На территории России проживает около 200 народов. История некоторых из них уходит в далекие тысячелетия до нашей эры. Мы выяснили, какие коренные народы России самые древние и от кого они произошли.

Славяне

Существует множество гипотез происхождения славян – кто-то относит их к скифским племенам из Средней Азии, кто-то к загадочным ариям, кто-то к германским народам. Отсюда и разные представления о возрасте этноса, которому принято «для солидности» добавлять пару лишних тысячелетий.

Первый, кто попытался определить возраст славянского народа, был монах Нестор, взяв за основу библейское предание, он начал историю славян с вавилонского столпотворения, разделившего человечество на 72 народа: «От сихъ же 70 и 2 языку бысть языкъ словенескъ…».

С точки зрения археологии, первой культурой, которую можно назвать праславянской была так называемая культура подклошовых погребений, получившая название от обычая накрывать кремированные останки крупным сосудом, по-польски «клеш», то есть, «верх дном». Она зародилась между Вислой и Днепром в V веке до нашей эры. В какой-то степени, можно считать, что ее представители были праславянами.

Башкиры


Южный Урал и прилегающие степи – территории, где сложился башкирский этнос, издревле были важным центром взаимодействия культур. Археологическое многообразие региона ставит исследователей в тупик и записывает вопрос о происхождении народа в длинный список «загадок истории».

На сегодняшний день существует три главных версии происхождения башкирского народа. Самая «архаичная» – индоиранская гласит, что главным элементом в формировании этноса были индоиранские сако-сарматские, дахо-массагетские племена раннего железного века (III-IV века до нашей эры), местом расселения которых стал Южный Урал. По другой, финно-угорской версии, башкиры являются «родными братьями» нынешних венгров, поскольку они вместе произошли от мадьяр и племени еней (в Венгрии – ено). В пользу этого говорит венгерское предание, записанное в XIII веке, о пути мадьяр с Востока в Паннонию (современную Венгрию), который они проделали дабы овладеть наследством Аттилы.

Основываясь на средневековых источниках, в которых арабские и среднеазиатские авторы уравнивают башкир и тюрок, ряд историков считают, что эти народы родственны.

По мнению историка Г. Кузеева, древнебашкирские племена (бурзян, усерган, байлар, сураш и другие) выделились на основе тюркских раннесредневековых общностей в VII веке нашей эры и впоследствии смешались с финно-угорскими племенами и родо-племенными группами сарматского происхождения. В XIII веке в Исторический Башкортостан вторглись кочевые кыпчакизированные племена, которые и сформировали облик современных башкир.

На этом версии происхождения башкирского народа не ограничиваются. Увлеченный филологией и археологией, общественный деятель Салават Галлямов, выдвинул гипотезу, согласно которой предки башкир когда-то вышли из древней Месопотамии и через Туркменистан достигли Южного Урала. Впрочем, в научной среде эту версию считают «сказкой».

Марийцы или Черемисы


История финно-угорского народа марийцев начинается в начале первого тысячелетия до нашей эры вместе с образованием в Волго-Камье так называемой ананьинской археологической культуры (VIII-II века до н.э.).

Некоторые историки отождествляют их с полу-легендарными фиссагетами – древним народом, который, по словам Геродота, обитал вблизи скифских земель. Из них впоследствии выделились марийцы, расселившиеся от правобережья Волги меду устьями Суры и Цивиля.

Во времена раннего средневековья они находились в тесном взаимодействии со стороны готских, хазарских племен и Волжской Булгарии. К России марийцы были присоединены в 1552 году, после завоевания Казанского ханства.

Саамы


Предки северного народа саамов – культура Комса, пришли на север в эпоху неолита, когда эти земли освободились от ледника. Этнос саамов, чье название переводится как сама «земля» своими корнями восходят к носителям древней поволжской культуры и дофинскому европеоидному населению. Вторые, известные в научном мире как культура сетчатой керамики, населяли во II-I тыс. до нашей эры широкую территорию от среднего Повольжья до севера Фенноскандии, включая Карелию.

По словам историка И. Манюхина, смешавшись с поволжскими племенами, они образовали древнесаамскую историческую общность из трех родственных культур: позднекаргопольской в Белозерье, Каргополье и Юго-Восточной Карелии, лууконсаари - в Восточной Финляндии и Западной Карелии, кьельмо и «арктической», в северной Карелии, Финляндии, Швеции, Норвегии и Кольском полуострове.

Вместе с этим возникает саамский язык и складывается физический облик лопарей (русское обозначение саамов), который присущ этим народам и сегодня – низкий рост, широко посаженные голубые глаза и светлые волосы.

