Читатели нашего журнала уже знакомы с протоиереем Леонидом Грилихесом — ученым-семитологом, заведующим кафедрой библеистики МДА, преподавателем древних восточных языков, поэтом и переводчиком. Продолжая наши беседы о Ветхом Завете, мы поговорим сегодня о Давиде — царе Израиля, псалмопевце, воине, одной из самых замечательных личностей ветхозаветной истории.

— В Ветхом Завете очень много незабываемых людей, ярких, мощных личностей — что отличает Давида от всех прочих, в чем его особенность? Почему именно он, точнее, его голос, его псалмы стали совершенно неотъемлемой частью православного богослужения и нашей христианской жизни?

— Давид — удивительная личность не только в библейской, но и в мировой истории. Во-первых, с его именем связано все, что мы видим сегодня в Иерусалиме. Именно Давид дал Иерусалиму тот духовный толчок, который сделал его священным городом трех религий. В начале X века до Рождества Христова Давид завоевал эту небольшую крепость у подножия горы Сион и сделал ее столицей объединенного под его властью Израиля. И с этого момента началась история Иерусалима как священного города — города, который не только принадлежал царю, но стал местом пребывания Господа. Духовная мощь этого города, мощь, которую и сегодня ощущают все приезжающие в Иерусалим, заквашена на личности Давида.

Во-вторых, к Давиду восходит гимнографическая традиция Церкви. Следует помнить, не все псалмы, содержащиеся в Псалтири, написаны Давидом; но именно Давид — родоначальник такого рода поэзии. Вся библейская поэзия и в конечном счете вся церковная гимнография восходит к песням, которые слагал Давид. Вся она выросла на его слове, на его преданности Богу, доверии к Богу, уверенности, что с Богом он пройдет сквозь стену, если это будет необходимо.

И третье, что особенно важно и что, может быть, важнее всего прочего,— то, что к Давиду восходит мессианская линия; Христос — потомок Давида, еще при жизни царя пророк Нафан сказал ему, что от него произойдет Мессия (см.: 2 Цар. 7 , 14-16). Таким образом, и город, посвященный Богу, и гимнография, обращенная к Богу, и, наконец, сам Господь, воплотившийся и родившийся в роде Давидовом,— все это сходится в одной личности.

— Давид — царь, второй царь в истории Израиля; первый из царей, Саул, оказался недостойным помазания, и его сменил Давид. Кончилась эпоха Судей, началась эпоха Царств. Хотелось бы спросить о духовном смысле царствования, помазания на царство. Почему Господь велит пророку Самуилу дать израильтянам царя, как бы снисходя к их неспособности без царя обойтись? Получается, что это вовсе не великое событие в жизни Израиля, а, наоборот — свидетельство некоего падения, слабости.

— Это действительно совершенно уникальное событие, по своей уникальности оно не уступает единобожию. Во всех восточных и не только восточных религиях царская власть превозносится и обожествляется, и только в Библии говорится, что династическая царская власть — это снисхождение Бога к слабости людей, к их маловерию, малодушию. Обращаясь к пророку Самуилу с просьбой: поставь над нами царя (1 Цар. 8 , 5), израильтяне отвергают судей, которые избирались непосредственно Богом, и хотят иметь более стабильный, как им кажется, институт власти. Господь нисходит к их просьбе (см.: 1 Цар. 8 , 7-9) и в конце концов по Своей милости ставит Израилю такого царя, который сам становится символом преданности Богу. Первый Израильский царь Саул теряет власть именно потому, что не был покорен Богу, он не хочет подчиниться словам пророка Самуила. Но Господь увидел подлинного царя в Давиде, мальчике-пастухе, музыканте, младшем из восьми сыновей Иессея.

— Читая историю Давида (1, 2 и начало 3 книги Царств), мы то и дело видим, что он ведет себя странно и неразумно в глазах современников; нам же эта неразумность все время что-то напоминает. Саул преследует Давида и хочет его убить; Давид же сохраняет его жизнь, отказываясь поднять руку на помазанника Божия, и оплакивает Саула, когда тот погибает. Давид отказывается покарать Семея, публично его, царя, оскорблявшего, потому что Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь? (2 Цар. 16, 10). Давид прощает, любит, ждет и наконец оплакивает своего сына Авессалома, хотя тот его предал и хотел убить (см.: 2 Цар. 18)… И все это заставляет нас обратить взор не к Ветхому уже, а к Новому Завету.

— Бог ведь всегда один и тот же. И в Ветхом Завете, и в Новом — один и тот же Бог. Просто люди не одинаково близки или далеки от Него. Новый Завет открывает эпоху предельной близости между Богом и человеком. В Ветхом же Он не открывается в такой полноте. Но в тех, к кому Он приближался, кому открывался — в Аврааме, Иакове, Моисее, Давиде,— мы действительно находим немало новозаветного. Это проблески грядущего Нового Завета. Давид очень мужественный человек, воинственный, он страшен для тех, с кем он воюет, но почему-то мы по сей день читаем: Помяни, Господи, Давида и всю кротость его (Пс. 131 , 1). В чем кротость Давида? В том, что на первом месте у него то, что открывает ему Бог, и вот здесь Давид, действительно, кротчайший человек. Кроток он был — перед словом Божиим, которое было для него непререкаемым указом, даже если никак не сочеталось с его интересами в земном понимании. И именно потому Давид двигался в самом правильном направлении. Заметьте, в отличие от других древних владык, которые видели себя земными богами, Давид всегда знал, что он всего лишь человек. Что дни его — яко цвет сельный (Пс. 102 , 15). Он никогда не надмевался. Не терял правильного, трезвого видения самого себя. Власть и слава меняют человека, много ли найдется в истории человечества людей, способных выдержать испытание властью и славой? Давид — один из немногих.

— Всегда ли, однако, он это выдерживает? А история с Урией Хеттеянином и женой его, Вирсавией (см.: 2 Цар. 11)?

— Давид совершил преступление. И мы должны быть благодарны библейским хронистам, что они так откровенно об этом пишут, не пытаются это замаскировать. Давид взял жену Урии, человека, чье поведение, как оно изображается на страницах Библии, совершенно безупречно и благородно, и кроме того он предельно предан царю Давиду. Но Давид послал Урию на смерть. В этой ситуации Давид выглядит негодяем. Библия показывает нам, как низко он пал. И к нему приходит пророк Нафан (см.: 2 Цар. 12 ) и говорит ему это. И здесь мы снова видим отличие Давида от большинства земных владык, от Иоанна Грозного, например, который убил митрополита Филиппа; Давид готов услышать обличающие его слова, он знает, что голос пророка — это голос Божий. Раскаяние Давида столь же глубоко, сколь и его падение. Потому-то оно и поднимает его оттуда, из бездны, потому-то мы и слышим 50-й псалом каждый день за богослужением. И мы должны извлечь для себя из этой ситуации урок, иначе говоря, вывести для себя такой закон раскаяния: чтобы нас поднять, оно должно быть так же глубоко, как грех в нас.

