Большинство детенышей млекопитающих рождаются абсолютно беспомощными и даже слепыми - на родителей в этом время ложится множество обязанностей: уход за ними, кормление, стимуляция метаболических процессов в организме, защита от естественных врагов.

Заботу о потомстве у млекопитающих, которую проявляют самки, можно объяснить ярко выраженным материнским инстинктом, который включается с момента родов. Но откуда берется у самцов-млекопитающих забота о потомстве, если большинство животных все-таки придерживаются полигамных отношений и живут стаями?

Биологи до сих пор не нашли ответа на этот вопрос, и можно только удивляться, почему старшие «братья и сестры» новорожденных копытных не убегают в страхе, учуяв хищников, а образуют вокруг малышей и самок плотное кольцо, чтобы спасти жизнь детенышей.

С момента родов материнский инстинкт проявляется наиболее выражено – многие млекопитающие не способны расстаться с новорожденными ни на минуту. Ехидна вынашивает снесенное яйцо в сумке, кенгуру в течение 8 месяцев не выпускает кенгуренка самостоятельно побегать – взрослые кенгурята противятся подобной заботе, как подростки пубертатного возраста. Куницы и хорьки заранее делают в норе запасы, чтобы в дальнейшем не оставлять своего выводка без защиты.

Самка афалины – дельфин – во время первых вдохов дельфиненка поддерживает его на поверхности, и в этом ей помогают – а заодно и охраняют от естественных врагов – другие самки.

Особенно сильно материнский инстинкт развит у шимпанзе – ученые-биологи наблюдали случай, когда самка трясла новорожденного до тех пор, пока он не стал подавать признаков жизни.

Приматы при уходе и воспитании подрастающего поколения недалеко ушли от человека, наблюдать за ними всегда умилительно и трогательно:

  • многие из них носят малышей на руках – детеныши крупных приматов в состоянии уцепиться за шерсть матери не ранее 3-4 месяцев;
  • становятся приемными мамами, если у детеныша погибла родительница;
  • чистят у детей шерсть и выбирают блох;
  • стимулируют массажными движениями процесс переваривания пищи;
  • наказывают за проказы шлепками и выговаривают что-то на своем языке.

В защите потомства принимают участие не только самки, но и самцы обезьян, вне зависимости, является ли детеныш ребенком доминантного самца - хотя подобное случается редко.

У собак, песцов, соболей, зайцев, лис и многих других животных, мать не нападает, а убегает, рискуя своей жизнью, чтобы отвести подальше врагов от логова и обезопасить детей.

Некоторые биологи считают, что у кенгуру материнский инстинкт просыпается тогда, когда малыш оказывается в сумке - иначе бы новорожденному детенышу не пришлось самостоятельно преодолевать путь от родовых путей до своего временного жилища.

Некоторым самкам приходится демонстрировать не только чудеса храбрости, защищая малышей от естественных врагов, но и отгонять от выводка отца малышей, который часто принимал участия в выборе жилья и его обустройстве. Как пример можно привести соболей, тигров или гепардов – защищать новорожденных и прививать им основные навыки самкам этих видов приходиться самостоятельно.

Одними из самых самоотверженных матерей считаются моржихи, нерпы и киты – они не покидают новорожденных, даже если на них нападают касатки или подошли китобои.

  • Самоотверженно защищает потомство белка – на своего врага она налетает, как маленькая молния;
  • самка дикой свиньи, когда опасность грозит потомству, приходит в такую ярость, что одинокий волк опасается приближаться к беснующейся фурии.

Трогательная забота о потомстве во многом определяется бытом – полигамный или моногамный уклад семьи. При моногамии большинство самцов принимают такое же участие в жизни и воспитании детенышей, как и самки. В полигамных семьях наибольшее, на что способны самцы – это охрана детенышей от естественных врагов – а о кормлении детей и их воспитании приходиться задумываться только самкам.

Усыновление чужих малышей скорее исключение из правил в естественных условиях, в зоопарках и вольерах самки нередко берут на себя заботу о чужих малышах.