Вероятно, первое письменное упоминание о саамах относится к 325 году до нашей эры и встречается у древнегреческого историка Пифея, упоминавшего о неком народе «фенни» (finoi). Впоследствии, о них же писал Тацит в I веке нашей эры, рассказывая о диком народе фениев, живущем в районе Ладожского озера. Сегодня саамы проживают в России на территории Мурманской области в статусе коренного населения.

Народы Дагестана

На территории Дагестана, где находят остатки поселения людей, датируемые вплоть до 6 тысячелетия до нашей эры, многие народы могут похвастаться своим древним происхождением. Особенно это относится к народам кавкасионского типа – даргинцам, лакцам. По мнению историка В. Алексеева, кавкасионская группа сложилась на той же территории, что она занимает и теперь на основе древнейшего местного населения позднего каменного века.

Вайнахи


Вайнахские народы, к коим относятся чеченцы («нохчи») и ингуши («галгаи»), равно как и многие народы Дагестана, относятся к древнему кавкасионскому антропологическому типы, как говорил еще советский антрополог проф. Дебец, «самому кавказскому из всех кавказских». Их корни стоит искать в куро-аракской археологической культуре, обитавшей на территории Северного Кавказа в IV начале III тысячелетия до нашей эры, а также в майкопской культуре, заселившей в этот же период предгорья Северного Кавказа.

Упоминания о вайнахах в письменных источниках встречаются впервые у Страбона, который в своей «Географии» упоминает неких «гаргареи», проживающих в малых предгорьях и равнинах Центрального Кавказа.

В средневековье на формирование вайнахских народов сильное влияние оказало государство Алания в предгорьях Северного Кавказа, павшее в XIII веке под копытами монгольской конницы.

Юкагиры


Малочисленный сибирский народ Юкагиры ("люди мезлоты" или "дальние люди") можно назвать самым древним на территории России. По словам историка А. Окладникова, этот этнос выделился еще в каменном веке, примерно в VII тысячелетии до нашей эры на востоке от Енисея.

Антропологи считают, что этот народ, генетически изолированный от своих ближайших соседей – тунгусов, представляет собой древнейший пласт автохтонного населения полярной Сибири. Об их архаичности свидетельствует и долго сохранявшийся обычай матрилокального брака, когда после замужества муж проживает на территории жены.

Вплоть до XIX века многочисленные племена юкагиров (алаи, анаулы, когимэ, лавренцы и другие) занимали обширную территорию от реки Лены до устья реки Анадырь. В XIX веке их численность начала существенно сокращаться в следствии эпидемий и междоусобиц. Часть племен была ассимилирована якутами, эвенами и русскими. Согласно переписи населения 2002 года, численность юкагиров сократилась до 1509 человек.

Крым — один из удивительных уголков Земли. В силу своего географического положения он находился на стыке обитания разных народов, стоял на пути их исторических перемещений. Интересы многих стран и целых цивилизаций сталкивались на такой небольшой территории. Полуостров Крым не раз становился ареной кровопролитных войн и сражений, входил в состав нескольких государств и империй.

Разнообразные природные условия привлекали в Крым народы самых разных культур и традиций Для кочевников здесь были обширные пастбища, для землепашцев — плодородные земли, для охотников — леса с множеством дичи, для мореходов — удобные бухты и заливы, много рыбы. Поэтому многие народы оседали здесь становясь частью крымского этнического конгломерата и участниками всех исторических событий на полуострове. По соседству жили люди, чьи традиции, обычаи, вероисповедания, уклад жизни отличались. Это приводило к недоразумениям и даже к кровопролитным столкновениям. Междоусобицы прекращались тогда, когда наступало понимание, что хорошо жить и процветать можно лишь в мире, согласии и взаимном уважении.