— Есть такая метафора судьбы и личности Давида: солнце прорывается сквозь плотные тучи то здесь, то там и слепит людей своими лучами. Она отражает истину?

— Давид очень противоречив. И здесь мы вновь должны поблагодарить древнеизраильских хронистов: обычно придворные хроники выглядят совершенно иначе, перечисляют лишь великие заслуги царя. Мы говорили о том, что он отказался покарать Семея, публично его оскорблявшего, но ведь перед смертью своей он все-таки велел Семея казнить (см.: 3 Цар. 2 , 8-9). А Давид эпохи Саула, молодой Давид — это командир такого отряда из беглых людей, по сути, скрывающейся в горах вооруженной банды, и то, что он делает, каким образом он выживает — это очень похоже на современный рэкет, практику «крышевания» богатых людей, вспомним хотя бы историю с Навалом и супругой его Авигеей (см.: 1 Цар. 25 ). Более того, какое-то время Давид служит исконным врагам Израиля филистимлянам, Анхусу, царю Гефскому (см.: 1 Цар. 27 ). Давид вынужден жить по законам того времени, которые, впрочем, мало отличаются от сегодняшних. Но в Давиде при этом бьется совершенно удивительное сердце, в нем живет удивительная душа, нечто такое, что опережает его самого. Бог выбрал Давида, и Давид оказался отзывчивым. Причина его противоречивости — именно в том, что он не тождествен самому себе, в том, что Бог как бы приподнимает его над ним же самим. Люди, которые записали хронику Давидова царствования, это чувствовали, и для них это было наиболее значимым. И это осталось в веках.

— Многим памятны ахматовские строчки: «Во мне печаль, которой царь Давид По-царски одарил тысячелетья». Но ведь он еще и радостью одарил нас по-царски — радостью о Господе…

— Да, действительно, многие псалмы являются выражением радости, ликования, хвалы. Это ликование порой захлестывает Давида. Библия изображает, как, забыв о своем царском достоинстве, Давид плясал перед Ковчегом Завета, когда Ковчег переносили в Иерусалим (см.: 2 Цар. 6 , 5). За что, кстати говоря, он удостоился презрения со стороны своей собственной жены Мелхолы, которая слышит от него ответ: пред Господом играть и плясать буду (2 Цар. 6 , 21).

— Почему Архангел Гавриил предрекает Младенцу Христу престол Давида, отца Его (Лк. 1, 32)? Казалось бы, что общего между престолом (властью) Давида, земного царя, племенного вождя — и Престолом Сына Божия?

— Нужно понимать, что в эпоху Второго Храма сложился особый богословский язык, и выражение «престол Давида» нельзя понимать буквально. Ожидали Мессию из рода Давида. И поэтому выражение «престол Давида» служило указанием на мессианское достоинство.

— Образ царя Давида, по всей видимости, очень много значил для наших предков; храмы Владимирской Руси, Димитриевский собор, Покров на Нерли украшены барельефами царя Давида с псалтирью. Это ведь не случайно?

— В понимании наших предков Давид — это идеальный царь, который, с одной стороны, сохраняет верность Богу, а с другой — объединяет народ. Для князей эпохи разобщенной Руси, для Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, Давид был прежде всего царем-объединителем, ведь под властью Давида объединились два царства, северное и южное. Израиль времен Давида, а затем Соломона был большой, крепкой, мощной империей, объединяющей не только израильские колена, но и соседние племена. Вот почему на западном фасаде Димитриевского собора мы видим у ног Давида двух львов. Князь Всеволод, воспитывавшийся в Греции, мог воспринимать Давида как своего покровителя еще и вот почему: он — младший из сыновей Юрия Долгорукого, от второй уже его жены, и он, тем не менее, был призван на княжение. Поэтому Давид, младший из сыновей Иессеевых, Давид, которому поклонились братья его, много значил для Всеволода. На северном фасаде Димитриевского собора есть еще одно изображение: сидит человек, и на коленях у него маленький мальчик в сапожках, это говорит о княжеском достоинстве, а перед ним еще по два отрока с двух сторон — кланяются ему. По всей видимости, это изображение Иессея и Давида. Для князя Всеволода это было своего рода парадигмой — избранность Богом вопреки человеческим установлениям.

— Почему нет ни одного православного храма, освященного во имя Давида? Ведь память Давида совершается Церковью (10 января), и Псалтирь читается и поется в каждом храме.

— Не знаю. Почему-то нет такой традиции. Я был в Грузии, встречался со Святейшим Патриархом Илией, и первое, что он сказал мне: во всей России нет ни одного храма во имя Давида Псалмопевца, а мы освятили такой храм. Патриарх пригласил меня в этот маленький храм на берегу Куры, чтобы я читал там псалмы на языке Давида — по-древнееврейски.

— Но Вы ведь еще и переводите псалмы на современный русский язык. Зачем это Вам — священнику? Церковный, церковнославянский вариант Вас не удовлетворяет?

— Мне очень нравится, как звучит Псалтирь по-церковнославянски. Этот текст очень удобен для церковной рецитации. И я знаю, что многие, кто читает, особенно кто начинает читать псалмы в церкви, получают огромное удовольствие от этого чтения. Но я думаю, что в первую очередь — именно от звучания. Потому что смысл остается не совсем внятным. Обычно ухо выхватывает отдельное словосочетание или фразу, затем смысл куда-то уходит, отступает, связь теряется, потом опять наше восприятие выхватывает другую фразу… и в итоге у нас в голове сохраняются лишь отдельные предложения, которые только со временем, при наличии постоянной практики чтения Псалтири, может быть, начнут складываться в определенные образы. Я говорю, конечно, о себе, о своем восприятии, но думаю, что нечто подобное ощущают почти все, кто читает церковнославянскую Псалтирь. Что касается Синодального перевода на русский язык — определенно, он яснее передает значение псалмов (хотя надо иметь в виду, что в нем очень много неточных или даже совсем неверных чтений), но тяжеловесность, безыскусность языка, отсутствие даже намека на поэзию (на ту благозвучность, которой отличается наш славянский текст) отпугивают читателя, который каким-то интуитивным образом понимает, что псалмы должны быть поэзией.