В природе чаще всего животные признают чужих малышей, пока имеется лактация – но у джейранов, косуль и сайгаков «усыновляют» детей даже те самки, которые в этом году не обзавелись потомством.

Был описан случай, когда в Центральной Азии нашли интересную «семью» – собака усыновила маленькую обезьянку, которая настолько освоилась с приемной матерью, что не отпускала ее шерсть даже тогда, когда она уходила от остального выводка добывать пищу.

Несмотря на трогательную заботу о потомстве у млекопитающих, объяснить ее можно только инстинктом – рефлексы были выработаны природой с целью сохранения вида.

Если самка болеет или оказывается в стрессовой ситуации, то забота о потомстве у нее может исчезать, а материнский инстинкт извратиться.

Однако было замечено, что в большинстве случаев поедание приплода происходит только когда потомство рождается больным и неспособным к дальнейшему выживанию.

Не всегда материнский инстинкт проявляется у животных сразу же после родов - молодые самки могут оставить новорожденных при появлении естественных врагов, но будут защищать выводок, когда малыши будут способны следовать за родителями.

Как только детеныши млекопитающие становятся самостоятельными – у них наступает половая зрелость – родительский инстинкт ослабевает и детеныши изгоняются из семьи или стаи собственными родителями - им пора вновь обзоводиться потомством.

Как известно, для успешного существования биологического вида, каждое поколение его представителей должно оставить после себя потомство, способное к размножению. Успешность его выживания в огромной степени зависит от адекватности поведения родителей, являющейся важным фактором естественного отбора. В процессе родов и последующем процессе ухода за потомством реализуется главным образом инстинктивное поведение. Так, например, сразу же после выхода плода из родовых путей самка млекопитающего освобождает его от плодных оболочек, перегрызает пуповину, съедает плодные оболочки и послед и активно облизывает новорожденного. Детеныши самки, которая не осуществляет первичный уход за ними, в природе обречены на гибель, с ними элиминируется и сам этот, в большой степени наследственно обусловленный, признак.

Успешность выживания потомства в огромной степени зависит от адекватности поведения родителей, являющейся важным фактором естественного отбора. Забота о потомстве у многих животных начинается с подготовки к появлению его на свет. Часто сезонные миграции животных связаны с перемещением в места размножения, иногда за многие тысячи километров от места обитания. Животные, не совершающие таких дальних путешествий, тоже заранее выбирают свою гнездовую территорию, а многие из них тщательно охраняют ее и готовят укрытия - гнезда, норы, берлоги, приспособленные для будущего потомства.

Типы заботы о потомстве

В животном мире встречаются самые разные формы заботы о потомстве: от полного отсутствия до сложнейших и длительных взаимоотношений между детьми и родителями. В простейшем виде забота о потомстве имеется у всех организмов и выражается в том, что размножение происходит только в условиях, благоприятных для потомства, - при наличии пищи, подходящей температуре и т.д.

1. Полное отсутствие заботы о потомстве. Большинство беспозвоночных и рыб не проявляют заботы о потомстве. Успешность существования подобных видов обеспечивает массовость их размножения. В просторах океана множество видов беспозвоночных и рыб, собираясь гигантскими стаями, откладывают миллионы яиц, которые тут же поедаются огромным количеством разнообразных плотоядных существ. Единственным спасением для подобных видов является колоссальная плодовитость, позволяющая все же выжить и дожить до половозрелого состояния минимальному и необходимому для существования популяции количеству потомков. Сотнями и миллионами исчисляется количество икринок у множества видов рыб, откладывающих икру в толще воды. Так, самка обитающей в северных морях крупной морской щуки - мольвы выметывает за один сезон до 60 миллионов, а гигантская морская рыба-луна, достигающая веса полутора тонн, выбрасывает в толщу океанских вод до 300 миллионов икринок. Представленные воле случая оплодотворенные яйцеклетки, смешиваясь с планктоном или опускаясь на дно, гибнут в несметных количествах. Та же участь постигает и выведшихся из икры личинок.

