Мгновенное отторжение человека и неприязнь к нему. Нежелание ни говорить с ним, ни видеться, ни даже находиться в видимой близи. Вот что такое антипатия .

К примеру, вы едете в троллейбусе. И видите человека. Мужчина ли это, или женщина - не столь важно. Вы не знаете его, и вообще, первый раз видите. Люди, что стоят между вами, мешают разглядеть, во что он одет, вы никогда не слышали его голоса, не знаете ни черт его характера, ни привычек. Вы встречаетесь с ним взглядом, и мгновенно между вами завязывается нить отношений.

Это может быть безразличие (тоже отношение, кстати), и тогда вы спокойно отведете взгляд в сторону, и, положим, уставитесь в окно.

Это может быть симпатия , и тогда вы время от времени будете бросать заинтересованный взгляд на этого человека, желая узнать его, поговорить с ним, побыть вместе. Часто возникшая симпатия перерастает в иное, более глубокое чувство: дружбу или любовь .

И это может быть антипатия, не менее сильная эмоция, чем симпатия. Вам уже больше не захочется смотреть на этого человека, услышать его голос, быть рядом. Более того, возникшая ниоткуда неприязнь будет диктовать поскорее покинуть одно с ним занимаемое пространство. И вы, возможно, сойдете с троллейбуса раньше времени, даже не доехав до своей остановки.

Антипатия- это чувство, диаметрально противоположное симпатии. Эти две эмоции разделяет безмерная дистанция. И если от любви до ненависти, как известно, один шаг, то от антипатии до симпатии - миллион шагов помноженный еще на один миллион.

Возникает антипатия очень быстро, как и симпатия, а иногда и любовь, которую мы называем «с первого взгляда». И как чувству, появившемуся независимо от нас, откуда-то подсознания, ему надлежит верить. Потому что первое впечатление о человеке, возникшее как бы ниоткуда, и есть, обычно, самое верное.

Бывает, что возникновение антипатии имеет и видимые основания. К примеру, идет человек по улице и лузгает семечки. Шелуху сплевывает на тротуар, совершенно не заботясь ни о его чистоте, ни о прохожих, на которых может попасть семечные скорлупки. Вы что, полюбите этого человека с первого взгляда? Начнете симпатизировать ему, подойдете, и станете вместе грызть семечки? Нет, наверное. Скорее всего, вы проникнитесь к нему острейшей антипатией, смешанной с отвращением.

Или человек косноязычен. Не умеет разговаривать, связывая слова непотребными выражениями. Антипатия может возникнуть и по этой причине.

Или он неряшливо одет.

Или его лицо вам крайне неприятно.

Или вам не нравятся его манеры.

Или этот человек вам совершенно неинтересен.

Или у вас уже имелся негативный опыт знакомства с похожим по типажу человеком.

Или этот человек принял участие в споре не на вашей стороне.

Или он грубо и неудачно пошутил и нанес вам незаслуженную обиду.

Или мировоззрение этого человека коренным образом отличается от вашего.

Или он совершил скверный поступок, и вы об этом знаете... Словом, причины возникновения антипатии могут быть совершенно различными.

Конечно, тот, кто поначалу произвел на вас негативное впечатление и вызвал антипатию, впоследствии может оказаться довольно приятным человеком, но такие случаи не часты, и именно впечатление о человеке, возникшее в первые секунды знакомства с ним, является превалирующим и, в большинстве случаев, единственно верным. Так что, доверяйте себе, своим собственным ощущениям, инстинктам и впечатлениям о человеке, а не бытующему мнению, или мнению, навязанному извне. И вы будете защищены от многих неприятностей, а окружать вас всегда будут люди милые вам, добрые и симпатичные...

Психология общения и межличностных отношений Ильин Евгений Павлович

14.2. Приятельские отношения. Симпатия и антипатия

Приятельские отношения возникают, когда знакомые ощущают межличностную привлекательность (симпатию).

Симпатия (от греч. sympatheia - влечение, внутреннее расположение) - это устойчивое положительное (одобрительное, хорошее) отношение к кому- или чему-нибудь (другим людям, их группам, социальным явлениям), проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи (альтруизму).

Условием возникновения симпатии является территориальная близость. Она создает доступность контактов с другим человеком. А это позволяет людям находить друг в друге то, что им нравится, что их роднит, оказывать друг другу знаки внимания.

Причины возникновения симпатии могут быть осознанными и малоосознанными. К первым относятся общность взглядов, идей, ценностей, интересов, нравственных идеалов. Ко вторым - внешняя привлекательность, черты характера, манера поведения и т. п. Не случайно, по определению А. Г. Ковалева (1970), симпатия - это малоосознанное отношение или влечение одного человека к другому.