Первые упоминания о славянах встречаются письменных источниках V-VI вв. Но современная археология утверждает, что первые племена Древней Руси жили на территории нынешней России ещё до нашей эры.
Изначально народы, жившие до IV-VI вв. в междуречье Одера и Вислы, около реки Днепр, назывались венедами. Позже их стали называть славянами. Венеды занимались земледелием, скотоводством, знали ремёсла, строили укреплённые дома. Все члены племени трудились наравне, социальное неравенство отсутствовало. Такой образ жизни сделал славян цивилизованным и развитым народом. Наши предки одними из первых стали строить города и крупные поселения, налаживать дороги и торговые отношения.
Историки насчитывают несколько племён, которые жили в Древней Руси с VI по XI века.
Кривичи занимали обширную территорию современных Витебской, Могилёвской, Смоленской, Псковской областей. Главными городами рода были Смоленск и Полоцк. Это племя - одно из самых многочисленных в Древней Руси. Подразделяются на две группы: псковскую и полоцко-смоленскую. В состав племенного союза кривичей входили полочане.
Вятичи были самым восточным племенем Древней Руси, они обитали по берегам реки Москвы и в верхнем течении Оки. Их земли располагались на территории современных Московской, Орловской, Рязанской и других соседних областей. Центральный город - Дедославль, его точное расположение ещё не установлено. Народ долгое время сохранял язычество и сопротивлялся навязываемому Киевом христианству. Вятичи были воинственным и своенравным племенем.
Ильменские словене соседствовали с Кривичами, населяли земли около озера Ильмень, которое и дало племени название. Согласно письменным источникам, они вместе с другими народами призвали родственных словенам варягов править землями Древней Руси. Воины племенного союза входили в дружину князя Олега, участвовали в походах Владимира Святославича.
Вместе с вятичами и кривичами сформировали народ великороссов.
Дулебы являются одними из самых древних родов славян. Жили они в районе притоков реки Припять. Сведений о них сохранилось немного. В письменных источниках того времени указывается, что дулебы участвовали в военных походах князя Олега. Из народа позднее произошли две группы: Волыняне и Древляне. Их земли принадлежали Киевской Руси.
Волыняне обитали возле Буга и около истока Припяти. Некоторые исследователи утверждают, что Волыняне и Бужане - одно и то же племя. На территории, которую занимал этот славянский род, насчитывалось до 230 городов.
Древляне жили в районе Полесья, на правом берегу реки Днепр. Название племени произошло от места обитания рода - лесов. Занимались они в основном земледелием, скотоводством. В исторических источниках указывается, что племя было мирным и почти не воевало. С древлянами связана известная история об убийстве князя Игоря в 945 году. Княгиня Ольга, вдова Игоря, сожгла их главный город - Искоростень, позднее известный как Вручий.
Поляне жили на территории нынешнего Киева и около реки Днепр. Их поселения располагались в самом центре восточнославянских земель. Культура полян была очень развита, именно поэтому Киев подчинил себе народы других племён уже к IX веку. Самыми крупными городами племени считаются Киев, Белгород, Звенигород. Считается, что название рода произошло от места их обитания - полей.
Радимичи населяли Верхнее Приднестровье, бассейн реки Сож и её притоков. Родоначальником этого племенного союза был Радим, его брат Вятко основал народ вятичей. Археологи отмечают схожесть обычаев этих племён. В последний раз радимичи фигурируют в записях источников 1169 года. Их территории позже стали принадлежать Смоленскому и Черниговскому княжествам.
Дреговичи - одно из самых загадочных и малоизученных племён Древней Руси. Предположительно обосновались они в средней части бассейна Припяти. Точные границы их земель всё ещё не установлены. Дреговичи перемещались с юга к реке Неман.
Северяне жили около Десны примерно до IX-X вв. Название племени не происходит от их географического расположения. Исследователи предполагают, что слово переводится как «чёрный». Подтверждает эту теорию то, что главным городом племени был Чернигов. Занимались они главным образом земледелием.
Тиверцы населяли междуречье Днестра и Прута. В настоящее время эти земли располагаются на территории Украины и Молдавии. В XII веке племя покинуло эти земли из-за военной агрессии соседних княжеств. Впоследствии тиверцы смешались с другими народами.
Уличи занимали территорию нижнего Днепра. Их главный город назывался Пересечен. Долгое время племя противостояло попыткам столицы Древней Руси подчинить их себе.
Все племена Древней Руси обладали своими обычаями, укладом жизни, но их объединяла общая вера и религия, язык, культура.

1. Предмет курса. Исторические источники и историография.
2. Народы, которые населяли территорию Украины в древности.
3. Киевская Русь.
4. Феодальная раздробленность Руси. Галицко-Волынское княжество.

1. Предмет курса. Исторические источники и историография.

