Атомные ледоколы не зря являются гордостью Российского флота, ведь мы единственная страна в мире, которая владеет подобными уникальными машинами. Всего за историю России и СССР в нашей стране было построено 10 атомных ледоколов, 5 из которых сейчас в строю, а так же ведется постройка еще трех атомных ледоколов проекта 22220.

С одной стороны может показаться, что атомный ледокол это слишком дорогая игрушка, но весь ход истории показывает, что создание удобных торговых путей является огромным стимулом для развития стран и регионов. Так уж сложилось, что основные мировые торговые пути всегда проходили мимо нашей страны. У нас конечно были большие торговые маршруты, например знаменитый путь "из Варяг в Греки", но разве можно его было например сравнить с "Великим шелковым путем", а в новое время с развитием мореходства, когда основная торговля переместилась в мировой океан, наша страна и вовсе оказалась далеко от мировой торговли. Однако с развитием технологий у России появилась возможность реализовать весь свой потенциал как транзита между Европой и Китаем. В начале 20-го века была построена Транссибирская железнодорожная магистраль, которая связала Азию и Европу. Товары шли из Китая в Россию и обратно, однако у железной дороги довольно ограниченная пропускная способность, да и самой дешевым видом перевозки товаров был морской.

В настоящий момент объем торговли между Европой и Китаем настолько огромный, что Северный морской путь (СМП) является отличной альтернативой традиционным маршрутам. Если сравнить маршрут через Суецкий канал и Северный морской путь, то скорость доставки товаров может уменьшиться от 7 до 22 дней в зависимости от Порта разгрузки. Однако транзитная перевозка СМП требует ледокольного сопровождения и соответствующей инфраструктуры. И если с инфраструктурой у нас пока не очень хорошо, то с Ледоколами у нас всегда бы полный порядок, а внимание государства к строительству новых кораблей такого типа только подчеркивает важность освоения Северного Морского Пути, главным локомотивом которого выступают Атомные Ледоколы, железные гиганты, способные проводить торговые суда в самых сложных условиях.

Первый атомный ледокол - Ленин

Прежде чем посмотреть на плавающие ныне Атомные ледоколы нельзя не обратить внимание на самый первый корабль подобного типа, построенный в СССР. Мало того что это был первый Ледокол с Атомной силовой установкой, это вообще был первый корабль в мире с Атомной силовой установкой. Проект был разработан в 1953-55 годах, заложен он был 25 августа 1956 года на Судостроительном заводе им.Андре Марти (Адмиралтейские верфи), на постройку ушло 3 года и в декабре 1959 года "Ледокол Ленин" принят министерством морского флота.

Уже в первые годы "Ледокол Ленин" показал выдающиеся результаты, а его мощности и атомная силовая установка позволяли серьезно продлить навигационный период. Автономность плавания составляла 12 месяцев, что так же было очень высоким показателем для судов подобного класса. Однако несмотря на отличные результаты, следующий Атомный ледокол в СССР был построен спустя почти 20 лет

Атомный лихтеровоз Севморпуть

"Севморпуть" уникальное судно. Это не просто ледокол, но еще и транспортное судно, способное самостоятельно доставлять грузы без всякой проводки, если позволяют условия, а атомная силовая установка обеспечивает ему высокую автономность плавания. Введен в эксплуатацию он был в 1988 году, однако долгое время время работал не по прямому назначению, а перевозил грузы из Одессы во Владивосток, и только после нескольких лет подобной эксплуатации он был поставлен на рейсы из Мурманска в Дудинку. В 2013 году уникальный корабль почти вывели из эксплуатации, однако все же было принято решение о восстановлении судна. В мае 2016 года обновленный атомный лихтеровоз вышел в свой очередной рейс.

Водоизмещение тонн - 61880

Длина/Ширина/Высота - 260,1 / 32,2 / 18,3

Мощность силовой установки мВт (лс) - 29,4 (39436)

Таймыр

Уже на следующий год после "Севморпути" в эксплуатацию был введен атомный ледокол Таймыр, основной задачей которого являлась проводка транспортных кораблей в устья сибирских рек. Корпус судна был построен по заказу СССР в Финляндии, а силовая установка была установлена уже в Ленинграде и в 1989 году "Таймыр" был принят в эксплуатацию. В 2018 году первоначальной ресурс силовой установки будет выработан, возможность продления ресурса так же будет рассмотрена, и скорее всего он будет продлен.