2. Вынашивание отложенных яиц на теле одного из родителей. Самки многих морских животных прикрепляют отложенные яйца непосредственно к своему телу и вынашивают их, а также выведшуюся молодь, до обретения ими самостоятельности. Подобное поведение наблюдается у многих водных животных: морских звезд, креветок и других ракообразных. Такое поведение представляет собой следующую ступень усложнения заботы о потомстве, но в целом оно не отличается особой изобретательностью.

Количество отложенных яиц обратно пропорционально уровню родительской заботы. Эту закономерность хорошо подтверждают морские звезды, среди которых наблюдаются как виды, выметывающие яйца непосредственно в воду, где они оплодотворяются спермой нескольких самцов, так и виды, вынашивающие яйца на своем теле. У видов первой группы число созревающих в организме самки яйцеклеток достигает 200 миллионов, тогда как у морских звезд, проявляющих заботу о потомстве, количество отложенных яиц не превышает нескольких сотен.

4. Строительство гнезд и их охрана до рождения потомства. Более совершенным типом заботы о потомстве можно считать строительство гнезда, откладку туда яиц или икры и его охрану до того момента, пока подрастающая молодь его не покинет. Такое поведение характерно для ряда видов рыб, пауков, осьминогов, некоторых многоножек и т.д. К подобному же уровню заботы можно отнести и вынашивание икры и мальков во рту самцами некоторых рыб, а также икры и головастиков на задних ногах жабы-повитухи или на спине у самца пиппы суринамской. В данном случае ротовая полость или спина выполняют функции гнезда. Для данного уровня характерно отсутствие всяческого интереса со стороны родителей к молоди, чуть обретающей самостоятельность.

5. Забота о потомстве до обретения ими самостоятельности. Длительная забота о потомстве отмечается у некоторых видов беспозвоночных и рыб. Большого совершенства достигает забота о потомстве у общественных насекомых.

Множество примеров разных типов родительского поведения демонстрируют амфибии. У высших позвоночных наблюдаются разные способы заботы о потомстве, которые зависят, прежде всего, от уровня зрелости новорожденных.

В самых общих чертах среди них можно выделить следующие группы родительского поведения:

выращивание потомства одной самкой или одним самцом;

выращивание потомства обоими родителями;

выращивание детенышей в сложной семейной группе.

В ходе эволюции животного мира выработался ряд способов, увеличивающих выживание потомства. Одним из них является забота родительских особей о молодняке до и после рождения. Одни животные носят детёнышей у себя на теле, другие выстраивают для них дома, третьи выкармливают потомство.

Такая родительская забота обеспечивает повышенный процент выживаемости вида, а для части видов – и передачу социального опыта. Наиболее интересные случаи опеки “родителей” будут рассмотрены в данной статье.

Заботливые родители среди рыб


Большинство рыб о своих детёнышах не волнуются: после откладки в воду своих икринок рыбки расплываются в разные стороны. Но у таких рыб выживаемость вида обеспечивается громадным количеством икринок. Но и среди рыб есть заботливые родители. Например, нанностомус выбирает для кладки густые водоросли или водные растения, которые будут защищать икру. Бойцовские рыбки строят гнездо из собственной слюны! Обычно этим занимается самец: он наполняет воздухом свою слюну и взбивает её в пену. В таком пенном гнезде вылупляются мальки – под зорким присмотром “отца”, который остаётся с ними до тех пор, пока детёныши не научатся самостоятельно питаться.

Материалы по теме:

Удивительные животные

Трофеусы откладывают очень мало икры – и для сбережения потомства вынуждены носить икру, а потом и мальков, у себя во рту. Зато детёнышам комфортно и безопасно! Цихлиды же приноровились откладывать икру в раковинки двустворчатых моллюсков.

