November 22nd, 2016 , 01:36 pm

Американские археологи обнаружили дворец царя Соломона в Гезере

Описание дворца царя Соломона восстановил в XIX веке по «Третьей книге царств» (7 глава) академик живописи В.Д. Фартусов. Царский дворец строился тринадцать лет, и в течение всего этого времени Соломон старался устроить его как можно красивее и роскошнее. Делалось это для того, чтобы своим видом и внутренним устройством его дворец нисколько не уступал царским дворцам у других народов, а даже бы и превосходил их


Царь Соломон построил свой дворец из дерева ливанского, и был тот дворец длиной в сто локтей, шириной в пятьдесят локтей, а вышиною в трех ярусах в тридцать локтей. А еще в строительстве царского дома использовались драгоценные камни, то есть разные сорта мрамора, привезенные из других стран. Камни были тщательно отделаны, «обтесанные по размеру и обрезанные пилою» (может быть, даже отполированы) и украшены разнообразными орнаментами, как был украшен снаружи и Первый Иерусалимский храм.

Археологические раскопки возле Иерусалимских стен. Некоторые из археологов считают развалины бывшим дворцом Царя Соломона

Из дорогих мраморов возводились и наружные стены дворца, а в мраморную облицовку были вставлены украшения из кипарисового, пальмового, красного и других пород деревьев. Такие деревянные украшения в Библии названы дщидцами. Внутренние стены во дворце Соломона тоже были выложены разноцветным деревом, преимущественно кедровым темно-красного цвета, с вырезанными на нем разнообразными орнаментами

Одна из частей строений: 1 - ворота в дом, 2 - царские покои, 3 - маленькая башня, 4 - прямая стена

Из кедрового дерева были сделаны и колонны в середине двор ца, и таких колонн в каждом ярусе было по пятнадцать. Каждая колонна высотой была девять локтей, на эти колонны клались доле вые балки, а на них поперечные, которые своими концами ложились на наружные каменные стены. Эти балки служили основанием для полов, потолков и перегородок, разделявших дворцовые комна ты одну от другой. Во всех трех рядах колонны были поставлены в форме правильных продолговатых четырехугольников, пространство же между ними оставалось открытым, образуя особый внутренний двор. В таком виде жилые дома устраивались не только у царей, знатных и бога тых людей, но также и у людей среднего достатка и сословия.

Открытый двор во дворцах обычно заменял парадный зал, по этому украшался он очень роскошно. В нем был красивый пол, посреди которого устраивался бассейн с плавающими в нем рыбками. Кроме того, в различных местах двора устанавливались тумбы, на которых стояли цветы в роскошных вазах. Богато убранные лестницы соединяли внутренний двор со всеми этажами здания, сколько бы их ни было. Так выглядело обычное устройство всякого двор ца на Востоке. Несомненно, что все особенности восточной архитек туры были соблюдены и при возведении дворца царя Соломона

В царском дворце вокруг всего большого внутреннего двора (парадного зала) шли крытые галереи из тесаного камня и один ряд кедровых бревен, как «и внутренний двор храма Господа и притвор храма». Галереи между колонн и карнизов, а также по барьерам были богато оформлены резными и позолоченными орнаментами.

Кроме этого, галереи украшались вазами с цветами, поставленными по балюстрадам между колоннами. Пол галерей был устлан богатыми коврами, на которые около стен клали круглые пуховые подушки с бахромой. Роскошно были украшены и четырехугольные входные двери галерей, которые вели в жилые покои. Эти двери скорее всего были створчатые, а не зад вижные. Когда они открывались, то обычно были видны богатые ковры и занавеси, украшавшие комнаты.

Кроме крытых галерей, окружавших внутренний двор, по его бокам на противоположных сторонах нижнего этажа были устроены два притвора. Через них входили как в парадный зал дворца, так и во все его жилые помещения. Притворы эти были очень больших размеров, каждое помещение длиной в пятьдесят локтей и тридцать локтей в ширину. Один из притворов выходил, по всей вероятности, в чудесный сад с прохладными прудами, и над этим притвором (как сказано в Библии) располагались жилые комнаты жены царя Соломона — дочери египетского царя Сусакима.

В другом притворе стоял престол Соломона. Здесь он вершил суд, сюда же на прием к царю собирались и представители еврейского народа. Престол царя Соломона размещался на особой площадке, к которой вели шесть ступеней, украшенных орнаментами. По бокам каждой ступени стояло изваянное изображение льва. Когда царь садился на трон, то за львами располагались телохранители с золотыми щитами. Сам трон, размещавшийся на самой верхней ступеньке, был сделан из слоновой кости и вызолочен.

Спинкой для него служили два вола, к которым был прилажен круг в виде щита. Иосиф Флавий писал, что поверх этого щита находилось еще и изображение орла. Локотниками для трона служили тоже изваяния львов, на которые царь облокачивался, когда восседал на троне. Жилые комнаты царя располагались над этим притвором. Так как над обоими притворами находились жилые комнаты, то здесь были поставлены колонны, поддерживающие балки

Вероятно, имен но здесь и стояли 46 колонн, вылитых из меди Хирамом, «сыном одной вдовы, из колена Неффалимова». В Библии сказано о 48 колоннах: две из них стояли в Иерусалимском храме, а остальные как раз и размещались в двух боковых притворах дворца и в крыль цах при них

Убранство обоих притворов отличалось богатством и роскошью. Их боковые стены, прилегающие к жилым помещениям, были украшены искусной резьбой по дереву. На балках, укрепленных в стенах и колоннах, висели золотые светильники. Пол в обоих притворах был составлен из разноцветных плиток кедрового дерева и устлан роскошными коврами. Подобно галереям внутреннего двора, притворы служили для приема и угощения гостей, которые не допускались в жилые помещения, служившие спальнями.

По бокам крытых галерей во дворце Соломона размещались и другие жилые помещения, предназначавшиеся для других царских жен и царской прислуги. Все жилые комнаты, в том числе и царские, были небольшие и не имели никакой мебели, кроме сундуков, ковров и подушек с перинами. Отделанные деревом стены таких покоев тоже украшались только коврами и предметами женского рукоделия.

Крыша дворца Соломона была плоской и кругом обнесена балюстрадой. На такую крышу, которая тоже служила для пиров и про гулок, поднимались по богато украшенной лестнице. Помещение, расположенное на крыше, в котором обычно совершались молитвословия и пелись псалмы, называлось горницей. Лестницы в горницу устраивались с внутренней стороны — для царской семьи, и с наружной — для приглашенных.

