Не вдаваясь в анализ многочисленных определений конфликтов, даваемых классиками социологии и современными учеными, приведем следующее определение.

Конфликт – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) и (или) суждений (мнений, взглядов, оценок и т.п.).

Для уяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки и сформулировать необходимые и достаточные условия его возникновения. Представляется достаточным выделить два таких признака.

  • 1. Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов или суждений. Такие мотивы и суждения являются необходимым условием возникновения конфликта.
  • 2. Конфликт – это всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т.п.).

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать необходимые и достаточные условия возникновения (наступления) конфликта.

Необходимыми и достаточными условиями возникновения (наступления) конфликта являются наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними .

Стороны конфликта – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

Предмет конфликта – это то, из-за чего возникает конфликт.

Образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.

Мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).

Позиции конфликтующих сторон – это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе .

Подчеркнем еще раз, что понимание сущности конфликта, его основных элементов субъективно , поскольку осуществляется разными личностями, и иногда бывает достаточным обменяться описаниями своих эмоций, пониманием ситуации, чтобы восстановить взаимопонимание и перевести намечающийся конфликт в конструктивное русло.

Западная концепция конфликта, по-видимому, не выделяет в качестве самостоятельного явления противоречие, наличие проблемы , а именно своевременная диагностика проблем, выявление противоречий и принятие мер на этой стадии и позволяет оставаться в цивилизованных рамках взаимодействия, не допустить развитие конфликта. В социальной сфере запущенная проблема чревата социальным взрывом. В учебнике по управлению персоналом рассматривается спорная ситуация как результат различия во взглядах, восприятии, оценках событий у будущих сторон конфликта. Если спорная ситуация препятствует достижению цели одной из сторон, возникает конфликтная ситуация . В данном контексте спорная ситуация рассматривается как противоречие, а термин "спорная ситуация" можно считать по употреблению синонимом понятия "противоречие".

Условиями перерастания спорной ситуации, противоречия в конфликтную ситуацию являются значимость ситуации для участников взаимодействия (нельзя "махнуть рукой"), наличие препятствий для достижения цели одной из сторон со стороны другой, превышение уровня терпимости одной из сторон к препятствию. Объект конфликта – то, па что претендует одна из сторон (ресурс, статус, роль, право и т.п.). Субъекты конфликта – те же, что и в управлении персоналом, т.е. личности, группы, организация в целом.

Представление конфликта в этой работе таково:

конфликт = конфликтная ситуация + инцидент.

Признаками конфликта определены следующие: наличие ситуации, воспринимаемой сторонами как конфликтная; неделимость предмета конфликта "по справедливости" (необходимо понимать, что справедливость – понятие субъективное), желание участников продолжить конфликт до достижения своих целей, "до победы".

Инцидент – это случай, происшествие (обычно неприятное); столкновение, недоразумение .

Целями конфликта в деловой сфере могут быть достижение (либо сохранение) средств производства, экономической позиции, власти и других ценностей, пользующихся общественным признанием, а также подчинение, нейтрализация либо устранение действительного или мнимого противника. Существенным моментом в понимании причин и факторов конфликта является субъективизм и сознаваемое или неосознанное желание представить свою позицию в лучшем свете.

"Полноценный" конфликт представляет собой процесс, развивающийся по следующим стадиям:

  • 1) предконфликтная ситуация;
  • 2) инцидент;
  • 3) эскалация;
  • 4) кульминация;
  • 5) завершение конфликта;
  • 6) послеконфликтная ситуация .

Известный отечественный ученый-социолог В. А. Ядов определил восемь основных этапов научного анализа конфликтов (имея, правда, в виду, в первую очередь, не конфликтую деловую коммуникацию, а крупный социальный конфликт) .

  • 1. Составление программы изучения конфликтов – подробное, всестороннее и завершенное теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов анализа интересующего явления. Программа – стратегический документ, его обязательный начальный этап. Она играет очень важную роль в достижении поставленных конфликтологом целей.
  • 2. Определение конкретного объекта изучения (выборка). Все множество конфликтов, являющееся объектом изучения, образует генеральную совокупность. Выборка – часть генеральной совокупности, которая реально изучается. В интересах сокращения времени и материальных затрат, которых потребует изучение, выборка должна быть наименьшей. Важным ее

свойством является репрезентативность – способность воспроизводить характеристики генеральной совокупности, существенные для решения поставленных в ходе изучения задач.

