Агеева, Аль-Халил, Юсипов фжб-11

В настоящий период любые рассуждения о построении информационного общества в стране необходимо начинать с анализа кризисной ситуации в отечественной информационной сфере, неразрывно связанной с общим спадом деловой активности.

В аудиовизуальном, наиболее развитом и важном, с политической точки зрения, секторе происходит снижение доходов от размещения рекламы, соответственно программы развития коммерческих каналов замораживаются. Перспективы развития платного телевидения и сопутствующая специализация каналов вещания отдаляются на неопределенный срок. Замена спутников связи космической группировки и соответствующее развитие спутникового вещания, в том числе и его современных видов, требует долгосрочных вложений. У государства средств нет, инвестиции частного сектора и иностранных инвесторов на этот рынок в ближайшее время не пойдут.

Телекоммуникационная инфраструктура, существенно развившаяся за последние несколько лет, видимо, и дальше будет прогрессировать, но менее быстрыми темпами.

С другой стороны, происходит заметная унификация массового сознания поскольку люди "потребляют" практически одновременно одни и те же новости, идет массированная пропаганда образа жизни, присущего западной, техногенной цивилизации, в различных странах рекламируются одни и те же группы товаров. Особенно сильно этот механизм “глобализации массового сознания” воздействует на молодежь. Соответственно через пару десятилетий вырастет поколение людей, разделяющих гораздо больше стереотипов сознания, чем их предшественники.

Технологический детерминизм как концептуальная основа для информационного общества привлекателен простотой и понятностью объяснения исторического процесса. Однако он опасен тем, что им порождаются утопии и иллюзии по поводу осуществимости технологических проектов. Законы экономики, политики, социальной психологии вносят свои существенные коррективы в первоначальное видение информационного общества как “технотронного” общества. То, что технически реализуемо, далеко не всегда экономически выполнимо, социально приемлемо и политически оправдано. Эту особенность необходимо иметь в виду при разработке концепции построения информационного общества в стране. Для того чтобы идея информационного общества оказалась востребованной в социальном плане, она должна быть включена в сферу политики. Привлекательность концепции информационного общества для политиков состоит в том, что она рисует перспективу развития человечества под новым углом зрения.

Технологическая “интервенция” позволила странам Юго-Восточной Азии в кратчайшие сроки создать у себя современную высокотехнологичную промышленность, войти в число мировых индустриальных лидеров. Внедрение новейших технологий - наиболее короткий путь в клуб развитых стран.

ИТТ (информационные технологии и телекоммуникации), с одной стороны, увеличивают возможности человека получать престижную и высоко оплачиваемую работу, формировать свой собственный досуг и мир развлечений, быть в курсе основных мировых и локальных событий. Однако эти возможности открыты сегодня далеко не для всех. Уже сложившаяся имущественная, культурная, социальная поляризация общества может “обогатиться” еще одним разделением людей на имеющих и не имеющих информацию, доступ к ней, умение работать с новыми технологиями. Чтобы не допустить опасного разрыва, необходимы скоординированные усилия на государственном и международном уровнях в направлении ликвидации компьютерной неграмотности. Дистанционное образование с помощью ИТТ для многих стран единственный шанс подготовить кадры для информационной экономики следующего столетия.

Рассматривая социальный аспект информатизации общества, мы сталкиваемся с рядом проблем, не имеющих на сегодня однозначного решения. По нашему мнению можно выделить три таких основных проблемы.

Первой их них является проблема занятости населения в связи с информатизацией общества. На сегодня наблюдается явный дисбаланс: скорость сокращения традиционных видов деятельности больше скорости создания рабочих мест, создаваемых под воздействием информационной технологии.

Второй является проблема взаимодействия процесса демократизации общества и защиты тайны жизни личности. Не приведет ли информационная прозрачность общества к тотальному информационному контролю над личностью? К этому приплюсовываются угрозы манипуляции сознанием граждан при помощи информационных средств

Наконец, третья проблема также не имеющего на сегодня однозначного решения - это определение путей преодоления противоречий между национальными интересами и интересами конгломератов сетевого общества, имеющим наднациональный характер. Это противоречие глобального порядка – оно пронизывает не только сферу экономики и политики, но и область культуры, о чем речь впереди и связано с процессами глобализации и, в частности, с формированием сетевых структур.

Определение понятия «информационное общество»
В настоящее время существует несколько определений понятия «информационное общество». Одно из них, наиболее сжатое, но достаточно емкое, принадлежит профессору А.И. Ракитову: «Информационное общество характеризуется тем, что в нем главным продуктом производства являются знания» .

Конечно же, это лишь экономическая характеристика, которая не может охватить всех аспектов такого многогранного понятия, каким является понятие информационного общества. Однако она отражает главное - приоритет информации как объекта и результата общественного производства.

С экономической точки зрения в научной литературе сегодня выделяют следующие основные виды обществ:

доиндустриальное общество, в котором доминировало производство продуктов сельского хозяйства, основанное на использовании ручного труда и мускульной силы животных, а также ремесленничество;

индустриальное общество, которое начало формироваться на нашей планете около 300 лет тому назад и главной экономической характеристикой которого является промышленное производство;

постиндустриальное общество, начало формирования которого относят к середине XX века и главной характеристикой которого является приоритетное развитие сферы услуг, которые начинают превалировать над объемами промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции;

информационное общество, в котором производство информационных продуктов и оказание информационных услуг преобладает над всеми другими видами социально-экономической активности людей.

Если принять эту классификацию стадий общественного развития, то можно сделать вывод о том , что сегодня, в самом начале XXI века большая часть развитых стран мира все еще находится в стадии индустриальных обществ, а наиболее развитые из них (главным образом, страны «большой семерки») - в стадии перехода от постиндустриального к информационному обществу.

Что же касается России, то она сегодня по своим макроэкономическим характеристикам относится к развивающимся странам и в ней только начался переход от индустриального к постиндустриальному обществу.

Отличительные черты информационного общества

По мнению А.И. Ракитова, главными отличительными чертами информационного общества являются следующие .

1. Каждый член этого общества в любое время суток и в любой точке страны имеет доступ к нужной ему информации.

2. Общество способно обеспечить каждого члена информационной технологией (как компьютерами, так и средствами связи).

3. Общество само способно производить всю необходимую для его жизнедеятельности информацию.

Только одновременное выполнение всех этих условий дает возможность говорить о том, что то или иное общество можно считать информационным.
Основные закономерности формирования

информационного общества
Формирование информационного общества происходит в передовых странах на наших глазах в результате сложного социотехнологического процесса - глобальной информатизации. Впервые этот термин был использован в докладе «Информатизация общества», который был подготовлен в 1978 году группой французских специалистов по поручению президента Франции Жискара д"Эстена.

Весьма примечательно, что после перевода этого доклада на английский язык в 1980 году он уже назывался «Компьютеризация общества». Это свидетельствует о том, что в тот период времени общественным сознанием в большинстве развитых стран воспринимались лишь инструментально-технологические аспекты процесса информатизации общества. Гуманитарно-социологические и цивилизационные аспекты этого процесса тогда еще не были хорошо выявлены и осмыслены.

Первыми идеологами концепции формирования информационного общества как закономерной стадии развития цивилизации многие исследователи считают зарубежных ученых И. Масуду, Д. Белла, И. Мартина и Э. Тоффлера. Так, например, американский социолог Э. Тоффлер в опубликованной им в 1980 году монографии «Третья волна» утверждает, что одной из причин начавшегося во второй половине XX века процесса информатизации общества является вполне закономерная реакция социального отторжения той массовой стандартизации и унификации, которая характерна для индустриального общества.

Стремясь удовлетворить все возрастающие запросы населения в потреблении товаров и услуг, индустриальное общество обеспечило быстрое развитие их массового производства и массового распределения в обществе. Это привело к неизбежной стандартизации многих элементов культуры общества, значительному ограничению проявления индивидуальности людей, увеличению рутинности и однообразия во всех сферах общественной жизни.

Миллионы людей в индустриальных странах вынуждены жить в одинаковых жилищах, носить унифицированную одежду так называемого «ширпотреба», питаться однообразной пищей, слушать одну и ту же музыку , смотреть одни и те же фильмы и т. п. Тоффлер считает, что именно эта тенденция ко всеобщей унификации и породила свою противоположность - стремление к разнообразию и индивидуальности, которые в большей степени отвечают психологической природе человека.

Это и стало одним из важных психологических факторов возвращения общества к ценностям доиндустриальной эпохи. Но возвращение это произошло на новом технологическом уровне, который оказался способным, сохраняя достоинства высокой технологизации общества, придать необходимые черты разнообразия и индивидуальности как продуктам общественного производства, так и самой организации многих производственных и социальных процессов.