Выступы стен на краях крыши служили своего рода сидениями, или ложами. В хорошую погоду их устилали коврами и подушками, а на специальных подставках устраивали навесы из ковров или тканей. Под навесы ставились столы с угощением — вином, хлебом и другими яствами, и, устроившись вокруг столов на мягких коврах, можно было с удобством возлежать.

Эйлат Мазар, продолжательница династии знаменитых израильских археологов Мазаров, продолжает баловать нас новыми открытиями. В 2005 году она опубликовала промежуточный, а в 2008 - окончательный отчет о находке в городе Давида дворца этого одного из самых знаменитых библейских царей. Я, в свое время, опубликовал перевод промежуточного отчета, окончательный лежит меня на столе, но времени на его перевод пока так и не хватило.

Сегодня же появилось сообщение о находке ею фрагмента стены Иерусалима 10 в. до нашей эры, сторожевых башен, которые, вполне возможно, могут относится к строительству царя Соломона, сына Давидова. Команда археологов Иерусалимского университета под управлением доктора Эйлат Мазар обнаружила 70-метровый фрагмент стены высотой до 6 метров 10 века до нашей эры.

В этом фрагменте, находящемся южнее Храмовой Горы наличествуют различные сооружения, в том числе внутренние ворота, ведущие в царскую цитадель, административное здание рядом с воротами, угловая башня, нависающая над долиной Кедрона. Этот фрагмент обнаружен в результате раскопок, проводившихся недавно институтом археологии Еврейского университета совместно с управлением Древностей, Управлением Парков и компанией по развитию восточного Иерусалима.

"Особенности найденной стены говорят о ее идентичности другим стенам периода Первого Храма, найденным в Иерусалиме", - говорит д-р Мазар. "Датировка по керамике позволяет отнести эту стену ко второй половине 10 века до нашей эры." С точки зрения археолога стену можно отнести к периоду Объединенного царства и с большой долей уверенности приписать ее к строительству царя Соломона. Впервые мы находим сооружение в Иерусалиме, которое связано с этим легендарным царем.Стена эта свидетельствует о серьезных возможностях властей того периода, в том числе и инженерного характера. Она построена на восточной окраине Офеля в центре иерусалимской возвышенности между городом Давида и Храмовой горой. Она имеет большое стратегическое значение.

В стене найдены ворота с башней высотой 6 метров, типичной для построек периода Первого Храма, как, например, в Мегидо, Беер Шеве и Ашдоде. Ворота имеют симметричную структуру из четырех небольших пространств (см. фотки моего предыдущего поста) по два с каждой стороны центрального прохода. Как и в других аналогичных воротах здесь была башня площадью 18х24 метра, охранявшая главный вход в город. Большая часть башни сегодня находится под асфальтом дороги. Первые чертежи этого сооружения были сделаны еще Чарльзом Уорреном в 1867 году. Часть приворотных помещений служила складами, другая - торговыми точками, а на приворотной площади происходила различная деятельность, собрания и рынок, культовая деятельность, судебные процессы.

Неподалеку было обнаружено большое административное здание, неплохо сохранившееся. Керамика датирует сооружение также 10 веком до нашей эры. Обнаружены следы пожара в этом месте. Среди находок - кувшины высотой 1.15 м., со следами пожара, очевидно стоявшие в хранилище на первом этаже здания.На одном из черепков сохранилас надпись "министру о...". Это самые большие кувшины, когда-либо найденные в Иерусалиме. Надпись, обнаруженная на одном из них, говорит о принадлежности хранилища одному из царских министров, возможно, министру, отвечавшему за производство хлеба для царского двора...

Неподалеку обнаружены кости жервтенных животных, печати на ручках кувшинов, с надписью царю", что показывает их принадлежность царскому двору. На печатях также найдены десятки имен, все еврейские - свидетелсьвто принадлежности еврейскому правительству. Эти находки похожи на аналогичные, найденные в отвалах Храмовой горы (выбрасываемые оттуда арабами) доктором Габриэлем Баркаи. В другой частис тены обнаружена угловая башня длиной 8 метров и высотой 6, построенная из обработанных камней до 2.4 метрво ширины. Востчонее административного здания обнаружен еще один фрагмент стены длинной 35 метров, сохранившейся до высоты в 5 м. Эта стена обходит Офель с северо-восточной стороны.

Особенности стены, находки сделанные здесь и датировка соответсвует описанию в Библии строительства царя Соломона, возведшему при помощи финикийских строителей первый Храм и собственный дворец, обнесенные общей стеной, судя по всему, смыкающейся со старой стеной города Давида. Мазар приводит как аргумент 3-ю часть I Книги Царств, где написано: "построил свой дом и дом Всевышнему и стену вокруг"
*****************
В израильском городе Гезер был обнаружен фундамент древнего роскошного здания. Монументальное сооружение относится к 10 веку до н.э., к эпохе, связанной с правлением царя Соломона, который объединил Иудейское царство и принес ему богатство и стабильность, сообщает сайт Newhistorian.com.Команда американских археологов также обнаружила керамические изделия, изготовленные филистимлянами, жившими в этом городе еще до того, как он был побежден царем Давидом.Старинный комплекс состоял из большого центрального внутреннего двора, который был характерен и для других дворцовых зданий, найденных повсюду на территории южного Средиземноморья. Хотя нет никаких достаточных доказательств принадлежности этого здания, руководитель раскопок профессор Стив Ортис считает, что его размеры значительно превышают размеры домов, характерных для того времени.
«Особенностью этого строения является кладка по углам, выполненная из крупных монолитных высеченных камней прямоугольной формы», — сказал Ортис.Упоминания о городе Гезер, расположенном в центральной части Израиля, появились еще в эпоху энеолита (4000 лет до н.э.). Ханаанцы, населяющие этот город 3400 лет назад, были связаны торговыми отношениями с Египтом, что стало известно благодаря цилиндрическим печатям фараона Аменхотепа III, обнаруженным ранее при раскопках в этих местах.Раскопки доказали, что город сильно пострадал от нападения египтян, о чем упоминается в надписях фараона Тутмоса III, сделанных на стенах Карнакского храма в Египте, а также в девяти глиняных табличках Амарна, с помощью которых велась дипломатическая переписка между правителями Восточного Средиземноморья. Фараон Мернептах также похвастался на своей стеле, что он «захватил Гезер».