  • 3. Разработка методики анализа конфликтов – выработка системы методов и процедур для изучения конфликтов, которая должна соответствовать целям и задачам изучения, обеспечивать получение полной и достоверной информации.
  • 4. Пробное изучение конфликтов производится на небольшой выборке и имеет целью оценку достоверности получаемой информации, доработку программы и методики. Это позволяет повысить достоверность полученной информации, уточнить и даже выдвинуть новые гипотезы, проверить организационную процедуру анализа, дать предварительную оценку эффективности приемов качественного и количественного анализа.
  • 5. Сбор первичной конфликтологической информации. На этом этапе важно изучить все то, что планировалось подвергнуть изучению. Важным элементом является контроль достоверности и надежности получаемых данных.
  • 6. Качественная и количественная обработка собранных данных реализуется за счет содержательного теоретического конфликтологического анализа. Она проводится в соответствии с выдвинутыми гипотезами, по может и выходить за их рамки. Использование математических методов расширяет возможности конфликтолога.
  • 7. Анализ и объяснение полученных результатов заключаются в систематизации собранных и обработанных данных, построении на этой основе описательной и объяснительной модели исследуемого аспекта конфликта. На этом этапе желательно установить систему факторов, влияющих на развитие изучаемого конфликта, вскрыть наиболее существенные закономерности в его динамике.
  • 8. Обоснование и формулировка выводов, практических рекомендаций требует не только использовать информацию, полученную в ходе исследования, но и, опираясь на свой опыт, учитывать знания, имеющиеся по данной проблеме во всех отраслях конфликтологии.

Исследование и управление конфликтом, возникающим в процессе коммуникаций, осложняется дефицитом времени и положением ведущего, когда он является центром внимания, а все участники с нетерпением и любопытством ждут его немедленной реакции. Такой скоропалительно возникающий и развивающийся конфликт скорее может называться "стычкой".

Реализацию научного подхода в ситуации острого противоречия, намечающегося конфликта можно представить в виде последовательности действий.

  • 1. Осознание и фиксация неблагополучия в ходе коммуникации.
  • 2. Экспресс-анализ отклонения от намеченного плана, ожидаемого поведения.
  • 3. Гипотетическая классификация причины отклонения от нормального хода коммуникации, формы отклоняющегося поведения в рамках типологии, разделяемой и принимаемой субъектом коммуникации (ведущим процесс).
  • 4. Экспресс-проверка гипотезы, уточнение причины отклонения, типа деструктивного поведения, получение подтверждения гипотезе или получение новых данных и переквалификация поведения участника коммуникации.
  • 5. Выбор метода регулирования плана, корректировки поведения из числа тех, которым располагает и к которым склонен ведущий (внесение изменений в сроки исполнения плана, ресурсы тех или иных видов, состав участников коммуникации, для корректировки поведения отдельных участников могут быть приняты административные меры либо методы Мицича, метод XYZ, методы медиации, методы поддерживающих коммуникаций, методы борьбы с манипуляторами, можно назначить перерыв, кофе-брейк, перенести продолжение коммуникации на следующий день и т.п.).
  • 6. Осуществление корректировки.
  • 7. Получение результата – либо возврат к прежнему плану, либо разработка откорректированного плана, либо исправление поведения, и тогда продолжение коммуникации, либо неполучение ожидаемого поведения. В последнем случае полезным аспектом является получение новой информации на основе реакции па корректирующее воздействие, после чего корректируются модели, портреты собеседников, вносятся коррективы в процесс либо коммуникация прекращается.
  • 8. Последующие шаги коммуникации. Возможно даже прибегнуть к жестким мерам воздействия, изменить стратегии коммуникации, вернуться на стадию, с которой пошли разногласия, переросшие в конфликт. Иногда приходится отказаться от попыток сотрудничества и начать искать компромисс.

Ведущему необходим высокий эмоциональный интеллект, умение распознавать свои и чужие эмоции и управлять ими, в частности умение отложить реакцию.

Модели поведения в конфликте

Анализ роли и значени участников конфликта

Целью изучения данной темы является анализ всех лиц,

участвующих в конфликте. Среди участников конфликта различают: противоборствующие стороны, подстрекателей, пособников, организаторов, посредников, судей. Все участни­ки различаются своими целями, ролью и значением.

Участники конфликта не представляют собой однород­ную массу, они более-менее структурированы и выполняют определенные социальные роли, в зависимости от собствен- ных интересов и позиций.

_ .„ ^-„^...^.„.^ -„ г.„^ „ г

В любом конфликте обязательно присутствуют противоборствующие стороны - это те участники конфликта, ко­торые непосредственно совершают активные действия друг против друга.

Именно противоборствующие стороны являются стерж­нем конфликта. Если одна из них по какой-либо причине от­падает, то конфликт прекращается или изменяется состав его участников.

Обычно в конфликте участвуют две противоборствую­щие стороны, но их может быть и больше. Каждая из проти­воборствующих сторон имеет свой интерес и свои задачи в конкретном конфликте.