Главными и высокоэффективными средствами для достижения этой цели явились средства информатики и новые информационные технологии.

Именно поэтому во второй половине ХХ-го века экономика и промышленное производство в развитых индустриальных странах мира начали приобретать принципиально новые черты. Все большее значение и социальный спрос в обществе начали получать разного рода услуги. В соответствии с этим быстро изменялась и структура занятости населения. Таким образом, начало формироваться постиндустриальное общество - общество оказания и потребления услуг, которое достигло своего расцвета в передовых странах к началу XXI века.

Однако наряду с этим в результате увеличения разнообразия товаров, услуг и технологий осуществлялась децентрализация и усложнение производства, происходило дробление специализации труда, усложнялись организационные формы управления производством и

сбытом продукции. Появились и быстро стали популярными новые виды деятельности: реклама, маркетинг, менеджмент. Результатом всего этого стал стремительный рост объемов циркулирующей в обществе информации.

И это явление вполне закономерно. В свое время академик А.А. Харкевич показал, что для того, чтобы увеличить вдвое производство какого-либо товара , необходимо в четыре раза увеличить объем производства необходимой для этого информации. Другими словами, материальное благосостояние общества теснейшим образом связано с объемом продуцируемой и используемой информации. И эта зависимость - экспоненциальная.

По некоторым оценкам, с начала нашей эры первое удвоение накопленных человечеством знаний произошло к 1750 году. Второе удвоение - к началу XX века, т. е. за 150 лет. Третье удвоение - уже к 1950 году.

Начиная с 1950 года, общий объем знаний в мире удваивался каждые 10 лет, с 1970 года - каждые 5 лет, а с 1991 года - ежегодно. Это означает, что к началу XXI века объем знаний в мире увеличился более чем в 250 тыс. раз, т. е. на несколько десятичных порядков.

Социально-экономические аспекты

процесса формирования информационного общества
Беспрецедентный и ускоряющийся рост объемов информации в обществе, который стал все более заметным во второй половине XX века, получил название «информационного взрыва». Он стал одним из признаков перехода нашей цивилизации на новый этап своего развития, начала новой, информационной эры развития человечества.

Учитывая тот факт, что в этих условиях способность тех или иных стран мирового сообщества к производству, накоплению и использованию знаний является определяющий при оценке перспектив и возможностей их дальнейшего развития, профессор И.В. Соколова предлагает выделять следующие четыре основных группы этих стран :

Страны, которые производят только сырье, продовольствие и товары народного потребления по иностранным лицензиям;

Страны, производящие техническую продукцию по иностранным лицензиям и частично - оригинальным технологиям;

Страны, производящие оригинальные технологии (хорошими примерами здесь являются Япония и Южная Корея);

Страны, производящие не только новые технологии, но и новые знания.

То, к какой из этих групп относится сегодня Россия, автор предлагает читателям определить самостоятельно и сделать из этого определения соответствующие выводы на будущее.

Таким образом, процесс формирования информационного общества , основанного на широкомасштабном использовании информации и научных знаний, осуществляется в мире неравномерно, так как он определяется уровнем общего развития тех или иных стран.

Профессор И.В. Соколова сегодня развивает новое направление в социологии, названное ею социологией информатизации. С концептуальных позиций этого направления процесс информатизации общества должен «органически вписываться в совокупную систему социальной деятельности», осуществляя ее интенсификацию . Поэтому процесс информатизации общества предлагается рассматривать как совокупность трех взаимосвязанных между собою процессов, а именно:

Процесса медиатизации общества, направленного на совершенствование средств и методов сбора, хранения и распределения информации;

Процесса компьютеризации общества, имеющего целью совершенствование средств поиска и обработки информации;

Процесса интеллектуализации общества, представляющего собой развитие способностей людей к восприятию и порождению информации , формированию новых знаний, в том числе и с использованием возможностей средств искусственного интеллекта.

Нетрудно заметить, что все эти три составляющих процесса информатизации общества заключают в себе не только инструментально-технологические, но главным образом, социальные, «человеческие» компоненты.
Критерии перехода к информационному обществу
Процесс перехода от постиндустриального к информационному обществу имеет революционные последствия для развития человеческого общества, так как формирует новый производственный и жизненный уклад и новую систему духовных ценностей. Однако осуществляется он не скачкообразно, а эволюционным путем. Информационная цивилизация формируется и вызревает внутри постиндустриального общества, постепенно, (хотя и весьма интенсивно) заменяя его во всех сферах социальной активности людей.

Что же может служить критерием, количественным показателем перехода той или иной страны в стадию формирования информационного общества? Сегодня можно указать на три группы таких показателей:

Экономические критерии, характеризующие долю валового национального продукта страны, которая создается в информационной сфере общества. Считается, что если эта доля превышает 50%, то можно считать, что в данной стране начался переход к информационному обществу;

Социальный критерий, количественным выражением которого может служить, например, доля занятого населения , связанного с производством информационных продуктов, средств информатизации и оказанием информационных услуг;

Технологические критерии, определяющие уровень развития информационного потенциала общества в части его информационной техносферы.

В качестве такого критерия может служить, например, удельная информационная вооруженность общества, которая определяется как отношение суммарной вычислительной мощности той или иной страны к численности ее населения. Этот критерий был предложен академиком А.П. Ершовым еще в 1988 году . Он позволяет на основе использования статистических данных о росте населения различных стран мира и уровня развития их вычислительного потенциала не только количественно оценивать текущий уровень их информатизации, но и прогнозировать ожидаемый уровень его развития.

По оценке академика А.П. Ершова, информационная вооруженность общества в передовых странах увеличивается на десятичный порядок каждые восемь-десять лет. Поэтому в информационном обществе значение удельной информационной вооруженности может составлять 10-20 млн операций в секунду на человека.

Что же касается других количественных показателей, то еще в 1986 году общий объем хозяйственной деятельности США в информационной сфере составил 60% валового национального продукта. Достижение полной информатизации страны по этому показателю прогнозируется на второе десятилетие XXI века.

Учебные пособия" href="/text/category/uchebnie_posobiya/" rel="bookmark">учебного пособия для студентов СГА

КУРС: СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

Для студентов Современной Гуманитарной Академии

1487.003.00.05.01;1/

© СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ, 2005

ТЕМЫ

Концепция постиндустриального общества глазами американских футурологов. Основные черты технотронного общества. Бжезинского. Маршалл Маклюэн о перспективах развития коммуникационных технологий. Волны цивилизаций О. Тоффлера: куда идет человечество. Общество как самодостаточная система. Лумана. Новейший этап человеческой цивилизации в концепции Э. Гидденса. У. Бек об особенностях современной цивилизации. У. Бек: создание теории общества риска. Риски модерна: методологические и социокультурные подходы. Глобальное общество: основные черты и тенденции развития. Постмодерн и потребности нового социологического знания. Гиперреальность в произведениях Ж. Бодрийяра. Глобализация: социальные и политические последствия. Противоречия процесса глобализации . От глобализации до глокализации: основные тенденции развития. Сущность и основные черты информационного общества. Информация в современном обществе. Информационные ресурсы и их роль в развитии общества. Сущность процессов компьютеризации. Роль знания в современных обществах. Развитие процессов виртуализации в современном обществе. Виртуальные миры как попытка моделирования реальных процессов и явлений. Сущность и социальные последствия информатизационной революции. Сущность и социальные последствия компьютерной революции. Информационный комфорт как ценность в современном обществе. Информационные технологии: сущность и тенденции развития. История развития новых информационных технологий . Государственная политика в сфере информации в Европе. Развитие информационных технологий в США. Государственная политика в сфере информации в Японии. Информатизация российского общества: проблемы и перспективы. Основные теоретико-методологические подходы к анализу процесса информатизации. Новые социальные слои в информационном обществе. Новые тенденции в социальной стратификации российского общества. Информатизация: новые возможности и новые риски. Развитие новых информатизационных технологий в России. Национальные информационные ресурсы. Виртуализация общества: формы проявления, социальные последствия. Интернетзависимость как новое социально-психологическое явление. Россия: движение к инновационному обществу. Компьютерная преступность и компьютерная безопасность. Использование информационных технологий в политике: российские реалии. Социокультурная трансформация российского общества под влиянием информационных технологий. Понятие и сущность информационной безопасности . Проблема «утечки мозгов» из России. Формирование информационной среды. Проблема информатизации государственного управления . Социально-психологические проблемы информатизации. Проблема информационной безопасности личности. Информационные войны и их социальные последствия. Проблемы информационного неравенства: социальные последствия. Преодоление информационного неравенства в России: условия, тенденции, перспективы. Использование информационных технологий в образовании. Использование информационных технологий в дистанционном обучении. Изменения в структуре труда под воздействием внедрения новых информационных технологий. Развитие рынка труда в сфере информационных технологий. Основные характеристики рынка информационных услуг. Роль новых информационных технологий в современной политике. Проблемное поле исследований в социологии информатизации. ИТ как фактор формирования новых социальных общностей.