Кроме того, археологи обнаружили фрагмент женской фигурки с лицом птицы, которая изображала Эгейскую богиню. Такие фигурки, найденные при раскопках в Ашдоде, Аккароне и Ашкелоне, изготавливали филистимляне.«Археологи до сих пор считали, что Гезер был в основном ханаанским городом, но в период датируемый 1200-600 гг до н.э. в нем жили и ханаанцы и филистимляне, — сказал профессор. — Гезер располагался на важном перекрестке торговых путей и был стратегическим пограничным городом».В Библии говорится, что влиятельный правитель Египта отдал город Гезер в приданое жене Соломона, и Соломон восстановил город: «Фараон, царь Египетский, пришел и взял Гезер, и сжег его огнем, ханаанеев, живших в городе, побил… И отдал его как подарок его дочери жена Соломона. Соломон восстановил Гезер (3 Цар. 9:16)». Благодаря этим раскопкам обнаружилось, что библейский отрывок был основан на реальных событиях.
6 сентября 2016 г.

Самым великим делом Соломона было строительство Иерусалимского храма . Храм был начат в четвертый год его царствования. Это был четыреста восьмидесятый (по греческому переводу — четыреста сороковой) год по исходе евреев из Египта. Он был воздвигнут на горе Мориа на месте жертвенника, сооруженного царем Давидом после прекращения моровой язвы. На этом месте Давид увидел Ангела Господня, который поражал народ.

Фундамент потребовал гигантских работ. Достаточно сказать, что гора Мориа была поднята искусственным образом более чем на семьсот футов (около двухсот тридцати метров). Как и скинию, евреи называли храм Домом (Байт). Храм не был местом собрания верующего народа: он был исключительно жилищем Господа, недоступным для непосвященных. Простой израильтянин не мог в него войти. Этим символизировалось то, что Царство Небесное до искупительной Христовой жертвы было затворено для Израиля.

Храм, построенный Соломоном, не отличался большими размерами: шестьдесят локтей в длину, двадцать локтей в ширину, тридцать локтей в высоту (в метрической системе — 31,5 м, 10,5 м, 15,75 м). Он был только в два раза больше скинии, но великолепием оформления далеко превосходил ее. Перед храмом был притвор: 10,5 м в ширину и 5 м в глубину.

Стены — из камня, но внутри обложены кедром, а пол устлан досками из кипариса. Иерусалимский храм имел три части: притвор, святое и святое святых . В святое вела двухстворчатая кипарисовая дверь. Святое и святое святых разделяла стена из кедровых досок, в которой была дверь из масличного дерева. Здесь была завеса. Стены, двери и ворота храма были украшены резными изображениями Херувимов, пальм, цветов, а также драгоценными камнями и отделаны золотом. Пол был покрыт золотыми листами (см.: 3 Цар 6, 21, 30). В своем великолепии храм должен был быть видимым изображением славы невидимого Бога .

Перед храмом было два двора, обнесенных стенами. Внутренний двор предназначался для священников (см.: 2 Пар 4, 9), другой двор — для народа. Во внутреннем дворе стоял медный жертвенник всесожжения.

Существенной принадлежностью двора было Медное море и десять передвижных подстав с умывальницами. Справа и слева вход украшали два медных столпа по восемь локтей высоты, которые в 3-й книге Царств и 2-й Паралипоменон названы Воаз и Иахин. Возможно, это были гигантские светильники, увенчанные чашечками для елея.

В святом стоял жертвенник, на котором возжигался фимиам, десять золотых семисвечников и десять столов. На одном из них находилось двенадцать хлебов предложения . В святое святых первосвященник мог входить только раз в год в день очищения . Здесь находился ковчег завета. О размахе строительных работ можно судить по тому, что восемьдесят тысяч хананеев были бессменно заняты высеканием и обтесыванием камней в горах, а семьдесят тысяч человек — доставкой.

Ветхозаветный храм был прообразом тайн новозаветных . Когда пророки предсказывали будущую славу Христовой Церкви, они указывали на обширность и великолепие храма Соломонова. Например, в видении пророка Иезекииля изображается слава новозаветного храма под образами храма Иерусалимского (см.: Иез, гл. 41-44). Сам Иисус Христос, предсказывая Свою смерть и воскресение, указывал на Иерусалимский храм как образ храма Своего тела (см.: Ин 2, 19). Храм Иерусалимский по отношению к Иисусу Христу был прообразом Его вочеловечения . Как храм устроен был по чертежу отца-строителя — царя Давида, — так воплотился Сын Божий согласно с волей Бога Отца. Великолепие и богатство храма символически указывают на сокровища премудрости и разума в Иисусе Христе (см.: Кол 2, 3).

Освящение храма состоялось в седьмой месяц (афаним) еврейского календаря. Как и при освящении скинии, явилось облако — зримый образ славы Господней . Царь Соломон обратился ко Господу с молитвой стоя лицом к храму (это вошло в обычай: где бы ни был израильтянин, он обращался при молитве лицом к храму). Во время освящения храма Соломон молился на медном амвоне высотой в три локтя, поставленном среди двора, воздев руки к небу и преклонив колени. Молитва царя была исполнена высоких чувств и твердого упования на Бога : Господи Боже Израилев! нет подобного Тебе Бога на небесах вверху и на земле внизу; Ты хранишь завет и милость к рабам Твоим, ходящим пред Тобою всем сердцем своим. <...> Да будут очи Твои отверсты на молитву раба Твоего и на молитву народа Твоего Израиля, чтобы слышать их всегда, когда они будут призывать Тебя (3 Цар 8, 23, 52).

По словам преподобного Ефрема Сирина, многочисленные жертвы (двадцать две тысячи крупного скота и сто двадцать тысяч мелкого), которые принес царь Соломон в день освящения храма, указывают на всемирную жертву Спасителя, которою Он освятил Свою Святую Церковь .

О мудрости Соломона стало известно далеко за пределами Израиля. Его посетила царица Савская. Иисус Христос указывает на это событие: Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона (Мф 12, 42).

Слава Соломона стала для него великим нравственным испытанием, которое он не смог выдержать . Постепенно Соломон становится обладателем колоссальных богатств. Все сосуды для питья у царя Соломона были золотые, и все сосуды в доме, построенном из ливанского дерева, были также из золота. Самое печальное было в том, что Соломон стал делать то, что запретил Господь через пророка Моисея, говоря о будущем царе: чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно (Втор 17, 17). У Соломона было тысяча четыреста колесниц. Но самое неугодное Богу было в другом. У него было множество жен и наложниц, которые развратили его сердце . Господь определяет ему наказание — разделение царства .

Гнев Божий на Соломона был тем сильнее, чем больше были прежние милости Господа к нему, выразившиеся в двукратном явлении Божьем ему (см.: 3 Цар 3, 5; 9, 2-3).