Заботливые родители – моллюски


Не все знают, что осьминоги являются умнейшими существами . Размер их головного мозга велик, а строение глаз напоминает по сложности человеческий орган зрения. Осьминоги не хуже людей заботятся о своих детёнышах. После спаривания самец осьминога вскоре умирает, а самка ищет надёжное укрытие в камнях, забирается туда и откладывает икринки.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

на тему: «Виды заботы о потомстве»

Москва 2014

Введение

Как известно, для успешного существования биологического вида, каждое поколение его представителей должно оставить после себя потомство, способное к размножению. Успешность его выживания в огромной степени зависит от адекватности поведения родителей, являющейся важным фактором естественного отбора. В процессе родов и последующем процессе ухода за потомством реализуется главным образом инстинктивное поведение.

Превентивная забота о потомстве - это забота о подготовке и поддержании условий для развития яйцеклеток и потомства, предусматривающая изменение среды, которая включает все формы построения гнезд, охраны территории, гнезда и потомства, поддержание условий инкубации (аэрирование воды около кладки икры дискусами, поддержание температуры и влажности для яиц у некоторых пресмыкающихся, насиживание яиц у птиц, запасание корма для личинок некоторыми насекомыми и т.п.)

потомство забота гнездо выкармливание

1. Виды заботы о потомстве

В животном мире встречаются самые разные формы заботы о потомстве: от полного отсутствия до сложнейших и длительных взаимоотношений между детьми и родителями. В простейшем виде забота о потомстве имеется у всех организмов и выражается в том, что размножение происходит только в условиях, благоприятных для потомства, - при наличии пищи, подходящей температуре и т.д.

Полное отсутствие заботы о потомстве.

Большинство беспозвоночных и рыб не проявляют заботы о потомстве. Успешность существования подобных видов обеспечивает массовость их размножения.

В просторах океана множество видов беспозвоночных и рыб, собираясь гигантскими стаями, откладывают миллионы яиц, которые тут же поедаются огромным количеством разнообразных плотоядных существ. Единственным спасением для подобных видов является колоссальная плодовитость, позволяющая все же выжить и дожить до половозрелого состояния минимальному и необходимому для существования популяции количеству потомков.

Сотнями и миллионами исчисляется количество икринок у множества видов рыб, откладывающих икру в толще воды. Так, самка обитающей в северных морях крупной морской щуки - мольвы выметывает за один сезон до 60 миллионов, а гигантская морская рыба-луна, достигающая веса полутора тонн, выбрасывает в толщу океанских вод до 300 миллионов икринок.

Представленные воле случая оплодотворенные яйцеклетки, смешиваясь с планктоном или опускаясь на дно, гибнут в несметных количествах. Та же участь постигает и выведшихся из икры личинок.

2. Вынашивание отложенных яиц на теле одного из родителей

Самки многих морских животных прикрепляют отложенные яйца непосредственно к своему телу и вынашивают их, а также выведшуюся молодь, до обретения ими самостоятельности.

Подобное поведение наблюдается у многих водных животных: морских звезд, креветок и других ракообразных.

Такое поведение представляет собой следующую ступень усложнения заботы о потомстве, но в целом оно не отличается особой изобретательностью.

Количество отложенных яиц обратно пропорционально уровню родительской заботы. Эту закономерность хорошо подтверждают морские звезды, среди которых наблюдаются как виды, выметывающие яйца непосредственно в воду, где они оплодотворяются спермой нескольких самцов, так и виды, вынашивающие яйца на своем теле.

У видов первой группы число созревающих в организме самки яйцеклеток достигает 200 миллионов, тогда как у морских звезд, проявляющих заботу о потомстве, количество отложенных яиц не превышает нескольких сотен.

Креветка вынашивает свое потомство

3. Откладка яиц в предварительно подысканную или специально подготовленною самкой среду

Следующим этапом усложнения родительского поведения является откладка яиц в подходящую среду. Так, перед тем как отложить яйца, мухе необходимо найти труп животного или кусок полуразложившегося мяса, которым смогут питаться выведшиеся личинки. Бабочка-крапивница, павлиний глаз или адмирал, для обеспечения своих гусениц необходимой пищей должны найти заросли крапивы, а жук-носорог - кучу прелой листвы. Подобного же рода заботу о потомстве проявляет и большинство рептилий. Их основной задачей является подыскивание для инкубации своих яиц места с подходящим уровнем влажности и температуры.