Явление симпатии привлекло к себе внимание еще древнегреческих философов, в частности стоиков, которые трактовали ее как духовную объективную общность всех вещей, в силу которой люди сочувствуют друг другу. Однако на протяжении многих столетий симпатия по существу рассматривалась как эмпатия. Отголоски такого взгляда на симпатию, ее смешение с эмпатией можно встретить и сейчас. Например, в словаре социально-психологических понятий «Коллектив, личность, общение» (1987) говорится, что близкой симпатии выступает эмпатия и что «…иногда симпатия ведет к альтруистической помощи, а иногда, напротив, может обусловливать избегание другого человека как источника тревожащих и потому негативных эмоций. Мы можем уклоняться от встречи с определенными людьми, поскольку даже один их вид печалит нас» (с. 96). Ясно, что речь идет о проявлении эмпатии, а не симпатии. Скорее в случае избегания человека надо говорить об антипатии к нему, но и она вовсе не обязательна в описываемом случае.

Определяя природу симпатии и антипатии, американский социолог Дж. Морено (1958) выдвинул гипотезу, что источники симпатии и антипатии носят врожденный характер и являются результатом tele - таинственной способности притягивать к себе людей или отталкивать их. Люди, обладающие tele, занимают в группах, к которым принадлежат, высокий социальный статус. Таким образом, согласно представлениям Дж. Морено, определенные люди обладают социальной одаренностью, которая спонтанно вложена в человека свыше и проявляется в виде потока особых частиц эмоциональной энергии tele, излучаемых этим человеком.

Эта гипотеза подверглась справедливой критике со стороны многих психологов, особенно отечественных, отмечавших, что главным определяющим симпатию или антипатию фактором является поведение человека в процессе взаимодействия с другими людьми, его нравственные и моральные качества, его идейные убеждения. В этих взглядах тоже есть известный перехлест. Ф. Ларошфуко справедливо отмечал, что «иные люди отталкивают, невзирая на все их достоинства, а другие привлекают при всех их недостатках» (1971, с. 162). Феномен привлекательности, притягательности для объяснения природы симпатии используется и в настоящее время, но вместо tele Дж. Морено используется другое понятие - аттракция.

Английское слово attraction переводится как «привлекательность», «притяжение», «влечение». В психологии этим термином обозначают процесс и результат формирования положительного эмоционального отношения (Г. М. Андреева, 2006). Аттракция - это наличие чувства, отношения к другому человеку и его оценка. Спецификой симпатии и антипатии является то, что они никем специально не устанавливаются, а складываются спонтанно в силу ряда причин психологического характера.

Одной из таких причин является ассоциация одного человека с другим («ассоциативная симпатия или антипатия»): мы испытываем симпатию к тому, кто похож на симпатичного и приветливого человека, которого мы уже знаем и с которым неоднократно общались, получая от этого удовлетворение, и наоборот, у нас возникает антипатия к человеку, который похож на нашего врага.

Хотя уже в раннем возрасте дети быстро и уверенно определяют свои предпочтения, до сих пор не ясны причины, по которым они симпатизируют одним взрослым и сторонятся других (Stevenson, 1965).

Поскольку механизм возникновения симпатии во многом остается загадочным, это создает большие трудности для педагогов в воспитании детей и формировании положительного социального климата в детских группах. Как отмечает А. А. Рояк (1974), если дети не любят дошкольника, воспитателю очень трудно разобраться в причинах его непопулярности и порой просто не под силу создать расположение к нему других детей. Понять механизмы формирования симпатии в некоторой степени помогает выявление факторов, способствующих аттракции. По Л. Я. Гозману (1987), ими являются:

Свойства объекта аттракции;

Свойства субъекта аттракции;

Соотношение свойств объекта и субъекта аттракции;

Особенности взаимодействия;

Особенности ситуации общения;

Культурный и социальный контекст;

Время (динамика развития отношений во времени).

Таким образом, возникновение и развитие аттракции, а с ней и симпатии, зависит от особенностей как объекта симпатии (его привлекательности), так и симпатизирующего субъекта (его склонностей, предпочтений), и определяется конкретными социальными условиями.

Когда после напряженной трудовой недели мы отдыхаем возле камина, наслаждаясь вкусной едой, напитками и музыкой, то, скорее всего, будем испытывать добрые чувства к тем, кто в этот момент находится рядом с нами. Значительно меньше шансов на то, что мы проникнемся симпатией к человеку, с которым столкнулись в тот момент, когда нас мучила мигрень.

Экспериментально этот принцип «ассоциативной симпатии» был проверен Павлом Левицки (Lewicki, 1985). Когда… студентам показали фотографии двух женщин и попросили сказать, какая кажется им более дружелюбной, их мнения разделились примерно поровну. В другой группе испытуемых, где эти же фотографии были показаны после того, как они пообщались с симпатичным и приветливым экспериментатором, которая была похожа на женщину на фотографии, в ее пользу было отдано в 6 раз больше голосов. Во время следующего опыта экспериментатор вела себя недружелюбно по отношению к половине испытуемых. Когда в дальнейшем им понадобилось отдать свои анкеты одной из двух женщин, практически все постарались избежать общения с той из них, которая была похожа на экспериментатора. (Возможно, вы и сами вспомните случай из своей жизни, когда вы хорошо или плохо реагировали на человека только потому, что он напомнил вам кого-то.)