Разделение Израильского государства на два царства было делом Божественного определения за грехи царя. Произошло оно уже после его смерти при сыне его — Ровоаме, но грозные признаки появились еще при жизни Соломона. Принес ли Соломон покаяние? Святитель Филарет Московский пишет: «К сожалению, обращение Соломона не столько достоверно, как его заблуждения. Однако Кирилл Иерусалимский, Епифаний, Иероним думают, что он предварил смерть покаянием... Книга Екклесиаст, по-видимому, есть памятник сего покаяния» («Начертание церковно-библейской истории»).

Храм царя Соломона


Хотя Первый Иерусалимский Храм был построен царем Соломоном, но приготовления к его постройке были начаты еще в предшествующее царствование. Царь Давид приобрел место для храма, сделал обширные заготовления строительного материала, составил план храма, скопил денежные средства.

Иерусалим того времени был гораздо меньше нынешнего, из четырех его холмов был заселен только один - гора Сион. После занятия города Давид обнес его стеною. К Сиону с восточной стороны примыкала довольно высокая гора Мориа. Она была занята полем одного местного жителя, иевусея Орны. Среди поля, на верхнем хребте горы, было устроено гумно. Царь Давид купил эту гору у Орны за 50 сиклей серебра (по другим источникам, за 600 сиклей золота). Вполне возможно, гора покупалась по частям: сначала небольшая часть ее за 50 сиклей серебра, а потом и другие прилегающие к ней участки - всего на 600 сиклей золота.



После приобретения места Давид немедленно освятил его созданием жертвенника. По преданию, это было то самое место, на котором Авраам готовился принести в жертву своего сына Исаака.



Заготовленный царем Давидом строительный материал для храма - это золото, серебро (хотя оно в отделке Храма Соломона не упоминается), медь, драгоценные камни, железо, кедровые балки, мрамор, камень. Иерусалимский Храм был единственным для всего израильского царства и поэтому требовал всевозможного великолепия.

Давид выполнил план Храма в общем и частностях, переданных им наследникам в торжественном завещании и с настойчивым требованием исполнить его.



Несмотря на множество заготовленного Давидом строительного материала, его было недостаточно даже для начала работ, особенно мало было камней и строевого дерева. Поэтому царь Соломон, приступая к постройке Храма, заключил соглашение с тирским царем Хирамом, по которому тот обязывался - снабжать Соломона кедровым и кипарисовым деревом, тесаными готовыми камнями с ливанских гор; вырубку строевого леса и обработку камней предоставлять людям, присланным Соломоном, но для руководства поставить над ними еще и финикийских мастеров, как более опытных в деле, деревянные брусья доставлять с Ливана морем на плотах до Яффы, ближайшей к Иерусалиму пристани. Со своей стороны Соломон должен был поставлять в Тир пшеницу, вино, масло. Есть свидетельство, что подобный договор царь Соломон заключил и с египетским царем.



На месте строительства Храма не было слышно ни топора, ни молота, ни другого железного орудия: работы по отделке дерева и камня производились в Ливане, литейные работы исполнялись в иорданской долине.



Прежде чем приступить к постройке Храма, требовалось найти для него соответствующее плану место. В первоначальном виде хребет горы Мориа был очень обрывистым, на нем едва могли разместиться корпус храма и жертвенник. Для дворов, которые должны были со всех сторон окружать Храм, места не было совсем.

Кроме того, по своему первоначальному направлению хребет горы. Шел по диагонали - не прямо с севера на юг, а с северо-запада на юго-восток. А Храм и его дворы должны были быть четко ориентированы (подобно скинии) в правильном отношении к четырем сторонам света. Поэтому при подготовке к строительству Храма требовалось: а) расширить верхнюю часть горы до размеров, предусмотренных планом Храма, б) изменить или выровнять направление кряжа так, чтобы приготовленная для Храма площадь была, возможно, точнее обращена к четырем сторонам света.

И царь Соломон придумал мудрый план: построить по восточной стороне горы, начиная от ее подошвы, среди проходящей здесь Кедронской долины, большую и твердую каменную стену в направлении, которое должна была иметь стена двора Храма (то есть прямо с севера на юг), а промежуток между стеной и склоном горы засыпать землей.

В общем, Храм Соломона был построен по плану, данному для скинии Моисеевой, только в больших размерах и с теми приспособлениями, какие были необходимы в богатом неподвижном святилище. Храм разделялся на Святая Святых, святилище и притвор, но был обширнее и великолепнее скинии Кругом внутреннего отделения Соломонова Храма была устроена большая площадь - отделения для народа (или большой двор). Второй внутренний двор, или двор священников, по размерам вдвое превосходил скинию. Соответственно умывальнику скинии при жертвеннике Храма имелась целая система сосудов омовения: 10 художественно сделанных омывальников на подставках и большой бассейн для воды, по величине своей называвшийся морем Притвор храма представлял собой коридор 20 локтей в длину (по ширине корпуса Храма) и 10 локтей в глубину. Перед ним стояли две большие медные колонны.

Внутренняя величина Храма была частично удвоенною, частично утроенною величиной скинии.

Святая Святых и святилище разделялись каменной стеной с дверью из масличного дерева. Стены самого Храма были выложены из массивного тесаного камня, снаружи обложены белым мрамором, но, как и двери скинии, внутри были покрыты деревянной обкладкою, а потом еще обложены листовым золотом. Золотом же были покрыты и двери, и потолок, и кипарисовый пол Храма.

На стенах скинии были изображены фигуры тех же херувимов, что и на расшитом покрове, который драпировал ее внутренние стены. И на стенах Храма Соломона были изображены херувимы, только прибавился еще орнамент в виде растений. Внешне вид Храма поражал своим величием, массивностью и крепостью, а внутри - богатством и великолепием, не слыханными даже в древнем мире Вся внутренность Храма была выложена деревом - стены и потолок кедром, а пол - кипарисом, так что камня внутри Храма не было видно. Стенные доски были украшены резьбою из вырезанных внутрь (а не выступавших вперед) рельефов, глубоко вырезанные главные сюжетов картин никогда не выдавались выше плоскости стены.

На картинах опять же были изображены фигуры херувимов, но к ним прибавились еще изображения пальм, колокинтов (род диких огурцов) и распустившихся цветов. Выбор пальмы объясняется не только тем, что это было самое красивое и полезное дерево - символ красоты, величия и нравственных совершенств. По признанию древних, родиной пальмы была Палестина, откуда она распространилась по всему древнему Востоку. Пальма в иерусалимском Храме была символом торжества Божия в земле обетованной. В скинии же изображений пальмы не было, так как это было святилище пустыни, устроенное еще только на пути в Палестину.