Чаще всего для этого им приходится выкопать яму или нору. У всех представителей данной группы забота о потомстве на этом заканчивается, и дальнейшая судьба отложенных яиц их уже не волнует. Как ни странно на первый взгляд, но к этой же группе можно отнести и одиночных ос и пчел, а также наездников, демонстрирующих сложнейшие комплексы инстинктивного поведения, связанного с обеспечением необходимых условий для развития отложенных яиц.

4. Строительство гнезд и их охрана до рождения потомства

Более совершенным типом заботы о потомстве можно считать строительство гнезда, откладку туда яиц или икры и его охрану до того момента, пока подрастающая молодь его не покинет. Такое поведение характерно для ряда видов рыб, пауков, осьминогов, некоторых многоножек и т.д. К подобному же уровню заботы можно отнести и вынашивание икры и мальков во рту самцами некоторых рыб, а также икры и головастиков на задних ногах жабы-повитухи или на спине у самца пиппы суринамской. В данном случае ротовая полость или спина выполняют функции гнезда. Для данного уровня характерно отсутствие всяческого интереса со стороны родителей к молоди, чуть обретающей самостоятельность.

5. Забота о потомстве до обретения ими самостоятельности

У многих птиц птенцы вылупляются совершенно беспомощными и нуждаются в частом и регулярном питании, некоторые насекомоядные птицы кормят потомство до 200 раз в день. Иногда родители (сойки, кедровки и др.) пищу для будущих птенцов запасают с осени. Потомство выводковых птиц -- кур, уток, гусей и др. -- появляется на свет самостоятельным, умеющим плавать, ходить, клевать. Родителям остается только водить их к корму, воде, охранять от врагов, обогревать.

Самки млекопитающих кормят детенышей молоком, пока они не станут способными есть иную пищу. У одних животных этот период длится несколько недель, у других -- дольше, а у человекообразных обезьян -- несколько лет. Постепенно родители начинают приучать детей к взрослой пище -- показывают съедобные растения, учат охотиться.

Многие животные защищают потомство от врагов. У птиц для этой цели служит колониальное гнездование, но и гнездящиеся одиночно птицы также могут объединиться, чтобы отогнать хищника от своих гнезд. Например, если на дерево, где есть гнездо ворон, пытается залезть кошка или даже человек, к нему слетается 10--15 птиц, которые с криками набрасываются на нарушителя спокойствия.

Большинство млекопитающих в период воспитания детенышей более возбудимы, чем обычно. Многие крупные дикие млекопитающие нападают на людей именно тогда, когда те угрожают детенышам или оказываются близко от них. Лосиха не допускает к детенышу никого, в том числе и других лосей.

У многих млекопитающих и птиц детеныши подолгу остаются с родителями, приобретая путем подражания необходимые для жизни навыки. Родители учат детенышей выбирать и находить пищу, воду и даже целебные растения, а также укрытия для сна или на случай непогоды. Особенно развиты эти формы родительской заботы у млекопитающих с долгим сроком жизни. У слонов и некоторых человекообразных обезьян подростковый период продолжается до 8--10 лет. В воспитании потомства у них принимают участие не только родители, но и практически все взрослые члены группы.

Старшие братья, а особенно сестры или просто самки, не имеющие в данный момент собственного потомства, следят за детенышем, помогают его кормить, ухаживают за ним, играют с ним. В случае гибели матери они, как правило, усыновляют осиротевшего детеныша. Подобная коллективная форма заботы о потомстве значительно повышает шансы на его выживание.

Используемая литература

1. http://do.gendocs.ru/docs/index-66154.html?page=5

2. http://www.webmechta.com/animals/757-zabota-o-potomstve

3. http://sci-book.com/osnovyi-semi/zabota-potomstve.html

4. http://biofile.ru/bio/15954.html

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История эволюции крокодилов, изменение их внешнего вида с течением времени. Образ жизни и места расселения крокодилов, половая зрелость, забота о потомстве. Светская жизнь и рацион животных, взаимоотношения с людьми. Проблема исчезновения среды обитания.