Таким образом, славянский текст звучит красиво, но сложен для понимания, а Синодальный перевод хотя и яснее, но не звучит. В своих переводах я пытаюсь соединить две задачи: предельно точно и понятно передать смысл оригинала, но при этом добиться также и красоты звучания, ориентируясь на богатую традицию русской поэзии. Хотя я стараюсь сохранить характерное для библейской поэзии тоническое стихосложение и предпочитаю внутренние рифмы. Конечно, эти переводы не предназначены для чтения за богослужением, но скорее для домашнего чтения, с целью приблизиться к лучшему пониманию богатого мира псалмической поэзии.

Переводы псалмов протоиерея Леонида Грилихеса

Псалом 41

1 Начальнику хора.
Учение сынов Кореевых.

2 Словно лань, что стремится
в долину к воде
Душа моя, Боже, стремится к Тебе.

3 Бога жаждет душа моя —
Бога живого.
Когда же приду и увижу зрак Божий?

4 Слезы мои днем и ночью —
мне хлеб.
Целый день мне твердят:
«Бог твой где?»

5 Но душа моя тает во мне
Лишь припомню, как шел я в толпе
Как вошел я в дом Божий
с поющей толпой
С криком радости и хвалой

6 Почему же поникла душа?
Почему же ты плачешь во мне?
,
Он — моё Божество.

7 Душа моя, Боже, поникла
Потому что я вспомнил Тебя
В земле Иорданской,
На кряжах Хермонских,
С вершины горы Мицар

8 Бездна взывает к бездне,
Струи грохочут Твои,
Все Твои волны и валы
Надо мною прошли.

9 Днем мне Господь явит милость,
Песнь Ему ночью сложу —
Богу жизни моей мольбу —

10 Скале моей, Богу скажу:
Почему позабыл Ты меня?
Почему я под гнетом врага?
Почему я угрюмый хожу?

11 Словно кости ломают мне
Когда дразнят меня враги
Целый день мне твердят:
«Бог твой где?»

12 Почему же поникла, душа
Почему же ты плачешь во мне
Понадейся на Бога, я буду еще
Славословить Его за спасенье своё
Он — моё Божество.

Псалом 42

1 Рассуди меня, Боже,
Мой спор разреши,
От жестоких, от лживых,
От подлых спаси!

2 Боже мой, Ты — опора моя!
Почему Ты покинул меня?
Почему я под гнетом врага?
Почему я угрюмый хожу?

3 Свет Твой и правду пошли,
Пусть направляют меня,
Приведут меня в гору святую Твою,
Туда, где скиния Твоя.

4 И когда я достигну
жертвенник Божий,
Под кифару хвалу я Тебе вознесу,
Богу радости и веселья —
Богу и Божеству.

5 Почему же поникла, душа
Почему же ты плачешь во мне
Понадейся на Бога, я буду еще
Славословить Его за спасенье своё
Он — моё Божество.

В 965 году до н. э. в возрасте 70 лет завершил свой жизненный путь израильский царь Давид. Погребён он был в Иерусалиме на Сионской горе, именно там, где через много веков состоялась Тайная Вечеря, предшествовавшая страданиям и крестным мукам Иисуса Христа. Образ этого библейского персонажа стал олицетворением былого величия еврейского народа и упования на его грядущее возрождение.

Молодой помазанник Божий

По свидетельству Ветхого Завета, у благочестивого вифлеемлянина Иессея и его жены моавитянки Руфи, живших в XI веке до н. э., подрастало восемь сыновей, младшим из которых и был будущий библейский царь Давид. Принято считать, что на свет он появился в 1035 г. до н. э.

Священное Писание повествует, что ещё в юные годы мальчик отличался не только красотой и силой, но удивительным красноречием, а также умением играть на киноре ─ древнем струнном инструменте.

Житие, или, проще говоря, биография царя Давида, начинается с того, что перед читателями он предстаёт юным пастухом, проводящим дни и ночи вместе с отарами овец на склонах холмов, окружавших его родной город Вифлеем. Юноша отличался храбростью, защищая своих подопечных от медведей и львов.

В те годы народом Израиля правил царь Саул, ставший первым но затем отвергнутый Им за непокорство и гордыню. Поэтому Господь послал пророка Самуила тайно помазать на царствование Своего нового избранника, которым и стал юный пастух ─ младший сын вифлеемлянина Иессея. С того момента, когда пророк исполнил эту великую миссию, на будущем царе Давиде почил Дух Божий, и он стал исполнителем Его святой воли.

Царское благоволение, сменившееся ненавистью

Волею Всевышнего Давид обрёл благодать в глазах остававшегося ещё несколько лет у власти царя Саула. Этому послужили два эпизода, описанных в Ветхом Завете. Одним из них является чудесная игра юноши на киноре, которой он сумел успокоить душевные муки царя, а другим ─ его победа над великаном Голиафом. В Писании говорится, что, придя накануне решительной битвы с филистимлянами в лагерь израильтян, он принял вызов на поединок у этого грозного богатыря и, сразив его выпущенным из пращи камнем, обеспечил победу своему народу. Этот подвиг позволил Давиду войти в ближайшее окружение царя и завоевать дружбу его сына Ионафана.

Но случилось так, что слава молодого воина, достигшая всех уголков страны, вызвала в Сауле жгучую зависть и стала причиной того, что прежнее благоволение сменилось ненавистью. Неоднократно царь пытался убить Давида, но сделать это открыто он не мог, опасаясь всеобщего возмущения, и поэтому прибегал к различным уловкам и козням. Когда же стало очевидным, что кровавая развязка неизбежна, опальный герой был вынужден бежать и долгое время скитаться в пустыне, ища там спасение от своих преследователей. За годы странствий он близко узнал жизнь простого народа и научился состраданию к людям.

На службе у бывших врагов

Однако его прежняя слава не была забыта, и постепенно вокруг будущего царя Давида стали собираться все, кто стал жертвой притеснений и обид. Из них со временем сформировался многочисленный отряд, во главе которого опальный помазанник Божий покинул страну и временно поступил на службу к своим прежним врагам ─ филистимлянам и их царю Анхусу.

Обретя в его лице покровителя, Давид и его сторонники поселились в пограничном городе Секелаге, откуда совершали набеги на поселения соседствовавших с ними племён амолектиян. Часть награбленного шла по договору Анхусу, а остальная добыча делилась между изгнанниками. Давид был лоялен по отношению к царю, но когда тот призвал его для участия в военном походе на Израильское царство, сумел хитростью уклониться от необходимости воевать с собственным народом.

Воцарение Давида в Иудее

Последовавшая затем война стала губительной для израильтян. В битве при Гелвуе филистимляне нанесли им сокрушительное поражение, стоившее жизни царю Саулу. Будучи тяжело раненым и предвидя неизбежное пленение, он совершил самоубийство, пронзив себя собственным мечом. В тот же день погиб и его сын Ионафан, не раз спасавший Давида от преследований отца.