Деревянные доски, покрывавшие каменные стены (решетки в окнах, потолок, пол, ступени, ведущие в Святая Святых), в свою очередь были покрыты листовым золотом.

Каждый гвоздь, которым были прибиты золотые листы, тоже был золотой. По золоту еще были расположены разноцветные драгоценные камни для украшения. По своим наружным формам Храм напоминал корабль, расширяющийся к верху, или Ноев ковчег. Возвышавшиеся одна над другой внутренние платформы выходили наружу из нижней основной части стен и тремя выступами. Эти выступы требовали особых подпор, которыми и являлись три ряда колонн с четвертым рядом кедровых пилястров. Таким образом, вдоль трех стен Храма (северной, южной и западной) образовались колоннады (или крытые аллеи) под широкими навесами выступавшей в верхних частях стены.

Когда Храм был готов, царь Соломон призвал к освящению его всех старейшин и множество народа. При звуке труб и пении духовных песней внесен был Ковчег Завета и поставлен в Святая Святых под осенение двух новых колоссальных херувимов, простиравших свои крылья так, что концы внешних крыльев касались стены, а внутренние крылья склонялись над Ковчегом. Слава Господня в виде облака наполнила Храм, так что священники не могли продолжать богослужение. Тогда Соломон взошел на свое царское место, пал на колени и стал молить Бога, чтобы Он в этом месте принимал молитвы не только израильтян, но и язычников. По окончании этой молитвы сошел с неба огонь и опалил жертвы, приготовленные в Храме.

Вавилонский царь Навуходоносор захватил Иерусалим, разграбил его, сжег и разрушил до основания Храм Соломона. Тогда же погиб и Ковчег Завета. Весь народ иудейский был отведен в плен (589 год до н. э.), только самые бедные иудеи были оставлены на своей земле для обрабатывания виноградников и полей. В разрушенном Иерусалиме остался пророк Иеремия, который плакал на развалинах города и продолжал учить добру оставшихся жителей.

Иудеи находились в вавилонском плену 70 лет. Персидский царь Кир, в первый же год своего владычества над Вавилоном, разрешил иудеям возвратиться в свое отечество. Такая продолжительная неволя привела их к осознанию, что только Храмом Иеговы может стоять Иерусалим и все иудейское царство. Это убеждение было настолько твердо в них, что они покинули Вавилон, только заручившись царским разрешением вновь строить Храм в Иерусалиме.

Сорок две тысячи иудеев отправились в свою землю. Оставшиеся в Вавилоне оказали им помощь золотом, серебром и другим имуществом и сверх того богатыми пожертвованиями на Храм. Царь отдал иудеям священные сосуды, которые были взяты Навуходоносором из Храма Соломона.

Возвратившись в Иерусалим, иудеи сначала восстановили жертвенник Господу Богу, а на другой год положили основание Храму. Через девятнадцать лет строительство Храма было окончено. Новый Храм был не таким богатым и великолепным, как Храм Соломона, и старцы, помнившие великолепие прежнего Храма, плакали о том, что Второй Храм беднее и меньше прежнего.

Но в царствование Ирода (37–4 годы до н. э.), который приложил много усилий для его расширения и украшения, Храм достиг особенного расцвета и великолепия. Иосиф Флавий оставил следующее описание Храма: «Храм блистал так ярко, отражая солнечные лучи, что никто не мог смотреть на него. А на расстоянии он выглядел, как сверкающая снегами горная вершина. Террасы Храма состояли из огромных гранитных глыб до 20 метров длиной. Эти каменные блоки были тщательно подогнаны друг к другу с тем, чтобы их не сдвинуло даже землетрясение.

Местами они возвышались сплошной стеной до 150 м высоты. Стена заканчивалась двойной колоннадой, которая окружала Храмовый двор для неевреев. От него поднимались лестницы к девяти золотым и серебряным воротам. Они вели во дворы для женщин и мужчин иудеев. Над ними располагался Двор для священников, а еще выше поднимался 50-метровый фасад собственно Храма. Все сооружения были украшены белым мрамором и золотом, и даже шипы на крыше Храма, сделанные специально, чтобы голуби не садились на нее, были золотыми».

Во время Иудейской войны Иерусалимский храм был вторично разрушен в 70 году новой эры, причем разрушение Второго храма произошло «девятого аба» по еврейскому летоисчислению, в день разрушения Первого храма - через 500 с лишним лет.

Сегодня о величественном сооружении, бывшем средоточием духовной жизни еврейского народа, напоминает лишь сохранившаяся часть западной стены, окружавшей Храмовую гору Мориа, на вершине которой стоял Иерусалимский храм. Эта часть стены, сложенная из огромных каменных монолитов, имеет длину 156 метров.

Она называется «Стеной плача» (или «Западной стеной») и является национальной святыней еврейского народа.

В древности Храм Соломона называли одним из семи чудес света, он поражал очевидцев своими грандиозными размерами и не меньшим величием. Царь Соломон воздвиг его в Х веке до н. э., в период расцвета Израильского государства, и Храм стал главной святыней евреев. Пока евреи ходили в поисках земли обетованной, пока воевали с соседними народами, пока у них не было государства, Бог обитал «в шатре и Скинии» и странствовал вместе с избранным народом. Ковчег Завета был гарантией этой избранности. Но когда евреи обосновались в Палестине, Храм стал символом единства Израиля, царства, которым управляет Бог.

Царь Давид сделал Иерусалим столицей своего царства и перенес сюда Ковчег Завета, хранившийся в специальной Скинии. Иерусалим находился на территории между наделами колена Иуды (из которого происходил Давид) и колена Вениамина (из которого был Саул, первый царь Израиля). Таким образом, город оказывался не принадлежащим ни к одному из колен и в то же время становился центром религиозной жизни всех двенадцати колен Израиля.

Давид купил у Орны-иевусиянина гору Мориа и на месте гумна воздвиг жертвенник Яхве, чтобы остановить поразившую народ эпидемию. Гора Мориа была особым местом: согласно Библии, здесь Авраам хотел принести в жертву сына своего, Исаака. Именно тут Давид и задумал поставить Храм. «Я живу во дворце из кедра, а Ковчег Божий находится в шатре», - сетовал царь. Но через пророка Нафана Бог сказал, что Давиду не дано будет построить Храм, ибо на нем грех прелюбодеяния и кровь, пролитая в войнах, его замысел осуществит наследник, Соломон. Однако Давид многое сделал для строительства Храма: заготовил запасы металлов, сосуды из золота, серебра и меди, добытые им в войнах и полученные в дар. Тесаные камни и ливанские кедры доставлялись по морю из Финикии. Перед смертью Давид созвал представителей всех колен и всех начальников и предложил им сделать пожертвования на строительство. А Соломону передал план Храма, данный ему в откровении от Бога: «Все сие в письмени от Господа... как Он вразумил меня на все дела постройки» (1 Пар 28:19).