При определении предмета истории Украины необходимо учитывать два
аспекта. Во-первых, под историей Украины мы понимаем историю тех
земель, которые составляют территорию современного государства «Ук-
раина». А во-вторых, история Украины включает в себя историю украин-
цев на всех землях их расселения по всему миру. Украинская диаспора.
По различным оценкам е? численность колеблется от 14 до 20 млн. чело-
век. Из них: Россия - 8 млн., США - 2 млн., Канада - 1 млн., Казахстан -
900 тыс., Молдавия - 600 тыс., Бразилия - 400 тыс., Беларусь - 300 тыс. и
т.д.
Основная особенность истории Украины состоит в том, что на тер-
ритории современной Украины в одно и то же время (параллельно) суще-
ствовали разные государственные образования. Западные земли Украины
вообще длительное время жили отдельно от остальных украинских зе-
мель. На западноукраинских землях можно выделить несколько историче-
ских регионов, которые имеют собственную историю. Это Восточная Га-
лиция (или Галичина) с историческим центром в г. Львов, Северная Буко-
вина (исторический центр - Черновцы), Волынь (исторический центр -
Луцк), Закарпатье (исторический центр - Ужгород).
Однако все украинские земли, начиная со средневековья, были за-
селены одним народом, который имеет общее происхождение, общий
язык и общие культурные черты.
Исторические источники. Любая история и история Украины в ча-
стности изучается на основании исторических источников. Исторические
источники - это вс?, что непосредственно отображает исторический про-
цесс и дает возможность изучать былое, то есть вс?, что ранее было соз-
дано человечеством и дошло до наших дней в виде предметов материаль-
ной культуры, памятников письменности и других свидетельств.
Все исторические источники условно делятся на несколько типов:
письменные (например, летописи, юридические акты, периодические из-
61
дания, переписка и т.д.); вещественные (их в основном изучает археоло-
гия); этнографические (данные про быт, нравы, обычаи); лингвистические
(данные языка); устные (былины, сказки, песни, думы, пословицы, пого-
ворки и пр., т. е. фольклор); фото-, кино-, видео-, фономатериалы и источ-
ники на электронных носителях.
Термин «историография» имеет два значения. Во-первых, это исто-
рия исторической науки, или научная дисциплина, которая изучает исто-
рию исторической науки. Во-вторых, это совокупность исследований,
посвящ?нных определ?нной теме или исторической эпохе.

2. Народы, которые населяли территорию Украины в древности.