Водоизмещение тонн - 20000

Длина/Ширина/Высота - 151,8 / 29,2 / 15,2

Мощность силовой установки мВт (лс) - 18,4х2 (2х25000)

Каждый из атомных ледоколов России имеет свою особенность, так и ледокола "Советский союз" есть один весьма интересный пунктик - он может быть в кротчайшие сроки переоборудован в боевой корабль, и даже какую то часть боевого оборудования он всегда имеет на борту в законсервированном состоянии. Принят в эксплуатацию "Советский союз" так же в 1989 году. С 2010 года ледокол находился в отстое, ремонт и переоборудование требовало серьезных затрат и получить финансирование можно было только под серьезные цели. В 2017 году "Советский союз" вновь выйдет на рейсы и основной его задачей будет снабжение строительства Ямал СПГ. Ресурс корабля продлен до 150 тысяч часов и это как минимум обеспечит ему работу до 2025 года.

Водоизмещение тонн - 22920

Осадка - 11м

Максимальная скорость узлов - 20,8

Вайгач

Атомный ледокол "Вайгач" также имеет свою уникальную особенность - благодаря низкой посадке, он может осуществлять навигацию не только в открытом море, но и заходить в устья сибирских рек. Корпус корабля был построен на финской верфи «Хольстрем Хисталахти» в 1989, после чего он был отбуксирован на Балтийский судостроительный завод им. Серго Орджоникидзе (№ 189), где и был осуществлен монтаж энергетической установки и уже в июне 1990 года ледокол был принял в эксплуатацию. В настоящее время "Вайгач" находится в строю как минимум до 2020 года.

Водоизмещение тонн - 20 700

Длина/Ширина/Высота - 152 / 29,2 / 15,2 м

Осадка - 8,1 м

Мощность силовой установки мВт (лс) - 18,4х2 (50000) л.с.

Максимальная скорость узлов - 18,5

Ямал

Атомный ледокол "Ямал" был принят в эксплуатацию уже в современной России в 1993 году. Первоначальное его название было "Октябрьская революция", однако после распада союза посчитали неуместным давать такое имя кораблю и выбрали более нейтральный вариант. В настоящий момент "Ямал" занимается не только проводкой кораблей, но и используется в качестве круизного корабля к северному полюсу, именно поэтому впереди на корпусе и нарисована акулья пасть. Ямал будет находится в составе флота до 2022 года, и скорее всего его ресурс будет продлен после замены соответствующих механизмов.

Водоизмещение тонн - 23460

Длина/Ширина/Высота - 150 / 30 / 17,2

Осадка - 11м

Мощность силовой установки мВт (лс) - 27,6х2 (75000)

Максимальная скорость узлов - 21

class="eliadunit">

50 лет победы

"50 лет победы" - самый новый российский ледокол, принятый в эксплуатацию в 2007 году. Со сроком сдачи он запоздал на 12 лет, и это даже видно по названию. Ледокол был спущен на воду еще в 1993 году, однако на его достройку просто не было денег и строительство заморозили. Возобновили строительство корабля лишь в 2003 году и на достройку понадобилось 4 года. В 2016 "50 лет победы" установил своеобразный рекорд, проведя очень поздний транзитный рейс, который проходил с 21 декабря по 3 января 2017 года. Так же как и ледокол "Ямал", он совершает круизные рейсы к северному полюсу и уже побывал там более сотни раз.

Водоизмещение тонн - 23440

Длина/Ширина/Высота - 159,6 / 30 / 17,2

Осадка - 11м

Мощность силовой установки мВт (лс) - 27,6х2 (75000)

Максимальная скорость узлов - 20,8

Ледоколы проекта 22220

Несмотря на наличие в составе Российского флота атомных ледоколов, современные реалии требуют увеличение скорости перевозок и именно для этого с нуля был разработан проект 22220 ЛК-60Я, который имеет более высокую мощность турбин и так же измененный и улучшенный корпус, что позволит осуществлять навигацию на более высокой скорости, а также пробивать более толстый ледяной покров, чем это делали ледоколы предыдущего поколения. Первый ледокол проекта "Арктика" уже спущен на воду, ввод в эксплуатацию назначен на 2019 год. Всего запланирована постройка трех ледоколов проекта ЛК-60Я.

Водоизмещение тонн - 33540

Длина/Ширина/Высота - 173,3 / 34 / 15,2

Осадка - 10,5 / 8,5

Мощность силовой установки мВт (лс) - 35,4х2 (96000)

Максимальная скорость узлов - 22

Перспективный проект - 10510 «Лидер»

ЛК-110Я крайне амбициозный проект, который постепенно набирает обороты и принимает очертания. На публике уже было представлено несколько вариантов внешнего вида, а так же были афишированы возможные технические характеристики, которые кажутся просто фантастическими. Однако если если пытаться осуществлять навигацию по Северному Морскому пути как можно дольше, и скорость перевозок сделать максимально быстрой, то судно такого класса просто необходимо. "Лидер" сможет пробивать лед толщиной до 4 метров, а максимальное значение у других ледоколов на данный момент это 3м, причем скорость будет не более чем 2 узла при такой толщине льда. Ожидается, что техническая часть проекта будет закончена в 2018 году.