ЛИТЕРАТУРА


1. , Жодзишский преступность и компьютерная безопасность. - М.: Юрид. лит., 1991.

2. Общество риска: На пути к другому модерну. - М.: Прогресс-Традиция, 2000.

3. Грядущее постиндустриальное общество. - М.: Academia, 1999.

4. В тени молчаливого большинства. – Екатеринбург: Ad Marginem, 2000.

5. Система вещей. - М.: Рудомино, 1995.

6. Вершинин коммуникация в информационном обществе. – СПб.: Эксмо-пресс, 2001.

7. Воронина общество: сущность, черты, проблемы. - М.: ЦАГИ, 1995.

8. национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации. - М.: Наука, 1991.

9. Друкер реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении. - М.: Бук Чембер Интернэшнл, 1994.

10. Государственная информационная политика: концепции и перспективы. Сб. ст. отв. ред. - М.: РАГНС, 2001.

11. Землянова Коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. - М.: Можайск-Терра, 1999.

12. Землянова американская Коммуникативистика: теоретические концепции, проблемы, прогнозы. - М.: Издательство Московского университета, 1995.

13. Иванов общества. – СПб.: Экопсицентр РОСС, 2000.

14. Иванов виртуализации: Современные теории общественных изменений. – СПб.: Санкт-Петербург. гос. ун-т, 2002.

15. Информационное общество / Под ред. , - СПб.: СПб ГУ, 1999.

16. Информационная технология, экономика, культура. - М.: Кастельс, 1995.

17. Информационная эпоха: Экономика, общество, культура. - М.: ГУ ВЭШ, 2000.

18. Колин цивилизация. - М.: ИПИ РАН, 2002.

19. Николаева экономика: тенденции развития за рубежом и в России. – СПб: НИИ химии СПбГУ, 1999.

20. Нисневич и власть. - М.: Мысль, 2000.

21. От книги до Интернета: Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия. Отв. ред. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.

22. Овчинников надежды: состояние и перспективы политического

Рунета.// Политические исследования, №1, Полис, 2002.

23. Песков в российской политике: утопия и реальность. // Политические исследования, №1, Полис, 2002.

24. Скворцов культура и цельное знание. - М.: ИНИОН РАН, 2001.

25. Соколова информатика (социологические аспекты) - М.: Союз, 1999.

26. Метаморфозы власти: Знание, богатство и сила на пороге XXI века. - М.: АСТ, 2001.

27. Электронный бизнес: эволюция и/или революция: Жизнь и бизнес в эпоху Интернет. - М.: Вильямс, 2001.

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Ответственный за выпуск

Корректор

Оператор компьютерной верстки

_____________________________________________________________________________

НОУ “Современная Гуманитарная Академия”

ГЛАВА 1 СТАНОВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА КАК

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС.

§ 1.1 Социологические подходы к описанию и изучению процессов информатизации

§ 1.2 Становление глобального информационного общества: культурный, экономический, политический аспекты.

СФЕРЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

§ 2.1 Ценностные, концептуальные и организационные основания государственного регулирования.

§ 2.2 Обеспечение информационной безопасности и контроля над информацией

§ 2.3 Государственное регулирование социально-экономических аспектов

Применения ИТ.

§ 2.4 Регулирование рутинной деятельности.

ГЛАВА 3 ИНФОРМАТИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В ЗЕРКАЛЕ

ТЕМАТИЧЕСКИХ СМИ.

§3.1 Социокультурные аспекты информатизации.

§3.2 Социоэкономические аспекты информатизации.

§3.3 Государство и общество в информационную эпоху: угрозы безопасности и перспективы развития.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социальные аспекты становления информационного общества в России»

Актуальность темы исследования

В последние десятилетия XX в. в мире зародились сложные и взаимосвязанные процессы масштабных социальных изменений, во многом связанные с информационно-технологической революцией. Интегральным следствием этих процессов многие исследователи считают формирование общества нового типа - информационного общества.

В нашей стране эти общемировые тенденции наложились на драматические процессы внутренних преобразований, дополнительно усложняя ситуацию. В социально-политической сфере трансформации ознаменовались становлением демократической формы государственности (пусть и ограниченной экономическими или административно-бюрократическими барьерами), признанием права граждан на свободу слова, свободу получения и распространения информации. В экономической сфере перед Россией встали задачи развития национальной экономики на рыночных началах и интеграции страны в мировое экономическое пространство. В социокультурной сфере резко снизилось давление государства на производство и потребление символической продукции. Кроме того, российская культурная сфера оказалась открытой для процессов, происходящих в мире. Таким образом, перед российским обществом и государством открылись новые возможности и встали новые вызовы, связанные с интеграцией России в формирующееся глобальное информационное общество.

Реакция государства на эти вызовы происходила во многом через естественный для государственной организации механизм - нормативно-правовое регулирование.

О реакции общества на вызовы времени и действия государства говорить сложнее прежде всего за отсутствием единого центра, репрезентирующего все общество. К новым условиям, возможностям и вызовам приспосабливались самые разные люди, социальные группы и слои, организации, институты. За последние десятилетия в России сложилась культура использования новейших достижений информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), возникли отрасли экономики и направления бизнеса, связанные с извлечением прибыли из эксплуатации ИКТ, возник слой людей, так или иначе связанных с информационными технологиями.

Масс-медиа, являясь одним из средств самонаблюдения общества, не могли обойти вниманием процессы информатизации - таким образом возникли СМИ, ориентированные на аудиторию, интересующуюся ИКТ и связанными с ними явлениями и процессами. Масс-медиа осуществляют наблюдение за внешним по отношению к ним социальным миром, разделяя события на достойные и недостойные публикации и предъявляя аудитории результат селекции. При этом, являясь, как правило, коммерческими, ориентированными на прибыль предприятиями, они вынуждены учитывать информационные интересы и запросы аудитории. Таким образом, СМИ одновременно и формируют картину мира для аудитории, и подвержены влиянию ее предпочтений при формировании собственной схемы селекции. Результаты этой селекции, т.е. опубликованные материалы, могут рассматриваться как интегрированная реакция общества на происходящие события, в число которых попадают и действия государства. Точнее говоря, в данном случае, речь идет о реакции социального сообщества, группирующегося вокруг ИКТ, но в эту социальную группу входят прежде всего люди, наиболее плотно включенные в систему социальных отношений, затрагиваемых процессами информатизации в России и более тонко чувствующие исследуемую проблематику.

Вышесказанное приводит нас к возможности использовать документы, порожденные государством и репрезентирующей российское ИТ-сообщество прессой, как источники информации для комплексного описания социального содержания процесса становления в России информационного общества.

Степень научной разработанности проблемы

Проблематика постиндустриального/информационного общества широко обсуждается в социальных науках примерно с конца 1950-х - начала 1960-х гг. спектр подходов к изучению проблем информатизации весьма широк, однако представляется, что можно выделить две основные тенденции.

Исследователи, работающие в рамках первой тенденции, в своих рассуждениях отталкиваются от феномена развития технологии, в той или иной мере считают социальные процессы современности детерминированными распространением ИКТ.

Истоки технологически ориентированной тенденции лежат в достижениях кибернетики как науки о наиболее общих принципах управления в природе и обществе, возникновение которой связано с именем Н. Винера, а также теории информации. В рамках кибернетического подхода было дано определение информации как меры упорядоченности/отрицательной энтропии, получено представление об информационных и управляющих процессах как универсальных для природы, человека и социума.

В 1960-х гг., с распространением основанных на достижениях кибернетики и микроэлектроники средств обработки, хранения и передачи информации, все шире начинает применяться собственно социологический подход к изучению связанных с этим процессом социальных изменений. Следуя за Ф. Уэбстером, можно выделить группу подходов, постулирующих возникновение в результате информатизации нового типа общества: теории постиндустриального общества (связанные с именем Д. Белла и его последователей), теории постфордизма и гибкой специализации (М. Прайор и Ч. Сейбл, J1. Хиршхорн), информационального способа развития (М. Кастельс), постмодернистское направление (Ж. Бодрийар).1.