Первые следы человека, обнаруженные на территории современной
Украины, имеют возраст около миллиона лет. Это найденные в Закарпа-
тье на стоянке раннего палеолита орудия труда археоантропа. Около 150
тысяч лет назад появились люди следующего антропологического типа -
палеоантропы (неандертальцы). На территории Украины археологи ис-
следовали более 200 стоянок неандертальцев, в частности негроидного
типа. Современный же человек - неоантроп (кроманьонец, homo sapiens)
появился не раньше 40 тысяч лет назад. На всей территории Украины
проживало тогда не более 20-25 тысяч людей.
Первой высокоразвитой первобытной земледельческо-
скотоводческой культурой на территории современной Украины, о кото-
рой у историков достаточно сведений, была трипольская культура (V - ІІІ
тыс. до н. э). Она существовала тогда, когда в Египте строились пирами-
ды. Трипольцы заселяли Приднепровье и Приднестровье. Они знали как
обрабатывать медь, умели изготавливать орудия труда, оружие, строить 1-
2 этажные прямоугольные глинобитные жилища с деревянным каркасом,
лепили вполне совершенную посуду, которую украшали оригинальным
орнаментом.
С середины II тыс до н. э. юг Украины от предгорий Карпат и ни-
зин Дуная до Кубани заселяли земледельческо-скотоводческие племена
киммерийцев, первые на территории Украины, о которых идет речь в
письменных источниках («Одиссея» Гомера, древнегреческие историки
Геродот, Евстатий, Скимп, современные киммерийцам ассирийские, иу-
дейские, урартские авторы). Киммерийцы уже широко использовали же-
лезо. Благодаря этому они имели сравнительно высокоразвитые земледе-
лие и ремесла, достигли больших успехов в военном деле. Воспоминания
о киммерийцах исчезают после 570 г. до н.э..
В VIII ст. до н. э. из Азии в степную Украину переселяются воинст-
венные племена скифов (иранского происхождения), которые постепенно
вытеснили киммерийцев. Скифы успешно воевали с персидским царем
Дарием, который в 514-513 гг. пытался их завоевать. В сер. I тыс. до н. э.
17
скифские племена объединились и создали примитивную государствен-
ную формацию - Скифию. Это первое государственное объединение на
территории Украины. Сначала столица Скифии была на Левобережье (г.
Гелон). С конца III ст. до н. э. скифская столица находилась в городе Не-
аполь-Скифский в Крыму, недалеко от Симферополя. Выразительный
памятник скифских времен - грандиозные похоронные курганы, которые
разбросаны по степной Украине. В местах захоронения знатных скифов
археологи находят высокохудожественные золотые украшения.
С III ст. до н. э. в южную Украину с Волги и Урала приходят тоже
ираноязычные племена сарматов, которые частично вытеснили, частично
покорили и поглотили скифов, установив таким образом господство над
украинской степью. Такая ситуация продолжалась до III ст. н. э., когда с
Балтики пришли древнегерманские племена готов. Готы подчинили мест-
ные земледельческо-скотоводческие племена, сарматов и остатки скифов.
Они создали мощное государство, приняли христианство, имели пись-
менность (сохранился их перевод Библии на древненемецкий язык).
С IV ст. н. э. начинается Великая миграция (переселение) народов.
И почти все волны этой миграции идут через Украину. Первой такой вол-
ной для Украины были гунны. Они пришли из Забайкалья и в 375 г. раз-
громили государство готов. Тогда большинство готов ушло в придунай-
ские земли, меньшинство осталось в Приазовье и Крыму, где государство
готов существовало до 1475 г.
Далее степной полосой Украины прошли болгары (V-VII в.), авары
(VI в.), хазары (VII в.), угры (венгры) (IX в.), печенеги (X-XI в), половцы
(XI-XII в.), монголо-татары (XIII в.). Некоторые из них полностью (пече-
неги, половцы), а некоторые частично поселились на территории совре-
менной Украины.
Начиная с VII в. до н. э на северном побережье Черного моря се-
лятся греки, которые создали наиболее развитую на то время цивилиза-
цию мира. Они основали города Истрию (в устье Дуная), Борисфениду
(под современным Очаковом), Тиру (в устье Днестра), Ольвию (в устье
Южного Буга, возле современного Николаева), Херсонес (современный
Севастополь), Каркинитид (современная Феодосия), Пантикапей (г.
Керчь) и др. Эти города-колонии стали центрами ремесел и торговли. Они
имели статус независимых государств. В V в. до н.э. греческие колонии на
Таманском и Керченском полуостровах объединились в Боспорское цар-
ство с центром в г. Пантикапей. Связи высокоразвитых греческих городов
с населением юга Украины - скифами, сарматами и др. племенами пози-
тивно влияли на развитие этих народов. С I в. до н. э. греческие города в
северном Причерноморье попадают под власть Римской империи и оста-
81
ются под ней до нашествия кочевников, уничтоживших их. Позже был
восстановлен только Херсонес.
Таким образом, в древние времена народы, которые населяли со-
временную Украину, сменяли один другого неоднократно (киммерийцы,
скифы, сарматы, греки, готы, гунны и др.). И все они внесли свой вклад в
этногенез украинского народа. При вытеснении одних народов другими
всегда существовала некоторая часть вытесняемого народа, которая была
сильно привязана к земле. И эта часть оставалась на месте. Поэтому ду-
мать, что с приходом одних народов, другие полностью исчезали - было
бы наивно. Новые народы постепенно ассимилировались с предыдущими.
Украина в то время была огромнейшим этничным котлом, в котором на-
роды, постепенно переплавляясь, формировали основу украинского этно-
са. А определяющую роль в процессе этногенеза украинского народа сыг-
рали славяне.
Более 2000 лет тому назад на территории современной Украины,
Беларуси, Польши появились племена, которые получили название славя-
не. Трудно сказать, были ли славяне автохтонами на этих землях, или ал-
лохтонами. Большинство ученых считают, что прародина славян находи-
лась на территории между средним Днепром, Припятью, Карпатами и
Вислой. Движение на юг германских племен готов и Великое переселение
народов нарушило целостность славянского мира. Произошло деление
славян на три большие группы: западных, южных и восточных.
В IV в. именно восточные славяне, вероятнее всего, составили ядро
государства антов. Это государство простиралось от Днестра до Дона.
Кроме славян в него входили остатки готов, греков, скифов, сарматов.
Анты торговали и воевали с Византией. Государство антов просущество-
вало до VII в. и погибло в борьбе с аварами. Восточные славяне раздели-
лись на племена и союзы племен (из них 15 больших), которые посели-
лись на территории Украины, России, Беларуси. Так, поляне жили в
Среднем Поднепровье, древляне - главным образом, на современной Жи-
томирщине, сиверяне - в основном, на Черниговщене, дулибы (они же
бужане, или волыняне) - в бассейне Буга, белые хорваты - в Прикарпатье,
тиверцы - в Приднестровье, междуречьи Южного Буга и Днестра.
Восточнославянские племена занимали очень выгодное географи-
ческое положение - через их земли проходили наиболее важные средне-
вековые торговые пути.
Центрами племен были города. Главным городом сиверян был
Чернигов, древлян - Искоростень (современный Коростень). В середине I
тыс. н. э. основан Киев. Он стал центром полян. Его благоприятное ме-
стонахождение на перекрестке торговых путей «из варяг в греки» и из
Азии в Европу быстро превратило город в экономический, политический
19
и культурный центр. В начале VIII в. поляне и сиверяне признали власть
Хазарского каганата и стали его данниками.