Несмотря на то что Давид лично не принимал участие в битве, он тем не менее воспользовался победой филистимлян, и прибыв со своим отрядом в город Хеврон, находившийся в южной части Израильского царства, был официально помазан на царствование. Однако в течение последующих семи лет власть царя Давида распространялась не на всю страну, а лишь на её часть, именовавшуюся Иудеей. Такое название она получила вследствие того, что жили там представители колена Иуды ─ одного из двенадцати сыновей еврейского праотца Якова. На остальной же территории правил один из оставшихся в живых сыновей Саула.

Во главе всего Израиля

Происшедшее разделение единого некогда государства привело к междоусобной борьбе, в результате которой победу одержали иудеи. Сразу после окончания военных действий в Хеврон прибыли израильские старейшины и призвали Давида царствовать над всей страной. Так Господь возвёл над еврейским народом Своего помазанника, отмеченного по Его поведению ещё пророком Самуилом. В те дни Давиду едва исполнилось 30 лет.

Строительство Иерусалима

Став царём Израиля, Давид явил миру образец мудрости и непреклонной решимости в борьбе с врагами. Им было одержано множество побед, и вскоре никто из соседних правителей не решался на него напасть. В течение первых семи лет правления пока царская резиденция помещалась в Хевроне, шло строительство новой столицы государства ─ Иерусалима, название которого с древнееврейского языка переводится как «Город мира».

В центре его установили скинию, в которую была перенесена величайшая святыня еврейского народа ─ Ковчег Завета ─ переносной ларь, в котором хранились каменные Скрижали с заповедями, полученными Моисеем на а также сосуд с Манной Небесной и посох Аарона. Это ещё более повысило статус новой столицы.

Великий псалмопевец

Через Своего пророка Господь возвестил царю Давиду, что отныне его дом будет царствовать вовеки, и из него в будущем явится миру Мессия. Заметим, что последователи иудаизма до сего дня ожидают исполнение пророчества, тогда как христиане считают, что оно исполнилось в лице Иисуса Христа.

Господь наделил Своего избранника множеством талантов. В частности, Он одарил его искусством сложения псалмов ─ религиозных стихов, объединённых затем в сборник, известный, как «Псалтырь царя Давида», и включённый в число священных книг Ветхого Завета. Его выходщие за рамки иудаизма тексты широко используются во время различных христианских богослужений. Особенно востребованными являются 40-й, 50-й и 90-й псалмы царя Давида. Но кроме этого чтение полного текста входит в порядок исполнения многих христианских обрядов. Например, принято читать «Псалтырь» над телами усопших.

Несбывшиеся мечты

Сорок лет правления царя Давида (именно столько времени он находился у власти) стали периодом необычайного благоденствия всего еврейского народа. Являясь мудрым правителем, он всячески обустраивал государство и крепил у его жителей веру во Всевышнего. За споспешествовал ему во всех начинаниях, за исключением лишь одного.

Дело в том, что перенеся в Иерусалим Ковчег завета и поместив его в походной скинии, Давид замыслил сооружение грандиозного Храма. Однако при всём благоволении к Своему избраннику, Господь не позволил ему это сделать, а благословил на столь великое деяние сына царя Давида ─ Соломона, о рождении которого будет рассказано ниже. Устами пророка он возвестил, что, участвуя в войнах, он был вынужден пролить много крови, а возводить Дом Божий надлежит лишь чистыми руками.

Таким образом, честь построения Храма Давид был вынужден уступить своему сыну, но в последующие годы сделал в этом направлении всё, что было возможно. Он собрал необходимые денежные средства, разработал чертежи построек, входящих в храмовый комплекс, а также подготовил эскизы атрибутов будущих богослужений. Всё это он передал Соломону, значительно облегчив тому выполнение предстоящей задачи.

Вражьи искушения

Несмотря на то что вся история царя Давида являет собой повесть об истинном служителе Божьем, ставшим воплощением неисчислимых благодетелей, был и в его жизни эпизод, испортивший общую картину и даже отчасти подмочивший репутацию. Враг рода человеческого, как известно, нередко выбирает объектом своих происков наиболее праведных людей. Не упустил он возможность помешать и царю Давиду.

Однажды вечером сатана привёл его на балкон, с которого открывался вид на двор соседа ─ военачальника Урии Хеттеянина, как раз в тот момент, когда в бассейне плескалась его обнажённая жена Версавия. По обычаю Востока, у царя было множество жён и наложниц, но такой красавицы ему видеть ещё не приходилось.

Приковав к ней взоры Давида, враг рода человеческого разжёг нестерпимый огонь в его плоти (сатана ─ мастер на эти дела). Зная, что мужа Версавии дома нет, поскольку тот был отправлен в длительный поход, царь приказал слугам доставить к нему молодую женщину, которая, к слову сказать, не выразила ни малейшего возмущения по поводу столь явного вероломства, или, как сейчас модно говорить, сексуального домогательства.

Впадение в ещё более тяжкий грех

Потакая и далее ненасытному сластолюбцу, она вскоре от него забеременела и произвела на свет сына. В отличие от сотен других женщин, разделявших с царём его ложе, Версавия до такой степени пленила сердце Давида, что тот решил сделать её своей официальной женой, но для этого требовалось как-то избавиться от мужа.

Лукавый и тут не упустил случая вмешаться. По его наущению, царь послал командующему войском, в котором сражался Урия, письмо с приказом направить того в самое опасное место, где бы ему грозила неминуемая смерть. Тот в точности исполнил повеление царя. Овдовев, Версавия вскоре стала законной женой царя Давида. Такой поступок вызвал гнев Господа Бога, и через пророка Нафана Он обличил Своего помазанника в преступлении, совершённом перед Небом и людьми.

Глубокое покаяние

Осознав всю глубину своей вины, царь принёс Господу глубочайшее покаяние, которое легло в основу знаменитого 50-го псалма, до сего дня произносимого при чтении «Утреннего молитвенного правила» всеми воцерковленными православными людьми. После этого волнующего текста принято возносить молитвы царю Давиду о его ходатайстве перед Престолом Божьим о прощении тех или иных наших грехов, отягощающих совесть.

Вняв столь страстным покаянным речам, Господь через того же пророка Нафана сообщил Давиду о том, что он прощён, но должен понести наказание, которым станет смерть сына, рождённого ему Версавией ещё до вступления в брак. Вскоре ребёнок действительно умер, но через год любимая жена подарила ему нового, которым стал будущий великий царь Израиля Соломон ─ строитель Первого Именно поэтому в молитвах царю Давиду звучат прошения не только об отпущении грехов, но и о ходатайстве пред Господом о ниспослании достойных наследников.