Несмотря на существование различных уровней проти­воборствующих сторон, в конкретном конфликте они инди­видуализированы и незаменимы. Разница лишь в том, что в

112 групповом конфликте незаменимость относится не к лично­сти, а к группе; в геополитическом - к государству (а не к должностному лицу или органу).

Разновидности противоборствующих сторон:

Индивид;

Коллектив;

Этническое образование;

Социальный слой, класс;

Общество;

Государство.

Ранг и значение конфликта не в полной мере зависят от ранга его участников, так как социально более значимы на­правленность и механизм конфликта.

Противоборствующие стороны могут быть неравными, например:

Индивид - группа,

Коллектив - государство,

Индивид - церковь или государство и т.д.

Не всегда сразу можно легко выделить противоборст­вующие стороны из остальных участников конфликта, но вскоре они со всей определенностью проявятся.

Противоборствующие стороны (одна из них, или все) мо­гут на некоторое время выходить из конфликта (например, объявить перемирие, покинуть территориальные границы конфликта и т.д.). Но основная роль противоборствующих сторон в течение развития конфликта остается неизменной.

Социальные роли других участников конфликта: подстре­кателей, пособников, организаторов, посредников и судей - бо­лее эпизодические, но также оказывают исключительно важ­ное влияние на содержание конфликта и его развитие.

Ко второй группе участников конфликта относят тех, кто в силу различных причин заинтересован в развитии кон­фликта. В отличие от противоборствующих сторон, присутст­вие участников этой группы в конкретном конфликте не обя­зательно. Однако, если участники второй группы существуют,



то их роли и влияние на развитие конфликта разнообразны. Обычно в этой группе выделяют:

Подстрекателей,

Организаторов,

Пособников.

Подстрекатель - это лицо или группа (государство, ор­ганизация), которые подталкивают другого участника к кон­фликту. Сам подстрекатель может затем в этом конфликте и не участвовать. Его задача - спровоцировать, развязать кон­фликт между другими сторонами.

Безусловно, подстрекатель обязательно преследует свой определенный интерес, свои цели и задачи.

Древний принцип : «Разделяй и властвуй» извечно торже-
ствует на практике. Общество разделено на конфликтующие
группы, каждая из которых заинтересована в поддержке третьей
силы. Как правило, именно эта третья сила и получает, в конеч-
ном счете, максимальную выгоду от сложившейся ситуации.

Сложность в выявлении подстрекателей заключается в следующем:

Его истинные мотивы могут быть скрыты не только от окружающих, но и от самого себя;

Наличие сознательных и бессознательных элементов мо­тивации поведения;

Попытка скрыть свою неблаговидную роль, подставить под «удар» общественного мнения третье лицо;

Невозможность предугадать все последствия своего пове­дения («нечаянный» подстрекатель).

Пособник - лицо, содействующее конфликту советами, личной помощью, иными способами.

Пособников разделяют на активных и пассивных. Ак­тивные пособники предпринимают определенные действия, прилагают усилия к развитию конфликта. У них есть опреде­ленные интересы, связанные с конфликтом, и их деятельность преследует определенную цель.

Например, журналист публикует статью, которая на­правлена на разжигание межнационального конфликта. Воз-

114 можные цели - привлечение внимания к своему имени, полу­чение гонорара и т.д.

Пассивные пособники - наблюдатели, которые только своим сочувствием, или даже присутствием побуждают про­тивоборствующие стороны к эскалации конфликта.

Во время массовых беспорядков, сопровождающих мно­гие социальные конфликты, множество людей фактически выступают пособниками, бросая предметы, давая советы при­сутствующим. В подобной ситуации основная задача по наве­дению порядка сводится к дифференциации участников и локализации конфликтов.

Порой люди невольно становятся свидетелями ссоры, которая на их глазах приобретает характер конфликта. В та­кой ситуации все ведут себя по-разному:

Стараются помочь конфликтующим разрешить их про­тиворечие неконфликтным способом,

Рады поразвлечься за чужой счет, наблюдая экстраорди­нарное событие, которое не сулит личных проблем и непри­ятностей,

Стараются скорее покинуть место происшествия без ка­ких-либо действий.

Какой бы вариант поведения ни выбрал случайный сви­детель конфликта, следует знать, что вмешательство в кон­фликтное взаимодействие противоборствующих сторон уже произошло. Несмотря на чувства участников и их желания, сам факт присутствия третьих лиц в момент противостояния вынуждает участников совершать действия «на публику», то есть рассчитанные на защиту в глазах общественного мнения своего достоинства и личностной состоятельности. В свою очередь, действия «на публику», как правило, приводят к ужесточению противоборства.

Организатор - это лицо, планирующее конфликт, на­мечающее его развитие и последствия, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников, собствен­ности и др.

Организатор может поддерживать одну из противобор­ствующих сторон, но может быть и самостоятельной фигурой.