3. Киевская Русь.

Социально-экономическое и политическое развитие восточных славян
привело к созданию у них государства, которое вскоре получило название Киевская Русь.
В середине IX ст. на землях восточных славян начали появляться
жители Скандинавии - варяги (норманны, викинги). Как правило, это бы-
ли воины-купцы, которые вместе со своими дружинами (вооруженными
отрядами) путешествовали торговым путем «из варяг в греки». Попутно
они делали нападения на славянские и финские населенные пункты, гра-
били их. В то время набегов воинственных викингов боялась вся Европа.
Их военная организация, а так же тактика и умение воевать были непре-
взойденными. Варяги покорили некоторые восточнославянские и финские
племена. А были и такие племена, которые сами стали приглашать воена-
чальников-варягов (конунгов) со своими дружинами на княжение для то-
го, чтобы защититься от экспансии соседей.
Около 862 г. варяжский конунг (князь) Рюрик объединил несколько
восточнославянских и финских племен на севере (словене, кривичи, чудь,
веси) и основал государство со столицей в словенском городе Новгород.
В исторической науке существует несколько трактовок возникно-
вения государства у восточных славян. Полярными среди них являются
норманская и антинорманская теории. Норманисты считают, что государ-
ственность восточным славянам принесли норманны (варяги). Антинор-
манисты видят в норманской теории намек на неспособность славян само-
стоятельно создать собственную государственность и поэтому полностью
отрицают главную роль варягов в становлении древнерусского государст-
ва.
Истина, вероятно, находится где-то посередине. Исторический
опыт показывает, что государство может возникнуть только при наличии
глубоких внутренних, коренных социально-экономических условий.
Можно создать государство и без этих условий. История знает такие при-
меры. Но такие искусственно созданные государства неустойчивы и раз-
валиваются за короткий промежуток времени. Киевская Русь была очень
устойчивой государственной формацией, сильнейшим европейским сред-
невековым государством, которое просуществовало несколько столетий.
Значит, возникла и развивалась она на собственной, имманентной (внут-
ренне присущей) основе.
С другой стороны, неисторически и ненаучно вообще игнорировать
важную роль, которую сыграли варяги в деле становления древнерусского
государства, потому что нельзя не признать того, что все первые его пра-
вители были варягами и древнерусская элита была поначалу преимущест-
венно варяжской.
После смерти Рюрика власть перешла к его дружиннику и родст-
веннику Олегу, так как сын Рюрика Игорь был еще очень мал. Олег пере-
нес столицу государства в Киев, после чего Русь стала Киевской. Сле-
дующими киевскими князьями были Игорь, Ольга, Святослав.
Владимир I Великий (Красное Солнышко, Креститель) правил в
Киеве с 980 по 1015годы. Он объединил земли, которые покорили его
предшественники, расширил свою власть и на другие территории. Таким
образом, под властью киевского князя Владимира Великого было самое
большое государство в Европе. Территория Киевской Руси включала в
себя земли от Балтийского моря на севере до Черного моря на юге и от
Карпат на западе до р. Волга на востоке.
Для того, что бы укрепить единство такого крупного государства и
поднять свой авторитет, князь Владимир решил установить одну государ-
ственную религию. Языческий культ многих богов тормозил процесс объ-
единения земель. К тому же разные социальные группы отдавали пред-
почтение разным богам (дружинники - Перуну, кузнецы - Сварогу, зем-
ледельцы - Яриле, мореплаватели - Стрибогу и т.д.), что тоже не содейст-
вовало консолидации древнерусского общества. Кроме того, язычество
мешало становлению равноправных отношений с передовыми народами
того времени, которые исповедовали монотеистические религии и счита-
ли язычников (русичей в том числе) дикарями. Значит, новая государст-
венная религия должна была быть монотеистической. Но какой? Основ-
ные мировые религии на то время уже сложились. Азиатские страны, с
которыми Киевская Русь активно укрепляла экономические связи, испо-
ведовали ислам и иудаизм, Европа - христианство. Выбор религии, кото-
рая в средневековье сбыла основой всей духовной жизни каждого отдель-
ного человека и общества в целом, означал выбор внешнеполитической
ориентации государства. Владимир сделать этот выбор в пользу Европы и
принял христианство. Но специфика геополитической ситуации Киевской
Руси (между Западом и Востоком) обусловила выбор христианства вос-
точного, византийского обряда.
Русь крестилась в 988 г. Иерархически древнерусская церковь была
связана с константинопольской (царьградской) патриархией.
Крещение имело огромное значение для всей жизни Киевской Ру-
си. Оно способствовало объединению государства и поднятию авторитета
великого князя. Крещение значительно улучшило международный статус
Киевского государства, которое вошло как равное в круг европейских
стран. Трудно переоценить влияние крещения на развитие культуры Ки-
евской Руси.