Конец жизненного пути

Главной заботой в последние годы правления царя Давида стали проблемы, связанные с вопросом престолонаследия. У него было много сыновей. Не дожидаясь кончины отца, некоторые из них начали вести жестокую борьбу за власть. Особенно дерзким и неукротимым оказался старший сын Авессалом. Библия рассказывает, что под внешней красотой и изяществом, в нём скрывалась коварная и жестокая душа. Собрав из своих сторонников многочисленный отряд, он выступил с войной против собственного отца, и только воля Божья помешала осуществлению его коварных замыслов.

Не успела развеяться печаль Давида, вызванная вероломством старшего сына, как следующий за ним по возрасту Савей поднял новый мятеж, а когда и он был усмирён, свой меч на отца поднял его третий сын ─ Адония. Эта борьба с собственными сыновьями отравила последние годы жизни царя и подорвала его душевные силы. Чувствуя приближение смерти, он по настоянию Версавии и пророка Нафана объявил наследником престола своего сына Соломона, помазав его на царствование. Ушёл из жизни царь Давид в 965 году до н. э., и сегодня его могила на входит в число величайших святынь еврейского народа.

Давида. Давид, помазанный на царство, когда ещё был пастухом, стал знаменитейшим царём Израиля и родоначальником длинной линии царей иудейских почти до конца политического существования народа.

Давид не сразу вступил на престол, а должен был всю молодость провести в разнообразных приключениях, скрываясь от кровожадной ревнивости всё более падавшего нравственно царя .

В течение первых семи лет царствования его резиденцией был , а после убийства сына Саула, Иевосфея (Ишбошета) все признали Давида своим царём.

Давид пришёл к убеждению, что для утверждения царской власти в стране ему необходима столица, которая, не принадлежа никакому колену в отдельности, могла бы служить общей столицей для всего народа.

Для этой цели он наметил одну сильную крепость на рубеже между коленами Иудиным и Вениаминовым, которая, несмотря на все усилия израильтян, отстаивала свою независимость и до того принадлежала храброму племени .

То был Иерусалим, который, как видно из новейших открытий, ещё до занимал важное положение среди других городов страны, имея над ними своего рода гегемонию.

Крепость эта теперь должна была пасть перед могуществом нового царя, и Давид основал в ней свою царскую столицу. Новая столица благодаря своему великолепному положению начала быстро стягивать к себе иудейское население, скоро расцвела пышно и богато, и Иерусалим стал одним из знаменитейших городов в истории не только израильского народа, но и всего человечества.

С Давида начинается быстрый расцвет и всего царства.

Благодаря необычайной энергии этого гениального царя скоро приведены были в порядок расстроившиеся в конце прежнего царствования дела внутреннего благоустройства, и затем начался целый ряд победоносных войн, во время которых окончательно были сокрушены злейшие враги Израиля - , а также и идумеяне, земли которых сделались достоянием Израиля.

Благодаря этим победам и завоеваниям царство израильского народа сделалось могущественной монархией, которая на время повелевала всей Западной Азией и в руках которой находилась судьба многочисленных народов, трепетно приносивших свою дань грозному для них царю.

С финикиянами израильтяне вошли в ближайшие дружественные отношения, и эта дружба с высококультурным народом была весьма полезна и выгодна им в деле развития их материальной культуры.

Вместе с тем начала быстро развиваться и духовная жизнь, и к этому именно времени относится богатейший расцвет древнееврейской духовно-религиозной поэзии, которая нашла себе особенно замечательное выражение в дивных своей глубиной и пламенностью чувств самого Давида и приближенных к нему певцов.

К концу царствования вследствие введенного царём многоженства начались различные смуты, которыми омрачены были последние годы жизни великого царя, и после тяжёлых смятений престол перешёл к сыну самой любимой им жены, но вместе с тем и главной виновницы всех его бедствий, Вирсавии, именно к юному Соломону (около 1020 г. до н. э.).

Святой пророк Давид - младший из восьми сыновей старейшины города Вифлеема Иессея, потомка Иуды, которому его отец Иаков обещал управление еврейским народом до пришествия Христа Спасителя. Святой Давид - первый царь из колена Иудина и второй царь народа израильского.

Он родился и жил в Вифлееме, где до помазания на царство пас овец своего отца. Святой Давид отличался послушанием и кротостью, не любил праздности: в свободное от работы время играл на псалтири, слагая под ее звуки славословия Богу. Впоследствии песнопения, сложенные Богодохновенным Давидом, стали известны под названием псалмов. Наделенный прекрасной внешностью, юноша отличался необычайной физической силой, храбростью, ловкостью, без оружия справлялся с хищными зверями, похищавшими овец.

Праведный царь Давид между Мудростью и Пророчеством. Миниатюра их псалтири, первая половина X века

За недостойное царствование Господь через пророка Самуила возвестил царю Израильскому Саулу, что Бог "отнимет у него царство... и отдаст его ближнему его, лучшему его" (1 Цар. 15:28).

Господь возлюбил юного Давида за кротость. "Братия моя добри и велицы, и не благоволи в них Господь" (Пс. 150). "Мене же за незлобие приял, и утвердил мя еси пред Тобою в век" (Пс. 40:13).

По велению Божиему в Вифлеем пришел пророк Самуил, взял рог с елеем и помазал святого Давида. "И почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после... А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа" (1 Цар. 16:13, 14).

Слуги Саула пригласили к царю святого Давида, чтобы игрой на гуслях он облегчил ему припадки тоски и раздражительности.
Вскоре началась война с филистимлянами. 40 дней великан Голиаф, облаченный в медные доспехи, вызывал на поединок воина из израильтян; никто не решался сразиться с исполином. Голиаф насмехался над оробевшими израильтянами. Возмущенный высокомерием филистимлянина, святой Давид отказался от воинского снаряжения, взял пастушеский посох, пращу и сумку с пятью камнями и вышел на единоборство. На насмешки Голиафа юноша отвечал: "Ты идешь против меня с мечом, копьем и щитом, а я иду против тебя во Имя Господа Саваофа, Бога воинов израильских..." Вера святого Давида в помощь Божию принесла ему победу, решившую исход войны. "Изыдох в сретение иноплеменнику, и проклят мя идолы своими. Аз же, исторгнув меч от него, обезглавих его и отъях поношение от сынов Израилевых" (Пс. 150).