Водоизмещение тонн - 71380

Длина/Ширина/Высота - 209 / 47,7 / 20,3

Осадка - 13 м

Мощность силовой установки мВт (лс) - 62,5х2 (170000)

Максимальная скорость узлов - 20,8

Сравнительная таблица атомных ледоколов России

Название

постройки

Водоизм.

тонн.

Осадка

МОСКВА, 4 окт — РИА Новости, Андрей Коц. Широкий приземистый корпус, угловатая надстройка со скошенной по-военному передней стенкой, мощные дизельные двигатели и Андреевский флаг на корме — в среду стартовали госиспытания , впервые за долгие годы заказанного не гражданскими ведомствами, а Минобороны. Корабль относится к классу вспомогательных и будет нести службу в составе Арктической группировки ВМФ. Ожидается, что стального богатыря передадут военным морякам уже совсем скоро — до конца 2017 года. Об особенностях "Ильи Муромца" и перспективах кораблей этого проекта — в материале РИА Новости.

Шустрый малый

На флоте новинку ждут с большим нетерпением — в составе Северного флота на сегодняшний день нет ни одного собственного многофункционального ледокола. Вместе с тем подобные корабли нужны в Арктике как воздух, особенно учитывая серьезные масштабы военного строительства. Не стоит сбрасывать со счетов и неутихающую политическую "грызню" между северными державами, претендующими на свой кусок арктического пирога. Россия по-прежнему обладает крупнейшим ледокольным флотом в мире, однако "Илья Муромец" выводит его возможности на принципиально новый уровень.

© Фото: пресс-служба "Адмиралтейских верфей" Ледокол "Илья Муромец"

© Фото: пресс-служба "Адмиралтейских верфей"

На первый взгляд, в тактико-технических характеристиках корабля нет ничего особо выдающегося — по сравнению с атомными собратьями он относительно небольшой. По водоизмещению (шесть тысяч тонн) соответствует современному эсминцу, по длине (85 метров) — корвету, по скорости хода (15 узлов) — минному тральщику. Ноу-хау "Ильи Муромца" — принципиально новая главная энергетическая установка, дающая ряд серьезных преимуществ при работе в Арктике. Она состоит из четырех дизель-генераторов общей мощностью 10 600 киловатт, которые питают два гребных электродвигателя мощностью 3500 киловатт каждый, установленных в отдельных винторулевых колонках. Они вынесены на внешнюю поверхность корпуса и могут вращаться на 360 градусов. Таким образом, "Илья Муромец" может двигаться в любом направлении — хоть вперед, хоть назад, хоть вбок, хоть наискосок, что позволяет ему быстро менять курс и маневрировать в ледовом поле.

Корабль относится к классу Icebraker6 и способен пробивать себе дорогу через лед до метра толщиной. Конечно, исполинские атомоходы способны и на большее. Но своих дизель-электрических собратьев "Илья Муромец" оставляет далеко за кормой по множеству ключевых показателей. Во-первых, на одной штатной "заправке" ледокол может пройти целых десять тысяч морских миль, то есть "сгонять" по Севморпути туда и обратно. Во-вторых, "Илья Муромец" будет способен находиться в автономном плавании до 60 суток. По обоим показателям ледокол значительно превосходит подавляющее большинство российских надводных боевых кораблей, за исключением разве что тяжелого атомного ракетного крейсера "Петр Великий". Для судоходства в Арктике автономность и дальность плавания являются важнейшими характеристиками, так как на пути далеко не всегда можно заправиться или пополнить запасы воды и продовольствия.

Универсальный солдат

"Илья Муромец" — настоящий трудяга, способный решать широкий круг задач. Он может длительно патрулировать районы арктической зоны, буксировать корабли, прокладывать для них путь во льдах, снабжать береговые базы и аэродромы всем необходимым, а также участвовать в гидрографических исследованиях. О перспективном ледоколе ранее высоко отзывался адмирал Виктор Чирков, командовавший ВМФ России до 2016 года.

"Когда проектировался этот корабль, в него закладывались характеристики даже не сегодняшнего, а завтрашнего дня, — подчеркнул адмирал 23 апреля 2015 года на "Адмиралтейских верфях" во время закладки "Ильи Муромца". — Это мореходность, маневренность, многофункциональность и совершенно новый электрический принцип движения. Реализован концептуальный принцип кораблестроения, заложенный в кораблестроительной программе на период до 2015 года, — это многофункциональность".

Именно универсальность превращает обычный с виду ледокол в "мастера на все руки", способного не только решать навигационные и транспортные задачи, но и участвовать в боевых операциях. Кроме экипажа (32 моряка), "Илья Муромец" может взять на борт 50 морских пехотинцев с полной боевой выкладкой. Корабль оснащен вертолетной площадкой для приема многоцелевых вертолетов Ка-27. Общая грузоподъемность ледокола — 500 тонн, а объем его трюмов, в которых можно перевозить гражданское и военное снаряжение, составляет внушительные 500 кубических метров. Погрузка всего необходимого на корабль проводится с помощью 21-метрового крана, установленного на палубе.