Факт существования этого феномена - ассоциативной симпатии или антипатии - подтверждается и другими экспериментами. Согласно результатам одного из них, студенты колледжа более позитивно оценивали незнакомых им людей, если процедуру проводили в уютной комнате, чем если ее проводили в жарком и душном помещении (Griffitt, 1970). Аналогичные результаты получены и при оценке людей, сфотографированных в изысканных, обставленных роскошной мебелью и освещенных мягким светом гостиных и в убогих, грязных и тесных комнатушках (Maslow, Mintz, 1956). И в этом случае, так же как и в первом, позитивные чувства, вызванные элегантной обстановкой, оказались перенесенными на оцениваемых людей. Уильям Уолстер извлек из этих исследований весьма полезный вывод: «Романтические ужины, походы в театр, вечера, которые пары проводят дома вдвоем, и совместный отдых никогда не утрачивают своей значимости… Если вы хотите сохранить свои отношения, важно, чтобы у обоих они продолжали ассоциироваться с приятными вещами» (Walster, 1978).

МайерсД., 2004, с. 529–530.

В зарубежной социальной психологии, отмечает В. П. Трусов (1984), многократно обнаруживалась предсказательная функция эмоциональных показателей (симпатии - антипатии) при изучении политических предпочтений, так как они менее подвержены влиянию «семантических фильтров» по сравнению с когнитивными и поведенческими показателями. Наиболее точные совпадения с результатами реального голосования за того или иного кандидата давали эмоциональные оценки кандидата.

Сплоченность. Межличностные отношения в группе влияют на сплоченность группы. С другой стороны, по сплоченности можно судить о межличностных отношениях в группе. По данным В. Н. Васильевой и Н. А. Васильева (1979), в младших классах сплоченность девочек выше, чем мальчиков, однако с 5-го класса мальчики становятся более сплоченными, чем девочки (табл. 14.1). Большая сплоченность мужчин по сравнению с женщинами подтвердилась и в студенческих учебных группах: в мужских группах коэффициент сплоченности был в пределах 0,28-0,53, а в женских - 0,08-0,11.

Таблица 14.1. Сплоченность лиц мужского и женского пола различного возраста

Эти данные свидетельствуют о том, что девочки, придя в школу, быстрее устанавливают положительные контакты друг с другом, чем мальчики, но эти контакты у них менее прочные и легко разрушаются в средних и старших классах. Отсутствие контактов между мальчиками и девочками приводит к тому, что общая сплоченность в 1–8 классах практически была нулевой (от -0,09 до 0,16) и только в 9-10 классах выросла до 0,27-0,59.

По данным В. А. Гончарова (2001), число «изгоев» среди школьников 7–8 классов значительно выше у девочек, хотя часто они не осознают своего положения в классе. Девочки отвергаются из-за особенностей темперамента или интеллекта, а мальчики - из-за особенностей характера. Число школьников, получивших большое число положительных выборов, больше у мальчиков (41–54 %), чем у девочек (37–42 %), что подтверждает большую сплоченность среди мальчиков, чем среди девочек.

Как отмечает Я. Л. Коломинский (А. А. Реан, Я. Л. Коломинский, 1999), чаще всего представителей противоположного пола выбирают те ученики младших и средних классов, которые занимают неблагоприятное положение в системе личных взаимоотношений. Так, если «звезды» выбирали представителей противоположного пола в 30 %, то отвергаемые - в 75 %.

По данным зарубежных авторов, отношения между мужчинами характеризуются большей конфликтностью и соревновательностью (E.Aries, E.Johnson, 1983; R. Auckett et al., 1988; K. Farr, 1988). Конфликтные отношения между собой мальчики выясняют посредством силы, отвергая более слабого. Конфликтные ситуации между девочками решаются на эмоциональном уровне, в спорах, бойкотировании. Они чаще «наговаривают» друг на друга.

Из книги Основной инстинкт: психология интимных отношений автора Глущай Антонина

Из книги Выиграй у судьбы в рулетку автора Вагин Игорь Олегович

Урок двадцать восьмой. Симпатия, доверие, интерес Единственный друг – мало, единственный враг – много.Турецкая пословицаКак говорил еще Карл Маркс, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Жизненный успех очень часто зависит от людей, с которыми нас

Из книги Любовь и другие человеческие отношения автора Петрушин Сергей

Симпатия Аттракция, возникающая на самом первом этапе развития эмоциональных отношений, предстает в виде симпатии. Внешние данные, степень физической привлекательности, социально демографические характеристики, символы социального статуса, поведенческие паттерны

Из книги Язык жестов. Как читать мысли без слов? 49 простых правил автора Сергеева Оксана Михайловна

Правило № 28 Симпатия скрыта в жестах Жесты симпатии весьма разнообразны и интересны. У каждого человека свой индивидуальный набор жестов, с помощью которых он привлекает внимание понравившегося ему человека.Мы уже отметили, что мужские и женские жесты симпатии сильно