Посредники и судьи стремятся разобраться в причинах и обстоятельствах конфликта и по возможности примирить сто­роны или снизить негативные последствия конфликта, влияя своим авторитетом, статусом или применяя иные средства.

Для эффективного выполнения своих социальных ролей посредники и судьи должны быть нейтральными фигурами.

Посредник, в отличие от судьи, не наделен властью при­нимать какое-либо решение, а лишь помогает достичь согласия.

Выявление и исследование интересов и целей участников конфликта

Какие бы конкретные причины ни лежали в основе пове­дения участников конфликта, и в первую очередь, противо­борствующих сторон, в конечном счете, они обусловливают выбор позиции в конкретной ситуации. А за определенной по­зицией участника противоборства скрываются его потребности и интересы. Эти потребности и интересы в случае конфликта оказываются несовместимыми или противоположными.

Основным побудительным моментом, управляющим по­ведением человека, является мотив. Обычно потребности и интересы служат мотивами конкретных поступков.

Потребность или нужда в чем-то, согласно классифика­ции А. Маслоу, подразделяются так:

Физиологические потребности;

Потребности в защите или безопасности;

Потребности в любви или причастности;

Потребности в признании, то есть в результатах и соци­альной идентификации;

Потребности в самовыражении.

Существующие многообразные и даже противоречивые потребности человека складываются в определенную иерар­хию в зависимости от следующих факторов:

Значимости определенной потребности для субъекта;

Достижимости ее в конкретной ситуации и на перспективу;

Количества и качества препятствий на пути ее удовле­творения.

Многие потребности не осознаются субъектом как побу­дительная сила. Интерес представляет собой осознанную по­требность, удовлетворению которой мешают конкретные препятствия.

Субъективные интересы также слагаются в определен­ную иерархическую систему, в которой выделяются домини­рующие (актуальные) и вспомогательные (потенциальные).

При анализе потребностей и интересов участников конфликта стоит учитывать тот факт, что система потребно­стей и интересов каждого человека слагается из следующей совокупности:

1. Общие потребности и интересы, присущие всем людям; для их анализа можно воспользоваться приведенной выше классификацией А. Маслоу.

2. Особенные потребности и интересы, присущие конкрет­ному человеку, как члену определенных социальных общно­стей - религиозных, партийных этнических, корпоративных, культурных, демографических и других (например, юной девуш­ке, мусульманину, жителю Севера, коммунисту, больному сахарным диабетом и так далее).

3. Специфические потребности и интересы, характерные для конкретного человека, которые раскрывают его индиви­дуальность и неповторимость (например, потребность в инсули­не, интерес к культуре Полинезии, обусловленная привычкой по­требность в кубинских сигарах и др.).

Сложность в выявлении потребностей и интересов уча­стников конфликта заключается в том, что они могут быть как реальными и обоснованными, так и основываться на неадек­ватном понимании сложившейся ситуации. В этой связи из­вестный российский конфликтолог А. Зайцев выделяет шесть групп интересов:

1. Действительный интерес, фактически обоснованный и объективно отражающий положение субъекта в конфликтной ситуации и ее возможном завершении.

2. Ценностно-ориентированный интерес, связанный с по­ниманием, как должно быть, и разногласиями по поводу воз­можных решений.

3. Интересы, связанные с ограниченностью ресурсов.

4. Завышенные интересы, связанные с переоценкой имею­щихся сил и неадекватностью предъявляемых другим претензий.

5. Гипотетический, надуманный интерес, основанный на искаженном понимании своего положения в социальном конфликте.

6. Транслируемый интерес, который не является реальным интересом субъекта, представляющего чужой интерес. Субъ­ект в данном случае является объектом манипулирования.

Помимо потребностей и интересов влияние на конфликт оказывают убеждения и ценностные ориентации участников противоборства. Нравственные, социально-политические, эко­номические, правовые, религиозные, эстетические и прочие убеждения и ценности обычно представляют потенциальную, «свернутую» программу возможного поведения. Убеждения и ценности становятся мотивом в случае, если субъекта «заго­няют в угол» прямым вопросом, затрагивающим эту деликат­ную сферу. Субъекту ничего не остается, как на практике де­монстрировать свои убеждения и ценности, порой за счет от­каза от реализации насущных потребностей и интересов.

На развитие конфликта и ролевое распределение также оказывают большое влияние цели участников. В идеале цель должна быть:

Реальной;

Мотивированной;

Логически построенной. Каждый субъект имеет:

Стратегические, или долгосрочные, цели;

Тактические, или краткосрочные цели.

Эти цели исходят не только из сложившейся конфликт­ной ситуации, но выходят далеко за ее пределы. При этом тактические цели участника конфликта зачастую противоре­чат его долгосрочным целям. Однако краткосрочные цели бо­лее способствуют мобилизации усилий субъектов, поскольку ожидаемый результат выглядит вполне осязаемым и довольно легко достижимым.