Давид поражает Голиафа. Гравюра. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

Саул приблизил к себе святого Давида и сделал начальником всех войск. Израильские женщины встречали их после победы с песнями и плясками: "Саул победил тысячи, а Давид - десятки тысяч!" Зависть и ненависть овладели Саулом. Слушая музыку, он дважды бросал в святого Давида копье, чтобы пригвоздить его к стене, но тот уклонялся. Чтобы погубить юношу, он посылал святого Давида в самые опасные сражения, обещая выдать за него свою дочь. Нарушив обещание, он вынужден был отдать за него другую дочь - Мелхолу. Но преследования не прекращались. Начались странствования святого Давида по гористым, лишенным растительности пустыням. Наконец, он покинул родину. "И собрались к нему все притесненные, и все должники, и все огорченные душею, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырехсот человек" (1 Цар. 22:2).

После возвращения святого Давида Саул продолжал преследовать его. Дважды святой Давид мог убить спящего царя, но только взял копье и отрезал край одежды его. "С ненавидящими мира бех мирен" (Пс. 119,6). Он старался убедить Саула, что в душе его нет злого умысла и коварства против помазанника Божия. "Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя" (Пс. 58:2),- взывал пророк. "Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего и Бог мой" (Пс. 41:12).

"Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь" (Пс. 33:20). Филистимляне обратили в бегство войско израильтян и убили царя и его сыновей.

Колено Иудино провозгласило царем святого Давида. Другие одиннадцать колен избрали царем сына Саула Иевосфея. Через 7 лет военачальники Иевосфея убили спящего царя. Голову его они принесли святому Давиду, но он приказал казнить изменников.

После смерти Иевосфея святой Давид был провозглашен царем над всеми двенадцатью коленами Израильскими. Через 5 лет столицей Израильского государства стал Иерусалим (город мира). Святой Давид перенес туда Ковчег Завета, установил торжественное Богослужение, в котором участвовали певцы и музыканты, и хотел построить величественный храм. Но Господь через пророка Нафана объявил святому, что это сделает его сын Соломон, так как святой Давид пролил много крови.

Благословляемый Богом, святой царь Давид преуспевал во всех делах. Он счастливо вел войны с врагами. Всё добытое у побежденных народов посвящал Богу, заготовляя материал для постройки храма.

Обличение Давида пророком Нафаном. Гравюра. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

Святой Давид не превозносился среди благоденствия, творил суд и правду над своим народом. Но, увлекшись красотой Вирсавии, царь приказал послать ее мужа Урию в самое опасное место сражения. Урия погиб, а царь Давид женился на Вирсавии. Для обличения преступного царя Бог послал пророка Нафана. С глубокой скорбью взывал раскаявшийся: "Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей..." (Пс. 50:1). Господь простил пророка. Но в искупление вины бедствия не отходили от него. Сын Давида Авессалом восстал против отца, и ему пришлось покинуть Иерусалим и скрываться. Все скорби и испытания святой царь Давид принимал со смирением как воздаяния за свои согрешения.

Святой пророк и псалмопевец Давид постоянно находился в молитвенном общении с Творцом. Царь и полководец, обремененный заботами по управлению государством, он возносил свои молитвы даже ночью.

Прославился Давид не только своим бесстрашием, героическими подвигами, тем, что был самым любимым царем, но и талантом поэта, музыканта и певца. Он сложил много хвалебных песен - псалмов, которые пел, аккомпанируя себе на музыкальном инструменте - псалтири. Этот струнный инструмент был похож на арфу или лиру с 10-12 струнами.

Благодатью Святого Духа святой пророк Давид составил Псалтирь. В песнях-молитвах Давид обращался к Богу. Как пророк святой царь Давид явлен в третьей части Псалтири, где содержатся подробные предсказания о пришествии на землю Господа Иисуса Христа, Спасителя, о Его страданиях, Воскресении из мертвых, Вознесении, а также о Пресвятой Деве Марии - Матери Божией. Сейчас в Псалтири 150 псалмов. Большая часть из них принадлежит Давиду, некоторые написаны Соломоном и другими историческими лицами Ветхого Завета. Псалмы широко используются в Богослужении и личной молитве верующих.

Святой Василий Великий говорит: "Никакие другие книги так Бога не славят, как Псалтирь" - и называет ее общей врачебницей душ. А блаженный Августин пишет, что "пение псалмов души украшает, Ангелы на помощь призывает, демоны прогоняет, отженет тмы, содевает святыню, человеку грешному укрепление ума есть, заглаживает грехи, подобно есть милостыням святым". В древних монастырях был обычай выучивать всю Псалтирь наизусть. Псалом 50 является образцом покаянной молитвы.

На славянский язык Псалтирь была переведена св. Кириллом и Мефодием в Х веке.

В старости святой пророк царь Давид приказал провозгласить и помазать в преемники себе своего сына Соломона, о котором клялся Вирсавии, что он будет царствовать после него. Передав Соломону материалы, приготовленные для строительства храма и самый план, он завещал приближенным содействовать построению храма. Затем, призвав Божие благословение на весь народ иудейский и прославив Господа за все милости Его, святой царь и пророк Давид мирно почил около 1048 года до Рождества Христова и погребен был в Иерусалиме. Могила царя Давида находится на Сионской горе, рядом с Сионской горницей, в которой Господь Иисус Христос совершил Тайную Вечерю со своими учениками.


Имя: Царь Давид (King David)

Дата рождения: 1035 год до н. э.

Дата смерти: 965 год до н. э.

Возраст: 70 лет

Место рождения: Вифлеем

Место смерти: Иерусалим

Деятельность: второй царь Израиля

Семейное положение: был женат

Царь Давид - биография

За свою долгую жизнь иудейский царь Давид сменил много занятий. Пас овец, охотился, воевал. Сочинял стихи и распевал их под аккомпанемент арфы. Сделал много зла, но всегда хранил верность единому Богу - за что и был прославлен сразу тремя мировыми религиями.

Потомки Давида были царями и героями, к его роду принадлежал сам Христос. А вот предки ничем особенным не отличались: его отец Иессей разводил скот в районе Бейт-Лехема («хлебного дома»), который мы называем Вифлеемом. К тому времени потомки двенадцати «колен», или племен, Израиля уже давно жили в Палестине, с переменным успехом воюя с местными жителями. В этих войнах их вели в бой священники, или «судьи», (шоффетим), которых выбирали для руководства армией, но тут же отправляли в отставку, когда опасность исчезала.

Отсутствие единой власти сыграло роковую роль, когда против евреев ополчились воинственные филистимляне, жившие на побережье Средиземного моря. Благодаря своему передовому железному оружию они разбили израильтян, захватив не только их земли, но и величайшую святыню - Ковчег Завета. Избранный судьей пророк Самуил кое-как отбил нападение, после чего народ захотел выбрать царя -«пусть царь будет над нами, и мы будем как прочие народы».