Соломон приступил к строительству Храма на четвертый год своего царствования, в 480 году после Исхода евреев из Египта, то есть в 966 году до н. э. Он обратился к царю Тирскому Хираму, и тот прислал зодчего Хирама-Абиффа, плотников и других ремесленников.

На строительство Храма шел самый дорогой материал того времени - кедры и кипарисы из Ливана, использовался камень (песчаник), который обтесывали каменотесы финикийского города Гебал. Блоки в готовом виде доставляли на место постройки, чтобы «ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении его» (3 Цар 6:7). Для храмовых колонн и утвари использовали медь с медных копей Соломона в Эдоме. Использовали также серебро и золото. На строительстве трудилось 30 тыс. израильтян и 150 тыс. ханаанеев и финикиян, 3,3 тыс. специально назначенных надсмотрщиков руководили работами.

Храм поражал своим величием, богатством и великолепием, неслыханными даже в древнем мире. Он был построен по плану Скинии Моисеевой, только в больших размерах и с приспособлениями, какие были необходимы для храмового богослужения. Храм состоял из трех частей - Святая святых, святилища и притвора. Его окружал большой двор для народа. В скинии имелся умывальник для ритуальных омовений, а при жертвеннике Храма существовала целая система сосудов: десять художественно сделанных умывальников на подставках и большой бассейн для воды, из-за величины своей называвшийся Медным морем. Притвор храма представлял собой коридор двадцати локтей в длину (по ширине корпуса Храма) и десяти локтей в глубину. Перед ним стояли две большие медные колонны. Внутренняя величина Храма была частично удвоенною, частично утроенною величиной скинии.

Святая святых и святилище разделялись каменной стеной, в которой была сделана дверь из масличного дерева. Стены Храма были выложены из массивного тесаного камня, снаружи обложены белым мрамором, а внутри - деревом и листовым золотом. Золотом же были покрыты двери и потолок, пол был сделан из кипариса, так что камня внутри Храма не было видно. Стены украшали изображения херувимов и орнаменты в виде растений: пальм, колокинтов (род диких огурцов) и цветов. Пальма в древности считалась райским деревом, символом красоты, величия и нравственных совершенств. В Иерусалимском храме пальма была символом торжества Бога в земле обетованной.


Тетрадрахма Бар-Кохбы (132–135 гг.)

Строительство Храма длилось семь лет, с 957 по 950 год до н. э.1.Работа была завершена в восьмом месяце одиннадцатого года царствования Соломона. Освящение Храма происходило на праздник Кущей (Суккот). Ковчег Завета, сопровождаемый священниками, левитами и толпами народа, был торжественно перенесен в Святая святых. Соломон, войдя в Храм, пал на колени и стал молиться: «Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле; я построил храм в жилище Тебе, место, чтобы пребывать Тебе во веки» (3 Цар 8:12, 13). Но при этом Соломон заключает: «Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил» (3 Цар 8:27). По окончании этой молитвы сошел с неба огонь и опалил жертвы, приготовленные в Храме.

Празднование освящения Храма длилось четырнадцать дней. Весь Израиль отмечал это событие, и не было человека, который бы не участвовал в торжестве и не принес бы в жертву хотя бы одного вола или овцы.

Библия описывает богослужения Иерусалимского храма, которые ни с чем не могли сравниться по величию, торжественности и грандиозности. Когда весь народ сходился на праздники и наполнял двор Храма, священники и левиты, облаченные в особые одежды, стояли перед жертвенником, хоры певцов пели, музыканты играли и трубили в шофар, тогда Слава Господня в виде облака наполняла Храм, так что священники не могли продолжать богослужение.

Великолепный и грандиозный Храм Соломона простоял всего три с половиной столетия. В 589 году до н. э. вавилонский царь Навуходоносор захватил Иерусалим, разграбил его, сжег и разрушил до основания Храм. Ковчег Завета был утерян, с тех пор о нем ничего не известно. Народ иудейский был отведен в плен. Вавилонский плен продолжался 70 лет. Персидский царь Кир в первый же год своего правления разрешил иудеям возвратиться в свое отечество. И они стали восстанавливать святыню. Оставшиеся в Вавилоне собрали золото, серебро и другое имущество и отправили на родину с репатриантами. И потом они продолжали давать богатые пожертвования на Храм. Царь Кир вернул иудеям священные сосуды, которые были взяты Навуходоносором из Храма Соломона.

Возвратившись в Иерусалим, иудеи сначала восстановили жертвенник Богу, а на другой год положили основание Храму. Через девятнадцать лет строительство было завершено. Второй Храм должен был повторять формы Первого. Но он уже был не таким богатым и великолепным, как Храм Соломона, и старцы, помнившие великолепие прежнего Храма, плакали о том, что Второй Храм беднее и меньше прежнего.

Много усилий для расширения и украшения Храма приложил Ирод (73–74 годы до н. э.), при нем Иерусалимский храм стал особенно великолепен. Иосиф Флавий писал о Храме с восторгом: «Храм блистал так ярко, отражая солнечные лучи, что никто не мог смотреть на него. А на расстоянии он выглядел как сверкающая снегами горная вершина».

И прежде евреи ощущали Божье присутствие, когда Господь в огненном столбе шел впереди народа по пустыне, когда Моисей сходил с горы Синай и лицо Его сияло как солнце. Но Храм стал для избранного народа особым местом присутствия Божия. Каждый благочестивый еврей должен был хотя бы раз в год прийти в Иерусалим на поклонение Богу. Со всех концов Израиля и Иудеи, да и со всего мира, отовсюду, где жили евреи в рассеянии, по большим праздникам собирался народ в Храм. Об этом мы читаем во второй главе Деяний апостолов, где сказано, что на праздник Пятидесятницы пришли в Иерусалим «парфяне, и мидяне, и еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне…» (Деян 2:9–11). Все эти люди пришли, чтобы в обстановке торжественного богослужения в Храме предстать пред лице Божье.