4. Феодальная раздробленность Руси. Галицко-Волынское княжество.

После смерти сменившего Владимира Великого киевского
князя Ярослава Мудрого начинается период феодальной раздробленности
Древней Руси. Для него характерны постепенный распад единого госу-
дарства на несколько независимых княжеств, усобицы между князями,
новые экономические тенденции, активизация нападений внешних врагов
на ослабленную Русь.
Период феодальной раздробленности - это общеисторическая за-
кономерность, определенный этап в развитии феодального общества. Он
характерен для большинства стран, имевших раннефеодальные государ-
ства и наступает после периода расцвета этих государств.
Объективные причины феодальной раздробленности кроются в
развитии производительных сил феодального общества. Это развитие
привело к экономическому росту местных центров (для Древней Руси -
центров удельных княжеств). В условиях преобладающего при феодализ-
ме натурального хозяйства отдельные территории реннефеодального го-
сударства становятся экономически независимыми от общегосударствен-
ного центра. Экономическая независимость неминуемо ведет к политиче-
скому сепаратизму. Местные феодальные властители уже не только не
нуждались в централизованной власти для защиты от внешних врагов, но
и на собственной экономической базе могли успешно противостоять этой
власти.
Субъективными факторами, которые стали катализаторами процес-
са распада Киевского государства, стали введение Ярославом Мудрым
принципа сеньората в престолонаследовании и экономическое падение
Киева.
Введение сеньората в престолонаследовании привело к княжеским
раздорам.
Экономическое падение общегосударственного центра - Киева то-
же ускорило дезинтеграционные процессы на Руси.
В свое время выделению Киева из других восточнославянских пле-
менных центров наиболее способствовало его экономически выгодное
географическое положение на перекрестке европейско-азиатских торго-
вых путей. Но с конца XI ст. значение этих путей в международной тор-
говле стало падать. Итальянские купцы соединили Европу с Востоком
постоянными средиземноморскими морскими путями, на которых уже не
пиратствовали викинги. Византийская империя вошла в период своего
заката, и торговые связи с ней становились все менее выгодными. А в
1204 г. Константинополь был разграблен крестоносцами. После этого
удара он так и не смог уже оправиться до самого завоевания турками. Та-
ким образом, путь «из варяг в греки» полностью утратил свое значение.
22
Стремительное падение постигло и Арабский халифат. В результате Киев
не только утратил своих крупных торговых партнеров, но и остался без
доходов от транзита зарубежных купцов. Это все имело пагубные послед-
ствия для Киева. Обедневшая «мать городов руських» физически была не
в состоянии исполнять роль государственного центра. Единая Русь распа-
далась, а княжеские усобицы наносили древнерусским землям тяжелые
утраты.
На некоторое время этот распад приостановил киевский князь Вла-
димир Мономах (1113-1125). Но после смерти его сына Мстислава (1132)
Киевское государство окончательно разделилось на несколько отдельных
княжеств, между которыми велись постоянные войны.
В конце XII в. среди этих княжеств выделилась Волынь. В 1199 г.
волынский князь Роман объединил Галицию с Волынью и создал Галиц-
ко-Волынское княжество. Спустя некоторое время он присоединил к сво-
им владениям Киев. Галицко-Волынское государство с центром во Вла-
димире простиралось от Карпат до Днепра и было самым сильным на Ру-
си.
В XIII в. у древнерусских княжеств появились новые враги из Азии
- монголо-татары. В 1222 г. они пришли на украинские земли. Древнерус-
ские князья объединились для защиты своих земель. Но в 1223 г. монголо-
татары в битве на реке Калка разгромили армию древнерусских князей.
На Волге монголо-татары создали государство Золотая Орда.
К активной борьбе с татарами готовился сын Романа - князь Данило Галицкий.
Он существенно укрепил Галицко-Волынское княжество, но
не смог освободиться от татарской зависимости.
Данило Галицкий основал город Львов.
Во второй половине XIII - первой половине XIV вв. Галицко-
Волынское княжество перманентно воевало со своими соседями: Литвой,
Польшей, Венгрией. В результате в 1340 г. Литва оккупировала Волынь, а
в 1349 г. Польша забрала в свои владения Галицию. Под властью Польши
Галиция находилась до 1772 г.
Закарпатская Украина вошла в состав Венгрии, где пребывала до
1918 г. Буковина после распада Галицко-Волынского княжества вошла в
состав Молдовы. Там она пробыла до 1774 г.