Из книги Заяц, стань тигром! автора Вагин Игорь Олегович

ЗНАКОМСТВО. СИМПАТИЯ. ДОВЕРИЕ. Умение общаться с людьми - это товар, который можно купить так же, как сахар и кофе… И я заплачу за такое умение больше, чем за что-либо на свете. Дж. Рокфеллер Вы должны действовать на людей, как двойная порция виски.Способны ли вы мгновенно

Из книги Общественное животное [Введение в социальную психологию] автора Аронсон Эллиот

Из книги Человеческая природа и социальный порядок автора Кули Чарльз Хортон

Из книги Игры, в которые играет "Мы". Основы психологии поведения: теория и типология автора Калинаускас Игорь Николаевич

Общественные отношения - отношения межличностные Общественные отношения есть прежде всего отношения межличностные. Значит, набор моделей поведения одной личности (установочное поведение) обязательно встречается с набором моделей поведения (установочным поведением)

Из книги Психология и психотерапия семьи автора Эйдемиллер Эдмонд

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Методическая процедура «Симпатия», или ПТС («Предпочитаемый тип симпатии») 1. Вступительная часть. Ранжирование портретов.Психолог (раскладывает портреты в порядке нумерации).Психолог: «Посмотрите, пожалуйста, внимательно на этих людей. Они разные по полу и

Из книги ЭСТЕТИКА автора Липпс Теодор

III. Эстетическая симпатия Вследствие этого вышеохарактеризованного самообъективирования в его различных видах, этого отражения моего «я» во внешнем мире, и только вследствие этого объекты становятся эстетически релевантными, т. е. красивыми или безобразными. Они

Из книги Как легко обрести любовь: 4 эффективных шага автора Казакевич Александр Владимирович

Симпатия: самый безумный инстинкт в человеческом обществе? Не так давно американские ученые из Калифорнийского университета выступили с неожиданным заявлением. По их мнению, теория Чарльза Дарвина, согласно которой эволюция всего живого на земле движется по принципу

Из книги Социальная психология автора Майерс Дэвид Дж

Глава 9. Предрассудки: антипатия к другим Предрассудки проявляются в разных формах - в виде предвзятого отношения к нашей собственной группе и в виде неприязни к «либералам с северо-востока» или к «деревенщине из южных штатов», к арабским «террористам» или христианским

Из книги Бог никогда не моргает. 50 уроков, которые изменят твою жизнь автора Бретт Регина

УРОК 14 Если ваши отношения должны храниться в секрете, тебе не нужны такие отношения Был в моей жизни период - лет с двадцати и чуть ли не до сорока, - когда мужчины проходили через меня, как хлебные крошки сквозь гуся. На самом деле я встречалась с одним и тем же мужчиной,

Из книги Друзья, соперники, коллеги: инструменты воздействия автора Гавенер Торстен

Настоящая симпатия! Не так давно я был приглашен на передачу, тема которой звучала так: «Сверхспособности: тайна или сказка?». Представьте себе такой расклад: с одной стороны расположились скептики и абсолютные противники всего, что хотя бы отдаленно связано с эзотерикой,

Из книги Живи с чувством. Как поставить цели, к которым лежит душа автора Лапорт Даниэлла

Отношения с людьми = отношения с жизнью С людьми я _______________Я чувствую себя уязвимой, когда _______________Что постоянно присутствует во мне и никогда меня не покидает _______________Когда я чувствую себя независимой и сильной, я склонна _______________Что я держу в резерве, спрятав

Из книги Гештальт: искусство контакта [Новый оптимистический подход к человеческим отношениям] автора Гингер Серж

Контролируемая вовлеченность и симпатия Гештальт рекомендует отпускание-удерживание и доверие, имея в виду сопровождение клиента в «цикле удовлетворения его потребностей» (см. гл. 4). Это может произойти, если поддерживается теплая и участливая атмосфера –

Когда молчишь в компании человека, который тебе несимпатичен возникает

мысль, что он зануда. Когда же молчишь в компании того, кто тебе нравится, приходишь

к уверенности, что невыносимый зануда здесь именно ты.

Ален де Боттон. Опыты любви

Антипатия как качество личности – склонность проявлять устойчивую не расположенность, неодобрение, неблагожелательное отношение к кому-либо, чему-либо.

Репутация мудреца была столь высока, что многие стремились причислить себя к его приверженцам, хотел он того или нет. Однажды он услышал о том, что четверо особенно неприятных типов отправились повидаться с ним, побуждаемые тем, что смогут называть себя последователями мудреца. Он тотчас же разузнал о симпатиях и антипатиях этих людей. По прибытии они обнаружили, что мудрец носит красный колпак, чрезмерно болтает, ест конфеты и утверждает, что не в состоянии воздержаться от опиума. Менее получаса провели они в его присутствии и больше никогда не упоминали о нём.