В работах Д. Белла акцент делается на изменения в сфере занятости и связанных с ней технологической и экономической сферах. Основой класси

1 См.: Уэбстер Ф. Теории информационного общества / Ф. Уэбстер. - М., Аспект-пресс, 2004.-400 е., с. 12 ческой концепции постиндустриального общества является разделение экономики на первичный (сельское хозяйство), вторичный (промышленность) и третичный (сфера услуг) секторы, а также положение об опережающем росте третичного сектора по сравнению с первичным и вторичным как в структуре занятости, так и в структуре производства. Важнейшим качеством постиндустриального общества постиндустриалистам видится ведущая роль научного, теоретического знания как детерминанты развития технологий.

Характерной чертой концепций постиндустриализма является периодизация истории человечества на большие периоды (доиндустриальный - индустриальный - постиндустриальный). Весьма ярко эту идею развил Э. Тоф-флер: в своей работе «Третья волна» он выделил в истории цивилизации три волны: аграрную (до XVIII века), индустриальную (до 1950-х гг. XX века) и пост- или супериндустриальную (начиная с 1950-х годов). В наши дни, по мнению Тоффлера, имеет место столкновение второй волны с идущей ей на смену третьей.1

М. Маклюэн предложил свою версию периодизации истории, основанную на доминирующей форме культуры, обусловленной технологией трансляции информации. Он выделил три этапа: первобытную дописьменную культуру с устными формами связи и передачи информации; письменно-печатную культуру («галактика Гуттенберга»), заменившую естественность и коллективизм индивидуализмом; современный этап («глобальная деревня») возрождающий естественное аудиовизуальное многомерное восприятие мира и коллективность, но на новой электронной основе через замещение письменно-печатных языков общения радиотелевизионными и сетевыми средствами массовых коммуникаций.

В русле технологически ориентированной традиции лежит и наиболее недавняя и масштабная попытка системно описать современное состояние и тенденции развития общества, испытывающего влияние информационно-коммуникационных технологий - теория информационного общества

1 Тоффлер, Э. Третья волна / Элвин Тоффлер. - М.: ACT, 1999. 784 с.

М.Кастельса. Кастельс попытался дать ответ на вопрос, каким же именно будет постиндустриальное общество, кроме того, что оно придет на смену индустриальному. В фокусе внимания Кастельса оказываются изменения в пространственно-временном режиме функционирования общества, экономическом укладе, отношениях государства и гражданского общества, проблемы неравенства, принуждения и насилия в информационном обществе.1

Альтернативную технологически ориентированной тенденцию исследования связанных с информатизацией процессов представляет постмодернистское направление социальной мысли. В отличие от постиндустриалистов, рассматривающих влияние технологий на общество и культуру, отправной точкой анализа современного общества для постмодернистов выступает именно культура. Причина изменений в обществе - исчерпанность и разложение характерной для Нового времени системы базовых ценностей - свободы, прогресса, познания.

Ж. Бодрийяр интерпретирует возрастание интенсивности коммуникационных потоков в современном мире как нарастание потока знаков, уже на отражающего, а симулирующего и замещающего социальную реальность и, в свою очередь, становящегося единственной социальной реальностью.2 Еще один автор постмодернистского направления - Ж.-Ф. Лиотар уделяет повышенное внимание изменению статуса информации и знания в обществе, а именно утилитаризации и коммерциализации знания в современном мире.3

1 См.: Castells, М. The Information Age: Economy, Society and Culture/ Vol. 1: The rise of the network society / Manuel Castells. - Blackwell Publishers, 1996.

Castells, M. The Information Age: Economy, Society and Culture/ Vol. 2: The power of identity / Manuel Castells. - Blackwell Publishers, 1997.

Castells, M. The Information Age: Economy, Society and Culture/ Vol. 3: End of Millennium / Manuel Castells. - Blackwell Publishers, 1998.

Кастельс M. Информационная эпоха: экономика, общество и культура/ М. Кастельс. - М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2000.

2 См.: Бодрийяр, Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального / Ж. Бодрийяр. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2000. 95 с.

Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна. Пер. с франц. Н.А. Шматко / Ж.-Ф. Лиотар. -СПб.: Алетейя, 1998. - 160 с.

Нельзя не отметить и вклад в исследования процесса информатизации общества и отечественных ученых.

В рамках кибернетического и информационно-теоретического подхода лежит работа Р. Ф. Абдеева. Он обосновывает необходимость и возможность возникновения информационной цивилизации и дает ее характеристики на основе кибернетики, синергетики, системно-теоретического подхода с привлечением положений марксизма о переходе количественных изменений в качественные, скачкообразном характере и спиральной траектории развития технологических и социальных систем.1

Работы А.И. Ракитова можно отнести к постиндустриальной традиции. Он исследует развитие информационных и технологических революций, которые определяют радикальные изменения и фундаментальные инновации в обществе. Следуя характерному для постиндустриалистов подходу, Ракитов выделяет три социотехнологические революции - аграрно-ремесленную, индустриальную и информационно-компьютерную.

Среди отечественных исследователей идеи постиндустриализма наиболее полно отражены в работах B.JI. Иноземцева. Он систематизирует достижения постиндустриалистской традиции в их перекличке с положениями социально-экономической парадигмы марксизма. Критикуя теории информационного общества и постмодернизма, Иноземцев подчеркивает важность того, что постиндустриализм не порывает полностью с индустриальной традицией, подчеркивает переходный характер современного общества.3

1 Абдеев, Р. Ф. Философия информационной цивилизации / Р.Ф. Абдеев. - М.: ВЛАДОС, 1994.336 с.

2 Ракитов А.И. Философия компьютерной революции / А.И. Ракитов. - М.: Политиздат, 1991.287 с.

3 См.: Иноземцев, В. JI. За десять лет: к концепции постэкономического общества / B.JI. Иноземцев. - М.: Академия, 1998. - 576 е.; Иноземцев, В. JI. За пределами экономического общества: постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире / BJI. Иноземцев. - М.: Академия, 1998. - 640 е.; Иноземцев, В. JI. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы / B.JI. Иноземцев. - М.: Логос. 2000. 304 с.

Работа еще одного отечественного исследователя, Д. В. Иванова, разрабатывающего тему виртуализации общества и симуляционного характера социальных процессов в современном мире, тяготеет к постмодернистской традиции.1

Помимо теоретических подходов к исследованию информатизации, в современном обществе присутствуют и другие, зачастую оказывающие не меньшее, а то и большее влияние на массовое сознание.

Американский исследователь Р. Клинг выделил и описал пять жанров, которых придерживаются в той или иной мере все пишущие о компьютеризации. В их числе: технологическая утопия, технологическая антиутопия, социальный реализм, социальная теория, аналитическая редукция.2

Различные описания социальной реальности могут быть восприняты не только -непосредственно, но и послужить материалом для исследования, обобщающего отраженную в них информацию и имеющего целью выявить общие характеристики описанных социальных явлений и процессов.

Примером применения такого подхода к исследованию процесса информатизации может служить масштабная серия исследований «Мегатрен-ды», проведенная в 1960-1980-х в США под руководством Дж. Нейсбита. Одним из основных методов анализа информации был контент-анализ, а источниками данных служили публикации в центральных и многочисленных местных печатных изданиях США. В результате были выделены десять наиболее мощных тенденций (мегатрендов) изменений в американском общест-ве.3

При исследовании сложных социальных явлений и процессов плодотворно применяется анализ не только сообщений прессы, но и государственных документов, формирующих нормативно-правовую базу их регулирова

1 Иванов Д. Общество как виртуальная реальность / Дмитрий Иванов // Информационное общество: Сб. М.: ACT. - 2004. 507 е., с. 355-427.

2 Kling, R. Reading "All About" Computerization How Genre Conventions Shape Non-fiction Social Analysis/ Rob Kling//The Information Society, 1994 11(4): 147-172. - Источник: wvvvv.sl is. indiana.cdu/klinu/rcad94a.html

3 Нейсбит, Д. Мегатренды / Д. Нейсбит. М.: ООО «Издательство ACT», 2003, с. 8-9 ния. Законодательную базу процессов информатизации в России анализировали, в частности В. Н. Монахов (применительно к регулированию деятельности СМИ в Интернете), С.В. Петровский (в аспекте правового регулирования Интернет-услуг), А. А. Чернов (применительно к проблеме информационной безопасности).1

Стоит отметить, что для этих исследований характерен традиционный подход к анализу текстов, сводящийся к критическому чтению. Альтернативой такому подходу может являться использование методик формализованного контент-анализа с использованием компьютера. Подобный подход применялся, в частности, для анализа нормативной базы приватизации и электоральных программ кандидатов.2 Примером масштабного применения контент-анализа государственных документов может служить работа С. Ф. Гре-бениченко «Диктатура и промысловая Россия в 1920-е гг.».3

Таким образом, можно констатировать возможность применения метода анализа документов к исследованию социальных процессов, в частности процесса становления информационного общества в России, а также то, что в этой сфере пока не нашли широкого применения методики формализованного контент-анализа.