Конечно, в отличие от язычников иудеи не верили, что Бог живет в рукотворных храмах, но они считали, что на этом месте происходит встреча Бога и человека. Знали это и язычники, не случайно Помпей, посланный командовать римскими когортами, усмирявшими Иерусалим во время Иудейской войны, так хотел проникнуть в Святая святых Иерусалимского храма, чтобы понять, кому или чему кланяются иудеи. И велико же было его удивление, когда, войдя в Храм и отдернув завесу, он увидел, что в Святая святых ничего нет. Ни образа, ни статуи, ничего! Бога Израилева невозможно заключить в какое-то изваяние, невозможно изобразить. Когда-то евреи верили, что Шехина обитает между крыльями Херувимов над Ковчегом Завета. Теперь Храм стал местом встречи Бога и человека.

Камень основания на Храмовой горе в Иерусалиме

В 70 году н. э. Иерусалимский храм был стерт с лица земли римскими войсками. Разрушение Второго храма произошло «девятого аба» по еврейскому летосчислению, в день разрушения Первого храма - через пятьсот с лишним лет. Сегодня о великой святыне напоминает лишь сохранившаяся часть западной стены, окружавшей гору Мориа, на вершине которой стоял Иерусалимский храм. Она называется Стеной плача и является национальной святыней еврейского народа. Но сюда приходят молиться не только евреи. И если встать лицом к стене и закрыть глаза, то можно даже услышать, как трубит шофар и тысячи певцов и музыкантов воспевают Бога Израилева, и увидеть, как слава Господня сходит с небес на молящихся.

Как известно, Христос и апостолы посещали Иерусалимский храм. Когда храм был разрушен, а христиане рассеялись по всему лицу земли, они почти триста лет не могли строить храмы. Они совершали бого-служения по домам или в катакомбах, на могилах мучеников, потому что Рим их жестоко гнал. В 313 году император Константин Миланским эдиктом даровал свободу вероисповедания всем жителям Римской империи, и христиане получили возможность строить храмы. Начиная с IV века и до сего дня по всему миру строятся христианские храмы самых различных форм и стилей, но все они так или иначе восходят к Иерусалимскому храму. Обычно они также имеют трехчастное деление - притвор, наос и алтарь. Они повторяют идею Ковчега Завета, только теперь местом присутствия Божия является Евхаристия. Идея христианского храма восходит еще глубже - к Ковчегу Ноя, на котором Бог спас семейство праведного патриарха во время Потопа. С течением времени менялись стили храмовых построек, каждый народ возводил храмы в соответствии со своими представлениями о красоте и величии, в духе простоты и аскетизма или роскоши и богатства. Но во все времена архитектура, живопись, скульптура, музыка, слово в храме всегда служат одному - встрече человека и Бога.

Храм часто осознавался как образ вселенной в ее преображенном состоянии. Но и вселенную бого-словы часто сравнивают с храмом, а в Библии Сам Господь именуется Архитектором и Художником, создавшим мир по законам красоты и гармонии. В то же время и человека апостол Павел называет храмом (см.: 1 Кор 6:19). Таким образом, творение можно сравнить с матрешкой: Бог создает вселенную как храм, человек внутри нее строит храм и входит в него, будучи храмом духа. Но однажды все эти три храма соединятся, и будет «Бог все во всем». В конце времен, когда небо и земля прейдут, необходимость в храме отпадет, так говорит Иоанн Богослов в видении Небесного града: «Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель - храм его и Агнец» (Откр 21:22). Но пока Церковь находится на пути в Горний Иерусалим, храм как корабль несет нас к берегам Небесной отчизны.

Вконтакте

Основные источники, по которым можно составить представление о внешнем виде и внутреннем устройстве , - это I Цар. (3Цар.) (гл. 6 - 7) и II Хрон. (2Пар.) (гл. 2 - 4).

Не известно ни одного внешнего, нееврейского источника, который бы описывал Храм Соломона. Многие исследователи исходят из предположения, что, поскольку архитекторами Храма Соломона были , в его архитектуре должны присутствовать немало элементов других храмов Древнего Востока.

До сих пор не найдено и прямых археологических свидетельств из Храма Соломона, поскольку непосредственно на археологические раскопки никогда не проводились. При просеивании земли с Храмовой горы были найдены некоторые косвенные свидетельства, среди которых камень с именем священника из священнической семьи, которая упоминается в книге пророка Иеремии (Йирмиягу) (Иер. 20:1), а также наконечник стрелы, подобные которому использовались в армиях Навуходоносора.

unknown , Public Domain

Храм, построенный Соломоном в Иерусалиме, принципиальным образом отличался от всего, что ему предшествовало в еврейской истории. Впервые Храм был возведён в качестве постоянного и основательного каменного здания в совершенно определённом и особом месте.

Священная территория Храма имела две главные части: двор (Азара ) и здание Храма (Хейхал ).

Двор Храма

Двор занимал большую площадь и был разделен на две части: внешний двор и внутренний.

  • При входе на территорию Храмовой горы, попадали прежде во «внешний двор», который назывался также «большим» (Эзра гдола ) или «новым», то есть расширенным. Этот двор предназначался для народа - здесь происходили народные собрания и молитвы. Особенно много людей собиралось здесь по праздникам: в Субботу, дни новолуния (Рош Ходеш ) и в праздники Паломничества ( , и ).

Во «внешний двор», кроме главного входа с востока, вели ещё входы с севера и с юга (со стороны дворца). С этих трёх сторон к нему примыкали здания для священников и кладовые.


unknown , Public Domain
  • Через внутренние «южные» ворота, покрытые медью, поднимались во «внутренний двор», который назывался также «верхним», поскольку находился выше внешнего двора, или «двором священников», поскольку предназначался для священников и непосредственно примыкал к зданию Храма. Он был построен из трёх рядов обтёсанного камня и из ряда кедровых брусьев и был окружён низкой оградой в три локтя высотой, чтобы через неё народ мог видеть священнодействие.
Цари могли входить в этот двор прямо из дворца через верхнюю галерею (Алия ), так что им не нужно было проходить через внешний двор. При входе во внутренний двор помещалось нечто вроде ораторской трибуны (Амуд , то есть «столб»), с которой цари обращались с речами к народу.

В этом внутреннем дворе, перед входом в Притвор, стоял большой медный Жертвенник всесожжения, на котором совершались жертвоприношения животных. Он представлял собой квадратную трёхступенчатую конструкцию 20 локтей длиной, 20 шириной и 10 высотой.