Дальше — больше: в проект ледокола заложена возможность монтажа бортового вооружения, в частности корабельных скорострельных артиллерийских установок АК-630, АК-230, АК-306. Теоретически на ледокол можно повесить и ударные функции. Грузовая палуба на юте площадью 380 квадратных метров предназначена для перевозки грузов в стандартных 20- и 40-футовых морских контейнерах. В одном из них может скрываться ракетный комплекс Club-K — модификация хорошо известных "Калибров". В контейнере умещается как сама пусковая установка, так и пункт управления. Таким образом, "Илью Муромца" можно очень быстро превратить в достаточно грозного бойца, обладающего еще одним существенным преимуществом над всеми потенциальными конкурентами.

© "Адмиралтейские верфи"


© "Адмиралтейские верфи"

"Неожиданно для западных военных специалистов российская система глобального позиционирования ГЛОНАСС в Арктике оказалась значительно эффективнее GPS, — рассказал РИА Новости главный редактор журнала "Оборонно-промышленный потенциал" Виктор Николаев. — GPS при позиционировании в регионе дает погрешность порядка 800 метров. Северный морской путь — очень тяжелый для мореходства. Там сложная, постоянно меняющаяся ледовая обстановка, есть мели. Поэтому такая погрешность — очень серьезная. ГЛОНАСC здесь работает в разы точнее".

Преемник

Вместе с "Ильей Муромцем" флоту позже будут переданы еще четыре аналогичных ледокола проекта 21180 — два для Северного флота и два для Тихоокеанского. Кроме того, к 2020 году для ВМФ России будет построен патрульный корабль арктической зоны "Иван Папанин" проекта 23550. Его вооружат противокорабельными ракетами и универсальной 100-миллиметровой пушкой АК-190, которая сможет пробивать до полутора метров льда. Ожидается, что головной корабль серии вступит в состав флота в 2021 году. Второй ледокол, получивший название "Николай Зубов", будет заложен в 2018 году.

© Инфографика


Россия обладает единственным в мире атомным ледокольным флотом, призванным на основе применения передовых ядерных достижений решать задачи обеспечения национального присутствия в Арктике. С его появлением началось настоящее освоение Крайнего Севера . Это обусловлена тем, что все северные границы государства — морские и проходят они по водам Северного Ледовитого океана, моря которого почти весь год покрыты льдами , за исключением части Баренцева моря.

Для России во все времена Северный морской путь, проходящий вдоль северного побережья страны, являлся стратегической магистралью , по которой можно перевозить грузы, перегонять суда и военные корабли с запада на восток страны и обратно. Это самый короткий путь из Европы в Японию и Китай.

До 1960-х годов навигация в Северном Ледовитом океане была три — три с половиной месяца. Небольшая мощность энергетических установок не позволяла судам форсировать тяжелые льды ранней весной и поздней осенью. Поэтому было решено начать строительство ледоколов с атомными реакторами, которые смогли бы осуществлять круглогодичную ледовую проводку в Арктике .

С 1971 по 1992 годы на Балтийском заводе в Ленинграде были построены атомные ледоколы второго поколения "Арктика", "Сибирь", "Россия", "Советский Союз" и "Ямал". С 1982 по 1988 год на Керченском судостроительном заводе "Залив" был создан лихтеровоз-контейнеровоз "Севморпуть". Атомные ледоколы "Таймыр" и "Вайгач" строились по заказу СССР на судостроительной верфи компании "Вяртсиля" (Wartsila) в Финляндии с 1985 по 1989 год. При этом использовались советские оборудование (силовая установка) и сталь. "Таймыр" был принят в эксплуатацию 30 июня 1989 года, а "Вайгач" — 25 июля 1990 года. Благодаря уменьшенной осадке они могли обслуживать суда, следующие по Северному морскому пути с заходом в устья сибирских рек .

В настоящее время в состав атомного ледокольного флота входят: два атомных ледокола с двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью 75 тысяч лошадиных сил ("Ямал", "50 лет Победы"), два ледокола с однореакторной установкой мощностью около 50 тысяч лошадиных сил ("Таймыр", "Вайгач"), атомный лихтеровоз-контейнеровоз "Севморпуть" и пять судов технологического обслуживания.

Остальные атомоходы выработали свой технический ресурс и выведены из эксплуатации ("Ленин" в 1989 году, "Сибирь" в 1992 году , "Арктика" в 2008 году , "Россия" ). В 2017 году было принято решение утилизировать атомоход "Советский Союз", хотя ранее .