1 См.: СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования/Автор-составитель - проф. В.Н. Монахов. - М.: ЭКОПРИНТ, 2003, - 320 е., Петровский С. В. Интернет-услуги в российском праве. / С. В. Петровский. - М.: Агентство "Издательский сервис", 2003. - 272 е., Чернов А. А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы / А. А. Чернов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003.-232 с.

2 Нижний Новгород: нормативное пространство экономической реформы/ И.П. Скляров, А.П. Мелешкин, В.И. Рыбаков и др. - Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 1996. - 77 е., Ивашиненко Н.Н. Программы и кандидаты (Выбо-ры-98 мэра Нижнего Новгорода) / Н.Н. Ивашиненко, А.А. Иудин, А.Е. Солдаткин. - Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ - Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 1999, 24 с.

3 Гребениченко С.Ф. Диктатура и промысловая Россия в 1920-е годы /Гребениченко С.Ф.-М.: Мосты культуры, 2000.-377с.

Цели и задачи исследования

Цель исследования - описать социальное содержание процесса становления информационного общества в России в 1990-х - начале 2000-х гг.; выявить его основные аспекты и дать их характеристику.

Для достижения цели исследования в диссертации ставятся и решаются следующие задачи:

1. систематизировать социологические подходы к исследованию феномена информационного общества и процесса его становления (отечественные и зарубежные);

2. выявить тематическую структуру описаний социальных аспектов информатизации российского общества в государственных документах РФ, регулирующих социальные аспекты применения информационных технологий;

3. выявить тематическую структуру описаний социальных аспектов информатизации российского общества в публикациях тематических СМИ;

4. провести сравнительный анализ выявленных тематических структур, выявить их динамику, черты сходства и различия в подходах к освещению процессов информатизации государственными органами и информационным сообществом;

5. выявить аспекты взаимодействия государства и информационного сообщества в исследуемой области, которые вызывают социальное напряжения и конфликты;

Объектом исследования является социальное содержание процесса становления в России информационного общества.

Предметом исследования являются характеристики государственного воздействия на процесс становления в России информационного общества, отраженные в нормативно-правовых документах, регулирующих применение ИКТ и особенности восприятия этого процесса информационным сообществом, отраженные в публикациях тематической прессы.

Теоретическая и методологическая основа исследования

Теоретико-методологической основой исследования послужила теория информационного общества М. Кастельса, а также общесоциологические принципы системного анализа и моделирования социальных процессов.

Что касается методологии эмпирической части исследования, то здесь основным методом был избран тематический контент-анализ текстов. Как пишет Р. Поппинг, «тематический анализ текста.- это определение любого анализа текста, где переменные обозначают встречаемость (или частоту встречаемости) тех или иных понятий»1. Такой анализ основывается на признании «наличия соотношения между присутствием темы и интереса к этой J теме у автора текста» . В рамках тематической стратегии был избран репрезентативный подход. Он не требует предопределенных отношений между понятиями и единицами счета. Эти отношения устанавливаются через процесс кодировки в зависимости от контекста, в котором происходит поиск данных единиц. Этот подход позволяет связать понятия с единицами поиска, характерными для конкретного текста, находить новые единицы счета и определять новые понятия.

Эмпирической базой исследования послужили: государственные документы РФ, регулирующие использование ИКТ за 1991-2004 гг. (42 документа), а также публикации еженедельника «Компьютерра» за 1997-2004 гг., посвященные тематике взаимодействия ИКТ и общества (1797 публикаций).

Анализ данных осуществлялся с помощью программных продуктов Lekta 2.0 и STATISTICA.

Новизна полученных результатов:

1. создана и апробирована методика комплексного описания социального содержания процесса информатизации, способная дать

1 Popping, Roel. Computer-assisted Text Analysis / Roel Popping. London: SAGE Publications, 2000, c. 26

2 Там же, с.39 обоснованные гипотезы относительно реакции общества на новые акты управляющего воздействия государства;

2. описана структура мер государствешюго регулирования социальных аспектов применения информационных технологий и ее динамика в 1991-2004 гг.;

3. выявлена структура описаний социальных аспектов информатизации в тематической прессе в 1997-2004 гг.;

4. охарактеризованы проблемные аспекты взаимодействия государства и информационного сообщества в процессе информатизации России.

Положения, выносимые на защиту

1. В последние десятилетия в мире имеют место масштабные и сложные процессы социальных изменений, происходящие под влиянием распространения информационно-коммуникационных технологий. В нашей стране эти общемировые тенденции происходили параллельно и взаимосвязано с драматическими процессами внутренних преобразований. Перед российским обществом и государством открылись новые возможности и встали новые вызовы, связанные с интеграцией России в формирующееся глобальное информационное общество.

2. Социальное содержание процесса информатизации может быть комплексно описано на основе контент-анализа государственных документов, регулирующих сферу ИКТ, а также публикаций прессы.

3. Массив государственных документов РФ, касающихся процессов информатизации, структурно состоит из:

Ядра, куда входят тексты, описывающие ценностные основания, приоритеты, цели и задачи политики государства в рассматриваемой области, а также формирующие организационную основу этой политики через определения и классификации используемых понятий;

Основной массы документов, которая может быть структурирована двумя осями - направленностью (социально-политической или социально-экономической) и уровнем регулирования (программно-концептуальным или инфраструктурным);

Группы документов, посвященных регулированию рутинных социальных, экономических, политических процессов, имеющих место в социальных институтах, возникших раньше, чем современные ИКТ и лишь частично затронутых информационно-технологической революцией.

Внимание государства к различным аспектам регулирования в исследуемый период было неоднородно:

На начальном этапе (в 1991-1995 гг.) внимание было в значительной мере сосредоточено на регулировании рутинной деятельности;

На втором этапе (1996-2000 гг.) вектор внимания сместился в сторону вопросов обеспечения безопасности и контроля над распространением информации; вместе с тем, в этот же период активизировалось формирование ценностных и концептуальных основ государственной политики в области ИКТ;

На третьем этапе (2001-2004 гг.) повышенное внимание стало уделяться социально-экономической сфере, прежде всего формированию инфраструктур информационной экономики.

4. В отличие от государственных документов, преимущественное внимание в публикациях тематической прессы в 1997-2004 гг. было уделено культурным, социальным и экономическим аспектам информатизации, при этом структура тематического пространства прессы была в заметно меньшей мере, чем структура государственных документов, подвержена изменениям во времени.

5. Деятельность государства в сфере информатизации вызывала пристальное внимание прессы. Структура внимания ИТ-прессы к политическим и социально-экономическим аспектам информатизации во многом задавалась деятельностью государства в этих сферах.

Наиболее напряженно складывались отношения государства и ИТ-сообщества вокруг проблем контроля над распространением информации в телекоммуникационных сетях, прежде всего в Интернете, и соблюдения прав граждан на конфиденциальность персональной информации и тайну связи.

Что касается информатизации социально-экономической сферы, то государству удалось добиться заметных успехов как по объективным показателям, так и при формировании благоприятного мнения о своих начинаниях.

Теоретическая и практическая значимость работы

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней систематизированы основные подходы к проблеме информатизации в зарубежной и отечественной литературе. Кроме того, результаты работы могут служить источником обоснованных гипотез относительно дальнейшего взаимодействия российского государства и общества в контексте информатизации. В методологическом плане значимость данной работы состоит в применении метода количественного компьютеризованного контент-анализа больших массивов текстов к проблемам становления информационного общества. В практическом аспекте значимость работы состоит в разработке методики комплексного описания процесса информатизации с помощью формализованного количественного анализа текстов. Результаты работы могут быть применены при разработке и ведении курсов по тематике методов социологического исследования и социологии информатизации.

Апробация основных положений исследования 1. Положения диссертации были изложены на конференциях:

Международная научно-практическая конференция «Социология социальных трансформаций», 17-19 октября 2002, Нижний Новгород;

Международная научно-практическая конференция «Малая социальная группа: социокультурный и социопсихологический аспекты» 18-20 марта 2004 г., Нижний Новгород.

