных проблем современности должна вывести народы на новые рубежи цивилизованного развития».

1. Понятие цивилизации. Две исторические линии и место России в потоке мировых цивилизаций

ЦИВИЛИЗАЦИЯ-ступень в развитии общества; уровень социального и культурного развития, который связан с разделением труда.

Долгое время цивилизация рассматривалась как этап исторического развития человечества, следующий за дикостью и варварством. Сегодня такой смысл недостаточен и неточен. Под цивилизацией понимается качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определённом этапе развития.

По мнению ряда исследователей, цивилизации решительным образом отличались и отличаются друг от друга, так как основываются на несовместимых системах социальных ценностей. Любая цивилизация характеризуется не только специфической общественно-производственной технологией, но и в не меньшей степени соответствующей ей культурой. Ей присущи определённая философия, общественно значимые ценности, обобщённый образ мира, специфический образ жизни со своим особым жизненным принципом, основу которого составляют дух народа, его мораль, убеждённость, обусловливающие определённое отношение к самому себе. Этот главный жизненный принцип объединяет людей в народ данной цивилизации, обеспечивает его единство на протяжении всей собственной истории.

Цивилизация как крупномасштабная социокультурная общность обладает собственной иерархией идеалов и ценностей, представляющих общество как целостную систему и субъект мировой истории. Каждая цивилизация, отличаясь от других особыми формами жизнедеятельности, оказывает активное влияние на содержание всех социальных процессов. Совокупность конкретных социокультурных факторов в их взаимодействии образует механизм функционирования цивилизации, особенности которого проявляются в этносоциальных, религиозных, психологических, поведенческих и иных способах жизнедеятельности данного человеческого сообщества. В связи с этим в истории существовали и существуют в настоящее время различные типы и формы цивилизаций, суммарную численность которых учёные определяют в пределах тридцати. Выделению типов цивилизаций способствуют следующие признаки: - общие фундаментальные черты и ментальности; - общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития; - взаимопереплетение культур; - наличие сферы общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.

На основе сформированных признаков можно выделить два типа цивилизаций.

Первый тип цивилизаций – традиционные общества. Их самобытные культуры были направлены на поддержание сложившегося образа жизни. Предпочтение отдавалось традиционным образцам и нормам, вобравшим в себя опыт предков. Виды деятельности, их средства и цели менялись медленно. Традиционные общества берут своё начало в древневосточной цивилизации, где господствовала экстенсивная технология, направленная главным образом на овладение внешними природными процессами. Человек согласовывал свою деятельность с ритмами природы, максимально приспосабливаясь к окружающей среде. Этот тип общества сохранился до наших дней. И сегодня среди духовных ценностей в них одно из ведущих мест занимает установка на адаптацию к природным условиям, не поощряется стремление к их целенаправленному преобразованию. Ценна активность, направленная вовнутрь человека, на самосозерцание. Особое значение имеют традиции, обычаи, передаваемые от поколения к поколению. В целом ценностно-духовная сфера человеческого бытия ставится выше экономической.

Второй тип – западные общества или западноевропейская цивилизация, во многих чертах противоположная традиционному обществу, хотя и имеющая достаточно глубокие исторические корни. Она основывалась на других ценностях. Среди них значение науки, постоянное стремление к прогрессу, к изменениям сложившихся форм деятельности. Иным было и понимание природы человека, его роли в общественной жизни. Оно основывалось на христианском учении о морали и отношении к человеческому разуму как созданному по образу и подобию божественного и потому способному к постижению смысла бытия. Западноевропейскую цивилизацию называют по-разному: техногенная, индустриальная, научно-техническая. Она вобрала в себя достижения античной культуры, западноевропейского средневековья, эпохи Возрождения. Из-за более суровой, по сравнению со странами Востока, природной среды сложившееся в европейском регионе интенсивное производство требовало предельного напряжения физических и интеллектуальных сил общества, постоянного совершенствования орудий труда, способов воздействия на природу. В связи с этим формировалась и новая система ценностей. Постепенно на первый план выдвигалась активная, творческая, преобразующая деятельность человека. Идеалами цивилизации стали постоянное обновление и прогресс. Безусловную ценность приобрело научное познание, существенно расширяющее интеллектуальные силы, изобретательные способности человека, его возможности преобразовывать мир. В отличие от традиционных обществ, где первостепенное значение имеют коллективные формы человеческого общежития, западная цивилизация выдвинула в качестве важнейшей ценности независимую, автономную личность, что, в свою очередь послужило основой для выработки идей о неотъемлемых правах человека, о гражданском обществе и правовом государстве.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