У действующих российских атомных ледоколов были выполнены работы по продлению срока эксплуатации реакторных установок. Эксплуатацию атомохода "Вайгач" намечено завершить на рубеже 2023-2024 годов, "Таймыра" — в 2025-2026 годов, "Ямала" — 2027-2028 годов. Завершение эксплуатации атомного ледокола "50 лет Победы" отнесено за 2035 год.

Вместо выбывающих атомных ледоколов в строй войдут строящиеся сейчас более совершенные, проекта 22220 "Арктика", "Сибирь" и "Урал".

Ледоколы проекта 22220 имеют, кроме ядерной установки, электродвигательные системы, что значительно удешевляет его эксплуатацию и облегчает работу экипажа. Реакторы работают не только на паровые турбины, которые в свою очередь вращают гребные валы, они выступают в роли электростанций, подающие ток всем потребителям судна, в том числе и двигателям. И этим они . Ледоколы проекта 22220 смогут проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая по ходу движения лед толщиной до трех метров. Новые корабли , перевозящих углеводородное сырье с месторождений Ямальского и Гыданского полуостровов, шельфа Карского моря на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Двухосадочная конструкция судна с регулируемой глубиной погружения позволяет использовать его как в арктических водах, так и в устьях полярных рек.

"Арктика" и "Сибирь" уже спущены на воду, а "Урал" . "Арктику" планируется сдать в первой половине 2019 года, "Сибирь" и "Урал" — .

Кроме того, готовится проект нового, еще более мощного российского атомного ледокола 10510 "Лидер" мощностью 120 мегаватт. Основными задачами новых атомоходов-лидеров должны стать обеспечение круглогодичной навигации по Северному морскому пути и .

Без современных ледоколов невозможно решение многих социально-экономических задач, которые стоят перед Россией в Арктике. Это включает в себя развитие Крайнего Севера, реализацию нефтегазового потенциала арктического шельфа России, проведение геолого-разведочных работ по исследованию арктических шельфовых районов, обустройство месторождений и всей обслуживающей инфраструктуры, а также эффективную эксплуатацию и вывоз добытой продукции.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

По сравнению с другими государствами, желающими использовать богатства Арктики, Россия находится в более выгодном положении. Преимущество заключается в наличии атомного ледокольного флота, которого нет ни в одной стране мира, а также большого опыта работы в высоких широтах.

С целью прочно закрепить позиции Военно-Морского Флота России в Арктической зоне руководством страны было принято решение построить головной военный ледокол. «Илья Муромец» проекта 21180 станет первым многофункциональным судном, созданным в интересах российского ВМФ и Министерства обороны в последние сорок пять лет.

Всего планируется пополнить Северный и Тихоокеанский флоты четырьмя вспомогательными суднами. При этом ледоколы будут строиться как отдельная серия. Одним из них станет ледокол «Илья Муромец» проекта 21180. Фото корабля представлено в статье.

История создания

В свое время работниками "Адмиралтейской верфи" был построен «Илья Муромец» (проект 97). На Тихоокеанском флоте он служил с 1965 по 1993 год. За историю Советского Союза на основе данного ледокола было построено не менее 32 суден. Все они предназначались исключительно для военных целей. Восемь из них выполняли задачи пограничных сторожевых кораблей, а один объект использовался в качестве гидрографического судна. В отличие от своего аналога ледовые корабли проекта 21180 создаются как многофункциональные. Они могут использоваться как военными, так и военно-научными экспедициями.

Что собой представляет корабль?

Ледокол «Илья Муромец» проекта 21180 является однопалубным многофункциональным российским вспомогательным дизель-электрическим судном. Он принадлежит к кораблям нового поколения, использующим мощные энергетические комплексы и современные гребные электроустановки. Кроме того, по планам российских разработчиков, наличие расширенных функциональных возможностей и помещений больших объемов должно стать одной из характерных особенностей ледокола «Илья Муромец».

Разработчики

Техническое проектирование нового ледокола «Илья Муромец» производилось сотрудниками ОАО конструкторского бюро по проектированию судов «Вымпел» под руководством главного конструктора М. В. Бахрова. Рабочей конструкторской документацией занимались сотрудники предприятия «Адмиралтейская верфь», с которым 21 марта 2014 года Министерство обороны России заключило договор. Судно разрабатывалось под техническим проектом № 21180.

Закладка корабля

Строительные работы осуществлялись с учетом всех требований, изложенных в Государственной программе по военному кораблестроению. В апреле 2015 года на предприятии «Адмиралтейская верфь» была проведена церемониальная закладка военного ледокола «Илья Муромец».

По заявлению главкома ВМФ РФ адмирала Виктора Чиркова, закладка ледокола осуществлялась с учетом характеристик, присущих кораблям завтрашнего дня. Уже через год данное судно было спущено на воду, где по сегодняшний день на нем осуществляются достроечные работы.

Когда судно будет готово?