Особенность конфликтной ситуации отражается на су­ществовании у участников декларируемых и «теневых» целей, между которыми имеется определенное расхождение. Во вре­мя конфликта под влиянием обстоятельств могут актуализи­роваться одни и уходить на «второй» план другие.

Однако интересы и цели не являются абсолютными и неизменными выражениями намерений субъектов безотноси­тельно к ситуации.

Взаимодействие, даже конфликтное, всегда предполага­ет определенное представление о допустимых и возможных интересах и целях других участников взаимодействия. Даже отчаянное желание с помощью конфликта реализовать свои планы не будет воплощено в жизнь, если потенциальный противник воспринимается как очень сильный и способный не только постоять за себя, но и выиграть противостояние.

Таким образом, для возникновения конфликта недоста­точно наличия ситуации, при которой интересы и цели сто­рон противоречат друг другу. Необходимым условием возник­новения конфликта является наличие готовности к конфликт­ному способу решения сложившейся ситуации - установки.

Конфликт приводит к стремлению захватить, отвоевать некую «зону», соответствующую своему самоопределению, ущемить, ограничив интересы другой стороны, или изменить соотношение сил и позицию противника.

Позиция - это способ выражения своего интереса и спо­соб поведения в конкретной ситуации. Очень часто конфликт происходит не столько из-за несовместимых интересов, сколь­ко из-за неприемлемого для противоположной стороны спо­соба выражения своих интересов.

Бывают ситуации, при которой один или несколько субъектов имитируют активность и агрессивность во взаимо­отношениях, при этом субъекты как бы входят в роль непри­миримой стороны, когда конфликта еще нет, либо он уже угас. Чаще всего подобное состояние обусловлено личност­ными амбициями, эмоциональными или характерологиче­скими особенностями субъекта, какими-либо интересами. Следует отметить, что подобное поведение не безвредно, по­скольку само по себе является конфликтогенным.

Конфликт - это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т.д.).

Конфликт - это явление межличностных и групповых отношений. С точки зрения сущности отношений любой конфликт есть проявление противоборства, т.е. проявление активного преследующего определенные цели столкновения тенденций, оценок, принципов, взглядов. С точки зрения целей конфликт есть стремление одержать победу, утвердить защищаемую идею, принцип, поступок, личность. С точки зрения межличностных отношений конфликт представляет собой деструкцию этих отношений на эмоциональном, конгитивность или поведенческом уровне.

Конфликт как сложное явление характеризуется многими параметрами, важнейшими из которых являются - его сущность, структура, причины и динамика.

Структура конфликта. Анализируя структуру конфликта, можно выделить следующие основные его элементы: стороны (участники) конфликта, предмет конфликта, образ конфликтной ситуации, мотивы конфликта, позиции конфликтующих сторон.

Структура конфликта:

Стороны конфликта . Это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

Предмет конфликта . Это то, из-за чего возникает конфликт.

Образ конфликтной ситуации . Это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.

Мотивы конфликта . Это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).

Позиции конфликтующих сторон . Это то, о чем они заявляют в ходе конфликтного взаимодействия.

Конфликты, представляющие собой сложное социально-психологическое явление, весьма многообразны. Это не только позволяет классифицировать конфликты по различным основаниям, признакам, но и помогает ориентироваться в их специфических проявлениях, оценить возможные пути их разрешения.

Конфликт внутриличностный - это конфликт внутри психологического мира личности, представляющий собой столкновение противоположно направленных мотивов (потребностей, ценностей, целей, идеалов)

Внутриличностный конфликт одни из самых сложных психологических конфликтов, который разыгрывается во внутреннем мире человека.

Развитие личности невозможно без преодоления внутренних противоречий, разрешения психологических конфликтов. Внутриличностнные конфликты конструктивного характера являются необходимыми моментами развития личности. Внутриличностные же конфликты деструктивного характера несут серьезную опасность для личности от тяжких переживаний, вызывающих стрессы, до крайней формы своего разрешения - суицида. Поэтому для каждого человека важно знать сущность внутри-личностных конфликтов, их причины и способы разрешения.

Конфликт межличностный - самый распространенный вид конфликта, который охватывает практически все сферы человеческих отношений. В основе межличностного конфликта лежат противоречия между людьми, несовместимость их взглядов, интересов, потребностей.

Конфликт между личностью и группой. Причины такого конфликта всегда связаны: а) с нарушениями ролевых ожиданий; б) с неадекватностью внутренней установки статуса личности (особенно конфликтность личности с группой наблюдается при завышении у нее внутренней установке); в) с нарушением групповых норм.