2. Разработано методическое пособие по курсу «Методы анализа документов в социологии» (объем 1 п.л - совместно с Н.Н. Ивашиненко, А.А. Иудиным, Ю.Ю. Клемятич);

3. Разработана программа курса «Информационные технологии и общество», курса «Социальные аспкты информационной безопасности» (совместно с проф. А.А. Иудиным);

4. Апробация работы проходила во время консультаций с профессорами университета Дуйсбург-Эссен (Германия).

1. Солдаткин А. Е. Информационные технологии и социальное время / А. Е. Солдаткин // Перспективы: сборник научных статей аспирантов. Вып. 2 - Н. Новгород: НИСОЦ, 2003. с. 176 - 195. 0,8 п.л.

2. Солдаткин А. Е. Государство и гражданское общество в информационную эпоху: новые проблемы и перспективы взаимоотношений / А. Е. Солдаткин // Перспективы: сборник научных статей аспирантов. Вып. 3 - Н. Новгород: НИСОЦ, 2003. с. 217- 227. 0,6 п.л.

3. Солдаткин А. Е. Отражение изменений социальной структуры в сообщениях СМИ / А. Е. Солдаткин // Перспективы: сборник научных статей аспирантов. Вып. 3 - Н. Новгород: НИСОЦ, 2003. с. 228- 232. 0,3 п.л.

4. Солдаткин А. Е. Информатизация как фактор инновационного развития российского общества / А. Е. Солдаткин // Вестник ННГУ, серия «Социальные науки», Вып. 1(3). - Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2004. с. 292-298. 0,4 п.л.

5. Солдаткин А. Е. Текстовая коммуникация в виртуальных сообществах / А. Е. Солдаткин // Малая социальная группа: социокультурный и социопсихологический аспекты: в 2-х т. Том 1 / Под общей редакцией проф. З.Х. Саралиевой. - Нижний Новгород: НИ-СОЦ, 2004 г. - С. 453-455; 0,2 п.л. 6. Солдаткин А. Е. Становление информационного общества в России: диалог государства и ИТ-сообщества / А." Е. Солдаткин // Социальные преобразования и социальные проблемы. Сборник научных трудов (Выпуск 2). Нижний Новгород: НИСОЦ, 2005. - 144 е., с. 93-99; 0,3 п.л. Структура работы

Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

  • Взаимодействие социальных и правовых аспектов в процессе становления информационного общества в России: социально-философский анализ 2011 год, кандидат философских наук Боков, Денис Юрьевич

  • Преобразование информационной системы государственного управления на основе концепции "электронного правительства": Социологический анализ 2005 год, кандидат социологических наук Туровец, Василий Васильевич

  • Информационная безопасность в современной России: политологический анализ 2009 год, кандидат политических наук Бородин, Алексей Сергеевич

  • Влияние телевидения на национальную безопасность России в информационной сфере 2006 год, кандидат социологических наук Зудин, Дмитрий Иванович

  • Становление и развитие телекоммуникационной индустрии России как основы национальной модели информационного общества 2011 год, доктор экономических наук Корнеев, Игорь Николаевич

Заключение диссертации по теме «Социальная структура, социальные институты и процессы», Солдаткин, Александр Евгеньевич

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3

По сравнению с тематической структурой государственных документов, тематика «Компьютерры» в большей степени тяготеет к социально-экономической и культурной сферам.

Экономические реформы в России сделали возможным возникновение крупных частных предприятий, которые нуждались в новых способах организации деятельности. Информатизация корпоративного сектора развивалась через внедрение компьютеризованных систем поддержки деятельности предприятий - систем электронного документооборота, планирования ресурсов предприятия (ERP), управления отношениями с клиентами (CRM), а также систем электронных платежей. Типичными препятствиями к эффективному внедрению таких систем являются:

Неверная оценка предпринимателями экономической целесообразности их использования;

Конфликты во взаимоотношениях внутри организации и между организацией и ее контрагентами из-за несоответствия сложившихся бизнес-процессов и необходимости их реорганизации в соответствии с логикой компьютеризованных систем;

Отсутствие законодательного регулирования использования электронной подписи (начало решения этой проблемы было положено в 2000 г. принятие Федерального закона «Об электронной цифровой подписи»).

В социально-политической сфере государство склонялось скорее не к либеральной американской, а к этатистской азиатской стратегии, предусматривающей ограничения прав человека на получение и распространение информации. Компьютерная пресса концентрирует внимание, прежде всего, на деятельности государства по контролю распространения информации в Ин-теренте (с помощью систем СОРМ-1 и СОРМ-2), как подвергая критике идеологические мотивы этой деятельности, так и пытаясь вскрыть экономическую заинтересованность государственных органов и отдельных чиновников в наличии механизмов контроля.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Информатизация как процесс социальных изменений, порождаемых распространением информационно-коммуникационных технологий, имеет всемирный характер, однако можно говорить об оформлении нескольких моделей информатизации, специфичных для отдельных регионов и стран. Североамериканский подход выдержан в неолиберальном духе и основан на предположении о малой эффективности государственного регулирования. Приоритет и в сфере информатизации отдается частной конкуренции. В рамках азиатского подхода государство играет ведущую роль в становлении новой экономики, используя ее как средство реализации национально-государственных проектов. Финская стратегия состоит в сочетании инновационной экономики и принципов «государства благосостояния».

В России процесс информатизации общества проходит в тесной взаимосвязи с масштабными процессами социальных, экономических и политических трансформаций. В связи с этим важной и актуальной является проблема выбора Россией своего пути к информационному обществу. Одним из существенных аспектов становления информационного общества в России является дискуссия ИТ-сообщества и государства. В данной работе мы предприняли попытку проанализировать специфику социальных аспектов информатизации России, отраженных, во-первых, в нормативно-правовой базе информатизации, а во-вторых, в публикациях тематических СМИ.

Государство играет весьма заметную роль в процессе информатизации российского общества. На протяжении 1990-х - начала 2000-х гг. вектор внимания государства к различным аспектам информатизации несколько раз смещался. На начальном этапе (в 1991-1995 гг.) внимание было в значительной мере сосредоточено на поддержании равновесия и регулировании рутинной деятельности. На втором этапе (1996-2000 гг.) вектор внимания сместился в сторону вопросов обеспечения безопасности и контроля над распространением информации; вместе с тем, в этот же период активизировалось формирование ценностных и концептуальных основ государственной политики в области ИКТ. На третьем этапе (2001-2004 гг.) повышенное внимание стало уделяться формированию инфраструктур государственной власти и управления в сфере ИКТ, а также инфраструктур информационной экономики.

На ценностно-концептуальном уровне в государственных документах РФ декларируется необходимость движения России к построению информационного общества путем, отличным от европейского или североамериканского. В качестве основного средства государственного регулирования и контроля за процессом перехода к информационному обществу предлагается нормативно-правовая база.

В то же время, сообщество, сложившееся в России вокруг информационных технологий, весьма неоднозначно относится как к программным заявлениям государства, так и к повседневной практике государственного регулирования сферы ИКТ. Проблемы взаимодействия государства и общества в этой сфере активно обсуждались на страницах российской компьютерной прессы, в частности, еженедельника «Компьютерра». По сравнению с тематической структурой государственных документов, тематика «Компьютерры» в большей степени тяготеет к социально-экономической и культурной сферам.

Культурная ситуация, складывающаяся в связи с распространением ИКТ, интерпретируется как гуманитарная революция, сутью которой является переход от иерархического и дистрибутивного общества к сетевому. Фундаментальным культурным сдвигом является виртуализация социальной реальности, причем в России середины 1990-х социальная виртуализация описывается в терминах становящейся рыночной экономики, как способ для бизнес-агента уйти из-под давления государства.

В середине-конце 1990-х в российской ИТ-прессе обсуждаются новые возможности и новые риски, которые несет с собой распространение информационных технологий. К числу социальных рисков относится прежде всего рост возможностей для тотального контроля поведения человека в информационно-насыщенной среде. Что касается рисков для психики человека, то дискуссия выстраивалась вокруг проблем зависимости от компьютера и возможностей модификации психики с использованием компьютера непосредственно или в качестве метафоры (как в НЛП).

Социально-экономические трансформации в сочетании с распространением ИКТ привели к модифицированию пространственной структуры в России в направлении структуры, характерной для информационного общества, т.е. состоящей из пространства мест и пространства потоков. Крупнейшим узлом концентрации финансовых, товарных, человеческих потоков стала Москва.

Распространение ИКТ, позволивших с небывалой до этого легкостью копировать любую информацию, зафиксированную в цифровой форме, поставило вопрос о том, целесообразно ли пытаться сохранить традиционный режим защиты исключительных авторских прав или создавать новые модели извлечения прибыли из результатов творческого труда. Кроме того, возникли и распространились модели экономической активности, основанные на противоправном использовании результатов интеллектуальной деятельности (пиратство).