Согласно планам разработчиков, ледокол «Илья Муромец» после завершения всех конструкторских работ будет проходить обязательные испытания. Предположительно, они состоятся в октябре 2017 года. Затем, как и планировалось, ледокол «Илья Муромец» направят в Арктическую зону для несения службы в составе ВМФ России.

Как собираются использовать судно?

Ледокол «Илья Муромец» доставят в Арктическую зону для эффективной самостоятельной ледовой проводки боевых судов и кораблей российского ВМФ. Корабль будет выполнять следующие задачи:

  • Патрулировать территории Арктической зоны.
  • Осуществлять буксировку других кораблей.
  • Транспортировать грузы. Для этой цели планируется использовать грузовой трюм корабля, а также палубы, на которых будут установлены специальные контейнеры-рефрижераторы. Погрузочно-разгрузочные операции станут возможны благодаря установленному на корабле 21-метровому крану грузоподъемностью 26 тонн. Дополнительно на ледоколе будет установлен кран-манипулятор. Его грузоподъемность будет составлять две тонны. Носовую часть судна планируют оснастить вертолетной площадкой. На палубе ледокола имеется место для многофункционального рабочего катера БЛ-820, использующего надувной борт.
  • Ледокол будут использовать в качестве перевозчика дополнительных экипажей (в количестве пятидесяти человек).
  • Прокладывать путь по поверхности льда кораблям не ледового класса.
  • Снабжать береговые, островные базы и аэродромы, расположенные в Арктической зоне.
  • Ледокол будет также использоваться учеными при проведении гидрографического исследования.

В случае возникновения чрезвычайных происшествий на аварийных объектах судно задействуют при тушении огня. Специально для этой цели ледокол оснащен двумя лафетными водопенными стволами и пожарным насосом. Также, используя данный насос и многофункциональный катер, можно будет осуществлять локализацию и сбор в случае утечки нефти. Для сбора нефтепродуктов с поверхности воды в ледоколе предусмотрены 400-метровые боновые заграждения.

Таким образом, при помощи ледокола «Илья Муромец» (фото представлено в статье) будет осуществляться базирование и развертывание сил ВМФ России в Арктической зоне. Это позволит усилить военное присутствие РФ в территориальных водах Арктики.

Конструкция

Обычные ледоколы содержат надстройки с вертикальной передней стенкой. Поскольку «Илья Муромец» предназначается и для выполнения боевых функций, его надстройки располагают наклонной передней стенкой. Подобную конструкцию имеют фрегаты и эсминцы. На ледоколе «Илья Муромец» в случае необходимости можно будет устанавливать артиллерийские орудия. Предположительно, в новом ледоколе будет использоваться АК-306. Преимущественно именно этой артиллерийской установкой вооружаются вспомогательные мобилизируемые судна.

В чем уникальность корабля?

Судно «Илья Муромец» обладает показателями, типичными для многих судов ледового класса, обеспечивающих российское военное присутствие в Арктической зоне. Судно характеризируется высокой мореходностью, маневренностью и многофункциональностью. Эти концептуальные принципы были заложены в программе по кораблестроению в 2015 году.

Тем не менее в головном вспомогательном судне имеется свое новшество. Как утверждают разработчики ледокола, оно проявится, когда речь зайдет о дальности плавания и автономности. «Илья Муромец» рассчитан на двухмесячные плавания. По мнению экспертов, данная способность является хорошим показателем для ледокола, не использующего атомную силовую установку. Таким образом, данное судно в состоянии преодолевать расстояния в пределах 12 тыс. морских миль.

Использование новых гребневых винтов

Ледокол оснащен четырьмя дизель-генераторами мощностью по 2600 кВт каждый. Таким образом, общая мощность составляет 10 600 кВт. Отдельные винто-рулевые колонки оборудованы двумя гребневыми электродвигателями. Каждый из них обладает мощностью 3500 кВт. Планируется, что питать их будут четыре дизель-генератора. Уникальность данного ледокола заключается в наличии гребневых электродвигателей, вынесенных за пределы корпуса. Винты, таким образом, получают возможность осуществлять свое вращение на валах на 360 градусов. За счет этого ледокол сможет выполнять движение в любом направлении. Данная способность особенно важна во время пребывания судна среди льдов. Как утверждают специалисты, в Арктической зоне ледоколам очень часто приходится давать задний ход. Для оборудованного гребневыми винтами нового ледокола не будет проблематичным и выполнение бокового хода.

Двигатели

«Илья Муромец» оснащен двигателями, относящимися к типу «Азипод». Данные рулевые колонки используют знаменитые вертолетоносцы «Мистраль» и арктические танкеры проекта Р-70046. В свое время рабочими "Адмиралтейской верфи" было построено также судно «Михаил Ульянов», оснащенное такими же колонками. В российских ледоколах применение двигателей «Азипод» осуществляется впервые. Особенностью «Ильи Муромца» можно считать и то, что он будет оборудован отечественными винто-рулевыми колонками. Их конструированием и производством занимаются сотрудники петербуржского Центрального Научно-Исследовательского Института судовой электроники и технологий.