Конфликт межгрупповой - представляет собой противоборство, в основе которого лежит столкновения противоположно направленных групповых мотивов (интересов, ценностей, целей). Групповые конфликты менее распространены в социальной практике, но они всегда более масштабные и тяжелые по своим последствиям.

Конфликты имеют как негативные, так и позитивные последствия. Если они способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют конструктивными (функциональными). Конструктивным конфликт бывает тогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы.

Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют деструктивными (дисфункциональными). Деструктивный конфликт возникает в двух случаях: когда одна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны; когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его. Чтобы направить конфликты в конструктивное русло, необходимо уметь их анализировать, понимать их причины и возможные последствия.

Конфликты могут быть реалистическими (предметными) и нереалистическими (беспредметными).

Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата.

Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения какого-либо результата, а самоцелью.

Начавшись как реалистический, конфликт может превратиться в нереалистический, если предмет конфликта чрезвычайно значим для участников, а они не могут найти приемлемое решение, справиться с ситуацией.

Это повышает эмоциональную напряженность и требует освобождения от накопившихся отрицательных эмоций. Нереалистические конфликты всегда дисфункциональны. Их гораздо сложнее урегулировать, придать им конструктивный характер.

Процесс развития конфликта проходит несколько стадий, каждая из которых может отличаться напряженностью между конфликтующими и степенью изменения их отношений друг к другу. Некоторые авторы предлагают рассматривать целостно конфликт и процесс его разрешения, выделяя при этом следующие стадии.

Латентная (скрытая) стадия. Возникновение объективной конфликтной ситуации.

Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта

Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критическое и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника и т.д.

Начало открытого конфликтного взаимодействия. Участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования.

Развитие открытого конфликта. Переход к активным действиям, направленным на нанесение ущерба, противнику (заявление, предупреждение и т.д.).

Разрешение конфликта. В зависимости от содержания и глубины конфликта, разрешения конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическое (беседа, убеждения, просьба и т.д.), и административное (увольнения, приказ руководителя, перевод на другую работу и т.д.).

Характеристика основных стратегий поведения в конфликте

Соперничество (борьба, принуждение). Выбор в пользу борьбы отличается стилем поведения, который характерен для деструктивной модели. При такой стратегии активно используется авторитет, власть и т.д. Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, пытается заставить окружающих принять его точку зрения, мнения других его не интересуют.

Сотрудничество. Предполагает совместное решение проблемы, породившей конфликт. При этой стратегии участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Тот, кто опирается на сотрудничество, не старается добиться своей цели за счет других, а ищет решение проблемы. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на основе признаний ценностей межличностных отношений.

Компромисс. Данная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки. Стратегия компромисса не портит межличностные отношения и более того, она способствует положительному развитию. При анализе данной стратегии важно иметь в виду ряд существенных моментов. Конфликт нельзя рассматривать как способ разрешения конфликта, так как это лишь этап на пути поиска приемлемого решения проблемы. Иногда компромисс может исчерпать конфликтную ситуацию, но это возможно лишь при изменении обстоятельств, вызвавших напряженность.

Избегание (уход). Для того, кто придерживается этой стратегии, характерно уклонение от конфликта, его игнорирование. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. Эта стратегия может быть уместна тогда, когда предмет конфликта не имеет существенного значения для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации. Если же предмет спора имеет существенное значение для одной или обеих сторон, но занижен в образах конфликтной ситуации (субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет конфликта как несущественный), возможен рецидив. Межличностные отношения при выборе данной стратегии не подвергаются серьезным изменениям.

Приспособление (уступка). Эта стратегия проявляется в односторонних уступках: действуя совместно с кем-либо, человек уступает другому и не пытается отстаивать собственные интересы, приносит их в жертву противоположной стороны. «Приспособленец» старается не допустить проявления признаков конфликта признавая к солидарности (при этом часто игнорируется проблема лежащая в основе конфликта). При анализе данной стратегии следует учитывать следующие моменты. Избегание является причиной неадекватной оценки предмета конфликта (занижение его ценности для себя) и не ведет к разрешению конфликта.

Избегание оправдано лишь в тех случаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. «Временное перемирие» может стать важным этапом на пути конструктивного разрешения конфликтной ситуации.

Структура конфликта

Основные структурные элементы конфликта

Стороны конфликта - это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

Предмет конфликта - это то, из-за чего возникает конфликт.

Образ конфликтной ситуации - это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.

Мотивы конфликта - это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).

Основными элементами конфликтного взаимодействия являются:

1) объект конфликта;

2) субъекты (участники) конфликта;

3) социальная среда, условия конфликта;

4) субъективное восприятие конфликта и его личностные элементы.

По своему характеру и природе все элементы конфликта могут быть разделены на два вида: 1) объективные (внеличностные) и 2) личностные.