В отличие от государства, законодательно закрепляющего лишь одну модель регулирования отношений авторского права (копирайт), ИТ-пресса подробно рассказывает как об альтернативных подходах к правовому регулированию в компьютерной области (например, движении open source), так и об экономических и социальных аспектах пиратства. Можно отметить, что у части журналистов деятельность российских компьютерных пиратов не вызывает однозначного осуждения. Одним из положительных эффектов деятельности пиратов часто называются высокие темпы компьютеризации России за счет исключения из стоимости компьютерных систем (прежде всего, домашних) затрат на программное обеспечение.

Экономические реформы в России сделали возможным возникновение крупных частных предприятий, которые нуждались в новых способах организации деятельности. Информатизация корпоративного сектора развивалась через внедрение компьютеризованных систем поддержки деятельности предприятий - систем электронного документооборота, планирования ресурсов предприятия (ERP), управления отношениями с клиентами (CRM), а также систем электронных платежей.

Развитие в России инновационной экономики сдерживается недостаточностью существующей инфраструктуры связей между разработчиками технологий и потенциальными инвесторами, а также недостаточной активностью государства, которое в экономической сфере следует скорее американской модели информатизации, отводя значительную роль частной инициативе и ограничиваясь законодательным регулированием.

Деятельность государства по выстраиванию нормативной базы информационного общества вызывает пристальное внимание компьютерной прессы. Тональность публикаций, освещающих нормотворчество в сфере ИТ, тяготеет к сдержанно-критической.

В то же время, в социально-политической сфере государство склонялось скорее не к либеральной американской, а к этатистской азиатской стратегии, предусматривающей ограничения прав человека на получение и распространение информации. Компьютерная пресса концентрирует внимание, прежде всего, на деятельности государства по контролю распространения информации в Интеренте (с помощью систем СОРМ-1 и СОРМ-2), как подвергая критике идеологические мотивы этой деятельности, так и пытаясь вскрыть экономическую заинтересованность государственных органов и отдельных чиновников в наличии механизмов контроля.

Проведенный анализ положений нормативно-правовой базы и отражения социальных аспектов информатизации в тематических СМИ позволяет выявить сильные и слабые стороны становящегося информационного общества в России (см. схему).

Сильные стороны Слабые стороны

Сложившаяся индустриальная культура; высокий уровень образования; стабилизация экономической ситуации, наличие локомотива экономики в виде сырьевого сектора; высокие темпы распространения ИКТ как в быту, так и в экономике; формирование ИТ-отрасли национальной экономики; консенсус государства и общества относительно необходимости информатизации; складывающаяся система информатизации государственной деятельности, взаимодействия государства и общества. противоречия культурных ориентации государства и части ИТ-сообщества; социокультурный разрыв, различие пространственно-временных режимов между центром и периферией, Москвой и провинцией; бедность значительной части населения, сдерживающая спрос на ИКТ-товары и услуги; криминализация части ИТ-сектора (пиратство); противоречия между сложившимися практиками бизнеса и необходимостью информатизации экономики; недостаточность инфраструктуры связей между разработчиками технологий и потенциальными инвесторами, противоречия между либеральным подходом государства в экономической сфере и этатизмом в сфере политики; ведомственные противоречия при реализации государственных программ информатизации; недостаточное качество кадрового потенциала государства; недостаточное качество законодательной базы.

Становление информационного общества в России

Перспективы Риски

Широкое распространение ИТ, формирование бытовой культуры их использования; дальнейшее развитие ИТ-отрасли; формирование инновационной экономики на основе информационно-интегрированной социально-экономической среды; формирование системы эффективного взаимодействия государства и гражданского общества с использованием ИКТ. распространение психологической зависимости от использования ИКТ; закрепление сырьевого характера экономики, маргинализация ИТ-отрасли; автор итаризация государства, использование ИКТ для тотального контроля поведения граждан и деятельности неправительственных организаций.

Схема. Особенности формирования информационного общества в России

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Солдаткин, Александр Евгеньевич, 2005 год

1. Официальные документы

2. Законы РФ, Федерачьные законы, кодексы РФ

3. Закон РФ № 2124-1 "О средствах массовой информации" (в ред. Федерального закона от 25.07.2002 № 112-ФЗ).

4. Закон РФ № 3523-1 от 23.09.1992 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (в ред. Федерального Закона РФ № 177-ФЗ от 21.12.2002).

5. Закон РФ № 4524-1 от 19 февраля 1993 г. «О федеральных органах правительственной связи и информации» (С изменениями от 24.12.93. По состоянию на 01.04.94).

8. Федеральный закон от 16 февраля 1995 г. № 15-ФЗ «О связи» (с изменениями от 6 января, 17 июля 1999 г.).

9. Федеральный закон № 24-ФЗ 20 февраля 1995 г.«Об информации, информатизации и защите информации».

10. Федеральный закон № 85-ФЗ от 4 июля 1996 г. «Об участии в международном информационном обмене».

12. Таможенный кодекс РФ (утв. ВС РФ 18.06.1993 № 5221-1) (ред. 30.06.2002 г.).

13. Гражданский кодекс (Ч. I) от ЗОЛ 1.1994 № 55-ФЗ (ред. 21.03.2002 г.).

14. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-Ф3 (в ред. 25.07.2002 г.).

15. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (в ред. 25.07.2002 г.)

16. Налоговый кодекс РФ (ч. I и II) (извлечения).

17. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 № 95-ФЗ.1. Указы Президента РФ

18. Указ Президента РФ №334 О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации.

19. Указ Президента РФ №891 Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств.

20. Указ Президента РФ №611 О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена (с изменениями на 22 марта 2005 года).

21. Постановления Правительства РФ

22. Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 691 «Обутверждении положений о лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с шифровальными (криптографическими) средствами».

23. Положение о лицензировании деятельности по распространению шифровальных (криптографических) средств (утв. постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 691).

24. Положение о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств (утв. постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 691)

25. Положение о лицензировании предоставления услуг в области шифрования информации (утв. постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N691).

26. Постановление Правительства РФ Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

27. Положение о Министерстве информационных технологий и связи Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 26 июня 2004 г. N311).

28. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи (Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 года N 318).

29. Положение о Федеральном агентстве связи (Постановление Правительства РФ От 30 июня 2004 года N 320).

30. Федеральные и межведомственные целевые программы, конг^епции, доктрины

31. Концепция формирования информационного общества в России.

32. Межведомственная программа «Электронные библиотеки России».

34. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды на 2002-2005 гг.».

35. Федеральная целевая программа «Электронная Россия» на 2002- 2010 гг.1. Решение Верховного Суда

36. Решение Верховного Суда России по делу от 25 сентября 2000 г. о признании незаконными п.п. 1.4. и 2.6. Приказа Минсвязи РФ N 130 по жалобе П.И. Нетупского.

37. Ведомственные документы (подзаконные акты, официальные разъяснения, соглашения)

38. Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 августа 1994 г. № С1-7/ОП-587 "Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике".

39. Письмо Государственного Таможенного Комитета № 01-15/16497 от 10.06.99 О контроле результатов интеллектуальной деятельности.

40. Соглашение между Министерством связи Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации по вопросу внедрения технических средств системы оперативно-розыскных мероприятий на сетях электросвязи России.

41. Письмо Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 20 января 2000 г. № ИБ-02/229 "О возможных мошеннических схемах при торговле ценными бумагами с использованием сети Интернет".

42. Письмо МНС РФ от 11 мая 2000 г. № ВГ-6-02/361@ "О порядке налогообложения организаций, размещающих периодические издания в сети Интернет".

43. Приказ Минсвязи РФ №130 "О порядке внедрения системы технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий на сетях телефонной, подвижной и беспроводной связи и персонального радиовызова общего пользования".

44. Абдеев, Р. Ф. Философия информационной цивилизации / Р.Ф. Аб-деев. М.: ВЛАДОС, 1994. 336 с. - ISBN 5-87065-012-7.

45. Белл. Д. Социальные рамки информационного общества / Д. Белл // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986

Нестеров А.К. Информационное общество // Энциклопедия Нестеровых

Формирование и развитие информационного общества имеет глобальный характер, при этом основные признаки и черты информационного общества формировались в первое десятилетие XXI века. В значительной степени данный процесс способствует появлению новых экономических стимулов, точек роста, развитию общественного устройства, интенсификации межкультурного взаимодействия.

Понятие информационного общества

Логично, что фундаментом информационного общества выступает информация. В концептуальном плане информация выступает уже самостоятельной ценностью, во многих случаях она может быть оценена, приобретена, что ставит ее на один уровень с материальными ценностями и энергией. В ряде случаев информация становится одним из ресурсов функционирования предприятий, организаций, фактором прогресса.