    доклад , добавлен 21.09.2009

    Виды адаптации живых организмов к окружающей среде. Маскировочная, покровительственная и предупреждающая окраска. Особенности поведения и строения тела животных для приспособления к образу жизни. Мимикрия и забота о потомстве. Физиологические адаптации.

    презентация , добавлен 20.12.2010

    Характеристика отряда дятлообразные и его важнейшие представители. Типы гнездования птиц. Распределение млекопитающих в лесных биотопах. Убежища, являющиеся местом рождения и вскармливания детенышей. Классификация орудия добычи охотничьих животных.

    контрольная работа , добавлен 07.06.2013

    Влияние животных и насекомых на смену состава древостоя. Биотические факторы и лес. Экологическая система. Рациональное использование и охрана животных. Прямое и косвенное воздействие человека на животных. Охрана редких и исчезающих видов животных.

    реферат , добавлен 31.05.2012

    Закон Менделя, заключающийся в том, что гибриды первого поколения при дальнейшем размножении расщепляются, в потомстве снова появляются особи с рецессивным фенотипом. Изучение методов генетики, таких как генеалогический, близнецовый и цитогенетический.

    презентация , добавлен 10.01.2011

    Общая характеристика и отличительные признаки типа Членистоногие, классификация и разновидности их представителей. Интересные факты о строении и способе жизни, размножении и заботе о потомстве, насекомых, ракообразных, паукообразных и многоножек.

    презентация , добавлен 03.01.2017

    Использование летучими мышами эхолокации, сложных голосовых сообщений для ухаживаний и для опознавания друг друга, обозначения социального статуса, определения территориальных границ. Размножение, рождение малышей и забота о потомстве у летучих мышей.

    реферат , добавлен 11.10.2012

    Охрана животных в России. Косули, их систематика, внешний вид, среда обитания, размножение, спаривание, продолжительность жизни, беременность, вскармливание детенышей, обучение, борьба за корм и территорию, иерархия, способы общения, популяция, миграция.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2009

    Сущность и систематика типа членистоногих, особенности класса трилобитов. Размеры и форма тела ракообразных, внешнее его строение, мускулатура, дыхание, структура нервной и выделительной систем, размножение и забота о потомстве, симбиоз и маскировка.

    презентация , добавлен 16.12.2011

    Внешний вид воробьиного сыча (очень маленькой совы). Распространение и места обитания птицы, особенности строения, пищеварительная и дыхательная системы. Образ жизни воробьиного сыча, его питание, передвижение, размножение и забота о потомстве.

Встреча 44. КАК ЗВЕРИ ЗАБОТЯТСЯ О СВОЕМ ПОТОМСТВЕ?

Цель : рассказать учащимся о размножении зверей и уход за потомством; способствовать развитию речи, логического мышления; воспитывать любовь к животным.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

В чем проявляются особенности зверей по сравнению с другими животными?

К какой группе животных относятся люди?

Формы передвижения характерны для наземных и водяных зверей?

Какое значение в жизни зверей имеет лес?

Докажите, что животные - самые развитые среди животных.

III . СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Сегодня на уроке вы узнаете больше о размножении зверей и уход за потомством.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа по учебнику (с. 117-118)

Вспомните! Как звери приспособились к жизни в разных природных условиях?

Что рассказал Мудрый Лесовичок о размножении зверей?

Какие периоды в жизни зверей можно выделить в течение года?

Какие важнейшие из них?

Расскажите, как звери готовят укрытия для своих будущих малышей.

Признак для всех зверей является общей?

Рассмотрите фотографии нас. 117 и 118. Расскажите, что на них изображено.