В данной работе я постараюсь объяснить и раскрыть сущность социальных проблем, которые существуют на данном этапе развития общества, так же предложу способы реализации (решения) данных проблем.

1. Социальные проблемы

Социальные проблемы - проявление разрыва соц. отношений или разрушения соц. норм функционирования в следствии обострения существующих противоречий, которые изменяют человеческие ценности, нормы поведения и ведут к соц. отклонениям и реакциям; это нарушение определенной гармонии субъект-объект, субъект-субъект

Проблемы бывают объективные, то есть связанные с внешним миром; субъективные, то есть связанные с внутренним миром.

Начнём с того, что социальные проблемы, это прежде всего проблемы которые находят своё место в обществе, они принимают самые разные формы, зачастую социальные проблемы перерастают в социальные конфликты, а точнее сказать, не зачастую, а всегда, если эти проблемы не решать во время.

Социальные проблемы это сложные познавательные задачи, решение которых представляют существенный теоретических и практический интерес

Глобальные проблемы:

1. Возникающие в системе отношений «человек-природа» (экология, ресурсы)

2. Возникающие в системе отношений «человек-общество» (образование, здравоохранение, культура)

3. интерсоциальные (между общностями, этносами)

Методология проявления проблем:

1. Генезис возникновения и детерминация проблем (как, почему возникла проблема)

2. становление, конституирование проблемы (как и в каким формах выражается проблема)

3. диагностика и прогнозирование проблемы

4. типология проблем (тип и виды)

5. модификации и метаморфозы проблем (как они проявляются)

6. регулирование разрешения и погашения проблем

Виды социальных проблем и причины их классификации

Если взять за основу проблемы с точки зрения уровня организации уровня общественной жизни, то выявляют след проблемы:

Между индивидами (личностные)

Между соц группами (групповые)

Между классами (классовые)

Между соц системами

По характеру отношений:

Политические

Экономические

Национальные

Трудовые

Конфессиональные

Семейные и т.д.

По способности экономической системы через свои институты выявлять и разрешать проблемы:

Институциализированные (судебные, законадательные)

Внеинституционные

По времени существования проблемы:

Долговременные

Кратковременные

По способу разрешения:

Насильственные

Факторы и источники проблем.

1. Информация

2. Структурные факторы, связанные с учреждениями формальными или неформальными отношениями

3. Ценностные

4. Поведенческие

5. Факторы отношений

Причина социальных проблем

2. несовпадение индивидуальных и общественных ценностей (недопонимание людей друг другом)

3. Ненависть расовая, религиозная, зависть

Технология разрешения личностных проблем.

Проблемы бывают реально разрешимые, потенциально разрешимые, неразрешимые.

При решении любой жизненной проблемы необходимо учитывать критерии ее разрешимости:

1. Информационный путь, то ест наличие необходимой информации

2. Детерминационный, то есть формулировка причин, блокирующих решения проблемы

3. Ресурсный

4. Инструментальный

5. Мотивационный

6. Экономический

Задачами и условиями решения проблем яв:

Правильно сформулированные проблемы позволяют действовать в необходимом направлении

Обеспечение выбора оптимального инструментария соц воздействия и эффективности соц работы

Решение внутренних и внешних противоречий

Социальные противоречия - это взаимодействия сторон или тенденций проходящих в своем развитии нескольких стадий. В своем развитии противоречия проходят несколько стадий.