Антипатия, как пошутил один юморист, — это когда ты, начиная разговор, думаешь, как будешь избавляться от трупа. Антипатия – безотчетное чувство. Она не обусловливается волевым решением, появляясь, как черт из табакерки, неожиданно и необъяснимо. Смотришь, вроде бы приличный человек, ничего в нем откровенно порочного нет, а ты, всё равно, чувствуешь к нему неприязнь и раздражение (от голоса, запаха, манер поведения, языка тела) и, либо торопишься избежать тягостного для тебя общения, либо встречаешь его холодным, ледяным тоном. Иногда антипатия возникает сознательно. К примеру, человек с позиций своей нравственности и миропонимания дает неблагозвучную оценку поведения другого человека и вызывает у себя осознанную к нему антипатию.

Антипатия – это противоположный от симпатии полюс. «Какой-то есть особый закон внезапного рождения симпатий», — писал английский поэт Джордж Байрон. С антипатиями всё обстоит точно также. Корни антипатии спрятаны в представлениях человека, какими должны быть другие люди. Если существует большой крен реалий от его представлений, возникает антипатия. Он видит в другом человеке отрицательные качества личности, например, коварство, лицемерие, подлость, вредность, лживость, словом, длинный ряд пороков, которые сразу же формируют в сознании устойчивое антипатийное его восприятие.

Антипатия может стать следствием расхождений в мировоззрении, политических взглядах. Помимо этого, человек, заглянув в подвалы своей памяти, иногда накладывает свои плохие воспоминания на другого человека, чем-то напоминающего того, кто причинил в прошлом горе и страдания. Происходит своеобразный перенос, сваливание дурного на подходящую личность. Это ассоциативная антипатия. В таком случае нужно проанализировать, что конкретно тебя раздражает в этом человеке и найти этому логическое объяснение. Зачастую оно бывает настолько комичным, что ассоциативная линейка автоматически ломается.

Антипатия – это неприятие другого. Человек, вызывающий антипатию, не способен что-то доказать, довести до разума. Эго другого человека становится непреодолимым заслоном на пути его слов к душе и разуму. Беда антипатии в том, что ее слова никто не воспринимает. Слова в одно ухо влетают, бегут по поверхности ума и вылетают в другое ухо. Пусть он приводит несокрушимые аргументы, объясняет свою точку зрения так, что было бы понятно младенцу, всё равно – антипатия не позволяет принять его слова. Человек понимает, что антипат прав, но принять это не может. Поэтому необычайно сложно, если вообще возможно, договариваться, достигать каких-то положительных результатов с человеком, вызывающим антипатию.

Визуально антипатия диагностируется по следующим признакам: инстинктивное соблюдение больших дистанций между собеседниками; скрещенные руки или ноги, сцепленные пальцы рук; отсутствие копирования жестов собеседника; взгляд исподлобья, хмурые брови, сжатый рот; напряжение в мышцах, ощущение внутреннего дискомфорта.

Антипатия – признак двойственности ума, признак шараханья в крайности, в чрезмерности и избыточности идеализаций. Она является перекосом в одну сторону. Она не учитывает свою противоположность – симпатию и, тем самым, приучает ум к негативу. Ум начинает мыслить негативно. Ум человека движется между противоположностями и склонен к крайностям. Человек зачастую, видя в другом какой-то недостаток, гиперболизирует его, делает из мухи слона, создает отрицательную идеализацию. Мол, слишком он уродлив и неполноценен. Квазимода в сравнении с ним — красавчик. Словом, антипатия – результат какой-то пристрастности, предвзятости. В одном древнем трактате говорится: «Тот, кто избавился от двойственности ума, от симпатий, антипатий , от любви и ненависти, находится на трансцендентном уровне. С этого момента начинается его духовная жизнь. В противном случае, он будет всегда принимать какие-то догматические идеи».

Человек проявляет симпатию к тем объектам, которые его услаждают и ублажают, и испытывает антипатию к тем объектам, которые могут представлять опасность. Мало того, в антипатийных объектах человек порой видит причину своих неприятностей, видит в них корень своих проблем. Природа позаботилась о том, чтобы каждый остерегался своей противоположности. В животном мире можно встретить обилие антипатии. Френсис Барретт пишет: «Слон дрожит, услышав хрюканье свиней, а лев – кукареканье петуха, пантера не тронет их, если они намазаны куриным жиром, особенно, если в него был добавлен чеснок. Также вражда существует между лисами и лебедями, быками и галками. И некоторые птицы подвержены бесконечной дисперсии, например, галки и совы, коршуны и вороны… В водной среде существует сильнейшая антипатия между дельфинами и водоворотами, кефалью и щуками, каракатицами и лобстером, и последний чуть ли не падает замертво при виде первой, но лобстер разрывает морского угря».

Антипатия, как неприязнь, недоверие или даже ненависть ко многим людям или даже к человеческому роду в целом, называется мизантропией. Мизантроп - нелюдимый человек, страдающий или наоборот наслаждающийся человеконенавистничеством (мизантропией). Данная склонность может являться основой жизненной философии. Слово получило особое распространение после комедии Мольера «Мизантроп». Мизантропу присуще презрение к людским порокам и слабостям, в том числе и к своим собственным. В качестве известного литературного примера можно вспомнить замечательный рассказ О.Генри «Один час полной жизни». Там какой-то лавочник считал, что человек — это ходячее зло, и радовался, когда находил этому очередное подтверждение. Пустое дело убеждать мизантропа в том, что в любом человеке, кроме недостатков, есть и положительные качества личности. Устойчивая антипатия ко всем людям – визитная карточка мизантропа.