Звери рождают детей, вскармливают их молоком. Вспомните, как заботятся о своих детенышей ваши кошка или собака, как они оберегают свое потомство. У многих зверей молодняк длительное время остается с родителями, перенимает их опыт. Благодаря этому детеныши учатся выживать в природе.

Выводы

Звери выкармливают своих малышей молоком и заботятся о своем потомстве. Этим они существенно отличаются от других животных.

Самым важным периодом в жизни зверей есть период размножения и заботы о потомстве.

2. Физкультминутка

V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

1. Интересно знать!

Как звери общаются между собой? Для общения животные используют различные сигналы. Они издают звуки, которыми предупреждают об опасности. Например, когда обезьяна увидит леопарда, подкрадывающегося к стае, она начинает вопить, и остальные обезьяны убегают от опасности.

Звери подают сигнал тревоги с помощью цветных пятен. Когда олень чувствует опасность, он настораживается и поднимает хвост. Под хвостом у него есть большое ярко-белое пятно - «зеркало». Ее сразу замечают остальные оленей и готовятся к встрече с врагом.

2. Исследовательский практикум

Как животные заботятся о своем потомстве?

Большинство животных-родителей беспокоятся о своем потомстве. Например, у некоторых птиц птенцы появляются на свет голыми и беспомощными. Они быстро растут, а потому им нужно много еды. Нелегко приходится птицам - родителям. Скворцы, например, приносят птенцам корм (насекомых) 300 раз на день, синицы - 400 раз. Впоследствии птенцы покидают гнездо. Хотя они уже покрыты перьями, однако еще плохо летают. Не могут самостоятельно питаться. Родители все это время кормят своих птенцов и защищают от врагов, даже пытаются отгонять от птенцов кошек или собак.

Животные заботятся о своем потомстве по-разному: вылизывают, оберегают, учат ходить, летать или плавать, защищаться, кормят молоком, а потом показывают съедобные растения, учат охотиться. Обычно о детях заботится мама, но бывают и исключения. Животные заранее выбирают территорию, тщательно охраняют и готовят укрытия для будущего потомства - гнезда, норы, берлога.

Новорожденные детеныши прежде всего нуждаются в пище. Самки млекопитающих выкармливают своих детенышей молоком. Птицы в течение нескольких недель много раз на день должны вкладывать в клювики вечно голодных птенцов корма.

Новорожденные детеныши также нуждаются в тепле. Птицы несколько дней согревают своих птенцов, пока те не покроются пухом. Однако птенцы выводковых птиц (фазаны, куры и др.) появляются на свет хорошо развитыми и сразу же покидают гнездо, повсюду следуя за матерью.

Детеныши копытных рождаются вполне развитыми и способными самостоятельно передвигаться. Матери тщательно их вылизывают и подталкивают носом, побуждая подняться на ноги - иначе малыши могут стать легкой добычей хищников.

Детеныши сумчатых животных появляются на свет, когда у них хорошо развиты только передние конечности и рот. Дальнейшее развитие происходит в сумке матери.

Хищники обычно живут несколько месяцев вместе, за это время они учат малышей всему, что необходимо им для жизни: охота, погоня, маскировка, нападение, разделка пойманной туши и т. др.

Королевские пингвины по очереди заботятся о малыше. Самка откладывает одно яйцо и передает его самцу, который и высиживает его. Самка в это время запасается пищей. Мать возвращается, когда малыш вылупился, а отец отправляется есть. Малыша учат запасать жир, плавать, кататься на животике и ходить, опираясь на хвост.

Медвежата живут с матерью 2-3 года, вместе со старшими медвежатами.

Слоны и некоторые виды обезьян живут с детенышами около 8-10 лет. В воспитании потомства принимают участие почти все взрослые члены группы: старшие братья, сестры, самки без собственных детей. Они следят за малышами, кормят, ухаживают их, играют с ними.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ

Составьте рассказ о жизни какого-нибудь зверя на выбор, за жизнью которого вы имеете возможность наблюдать, самостоятельно.

Проект «Обустраиваем нашу планету»

- Подумайте: как можно защитить зверей на нашей планете.

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