Кто населял территорию Оренбуржья в древности и Средневековье?

История географических исследований и освоения территории области

Когда появились первые сведения о территории области?

Наиболее древние сведения о территории нашей области приводит греческий историк и путешественник Геродот. В «Истории», написанной Геродотом в середине V в. до н.э., описывается Каспийское море, за которым, раскинулась «равнина на необозримом пространстве», за которой начинается «земля каменистая и неровная», а за ней «стоят высокие непроходимые горы». В описании Геродота угадываются бескрайние равнины Прикаспийской низменности, «каменистый и неровный» Общий Сырт и «высокие и непроходимые» Уральские горы.

Первую карту с изображением р. Урал и гор Южного Урала во II в. н.э. составил александрийский географ Клавдий Птолемей. На карте Азии он показал р. Даикс (Урал), в верховьях которой находились Риммикайские (Уральские) горы.

Но ни Геродот, ни Птолемей не были на территории нашей области. Первым знаменитым путешественником, побывавшим в нашем крае, был арабский писатель Ибн-Фадлан. В 921-922 гг. он в составе посольства, направлявшегося в Волжскую Булгарию (территория современного Татарстана), пересек западные районы нынешнего Оренбуржья.

В X-XII вв. арабам уже были хорошо известны р. Руза (Урал) и р. Магра (Сакмара). Западные купцы и миссионеры также неоднократно пересекали южноуральские степи. Среди них - посол римского папы Палацио Карпини (1246 г.), посол французского короля Виллем Рубрук (1253 г.), итальянцы братья Николо и Матео Поло (1265 г.) - отец и дядя знаменитого Марко Поло.

В конце XVI в. появился знаменитый «Большой Чертеж» - огромная дорожная карта Московского государства и прилегающих земель Заволжья и Зауралья. К сожалению, сама карта не сохранилась. До наших дней дошло только описание карты - «Книга Большому Чертежу» (1627 г.). В ней написано: «Река Яик вытекла поровень с Оралтовой горой (Южный Урал) против верховья Тобола-реки. Потекла река Яик в Хвалынское море, а протоки реки Яика до моря 1050 верст... Река Юрюк Самар (Сакмара) ... пала в Яик против Аралтовы горы с правой стороны... пала в Яик, с левые стороны Яика, Илез-река, ниже горы Тустеби, по-нашему та гора Соляная, ломают в ней соль...»

Кто населял территорию Оренбуржья в древности и Средневековье?

В древние и Средние века просторы южного Приуралья и Зауралья служили местом обитания, кочевий и ареной передвижения различных племен и народов (Приложение 1). Обилие пастбищ и плодородных земель, богатые рыбой реки и озера, месторождения медных и железных руд издавна способствовали освоению нашего края. Ко II в. до н. э. в степях Урала и Казахстана сложился хозяйственный уклад, сочетающий кочевое скотоводство, примитивное земледелие и металлургию, а также товарообмен с соседями.

В восточной части Оренбуржья (Кваркенский район) обнаружены остатки древних городов эпохи бронзы, охватывающей III-II тыс. до н. э. Считают, что эти города были построены древними арийцами, которые затем переселились из южно-уральских степей на запад и стали основой формирования многих народов зарубежной Европы.

В течение многих веков Урало-Каспийский регион был воротами на пути великих переселений. Волны народов одна за другой накатывались на оренбургские степи, вытесняя друг друга, оставляя следы своего пребывания в археологических памятниках и географических названиях. В I в. до н. э. Оренбуржье было местом тысячелетнего пребывания племен сарматов, занимавшихся кочевым скотоводством. С IV по XIII столетие наш регион, сменяя друг друга, населяли гунны, авары, гузы, печенеги, булгары, половцы, монголо-татары.

В этот период различные части территории области входили в состав государственных образований, существовавших в Средневековье. В IX в. юго-западное Оренбуржье было северо-восточной окраиной Хазарского каганата. В XII в. северо-западная часть области входила в состав Волжской Булгарии. В течение двух последующих веков вся территория Оренбуржья находилась в пределах Золотой Орды. В XV-XVII вв., после распада монголо-татарского государства, северная часть области стала местом кочевий башкир, в междуречье Волги и Урала располагались улусы Ногайской орды, по левобережью Урала и южнее простирались земли Казахских жузов.