Стадия сущ различий - характеризуется перерастанием несуществующих различий в существующие

Стадия противоположностей - характеризуется поляризацией пантогонизма в отношении. Перерастания различий в взаимоотрицаемые противоположности

Стадия конфликта - перерастают в открытые противоборства

1. проблемные состояния со временем проходят

2. внимательно выслушать клиента

3. включить других в процесс предоставления помощи

4. позволить клиенту выразить свои чувства

5. выражать надежду и оптимизм в работе с клиентами

6. разделить ситуацию на составляющие

7. снабдить клиента достоверной информацией

8. разъяснить клиенту последовательность его действий

9. побудить клиента обратиться к опыту решения прошлых проблем

10. обдумать использование метода поведенческого контакта.

На сегодня существует масса социальных проблем, их невиданный масштаб поражает, ни в одной из эпох такого огромного количества проблем не было, хочется так же заметить некую закономерность их появления, с продвижением общества вперёд, проблемы на ровне с ним идут так же вперёд и растут, это значит, что с каждым новым этапом времени их становится всё больше и больше.

Социальных проблем выделяют множество, их классифицируют по отраслям (социал - экономические (безработица), социал - политические), их делят и тд., но все они упираются в разные источники происхождения, как правило все они опираются в неправильную политику гос-ва. Я же считаю иначе.

Все социальные проблемы это цветы, которые с корнями уходят в землю - земля, это причина их возникновения, ведь без земли не может расти цветок, но земля - она одна и также везде, я не беру состав почвы и т.д. но само её наличие уже говорит о единстве. Так и социальные проблемы имеют такой фактор, который порождает их всех. Вот например алкоголизм, не может человек взять вдруг и стать алкоголиком или наркоманом, оба эти явления имеют под собой почву гораздо сложнее нежели простая безработица или неудачи в личной жизни, тоесть имеют такой фактор, который впоследствии порождает эти действия.

Под таким фактором я понимаю начальную социализацию до 14 лет, бесспорно, что процесс социализации длиться на протяжении всей жизни человека, но для того, чтобы он сформировался и обрёл хоть какую - никакую жизненную позицию достаточно этих 14 лет. Почему именно этот возраст и почему именно «начальную социализацию»

Всё предельно просто, когда люди рождаются, они все одинаковые, в плане своего развития (мы не берём инвалидов с психическими отклонениями и теории о переселении душ и другие неформальные теории связанные с фантастическими явлениями) Не бывает такого, чтобы в возрасте 2 месяца один ребёнок уже был умным, а второй глупым (не берём примеры исключения, которые бывают 1 на 100000), то есть они равны. Вот с этого и начинается процесс начальной или первичной социализации. В своей работе я выделяю 3 этапа социализации

1 - первичная

2 - средняя

3 - завершенная

1 этап длиться с момента рождения и до 14 лет

2 этап с 14 лет и до 40, в этот период идёт уже переосмысление ценностей, начинают вырабатываться основные жизненные ориентиры

3 этап, после 40 лет, всё выработалось и идёт процесс использования этих ориентиров и применения уже готовых их в жизни, так сказать внедрение, третий этап проходит до смерти, со смертью 3 ий этап заканчивается.