Самуил пытался отговорить их - «будете ему рабами и восстанете тогда от царя вашего», - но его не слушали. Царем выбрали по жребию Саула, сына Киса, человека сильного и храброго, но не слишком умного. Он быстро нажил врагов, деля военную добычу между своими родственниками и дружиной в ущерб всем остальным. Вдобавок он нарушал заповедь Самуила - при победе над врагами истреблять не только их самих, но и жен, детей и все имущество. Из жалости или из жадности Саул брал чужаков в рабы, а их дочерей в наложницы, и пророк резонно опасался, что вместе с ними к евреям придет вера в чужих богов.

После пары конфликтов Самуил решил заменить царя более достойным кандидатом. Такого он нашел в Вифлееме, в доме Иессея, где позвал к себе восьмерых сыновей хозяина. Из них ему особенно приглянулся младший -«он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицом». Звали его Давид («возлюбленный Богом»), и все свои семнадцать лет он пас отцовское стадо. Уходя на дальнее пастбище, он брал с собой арфу и наигрывал овцам нехитрые мелодии.

Эта арфа, или «киннор», (в русском переводе - гусли) была совсем не похожа на нынешнюю -представляла собой треугольную деревянную раму со струнами из воловьих жил - и легко умещалась в пастушьей сумке. Там же смелый паренек носил пращу -метательное оружие, которым он владел в совершенстве. По легенде, он убивал камнями из пращи даже львов и медведей (те и другие тогда свободно разгуливали по Израилю). Впечатлившись талантами юноши, Самуил тайно помазал его на царство и начал сложную операцию по возведению безродного пастушка на трон.

Впечатлительный Саул из-за конфликта с Самуилом впал в уныние - говорили даже, что он «возмущаем злым духом», то есть психически болен. Подученные пророком царедворцы посоветовали ему слушать музыку и намекнули, что в Вифлееме живет отличный арфист и певец. Саул тут же вызвал к себе Давида, и тот своими мелодиями сразу улучшил состояние царя - «дух злой отступил от него». Теперь, по плану Самуила, юноше предстояло завоевать любовь не только царя, но и народа.

Как по заказу на страну снова напали филистимляне; впереди их войска шел громадный Голиаф, потомок древних великанов-рефаимов, рост которого был шесть локтей с пядью, или почти три метра. Бахвалясь, он вызывал на поединок любого израильтянина, и вызов принял Давид. Филистимский богатырь был одет в медные доспехи и шлем, вооружен тяжелым копьем и мечом. Давида тоже хотели облачить в доспехи, но он отказался ради легкости движений. Не взял и непривычного меча - вооруженный только пращой, он издали залепил гиганту камнем в лоб, а когда тот упал без чувств, подбежал и отрубил голову его же мечом. На этом сражение закончилось: устрашенные враги бежали.

Победу Давида над Голиафом, изобретательности над тупой силой, века спустя воспели сотни живописцев и скульпторов. Микеланджело в мраморе изобразил героя готовящимся к битве, Донателло в бронзе - торжествующим над головой поверженного великана. Есть версия, что этот подвиг ему приписали стараниями Самуила: в той же библейской Книге Царств сказано, что Голиафа убил некий Эльханан. Правда, есть и другое объяснение: это подлинное имя юноши, а Давидом («возлюбленным Богом») он стал называться позже, став царем. Проверить это невозможно: о Давиде, как и о многих еврейских героях, говорится только в Библии. Летописи других народов почти не уделяли внимания такому захолустью, как Палестина. Правда, Давид упоминается в двух полустертых надписях царей Арама и Моава, но и там непонятно, что имеется в виду - человек или почетный титул.

Как бы то ни было, отныне Давид стал любимцем израильтян. Саул пообещал выдать за него свою дочь Мелхолу, запросив, правда, жутковатый выкуп - крайнюю плоть ста филистимлян. Юный герой, ничуть не смутившись, отправился в поход и привез царю целых двести вражеских половых органов. Он не только стал мужем дочери Саула, но и сдружился с его сыном Ионафаном, что вызвало у царя мучительные подозрения: его арфист метит на трон! Правитель поумнее организовал бы тайное устранение выскочки, но Саул - видимо, и правда психически нездоровый - повел себя как опереточный злодей.

Сперва во время пира он ни с того ни с сего запустил в Давида копьем, но был так пьян, что промахнулся. Потом прилюдно пообещал бросить юношу в тюрьму. Предупрежденный, Давид успел бежать, собрал шайку разбойников и стал партизанить в окрестностях столицы Гивы. Однажды он застиг самого царя в пещере, куда тот зашел справить нужду. Саул был так увлечен процессом, что Давид сумел незаметно отрезать у него край плаща.

А потом явился к нему и показал кусок ткани со словами: «Я не согрешил против тебя; а ты ищешь души моей, чтоб отнять ее». Разрыдавшись, Саул простил зятя, но ненадолго - вскоре тому снова пришлось бежать. Царь превратился в жестокого тирана: он перебил священников, заподозренных в помощи Давиду, едва не убил Ионафана за дружбу с ним, а Мелхолу выдал замуж за другого. В это время умер Самуил, и обуздать гнев царя было некому.

Покончить с ним помогли филистимляне -в битве у горы Гелвуи они убили сыновей Саула, включая благородного Ионафана, а когда окружили царя, тот попросил собственного слугу заколоть его.

Давид, получив известие о смерти Саула, вместо радости залился слезами. А потом захватил город Хеврон, где одно из племен - колено Иуды - объявило его царем. Правда, остальные колена принесли клятву верности единственному выжившему сыну Саула Иевосфею. Страна разделилась на две части - Иудею и Израиль, которые начали друг с другом войну. Войсками Давида руководил опытный полководец Иоав, его противниками - не менее опытный Авенир. Дело снова решило предательство: сперва Авенир, а потом Иевосфей были вероломно убиты, и Давид объединил еврейское царство.

Семь лет он правил в Хевроне, а потом захватил расположенный в самом центре своих владений городок Иерусалим, основанный в незапамятные времена легендарным Мафусаилом. Благодаря Давиду этот город стал священным центром иудеев, а потом также христиан и мусульман. Сюда, в специальную скинию (шатер) был перенесен Ковчег Завета, у которого круглосуточно дежурили священники. Иерусалим до сих пор нередко называют «градом Давида». Другое устойчивое выражение -«щит Давида» (маген Давид), шестиконечная звезда, форму которой якобы имели щиты царской стражи. Правда, другие называют этот древний мистический символ «печатью Соломона», приписывая его изобретение сыну и наследнику Давида.

Новый царь начал активно созидать свое государство. Если раньше евреи только отбивались от набегов или сами нападали на соседей, то Давид начал завоевывать мелкие племена и княжества. Первый удар он нанес давним врагам - аммонитянам - сжег их столицу Раббат Аммон (нынешний Амман в Иордании) и перебил всех ее жителей. Аммонитяне заключили союз с могущественным царем амореев Адра-азаром, но Иоав разгромил и его армию. А потом переключился на филистимлян - их не победили, но отогнали к морю, заставив забыть о набегах на Израиль.