  1. Первая ступень (10×10 м), погружённая в землю и обведённая кюветом, была высотой в 1 м;
  2. вторая ступень (8×8 м) - высотой 2 м;
  3. третья (6×6 м) - высотой в 2 м - называлась Харэль , на её углах было четыре «рога».
С восточной стороны к жертвеннику примыкали ступени. В стороне от жертвенника, к юго-востоку от здания Храма, помещалось «медное море» (бронзовая чаша огромных размеров), служившее для омовения священников. Оно было одним из наиболее значительных технических достижений храмовых ремесленников. Диаметр «моря» составлял 10 локтей, длина его окружности 30, высота - 5, а ёмкость - около тысячи м³. Толщина его стенок была приблизительно 7,5 см, так что вес «моря» должен был быть около 33 тонн. «Море» стояло на 12 медных быках - по три с каждой стороны света. По сторонам двора (на севере и юге) стояли десять медных умывальников, по пяти в каждой стороне, для омовения жертв. Умывальники были украшены изображениями херувимов, львов и быков и стояли на медных «подставках» (мехонот ) на больших колёсах.

Здание Храма

Здание Храма было каменным и располагалось в центре внутреннего двора.


Reddi , CC BY-SA 3.0

Его длина составляла 60 локтей (с востока на запад), ширина - 20 локтей (с севера на юг) и высота - 30 локтей (соответственно 30×10×15 м). Храм был, таким образом, в длину и ширину вдвое больше Моисея, а в высоту - втрое.

Reddi , CC BY-SA 3.0

Впрочем, приведённые цифры указывают только внутренние размеры здания Храма, толщина его стен не указана, однако в описании Храма Иезекиила она составляет 6 локтей. Крыша Храма была плоская и была сложена из кедровых брёвен и досок. Она не опиралась на колонны в центре зала, как это было принято в храмовом строительстве этого периода. Внутренние стены Храма были обшиты кедром и покрыты золотом, так же, как и его пол и вышки над и над Притвором. Убранство их состояло из выпуклых изображений херувимов, пальм и распускающихся цветов, заключённых в квадратные клетки решётки.
В плане здание Храма было продолговатой формы и состояло из трёх смежных помещений одинаковой ширины - Притвора (Улам ), Зала (Хейхал или Кодеш ) и Святая святых (Двир или Кодеш а-Кодашим ).

  • (Улам ), составлявший восточную часть Храма, отделял святое от мирского. Он имел 20 локтей в ширину (с севера на юг) и 10 локтей в длину (с востока на запад). Его высота указана в Хрониках в 120 локтей, однако не исключено, что слово меа (сто) в тексте лишнее. Притвор, таким образом, был одной высоты со Святая святых и на 10 локтей ниже Хейхал а. Эти 10 локтей, вероятно, занимала вышка. В то же время, по мнению многих еврейских комментаторов (в том числе, РаДаКа), высота Притвора была действительно 120 локтей, в то время как высота Хейхал а и Святая святых составляла всего 30 локтей.
В Притвор поднимались по ступеням, а с двух сторон от входа стояли две медные колонны: правая называлась «Яхин », левая «Боаз ». Каждая колонна имела в окружности 12 локтей и была высотой 18 локтей и ещё 5 локтей занимал венец. В Притворе, по-видимому, ничего не помещалось.
  • Святилище Хейхал , где велось богослужение, был самым большим помещением Храма и по размерам не уступал большим храмам Ближнего Востока. Он был длиной 30 локтей, шириной - 20 и высотой - 30 (приблизительно 15×10×15 м).
В Хейхал вела из Притвора двустворчатая кипарисовая дверь шириной 10 локтей, украшенная вырезанными на ней херувимами, пальмами и распускающимися цветами. На косяке двери была укреплена мезуза из оливкового дерева. Толщина стены между Притвором и Хейхал ом была 6 локтей. В верхней части стен располагались окна. Внутри стояла золотая Моисея, по обеим сторонам от которой (вдоль северной и южной стен Хейхала) располагались ещё по пять золотых семисвечных светильников, которые отлил Хирам. Эти светильники горели постоянно и освещали Храм и днём и ночью. Также у стен помещались по пяти золотых Столов хлебов предложения. Перед входом в Святая святых стоял небольшой (1×1×1,5 м) из кедрового дерева, покрытого золотом, для воскурения фимиама.
  • В глубине Хейхал а находилась Святая святых (Двир ), отделённая от него каменной стеной, обшитой кедром, в которой была кипарисовая дверь, с косяками из оливкового дерева, закрытая дорогой завесой (парохет ).
Святая святых была кубической формы, 20×20×20 локтей, то есть на 10 локтей ниже, чем Хейхал , по-видимому, из-за более высокого пола и более низкого потолка, над которым находилась вышка (как другая над Притвором), служившая для хранения священных предметов. В Святая святых находился только , в котором хранились . Ковчег был установлен на каменном пьедестале, высотою в 3 пальца от уровня пола. Этот камень назывался Эвен а-Штия (« ») - легендарный Краеугольный камень, который, по преданию, находится точно в центре Земли и является подножием Всевышнего. Длинной своей стороной Ковчег был поставлен от востока к западу, а его шесты упирались в противоположные стены. Два гигантских херувима из оливкового дерева, покрытые золотом простирали по одному крылу над Ковчегом, касаясь стен другими. Херувимы были высотой 10 локтей (5 м), а каждое их крыло было 5 локтей (2,5 м). В Святая святых не было окон, и она ничем не освещалась. Туда не входил никто, кроме , который совершал там обряд воскурения раз в году, в .

К зданию Храма с трёх сторон (за исключением лицевой, восточной) примыкало трёхъярусное каменное строение, йациа (יציע), с множеством комнат, целаот (צלעות). Судя по всему, йациа представляла собой крытую галерею. Каждый её этаж делился приблизительно на 30 комнат, которые использовались в качестве складских и для других подсобных целей. Вход в комнаты был с южной стороны, откуда вела витая лестница во все три яруса. В каждой комнате было по одному окну с решётками.
Фундамент, на котором стояло основание Храма, похоже был довольно высоким, так что его первый этаж был на уровне второго этажа галереи. Длина комнат нижнего этажа составляла 5 локтей, среднего - 6 локтей, а третьего, верхнего, - 7 локтей, что было следствием уменьшения толщины стен. В самом низу наружная стена здания Храма, по-видимому, была 6 локтей, на втором этаже эта толщина уменьшалась до 5 локтей, а на третьем этаже она уже доходила до трёх локтей. Сужение стены вверху оставляло больше площади для галереи, для которой внешняя стена Храма служила внутренней стеной. Этажи галереи, таким образом, не сужались кверху, подобно пирамиде, а наоборот - расширялись.

Фотогалерея