Основные направления действия и социальные ориентиры закладываются на этапе первичной социализации, в этот период ребёнок подвержен влиянию общества, а точнее можно сказать не только подвержен, ну и так же, некоторые, непосредственно зависят от общества. Вернёмся к рождению, после того когда ребёнок может мыслить и осознавать то, что происходит вокруг, пусть даже на примитивном уровне, этот возраст примерно 4-5 лет, он начинает в себя впитывать и вырабатывать для себя определенную модель поведения, ибо до этого возраста он ничего не боится и не понимает, сколько известно случаев, когда маленькие дети вылезали из окон - они не понимают что такое высота и смерть и им не страшно. По достижению «сознательного возраста» он способен воспринимать и тут огромную роль играют родители. родители, как представители института семьи, обязаны влиять на ребёнка и задавать ему верные по жизни ориентиры, формировать в нём верную мораль, но тут возникает вопрос «а какая мораль правильная? Ведь у кого то в норме убивать и они считают это нормальным» На этот напросившейся вопрос я отвечу, есть некие устоявшиеся за столетия нормы поведения и представления о жизни, вот они, на мой взгляд являются правильными, то есть, например, нельзя убивать, класть ноги на стол и т.д. Родители научив своих детей правильно себя вести, так же должны ограждать своих детей от тех компаний, в которых первичный процесс социализации прошёл неудачно и их дети не научились вести себя правильно и могут нести в себе потенциальный вред окружающим. «потенциальный вред» - вот она золотая середина всей дискуссии, после того как человек прошёл первичный этап, по нему можно судить, способен ли он на потенциально опасные и негативные действия или нет. Но тут есть ещё один подводный камень. Как быть, ребёнок повзрослел, пошёл в школу и начал общаться с компанией друзей которые курят и пьют? Как уберечь его от этого, если давление общества столь велико, что есть шанс что ребёнок «прогнётся» под ним и тоже начнёт Вот тут как раз таки появляется новый термин " максимальная социализация

По степени сложности я выделяю опять же три вида социализации

1 - простая (родители мало время уделяли ребёнку и из всего процесса он вынес для себя лишь родительскую заботу и любовь, но понимание о том, что в жизни не достаточно только любить и уважать своих родителей, он не получил)

2 - среднюю (родители постарались на славу, ребёнок сформировался более - менее хорошо, но характер у него слабый и он может прогнуться под давлением, но он защищён больше от негатива, нежели при простой социализации)

3 - максимальная (Ребёнок за период первичной социализации усвоил для себя все нормы поведения, он стал не зависим от общества (в плане негативных воздействий) и способен понимать что в жизни есть главная ценность и какие поступки могут привести к краху личности.

Максимальная социализация на редкость редкое явление, как правило 90% подростков поглощаются обществом и общество навязывает им неправильные стереотипы.

Хочу заметить что понятие «простая, средняя и максимальная социализация», существуют только на этапе первичной социализации)

При максимальной социализации человек не будет употреблять спиртное за пределами разумного, тоесть становится алкоголиком, а так же быть зависимым от табака, Это и отличает максимально социализированных людей, от слабо социализированных.

Теперь разберём конкретно на примерах

Алкоголизм

Родители пьют, родственники пьют, ребёнку при этом 8 лет, так же родители, алкоголики, как правило не говорят ребёнку это плохо и т.д. ведь разум у них затуманен, смотря на них, он начинает в дальнейшем понимать, что это и есть правильно, ведь родители для него, как представители семейного института, являются авторитетами, то есть их поступки априори правильные.

Человек в семье которого ведётся антипропаганда всех вредных привычек никогда не будет курить, пить и заниматься наркоманией. ведь с детства он, смотря на своих родителей и зная, что их мнение авторитетнее нежели мнение друзей и т.д, привык к компании не пьющих и курящих и ему будет чуждо находиться и жить по другому.

к чему же вся эта классификация и рассуждения? Прежде всего к тому, что на этих примерах мы можем ярко увидеть то, что все проблемы социального плана и не только исходят из первичной социализации (как основной)

Заключение

социальный общество глобальный

Социальные проблемы имели место быть на всех этапах развития человека, начиная от первобытного общества, заканчивая нынешнем этапом развития, а именно двадцать первым веком. Отличие этих проблем заключается в том, что на каждом этапе они имели разные формы проявления, в первобытной общине они выражались в форме самого становления первобытного общества. В первобытном обществе существовало такое понятие как нормативно правовая избыточность, она подразумевала собой регуляцию всех сторон общественных отношений, доходя до крайностей (как правильно готовить животных, вверх брюхом или вниз) и если кто то нарушал данный порядок, он подвергался общественным порицанием или даже какими то санкциями, выраженных, к примеру, в лишении ужина соплеменника. В средних веках социальные конфликты и проблемы, к примеру, могли находить своё отражении в неправильной одежде у соотечественников, те люди, чей внешний вид отличался хоть немного от вида всех остальных, уже был как изгой и отношение к нему было негативное, что порождало конфликт или проблему.