Основным фактором для создания комплексных условий развития информационного общества стало появление сети Интернет, что позволило формировать единую мировую информационно-коммуникационную среду и общее киберпространство.

Информационное общество – это фаза развития человеческой цивилизации, в которой резко повышается ценность, роль и значение информации и знаний.

Концепция информационного общества представляет его как особой природы надстройку над современным общественным устройством, когда информация, знания и информационные технологии интенсивно проникают и внедряются во все сферы общества.

Современное информационное общество

Современное информационное общество обладает следующими чертами:

  1. Повышение роли информации и знаний в жизни общества.
  2. Интенсивное развитие информационных технологий и коммуникаций.
  3. Увеличение доли продукции сектора информационных технологий в структуре ВВП.
  4. Существование мирового информационного пространства.
  5. Эффективное информационное взаимодействие людей и социальных групп.
  6. Улучшение доступа к информации.
  7. Существование многообразия информационных продуктов и услуг.

Современное информационное общество характеризуется следующими аспектами.

Во-первых, продолжается усиливаться роль информации и знаний в жизни общества, при этом информационная насыщенность хозяйственной, экономической, финансовой, управленческой, коммерческой, производственной сфер деятельности также существенно возрастает. Для многих сфер деятельности информация и знания становятся важнейшим ресурсом социально-экономического развития. Аналогично, новые точки экономического роста связаны исключительно с информацией, знаниями, их реализацией и внедрением в традиционные сферы.

Во-вторых, индустрия информационных технологий формирует особый сектор экономики, который является одним из наиболее динамичных и быстроразвивающихся.

В-третьих, информация, информационные услуги, отдельные знания являются предметом потребления, они могут быть приобретены, проданы, переданы во временное пользование. При этом в ряде случаев уже возникли устойчивые рыночные структуры, например, информационно-коммуникационные технологии, телекоммуникации и сектор обслуживания данных рынков.

В-четвертых, модели социальной, экономической, управленческой, финансовой, производственной организации частично трансформируются, становятся шире, повышают свою гибкость благодаря использованию информационных технологий.

Основная тенденция – роль информации последовательно растет, поиск новых знаний интенсифицируется. Информация и знания выступают важным фактором производства и экономического роста. Экономический успех все больше обуславливается наличием информации, использованием инноваций и непрерывного развития.

Развитие информационного общества

В развитии информационного общества можно выделить 3 этапа:

  1. 1950-1980 гг. – Возникновение тесной связи науки, технических разработок и производства. Резкий рост динамики производства, формирование предпосылок появления современных наукоемких технологий.
  2. 1980-2000 гг. – Глобализация социально-экономических отношений, интенсификация международных связей и усложнение мирохозяйственных процессов. Сокращение числа сугубо локальных социально-экономических событий и процессов.
  3. 2000-2020 гг. – Значительное усложнение всех сфер деятельности человечества, формирование сложной мировой хозяйственной системы. Одновременное усиление интеграционных процессов в экономической сфере, стремлений отдельных государств сохранить свой экономический, политический и культурный суверенитет. Появление новых интеграционных союзов: БРИКС, ЕАЭС, ШОС.

Современное и дальнейшее развитие информационного общества связано с созданием и внедрением новых информационных и коммуникативных технологий во все сферы человеческой деятельности. Все это потребует серьезной и глубокой перестройки современного общества.

Основные направления развития информационного общества:

  • Электронная коммерция
  • Телемедицина
  • Дистанционное образование
  • Роботизация
  • Цифровая экономика
  • Электронные услуги
  • Дистанционное получение государственных услуг

Развитие информационного общества на его современном уровне определяется повышение требований к адаптации к резко возросшим темпам изменений в экономике, производстве, технологиях и т.д. Следствием этого является одновременное усиление интеграционных тенденций на локальном, национальном и международном уровне, при этом нарастают тенденции к суверенитету, самообеспечению на тех же уровнях.

Развитие информационного общества – это совокупность процессов, затрагивающих изменение государственного устройства, общества, экономической системы, технологий, производства и жизни отдельных людей в контексте повышения роли информации и знаний.

Развитие информационного общества, обладая существенным потенциалом для улучшения качества жизни всего человеческого сообщества и каждого отдельного человека, расширяет возможности для частных лиц, предпринимателей, формирует предпосылки для дальнейшего повышения эффективности производства, экономии ресурсов и ориентирует на инновационный тип развития. С этим сопряжена и возможность доступа к информационным ресурсам человеческой цивилизации буквально каждому человеку, а также возможность коммуникации между весьма удаленными точками нашей планеты.

Информационное общество в Российской Федерации

Основные сферы, в которых происходит наиболее явное развитие информационного общества в Российской Федерации:

  1. Дистанционное получение государственных услуг. Сюда относятся большинство государственных услуг, которые можно получить через сайт https://www.gosuslugi.ru
  2. Дистанционное обучение. В том числе через вебинары, видеолекции, трансляции, лекции. Во многих вузах внедрена система дистанционной загрузки выполненных работ, дистанционное прохождение контрольных срезов знаний, дистанционный учет успеваемости. Частично дистанционное обучение реализуется в школах.
  3. Финансы и банки. Интернет-банки, клиент-банки имеют все банки.
  4. Общественное взаимодействие. Наиболее значимым примером является распространение электронной подписи как для юридических, так и для физических лиц.
  5. Телемедицина. Электронная запись в поликлинику, видеоконференции врачей-специалистов и т.д.
  6. Удаленная работа через Интернет.
  7. Налоговое администрирование.
  8. Взаимодействие с органами исполнительной власти. Онлайн-прием обращений граждан.
  9. Транспортные перевозки. Электронные билеты на самолет, поезд. Сервисы такси (тут можно уже забыть про "По городу недорого!!!" как страшный сон).
  10. И многие другие сферы.

Дальнейшее развитие информационного общества в Российской Федерации связано с построением цифровой экономики и роботизацией. В свою очередь это предъявляет следующие требования к обществу:

  • Повышение требований к профессиональной квалификации.
  • Повышение требований к уровню образования.
  • Изменение образовательной структуры общества.
  • Изменение характера труда.

На данный момент уже наблюдается превалирование интеллектуального, квалифицированного труда, требующего специальных навыков и знаний, в общественной структуре. Соответственно, получение образования уже не является достаточным, необходимо квалифицированно применять полученные знания и использовать информацию.

Для информационного общества Российской Федерации характерно также повышение требований к производству услуг, особенно к тем, которые связаны с получением, извлечением, обработкой, хранением, преобразованием и использованием информации.

Структура информационного общества Российской Федерации показана на рисунке.

Структура информационного общества Российской Федерации

Проблемы информационного общества

Перечислим основные проблемы информационного общества.

  1. Глобализация приводит к размыванию национального суверенитета отдельных государств, экономических и политических границ, что усугубляется образованием глобальных конгломератов в области коммуникаций, производства, информации и т.д.
  2. Ускорение темпов индустриализации и интенсификация взаимодействия между разными государствами ведет не просто к взаимному обмену культурными достижениями, но создает условия для культурной агрессии со стороны ряда стран. В совокупности с унификацией культур, это обостряет опасность утраты отдельными народами своей культурной, национальной, языковой самобытности, а также приводит к навязыванию человечеству культа потребления, что отвечает только интересам транснациональных корпораций.
  3. Усиление глобализации экономики и производства может неблагоприятно повлиять на состояние окружающей среды и политику по ее охране.
  4. Происходит наступление (в перспективе с полным уничтожением) права на труд и социальную защиту.
  5. Широкое распространение так называемое "экранной" или "эталонной" культуры в условиях неизбежности столкновения такой виртуальной культуры с объективной реальностью создает существенные психологические и социальные проблемы для людей.
  6. В условиях нарастания информации, увеличения объемов получаемой информации людям становится сложнее контролировать ее содержание и ограждать себя от избыточной информации.
  7. Возможности свободного распространения информации создают угрозы передачи опасной для общества информации, появляется проблема безопасности личных данных.

Отдельно следует упомянуть и проблему информационного неравенства, когда некоторые людей оказываются отрезаны от информации, как по объективным причинам, так и по субъективным соображениям. В результате, общество разделяется на тех, кто пользуется информационной средой, и тех, кто нет. При этом многие люди, особенно старших поколений, сознательно относят все информационные технологии к зоне отчуждения и не хотят с ними связываться. Это может привести к тому, что в относительно недалеком будущем такие люди могут оказаться за бортом общественных процессов в целом.