Тактико-технические характеристики

  • «Илья Муромец» принадлежит к классу ледовых кораблей. Он пригоден к выполнению операций при толщине льда, не превышающей полтора метра.
  • Страна-изготовитель - Россия.
  • Производитель - предприятие «Адмиралтейские верфи».
  • Предназначается для ВМФ РФ.
  • Экипаж состоит из 32 человек.
  • Водоизмещение - 6 тыс. тонн.
  • Длина судна - 84 м.
  • Ширина - 20 м.
  • Высота борта 10 м.
  • Для ледокола характерна осадка 6,8 м.
  • Скорость хода - 11 узлов (экономная) и 15 узлов (полная).
  • «Илья Муромец» способен осуществлять беспрерывное движение при толщине льда не более одного метра.

Заключение

Отсутствие поставок вспомогательных судов для российского военного флота существенно ограничивало возможности его маневрирования в арктических водах. Ожидается, что введение в эксплуатацию ледокола «Илья Муромец» восполнит данный пробел. Как утверждают разработчики, в отличие от своего былинного тезки, ледокол не будет ждать «тридцать лет и три года», а встанет на защиту родины в самое ближайшее время. Ледокол спустят на воду в начале 2018-го.

Новый российский ледокол «Иван Папанин» станет самым необычным среди кораблей этого класса благодаря «вооружению уровня эсминца»

Новый российский ледокол «Иван Папанин» станет самым необычным среди кораблей этого класса благодаря «вооружению уровня эсминца». Об этом пишет аналитик американского издания War is Boring Роберт Бекхусен.

Арктический стражник: каким будет новый боевой ледокол России

О возможном потенциале и вооружении первого многофункционального патрульного ледокола, строящегося для ВМФ РФ

В Санкт-Петербурге 19 апреля на «Адмиралтейских верфях» был заложен первый патрульный ледокол для Военно-морского флота РФ. Он получил имя «Иван Папанин».

Всего Минобороны заказало два корабля ледового класса проекта 23550. «Иван Папанин» должен быть передан флоту в 2019 году, второй корабль - до конца 2020 года.

Технические характеристики этих сторожевиков не имеют аналогов в мире. Как неоднократно отмечали в военном ведомстве, представители этого проекта будут совмещать в себе качества буксира, ледокола и патрульного корабля.

Немецкий журнал Stern уже назвал этот проект «стальным кулаком русской ледовой армады», отметив, что эти корабли будут «доминировать в Северном Ледовитом океане безраздельно». По оценке издания, в последние годы Россия строит много именно малых кораблей, которые оснащены «чрезвычайно тяжелым вооружением».

«Иван Папанин» новый патрульный ледокол для Армии России

ОХРАНЯТЬ И УНИЧТОЖАТЬ

Головной корабль серии «Иван Папанин», заложенный на «Адмиралтейских верфях», спроектирован Санкт-Петербургским конструкторским бюро «Алмаз».

«АДМИРАЛТЕЙСКИЕ ВЕРФИ». СПРАВКА

Старейшее судостроительное предприятие страны в 2014 году отметило 310 лет со дня основания. Со стапелей завода сошли почти три тысячи судов различного назначения, в том числе первый в мире мореходный миноносец, так называемое потаенное судно - прообраз первой подводной лодки. Здесь также были построены легендарный крейсер «Аврора» и первый атомный ледокол «Ленин».

Сейчас петербургское предприятие является центром неатомного подводного судостроения России. На «Адмиралтейских верфях» строятся подлодки проектов 636.3 и 677 «Лада», а также дизель-электрический ледокол «Илья Муромец», который планируется сдать флоту в этом году.

«Иван Папанин» - первый в истории сторожевой (патрульный) корабль ледового класса: ранее нигде в мире подобных боевых ледоколов не строили. У других стран имеются корабли, которые могут «давить» лед, но при этом они не несут на борту оружие.
Подобные корабли собирается строить Канада, но у них будут меньшие возможности, рассказал ТАСС военный эксперт Александр Мозговой.

По своему водоизмещению они близки к российским кораблям проекта 23550. Но наши обладают более широкими возможностями. Тем более мы уделяем большое внимание военным вопросам Арктики, в том числе обороне, развертыванию там Вооруженных сил РФ. Учитывая определенные сложности и экстремальные условия, создание таких ледокольных патрульных кораблей необходимо и целесообразно

По данным открытых источников, российский сторожевик будет иметь водоизмещение около 7 тыс. тонн и длину корпуса 114 метров. Скорость - 18 узлов (33,3 км/ч). Он сможет преодолевать лед толщиной до полутора метров. Дальность плавания - 6 тыс. морских миль (около 11 тыс. км). Корабль оборудуется буксирным устройством и двумя грузовыми электрогидравлическими кранами грузоподъемностью около 28 тонн каждый.