Петр Ковалев 2014 год

Общество >> Этика

«Партнер» №5 (152) 2010г.

Тайна симпатии и антипатии

Психология чувств

Григорий Калихман (Дортмунд)

Я дал такое название статье не для того, чтобы заинтриговать читателя. Просто существует некий таинственный феномен, заключающийся в том, что одни люди, казалось бы, без видимых причин нам симпатичны, а другие - несимпатичны.

"Какой-то есть особый закон внезапного рождения симпатий", - писал английский поэт Джордж Байрон. Впрочем, задолго до рождения Байрона выдающийся шотландский экономист Адам Смит (тот самый, труды которого читал Евгений Онегин) пытался сформулировать этот "закон". В 1754 году он опубликовал книгу под названием "Теория нравственных чувств". Эту книгу Смит начинает с определения чувства симпатии и его влияния на отношения между людьми. Согласно Смиту, симпатия - это способность разделять какие бы то ни были настроения и чувствования других людей. Современная психология называет эту способность и, главное, готовность словом "эмпатия". Слово "симпатия" (происходит от греческого sympatheia - влечение, расположение) означает устойчивое одобрительное отношение к кому-либо, проявляющееся в приветливости, доброжелательности и других положительных эмоциях.

О рождении симпатии

Иногда бывает даже так, что чувство симпатии или антипатии может стоить очень дорого. Можно вспомнить такой исторический пример. "Великий людоед всех времен и народов" уничтожил журналиста Михаила Кольцова, одного из самых преданных своих паладинов, и в то же время пощадил Илью Эренбурга и Бориса Пастернака, которых Кольцов оговорил под пытками. По-видимому, они были симпатичны Сталину.

Симпатия является самым простым видом межличностной притягательности. Она не задевает нас глубоко. Можно сказать, что это чувство является поверхностным. Если мы разочаровываемся в человеке, которому раньше симпатизировали, это не причиняет нам особой боли. Мы можем находить симпатичными множество людей любого пола и любого возраста. Следовательно, чувство симпатии не имеет выраженной сексуальной окраски. Во многих случаях симпатия вызывает ответную симпатию. Если кто-то проявляет к нам интерес и восхищается нашими "выдающимися" достоинствами, мы, в свою очередь, начинаем симпатизировать этому человеку. И уж почти наверняка антипатия порождает ответную антипатию. Можно сказать, что несимпатичный человек - это тот, кто не проявляет интереса и симпатии ко мне, такому хорошему и обаятельному.

На начальном этапе возникновения симпатии наиболее существенными являются внешние данные человека и манера его поведения, затем в процессе общения более значимыми становятся его социально-психологические свойства. Как это ни покажется странным, слишком высокий уровень положительных качеств снижает привлекательность, потому что такой человек воспринимается как недоступный и недосягаемый. Его постоянная "правильность" угнетает. Установлена существенная зависимость симпатии от самораскрытия и доверия партнеров друг к другу. При этом очень важным является не только сходство жизненных установок, но и взаимодополняемость личностных свойств, а также сотрудничество, не переходящее в соперничество.

В одном из современных романов описано, как возникло чувство взаимной симпатии между двумя людьми - начальником и подчиненной, которые до того уже больше года работали вместе: "В этот момент что-то изменилось: у них появились отношения, и они оба это явно почувствовали. Наверно, и раньше в их подсознании что-то происходило. А возможно, возникло спонтанно. Кто поймет тайны психологии..."

Что говорит наука

Если уж говорить о тайнах психологии, то наука пытается объяснить, как и почему возникает чувство симпатии между двумя людьми. Какие-то исследователи открыли, что симпатия между двумя людьми может возникнуть, если они находятся друг от друга на расстоянии не более двух метров. Всему виной, видите ли, вещества, выделяемые телом и называемые феромонами, ощутить которые на большом расстоянии очень сложно. Хотите - верьте, хотите - проверьте. А вот в солидной газете Welt am Sonntag в конце 2008 года была опубликована статья под названием "Gentest statt Gespräch" ("Генетический тест вместо разговора"). В статье говорилось о том, что ученые якобы установили, будто чувство симпатии реализуется на генетическом уровне и, проведя соответствующее исследование, можно установить, понравятся два конкретных человека друг другу или не понравятся. Далее сообщалось, что некоторые агентства, занимающиеся знакомствами и подбором супружеских пар, взяли эту теорию на вооружение и внедряют ее в практику.

По-видимому, в этих исследованиях есть какое-то рациональное зерно. В качестве подтверждения можно привести известное высказывание Максима Горького. Отвечая на вопрос писателя Леонида Андреева, что заставляет его (Горького) тратить время на бесплодную борьбу с антисемитизмом, Горький ответил: "Еврей вообще симпатичен мне, а симпатия - явление биохимическое и объяснению не поддается".