Давид заключил договор с финикийцами, опытными торговцами, которые покупали у него зерно и скот, отдавая взамен строительный лес и передовые технологии, включая письменность, - изобретенный ими алфавит был вскоре заимствован евреями. Пока же летописи при дворе Давида не велись, поэтому мы не знаем, когда он правил. Начало его царствования историки относят то к 1005, то к 1012, то к 876 году до нашей эры. Есть и те, кто считает его вымышленным персонажем, вписанным в ряд мифических библейских патриархов. Но археологи подтверждают: в X веке многие города Палестины были разрушены и заселены вновь новыми жителями - еврейскими племенами.

Найдены остатки дворцов и ворот, построенных Давидом и Соломоном. Конечно, они не так велики и красивы, как описано в Библии, но это неудивительно. Не стоит верить и библейским описаниям громадных армий: дружина Давида насчитывала не больше 500 человек, но по тем временам это была грозная сила. Впрочем, царь добивался своего не только военной силой, но и при помощи династических браков. Среди десятков его жен были представительницы едва ли не всех покоренных народов. Вернулась к нему и Мелхола, но детей у них не было, а любви к гордой дочери Саула он давно не питал.

Однажды в жаркий день Давид увидел с высокой крыши дворца красавицу, которая принимала ванну у себя в саду. Наведя справки, он узнал, что это Вирсавия (Бат-Шева), жена его полководца Урии, который в это время воевал с аммонитянами. Недолго думая, царь велел доставить Вирсавию и занялся с ней любовью, а после отослал домой. Вскоре женщина забеременела, и царь вызвал Урию из похода, надеясь, что он проведет ночь с женой и сочтет будущего ребенка своим. Но тот, видимо что-то разузнав, отказался даже входить в свой дом.

В гневе царь отослал его обратно, приказав Иоаву в первом же бою поставить Урию в самое опасное место и бросить его среди врагов. Тот был убит, и Давид, едва кончился срок траура, женился на Вирсавии, которая родила ему сына. Однако совершенный грех дорого стоил Давиду - Всевышний устами пророка сообщил, что его ждут пять суровых наказаний. Первым стала смерть ребенка Вирсавии. Вторым - болезнь самого царя, тело которого полгода было покрыто кровавыми язвами.

На этом все не кончилось. В царской семье начались раздоры. Наследник престола Амнон, такой же женолюбивый, как сам Давид, влюбился в сводную сестру Фамарь (Тамару) и однажды ночью изнасиловал ее. Узнав об этом, родной брат Фамари, Авессалом, убил насильника и бежал в Хеврон, где поднял мятеж против отца и был помазан на царство. Многие предпочли храброго и красивого Авессалома стареющему царю; казалось, повторяется история Саула и Давида.

В самом Иерусалиме начались волнения, и Давиду пришлось бежать за Иордан. Преследуя его, армия Авессалома столкнулась с дружиной Иоава и была разбита. Сам царевич бежал от погони на муле, но запутался своими длинными кудрями в ветвях дуба, и подоспевший Иоав сразил его тремя стрелами. Узнав об этом, Давид по своей привычке разразился рыданиями. Гибель сына рассорила его с верным военачальником - вскоре Иоав был лишен должности. Его земляки из Израиля возмутились и подняли восстание, избрав своим царем Савея. Но Иоав не присоединился к ним: верный царю, он разбил восставших.

Гибель Амнона с Авессаломом и мятеж израильтян стали еще тремя наказаниями Давида, после которых Бог простил его. Знаком этого стало рождение Вирсавией здорового сына . Его царь любил больше всех остальных детей, хотя официальным наследником считался сын старшей жены - Адония. Это сулило новую борьбу за власть, но пока царь, победивший всех противников, отдыхал от забот и сочинял псалмы, полные благодарности к Всевышнему. Понятно, что большинство песнопений, вошедших в библейскую Псалтирь, написаны не Давидом - как и чувственные строки Песни Песней сочинил не его наследник Соломон.

Но все они выражают настроение, внесенное им в ветхозаветный канон и выражающее не страх перед Богом, а любовь и доверие к Нему. Недаром до сих пор миллионы верующих в странах, бесконечно далеких от древней Палестины, повторяют их прекрасные строки. Например такие (псалом 138): «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря - и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя».


Но стихи стихами, а в жизни Давид, которому было уже за шестьдесят, оставался охочим до власти и удовольствий. Даже утратив способность к любовным утехам, он велел приводить к себе юных девиц, чтобы они согревали ему постель. Из них он больше всех полюбил Ависагу (Авишаг) Сунамитянку, но, как с некоторым удивлением подчеркивает Библия, «не познал ее». Да и не до девушек ему было -при дворе опять начались политические интриги. Адония все громче предъявлял претензии на трон, завел себе личную дружину и даже полсотни скороходов, которые полагались по рангу только царю.

Его поддерживали Иоав и первосвященник Авиафар, но и у Соломона были сторонники - командир наемной гвардии Ваней и пророк Нафан, которого царь слушался беспрекословно. Конечно, права сына на трон яростно защищала и Вирсавия. Именно она пошла к Давиду и донесла, что Адония якобы объявил себя царем и принес у священного источника Эйн-Рогель царские жертвы. «А ведь ты обещал, - подступала она к царю, - что Соломон будет царствовать после тебя!» Давид, уже не встававший с постели, тут же распорядился помазать младшего сына на царство.

Через несколько дней царя не стало, и его преемник тут же расправился с Адонией и Иоавом. В правление Соломона еврейское царство достигло нового расцвета, но после его смерти окончательно распалось на Иудею и Израиль. Давид был похоронен на горе Сион в Иерусалиме, в том самом месте, где его потомок Иисус совершил с апостолами Тайную вечерю. Библия сообщает, что он прожил 70 лет и 40 из них был царем. Там также сказано, что Давид заключил с Богом договор, по которому династия Давида будет вечно править Израилем, а после пришествия Мессии, тоже принадлежащего к ней, - и всем миром.

Некоторые иудейские мистики считали даже, что будущим всемирным царем будет сам Давид, который не умер, а продолжает жить вечно. В народе эта идея превратилась в легенду, по которой царь Израиля спит непробудным сном в пещере и проснется, когда волшебный рог возвестит конец света. Каким был реальный, а не сказочный Давид, не скажет ни один историк. Его победы и законы давно поглотила бездна времен, но звуки его арфы до сих пор доносятся до нас, восхваляя не только Бога, но и человека, верного своему народу и своему призванию.

Фильм о Царе Давиде