К объективным элементам конфликта относятся такие его составляющие, которые не зависят от воли и сознания человека, от его личностных качеств (психологических, нравственных, ценностных ориентаций и т.д.). Такими элементами являются: объект конфликта, участники конфликта, среда конфликта.

К личностным элементам конфликта относятся психофизиологические, психологические, этические и поведенческие свойства отдельной личности, которые оказывают влияние на возникновение и развитие конфликтной ситуации.

Черты характера личности, ее привычки, чувства, воля, интересы и мотивы - все эта и многие другие ее качества играют огромную роль в динамике любого конфликта. Но в наибольшей степени их влияние обнаруживается на микроуровне, в межличностном конфликте и в конфликте внутри организации.

Среди личностных элементов конфликта, прежде всего, следует назвать:

1) основные психологические доминанты поведения;

2) черты характера и типы личностей;

3) установки личности, образующие идеальный тип индивидуальности;

5) манеры поведения;

6) этические ценности.

Различия названных характеристик людей, их несовпадение и противоположный характер могут служить основанием конфликта.

Позиции конфликтующих сторон - это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.

Конфликт = участники + объект + конфликтная ситуация + инцидент, где участники - это субъекты, непосредственно вовлеченные во все фазы конфликта, непримиримо оценивающие сущность и протекание одних и тех же событий, связанных с деятельностью другой стороны;

объект - это предмет, явление, событие, проблемы, цель, действие, вызывающие к жизни конфликтную ситуацию и конфликты;

конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких участников (сторон), каждый из которых имеет свои цели и мотивы, средства и способы решения лично значимой проблемы;

инцидент - это практические действия участников конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромиссностью поступков и направлены на обязательное овладение объектом обостренного встречного интереса.

Инцидент

Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборств происходит в результате того или иного инцидента (от лат. incidens — случай, случающийся). Инцидент — это тот случай, который инициирует открытое противоборство сторон. Инцидент конфликта слезет отличать от его повода.

Повод — это то конкретное событие, которое служит толчком, предметом к началу конфликтных действий. При этом оно может возникнуть случайно, а может и специально придумываться, но во всяком случае повод еще не есть конфликт. В отличие от этого инцидент — это уже конфликт, его начало.

Например, Сараевское убийство — убийство наследника австро-венгерского престола Франца-Фердинанда и его жены, осуществленное 28 июня 1914 г. (по новому стилю) в городе Сараево, было использовано Австро-Венгрией как повод для развязывания Первой мировой войны. Уже 15 июля 1914 г. Австро-Венгрия под прямым давлением Германии объявила войну Сербии. А прямое вторжение Германии 1 сентября 1939 г. в Польшу — это уже не повод, а инцидент, свидетельствующий о начале Второй мировой войны.

Инцидент обнажает позиции сторон и делает явным деление на “своих” и “чужих”, друзей и врагов, союзников и противников. После инцидента становится ясным “кто есть кто”, ибо маски уже сброшены. Однако реальные силы оппонентов еще до конца не известны и неясно, как далеко в противоборстве может пойти тот или иной участник конфликта. И эта неопределенность истинных сил и ресурсов (материальных, физических, финансовых, психических, информационных и т.д.) противника является весьма важным фактором сдерживания развития конфликта на его начальной стадии. Вместе с тем эта неопределенность способствует и дальнейшему развитию конфликта. Поскольку ясно, что если бы обе стороны имели четкое представление о потенциале противника, его ресурсах, то многие конфликты были бы прекращены с самого начала. Более слабая сторона не стала бы во многих случаях усугублять бесполезное противоборство, а сильная сторона, не долго думая, подавила бы противника своей мощью. В обоих случаях инцидент был бы достаточно быстро исчерпан.

Таким образом, инцидент часто создает амбивалентную ситуацию в установках и действиях оппонентов конфликта. С одной стороны, хочется быстрее “ввязаться в драку” и победить, а с другой — трудно входить в воду “не зная броду”.

Поэтому важными элементами развития конфликта на этой стадии являются: “разведка”, сбор информации об истинных возможностях и намерениях оппонентов, поиск союзников и привлечение на свою сторону дополнительных сил. Поскольку в инциденте противоборство носит локальный характер, весь потенциал участников конфликта еще не демонстрируется. Хотя все силы уже начинают приводиться в боевое состояние.

Однако даже после инцидента сохраняется возможность решить конфликт мирным путем, посредством переговоров придти к компромиссу между субъектами конфликта. И эту возможность следует использовать в полной мере.

Если после инцидента найти компромисс и предотвратить дальнейшее развитие конфликта не удалось, то за первым инцидентом следуют второй, третий и т. д. Конфликт вступает в следующий этап — происходит его эскалация (нарастание).