В корпусе «Ивана Папанина» реализованы все последние достижения российского судостроения. Кроме того, корабль оснащен только отечественным оборудованием.

Самое главное, что все оборудование на этом ледоколе будет российским. На других наших ледоколах смешанное, а на этом только российское, и в этом его основное отличие

Патрульный корабль проекта 23550 предназначен для охраны и мониторинга арктических водных ресурсов, конвоирования и буксировки задержанных судов. Также он сможет сопровождать суда обеспечения, участвовать в спасательных операциях и перевозить различные специальные грузы. Боевой ледокол способен не только осуществлять охрану кораблей, но и при необходимости уничтожать неприятельские суда.

АРКТИЧЕСКИЙ КАЛИБР

Строительство подобных кораблей стало следствием активного развития военной инфраструктуры в Арктике. Такую задачу перед армией поставил Верховный главнокомандующий, президент РФ Владимир Путин. Эффективно выполнять военные задачи в арктической зоне такие ледоколы смогут как самостоятельно, так и в составе группировок боевых кораблей.

Надо обеспечить не просто прохождение каравана, а создать условия соблюдения режимов охраны нашего судоходства в соответствии с законодательством. На этом сторожевом корабле будет соответствующее вооружение, которое обеспечит ему выполнение задач
источник в судостроительной отрасли

Пуск крылатой ракеты «Калибр-НК»

По открытым данным, ледоколы проекта 23550 получат тактическое ракетное вооружение - российские крылатые ракеты «Калибр-НК».

Как считает Мозговой, на ледоколе может быть установлено восемь пусковых установок «Калибр-НК».

Опыт установки «Калибров» на ледоколы - это впервые такое. Официально это нигде не говорится, но на картинках этих судов, которые распространены в сети Интернет, можно разглядеть в кормовой части два контейнера с пусковыми установками ракет «Калибр», в каждой по четыре
Александр Мозговой — военный эксперт

Специалист отметил, что «Калибры» имеют низкую радиолокационную заметность, а также могут следовать к цели, огибая рельеф местности на сверхмалых высотах. Из-за этого они тяжело обнаруживаются любыми средствами ПВО. Точность поражения цели «Калибрами» составляет несколько метров, несмотря на дальность применения - до полутора тысяч километров.

Там много модификаций. Есть те, которые часть полета осуществляют на одной скорости, а при подходе к цели - сверхзвуковая. Есть вариант, где стреляют дозвуковой ракетой, но большой мощности (450 кг боевая часть). Имеется вариант, когда стреляют по береговым целям (более 1,5 тыс. километров), и есть «стратегические», которые стреляют до 2,6 тыс. километров с ядерным боезапасом
Александр Мозговой — военный эксперт

Наличие комплекса «Калибр» на борту «Ивана Папанина» сделает ледокол многофункциональным боевым кораблем арктической зоны, считает эксперт.

ПУШКА-НЕВИДИМКА

Ледокол также сможет наносить артиллерийские удары по морским и береговым целям - он будет вооружен артиллерийской установкой АК-176МА. Она может размещаться в специальной «угловатой» башне со сниженной радиолокационной заметностью.

По данным газеты «Известия», решение об установке пушек было принято в конце 2016 года и в настоящее время проектные работы завершены: пушка будет стоять в носовой части корабля.

Артиллерийская установка АК-176МА

По данным Петербургского машиностроительного завода «Арсенал», модернизированная артустановка АК-176МА предназначена для вооружения кораблей ближней морской зоны ВМФ. В ней по сравнению с базовой версией более чем в два раза повышена кучность стрельбы, увеличена скорость наведения. Масса пушки стала меньше девяти тонн (у АК-176 - более 11 тонн).

Как отмечают разработчики, 76-мм корабельная установка включена в состав вооружения современных проектов кораблей (22160, 22800, 12418, 23550), а также может устанавливаться на корабли более ранней постройки. Всего до 2020 года ВМФ получит 22 модернизированные артустановки.

«Иван Папанин» также получит и широкий перечень палубного оборудования: от буксирного устройства до мощных грузовых кранов. Предусмотрено базирование многоцелевого вертолета Ка-27 и двух скоростных катеров типа «Раптор».
У нас есть ледоколы, но они выполняют именно патрульные функции. А эти - более серьезные и рассчитаны уже на ведение боевых действий в Арктике и поддержку сухопутных сил и морской пехоты в этом регионе
Александр Мозговой — военный эксперт

В 2016 году на «Адмиралтейских верфях» был спущен другой военный ледокол проекта 21180 - «Илья Муромец». До конца 2017 года он должен войти в состав Северного флота. Однако этот корабль не будет нести на борту вооружения, а вертолет сможет принимать на носовую площадку только временно, так как не оборудован для базирования винтокрылой машины.