Можно предположить, что антипатия по отношению к евреям вообще (а не к какому-то конкретному еврею), которая зовется антисемитизмом, тоже реализуется на биохимическом уровне. Если исходить из такой точки зрения, то антисемитизм (или, если говорить обобщенно, ксенофобия) какого-то отдельно взятого человека вряд ли можно искоренить, так как нельзя изменить его биохимическую природу.

О стойкости подобного рода убеждений (точнее говоря, предубеждений) писала знаменитая американская психотерапевт Джанетт Рейнуотер: "В отрочестве я спорила со своими знакомыми, придерживающимися расистских убеждений, я неистовствовала и проповедовала, исходя из ошибочных миссионерских идей изменить их систему взглядов, что, конечно же, не удалось сделать".

Наблюдая за собой, каждый может обнаружить, что какие-то люди ему нравятся, к другим он испытывает в лучшем случае безразличие, а к третьим - антипатию. При этом иногда бывает даже так, что этих людей мы никогда не встречали, а видели только по телевизору. И если кто-то вызывает у меня немотивированное неприятие и даже раздражение, то более чем вероятно, что я тоже могу вызывать неприятие у каких-то людей. И совсем не обязательно, что люди, которым я несимпатичен, плохие. Просто они другие, и их антипатию следует переносить, по возможности, спокойно. Здесь уместно вспомнить такое высказывание: "Если не всем ты понравиться сможешь делом своим и искусством, лучшим по вкусу придись: плох приглянувшийся всем".

От симпатии до любви

Значительно более сложными чувствами, по мнению психологов, являются любовь и сексуальное влечение, которые далеко не всегда эквивалентны друг другу.

В большинстве случаев любовь начинается с чувства симпатии. Если отрезок времени от возникновения симпатии до зарождения любви является очень кратким, то принято говорить о любви с первого взгляда. Стендаль в своем знаменитом трактате "О любви" писал: "В силу симпатии и некоторых других законов нашей природы, любовь - это просто-напросто величайшее счастье, какое только может быть". Размышляя о сексуальном влечении, Стендаль далее пишет: "После интимной близости между двумя людьми, испытывающими даже не любовь, а всего лишь чувство симпатии, возникает такое доверие, такая легкость общения, такое нежное внимание друг к другу, какие не появятся и после десятилетней симпатии и прочной дружбы".

Процитировав Стендаля, я подумал, что вся эта "лирика", присущая XIX и в значительной степени XX веку, наверно, уже "не работает" в XXI веке, когда интимные отношения между людьми начинаются в столь раннем возрасте, когда они достигли физической, но отнюдь не духовной зрелости. Тот, кто смотрел телесериал "Школа", наверняка пришел к такому же выводу.

Если корни симпатии спрятаны в подсознании, то причины антипатии в большинстве случаев могут быть подвергнуты критическому анализу, чем и занимается современная психология. Эти причины могут быть различными, причем зачастую взаимоисключающими. Нередко нам не нравится в другом человеке то, что нам не нравится в себе. Например, мы боремся с излишним весом или с морщинами. И другой человек служит как бы зеркалом, которое напоминает нам о наших недостатках. Поэтому мы находим такого человека несимпатичным и стараемся его избегать.

Вторая из возможных причин прямо противоположная: нам не нравится в другом то, что мы охотно хотели бы иметь, но не имеем. Например, бездарный человек неодобрительно относится к талантливому коллеге. Или кто-то счастлив в семейной жизни, а у нас "погода в доме" оставляет желать лучшего. И мы, сами того не сознавая, испытываем чувство зависти и нерасположение к этому человеку, находя для этого другие объяснения.

Еще одна из возможных причин антипатии к кому-либо заключается в том, что он чем-то напоминает наши неудачи в прошлых отношениях с другими людьми. Допустим, человек с какими-то определенными модуляциями голоса в свое время произвел на нас неприятное впечатление. Другой человек с такими же модуляциями имеет мало шансов нам понравиться.

Следующая причина заключается в том, что другой человек не похож на нас. Например, щедрому человеку несимпатичен скряга и, наоборот, скупердяй отвергает широкую натуру, а у сдержанного человека навязчивость и развязность вызывают отвращение и отторжение.

Об антипатии

Антипатия, то есть неприязнь, недоверие или даже ненависть ко многим людям или даже к человеческому роду в целом, называется мизантропией. Для мизантропа характерно презрение к распространенным людским недостаткам и слабостям, в том числе и к своим собственным. В качестве известного литературного примера можно вспомнить замечательный рассказ О.Генри "Один час полной жизни". Там какой-то лавочник считал, что человек - это ходячее зло, и радовался, когда находил этому очередное подтверждение. Доказывать мизантропу, что жизнь прекрасна, а человек - это венец творения, означает попусту терять время. Психологи еще не установили, является ли мизантропия врожденным или благоприобретенным свойством.