Список используемой литературы

1. Холостова, Е.И., Кононова, Л.И. Технология социальной работы [текст]: учебник / Е.И. Холостова, Л.И. Кононова. - М.: Юрайт, 2011

2. Холостова Е.И. Теория социальной работы [Текст]: учебник. / Е.И. Холостова, М.В. Вдовина, Л.И. Кононова - М.: Юрайт, 2012

3. Павленок, П.Д. Теория, история и методика социальной работы: избранные работы [Текст]]: учебное пособие / П.Д. Павленок. - М.: Дашков и К, 2012

4. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технология социальной работы с различными группами населения населения [Текст]: учебное пособие / Павленок П.Д., Руднева М.Я. - М.: Инфра-М, 2011.

5. Павленок П.Д. Основы социальной работы [Текст]: учебник / П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2012.

6. Басов Н.Ф. Социальная работа с различными группами населения [Текст]: учебное пособие / Н.Ф. Басов. - М.: КноРус, 2011.

7. Студентова Е.Г., Фирсов, М.В. Технология социальной работы [текст]: учебное пособие / Е.Г. Студентова, М.В. Фирсов - М: Юрайт, 2012.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Социальные проблемы современности. Специфика личностных социальных проблем. Социально-экономические проблемы общества. Социальные проблемы, связанные с общественными отношениями, коммуникациями. Социальная работа как инструмент решения социальных проблем.

    контрольная работа , добавлен 20.05.2014

    Понятие глобализации и ее социальная сущность. Основные черты проявления глобальных социальных изменений в современной России. Аспекты глобализации, ее причины и социальные последствия. Удовлетворенность опрошенных респондентов различными сторонами жизни.

    реферат , добавлен 15.12.2012

    Понятие и пространственная сущность глобальных проблем, основные предпосылки их возникновения. Определение социально-экономических и мировоззренческих причин современных глобальных проблем человечества. Состав теории глобальных проблем и пути их решения.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2014

    Особенности постановки глобальных проблем человечества. Причины и симптомы их проявления. Общая классификация глобальных проблем современности. Затраты на их решение. Проблема современного международного терроризма. Перспективы решения глобальных проблем.

    эссе , добавлен 06.05.2012

    Наркотизация - одна из важнейших социальных проблем, социальные причины наркотизации. Методика изучения особенностей распространения наркомании в России. Взаимосвязь преступности и наркомании, психологические факторы, влияющие на наркотизацию общества.

    реферат , добавлен 14.11.2009

    Социальные процессы современной России, их характер и направления реализации. Социальная защита на современном этапе: понятие, сущность, содержание, проблемы аудита эффективности. Реформирование социальной сферы России: проблемы и пути разрешения.

    курсовая работа , добавлен 08.11.2013

    Социальные движения как массовые общности людей, объединенных одной целью, их основные принципы, предпосылки и причины возникновения. Типы социальных изменений. Классификация социальных движений, их генезис и методы исследований в социологической науке.

    контрольная работа , добавлен 16.03.2012

    Ознакомление с теоретическими аспектами исследования понятий, видов и причин социальных проблем. Рассмотрение и характеристика основных процессов общественного реформирования в России. Исследование и анализ демографического фактора глобальных проблем.

    курсовая работа , добавлен 16.09.2017

    Социальная деятельность и социальные группы: поведение, социальные действия, взаимодействия. Социальная стратификация. Социальное неравенство: причины, значение. Сущность, признаки, функции социальных институтов. Социальная организация и управление.

    лекция , добавлен 03.12.2007

    Основные причины формирования и содержание глобальных проблем современности, пути и возможности их решения. Взаимоотношения человека с окружающей средой, освоение природы и овладение ее стихийными силами. Классификация глобальных проблем человечества.