Межличностный конфликт - это самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Однако причина конфликта - это не только различия в характерах, взглядах, манерах поведения людей (то есть субъективные причины), чаще всего в основе таких конфликтов лежат объективные причины. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы (материальные средства, оборудование, производственные площади, рабочую силу и т. п.). Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не кто-то другой. Конфликты возникают также между руководителем и подчиненным.
Конфликт между личностью и группой возникает тогда, когда кто-либо из членов организации нарушает нормы поведения или общения, сложившиеся в неформальных группах. К этому виду относятся и конфликты между группой и руководителем, которые протекают наиболее тяжело при авторитарном стиле руководства

основные причины возникновения межличностных конфликтов :

1) Наличие противоречий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями отдельных индивидов;

2) Присутствие противоборства между различными личностями, вызванного разностью социальных статусов, уровнем притязаний и др.;

3) Появление и устойчивое доминирование негативных эмоций и чувств как фоновых характеристик взаимодействия и общения между людьми;

4) Несовпадение рассуждений, т.е. несогласие с порядком (последовательностью) умозаключений оппонента, которое в определенных ситуациях приводит к появлению ощущения собственного психологического проигрыша;

5) Особенности восприятия , в ходе которого происходит потеря значительной части информации.

6) Субъективная предрасположенность к конфликтам, которая проявляется в сочетании следующих психологических качеств: неадекватная самооценка, стремление к доминированию, консерватизм мышления, излишняя прямолинейность, критицизм, тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность, обидчивость.

Основными сферами проявления межличностных конфликтов являются коллектив (организация), общество и семья, т.е. социальные общности, в которых большей частью протекает жизнедеятельность человека.



В качестве мотивов возникновения конфликта могут выступать: ·потребности - состояния, создаваемые дефицитом материальных или идеальных объектов, которые стимулируют активность субъекта. ·интересы - представляют собой осознанные потребности, обеспечивающие направленность оппонентов на объект конфликта и способствующие проявлению его конфликтного поведения. ·ценности - совокупность качеств внутренней структуры личности, выступающих для нее особо значимыми и определяющих основу сознания и поведения. Ценности можно разделить на общечеловеческие, культурные, личностные и т.д. ·цели - это осознание возможного результата, к которому должны привести предпринимаемые действия· идеалы - некие обобщенные образы, характеризующие наилучшее состояние объекта, сформированные каждым конкретным человеком на основании обобщения социального и личного опыта и определяющие жизненную позицию. убеждения - система ценностей личности, которая определяет выбор стратегии поведения в соответствии с персональными взглядами, интересами и потребностями.

Мотивы поведения конкретного человека или группы определяются не только внутренними составляющими. Они также возникают исходя из конкретной социальной ситуации, имеющихся социальных условий. Это обусловлено тем, что реформы общества закономерно сказываются на трансформации общественного сознания, что в свою очередь способствует изменению потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов и убеждений конкретных людей, а следовательно и мотивации в целом

основные типы межличностных конфликтов. Ценностные конфликты – это конфликтные ситуации, в которых разногласия между участниками связаны с их противоречащими друг другу или несовместимыми представлениями, имеющими для них особенно значимый характер. Система ценностей человека отражает то, что является для него наиболее значимым, исполненным личностного смысла, смыслообразующим. Например, если речь идет о работе, ценностью будет то, в чем человек видит для себя основной смысл работы (является ли она для него источником средств существования, возможностью самореализации и др.); Конфликты интересов – это ситуации, затрагивающие интересы участников (их цели, планы, устремления, мотивы и т.д.), которые оказываются несовместимыми или противоречащими друг другу. Например, у супругов оказываются разные планы по поводу проведения предстоящего отпуска, начальник намеревается послать в командировку подчиненного, который никак не собирайся отлучаться из города до конца месяца, конфликты, возникающие из-за нарушения норм и правил взаимодействия . Нормы и правила совместного взаимодействия являются его неотъемлемой частью, выполняющей функции регуляции этого взаимодействия, без которых оно оказывается невозможным. Они могут иметь имплицитный (скрытый, подразумеваемый) характер (например, соблюдение норм этикета, о чем необязательно договариваться, следование им считается само собой разумеющимся) или быть результатом особых договоренностей, иногда даже письменных (например, оговоренный вклад каждого из участников в общее трудовое взаимодействие), но в любом случае их нарушение может повлечь за собой возникновение разногласий, взаимных претензий или конфликтов между участниками взаимодействия. Помимо этих параметров, для описания конфликта существенной является такая его характеристика, как острота, которая проявляется в жесткости противостояния сторон. Острота конфликта зависит от ряда факторов, среди которых можно отметить наиболее существенные. К ним относится, прежде всего уже упоминавшийся характер проблем, затронутых конфликтом. Любой конфликт имеет в своей основе существенные для людей проблемы, но степень их значимости может быть различной.