К счастью, подавляющее большинство людей лишены этого недостатка, и каждый из нас должен благодарить судьбу за то, что она наделила нас способностью испытывать симпатию и счастье в любви, жизни и к людям.


Приятельские отношения возникают, когда знакомые ощущают межличностную привлекательность (симпатию).

Симпатия (от греч. sympatheia - влечение, внутреннее расположение) - это устойчивое положительное (одобрительное, хорошее) отношение к кому- или чему-нибудь (другим людям, их группам, социальным явлениям), проявляющее­ся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи (альтруизму).

Условием возникновения симпатии является территориальная близость. Она создает доступность контактов с другим человеком. А это позволяет людям нахо­дить друг в друге то, что им нравится, что их роднит, оказывать друг другу знаки внимания.

Причины возникновения симпатии могут быть осознанными и малоосознан­ными. К первым относятся общность взглядов, идей, ценностей, интересов, нрав­ственных идеалов. Ко вторым - внешняя привлекательность, черты характера, манера поведения и т. п. Не случайно, по определению А. Г. Ковалева (1970), сим­патия - это малоосознанное отношение или влечение одного человека к другому.

Явление симпатии привлекло к себе внимание еще древнегреческих филосо­фов, в частности стоиков, которые трактовали ее как духовную объективную общ­ность всех вещей, в силу которой люди сочувствуют друг другу. Однако на протя­жении многих столетий симпатия по существу рассматривалась как эмпатия. Отголоски такого взгляда на симпатию, ее смешение с эмпатией можно встретить и сейчас. Например, в словаре социально-психологических понятий «Коллектив, личность, общение» (1987) говорится, что близкой симпатии выступает эмпатия и что «...иногда симпатия ведет к альтруистической помощи, а иногда, напротив, может обусловливать избегание другого человека как источника тревожащих и потому негативных эмоций. Мы можем уклоняться от встречи с определенны­ми людьми, поскольку даже один их вид печалит нас» (с. 96). Ясно, что речь идет о проявлении эмпатии, а не симпатии. Скорее в случае избегания человека надо говорить об антипатии к нему, но и она вовсе не обязательна в описываемом случае.

Определяя природу симпатии и антипатии, американский социолог Дж. Мо­рено (1958) выдвинул гипотезу, что источники симпатии и антипатии носят врож­денный характер и являются результатом tele - таинственной способности притя­гивать к себе людей или отталкивать их. Люди, обладающие tele, занимают в группах,


к которым принадлежат, высокий социальный статус. Таким образом, согласно представлениям Дж. Морено, определенные люди обладают социальной одарен­ностью, которая спонтанно вложена в человека свыше и проявляется в виде пото­ка особых частиц эмоциональной энергии tele, излучаемых этим человеком.


Эта гипотеза подверглась справедливой критике со стороны многих психоло­гов, особенно отечественных, отмечавших, что главным определяющим симпатию или антипатию фактором является поведение человека в процессе взаимодействия с другими людьми, его нравственные и моральные качества, его идейные убежде­ния. В этих взглядах тоже есть известный перехлест. Ф. Ларошфуко справедливо отмечал, что «иные люди отталкивают, невзирая на все их достоинства, а другие привлекают при всех их недостатках» (1971, с. 162). Феномен привлекательности, притягательности для объяснения природы симпатии используется и в настоящее время, но вместо tele Дж. Морено используется другое понятие - аттракция.

Английское слово attraction переводится как «привлекательность», «притяже­ние», «влечение». В психологии этим термином обозначают процесс и результат формирования положительного эмоционального отношения (Г. М. Андреева, 2006). Аттракция - это наличие чувства, отношения к другому человеку и его оценка. Спецификой симпатии и антипатии является то, что они никем специально не устанавливаются, а складываются спонтанно в силу ряда причин психологиче­ского характера.

Одной из таких причин является ассоциация одного человека с другим («ас­социативная симпатия или антипатия»): мы испытываем симпатию к тому, кто похож на симпатичного и приветливого человека, которого мы уже знаем и с ко­торым неоднократно общались, получая от этого удовлетворение, и наоборот, у нас возникает антипатия к человеку, который похож на нашего врага.

Хотя уже в раннем возрасте дети быстро и уверенно определяют свои предпоч­тения, до сих пор не ясны причины, по которым они симпатизируют одним взрос­лым и сторонятся других {Stevenson, 1965).

Поскольку механизм возникновения симпатии во многом остается загадоч­ным, это создает большие трудности для педагогов в воспитании детей и форми­ровании положительного социального климата в детских группах. Как отмечает А. А. Рояк (1974), если дети не любят дошкольника, воспитателю очень трудно разобраться в причинах его непопулярности и порой просто не под силу создать расположение к нему других детей. Понять механизмы формирования симпатии в некоторой степени помогает выявление факторов, способствующих аттракции. По Л. Я. Гозману (1987), ими являются:

Свойства объекта аттракции;

Свойства субъекта аттракции;

Соотношение свойств объекта и субъекта аттракции;

Особенности взаимодействия;

Особенности ситуации общения;

Культурный и социальный контекст;

Время (динамика развития отношений во времени).